На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.

7 октября 1955 г., N 2 238 (6390 ). На с т р а ж е З а п о л я р ь я Партийная жизнь Что мешает самостоятельной учебе коммунистов Руководствуясь указаниями ЦК КПСС о повышении идейно-теоретических знаний коммунистов, многие партийные организа­ ции в прошлом году проделали значитель­ ную работу по устранению недостатков в самостоятельной учебе членов и кандида­ те® партии. Они более целеустремленно стали оказывать им помощь в работе над книгой. Но, ©месте с тем, в марксистско- ленинском образовании наших коммуни­ стов в прошлом году было немало школяр­ ства и формализма. Если посмотреть планы работы партий­ ной организации, и е членом бюро тов. За- густин, то внешне здесь все покажется благополучным. Вопросы учебы коммуни­ стов обсуждались на партийном собрании, заседании бюро, проведено немало теоре­ тических собеседований, как-то «Товар­ ное производство», «Пятьдесят лет первой русской революции», «О факторе внезап­ ности в современной войне», по материа­ лам январского и июльского Пленумов ЦК КПСС и III сессии Верховного Совета СССР и на другие темы. Был организован в этой партийной организации и ‘ конт­ роль за посещаемостью коммунистами лек­ ций. проводимых политотделом в помощь самостоятельно изучающим марксистско- ленинскую теорию. Но первое впечатление обманчиво. При более глубоком и конкретном ознакомле­ нии с работой каждого коммуниста выяс­ няется, что состояние учебы здесь вызы­ вает тревогу. Большинство коммунистов л в прошлом году из’явило желание самостоятельно изучать политическую экономию. В нача­ ле года каждый из них разработал личный план. Причем, многие товарищи предпола­ гали изучить по учебнику политической экономии такие разделы, как «Докапита­ листические способы производства» «Капиталистический способ производст­ ва». На деле же этого не получилось. На­ пример, коммунисты тт. Борисов и Дме- цов за год изучили всего четыре главы — 80 страниц, т. е. третью часть наме­ ченного плана. А ведь коммунисту Дме- цову изучение этого предмета необходимо для улучшения его служебной деятельно­ сти. Как финансово-хозяйственный работ­ ник, имеющий к тому же только средне­ техническое образование, тов. Дмецов дол­ жен был особенно тщательно заняться изучением политической экономии. Но он этого не сделал, а партийное бюро прошло мимо, не интересовалось, как коммунист повышает свой идейный уровень. Такое же положение и у коммуниста Лебедева, тов. Чирикова и некоторых других. В партийной организации есть комму­ нисты, которые сумели правильно органи­ зовать свою учебу. Так, например, офи­ цер Мишин систематически и упорно ра­ ботает над изучением политической эконо­ мии. В течение двух лет он изучает произведение К. Маркса «Капитал», в этом году закончил изучение первого тома и приступил к работе над вторым. Умело распределяя свое время, тов. Мишин выде­ ляет почти ежедневно полтора-два ча­ са на самостоятельную работу, причем в основе ее лежит изучение первоисточни­ ков. Тов. Мишин успешно справляется со своими служебными обязанностями, пода­ ет пример другим. К сожалению, опыт тов. Мишина пар­ тийной организацией не распространяется, и о нем мало кто знает, хотя для секрета­ ря и членов бюро не секрет, что некото­ рые коммунисты явно нуждаются в по- зющи и деловом совете. В чем же причина подобных недостат­ ков? Она кроется в слабом изучении за­ просов и интересов коммунистов, в неиз­ житом стремлении втиснуть самостоятель­ ную учебу в старые формы, хотя и слегка измененные. Так, здесь все еще существу­ ет мнение, что если партийная организа­ ция проводит собеседование по той или иной теме, то все коммунисты, какие бы разделы данного предмета они ни изучали, обязаны в нем участвовать. В силу этого получается, что товарищи, ушедшие в самостоятельной работе дальше, или, нао­ борот, отставшие, должны менять свои планы и сосредоточивать все усилия на данной теме. Чтобы подобные ошибки не повторя лнсь, секретарям следует перед проведе нием того или иного собеседования де тально изучить, над чем работает каж дый коммунист, и, может быть, в интере сах дела изменить время собеседования или наметить другую тему. Несмотря на недостатки теоретических собеседований, коммунисты положительно отзываются о них, видя в них серьезное подспорье для более глубокого изучения и закрепления «материала. Но беда в том, что подобных мероприятий здесь проводят ма ло. Так, для коммунистов, изучающих по­ литическую экономию, в большинстве партийных организаций было проведено за год только одно собеседование пи теме «Товарное производство», чего явно недо­ статочно. Коммунисты справедливо указывают что многочисленность вопросов, выноси­ мых на обсуждение, превращает собеседо­ вание в школярское занятие, прыганье по верхушкам. Например, политотдел реко­ мендовал партийным организациям план собеседования по теме: «Решения июль­ ского Пленума ЦК КПСС — боевая про­ грамма дальнейшего укрепления могуще­ ства Советского государства». План этот состоял из 5 узловых вопросов и 12 под­ пунктов. Вполне понятно, что за 3— 4 ча­ са глубоко разобрать каждый пз этих пунктов невозможно. Планируя свою самостоятельную работу на последующий период, коммунисты из’- являют желание активно участвовать работе создаваемых постоянно действую­ щих теоретических семинаров и в то же время предлагают на этих семинарах об­ суждать основные теоретические пробле­ мы, устраивать дискуссии по содержанию рефератов, составленных тем или иным товарищем. Крупным недостатком является и то, что еще мало коммунистов изучают марк­ систско-ленинское учение о войне и ар­ мии, не разрабатывают вопросов военной и военно-морской науки. Именно поэтому большим коллективом офицеров-коммуни- стов партийной организации, где членом бюро тов. Загустин, за год для старшин и матросов прочитано всего 7 лекций на военные темы. Недостатки в самостоятельной учебе кроются и в нерешительности членов бю­ ро, которые не сумели организовать пар­ тийного контроля за самостоятельной^ ра­ ботой каждого коммуниста. Члены бюро интересовались идейным ростом членов и кандидатов партии прежде всего с фор­ мальной точки зрения и «боялись» спро­ сить. что знает товарищ, «не смели» ука­ зать на его недостатки. Устранение всех этих пробелов, повы­ шение личной ответственности коммуни­ стов за расширение своих знаний, органи­ зация действенной помощи путем проведе­ ния теоретических семинаров и разверты­ вания работы консультантов, осуществле­ ние не эпизодического, а постоянно дей­ ствующего контроля за самостоятельной работой, широкое привлечение активистов к пропаганде марксистско-ленинской тео­ рии и военных знаний — вот путь к ре­ шительному улучшению состояния марк­ систско-ленинской учебы коммунистов. Офицер Г. ГУРЕВИЧ. В комнате политпросветработы В нашу комнату политпросветработы приятно заГгги: просторное чистое поме­ щение, красиво оформленные стенды, сте­ ны украшены плакатами и лозунгами, на самом видном месте портреты Маркса, Эн­ гельса, Ленина, Сталина. На отдельном столе аккуратно «разложены материалы по различным темам политических занятий. По вечерам в комнате политпрооветра- боты бывает много народу. Здесь часто проводятся беседы, воины готозятся к ванятиям. На каждом столике ярко горит электрическая настольная лампа. — Сама обстановка располагает к за­ нятиям, — говорят воины. С. КОРОЛЕВ. Военкоры сообщают Вручен переходящий приз Добрую славу завоевал в подразделении орудийный расчет, которым командует младший сержант Романов. Здесь выросли опытные специалисты, мастера зенитного огня. Особенно следует отметить старшего ма­ троса Маковчгска. Благодаря напряженному труду он стал умельгм наводчиком. Неплохих показателей в учебе добился и заряжающий матрос Нурдинов. На всех тренировках ом значительно перекрывает установленные нормативы. Было время, когда матрос Егоров не справлялся с обязанностями подносчика снарядов. Потребовалось п р и л о ж и т ь нема­ ло усилий, чтобы научить воина умело ра­ ботать на боевом посту. Сейчас матрос Егоров выработал в себе необходимые практические навыки. За отличные успехи в боевой и полити­ ческой подготовке орудийному расчету вручен переходящий вьгмпел. Матрос И. ПОТАПОВ. Своими силами Матросы и сгаршлны нашего подразде­ ления хорошо подготовились к зиме. Сила­ ми личного состава сооружена под’езднгя дорога, оштукатурены два домика, по­ строен камбуз. В труде отличились млад­ ший сержант Маныкпн, матросы Якунин, Макаров, Пахомов и другие. Личный состав не только выполнял строительные работы, но и овладевал во­ енным делом. За этот период многие воины сдали экзамены па классность. Среди них — сержант Белов, старший матрос Ваку- ла и другие, ставшие специалистами вто­ рого класса. Звание специалиста первого класса присвоено матросу И н ь к о в у . Е. НИНЙТЮК. Интересная беседа На нашем корабле офицер Рудик провел оеседу на тему: «Облик молодого человека в советской литературе» (по юнпгшм Н. Островского «Как закалялась сталь» и Б. Нолевого «Повесть о настоящем челове­ ке»). С большим интересом слушали ма­ тросы рассказ о том. как выковывался ха­ рактер Павла Корчагина, о ого любви к Родине и ненависти к врагам; о силе воли, смелости и выносливости Алексея Мересь- ева. В конце беседы офицер призвал матро­ сов каждый день совершенствовать свое боевое мастерство, быть выносливыми и мужественными, лак Корчагин и Ме- ресьев. Матрос И. ЗИБЮК. Книга — паш друг Многие воины нашего подразделения дружат с книгой. Это — их советчик и первый помощник в учебе и службе. Отличника боевой и политической под­ готовки старшего матроса Колупаева часто можно видеть за чтением книг. Не слу­ чаен интерес воина к художественной ли­ тературе. Ведь книга — это учитель жиз­ ни. В читательском билете тов. Колупаег>а можно увидеть названия многих произве­ дений. Вот они: «Молодая гвардия», «Силь­ ные духом», «Весна на Одере» и другие. Воины, читая книги, стремятся быть похожими па наших бессмертных молодо­ гвардейцев и других положительных ге­ роев, любить Родину так же. как любили они. быть честными, смелыми и бла голод­ ными. Старший матрос Н. ПАНФИЛОВ. Они идут на производство Увольняющиеся в запас младший сер­ жант Власов, старшие матросы Ануфриев, Архипов, матрос Тюрин из’явили желание после окончания службы трудиться на строительстве электростанций. На работу в колхозы и совхозы решили поехать сер­ жант Никифоров, матрос Яковлев и дру­ гие. Все они честно и добросовестно выпол­ нили священный долг перед Родиной, на­ стойчиво овладевали военными и полити­ ческими знаниями. Матрос И. ЛАВРИНОВИЧ. Заметки о школьной жизни J Новые задачи в воспитании детвй Решения XIX с’езда КПСС о перехо­ де на всеобщее среднее десятилетнее образование и введение политехнического обучения знаменует новый шаг в разви­ тии советской школы. Задача теперь заключается в том, чтобы готовить моло­ дежь не только для поступления в выс­ шие учебные заведения, но и в непосред­ ственной работе на производстве. Поэтому Министерством просвещения в этом учеб­ ном году разработаны и введены новый учебный план и программы. Самым важным, принципиальным изме­ нением з учебном плане школы является введение преподавания ручного труда в I— IV классах, практических занятий в мастерских и на учебно-опытном участке с учащимися V— YII классов, практику­ мов по сельскому хозяйству, машиноведе­ нию и электротехнике в VIII— X классах. Работа школы в соответствии с новыми программами, организация различного рода технических кружков позволят учащим­ ся в определенной последовательности приобрести навыки обращения с орудия­ ми ручного труда. Это привьет им неко­ торое практическое умение в области сель­ ского хозяйства, подготовит в работе на наиболее распространенных в современном производстве станках и машинах, а также научит выполнять несложные монтажные работы по электро- и радиотехнике. Кроме того, трудовая подготовка будет содействовать физическому развитию уча­ щихся. воспитазиго у них трудолюбия и организованности. Делью новой системы подготовки школьников является вооруже­ ние их наиболее нужными, важными зна­ ниями и умением, которые необходимы для ориентировка в современном индуст­ риальном производстве и механизирован­ ном сельском хозяйстве. Наша школа, несмотря на отсутствие соответствующей базы — кабинета ма­ шиноведения и электротехники, все же начала проведение практикума по элек­ тротехнике в X классах, а также уроков по изучению автомобиля в IX— X клас­ сах. Однако с учащимися V— VI, VIII клас­ сов уроки по трудовой подготовке из-за отсутствия мастерских и оборудования не п р о в о д я т с я . Следует отметить, что дальнейшие заня­ тия по машиноведению и электротехнике в соответствии с требованиями программ учителя Не смогут проводить из-за отсут­ ствия необходимого оборудования. Вопрос об устройстве учебных мастерских флотом в порядке шефской помощи ставился на протяжении нескольких лет. и все-таки к началу нового 1955— 5G учебного года он не был разрешен. Выполнение государственных программ по естествознанию, особенно по растение­ водству в V— VI и IX жлассах, в наших условиях возможно только при наличии теплиц. Однако теплицы, которая должна была быть построена одновременно со Школой, до сих пор нет; что серьезно ме­ шает правильной работе с учениками. Недавно для школы начали готовить учебные мастерские, кабинет машиноведе­ ния и электротехники. Эту работу необ­ ходимо срочно Форсировать. Очень важно, чтобы все работники, от которых зависит решение данного вопросз, по-партийному подошли к его .разрешению. При оборудовании учебчых мастерских самым первоочередным, без чего немысли­ мо проведение уроков труда в IV, VI, VIII классах, является оснащение их комбини­ рованными верстаками, так как на них возможна была бы одновременная работа по слесарному и столярному делу боль­ шой группы учащихся. Учитывая имеющиеся возможности, необходимо организовать изготовление ра­ бочих столов-верстаков непосредственно в помещении, отведенном под мастерские. В решении вопроса политехнического обучения детей, помощь школе должны оказать также и женсоветы. Они могут помочь в привлечении к активной работе родителей в качестве руководителей раз­ личного рода кружков: технических, «умелые руки», автодела и других. В прошлом учебном году с этим делом отлич­ но справились товарищи Лейнова. Пете­ лина, Котлова. Лобанова. Зайцева, Маке- енко. Надо надеяться, что и теперь роди­ тели учащихся проявят активность — бу­ дут содействовать воспитанию у школь­ ников любви ко всем видам труда. Родители могут и должны по рекомен­ дации школы обеспечить учащихся мате­ риалами и многими инструментами. Нож­ ницы. клей, молотки, отвертки, фанера, рубанки, набор электропроводов нужны на уроках труда, машиноведения и электро­ техники. Для учащихся IX классов сле­ дует приобрести учебникп — справочни­ ки по автомобилям. Только общими усилиями школы, обще­ ственности. шефев в родителей можно, преодолевая трудности, обеспечить выпол­ нение государственной программы по трудовой подготовке наших школьников. А. ВЕРЕЩАГИН, директор Североморской средней школы Ns 1. г ОЛОТАЯ колхозная осень вступила в свои права Приближение ее началось из широкой украинской стсин. Там. где совершен­ но недавно шумели колосья пшеницы, уже оеленеет бархатный ковер озимых посевов, а дальше чернеют масси­ вы пахоты, подготовленные под ярово! клин 1956 года. * л * Колхоз «Путь к коммунизму» большой многоотраслевой. Нужно всюду торопить­ ся, дабы не потерять драгоценного време­ ни, как можно быстрее убрать поздние культуры, позаботиться о теплой и сы­ той зимовке скота, заложить прочную ос­ нову для получения высокого урожая 195G года. ...Это было в августе. Еще с вечера председатель колхоза Григорий Лавренть­ евич Скаженюк дал указание ездовому Василию Ваховскому пораньше подгото­ вить лошадей к выезду. И вот сегодня, когда только озарился восток, бричка в упряжке пары гнедых от’ехала от конторы и помчалась по по­ левой дороге. Вблизи лесополосы, где раскинулись по­ севы кукурузы, Григорий Лаврентьевич дал знак ездовому остановить лошадей, сошел с брички и направился к звену Марии Долгой, работающей на уборке урожая кукурузы. — Ну, как урожай, Мария Леонтьевна? — спросил звеньевую, женщину средних лет, с загоревшим лицом. — Все в порядке, товарищ председа­ тель, — ответила Мария Леонтьевна.— К обеду заканчиваем уборку на всей площа­ ди. Урожай — не надо лучшего. Обещали вырастить по 50 центнеров, а собираем по 60— 65‘ центнеров с гектара, а отдель­ ные участки дадут еще больше. — Вы только посмотрите, Григорий Лав­ рентьевич. какой славный этот c o i > t ку­ курузы «ВПР-42». — продолжала звень­ евая. показывая стебли, на которых было по два-три больших початка. А в сердце председателя росла радость. Он смотрел на Марию Леонтьевну и думал о том, каких чудесных людей растит колхозный строй. Мария Долгая! Кто не знает в районе этого имени. Слава о ее трудовых подвигах давно перешагнула границы своего района, своей области. Доблестным трудом заслужена эта слава. Мария Леонтьевна при любых климатиче­ ских условиях собирает по 50 и больше центнеров кукурузы, но 400— 500 цент­ неров сахарной свеклы, по 25— 28 цент­ неров подсолнечника с каждого гектара. Родина, Народ, Партия, Правительство любят и пенят таких людей. За выдаю­ щиеся успехи в борьбе, за высокий уро­ жай Мария Долгая награждена двумя ор­ денами Ленина и несколькими медалями. А сколько у нес последователей! Вот рядом с участками Марии Долгой собира­ ют такой же урожай ее воспитанницы п последователи, молодые звеньевые Люба Касьяненко, Надя Шимчук. Галина Белец­ кая, которые пошли но славному пути знатной звеньевой. Они также имеют по две-трн правительственных награды. Только за последние два года более 350 колхозников и колхозниц награждены ор­ денами и медалями Советского Союза. Это значит, что каждый второй член колхоза имеет правительственную награду. Новый прилив энергии вызвало реше­ ние июльского Пленума ЦК КПСС, кото­ рое труженики колхозной деревни воспри­ няли как свое родное дело, как боевую программу крутого под’ема сельского хо­ зяйства и промышленности, создания оби­ лия продовольствия для населения и сырья для промышленности. Уже два года подряд колхоз «Путь к коммунизму»— участник Всесоюзной сель- скохозяйственной выстав ки. На свекловичных плаптациях звеньевой Марии Долгой, закончив уборку кукурузы, колхозницы начали копку сахарной свеклы. II здесь на помощь колхозникам пришла тракторная бригада Героя Социа­ листического Труда Никифора Касьянен­ ко, которая в тесном содружестве с кол­ хозниками ведет большое наступление за высокий урожай. На уборке свеклы ис­ пользуется свеклоуборочный комбайн. Он собирает за день 2— 3 гектара свеклы, заменяя труд 100 колхозников. Загрузка свеклы на автомашину также ведется ме­ ханизмами. Эту работу выполняет авто­ погрузчик. Сахарная свекла чудесная. Сомкнулась ботва, даже земли не увидишь. Звеньевая подсчитала, что каждый гектар выдаст не менее 500 центнеров на всей площади в 16 гектаров. Как известно, пз каждого центнера са­ харной свеклы сахарные заводы выраба­ тывают один пуд сахара. Это значит, что только звено Марии Долгой даст Родине 5 тысяч пудов сахара для удовлетворения нужд советских людей. Такой урожай поч­ ти во всех звеньях колхоза на общей площади в 150 гектаров. Мария Леонтьевна рассказывает о сво­ их встречах на Всесоюзной сельскохозяй­ ственной выставке с Героем Социалпсти- чесжого Труда Марией Ивановной Гетой — знатной звеньевой республики, кото­ рая вырастила по 1.000 центнеров са­ харной свеклы с гектара. Много она по­ заимствовала ценного опыта у Марии Ива­ новны. который внедрит на обработке са­ харной свеклы в 1956 году. — Мое звено сделает все, что от него зависит, чтобы сравняться с Марией Ге- той, — говорит знатная звеньевая.— Зем­ ля наша хороша, плодородная, хочется так возле нее поработать, чтобы взять от нее все богатства, все, что она может дать для процветания счастья советского на­ рода. •й4t -Ь Пройдитесь по улицам украинского се­ ла Новоселовка, на территории которого находится колхоз, войдите в дома колхоз­ ников, и вы увидите радость, счастье до­ статок. Вот дом колхозника Андрея Шимчука под новой железной крышей. Во дворе сад, скот, птица, ульи. В комнате новая мебель, радиоприемник, натефон, швеи- пая машинка. Эти покупки сделали в по­ следние два года. На зиму тов. Шимчук справил для семьи теплую одежду, проч­ ную обувь. — 0 хлебе, продуктах не приходит-я даже говорить, — подмечает хозяин дома. — Работало у нас в колхозе трое: я, же­ на и дочь. Выработали 1.300 трудодней. На них получили 17 центнеров одной только пшеницы п г*оло трех тысяч руб­ лей деньгами. Это еще не все. От колхо­ за еще причитается кукуруза, подсолнеч­ ник, картофель. Кроме этого семье тов. Шимчука, как и всем колхозникам, причи­ тается дополнительная оплата труда за перевыполнение плана урожайности. Так что еще соберется центнеров 10 хлеба и полторы-две тысячи рублей деньгами. II так всюду... ...Допоздна в эти осенние вечера горят огни в колхозной бухгалтерии. Нужно под­ вести итоги работы за год, правильно распределить доходы, раскрыть неисполь­ зованные резервы. Цифры, Ф ак ты , скупо говорящие сали за себя, не могут не вызвать радости и гордости за колхоз. Кривая растет и идет вверх. Общий доход колхоза за 1955 год составил два миллиона 140 тысяч рублей, против одного миллиона рублей в 1954 го­ ду. Много статей дохода имеется в хорошо развитом, многоотраслевом хозяйстве. Жи­ вотноводство, продуктивность которого неустанно повышается, дало доход 750 тысяч рублей, большую прибыль колхозу приносят садоводство, овощеводство, бах­ чеводство п т. д. Были годы, когда колхозники стреми­ лись получить доход от каждого гектара пахотной земли 600 рублей, немного поз­ же речь шла о 800 рублях, а ныне кол­ хоз получает от каждого гектара по 1.200 рублей. — Товарищи! — говорит секретарь парторганизации колхоза, он же и бухгал­ тер, тов. Дехтяров, — чудесны цифры на­ шего роста. Но у нас еще много резервов для дальнейшего крутого иод’ема кол­ хозного производства. Пройдет еще один год, н наш колхоз выполнит решения пар­ тии. it it tr Много забот и дел у председателя кол­ хоза Григория Лаврентьевича Скаженю- ка. Дело уже идет к вечеру, но ему еще нужно побывать в нескольких местах, проверить выполнение наряда, поговорить с людьми, дать советы. Вожак колхозных масс, п о л н е л и дум, дум радостных и светлых. С группой председателей колхозов района, которую возглавил Герой Социалистического Труда, секретарь Котовского райкома партии Александр Игнатьевич Ботвинов, он воз­ вратился со Всесоюзной сельскохозяйст­ венной выставки, которая явилась для него большой школой. Григорий Лаврен­ тьевич был на приеме у Президента Ака­ демии сельскохозяйственных паук имени Ленина Трофима Денисович'4. Лысенко, со­ ветовался с ним о том, какую агротехни­ ку применить в условиях своего колхоза, чтобы повысить плодородие почвы, увели­ чить сбор урожая. Затем смотрел экспери­ ментальную базу Академии и еще раз убедился в больших неиспользованных резервах получения высокого урожая, ро­ ста продуктивности скота колхоза. Словно заколдованный, Григорий Лав­ рентьевич долго не отходил от павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выстав­ ки «Урал», где демонстрировался новый метод обработки почвы и сева, разраоб-" танный колхозным ученым, дтгректором опытной станции артели «Заветы Ленина» Шадринского района. Курганской области Терентием Семеновичем Мальцевым. И тог­ да уже в мыслях Григория Лаврентьевича зарождался план разумного, творческого внедрения этого чудесного открытия на полях родного колхоза. ...Не успела бричка от’ехать от полево­ го стана тракторной бригады, как засвер­ кала гроза и над степыо пошел обильный дождь. Ездовой, сидевший на переднем оиде- пии, хлестнул гнедых кнутом, стараясь поторопить пх. — Не спеши. Василий. Не гони лоша­ дей. — отозвался председатель, коснув­ шийся правой рукой плеча ездового. — Мы же не сахарные, не растаем. А дождик хорош и нужный, — добавил он. Григорий Лаврентьевич с удовлетворе­ нием вдыхал в себя пахнущий дождем воздух. Когда под’езжали к селу, ту т а разош­ лись, дождь прекратился и на небе снова засияло солнце. После дождя все позеле­ нело, словно помолодело. Щедрые и очаровательные краски осе­ ни радуют душу. Листва в садах, в лесо­ полосах, вдоль полевой дорожки — золо­ тая, багряпая, нежнозеленая, бледноро­ зовая — тысячи и тысячи оттенков, ка­ жется, ни одно дерево не похоже на дру­ гое и каждое спешит рассказать о своей особой жизни, о пережитом годе и хочет пообещать тебе что-то яркое, лучшее на будущее. — Как хорошо сейчас в степи, прав­ да. Вася? — взволнован но произнес Гри­ горий Лаврентьевич, посматривая вокруг поля. — Вон видишь, — продолжает председатель, показывая рукой. — какПе чудные всходы. То массив, где мы сея.ти по методу товарища Мальцева. Прекрасные всходы! Замечательная осень новых свершении! Н. ФЕДОРОВИЧ. Отвечаем на вопросы читателей О ГИДРАВЛИЧЕСКОМ СПОСОБЕ ДОБЫЧИ УГЛЯ Несколько матросов и старшин обрати­ лись в редакцию с просьбой рассказать о гидравлическом способе добычи угля. Удовлетворяем просьбу наших читателей. ☆ ★ * Наша страна богата угольными место­ рождениями. Во всех концах нашей необ’- ятной Родины, на юге и на севере, на з а ­ паде и на востоке, широко р а зраба ты ­ ваются новые мощные угольные бассейны. Уже сейчас все основные промышленные районы получают уголь от ближайших ме­ сторождений. Каменный уголь, к ак известно, залегает пластами различной мощности и на разной глубине. Это обстоятельство вызывает не­ обходимость найти наиболее эффективный метод добычи полезных ископаемых. Угольные пласты, залегающие близко от поверхности земли, разрабатываются мощ­ ными экскаваторами. Чтобы добывать глубокие угольные пл а ­ сты, строятся шахты или штольни. Разрабо тк а угольных пластов произво­ дится специальными комбайнами. З а по­ слевоенные годы советские угольщики, следуя указаниям Коммунистической пар ­ тии — максимально механизировать т ру ­ доемкие процессы труда шахтеров по д о ­ быче угля, создали целую серию уголь­ ных комбайнов для разработки тонких и мощные, наклонных и пологих угольных пластов. Только при Советской власти была осу­ ществлена мечта великого русского учено­ го Менделеева и созданы шахты подземной газификации угля. Подземная газификация угля __ экономически очень выгодный способ получения тепловой энергии от уг­ ля, залегающего глубоко под землей. З а последнее время угольной промыш­ ленностью Советского Союза был внедрен новый способ разработки угольных пл а ­ стов __ гидравлический способ, намного упрощающий добычу и доставку угля из шахты на поверхность. Особенность этого способа состоит в том, что в гидрошахте отсутствуют угольные комбайны, транспор­ теры электровозы, шахтные под’емникн и т д ’ Все эти механизмы заменяет вода. Вода в шахту подается мощными насоса- ми под большим давлением. По трубам она доходит ДО забоя, здесь шахтер-забонщик, используя гидромонитор, направляет силь­ ную струю воды на угольный пласт. Н а ­ пор воды, имеющий большую скорость и высокое давление, разрыхляет уголь и по лоткам, специально устроенным, по штре­ кам вместе с кусками угля уходит в спе­ циальные приемные бункера. Or бункеров пульпа—уголь с водой—мощными специ­ альными насосами перекачивается по на­ правлению к шахтному стволу и по т ру ­ бам, установленным в шахте, выкачивает­ ся на поверхность. На поверхности шахты имеются отстой­ ники, где уголь отделяется от воды и со­ бирается в железнодорожные бункера. А вода в отстойниках полностью очищается от всяких механических примесей и обрат­ но направляется в шахту. Гидравлический способ добычи угля, как видно из высказанного, имеет более упро­ щенную механизацию по сравнению с обыч­ ной шахтой, с механическим способом и требует меньшее количество обслуживаю­ щего персонала и является более эконо­ мичным способом добычи угля. В гидрошахте полностью отсутствует ручной труд шахтеров по добыче и. достав­ ке угля, тогда как при других способах в обычной шахте это пока недоступно. Наша партия и правительство уделяют большое внимание полной механизации трудоемких работ по добыче угля. Р абот ­ ники нашей угольной промышленности прилагают все силы, чтобы с честью вы­ полнить это почетное задание. Инженер П. Д А Р И А Л А Ш В И Л И .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz