На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 1 октября 1955 г., № 233 (5385). Ночью Ночь. В небе видны огни летающих самолетов. Где-то в стороне от аэродрома протянулись два гигантских луча прожек торов. Нащупав цель, они слились воеди но и начали ее сопровождать. На аэродром прибывают машины с ави аторами. Шоферы, соблюдая правила дви жения и не превышая скорости автома шин. с притушенными огнями развозят летчиков и инженерно-технический сос тав по стоянкам самолетов. — Хорошо работают! — оценил труд прожектористов один из авиаторов, стоя щий в кузове машины. — Неплохо, — поддержал другой. Мащина остановилась. Группа воинов, легко соскочив с кузова, направилась к чуть заметному ^силуэту самолета. Техник самолета гвардии старший техник-лейте нант Кандыркин. пригласил к сеое подчи ненных. — Я думаю, — сказал он, — что все вы понялп задачи, которые стоят перед нами во время вочных* полетов. Порабо тать сегодня придется напряженно и в трудной обстановке. Каждый авиатор* уже-внал об интенсив ности ночных полетов, видел звезднее не бо. предвещающее заморозок. ощущал хо лодный ветер. Техник напомнил воинам об особенностях подготовки самолета к поле ту в сложных условиях. Внимательно выс лушали они наставления командира. По приказанию офицере воины расчех лили самолет и приступили к предполет ному осмотру. Технический экипаж знает, что успех выполнения летчиком задачи в любых условиях во многом зависит от тщательной и всесторонней подготовки самолета на эемле. К поручестным обязан ностям он относится со всей серьезностью. Ответственность за работу электроснец- оборудования возложена на гвардии ма троса Омельяненко. Техника в его заЕе- дываннп сложная, и подготовка ее к поле ту требует мастерства, глубоких знаний специальности, твердых практических на выков. Омельяненко свои обязанности вы полняет сноровисто. Вверенные ему меха низмы всегда работают безотказно. Авиа тор не жалеет ни сил, ни времени, чтобы лишний раз осмотреть и проверить мате риальную часть. Все это он делает с боль шим старанием и любовью, в строгом со ответствии с требованиями инструкций и наставлений. (Снимок Л: 1). Четко работает авиационный механш; гвардии сержант Крюковский. Он вместе с командиром осмотрел переднюю стойку шасси. (Снимок 2). Затем снял за глушку, открыл лючки и проверяет за правку двигателя маслом. Кто же стоит рядом с ним и так внимательно наблю дает за каждым движением механика? Это молодой матрос Попов. Крюковский, сог ласно приказу Министра Обороны Союза ССР. в этом году увольняется в запас. На его место назначен Попов. Сержант зара нее готовит себе смену, передавая нович ку свой опыт изучения и эксплуатации техники, накопленный за время службы. Скоро в Заполярье наступит продолжи тельная ночь. А подготовка самолетов к полету в темное время при сильных вет рах и вьюгах требует высокого мастерст ва. хорошего опыта, крепкой закалки. Эти качества приобретаются не сразу, они вы ковываются в напряженных учебных буд нях. По совету техника гвардии сержант Крюковский приучает гвардии матроса Попова действовать в сложных условиях. На этот раз авиационный механик рас сказывает ему об особенностях эксплуа тации материальной части ночыо. (Сни мок Лг 3). Старательность гвардии матроса Попо ва в изучении спе циальности радует гвардии старшего техник-лейтенанта Кандыркина. и он стремится оказать ему всестороннюю помощь. Сколько раз оФицер-комсомолеп обдумывал, как луч ше и быстрее под готовить подчинен ного. А сколько кро потливого труда тре бует эта работа!.. Техник самолета пов седневно лично сам учит молодого меха нику грамотно об- _____________ служивать технику. дает ему задания. На днях Кандыркин приказал Попову устранить дефект на двигателе. Матрос добросовестно трудился, и когда выполнил приказание тут же до ложил об этом. Офицер взял ключ и повернул стяжные болты. На лице матроса проскользнуло недоумение, и он вопросительно поднял глаза на гвардии старшего техник-ленте- нанта. — Такая затяжка может привести к обрыву болта камеры сгорания. Кандыркин об’яснпл гвардии матросу Попову, почему может получиться дефект. _____________ показал ему, как нужно правильно ра ботать, и приказал повторить прием. Прививая Попону любовь к технике, Кандыркин расска зывает матросу с высоких боевых ка чествах авиационно го оружия, приводит поучительные приме ры из опыта Великой Отечественной вой ны. Авиаторы работа- ют дружно. В их движениях видна высокая боевая вы учка. С полночи тем пература воздуха по низилась. На плоскостях самолета появил ся слой инея. Воинам то и дело приходит ся голыми руками браться за холодный металл. Но никто из них н е ’ жаловался на трудности и чег.ко выполнял своп обя занности. Исполнительность, чувство ответствен ности за порученное _____________ дело являются одни ми из важных ка честв подчиненных Кандыркина. Как-то техническому экипа жу вечером сообщи ли, что требуется выполнить трудоем кую работу. Никто не желал оставить ее на завтра. Усталость клонила ко сну. Но все помыслы воинов были направлены к одному — сделать все быстрее. Проппо еще несколько часов напряженного труда. Старший начальник остался доволен качественной работой и поблагодарил экипаж за службу. После короткого отдыха воины вновь были на аэродроме. Не раз подчиненные гвардии старшего техник-лейтенанта Кандыркина отлича лись высоким воинским мастерством, глу бокими знаниями специальности. «Всегда в боевой готовности», — таксв девиз ави аторов. В воспитании подчиненных Кандыркин воздействует силой личного примера. Он сам является образцим выполнения всех распоряжений, своим ратным трудом на благо любимой Родины увлекает подчинен ных на безупречное служение Отчизне. Авиаторы докладывают о готовности машины к полету. Техник самолета осмо трел и опробовал работу механизмов. Заме чаний нет. Только слой инея покрыл остек ление кабин. Он дал указание гвардии сержанту Крюковскому почистить их. (Снимок Л? 4). Вдали показался тягач. Шофер затормо зил, развернулся и стал подавать машину назад. — Стой! — скомандовал Кандыркин. Ловко надето буксировочное водило на крюк, быстро сложены в кузов стремянки, ;колодк«и. Механик Крюковский занял место g кабине самолета, и тягач направился к старту. Летчик осмотрел машину, опробовал ритмичную работу двигателя на всех ре жимах. Самолет поднялся в воздух. Авиа торы внимательно следят за удаляющейся машиной. Через некоторое время мощные прожекторы осветили беговую дорожку. Летчик, успешно выполнив учебно-боевую задачу, произвел умелую посадку и побла годарил экипаж за хорошую подготовку техники к полету. Снова подчиненные гвардии старшего техник-лейтенанта Кандыркина за работой. Каждый из них четко знает и точно вы полняет свои обязанности. Офицер, наб людая за подчиненными, с удовлетворе нием отмечал, что авиаторы в эти дни трудятся вдохновенно, с огоньком. А под’- ем этот вызван решениями июльского Пленума ЦК КПСС. Эти исторические до кументы воодушевляют воинов, мобили-* зуют их на еще лучшее служение Родине. На разборе учения техник самолета ос тановился на недостатках, на конкретных примерах показал, как устранить их. Бе седуя с подчиненными, офицер старался впушпть им мысль, что успешное выпол нение задачи летчиком во многом зависит от отличной подготовки механизмов к действию. С любовью и высоким чувством ответ ственности относятся авиаторы к своему делу. Они настойчиво учатся, постоянно совершенствуют практические навыки. И каждый раз они неизменно слышат слова летчика: «Замечаний по работе материаль ной части не имею». Это высокая оценка труда авиаторов. Тенст А. АВЕРИЧЕВА. Фото И. НИКИШОВА. Б д и т е л ь н ы й ч а с о в о й Это произошло недавно. Матрос Неклю дов стоял на посту и бдительно выполнял свои обязанности. Вдруг он увидел, что из дома, расположенного примерно в 100— 150 метрах от поста, поднимается густой 1 ым и летят и с к р ы . Часовой сразу сооб разил, что это дым не из труоы, а начинающийся пожар, который может принести много убытков. Не теряя ни минуты, матрос Неклюдов дал несколько выстрелов. Благодаря сигналам часового к месту происшествия поспешили люди, и пожар был вскоре ликвидирован. За_ бдительное несение караульной службы и находчивость командир об’явлл Неклюдову благодарность. Матрос А. ТИМОФЕЕНКО. В с т р е ч а бое вых д р у з е й На нашем корабле побывали солда ты. Моряки устроили им радушный прием. Состоялась короткая торжествен ная часть. С приветственным словом от имени моряков выступил заместитель командира по политчасти. Затем взял слово отличник боевой и политической подготовки комсомолец Саркисов. Солдатский духовой оркестр испол няет ряд музыкальных номеров. На причале идет подготовка к спортивным мероприятиям. Начались они с бега — эстафеты 4 ^ 1 0 0 . Много зрителей прив лекло перетягивание каната. Волейбольная площадка окружена плотной стеной болельщиков. Здесь встречаются волейбольные команды ко рабля и воинов подразделения. * Лень встречи совпал с не менее важ ным сооытием в жизни кораоля — за крытием летней спартакиады. Спартакиада проводилась по следую щим видам спорта: бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, подтягивание на перекладине, метание гранаты, гребля на шлюпках, игра в волейбол, стрельба из малокалиберной винтовки. По окончании состязаннП состоялся торжественный вынос Военно-морского флага. Затем был зачитан приказ об итогах спартакиады. Общее командное первенство завгева- ла команда артиллеристов. На втором месте — машинисты. Лучшим спортсменам вручены Гря- моты. Их получают матросы Ва сильев. Яшин, старшие матросы Гриб ков, Ашаков, Трофимов и другие. После закрытия спартакиады гости знакомились с кораблем, с его ус тройством, вооружением, жизнью и бы том моряков. Затем демонстрировалась кинокартина. При уходе с корабля воины благода рили моряков за теплый и дружеский прием, пожелали им новых успехов в службе и пригласили в свою часть. В минувшее воскресенье моряки по- оывали в гостях у солдат. Там состоя лись тоже спортивные мероприятия: проводились игры в футбол, волейбол, баскетбол, а также перетягивание кана та. Оощее первенство завоевала коман да моряков. Командование части вручи ло им грамоту. Матрос В. КУЛЕШОВ. Всесторонняя подготовка- залог успеха Организованно провести итоговые политзанятия В Н-ской части политорган составил специальный план по подготовке к итого вым занятиям. Серьезное внимание в части было уде лено работе с руководителями групп. Во многих подразделениях были проведены сборы пропагандистов, на которых наме чены конкретные задачи по подготовке к итоговым занятиям. В ряде партийных и комсомольских ор ганизации состоялись собрания или засе дания бюро, на которых намечены меро приятия по участию коммунистов и ком сомольцев в подготовке к итоговым заня тиям. Выполняя решения, коммунисты и комсомольцы проводят большую работу но оказанию помощи слушателям. В этой свя зи заслуживает внимания проведенный в Н-ской части комсомольско-молодежный вечер по решениям июльского Пленума ЦК КПСС. С докладом на этом вечере вы ступил тов. Евдокименко. Затем один за другим поднимались на трибуну матросы и сержанты, которые рассказывали об ис торическом значении принятых июльским Пленумом ЦК КПСС решений. Следует отметить тщательную .работу по подготовке к итоговым занятиям в груп пе, где руководителем тов. Кирюхин. Он помог слушателям подобрать необходимую литературу, оформил папки с материалами январского и июльского Пленумов ЦК КПСС, организовал и проводит дополни тельные занятия, раз’ясняет наиболее сложные и актуальные вопросы учебного материала. Недавно тов. Кирюхин прово дил беседы со слушателями по решениям январского и июльского Пленумов ЦК КПСС. Вместе с тем, кое-где работа по подго товке к итоговым занятиям ведется все еще недостаточно. Некоторые руководите ли групп и их помощники слабо оказывают помощь слушателям в их са мостоятельной подготовке. В ^группе, где помощником является старшина Григорь ев, до последнего времени не были орга низованы дополнительные занятия, не бы ли учтены слушатели, которым следует уделить больше внимания. Так, воины Матвеев и Кушннр продолжительное время находились вне пределов части, но им никто не оказал никакой помощи. Слу шатели Лииницкий и Бобрыжскин не сколько труднее усваивают материал, и, казалось бы. с ними следует проводить чаще индивидуальные беседы. Однако это го. к сожалению, здесь не сделали. Индивидуальная работа со слушателями во многих группах ведется слабо. П в этом повинны не только руководители, но и по литработник, который не собрал помощ ников, пе проинструктировал их. В оставшееся время до начала итого вых занятий надо принять все меры, что бы устранить эти серьезные недостатки. * А. ГОРБАЧЕВ. В Совете Министров СССР В связи с вступлением в силу Государ ственного Договора о восстановлении неза висимой и демократической Австрии и окончанием вывода советских войск из Австрии Совет Министров СССР постано вил упразднить с 1 октября 1955 года должность Верховного Комиссара СССР в Австрии. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Тщательно подбирать репертуар кинофильмов для воинов В воинском и политическом воспитании моряков кино играет исключительно боль шую роль. Советские фильмы .развивают у воинов любовь к Родине, смелость, чест ность и правдивость, настойчивость в до стижении цели. Они расширяют и закреп ляют знания. Наши фильмы, особенно документаль ные и научно-популярные, ярко и убеди тельно показывают мирный труд совет ского народа, строящего коммунизм, заме чательных новаторов промышленности, пе редовиков сельского хозяйства, деятелей культуры и науки. Поэтому очень важно, чтобы в воинских частях и подразделе ниях при планировании и разработке ре пертуарных планов показа воинам кино картин учитывались документальные и на учно-попул ярные фильмы . За последнее время на кинобазу флота по ступили новые научно-популярные филь мы. Кинокартина «Русское военно-морское искусство» рассказывает зрителю о слав ных боевых традициях отечественного флота. Фнльм «Меченые атомы» знакомит с достижениями наших ученых, а «Беза варийное вождение автомобиля» помогает водителям лучше овладеть своей специаль ностью. Молодым воинам будет интересно посмотреть учебную кинокартину «Первый год службы», воины-строители много по лезного узнают, познакомившись с научно- популярными фильмами «Опыт строитель ства жилых домов в странах народной де мократии» н «Крупноблочное строительст во». Большую познавательную ценность представляют учебные короткометражные фильмы «Рассказ о советском автомобиле», «Работа электронных ламп» и т. д. Следует всемерно популяризировать эти кинофильмы. Они не должны залежп- ис- ваться па кннооазе. а максимально пользоваться в воинских частях. Заслуживает внимания опыт планиро вания показа фильмов в матросском клу бе, где служит офицер Шевченко. Работ ники клуба регулярно составляют четкий план, организуют кинофестивали оборон ных фильмов, приуроченные к знамена тельным датам (Дню Советской Армии и Военно-Морского Флота, Дню авиации и др.). Здесь практикуют дни повторных де монстраций лучших отечественных кино картин, зрителю регулярно показывают новые короткометражные журналы, хрони кальные фильмы. Но, к со;калению, у нас есть еще кино- установки, которые не демонстрируют хро никальные и научно-популярные фильмы. Это имеет место, главным образом, в тех частях и подразделениях, где политработ ники не заботятся о разумном подборе те матики кинофильмов, не занимаются пла нированием их, а доверяют такое важное и ответственное дело киномеханикам. Практика показывает, что этого делать нельзя, так как многие киномеханики до пускают серьезные ошпбки при подборе кинокартин. А некоторые из них, напри мер тт. Иелихов, Васильев и другие, поль зуясь отсутствием контроля со стороны политработников, вообще отказываются брать с базы документальные п научно- популярные фильмы. С подобным ненормальным положением следует решительно бороться. Надо всегда помнить, что кино полнее оправдает свое назначение, если репертуар демонстрации кинофильмов для воинов будут составлять сами политработники, учитывая при этом задачи, стоящие перед личным составом, запросы воинов. Капитан В. ЦИБУЛЬСКИЙ. Технике безопасности на производстве неослабное внимание l£ c f0 tr m /ib о ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ XX С ’Е ЗДУ КПСС готовит рядовой Вы- биронец. З а отличные успехи в учебе и службе его недавно наградил коман дир части специальным подарком. З а мечательных успехов достиг т а кже и рядовой А\ешков, поощренный коман диром. Рядовой А. Павлович, О ХОРОШО с луж а т воины Поль- кин и Ялакас. К аждый из них имеет по десять благодарностей от коман диров. Недавно этим бойцам поручи ли выполнить важное задание. Поль- кин и Ялака с справились с делом ус пешно. Рядовой В. Петров. Законы в СССР устанавливают обяза тельные условия безопасности и охраны труда, а также обязательные санитарно- гигиенические нормы на рабочих местах, благодаря чему исключаются какие-либо заболевания или тяжелые последствия для организма рабочего. Однако отдельные руководители, в частности некоторые начальники строи тельных организаций, слабо заботятся об охране труда, не борются за образцовое санитарное состояние на производственных участках. На строительной площадке, где рабо тает тов. Кунцсвпч. не соблюдаются пра вила техники безопасности. Тов. Кунцсвнч так «организовал» работу каменщиков на строительстве дома, что им приходилось вести кладку, стоя на стенах. Такое же грубое нарушение правил техники безо пасности допущено при возведении школы в г. Полярном, где производителем работ тов. Черняев. Здесь отсутствует элементар ная культура строительства. Большие претензии следует предъявить к тов. Брусенскому. В помещении ремонт ной мастерской вентиляция отсутствует, несмотря на то, что воздух здесь тя желый и не отвечает санитарно-гигиени ческим требованиям. Кроме того, в мастер ской полы не отремонтированы, стекла ча окнах грязные и т. д. Не обращают на это внимания ни тов. Мутовкян, ни тов. Коно нов. Таксе положение недопустимо. Но инициативе нрофкомитета с 15 сен тября по 15 октября проводится общест венный смотр всех производственных пред приятий и строительных организаций флота. Задачи смотра заключаются в том, чтобы выявить имеющиеся недостатки по охране труда и провести массово-раз'ясяи- тельную работу по этим вопросам. Задачи создания безопасности труда будут успеш но решены только в том случае, если в общественном смотре и устранении выяв ленных на нем недостатков будут прини мать самсе активнее участие профсоюзные, партийные и комсомольские организации, а назначенным комиссиям будет ока зана необходимая помощь со стороны ру ководителей предприятий и строительных организаций. Большое значение имеют предложения инженерно-технических работников и всех рабочих, направленные на улучшение ус ловий труда и техники безопасности. Те п о л ож е н и я , которые отвечают этим ус ловиям, способствуют увеличению произ водительности, безопасности труда и сбе режению здоровья рабочих, должны быть своевременно внедрены на стройках и на предприятиях. Инженер-капитан И. АРТЕВ. Советы офицера Д обиваться наглядности в о б у ч ен и и м а т р о с о в старшине Наш флот имеет на вооружении перво классные боевые корабли, оснащенные современным оружием, приборами и раз личными техническими средствами. Это обстоятельство пред’являет повышенные требования к личному составу, к его бое вой выучке. Офицеры и старшины призваны твор чески решать вопросы обучения подчи ненных. в частности, умело использовать с этой целью различные наглядные посо бия, учебные приборы и механизмы, что позволяет более глубоко освоить тот или иной прибор, механизм, систему. Практика показывает, что там, где придают должное оначение наглядности на занятиях и тренировках, матросы прочно усваивают изучаемый материал. Напротив, недооценка данного вопроса приводит к тому, что учеба далеко не до стигает своей цели, воины не получают твердых знаний и, следовательно, не могут правильно обслуживать технику. Командир отделения радиометристов классный специалист старшина 2 статьи Чувашов уделяет большое внимание на глядности в обучении подчиненных. За нятия он строит с таким расчетом, чтобы матросы получали исчерпывающие теоре тические сведения и закрепляли их непо средственно при обслуживании материаль ной части. Например, об’ясняя матросам, как читать электрические схемы, Чува шов не забывает, что это не определяет полностью степень подготовленности под чиненных. Обучаемый должен увидеть на материальной части каждую деталь. Это поможет ему более глубоко вникнуть в устройство того или иного прибора. Все воины отделения Чувашова — классные специалисты. Матрос Рудомилов недавно повышен в должности. Старшины должны рекомендовать под чиненным вычерчивать некоторые схемы на бумаге и проверять, как они делают это. Таким образом у воинов развивается зрительная память. Наглядность имеет важное, значение п в обучении экипажа борьбе за живучесть корабля. Облегченные условия на трени ровках, шаолон и упрощенчество приносят большой вред боевой готовности экипажа. Необходимо шире использовать различного рода имитационные средства и специаль ные тренировочные устройства, а также отсеки живучести, учить матросов заде лывать пробоины при фактическом посту плении воды под большим напором, в темноте, в труднодоступных местах, чаще проводить показательные боевые учения. Иногда малоопытные старшины не забо тятся о форме изложения материала, за нятия проводят скучно, неинтересно. А ведь живой рассказ, насыщенный приме рами из жизни, подкрепленный демонст рацией наглядных пособий н тренировка ми у материальной части, захватывает внимание обучаемых, рождает у них ин терес к знаниям, технике. Кроме того, имея наглядные пособия, руководитель может дать подчиненным задание найти какую-нибудь деталь на чертеже, просле дить путь тока по схеме или сделать зарисовку механизма или устройства. Между тем, некоторые старшины пре небрегают этим. Одному из командиров отделений поручили провести с молодыми матросами занятие по морской практике. Руководитель знакомил воинов с устрой ством шестивесельного яла и его оснаще нием по плакату в кубрике, хотя погода позволяла провести урок на верхней па лубе, непосредственно у шлюпки с поста новкой рангоута и парусов. Старшина за был о том, что его слушатели — молодые матросы и им, впервые увидевшим шлюп ку, многое трудно понять. Потребовалось провести повторное занятие на эту тему, показать, из чего состоит пабор шлюпки и т. д. Для изучения специальности необходи мо умело использовать ремонт материаль ной части. Мнение о том, что в этот пе риод личный состав загружен работами и занятия по специальности теряют свой смысл — неверно. В ходе ремонта обучае мый имеет возможность детально позна комиться с механизмом или прибором, что не всегда возможно, когда он собран. Со бирая агрегат по чертежам и схемам, обу чаемый вынужден мыслить, развивать зрительную память. Участие личного состава в ремонте не обходимо использовать как одну из форм обучения специальности. В практике не один раз случалось, когда матрос, ранее слабо знающий свою специальность, пр*г правильной организации ремонта воспол нял свои пробелы в учебе. Показ в сочетании с рассказом суще ственно дополняет и обогащает его. Эта комбинация двух методов обучения всегда дает положительные результаты. Обращаясь в ходе занятия к матери альной части, макетам, фотографиям и чертежам, руководитель помогает матросам формировать в себе об’емные и обраЗные представления. Недопустимо, когда руко водитель. не отрываясь от конспекта, де лает неопределенные движения рукой пли указкой в сторону демонстрируемого на глядного пособия, чертежа, схемы. Имеют ме-сто и еще более серьезные недостатки — руководитель слишком долго ищет на схеме то, что хочет показать, т. к . сам в достаточной степени не ознакомился с на глядными пособиями перед занятием. С подобными недостатками надо вести борь бу. Наглядность учебы во многом зависит от личного примера руксводителя. его способности показать обучаемым, как пра вильно действовать, что^ы добиться наи более эффективного использования б.оевой техники. Надо уметь доказать, к чему мо гут привести медлительность или невер ные действия. Добиться твердого знания личным составом оружия и технических средств, натренированности в работе на боевом посту — вот задана, которую должны решить старшины. От того, как будет организовано на ко рабле обучение, зависит уровень боевой подготовки корабля. Поэтому старшины обязаны повседневно заботиться о повы шении качества занятий п тренировок, их наглядности. ф Напитан-лейтенант И. ЦИММЕРМАН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz