На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 8 октября 1955 г., № 233 (5391). Зенитная батарея накануне состязательных стрельб ...Первая учебно-боевая стрельба, про веденная в начале года зенитно-артилле- рпйской батареей, была оценена всего лишь на «удовлетворительно». Такой низ кий результат явился неожиданностью для многих, в том числе и для командира. В чем же тричина? Бурным было комсомольское собрание, поовященное итогам стрельбы. Горячо выступали комсомольцы... — Не все у нас с должным усердием осваивают специальность, — говорил сер жант Вереин.— А (ведь успех батареи за висит от каждого номера. Стоило, напри мер, матросу Сочневу замешкаться, на какую-то долю секунды опоздать с до сылкой очередной обоймы, и весь рас чет не выполнил задачу... А разве один Сочнев отстает? Не отличается хорошей подготовкой п матрос Майоров, да и неко торые другие... Комсомольцы помогли командиру под разделения разобраться в причинах не удачной стрельбы. Стало ясно, что преж де, чем отрабатывать слаженность во взводах и на батарее в целом (чему Уде лялось много времени), следует заняться н ни на минуту не упускать вопрос оди ночной подготовки. А именно к этому бы ло ослаблено внимание. Надо системати чески, изо дня в день тренировать каж дого матроса в действиях на боевом по сту, вырабатывать у всех без исключе ния быстроту, ловкость, сноровку, умение безошибочно определять задержки, быстро устранять их. Прошло немного времени, а в жизни и учебе батареи многое изменилось. Органи зованней. качественней, целеустремлен ней стали проходить занятия по специ альности. Командир и другие офицеры ба тареи постоянно бывали на занятиях в боевых расчетах, учили сержантов мето дике обучения подчиненных, контролиро вали их действия. С помощью комсомольской организации на батарее удалось развернуть широкую техническую пропаганду. Передовые во ины охотно делились с менее подготовлен ными товарищами опытом, помогали им овладевать специальностью. На техниче ских конференциях и собеседованиях раз бирались наиболее сложные вопросы уст ройства и использования техники. Всем памятно техническое собеседова ние, на котором рассказывали о своем опыте боевой работы лучшие заряжающие старший матрос Тетерис и матрос Вай- чатис. Тогда десятки всевозможных во просов были подняты и разрешены в жи вой, непринужденной беседе. Интересно и поучительно проходили со беседования по устройству прицела и правилам пользования им при различных видах стрельб, по устройству под’емно- поворотного механизма и ряду других во просов. Росла любовь личного состава к боевой технике, поднимался интерес к ос изуче нию.... И вот батарея снова выполняет задачу. Разведчик громко докладывает о появле нии цели. Быстро, без суеты занимают места расчеты орудий и приборов. Сноро висто действуют наводчики на приборах управления артиллерийским огнем. — Цель поймана!.. Сложные механизмы вырабатывают дан ные для стрельбы и по проводам посы лают их на орудия. Грозные стволы пу шек разворачиваются и устремляют жер ла в небо, где еле видимая в облаках цель. Она приближается к зоне досягаемо сти. — Огонь! Раздаются гулкие очереди. Светлые пучки трасс пронизывают цель.... Задача выполнена отлично. От души поздравляют воины друг друга с успехом. Но не видно и тени успокоения. У всех свеж в памяти печальный урок первой стрельбы. Напряжение боовои учебы не спадало ни на один день. Не довольствуясь до стигнутым, зенитчики все тщательней со вершенствовали свою выучку, безустали повышали знания, накапливали опыт... С каждым месяцем в подразделении рос ло число отличников, мастеров военного дела; Одну за другой, и неизменно с вы сокой оценкой, выполняла батарея раз личные учебно-боевые задачи в течение всего года. Известие о том, что подразделению предоставлено право участвовать в со стязательных стрельбах, было встречено всеобщим радостным под’емом. Каждый матрос, сержант, офицер увидел и почув ствовал, как высоко оценен его труд, труд человека, беззаветно выполняющего свой воинский долг. ...На самом видном месте в подразделе нии висит яркий, бросающийся в глаза призыв: «Тсварищи зенитчики! Выпол нить предстоящие состязательные стрель бы на «отлично» — наш долг перед Ро диной!». Этой мыслью, этим стремлением здесь живут сейчас все матросы, сержанты, офицеры. О высоком доверии, оказанном батарее, постоянно напоминают воинам агитаторы, об этом шел взволнованный разговор на последнем комсомольском соб рании. этому важному событию посвяща ются материалы стенной газеты. Вся жизнь батареи заполнена подготовкой к предстоящим состязаниям. Вот проводит очередную тренировку расчет станции орудийной наводки. С командного пункта поступает сообщение о появившейся в воздухе цели. — Поиск! Квадрат... Высота... — чет ко командует офицер. Вводятся необходимые данные. Глаза операторов зорко следят за экранами. Проходит несколько секунд. На экране появляется еле заметная светящаяся точ ка. — Есть цель, — безошибочно опреде лив ее, докладывают операторы матросы Самарин и Братчиков. — Азимут... Даль ность... Офицер доволен: цель поймана на пре дельной дальности. — Пе.рейти на автосопровождение! — снова командует он. — Готово!.. — слышится в ответ. Неожиданно на экране вместо одной светящейся точки появляется много мер цающих пятен. В чем дело? Оказывается, самолет, стремясь уйти пз луча радиоло катора, применяет помехи. Большое ма стерство требуется от операторов, чтобы в этих условиях не потерять цель. Но не даром Самарин и Братчиксв слывут от личными специалистами. Искусно управ ляя механизмами, умело освобождаясь от помех, они ни на секунду не теряют цель и сопровождают ее до выхода из зоны досягаемости станции. Четко, сноровисто работают у орудия наводчики старший матрос Мальм и ма трос Лавров, успешно справляется со своими обязанностями когда-то отставав ший в боевой учебе матрос Майоров. Больших успехов в дни подготовки к состязаниям добились прибористы. Навод чики матросы Саутенков и Тырия ловят любую цель почти в два раза быстрее, чем положено по нормативу. Без ошибок работает старший стереоскопист старший матрос Антосенков. Наблюдая, с каким под’емом и вдохно вением «работают на своих постах радио- локаторщпкп. прибористы и артиллери сты, как слаженно действуют расчеты и взводы, видишь, что батарея готова вы полнять любые боевые задачи. Старший лейтенант А. БЕРЕСНЕВ . Образцово несут службу нарядов Когда матросы Чибизов и Иванов несут службу внутреннего наряда, в кубриках всегда чисто и аккуратно, соблюдаются все правила внутреннего распорядка. Эти моряки примерно выполняют свой долг, активно участвуют и в обществен ной жизни подразделения. Так. нанример, тов. Чибизов вместе с другими комсомоль цами хорошо оборудовал комнату полит- просветработы. Матрос М. САМ0Р0Д0В. Ша. хсораблх* я р я ш л я л г о л о ды е шзьтт<$®сы 2 На корабль, о котором мы сегодня рассказываем , 9 прибыли, конечно, не только Сочин, Зернов, Дудников. С ними вместе пришла значительная группа их сверст ников. После короткого отдыха к новичкам обратился кла с сный специалист, отличник боевой и политической подготовки старшина 2 статьи Алексей Матюхов: — Сейчас я познакомлю вас с нашим кораблем. Проведем небольшую экскурсию. В сопровождении матросов старшина 2 статьи Матюхов подошел к артиллерийской башне. — Это орудия главного калибра, — сказал моряк. — Вот скоро выйдем в море для выполнения практических стрельб, и вы сами увидите их могучую ударную силу. На этой башне служит немало хороших воинов. Взять, к приме ру, старшину 2 статьи Курлова или старшего матроса Кето- ва. Вот у кого вы, молодые матросы, должны учиться ма стерству, любви к своей специальности, прилежанию в служ бе, исполнительности. После осмотра главного калибра старшина 2 статьи Ма тюхов повел новичков на зенитный автомат. Здесь он в об щих чертах рассказал об устройстве установки, назвал неко торые тактико-технические данные. С большим интересом слушали молодые матросы Колганов, Плашников, Шестопа- лов и другие передового воина. Они внимательно рассмат ривали корабль, на котором им предстоит служить. Словно угадав мысли новичков, Алексей Матюхов гово-- рит: — Каждый матрос обязан отлично знать корабль, на ко тором он служит, любить его, отдавать все свои силы и зн а ния для поддержания его высокой боевой готовности. Со вре менем вам придется сдавать зачет по устройству корабля. З р я время не теряйте, с первого дня старательно учитесь. Пришли матросы и на сигнальный мостик. Отсюда Кол ганову, Плашннкову, Шестопалову и их товарищам хорошо была видна широкая гладь залива. Матюхов об’яснил нович кам задачи, которые выполняют на корабле сигнальщики, назвал лучших специалистов. —Вот у флажной пирамиды стоит коренастый матрос. Это один из лучших наших сигнальщиков старший матрос Ермолин. Он знающий, дисциплинированный моряк. Старай тесь быть такими же, как и он. По крутому трапу спустились моряки в ходовую рубку. — Здесь хозяйство рулевых. Их командир старшина 2 статьи Апухтин т оже может служить хорошим примером д ля вас, — сказал Матюхов. Нескоро закончилась экскурсия по кораблю. Молодые во ины осмотрели и нижние боевые посты, побывали в котель ных отделениях, в трюмных помещениях и во многих дру гих местах. — Вот он, оказывается, какой наш корабль, — произнес задумчиво Шестопалов, когда новички возвратились в куб рик. — Трудно, наверное, все это изучить. — Нелегко, конечно, — в тон матросу произнес старши на 2 статьи Матюхов. — Только без труда в жизни ничего не дается. З На следующий день утром, согласно корабельному 9 распорядку, во всех подразделениях проводились з а н я тия по специальности. С нетерпением и вполне есте ственным интересом готовились к ним молодые матросы. В котельном отделении заня тия со своими новыми подчиненны ми проводил старшина 1 статьи Алексей Малютин. З а свою службу он воспитал немало хороших специалистов. Старши на развесил на переборках заранее приготовленные нагляд ные пособия. Отдельной стопкой на столике л ежали описания механизмов, формуляры, чертежи. — Сегодня вы присутствуете на первом занятии по спе циальности. Прежде чем приступить к нему, хочу дать вам один совет. Вам предстоит овладеть очень интересной, ответ ственной и сложной специальностью машинистов-турбини- стов. Так вот, чтобы стать настоящими специалистами, необ ходимо воспитать в тебе такое качество, как исполнитель ность. Без него настоящим моряком не будешь. За т ем старшина 1 статьи Малютин развернул чертежи и показал их матросам. — На этих листах графически изображены заведывания, механизмы, которые вы должны изучить в совершенстве, — сказал старшина. — Тема нашего занятия «Назначение тур- боциркуляционного насоса и его основные тактико-техниче- ские данные». Малютин вел рассказ неторопливо, д ав а я возможность матросам сделать нужные записи. Некоторые места он пов торял дважды , из опыта зная, что они могут вызывать у но вичков больше всего трудностей при изучении. Молодые ма тросы Матвеев, Рудаков и другие старались не проронить ни одного слова бывалого воина. Когда старшина закончил пер вую часть своего об’яснения, к нему обратился с вопросом матрос Матвеев. Он попросил об’яснить, какие случаются не исправности во время работы механизма. — Причины неисправностей бывают разные, — ответил командир отделения. — Но наиболее характерная — пере охлаждение конденсата холодильника. Малютин подробно р а з ’яснил, как и от чего это происхо дит. Он особо подчеркнул, что никаких неисправностей не происходит в тех случаях, когда матросы действуют строго по инструкции и с любовью относятся к вверенной им тех нике. Матрос Рудаков поинтересовался, какие следует принять меры, чтобы устранить неисправность, о которой говорил старшина. И на этот вопрос Малютин дал обстоятельный от вет. — Во-первых, следует проверить работу насоса, — об’яс нил старшина 1 статьи Малютин. — Во-вторых, просмотреть продувание и. в-третьих, проверить, не перегрелись ли под шипники. После окончания занятий молодые матросы не сразу ра зошлись. Они рассматривали механизмы, расспрашивали ста рослужащих о том, какие обязанности те выполняют во вре мя плавания. Итак, проведено первое занятие. Молодые матросы сде лали первый шаг на пути к овладению высоким мастерст вом. Совещание старшин-сверхсрочников Недавно в клубе состоялось совещание старшин-сверхсро-чников по обмену опы том воспитания и обучения подчиненных. С докладом выступил начальник политот дела. Он указал, что наш флот снабжает ся первоклассной боевой техникой и ору жием. Долг старшин-сверхсрочниксв — отлично знать эту технику, обучать мо ряков с учетом требовании современного боя. Большинство старшин имен но так и поступает. Докладчик при вел пример безупречного выполнения слу жебного долга главным старшиной Граб- чаком. Он добился высокой боевой выучки подчиненных ему матросов и старшин. Как Грабчак, так и многие старшины и ма тросы его группы являются классными специалистами, отличниками осевой и по литической подготовки. Примерно служит и главный старшина Смирнов. Будучи сам дисциплинированным и аккуратным во всяком деле, он требует этого и от своих подчиненных. Большую заботу Смирнов проявляет о поддержании чп.-тоты и порядка на корабле. Этого он добивается постоянным контролем за дей ствиями матросов. Обрас*ец выполнения служебного долга показывают сверхсрочники мичманы Руч- кпн, Зверцсв, Литвпнков, сержант Волков и многие другие. - Но, как отметил докладчик, в хорошем коллективе есть старшины, которые не являются примером для подчиненных, на рушают воинскую дисциплину, не рабо тают над повышением своих знании по специальности. Такие старшины не могут пользоваться авторитетом у матросов. До пускают нарушения уставных положений старший сержант Ганин, главный старши на Мпзин и другие. Начальник политотдела в своем докла де высказал мысль о необходимости боль ше уделять внимания учебе старшин, по вышению их идеино-политичес.кого и культурного уровня. После доклада выступили озорхсрочнп- ки. Первым слово взял специалист первого класса мичман Зверцев. На груди у моря ка — три знака отличного специалиста. В подразделении, где служит Зверцев. вы росло немало отличников боевой и полити ческой подготовки, классных специалис тов. Содержательным было выступление главного старшины Беляева. Мичман Ярков показал, как положи тельно влияет на матросов индивидуальная работа с подчиненными, как необходим:) старшине проявлять заботу о воинах. На совещании выступили и другие старшины. Они поделились своим опытом работы по воспитанию и обучению воинов. Ссозщание прошло на зысеком уровне, и оно, безусловно, принесет старшипам- сверхсрочникам известную пользу. (Наш корр.). Передовая бригада Высокими показателями о труде стре мятся встретить XX с’езд КПСС воины на шего подразделения. Особенно отличилась бригада, которой руководит ефрейтор Ва сильев. Она значительно перевыполнила производственный план за сентябрь. — Дружный, спаянный коллектив, — гсворнт о ней командир. В бригаде — воины .различных специ альностей. Прежде чем приступить к ра боте, каждый из них знает, какое он бу дет выполнять задание и сколько потре буется времени для этого. Бригадир так организует труд, чтобы в рабочее время не потерять ни одной минуты. Сменные зада ния подчиненные Васильева перевыпол няют в полтора раза. * Старательно трудится электросварщик Гутник. 170 процентов нормы в день — вот результат его работы. В этом году Гут ник увольняется в запас, а поэтому в по следнее время он решил еще лучше тру диться. Жаль, что у нас есть еще такие товарищи, которые не справляются с про изводственным планом. В чем же причина их отставания? Эти люди не дорожат ра бочим временем. К числу таких можно отнести рядового Кононляннпкова. у кото рого выработка очень низкая. Коноплян- никова часто можно видеть без дела. Тов. Коноплянниксв и другие, кто так поступает, видимо, не осознают важности порученного дела. Так к работе относить ся нельзя. Необходимо приложить все силы к то му. чтобы выполнять п перевыполнять производственные задания. Рядовой 3. ТРУНОВ. -О* ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ■ - — ( ХО ТИМ З Н А Т Ь СВОИХ отличников Отличники осевой и политической под готовки — гордость каждого подразделе ния. Их должны знать, на них следует равняться всем остальным морякам. Раньше в нашей комнате политпросвет- работы на видном месте висела красиво оформленная доска с портретами лучших вопнов. II это играло большую роль в вос питании военнослужащих. Но сейчас, в течение почти двух меся цев. мы не знаем наших отличников, так как комната политпросветра'юты времен но перестала функционировать. Но разве нельзя вывесить Доску отличников боевой и политической подготовки в казарме? Матрос 3. ГЕЙДАНС. Учёба вахтенных офицеров Накануне похода 1 Командир собрал в ка ют-компании всех офицеоов. допущенных к несению ходовой вахты. В руках он дер жал миниатюрные модели кораблей. — Вы заступили на вахту, — обра тился он к лейтенанту Дюкову. — Наш корабль идет головным. Вам приказано увеличить ход Ваши действия? Лейтенант Дюков, подумав, ответил: — Вначале я увеличу обороты машин, а затем прикажу сигнальщикам изменить положение шара. — Правильно. — ответил командир. — Однако вскоре вы заметили судно, пе ресекающее курс нашего эсминца и вам срочно потребовалось уменьшить ход. Кол; вы поступите? Молодой офицер поспешно ответил, что он немедленно сбавит обороты гребного винта и даст об этом знать кораблю, иду щему в кильватер — Позождите. — остановил его капи тан третьего ранга, — если вы поступите таким образом, то следующий за вами ко рабль будет продолжать идти прежним хо дом Как же быть, чтобы он не прибли зился на опасное расстояние? Лейтенант Дюков понял свою ошибку. — Сначала. — сказал он. — я прика жу изменить положение шара, чтобы вах тенный идущего следом корабля увидел наш-сигнал, дождусь, когда он его отрепе тует и следовательно, сбавит ход. Только после этого я уменьшу ход своего ко рабля... Командир остался доволен ответом мо лодого ^офицера. Чувствовалось, что подчи ненный осмысленно усваивает тонкости вахтенной службы. Затем капитан третьего ранга дал под чиненному другую, более сложную задачу. — Сигнальщик доложил вам. что прямо п с к у р с у видит силуэт встречного судна. Вы не знаете его тактико-технических данных, так как не сразу установили, что оно из себя представляет. Ваше решение? На этот раз молодой офицер ответил чоавильно, как и на ряд последующих во просов. Командир корабля выразил уве ренность. что в завтрашнем походе лейте нант Дюков будет действовать безоши бочно. Занятие закончилось. Но лейтенант Дю ков не торопился покидать уголок вах тенного офицера. Он еще долго изучал на ходившиеся там документы, карту района предстоящего плавания, схемы маневриро вания, сигнальные флаги. Решая практи ческие задачи, офицер для наглядности своих действий использовал макеты кораб лей. Казалось, все ясно. Но стоит засту пить на ходовую вахту, как все значи тельно усложнится. ...Корабль вышел в море. Погода замет но ухудшалась. Все чаще волны врыва лись на верхнюю палубу. Качка усилива лась. В это время лейтенант Дюков доло жил: — Вахту принял исправно! Вскоре он приказал рулевым точнее удерживать корабль на курсе. Выходили в открытое море. Однако, когда менялись рулевые, вахтенный офицер не потребовал от них доклада о показаниях магнитного компаса, надеясь целиком на исправную работу гирокомпаса. Наблюдавший за дей ствиями лейтенанта старший помощник командира приказал соноста вр ь показа ния обоих компасов. На это были особые причины, о которых, жстати. Дюкову не раз рассказывали. Известен, например, такой случай, про исшедший в годы Великой Отечественной войны. Сопровождая караван судов ^в море, советский корабль вступил в бой с не сколькими десятками вражеских самоле тов. Началась жестокая бомбежка. От близкого разрыва фашистской бомбы вы шел из строя гирокомпас. Несмотря на это. экипаж успешно отбил налет и продолжал выполнять боевое задание. Пользуясь только показаниями магнитного компаса, североморцы благополучно привели кара ван судов в порт назначения. Сейчас старпом напомнил вахтенному офицеру об этом, и лейтенант Дюков учел замечание. В дальнейшем он поступал так, как его учили старшие товарищи. Поход продолжался. Вдруг сигнальщик доложил о появлении рыболовного трауле ра, который шел встречным курсом. Вах тенный офицер посмотрел на командира, ожидая его указаний. Но капитан треть его ранга приказал ему действовать само стоятельно. Дюков вспомнил, что подобная задача решалась вчера в кают-компании и приступил к выполнению маневра. Ему казалось, что он поступает правильно, так как командир не поправляет его, не отменяет приказания, не вмешивается в его распоряжения. Однако, когда маневр был закончен, командир отметил некото рые упущения молодого офицера. В част ности, тот запоздал с отдачей первой команды, не учел рыскливость своего ко рабля на такой волне. А перед началом маневра он забыл взять пеленг на рыбо ловный траулер. — Вы допустили большую оплошность. — сказал командир, склоняясь к пелен гатору. — Смотрите, как медленно ме няется пеленг на другое встречное судно. Принимайте меры, обеспечивающие безо пасность... При изменении пеленга на кор му опасаться столкновения не следует. Так на эскадренном миноносце обучают и воспитывают молодых вахтенных офице ров. Для лейтенанта Дюкова каждая вах та на ходовом мостике является большой практической школой. Ему приходится ве шать различные вводные в простых и сложных условиях. Каждый его промах не оставался незамеченным. Командир и стар ший помощник в таких случаях помогали лейтенанту понять и прочувствовать каж дое свое упущение п. если позволяла об становка. практически исправить его. Однажды в море Дюков несвоевременно дал команду на >руль. В результате корабть вышел из кильватерной струи. Потребова лось дополнительное время, чтобы он за нял свое место. После смены Дюкова с вахты командир приказал ему яа несколько минут остать ся на мостике и посмотреть, как будет действовать более опытный вахтенный офицер. Первое, что отметил Дюков, это уверенность, с какой его старший това рищ отдавал приказания, оценивал обста новку и принимал решения. Четкая после довательность в движениях, командах и докладах говорила о всесторонней подго товке офицера. Командир не вмешивался в его действия, находя их правильными. Вскоре капитан третьего ранга вызвал на ходовой .мостик всех стоящих вахтен ными офицерами. — Наблюдайте, как вахтенный офицер выполняет тот или иной маневр и делай те свои замечания, — сказал он. Такая форма учебы здесь давно полу чила свое признание. Она позволяет каж дому молодому лейтенанту присмотреться к действиям опытного товарища, вызы вает стремление во всем подражать ему. После завершения очередного маневра командир выслушивал замечания подчи ненных и одному из них. если позволяли условия, приказывал самому выполнить этот же маневр. Его действия также по том обсуждались прямо на мостике. Так и все вахтенные офицеры под наблюдением командира повышали свое мастерство. После капитан третье г а р а н т а разбирал действия каждого офицера, вскрывал при чины отдельных недостатков и показывал, как надо их избегать. С каждым днем Дю ков получал таких замечаний все меньше. Он твердо усвоил правила совместного пла вания кораблей, как и правила преду преждения столкновения судов. Это под тверждает тот факт, что за безупречное несение вахты в одном из последних похо дов моряку сб’явлена благодарность. Однако в использовании оружия лейте нант проявлял некоторую неуверенность. Он. например, не мог сразу принять пра вильное решение при встрече с плаваю щей миной, уклониться от идущей к ко раблю торпеды или самостоятельно ата ковать подводную лодку в условиях плохой и малой видимости. Это чувствовалось и по тем командам, которые подавал офи цер. Можно было заметить, что. давая рас поряжение, молодой офицер сомневался в его правильности. Командир сразу разга дал существо этих недостатков. Они за ключались в том, что Дюков еще нетвердо знал свой корабль и его возможности. Командир показал, как надо атаковать подводную лодку. Но при этом он указы вал, что для успеха недостаточно пра вильно выполнить маневр. Вахтенному офицеру необходимо своевременно дать распоряжение расчету бомбосбрасывания. а прп надобности суметь применить и ар тиллерию. На нескольких практических занятиях на такую тему Дюков учился принимать меры, обеспечивающие оборону и правиль ное использование оружия корабля. Он быстро освоился с таблицами по уклоне нию от мин при обнаружении их гидроло катором. -Мало кто знал, что для этопэ лейтенант многие вечера занимался в ка юте самостоятельно, некоторые документы заучивал даже наизусть, кропотливо ре шал задачи, взятые из сборника для вах тенного офицера. Застав его однажды за таким занятием, старший помощнш; командира корабля проверил знания молодого офицера п остался доволен. — А как у вас обстоит со штурманской подготовкой? — спросил он. Дюков признался, что он еще не силен в определении места корабля в море по небесным светилам. Иногда это удается, но все-таки редко. — Кстати, сегодня небо чистое, прямо хоть считай звезды. — сказал старпом. — Идемте на мостик и попытаемся ре шить несколько астрономических задач. Надо полагать, что это вам будет полезно. Первым стал измерять высоту лейте нант. Старпом наблюдал за каждым его движением, подмечал ошибки и молчал. Молодой офицер потерпел неудачу. Оказа лось. что он неправильно пользовался таблицами, допускал ошибгкп в расчетах. Вот почему у него и не получалось место корабля при определении его по небесным светилам. Старший помощник помог Дюкову найти упущения и правильно решить очередную астрономическую задачу. Но старпом этим не ограничился. Зяая, что и некоторые другие молодые офицеры недостаточно умело делают это. он и их привлек к тренировкам по определению места корабля. Один пз них шутливо за метил: — В Заполярье такое звездное небо бы вает только по заказу. Зчмой оно обычно затянуто тучами, а летом звезд не видно из-за незаходящего солнца... — Правильно, — отозвался подняв шийся на мостик командир. — Но вот наш копабль в плохую видимость идет вдоль побережья. Как вы здесь станете опреде ляться? Лейтенант назвал несколько способов, в том числе и способ определения по бере говым ориентирам. Командир с ним согла сился. Но желая проверить, насколько хо рошо он знает береговые приметы в одном из отдаленных районов нашего морского театра, спросил: — А по каким признакам вы опознае те мыс?.. Лейтенант замялся и не мог сказать ни чего вразумительного, хотя во время од ного из прошлых походов корабль прохо дил в тех местах. Командир спросил об этом и офицера Дюкова. Тот ответил пра вильно. Оказалось, что он при плавании корабля в видимости берега зарисовывал в свой блокнот характерные признаки мы сов, бухт, знаков п т. д. С тех пор командир приказал всем офи церам завести такие блокноты и при пла вании вырисовывать в них тот или иной участок побережья с его приметами. Это позволило каждому вахтенному офицеру при плавании в видимости берега знать свое место не только по данным проклад ки. но и по наблюдениям. Благодаря такой подготовке вахтенных офицеров, лейтенант Дюков и его товари щи научились правильно выполнять евпп обязанности в Moj>e и н а якорной с т о янке. Они чувствуют себя хозяе вами на ходевом мостике, а не учени ками. Командир может смело положиться на каждого пз ни,х. Офицеры смогут са мостоятельно выполнить любой маневр " поддерживать высокую боевую готовность родного корабля. Напитан-лейтенант П. ПЕТРУХИН: Ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz