На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я ; 12 октября 1955 г.. № 242 (5394). м — М П - I I ■1 4 | Ц| I II С Т А РШИ Н А О Б У Ч А Е Т М О Л О Д Ы Х М А Т Р О С О В Вечером командир подразделения стар ший лейтенант Батурин, беседуя со стар шиной 1 статьи Гомзяковым. сказал: — Завтра. как только выйдем в море, надо провести тренировки с молодыми ма тросами. Пусть онп с первых дней при учаются по-настоящему действовать в по ходных условиях. Офицер и старшина башни подробно об судили план предстоящих треьировок. Он был доведен до сведения командиров отде лений. которые, в свою очередь, заранее продумали, чем будет заниматься в походе каждый молодой матрос. И вот корабль в море. Он все дальше уходит от скалистых берегов. Сквозь оку тавшую небо мутносерую пелену солнце кажется желтым пятном. Лучи его окраси ли небо в оранжевые тона. Но вскоре небо очистилось, и снова ярко засветило солнце. Свежий ветер развеял облака. Волны с силой налетают на ко рабль. яростно ударяются о его стальную скулу. Когда нос зарывается, они с тор жествующим шумом лезут на полубак и тысячами брызг окутывают надстройки. Качка заметно ощущается в башне, где проходят одиночные учения. Старшина 1 статьи Гомзяков по совету офицера заранее проинструктировал опытного артиллериста старшего матроса Цинбала и посадил его за визир старшины башни. А на место вертикального навод чика сел молодой матрос Ларионов. Воин уже тренировался раньше, но это было на якорной стоянке. А сейчас, в море, да еще при качке, Ларионов чувствовал себя не уверенно. Это сразу заметил старшина. — Смелев, — ободрил он молодого ма троса. — Все будет в порядке, надо быть внимательней, только и всего. Тем временем старший матрос Цинбал, следуя указаниям старшины башни, командовал: — Принять целеуказание! Не отрывая взгляда от прибора, Ларио нов начинает совмещать пляшущую от качки стрелку с неподвижным индексом. Наконец, это удается ему, и он смотрит в окуляр визира. Воин сразу увидел цель, поймал ее в перекрестие нитей и радост но доложил, почти выкрикнул: — Есть цель! И ту т же... потерял цель. По тому, как нервно стал воин вращать штурвал то влево, то вправо, Гомзяков по нял, что случилось. Скомандовав «Дробь!», он обратился к молодому матросу: — Потеряли цель, так ведь? — Так точно, товарищ старшина 1 статьи! — Потерять цель — значит сорвать стрельбу. — сказал Гомзяков и. увидев потемневшее лицо матроса, добавил: — Но не надо расстраиваться. Ошибка вполне поправимая. Старшина стал об’яснять Ларионову, почему тот упустил цель. Цель быстро движется, корабль качает, значит визир надо вести за целью, плавно вращая штурвал наводки. А Ларионов не успевал за целью или опережал ее и ему приходи лось все время вращать штурвал рывками, как говорят артиллеристы, «дергать». — Вот смотрите, Ларионов, — сказал Гомзяков. опускаясь на сиденье вертикаль ного наводчика, — как я буду работать. Старший матрос Цинбал дал целеуказа ние. Гомзяков принял его на прибор, при пал к окуляру, тотчас доложил, что цель есть. Все это заняло у него значительно меньше времени, чем у Ларионова. — Вот я сейчас держу самолет в пере крестии нитей, — говорит старшина. — Если не учитывать его скорость и вра щать штурвал по ходу движения цели слишком быстро, наводчик опередит цель. Тогда придется дожидаться, пока она появится в прицеле. Но самолет может из менить курс, бывает же так? — Бывает, товарищ старшина 1 ста тьи. — На то. чтобы возвратить всю уста новку назад, к цели, — продолжает Гом зяков, — уйдет немало времени, а для на водчика каждая секунда, каждая доля се кунды дорога. Старшина каждое свое действие сопро вождал обстоятельным об’яснением. Потом он посадил Ларионова за визир и вновь приказал выполнить наводку, а сам стоял сзади и наблюдал за работой молодого ма троса. Как только Ларионов начинал нер вничать, «рвал» штурвал, Гомзяков. поп равляя его. приговаривал: «Спокойно, не волнуйтесь...». Затем клал свою руку на штурвал и предлагал: «Давайте вместе будем работать». Так. в три руки они вращали штурвал, и старшина постепенно обучал молодого матроса тонкостям специальности навод чика, специальности трудной, но ответст венной и почетной. — Ну, а теперь попробуйте самостоя тельно, — говорил старшина, спустя не которое время, и отходил в сторону. — Цинбал. дайте целеуказание! С каждым разом руки наводчика все более привыкали к штурвалу, раз за разом пропадало чувство неуверенности, скован ности, особенно сильно ощутимое, когда при наводке установка с содроганием раз ворачивалась и Ларионов физически испы тывал отдачу нагрузки на штурвал. Ему казалось, что сейчас что-нибудь поло мается. Но ничего подобного не случалось. Гомзяков оставил Ларионова трениро ваться под руководством ставшего матроса Цинбала, а сам стал наблюдать, как ра ботают другие номера расчета башни. Чтобы установить трубку на снаряде и зарядить скорострельное орудие, отводится несколько секунд. Поэтому и установщику трубки, и заряжающему надо шлифовать действия до автоматизма. Этому и учил сейчас своих подчинен ных командир орудия старшина 2 статьи Мельников. Классный специалист поста вил цель: добиться, чтобы молодые матро сы научились действовать расчетливо. «Ни одного лишнего движения!» — эту мысль он упорно внушал матросам Суздальцеву, который готовится стать установщиком прицела, и Гусеву, будущему заряжающе му. Во время стрельбы установщику труб ки приходится выполнять всего три дви жения, чтобы обеспечить один залп: взять снаряд, поставить его на качающий ся лоток и нажать на рычаг. Суздальцев под наблюдением командира орудия как раз и отрабатывал эти движения. Получа лось, в общем, ничего, но в норматив он, конечно, не укладывался, допускал сры вы: то снаряд не так возьмет, то замеш кается у лотка. Мельников терпеливо поп равлял молодого артиллериста, заставлял его еще и еще проделывать прием. Старшина 1 статьи Гомзяков. наблю давший за тем, как Мельников тренирует подчиненного, дождавшись минутного пе рерыва. отозвал командира орудия в сто рону. — Рановато заставляете Суздальцева проделывать все действия сразу. — заме тил он. — По-моему лучше, если он будет отрабатывать каждое движение в отдель ности. Мельников согласился, что. пожалуй, действительно, рановато. После перерыва он начал обучать матроса так. как сове товал старшина башни. Этот поход был насыщен плодотворной боевой учебой. Он вселил в молодых ма тросов уверенность, что они смогут стать хорошими артиллеристами, было бы толь ко желание и усердие. Выросло уважение воинов к командирам — офицерам и стар шинам, которые, не жалея труда, не ду мая об отдыхе, «приобщали» подчиненных, как выразился матрос Суздальцев, к воен ной службе, к морю. Гомзяков понимает, что работу с вои нами нельзя ограничивать занятиями по специальности и тренировками в башне. II когда однажды секретарь комсомольской организации заметил в разговор, что не плохо было бы кому-нибудь из опытных моряков-комсомольцев провести с моло дежью беседу о важности специальности артиллериста. Гомзяков сразу ухватился за эту мысль. Он попросил поручить это сделать ему. — Расскажи, как стал специалистом первого класса, — посоветовал секретарь. Вечером Гомзяков начал готовиться. Он вспомнил всю свою службу на корабле. Перед глазами вставали картины прошло го... Вот он, строевой, только начинает постигать трудное артиллерийское дело. Дни упорной, кропотливой учебы, похо ды. стрельбы. Старательного матроса наз начают наводчиком, потом установщиком целика, заряжающим. Не было, пожалуй, в башне специальности, которую не изу чил бы Гомзяков. и не просто как-нибудь, а с душой, отлично. В один радостный для моряка день приказом командира ко рабля его об’явили отличником боевой л политической подготовки. А осенью того же года он успешно сдал экзамены и стал специалистом второго класса. Вот Гомзяков уже командир орудия, обу чает и воспитывает матросов. Его расчет по праву считается передовым в подразде лении. Моряки научились перекрывать нормативы, метко стрелять. О том. как в борьбе с трудностями рож далось мастерство, и рассказал старшина молодым матросам. — Если я добился успехов в боевой и политической подготовке, то потому, что добросовестно учился и. что самое главнее, стремился всегда точно выполнить требо вания уставов и наставлений. Вы. навер ное, и сами уже поняли: если моряк со вершает проступок, допускает оплош ность. — он в чем-то отступил от устав ных требований. Других причин быть не может. Беседа получилась интересной и увле кательной. Матросы задали старшине мно го вопросов. И тот. довольный, подробно отвечал на них. — Некоторые из вас. Гусев, например, стесняются спрашивать у старослужащих моряков, как они работают на боевом пос ту. А что тут плохого? Ведь вы спра шиваете потому, что хотите больше знать. II опытные матросы никогда не откажут в помощи. Они же понимают, что вам на их место вставать. Но должен предупредить, что никакая помощь не пойдет на пользу, если вы са ми не будете усердно, не боясь трудностей, изучать свою специальность. Старание и дисциплина — вот. собственно, что необхо димо в первую очередь для того, чтобы стать хорошо подготовленным артиллери стом. Долго продолжалась задушевная беседа товарищей по оружию. Молодые матросы с глубоким вниманием слушали закаленно го во многих штормовых походах старши ну бащни, чей портрет помещен на Доску отличников корабля. II каждый пз воинов мечтает стать именно таким моряком, мастером артиллерийского огня. ...Старшина башни за перекуром на полубаке. «Хороший народ». — тепло ду мает он о подчиненных, чья служба толь ко еще начинается. Гомзяков отчетливо представляет, как много усилий придется приложить, чтобы воспитать и обучить молодых матросов. Но это не пугает стар шину. Пусть еще мало знают эти воины, но у всех такой чудесный, неиссякаемый молодой задор, горячее стремление стать настоящими моряками. Старший лейтенант Ш. БИНЕЕВ. С в о и м и с и л а и и Перед подразделением была поставлена задача — построить помещение зарядной. Немало сил и старании приложили матро сы Халин и Овчарук. Они использовали для строительства местные материалы: ка мень, песок, глину. Уже сооружен корпус, зарядная оштукатурена. Всю эту работу воины выполнили сво ими руками. Эти же матросы оборудовали комнату политпросветработы. Кроме плот ницких работ, они выполнили и маляр ные. За это командир поблагодарил матро сов Халина и Овчарук. Старший матрос П. БОЧАРОВ. Пропаганда требований Присяги и воинских уставов В Н-сюом подразделении авиаторов — В годы Отечественной войны, — большое внимание уделяется пропаганде I сказал Кондратьев, — советские воины требований Присяги и воинских уставов, проявляли не только чудеса храбрости. Офицеры и агитаторы тщательно гото вятся к своим выступлениям и проводят их. как правило, на высоком идейном уровне, в тесной связи с задачами воинов своего подразделения. Они раз’ясняют ма тросам и сержантам, как надо выполнять священный долг перед Р о д и н о й , добивать ся высоких успехов в учебе и службе. стойкости, отваги, но и показали высокое боевое мастерство, умение использовать чудесные качества нашей боевой техники, которую вручил им советский народ. Нуж но помнить, что в схватке с врагом побеждают не только храбростью и отва гой, но и более высоким мастерством. Мы ни на минуту не должны забывать Хорошим примером может служить «бе- 0 происках империалистов, которые соз- Специалист второго класса старший матрос Григорий Родченков награжден знаком «Отличный артиллерист». Его заведывание всегда в чистоте и полном порядке. НА СНИМКЕ : специалист второго класса старший матрос Григорий Род ченков проверяет свое заведывание пе ред стрельбой. Фото И. Никишова. седа коммуниста тов. Белика с матросами и сержантами на тему: «Свято выполнять требования Военной присяги». Коротко остановившись на истории возникновения советской Военной присяги и ее огромном значении в жизни, учебе и службе, вои нов, тов. Белик рассказал о том, как со ветские воины свято выполняли свою клятву на верность социалистической Ро дине в годы Великой Отечественной вой ны. Большое впечатление на слушателей произвел следующий пример, приведен ный в беседе. Группа десантников под дали и создают у наших границ своп во енные базы. Поэтому мы должны ежечас но повышать свою бдительность и бое готовность. Надо учиться военному делу, как призывал великий Ленин, настоя щим образом, не жалея сил, труда и вре мени. Коммунист рассказал об отличнике ма тросе Галиеве. который безупречно вы полняет требования Военной присяги, с любовыо и старанием овладевает военны ми и политическими знаниями. Он учится только на «отлично». Когда проходили занятия по строевой 1 U А 1 STлис» av\.4Ui Iiinawi i p командой Николая Колосом была заброше- "«готовке. Галиев внимательно слушал на в тыл врага. Выполняя поставленную м яснспия командира, твердо запомнил Добросовестно отслужил срок Когда стало известно, что в ближайшие дни закончится военная служба сержанта Ннчипора, он еще раз проверил состояние техники, привел ее в полную боевую го товность н затем сдал отличнику боевой и политической подготовки старшему ма тросу Романовскому. Передавая боевой пост новому команди ру н своим сослуживцам, комсомолец Ни- чилор выразил надежду в том, что этот пост всегда будет оставаться педедовым в подразделении. В свою очередь, принимая заведывание. старший матрос Романовский заверил сержанта Ннчипора, что и он так же будет держать технику в постоянной боевой готовности, учить матросов пра вильно использовать ее в боевой обста новке. У подчиненных сержанта Ничииора останутся самые хорошие воспоминания^ командире отделения. Он упорно и настой чиво учил их тому, что необходимо на войне, учил грамотно эксплуатировать свои заведывания. Не было случая, чтобы Ничипор вместе с подчиненными не спра вился с поставленной перед ними команди ром боевой задачи. Во многих учебно-ар тиллерийских стрельбах принимал участие расчет сержанта Ннчипора. II всегда он получал высокую оценку. Воины отделе ния стали отличниками боевой и полити ческой подготовки, все имеют по несколь ку благодарностей за умелую работу на боевых постах. Старший матрос Романов ский, кроме ряда об’явленных ему благо дарностей. удостоен внеочередного кратко срочного отпуска. Недавно командир за хорошую сдужоу наградил сержанта Нпчипора именнымп часами. '* Старший матрос Ю. АНТОСЕНКОВ. ------- О------- командиром задачу, горсточка советских воинов смело и дерзко действовала в райо не аэродромов противника. Она взрывала мосты, машины, рвала связь, устраивала засады. Десантники регулярно передавали нашим войскам сведения о технике вра га. о передвижении и дислокации его войск. Советские воины помнили свою священ ную клятву на верность Родине и честно выполнили ее. Всем им — Колосову, Горя чеву, Ефимову, Безрукову и Мяткому бы ло присвоено звание Героя Советского Союза. — Героическая история Армии и Флота, история нашей части и подразделения, — сказал тов. Белик. — полна ярких при меров стойкости, выдержки, героизма и мужества советских воинов, их безгранич ной верности Присяге, своему воинскому ..... ^ ..................................... долгу. Славные подвига героев воодушев-1 Харченко и других отличников учебы, ляют сегодня всех матросов, все приемы, а потом сам их хорошо отра ботал. И опять воин добился отличной оценки. Он опрятен, подтянут, всегда приветствует старших и равных ему в здании. Дисциплина стала его привычкой, внутренней потребностью. Он хорошо по нимает, что без соблюдения порм и зако нов воинской службы нельзя оправдать тех надежд и того доверия, которые пи тает .к своим воинам советский народ. На занятиях в классе изучали новый учебный материал. В числе других ма тросов с интересом слушал об’яснения и Галиев. Он хорошо разбирался в схемах и инструкциях. Правда, ему было вначале трудно усвоить весь материал, но он с настойчивостью и упорством продолжал изучать на практических занятиях свое заведывание и успешно им овладел. Тов. Кондратьев призвал слушателей следовать примеру тт. Галиева, Наумова, сержантов и офицеров на беззаветнее служение наро ду. Тов. Белик отмстил, что передовые вои ны подразделения, следуя примеру фрон товиков, стремятся всегда и во всем по ступать так, как Еелит Присяга, как требуют воинские уставы. Они настойчиво учатся военному делу, повышают свои политические знания, старательно овладе вают новой техникой и оружием, обслу живают самолеты так, как в боевой об становке. В числе таких передовых воипов комсомолец Наумов. Сколько он прило жил труда и настойчивости, чтобы от лично овладеть боевой техникой! На любом занятии матрос Наумов внимателен и ис полнителен. он все старается делать так, как показывает командир, любую труд ную задачу выполняет образцово. За рев ностную учебу и службу Наумов имеет много поощрений, в том числе два знака отличника. «Всемерно беречь военное и народное имущество» — на такую тему провел беседу с личным составом своего подраз деления агитатор старшина Радпонов. С большим интересом воины прослушали также беседы: «Быть бдительным», «Че му обязывает матроса вгипс кая дисципли на», «Приказ командира — закон для подчиненных», «Жить и учиться по уста вам» и на другие темы. Большую роль в пропаганде Военной присяги п уставов играет наглядная аги тация. В комнате политпросветработы вы . вешены тексты Присяги, а на щите с надписью «Свято, выполнять Военную присягу» помещены материалы, рассказы вающие о подвигах геросв-фронтовиков, о славных делах передовых воинов под разделения *— отличников учебы и служ бы. На территории, где располагается под разделение, вывешены плакаты: «Дейст вуй по уставу — завоюешь честь и ела- [Со/эот/еЪ О БОЛЬШУЮ помощь молодым матросам оказызают главный с т ар шина Марков и старшина 2 статьи Ларин. Бла годаря помощи товарищей матросы Толкнов и Иванов успешно овладевают специальностью. М атрос И. Пальцев. О ХОРОШО выполняют свои о б я занности воины отделения младшего сержанта Сыча. Особенно хорошо действует матрос Шнрко. Старший матрос Ю . Цветков. О ЛЮ БИ Т свою специальность старший матрос Костин. Какой бы сложной ни была вахта, воин выпол няет свои обязанности четко, со з н а нием дела. Недавно Костина назначи ли командиром отделения. Старший матрос П. Бочаров. п . * , ву!», «Следуй Присяге — героем бу- В ооседе на ярких примерах было по- | д€щЬ|» # Кроме этого, много выдержек, вы писанных пз уставов, напоминают матро сам и сержантам их первейшие обязанно сти. Для пропаганды уставных требований используютсй отдельные рисунки. Па плакатах четко изображены строевая стой ка матроса, отдание чести и другие. Каждый рисунок обычно поясняется крат ким текстом. Пропаганда Военной присяги и уставов способствует повышению сознательности матросов и сержантов, воспитывает у них чувство ответственности за выполнение своего патриотического долга. Воины на стойчиво учатся, бдительно несут служ бу; все силы они отдают тому, чтобы быть всегда умелыми, стойкими, дисци плинированными и бесстрашными защит никами социалистической Отчизны. В эти дни в подразделении царит вы сокий политический под’ем, вызванный историческими решенпямп июльского Н АШИ С В Е Р Х С Р О Ч Н И К И Боцман подводной лодки Раннее заполярное утро. Тучи низко плывут над суровым морем. Подводная лодка, зарываясь в пенящуюся воду, идет мимо скал. Ее переваливает с борта на борт. Крен доходит до 35— 40 градусов. На сигнальной вахте молодой матрос. Он внимательно следит за воздухом и морем. Порывистый ветер мешает моряку вести наблюдение. Его глаза покраснели. Но ни что не ускользает jt взгляда североморца. Море клокочет. Волны с грохотом обру шиваются на корабль, и тысячи соленых, холодных брызг окатывают всех стоящих на мостике. Вода через люк попадает в центральный пост. — Ну и погода... Разыгралось море. — скупо обмениваются фразами вахтенный офицер и мичман Шашлов, стоящий у штурвала вертикального руля. И как буд то в подтверждение этих слов сильная волна ударила в борт корабля и залила мостик. Ветер пронизывает промокших подводников. Но как ни трудно северомор цам в этот штормовой день, они бдитель но несут вахту. — Вот оно— «нелюдимо наше море»,— вспоминает мичман слова песни. — Бььи пелюдимо, — думает Шашлов. — А сейчас куда ни кинь — всюду рыбные траулеры, транспорты. На край земли, когда-то ди кой. пришли советские люди и начали ос ваивать этот край «непуганных» птиц. Сколько новых городов, поселков, ста новищ появилось в Советском Заполярье! Сколько героического труда! II все это призваны защищать североморцы, моряки самого молодого флота, созданного волей партии, народа. Флота открытого моря. Нередко выходя в _море. коммунист Шашлов вспоминает свой первый поход. ...Только что закончились бои на Кпай- нем Севере. Но война продолжалась. Еше не были разбиты фашисты в ©го логове. В это время молодой матрос мечтал о подви ге. Он рвался в бой. Но задача была дру гой — бдительно нести дозор в Баренце вом море. И вот как сейчас, тогда еще комсомолец. Шашлов, прислушиваясь к советам ставших, бдительно нес вахту. Штормы, походы, служба подводника закаляли молодого североморца, формиро вали у него высокие моральные и боевые качества. Жизнь на корабле, полная боевого на пряжения, целиком захватила Шашлова. Он отдавал службе всю свою энергию. Подводная лодка для него стала родным домом, а экипаж — семьей, в которой он воспитывался, мужал, совершенствовал свою специальность, чтобы умело, с дос тоинством и честью защищать свою со циалистическую Родину. Пришло время увольнения в запас. Дол го думал моряк. И когда его вызвал коман дир в каюту, Шашлов подал офицеру док ладную с просьбой о зачислении на сверх срочную службу. ... Сменившись с вахты, мичман не по шел отдыхать. Он остался на мостике. На вахту заступил старший матрос Со- сновскнц, Шашлов всегда внимательно на блюдает за действиями своих подчинен ных. И сейчас, только убедившись в том, что Сосновский хорошо удерживает ко рабль на курсе, мичман спустился в лодку. В отсеке его уже ждали свободные от вахты матросы. Они тесным кольцом ок ружили старшину группы — задушевные беседы мичмана с подчиненными вошли в традицию. — Важнее всего для пас. рулевых-сиг- палыцнков. — внимательность и исполни тельность. Понятие это большое, широкое, — говорит мичман. — Вот возьмите сегод няшний выход. Все хорошо, но на вахте матроса Кубова подводная лодка «рыска ла». Шашлов замолкает. Матросы теснее ок ружают командира. Только Кубов остает ся один в стороне. Он задумчив, на лице выступили красные нятна. Но вдруг воин срывается с места. — Товарищ мичман! Разрешите обра титься? — Да, пожалуйста, — спокойно отве чает Шашлов. — Трудно мне, товарищ мичман, ведь я впервые стал на вахту в такую погоду. Заливает, ветел все тело холодит. — Ясно, товарищ Кубов. У меня тоже в ж и з н и был такой случай, когда я еще по первому году служил. Моня тогда также корабль не слушался. Мичман рассказал об этом очень труд ном- походе, о том. как внимательно сле дили за его учебой старшие товарищи, как критиковали его за то. что он иногда не прислушивался к их советам. ...Шашлов отдыхал, когда новая боевая смена заступила на вахту. Но он быстро встал и направился в центральный пост. Вахту несет Кубов. Он неовничает. Но вот Кубов ощущает на своем плече теплое прикосновение руки мичмана. Старшина группы внимательно следит за действиями подчиненного и говорит: «Молодец, луч ше. лучше стал чувствовать корабль». Шашлов всю вахту простоял рядом с ма тросом. Группа оулевых-сигналыциков, возглав ляемая коммунистом Шашловым, передо вая на подводной лодке. В ней все воины— отличники боевой и политической подго товки. В этом^— результат упорной и кропотливой работы мичмана с матросами и старшинами, его личный пример комму ниста, специалиста первого класса, триж ды награжденного знаком «Отличный под водник». Для Шашлова стало правилом учить подчиненных личным примером... Торпедная атака. На горизонтальных рулях Шашлов. Какое требуется напря жение силы воли, самообладание, умение, способность чувствовать подводную лодку, чтобы действовать на боевом посту спо койно. безошибочно! Все эти качества вос питал в себе бывалый подводник. С за вистью смотрят молодые матросы, как умело действует мичман. Более опытные воины гордятся тем, что многое переняли у мичмана и нередко работают так же, как он. — Мастерством подчиненные овладели пе вдруг. — говорит Шашлов. — Не все сразу научились правильно выполнять обязанности на боевом посту, грамотно обслуживать технику, чувствовать лодку. Я старался быть терпеливым в обучении, не боялся, что называется, «повозиться» с каждым, строго учитывал индивидуаль ные особенности. Готовясь к занятиям, всегда заранее составляю план, конспект. В ходе беседы обязательно привожу не сколько интересных и поучительных при меров, проверяю, как подчиненные поня ли тот пли иной раздел. Но и этим не ог раничиваюсь — дополнительно занимаюсь с отстающими. Большое внимание коммунист Шашлов уделяет тренировкам на боевом посту. При этом он не допускает условностей. Мичман обучает воинов действовать в сложных условиях плавания, в любую погоду, раз’- ясняет. что выносливость и умение выра батываются со временем. П этот поход проходил в сложных штор мовых условиях. Он ЯВИЛСЯ ШКОЛОЙ для ПОДВОДНИКОВ. Трудно плавать на подводной лодке. Но разве боится трудностей советский моряк, обладающий твердым характером, высоким боевым мастерством, сильный волен и всем сердцем преданным своей матерн-Родине! Именно таким моряком и является быва лый подводник-североморец, коммунист мичман сверхсрочной службы Шашлов. В. ТИМОФЕЕВ. казано, что свято выполнять трооования Присяги — это значит неустанно повы шать свои военные и политические зна ния, быть всегда бдительным, высокодис циплинированным воином, воспитывать в себе высокие морально-боевые качества, быть готовым в любую минуту выступить на защиту своей Родины с оружием в ру ках, выполнить любой приказ командова ния. Когда пропагандист или агитатор бесе дует с авиаторами о значении Военной присяги, он. естественно, не в состоянии подробно остановиться на каждом ее тре бовании. Поэтому, помимо докладов и бе сед на столь обширные темы, в подразде лении проводятся также беседы, посвя щенные отдельным разделам Присяги. Так. коммунист тов. Кондратьев провел беседу на тему: «Присяга требует: добро совестно изучать военное дело!». Говоря об огромном значении боевой выучки, мастерского владения вооружением и техникой, тов. Кондратьев сослался на пример старшины Курбатова, мастерски владевшего вверенной ему техникой. В тяжелом бою Курбатов не оставил своего поста и до конца выполнил задачу. За храбрость и мастерство ему было при своено звание Героя Советского Союза. Пленума ЦК КПСС и трудовыми успехами Советского парода. Растет число отлични ков боевой и политической подготовки. Воины готовят достойный подарок пред стоящему XX с’езду Коммунистической партии Советского Союза. С. ВАЛЕНТИНОВ. ■о* ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Неаккуратные плательщини Отчисления от налогов, удерживаемых из заработной платы рабочих и служащих, занимают почти половину доходной ча сти бюджета гор. Североморска. Понятно поэтому, что регулярное поступление их способствует бесперебойному финансирова нию социально-культурных учреждений и мероприятий. Большинство руководителей и главных бухгалтеров организаций города с полной ответственностью относится к выполне нию обязательств перед государством, ре гулярно н своевременно перечисляя в до ходы бюджета платежи, удерживаемые из заработной платы рабочих и служащих. Но есть еще хозяйственники, ставящие интересы «своего» учреждения выше ин тересов государства. Такие руководители считают в порядке вещей перечислять налоги с большим опозданием: не в мо мент получения в банке средств на зар плату, а значительно позже и то после неоднократных напоминании. Например, предприятие, где главным бухгалтером тов. Поташев, в апреле не перечислило ни копейки подоходного налога, а удер жанные с рабочих и служащих платежи перечислило только в мае. Таким же «оп товым» порядком перечислялись и другие платежи. Только в сентябре после не скольких напоминании деньги поступили в бюджет города. В эпергорайоне (главный бухгалтер Спринцес) также не заботятся о регуляр ном расчете. Эта организация не перечи сляет своевременно платежи в госоюджет, грубо попирая установленные порядки и финансовую дисциплину. Другая организация (главный бухгал тер Дитятьев) в сентябре задолжала го сударству крупную сумму средств. Глав ный бухгалтер тов. Дитятьев, который в первую очередь должен заботиться об ин тересах государства, считает такое поло жение нормальным. Североморское отделенйе Военторга (зам. главного бухгалтера Гурьев) такяге задержало в сентябре незаконно в сво^м обороте десятки тысяч рублей, причита ющихся к платежу в бюджет. Подобных организаций в городе немно го. но задолженность в бюджет они имеют весьма значительную. Такая неаккурат ность плательщиков нарушает ритмич ность в выполнении плана доходов, а. следовательно, создает перебои в финанси ровании детских и лечебных учреждений, школ, библиотек и т. п. Руководителям и главным бухгалтерам нужно коренным обрачом изменить сво^ отношение к выполнению обязанностей перед государством. Надо помнить, что своевременное выполнение обязательств перед государством — долг каждого со ветского хозяйственного руководителя и бухгалтерского работника, показатель их культуры в работе. Н. ЧУМОВИЦКИЙ, зав. Североморским ГопФО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz