На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 11 октября 1955 г., N° 241 (5393). В ПОХОДАХ УЧИСЬ МАСТЕРСТВУ БОЕВОМУ! Хорошее стремление В наше подразделение пришло молодое пополнение. Все матросы любознательны, интересуются техникой, с которой им придется работать. Каждый воин проникнут стремлением честно относиться к своим служебным обязанностям, повышать боевое мастер­ ство. Вот почему сейчас молодые матро­ сы внимательно слушают старших това­ рищей — опытных специалистов. Они го­ товятся быть достойной сменой старослу­ жащих. На комсомольском собрании подразделе­ ния матрос Комбаров сказал, что он хо­ чет как можно быстрее стать на само­ стоятельную вахту, но у него пока не хватает умения. Матрос попросил помочь ему в учебе. Комсомольцы дружно от­ кликнулись на просьбу товарища. Специалист первого класса комсомолец Никифоров помогает молодым матросам ос­ воить специальность. Он усердно передает им свои знания и богатый практический опыт, воспитывает у них высокую дис­ циплинированность и исполнительность. Передовой воин всегда напоминает нович­ кам о требованиях современного морского боя, учит их преодолевать ^трудности, раз­ вивает высокие морально-боевые качества — смелость, отвагу, выносливость, мастер­ ство. незнание страха в борьбе. Изо дня в день молодые специалисты совершенствуют свое воинское мастерство и готовятся встретить XX с'езд КПСС но­ выми успехами в боевой и политической подготовке. Матрос Е . МОИСЕЕВ. Первая самостоятельная вахта Матрос Кунин на корабль прибыл не­ давно. Сразу же с энергией он взялся за учебу, стал перенимать опыт старших товарищей. Свою специальность воин ос­ воил быстро. Командир корабля, видя его старание в службе, допустил матроса к самостоя­ тельной вахте. Когда моряк взялся за манипулятор ру­ левого управления, то почувствовал неко­ торое волнение. Но молодой рулевой хоро­ шо вел корабль. Воин действовал умело. Командир остался доволен вахтой. — Молодец. Если и дальше так будете действовать, то многого достигнете, — та ­ кими словами напутствовал матроса офи­ цер. Похвала командира окрылила молодого моряка. Он с еще большей настойчивостью изучает свою специальность, опыт быва­ лых рулевых. Матрос С. ДВОЙНЫХ. С большим старанием На наш корабль прибыли молодые ма­ тросы. Моряки радушно встретили их. Завязалась дружеская беседа. Прибывшие интересовались своей дальнейшей служ­ бой, учебой. Сейчас молодые матросы знакомятся с устройством и вооружением корабля. Радиотелеграфист старший матрос Бляхеров .рассказал молодым радистам о несении вахты, о технике боевого поста. Бляхеров проводит с новичками практи­ ческие занятия. Молодые матросы Серед- нев. Немцев и другие с большим ста­ ранием взялись за изучение техники. Матрос Ю. ЛЕТОВ. _____ тт т* гг Б о р ь б а з а с е к у н д ы В подготовке к походу мелочей нет! Густая предрассветная мгла. Свежий воздух льется в иллюминаторы. По трансляции раздаются слова коман­ ды: — Корабль к бою и походу изготовить! Командир получил последний доклад старшего помощника о готовности к похо­ ду. Тотчас разнеслась протяжная дробь ко­ локолов громкого боя. — По местам стоять, со швартовов сни­ маться! В одно целое, согласованное движение пришли все сложные корабельные меха­ низмы. Матросы, старшины и офицеры за­ няли своп места на боевых постах. Начался поход, в котором морякам при­ шлось встретить немало трудностей, свя­ занных с выполнением учебно-боевых за­ дач. План учебы отлично понимали все до единого, а тем более комендоры. Разрезая острым форштевнем воду, ко­ рабль быстро идет на выполнение стрель­ бы. В ярко освещенных отсеках башни главного калибра комендоры производят окончательную проверку орудий и прибо­ ров. Старшина 1 статьи Морозов следит за работой подчиненных. Он прислушивает­ ся, как отдает распоряжения командир первого орудия старшина 2 статьи Иван Бондарев, как старший матрос Золотов производит последнюю тренировку с прак­ тическим снарядом у подачи своего ору­ дия: м о р я к берет снаряд с подачи, кладет его на лоток, рассчитывая точно каждое свое движение, чтобы во время стрельбы действовать уверенно, безошибочно. Командир расчета второго орудия За- симович недавно возвратился из отпу­ ска. П вот моряк снова у орудия. Спе­ циалист он хороший, материальную часть знает основательно и обслужи­ вал ее на всех прошлых учениях образ­ цово. Доказательство этому — отличные действия на всех стрельбах. Старшину 1 статьи Морозова волнует, как будут дей­ ствовать все расчеты теперь. — Ну вот. каж будто ппчего. — ска­ зал Морозов, когда по команде была про­ изведена наводка и опробована цель. — Я уверен, что приборы будут рабо­ тать нормально, товарищ старшина. — сказал электрик старший матрос Бляхер. — Сам проверял лично каждый узел и контакты. — Уверенность — дело хорошее, а лишний раз проверить тоже неплохо. — сказал Морозов. — Посмотрим сегодня, че­ му мы научились за последнее время. Вы, Сидоркин. будьте повнимательнее. Навод­ чик вы опытный и действовать должны отлично. А то иногда проявляете нескром­ ность, считаете себя уже всезнающим. — Как же, товарищ старшина, я ведь делаю все, как положено, по инструкции, — с обидой в голосе возразил старший матрос Сидоркин. По складу своему Сидоркин живой, энергичный матрос. При^ выполнении на­ водки он иногда без надобности торопится. За это не раз к-омендору попадало от Мо­ розова. На горизонте показалась цель ...Корабль приближался к месту встрс- _!чп с целью. На горизон­ те вырисовывались ее неясные очертания. Ра­ диометристы доложили на мостик координаты. Стали поступать данные в центральный пост. На фале затрепетал сигнал о начале стрельбы. В бэшне зазвонили звон- Командир орудия главного калибра специалист второго класса старшина 2 статьи Геннадий Зуев — один из пере­ довых старшин корабля. Его расчет всегда выполняет учебные стрельбы с высокой оценкой. НА СНИМКЕ : специалист второго класса старшина 2 статьи Геннадий Зуев производит контрольный осмотр механизмов после стрельбы. Фото И. Никишова. ки. Прозвучала властная команда: — Центральная наводка! Снаряд прак­ тический, заряд боевой — орудия заря­ дить! Старшина 2 статьи Бондарев быстро и уверенно открывает замок орудия. Вот он уже вставил трубку. Расчетливо каждое движение у старшины Бондарева. А в эту ответственную минуту у старшего матроса Золотова произошла заминка. Еще не­ сколько секунд, и произойдет пропуск. Но Золотов не растерялся, быстро исправил свою ошибку. Вот снаряд уже на лотке. Срабатывает досылатель. и снаряд исче­ зает в камерной части ствола. Бондарев в одно мгновение закрывает замов и ста­ вит орудие на «товсь». Прогудел ревун. Залп! Башня вздрагивает от мощных зал­ пов обоих орудий. Запахло пороховыми газами. Гремят залпы один за другим. — Дробь! Орудия и приборы на ноль! Старшине башни поступили доклады командиров расчетов об окончании стрель­ бы. Комендоры выполняли стрельбу без пропусков. На корабле сыграли отбой тревоги и тут же по трансляции об’явили предварительные результаты стрельбы, которые предвещали отличную оценку. Ра­ достно переглянулись комендоры: не при­ дется краснеть перед товарищами из дру­ гих боевых частей. Казалось бы все в по­ рядке. но управляющий огнем не разделял общего ликования. Наблюдая по приборам за ходом стрельбы, он видел то, чего не могли видеть другие. Капитан-лейтенант Канторович видел, что на орудии старшего матроса Заснмо- вича темп заряжания проходил медленнее, чем на других. Формально матросы укла­ дывались в положенный норматив, но за­ канчивали производство заряжания, как говорится, под ревун. Случись ка:кая-лпбо непредвиденная задержка, хотя бы даже на секунду, и мог произойти пропуск — одно из самых неприятных явлений для комендоров. После стрельбы — подробный разбор учения П вот артиллеристы собрались в кубри­ ке на разбор стрельбы. Капптан-лсйтснапт ознакомил их с результатом стрельбы, за­ тем начал обстоятельно разбирать недоче­ ты в действиях расчетов и отдельных ма­ тросов. Особенно он остановился на про­ махе Золотова, который ронял снаряды и спускал вхолостую досылатель. Золотов ответил, что виноват в этом погребной ма­ трос Чистяков — он плохо подготовил снаряды к стрельбе. Прав ли Золотов? — Канторович огля­ дел лица внимательно слушавших его мо­ ряков. — Частично он прав, снаряды дейст­ вительно были не приготовлены, с них не была снята смазка полностью, и поэтому, когда их берешь, они легко выскальзыва­ ют из рук. А матрос Чистяков никого не предупредил об этом. Далее были разобраны и другие ошиб­ ки. Медленно проходило заряжание ору­ дий. — значит мы еще не научились це­ нить секунды в бою. Наряду с другими недочетами в дейст­ виях комендоров во время стрельбы офи­ цер упомянул и об ошибках наводчиксв Сидоркина и Савченко. Онп тоже прояви­ ли неумение бороться за каждую долю се­ кунды. На разборе командир похвалил за хорошие действия во время стрельбы ко­ мендоров Бондарева. Корабанова. Румянце­ ва п других. Подробный разбор стрельбы принес для всех большую пользу. Ошибки при выпол­ нении этой задачи послужили уроком и для старшины башни. Он стал глубже вни- Наблюдали зорко Корабль вышел в море. ;Когда оно было окутано ночной мглой. Шел дождь. Но воины, настойчи­ во борясь с трудностями, умело выполняли своп обязанности. У штурвала специалист второ­ го класса старшина 2 статьи Са­ венков. Он умею ведет корабль в указанном командиром направ­ лении. Зорко всматриваются в темноту сигнальщики. Вот на го­ ризонте появилось множество ог­ ней. Навстречу идут суда трало­ вого флота. Старший матрос Бур- дыкин докладывает о них коман­ диру. Корабль идет дальше, всег­ да готовый к боевым действиям. Рыбаки могут *спокойно зани­ маться своим делом. Как известно, сигнальщику не­ обходимо быстро и точно прини­ мать н передавать семафоры п светограммы. Этого можно до­ стичь только повседневными тре­ нировками и любовным отноше­ нием к своему делу. Так п дей­ ствует, вкладывая в боевую учебу много старания, старший матрос Бурдыкин. Поэтому моря­ ки умело несут вахту и в плава­ нии успешно справились со сво­ ими обязанностями. Матрос Е . ИВАНОВ. в с л ожны х у с л о в и я х Экипаж корабля нес трудную вахту в сложных метеорологических условиях. Она сопровождалась частыми дождями, ле­ денящими ветрами, туманами. Несмотря на трудности, моряки четко действовали на боевых постах, стойко преодолевали невзгоды походно-боевой жизни. Как-то плотная пелена тумана опусти­ лась над морем. Видимость сократилась до минимума. Визуальное наблюдение не давало положительных результатов. Командир приказал открыть радиолокаци­ онную вахту. Старший матрос Чепышев проверил готовность станции к работе, ус­ тановил ручки управления и переключа­ тели в исходное положение. Все действия он выполнил в строгом соответствии с требованиями эксплуатационной ъисарук- ции. Станция включена. На экране появи­ лось графическое изображение предметов. Старший матрос Чепышев точно класси­ фицирует их, четко снимает пеленги и расстояние до цели. * Командир, илея точные данные о дви­ жении целей, своевременно принимал правильные решения. Килевая качка, сильные помехи, нап­ ряженность при несении вахты — все это требовало хоролей морской закалки, высо­ ких морально-боевых качеств. Старший подумал он ВЫСОКОЕ МАСТЕРСТВО РАДИОМЕТРИСТОВ матрос Чепышев несколько часов подряд нес трудную вахту, проявляя при этом мужество, выносливость и стойкость. На вахтУ заступил матрос Локисов. Он, как и командир, с обязанностями справ­ ляется успешно. Чепышев несколько ми­ нут наблюдал за работой подчиненного. В этом закаленном морскими походами, умелом специалисте нельзя было узнать того Локисова, который пришел на ко­ рабль в прошлом году. Командиру отде­ ления Чепышеву особенно помнится один случай. Однажды, когда матрос Локисов еще не имел глубоких знаний по специальности и твердых практических навыков, он нес ходовую вахту. Воин внимательно наб­ людал за экраном. Сначала сложности ни­ какой не было. Он правильно классифици­ ровал цели и четко докладывал команди- РУ. Ветер крепчал. Пошел снег. Старший матрос Чепышев заметил, что матрос Ло­ кисов начал нервничать. — Что бы могло быть? • и подошел к подчиненному. Посмотрел на экран, и ему все стало ясно: работать мешали спльные помехи. Локисов не мог различать цели. — Вы «подавите» помехи, — посове­ товал матросу Чепышев. Но и это не избавило Локисова от неточностей, ошибок в определении целей. Старший матрос Чепышев все время нахо­ дился на боевом посту и помогал матросу словом и делом. После этого случая старший матрос Че­ пышев стал еще больше уделять внима­ ния боевой выучке подчиненного, приучал его к работе в любых условиях. Во вре­ мя сильных помех, когда появлялось мно­ го целей, командир помогал подчиненно­ му отрабатывать практические навыки, учил грамотноэксплуатировать технику. Упорная работа дала пологтительные результаты. Теперь матрос Локисов вахту несет четко и умело справляется со свои­ ми обязанностями. В этом длительном и ответственном походе радиометристы вновь продемонст­ рировали высокое боевое мастерство. Они все время обеспечивали командира точны­ ми данными, показывали образец выпол­ нения требовании Присяги и уставов. П. ШАВЁЛКИН. кать в учеоу каждого матроса, особенно во время выхода в море, всемерно услож­ нял условия тренировок. Особенно внима­ тельно следил старшина за учебой коман­ ды заряжания во время тренировок па станке заряжания. С учетом ошибок и недостатков Проходят дни. Комендоры упорно про­ должают повышать свое мастерство, устра­ няя ранее допускавшиеся ошибки. Старшина башни часто наблюдал за тренировками, внимательно анализируя весь комплекс заряжания на станке. Про­ ведены практические занятия заряжающих при разных углах возвышения — и те­ перь моряки уже смело соперничают со стрелками секундомера, отвоевывая у жест­ ких нормативов секунду за секундой. На­ стойчиво и упорно тренировались навод­ чики. для них проводились специальные учения в море и у стенки. Накануне стрельбы комендоры главного калибра, а также группа управления и приписной личный состав собрались в кубрике. Командир корабля и его замести­ тель по политической части рассказали собравшимся о задаче, стоящей перед ко­ раблем, о том, что для успешного ее вы­ полнения необходимо накрыть цель с пер­ вого залпа, правильно действовать во вре­ мя стрельбы и не делать пропусков. В этом честь и достоинство комендоров ко­ рабля, в этом залог высокой боевой го­ товности. В заключение командир деталь­ но рассказал о задачах групп и боевых постов. Разошлись комендоры в приподня­ том настроении, какое бывает перед тор­ жественным событием. Волновались, как перед экзаменом. Вот корабль опять в море. День пасмур­ ный. Серые хлопья туч низко свисают над морем. Шквалистый ветер то и дело сры­ вает гребешки волн, масса брызг веером летит на палубу и надстройки. Корабль полным ходом, рассекая волну, идет бое­ вым курсом на сближение с чуть заметной в дымке целью. Порывистый ветер рвет на рее сигнал «Веду огонь». — По щиту! — поступила команда. Развернулись грозные стволы в сторону цели. По команде зарядили орудия. — Товсь! Ревун. Над волнами прокатился резкий оглушительный удар орудий. За ним вто­ рой, третий. Вскоре стали видны вспле­ ски. Цель была накрыта с первого залпа. Стрельба прошла без заминок и пропусков. Старшина башни Морозов был рад успе­ хам подчиненных. Ведь эта стрельба по­ казала. что не впустую прошли упорные тренировки в предыдущих походах, что комендоры горят желанием освоить в со­ вершенстве свою специальность. — Обольщаться успехами не стоит, то­ варищи, — сказал старшина. — Более трудные задачи впереди. Мы далеки от того, чтобы успокаиваться на достигнутом. По­ вседневное движение вперед, к новым и новым успехам — одна из основных за­ дач. Наша священная комендорская обя­ занность — еще лучше овладеть своим оружием., поднять еще выше боеспособ­ ность своего корабля. Мы изо дня в дечь должны упорно продолжать борьбу за се­ кунды, за точность наводки и высокие огневые показатели, за постоянную готов­ ность нанести всей мощью нашего орудия сокрушительный удар любому врагу, ко­ торый посмеет напасть на нашу Ро­ дину. Поход продолжается. Морякп отлично, с рвением обслуживают свое заведывание. все напряженнее учатся комендоры слож­ ному искусству точного залпа. Старший матрос М. ЧЕМОДАНОВ. Учатся в морских походах Корабль вышел в море. Вместе с опыт­ ными специалистами вахту несут моло­ дые воины. Командир отделения сигналь­ щиков старшина 2 статьи Слизниксв внимательно следит за их работой на бое­ вом посту. — Матрос Сидоров, почему не докла­ дываете о цели? — В моем секторе чисто, кроме како­ го-то ящика, — ответил матрос. — Почему же вы не доложили о нем своевременно? — О ящике? — Да, о ящике. Старшина Слизников раз’яснил матросу Сидорову оплошность, привел пример из Великой Отечественной воины, когда вы­ сокая бдительность воина сорвала ковар­ ные замыслы противника. После напоминания командира матрос Сидоров стал более зорко следить за гори­ зонтом и поверхностью моря. Неплохо выполнял свои обязанности молодой матрос Назаров. Правда, и у него были промахи, на которые командир отделения указывал и требовал устранить их. Старшина 2 статьи С.тизппков в тече­ ние всего похода кропотливо передавал молодым морякам свой опыт, выковывал у них высокие морально-боевые качества. Старшина 2 статьи В. ХАВКИН. Стали классными специалистами Чтобы умело использовать оружие и технику, нужно глубоко изучить ее. Это хорошо поняли наши радисты матросы Соколов. Михеев и Бычков. Они прило­ жили все силы для того, чтобы стать классными специалистами. С помощью опытных воинов старшего матроса Семс- нычева и матроса Чумарова они добились неплохих результатов. Бычкову, например, сначала слабо да­ валось изучение специальности. Товарищи помогли ему. II когда воины стали сда­ вать экзамены на классность, то все они отвечали на вопросы твердо и уверенно. Старший матрос М. ЖЕРДЕВ. Много труда обучению и воспитанию подчиненных отдает специалист первого класса старшина 2 статьи Владимир Пасов. Его заведывание находится в отлич­ ном состоянии и постоянной готовности. З а успехи в боевой и политической учебе старшина 2 статьи Пасов награжден нагрудным знаком «Отличный артиллерист*. НА СНИМКЕ : специалист первого класса старшина 2 статьи В. Пасов осмат­ ривает свое заведывание. * Фото И. Никишова. На итоговых политических занятиях В тесной связи с жизнью личного состава — Что такое воинская дисциплина и чему она обязывает каждого военнослу­ жащего? — обращается к слушателям ру­ ководитель группы лейтенант Бабенко. Почти все моряки подняли руки, выра­ жая желание отвечать на заданный во­ прос. Слово берет матрос М. Тогаев. Харак­ теризуя значение воинской дисциплины, являющейся оеншой высокой боеспособно­ сти корабля, слушатель приводит приме­ ры о том, как сознательная дисциплина помогает воинам добиваться успехов в ов­ ладении боевым мастерством. Он говорит о старшине 2 статьи Бондареве и его под­ чиненных, удостоенных высокой похвалы за отлично выполненное задание. — Старшина 2 статьи Бондарев и его подчиненные добились успехов благодаря высокой дисциплине, слаженности, испол­ нительности. точности и четкости в рабо­ те на боевом посту. Его дополняет старший матрос С. Бляхер. Он приводит примеры из про­ читанных им художественных произведе­ ний и просмотренных кинофильмов, под­ черкивая мысль о том, почему советским воинам так необходима высокая дисципли­ на и организованность. Свое выступление слушатель также подкрепляет фактами из жизни и повседневной учебы личного со­ става корабля. Старший матрос П. Бойко говорит о тре­ бованиях. прсд’являемых военным моря­ кам Коммунистической партией и Совет­ ским правительством. Слушатель п р и в о ­ д и т примеры и факты самоотверженного служения Родине своих товарищей по ору­ жию, рассказывает о своих успехах в бое­ вой и политической подготовке. — Сейчас многие старослужащие ма­ тросы нашего корабля, — продолжает мо­ ряк, — учат молодых воинов, передают им свой опыт и практические знания. Я лично помогаю молодому матросу Голови­ ну в изучении устройства корабля, своего и смежных с ним боевых постов. Все сде­ лаю. чтобы помочь моряку стать хорошим наводчиком, чтобы он так же успешно мог выполнять задачи, как их выполнили на­ ши артиллеристы на последних стрель­ бах, получивших высокую оценку коман­ дования. В этом году, как п в прошлом, глубо­ кие и прочные знания доказал отличник боевой и политической подготовки стар­ ший матрос А. Батяев. На протяжении всего учебного года он проявлял высок^'ю активность на беседах. Глубокие и проч­ ные знания показал воин и на итоговом занятии. — Родина дает нам все необходимое, — говорит Батяев, — для образцового выпол­ нения воинского долга. Мы ценим вели­ кую заботу Коммунистической партии н советского народа о военных моряках и все делаем для того, чтобы оправдать высокое доверие, настойчиво изучаем боевую тех­ нику и содержим ее в постоянной бое­ вой готовности. Свидетельством этого яв­ ляются последние стрельбы, выполненные нами на «отлично». Возросшее воинское ма­ стерство. четкость и слаженность в дейст­ виях показал расчет старшины 2 статьп Черкасова. Образцово ухаживая за техни­ кой. бойцы этого расчета показывают прочное знание дела, старательно и усерд­ но обслуживают механизмы, систематиче­ ски тренируются на боевом посту, /не до­ пуская условностей и послаблений. Поэто­ му и на походе управляемая ими техника всегда действует безотказно, четко. Глубокие и прочные знания показали также слушатели Терехов, Соловьев, Ми­ хайлов. Неварко, Бажанов, Герасимчук, Кулявцев и другие, активно участвовав­ шие в обсуждении вопросов. Высокие политические знания, умение связать их с жизнью и задачами личного состава не пришли самотеком. Они яви­ лись результатом активной и напряжен­ ной деятельности на протяжении всего учебного года не только слушателей, ру­ ководителя группы и его помощника, но также партийной и комсомольской органи­ заций, всех офицеров, которые инте­ ресуются политической учебой каждого матроса и старшины, проявляют постоян­ ную заботу о каждом слушателе. Офицер В. ЛОМОВ. Результат упорного труда В подготовке к итоговым занятиям по­ литработники. партийные и комсомольские организации Н-ского подразделения проде­ лали большую работу. Они оказывали серьезную помощь слушателям в повто,>е- нии пройденных за год тем. в усвоении ряда сложных вопросов. Партийные и ком­ сомольские организации провели собрания и заседания бюро, где широко обсужда­ лись задачи коммунистов и комсомоль­ цев. которые обязаны личным приме­ ром увлекать воинов на настойчивую уче­ бу по овладению политическими знани­ ями. В подразделении состоялись также соо- рания личного состава, совещание руково­ дителей групп, семинар агитаторов. Учи­ тывая важность стенной печати и по­ мощь, какую она сможет оказать, с чле­ нами редколлегий был проведен инструк­ таж. Б ы л и выпущены стенгазеты, посвя­ щенные подготовке к итогозым занятиям. В помощь слушателям проводились беседы на темы: «Тяжелая промышленность— ос­ нова экономического и военного могуще­ ства нашей Родины», «Решения июльско­ го Пленума ЦК КПСС — боевая программа дальнейшего расцвета социалистической экономики», агитаторы раз'ясняли^ реше­ ния январского Пленума ЦК КПСС, прл- зьива.ти воинов достойно встретить XX сезд партии. Хорошо организованная и продуманная подготовительная работа дала свои поло­ жительные результаты. Итоговые занятия показали, что большинство матросов и сержантов учебный материал усвоило хо­ рошо. Отличную оценку получила группа, ко­ торой руководит коммунист Степанов. Вы­ сокие показатели и в д р у г и х группах. Слу­ шатели, как правило, принимали актив­ ное участие в обсуждении поставленных вопросов. Содержательно выступил на за­ нятиях матрос Гуменев. подрооно расска­ завший о советском патриотизме, о том, что он должен проявляться в конкретных делах, в отличной учебе, высокой дисцил- лпне. бдительности. Все это воин про­ иллюстрировал примерами из жизни под­ разделения. Заслуживает внимания ответ яатросз Владимирова. Освещая вопрос о высокой революционной бдительности воинов, слу­ шатель отметил, что советская страна на­ ходится в капиталистическом окруже­ нии, империалистические агрессоры не могут и не хотят мириться с растущей мощью социалистической страны. Они стараются засылать к нам шппонов. ди­ версантов и убийц, п поэтому долг каж­ дого воина всегда и везде быть бдитель­ ным, строго хранить государственную и военную тайну. Слушатель не ограничился только этими общими положениями. Он рассказал, как воины подразделения вы­ полняют эти требования, как онп несут свою службу. Содержательным было вы ­ ступление матроса Павлова. Хорошие зна­ ния показали также Гребнез, Смирнов и другие. Глубокое понимание пройденного мате­ риала является показателем того, что по­ литические занятия в группах проходили в неразрывной связи с жизнью и учебой личного состава и имели огромное воспи­ тательное значение. Большая заслуга в этом принадлежит руководителю группы. Он тщательно готовил и проводил каж­ дое занятие, учебный материал старался излагать доходчиво. Вместе с тем итоговые занятия выявили и существенные недостатки в политиче­ ском воспитании воинов. Некоторые слу­ шатели показали низкие знания. Взять, к примеру, группу, которой руководит тов. Выборнов. Все слушатели здесь являются сержантами. Многие из них пришли на за­ нятия неподготовленными, не принимали активного участия в беседе. Некоторые во­ просы программы рядом товарищей усвое­ ны плохо. Это результат того, что в тече­ ние всего учебного года не было должной работы со слушателями, подготовка к ито- ■говым занятиям была пущена на самотек. Руководитель и его помощник не нацелили слушателей на отличное знание изучаемо­ го материала. В процессе учебного года посещаемость была низкой, а дополнитель­ ные занятия с пропустившими вовсе не проводились. Серьезным недостатком яз- ляется и то, что слушатели слабо увязы­ вали изучаемые темы с задачами подраз­ деления и своей службы. Старший лейтенант И. АРТЮШЕННО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz