На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я ; 12 октября 1955 г.. № 242 (5394). м — М П - I I ■1 4 | Ц| I II С Т А РШИ Н А О Б У Ч А Е Т М О Л О Д Ы Х М А Т Р О С О В Вечером командир подразделения стар­ ший лейтенант Батурин, беседуя со стар­ шиной 1 статьи Гомзяковым. сказал: — Завтра. как только выйдем в море, надо провести тренировки с молодыми ма­ тросами. Пусть онп с первых дней при­ учаются по-настоящему действовать в по­ ходных условиях. Офицер и старшина башни подробно об­ судили план предстоящих треьировок. Он был доведен до сведения командиров отде­ лений. которые, в свою очередь, заранее продумали, чем будет заниматься в походе каждый молодой матрос. И вот корабль в море. Он все дальше уходит от скалистых берегов. Сквозь оку­ тавшую небо мутносерую пелену солнце кажется желтым пятном. Лучи его окраси­ ли небо в оранжевые тона. Но вскоре небо очистилось, и снова ярко засветило солнце. Свежий ветер развеял облака. Волны с силой налетают на ко­ рабль. яростно ударяются о его стальную скулу. Когда нос зарывается, они с тор­ жествующим шумом лезут на полубак и тысячами брызг окутывают надстройки. Качка заметно ощущается в башне, где проходят одиночные учения. Старшина 1 статьи Гомзяков по совету офицера заранее проинструктировал опытного артиллериста старшего матроса Цинбала и посадил его за визир старшины башни. А на место вертикального навод­ чика сел молодой матрос Ларионов. Воин уже тренировался раньше, но это было на якорной стоянке. А сейчас, в море, да еще при качке, Ларионов чувствовал себя не­ уверенно. Это сразу заметил старшина. — Смелев, — ободрил он молодого ма­ троса. — Все будет в порядке, надо быть внимательней, только и всего. Тем временем старший матрос Цинбал, следуя указаниям старшины башни, командовал: — Принять целеуказание! Не отрывая взгляда от прибора, Ларио­ нов начинает совмещать пляшущую от качки стрелку с неподвижным индексом. Наконец, это удается ему, и он смотрит в окуляр визира. Воин сразу увидел цель, поймал ее в перекрестие нитей и радост­ но доложил, почти выкрикнул: — Есть цель! И ту т же... потерял цель. По тому, как нервно стал воин вращать штурвал то влево, то вправо, Гомзяков по­ нял, что случилось. Скомандовав «Дробь!», он обратился к молодому матросу: — Потеряли цель, так ведь? — Так точно, товарищ старшина 1 статьи! — Потерять цель — значит сорвать стрельбу. — сказал Гомзяков и. увидев потемневшее лицо матроса, добавил: — Но не надо расстраиваться. Ошибка вполне поправимая. Старшина стал об’яснять Ларионову, почему тот упустил цель. Цель быстро движется, корабль качает, значит визир надо вести за целью, плавно вращая штурвал наводки. А Ларионов не успевал за целью или опережал ее и ему приходи­ лось все время вращать штурвал рывками, как говорят артиллеристы, «дергать». — Вот смотрите, Ларионов, — сказал Гомзяков. опускаясь на сиденье вертикаль­ ного наводчика, — как я буду работать. Старший матрос Цинбал дал целеуказа­ ние. Гомзяков принял его на прибор, при­ пал к окуляру, тотчас доложил, что цель есть. Все это заняло у него значительно меньше времени, чем у Ларионова. — Вот я сейчас держу самолет в пере­ крестии нитей, — говорит старшина. — Если не учитывать его скорость и вра­ щать штурвал по ходу движения цели слишком быстро, наводчик опередит цель. Тогда придется дожидаться, пока она появится в прицеле. Но самолет может из­ менить курс, бывает же так? — Бывает, товарищ старшина 1 ста­ тьи. — На то. чтобы возвратить всю уста­ новку назад, к цели, — продолжает Гом­ зяков, — уйдет немало времени, а для на­ водчика каждая секунда, каждая доля се­ кунды дорога. Старшина каждое свое действие сопро­ вождал обстоятельным об’яснением. Потом он посадил Ларионова за визир и вновь приказал выполнить наводку, а сам стоял сзади и наблюдал за работой молодого ма­ троса. Как только Ларионов начинал нер­ вничать, «рвал» штурвал, Гомзяков. поп­ равляя его. приговаривал: «Спокойно, не волнуйтесь...». Затем клал свою руку на штурвал и предлагал: «Давайте вместе будем работать». Так. в три руки они вращали штурвал, и старшина постепенно обучал молодого матроса тонкостям специальности навод­ чика, специальности трудной, но ответст­ венной и почетной. — Ну, а теперь попробуйте самостоя­ тельно, — говорил старшина, спустя не­ которое время, и отходил в сторону. — Цинбал. дайте целеуказание! С каждым разом руки наводчика все более привыкали к штурвалу, раз за разом пропадало чувство неуверенности, скован­ ности, особенно сильно ощутимое, когда при наводке установка с содроганием раз­ ворачивалась и Ларионов физически испы­ тывал отдачу нагрузки на штурвал. Ему казалось, что сейчас что-нибудь поло­ мается. Но ничего подобного не случалось. Гомзяков оставил Ларионова трениро­ ваться под руководством ставшего матроса Цинбала, а сам стал наблюдать, как ра­ ботают другие номера расчета башни. Чтобы установить трубку на снаряде и зарядить скорострельное орудие, отводится несколько секунд. Поэтому и установщику трубки, и заряжающему надо шлифовать действия до автоматизма. Этому и учил сейчас своих подчинен­ ных командир орудия старшина 2 статьи Мельников. Классный специалист поста­ вил цель: добиться, чтобы молодые матро­ сы научились действовать расчетливо. «Ни одного лишнего движения!» — эту мысль он упорно внушал матросам Суздальцеву, который готовится стать установщиком прицела, и Гусеву, будущему заряжающе­ му. Во время стрельбы установщику труб­ ки приходится выполнять всего три дви­ жения, чтобы обеспечить один залп: взять снаряд, поставить его на качающий­ ся лоток и нажать на рычаг. Суздальцев под наблюдением командира орудия как раз и отрабатывал эти движения. Получа­ лось, в общем, ничего, но в норматив он, конечно, не укладывался, допускал сры­ вы: то снаряд не так возьмет, то замеш­ кается у лотка. Мельников терпеливо поп­ равлял молодого артиллериста, заставлял его еще и еще проделывать прием. Старшина 1 статьи Гомзяков. наблю­ давший за тем, как Мельников тренирует подчиненного, дождавшись минутного пе­ рерыва. отозвал командира орудия в сто­ рону. — Рановато заставляете Суздальцева проделывать все действия сразу. — заме­ тил он. — По-моему лучше, если он будет отрабатывать каждое движение в отдель­ ности. Мельников согласился, что. пожалуй, действительно, рановато. После перерыва он начал обучать матроса так. как сове­ товал старшина башни. Этот поход был насыщен плодотворной боевой учебой. Он вселил в молодых ма­ тросов уверенность, что они смогут стать хорошими артиллеристами, было бы толь­ ко желание и усердие. Выросло уважение воинов к командирам — офицерам и стар­ шинам, которые, не жалея труда, не ду­ мая об отдыхе, «приобщали» подчиненных, как выразился матрос Суздальцев, к воен­ ной службе, к морю. Гомзяков понимает, что работу с вои­ нами нельзя ограничивать занятиями по специальности и тренировками в башне. II когда однажды секретарь комсомольской организации заметил в разговор, что не­ плохо было бы кому-нибудь из опытных моряков-комсомольцев провести с моло­ дежью беседу о важности специальности артиллериста. Гомзяков сразу ухватился за эту мысль. Он попросил поручить это сделать ему. — Расскажи, как стал специалистом первого класса, — посоветовал секретарь. Вечером Гомзяков начал готовиться. Он вспомнил всю свою службу на корабле. Перед глазами вставали картины прошло­ го... Вот он, строевой, только начинает постигать трудное артиллерийское дело. Дни упорной, кропотливой учебы, похо­ ды. стрельбы. Старательного матроса наз­ начают наводчиком, потом установщиком целика, заряжающим. Не было, пожалуй, в башне специальности, которую не изу­ чил бы Гомзяков. и не просто как-нибудь, а с душой, отлично. В один радостный для моряка день приказом командира ко­ рабля его об’явили отличником боевой л политической подготовки. А осенью того же года он успешно сдал экзамены и стал специалистом второго класса. Вот Гомзяков уже командир орудия, обу­ чает и воспитывает матросов. Его расчет по праву считается передовым в подразде­ лении. Моряки научились перекрывать нормативы, метко стрелять. О том. как в борьбе с трудностями рож­ далось мастерство, и рассказал старшина молодым матросам. — Если я добился успехов в боевой и политической подготовке, то потому, что добросовестно учился и. что самое главнее, стремился всегда точно выполнить требо­ вания уставов и наставлений. Вы. навер­ ное, и сами уже поняли: если моряк со­ вершает проступок, допускает оплош­ ность. — он в чем-то отступил от устав­ ных требований. Других причин быть не может. Беседа получилась интересной и увле­ кательной. Матросы задали старшине мно­ го вопросов. И тот. довольный, подробно отвечал на них. — Некоторые из вас. Гусев, например, стесняются спрашивать у старослужащих моряков, как они работают на боевом пос­ ту. А что тут плохого? Ведь вы спра­ шиваете потому, что хотите больше знать. II опытные матросы никогда не откажут в помощи. Они же понимают, что вам на их место вставать. Но должен предупредить, что никакая помощь не пойдет на пользу, если вы са­ ми не будете усердно, не боясь трудностей, изучать свою специальность. Старание и дисциплина — вот. собственно, что необхо­ димо в первую очередь для того, чтобы стать хорошо подготовленным артиллери­ стом. Долго продолжалась задушевная беседа товарищей по оружию. Молодые матросы с глубоким вниманием слушали закаленно­ го во многих штормовых походах старши­ ну бащни, чей портрет помещен на Доску отличников корабля. II каждый пз воинов мечтает стать именно таким моряком, мастером артиллерийского огня. ...Старшина башни за перекуром на полубаке. «Хороший народ». — тепло ду­ мает он о подчиненных, чья служба толь­ ко еще начинается. Гомзяков отчетливо представляет, как много усилий придется приложить, чтобы воспитать и обучить молодых матросов. Но это не пугает стар­ шину. Пусть еще мало знают эти воины, но у всех такой чудесный, неиссякаемый молодой задор, горячее стремление стать настоящими моряками. Старший лейтенант Ш. БИНЕЕВ. С в о и м и с и л а и и Перед подразделением была поставлена задача — построить помещение зарядной. Немало сил и старании приложили матро­ сы Халин и Овчарук. Они использовали для строительства местные материалы: ка­ мень, песок, глину. Уже сооружен корпус, зарядная оштукатурена. Всю эту работу воины выполнили сво­ ими руками. Эти же матросы оборудовали комнату политпросветработы. Кроме плот­ ницких работ, они выполнили и маляр­ ные. За это командир поблагодарил матро­ сов Халина и Овчарук. Старший матрос П. БОЧАРОВ. Пропаганда требований Присяги и воинских уставов В Н-сюом подразделении авиаторов — В годы Отечественной войны, — большое внимание уделяется пропаганде I сказал Кондратьев, — советские воины требований Присяги и воинских уставов, проявляли не только чудеса храбрости. Офицеры и агитаторы тщательно гото­ вятся к своим выступлениям и проводят их. как правило, на высоком идейном уровне, в тесной связи с задачами воинов своего подразделения. Они раз’ясняют ма­ тросам и сержантам, как надо выполнять священный долг перед Р о д и н о й , добивать­ ся высоких успехов в учебе и службе. стойкости, отваги, но и показали высокое боевое мастерство, умение использовать чудесные качества нашей боевой техники, которую вручил им советский народ. Нуж­ но помнить, что в схватке с врагом побеждают не только храбростью и отва­ гой, но и более высоким мастерством. Мы ни на минуту не должны забывать Хорошим примером может служить «бе- 0 происках империалистов, которые соз- Специалист второго класса старший матрос Григорий Родченков награжден знаком «Отличный артиллерист». Его заведывание всегда в чистоте и полном порядке. НА СНИМКЕ : специалист второго класса старший матрос Григорий Род­ ченков проверяет свое заведывание пе­ ред стрельбой. Фото И. Никишова. седа коммуниста тов. Белика с матросами и сержантами на тему: «Свято выполнять требования Военной присяги». Коротко остановившись на истории возникновения советской Военной присяги и ее огромном значении в жизни, учебе и службе, вои­ нов, тов. Белик рассказал о том, как со­ ветские воины свято выполняли свою клятву на верность социалистической Ро­ дине в годы Великой Отечественной вой­ ны. Большое впечатление на слушателей произвел следующий пример, приведен­ ный в беседе. Группа десантников под дали и создают у наших границ своп во­ енные базы. Поэтому мы должны ежечас­ но повышать свою бдительность и бое­ готовность. Надо учиться военному делу, как призывал великий Ленин, настоя­ щим образом, не жалея сил, труда и вре­ мени. Коммунист рассказал об отличнике ма­ тросе Галиеве. который безупречно вы­ полняет требования Военной присяги, с любовыо и старанием овладевает военны­ ми и политическими знаниями. Он учится только на «отлично». Когда проходили занятия по строевой 1 U А 1 STлис» av\.4Ui Iiinawi i p командой Николая Колосом была заброше- "«готовке. Галиев внимательно слушал на в тыл врага. Выполняя поставленную м яснспия командира, твердо запомнил Добросовестно отслужил срок Когда стало известно, что в ближайшие дни закончится военная служба сержанта Ннчипора, он еще раз проверил состояние техники, привел ее в полную боевую го­ товность н затем сдал отличнику боевой и политической подготовки старшему ма­ тросу Романовскому. Передавая боевой пост новому команди­ ру н своим сослуживцам, комсомолец Ни- чилор выразил надежду в том, что этот пост всегда будет оставаться педедовым в подразделении. В свою очередь, принимая заведывание. старший матрос Романовский заверил сержанта Ннчипора, что и он так ­ же будет держать технику в постоянной боевой готовности, учить матросов пра­ вильно использовать ее в боевой обста­ новке. У подчиненных сержанта Ничииора останутся самые хорошие воспоминания^ командире отделения. Он упорно и настой­ чиво учил их тому, что необходимо на войне, учил грамотно эксплуатировать свои заведывания. Не было случая, чтобы Ничипор вместе с подчиненными не спра­ вился с поставленной перед ними команди­ ром боевой задачи. Во многих учебно-ар­ тиллерийских стрельбах принимал участие расчет сержанта Ннчипора. II всегда он получал высокую оценку. Воины отделе­ ния стали отличниками боевой и полити­ ческой подготовки, все имеют по несколь­ ку благодарностей за умелую работу на боевых постах. Старший матрос Романов­ ский, кроме ряда об’явленных ему благо­ дарностей. удостоен внеочередного кратко­ срочного отпуска. Недавно командир за хорошую сдужоу наградил сержанта Нпчипора именнымп часами. '* Старший матрос Ю. АНТОСЕНКОВ. ------- О------- командиром задачу, горсточка советских воинов смело и дерзко действовала в райо­ не аэродромов противника. Она взрывала мосты, машины, рвала связь, устраивала засады. Десантники регулярно передавали нашим войскам сведения о технике вра­ га. о передвижении и дислокации его войск. Советские воины помнили свою священ­ ную клятву на верность Родине и честно выполнили ее. Всем им — Колосову, Горя­ чеву, Ефимову, Безрукову и Мяткому бы­ ло присвоено звание Героя Советского Союза. — Героическая история Армии и Флота, история нашей части и подразделения, — сказал тов. Белик. — полна ярких при­ меров стойкости, выдержки, героизма и мужества советских воинов, их безгранич­ ной верности Присяге, своему воинскому ..... ^ ..................................... долгу. Славные подвига героев воодушев-1 Харченко и других отличников учебы, ляют сегодня всех матросов, все приемы, а потом сам их хорошо отра­ ботал. И опять воин добился отличной оценки. Он опрятен, подтянут, всегда приветствует старших и равных ему в здании. Дисциплина стала его привычкой, внутренней потребностью. Он хорошо по­ нимает, что без соблюдения порм и зако­ нов воинской службы нельзя оправдать тех надежд и того доверия, которые пи­ тает .к своим воинам советский народ. На занятиях в классе изучали новый учебный материал. В числе других ма­ тросов с интересом слушал об’яснения и Галиев. Он хорошо разбирался в схемах и инструкциях. Правда, ему было вначале трудно усвоить весь материал, но он с настойчивостью и упорством продолжал изучать на практических занятиях свое заведывание и успешно им овладел. Тов. Кондратьев призвал слушателей следовать примеру тт. Галиева, Наумова, сержантов и офицеров на беззаветнее служение наро­ ду. Тов. Белик отмстил, что передовые вои­ ны подразделения, следуя примеру фрон­ товиков, стремятся всегда и во всем по­ ступать так, как Еелит Присяга, как требуют воинские уставы. Они настойчиво учатся военному делу, повышают свои политические знания, старательно овладе­ вают новой техникой и оружием, обслу­ живают самолеты так, как в боевой об­ становке. В числе таких передовых воипов комсомолец Наумов. Сколько он прило­ жил труда и настойчивости, чтобы от­ лично овладеть боевой техникой! На любом занятии матрос Наумов внимателен и ис­ полнителен. он все старается делать так, как показывает командир, любую труд­ ную задачу выполняет образцово. За рев­ ностную учебу и службу Наумов имеет много поощрений, в том числе два знака отличника. «Всемерно беречь военное и народное имущество» — на такую тему провел беседу с личным составом своего подраз­ деления агитатор старшина Радпонов. С большим интересом воины прослушали также беседы: «Быть бдительным», «Че­ му обязывает матроса вгипс кая дисципли­ на», «Приказ командира — закон для подчиненных», «Жить и учиться по уста­ вам» и на другие темы. Большую роль в пропаганде Военной присяги п уставов играет наглядная аги­ тация. В комнате политпросветработы вы . вешены тексты Присяги, а на щите с надписью «Свято, выполнять Военную присягу» помещены материалы, рассказы­ вающие о подвигах геросв-фронтовиков, о славных делах передовых воинов под­ разделения *— отличников учебы и служ­ бы. На территории, где располагается под­ разделение, вывешены плакаты: «Дейст­ вуй по уставу — завоюешь честь и ела- [Со/эот/еЪ О БОЛЬШУЮ помощь молодым матросам оказызают главный с т ар ­ шина Марков и старшина 2 статьи Ларин. Бла годаря помощи товарищей матросы Толкнов и Иванов успешно овладевают специальностью. М атрос И. Пальцев. О ХОРОШО выполняют свои о б я ­ занности воины отделения младшего сержанта Сыча. Особенно хорошо действует матрос Шнрко. Старший матрос Ю . Цветков. О ЛЮ БИ Т свою специальность старший матрос Костин. Какой бы сложной ни была вахта, воин выпол­ няет свои обязанности четко, со з н а ­ нием дела. Недавно Костина назначи­ ли командиром отделения. Старший матрос П. Бочаров. п . * , ву!», «Следуй Присяге — героем бу- В ооседе на ярких примерах было по- | д€щЬ|» # Кроме этого, много выдержек, вы­ писанных пз уставов, напоминают матро­ сам и сержантам их первейшие обязанно­ сти. Для пропаганды уставных требований используютсй отдельные рисунки. Па плакатах четко изображены строевая стой­ ка матроса, отдание чести и другие. Каждый рисунок обычно поясняется крат­ ким текстом. Пропаганда Военной присяги и уставов способствует повышению сознательности матросов и сержантов, воспитывает у них чувство ответственности за выполнение своего патриотического долга. Воины на­ стойчиво учатся, бдительно несут служ­ бу; все силы они отдают тому, чтобы быть всегда умелыми, стойкими, дисци­ плинированными и бесстрашными защит­ никами социалистической Отчизны. В эти дни в подразделении царит вы­ сокий политический под’ем, вызванный историческими решенпямп июльского Н АШИ С В Е Р Х С Р О Ч Н И К И Боцман подводной лодки Раннее заполярное утро. Тучи низко плывут над суровым морем. Подводная лодка, зарываясь в пенящуюся воду, идет мимо скал. Ее переваливает с борта на борт. Крен доходит до 35— 40 градусов. На сигнальной вахте молодой матрос. Он внимательно следит за воздухом и морем. Порывистый ветер мешает моряку вести наблюдение. Его глаза покраснели. Но ни­ что не ускользает jt взгляда североморца. Море клокочет. Волны с грохотом обру­ шиваются на корабль, и тысячи соленых, холодных брызг окатывают всех стоящих на мостике. Вода через люк попадает в центральный пост. — Ну и погода... Разыгралось море. — скупо обмениваются фразами вахтенный офицер и мичман Шашлов, стоящий у штурвала вертикального руля. И как буд­ то в подтверждение этих слов сильная волна ударила в борт корабля и залила мостик. Ветер пронизывает промокших подводников. Но как ни трудно северомор­ цам в этот штормовой день, они бдитель­ но несут вахту. — Вот оно— «нелюдимо наше море»,— вспоминает мичман слова песни. — Бььи пелюдимо, — думает Шашлов. — А сейчас куда ни кинь — всюду рыбные траулеры, транспорты. На край земли, когда-то ди­ кой. пришли советские люди и начали ос­ ваивать этот край «непуганных» птиц. Сколько новых городов, поселков, ста­ новищ появилось в Советском Заполярье! Сколько героического труда! II все это призваны защищать североморцы, моряки самого молодого флота, созданного волей партии, народа. Флота открытого моря. Нередко выходя в _море. коммунист Шашлов вспоминает свой первый поход. ...Только что закончились бои на Кпай- нем Севере. Но война продолжалась. Еше не были разбиты фашисты в ©го логове. В это время молодой матрос мечтал о подви­ ге. Он рвался в бой. Но задача была дру­ гой — бдительно нести дозор в Баренце­ вом море. И вот как сейчас, тогда еще комсомолец. Шашлов, прислушиваясь к советам ставших, бдительно нес вахту. Штормы, походы, служба подводника закаляли молодого североморца, формиро­ вали у него высокие моральные и боевые качества. Жизнь на корабле, полная боевого на­ пряжения, целиком захватила Шашлова. Он отдавал службе всю свою энергию. Подводная лодка для него стала родным домом, а экипаж — семьей, в которой он воспитывался, мужал, совершенствовал свою специальность, чтобы умело, с дос­ тоинством и честью защищать свою со­ циалистическую Родину. Пришло время увольнения в запас. Дол­ го думал моряк. И когда его вызвал коман­ дир в каюту, Шашлов подал офицеру док­ ладную с просьбой о зачислении на сверх­ срочную службу. ... Сменившись с вахты, мичман не по­ шел отдыхать. Он остался на мостике. На вахту заступил старший матрос Со- сновскнц, Шашлов всегда внимательно на­ блюдает за действиями своих подчинен­ ных. И сейчас, только убедившись в том, что Сосновский хорошо удерживает ко­ рабль на курсе, мичман спустился в лодку. В отсеке его уже ждали свободные от вахты матросы. Они тесным кольцом ок­ ружили старшину группы — задушевные беседы мичмана с подчиненными вошли в традицию. — Важнее всего для пас. рулевых-сиг- палыцнков. — внимательность и исполни­ тельность. Понятие это большое, широкое, — говорит мичман. — Вот возьмите сегод­ няшний выход. Все хорошо, но на вахте матроса Кубова подводная лодка «рыска­ ла». Шашлов замолкает. Матросы теснее ок­ ружают командира. Только Кубов остает­ ся один в стороне. Он задумчив, на лице выступили красные нятна. Но вдруг воин срывается с места. — Товарищ мичман! Разрешите обра­ титься? — Да, пожалуйста, — спокойно отве­ чает Шашлов. — Трудно мне, товарищ мичман, ведь я впервые стал на вахту в такую погоду. Заливает, ветел все тело холодит. — Ясно, товарищ Кубов. У меня тоже в ж и з н и был такой случай, когда я еще по первому году служил. Моня тогда также корабль не слушался. Мичман рассказал об этом очень труд­ ном- походе, о том. как внимательно сле­ дили за его учебой старшие товарищи, как критиковали его за то. что он иногда не прислушивался к их советам. ...Шашлов отдыхал, когда новая боевая смена заступила на вахту. Но он быстро встал и направился в центральный пост. Вахту несет Кубов. Он неовничает. Но вот Кубов ощущает на своем плече теплое прикосновение руки мичмана. Старшина группы внимательно следит за действиями подчиненного и говорит: «Молодец, луч­ ше. лучше стал чувствовать корабль». Шашлов всю вахту простоял рядом с ма­ тросом. Группа оулевых-сигналыциков, возглав­ ляемая коммунистом Шашловым, передо­ вая на подводной лодке. В ней все воины— отличники боевой и политической подго­ товки. В этом^— результат упорной и кропотливой работы мичмана с матросами и старшинами, его личный пример комму­ ниста, специалиста первого класса, триж­ ды награжденного знаком «Отличный под­ водник». Для Шашлова стало правилом учить подчиненных личным примером... Торпедная атака. На горизонтальных рулях Шашлов. Какое требуется напря­ жение силы воли, самообладание, умение, способность чувствовать подводную лодку, чтобы действовать на боевом посту спо­ койно. безошибочно! Все эти качества вос­ питал в себе бывалый подводник. С за­ вистью смотрят молодые матросы, как умело действует мичман. Более опытные воины гордятся тем, что многое переняли у мичмана и нередко работают так же, как он. — Мастерством подчиненные овладели пе вдруг. — говорит Шашлов. — Не все сразу научились правильно выполнять обязанности на боевом посту, грамотно обслуживать технику, чувствовать лодку. Я старался быть терпеливым в обучении, не боялся, что называется, «повозиться» с каждым, строго учитывал индивидуаль­ ные особенности. Готовясь к занятиям, всегда заранее составляю план, конспект. В ходе беседы обязательно привожу не­ сколько интересных и поучительных при­ меров, проверяю, как подчиненные поня­ ли тот пли иной раздел. Но и этим не ог­ раничиваюсь — дополнительно занимаюсь с отстающими. Большое внимание коммунист Шашлов уделяет тренировкам на боевом посту. При этом он не допускает условностей. Мичман обучает воинов действовать в сложных условиях плавания, в любую погоду, раз’- ясняет. что выносливость и умение выра­ батываются со временем. П этот поход проходил в сложных штор­ мовых условиях. Он ЯВИЛСЯ ШКОЛОЙ для ПОДВОДНИКОВ. Трудно плавать на подводной лодке. Но разве боится трудностей советский моряк, обладающий твердым характером, высоким боевым мастерством, сильный волен и всем сердцем преданным своей матерн-Родине! Именно таким моряком и является быва­ лый подводник-североморец, коммунист мичман сверхсрочной службы Шашлов. В. ТИМОФЕЕВ. казано, что свято выполнять трооования Присяги — это значит неустанно повы­ шать свои военные и политические зна­ ния, быть всегда бдительным, высокодис­ циплинированным воином, воспитывать в себе высокие морально-боевые качества, быть готовым в любую минуту выступить на защиту своей Родины с оружием в ру­ ках, выполнить любой приказ командова­ ния. Когда пропагандист или агитатор бесе­ дует с авиаторами о значении Военной присяги, он. естественно, не в состоянии подробно остановиться на каждом ее тре­ бовании. Поэтому, помимо докладов и бе­ сед на столь обширные темы, в подразде­ лении проводятся также беседы, посвя­ щенные отдельным разделам Присяги. Так. коммунист тов. Кондратьев провел беседу на тему: «Присяга требует: добро­ совестно изучать военное дело!». Говоря об огромном значении боевой выучки, мастерского владения вооружением и техникой, тов. Кондратьев сослался на пример старшины Курбатова, мастерски владевшего вверенной ему техникой. В тяжелом бою Курбатов не оставил своего поста и до конца выполнил задачу. За храбрость и мастерство ему было при­ своено звание Героя Советского Союза. Пленума ЦК КПСС и трудовыми успехами Советского парода. Растет число отлични­ ков боевой и политической подготовки. Воины готовят достойный подарок пред­ стоящему XX с’езду Коммунистической партии Советского Союза. С. ВАЛЕНТИНОВ. ■о* ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Неаккуратные плательщини Отчисления от налогов, удерживаемых из заработной платы рабочих и служащих, занимают почти половину доходной ча­ сти бюджета гор. Североморска. Понятно поэтому, что регулярное поступление их способствует бесперебойному финансирова­ нию социально-культурных учреждений и мероприятий. Большинство руководителей и главных бухгалтеров организаций города с полной ответственностью относится к выполне­ нию обязательств перед государством, ре­ гулярно н своевременно перечисляя в до­ ходы бюджета платежи, удерживаемые из заработной платы рабочих и служащих. Но есть еще хозяйственники, ставящие интересы «своего» учреждения выше ин­ тересов государства. Такие руководители считают в порядке вещей перечислять налоги с большим опозданием: не в мо­ мент получения в банке средств на зар­ плату, а значительно позже и то после неоднократных напоминании. Например, предприятие, где главным бухгалтером тов. Поташев, в апреле не перечислило ни копейки подоходного налога, а удер­ жанные с рабочих и служащих платежи перечислило только в мае. Таким же «оп­ товым» порядком перечислялись и другие платежи. Только в сентябре после не­ скольких напоминании деньги поступили в бюджет города. В эпергорайоне (главный бухгалтер Спринцес) также не заботятся о регуляр­ ном расчете. Эта организация не перечи­ сляет своевременно платежи в госоюджет, грубо попирая установленные порядки и финансовую дисциплину. Другая организация (главный бухгал­ тер Дитятьев) в сентябре задолжала го­ сударству крупную сумму средств. Глав­ ный бухгалтер тов. Дитятьев, который в первую очередь должен заботиться об ин­ тересах государства, считает такое поло­ жение нормальным. Североморское отделенйе Военторга (зам. главного бухгалтера Гурьев) такяге задержало в сентябре незаконно в сво^м обороте десятки тысяч рублей, причита­ ющихся к платежу в бюджет. Подобных организаций в городе немно­ го. но задолженность в бюджет они имеют весьма значительную. Такая неаккурат­ ность плательщиков нарушает ритмич­ ность в выполнении плана доходов, а. следовательно, создает перебои в финанси­ ровании детских и лечебных учреждений, школ, библиотек и т. п. Руководителям и главным бухгалтерам нужно коренным обрачом изменить сво^ отношение к выполнению обязанностей перед государством. Надо помнить, что своевременное выполнение обязательств перед государством — долг каждого со­ ветского хозяйственного руководителя и бухгалтерского работника, показатель их культуры в работе. Н. ЧУМОВИЦКИЙ, зав. Североморским ГопФО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz