На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 8 октября 1955 г., № 233 (5391). Зенитная батарея накануне состязательных стрельб ...Первая учебно-боевая стрельба, про­ веденная в начале года зенитно-артилле- рпйской батареей, была оценена всего лишь на «удовлетворительно». Такой низ­ кий результат явился неожиданностью для многих, в том числе и для командира. В чем же тричина? Бурным было комсомольское собрание, поовященное итогам стрельбы. Горячо выступали комсомольцы... — Не все у нас с должным усердием осваивают специальность, — говорил сер­ жант Вереин.— А (ведь успех батареи за ­ висит от каждого номера. Стоило, напри­ мер, матросу Сочневу замешкаться, на какую-то долю секунды опоздать с до­ сылкой очередной обоймы, и весь рас­ чет не выполнил задачу... А разве один Сочнев отстает? Не отличается хорошей подготовкой п матрос Майоров, да и неко­ торые другие... Комсомольцы помогли командиру под­ разделения разобраться в причинах не­ удачной стрельбы. Стало ясно, что преж­ де, чем отрабатывать слаженность во взводах и на батарее в целом (чему Уде­ лялось много времени), следует заняться н ни на минуту не упускать вопрос оди­ ночной подготовки. А именно к этому бы­ ло ослаблено внимание. Надо системати­ чески, изо дня в день тренировать каж­ дого матроса в действиях на боевом по­ сту, вырабатывать у всех без исключе­ ния быстроту, ловкость, сноровку, умение безошибочно определять задержки, быстро устранять их. Прошло немного времени, а в жизни и учебе батареи многое изменилось. Органи­ зованней. качественней, целеустремлен­ ней стали проходить занятия по специ­ альности. Командир и другие офицеры ба­ тареи постоянно бывали на занятиях в боевых расчетах, учили сержантов мето­ дике обучения подчиненных, контролиро­ вали их действия. С помощью комсомольской организации на батарее удалось развернуть широкую техническую пропаганду. Передовые во­ ины охотно делились с менее подготовлен­ ными товарищами опытом, помогали им овладевать специальностью. На техниче­ ских конференциях и собеседованиях раз­ бирались наиболее сложные вопросы уст­ ройства и использования техники. Всем памятно техническое собеседова­ ние, на котором рассказывали о своем опыте боевой работы лучшие заряжающие старший матрос Тетерис и матрос Вай- чатис. Тогда десятки всевозможных во­ просов были подняты и разрешены в жи­ вой, непринужденной беседе. Интересно и поучительно проходили со­ беседования по устройству прицела и правилам пользования им при различных видах стрельб, по устройству под’емно- поворотного механизма и ряду других во­ просов. Росла любовь личного состава к боевой технике, поднимался интерес к ос изуче­ нию.... И вот батарея снова выполняет задачу. Разведчик громко докладывает о появле­ нии цели. Быстро, без суеты занимают места расчеты орудий и приборов. Сноро­ висто действуют наводчики на приборах управления артиллерийским огнем. — Цель поймана!.. Сложные механизмы вырабатывают дан­ ные для стрельбы и по проводам посы­ лают их на орудия. Грозные стволы пу­ шек разворачиваются и устремляют жер­ ла в небо, где еле видимая в облаках цель. Она приближается к зоне досягаемо­ сти. — Огонь! Раздаются гулкие очереди. Светлые пучки трасс пронизывают цель.... Задача выполнена отлично. От души поздравляют воины друг друга с успехом. Но не видно и тени успокоения. У всех свеж в памяти печальный урок первой стрельбы. Напряжение боовои учебы не спадало ни на один день. Не довольствуясь до­ стигнутым, зенитчики все тщательней со­ вершенствовали свою выучку, безустали повышали знания, накапливали опыт... С каждым месяцем в подразделении рос­ ло число отличников, мастеров военного дела; Одну за другой, и неизменно с вы­ сокой оценкой, выполняла батарея раз­ личные учебно-боевые задачи в течение всего года. Известие о том, что подразделению предоставлено право участвовать в со­ стязательных стрельбах, было встречено всеобщим радостным под’емом. Каждый матрос, сержант, офицер увидел и почув­ ствовал, как высоко оценен его труд, труд человека, беззаветно выполняющего свой воинский долг. ...На самом видном месте в подразделе­ нии висит яркий, бросающийся в глаза призыв: «Тсварищи зенитчики! Выпол­ нить предстоящие состязательные стрель­ бы на «отлично» — наш долг перед Ро­ диной!». Этой мыслью, этим стремлением здесь живут сейчас все матросы, сержанты, офицеры. О высоком доверии, оказанном батарее, постоянно напоминают воинам агитаторы, об этом шел взволнованный разговор на последнем комсомольском соб­ рании. этому важному событию посвяща­ ются материалы стенной газеты. Вся жизнь батареи заполнена подготовкой к предстоящим состязаниям. Вот проводит очередную тренировку расчет станции орудийной наводки. С командного пункта поступает сообщение о появившейся в воздухе цели. — Поиск! Квадрат... Высота... — чет­ ко командует офицер. Вводятся необходимые данные. Глаза операторов зорко следят за экранами. Проходит несколько секунд. На экране появляется еле заметная светящаяся точ­ ка. — Есть цель, — безошибочно опреде­ лив ее, докладывают операторы матросы Самарин и Братчиков. — Азимут... Даль­ ность... Офицер доволен: цель поймана на пре­ дельной дальности. — Пе.рейти на автосопровождение! — снова командует он. — Готово!.. — слышится в ответ. Неожиданно на экране вместо одной светящейся точки появляется много мер­ цающих пятен. В чем дело? Оказывается, самолет, стремясь уйти пз луча радиоло­ катора, применяет помехи. Большое ма­ стерство требуется от операторов, чтобы в этих условиях не потерять цель. Но не­ даром Самарин и Братчиксв слывут от­ личными специалистами. Искусно управ­ ляя механизмами, умело освобождаясь от помех, они ни на секунду не теряют цель и сопровождают ее до выхода из зоны досягаемости станции. Четко, сноровисто работают у орудия наводчики старший матрос Мальм и ма­ трос Лавров, успешно справляется со своими обязанностями когда-то отставав­ ший в боевой учебе матрос Майоров. Больших успехов в дни подготовки к состязаниям добились прибористы. Навод­ чики матросы Саутенков и Тырия ловят любую цель почти в два раза быстрее, чем положено по нормативу. Без ошибок работает старший стереоскопист старший матрос Антосенков. Наблюдая, с каким под’емом и вдохно­ вением «работают на своих постах радио- локаторщпкп. прибористы и артиллери­ сты, как слаженно действуют расчеты и взводы, видишь, что батарея готова вы­ полнять любые боевые задачи. Старший лейтенант А. БЕРЕСНЕВ . Образцово несут службу нарядов Когда матросы Чибизов и Иванов несут службу внутреннего наряда, в кубриках всегда чисто и аккуратно, соблюдаются все правила внутреннего распорядка. Эти моряки примерно выполняют свой долг, активно участвуют и в обществен­ ной жизни подразделения. Так. нанример, тов. Чибизов вместе с другими комсомоль­ цами хорошо оборудовал комнату полит- просветработы. Матрос М. САМ0Р0Д0В. Ша. хсораблх* я р я ш л я л г о л о ды е шзьтт<$®сы 2 На корабль, о котором мы сегодня рассказываем , 9 прибыли, конечно, не только Сочин, Зернов, Дудников. С ними вместе пришла значительная группа их сверст­ ников. После короткого отдыха к новичкам обратился кла с ­ сный специалист, отличник боевой и политической подготовки старшина 2 статьи Алексей Матюхов: — Сейчас я познакомлю вас с нашим кораблем. Проведем небольшую экскурсию. В сопровождении матросов старшина 2 статьи Матюхов подошел к артиллерийской башне. — Это орудия главного калибра, — сказал моряк. — Вот скоро выйдем в море для выполнения практических стрельб, и вы сами увидите их могучую ударную силу. На этой башне служит немало хороших воинов. Взять, к приме­ ру, старшину 2 статьи Курлова или старшего матроса Кето- ва. Вот у кого вы, молодые матросы, должны учиться ма­ стерству, любви к своей специальности, прилежанию в служ ­ бе, исполнительности. После осмотра главного калибра старшина 2 статьи Ма­ тюхов повел новичков на зенитный автомат. Здесь он в об­ щих чертах рассказал об устройстве установки, назвал неко­ торые тактико-технические данные. С большим интересом слушали молодые матросы Колганов, Плашников, Шестопа- лов и другие передового воина. Они внимательно рассмат­ ривали корабль, на котором им предстоит служить. Словно угадав мысли новичков, Алексей Матюхов гово-- рит: — Каждый матрос обязан отлично знать корабль, на ко­ тором он служит, любить его, отдавать все свои силы и зн а ­ ния для поддержания его высокой боевой готовности. Со вре­ менем вам придется сдавать зачет по устройству корабля. З р я время не теряйте, с первого дня старательно учитесь. Пришли матросы и на сигнальный мостик. Отсюда Кол­ ганову, Плашннкову, Шестопалову и их товарищам хорошо была видна широкая гладь залива. Матюхов об’яснил нович­ кам задачи, которые выполняют на корабле сигнальщики, назвал лучших специалистов. —Вот у флажной пирамиды стоит коренастый матрос. Это один из лучших наших сигнальщиков старший матрос Ермолин. Он знающий, дисциплинированный моряк. Старай­ тесь быть такими же, как и он. По крутому трапу спустились моряки в ходовую рубку. — Здесь хозяйство рулевых. Их командир старшина 2 статьи Апухтин т оже может служить хорошим примером д ля вас, — сказал Матюхов. Нескоро закончилась экскурсия по кораблю. Молодые во­ ины осмотрели и нижние боевые посты, побывали в котель­ ных отделениях, в трюмных помещениях и во многих дру­ гих местах. — Вот он, оказывается, какой наш корабль, — произнес задумчиво Шестопалов, когда новички возвратились в куб­ рик. — Трудно, наверное, все это изучить. — Нелегко, конечно, — в тон матросу произнес старши­ на 2 статьи Матюхов. — Только без труда в жизни ничего не дается. З На следующий день утром, согласно корабельному 9 распорядку, во всех подразделениях проводились з а н я ­ тия по специальности. С нетерпением и вполне есте­ ственным интересом готовились к ним молодые матросы. В котельном отделении заня тия со своими новыми подчиненны­ ми проводил старшина 1 статьи Алексей Малютин. З а свою службу он воспитал немало хороших специалистов. Старши­ на развесил на переборках заранее приготовленные нагляд­ ные пособия. Отдельной стопкой на столике л ежали описания механизмов, формуляры, чертежи. — Сегодня вы присутствуете на первом занятии по спе­ циальности. Прежде чем приступить к нему, хочу дать вам один совет. Вам предстоит овладеть очень интересной, ответ­ ственной и сложной специальностью машинистов-турбини- стов. Так вот, чтобы стать настоящими специалистами, необ­ ходимо воспитать в тебе такое качество, как исполнитель­ ность. Без него настоящим моряком не будешь. За т ем старшина 1 статьи Малютин развернул чертежи и показал их матросам. — На этих листах графически изображены заведывания, механизмы, которые вы должны изучить в совершенстве, — сказал старшина. — Тема нашего занятия «Назначение тур- боциркуляционного насоса и его основные тактико-техниче- ские данные». Малютин вел рассказ неторопливо, д ав а я возможность матросам сделать нужные записи. Некоторые места он пов­ торял дважды , из опыта зная, что они могут вызывать у но­ вичков больше всего трудностей при изучении. Молодые ма­ тросы Матвеев, Рудаков и другие старались не проронить ни одного слова бывалого воина. Когда старшина закончил пер­ вую часть своего об’яснения, к нему обратился с вопросом матрос Матвеев. Он попросил об’яснить, какие случаются не­ исправности во время работы механизма. — Причины неисправностей бывают разные, — ответил командир отделения. — Но наиболее характерная — пере­ охлаждение конденсата холодильника. Малютин подробно р а з ’яснил, как и от чего это происхо­ дит. Он особо подчеркнул, что никаких неисправностей не происходит в тех случаях, когда матросы действуют строго по инструкции и с любовью относятся к вверенной им тех­ нике. Матрос Рудаков поинтересовался, какие следует принять меры, чтобы устранить неисправность, о которой говорил старшина. И на этот вопрос Малютин дал обстоятельный от­ вет. — Во-первых, следует проверить работу насоса, — об’яс­ нил старшина 1 статьи Малютин. — Во-вторых, просмотреть продувание и. в-третьих, проверить, не перегрелись ли под­ шипники. После окончания занятий молодые матросы не сразу ра­ зошлись. Они рассматривали механизмы, расспрашивали ста­ рослужащих о том, какие обязанности те выполняют во вре­ мя плавания. Итак, проведено первое занятие. Молодые матросы сде­ лали первый шаг на пути к овладению высоким мастерст­ вом. Совещание старшин-сверхсрочников Недавно в клубе состоялось совещание старшин-сверхсро-чников по обмену опы­ том воспитания и обучения подчиненных. С докладом выступил начальник политот­ дела. Он указал, что наш флот снабжает­ ся первоклассной боевой техникой и ору­ жием. Долг старшин-сверхсрочниксв — отлично знать эту технику, обучать мо­ ряков с учетом требовании современного боя. Большинство старшин имен­ но так и поступает. Докладчик при­ вел пример безупречного выполнения слу­ жебного долга главным старшиной Граб- чаком. Он добился высокой боевой выучки подчиненных ему матросов и старшин. Как Грабчак, так и многие старшины и ма­ тросы его группы являются классными специалистами, отличниками осевой и по­ литической подготовки. Примерно служит и главный старшина Смирнов. Будучи сам дисциплинированным и аккуратным во всяком деле, он требует этого и от своих подчиненных. Большую заботу Смирнов проявляет о поддержании чп.-тоты и порядка на корабле. Этого он добивается постоянным контролем за дей­ ствиями матросов. Обрас*ец выполнения служебного долга показывают сверхсрочники мичманы Руч- кпн, Зверцсв, Литвпнков, сержант Волков и многие другие. - Но, как отметил докладчик, в хорошем коллективе есть старшины, которые не являются примером для подчиненных, на­ рушают воинскую дисциплину, не рабо­ тают над повышением своих знании по специальности. Такие старшины не могут пользоваться авторитетом у матросов. До­ пускают нарушения уставных положений старший сержант Ганин, главный старши­ на Мпзин и другие. Начальник политотдела в своем докла­ де высказал мысль о необходимости боль­ ше уделять внимания учебе старшин, по­ вышению их идеино-политичес.кого и культурного уровня. После доклада выступили озорхсрочнп- ки. Первым слово взял специалист первого класса мичман Зверцев. На груди у моря­ ка — три знака отличного специалиста. В подразделении, где служит Зверцев. вы­ росло немало отличников боевой и полити­ ческой подготовки, классных специалис­ тов. Содержательным было выступление главного старшины Беляева. Мичман Ярков показал, как положи­ тельно влияет на матросов индивидуальная работа с подчиненными, как необходим:) старшине проявлять заботу о воинах. На совещании выступили и другие старшины. Они поделились своим опытом работы по воспитанию и обучению воинов. Ссозщание прошло на зысеком уровне, и оно, безусловно, принесет старшипам- сверхсрочникам известную пользу. (Наш корр.). Передовая бригада Высокими показателями о труде стре­ мятся встретить XX с’езд КПСС воины на­ шего подразделения. Особенно отличилась бригада, которой руководит ефрейтор Ва­ сильев. Она значительно перевыполнила производственный план за сентябрь. — Дружный, спаянный коллектив, — гсворнт о ней командир. В бригаде — воины .различных специ­ альностей. Прежде чем приступить к ра­ боте, каждый из них знает, какое он бу­ дет выполнять задание и сколько потре­ буется времени для этого. Бригадир так организует труд, чтобы в рабочее время не потерять ни одной минуты. Сменные зада­ ния подчиненные Васильева перевыпол­ няют в полтора раза. * Старательно трудится электросварщик Гутник. 170 процентов нормы в день — вот результат его работы. В этом году Гут­ ник увольняется в запас, а поэтому в по­ следнее время он решил еще лучше тру­ диться. Жаль, что у нас есть еще такие товарищи, которые не справляются с про­ изводственным планом. В чем же причина их отставания? Эти люди не дорожат ра­ бочим временем. К числу таких можно отнести рядового Кононляннпкова. у кото­ рого выработка очень низкая. Коноплян- никова часто можно видеть без дела. Тов. Коноплянниксв и другие, кто так поступает, видимо, не осознают важности порученного дела. Так к работе относить­ ся нельзя. Необходимо приложить все силы к то­ му. чтобы выполнять п перевыполнять производственные задания. Рядовой 3. ТРУНОВ. -О* ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ■ - — ( ХО ТИМ З Н А Т Ь СВОИХ отличников Отличники осевой и политической под­ готовки — гордость каждого подразделе­ ния. Их должны знать, на них следует равняться всем остальным морякам. Раньше в нашей комнате политпросвет- работы на видном месте висела красиво оформленная доска с портретами лучших вопнов. II это играло большую роль в вос­ питании военнослужащих. Но сейчас, в течение почти двух меся­ цев. мы не знаем наших отличников, так как комната политпросветра'юты времен­ но перестала функционировать. Но разве нельзя вывесить Доску отличников боевой и политической подготовки в казарме? Матрос 3. ГЕЙДАНС. Учёба вахтенных офицеров Накануне похода 1 Командир собрал в ка­ ют-компании всех офицеоов. допущенных к несению ходовой вахты. В руках он дер­ жал миниатюрные модели кораблей. — Вы заступили на вахту, — обра­ тился он к лейтенанту Дюкову. — Наш корабль идет головным. Вам приказано увеличить ход Ваши действия? Лейтенант Дюков, подумав, ответил: — Вначале я увеличу обороты машин, а затем прикажу сигнальщикам изменить положение шара. — Правильно. — ответил командир. — Однако вскоре вы заметили судно, пе­ ресекающее курс нашего эсминца и вам срочно потребовалось уменьшить ход. Кол; вы поступите? Молодой офицер поспешно ответил, что он немедленно сбавит обороты гребного винта и даст об этом знать кораблю, иду­ щему в кильватер — Позождите. — остановил его капи­ тан третьего ранга, — если вы поступите таким образом, то следующий за вами ко­ рабль будет продолжать идти прежним хо­ дом Как же быть, чтобы он не прибли­ зился на опасное расстояние? Лейтенант Дюков понял свою ошибку. — Сначала. — сказал он. — я прика­ жу изменить положение шара, чтобы вах­ тенный идущего следом корабля увидел наш-сигнал, дождусь, когда он его отрепе­ тует и следовательно, сбавит ход. Только после этого я уменьшу ход своего ко­ рабля... Командир остался доволен ответом мо­ лодого ^офицера. Чувствовалось, что подчи­ ненный осмысленно усваивает тонкости вахтенной службы. Затем капитан третьего ранга дал под­ чиненному другую, более сложную задачу. — Сигнальщик доложил вам. что прямо п с к у р с у видит силуэт встречного судна. Вы не знаете его тактико-технических данных, так как не сразу установили, что оно из себя представляет. Ваше решение? На этот раз молодой офицер ответил чоавильно, как и на ряд последующих во­ просов. Командир корабля выразил уве­ ренность. что в завтрашнем походе лейте­ нант Дюков будет действовать безоши­ бочно. Занятие закончилось. Но лейтенант Дю­ ков не торопился покидать уголок вах­ тенного офицера. Он еще долго изучал на­ ходившиеся там документы, карту района предстоящего плавания, схемы маневриро­ вания, сигнальные флаги. Решая практи­ ческие задачи, офицер для наглядности своих действий использовал макеты кораб­ лей. Казалось, все ясно. Но стоит засту­ пить на ходовую вахту, как все значи­ тельно усложнится. ...Корабль вышел в море. Погода замет­ но ухудшалась. Все чаще волны врыва­ лись на верхнюю палубу. Качка усилива­ лась. В это время лейтенант Дюков доло­ жил: — Вахту принял исправно! Вскоре он приказал рулевым точнее удерживать корабль на курсе. Выходили в открытое море. Однако, когда менялись рулевые, вахтенный офицер не потребовал от них доклада о показаниях магнитного компаса, надеясь целиком на исправную работу гирокомпаса. Наблюдавший за дей­ ствиями лейтенанта старший помощник командира приказал соноста вр ь показа­ ния обоих компасов. На это были особые причины, о которых, жстати. Дюкову не раз рассказывали. Известен, например, такой случай, про­ исшедший в годы Великой Отечественной войны. Сопровождая караван судов ^в море, советский корабль вступил в бой с не­ сколькими десятками вражеских самоле­ тов. Началась жестокая бомбежка. От близкого разрыва фашистской бомбы вы­ шел из строя гирокомпас. Несмотря на это. экипаж успешно отбил налет и продолжал выполнять боевое задание. Пользуясь только показаниями магнитного компаса, североморцы благополучно привели кара­ ван судов в порт назначения. Сейчас старпом напомнил вахтенному офицеру об этом, и лейтенант Дюков учел замечание. В дальнейшем он поступал так, как его учили старшие товарищи. Поход продолжался. Вдруг сигнальщик доложил о появлении рыболовного трауле­ ра, который шел встречным курсом. Вах­ тенный офицер посмотрел на командира, ожидая его указаний. Но капитан треть­ его ранга приказал ему действовать само­ стоятельно. Дюков вспомнил, что подобная задача решалась вчера в кают-компании и приступил к выполнению маневра. Ему казалось, что он поступает правильно, так как командир не поправляет его, не отменяет приказания, не вмешивается в его распоряжения. Однако, когда маневр был закончен, командир отметил некото­ рые упущения молодого офицера. В част­ ности, тот запоздал с отдачей первой команды, не учел рыскливость своего ко­ рабля на такой волне. А перед началом маневра он забыл взять пеленг на рыбо­ ловный траулер. — Вы допустили большую оплошность. — сказал командир, склоняясь к пелен­ гатору. — Смотрите, как медленно ме­ няется пеленг на другое встречное судно. Принимайте меры, обеспечивающие безо­ пасность... При изменении пеленга на кор­ му опасаться столкновения не следует. Так на эскадренном миноносце обучают и воспитывают молодых вахтенных офице­ ров. Для лейтенанта Дюкова каждая вах­ та на ходовом мостике является большой практической школой. Ему приходится ве­ шать различные вводные в простых и сложных условиях. Каждый его промах не оставался незамеченным. Командир и стар­ ший помощник в таких случаях помогали лейтенанту понять и прочувствовать каж­ дое свое упущение п. если позволяла об­ становка. практически исправить его. Однажды в море Дюков несвоевременно дал команду на >руль. В результате корабть вышел из кильватерной струи. Потребова­ лось дополнительное время, чтобы он за­ нял свое место. После смены Дюкова с вахты командир приказал ему яа несколько минут остать­ ся на мостике и посмотреть, как будет действовать более опытный вахтенный офицер. Первое, что отметил Дюков, это уверенность, с какой его старший това­ рищ отдавал приказания, оценивал обста­ новку и принимал решения. Четкая после­ довательность в движениях, командах и докладах говорила о всесторонней подго­ товке офицера. Командир не вмешивался в его действия, находя их правильными. Вскоре капитан третьего ранга вызвал на ходовой .мостик всех стоящих вахтен­ ными офицерами. — Наблюдайте, как вахтенный офицер выполняет тот или иной маневр и делай­ те свои замечания, — сказал он. Такая форма учебы здесь давно полу­ чила свое признание. Она позволяет каж­ дому молодому лейтенанту присмотреться к действиям опытного товарища, вызы­ вает стремление во всем подражать ему. После завершения очередного маневра командир выслушивал замечания подчи­ ненных и одному из них. если позволяли условия, приказывал самому выполнить этот же маневр. Его действия также по­ том обсуждались прямо на мостике. Так и все вахтенные офицеры под наблюдением командира повышали свое мастерство. После капитан третье г а р а н т а разбирал действия каждого офицера, вскрывал при­ чины отдельных недостатков и показывал, как надо их избегать. С каждым днем Дю­ ков получал таких замечаний все меньше. Он твердо усвоил правила совместного пла­ вания кораблей, как и правила преду­ преждения столкновения судов. Это под­ тверждает тот факт, что за безупречное несение вахты в одном из последних похо­ дов моряку сб’явлена благодарность. Однако в использовании оружия лейте­ нант проявлял некоторую неуверенность. Он. например, не мог сразу принять пра­ вильное решение при встрече с плаваю­ щей миной, уклониться от идущей к ко­ раблю торпеды или самостоятельно ата­ ковать подводную лодку в условиях плохой и малой видимости. Это чувствовалось и по тем командам, которые подавал офи­ цер. Можно было заметить, что. давая рас­ поряжение, молодой офицер сомневался в его правильности. Командир сразу разга­ дал существо этих недостатков. Они за­ ключались в том, что Дюков еще нетвердо знал свой корабль и его возможности. Командир показал, как надо атаковать подводную лодку. Но при этом он указы­ вал, что для успеха недостаточно пра­ вильно выполнить маневр. Вахтенному офицеру необходимо своевременно дать распоряжение расчету бомбосбрасывания. а прп надобности суметь применить и ар­ тиллерию. На нескольких практических занятиях на такую тему Дюков учился принимать меры, обеспечивающие оборону и правиль­ ное использование оружия корабля. Он быстро освоился с таблицами по уклоне­ нию от мин при обнаружении их гидроло­ катором. -Мало кто знал, что для этопэ лейтенант многие вечера занимался в ка­ юте самостоятельно, некоторые документы заучивал даже наизусть, кропотливо ре­ шал задачи, взятые из сборника для вах­ тенного офицера. Застав его однажды за таким занятием, старший помощнш; командира корабля проверил знания молодого офицера п остался доволен. — А как у вас обстоит со штурманской подготовкой? — спросил он. Дюков признался, что он еще не силен в определении места корабля в море по небесным светилам. Иногда это удается, но все-таки редко. — Кстати, сегодня небо чистое, прямо хоть считай звезды. — сказал старпом. — Идемте на мостик и попытаемся ре­ шить несколько астрономических задач. Надо полагать, что это вам будет полезно. Первым стал измерять высоту лейте­ нант. Старпом наблюдал за каждым его движением, подмечал ошибки и молчал. Молодой офицер потерпел неудачу. Оказа­ лось. что он неправильно пользовался таблицами, допускал ошибгкп в расчетах. Вот почему у него и не получалось место корабля при определении его по небесным светилам. Старший помощник помог Дюкову найти упущения и правильно решить очередную астрономическую задачу. Но старпом этим не ограничился. Зяая, что и некоторые другие молодые офицеры недостаточно умело делают это. он и их привлек к тренировкам по определению места корабля. Один пз них шутливо за­ метил: — В Заполярье такое звездное небо бы­ вает только по заказу. Зчмой оно обычно затянуто тучами, а летом звезд не видно из-за незаходящего солнца... — Правильно, — отозвался подняв­ шийся на мостик командир. — Но вот наш копабль в плохую видимость идет вдоль побережья. Как вы здесь станете опреде­ ляться? Лейтенант назвал несколько способов, в том числе и способ определения по бере­ говым ориентирам. Командир с ним согла­ сился. Но желая проверить, насколько хо­ рошо он знает береговые приметы в одном из отдаленных районов нашего морского театра, спросил: — А по каким признакам вы опознае­ те мыс?.. Лейтенант замялся и не мог сказать ни­ чего вразумительного, хотя во время од­ ного из прошлых походов корабль прохо­ дил в тех местах. Командир спросил об этом и офицера Дюкова. Тот ответил пра­ вильно. Оказалось, что он при плавании корабля в видимости берега зарисовывал в свой блокнот характерные признаки мы­ сов, бухт, знаков п т. д. С тех пор командир приказал всем офи­ церам завести такие блокноты и при пла­ вании вырисовывать в них тот или иной участок побережья с его приметами. Это позволило каждому вахтенному офицеру при плавании в видимости берега знать свое место не только по данным проклад­ ки. но и по наблюдениям. Благодаря такой подготовке вахтенных офицеров, лейтенант Дюков и его товари­ щи научились правильно выполнять евпп обязанности в Moj>e и н а якорной с т о ­ янке. Они чувствуют себя хозяе­ вами на ходевом мостике, а не учени­ ками. Командир может смело положиться на каждого пз ни,х. Офицеры смогут са­ мостоятельно выполнить любой маневр " поддерживать высокую боевую готовность родного корабля. Напитан-лейтенант П. ПЕТРУХИН: Ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz