На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 43 октября 1955 г., № 243 (5395). О чём нельзя забывать при подготовке к экзаменам на классность . Военным морякам вверена разнообраз­ ная сложная боевая техника. Задача зак­ лючается в том. чтобы всесторонне изу­ чить и беречь ее. находить пути е спо­ собы наиболее эффективного использова­ ния этой техники в свете требований со­ временного боя. Классный специалист — передовой «во­ ин. Вот почему мы говорим, что долг каждого матроса и старшины — стать классным специалистом. Первым и неотложным делом в подго­ товке к сдаче экзаменов на классность является широкое раз'ясненпе личному со­ ставу всех вопросов, связанных с ~лас- сностью. Для этого на кораблях и в ча­ стях проводятся комсомольские и пар­ тийные собрания, а также собрания лич­ ного состава. Крайне необходимы и дру­ гие мероприятия. Например, беседа коман­ дира корабля, подразделения с подчинен­ ными о том. какие требования пред’явля- ются к классным специалистам. По каким же путям проходит непосред­ ственная подготовка воинов по специ­ альности? Списки кандидатов на классность со­ ставляются старшинами. Затем с ними работают офицеры. При этом надо быть принципиальными. Ошибки, заключаю­ щиеся в послаблениях к отдельным ма­ тросам, нередко приводят к неприятно­ стям. Бывает так. что воину присвоят классную квалификацию, а потом вынуж­ дены снимать ее за нарушение воинской дисциплины, правил эксплуатации техни­ ки. Такие факты говорят о недостатках в работе командиров, партийных и k o m c j - мольскпх организаций и подчеркивают, что при составлении списков следует все­ сторонне изучать каждую кандидатуру. С воинами, которые по каким-либо причи­ нам не допущены к экзаменам, следует побеседовать индивидуально, раз’яснить существо их ошибок и научить, как устранить их. Особенно строго надо отбирать кандида­ тов в том случае, если в отделении, груп­ пе, на боевом посту были неисправности, поломки или аварии. Здесь очень важно выявить виновных происшедшего. Может быть, старшина не присутствовал во вре­ мя поломки, но она произошла Потому, что старшина не научил подчиненных правильно обращаться с механизмами, не контролировал их действия. Значит, за нарушение правил эксплуатации отвечает ж он. Подготовку к сдаче экзаменов на клас­ сность необходимо использовать сля рас­ пространения передового опыта. Жаль, что не везде помнят об этом. На корабле Н. материальная часть одного из боевых по­ стов содержится отлично. Этим гордится весь экипаж. Однако на некоторых постах отдельные матросы еще плохо содер­ жат свои заведывания. Откуда такой контраст? Дело в том, что достиже­ ния воинов передового отделения здесь не стали достоянием всех. Ни старшины, ни комсомольская организация не позабо­ тились об этом. А следовало бы попытать­ ся проанализировать причины успеха од­ них и недостатков других моряков. По­ лезно было бы организовать взаимную проверку и обмен мнениями по содержа- нию техники. На передовых кораблях это практикуют. Каждый воин осматривает технику родственной ему специальности. Например, моторист интересуется заведы- ванием трюмного, штурманский электрик — электрика, |радпст — радиометриста и т. д. После этого происходит живой об­ мен мнениями. Выясняется, у кого и как содержится материальная часть, на что следует обратить особое внимание. Иногда разгораются жаркие споры. Они очень по­ лезны. Офицеры должны поддерживать подобную инициативу комсомольцев и по­ могать им проводить ее в жизнь. Состояние механизма, установки зави­ сит от трудолюбия и усердия матроса, в заведыванип которого находится техника. Поэтому надо постоянно раз’яснять лич­ ному составу, что состояние материальной части влияет на боеготовность корабля Раз’ясн ительную работу нужно вести по отдельным условиям, которые должен вы ­ полнять классный специалист. Экзамены на классность в прошлом го­ ду' показали, что отдельные старшины до­ пускали недостатка в подготовке ма­ тросов. Изученный ргнее материал они не повторяли с подчиненными. Поэтому не­ редко забывались самые простые вопросы. Так один из специалистов — Павлов на экзаменах не смог рассказать об устрой­ стве огнетушителя. Иной раз матросы по­ казывают недостаточные знания по уст­ ройству корабля. Задача заключается в том, чтобы каж­ дый кандидат в классные специалисты проверил себя всесторонне. Необходимо за ­ ранее выявить, какие вопросы необходи­ мо изучить илй повторить, и внести их в план подготовки. К началу экзаменов программа должна быть пройдена полно­ стью. Ценную инициативу проявили старши­ ны одного корабля. Тов. Филин предложил помочь матросу Мурыжникову в совершен­ ствовании знаний по специальности. Взя­ ли такие обязательства и другие стар­ шины. Индивидуальную работу с матро­ сами следует развивать. При этом не сле­ дует, конечно, отказываться и от группо­ вых занятий. В начале учебы необходи­ мо выявить, кто из матросов успевает сла­ бее других, и «подтягивать» их до уров­ ня передовиков. По наиболее трудным вопросам прог­ раммы можно рекомендовать проводить технические конференции. Одну из них на тему: «Устройство корпуса корабля» хорошо подготовил офицер Макеев. В кон­ ференции принял участие весь личный состав. Знания рулевых, торпедистов, радистов и воинов других специально­ стей значительно .расширились и упрочи­ лись. Несколько слов о вахте. Нельзя •прис­ ваивать звание классного специалиста тем, кто неумело пли небдительно несет вахту. Здесь наиболее полно проверяют­ ся деловые качества воина. Старшины, которые непосредственно контролируют действия подчиненных, должны помочь офицерам правильно оценить качество вахты каждого матроса. Большинство матросов и старшин от­ лично несет вахту. Но есть еще воины, которые допускают отступления от ин­ струкций и правил. Они пользуются тем. что по состоянию механизма не сразу можно заметить эти нарушения вахтенно­ го. А в ряде случаев еще считают, что, поскольку аварии и поломок на боевом по­ сту нет, значит матрос, обслуживающий пост, может стать классным специали­ стом. Правильно ли это? Конечно нет. Воин Таллин считался классным спе­ циалистом. Но он неправильно готовил двигатель к походу. Однажды при запус­ ке он нарушил инструкцию, и избежать крупную аварию удалось совершенно слу­ чайно. Классный специалист Сова дал электромоторам не тот ход, который был задан телеграфом. Произошла поломка одного из устройств корабля. Оба воина были лишены классной квалификации. Были ли эти старшины квалифициро­ ванными моряками в управлении меха­ низмами? Нет. Присвоение им высокой квалификации было ошибкой. Предупреж­ дение и устранение таких недостатков в ходе подготовки к экзаменам на клас­ сность поможет значительно улучшить качество эксплуатации и использования техники. При выдвижении кандидата на клас­ сность следует конкретно указать на его недостатки в обслуживании поста, выяс­ нить. какую инструкцию и в чем нару­ шал он, как исправить ошибки или недо­ статки. Иногда необходимо даже провести одиночные или частные учения по той или иной теме. Опыт сдачи экзаменов прошлого года показывает, что моряки порой не зна­ ли о лучших достижениях передо­ вых воинов своего и других кораблей, не делали для себя выводов из случаев раз­ личных поломок, допущенных на других постах. Молодые матросы нередко были не в курсе дел, не знали, что случалось с техникой, находящейся в их руках два- ури года тому назад. В распростране­ нии передового опыта решающую :роль должны сыграть офицеры. Для занятий и тренировок, посвященных этому, не сле­ дует жалеть времени. Серьезное внимание нужно обращать на знание личным составом общекорабельных вопросов, например, обращения с элек­ трическими приборами, поддержания гер­ метичности корпуса корабля и других. Этим должен заниматься помощник коман­ дира и не перепоручать руководство уче­ бой второстепенным лицам. В распространении и обобщении пере­ дового опыта оолыпую организационную роль должны сыграть флагманские спе­ циалисты штабов всех степеней. Они дол­ жны отражать все достижения в письмен­ ном виде в сборниках, статьях, обзорах и готовый материал выдавать на корабли и в части. Без этого трудно, а порой не­ возможно изучение передового опыта". В партийной организации, в которой состоит коммунист Решнин, изучение опыта эксплуатации материальной части было пущено на самотек. В результате некоторые старшины остались на уровне тех знаний и навыков, которые они при­ обрели самостоятельно за сравнительно короткий срок служЗы. А этого крайне недостаточно. Еще хуже обстоит дело в подразделе­ нии. где служит тов. Задерман. От­ сутствие своевременного и организован­ ного изучения опыта привело к тому, что отдельные воины стали повторять недо­ статки, которые ранее встречались на других кораблях. Одна из таких ошибок привела к поломке подшипника. Таким образом ясно, что в подготовке моряков к сдаче экзаменов иа классность одинаково большая ответственность ле­ жит как на командирах, так и на пар­ тийной и комсомольской организациях. Все мероприятия по подготовке классных специалистов надо тщательно продумы­ вать. планировать и провести на высоком уровне. Это будет замечательным вкла­ дом в укрепление боевой готовности род­ ного флота. Офицер И. ЗАВОДСКИЙ. На итоговых П е р . е д о в о И с в я з и с т Большую роль в боевых действиях на море в настоящее время играет авиация. С появлением новых средств борьбы увеличилось значение авиации как ударной силы. Важнейшую роль в обеспечении работы авиаторов играют радисты. Как ни­ когда ранее, от них требуется исключительная вниматель­ ность и бдительность, мужество и выносливость, находчивость, и исполнительность. Все эти замечательные качества и вос­ питывают наши командиры у воинов в повседневной боевой подготовке. Хорошо овладел специальностью рядовой Лившиц. Отлич­ ник боевой и политической подготовки, радист второго клас­ са, он образцово обслуживает полеты* в сложных метеорологи­ ческих условиях. Командир доверил рядовому Лившицу во время учении об­ служивать радиосвязь в условиях активных радиопомех. Воин с честью оправдал доверие командира. Связь работала беспере­ бойно. Сейчас рядовой Л и в ш и ц г о т о в и т с я к сдаче экзаменов на классность. Р ядовой В. ЛОШКАРЕВ. политических за н ят и я х Настойчиво повышать свои знания В течение года слушатели группы, ко­ торой руководит тов. Коза чек, настойчиво изучали историю КПСС. Несмотря на труд­ ности. сержанты со всей серьезностью от­ носились к учебе, тщательно готовились к каждому занятию. Все это обеспечивало высокую активность на итоговых заняти­ ях. Большинство сержантов показало свою зрелость и умение увязывать изучаемый материал с жизнью и событиями сегод­ няшнего дня. Содержательно ответил на вопрос о борьбе Ленина за подготовку II с’езда РСДРП сержант Шевцов. Полити­ ческие знания помогают ему умело воспи­ тывать своих подчиненных. Он часто бе­ седует с подчиненными, является образ­ цом в дисциплине и учебе. За период службы Шевцов имеет более 15 благодар­ ностей, получил ряд денежных премий от командования части. Глубокое понимание роли сержанта в обучении и воспитании солдат, а также в укреплении воинской дисциплины пока­ зал старшина подразделения младший сер­ жант Белов. Выступая на беседе ио во­ просу о существе советской воинской дис­ циплины. он дал ясное определение ее значения для укрепления боеспособности Советских Вооруженных Сил. На примерах из жизни и учебы воинов показал, к чему ведет отсутствие требовательности со сто­ роны отдельных сержантов, как это влияет на состояние дисциплины, качест­ во боевой и политической подготовки. Но не все слушатели одинаково отве­ чали на вопросы, принимали участие в беседе. Низкие знания показали по прой­ денному материалу младшие сержанты М. Шуфера, В. Данилов, С. Овсянников. В течение года они не проявляли настой­ чивости в учебе, пассивно относились к повышению своих политических знаний. II не случайно, что у них не совсем бла­ гополучно обстоит дело и ио службе. Слу­ шатель Овсянников за серьезные недо­ статки в воспитании подчиненных и в личном поведении был освобожден от за­ нимаемой должности. Это серьезный сиг­ нал. Он говорит о том. что в группе не было настоящего контроля за учебой каж- дого воина, отсутствовала необходимая требовательность к ним. Этот недостаток н у ж н о в будущем устранить. Офицер Н. ХОДЧЕННОВ. Военкоры сообщают В нашей группе с большой актипностью прошли итоговые политические занятия. Большинство воинов получило отличнее и хорошие оценки. Глубокие знания пок а за ­ ли матросы Бложин, Бурушкии, Галкин, Попов и другие. Но среди слушателей бы­ ли и такие, как Дабнис и Береснев, кото­ рые плохо усвоили материал. Это резуль­ т ат того, что они в течение года не про­ являли серьезного стремления к повыше­ нию своего политического уровня. Младший сержант К. ТОКЛ1ЯНИН . ☆ ☆ Воины нашего подразделения в этом го­ д у изучали славную историю Коммуни­ стической партии Советского Союза. Осо­ бенно тщательно они готовились к итого­ вым политическим занятиям . Много труда было приложено, чтобы глубоко усвоить материал. И все это дало замечательные результаты. С большим вниманием мы слушали выступления воинов Едакова, Евдокимова, Ермолаева. Антипова, которые четко и ясно отвечали на поставленные им вопросы. М атрос С. К О Р О Л Е В . ☆ * ☆ Покончить сбюрократическимотношением кписьмамвоиновитрудящихся Ежедневно в редакцию приходят пись­ ма на самые различные темы. Моряки пи­ шут о своих кораблях, авиаторы делятся впечатлениями о летной службе, служа­ щие Флотских предприятий и учрежде­ ний рассказывают о трудовых достиже­ ниях своих товарищей по работе. Все это проникнуто благородной заботой об инте­ ресах государства, родного флота. В некоторых письмах сообщается о тех или иных недостатках, которые наносят ущерб делу. Внимательно относиться к этим сигналам, быстро принимать необхо­ димые меры — важнейшая обязанность каждого командира, начальника, руково­ дителя. Однако встречаются факты, когда от­ дельные товарищи не реагируют на сигналы военкоров, бюрократически отно­ сятся к их выступлениям в газете, и. следовательно, становятся на путь зажима критики. В августе тов. Масленникова сообщила в редакцию об отсутствии должного по­ рядка во время посадки в автобусы в го­ роде Североморске. Копия ее письма была направлена на имя председателя Северо­ морского горисполкома. Оттуда не замед­ лил поступить ответ за подписью тов. Смирновой следующего содержания: «Гор­ совет не контролирует посадку в авто­ бусы, так как они принадлежат авто­ транспортной конторе города Мурманска». Что это, как не отписка на справедливое требование жителей города? Почему, спра­ шивается, исполком не в состоянии наве­ сти порядок на автобусной остановке своего города? Не ясно ли, что, не желая вникнуть в существо жалобы, тов. Смир­ нова попросту отмахнулась от вопроса, ко­ торый, несомненно, работников гориспол­ кома касается. Вот другой пример, характеризующий небрежное отношение к сигналам воен­ коров. В мае в редакцию поступило письмо от воинов-автомобилистов, в котором они писали о серьезных недостатках в экс­ плуатации автотранспорта. В письме со­ общалось о небережливом отношении от­ дельных шоферов к технике, о плохом уходе за ней. Редакция направила копию этой жало­ бы для принятия мер. Спустя некоторое время от тов. Явтушснко был получен ответ, в котором подтверждалась пра­ вильность изложенных в письме фактов. Далее сообщалось, что им приняты меры по устранению вскрытых недостатков. А спустя три с лишним месяца после этого воины-водители вновь прислали в редакцию письмо. Вот что они писали: «Хотим поставить вас в известность, что все недостатки, о которыг мы сообщали ранее, не устранены до сих пор. И, как видно, никто их не собирается устра­ нять...». Так вместо принятия мер тов. Явту- шенко по существу стал на путь обмана. Ничем иным, как отпиской, можно на­ звать и ответ, который прислал тов. Кавы- зин в июле на копию жалобы военно­ служащих одного из подразделений города Полярного. Те жаловались на плохое са­ нитарное состояние территории, на кото­ рой расположены казармы. «Виной этому. — писали воины,— является подсобное хо­ зяйство, работники которого вывозят нечи­ стоты и сваливают их рядом с жилыми помещениями. Разве нельзя найти более подходящее место за городом? Конечно, можно. II такое место для свалки подсоб­ ному хозяйству отведено, но, видимо, ту­ да ехать далеко и долго, а куда проще сваливать нечистоты поближе. Просим по­ содействовать в устранении беспорядков». Тов. Кавызин. которому была направле­ на копия этой жалобы, критику признал правильной и заверил редакцию, что им приняты меры к очистке заваленной тер­ ритории. Далее в ответе сообщалось, что впредь все отбросы будут вывозиться за город. Но вот на днях военкор тов. Конев со­ общает в редакцию, что должных мер по наведению порядка со стороны тов. Ка- вызина не было принято. Попрежнему не­ чистоты сваливаются вблизи казармы, об­ разуя очаги заразы и зловония. Отдельные руководители вообще не реагируют на критические письма, прохо­ дят мимо недостатков, умалчивают о них. Примером может служить отношение ра­ ботников тыла к письму военнослужа­ щих Давидеико, Смирнова и других. Эти воины разработали рационализаторское цредложенне. направленное на экономию горючего. Вот что писали онп в редакцию: «Это новшество позволило нам с 1 января с. г. сэкономить 12.500 кг бензина и 750 кг автола. Мы хотим, чтобы наше предложение стало общеизвестным, и пото­ му написали письмо на имя соответству­ ющего работника тыла. Однако от него ответа не получили». Копия письма была направлена в Управление тыла на рассмотрение. Более месяца прошло с тех пор, но ни на копию, ни на неоднократные напоминания ответа оттуда нет. Непонятно, почему работники тыла проявляют такое пренебрежительное отношение к столь важному вопросу! Гражданка Давыдова, проживающая в городе Полярном. жаловалась на плохое обеспечение жителей водой. «С 1952 года тянется волокита с оборудованием коло­ нок, но сдвигов никаких нет. Помогите нам в решении этого вопроса». Работники строительного управления и другие организации на законное требова­ ние тов. Давыдовой попросту не реаги­ руют. Матросы одного пз подразделений — Ковалевский и Сидоренко писали в редак­ цию о необходимости прпнять меры по улучшению культурно-массовой работы среди личного состава: «У нас не рабо­ тает радио, нерегулярно доставляют га­ зеты. мы не помним, когда последний раз проводилась политинформация...». Поистине ненормальное положение! В сентябре с этой жалобой был ознакомлен работник, ответственный за культурно- массовую работу в этом подразделении. Думал он устранить недостатки или не думал — сказать трудно. Но до сих пор мер никаких не принято. Это подтвержда­ ют вторично авторы первого письма. Подобное отношение к письмам читате­ лей недопустимо. Оно противоречит ука­ заниям партии о чутком реагировании на все сигналы и предложения трудящихся. На итоговых политических занятиях в нашей группе отличные оценки получили ефрейтор Лошкарев и другие воины. И это не случайно. Они на протяжении всего учебного года добросовестно, как по­ добает советским воинам, учились, настой­ чиво повышали свою сознательность. Вы­ сокие политические знания явились осно­ вой их успехов в боевой подготовке. Вои­ ны награждены знаком «Отличный свя­ зист». Личный состав нашего подразделе­ ния берет пример с передовых солдат. Рядовой Н. К Э Л Е С О В . О Техническая конференция На днях в нашем подразделении под руководством офицера Кустова была про­ ведена техническая конференция на тему об устройстве одного из узлов артилле­ рийской установки. Выступали лучшие специалисты батареи. Особенно высокие знания показали матросы Постнов, Тара- тута. Вайчайтис и старший матрос Ле- карев. Старший матрос В. РОМАНОВСКИЙ. СгпарателЬно потрудились Был уже поздний вечер, когда стало известно, что по железнодорожной магист­ рали к нам в подразделение доставлен картофель. Переодевшись в рабочее обмундирование, весь личный состав вышел на разгрузку картофеля. Подгото­ вив носилки и деревянные лопаты, воины дружно взялись за работу. Впереди, как всегда, были комсомольцы. Среди них тт. Ткач, Соловей, Дашков и другие. Что­ бы лучше спорилось дело, киномеханик включил радиолу. На этой хозяйственной работе отличи­ лись многие воины. Среди них матросы Виданов и Симдянев, рядовые Еремин и Божко, сержант Осипов, старшпна 2 ста­ тьи Суворов и другие. Сержант А. КОЗЛОВ. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Марксизм-ленинизм о происхождении и сущности войны и армии Происхождение и сущность войны и армии были впервые научно раскрыты только классиками марксизма-ленинизма. Марксистско-ленинское учение о войне и армии изучает законы, определяющие классовую сущность войны, причины воз­ никновения войн, их цели и характер, а также законы, обусловливающие зависи­ мость способов и форм ведения войны, организации и подготовки вооруженных сил в войне от материальных условий жизни общества. , Опираясь на все эти законы, учитывая их, советская военная наука, исследуя закономерности войны, как вооруженной борьбы, разрабатывает способы использо­ вания этих законов в целях достижения победы над врагом. Таким образом, нарксистско- ленинское учение о войне и армии служит теорети­ ческой основой для военной науки, но оно не подменяет юбой военную науку. Овладение марксистско-ленинским уче­ нием о войне и армии, вдумчивое изуче­ ние решений с’ездов. конференций Ком­ мунистической партии. Пленумов ПК КПСС по военным вопросам и военных произведений классиков марксизма- ленинизма окажет серьезную помощь на­ шим офицерским кадрам в расширении их политического и военно-теоретического кругозора, благотворно скажется на каче­ стве обучениг и воспитания подчиненных, поможет овладевать советской военной наукой и развивать ее с необходимой эф­ фективностью дальше. * * * Воины продудят через всю историю сокр ащ е нн а я стенограмма лекции, про­ читанной для моряков Северного флота. классового общества. Они оказывали и оказывают огромное влияние на жизнь народов и государств, замедляя или уско­ ряя ход общественного развития. Но зна­ чит ли это, что войны являются вечным явлением, что они были и неизбежно бу­ дут далее в ходе исторического развития? Марксизм-ленинизм доказывает, что войны — не вечное явление. Они появи­ лись на определенной ступени развития человеческого общества. Было время, ког­ да войн не было, настанет время, когда их также не будет. Война — это отнюдь не всякое воору­ женное столкновение между людьми. Вой­ на представляет собой организованную вооруженную борьбу между различными общественными классами или государства­ ми во имя определенных экономических и политических целей. Войн не было при первобытно-общин­ ном строе, когда не было еще классов, не было государства с армией, т. е. не было ни общественных сил, заинтересованных в войне, ни специальных отрядов воору­ женных людей, предназначенных только для ведения войны и рассматривающих военное дело как свою профессию. Вооруженные столкновения приняли характер войн только тогда, когда появи­ лась частная собственность на средства производства, а с нею и имущественное неравенство людей, когда возникли и на­ чали оформляться классы и государства. Ликвидация эксплуататорского строя в результате победы социализма во всех странах, построение бесклассового обще­ ства будут означать уничтожение са­ мих корней, порождающих войны, а сле­ довательно. полное устранение войн из общественной жизни. Как заявил Н. С. Хрущев 19 сентября 1955 года, «Мы стремимся к тому, чтобы не было эксплу­ атации человека человеком, чтобы человек человеку был другом, чтобы блага труда и блага науки служили всему народу. Если бы все народы стали на такой пГгь развития, то это исключило бы возмож­ ность не только войн, но и каких бы то ни было вооруженных конфликтов». В чем же сущность войн? Она состоит в том. как писал В. И. Ленин, что война представляет собою продолжение полити­ ки тех или иных классов средствами во­ оруженного насилия. Господствующие классы и их прави­ тельства осуществляют свою политику экономическими, идеологическими, дипло­ матическими и другими средствами. Если этих средств оказывается недостаточно для достижения поставленных целей, тог­ да господствующий класс, чтобы смести препятствия на пути своей политики, прибегает к вооруженному насилию — к войне. Значит война, прежде всего, свя­ зана с политикой, проводимой тем или иным классом. Поэтому, чтобы верно судить о войне, чтобы понять ее причины и характер, надо всесторонне изучить внутреннюю и внешнюю политику госу­ дарств, предшествовавшую войне и при­ ведшую к вооруженному столкновению между странами. При этом внешнюю по­ литику надо всегда рассматривать в связи с внутренней. И внутренняя и внешняя политика государства — это две стороны единой политики господствующего класса. Так. если политика империалистиче­ ская. ставящая целью защищать интере­ сы капиталистов, обеспечить им получе­ ние максимальных прибылей и грабеж ко­ лоний. то и война, вытекающая, из этой политики, есть империалистическая вои­ на. Если политика национально-освободи- тельная, выражающая интересы народа, его борьбу против всякого гнета, то и война, вытекающая из этой политики, есть национально-освободительная. Если главной целыо политики пролетариата в его классовой борьбе против эксплуатато­ ров является освобождение от капитали­ стического рабства, то и гражданская война против буржуазии есть продолже­ ние той же освободительной политики. Войны ведутся ради определенных по­ литических целей, а эти политические цели, в свою очередь, определяются эко­ номическими интересами господствующих классов. Политика, писал В. И. Ленин, является концентрированным выражением экономики. Если война является продолжением политики, а политика есть концентри­ рованное выражение экономики, то из этого следует, что корни войны уходят в область экономических отношений, они обусловливаются действием экономических законов антагонистических формаций. В условиях рабовладельческого общест­ ва экономические интересы господствую­ щих классов обусловливали воины глав­ ным образом за рабов и колонии. (Пуни­ ческие войны, многочисленные завоева­ тельные войны Рима и др.). При феода­ лизме цели воин изменяются соответствен­ но экономическим особенностям Феодализ­ ма: «основой последнего было земледелие, и завоевательные походы его по существу дела имели целью приобретение земель» (К. Маркс) и захват крепостных крестьян. Затем, с развитием капиталистических от­ ношений. масштабы, размах войн значи­ тельно увеличиваются. Войны ведутся за морское и колониальное господство, за утверждение политического и экономиче­ ского влияния. Связь войн с политнкоП и экономически­ ми отношениями особенно ярко проявляет­ ся в эпоху империализма. Агрессивная политика империалистических государств, направленная на подготовку и развязы­ вание захватнических войн, обусловли­ вается. прежде всего, основным экономиче­ ским законом современного капитализма. Согласно этому закону, целыо капитали­ стического производства при империализ­ ме является стремление монополистов к получению максимальной прибыли. Одним из средств, к которым прибегает импе­ риалистическая буржуазия ради достиже­ ния этой цели, является милитаризация народного хозяйства и развязывание воин. В годы первой мировой войны одни только американские монополии получили чистого дохода 25 миллиардов долларов, а в годы второй мировой войны — 87 миллиардов долларов. Американские монополистические груп­ пы и сейчас переводят народное хозяйст­ во страны на военные рельсы, продолжа­ ют гонку вооружений. Для этих групп продолжение и защита политики «холод­ ной войны», гонки вооружений, разжига­ ние международных конфликтов — это защита собственных прибылей. Современные войны, далее, порождаются действием закона неравномерности эконо­ мического и политического развития капи­ талистических стран. В результате дейст­ вия этого закона происхщит скачкообраз­ ное развитие стран, быстрое оттеснение с мирового рынка одних стран другими. Именно неравномерность развития отдель­ ных капиталистических стран и вытекаю­ щая из этого бешеная борьба за передел мира при отсутствии свободных террито­ рии влекут за собой военные столкновения между империалистическими государства­ ми и группами государств. Более сильные империалистические государства стремят­ ся к переделу мира в свою пользу насиль­ ственным путем. В результате этого воз­ никают раскол капиталистического мира на два враждебных лагеря и войны между ними. Таким образом, войны имеют глубокие источники, заложенные в экономике экс- ил уатато рских гоеударсти. Действие основного экономического за­ кона современного капитализма, закона неравномерности экономического и поли­ тического развития капиталистических стран, углубление общего кризиса капи­ тализма, рост противоречий капитализма — все это говорит о том, что и в совре­ менных условиях действуют причины, по­ рождающие войны. Империализм не может жить без насилия, без кровавых войн. Только социалистический способ произ­ водства не порождает войн. Революцион­ ные, освободительные и справедливые войны, которые приходится вести социа­ листическому государству, вытекают не из социалистического способа производст­ ва, не из внутренних законов развития человеческого общества, а обусловливают­ ся капиталистическим окружением. Социалистические страны могут вести только справедливые войны для своей собственной защиты от нападения импе­ риалистов или для оказания помощи уг­ нетенным классам и народам других стран, борющимся за освобождение от ка­ питалистического рабства. Благодаря новым успехам внешней по­ литики Советского правительства, под­ держанной миролюбивыми силами во всем мире, в развитии международной обстанов­ ки в последнее время произошли серьез­ ные изменения в сторону упрочения ми­ ра. Важнейшей основой этого изменения международной обстановки явился неук­ лонный рост могущества Советского Союза и стран социалистического лагеря. Развитие положительных результатов Женевского совещания Глав правительств четырех держав требует не только даль­ нейшей политической активизации и спло­ чения миролюбивых сил во всем мире, но н дальнейшего непрерывного и быстрого повышения мощи Советского государства. Мы должны помнить, что при наличии некоторого смягчения международной на­ пряженности все еще не устранены ос­ новные причины и силы, порождающие эту напряженность, спорные вопросы еще не .решены. Следует также учиты­ вать, что неустойчивость экономики и политических отношений в современном капиталистическом мире может привести и к быстрым внезапным изменениям в международной обстановке, может стать причиной нового усиления напряженно­ сти. t В этих условиях, борясь за мирное со­ существование, Коммунистическая партия

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz