На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 30 октября 1955 г., N° 258 (5410). Заявление Министра Иностранных Дел СССР В. М. Молотова по вопросу о европейской безопасности Господин председатель, господа, мы приступили к обсуждению вопроса о европейской безопасности и Германии. Об’единив эти два вопроса в первом пунк те повестки дня, мы не должны, однако забывать о том, что в директивах^ Глав правительств вопрос о европейской безо пасности поставлен на первое место. Это соответствует существу дела, поскольку вопрос о европейской безопасности имеет решающее значение для всех народов Ев ропы. Именно из этого четыре державы исхо дили всегда при рассмотрении вопроса о будущем Германии. Это соображение лежа ло в основе известных соглашении четы рех держав по германскому вопросу, за ключенных во время и после окончания второй мировой войны. В соглашениях то го времени особенно подчеркивается необ ходимость не допустить возрождения гер манского милитаризма, могущего вновь поставить под угрозу поддержание мира в Европе. Советская делегация исходит из того, что всякие попытки преуменьшить значение главного вопроса, каким являет ся вопрос о европейской безопасности, не могут найти оправдания, если стремиться к поискам согласованных путей, способ ных обеспечить условия для длительного мирного сотрудничества европейских на родов. Обеспечение европейской безопасности и недопущение того, чтобы Европа вновь была охвачена военным пожаром, являет ся одной из важнейших международных проблем нашего времени. Исторический опыт показал, какое огромное значение для судеб мира во всем мире имеет поло жение в Европе. Как известно, начавшись в Европе, войны распространялись на другие страны и континенты, вызывая неисчислимые жертвы и колоссальные ма териальные разрушения. Опыт истории показывает также, что возникновению обеих мировых войн пред шествовало образование военных группи ровок государств в Европе. Так было на кануне первой мировой войны, когда в течение ряда лет образовавшиеся военные группировки готовились к столкновению, увеличивая численность своих армий, раз дувая свои военные бюджеты. Так было и накануне второй мировой войны, развя занной гитлеровской Германией. Все это говорит не только о том, ка кое огромное значение для дела всеобщего мира имеет обеспечение безопасности в Ев ропе, но и о том, что создание мирных ус ловий жизни Д 1 я европейских народов етедует искать не на основе образования военных группировок, а на основе об’еди нения усилий всех европейских госу дарств в интересах мира. Именно руко водствуясь этими бесспорными положения ми, Советское правительство высказалось за создание в Европе системы коллектив ной безопасности, в которой приняли бы участие все европейские государства, не зависимо от их общественного и государ ственного устройства, а также Соединен ные Штаты Америки. Свою позицию по вопросу о безопасно сти в Европе Советское правительство из лагало уже неоднократно. Этот вопрос был достаточно широко освещен и на Совеща нии Глав правительств четырех держав. Поскольку, однако, к предложению Совет ского правительства о заключении обще европейского договора о коллективной бе зопасности в Европе Главы правительств США, Англии и Франции на указанном Со вещании не высказали своего отношения, мы надеемся, что это будет сделано на данном Совещании. Со своей стороны, мы хотели бы изложить дополнительно неко торые соображения. Иногда говорят, что предложение о соз дании коллективной безопасности в Евро пе будто может нанести ущерб безопасно сти западных государств, поскольку оно предусматривает в конечном счете ликви дацию существующих группировок и со ответствующих соглашений, по которым некоторые государства приняли на себя взаимные обязательства, в том числе и военного характера. Нам представляется, что такие опасе ния не имеют под собой оснований. Счи таясь, однако, с позицией, которую заня ли в этом вопросе некоторые государства, п стремясь облегчить возможность догово ренности, Советское правительство внесло предложение о том, чтобы установление коллективной безопасности в Европе про водилось постепенно, в два этапа. В течение первого этапа обязательства, которые приняли государства по сущест вующим договорам и соглашениям, не за трагивались бы в связи с заключением договора о коллективной безопасности в Европе. Это относится к обязательствам как государств — участников Северо-ат- лантического блока и Западно-европейско го союза, так и государств — участников Варшавского договора. Естественно, что с переходом ко второму этапу, когда обяза тельства по договору о европейской безо пасности вступят в силу в полном об’еме, существующие договоры и соглашения должны прекратить свои действия, а соз данные на их основе военные группиров ки должны быть ликвидированы. По нашему мнению, это предложение, учитывающее сложившееся в настоящее время положение в Европе, должно содей ствовать сближению точек зрения заинте ресованных государств при рассмотрении вопроса о европейской безопасности. Мы уже указывали, что это предложе ние о создании общеевропейской безопас ности имеет и то преимущество, что оно позволило бы в течение первого этапа проверить в действии систему, основан ную на совместных, хотя бы вначале и ограниченных по своему масштабу, уси лиях всех европейских государств, направ ленных на поддержание мира. Казалось бы, все это должно облегчить возможность достижения между нами надлежащей дого воренности, если действительно руководст воваться стремлением к установлению прочных гарантий мирного развития ев ропейских народов. Идея коллективной безопасности в Ев ропе находит все более широкую поддерж ку. И это не случайно. Известно, что не которые страны, не входящие ни в за падные военные группировки, ни в состав участников Варшавского договора, уже высказали к этому положительное отноше ние, судя по заявлениям руководящих го сударственных деятелей, имеются и дру гие страны, которые отнеслись бы к пред ложению коллективной безопасности в Ев ропе благоприятно, если бы по этому во просу была бы достигнута договоренность между великими державами. Не случайным также является то, что все большее число стран осуждает поли тику сколачивания военных блоков, отда вая себе отчет в том, что такая политика ведет к усилению угрозы новой войны. Можно в связи с этим указать не только на страны Европы, но также и на ряд го сударств Азии, а также Ближнего и Сред него Востока, которые справедливо усмат ривают в попытках тянуть их в военные группировки угрозу своей безопасности и национальной независимости. Во многих странах усиливается стрем ление к проведению политики нейтрали тета, что является одной из форм отрица тельного отношения к политике сколачи вания военных блоков. Как Советское правительство уже высказывалось, такие стремления заслуживают всяческой под держки, так как они отвечают интересам ослабления международной напряженно сти, интересам укрепления мира. Факты говорят о том, что существова ние противопоставленных друг другу во енных группировок неизбежно влечет за собой гонку вооружений. Известны послед ствия этого для народов, которые на сво их плечах несут все более растущее бре мя военных расходов. Об этом красноречиво говорят размеры военных бюджетов представленных здесь держав. Прямые военные расходы США составили в 1948 — 1949 бюджетном го ду 33 процента, а в 1953 — 1954 бюд жетном году — эти расходы составляли уже 69 процентов расходной части феде рального бюджета. Прямые военные расхо ды Великобритании за этот период возрос ли с 24 процентов до 38 процентов всех бюджетных расходов. Во Франции прямые военные расходы в 1949 году составляли 24 процента, а в 1954 году — почти 33 процента всех бюджетных расходов. Обстановка в Европе, создавшаяся пос ле заключения парижских соглашений, вынудила Советский Союз усилить заботу об укреплении своих собственных Воору женных Сил. В связи с этим военные рас ходы Советского Союза на 1955 год были установлены в размере около 20 процен тов всей расходной части бюджета. Опасность гонки вооружений следует особенно подчеркнуть в связи с тем, что все большие масштабы приобретают про изводство и накопление атомного и водо родного оружия, несмотря на усиливаю щееся требование народов запретить атом ное оружие, устранить угрозу атомной войны. С другой стороны, все более очевидным становится тот факт, что совместные дей ствия заинтересованных государств и, прежде всего, великих держав, н ал о вл ен ные на поддержание мира в Европе, яв ляются Тем путем, который способен по ложить конец гонке вооружений, приве сти к разрядке международной напряжен ности и установлению того доверия в от ношениях между государствами, без кото рого народы не могут быть спокойны за свой завтрашний день. Если были бы нуж ны доказательства бесспорности этого по ложения, то таким доказательством яв ляется Женевское совещание Глав прави тельств четырех держав, которое оказало такое серьезное положительное влияние на всю международную обстановку, укрепи ло веру народов в возможность достиже ния соглашения по нерешенным пробле мам. Достижение соглашения между четырь мя державами по вопросу о совместных мероприятиях по обеспечению европей ской безопасности коренным образом изме нило бы все положение в Европе. Именно такой вывод следует сделать, если учитывать значение тех обяза тельств, которые приняли бы на себя го сударства по договору о коллективной бе зопасности в Европе. К таким обязатель ствам относится, прежде всего, обязатель ство воздерживаться от применения во оруженной силы и разрешать все споры, которые могут возникнуть между государ ствами — участниками договора, мирны ми средствами. Не менее важное значение имеет обязательство, касающееся приня тия совместных мер в целях устранения угрозы вооруженного нападения в Европе, а равно и обязательство оказывать взаим ную помощь, включая и военную, в слу чае вооруженного нападения на какое-ли бо государство — участника договора. То же следует сказать и в отношении обяза тельства, предусматривающего консульта ции в целях принятия государствами — участниками договора мер по поддержанию мира в Европе. Все эти важные обязательства, как из вестно, предусматриваются проектом об щеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе, представленным Советским правительством. Мы глубоко убеждены в том, что такой договор о кол лективной безопасности, участниками ко торого могли бы быть все европейские го сударства, желающие принять в нем уча стие, явился бы надежной основой мирно го сотрудничества европейских государств. Заключение такого договора решающим образом содействовало бы урегулированию других международных проблем. Это отно сится и к германской проблеме, решение которой может быть найдено только на пути создания эффективной системы бе зопасности в Европе и постепенного сбли жения между двумя существующими гер манскими государствами — Германской Демократической Республикой и Герман ской Федеральной Республикой. Коллективная безопасность в Европе, в которой приняли бы участие наряду с другими европейскими государствами, впредь до об’единения Германии, оба гер манских государства, способствовала бы созданию предпосылок для развития Гер мании как миролюбивой страны и, вместе с тем, создала бы уверенность у европей ских народов, что судьба Германии не ока жется вновь в руках тех сил, которые уже не раз толкали ее на гибельный путь агрессии и военных авантюр. Что касается германского вопроса, то Советская делегация на соответствующей стадии нашей работы изложит более под робно свои соображения и внесет соот ветствующие предложения. Разумеется что тогда мы должны будем рассмотреть и вопрос об участии представителей обоих германских государств — ГДР и ГФР — в обсуждении на нашем Совещании вопро са о Германии. В связи с обсуждением проблемы безо пасности в Европе Советская делегация хотела бы обратить внимание и на сле дующее. Известно, что при рассмотрении пробле мы сокращения вооружений и запрещения атомного оружия еще не достигнуто той степени договоренности, которая необходи ма для того, чтобы всю эту проблему по ставить на реальную почву. Положение таково, что гонка вооружений все еще продолжается и не только продолжается, но и усиливается. Нужно ли много го ворить о том, что всякий успех в деле создания подлинной безопасности для ев ропейских народов способствовал бы соз данию необходимого доверия в междуна родных отношениях, от которого зависит и успех в решении проблемы разоруже ния. Иногда говорят, что создание систе мы коллективной безопасности в Европе и заключение с этой целью соответствую щего договора не являются достаточно эффективным средством обеспечения безо пасности европейских государств. Но в таком случае позволительно спросить, где же тот другой путь, который обеспечил бы европейским народам условия для их мир ного развития. Неужели таким путем счи тают создание военных блоков государств и раздувание между ними вражды, недове рия и взаимных подозрений, продолжение «холодной войны» и безудержную гонку вооружения? В действительности же, каждый день приносит все новые и новые факты, сви детельствующие о том, что путь создания военных блоков — это опасный путь. На против, сотрудничество государств, и, прежде всего, великих держав, не только в деле отпора агрессии, как это было в годы второй мировой воины, но и в деле поддержания мира, есть тот путь, кото рый отвечает интересам обеспечения международной безопасности. Именно этот путь соответствует тому «ду ху Женевы», о котором на законном осно вании стали говорить после Совещания Глав правительств четырех держав, духу взаимопонимания и стремления искать сог ласованных путей для решения неурегу лированных международных проблем и упрочения мира. Таковы те дополнительные соображе ния, которые мы считали необходимым изложить в связи с предложением Совет ского правительства о создании системы коллективной безопасности в Европе. Сегодня представитель Великобритании г-н Макмиллан внес от имени трех дер жав предложение, которое названо: «Вос соединение Германии п безопасность». Мы внимательно выслушали и комментарии, сделанные г-ном Макмилланом. Советская делегация приветствует тот факт, что правительства Великобритании, Соединенных Штатов Америки и Франции признали необходимым поставить не толь ко германский вопрос, но и вопрос о ев ропейской безопасности. Некоторые поло жения представленного на наше рассмот рение документа требуют дальнейшего об суждения, и мы внимательно их изучим. Однако уже сейчас напрашиваются от дельные замечания по этому документу. Прежде всего, необходимо отметить, что сама формулировка предложения не соот ветствует директивам Глав правительств четырех держав, где на первом месте по ставлен вопрос о европейской безопасно сти. По существу же дела создается впе чатление, что новое предложение трех держав не отвечает требованию создания эффективной европейской безопасности и даже, наоборот, его осуществление повело бы к еще большему обострению обстанов ки в Европе и к усилению напряженно сти в отношениях между государствами. Такой вывод следует, прежде всего, из того, что это предложение по существу привело бы не только к сохранению, но и к усилению существующих военных группировок в Европе. В нем прямо пре дусматривается только такая возможность об’единения Германии, при которой вся Германия должна пойти по пути ремили таризации, причем заранее предрешается, что такая Германия должна быть непре менным участником Северо-атлантическо го договора. Имеющиеся в предложении оговорки насчет оборонительного характе ра Северо-атлантического блока ничем не подтверждены, да и не могут быть под тверждены. Если бы это было так, то нз было бы никаких оснований отклонить участие Советского Союза в указанном договоре, как это было сделано. Что касается представленного плана, направленного на ремилитаризацию Гер мании, хотя бы и осуществляемую по эта пам, то мы уже дали на этот счет свой ответ: нельзя согласиться с ремилитари зацией Германии ни сразу, ни по этапам, так как ремилитаризация Германии несов местима с обеспечением общеевропейской безопасности. Нельзя пройти мимо и такого факта. С одной стороны, в предложении трех дер жав развивается так называемый «план Идена» о свободных общегерманских вы- )орах. А с другой стороны, фактически ааранее предрешается, что независимо от того, что скажет германский народ на этих выборах, уже теперь должно быть )ешено, что об’едпненная Германия долж на встать на путь ремилитаризации п, кроме того, стать обязательным участни ком западноевропейских военных группи ровок. Так можно понять выдвигаемое тремя державами условие, что их проект договора вступает в силу только тогда, «когда об’единенная Германия решила бы войти в организацию Северо-атлантичй^ кого договора и Западно-европейский союз». В такого рода планах отнюдь не видно желания считаться с действительно свободной волей германского народа, как она может быть выражена на общегерман ских выборах. Что касается упомянутых в предложе нии трех держав ограничений вооружений и контроля, то, как известно, предусмот ренные существующими соглашениями западных держав подобного рода ограни чения не мешают нынешней безудержной гонке вооружений и особенно в области наиболее опасных и разрушительных ви дов оружия. Ясно, что при таких услови ях нельзя серьезно говорить о каких-ли бо гарантиях безопасности ни для Совет ского Союза, ни для других европейских государств, которые имеют все основания усматривать угрозу для своей безопасно сти в связи с возрождением германского милитаризма и существованием в Европе противопоставленных друг другу военных группировок. Наконец, о каких гарантиях может идти речь, когда в этом предложении дело не идет дальше простых консультаций в случае нарушения мира в Европе или уг розы нарушения. Все это показывает, что принятие пред ложения трех держав означало бы, что Советский Союз, как и ряд европейских государств, сам способствовал бы воз рождению германского милитаризма, вы даче в руки германских милитаристов всей об’единенной Германии и усилению направленных против этих государств военных группировок. Но едва ли кто- либо может серьезно на это рассчитывать. Сказанным определяется и отношение Советского Союза к предложению о том, чтобы рекомендуемый нам договор соче тался с проведением так называемого «плана Идена» об организации общегер манских выборов. Представленный план не соответствует и цели проведения дей ствительно свободных общегерманских выборов. Раз’яснения, которые были сде ланы г-ном Макмилланом в связи с вне сением тремя державами своего предло жения, не устраняют наших сомнении относительно того, к чему привело бы осуществление этого предложения. Советская делегация, разумеется, не от казывается рассмотреть те или иные предложения, которые будут направлены на создание подлинной безопасности ев ропейских народов, и она сделает все воз можное для того, чтобы облегчить дости жение соглашения по этой важной проб леме. Мы надеемся, что наше дальней шее обсуждение будет отвечать этим це лям. В заключение Советская делегация предлагает вниманию Совещания упомяну тый мною проект «Общеевропейского дого вора о коллективной безопасности в Евро пе»: 28 октября 1955 года. Общеевропейский договор о коллективной безопасности в Европе ( О с н о в н ы е п р и н ц и п ы ) Предложение Делегации СССР I. В целях обеспечения мира и безопасно сти и предотвращения агрессии против какого-либо государства в Европе, в целях укрепления международного сотрудничества в соответствии с принци пами уважения независимости и сувере нитета государств, а также невмешатель ства в их внутренние дела, стремясь достигнуть согласованных усилий всех европейских государств в де ле обеспечения коллективной безопасно сти в Европе, вместо создания группиро вок одних европейских государств против других европейских государств, вызыва ющих обострение и трения в отношениях между странами и усиливающих взаимное недоверие, имея в виду, что создание системы коллективной безопасности в Европе спо собствовало бы скорейшему разрешению германского вопроса путем об’единения Германии на миролюбивой и демократиче ской основе, европейские государства, руководству ясь целями и принципами Устава ООН, заключают общеевропейский договор о коллективной безопасности в Европе на следующих основах: 1. Участниками договора могут быть все европейские государства, независимо от их общественного строя, а также Сое диненные Штаты Америки, признающие цели и принимающие на себя обязатель ства, предусматриваемые договором. Впредь до создания единого, миролюби вого, демократического германского го сударства, равноправными участниками договора могут быть Германская Демокра тическая Республика и Германская Феде ральная Республика. При этом имеется в виду, что после об’единения Германии участником договора на общих основани ях может быть единое германское госу дарство. Заключение договора о коллективной безопасности в Европе не затрагивает компетенции четырех держав — СССР, США, Англии и Франции в германском вопросе, который подлежит урегулирова нию в установленном ранее четырьмя державами порядке. 2. Государства — участники договора обязуются воздерживаться от всякого нападения друг на друга, равно как воз держиваться в своих международных от ношениях от угрозы силой или ее приме нения, и, в соответствии с Уставом ООН, разрешать все споры, которые могут воз никнуть между ними, мирными средства ми таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопас ность в Европе. 3. Государства — участники договора будут консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любого из них, возникнет угроза вооруженного на падения в Европе на одно или несколько государств — участников договора, в целях принятия эффективных мер для устранения подобной угрозы и для под держания безопасности в Европе. 4. Вооруженное нападение в Европе на одно или несколько государств — участ ников договора со стороны какого-либо государства или группы государств будет рассматриваться как нападение на всех участников договора. В случае такого на падения каждый участник договора в по рядке осуществления права на индиви дуальную или коллективную самооборону окажет помощь государству или государ ствам, подвергшимся такому нападению, всеми доступными ему средствами, вклю чая применение вооруженной силы, в це лях восстановления и поддержания меж дународного мира и безопасности в Евро пе. 5. Государства — участники договора обязуются в кратчайший срок совместно обсудить и установить порядок, которым определяется оказание помощи, в том чи сле военной, со стороны государств — участников договора в случае возникно вения в Европе ситуации, которая потре бовала бы коллективных усилий для вос становления и поддержания мира в Евро пе. 6. Государства — участники договора будут немедленно направлять Совету Бе зопасности ООН, в соответствии с поло жениями Устава Организации Об’единен- ных Наций, информацию о действиях, предпринятых или намечаемых во испол нение права на самооборону или для це лей поддержания мира и безопасности в Европе. 7. Государства — участники договора обязуются не принимать участия в каких- либо коалициях или союзах и не заклю чать никаких соглашений, цели которых противоречат целям договора о коллек тивной безопасности в Европе. 8. Государства — участники договора принимают на себя обязательство со действовать широкому экономическому и культурному сотрудничеству между собой, а также с другими государствами, путем развития торговли и других экономиче ских связей, расширения культурных свя зей на основе, исключающей всякого рода дискриминацию и ограничения, препят ствующие такому сотрудничеству. 9. В целях осуществления предусмат риваемых договором консультаций между государствами — участниками договора и для рассмотрения вопросов, возникаю щих в связи с задачей обеспечения безопасности в Европе, предусмотреть: a) Периодические и в необходимых случаях специальные совещания, на ко торых каждое государство будет пред ставлено членом правительства или дру гим особо назначенным представителем; b) Создание постоянно действующего консультативного политического комитета, обязанностью которого должна являться подготовка соответствующих рекомендаций правительствам государств — участников договора; c) Создание военного консультативного органа, полномочия которого должны быть уточнены дополнительно. 10. Признавая особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности, лежащую на государствах — постоянных членах Совета Безопасно сти ООН, государства — участники дого вора пригласят правительство Китайской Народной Республики направить в созда ваемые в соответствии с договором орга ны своих представителей в качестве наб людателей. 11. Настоящий договор ни в какой мере не ослабляет силы обязательств, содер жащихся в тех международных договорах и соглашениях между европейскими стра нами, принципы и цели которых нахо дятся в соответствии с принципами и це лями настоящего договора. II. 12. Государства — участники договора соглашаются о том, что в течение первого периода (два-три года) осуществления мероприятий по созданию системы кол лективной безопасности в Европе на осно вании настоящего договора они не осво бождаются от обязательств, принятых ими по существующим договорам и соглашени ям. Вместе с тем государства — участники существующих договоров и соглашений, которыми предусматриваются военные обязательства, будут воздерживаться от применения вооруженной силы и разре шать все споры, которые могут возник нуть между ними, мирными средствами. При этом будут иметь место консульта ции между участниками соответствующих договоров и соглашений в случае возник новения между ними разногласий или споров, которые могли бы создать угрозу поддержанию мира в Европе. 13. Впредь до достижения соглашения о сокращении вооружений и запрещении атомного оружия и о выводе иностранных войск с территории европейских стран государства — участники договора обя зуются не проводить никаких дальнейших мероприятии, направленных на увеличе ние их вооруженных сил на территории других государств Европы, осуществляе мых на основании ранее заключенных ими договоров и соглашений. 14. Государства — участники договора соглашаются с тем, что по истечении со гласованного срока с момента вступле ния в силу настоящего договора прекра щают свое действие Варшавский договор от 14 мая 1955 года, парижские согла шения от 23 октября 1954 года и Севе ро-атлантический договор от 4 апреля 1949 года. 15. Срок действия договора — 50 лет. Вывод советских войск с территории Порккала-Удд ХЕЛЬСИНКИ, 28 октября. (ТАСС). В соответствии с соглашением между СССР и Финляндией об отказе Советского Сою за от прав на использование территории Порккала-Удд для военно-морской базы начался вывод советских вооруженных сил с этой территории. На железнодорожной станции Пасила проволгать первый эшелон советских войск собралось много народа. Как только поезд подошел к перрону, советским воинам были вручены цветы. Солдаты и офицеры обменивались сувени рами с местными жителями. В течение часа, пока эшелон стоял h l станции Па сила, перрон не покидала толпа людей. Проводы советских воинов были сердеч ными. X сессия Генеральной Ассамблеи ООН В П о ли ти ч еском ком и тете НЬЮ-ЙОРК, 28 октября. (ТАСС). На вчерашнем дневном заседании Политиче ский комитет закончил обсуждение вопро са о мирном использовании атомной энер гии. До голосования проекта резолюции по этому вопросу представители ряда стран сделали заявления относительно по правок к проекту. Затем состоялось голо сование. Проект совместной резолюции делегаций США, Англии и некоторых других стран в целом был принят 53 голосами при 6 воздержавшихся. Никто не голосовал про тив. Воздержались: Сирия, Саудовская Аравия, Египет, Ирак, Ливан и Йемен. В принятой резолюции, озаглавленной «О применении атомной энергии в мир ных целях», отмечается, что постоянное международное сотрудничество имеет су щественно важное значение для дальней шего развития и расширения применения атомной энергии в мирных целях, п приз нается необходимость того, чтобы сред ства, имеющиеся в распоряжении Между народного агентства по атомной энергии, и расщепляющиеся материалы, которые могут быть предоставлены в его распоря жение, не использовались или не переда вались для использования в каких-либо иных целях, кроме мирных. Резолюция рекомендует созвать через два-три года вторую Международную кон ференцию по использованию атомной энер гии в мирных целях под эгидой ООН. Резолюция рекомендует заинтересован ным государствам учесть мнения, выска занные о Международном агентстве по атомной энергии на X сессии Генераль ной Ассамблеи, равно как и замечания, высказанные непосредственно правитель ствами, а также сделать все возможное для создания без промедления указанного агентства, в соответствии с положениями настоящей резолюции. Резолюция предлагает генеральному секретарю ООН вместе с Консультативным комитетом изучить вопрос о связи Между народного агентства по атомной энергий с ООН и сообщить результаты своей рабо ты соответствующим правительствам до созыва второй Международной конферен ции по использованию атомной энергии в мирных целях. Кроме того, резолюция предлагает будущему Международному агентству по атомной энергии рассмотреть вопрос о желательности учреждения меж дународного периодического печатного органа, посвященного вопросам мирного использования атомной энергии. Н а п а д е н и е и з р а и л ь с к и х войск н а е гип етский военный л а г е р ь ТЕЛЬ-АВИВ, 28 октября. (ТАСС). Как сообщило сегодня израильское радио, ве чером 27 октября израильская воинская часть вторглась на египетскую террито рию и совершила нападение на египетский военный лагерь в Эль-Кантилла, располо женный в 57 километрах северо-запад нее Эйлата. В результате нападения еги петская воинская часть, как сообщает радио, потеряла 5 человек’ убитыми и 20 пленными. Среди нападавших насчиты вается 4 раненых. Вниманию военкоров Сегодня, 30 октября, с 16 до 18 часов в помещении редакции газеты «На страже Заполярья» состоится очередная консуль тация для военкоров по вопросам, связан ным с участием в газете. •О- К у д а п о йт и СЕГОДНЯ ДОМ ОФИЦЕРОВ . 11.00 — для школьников старших классов — чита тельская конференция по книге Мсти славского «Грач — птица весенняя». Кинофильм «Тревожная молодость». 14.00 — в лекционном зал е продолже ние розыгрыша личного первенства офи церов гарнизона по шахматам . 20.00 — спектакль Мурманского областного дра матического театра. А. Н. Островский. «Не было ни гроша, д а вдруг алтын». 20.00 — в танцевальном зале для офи церов и их семей — танцы. Играет д у ховой оркестр. МАТРОССКИИ КЛУ Б . 9.00 — кино фестиваль, посвященный 38-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Фильм-спектакль «Разлом». 11.00 — общее собрание родителей уча- ! щнхея Североморской семилетней шко лы. 14.30 — танцы для матросов и старшин. 15.00 — цветной художествен ный кинофильм «Солдат Иван Бровкин». 20.00 — встреча матросов, старшин и молодежи города с комсомольско-моло дежным экипажем передового рыбного тр аулер а «Анатолий Бредов». 31 ОКТЯБРЯ ДОМ ОФИЦЕРОВ . 19.30 и 22.00 — новый французский кинофильм — «Те р е за Ракэн». ( l o u u i l i n n i U l » - и l - n . l j l U . l b t v U ТО ГД о, Л С П И Л Л П i m O D U а п н л щ п и U U ------ -- A t n v i n n j l Д 1М U D I ' y i t ------ U U « 1 С 1 . АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: гор. Североморск. Мурманской области, ул . П олярная, 8. Телефоны: редактор — 3-76» зам . редактора — 2-48, секретарь —_ 1-64, нач. и здательства и нач. типографии в бухгалтерия — 2-01. отделы : информации и культуры и быта — 3-63, боевой подготовки и писем — 28, пропаганды и партийной и комсомольской жизни — 96. Ответственный редактор В. Н. ЛУШ ЕН ЬКИН . — 5-83, отдел подписки ГМ 900258. Типография газеты «На страже Заполярьяэ. ул. Полярная, 12, Заказ Л: 258.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz