На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.

л 6 октября 1955 г., № 237 (5389 ). На с т р а ж е З а п о л я р ь я П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Решения июльского Пленума ЦК КПСС наша боевая программа По инициативе партийной организации Строительного управления было проведено теоретическое собеседование с коммуниста­ ми и беспартийными офицерами и инже­ нерно-техническими работниками по по­ становлению июльского Пленума ЦК КПСС «О задачах по дальнейшему под’ему про­ мышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства». Активисты заранее готовились к нему, хо­ рошо изучили постановление Пленума, доклад Председателя Совета Министров СССР тов. Н. А. Булганина и другие ма­ териалы. В помощь готовившимся к собе­ седованию была прочитана лекция на те­ му: «Постановление июльского Пленума ЦК КПСС — боевая программа действии партии и народа». В ней коммунист Тома- ровекпн особо подчеркнул, что историче­ ское решение партии воспринято военны­ ми строителями, как и всем советским народом, с огромным воодушевлением. Об этом красноречиво говорят факты повыше­ ния трудовой активности на всех строи­ тельных площадках управления. Хорошо выполняют производственные задания кол­ лективы рабочих, в которых трудятся комсомольцы Зазыбин, Подоляк и другие. Докладчик рассказал о быстром разви­ тии в нашей стране технически оснащен­ ной тяжелой индустрии, являющейся фун­ даментом социалистической экономики, основой всего народного хозяйства и ук­ репления обороноспособности нашей Роди­ ны. Тов. Томаровский подчеркнул, что рост тяжелой индустрии страны хорошо виден и на наших строительных площад­ ках. Например, вертикальный и горизон­ тальный транспорт в настоящее время в основном обеспечивается баненными кра­ нами, которых painee в управлении не бы­ ло совершенно. На земляных работах при­ меняются экскаваторы и бульдозеры, чис­ ло которых значительно увеличилось. В большом количестве применяются элект­ росверла и электродо.тбежники, которых рашыпе у нас также не было. Полностью механизировало приготовление раствора, бетона и инертных материалов. На шту­ катурных работах применяются растворо- насосы, на покраске — краскопульты. — Все эти примеры, — сказал ком­ мунист, — являются ярким показателем заботы партии и правительства о наших строителях. В заключение лекции тов. Томаровский сказал, что постановление Пленума яв­ ляется нашей боевой программой, ведущей советский народ к коммунизму, и призвал своих слушателей глубоко изучить исто­ рическое постановление, повседневно раз’- яснять рабочим, служащим и личному составу частей решения Коммунистической Н а теор е ти ч еском соб ес едовании к ом м у н и с т о в С трои тел ьн о го у п р а в л е н и я партии, все силы и энергию отдавать на претворение их в жизнь. Содержательная лекция с конкретными примерами из жизни строительных орга­ низаций вызвала у слушателей большой интерес, оказала им помощь в подготовке к собеседованию. Проводилась и другая работа. Члены партийного бюро поговорили с коммуни­ стами о том, как они готовятся к теоре­ тическому собеседованию, какую литера­ туру изучают. Нанример. коммунист Мо­ розов побеседовал с офицером Патока, уз­ нал. по какому вопросу он думает высту­ пить. посоветовал, на что обратить глав­ ное внимание. Почти у каждого коммуни­ ста и беспартийного имелся примерный план проведения собеседования, что в значительной степени облегчило изучение материала. Собеседование прошло при активном участии присутствующих. Коммунист Бе­ лявский в своем выступлении об успе­ хах советского народа в борьбе за даль­ нейший расцвет социалистической про­ мышленности хорошо рассказал о роли тяжелой промышленности в развитии со­ циалистической экономики и укреплении обороноспособности страны. Глубокими по содержанию были вы­ ступления офицеров Патока и Черткова. Тов. Чертков‘ подробно остановился на значении неуклонного роста производи­ тельности труда и снижении себестоимости промышленной продукции и строитель­ ства, как основы постоянного повышения реальной заработной платы рабочих и служащих. Офицер подчеркнул, что j p e - бования июльского Пленума ЦК КПСС нельзя выполнить без всемерного п ра­ ционального использования наличной тех­ ники. В наших условиях, подчеркнул он, это главный залог повышения производитель­ ности труда и снижения себестоимости производимых работ. Со снижением себе­ стоимости строительства в системе нашего управления дело обстоит неблагополучно. За 7 месяцев 1955 года не выполнено плановое задание, а в некоторых местях допущено удорожание строительных работ па пять-двенаацать процентов. Это в пер­ вую очередь относится к коммунисту Ов­ чинникову и тов. Пахомову. Некоторые об’екты не вонвремя сдаются в эксплуатацию, сроки ввода их в строи переносятся из месяца в месяц по вине комму'нистов-ру ководптелей. Hairpmiep, давно прошли сроки сдачи в эксплуата­ цию двух домов и т. д. Одной из при­ чин этого является нерациональное ис­ пользование имеющейся у нас строи­ тельной техники. Так. из-за отсутствия фронта работ в августе этого года виб­ ратор и известегасилка простояли без ра­ боты ио 216 часов, вибросито с трансфор­ матором — 132 часа, а башенный кран монтируется в течение 3-х месяцев. Выступающие вскрывали и другие недостатки в работе некоторых строитель­ ных площадок, вносили конкретные предложения ио улучшению использова­ ния техники, по повышению качества производимых работ. В целом теоретическое собеседование по решениям июльского Пленума прошло активно и в тесной связи с задачами про­ изводственников. Но вместе с тем при проведении собе­ седования были допущены и недост-тки. В первую очередь следует указать на ма­ лый охват этим собеседованием офицеров. Тт. Батрак, Донде, Судия ров и другие си­ стематически не посещают лекций, докла­ дов. Не пришли они и на это мероприя­ тие. Между тем постановление Пленума ЦК КПСС они знают слабо и плохо пре­ творяют его в жизнь в своей практиче­ ской деятельности. Только этим можно об'яснить систематическое 'невыполнение производственных заданий коллективами строительных площадок, за работу кото­ рых отвечают тт. Батрак и Донде. Некоторые товарищи пришли на собе­ седование неподготовленными >и не высту­ пили ни ио одному вопросу. К ним сле­ дует отнести кандидата в члены КПСС тов. Тибилова, комсомольца Тунцова и других. Партийной организации надо учесть эти неюстатки и добиться, чтобы коммуни­ сты и комсомольцы не только знали по­ становление июльского Пленума ЦК КПСС, но и на практической работе выполняли его, претворяли о жизнь указания пар­ тии. Только при этом условии мы сможем достигнуть дальнейшего повышения про­ изводительности труда, снижения себе­ стоимости строительства и выполнения государственного плана по всем показа­ телям. Военные строители решают большие и ответственные задачи. Вдохновленные историческими решениями партии и созна­ вая свой долг перед любимой Ролутой, они приложат все силы и энергию к устране­ нию югсющихся недостатков, обеспечат выполнение и перевыполнение планов строительных работ. Капитан А. МИХАЙЛОВ. Клуб не занимается пропагандой военно-технических знаний Большим и заслуженным авторитетом пользуется средн своих подчиненных специалист первого класса старшина 1 статьи Анатолий Сапронов. Он умело обучает матросов и старшин. НА СНИМКЕ : старшина I статьи А. Сапронов и старшина 2 статьи Н. Не- манов измеряют микрометром зазоры в проточной части турбины. Фото И. Никншова. С и л а у б е ж д е н и я С усердием и старанием выполняет обя­ занности агитатора старшина 2 статьи Сазонов. Раз’ясняя воинам глубокий смысл и значение решений июльского Пленума ЦК КПСС и те задачи, которые вытекают в связи с этим перед военными моряками, агитатор активно помогает командиру в воспитании высокосознательных, умелых и стойких моряков. Увлекая личным примером своих сослу­ живцев, агитатор настойчиво совершенст­ вует свои военные и политические зна­ ния. Свыше двадцати поощрений за (рев­ ностную и примерную службу имеет клас­ сный специалист Сазонов. Вот почему каждое сказанное им слово является авто­ ритетным, оказывает положительное воз­ действие на матросов. Однажды корабль выполнял ответствен­ ную задачу. Сигнальную вахту нес моло­ дой матрос Сидорин. Вместе с ним на мо­ стике находился и Сазонов. Командир при­ казал передать срочную светограмму. Старшина внимательно наблюдал за дей­ ствиями матроса. Вдруг он заметил, что сигнальщик путает текст светограммы. Старшина 2 статьи Сазонов быстро отст­ ранил матроса от светосигнального прибо­ ра и сам вторично передал светограмму. Оплошность матроса на боевом посту бы­ ла устранена. Много труда и усилий приложил аги­ татор, помогая матросу в освоении своей специальности. При совместной работе на боевом посту Сазонов замечал, что матрос, достигнув успеха, начинал несколько за ­ знаваться. Тогда агитатор беседовал с Си- дорнным. Он раз’яснял ему, что необходи­ мо постоянно совершенствовать воинское мастерство и боевую выучку, напомнил, что от каждого из нас уставы требуют всегда двигаться вперед. Беседы агитатора подействовали на ма­ троса Сидорина. II он сделал правильные выводы для своей дальнейшей службы, стал еще терпеливее и настойчивее изу­ чать сигнальное дело, совершенствовать свою боевую выучку. В настоящее время Сидорин является классным специалистом, отличником боевой и политической подго­ товки. Как-то командир вызвал к себе агита­ тора Сазонова и сказал ему: — Надо побеседовать с матросом Нагор- няком. За последнее время он что-то необщителен, слабо участвует в общест­ венной работе. А это очень мешает ему в службе. Ио совету командира агитатор стал ча­ ще, чем с другими, беседовать с моряком. К воину проявляли больше заботы и това­ рищи но оружию. Так совместными уси­ лиями командира, агитатора, комсомоль­ цев матрос Нагорняк преодолел свой недо­ статок, стал более общительным, лучше пошла и учеба воина. II так всегда. Уменье подойти к това­ рищам, помочь им — характерная черта в агитационной работе старшины 2 статьи Николая Сазонова. Матрзс В. ИЛЬИН. Корабельный праздник Подготовка к празднику началась заблаговременно. Деятельное участие в ней принял весь экипаж. Вопрос о под­ готовке к торжествам обсуждался на за­ седании комсомольского бюро, где акти­ висты вместе с командиром наметили порядок проведения праздника. После торжественного под’ема флага и Флагов расцвечивания старший на­ чальник поздравил экипаж корабля с радостным праздником и пожелал лично­ му составу дальнейших успехов в бое­ вой и политической подготовке. Потом был зачитан приказ о поощрении от­ личников учебы. Своим приказом стар­ ший начальник присвоил очередные воинские звания командирам отделе­ ний электриков и минеров Обрывину, Болотскому, трюмному Громову. За ус­ пехи в боевой подготовке матросы Ива­ ненко. Козлов и Губин удостоены благо­ дарности. Командир корабля от своего имени вручил ценные подарки передовым старшинам и матросам. Награды полу­ чили электрик старший матрос Танцю- ра, командир отделения минеров стар­ шина 2 статьи Пичугнн и другие. В честь праздника был проведен шахматный турнир, в котором участ­ вовало 18 человек. После упорной борьбы победителем оказался командир отделения мотористов старшина 2 ста­ тьи Исаков. Второе место занял матрос Балашов. До обеда в комнате отдыха проводи­ лись интересные игры, а на спортив­ ной площадке состоялись соревнова­ ния между Физкультурными коллекти­ вам и иодраздел ений. Центральным событием второй поло­ вины дня было выступление недавно созданного коллектива художественной самодеятельности корабля. Особенно успешными были выступления рулево­ го старшего матроса Иваненко и тор­ педиста старшего матроса Давыдова. Праздник прошел организованно и интересно. Военные моряки полны ре­ шимости добиться еще лучших показа­ телей в боевой и политической подго­ товке, еще выше поднять боевую го­ товность родного корабля. Инженер-лейтенант В. ПЛАКСИН. Пропаганда военно-технических зна­ ний среди личного состава кораблей и частей — дело важное и нужное. Она должна проводиться не от случая к слу­ чаю. а систематически. И там, где этому вопросу уделяется должное внимание, •воины проявляют большой интерес к бое­ вой технике, старательно изучают вве­ ренное им оружие, бережливо относятся к нему. Все это, несомненно, поднимает боеготовность подразделения. Важная роль в пропаганде военно-тех­ нических знаний принадлежит клубам частей и подразделений. Однако практика работы отдельных из них оставляет же­ лать много лучшего. • В качестве примера можно привести клуб, в котором работает тов. Сайков. Здесь неплохо организуется отдых для личного состава. Воины имеют возмож­ ность в свободное от занятий время по­ читать газеты и журналы, взять в биб­ лиотеке книгу, посмотреть кино. Все это, конечно, необходимо. Но воин не может быть удовлетворен лишь культурно-мас­ совыми мероприятиями. Он стремится по­ стоянно обогащать свои военные знания. Для этого в подразделении должна быть хорошо поставлена военно-техническая пропаганда. А в клубе, где служит тов. Сайков, к сожалению, данный участок работы запущен. В течение довольно продолжительного времени здесь не проводится никаких ме­ роприятий, пропагандирующих военно- технические знания. За весь текущий год в клубе были проведены лишь две техни­ ческие конференции. Они прошли на вы­ соком уровне, вызвали горячее обсуж­ дение среди воинов. Техническая конференция, проведенная в январе текущего года, на тему: «Со­ ветские автомобили», несомненно, послу­ жила подспорьем в лучшем усвоении воинами-автомобилистами техники. Орга­ низаторами этого мероприятия были ра­ ботники политоргапа и клуба, они тогда сумели найти и время и неплохо подго­ товить людей. Специалисты своего дела офицеры Таланов и Бурцев с большим желанием подготовились к выступлениям. На технической конференции выступили отличники боевой и политической подго­ товки. В заключение воинам был проде­ монстрирован технический кинофильм. Все тогда воочию убедились в ценно­ сти таких мероприятий. В марте была ор­ ганизована еще одна техническая конфе­ ренция. которая также прошла интересно, при большой активности воинов. С тех пор прошло немало времени, но подобные мероприятия в планы работы клуба больше не включались. Пропаганда военно-технических знаний имеет различные формы. К ним можно от­ нести такие, как вечера но обмену опы­ том с отличниками бонзой и политической подготовки, встречи с участниками Пели- кой Отечественной войны и т. д. Такие мероприятия в клубе были провеюны за езеь текущий год только по одному разу. Известно, что пропаганда военно-тех­ нических знаний среди воинов может не­ стись и через хорошо подготовленную на­ глядную агитацию. Этот вопрос в клубе тоже по-настоящему не решен. В читаль­ ном зале, например, наглядная агитация не вызывает интереса, да к тому же ее здесь явно недостаточно. Здесь имеется всего лишь один стенд, пропагандирую­ щий военно-технические знания. Но он оборудован безвкусно и не привлекает к себе внимания воинов. При клубе имеется библиотека, в зада­ чу которой входит пропаганда не только художественной, но и военно-технической литературы. Но здесь почему-то этот во­ прос считают второстепенным, хотя сирое читателей на военно-техническую литера­ туру большой. В библиотеке нет списков рекомендованной технической литературы, не оборудована витрина на эту тему. Большую работу по пропаганде воен­ ных и технических знаний мог бы вести и радиоузел клуба, но и здесь этому важному делу не уделяется внимания. — Что-то когда-то проводилось, — говорит начальник клуба, — а вот за последние два месяца мы по пропаганде техники и оружия радиопередач не орга­ низовывали. Было бы неправильно всю вину за эти упущения возлагать только на работни­ ков клуба. Повинны в этом и работники политоргана, которые недостаточно вни­ кают в деятельность своего культурно- просветительного учреждения. Утверждая его планы, они не обращают должного внимания на тематику намеченных меро­ приятий. не оказывают клубу конкрет­ ной помощи. Пропаганда среди личного состава во­ енных и технических знаний — важней­ шая задача, которую призваны решать клубы частей п подразделений. Лейтенант Д. РУМЯНЦЕВ. Свой опыт — молодым воинам Перед тем, как уволиться в запас, ки­ номеханик Чесноков решил обучить своей специальности молодого воина Васнева. Тот с радостью взялся за это дело. Тов. Чесноков достал учебные пособия и в свободное время начал обучать това­ рища. Упорный труд не пропал даром: вскоре Ва^нев сдал экзамен на киномеханика. Но самые трудные испытания были впереди — во время самостоятельного показа кинокартины. И вот наступил этот вечер. Молодой специалист волновался. Ведь столько людей смотрят фильм! В зале погас свет. Картина началась. И вдруг в самый интересный момент слу­ чилась заминка! «Что делать?», — мучительно думал Васнев. Он проверил аппаратуру — как будто все в порядке. Матрос растерялся. Тогда на помощь пришел старшина 2 ста­ тьи Матвеев, и показ фильма возобновился. Шли дни. Молодой киномеханик про­ должал настойчиво изучать овою специ­ альность и добился того, что показ кино­ картин проходил без помех. Большую по­ мощь воину оказал и опытный киномеха­ ник старший матрос Бузычкип. Матрос К. ДАВЛЕТШИН. По следам неопубликованных писем Читатель нашей газеты Муравьев в письме, присланном в редакцию, сообщал о бесхозяйственном отношении к авто­ покрышкам со стороны отдельных лиц подразделения, где он служит. Копия этого письма была направлена для принятия мер. На днях получеп от- Еет, в котором сообщается, что факты подтвердились. Все запасные покрышки и камеры автотранспорта приведены в соответствующий порядок. Пенужная ре­ зина списана и сдана по назначению. ☆ * * Офицер Рогов в письме, присланном в Редакцию, сообщил о бездушном отноше­ нии работников КЭЧ гор. Мурманска к жа­ лобам жильцов, в доме которых требова­ лось произвести ремонт крыши. На копию этого письма пз КЭУ СФ со­ общили. что факты при проверке под­ твердились. Срочно были приняты меры, и в настоящее время кровля отремонтиро­ вана. Наука несовместима с религией Великие социально-экономические пре­ образования, осуществленные в нашей стране под руководством Коммунистиче­ ской партии, сопровождались подлинной культурной революцией. Став хозяевами своей судьбы, получив свободный доступ к знаниям, советские люди в подавляю­ щей массе освободились от старых взгля­ дов, привычек и традиций, унаследован­ ных от буржуазно-помещичьего строя. Научное, материалистическое мировоззре­ ние стало господствующим в советском обществе. Но наряду с этим и сейчас еще созна­ ние некоторой части советских людей не свободно от пережитков прошлого, в частности от религиозных представлений. Защитники религии на этом основании пытаются утверждать, что религия вечна, «врождена» в человеке, что религия и наука вполне совместимы и имеют каж­ дая свою область: наука — материальный мир, а религия — духовный, сверх’естест- венный. непознаваемый мир. Такие ут­ верждения не выдерживают критики. Если в сознании отдельных людей сосу­ ществуют правильные и неправильные представления, то отсюда вовсе не следует, что наука и религия совместимы. Миро­ воззрение человека не формируется сразу, в один прием, а вырабатывается постепен­ но в процессе длительной практики чело­ века. по мере изучения нм окружающей действительности. Кроме того, сознание людей в своем развитии отстает от их экономического положения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в созна­ нии некоторых людей сохраняются остат­ ки идеалистических, религиозных пред­ ставлений. Это именно пережитки старого, эксплуататорского строя, в котором рели­ гия была сильна, ибо имела глубокие со­ циальные корни, поддерживалась господ­ ствующими классами. В качестве довода в пользу совместимо­ сти науки и религии приводят иногда тот факт, что немало ученых в капитали­ стических странах являются верующими людьми. Это верно. Но, во-первых, некото­ рые из таких ученых явно лицемерят: они отдают дань не религии, а буржуазному общественному мнению, которое, как из­ вестно, осуждает и преследует атеистов. Во-вторых, любой из ученых в области естественных наук — физики, химии, биологии — в своей Научной, специаль­ ной деятельности неминуемо является ма­ териалистом. иначе он не был бы ученым. О том, что наука и религия прямо про­ тивоположны. свидетельствует вся исто­ рия человечества. Если мысленно оглянуться назад, на пройденный человечеством путь, — нель­ зя не увидеть, какая огромная пропасть отделяет первобытного человека, обладав­ шего лишь примитивными орудиями тру­ да. от современных людзй, пользующихся мощными машинами, электричеством, са­ молетами, овладевших атомной энергией. Что же сделало человека таким могу­ чим, что позволило ему подчинить себе природу? Все это стало возможным благодаря то­ му, что в своей трудовой деятельности че­ ловек полнее и полнее познавал действи­ тельность, открывал законы природы и общества, ставил их себе на службу. Каждый шаг в развитии науки, каждое научное открытие подымали человека на более высокую ступень культуры и ци­ вилизации. Вот почему советские люди стоят за науку и высказываются против религии. Они считают, что наука в руках человека является величайшим благом, служит средством познания и преобразова­ ния природы и общества, вооружает людей в борьбе за коммунизм. Было, например, время, когда человек испытывал суеверный страх перед явле­ ниями молнии. Он не знал причин, порож­ дающих молнию, не понимал сущности этого явления природы. Познав постепен­ но законы электричества, человек пере­ стал бояться молнии, стал сооружать гро­ моотводы.-Человек научился использовать электрическую энергию в своей производ­ ственной деятельности и в быту. 1>ез электричества сейчас совершенно невоз­ можно представить жизнь современного культурного человека. Некогда человеку внушали страх п та ­ кие явления природы, как наводнения. Но, открыв причины наводнений, человек стал строить дамбы, плотины, гидроэлектро­ станции и этим обуздал грозную стихию. Были времена, когда человек чувство­ вал себя беспомощным в борьбе со страш­ ными эпидемиями чумы, холеры, черной оспы и других болезней. Они уносили миллионы человеческих жизней. Изучив причины этих заболеваний, найдя их воз­ будителей и изготовив соответствующие вакцины, люди победили и этот бич чело­ вечества. В течение многих веков были непонят­ ны человеку явления так называемой психической пли душевной ж и з н и — сны, обмороки, нервные заболевания, яв­ ления сознания. Верующие приписывали их существованию особой нематериальной души, которая будто бы вложена в чело­ века богом и поэтому независима от тела. Великий советский Физиолог И. II. Павлов показал, что все эти явления имеют ес­ тественную материальную основу. Совет­ ские медики на основе павловского учения научились успешно лечить сложные пси­ хические заболевания, доселе считавшиеся неизлечимыми. Долгое время было распространено мне­ ние. что на земле всегда существовали од­ ни и те же виды растений и животных. Но наука, в особенности дарвинизм, пока­ зала, что мир животных и растений, как и все живое в природе, изменяется в силу определенных естественных законов. Ве­ ликий русский ученый И. В. Мичурин, творчески развивая учение Чарлза Дарви­ на. положил начало массовому выведению новых видов растений, создал новую гео­ графию их распространения. На основе учения Мичурина колхозы и совхозы вы­ водят более совершенные виды плодовых растений. Советские физики, глубоко проникнув в тайны строения материи, первыми в мире построили электростанцию, работаю­ щую на атомной энергии. Все эти примеры убедительно говорят, что наука — величайшая благодетельная сила для человека. Без развития науки человеческое общество не смогло бы по­ дыматься от низших ступеней цивилиза­ ции к высшим. Не смогла бы и наша страна, в недавнем прошлом отсталая и слабая, превратиться в могучую социали­ стическую державу. Коммунистическая партия опирается в своей деятельности на знание законов природы и общества, на высшее завоевание научной мысли — марксизм-ленинизм. А можно ли наЛти в истории хотя бы один пример того, как религия практиче­ ски помогает людям проникать в тайны природы, открывать законы окружающей их действительности, применять эти за ­ коны в устройстве общественной жизни? Можно ли показать на примере, что вера в бога помогает людям увеличивать про­ изводство материальных и культурных благ, делать свою жизнь красочнее, за­ житочнее? Ни один сторонник религии не смо;кет привести таких примеров, ибо их пет. II в то же время вряд ли какое-либо другое общественное явление в истории человечества вызывало‘ столько споров и разногласий, как религия. Дело доходило даже до религиозных войн, когда сторон­ ники различных религий пытались ре­ шать догматические споры силой оружия. Так что же такое религия? Одни утверждают, что религия — это особое чувство, которое якобы связывает человека с богом. Другие говорят, что ре­ лигия — это то, что отличает человека от животного, делает его благородным, культурным, духовно возвышенным. Тре­ тьи считают религию результатом обмана людей духовенством. Правильный ответ дала только марк­ систско-ленинская наука. Она показала, что религия — это Фантастическое, из­ вращенное мировоззрение, в основе кото­ рого лежит идея о том, что, помимо види­ мого, материального мира, существует будто бы еще невидимый, нематериальный мир. Этот мир, по утверждениям верую­ щих, представляет собой как бы первоос­ нову всего существующего: «все в конеч­ ном счете берет начало в боге». Все эти представления о пверх’естс- ственном мире ложны. Они противоречат науке и всему многовековому опыту чело­ вечества. Никто из люден в своей прак­ тической и научной деятельности, в сво­ ей жизни не сталкивался с проявлениями оверх’естественного мира, с его явления­ ми и существами. Мир таков, каким знает его человек, каким воспринимает его наука: он мате­ риален^ вечен, бесконечен, никем не соз­ дан, существует и развивается в силу присущих ему естественных законов. Фи­ зика в многочисленных трудах и опытах ученых, в том числе нашего корифея нау­ ки М. В. Ломоносова, доказала это и дока­ зывает сейчас весьма веско и убедитель­ но. Но почему же тогда существует рели­ гия, почему в человеческом обществе возникло такое фантастическое, непра­ вильное мировоззрение, как религия? Марксизм, опираясь па данные конкрет­ ных наук — истории, этнографии, пале­ онтологии, — доказал, что религия воз­ никла раньше науки. Если различные науки — астрономия, математика, физи­ ка. х и м и я — п о я в и л и с ь тогда, когда че­ ловечество обладало уже известным про­ изводственным опытом и накопленными наблюдениями, то религия появилась тог­ да, когда человечество этого опыта и этих наблюдений еще не имело. Религиозные представления о мире были как бы пер­ вой попыткой первобытного человека ос­ мыслить и об’яснить непонятные явления окружающей действительности. Первобыт­ ный человек не знал сущности таких яв­ лений, как сон, смерть, рождение, болезнь, дождь, наводнение, ветер, молния, гром; не знал, отчего произрастают растения, почему день сменяется ночью, а холод жарой, и т. д. В процессе борьбы с приро­ дой человек искал ответы на все эти во­ просы, ибо от этого зависели успех его деятельности, его существование. Где же он мог найти эти ответы, как не в догадках? Испытывая страх перед грозными стихиями, первобытный чело­ век но аналогии с собой считал и явле­ ния природы живыми существами, только гораздо более сильными и могуществен­ ными. Такие «анимистические» пред­ ставления первобытного человека и были зародышами первых религиозных верова­ ний. В. И. Ленин писал: «Бессилие ди­ каря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.» (Соч., т. 10, стр. 65). Нетрудно понять, какую роль могла играть и действительно играла в истории человечества религия. Пеправильное, из­ вращенное мировоззрение, каковым яв­ ляется религия, не может содействовать движению общества вперед, развитию его производительных сил, росту его культу­ ры. С тех пор, как появилась наука, ре­ лигия выступила ее злейшим врагом: она ставила преграды развитию науки, высту­ пала против передовых ученых, охаивала научные открытия и изобретения, глуми­ лась над человеческим разумом, осуждала пытливое стремление человека к исследо­ ванию и преобразованию природы. Нет недостатка в примерах, которые подтвер­ ждают отрицательную роль 'религии в истории человечества. Стоит лишь напом­ нить, как жестоко преследовала церковь носителей передовой науки в эпоху фео­ дализма — Галилея, Коперника, Бруно, Сервета. как запрещала и запрещает до сих пор чтение верующими христианами произведений выдающихся мыслителей и ученых. Великий русский писатель Л. Н. Толстой был отлучен от церкви и проклят. Произведения знаменитого ученого-естест- воведа К. А. Тимирязева православная церковь запретила печатать. Опыты И. В. Мичурина осуждались церковью. Все это — неоспоримые факты, и пз них можно сделать только один вывод: рели­ гия — враг науки. Возникает вопрос: почему же религия обладает такой силой, до сих пор не ухо­ дит с арены перед лицом всесильной нау­ ки? Прежде всего потому, что в эксплуата­ торском обществе существовали и су­ ществуют глубокие экономические и со­ циальные корни, которые порождают и питают религиозные представления. Это анархия капиталистического производст­ ва, классовый гнет, бесправие, нищета и невежество народных масс. Это заинтере- сованность господствующих классов в ре­ лигии, как идеологическом оружии, кото­ рое служит для порабощения масс, от­ влечения их от борьбы за свои интерес’.!. (Окончание см. на 4 стр-К

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz