На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.
л 6 октября 1955 г., № 237 (5389 ). На с т р а ж е З а п о л я р ь я П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Решения июльского Пленума ЦК КПСС наша боевая программа По инициативе партийной организации Строительного управления было проведено теоретическое собеседование с коммуниста ми и беспартийными офицерами и инже нерно-техническими работниками по по становлению июльского Пленума ЦК КПСС «О задачах по дальнейшему под’ему про мышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства». Активисты заранее готовились к нему, хо рошо изучили постановление Пленума, доклад Председателя Совета Министров СССР тов. Н. А. Булганина и другие ма териалы. В помощь готовившимся к собе седованию была прочитана лекция на те му: «Постановление июльского Пленума ЦК КПСС — боевая программа действии партии и народа». В ней коммунист Тома- ровекпн особо подчеркнул, что историче ское решение партии воспринято военны ми строителями, как и всем советским народом, с огромным воодушевлением. Об этом красноречиво говорят факты повыше ния трудовой активности на всех строи тельных площадках управления. Хорошо выполняют производственные задания кол лективы рабочих, в которых трудятся комсомольцы Зазыбин, Подоляк и другие. Докладчик рассказал о быстром разви тии в нашей стране технически оснащен ной тяжелой индустрии, являющейся фун даментом социалистической экономики, основой всего народного хозяйства и ук репления обороноспособности нашей Роди ны. Тов. Томаровский подчеркнул, что рост тяжелой индустрии страны хорошо виден и на наших строительных площад ках. Например, вертикальный и горизон тальный транспорт в настоящее время в основном обеспечивается баненными кра нами, которых painee в управлении не бы ло совершенно. На земляных работах при меняются экскаваторы и бульдозеры, чис ло которых значительно увеличилось. В большом количестве применяются элект росверла и электродо.тбежники, которых рашыпе у нас также не было. Полностью механизировало приготовление раствора, бетона и инертных материалов. На шту катурных работах применяются растворо- насосы, на покраске — краскопульты. — Все эти примеры, — сказал ком мунист, — являются ярким показателем заботы партии и правительства о наших строителях. В заключение лекции тов. Томаровский сказал, что постановление Пленума яв ляется нашей боевой программой, ведущей советский народ к коммунизму, и призвал своих слушателей глубоко изучить исто рическое постановление, повседневно раз’- яснять рабочим, служащим и личному составу частей решения Коммунистической Н а теор е ти ч еском соб ес едовании к ом м у н и с т о в С трои тел ьн о го у п р а в л е н и я партии, все силы и энергию отдавать на претворение их в жизнь. Содержательная лекция с конкретными примерами из жизни строительных орга низаций вызвала у слушателей большой интерес, оказала им помощь в подготовке к собеседованию. Проводилась и другая работа. Члены партийного бюро поговорили с коммуни стами о том, как они готовятся к теоре тическому собеседованию, какую литера туру изучают. Нанример. коммунист Мо розов побеседовал с офицером Патока, уз нал. по какому вопросу он думает высту пить. посоветовал, на что обратить глав ное внимание. Почти у каждого коммуни ста и беспартийного имелся примерный план проведения собеседования, что в значительной степени облегчило изучение материала. Собеседование прошло при активном участии присутствующих. Коммунист Бе лявский в своем выступлении об успе хах советского народа в борьбе за даль нейший расцвет социалистической про мышленности хорошо рассказал о роли тяжелой промышленности в развитии со циалистической экономики и укреплении обороноспособности страны. Глубокими по содержанию были вы ступления офицеров Патока и Черткова. Тов. Чертков‘ подробно остановился на значении неуклонного роста производи тельности труда и снижении себестоимости промышленной продукции и строитель ства, как основы постоянного повышения реальной заработной платы рабочих и служащих. Офицер подчеркнул, что j p e - бования июльского Пленума ЦК КПСС нельзя выполнить без всемерного п ра ционального использования наличной тех ники. В наших условиях, подчеркнул он, это главный залог повышения производитель ности труда и снижения себестоимости производимых работ. Со снижением себе стоимости строительства в системе нашего управления дело обстоит неблагополучно. За 7 месяцев 1955 года не выполнено плановое задание, а в некоторых местях допущено удорожание строительных работ па пять-двенаацать процентов. Это в пер вую очередь относится к коммунисту Ов чинникову и тов. Пахомову. Некоторые об’екты не вонвремя сдаются в эксплуатацию, сроки ввода их в строи переносятся из месяца в месяц по вине комму'нистов-ру ководптелей. Hairpmiep, давно прошли сроки сдачи в эксплуата цию двух домов и т. д. Одной из при чин этого является нерациональное ис пользование имеющейся у нас строи тельной техники. Так. из-за отсутствия фронта работ в августе этого года виб ратор и известегасилка простояли без ра боты ио 216 часов, вибросито с трансфор матором — 132 часа, а башенный кран монтируется в течение 3-х месяцев. Выступающие вскрывали и другие недостатки в работе некоторых строитель ных площадок, вносили конкретные предложения ио улучшению использова ния техники, по повышению качества производимых работ. В целом теоретическое собеседование по решениям июльского Пленума прошло активно и в тесной связи с задачами про изводственников. Но вместе с тем при проведении собе седования были допущены и недост-тки. В первую очередь следует указать на ма лый охват этим собеседованием офицеров. Тт. Батрак, Донде, Судия ров и другие си стематически не посещают лекций, докла дов. Не пришли они и на это мероприя тие. Между тем постановление Пленума ЦК КПСС они знают слабо и плохо пре творяют его в жизнь в своей практиче ской деятельности. Только этим можно об'яснить систематическое 'невыполнение производственных заданий коллективами строительных площадок, за работу кото рых отвечают тт. Батрак и Донде. Некоторые товарищи пришли на собе седование неподготовленными >и не высту пили ни ио одному вопросу. К ним сле дует отнести кандидата в члены КПСС тов. Тибилова, комсомольца Тунцова и других. Партийной организации надо учесть эти неюстатки и добиться, чтобы коммуни сты и комсомольцы не только знали по становление июльского Пленума ЦК КПСС, но и на практической работе выполняли его, претворяли о жизнь указания пар тии. Только при этом условии мы сможем достигнуть дальнейшего повышения про изводительности труда, снижения себе стоимости строительства и выполнения государственного плана по всем показа телям. Военные строители решают большие и ответственные задачи. Вдохновленные историческими решениями партии и созна вая свой долг перед любимой Ролутой, они приложат все силы и энергию к устране нию югсющихся недостатков, обеспечат выполнение и перевыполнение планов строительных работ. Капитан А. МИХАЙЛОВ. Клуб не занимается пропагандой военно-технических знаний Большим и заслуженным авторитетом пользуется средн своих подчиненных специалист первого класса старшина 1 статьи Анатолий Сапронов. Он умело обучает матросов и старшин. НА СНИМКЕ : старшина I статьи А. Сапронов и старшина 2 статьи Н. Не- манов измеряют микрометром зазоры в проточной части турбины. Фото И. Никншова. С и л а у б е ж д е н и я С усердием и старанием выполняет обя занности агитатора старшина 2 статьи Сазонов. Раз’ясняя воинам глубокий смысл и значение решений июльского Пленума ЦК КПСС и те задачи, которые вытекают в связи с этим перед военными моряками, агитатор активно помогает командиру в воспитании высокосознательных, умелых и стойких моряков. Увлекая личным примером своих сослу живцев, агитатор настойчиво совершенст вует свои военные и политические зна ния. Свыше двадцати поощрений за (рев ностную и примерную службу имеет клас сный специалист Сазонов. Вот почему каждое сказанное им слово является авто ритетным, оказывает положительное воз действие на матросов. Однажды корабль выполнял ответствен ную задачу. Сигнальную вахту нес моло дой матрос Сидорин. Вместе с ним на мо стике находился и Сазонов. Командир при казал передать срочную светограмму. Старшина внимательно наблюдал за дей ствиями матроса. Вдруг он заметил, что сигнальщик путает текст светограммы. Старшина 2 статьи Сазонов быстро отст ранил матроса от светосигнального прибо ра и сам вторично передал светограмму. Оплошность матроса на боевом посту бы ла устранена. Много труда и усилий приложил аги татор, помогая матросу в освоении своей специальности. При совместной работе на боевом посту Сазонов замечал, что матрос, достигнув успеха, начинал несколько за знаваться. Тогда агитатор беседовал с Си- дорнным. Он раз’яснял ему, что необходи мо постоянно совершенствовать воинское мастерство и боевую выучку, напомнил, что от каждого из нас уставы требуют всегда двигаться вперед. Беседы агитатора подействовали на ма троса Сидорина. II он сделал правильные выводы для своей дальнейшей службы, стал еще терпеливее и настойчивее изу чать сигнальное дело, совершенствовать свою боевую выучку. В настоящее время Сидорин является классным специалистом, отличником боевой и политической подго товки. Как-то командир вызвал к себе агита тора Сазонова и сказал ему: — Надо побеседовать с матросом Нагор- няком. За последнее время он что-то необщителен, слабо участвует в общест венной работе. А это очень мешает ему в службе. Ио совету командира агитатор стал ча ще, чем с другими, беседовать с моряком. К воину проявляли больше заботы и това рищи но оружию. Так совместными уси лиями командира, агитатора, комсомоль цев матрос Нагорняк преодолел свой недо статок, стал более общительным, лучше пошла и учеба воина. II так всегда. Уменье подойти к това рищам, помочь им — характерная черта в агитационной работе старшины 2 статьи Николая Сазонова. Матрзс В. ИЛЬИН. Корабельный праздник Подготовка к празднику началась заблаговременно. Деятельное участие в ней принял весь экипаж. Вопрос о под готовке к торжествам обсуждался на за седании комсомольского бюро, где акти висты вместе с командиром наметили порядок проведения праздника. После торжественного под’ема флага и Флагов расцвечивания старший на чальник поздравил экипаж корабля с радостным праздником и пожелал лично му составу дальнейших успехов в бое вой и политической подготовке. Потом был зачитан приказ о поощрении от личников учебы. Своим приказом стар ший начальник присвоил очередные воинские звания командирам отделе ний электриков и минеров Обрывину, Болотскому, трюмному Громову. За ус пехи в боевой подготовке матросы Ива ненко. Козлов и Губин удостоены благо дарности. Командир корабля от своего имени вручил ценные подарки передовым старшинам и матросам. Награды полу чили электрик старший матрос Танцю- ра, командир отделения минеров стар шина 2 статьи Пичугнн и другие. В честь праздника был проведен шахматный турнир, в котором участ вовало 18 человек. После упорной борьбы победителем оказался командир отделения мотористов старшина 2 ста тьи Исаков. Второе место занял матрос Балашов. До обеда в комнате отдыха проводи лись интересные игры, а на спортив ной площадке состоялись соревнова ния между Физкультурными коллекти вам и иодраздел ений. Центральным событием второй поло вины дня было выступление недавно созданного коллектива художественной самодеятельности корабля. Особенно успешными были выступления рулево го старшего матроса Иваненко и тор педиста старшего матроса Давыдова. Праздник прошел организованно и интересно. Военные моряки полны ре шимости добиться еще лучших показа телей в боевой и политической подго товке, еще выше поднять боевую го товность родного корабля. Инженер-лейтенант В. ПЛАКСИН. Пропаганда военно-технических зна ний среди личного состава кораблей и частей — дело важное и нужное. Она должна проводиться не от случая к слу чаю. а систематически. И там, где этому вопросу уделяется должное внимание, •воины проявляют большой интерес к бое вой технике, старательно изучают вве ренное им оружие, бережливо относятся к нему. Все это, несомненно, поднимает боеготовность подразделения. Важная роль в пропаганде военно-тех нических знаний принадлежит клубам частей и подразделений. Однако практика работы отдельных из них оставляет же лать много лучшего. • В качестве примера можно привести клуб, в котором работает тов. Сайков. Здесь неплохо организуется отдых для личного состава. Воины имеют возмож ность в свободное от занятий время по читать газеты и журналы, взять в биб лиотеке книгу, посмотреть кино. Все это, конечно, необходимо. Но воин не может быть удовлетворен лишь культурно-мас совыми мероприятиями. Он стремится по стоянно обогащать свои военные знания. Для этого в подразделении должна быть хорошо поставлена военно-техническая пропаганда. А в клубе, где служит тов. Сайков, к сожалению, данный участок работы запущен. В течение довольно продолжительного времени здесь не проводится никаких ме роприятий, пропагандирующих военно- технические знания. За весь текущий год в клубе были проведены лишь две техни ческие конференции. Они прошли на вы соком уровне, вызвали горячее обсуж дение среди воинов. Техническая конференция, проведенная в январе текущего года, на тему: «Со ветские автомобили», несомненно, послу жила подспорьем в лучшем усвоении воинами-автомобилистами техники. Орга низаторами этого мероприятия были ра ботники политоргапа и клуба, они тогда сумели найти и время и неплохо подго товить людей. Специалисты своего дела офицеры Таланов и Бурцев с большим желанием подготовились к выступлениям. На технической конференции выступили отличники боевой и политической подго товки. В заключение воинам был проде монстрирован технический кинофильм. Все тогда воочию убедились в ценно сти таких мероприятий. В марте была ор ганизована еще одна техническая конфе ренция. которая также прошла интересно, при большой активности воинов. С тех пор прошло немало времени, но подобные мероприятия в планы работы клуба больше не включались. Пропаганда военно-технических знаний имеет различные формы. К ним можно от нести такие, как вечера но обмену опы том с отличниками бонзой и политической подготовки, встречи с участниками Пели- кой Отечественной войны и т. д. Такие мероприятия в клубе были провеюны за езеь текущий год только по одному разу. Известно, что пропаганда военно-тех нических знаний среди воинов может не стись и через хорошо подготовленную на глядную агитацию. Этот вопрос в клубе тоже по-настоящему не решен. В читаль ном зале, например, наглядная агитация не вызывает интереса, да к тому же ее здесь явно недостаточно. Здесь имеется всего лишь один стенд, пропагандирую щий военно-технические знания. Но он оборудован безвкусно и не привлекает к себе внимания воинов. При клубе имеется библиотека, в зада чу которой входит пропаганда не только художественной, но и военно-технической литературы. Но здесь почему-то этот во прос считают второстепенным, хотя сирое читателей на военно-техническую литера туру большой. В библиотеке нет списков рекомендованной технической литературы, не оборудована витрина на эту тему. Большую работу по пропаганде воен ных и технических знаний мог бы вести и радиоузел клуба, но и здесь этому важному делу не уделяется внимания. — Что-то когда-то проводилось, — говорит начальник клуба, — а вот за последние два месяца мы по пропаганде техники и оружия радиопередач не орга низовывали. Было бы неправильно всю вину за эти упущения возлагать только на работни ков клуба. Повинны в этом и работники политоргана, которые недостаточно вни кают в деятельность своего культурно- просветительного учреждения. Утверждая его планы, они не обращают должного внимания на тематику намеченных меро приятий. не оказывают клубу конкрет ной помощи. Пропаганда среди личного состава во енных и технических знаний — важней шая задача, которую призваны решать клубы частей п подразделений. Лейтенант Д. РУМЯНЦЕВ. Свой опыт — молодым воинам Перед тем, как уволиться в запас, ки номеханик Чесноков решил обучить своей специальности молодого воина Васнева. Тот с радостью взялся за это дело. Тов. Чесноков достал учебные пособия и в свободное время начал обучать това рища. Упорный труд не пропал даром: вскоре Ва^нев сдал экзамен на киномеханика. Но самые трудные испытания были впереди — во время самостоятельного показа кинокартины. И вот наступил этот вечер. Молодой специалист волновался. Ведь столько людей смотрят фильм! В зале погас свет. Картина началась. И вдруг в самый интересный момент слу чилась заминка! «Что делать?», — мучительно думал Васнев. Он проверил аппаратуру — как будто все в порядке. Матрос растерялся. Тогда на помощь пришел старшина 2 ста тьи Матвеев, и показ фильма возобновился. Шли дни. Молодой киномеханик про должал настойчиво изучать овою специ альность и добился того, что показ кино картин проходил без помех. Большую по мощь воину оказал и опытный киномеха ник старший матрос Бузычкип. Матрос К. ДАВЛЕТШИН. По следам неопубликованных писем Читатель нашей газеты Муравьев в письме, присланном в редакцию, сообщал о бесхозяйственном отношении к авто покрышкам со стороны отдельных лиц подразделения, где он служит. Копия этого письма была направлена для принятия мер. На днях получеп от- Еет, в котором сообщается, что факты подтвердились. Все запасные покрышки и камеры автотранспорта приведены в соответствующий порядок. Пенужная ре зина списана и сдана по назначению. ☆ * * Офицер Рогов в письме, присланном в Редакцию, сообщил о бездушном отноше нии работников КЭЧ гор. Мурманска к жа лобам жильцов, в доме которых требова лось произвести ремонт крыши. На копию этого письма пз КЭУ СФ со общили. что факты при проверке под твердились. Срочно были приняты меры, и в настоящее время кровля отремонтиро вана. Наука несовместима с религией Великие социально-экономические пре образования, осуществленные в нашей стране под руководством Коммунистиче ской партии, сопровождались подлинной культурной революцией. Став хозяевами своей судьбы, получив свободный доступ к знаниям, советские люди в подавляю щей массе освободились от старых взгля дов, привычек и традиций, унаследован ных от буржуазно-помещичьего строя. Научное, материалистическое мировоззре ние стало господствующим в советском обществе. Но наряду с этим и сейчас еще созна ние некоторой части советских людей не свободно от пережитков прошлого, в частности от религиозных представлений. Защитники религии на этом основании пытаются утверждать, что религия вечна, «врождена» в человеке, что религия и наука вполне совместимы и имеют каж дая свою область: наука — материальный мир, а религия — духовный, сверх’естест- венный. непознаваемый мир. Такие ут верждения не выдерживают критики. Если в сознании отдельных людей сосу ществуют правильные и неправильные представления, то отсюда вовсе не следует, что наука и религия совместимы. Миро воззрение человека не формируется сразу, в один прием, а вырабатывается постепен но в процессе длительной практики чело века. по мере изучения нм окружающей действительности. Кроме того, сознание людей в своем развитии отстает от их экономического положения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в созна нии некоторых людей сохраняются остат ки идеалистических, религиозных пред ставлений. Это именно пережитки старого, эксплуататорского строя, в котором рели гия была сильна, ибо имела глубокие со циальные корни, поддерживалась господ ствующими классами. В качестве довода в пользу совместимо сти науки и религии приводят иногда тот факт, что немало ученых в капитали стических странах являются верующими людьми. Это верно. Но, во-первых, некото рые из таких ученых явно лицемерят: они отдают дань не религии, а буржуазному общественному мнению, которое, как из вестно, осуждает и преследует атеистов. Во-вторых, любой из ученых в области естественных наук — физики, химии, биологии — в своей Научной, специаль ной деятельности неминуемо является ма териалистом. иначе он не был бы ученым. О том, что наука и религия прямо про тивоположны. свидетельствует вся исто рия человечества. Если мысленно оглянуться назад, на пройденный человечеством путь, — нель зя не увидеть, какая огромная пропасть отделяет первобытного человека, обладав шего лишь примитивными орудиями тру да. от современных людзй, пользующихся мощными машинами, электричеством, са молетами, овладевших атомной энергией. Что же сделало человека таким могу чим, что позволило ему подчинить себе природу? Все это стало возможным благодаря то му, что в своей трудовой деятельности че ловек полнее и полнее познавал действи тельность, открывал законы природы и общества, ставил их себе на службу. Каждый шаг в развитии науки, каждое научное открытие подымали человека на более высокую ступень культуры и ци вилизации. Вот почему советские люди стоят за науку и высказываются против религии. Они считают, что наука в руках человека является величайшим благом, служит средством познания и преобразова ния природы и общества, вооружает людей в борьбе за коммунизм. Было, например, время, когда человек испытывал суеверный страх перед явле ниями молнии. Он не знал причин, порож дающих молнию, не понимал сущности этого явления природы. Познав постепен но законы электричества, человек пере стал бояться молнии, стал сооружать гро моотводы.-Человек научился использовать электрическую энергию в своей производ ственной деятельности и в быту. 1>ез электричества сейчас совершенно невоз можно представить жизнь современного культурного человека. Некогда человеку внушали страх п та кие явления природы, как наводнения. Но, открыв причины наводнений, человек стал строить дамбы, плотины, гидроэлектро станции и этим обуздал грозную стихию. Были времена, когда человек чувство вал себя беспомощным в борьбе со страш ными эпидемиями чумы, холеры, черной оспы и других болезней. Они уносили миллионы человеческих жизней. Изучив причины этих заболеваний, найдя их воз будителей и изготовив соответствующие вакцины, люди победили и этот бич чело вечества. В течение многих веков были непонят ны человеку явления так называемой психической пли душевной ж и з н и — сны, обмороки, нервные заболевания, яв ления сознания. Верующие приписывали их существованию особой нематериальной души, которая будто бы вложена в чело века богом и поэтому независима от тела. Великий советский Физиолог И. II. Павлов показал, что все эти явления имеют ес тественную материальную основу. Совет ские медики на основе павловского учения научились успешно лечить сложные пси хические заболевания, доселе считавшиеся неизлечимыми. Долгое время было распространено мне ние. что на земле всегда существовали од ни и те же виды растений и животных. Но наука, в особенности дарвинизм, пока зала, что мир животных и растений, как и все живое в природе, изменяется в силу определенных естественных законов. Ве ликий русский ученый И. В. Мичурин, творчески развивая учение Чарлза Дарви на. положил начало массовому выведению новых видов растений, создал новую гео графию их распространения. На основе учения Мичурина колхозы и совхозы вы водят более совершенные виды плодовых растений. Советские физики, глубоко проникнув в тайны строения материи, первыми в мире построили электростанцию, работаю щую на атомной энергии. Все эти примеры убедительно говорят, что наука — величайшая благодетельная сила для человека. Без развития науки человеческое общество не смогло бы по дыматься от низших ступеней цивилиза ции к высшим. Не смогла бы и наша страна, в недавнем прошлом отсталая и слабая, превратиться в могучую социали стическую державу. Коммунистическая партия опирается в своей деятельности на знание законов природы и общества, на высшее завоевание научной мысли — марксизм-ленинизм. А можно ли наЛти в истории хотя бы один пример того, как религия практиче ски помогает людям проникать в тайны природы, открывать законы окружающей их действительности, применять эти за коны в устройстве общественной жизни? Можно ли показать на примере, что вера в бога помогает людям увеличивать про изводство материальных и культурных благ, делать свою жизнь красочнее, за житочнее? Ни один сторонник религии не смо;кет привести таких примеров, ибо их пет. II в то же время вряд ли какое-либо другое общественное явление в истории человечества вызывало‘ столько споров и разногласий, как религия. Дело доходило даже до религиозных войн, когда сторон ники различных религий пытались ре шать догматические споры силой оружия. Так что же такое религия? Одни утверждают, что религия — это особое чувство, которое якобы связывает человека с богом. Другие говорят, что ре лигия — это то, что отличает человека от животного, делает его благородным, культурным, духовно возвышенным. Тре тьи считают религию результатом обмана людей духовенством. Правильный ответ дала только марк систско-ленинская наука. Она показала, что религия — это Фантастическое, из вращенное мировоззрение, в основе кото рого лежит идея о том, что, помимо види мого, материального мира, существует будто бы еще невидимый, нематериальный мир. Этот мир, по утверждениям верую щих, представляет собой как бы первоос нову всего существующего: «все в конеч ном счете берет начало в боге». Все эти представления о пверх’естс- ственном мире ложны. Они противоречат науке и всему многовековому опыту чело вечества. Никто из люден в своей прак тической и научной деятельности, в сво ей жизни не сталкивался с проявлениями оверх’естественного мира, с его явления ми и существами. Мир таков, каким знает его человек, каким воспринимает его наука: он мате риален^ вечен, бесконечен, никем не соз дан, существует и развивается в силу присущих ему естественных законов. Фи зика в многочисленных трудах и опытах ученых, в том числе нашего корифея нау ки М. В. Ломоносова, доказала это и дока зывает сейчас весьма веско и убедитель но. Но почему же тогда существует рели гия, почему в человеческом обществе возникло такое фантастическое, непра вильное мировоззрение, как религия? Марксизм, опираясь па данные конкрет ных наук — истории, этнографии, пале онтологии, — доказал, что религия воз никла раньше науки. Если различные науки — астрономия, математика, физи ка. х и м и я — п о я в и л и с ь тогда, когда че ловечество обладало уже известным про изводственным опытом и накопленными наблюдениями, то религия появилась тог да, когда человечество этого опыта и этих наблюдений еще не имело. Религиозные представления о мире были как бы пер вой попыткой первобытного человека ос мыслить и об’яснить непонятные явления окружающей действительности. Первобыт ный человек не знал сущности таких яв лений, как сон, смерть, рождение, болезнь, дождь, наводнение, ветер, молния, гром; не знал, отчего произрастают растения, почему день сменяется ночью, а холод жарой, и т. д. В процессе борьбы с приро дой человек искал ответы на все эти во просы, ибо от этого зависели успех его деятельности, его существование. Где же он мог найти эти ответы, как не в догадках? Испытывая страх перед грозными стихиями, первобытный чело век но аналогии с собой считал и явле ния природы живыми существами, только гораздо более сильными и могуществен ными. Такие «анимистические» пред ставления первобытного человека и были зародышами первых религиозных верова ний. В. И. Ленин писал: «Бессилие ди каря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.» (Соч., т. 10, стр. 65). Нетрудно понять, какую роль могла играть и действительно играла в истории человечества религия. Пеправильное, из вращенное мировоззрение, каковым яв ляется религия, не может содействовать движению общества вперед, развитию его производительных сил, росту его культу ры. С тех пор, как появилась наука, ре лигия выступила ее злейшим врагом: она ставила преграды развитию науки, высту пала против передовых ученых, охаивала научные открытия и изобретения, глуми лась над человеческим разумом, осуждала пытливое стремление человека к исследо ванию и преобразованию природы. Нет недостатка в примерах, которые подтвер ждают отрицательную роль 'религии в истории человечества. Стоит лишь напом нить, как жестоко преследовала церковь носителей передовой науки в эпоху фео дализма — Галилея, Коперника, Бруно, Сервета. как запрещала и запрещает до сих пор чтение верующими христианами произведений выдающихся мыслителей и ученых. Великий русский писатель Л. Н. Толстой был отлучен от церкви и проклят. Произведения знаменитого ученого-естест- воведа К. А. Тимирязева православная церковь запретила печатать. Опыты И. В. Мичурина осуждались церковью. Все это — неоспоримые факты, и пз них можно сделать только один вывод: рели гия — враг науки. Возникает вопрос: почему же религия обладает такой силой, до сих пор не ухо дит с арены перед лицом всесильной нау ки? Прежде всего потому, что в эксплуата торском обществе существовали и су ществуют глубокие экономические и со циальные корни, которые порождают и питают религиозные представления. Это анархия капиталистического производст ва, классовый гнет, бесправие, нищета и невежество народных масс. Это заинтере- сованность господствующих классов в ре лигии, как идеологическом оружии, кото рое служит для порабощения масс, от влечения их от борьбы за свои интерес’.!. (Окончание см. на 4 стр-К
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz