На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я ______ 7 октября 1955 г., № 233 (5390 . КОГДА ПОДВОДНАЯ ЛОДКА В МОРЕ Вместе го всем советским пародом мо­ ряки нашего корабля готовят достойную встречу XX с’езду Коммунистической пар­ тии Советского Союза. Они упорно совер­ шенствуют свое боевое мастерство, пов­ седневно овладевают техникой и оружием, крепят дисциплину и организованность в своих рядах. Особенно много морякам^ дают выходы подводной лодки в море. Каждую милю похода они стремятся использовать для совершенствования практических навы­ ков, для отработки взаимозаменяемости, взаимодействия боевых постов, групп, бое­ вых частей, повышения морской культу­ ры. Недавно корабль выходил в море. Уз­ нав о походе, моряки тщательно готови­ ли свои заведывания к действию. Они зна­ ют, что малейший недосмотр может при­ вести к невыполнению учебно-боевой за­ дачи. Убедившись в исправности механиз­ мов, подводники только тогда докладыва­ ли О ГОТОВНОСТИ к бою и походу. 4 ..Море. Огромное водное пространство неспокойно. Для моряков начались трудно­ сти походно-боевой жизни. Рулевому- сигнальщику старшему матросу Реутову предстояла ответственная задача — вести корабль точно по заданному курсу. В та­ кую погоду это сделать нелегко. Вот здесь- то и проявились морские качества, знание своего дела старшим матросом. Несмотря на крутую волну, он все время четко пра­ вил службу, быстро выполнял команды. — Левый дизель малый вперед, — при­ казал командир. Реутов репетует команду и ставит руч­ ку телеграфа в нужное положение. В действиях старшего матроса Реутова видна высокая боевая выучка. Нелегко ему далось мастерство. Чтобы хорошо изу­ чить свою специальность, надо было мно­ го заниматься, немало времени потратить на тренировки. Это хорошо понимал Реу­ тов. Воин показал себя настойчивым в достижении цели, способным преодо­ левать встречающиеся трудности в уче­ бе и службе. Он занимался, не жалея сил, не считаясь со временем. День ото дня более обширными и глубокими станови­ лись его знания, а вместе с ними росла уверенность в работе. Настойчивость в учебе и службе, высокое чувство ответ­ ственности за порученное дело, неукосни­ тельное выполнение требований Присяги и уставов позволили ему стать отлични­ ком боевой и политической подготовки, передовым моряком корабля. Старший матрос Реутов назначен командиром отделения рулевых-сигналь- щиков. С новыми обязанностями он справ­ ляется успешно. Он постоянно учит ■подчиненных военному делу, передает им свой опыт изучения и эксплуатации тех­ ники, стремясь оправдать высокое доверие командира. В этом походе участвовали молодые матросы. Недавно их тепло встретили мо­ ряки подводной лодки. Новички сразу по­ чувствовали, что попали в хороший, спло­ ченный коллектив. Кипучая жизнь кораб­ ля целиком захватила молодых подвод­ ников. Сейчас, глядя на расторопные дей­ ствия сослуживцев, им хочется стать та ­ кими же умелыми специалистами, как и старшие товарищи. Правда, они еще не привыкли к стесненным условиям кораб­ ля. Многих из них мучает «морская бо­ лезнь». Но напряженная учеба в сочетании с практической работой помогают им ус­ пешно бороться с трудностями. Сигнал возвестил начало занятий по специальности. Вокруг старшины 1 ста­ тьи Уфимцева собралась группа молодых матросов. Он начал рассказывать о том, какие бывают дефекты в работе механиз­ мов и мерах их предупреждения. Старши­ на Уфимцев является грамотным специа­ листом. Но к занятиям готовился тща­ тельно. Ведь мало знать материал, нужно еще в простой, доходчивой форме изло­ жить его. К тому же занятие нужно про­ водить не в классе или у стенки, а в море, когда корабль то и дело бросает из стороны в сторону. Прежде всего старшина 1 статьи Уфим­ цев рассказал о назначении одной си­ стемы на корабле, ее значении. Называя какой-нибудь механизм, он показывал и гсворил о его устройстве и работе. Внимательно слушает рассказ команди­ ра матрос Емельянов. Однако все сказан­ ное сразу не запомнишь. Поэтому молодой подводник имеет в руках чистый лист бумаги и каранааш. Он время от времени делал пометки, что нужно было, выяснял. После рассказа командира матрос Емельянов обратился к старшине: — Обеспечит ли один насос работу всех механизмов при срочном погружении? ^ Старшина 1 статьи Уфимцев подробно осветил интересующий моряка вопрос. Затем командир начал опрос. Молодой матрос Кукпшнов рассказал о работе сложного механизма* сопровождая прак­ тическим показом. Опытный специалист Уфимцев держал Кукшинова под наблю­ дением. Он знал, что у молодого трюмного могут быть ошибки, оплошности. И так в каждом отсеке у механизмов, приборов идет напряженная учеба. Коман­ диры отделений стремятся с первых же занятии разными методами вызвать у но­ вичков интерес к специальности, воспи­ тать высокое чувство ответственности за порученное дело. Свою первую беседу с матросами- учениками командир отделения Тарасенко начал так: — Вы пришли служить в отделение, которое безупречной службой завоевало высокое звание отличного. Надеюсь, что вы понимаете, какую ответственность на­ лагает это на вас, молодых специалистов. Ваша задача — в короткий срок изучить свою специальность и стать достойными преемниками славных боевых традиций и приумножить их. Во время пребывания подводной лодки в море Тарасенко старался использовать каждую возможность для учебы молодых воинов, привития им практических навы­ ков. Сами молодые матросы проявляют ста­ рательность в изучении техники, стре­ мясь быстрее стат ь мастерами своего де­ ла. Корабль находился в подводном поло­ жении. Моряки четко, с присущей им сно­ ровкой действовали на боевом посту. Тре­ бовалось выполнить ответственную зада­ чу в сложных условиях. — Разрешите мне, — попросил коман­ дира классный специалист, награжден­ ный нагрудным знаком «Отличный под­ водник», старшина 2 статьи Одрус. Об этом же попросил и старшина 1 ста­ тьи Школяр. Офицер, зная их мастер­ ство, выносливость, настойчивость в лю­ бом деле, дал добро. Лодка всплыла, так как задачу нужно было выполнять в надводном положении. Старшины Одрус и Школяр поднялись на мостик, йотом спустились на верхнюю палубу. Ветер гнал по небу рваные се­ рые облака, волны то и дело гуляли По верхней палубе, окатывая холодной водой моряков с головы до ног. Крепко держась за надстройки верхней палубы, подводники принялись за дело. Мокрая одежда леденила тело, коченели руки. Но старшины Одрус и Школяр, преодолевая трудности, работали сноро­ висто. Они стремились быстрее выполнить приказание командира. Осталось провести Последнюю операцию. Но ни тому, ни дру­ гому никогда не приходилось этим зани­ маться. А сделать надо. И старшины Од­ рус и Школяр успешно выполнили зада­ ние. В ответ на поздравления сослуживцев, старшина 1 статьи Школяр сказал: — Любой из нас сделал бы так же, как и мы. И действительно. Морякам корабля не раз приходилось выполнять задания, где требовалась высокая боевая выучка, от­ личное знание специальности, высокие морально-боевые качества. Возьмем, к примеру, старшин 2 статьи Орел и Од­ рус. Однажды перед выходом в море они работали почти двое суток без отдыха, выполняя важное задание. Моряки уста­ ли, но высокое чувство ответственности за порученное дело, горячая любовь к Отчизне позволили им преодолеть все трудности и выполнить приказание командира точно и в срок. В этом походе моряки подводной лодки, как и всегда, продемонстрировали высокую боевую выучку, стойкость и выносли­ вость. Выход в морс явился для воипов дальнейшим шагом в совершенствовании воинского мастерства. Успехи моряков-подводнпков в боевой и политической подготовке отмечены многи­ ми поощрениями. Недавно старший матрос Серегин, старшина 2 статьи Одрус и дру­ гие моряки корабля были поощрены Командующим Северным флотом. — Не довольствоваться достигнутыми показателями,-— таков девиз моряков. Экипаж подводной лодки Н. изо дня в день повышает свою боевую выучку с учетом требований современного боя, го­ товит себя к действиям против сильного, технически оснащенного противника. Старший лейтенант Г. ЕГОРОВ. З А . С Л 5 ?з з е ж ж ы о я У В А . Э £ С Ж , Ы Ш Е - .'vs 'г ‘ < ■Шк Умело водишЬ автомашины Прибли/кается полярная зима. Это тре- <бует от шоферов и их начальников свое­ временно подготовить автотранспорт к эксплуатации в трудных условиях. По инициативо коммунистов-активистов у нас было проведено совещание шоферов. С докладом «Достижения советских авто­ мобилестроителей» выступил один из ком­ мунистов. Он рассказал об огромных успе­ хах, достигнутых за послевоенные годы отечественными заводами. Особо комму­ нист остановился на уходе и сбережении техники. Он привел примеры, когда пе­ редовые шоферы в результате умелого обслуживания техники, соблюдения экс­ плуатационных норм намного увеличили межремонтный пробег машин. Содержательно выступил коммунист Гальперин. Он говорил о задачах водите­ лей в осенне-зимний период. — В осенне-зимний сезон намного за­ трудняется работа шоферов, — сказал тов. Гальперин. — Безаварийно «водить машины может лишь тот матрос, кото­ рый будет знать хорошо технику и вы­ полнять обязанности точно по инструк­ ции. Надо добиться, чтобы каждый шофер был отличным специалистом, соблюдал воинскую дисциплину. Об экономии горючего и увеличении межремонтного пробега говорил на сове­ щании начальник политотдела. Были при­ ведены примеры образцовой работы шофе­ ров матросов Колеушко, Чернышева, тов. Вагина и других. Затем выступили передовые шоферы. Работники автотранспорта вскрыли не­ достатки, мешающие в работе, указывали пути их устранения. Тов. Багин. на­ пример, говорил о том, что в подразделе­ ниях мало уделяется внимания повыше­ нию классности шоферов, нарушается гра­ фик обслуживания машин, водителям по­ рой не предоставляется необходимый от­ дых. Работник гаража Ярошенко указал на несвоевременность заявок на грузовики. Совещание способствовало пропаганде передовых методов в работе лучших води­ телей в зимних условиях. Т. ПАВЛОВ. До службы комсомолец Иван Корниен­ ко работал трактористом в одной из ма- шинно-тракторньгх станции Ростовской области. Трудился он хорошо. Но вот Корниенко призвали в ряды Военно- Морского Флота. С радостью молодой воин взялся за изучение техники и оружия. Как и с каждым бывает, сперва у Корниенко не все было в службе ладно, ио он знал: трудндети можно и нужно преодолеть. Сейчас он — отличник боевой и политической подготовки. Как пользующегося уважением сослу­ живцев, Корниенко назначили агитато­ ром. Он выступает среди личного соста­ ва с беседами, активен иа политических занятиях. С Корниенко берут пример товарищи. Текст и фото А. СИДОРИЧЕВА. Действовали чётко Большим авторитетом в нашем подраз­ делении пользуется старший матрос Сус­ лов. Он хорошо изучил вверенную ему технику, содержит загадывание в образ­ цовом состоянии. Умелая и грамотная эксплуатация механизмов позволяет ему успешно править вахту. На боевых постах идет напряженная работа по совершенствованию практиче­ ских навыков. — Перейти работать на запасной дви­ гатель. — поступила вводная. Старший матрос Суслов, расторопно выполнив нужные действия, запустил дви­ гатель. Моряк прислушивается к работе механизма. Посторонних шумев нет. В это время подана другая вводная. Старший матрос Суслов вновь ее выпол­ нил четко, в минимально короткое время. Во всех движениях моряка видна высокая боевая выучка, приобретенная упорным, кропотливым трудом. За добросовестное выполнение воинско­ го долга старшин матрос Суслов имеет ряд поощрений. Идя навстречу XX с’сзда пар­ тии. он борется за более высокие показа­ тели в боевой и политической подготовке. Матрос М. НАЗАРОВ. кЪу^отЛЪ о ВСЕГДА В БОЕВОЙ ГО ­ ТОВНОСТИ содержат оружие воины Зуев, Озеров, младший сержант Юрь­ ев и другие. Они старательно овла­ девают огневым мастерством. Одно из последних стрелковых упражнений эти воины выполнили на «отлично». А. Кудрявцев. О В ПОСТОЯННОЙ ИСП РАВНО ­ СТИ содержат автомашины шоферы Стоноженко и Чеботарев. Это позво­ ляет им перевыполнять дневные нор­ мы грузоперевозок. З а добросовест­ ный труд передовые водители Стоно­ женко и Чеботарев не раз отмеча­ лись поощрениями. Рядовой А. Горбатюк. Дисциплинарная практика старшины Дисциплинарная практика старшин иг­ рает важнейшую роль в обеспечении стро­ го уставного порядка на корабле. Стар­ шины находятся в среде личного состава и непосредственно влияют на моряков, воспитывая их в духе дисциплины и орга­ низованности. Для этого им даны соответ­ ствующие права. Постоянно прививать старшинам коман­ дирские навыки, умение осуществлять дисциплинарную практику — задача офицеров. Необходимо помнить, что только тогда, когда каждый начальник, в первую очередь, точно выполняет уставные требо­ вания и свои непосредственные обязанно­ сти, можно обеспечить должную дисци­ плину среди всего личного состава. Старшина должен отлично знать к а ж ­ д о г о подчиненного, повседневно изучать его деловые и политические качества и на этой основе вести воспитательную ра­ боту. Нельзя ограничиться занятиями, чте­ нием отдельных положений уставов и раз’яснением их на словах. Нужно повсе­ дневно контролировать действия подчи­ ненных, направлять их, раз’яснять ошиб­ ки. поощрять разумную инициативу. Вместе с тем, надо заботиться об укреп­ лении авторитета старшины. Ни в коем случае нельзя подменять его. Подобная практика порочна. Дело в том, что, когда не сколочен монолитный коллектив стар­ шин, нарушения дисциплины у отдель­ ных воинов превращаются в систему, что влечет за собой общий упадок организа­ ции. И неправильно поступают отдельные начальники, которые вместо того, чтобы учить старшин наводить порядок в своих отделениях и командах, вводят нечто вро­ де института обеспечивающих офицеров и на них возлагают всю ответственность за выполнениз личным составом распорядка дня. В таких условиях старшины не ра­ стут, их роль сводится к нулю. Они ос­ таются наблюдателями или, в лучшем слу­ чае, исполнителями воли «обеспечивающе­ го» офицера. Такая обезличка старшин приводит к тому, что старшина не умеет потребовать от матроса выполнения при­ казания, а тот в свою очередь приучен повиноваться только офицерам. Бывают другие недостатки в этом деле. Иногда разбор проступка матроса и, что хуже всего, выводы делает офицер, имею­ щий большую дисциплинарную власть, чем прямой начальник провинившегося. Подобные случаи недопустимы, ибо под­ рывают основу дисциплинарной практики старшины. Каждое нарушение порядка, допущенное матросом, должен .разбирать, прежде все­ го. командир отделения. Необходимо на­ учить и заставить его вникать во все сто­ роны жизни и службы подчиненных и са­ мостоятельно решать вопросы обучения и воспитания. В том случае, когда старши­ на не обладает достаточной дисциплинар­ ной практикой, необходимо разбор про­ ступка производить при нем и учить его таким образом на конкретных примерах. Потом следует раз’яснить старшине от­ дельные пололяния устава, применимые к данному случаю, предоставить ему пра­ во самостоятельно принять воспитатель­ ные и дисциплинарные меры к провинив­ шемуся. В дальнейшем необходимо при­ учать старшину самостоятельно реагиро­ вать на каждое проявление недисципли­ нированности или отличие подчиненного, контролировать его действия. Чтобы привить старшине чувство от­ ветственности, надо и по отношению к нему продуманно применять меры дисци­ плинарного воздействия. Наряду с выработкой у старшин командных навыков, их следует учить повседневно заботиться о быте подчинен­ ных. Это способствует укреплению авто­ ритета. Личная примерность старшин — одно из главных и обязательных условий пра­ вильных взаимоотношений их с матроса­ ми. Чтобы добиться этого, офицеры дол­ жны строго требовать от командиров от­ делений и команд выполнения всех ус­ тавных правил и тщательно контролиро­ вать их поступки. Ни в коем случае нель­ зя давать старшинам послабления. К сожалению, иногда можно еще встре­ титься с фактами, когда старшин, особен­ но старослужащих, поселяют в общих куб­ риках отдельной группой, предоставляют им незаконные преимущества в вопросах увольнения, закрывают глаза на недисци­ плинированность некоторых, считая их незаменимыми специалистами или не же­ лая их «обидеть». Такой подход к делу вредит старшинам и наносит ущерб бое­ вой готовности всего подразделения, ко­ рабля. Требовательность — необходимое усло­ вие воспитания волевых, дисциплиниро­ ванных командиров-воспитателей. Нельзя ограничивать дисциплинарную практику старшины рамками своего отде­ ления или группы. Он — старший в от­ ношении всех матросов и младших по зва­ нию. Необходимо добиваться, чтобы стар­ шина не оставался равнодушным к про­ ступку, совершаемому матросом, непо­ средственно не подчиненным ему. Иначе матросы привыкают подчиняться только «своим» старшинам и поччас игнориру­ ют замечания других. Таким образом, каждый старшина в своей работе должен опираться на под­ держку остальных командиров отделений. Старшина 1 статьи Иванов прошел на корабле путь от ученика-гидроакустика до опытного старшины. Последнее время он исполнял обязанности строевого старши­ ны. Настойчивым, упорным трудом над совершенствованием специальных знаний, повседневным изучением уставов и ус­ пешным овладением политических знаний Ива нов за воевал непререка емый автор итет. Лучший гидроакустик части стал требо­ вательным и в то же время вниматель­ ным ко всем подчиненным старшиной. 15 становлении старшины (важную роль сыграл офицер. Он указывал ему на его ошибки, контролировал действия, со­ здавал условия для развития волевых ка­ честв. О воспитании мужества и выносливости — Это было в —— ступил перед ярост- 1942 году,— расска- И з опы т а р а б о ты р у к о в о д и т е л я ным напором фапги- зывал я слушателям группы п о л и т з ан я ти й стсв. Кончились пу- Хочется отметить, что неправильно по­ ступают те, кто без тщательного изуче­ ния деловых качеств старшин полностью передоверяют им все служебные Функции в командовании подразделением и не кон­ тролируют их работу. Это нередко ведет к грубым ошибкам в дисциплинарной практике и, что самое худшее, к зазнай­ ству. Старшина начинает считать себя незаменимым, действующим единственно правильно, так как его никто из старших никогда не поправляет. Неоцешгмую помощь старшинам в на­ саждении уставной организации на кораб­ ле оказывает комсомольская организация. Проводится ли беседа с матросом, совершив­ шим прогулок , разбирается ли персо­ нальное дело члена ВЛКСМ, нарушившего дисциплину — все это для старшины большая помбщь. Комсомольское бюро со­ стоит пз лучших людей коллектива, и уже это одно должно говорить нарушившему дисциплину, что на него обращено внима­ ние всего коллектива, направлена крити­ ка от лица всего экипажа. Но деятельность бюро не должна огра­ ничиваться только воздействием на нера­ дивых воинов. В поле зрения бюро должен стоять и старшина. Из опы­ та известно, как целесообразно периоди­ чески вызывать отдельных старшин на бюро и знакомиться с тем, как они выпол­ няют свой комсомольский долг. Это помо­ гает вскрывать положительный опыт ра­ боты старшин и распространять его, а также выявлять недостатки и устранять их. Все положительное становится досто­ янием всех через комсомольские собрания, стенную печать, беседы. Старшины — большая сила на корабле. Повседневная продуманная работа с ними дает положительные результаты. Когда они правильно осуществляют дисципли­ нарную практику, резко сокращается ко­ личество нарушений воинской дисципли­ ны, повышается уровень боевой подготов­ ки, офицеры приобретают себе надежных помощников в трудном и ответственном деле — обучении и воспитании советских моряков. Напитан-лейтенант Ю. СТАРЦЕВ. на одном из занятий. — Наша подводная лодка, находясь па выполнении боевого задания, вынуждена была лечь на грунт до наступления тем­ ноты. Всплыть, когда над бухтой был день, означало поставить лодку под снаря­ ды враясескпх батарей, под бомбы фашист, ских самолетов. Подводники, рискуя жизнью, доставили героическим защитникам Севастополя бен­ зин. II теперь, когда лодка лежала на грунте, в отсеке из балластной систерны, в которой раньше было горючее, струил­ ся одуряющий запах ларов бензина. Моря­ ки, стараясь беречь свои силы до того вре­ мени, когда можно будет всплыть, лежали непо.твижно, как и приказал командир. С каждым часом все труднее и труднее ста­ новилось дышать. Не хватало воздуха. Чле­ ны экипажа один за другим теряли созна­ ние. Когда наступила темнота, в лодке в полусознательном состоянии оставался лишь один старшина Пустовойтепко. Бла­ годаря исключительной закалке и стойко­ сти, моряк помог лодке всплыть на по­ верхность, чем спас экипаж и боевой ко­ рабль от гибели. Непревзойденные морально-боевые каче­ ства проявили в боях за Родину советский воины. В сердцах советских людей будут вечно жить подвиги Бориса Сафонова, Ивана Сивко и других героев, кто отдал свою жизнь во имя счастья и свободы лю­ бимой Отчизны. Образцы героизма, стой­ кости и отваги показали подводники Лу­ нин, Колышкин. катерник Шабалин и многие другие североморцы. Эти эпизоды были приведены в расска­ зе на занятии ио теме: «Быть стойким, выносливым и мужественным воином». Подчеркивая, что наши воины должны быть готовы к жестокой борьбе с сильным и технически оснащенным противником, большое внимание на политзанятии я об­ ратил на необходимость воспитания у мо­ ряков стойкости и выносливости в мир­ ное время. На одном из занятий был при­ веден такой пример. Корабль длительное время находился в море. Плавание проходию в сложных^ ме­ теорологических условиях. Трудно было нести вахту не только котельным маши­ нистам. но и сигнальщикам, дальномер­ щикам и другим специалистам. Много часов подряд старшина 2 статьи Бочар­ ников. находясь в дальномерном посту, где особенно сильно ощущалась качка, давал командиру необходимые данные. Выносливость, приобретенная в походах, помогла моряку мастерски обслуживать свое заведывание. В этом походе ^также отличились, показав образцы стойкости, старшина 1 статьи Терехов, старшие ма­ тросы Пванов и Корачкин, матрос Могил- ко и другие. Политическое занятие, построенное па щигмерах войны и тесно увязанное с жизнью воинов корабля, достигло своей цели. Рассказ со вниманием был прослу­ шан воинами. Когда слушатели готовились к беседе по этой теме, особое внимание было уде­ лено глубокому знакомству воинов с ли­ тературой. Морякам была рекомендована не только основная, но и дополнительная литература. При самостоятельном изуче­ нии темы многие слушатели использовали литературу, рассказывающую о подвигах североморцев в годы войны. Так, напри­ мер, отдельные воины прочли книгу «Северный флот в Великой Отечественной войне» и другие книги по теме. Тщательная подготовка моряков к бесе­ де дала свои положительные результаты. Многие слушатели в своих выступлениях приводили примеры мужества, стойкости вопнов-североморцев, увязывали свой рас­ сказ с теми задачами, которые решают они в настоящее время. С интересом слушали на беседе моряки выступление матроса Стефаннка, который гсворил об Иване Сивко. — Однажды небольшой отряд морской пехоты, в котором был Пван Сивко, — рассказывал матрос, — прикрывал отход своего подразделения. Один за другим вы­ бывали из строя отважные моряки. II вот из отряда остался в живых один лишь Иван Сивко. По воин не дрогнул, не от- -----------Q . - леметные ленты. Сив­ ко из автомата начал разить врага. Но вот расстреляна последняя обойма. Со сло­ вами «Русские в плен не сдаются!» герои подпустил ближе к себе фашистов и по­ следней гранатой уничтожил их и погиб сам, до конца оставшись верным Военной присяге. — У героев войны мы учимся безза­ ветно любить Родину, оорко охранять ее священные рубежи, — продолжал матрос Стефании. — В одном из походов мне и другим молодым матросам трудно было переносить сильную качку. Передовой во­ ин корабля — старший матрос Глушец- кий — словом и делом помогал нам пере­ носить трудности похода. И задача была выполнена успешно. На этой беседе с содержательным рас­ сказом выступил другой слушатель — ма­ трос Могилко. Он привел примеры героиз­ ма, стойкости, проявленных нодводниками- совероморцами в дни Великой Отечествен­ ной войны. Особенно подробно он говорил о подвиге Магомеда Гаджиева. Свое вы­ ступление слушатель увязал с жизнью ко­ рабля, рассказав о передовых людях — старшине 2 статьи Ва.пошко и старшем матросе Наумове. На этом политическом занятии высту­ пили многие воины. Они приводили яркие примеры мужества, стойкости и отваги советских воинов в дни войны, говорили о том. как они своей безупречной службой и крепкой воинской дисциплиной умножа­ ют славные традиции наших героев. Бе­ седа по теме прошла актиьно. Воспитывая у матросов и старшин вы­ сокие моральночюевые качества на поли­ тических занятиях, л также в часы мас­ совой работы, мы учим моряков, что не­ обходимым условием победы воина в бою являются железная дисциплина и высокая бдителышеть. Когда в нашей группе слу­ шатели изучали тему: «Быть бдительным, строго хранить военную и государствен­ ную тайну», особое внимание было уделе­ но тесной связи занятия с задачами вои­ нов. Iio время рассказа внимание слушате­ лей было обращено на необходимость быть всегда и везде бдительным. На примерах раз’яснялось, к чему 1 >едет разглашение военной тайны, много говорилось о бди­ тельном несении вахтенной и внутренней службы. С интересом воины слушали рас­ сказ о старших матросах Осадце и Пвано- ве, которые постоянно проявляют бди­ тельность на вахте, о матросах Беляеве, Галкине, которые плохо несут внутрен­ нюю службу. Добиваясь действенности политических занятий, мы широко используем нагляд­ ную агитацию. Так, например, по этой же теме были использованы вырезки из га­ зет с Указом Президиума Верховного Со­ вета СССР об ответственности за разгла­ шение военной тайны и текстом перечня вопросов, составляющих военную и госу­ дарственную тайну, а также плакаты, призывающие моряков к бдительности. В индивидуальных беседах со слушате­ лями мы постоянно раз’ясняем им требова­ ние Присяги и уставов, учим их твердо выполнять воинский порядок. Мне лично, как руководителю группы, много при­ шлось поработать с матросом Танан, ко­ торый раньше имел замечание по службе. В результате индивидуального подхода, постоянного раз’яснения требовании уста­ вов, воин заметно исправился. Теперь он хорошо выполняет своп обязанности на корабле. Недавпо слушатели нашей группы изу­ чали исторические решения июльского Пленума ЦК КПСС. В этот период многие моряки отличились в походе при выпол­ нении учебно-боевых задач. Их возросшее воинское мастерство, высокая боевая го­ товность — достойный ответ на решения Пленума. Постоянно пропагандируя на занятиях славные примеры героев Великой Отече­ ственной войны, лучшие достижения пе­ редовых воинов корабля, мы добиваемся того, чтобы каждый моряк постоянно вос­ питывал в себе высокие морально-боевые качества, учился тому, что требуется па войне. Лейтенант Ю. МАКАРОВ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ О ДОСУГЕ После культурного и веселого отдыха воины со свежими силами совершенству­ ются в своей повседневной учебе и служ­ бе. Однако отдых воинов нашего подраз­ деления организован плохо. Политработ­ ник подразделения совсем не уделяет вни­ мания этому вопросу. То же можно ска­ зать и о комсомольце тов. Сарва. Даже увольнительные записки тов. Сарва пишет на прошлогодних бланках, а с ними комен­ дант отправляет военнослужащих обратно в подразделение. И отдых испорчен. Мы очень редко смотрим кинокартины, и никто не беседует с нами о новых Ф ил ь­ мах. А почему бы. например, не обсудить в подразделении такой фильм о бдитель­ ности. как «Случай с ефрейтором Кочет­ ковым»? ВОИНОВ Чем можно развлечься в кубрике? Толь­ ко шахматами и домино. Музыкальных инструментов нет. мы слышим одни лишь обещания, что они будут. Когда я. активист подразделения, при­ хожу с какого-нибудь заседания, меня спрашивают: «Скоро ли ты принесешь нам хотя бы одну балалайку?». И мне приходится отвечать «все будет», и пере­ ходить к об'яснеппю очередного решения актива. Разнообразный и культурный отдых мо­ ряков можно наладить лишь в том случае, если политработники нашей части начнут уделять этому важному вопросу должное внимание. Старший матрос В. ЛАЮШКО. БЕСПОРЯДКИ НА КАМБУЗЕ На нашем камбузе пища приготавли­ вается недоброкачественно, невкусно, и ннкто на это не обращает внимания. Большие беспорядки происходят в те дни, когда пищу привозят на аэродром. Хотя ее доставляет заведующий столовой, ответ­ ственных за раздачу порций нет. Каждый обслуживает сам себя, поэтому те, кто приходят кушать в последнюю очередь, чаще всего обеда не получают или же довольствуются холодными остатками. II хотя говорят, что «остатки сладки», в на­ ших условиях выходит наоборот. Работники камбуза должны срочно на­ ладить правильное питание воипов. А. КРЫЛОВ. По следам наших выступлений «ПРОТИВ ФОРМАЛИЗМА В РАБОТЕ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» Так называлась статья, опубликованная в нашей газете 6 сентября. На это выступление тт. Гершенгорн и Червяков сообщили редакции, что статья была обсуждепа на заседании месткома и признана правильной. Для устранения недостатков в работе профсоюзной органи­ зации местком нровел ряд мероприятий: члену профсоюза Богданову оказана прак­ тическая помощь в работе, выпущены плакаты, популяризирующие опыт передо­ виков производства, среди раб.очпх и слу­ жащих еженедельно проводятся бесеиы л лекции по важнейшим политическим во­ просам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz