На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 30 октября 1955 г., N® 258 (5410). УЧЁБА В МОРЕ Настойчиво совершенствоватьбоевоемастерство На приз Военно-Морского Флота Корабль вышел в море на состяза­ тельный поиск. Этому предшествовала большая подготовительная работа моря­ ков. Особенно много потрудились акус­ тики и минеры. Они понимают, что право участия в состязательном поис­ ке на приз Военно-Морского Флота зас­ луживают лучшие корабли. В последнее время моряки получили высокую оцен­ ку за выполнение ряда сложных задач. И вот наступил долгожданный день. От точного выполнения задачи решался вопрос: завоюет ли подразделе­ ние приз Военно-Морского Флота в третий раз, ибо два истекших года оно прочно удерживало его в своих руках. ...Корабль идет к месту поиска. Не­ погода усложняет выполнение задачи. Быстро темнеет. Подается команда: — Открыть гидроакустическую вах­ ту! Все ждут... Комендоры, мотористы, минеры. В эти минуты все зависит от акустиков. У штурвала опытный акустик стар­ шина 2 статьи Ганин. Ему не впервые слушать шум прибоя. Пока тихо, но... что это? Эхо! Моряк не спешит. Еще раз проверяет, не ложное ли? Нет, это лодка... И вот с лодкой установлен контакт. Эта весть с быстротой молнии распрост­ раняется по кораблю, вызывая у моря­ ков чувство гордости за свой корабль, за мастерство акустиков. Корабль приближается г. цели. На мостике сосредоточенно вглядывается вдаль передовой командир. Теперь на вахте гидроакустик старшина 2 статьи Грызилов — классный специалист, от­ личник боевой и политической подго­ товки. Твердый и уверенный голос коман­ дира разносится по корабельной тран­ сляции: — Боевая тревога!.. •• — Подводная лодка!.. — Идут на­ пряженные секунды. — Бомбы товсь! — Первая!.. — бомба полетела в глубину«моря. — Вторая!.. Атака прошла успешно. С приходом кораблей в базу началь­ ник штаба Северного флота вице-адми­ рал Шибаев поздравил матросов, стар­ шин и офицеров с успешным решением поставленных перед ними задач и по­ желал им дальнейших успехов в бое­ вой и политической подготовке. Матрос 3. ДОРОФЕЕВ. Как в бою Корабль вышел в море. Звучит сигнал, п вот уже начинаются учения. В башню поступают данные из центрального поста. Расчеты орудий выполняют наводку. Четки и уверенны действия командира орудия старшины 1 статьи Черновола, за­ мочных Катаева и Демидова, заряжающе­ го старшего матроса Воронцова. Верти­ кальную наводку на одном из орудий вы­ полняет молодой матрос Жигулин. За ко­ роткий срок службы он сумел зарекомен­ довать себя любознательным воином, Хо­ рошо усвоил основные узлы сложной тех­ ники. II сейчас на тренировке моряк дей­ ствует уверенно. Неожиданно «отказал» снарядный эле­ ватор. — Перехожу на ручную подачу! — докладывает матрос Попов. Одновременно «выходит» из строя горизонтальное наве­ дение. Но наводчик старший матрос Са- ченков быстро устраняет неполадки... Учение окончено. Командир подводит итоги. Он делает замечания, в заключе­ ние призывает моряков всегда действовать на боевых постах, как в настоящем бою. Матрос Е . ГАЦ. Торпеды прошли под целью. Осталось поднять их на борт корабля, и успех ‘вы­ полнения задачи будет закреплен. Над этим и трудятся моряки корабля под руко­ водством капитан-лейтенанта Рябцева (первый справа). И хотя корабль сильно к а ­ чает, дело идет на лад. НА СНИМКЕ : момент под’ема торпеды на корабль. Фото В. Красильникова. Тренировка сигнальщиков на походе Тренировки н.а боевом посту в морс являются одним из главных элементов подготовки сигнальщиков. Обеспечить чет­ кую зрительную связь в любых метеороло­ гических условиях — такая задача стоит перед сигнальщиками. Они должны все видеть, все замечать и обо всем своевре­ менно докладывать командиру. Опыт Великой Отечественной войны показал, что там, где зрительная связь и нлблюдешге организованы хорошо, всегда успех будет обеспечен. И наоборот — по­ теря бдительности сигнальщиками приво­ дит к печальным последствиям. Вот поче­ му на каждой тренировке, проводимой на боевом посту в море в различное время суток, сигнальщики должны вырабаты­ вать в себе такие волевые качества, как стойкость, выносливость, мужество и лю­ бовь к морю. Следует максимально использовать вре­ мя, отводимое для тренировок. Только при условии, что вводные будут готовиться творчески, учеба станет интересной и даст много пользы. Такие вопросы, как обна­ ружение об’екта цели, нужно прорабаты­ вать особенно тщательно, добиваясь быст­ роты и точности. Переход на аварийное питание, устранение повреждений должны осуществляться в строгой последователь­ ности. При использовании светосигналь­ ных приборов направленного действия на­ до следить, чтобы матрос правильно наво­ дил луч на принимаемый об’ ект, чтобы скорость передачи не шла в ущерб чет­ кости, ибо от этого во многом зависит без­ ошибочность приема. Особое внимание нужно обращать на молодых сигнальщиков, требовать от них строгого выполнения правил зритель­ ной связи и наблюдения. При трени­ ровке важно: как подается команда, как она выполняется, какие допускаются не­ точности. На все эти вопросы надо обра­ щать серьезное внимание, ибо, как на­ учишь сигнальщика в мирное время, так он будет действовать в настоящем бою. В своей практике мне приходилось сталки­ ваться с такими фактами. Идет тренировка по сигналопроизводст- ву. Замечаю, что матрос Кащеев работает с ленцой, допускает, на ‘его взгляд, «мел­ кие промахи»: слабо крепит фалы за ут­ ку, они запутаны, а он их не приводит в порядок. В результате на поднятие сиг­ нала уходило много времени, кроме того уже набранный сигнал при под’еме запу­ тывался, флаги скручивались и понять смысл их сочетания почти невозможно. Мне пришлось много поработать с ма­ тросом, пока я научил его хорошо дейст­ вовать. Сейчас Кащеев быстро и правиль­ но поднимает сигналы. Совсем другое было у матроса Назарова. Из-за ненужной торопливости он путал флаги, неверно репетовал сигнал. Это — недопустимое явление. Как-то Назаров поднял неправильно сигнал. — Почему ошибаетесь? — спросил я матроса. Сигнальщик смутился: — Хотелось быстрее, — ответил оп. Пришлось об’яснить, как вредна из­ лишняя торопливость. После тренировок я, как правило, про­ вожу их разбор. Каждому матросу ука­ зываю на его ошибки. Тут же советую, как их устранить. Во время повторных тренировок подобные ошибки молодыми сигнальщиками уже не повторялись. Значительное внимание должно уде­ ляться вопросам несения ходовой вахты в плохую видимость, дождь, снег, туман и дымку. Надо умело сочетать зрительную связь и наблюдение со средствами звуко­ вой сигнализации, соблюдая при этом строгий порядок приема и передачи сиг­ налов. У сигнальщика в процессе учебы должны вырабатываться инициатива и находчивость. В подготовке молодых специалистов не следует допускать ни малейшего нару­ шения правил зрительной связи и наб­ людения. Все тренировки должны строиться на принципе: учить моряков тому, что не­ обходимо на войне. Этого мы придержи­ ваемся в своей боевой учебе в море. Старшина 1 статьи В. ВИНОГРАДОВ. Они обеспечивают ход корабля Качка стала ощущаться через несколько часов после начала похода. Правда, ве­ тер был небольшой силы и по морю не гу­ ляли барашки — эти неизменные спут­ ники шторма. Но крупная зыбь «дожила» корабль то на один, то на другой борт. В такой обстановке нелегко нести по­ ходную вахту на любом боевом посту. Ру­ левой с трудом удерживает корабль на курсе, в непрерывном напряжении артил­ леристы. Они зорко наблюдают за морем и воздухом. Тяжело и морякам электромеха­ нической боевой части. Качка усложняет их действия. Одну из главных и наиболее сложных вахт несет отличник боевой и политиче­ ской подготовки старший матрос Широ­ ков. Он обслуживает маневровое устрой­ ство. Воин сосредоточен, его взгляд уст­ ремлен на щит с контрольно-измеритель­ ными приборами. Широков глубоко соз­ нает ответственность своих обязанностей и несет вахту в точном соответствии с требованиями инструкций. Корабль часто маневрирует. Командир то и дело передвигает ручки машинного телеграфа. В машинном отделении раз­ дается ревун и загорается синяя сигналь­ ная лампочка — необходимо изменить ход. Широков немедленно репетует прика­ зания и сразу же поворачивает штурвал маневрового устройства. Рядом с Широковым рабочее место старшины 2 статьи Глазунова. Он — старшина вахты, несет ответственность за безотказное действие всех технических средств, находящихся в машинном отде­ лении. Глазунов постоянно находится в движении. В течение вахты он неодно­ кратно обходит машинное отделение, конт­ ролирует работу подчиненных. Вот старшина вахты останавливается возле масляного сепаратора, внимательно прослушивает механизм. Глазунов замеча­ ет чуть заметное дребезжание. Конечно, агрегат может работать, но... моряк про­ веряет по журналу, сколько часов прора­ ботал сепаратор. Догадка его верна: меха­ низм пора чистить. Глазунов приказывает матросам Тельманову и Коновалову разоб­ рать масляный сепаратор и привести его в порядок. Через некоторое время меха­ низм вновь работает исправно. Вахтенным у подшипников стоит отлич­ ник боевой и политической подготовки Коновалов. Его обязанности сложные: он обслуживает несколько десятков подшип­ ников. От внимательности и расторопно­ сти моряка зависит безаварийное плава­ ние. Коновалов заметил, что температура одного из подшипников повысилась. Доло­ жил об этом Глазунову, и тот принял необходимые меры. Безотказное действие техники обеспечи­ вает коммунист ставший матрос Царьков. Его заведывание большое — несколько насосов и циркуляционно-конденсатная система. II Царькову приходится прикла­ дывать много сил и труда, чтобы обеспе­ чить работу материальной части. Все машинисты-турбинисты, возглав­ ляемые старшиной 2 статьи Глазуновым, успешно справляются с обязанностями. Они добросовестно выполняют свой долг перед Родиной. Особенно большую пользу их боевой выучке приносят выходы корабля в море, занятия и тренировки, связанные с прео­ долением трудностей. Матрос С. ТАШУЕВ. Торпеды прошли под целью Успешное решение огневой задачи зависело от подготовки экипажа. Командир минно-торпедного подразделения и стар­ шина команды Котюбпн детально обсудили ее со своими подчиненными, на многих примерах показали, что итоги стрель­ бы зависят от слаженной работы у боевых механизмов всех ма­ тросов и старшин. ...Корабль вышел в море. Морякам удается своевременно обнаружить цель. Команды следуют одна за другой. Раздается характерное шипение, и торпеды пдут к цели. Корабль выпол­ нил очередную задачу с высокими показателями. — Артиллеристы, на спуск шлюпки! — приказывает коман­ дир. Шлюпочная команда состояла из комендоров во главе с офицером Чулковым. Они должны выловить все торпеды и от­ буксировать их к борту корабля. Умелые, мужественные воины отлично справились с порученным делом. Матрос 3. ЛАУДАМ, Матрос Ю. УТКИН. Повышать уровень внутрипартийной работы С о т ч е т н о -вы б о р ны х со б р ан и й Помощь коммунистов командиру в ре­ шении задач боевой и политической под­ готовки и укреплении воинской дисци­ плины во многом зависит от качества внутрипартийной работы, от строгого соб­ людения секретарями и бюро норм пар­ тийной жизни и принципов коллективного руководства. Отчетно-выборные собрания со всей наглядностью подтверждают это. Там, где внутрипартийная жизнь бьет ключом, где на собраниях и заседаниях остро об­ суждаются наиболее актуальные вопросы, где в почете критика, самокритика, конт­ роль и проверка исполнения, там вы­ сока политическая активность коммуни­ стов и их влияние на личный состав ощущается повседневно. Например, в парторганизации Н-ской части коммуни­ сты работают целеустремленно, умеют на­ ходить главное звено и доводить начатое дело до конца. Члены бюро, регулярно со­ бираясь на свои заседания, коллективно составляют планы и совместно добиваются проведения каждого намеченного меро­ приятия. К обсуждению таких вопросов, как идейно-политическое образование коммунистов, повышение их роли в вы­ полнении планов боевой подготовки и т. п., бюро привлекает широкий актив. Члены бюро Загаинов, Чистяков и другие, повсе­ дневно бывая в подразделениях, тесно об­ щаясь с воинами, хорошо знают жизнь части, состояние боевой и политической подготовки, запросы и нужды личного со­ става. Это позволяет им своевременно принимать меры к устранению недостат­ ков и поддержанию всего цепного, пере­ дового. К сожалению, есть еще такие партий­ ные организации, где принцип коллектив­ ности нарушается. Отдельные секретари пытаются всю Баботу проводить единолич­ но, без вовлечения в нее членов бюро, без опоры на актив. Партийные собрания и заседания онп созывают нерегулярно. Так именно поступал секретарь партий­ ной организации тов. Краузе. Его стиль руководства привел к сильному ослабле­ нию внутрипартийной работы. На отчетно-выборном собрании комму­ нисты указывали, что тов. Краузе не счи­ тался с мнением активистов, даже ут­ верждение планов работы иногда прово­ дил без участия половины состава бюро. Кабинетным порядком составлял он и проекты решений. Не случайно почти все онп похожи одно на другое и мало конкретны, состоят из общих пожела­ ний. Не приходится доказывать, что та­ кие решения были оторваны от жизни и оставались невыполненными. Отсутствие коллективности в работе бюро отрицательно сказалось на выполне­ нии поручений и принимаемых решений. Несколько раз бюро планировало за­ седания с вопросом об оказании помощи командиру в выполнении задач боевой подготовки. Но заседания эти не состоя­ лись. В течение года члены партийного бюро ни разу не обсудили состояние во­ инской дисциплины среди коммунистов, хотя отдельные из них не служат приме­ ром в выполнении служебного долга. Пар­ тийное бюро плохо руководило комсомоль­ ской организацией. Коммунисты нс раз критиковали руко­ водителей своей организации за то, что они не уделяют должного внимания распреде­ лению партийных поручений, не осуще­ ствляют контроля за тем, как члены ^ и кандидаты партии выполняют свои обя­ занности. Однако бюро не сделало пз этой критики серьезных выводов. Многие чле­ ны и кандидаты партии и в настоящее -----------О ----------- По следам наших выступлений время не имеют периодических заданий. К таким относится тов. Стариков. Он бо­ лее трех месяцев не проводил бесед и других массовых мероприятий. Дело до­ шло до того^ что Стариков перестал посе­ щать партийные собрания, по два-три ме­ сяца не платит членские взносы. Секре­ тарь и члены бюро мирятся с этим поло­ жением. Успехи в организаторской работе имеет тот руководитель, который вовлекает в активную партийную жизнь всех ком­ мунистов, добивается, чтобы они уме­ ли самостоятельно решать текущие во­ просы, чтобы политику партии прово­ дили они в жизнь без подталкива­ ния, с душой и инициативой. Где пре­ небрегают этим требованием, там неиз­ бежны Формализм и казенщина, застой в работе. Так именно и произошло уже в другой парторганизации. Здесь члены бю­ ро и лично секретарь слабо вовлекали в общественную деятельность коммунистов, недостаточно осуществляли контроль за выполнением принятых решений, не пред’являлп должной требовательности к нерадивым. На одном из собраний было намечено обсудить вопрос о работе ком­ мунистов с классными специалистами, сделать для молодых матросов доклад о требованиях Военной присяги. Ни то, ни другое мероприятие проведено не было. Примерно, такая же участь постигла решение следующего за этим собра­ ния. Коммунисты резко критиковали чле­ нов бюро за плохую работу с рационали­ заторами и изобретателями, за слабое раз­ вертывание военно-научной пропаганды. Из десяти намеченных по этим вопросам пунктов больше половины остались не­ выполненными. II так из месяца в месяц. Почему так происходит? Причина в том, что секретарь старался всюду поспевать сам, не советовался с активом, не опирал­ ся на него в работе. Членов бюро он со­ бирал лишь для того, чтобы провести то или иное составленное им решение. За истекший год на своих заседаниях пар­ тийное бюро рассмотрело 32 вопроса. И только два из них были подготовлены ак­ тивистом Земсковым. Во всех остальных случаях сам секретарь почти неизменно был и докладчиком, и автором проекта решения. Недавно здесь также состоялось от­ четно-выборное собрание. Доклад на нем не содержал глубокого анализа работы. За его подготовку секретарь взялся заблаго­ временно, но отнесся к этому делу без ду­ ши; он даже не посоветовался с членами бюро. Немалая вина ложится и на самих чле­ нов бюро, которые обязаны всегда и во всем быть принципиальными, непримири­ мыми к недостаткам. Указанные нарушения принципа кол­ лективности в партийном руководстве го­ ворят о серьезных недостатках, имею­ щихся у политработников частей, упоми­ навшихся в статье. Они, видимо, поверх­ ностно знакомятся с положением дел в партийных организациях, мало учат се­ кретарей практике работы. Увлекаясь по­ становкой «больших», «общих» вопро­ сов, они проходят мимо повседневных, будничных задач, мимо текущей деятель­ ности коммунистов и всего личного со­ става. Партийная работа — это, в первую оче­ редь, живая воспитательная работа с людьми. Ее успех достигается лишь при том условии, если будут строго соблюдать­ ся нормы партийной жизни и принципы коллективного руководства. Офицер А. ЛЕБЕДЕВ. «ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ — НЕОСЛАБНОЕ ВНИМАНИЕ» Под таким заголовком была напечатана зациях Северовоенморстроя проводится об- корреспонденция в Л? 233 нашей газеты, щественный смотр по технике безопасно- Как сообщил главный инженер Севе- сти и ПрНННМаются меры по устранению ровоенморстроя в редакцию, виновные, ____ допустившие нарушения правил техники выявленных недостатков по охране тр>д безопасности, наказаны. Сейчас в органи- на строительных площадках. К 5 0 -л е тию п е р в о й р у с с к о й р е в о лю ц и и ВСЕРОССИЙСКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАЧКА В нынешнем году народы Советского Союза и все прогрессивное человечество отмечают славное пятидесятилетие первой русской революции, явившейся вместе с тем и первой народной революцией эпохи империализма. Революция 1905— 1907 гг., организую­ щей и вдохновляющей силой которой явилась Коммунистическая партия, руко­ водимая великим Лениным, потрясла до основания одряхлевший самодержавный строй России. Она явилась важным эта­ пом борьбы рабочих и крестьян России за свое социальное и национальное ос­ вобождение. Огромное значение для дела революции имела книга В. И. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической ре­ волюции», давшая гениальное обоснова­ ние большевистской тактики, выработан­ ной III с’ездом РСДРП. В решениях с’езда указывалось, что одной из важнейших задач партии является организация про­ летариата для всенародного вооруженного восстания, без чего немыслимо свержение царизма и завоевание демократической республики^ В. И. Ленин выдвинул и все­ сторонне обосновал лозунги, с помощью которых партия мобилизовывала массы и организовала их на восстание. Этими лозунгами были: массовая политическая стачка, революционное осуществление 8- часового рабочего дня, организация рево­ люционных крестьянских комитетов для демократических преобразований в дерев­ не, вплоть до конфискаций помещичьих земель, вооружение рабочих. Значение революции 1905 — 1907 гг. было огромным не только для трудящихся России, но и для эксплуатируемых народ­ ных масс Европы и Азии. Удар, который был нанесен царизму революционными ра­ бочими и крестьянами России, был од­ новременно ударом и по всей империали­ стической системе. «Без «генеральной репе­ тиции» 1905 года победа Октябрьской ре­ волюции 1917 года была бы невозмож­ на», — писал В. И. Ленин. •it h it В славной истории первой русской ре­ волюции Всероссийская Октябрьская по­ литическая стачка 1905 года занимает особое место. Она подняла на небывалую до того высоту политическое сознание ра­ бочих России, способствовала росту поли­ тической сознательности крестьян, укреп­ ления союза рабочих и крестьян, при­ вела к образованию новых народных ор­ ганов власти — Советов депутатов тру­ дящихся. К осени 1905 года революция достиг­ ла нового под’ема. К этому времени по всей стране в активную борьбу с ца­ ризмом включились рабочие и крестьяне, участились выступления в армии и во флоте. Революционное движение народов России вошло в новую полосу. Оно выли­ лось в грандиозную Октябрьскую полити­ ческую стачку, в которой участвовало свыше двух миллионов человек. Еще в сентябре среди рабочих проводи­ лась открытая агитация за всеобщую стач­ ку. Волна стачечного движения особенно стремительно начала нарастать в начале октября. В Петербурге 3 октября забасто­ вали рабочие типографий. 7 октября 1905 г. остановились железнодорожные мастерские Московско-Казанской дороги, а 8 октября забастовал уже весь Московский железнодорожный узел. К рабочим-же- лезнодорожникам присоединились _ рабочие 79 предприятий Москвы. В одной из ли­ стовок Московский комитет РСДРП писал в те дни: «Товарищи! Рабочий класс восстал на борьбу. Бастует пол-Москвы. Скоро может быть забастует вся Россия. В могучем по­ рыве рабочий класс стремится свергнуть вековой гнет насилия и произвола... В этот великий миг каждый, кто не обра­ тился в бесчувственный камень, каждый, в груди у кого бьется пролетарское серд­ це, должен встать на борьбу. Кто не с нами — тот против нас, кто сидит те­ перь, сложа руки, — тот изменник ра­ бочему делу. Бастуйте ж е Есе до одного!». С подобными листовками, призывами обращались к рабочим большевистские ор­ ганизации многих городов. Рабочий класс России откликнулся на призыв большеви­ ков и превратил отдельные забастовки во всеобщую стачку. Из Москвы, где забастов­ ка проходила особенно организованно, а также из Петербурга она перебросилась в другие города. Бастовали рабочие Харь­ кова, Киева, Челябинска, Иркутска, Сим­ бирска, Екатеринослава, Ярославля и дру­ гих городов. В активную борьбу включи­ лись национальные окраины России — Польша, Прибалтика, Азербайджан, Тур­ кестан, Казахстан. Революционный порыв нарастал с каж­ дым днем. 12 октября забастовку об’яви- ли рабочие — железнодорожники 14 до­ рог России. Прекратилось движение поез­ дов на железных дорогах общей протяжен­ ностью почти 40 тысяч верст. К Всерос­ сийской стачке примкнуло около 750 ты­ сяч рабочих и служащих этих дорог. Политическая стачка охватила вскоре всю страну, приняла всероссийский раз­ мах. Она проходила под лозунгами: «До­ лой самодержавие!», «Да здравствует уч­ редительное собрание!», «Да здравствует демократическая республика!». В октябрьской политической стачке к пролетариату присоединились мелкие слу­ жащие, учащиеся, интеллигенция. Наи­ высшего развития стачка достигла 17 ок­ тября (30 октября по новому стилю). Вся жизнь страны была приостановлена. Си­ ла правительства была парализована. «Всероссийская политическая стачка, —писал в те дни В. И. Ленин,—охватила на этот раз действительно всю страну, оо’едииив в геройском под’еме самого уг­ нетенного и самого передового класса все народы проклятой «империи» Россий­ ской» (Соч., т. 9, стр. 362). Под натиском широчайших масс тру­ дящихся, насмерть перепуганное прави­ тельство в такой обстановке было вынуж- дено выступить с манифестом 17 октября, в котором лицемерно были обещаны наро­ ду «незыблемые основы гражданской сво­ боды». Однако манифест 17 октября был ложью, уловкой, нужной царю для полу­ чения передышки, для того, чтобы выиг­ рать время и затем задушить революцию. В. И. Ленин указывал, что революция 1 905— 1907 гг. во всемирной истории была первой революцией, в которой мас­ совая политическая стачка сыграла не­ обыкновенно большую роль. В ходе революции, вместе с нараста­ нием ее, росло и крестьянское движение. Так, если весной 1905 г. против помещи­ ков вели открытую борьбу крестьяне только одной седьмой части всех уездов России, то к осени того же года выступи­ ло уже более одной трети уездов. Особен­ но активными были выступления кресть­ ян в таких районах, как Центрально­ черноземная полоса, П оволот* Украина, Закавказье, Прибалтика. О выступлениях осенью 1905 года кре­ стьян В. И. Ленин говорил в докладе о революции 1905 года: «Больше одной трети уездов во всей стране было тогда охвачено так называемыми «крестьянски­ ми беспорядками» и настоящими кресть­ янскими восстаниями. Крестьяне сожгли до 2-х тысяч усадеб и распределили меж­ ду собой жизненные средства, награблен­ ные дворянскими хищниками у народа». ■а * -л В дни Всероссийской политической стач­ ки в ряде городов России родилась и по­ лучила свое развитие новая форма орга­ низации трудящихся — Советы рабочих депутатов. Вслед за созданным еще летом 1905 года Советом уполномоченных, ко­ торый выполнял роль руководящего орга­ на иваново-вознесенских рабочих, Советы рабочих депутатов были организованы осенью 1905 г. в Петербурге, Москве, Ростове, Киеве и многих других городах. Создание неизвестной до этого новой массовой политической организации — Советов рабочих депутатов является вели­ чайшей заслугой рабочего класса России. В дальнейшем, на основании изучения опыта двух русских революций, Ленин пришел к выводу, что Советы являются лучшей формой диктатуры пролетариата. Советы рабочих депутатов, возникшие как боевые органы руководства забасто­ вочным движением, превратились в ходе революции 1905 года в органы вооружен­ ного восстания, к которому вплотную при­ вела рабочий класс России Всероссийская Октябрьская политическая стачка. По оп­ ределению В. И. Ленина, Советы рабочих депутатов являлись зачатками революци­ онно-демократической диктатуры проле­ тариата и крестьянства. * ☆ ☆ Большевики, Ленин всегда придавали исключительно большое значение вопросу военно-политической работы, развертыва­ нию широкой пропаганды в армии и во флоте. Активная работа партии в армии и фло­ те, рост революционных событий к осе­ ни 1905 года не могли не сказаться и на «опоре» царского правительства — ар­ мии и флоте. Еще не умолкла слава «Потемкина», пронесшаяся не только по всей России, но и по всему миру, а русские солдаты и матросы снова явили пример своей ре­ волюционной активности, принимая жи­ вейшее участие в общей борьбе народа за свержение ненавистного царизма. С новой силой в дни октябрьской стач­ ки вспыхнули волнения солдат в Киеве, Риге, Варваше, Курске, Тифлисе, Сухуми, Ташкенте и д р у г и х говолах. Во Флоте пер­ выми осенью 1905 года выступили ма­ тросы и солдаты Кронштадта. Уже с 18 октября в Кронштадте начались волне­ ния матросов и солдат, достигшие наи­ большего размаха 26 и 27 октября 1905 года. Центральный Комитет РСДРП и военная организация при Петербургском^ комитете партии проводили большую работу среди солдат и матросов Кронштадта, периоди­ чески посылая туда руководящих работ­ ников для оказания помощи местной со­ циал-демократической организации. Вслед за революционными выступлени­ ями в Кронштадте начались серьезные выступления матросов Каспийской флоти­ лии. Революционное движение разверну­ лось также и во Владивостоке. Активи­ зировались революционные выступления среди матросов и солдат Черноморского флота и Севастопольского гарнизона. и ☆ ■* Октябрьская политическая стачка, как и весь ход революции 1905 года, дала могучий толчок под’ему революционного движения рабочих Европы, национально- освободительного движения угнетенных народов Азии. Начиная с 1905 года международный пролетариат в самых широких размерах стал применять в своей борьбе опыт рус­ ских рабочих — массовую политическую стачку. Особенно широко это оружие ста­ ло применяться после Великой Октябрь­ ской социалистической революции. В ус­ ловиях нового, второго этапа общего кри­ зиса капитализма стачечное движение в странах капитала приняло невиданный размах. Оружие массовой политической стачки, созданное русским пролетариатом, неустанно совершенствуется, становится с каждым днем все более гибким. Руководствуясь учением В. И. Ленина о массовых политических стачках, опираясь на великий опыт русского пролетариата и на свой собственный опыт борьбы, комму­ нистические и рабочие партии капитали­ стических стран используют массовые стачки для организации трудящихся на борьбу с капиталистическим гнетом за мири демократию и социализм. Г. ГОРИНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz