На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 15 октября 1955 г., N° 245 (5397). — УУУУУ„,У„,УУУ„,/,„,УУУУ/УУУУУУУУУУУУУ,ГУ,УУ,УУ„УУ,„У,У,У,,,У,*~^„.„„„„„„,У,УУУУу ^M^Gum-Jdoix^husJ Обучение дублёра Корабль — твой дом родной О ГД А н а много д е с я т ­ ков м и л ь в о к р у г н и ч е ­ го не видно , к р ом е о д ­ н о о б р а зны х и б е с к о ­ нечных , со сн еж ны м и гр еб н ям и во лн , ко гд а д а л е к о р о д н а я б а з а , м о р я ки не ч у в ­ с тв ую т с еб я о то р в ан ны м и о т лю б и ­ мой Р о д и ны . П о д н о гам и у них с т а л ь н а я п а л у б а к о р а б л я , а вы соко л а г аф е л е п л ещ е т си н еб елы й ф л а г — с в я ты н я к о р а б л я . — К о р а б л ь — это ч а с ти ц а н аш ей н е о б ’ятн ой со ц и али с ти ч еской О т ч и з ­ ны , родной н аш д ом , — г о в о р я т воины . — З д е с ь мы ж и в ем , уч им с я , а е сли п о тр е б у е т с я , вы йд ем в м оре, ч тобы р а з г р о м и т ь лю б о го а г р е с с о р а , к а к бы си л ьн о ни бы л он в о о р уж ен . П о м е т к ом у вы р аж е н ию п и с а т е л я Л . С о б о л е в а , « к о р а б л ь — а р е н а б о е ­ вы х п од ви го в м о р я к а , его кр еп о с ть и з ащ и т а , его о р уж и е в а т а к е , его с и л а и честь» . П р и д я с л уж и т ь на ф ло т , все мы с н е с к ры в аем ы м во схищ ени ем см о т ­ рим на свой боевой к о р а б л ь , л ю б у ­ ем ся его стройными о б в о д ам и , и з у м ­ л я ем с я с л ож н о с т ью и с о в е рш ен с т ­ вом гро зн ой техники . И зв е с т н о много к о р а б л ей ру сско го и С о в е т ск о го ф л о т а , н а з в а н и я к о т о ­ ры х зо л о ты м и б у к в ам и вп и с аны в герои ч ескую кни гу истории н аш ей Р од и ны . Ты зн а еш ь , м о лод ой м о р я к , к о ­ нечно , о герои ч е ск ом п од ви ге м а ­ л е н ь к о г о «Т ум ан а» . П ом н иш ь , н е д а в н о в г а з е т а х п е ч а ­ т а л и р а с с к а зы о м о р я к а х « В а р я г а » и «П о т ем к и н а » . С к ак о й гордо с тью в сп ом и н али с т а ры е м а т р о сы о своих к о р а б л я х , д е с я т к и л е т д о гл уб о кой с т а р о с ти они б е р еж н о х р а н я т г в а р ­ д ей ски е л ен точ ки , на ко торы х ч е к а н ­ ным зо л о том вы ти сн ены им ен а « В а ­ р я г а » и «П о т ем к и н а » . У чись у них, м о л о д о й м а т р о с , лю б и т ь свой к о ­ р а б л ь , вы со ко , гд е бы ты ни бы л , н ести его честь. А ч ес т ь к о р а б л я з а в и с и т о т п о ­ с то ян н ой готовности к аж д о г о б о е ­ во го п о с та , к аж д о г о м а т р о с а . Е сли ты о тли чн о з н а еш ь в в ер ен н ую т е х ­ нику , ум ел о о б с л у ж и в а еш ь ее в с л ож ны х у с л о в и я х — з н а ч и т б о л е ­ еш ь з а ч е с т ь и с л а в у к о р а б л я , с т р е ­ м иш ь с я к том у , чтобы он с т а л п е р е ­ д о вы м , л у чш им н а ф ло т е . Е сл и ты вы с о к о д и сц и п л и н и р о в ан , и сп о л н и т е ­ л ен , хо р ош о в е д еш ь с е б я н а б ер егу , п р о я в л я я этим з а б о т у о чести своего к о р а б л я , — з н а ч и т лю б иш ь к о р а б л ь , з н а ч и т д о р о ж иш ь п оч етным з в а н и ем с о в е тск о го м о р я к а . Н а н аш ей л о д к е с л у ж и т с т а рш и н а 2 с т а т ь и А р гун о в . П р иш е л он совсем н еопы тным , а с ей ч а с в о зм у ж а л , п о ­ л у ч и л кр еп к ую з а к а л к у в д а л ь н и х м ор ски х п о х о д ах . С т а рш и н а— к л а с ­ сны й сп ец и ал и с т , н а г р аж д е н з н а ­ к ом «О тли чны й п од во д н и к » . М о р я к б е зу п р еч н о о б с л у ж и в а е т сво е з а в е ­ ды в ан и е , ум ел о в о сп и ты в а е т п о д чи ­ н енны х . Н е д а в н о по п р е д л ож ен ию с т а рш и ны 2 с т а т ь и П е р х и н а м о т о ­ ристы , р у к о в о д им ы е А р гун овым , п р о и зв о ди л и р ем о н т одн о го а г р е г а ­ т а . П р и вы п о лн ени и р а б о т м ор яки п о к а з а л и м а с т ер с т в о и н а х о д ч и ­ во сть . Э то п ом о гл о с эк о н ом и т ь м н о ­ го г о с у д ар с т в ен ны х ср ед с тв . Р ем о н т бы л с д ел а н с вы соким к ач ес твом . П о д в о д н а я л о д к а ч ер е з н екоторое в р ем я вн о в ь м о гл а выйти на вы ­ п олн ени е у ч еб н о -б о е вы х з а д а ч . В н а п р яж е н н ом , к роп о тли вом т р у д е м о р я к о в , в их с тр ем л ен и и к а к м ож н о бы стр ей о б е сп ечи ть ход л о д ­ к е п р о я в и л и с ь со зн ан и е воин ско го д о л г а , лю б о в ь к р о д н ом у к ор аб лю . В ам , м о ло ды е м а т р о сы , вв ер ен а с л о ж н а я б о е в а я т е х н и к а . О б с л у ж и ­ в а т ь ее н а д о ум ею чи . П о э т ом у вы д о л ж н ы н ас той чи во и з у ч а т ь военное д ел о , п е р е н и м а т ь опы т с тарш и х , уч и ть с я у них б о е в ом у м ас т ер с тв у . К о р а б л ь — м ех ан и зм с л ож ны й , он т р е б у е т б е р еж н о г о у х о д а . Е сли м о р я к лю б и т его , — з н а ч и т б у д е т с о д е р ж а т ь сво е з а в е д ы в а н и е в ч и с ­ то т е и п о р я д к е . к а к это д е л аю т с т а рш и н а 2 с та ть и П а л к и н , старш и й м а т р о с О сип о в и д р у ги е п ер едо вы е воины . Х орош о п о д го то в л ен н о е з а в е ­ д ы в а н и е не п о д в е д е т ни в ш торм е , ни в бою . П о йм и это , б у д ь т р е б о в а ­ т ел ьны м к с еб е д о м елочей . Т щ а ­ те л ьн о о см а т р и в а й м а т е р и ал ь н ую ч а с т ь п ер ед п оходом . В е д ь к о р а б л ь со с то и т из м н ож е с т в а з а в е ды в ан и й , в чи сло ко торы х вх о д и т и твое. О т к аж д о г о из н а с з а в и с и т усп ех р еш е ­ ни я з а д а ч и , п о с т а в л ен н о й п ер ед к о ­ р а б л ем . Твой к о р а б л ь с лю б о в ью и с т а р а ­ нием с о з д а в а л и кр еп ки е руки р а ­ бочих . Они н а д ею т с я , что мы , в о и ­ ны , о п р а в д а е м их д о в ер и е . Ц ени это , м о лод ой м а т р о с . Л ю б и свой к о р а б л ь , свой пост, со в ерш ен с тву й п р а к т и ч е ­ ски е н а вы ки , в п о х о д ах о т т ачи в ай б о е во е м а с т ер с тв о . П ом ни , что на к о р а б л е мы о х р а н я ем с ам ы е с е ­ в ерны е гр ан и цы с т р аны с о ц и а л и зм а . З д е с ь о в л а д е в а е м сп ец и ал ьн о с т ью , в к р у гу своих боевы х д р у з е й у ч и м ­ с я м о р ск ом у д е л у , з а к а л я е м свою волю , п р и о б р е т а ем к а ч е с т в а н а с т о я ­ щ его м о р я к а - с е в е р о м о р ц а , готово го п о б еди т ь лю б ую стихию , а если н уж н о , в с туп и ть в бой с лю бым а г ­ р ес сором и у н и ч тож и т ь его. Н а к о р а б л е , у ч а с ь на п о л и т з а н я ­ ти я х , с л у ш а я л екц и и и беседы , мы п о вы ш а ем свою к омм уни с ти че скую с о зн а т е л ь н о с т ь , со в ерш ен с тву ем по ­ ли ти ч е ск и е зн а н и я , р а с тем в к у л ь ­ турн ом о тнош ении . Н аш к р у го зор с т ан о ви т с я ш и р е , мы у зн а ем много ново го , ин тер есн о го . А с ам о е г л а в ­ ное: на к о р а б л е м о р я к во сп и ты в а е т в себе вы соки е м о р ал ь н о -б о е вы е к а ­ ч ес т в а , н еобходимы е д л я победы в со вр ем ен н ом бою . В е д ь к о р а б л ь— не то л ь к о н аш д ом , а с ам о е гл а вн о е — з ащ и т а м ор ски х р у б еж ей О т ч и з ­ ны . М ы я в л я е м с я и сп о лн и тел ям и воли Р о д и ны , п р и к а з которой д л я м о р я к а с в я т . П ом ни об этом , м о л о ­ д о й м атро с . Старшина 2 статьи А. ЧУПИКОВ, специалист первого класса, награжденный знаком «Отличный подводник». Сейчас на кораблях немало молодых матросов, которые «выполняют обязанно­ сти дублеров. Молодые моряки не имеют еще практических навыков, недостаточно разбираются в сложной технике. Задача старослужащих воинов, мастеров своего дела —- передать им богатыП прак­ тический опыт. Необходимо всегда пом­ нить: сегодняшний дублер — это зав­ трашний специалист, которому предстоит самостоятельно править ходовую вахту. Прошло не так много времени, когда наш дружлын матросский коллектив ма- шинистов-турбинистов принял в свои ря­ ды молодое пополнение. Сразу же в куб­ рике завязались дружеские беседы. Ста­ рослужащие матросы, опытные специали­ сты, рассказывали новичкам о морских походах, о службе на корабле, о достиже­ ниях неделовых воинов машинной коман­ ды. Здесь же были даны советы, как бы­ стрее научиться грамотно обслуживать технику. В одной такой дружеской беседе пере­ довой маневрист корабля комсомолец стар­ ший матрос Рысаов близко познакомился, с молодым матросом Тумаковым. Они вме- г,те спустились в машинное отделение, где Рысаев рассказал молодому воину о распо­ ложении и назначении механизмов. Затем он сказал молодому матросу: — Вот видите, это все нужно знать, причем знать так. чтобы в любую труд­ ную минуту вы могли стать к любому тгз механизмов и умели заменить своего то­ варища. Воин немного смутился: за короткое время ему придется многое познать, нау­ читься грамотно обслуживать эту техни­ ку. Увидя смущение на лице молодого ма­ троса, опытный моряк Рысаев понял, в чем дело. — А вы не волнуйтесь, поможем. Но, конечно, и вам нужно много и настойчи­ во потрудиться. На следующий день командир назначил матроса Туманова дублером у маневровых устройств, где заведующим старший ма­ трос Рысаев. Имея большой опыт обуче­ ния молодых матросов, Рысаев наметил план, в котором были изложены вопросы правильного и быстрого обучения дублера несению ходовой вахты. А (вахта у манез- рсзого устройства является одной пз са­ мых ответственных на корабле. Она тре­ бует от вахтенного отличного знания инструкции по обслуживанию, высокой натренированности. В первый день Р ы - . саев рассказал молодому матросу, каким должен быть маневрист, привел много на­ глядных примеров пз своей практики по несению вахты. Старший товарищ дал матросу тетрадь и сказал, что надо начертить все систе­ мы. За короткое время, благодаря упорному труду, матрос Тумаков хорошо познал рас­ положение паропроводов и механизмов, устройство автоматического клапана. Правда, сначала он допускал много оши­ бок. но на них своевременно указывал Рысаев. Молодой матрос исправлял прома­ хи. часто спускался в машинное отделе­ ние и упорно тренировался. Хорошо вы­ учив инструкцию по обслуживанию меха­ низмов. моряк во время походов тщатель­ но изучал и действия своего товарища. Прошло некоторое время. Убедившись, что молодого матроса можно допустить к колонке управления по отработке ходов, Рысаев еще раз проверил знание им инст­ рукций и дал добро на самостоятельную вахту при снятии корабля с бочки. Сам он контролировал действия воина. Когда раздался ревун, молодой матрос немного растерялся и не смог своевремен­ но совместить стрелки. Но и здесь Рыса- ев пришел на помощь новичку. Матрос Тумаков отработал хорошо заданный ход, а когда поступило приказание с командного пункта, воин, вместо того, чтобы закрыть клапан, резко открыл его еще больше. Рысаев вмиг устранил ошиб­ ку и об’яснил Тумакову, что нужно быть внимательнее, и снова напомнил о прави­ лах эксплуатации. Матрос почувствовал, что ему предстоит очень много поработать над собой. Все время в походах матрос Тумаков напряженно тренировался в несении от­ ветственной вахты. В этом большую по­ мощь ему оказывал член комсомольского бюро классный специалист старший ма­ трос Пшеннцин. Благодаря напряженной учебе и трени­ ровкам, с помощью старших товарищей, молодой матрос за короткое время добился неплохих 'результатов по несению ходовой вахты у маневрового устройства. С самого момента прихода на корабль он зарекомен­ довал себя высокодисциплннированным воином, исполнительным и старательным в службе. Сейчас матрос Тумаков готовится стать классным специалистом. Старшина 1 статьи П. ПАРАХНЕВИЧ. Шире пропагандировать решения июльского Пленума ЦК КПСС Воины нашей части глубоко изучают исторические решения июльского Пленума ЦК КПСС, являющиеся боевой программой деятельности всего советского народа. Они вызвали новый патриотический под’ем среди личного состава. Коммунисты и комсомольцы ведут активную агитацион­ но-массовую работу, помогают личному со­ ставу лучше понять глубокий смысл этих исторических решений партии, мобилизуя соинов на успешное выполнение задач боевой и политической подготовки. С огромным под’емом тг большой актив­ ностью прошли итоговые политические занятия. Выступая на них, воины гово­ рили о тех конкретных задачах, которые вытекают из решений июльского Пленума НК КПСС для личного состава, подчерки­ вали необходимость еще лучше овладе­ вать новейшим оружием и боевой техни­ кой, отлично выполнять свой воинский долг. Пропаганде решений Пленума был посвящен ряд бесед, которые проводи1!! офицеры Тимчук, Степкин и другие. В связи с подготовкой к отчетно-выбор- ным партийным собраниям в подразделе­ ниях значительно усилилась работа ио пропаганде решений июльского Пленума ЦК КПСС. Многие коммунисты активно включились в агитационную работу. Так, например, коммунист Иванов неоднократно выступал перед матросами и сержантами с беседами. С интересом воины прослуша­ ли его беседу на тему: «Тяжелая индуст­ рия — основа развития всех отраслей народного хозяйства». Тов. Иванов много внимания уделяет также индивидуальной работе с личным составом. Коммунист Иванов постоянно работает над изучением исторических решений партии. Когда в части проводилось с офи­ церами теоретическое собеседование, тов. Иванов выступил с содержательным до­ кладом на тему: «Вопросы рационализа­ ции в свете решений июльского Пленума ЦК КПСС». Свое выступление он тесно увязал с состоянием этого дела в части, подчеркнул, что нам, воинам, необходимо также бороться за рационализацию в во­ енном деле. Активное участие в раз’яснении мате­ риалов июльского Пленрга принимает также коммунист сержант Алишанин. В беседах он рассказывает личному составу о трудовых достижениях советского наро­ да в честь XX с езда КПСС, призывает воинов ответить на производственные успехи трудящихся отличной службой и крепкой вопнекой дисциплиной. Особенно много коммунист работает с молодыми ма­ тросами. Большую помощь командиру в мобили­ зации личного состава на достижение но­ вых успехов в учебе и службе оказывает агитатор комсомолец Терентьев. Недавно агитатор выступил с беседой «Замечатель­ ные успехи советской промышленности». Он рассказал воинам о том, что паша про­ мышленность успешно выполнила пятый пятилетний план, на примерах показал, как развитие тяжелой индустрии двигает вперед все отрасли народного хозяйства. В заключение беседы агитатор призвал воинов ответить на трудовые достижения советских людей повышением боеготовно­ сти, дальнейшим совершенствованием свое­ го мастерства. Недавно личный состав нашей части выполнял учебно-боевую задачу. В период подготовки и проведения ее хорошо пора­ ботали агитаторы Жилкин, Дашкевич, Ти­ мофеев и другие. Онп личным примером и словом воодушевляли воинов на отличное несение вахты. Личный состав при вы­ полнении задачи показал возросшее воин­ ское мастерство. Задачи были решены ус­ пешно. Наряду с некоторыми положительными результатами в агитационной работе есть и недостатки. Пропаганда решений Пле­ нума пока еще не стала повседневной, си­ стематической в деятельности отдельных наших коммунистов п комсомольцев. Возьмем, к примеру, коммуниста стар­ шину Филатова. Он не принимает актив­ ного участия в агитационной работе, не выступает с беседами перед воинами. Не работают с личным составом и такие коммунисты, как тт. Жарков. Романов и другие. Причина этого состоит в том, что сам секретарь партийной организации сла­ бо осуществляет контроль за работой ком­ мунистов ио пропаганде решений июль­ ского Пленума. Такое руководство сказы­ вается и на деятельности некоторых аги­ таторов. Так. например, тт. Хардаминов, Зутис и другие по существу только чи­ слятся в списках, а работы с воинами ни­ какой не проводят. В пропаганде решений июльского Пле­ нума ЦК КПСС важное место отводится наглядной агитащш, стенной печати. Од­ нако у нас в отдельных подразделениях еще до сих пор не было выпущено нп од­ ного номера стенной газеты, который рас­ сказывал бы о том, как воины подразде­ ления конкретными делами отвечают на решение партии, как готовятся к ИХ с’езду партии. Агитационная работа по раз’яснению и пропаганде исторических документов июльского Пленума ЦК КПСС не должна проводиться кампанейски. Необходимо до­ биться того, чтобы все коммунисты и ком­ сомольцы-агитаторы постоянно, система­ тически раз’ясняли личному составу глу­ бокий смысл этих исторических решений нашей партии, мобилизовывали личный состав на достижение новых успехов в боезой и политической учесе, в укрепле­ нии дисциплины и бдительности. От ак­ тивного участия каждого к о м м у н и с т .*: и комсомольца во многом будет зависеть ус­ пех агитационно-массовой работы, ее дей­ ственность. Офицер Н. РОМАШОВ. ГРУППА ПОЛУЧИЛА ХОРОШУЮ ОЦЕНКУ Машшшсты-турбшшсты корабля Н. старшие матросы А. Пашку ров, В. Лыча- ков и матрос М. Алексеев всегда показывают хорошие знания и умение при осмот­ ре и уходе з а механизмами. НА СН ИМ К Е (слева направо ): старшие матросы А. Пашкуров, В. Лычаков и матрос М. Алексеев з а под’емом ротора турбины. Фото И. Никишова. ~ ...Идут итоговые политические занятия. Один за другим выступают воины. Они говорят о значении Военной присяги, о той огромной роли, которую играет Ком­ мунистическая партия в деле строитель­ ства коммунизма в нашей стране, о даль­ нейших перспективах роста промышлен­ ности, о решениях июльского Пленума ЦК КПСС. Рассказывая о значении решений яп- варского и июльского Пленумов ЦК КПСС, матрос Саутенков так выразил свою мысль: — Наша партия и правительство все делают для того, чтобы жизнь советско­ го народа с каждым днем становилась лучше и богаче. Развивая из года в год социалистическую промышленность. Ком­ мунистическая партия добивается тем са­ мым крутого под’ема всех отраслей на­ родного хозяйства, укрепления обороно­ способности любимой Родины. Все слушатели на итоговых занятиях получили хорошие и отличные оценки. Старший матрос Ю. АНТОСЕНКОВ. -о- Комендоры у сп еш н о выполнили задачу На боевой пост доложили о появ­ лении самолетов. Станция произвела поиск цели. Четко выполняют свои обязанности операторы: — Есть цель! — доложил отличник боевой и политической подготовки матрос Марков. Он обнаружил самолет на значитель­ ном удалении. В осевом напряжении расчеты находи­ лись у своих орудий. Сноровисто ^действу­ ют подчиненные младшего сержанта Крыв- цуна. Гремят залпы. Практическая задача комендорами выполнена успешно. Младший сержант В. ГЛЫБОВ. Письма о службе корабельных нарядов 1. Командир проверяет готовность подчиненных Всякий раз, когда на дежурство или вахту предстоит заступать подчиненным капитан-лейтенанта Полетаева, офицер внимательно проверяет готовность каждо­ го матроса к несению службы корабель­ ных нарядов. Он стремится внушить мо­ рякам, какую высокую честь оказывают им, какая огромная ответственность ло­ жится на их плечи. Именно находясь на посту, воин непосредственно и осущест­ вляет свой самый великий и священный долг — стоит на страже государственных интересов Союза Советских Социалистиче­ ских Республик. Где бы ни был его пост — на сигнальном мостике или на камбу­ зе. в котельном отделении или у трапа, в ходовой рубке или у заведывания по бытоустройству. — моряк везде и всегда должен чувствовать личную ответствен­ ность за безопасность Родины. Широк круг обязанностей службы ко­ рабельных нарядов. В задачу ее входят: поддержание на корабле назначенной бое­ вой готовности и готовности к походу; обеспечение внешней и внутренней связи; поддержание установленного распорядка службы и жизни на корабле, порядка и чистоты его помещений: обслуживание механизмов и других средств корабля и выполнение различных хозяйственных работ. Помимо государственного значения службы корабельных нарядов, командир подразделения видит в ней и большую практическую ценность для воинов. Она воспитывает у моряков бдительность, на­ ходчивость, инициативу, выносливость и другие воинские качества, столь необхо­ димые в современном морском бою. Поэто­ му и бывает так требователен офицер к заступающим в наряд подчиненным. Та­ кой же серьезный подход к подготовке матросов для дежурств и вахт он воспи­ тал у своих ближайших помощников — старшин. Взять, к примеру, старшину 2 статьи Бойко. Он не успокоится ло тех пор. пока твердо не убедится, что матрос, назначенный нести службу ко­ рабельных нарядов, глубоко уяснил круг своих обязанностей и полностью подго­ товлен к их практическому выполнению. Если у старшины нет такой уверенности, он добьется, чтобы подчиненного не допу­ стили в наряд. А что может быть позор­ ней для матроса, чем лишиться дове­ рия командира!? Вот какой случай произошел однажды в подразделении. Матросу Швайко предстояло заступить в наряд дежурным рулевым. Его сверст­ ники. вместе с которыми он прибыл в свое время на корабль, уже давно имели допуск к несению дежурной службы по специальности. А Швайко только недавно оказали такое доверие. Да и то почти ни один наряд у него не обходился без заме­ чания. То матрос не в срок определит си­ лу ветра, i4) неточно измерит влажность воздуха, то сломает секундомер. Швайко получал от старшины или от офицера за­ мечания. иногда не обходилось и без взы­ скания. Однако от дежурства его пока еще ни разу не отстраняли. И вот снова, увидев свою фамилию в списке очередного суточного наряда, Швайко не стал утруждать себя чтением устава и инструкции. — Что мне. первый раз дежурить! — (решил матрос. — Сколько можно читать инструкцию! За несколько часов до заступления на дежурство командир отделения рулевых старшина 2 статьи Бойко вызват матро­ са Швайко. — Подготовились в наряд? — спросил он. — Так точно! Ботинки почистил, по­ брился. надраил бляху. — А инструкцию читали? — Да что ее перед каждым дежурством перечитывать? — недоуменно спросил Швайко. — Конечно! Это* не формальное треоо- вание. Нести службу корабельных наря­ дов нешуточное дело. Вы за многое з от­ вете. Поэтому нужно заранее себя прове­ рить. Швайко молчал. — Расскажите свои обязанности на дежурстве. — приказал старшина. — Значит, во-первых, принимать и докладывать прогнозы погоды. — уверен­ но начал Швайко. — Во-первых, значит, делать всякие измерения. — Точнее. Какие?! — потребовал старшина. Матрос после длительной паузы прогово­ рил что-то невнятное и умолк. — Плохо. Очень плохо, — сказал Бойко. — А говорите не обязательно чи­ тать всякий раз инструкцию.. С такими знаниями я вас не могу допустить к не­ сению службы корабельных нарядов. Сей­ час же доложу командиру подразделения и буду просить не допускать вас к дежурст­ ву. Немного помолчав, старшина сказал: — Вы знаете, на войне бывали случаи, когда бдительность дежурного рулового спасала корабль от гибельных последст­ вий. Швайко молча выслушал рассказ командира. ...Зимой 1944 года один наш корабль, возвратившись с боевого задания, встал на якорь в небольшой бухте. Командир предупредил дежурно-вахтенную службу о необходимости быть особенно бдитель­ ными.^ Вблизи находилось минное поле и надо было зорко наблюдать, чтобы ко­ рабль не сорвало с якоря и не снесло на мины. Дежурным рулевым тогда стоял стар­ ший матрос Колесов. Исполнительный мо­ ряк четко выполнял свои обязанности. Замеряя через определенные промежутки времени ветер, он обратил внимание, что скорость его постоянно увеличивается, хо­ тя внешне в бухте это не чувствовалось. Тогда дежурный рулевой стал чаше про­ изводить замеры. Скорость ветра быстро нарастала. Колесов время от времени до­ кладывал об этом дежурному ио кораблю. Тот принял соответствующие меры. До того, как разыгрался шторм, был отдан второй якорь. Благодаря бдительности дежурного рулевого, удалось предотвра­ тить серьезную опасность, угрожающую кораблю. — Так было во время Великой Отече­ ственной войны, — говорил старшина 2 статьи Б о й к о . — А современный бой пред’являет ко всем нам еще более повы­ шенные требования. В нем будут приме­ няться новейшие средства вооруженной борьбы. Значительно выросли сейчас ско­ рости авиации. Исход боя теперь ре­ шают секунды и доли секунд. Поэтому надо всесторонне знать сГое дело и быть особенно бдительными при несении дежурно-вахтенной службы. Какая может быть бдительность у вас, если вы даже своих обязанностей точно не знаете. Разве можно доверить такому матросv судьбу корабля? Конечно, нет. После справедливых упрсков старши­ ны матрос Швайко почувствовал смуще­ ние. Бойко ушел, а он все еще оставался на месте, заново переживая разговор со старшиной. Еще более крутой оборот приняла бесе­ да с матросом Швайко командира подраз­ деления капитан-ле^-ёнанта Полетаева. Матрос вышел из его каюты красный, словно побывал в парной. Вскорс_ весь личный состав уже знал, что Швайко не допустили к дежурству. А тот от стыда не находил себе места, в памяти назойли­ во вертелись слова, сказанные офицером: — Нести службу корабельных нарядов то же. что в военное время выполнять боевое задание. Спросите у фронтовиков, что значит, если человеку не доверили идти в бой. Матрос Швайко забился в самый даль­ ний угол кубрика, достал i i h c t p v k h h i o , устав и принялся читать их. — Нет! Больше со мной такое не слу­ чится. Докажу, что не хуже других могу в наряде стоять! — твердо сказал себе Швайко. И он сдержал свое слово. С тех пор ему много раз приходилось выполнять обязанности дежурного рулевого, и он справлялся с ними успешно. За образцо­ вую службу у него уже есть благодар­ ность. В том, что подчиненные ка питан -гей­ те нлнта Полетаева не имеют замечаний во время несения службы корабельных на­ рядов. немалая заслуга старшины 2 ста­ тьи Бойко. Для командира отделения ста­ ло непременным правилом тщательно про­ верять готовность подчиненных к засту­ плению в наряд. Старшина интересуется не только внешним видом матросов (хотя это имеет большое значение), а главным образом тем. как они изучили i i h c t d y k - ц и ю , устав. Услышав правильные ответы на свои вопросы. Бойко не преминет за­ метить: — Вы хорошо отвечаете. Но помните, что на вахте и на дежурстве придется не отвечать, а действовать. Так сказать, на практике использовать теоретические зна­ ния. Такой серьезный подход к несению службы корабельных нарядов у большин­ ства офицеров и старшин экипажа. Ведь но тому, как личный состав действует на вахте или дежурстве, можно судить обо всей корабельной организации, об уровне боевой готовности. Сейчас, когда согласно приказу Мини­ стра Обороны увольняются в запас от­ служившие положенный срок воины и на их место приходят молодые матросы, на корабле еще требовательней относятся к дежурно-вахтенной службе. Для нович­ ка первая вахта, первое дежурство — большое и важное событие. II командиры подразделений, старшины стараются, что­ бы это событие имело для воинов большое воспитательное значение. Матросы Незлобии. Калинин, Быков прибыли на корабль одновременно. В тот день, когда им предстояло заступить в наряд, их вызвал к себе командир под­ разделения старший лейтенант Гайдук. — Сегодня, как вам известно, вы буде­ те дневалить по кубрику, — обратился к ним командир. — Надеюсь, все читали инструкцию? Последовал утвердительный ответ. Офицер опросил матросов, как они по­ нимают свои обязанности. Незлобии и Бы­ ков отвечали четко, правильно. Старший лейтенант остался доволен ими. Неприят­ ный осадок остался у него после беседы с Калининым. Тот. хотя и знал инструкцию, но как-то вел себя Глишком самоуверен­ но. Оснований отстранить его от дежур­ ства не было. Но офицер решил: «Нуж­ но будет напомнить старшине, чтобы по­ строже контролировал Калинина, да и са­ мому надо проверять матроса», У отдельных офице|м>в и старшин су­ ществует неправильное мнение, что на время несения подчиненными службы ко­ рабельных нарядов им дела нет до них. Те. мол. перешли в подчинение дежурно­ го по кораблю. Между тем в уставе^ пря­ мо сказано, что проверка знания обязан­ ностей лиц, несущих службу корабельных нарядов, до вступления на пост и по­ стоянный контроль за несением ими служ­ бы со стороны начальников должны быть введены в твердую систему, не нарушае­ мую ни при каких обстоятельствах. Именно так всегда поступает старший лейтенант Гайдук. Он и на этот раз не оставил без внимания молодых матросов, особенно Калинина. Командир зашел в кубрик, где дневалил Калинин, и сразу увидел непорядки. В помещении находи­ лись люди, которым не положено там быть. Неверно были заправлены на ве­ шалке шинели. На палубе валялись клоч­ ки бумаги. Офицер сделал матросу заме­ чание и потребовал устранить недостат­ ки. — Вы считали дневальство слишком незначительным делом. — сказал старший лейтенант. — А на практике получается, что выполнить, как следует, порученного дела не можете. Будьте внимательней и прилежней к службе. Зато у Незлобина и Быкова, как тща­ тельно не. присматривался старший лей­ тенант. все было в порядке. Онп хорошо справлялись со своими обязанностями. «Неплохое начало!» — удовлетворенно думал командир о службе молодых матро­ сов. На корабле ежедневно, перед заступле­ нием очередного наряда проводится ин­ структивное занятие. На нем присутству­ ют все — от дежурного офицера до рас­ сыльного. У нпх проверяют знания ин­ струкции. соответствующих статей уста­ ва . Присутствующим нужно уметь не только перечислить по пунктам свои обя­ занности. но н рассказать о своих дей­ ствиях по вводной, которая тут же ста­ вится руководителем инструктажа. Такая тщательная подготовка обеспе­ чивает четкую организацию всей кора­ бельной службы. Неспроста здесь бытует поговорка: «Как подготовишься к наряду — такой и на вахте будет порядок». Родина оказала воинам высокое дове­ рие. II у советских людей должна быть твердая уве!>енность в том. что их мир­ ный труд и народное достояние находят­ ся иод надежной охраной и защитой. Де­ ло чести каждого воина, заступающего в наряд, нести службу бдительно, строго по уставу, не допуская никаких отступ­ лений от воинских законов и правил. Е , ДНЕПРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz