На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 30 октября 1955 г., N® 258 (5410). УЧЁБА В МОРЕ Настойчиво совершенствоватьбоевоемастерство На приз Военно-Морского Флота Корабль вышел в море на состяза тельный поиск. Этому предшествовала большая подготовительная работа моря ков. Особенно много потрудились акус тики и минеры. Они понимают, что право участия в состязательном поис ке на приз Военно-Морского Флота зас луживают лучшие корабли. В последнее время моряки получили высокую оцен ку за выполнение ряда сложных задач. И вот наступил долгожданный день. От точного выполнения задачи решался вопрос: завоюет ли подразделе ние приз Военно-Морского Флота в третий раз, ибо два истекших года оно прочно удерживало его в своих руках. ...Корабль идет к месту поиска. Не погода усложняет выполнение задачи. Быстро темнеет. Подается команда: — Открыть гидроакустическую вах ту! Все ждут... Комендоры, мотористы, минеры. В эти минуты все зависит от акустиков. У штурвала опытный акустик стар шина 2 статьи Ганин. Ему не впервые слушать шум прибоя. Пока тихо, но... что это? Эхо! Моряк не спешит. Еще раз проверяет, не ложное ли? Нет, это лодка... И вот с лодкой установлен контакт. Эта весть с быстротой молнии распрост раняется по кораблю, вызывая у моря ков чувство гордости за свой корабль, за мастерство акустиков. Корабль приближается г. цели. На мостике сосредоточенно вглядывается вдаль передовой командир. Теперь на вахте гидроакустик старшина 2 статьи Грызилов — классный специалист, от личник боевой и политической подго товки. Твердый и уверенный голос коман дира разносится по корабельной тран сляции: — Боевая тревога!.. •• — Подводная лодка!.. — Идут на пряженные секунды. — Бомбы товсь! — Первая!.. — бомба полетела в глубину«моря. — Вторая!.. Атака прошла успешно. С приходом кораблей в базу началь ник штаба Северного флота вице-адми рал Шибаев поздравил матросов, стар шин и офицеров с успешным решением поставленных перед ними задач и по желал им дальнейших успехов в бое вой и политической подготовке. Матрос 3. ДОРОФЕЕВ. Как в бою Корабль вышел в море. Звучит сигнал, п вот уже начинаются учения. В башню поступают данные из центрального поста. Расчеты орудий выполняют наводку. Четки и уверенны действия командира орудия старшины 1 статьи Черновола, за мочных Катаева и Демидова, заряжающе го старшего матроса Воронцова. Верти кальную наводку на одном из орудий вы полняет молодой матрос Жигулин. За ко роткий срок службы он сумел зарекомен довать себя любознательным воином, Хо рошо усвоил основные узлы сложной тех ники. II сейчас на тренировке моряк дей ствует уверенно. Неожиданно «отказал» снарядный эле ватор. — Перехожу на ручную подачу! — докладывает матрос Попов. Одновременно «выходит» из строя горизонтальное наве дение. Но наводчик старший матрос Са- ченков быстро устраняет неполадки... Учение окончено. Командир подводит итоги. Он делает замечания, в заключе ние призывает моряков всегда действовать на боевых постах, как в настоящем бою. Матрос Е . ГАЦ. Торпеды прошли под целью. Осталось поднять их на борт корабля, и успех ‘вы полнения задачи будет закреплен. Над этим и трудятся моряки корабля под руко водством капитан-лейтенанта Рябцева (первый справа). И хотя корабль сильно к а чает, дело идет на лад. НА СНИМКЕ : момент под’ема торпеды на корабль. Фото В. Красильникова. Тренировка сигнальщиков на походе Тренировки н.а боевом посту в морс являются одним из главных элементов подготовки сигнальщиков. Обеспечить чет кую зрительную связь в любых метеороло гических условиях — такая задача стоит перед сигнальщиками. Они должны все видеть, все замечать и обо всем своевре менно докладывать командиру. Опыт Великой Отечественной войны показал, что там, где зрительная связь и нлблюдешге организованы хорошо, всегда успех будет обеспечен. И наоборот — по теря бдительности сигнальщиками приво дит к печальным последствиям. Вот поче му на каждой тренировке, проводимой на боевом посту в море в различное время суток, сигнальщики должны вырабаты вать в себе такие волевые качества, как стойкость, выносливость, мужество и лю бовь к морю. Следует максимально использовать вре мя, отводимое для тренировок. Только при условии, что вводные будут готовиться творчески, учеба станет интересной и даст много пользы. Такие вопросы, как обна ружение об’екта цели, нужно прорабаты вать особенно тщательно, добиваясь быст роты и точности. Переход на аварийное питание, устранение повреждений должны осуществляться в строгой последователь ности. При использовании светосигналь ных приборов направленного действия на до следить, чтобы матрос правильно наво дил луч на принимаемый об’ ект, чтобы скорость передачи не шла в ущерб чет кости, ибо от этого во многом зависит без ошибочность приема. Особое внимание нужно обращать на молодых сигнальщиков, требовать от них строгого выполнения правил зритель ной связи и наблюдения. При трени ровке важно: как подается команда, как она выполняется, какие допускаются не точности. На все эти вопросы надо обра щать серьезное внимание, ибо, как на учишь сигнальщика в мирное время, так он будет действовать в настоящем бою. В своей практике мне приходилось сталки ваться с такими фактами. Идет тренировка по сигналопроизводст- ву. Замечаю, что матрос Кащеев работает с ленцой, допускает, на ‘его взгляд, «мел кие промахи»: слабо крепит фалы за ут ку, они запутаны, а он их не приводит в порядок. В результате на поднятие сиг нала уходило много времени, кроме того уже набранный сигнал при под’еме запу тывался, флаги скручивались и понять смысл их сочетания почти невозможно. Мне пришлось много поработать с ма тросом, пока я научил его хорошо дейст вовать. Сейчас Кащеев быстро и правиль но поднимает сигналы. Совсем другое было у матроса Назарова. Из-за ненужной торопливости он путал флаги, неверно репетовал сигнал. Это — недопустимое явление. Как-то Назаров поднял неправильно сигнал. — Почему ошибаетесь? — спросил я матроса. Сигнальщик смутился: — Хотелось быстрее, — ответил оп. Пришлось об’яснить, как вредна из лишняя торопливость. После тренировок я, как правило, про вожу их разбор. Каждому матросу ука зываю на его ошибки. Тут же советую, как их устранить. Во время повторных тренировок подобные ошибки молодыми сигнальщиками уже не повторялись. Значительное внимание должно уде ляться вопросам несения ходовой вахты в плохую видимость, дождь, снег, туман и дымку. Надо умело сочетать зрительную связь и наблюдение со средствами звуко вой сигнализации, соблюдая при этом строгий порядок приема и передачи сиг налов. У сигнальщика в процессе учебы должны вырабатываться инициатива и находчивость. В подготовке молодых специалистов не следует допускать ни малейшего нару шения правил зрительной связи и наб людения. Все тренировки должны строиться на принципе: учить моряков тому, что не обходимо на войне. Этого мы придержи ваемся в своей боевой учебе в море. Старшина 1 статьи В. ВИНОГРАДОВ. Они обеспечивают ход корабля Качка стала ощущаться через несколько часов после начала похода. Правда, ве тер был небольшой силы и по морю не гу ляли барашки — эти неизменные спут ники шторма. Но крупная зыбь «дожила» корабль то на один, то на другой борт. В такой обстановке нелегко нести по ходную вахту на любом боевом посту. Ру левой с трудом удерживает корабль на курсе, в непрерывном напряжении артил леристы. Они зорко наблюдают за морем и воздухом. Тяжело и морякам электромеха нической боевой части. Качка усложняет их действия. Одну из главных и наиболее сложных вахт несет отличник боевой и политиче ской подготовки старший матрос Широ ков. Он обслуживает маневровое устрой ство. Воин сосредоточен, его взгляд уст ремлен на щит с контрольно-измеритель ными приборами. Широков глубоко соз нает ответственность своих обязанностей и несет вахту в точном соответствии с требованиями инструкций. Корабль часто маневрирует. Командир то и дело передвигает ручки машинного телеграфа. В машинном отделении раз дается ревун и загорается синяя сигналь ная лампочка — необходимо изменить ход. Широков немедленно репетует прика зания и сразу же поворачивает штурвал маневрового устройства. Рядом с Широковым рабочее место старшины 2 статьи Глазунова. Он — старшина вахты, несет ответственность за безотказное действие всех технических средств, находящихся в машинном отде лении. Глазунов постоянно находится в движении. В течение вахты он неодно кратно обходит машинное отделение, конт ролирует работу подчиненных. Вот старшина вахты останавливается возле масляного сепаратора, внимательно прослушивает механизм. Глазунов замеча ет чуть заметное дребезжание. Конечно, агрегат может работать, но... моряк про веряет по журналу, сколько часов прора ботал сепаратор. Догадка его верна: меха низм пора чистить. Глазунов приказывает матросам Тельманову и Коновалову разоб рать масляный сепаратор и привести его в порядок. Через некоторое время меха низм вновь работает исправно. Вахтенным у подшипников стоит отлич ник боевой и политической подготовки Коновалов. Его обязанности сложные: он обслуживает несколько десятков подшип ников. От внимательности и расторопно сти моряка зависит безаварийное плава ние. Коновалов заметил, что температура одного из подшипников повысилась. Доло жил об этом Глазунову, и тот принял необходимые меры. Безотказное действие техники обеспечи вает коммунист ставший матрос Царьков. Его заведывание большое — несколько насосов и циркуляционно-конденсатная система. II Царькову приходится прикла дывать много сил и труда, чтобы обеспе чить работу материальной части. Все машинисты-турбинисты, возглав ляемые старшиной 2 статьи Глазуновым, успешно справляются с обязанностями. Они добросовестно выполняют свой долг перед Родиной. Особенно большую пользу их боевой выучке приносят выходы корабля в море, занятия и тренировки, связанные с прео долением трудностей. Матрос С. ТАШУЕВ. Торпеды прошли под целью Успешное решение огневой задачи зависело от подготовки экипажа. Командир минно-торпедного подразделения и стар шина команды Котюбпн детально обсудили ее со своими подчиненными, на многих примерах показали, что итоги стрель бы зависят от слаженной работы у боевых механизмов всех ма тросов и старшин. ...Корабль вышел в море. Морякам удается своевременно обнаружить цель. Команды следуют одна за другой. Раздается характерное шипение, и торпеды пдут к цели. Корабль выпол нил очередную задачу с высокими показателями. — Артиллеристы, на спуск шлюпки! — приказывает коман дир. Шлюпочная команда состояла из комендоров во главе с офицером Чулковым. Они должны выловить все торпеды и от буксировать их к борту корабля. Умелые, мужественные воины отлично справились с порученным делом. Матрос 3. ЛАУДАМ, Матрос Ю. УТКИН. Повышать уровень внутрипартийной работы С о т ч е т н о -вы б о р ны х со б р ан и й Помощь коммунистов командиру в ре шении задач боевой и политической под готовки и укреплении воинской дисци плины во многом зависит от качества внутрипартийной работы, от строгого соб людения секретарями и бюро норм пар тийной жизни и принципов коллективного руководства. Отчетно-выборные собрания со всей наглядностью подтверждают это. Там, где внутрипартийная жизнь бьет ключом, где на собраниях и заседаниях остро об суждаются наиболее актуальные вопросы, где в почете критика, самокритика, конт роль и проверка исполнения, там вы сока политическая активность коммуни стов и их влияние на личный состав ощущается повседневно. Например, в парторганизации Н-ской части коммуни сты работают целеустремленно, умеют на ходить главное звено и доводить начатое дело до конца. Члены бюро, регулярно со бираясь на свои заседания, коллективно составляют планы и совместно добиваются проведения каждого намеченного меро приятия. К обсуждению таких вопросов, как идейно-политическое образование коммунистов, повышение их роли в вы полнении планов боевой подготовки и т. п., бюро привлекает широкий актив. Члены бюро Загаинов, Чистяков и другие, повсе дневно бывая в подразделениях, тесно об щаясь с воинами, хорошо знают жизнь части, состояние боевой и политической подготовки, запросы и нужды личного со става. Это позволяет им своевременно принимать меры к устранению недостат ков и поддержанию всего цепного, пере дового. К сожалению, есть еще такие партий ные организации, где принцип коллектив ности нарушается. Отдельные секретари пытаются всю Баботу проводить единолич но, без вовлечения в нее членов бюро, без опоры на актив. Партийные собрания и заседания онп созывают нерегулярно. Так именно поступал секретарь партий ной организации тов. Краузе. Его стиль руководства привел к сильному ослабле нию внутрипартийной работы. На отчетно-выборном собрании комму нисты указывали, что тов. Краузе не счи тался с мнением активистов, даже ут верждение планов работы иногда прово дил без участия половины состава бюро. Кабинетным порядком составлял он и проекты решений. Не случайно почти все онп похожи одно на другое и мало конкретны, состоят из общих пожела ний. Не приходится доказывать, что та кие решения были оторваны от жизни и оставались невыполненными. Отсутствие коллективности в работе бюро отрицательно сказалось на выполне нии поручений и принимаемых решений. Несколько раз бюро планировало за седания с вопросом об оказании помощи командиру в выполнении задач боевой подготовки. Но заседания эти не состоя лись. В течение года члены партийного бюро ни разу не обсудили состояние во инской дисциплины среди коммунистов, хотя отдельные из них не служат приме ром в выполнении служебного долга. Пар тийное бюро плохо руководило комсомоль ской организацией. Коммунисты нс раз критиковали руко водителей своей организации за то, что они не уделяют должного внимания распреде лению партийных поручений, не осуще ствляют контроля за тем, как члены ^ и кандидаты партии выполняют свои обя занности. Однако бюро не сделало пз этой критики серьезных выводов. Многие чле ны и кандидаты партии и в настоящее -----------О ----------- По следам наших выступлений время не имеют периодических заданий. К таким относится тов. Стариков. Он бо лее трех месяцев не проводил бесед и других массовых мероприятий. Дело до шло до того^ что Стариков перестал посе щать партийные собрания, по два-три ме сяца не платит членские взносы. Секре тарь и члены бюро мирятся с этим поло жением. Успехи в организаторской работе имеет тот руководитель, который вовлекает в активную партийную жизнь всех ком мунистов, добивается, чтобы они уме ли самостоятельно решать текущие во просы, чтобы политику партии прово дили они в жизнь без подталкива ния, с душой и инициативой. Где пре небрегают этим требованием, там неиз бежны Формализм и казенщина, застой в работе. Так именно и произошло уже в другой парторганизации. Здесь члены бю ро и лично секретарь слабо вовлекали в общественную деятельность коммунистов, недостаточно осуществляли контроль за выполнением принятых решений, не пред’являлп должной требовательности к нерадивым. На одном из собраний было намечено обсудить вопрос о работе ком мунистов с классными специалистами, сделать для молодых матросов доклад о требованиях Военной присяги. Ни то, ни другое мероприятие проведено не было. Примерно, такая же участь постигла решение следующего за этим собра ния. Коммунисты резко критиковали чле нов бюро за плохую работу с рационали заторами и изобретателями, за слабое раз вертывание военно-научной пропаганды. Из десяти намеченных по этим вопросам пунктов больше половины остались не выполненными. II так из месяца в месяц. Почему так происходит? Причина в том, что секретарь старался всюду поспевать сам, не советовался с активом, не опирал ся на него в работе. Членов бюро он со бирал лишь для того, чтобы провести то или иное составленное им решение. За истекший год на своих заседаниях пар тийное бюро рассмотрело 32 вопроса. И только два из них были подготовлены ак тивистом Земсковым. Во всех остальных случаях сам секретарь почти неизменно был и докладчиком, и автором проекта решения. Недавно здесь также состоялось от четно-выборное собрание. Доклад на нем не содержал глубокого анализа работы. За его подготовку секретарь взялся заблаго временно, но отнесся к этому делу без ду ши; он даже не посоветовался с членами бюро. Немалая вина ложится и на самих чле нов бюро, которые обязаны всегда и во всем быть принципиальными, непримири мыми к недостаткам. Указанные нарушения принципа кол лективности в партийном руководстве го ворят о серьезных недостатках, имею щихся у политработников частей, упоми навшихся в статье. Они, видимо, поверх ностно знакомятся с положением дел в партийных организациях, мало учат се кретарей практике работы. Увлекаясь по становкой «больших», «общих» вопро сов, они проходят мимо повседневных, будничных задач, мимо текущей деятель ности коммунистов и всего личного со става. Партийная работа — это, в первую оче редь, живая воспитательная работа с людьми. Ее успех достигается лишь при том условии, если будут строго соблюдать ся нормы партийной жизни и принципы коллективного руководства. Офицер А. ЛЕБЕДЕВ. «ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ — НЕОСЛАБНОЕ ВНИМАНИЕ» Под таким заголовком была напечатана зациях Северовоенморстроя проводится об- корреспонденция в Л? 233 нашей газеты, щественный смотр по технике безопасно- Как сообщил главный инженер Севе- сти и ПрНННМаются меры по устранению ровоенморстроя в редакцию, виновные, ____ допустившие нарушения правил техники выявленных недостатков по охране тр>д безопасности, наказаны. Сейчас в органи- на строительных площадках. К 5 0 -л е тию п е р в о й р у с с к о й р е в о лю ц и и ВСЕРОССИЙСКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАЧКА В нынешнем году народы Советского Союза и все прогрессивное человечество отмечают славное пятидесятилетие первой русской революции, явившейся вместе с тем и первой народной революцией эпохи империализма. Революция 1905— 1907 гг., организую щей и вдохновляющей силой которой явилась Коммунистическая партия, руко водимая великим Лениным, потрясла до основания одряхлевший самодержавный строй России. Она явилась важным эта пом борьбы рабочих и крестьян России за свое социальное и национальное ос вобождение. Огромное значение для дела революции имела книга В. И. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической ре волюции», давшая гениальное обоснова ние большевистской тактики, выработан ной III с’ездом РСДРП. В решениях с’езда указывалось, что одной из важнейших задач партии является организация про летариата для всенародного вооруженного восстания, без чего немыслимо свержение царизма и завоевание демократической республики^ В. И. Ленин выдвинул и все сторонне обосновал лозунги, с помощью которых партия мобилизовывала массы и организовала их на восстание. Этими лозунгами были: массовая политическая стачка, революционное осуществление 8- часового рабочего дня, организация рево люционных крестьянских комитетов для демократических преобразований в дерев не, вплоть до конфискаций помещичьих земель, вооружение рабочих. Значение революции 1905 — 1907 гг. было огромным не только для трудящихся России, но и для эксплуатируемых народ ных масс Европы и Азии. Удар, который был нанесен царизму революционными ра бочими и крестьянами России, был од новременно ударом и по всей империали стической системе. «Без «генеральной репе тиции» 1905 года победа Октябрьской ре волюции 1917 года была бы невозмож на», — писал В. И. Ленин. •it h it В славной истории первой русской ре волюции Всероссийская Октябрьская по литическая стачка 1905 года занимает особое место. Она подняла на небывалую до того высоту политическое сознание ра бочих России, способствовала росту поли тической сознательности крестьян, укреп ления союза рабочих и крестьян, при вела к образованию новых народных ор ганов власти — Советов депутатов тру дящихся. К осени 1905 года революция достиг ла нового под’ема. К этому времени по всей стране в активную борьбу с ца ризмом включились рабочие и крестьяне, участились выступления в армии и во флоте. Революционное движение народов России вошло в новую полосу. Оно выли лось в грандиозную Октябрьскую полити ческую стачку, в которой участвовало свыше двух миллионов человек. Еще в сентябре среди рабочих проводи лась открытая агитация за всеобщую стач ку. Волна стачечного движения особенно стремительно начала нарастать в начале октября. В Петербурге 3 октября забасто вали рабочие типографий. 7 октября 1905 г. остановились железнодорожные мастерские Московско-Казанской дороги, а 8 октября забастовал уже весь Московский железнодорожный узел. К рабочим-же- лезнодорожникам присоединились _ рабочие 79 предприятий Москвы. В одной из ли стовок Московский комитет РСДРП писал в те дни: «Товарищи! Рабочий класс восстал на борьбу. Бастует пол-Москвы. Скоро может быть забастует вся Россия. В могучем по рыве рабочий класс стремится свергнуть вековой гнет насилия и произвола... В этот великий миг каждый, кто не обра тился в бесчувственный камень, каждый, в груди у кого бьется пролетарское серд це, должен встать на борьбу. Кто не с нами — тот против нас, кто сидит те перь, сложа руки, — тот изменник ра бочему делу. Бастуйте ж е Есе до одного!». С подобными листовками, призывами обращались к рабочим большевистские ор ганизации многих городов. Рабочий класс России откликнулся на призыв большеви ков и превратил отдельные забастовки во всеобщую стачку. Из Москвы, где забастов ка проходила особенно организованно, а также из Петербурга она перебросилась в другие города. Бастовали рабочие Харь кова, Киева, Челябинска, Иркутска, Сим бирска, Екатеринослава, Ярославля и дру гих городов. В активную борьбу включи лись национальные окраины России — Польша, Прибалтика, Азербайджан, Тур кестан, Казахстан. Революционный порыв нарастал с каж дым днем. 12 октября забастовку об’яви- ли рабочие — железнодорожники 14 до рог России. Прекратилось движение поез дов на железных дорогах общей протяжен ностью почти 40 тысяч верст. К Всерос сийской стачке примкнуло около 750 ты сяч рабочих и служащих этих дорог. Политическая стачка охватила вскоре всю страну, приняла всероссийский раз мах. Она проходила под лозунгами: «До лой самодержавие!», «Да здравствует уч редительное собрание!», «Да здравствует демократическая республика!». В октябрьской политической стачке к пролетариату присоединились мелкие слу жащие, учащиеся, интеллигенция. Наи высшего развития стачка достигла 17 ок тября (30 октября по новому стилю). Вся жизнь страны была приостановлена. Си ла правительства была парализована. «Всероссийская политическая стачка, —писал в те дни В. И. Ленин,—охватила на этот раз действительно всю страну, оо’едииив в геройском под’еме самого уг нетенного и самого передового класса все народы проклятой «империи» Россий ской» (Соч., т. 9, стр. 362). Под натиском широчайших масс тру дящихся, насмерть перепуганное прави тельство в такой обстановке было вынуж- дено выступить с манифестом 17 октября, в котором лицемерно были обещаны наро ду «незыблемые основы гражданской сво боды». Однако манифест 17 октября был ложью, уловкой, нужной царю для полу чения передышки, для того, чтобы выиг рать время и затем задушить революцию. В. И. Ленин указывал, что революция 1 905— 1907 гг. во всемирной истории была первой революцией, в которой мас совая политическая стачка сыграла не обыкновенно большую роль. В ходе революции, вместе с нараста нием ее, росло и крестьянское движение. Так, если весной 1905 г. против помещи ков вели открытую борьбу крестьяне только одной седьмой части всех уездов России, то к осени того же года выступи ло уже более одной трети уездов. Особен но активными были выступления кресть ян в таких районах, как Центрально черноземная полоса, П оволот* Украина, Закавказье, Прибалтика. О выступлениях осенью 1905 года кре стьян В. И. Ленин говорил в докладе о революции 1905 года: «Больше одной трети уездов во всей стране было тогда охвачено так называемыми «крестьянски ми беспорядками» и настоящими кресть янскими восстаниями. Крестьяне сожгли до 2-х тысяч усадеб и распределили меж ду собой жизненные средства, награблен ные дворянскими хищниками у народа». ■а * -л В дни Всероссийской политической стач ки в ряде городов России родилась и по лучила свое развитие новая форма орга низации трудящихся — Советы рабочих депутатов. Вслед за созданным еще летом 1905 года Советом уполномоченных, ко торый выполнял роль руководящего орга на иваново-вознесенских рабочих, Советы рабочих депутатов были организованы осенью 1905 г. в Петербурге, Москве, Ростове, Киеве и многих других городах. Создание неизвестной до этого новой массовой политической организации — Советов рабочих депутатов является вели чайшей заслугой рабочего класса России. В дальнейшем, на основании изучения опыта двух русских революций, Ленин пришел к выводу, что Советы являются лучшей формой диктатуры пролетариата. Советы рабочих депутатов, возникшие как боевые органы руководства забасто вочным движением, превратились в ходе революции 1905 года в органы вооружен ного восстания, к которому вплотную при вела рабочий класс России Всероссийская Октябрьская политическая стачка. По оп ределению В. И. Ленина, Советы рабочих депутатов являлись зачатками революци онно-демократической диктатуры проле тариата и крестьянства. * ☆ ☆ Большевики, Ленин всегда придавали исключительно большое значение вопросу военно-политической работы, развертыва нию широкой пропаганды в армии и во флоте. Активная работа партии в армии и фло те, рост революционных событий к осе ни 1905 года не могли не сказаться и на «опоре» царского правительства — ар мии и флоте. Еще не умолкла слава «Потемкина», пронесшаяся не только по всей России, но и по всему миру, а русские солдаты и матросы снова явили пример своей ре волюционной активности, принимая жи вейшее участие в общей борьбе народа за свержение ненавистного царизма. С новой силой в дни октябрьской стач ки вспыхнули волнения солдат в Киеве, Риге, Варваше, Курске, Тифлисе, Сухуми, Ташкенте и д р у г и х говолах. Во Флоте пер выми осенью 1905 года выступили ма тросы и солдаты Кронштадта. Уже с 18 октября в Кронштадте начались волне ния матросов и солдат, достигшие наи большего размаха 26 и 27 октября 1905 года. Центральный Комитет РСДРП и военная организация при Петербургском^ комитете партии проводили большую работу среди солдат и матросов Кронштадта, периоди чески посылая туда руководящих работ ников для оказания помощи местной со циал-демократической организации. Вслед за революционными выступлени ями в Кронштадте начались серьезные выступления матросов Каспийской флоти лии. Революционное движение разверну лось также и во Владивостоке. Активи зировались революционные выступления среди матросов и солдат Черноморского флота и Севастопольского гарнизона. и ☆ ■* Октябрьская политическая стачка, как и весь ход революции 1905 года, дала могучий толчок под’ему революционного движения рабочих Европы, национально- освободительного движения угнетенных народов Азии. Начиная с 1905 года международный пролетариат в самых широких размерах стал применять в своей борьбе опыт рус ских рабочих — массовую политическую стачку. Особенно широко это оружие ста ло применяться после Великой Октябрь ской социалистической революции. В ус ловиях нового, второго этапа общего кри зиса капитализма стачечное движение в странах капитала приняло невиданный размах. Оружие массовой политической стачки, созданное русским пролетариатом, неустанно совершенствуется, становится с каждым днем все более гибким. Руководствуясь учением В. И. Ленина о массовых политических стачках, опираясь на великий опыт русского пролетариата и на свой собственный опыт борьбы, комму нистические и рабочие партии капитали стических стран используют массовые стачки для организации трудящихся на борьбу с капиталистическим гнетом за мири демократию и социализм. Г. ГОРИНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz