На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 43 октября 1955 г., № 243 (5395). О чём нельзя забывать при подготовке к экзаменам на классность . Военным морякам вверена разнообраз ная сложная боевая техника. Задача зак лючается в том. чтобы всесторонне изу чить и беречь ее. находить пути е спо собы наиболее эффективного использова ния этой техники в свете требований со временного боя. Классный специалист — передовой «во ин. Вот почему мы говорим, что долг каждого матроса и старшины — стать классным специалистом. Первым и неотложным делом в подго товке к сдаче экзаменов на классность является широкое раз'ясненпе личному со ставу всех вопросов, связанных с ~лас- сностью. Для этого на кораблях и в ча стях проводятся комсомольские и пар тийные собрания, а также собрания лич ного состава. Крайне необходимы и дру гие мероприятия. Например, беседа коман дира корабля, подразделения с подчинен ными о том. какие требования пред’явля- ются к классным специалистам. По каким же путям проходит непосред ственная подготовка воинов по специ альности? Списки кандидатов на классность со ставляются старшинами. Затем с ними работают офицеры. При этом надо быть принципиальными. Ошибки, заключаю щиеся в послаблениях к отдельным ма тросам, нередко приводят к неприятно стям. Бывает так. что воину присвоят классную квалификацию, а потом вынуж дены снимать ее за нарушение воинской дисциплины, правил эксплуатации техни ки. Такие факты говорят о недостатках в работе командиров, партийных и k o m c j - мольскпх организаций и подчеркивают, что при составлении списков следует все сторонне изучать каждую кандидатуру. С воинами, которые по каким-либо причи нам не допущены к экзаменам, следует побеседовать индивидуально, раз’яснить существо их ошибок и научить, как устранить их. Особенно строго надо отбирать кандида тов в том случае, если в отделении, груп пе, на боевом посту были неисправности, поломки или аварии. Здесь очень важно выявить виновных происшедшего. Может быть, старшина не присутствовал во вре мя поломки, но она произошла Потому, что старшина не научил подчиненных правильно обращаться с механизмами, не контролировал их действия. Значит, за нарушение правил эксплуатации отвечает ж он. Подготовку к сдаче экзаменов на клас сность необходимо использовать сля рас пространения передового опыта. Жаль, что не везде помнят об этом. На корабле Н. материальная часть одного из боевых по стов содержится отлично. Этим гордится весь экипаж. Однако на некоторых постах отдельные матросы еще плохо содер жат свои заведывания. Откуда такой контраст? Дело в том, что достиже ния воинов передового отделения здесь не стали достоянием всех. Ни старшины, ни комсомольская организация не позабо тились об этом. А следовало бы попытать ся проанализировать причины успеха од них и недостатков других моряков. По лезно было бы организовать взаимную проверку и обмен мнениями по содержа- нию техники. На передовых кораблях это практикуют. Каждый воин осматривает технику родственной ему специальности. Например, моторист интересуется заведы- ванием трюмного, штурманский электрик — электрика, |радпст — радиометриста и т. д. После этого происходит живой об мен мнениями. Выясняется, у кого и как содержится материальная часть, на что следует обратить особое внимание. Иногда разгораются жаркие споры. Они очень по лезны. Офицеры должны поддерживать подобную инициативу комсомольцев и по могать им проводить ее в жизнь. Состояние механизма, установки зави сит от трудолюбия и усердия матроса, в заведыванип которого находится техника. Поэтому надо постоянно раз’яснять лич ному составу, что состояние материальной части влияет на боеготовность корабля Раз’ясн ительную работу нужно вести по отдельным условиям, которые должен вы полнять классный специалист. Экзамены на классность в прошлом го ду' показали, что отдельные старшины до пускали недостатка в подготовке ма тросов. Изученный ргнее материал они не повторяли с подчиненными. Поэтому не редко забывались самые простые вопросы. Так один из специалистов — Павлов на экзаменах не смог рассказать об устрой стве огнетушителя. Иной раз матросы по казывают недостаточные знания по уст ройству корабля. Задача заключается в том, чтобы каж дый кандидат в классные специалисты проверил себя всесторонне. Необходимо за ранее выявить, какие вопросы необходи мо изучить илй повторить, и внести их в план подготовки. К началу экзаменов программа должна быть пройдена полно стью. Ценную инициативу проявили старши ны одного корабля. Тов. Филин предложил помочь матросу Мурыжникову в совершен ствовании знаний по специальности. Взя ли такие обязательства и другие стар шины. Индивидуальную работу с матро сами следует развивать. При этом не сле дует, конечно, отказываться и от группо вых занятий. В начале учебы необходи мо выявить, кто из матросов успевает сла бее других, и «подтягивать» их до уров ня передовиков. По наиболее трудным вопросам прог раммы можно рекомендовать проводить технические конференции. Одну из них на тему: «Устройство корпуса корабля» хорошо подготовил офицер Макеев. В кон ференции принял участие весь личный состав. Знания рулевых, торпедистов, радистов и воинов других специально стей значительно .расширились и упрочи лись. Несколько слов о вахте. Нельзя •прис ваивать звание классного специалиста тем, кто неумело пли небдительно несет вахту. Здесь наиболее полно проверяют ся деловые качества воина. Старшины, которые непосредственно контролируют действия подчиненных, должны помочь офицерам правильно оценить качество вахты каждого матроса. Большинство матросов и старшин от лично несет вахту. Но есть еще воины, которые допускают отступления от ин струкций и правил. Они пользуются тем. что по состоянию механизма не сразу можно заметить эти нарушения вахтенно го. А в ряде случаев еще считают, что, поскольку аварии и поломок на боевом по сту нет, значит матрос, обслуживающий пост, может стать классным специали стом. Правильно ли это? Конечно нет. Воин Таллин считался классным спе циалистом. Но он неправильно готовил двигатель к походу. Однажды при запус ке он нарушил инструкцию, и избежать крупную аварию удалось совершенно слу чайно. Классный специалист Сова дал электромоторам не тот ход, который был задан телеграфом. Произошла поломка одного из устройств корабля. Оба воина были лишены классной квалификации. Были ли эти старшины квалифициро ванными моряками в управлении меха низмами? Нет. Присвоение им высокой квалификации было ошибкой. Предупреж дение и устранение таких недостатков в ходе подготовки к экзаменам на клас сность поможет значительно улучшить качество эксплуатации и использования техники. При выдвижении кандидата на клас сность следует конкретно указать на его недостатки в обслуживании поста, выяс нить. какую инструкцию и в чем нару шал он, как исправить ошибки или недо статки. Иногда необходимо даже провести одиночные или частные учения по той или иной теме. Опыт сдачи экзаменов прошлого года показывает, что моряки порой не зна ли о лучших достижениях передо вых воинов своего и других кораблей, не делали для себя выводов из случаев раз личных поломок, допущенных на других постах. Молодые матросы нередко были не в курсе дел, не знали, что случалось с техникой, находящейся в их руках два- ури года тому назад. В распростране нии передового опыта решающую :роль должны сыграть офицеры. Для занятий и тренировок, посвященных этому, не сле дует жалеть времени. Серьезное внимание нужно обращать на знание личным составом общекорабельных вопросов, например, обращения с элек трическими приборами, поддержания гер метичности корпуса корабля и других. Этим должен заниматься помощник коман дира и не перепоручать руководство уче бой второстепенным лицам. В распространении и обобщении пере дового опыта оолыпую организационную роль должны сыграть флагманские спе циалисты штабов всех степеней. Они дол жны отражать все достижения в письмен ном виде в сборниках, статьях, обзорах и готовый материал выдавать на корабли и в части. Без этого трудно, а порой не возможно изучение передового опыта". В партийной организации, в которой состоит коммунист Решнин, изучение опыта эксплуатации материальной части было пущено на самотек. В результате некоторые старшины остались на уровне тех знаний и навыков, которые они при обрели самостоятельно за сравнительно короткий срок служЗы. А этого крайне недостаточно. Еще хуже обстоит дело в подразделе нии. где служит тов. Задерман. От сутствие своевременного и организован ного изучения опыта привело к тому, что отдельные воины стали повторять недо статки, которые ранее встречались на других кораблях. Одна из таких ошибок привела к поломке подшипника. Таким образом ясно, что в подготовке моряков к сдаче экзаменов иа классность одинаково большая ответственность ле жит как на командирах, так и на пар тийной и комсомольской организациях. Все мероприятия по подготовке классных специалистов надо тщательно продумы вать. планировать и провести на высоком уровне. Это будет замечательным вкла дом в укрепление боевой готовности род ного флота. Офицер И. ЗАВОДСКИЙ. На итоговых П е р . е д о в о И с в я з и с т Большую роль в боевых действиях на море в настоящее время играет авиация. С появлением новых средств борьбы увеличилось значение авиации как ударной силы. Важнейшую роль в обеспечении работы авиаторов играют радисты. Как ни когда ранее, от них требуется исключительная вниматель ность и бдительность, мужество и выносливость, находчивость, и исполнительность. Все эти замечательные качества и вос питывают наши командиры у воинов в повседневной боевой подготовке. Хорошо овладел специальностью рядовой Лившиц. Отлич ник боевой и политической подготовки, радист второго клас са, он образцово обслуживает полеты* в сложных метеорологи ческих условиях. Командир доверил рядовому Лившицу во время учении об служивать радиосвязь в условиях активных радиопомех. Воин с честью оправдал доверие командира. Связь работала беспере бойно. Сейчас рядовой Л и в ш и ц г о т о в и т с я к сдаче экзаменов на классность. Р ядовой В. ЛОШКАРЕВ. политических за н ят и я х Настойчиво повышать свои знания В течение года слушатели группы, ко торой руководит тов. Коза чек, настойчиво изучали историю КПСС. Несмотря на труд ности. сержанты со всей серьезностью от носились к учебе, тщательно готовились к каждому занятию. Все это обеспечивало высокую активность на итоговых заняти ях. Большинство сержантов показало свою зрелость и умение увязывать изучаемый материал с жизнью и событиями сегод няшнего дня. Содержательно ответил на вопрос о борьбе Ленина за подготовку II с’езда РСДРП сержант Шевцов. Полити ческие знания помогают ему умело воспи тывать своих подчиненных. Он часто бе седует с подчиненными, является образ цом в дисциплине и учебе. За период службы Шевцов имеет более 15 благодар ностей, получил ряд денежных премий от командования части. Глубокое понимание роли сержанта в обучении и воспитании солдат, а также в укреплении воинской дисциплины пока зал старшина подразделения младший сер жант Белов. Выступая на беседе ио во просу о существе советской воинской дис циплины. он дал ясное определение ее значения для укрепления боеспособности Советских Вооруженных Сил. На примерах из жизни и учебы воинов показал, к чему ведет отсутствие требовательности со сто роны отдельных сержантов, как это влияет на состояние дисциплины, качест во боевой и политической подготовки. Но не все слушатели одинаково отве чали на вопросы, принимали участие в беседе. Низкие знания показали по прой денному материалу младшие сержанты М. Шуфера, В. Данилов, С. Овсянников. В течение года они не проявляли настой чивости в учебе, пассивно относились к повышению своих политических знаний. II не случайно, что у них не совсем бла гополучно обстоит дело и ио службе. Слу шатель Овсянников за серьезные недо статки в воспитании подчиненных и в личном поведении был освобожден от за нимаемой должности. Это серьезный сиг нал. Он говорит о том. что в группе не было настоящего контроля за учебой каж- дого воина, отсутствовала необходимая требовательность к ним. Этот недостаток н у ж н о в будущем устранить. Офицер Н. ХОДЧЕННОВ. Военкоры сообщают В нашей группе с большой актипностью прошли итоговые политические занятия. Большинство воинов получило отличнее и хорошие оценки. Глубокие знания пок а за ли матросы Бложин, Бурушкии, Галкин, Попов и другие. Но среди слушателей бы ли и такие, как Дабнис и Береснев, кото рые плохо усвоили материал. Это резуль т ат того, что они в течение года не про являли серьезного стремления к повыше нию своего политического уровня. Младший сержант К. ТОКЛ1ЯНИН . ☆ ☆ Воины нашего подразделения в этом го д у изучали славную историю Коммуни стической партии Советского Союза. Осо бенно тщательно они готовились к итого вым политическим занятиям . Много труда было приложено, чтобы глубоко усвоить материал. И все это дало замечательные результаты. С большим вниманием мы слушали выступления воинов Едакова, Евдокимова, Ермолаева. Антипова, которые четко и ясно отвечали на поставленные им вопросы. М атрос С. К О Р О Л Е В . ☆ * ☆ Покончить сбюрократическимотношением кписьмамвоиновитрудящихся Ежедневно в редакцию приходят пись ма на самые различные темы. Моряки пи шут о своих кораблях, авиаторы делятся впечатлениями о летной службе, служа щие Флотских предприятий и учрежде ний рассказывают о трудовых достиже ниях своих товарищей по работе. Все это проникнуто благородной заботой об инте ресах государства, родного флота. В некоторых письмах сообщается о тех или иных недостатках, которые наносят ущерб делу. Внимательно относиться к этим сигналам, быстро принимать необхо димые меры — важнейшая обязанность каждого командира, начальника, руково дителя. Однако встречаются факты, когда от дельные товарищи не реагируют на сигналы военкоров, бюрократически отно сятся к их выступлениям в газете, и. следовательно, становятся на путь зажима критики. В августе тов. Масленникова сообщила в редакцию об отсутствии должного по рядка во время посадки в автобусы в го роде Североморске. Копия ее письма была направлена на имя председателя Северо морского горисполкома. Оттуда не замед лил поступить ответ за подписью тов. Смирновой следующего содержания: «Гор совет не контролирует посадку в авто бусы, так как они принадлежат авто транспортной конторе города Мурманска». Что это, как не отписка на справедливое требование жителей города? Почему, спра шивается, исполком не в состоянии наве сти порядок на автобусной остановке своего города? Не ясно ли, что, не желая вникнуть в существо жалобы, тов. Смир нова попросту отмахнулась от вопроса, ко торый, несомненно, работников гориспол кома касается. Вот другой пример, характеризующий небрежное отношение к сигналам воен коров. В мае в редакцию поступило письмо от воинов-автомобилистов, в котором они писали о серьезных недостатках в экс плуатации автотранспорта. В письме со общалось о небережливом отношении от дельных шоферов к технике, о плохом уходе за ней. Редакция направила копию этой жало бы для принятия мер. Спустя некоторое время от тов. Явтушснко был получен ответ, в котором подтверждалась пра вильность изложенных в письме фактов. Далее сообщалось, что им приняты меры по устранению вскрытых недостатков. А спустя три с лишним месяца после этого воины-водители вновь прислали в редакцию письмо. Вот что они писали: «Хотим поставить вас в известность, что все недостатки, о которыг мы сообщали ранее, не устранены до сих пор. И, как видно, никто их не собирается устра нять...». Так вместо принятия мер тов. Явту- шенко по существу стал на путь обмана. Ничем иным, как отпиской, можно на звать и ответ, который прислал тов. Кавы- зин в июле на копию жалобы военно служащих одного из подразделений города Полярного. Те жаловались на плохое са нитарное состояние территории, на кото рой расположены казармы. «Виной этому. — писали воины,— является подсобное хо зяйство, работники которого вывозят нечи стоты и сваливают их рядом с жилыми помещениями. Разве нельзя найти более подходящее место за городом? Конечно, можно. II такое место для свалки подсоб ному хозяйству отведено, но, видимо, ту да ехать далеко и долго, а куда проще сваливать нечистоты поближе. Просим по содействовать в устранении беспорядков». Тов. Кавызин. которому была направле на копия этой жалобы, критику признал правильной и заверил редакцию, что им приняты меры к очистке заваленной тер ритории. Далее в ответе сообщалось, что впредь все отбросы будут вывозиться за город. Но вот на днях военкор тов. Конев со общает в редакцию, что должных мер по наведению порядка со стороны тов. Ка- вызина не было принято. Попрежнему не чистоты сваливаются вблизи казармы, об разуя очаги заразы и зловония. Отдельные руководители вообще не реагируют на критические письма, прохо дят мимо недостатков, умалчивают о них. Примером может служить отношение ра ботников тыла к письму военнослужа щих Давидеико, Смирнова и других. Эти воины разработали рационализаторское цредложенне. направленное на экономию горючего. Вот что писали онп в редакцию: «Это новшество позволило нам с 1 января с. г. сэкономить 12.500 кг бензина и 750 кг автола. Мы хотим, чтобы наше предложение стало общеизвестным, и пото му написали письмо на имя соответству ющего работника тыла. Однако от него ответа не получили». Копия письма была направлена в Управление тыла на рассмотрение. Более месяца прошло с тех пор, но ни на копию, ни на неоднократные напоминания ответа оттуда нет. Непонятно, почему работники тыла проявляют такое пренебрежительное отношение к столь важному вопросу! Гражданка Давыдова, проживающая в городе Полярном. жаловалась на плохое обеспечение жителей водой. «С 1952 года тянется волокита с оборудованием коло нок, но сдвигов никаких нет. Помогите нам в решении этого вопроса». Работники строительного управления и другие организации на законное требова ние тов. Давыдовой попросту не реаги руют. Матросы одного пз подразделений — Ковалевский и Сидоренко писали в редак цию о необходимости прпнять меры по улучшению культурно-массовой работы среди личного состава: «У нас не рабо тает радио, нерегулярно доставляют га зеты. мы не помним, когда последний раз проводилась политинформация...». Поистине ненормальное положение! В сентябре с этой жалобой был ознакомлен работник, ответственный за культурно- массовую работу в этом подразделении. Думал он устранить недостатки или не думал — сказать трудно. Но до сих пор мер никаких не принято. Это подтвержда ют вторично авторы первого письма. Подобное отношение к письмам читате лей недопустимо. Оно противоречит ука заниям партии о чутком реагировании на все сигналы и предложения трудящихся. На итоговых политических занятиях в нашей группе отличные оценки получили ефрейтор Лошкарев и другие воины. И это не случайно. Они на протяжении всего учебного года добросовестно, как по добает советским воинам, учились, настой чиво повышали свою сознательность. Вы сокие политические знания явились осно вой их успехов в боевой подготовке. Вои ны награждены знаком «Отличный свя зист». Личный состав нашего подразделе ния берет пример с передовых солдат. Рядовой Н. К Э Л Е С О В . О Техническая конференция На днях в нашем подразделении под руководством офицера Кустова была про ведена техническая конференция на тему об устройстве одного из узлов артилле рийской установки. Выступали лучшие специалисты батареи. Особенно высокие знания показали матросы Постнов, Тара- тута. Вайчайтис и старший матрос Ле- карев. Старший матрос В. РОМАНОВСКИЙ. СгпарателЬно потрудились Был уже поздний вечер, когда стало известно, что по железнодорожной магист рали к нам в подразделение доставлен картофель. Переодевшись в рабочее обмундирование, весь личный состав вышел на разгрузку картофеля. Подгото вив носилки и деревянные лопаты, воины дружно взялись за работу. Впереди, как всегда, были комсомольцы. Среди них тт. Ткач, Соловей, Дашков и другие. Что бы лучше спорилось дело, киномеханик включил радиолу. На этой хозяйственной работе отличи лись многие воины. Среди них матросы Виданов и Симдянев, рядовые Еремин и Божко, сержант Осипов, старшпна 2 ста тьи Суворов и другие. Сержант А. КОЗЛОВ. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Марксизм-ленинизм о происхождении и сущности войны и армии Происхождение и сущность войны и армии были впервые научно раскрыты только классиками марксизма-ленинизма. Марксистско-ленинское учение о войне и армии изучает законы, определяющие классовую сущность войны, причины воз никновения войн, их цели и характер, а также законы, обусловливающие зависи мость способов и форм ведения войны, организации и подготовки вооруженных сил в войне от материальных условий жизни общества. , Опираясь на все эти законы, учитывая их, советская военная наука, исследуя закономерности войны, как вооруженной борьбы, разрабатывает способы использо вания этих законов в целях достижения победы над врагом. Таким образом, нарксистско- ленинское учение о войне и армии служит теорети ческой основой для военной науки, но оно не подменяет юбой военную науку. Овладение марксистско-ленинским уче нием о войне и армии, вдумчивое изуче ние решений с’ездов. конференций Ком мунистической партии. Пленумов ПК КПСС по военным вопросам и военных произведений классиков марксизма- ленинизма окажет серьезную помощь на шим офицерским кадрам в расширении их политического и военно-теоретического кругозора, благотворно скажется на каче стве обучениг и воспитания подчиненных, поможет овладевать советской военной наукой и развивать ее с необходимой эф фективностью дальше. * * * Воины продудят через всю историю сокр ащ е нн а я стенограмма лекции, про читанной для моряков Северного флота. классового общества. Они оказывали и оказывают огромное влияние на жизнь народов и государств, замедляя или уско ряя ход общественного развития. Но зна чит ли это, что войны являются вечным явлением, что они были и неизбежно бу дут далее в ходе исторического развития? Марксизм-ленинизм доказывает, что войны — не вечное явление. Они появи лись на определенной ступени развития человеческого общества. Было время, ког да войн не было, настанет время, когда их также не будет. Война — это отнюдь не всякое воору женное столкновение между людьми. Вой на представляет собой организованную вооруженную борьбу между различными общественными классами или государства ми во имя определенных экономических и политических целей. Войн не было при первобытно-общин ном строе, когда не было еще классов, не было государства с армией, т. е. не было ни общественных сил, заинтересованных в войне, ни специальных отрядов воору женных людей, предназначенных только для ведения войны и рассматривающих военное дело как свою профессию. Вооруженные столкновения приняли характер войн только тогда, когда появи лась частная собственность на средства производства, а с нею и имущественное неравенство людей, когда возникли и на чали оформляться классы и государства. Ликвидация эксплуататорского строя в результате победы социализма во всех странах, построение бесклассового обще ства будут означать уничтожение са мих корней, порождающих войны, а сле довательно. полное устранение войн из общественной жизни. Как заявил Н. С. Хрущев 19 сентября 1955 года, «Мы стремимся к тому, чтобы не было эксплу атации человека человеком, чтобы человек человеку был другом, чтобы блага труда и блага науки служили всему народу. Если бы все народы стали на такой пГгь развития, то это исключило бы возмож ность не только войн, но и каких бы то ни было вооруженных конфликтов». В чем же сущность войн? Она состоит в том. как писал В. И. Ленин, что война представляет собою продолжение полити ки тех или иных классов средствами во оруженного насилия. Господствующие классы и их прави тельства осуществляют свою политику экономическими, идеологическими, дипло матическими и другими средствами. Если этих средств оказывается недостаточно для достижения поставленных целей, тог да господствующий класс, чтобы смести препятствия на пути своей политики, прибегает к вооруженному насилию — к войне. Значит война, прежде всего, свя зана с политикой, проводимой тем или иным классом. Поэтому, чтобы верно судить о войне, чтобы понять ее причины и характер, надо всесторонне изучить внутреннюю и внешнюю политику госу дарств, предшествовавшую войне и при ведшую к вооруженному столкновению между странами. При этом внешнюю по литику надо всегда рассматривать в связи с внутренней. И внутренняя и внешняя политика государства — это две стороны единой политики господствующего класса. Так. если политика империалистиче ская. ставящая целью защищать интере сы капиталистов, обеспечить им получе ние максимальных прибылей и грабеж ко лоний. то и война, вытекающая, из этой политики, есть империалистическая вои на. Если политика национально-освободи- тельная, выражающая интересы народа, его борьбу против всякого гнета, то и война, вытекающая из этой политики, есть национально-освободительная. Если главной целыо политики пролетариата в его классовой борьбе против эксплуатато ров является освобождение от капитали стического рабства, то и гражданская война против буржуазии есть продолже ние той же освободительной политики. Войны ведутся ради определенных по литических целей, а эти политические цели, в свою очередь, определяются эко номическими интересами господствующих классов. Политика, писал В. И. Ленин, является концентрированным выражением экономики. Если война является продолжением политики, а политика есть концентри рованное выражение экономики, то из этого следует, что корни войны уходят в область экономических отношений, они обусловливаются действием экономических законов антагонистических формаций. В условиях рабовладельческого общест ва экономические интересы господствую щих классов обусловливали воины глав ным образом за рабов и колонии. (Пуни ческие войны, многочисленные завоева тельные войны Рима и др.). При феода лизме цели воин изменяются соответствен но экономическим особенностям Феодализ ма: «основой последнего было земледелие, и завоевательные походы его по существу дела имели целью приобретение земель» (К. Маркс) и захват крепостных крестьян. Затем, с развитием капиталистических от ношений. масштабы, размах войн значи тельно увеличиваются. Войны ведутся за морское и колониальное господство, за утверждение политического и экономиче ского влияния. Связь войн с политнкоП и экономически ми отношениями особенно ярко проявляет ся в эпоху империализма. Агрессивная политика империалистических государств, направленная на подготовку и развязы вание захватнических войн, обусловли вается. прежде всего, основным экономиче ским законом современного капитализма. Согласно этому закону, целыо капитали стического производства при империализ ме является стремление монополистов к получению максимальной прибыли. Одним из средств, к которым прибегает импе риалистическая буржуазия ради достиже ния этой цели, является милитаризация народного хозяйства и развязывание воин. В годы первой мировой войны одни только американские монополии получили чистого дохода 25 миллиардов долларов, а в годы второй мировой войны — 87 миллиардов долларов. Американские монополистические груп пы и сейчас переводят народное хозяйст во страны на военные рельсы, продолжа ют гонку вооружений. Для этих групп продолжение и защита политики «холод ной войны», гонки вооружений, разжига ние международных конфликтов — это защита собственных прибылей. Современные войны, далее, порождаются действием закона неравномерности эконо мического и политического развития капи талистических стран. В результате дейст вия этого закона происхщит скачкообраз ное развитие стран, быстрое оттеснение с мирового рынка одних стран другими. Именно неравномерность развития отдель ных капиталистических стран и вытекаю щая из этого бешеная борьба за передел мира при отсутствии свободных террито рии влекут за собой военные столкновения между империалистическими государства ми и группами государств. Более сильные империалистические государства стремят ся к переделу мира в свою пользу насиль ственным путем. В результате этого воз никают раскол капиталистического мира на два враждебных лагеря и войны между ними. Таким образом, войны имеют глубокие источники, заложенные в экономике экс- ил уатато рских гоеударсти. Действие основного экономического за кона современного капитализма, закона неравномерности экономического и поли тического развития капиталистических стран, углубление общего кризиса капи тализма, рост противоречий капитализма — все это говорит о том, что и в совре менных условиях действуют причины, по рождающие войны. Империализм не может жить без насилия, без кровавых войн. Только социалистический способ произ водства не порождает войн. Революцион ные, освободительные и справедливые войны, которые приходится вести социа листическому государству, вытекают не из социалистического способа производст ва, не из внутренних законов развития человеческого общества, а обусловливают ся капиталистическим окружением. Социалистические страны могут вести только справедливые войны для своей собственной защиты от нападения импе риалистов или для оказания помощи уг нетенным классам и народам других стран, борющимся за освобождение от ка питалистического рабства. Благодаря новым успехам внешней по литики Советского правительства, под держанной миролюбивыми силами во всем мире, в развитии международной обстанов ки в последнее время произошли серьез ные изменения в сторону упрочения ми ра. Важнейшей основой этого изменения международной обстановки явился неук лонный рост могущества Советского Союза и стран социалистического лагеря. Развитие положительных результатов Женевского совещания Глав правительств четырех держав требует не только даль нейшей политической активизации и спло чения миролюбивых сил во всем мире, но н дальнейшего непрерывного и быстрого повышения мощи Советского государства. Мы должны помнить, что при наличии некоторого смягчения международной на пряженности все еще не устранены ос новные причины и силы, порождающие эту напряженность, спорные вопросы еще не .решены. Следует также учиты вать, что неустойчивость экономики и политических отношений в современном капиталистическом мире может привести и к быстрым внезапным изменениям в международной обстановке, может стать причиной нового усиления напряженно сти. t В этих условиях, борясь за мирное со существование, Коммунистическая партия
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz