На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.
«2 • Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 онтября 1955 г., N“ 235 (5387) Воспитывать у моряков безупречную исполнительность Передовые старшины делятся опытом работы по укреплению воинсной дисциплины Воинская дисциплина есть стро гое и точное соблюдение всеми во - еннослужащими порядка и правил , установленных законами и воински ми уставами. * * Воинская дисциплина основы - вается на сознании каждым военно служащим воинского долга и лич ной ответственности за защиту сво ей Родины — Союза Советских Со циалистических Республик. (И з Дисциплинарного устава Вооруженных Сил С ою за С С Р ). Л А Л Л Л Л Л А / Старшина 2 статьи С. Круликовский. Поступеням мастерства В машинном отделе нии идут занятия с мо лодыми матросами. Они приступили в изучению общего устройства за- эедьгвания. Им. конечно, хочется поскорее при ступить к практиче ским действиям — об служивать работающие механизмы в походе. Некоторые наивно пола гают, что дело это не т а кое уж сложное. Доста точно хорошо изучить инструкцию, поступать, как она предписывает, и — полный порядок. И я. зная из опыта их настроение, говорю: — Нередко молодые матросы считают, что стать хорошим спе циалистом можно без упорной учебы. Это, ко нечно, глубокое заблуждение. Техника у нас сложная. Чтобы умело ею управлять, нужно много и напряженно -работать. Но и этого мало. Воин должен обладать еще одним непре менным качеством — безукоризненной исполнительностью. Только при таком условии достигнешь вершин мастерства. В доказательство расскажу о наших передовых моря ках, о том. как они стали специалистами высокого класса. ...Наверняка немногого бы достиг машинист-турбинист старший матрос Новиков, если бы не его исключительная исполнительность. Помню, как вначале ему все казалось, трудным и недоступным. Но он не опускал рук, не отчаи вался. Даешь ему задание е часы самостоятельной подго товки изучить такую-то схему. Вечером он садится за чертежи, за учебник. Короче, выполнял все, что ему при- ш ы в а л старшина. Глядишь, назавтра схема уже изучена. Еще трудней приходилось Новикову при практическом обслуживании техники. Никак он не укладывался в нор мативные сроки. Тогда я приказывал ему больше трениро ваться, присматриваться к работе передовых специалистов. Исполнительный воин старательно выполнял эти указания. Иногда, отстояв вахту, он не уходил отдыхать, оставался возле заведывания, чтобы наблюдать за действиями более опытных, чем он. специалистов, поучиться у них. Воспи тывая у него привычку все делать по-уставному, я не ошибся. Она помогла Новикову стать классным специа листом. Исполнительность, вошедшая в кровь и плоть вои на, всегда, в самых тяжелых штормовых походах способ ствует образцовому выполнению любого приказа и распоря жения командира. Но совсем иначе получается у недисциплинированного, неисполнительного матроса Конева. Прикажешь ему повто рить принцип работы механизма, а он и не думает по-на стоящему засесть за учебу. Наспех пробежит глазами стра ницы учебника и думает, что этого достаточно. Спросишь его, а он ничего не усвоил. Оправдывается: тяжелый мате риал, мол, не понял. Халатность, нерадивость привели Ко нева к тому, что он при обслуживании техники допускает серьезные ошибки. Были случаи, когда матрос Конев нару шал инструкцию. Обо воем этом я рассказываю молодым матросам, с пер вых дней службы воспитывая у них безукоризненную ис полнительность. Я твердо уверен, что без этого качества нельзя стать отличным специалистом. Мне хочется вселить в сердца подчиненных стремление постоянно расти, изо дня в день подниматься по ступеням воинского мастерства, по тому что только таким путем становятся умелыми защитни ками своей родной Отчизны. Старшина 2 статьи С. КРУЛИКОВСКИЙ. В уставе скидок никому не дается — В уставе скидок никому не дается, — эти слова я впервые ус лышал от командира подразделения вскоре после того, как был назначен командовать отделением и получил звание старшины. Напомнил мне офицер эту хорошо известную всем истину неспроста. Дело в том, что по неопытности или в силу других причин я поначалу был недоста точно требователен к свою! подчи ненным. Офицер раз’яснил мне всю оши бочность такого подхода к делу и указал, что надо быть одинаково требовательным ко всем подчинен ным. — Послабления,— говорил коман дир подразделения, — хотите вы того или нет, приведут вас в пани братству с матросами. Это для стар шины тяжелый грех. Здесь уже не может быть и речи о беспрекослов ном повиновении, исполнительности. А исполнительность — главное в службе воина, залог всех его успе хов. И воспитывать такое качество у матросов нужно постоянно, доби ваясь точного выполнения всех ус тавных требований. Совет офицера я воспринял как должное. Среди моих подчиненных есть матрос Рожков. Служит он не пер вый год. Когда пришли на корабль молодые воины, Рожков, видимо, решил, что теперь ему можно ос лабить напряжение в учебе и служ бе. Пусть, мол, новички теперь по работают и постараются, как мы в свое время. И вот как-то после сигнала при ступить в приборке я обходил за ведывания овоих подчиненных. За мечаю. что матроса Рожкова на ме сте нет. Пришел он с большим опоз данием. После приборки я потребо вал от него об’яснить, чем вызван такой недостойный поступок. Он стал .распространяться о том, что, дескать, к нему, старослужащему воину, пред’являют такие же тре бования, как и к молодым матросам. Выслушав Рожкова, я молча взял со стола устав и протянул ему. — Покажите, где здесь говорится о том, что за долгосрочность служ бы военнослужащим следует давать скидку. Рожков замялся, не знал, что от ветить. Я предупредил матроса, что если еще раз повторится подобное, он будет строго наказан. II тут же приказал ему выполнить работу, которую тогда делали нович ки. Конечно, я проследил, чтобы Рожков исполнил все точно, как следует. Надо сказать, что с Рожковым приходится и сейчас немало «во зиться». Высокой исполнитель ностью он не отличается. Поэтому я стараюсь ие выпускать его из свое го поля зрения, никогда ие даю спуску ни в большом, ни в малом. В одном из походов матрос получил приказание устранить неисправ ность в электрической цепи. Со своей задачей он справился непло хо, а вот доложить о выполнении приказания почему-то забыл. При шлось ему сделать внушение, на помнить уставное требование о не обходимости докладывать о каждом исполненном распоряжении коман дира. Встречаются у матроса Рожкова из’яны и в содержании заведыва ния. Известно, что высокая испол нительность предполагает не толь ко четкое и своевременное выполне ние всех полученных приказании. Исполнительность — более широкое понятие. Одним из непременных ус ловии она ставит образцовое со держание оружия и боевой техники. Отсюда понятно, что я, как стар шина. воспитывая у своих подчи ненных исполнительность, не мог смириться с равнодушным отноше нием Рожкова в заведыванию. Приходилось с ним и беседовать, и наказывать его, добиваясь, чтобы он ^очно исполнял все требования во инской службы, все корабельные правила. Большую помощь в воспитании подчиненных исполнительными, примерными воинами оказывает нам командир подразделения. Он часто собирает старшин, анализирует их недостатки, указывает на положи тельный опыт, дает полезные сове ты. — У некоторых старшин, — го ворил на одной из таких бесед офицер, — встречаются две край ности: или они ставят себя в поло жение неприступных начальников, или скатываются до положения па нибратства. Как первое, так и вто рое плохо отражается на службе. Старшина 2 статьи В. Панкул. Исполнительность воспитать у под чиненных можно, только действуя строго по уставу. Присмотритесь к старшине Круликовскому. У него можно поучиться требовательности. Не удивительно, что все его подчи ненные дисциплинированные, ис полнительные воины. Вы обратили внимание, что матросы, ч у в с т в у я строгую, но справедливую требова тельность старшины, вместе с тем не чуждаются его. Командир подразделения напом нил, что устав обязателен не толь ко для матроссв, а и для всех вои нов: от рядового до адмирала. Нель зя воспитать у матроса высокую исполнительность, если сам стар шина допускает недисциплиниро ванность, неточно выполняет при казы офицера, нарушает корабель ный порядок или инструкции и наставления. Действительно, личный пример старшины очень много значит. В этом я убедился на собственном опыте. Сейчас в мое подчинение прибы.ш молодые матросы. С боль шим вниманием они следят за каж дым моим шагом. Это заставляет ме ня быть в себе особенно требова тельным. Отдает мне приказание офицер, я четко по-уставному пов-< торяю и тотчас же бегом направ ляюсь выполнять. И, конечно, ни когда не забываю доложить об ис полнении. Глядя на старшину, стремятся так же действовать и ма тросы. Но стоило бы мне в чем-ни будь отступить от уставных требо ваний, наверняка то же самое могли сделать и матросы. Они бы рассуж дали так примерно: «Если старши на так поступает, значит и нам можно, ведь он сам говорил, что устав для всех один». Да и вообще образцовая служба старшины дает ему моральное право проявлять же лезную требовательность и к подчи ненным. Приведу такой пример. Вскоре после прибытия на корабль моло дых матросов мы вышли в поход. Погода стояла свежая, сильно кача ло. Кое-кому из личного состава, особенно из новичков, было не по себе. Кружилась голова, тошнило. Я видел, как побледнел молодой ма трос Крымченког, дублировавший вахтенного электрика. Он все время поглядывал на меня, видимо, ста раясь узнать, как я себя чувствую. Зная об этом, я все распоряжения командира подразделения стремил ся выполнять особенно старательно и четко. Возможно, мой пример, подействовал на молодого матроса. Крымченков подтянулся и изо всех сил старался ие поддаваться качке И нужно отметить, что на всем про тяженпи плавания он ни разу не терял работоспособности, проявлял усердие в работе. Сейчас молодые матросы, как правило, дублируют на боевых по стах своих старослужащих товари щей. Понятно, что воспитание вы сокой исполнительности у новичков зависит не только от старшины но и от поведения матросов, с ко торыми находятся рядом в походе и в базе молодые воины. В беседах со старослужащими матросами призываю их служить образцом ис полнительности для новичков. Так, например, в старослужа щему матросу Торлокову дубле ром назначен один из недавно прибывших матросов Пахтусов. Торлоков известен в подразделении как оче^, исполнительный, знаю щий свое дело специалист. Его за- ведывание находится всегда в пол ной боевой готовности. Все обязан ности по слулсбе он выполняет без напоминания старшины. Я не пом ню. чтобы матрос Торлоков когда- либо неточно или несвоевременно выполнил мое распоряжение. Не значатся за ним также и наруше ния корабельных правил, не имел он замечаний и на берегу. Своему старшему товарищу ста рается подражать молодой матрос Пахтусов. С самого начала он доб росовестно изучает специальность. Приятно видеть, что Пахтусов пе ренял привычку матроса Торлокова любое приказание выполнять точно в срок, без суеты, спокойно. Даже внешне он старается быть таким же опрятным, подтянутым, как пе редовой воин Торлоков. За прилежа ние и исполнительность Пахтусов удостоился первого за службу по ощрения — благодарности. В заключение хочу сказать, что езоими успехами в воспитании подчиненных я во многом обязан командиру подразделения. Он нау чил меня требовательности. Я всегда помню и руководствуюсь в своей службе, учебе и работе его указа нием, что в уставе скидов никому не дается, что устав — закон во инской жизни. Старшина 2 статьи В. ПАНКУЛ. С первого дня службы без послаблений Соблюдать распорядок дня По кораблю разносится сигнал под’ема. Матросы быстро поднимаются с коек... Так начинается очередной день, насы щенный до краев боевой учебой, напря женным воинсвим трудом. И весь он, от под’ема до отбоя, строго рассчитан по ча сам и минутам, точно спланирован командиром. Распорядок дня предусматри вает четкую последовательность во всей жизни я учебе моряков. Корабельный устав подчеркивает, что всякое действие офицеров, старшин, матросов, предусмот ренное распорядком дня и приуроченное к определенному времени, должно произво диться точно в назначенное время, без предварительного доклада начальнику, если им не было отдано особого распоря жения. От строгого соблюдения распорядка дня зависят высокая дисциплина и испол нительность личного состава, организо ванность и боевая готовность корабля. Именно, добиваясь неукоснительного соблюдения всех пунктов распорядка дня подчиненными, можно привить им такое необходимое воинам качество, как испол нительность. Я всегда уделяю этому во просу большое внимание, не допускаю да же малейшего отступления от распорядка дня н уставов. В моем подчинении находится матрос Колокелов. Слое нет, специалист он от менный. в боевой подготовке слабины у него не найдешь. А вот, что касается по вседневной жизни на корабле, у него рань ше было не все гладко. Скажем, сыграли нод'ем. Личный состав приводит в порядок койки, торопится во-время занять место в строю, а матрос Колоколов продолжает нежиться е постели. Раз его предупреди ли. второй раз — •не помогает. Вижу со всем избаловался человек, решил, что если он специалист хороший, то ему можно простить такую «мелочь», как несвоевременный под’ем. «Нет, — думаю. — ошибаешься. Сегодня ты распорядок дня нару шаешь. а завтра, если тебя во-время не одер нуть. и приказание не исполнишь, как положе но. Так дело дальше не пойдет». В то же утро я нало жил на Колоколова взы скание. Да постарался, чтоб об этом узнал весь личный состав от деления. Урок не про пал даром. Колоколов сделал из него нужные выводы. С первых дней служ бы матросу надо дать понять, что в распорядке дня нет пунктов обязательных и не обя зательных, важных и второстепенных. Не проявит старшина с самого начала должной требовательности, потом будет трудней выправить положение. В этом я убедился на собственном опыте. Есть у нас матрос Шилин. В строй он не то. чтобы опаздывал, а все же прихо дил позже других. Но я этому значения не придал. Потом за ним стали наблю даться случаи несвоевременного выхода на физзарядку, на приборку. Все так склады валось, что за различными служебными делами я забывал серьезно поговорить с Шилиным. И вот теперь, начав с «мело чей». матрос стал допускать неисполни тельность с вопросах, уже непосредствен- Старшина 2 статьи С. Соловей. но относящихся к об служиванию вверенной ему техники. По распорядку дня проводился осмотр и проворачивание оружия и боевых средств. Каж дому воину известно, какое огромное значение для поддерлсания высо кой боеготовности под разделения и корабля в целом имеет данное ме роприятие. Не раз во время проворачивания обнаруживались неис правности, которые, ес ли их не устранить, могли сорвать успешное выполнение кораблем задачи в море. Поэтому моряки так серьезно от носятся к этому еже дневному, предусмотрен ному распорядком дня мероприятию. Но однажды я обратил вни мание на действия матроса Шилина. Чув ствовалось. что он только отбывает но мер. Держится руками за механизмы и ждет, когда прозвучит сигнал закончить проворачивание. Нерадивый воин грубо нарушил инструкцию. — Почему вы так поступаете? — строго спросил я Шилина. — Разве так следует проводить осмотр и проворачива ние? Ведь это типичный формализм... — П так видно, что техника в полной исправности, — невозмутимо ответил ма трос. — Только вчера осматривал. Я заставил Шилина сделать все, как. положено. Этот случай показал мне, как далеко зашел в своей неисполнительности матрос. Ведь он не только нарушил рас порядок дня, но совершил более грубый поступок, который мог повлиять на уро вень боевой готовности подразделения. Недостойное поведение Шилина стало до стоянием всего личного состава. Для себя я сделал вывод о необходимости повысить требовательность к подчиненным, особен но при выполнении корабельного распо рядка дня. Положительные результаты вскоре ска зались. Почти исчезли факты нарушения уставного порядка, повысилась исполни тельность воинов. Практика показывает, что тот, кто точно выполняет распорядок дня, тот, как правило, преуспевает и во обще в службе. Взять, к примеру, матро са Ивана Трус. Он одним из первых выхо дит на физзарядку и приборку очень стара тельно проводит, и в часы самостоятель ной учебы тоже зря времени не тратит. Приученный все делать точно и аккурат но в повседневной жизни, матрос и в по ходах любое распоряжение командира ис полняет всегда в еров. У него есть ряд поощрений за безупречную исполнитель ность, проявленную в плавании. Строго соблюдать распорядов дня я с первых дней службы приучаю молодых матросов. И нужно сказать, что таких воинов, вав Малыши и Ипатов, можно поставить в пример даже отдельным ста рослужащим. Исполнительности и приле жанию у них могут поучиться матросы Гетш и Шилин. Соблюдение распорядка дня не формаль ность, а непременное условие высокой боеготовности корабля, безукоризненной исполнительности воинов. Об этом я по стоянно помню, проводя воспитательную работу с подчиненными. Старшина 2 статьи С. СОЛОВЕЙ. Практика воспита тельной работы с подчи ненными показывает, что, как только матрос вступил на палубу ко рабля, — учи его жить по уставу. Конечно, лю ди бывают разные. Од ному достаточно ука зать, с другого следует потребовать, а третьего и наказать придется. Главное, чтобы моряк сразу приучался к ус тавному порядку и ис полнительности. Как и другие <то сверстники, матрос Ма зур недавно одел воен ную форму. Я обратил внимание на прилежа ние и старательность, с которыми он взялся за учебу. Все команды и распоряжения молодой воин выполняет четко, добросовестно, без напоминаний. — Из этого матроса получится отлич ный моряк. — говорил я товарищам — старшинам. И вдруг случилось непредвиденное. Выполняя обязанности дневального, ма трос Мазур допустил серьезное наруше ние инструкции. Я понимал, что сделал он это неумышленно. Во мне боролись два разноречивых чувства: первое, нака зать провинившегося воина, и второе, сделать вид, что я ничего не знаю — пусть без моего напоминания Мазур по чувствует свою ошибку и больше ее не повторяет. Признаться, я уже склонялся к последнему. Но тут меня поправил офи цер. Он сказал, что так поступать нель зя. С первого дня службы матросу не сле дует давать послаблений. Иначе у него может возникнуть неверное мнение о том, что с нсвичва спрос невелик, и не будет стараться всегда поступать по-уставному. Я последовал полезному совету коман дира и обстоятельно побеседовал с матро сом Мазуром, сделал ему строгое замеча ние за допущенную оплошность, поста рался ее проанализировать. Моего замеча ния и беседы с матросом оказалось вполне достаточно, чтобы он больше подобных ошибок не допусвал. Часто приходится слышать на стар шинских занятиях высказывания о том, что без четкой исполнительности нет воина. Это совершенно верно. Но ведь ис полнительность— не врожденное качество. Его следует прививать матросам с самого начала службы. А как именно? Мне думается, прежде всего, надо не давать молодым матросам никаких поблажек. Вместе с Мазуром прибыл на корабль и матрос Кравченко. В первый же вечер после ужина он плохо, наспех вымыл по суду и поспешил в кубрик отдыхать. Та кое пренебрежительное отношение к пер вому, несложному поручепному ему делу я не оставил без внимания. Тут же при казал матросу Кравченко помыть хорошо Старшина 1 статьи Е. Новиков. поздней матрос поймет, как важно в службе точно исполнять все. не только крупные, но и мелкие поручения, рас поряжения и приказа ния. В другой раз матрос Кравченко плохо произ- I вел приборку. Он не то, 4 чтобы бездельничал во € время работы, а просто 1 не совсем старательно действовал, и естествен но, это при проверке обнаружилось. Как и в первый раз, я не оста вил без внимания его отношение к приборке, сделал ему замечание и заставил исправить свой промах. Видимо, замечания старшины не очень дей ствовали на Кравченко. Поэтому, когда он допустил новое, более грубое нарушение дисциплины, неточно исполнил приказание, пришлось его нака зать. Хотелось бы. чтобы первое взыска ние молодого матроса было и последним. Все, конечно, зависит от него самого, от его исполнительности. Во всяком случае, никаких поблажек ему не будет и впредь. К чему приводят поблажки, можно увидеть на примере матроса Володина. Он служит на нашем корабле с прошлого года. Командир отделения прощал ему вна чале различные «мелкие грешки» — нарушение формы одежды, медлитель ность при исполнении обязанностей рас сыльного # другие. Прошел год. И что же мы видим теперь? Оказывается, что матрос Володин, не приученный сразу в исполнительности, стал допускать серьез ные проступки в службе. Получив прика зание приготовить загадывание к бою. по ходу, он исполнил его формально. Такая безответственность могла дорого обой тись в плавании, если бы командир во время не призвал нерадивого воина к по рядку и не заставил привести заведыва- нпе в полную боозую готовность. Иногда среди молодых матросов можно услышать разговор о том, будто нельзя за всю службу не получить ни одного за мечания. Они ошибаются. Пусть они при смотрятся к своему сослуживцу старшему матросу Самойлову. У него за годы службы замечаний по службе нет. И не потому, что он какой-то особенный чело век. Секрет всех его успехов — безуко ризненная исполнительность. Особенно четко он действует в море. За отличное, образцовое выполнение приказаний коман дира в походах у старшего матроса Са мойлова более 15 поощрений. Таких при меров множество. Сейчас во многие отделения на ко раблях и в подразделения пришли мо лодые матросы. Чтобы воспитать -их уме лыми, стойкими, бесстрашными и дисцип линированными моряками, нужно с са мого начала не давать им никаких по слаблений. каждый день настойчиво посуду и доложить о выполнении. Воз можно, он посчитал это мелочью, при- I учить жить строго по уставу, дпркой старшины, но не сомневаюсь, что I Старшина 1 статьи Е . НОВИКОВ. Полностью использовать свои права Уставы предоставляют нам, старшинам, боль шие права. Мы можем поощрять отличившихся и наказывать неради вых. Но, говоря откро венно, не всегда сразу старшины начинают полностью использовать свои дисциплинарные права. С молодыми старши нами иногда бывает ! так. Провинился матрос, причем уже не в пер вый раз. а старшина вместо того, чтобы по требовать от него хоро шо нести службу, мо жет быть, даже нака зать, либеральничает. Такой старшина думает: пусть офицер его нака зывает, а то начнут говорить, что только старшинские нашивки получил и уже начальником себя показывает, ведь сам недавно матросом был. Конечно, это совершенно неправильно и глубоко ошибочно. Старшина является командиром п должен всегда об этом пом нить. Подобные недостатки были на первых порах и у меня. В моем подчинении на ходился старший матрос Васнльов. По сроку службы он был старше меня. Од нажды я ему приказание отдал. Дело происходило в море. Проходит установ ленный мной срок, а Васильев не докла дывает об исполнении. Направился я в нему, вижу, что он выполнил мое прика зание недобросовестно. Но я не сделал ему даже замечания, посчитал неудобным. 1одобные факты повторялись несколько раз. и, в конце концов, дело кончилось тем. что Васильева лишили классности, сняли со штатной должности. Видимо, большая вина была в этом и моя. Мне следовало с ним побеседовать, больше проявлять требовательности ;К не му. Может быть, тогда всего этого не произошло, и Васильев стал бы таким же исполнительным воином, как большинство наших матросов. Пример с Васильевым многому меня на учил. Теперь я стараюсь полностью исполь зовать права, предоставленные мне устз- Старшина 1 статьи В. Мозговой. вом. Не оставляю без внимания как проступ ков матросов, так и их отличных действий. Я понял, что поощрение отличника учебы будет способствовать разви тию таких черт харак тера, как упорство, на стойчивость в достиже нии цели, исполнитель ность. Вообще, поощ рять матроса — зна чит поднять на щит его лучшие качества. В моем подчинении находится старший ма трос Стрибук. В прош лой своей службе он имел взыскания за гру бость и плохую испол нительность. Мне не раз приходилось с ним бесе довать. Я старался про будить в нем уверенность в свои силы, в то, что он может стать отличным моря ком. II вот однажды в море старший ма трос Стрибук проявил при несении вахты высокую исполнительность и даже муже ство. Перед строем я об’явпл благодар ность матросу Стрибуву. Первое поощре ние сильно подействовало на него. С то го времени он больше ни разу не нару шал воинской дисциплины, а затем стал одним из лучших, исполнительных вои нов отделения. Но есть и такие матросы, на которых никакая беседа не действует. Этих воинов приходится наказывать, применять все свои дисциплинарные права. Так было с матросом Болтуцким. При несении вахты на походе он грубо нарушил инструкцию, допустил неисполнительность. Я тут же наложил на него взыскание. После этого подобных случаев с ним больше не бы ло. Я уверен, что, умело используя свои права, старшина может воспитать у своих подчиненных высокую исполнительность — основу боевого мастерства моряков, до стижения новых успехов в боевой и по литической подготовке. Для этого надо постоянно совершенствовать дисциплинар ную практику, овладевать командирскими качествами. Старшина 1 статьи В. МОЗГОВОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz