На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.

«2 • Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 онтября 1955 г., N“ 235 (5387) Воспитывать у моряков безупречную исполнительность Передовые старшины делятся опытом работы по укреплению воинсной дисциплины Воинская дисциплина есть стро­ гое и точное соблюдение всеми во - еннослужащими порядка и правил , установленных законами и воински­ ми уставами. * * Воинская дисциплина основы - вается на сознании каждым военно­ служащим воинского долга и лич­ ной ответственности за защиту сво­ ей Родины — Союза Советских Со­ циалистических Республик. (И з Дисциплинарного устава Вооруженных Сил С ою за С С Р ). Л А Л Л Л Л Л А / Старшина 2 статьи С. Круликовский. Поступеням мастерства В машинном отделе­ нии идут занятия с мо­ лодыми матросами. Они приступили в изучению общего устройства за- эедьгвания. Им. конечно, хочется поскорее при­ ступить к практиче­ ским действиям — об­ служивать работающие механизмы в походе. Некоторые наивно пола­ гают, что дело это не т а ­ кое уж сложное. Доста­ точно хорошо изучить инструкцию, поступать, как она предписывает, и — полный порядок. И я. зная из опыта их настроение, говорю: — Нередко молодые матросы считают, что стать хорошим спе­ циалистом можно без упорной учебы. Это, ко­ нечно, глубокое заблуждение. Техника у нас сложная. Чтобы умело ею управлять, нужно много и напряженно -работать. Но и этого мало. Воин должен обладать еще одним непре­ менным качеством — безукоризненной исполнительностью. Только при таком условии достигнешь вершин мастерства. В доказательство расскажу о наших передовых моря­ ках, о том. как они стали специалистами высокого класса. ...Наверняка немногого бы достиг машинист-турбинист старший матрос Новиков, если бы не его исключительная исполнительность. Помню, как вначале ему все казалось, трудным и недоступным. Но он не опускал рук, не отчаи­ вался. Даешь ему задание е часы самостоятельной подго­ товки изучить такую-то схему. Вечером он садится за чертежи, за учебник. Короче, выполнял все, что ему при- ш ы в а л старшина. Глядишь, назавтра схема уже изучена. Еще трудней приходилось Новикову при практическом обслуживании техники. Никак он не укладывался в нор­ мативные сроки. Тогда я приказывал ему больше трениро­ ваться, присматриваться к работе передовых специалистов. Исполнительный воин старательно выполнял эти указания. Иногда, отстояв вахту, он не уходил отдыхать, оставался возле заведывания, чтобы наблюдать за действиями более опытных, чем он. специалистов, поучиться у них. Воспи­ тывая у него привычку все делать по-уставному, я не ошибся. Она помогла Новикову стать классным специа­ листом. Исполнительность, вошедшая в кровь и плоть вои­ на, всегда, в самых тяжелых штормовых походах способ­ ствует образцовому выполнению любого приказа и распоря­ жения командира. Но совсем иначе получается у недисциплинированного, неисполнительного матроса Конева. Прикажешь ему повто­ рить принцип работы механизма, а он и не думает по-на­ стоящему засесть за учебу. Наспех пробежит глазами стра­ ницы учебника и думает, что этого достаточно. Спросишь его, а он ничего не усвоил. Оправдывается: тяжелый мате­ риал, мол, не понял. Халатность, нерадивость привели Ко­ нева к тому, что он при обслуживании техники допускает серьезные ошибки. Были случаи, когда матрос Конев нару­ шал инструкцию. Обо воем этом я рассказываю молодым матросам, с пер­ вых дней службы воспитывая у них безукоризненную ис­ полнительность. Я твердо уверен, что без этого качества нельзя стать отличным специалистом. Мне хочется вселить в сердца подчиненных стремление постоянно расти, изо дня в день подниматься по ступеням воинского мастерства, по­ тому что только таким путем становятся умелыми защитни­ ками своей родной Отчизны. Старшина 2 статьи С. КРУЛИКОВСКИЙ. В уставе скидок никому не дается — В уставе скидок никому не дается, — эти слова я впервые ус­ лышал от командира подразделения вскоре после того, как был назначен командовать отделением и получил звание старшины. Напомнил мне офицер эту хорошо известную всем истину неспроста. Дело в том, что по неопытности или в силу других причин я поначалу был недоста­ точно требователен к свою! подчи­ ненным. Офицер раз’яснил мне всю оши­ бочность такого подхода к делу и указал, что надо быть одинаково требовательным ко всем подчинен­ ным. — Послабления,— говорил коман­ дир подразделения, — хотите вы того или нет, приведут вас в пани­ братству с матросами. Это для стар­ шины тяжелый грех. Здесь уже не может быть и речи о беспрекослов­ ном повиновении, исполнительности. А исполнительность — главное в службе воина, залог всех его успе­ хов. И воспитывать такое качество у матросов нужно постоянно, доби­ ваясь точного выполнения всех ус­ тавных требований. Совет офицера я воспринял как должное. Среди моих подчиненных есть матрос Рожков. Служит он не пер­ вый год. Когда пришли на корабль молодые воины, Рожков, видимо, решил, что теперь ему можно ос­ лабить напряжение в учебе и служ­ бе. Пусть, мол, новички теперь по­ работают и постараются, как мы в свое время. И вот как-то после сигнала при­ ступить в приборке я обходил за­ ведывания овоих подчиненных. За­ мечаю. что матроса Рожкова на ме­ сте нет. Пришел он с большим опоз­ данием. После приборки я потребо­ вал от него об’яснить, чем вызван такой недостойный поступок. Он стал .распространяться о том, что, дескать, к нему, старослужащему воину, пред’являют такие же тре­ бования, как и к молодым матросам. Выслушав Рожкова, я молча взял со стола устав и протянул ему. — Покажите, где здесь говорится о том, что за долгосрочность служ­ бы военнослужащим следует давать скидку. Рожков замялся, не знал, что от­ ветить. Я предупредил матроса, что если еще раз повторится подобное, он будет строго наказан. II тут же приказал ему выполнить работу, которую тогда делали нович­ ки. Конечно, я проследил, чтобы Рожков исполнил все точно, как следует. Надо сказать, что с Рожковым приходится и сейчас немало «во­ зиться». Высокой исполнитель­ ностью он не отличается. Поэтому я стараюсь ие выпускать его из свое­ го поля зрения, никогда ие даю спуску ни в большом, ни в малом. В одном из походов матрос получил приказание устранить неисправ­ ность в электрической цепи. Со своей задачей он справился непло­ хо, а вот доложить о выполнении приказания почему-то забыл. При­ шлось ему сделать внушение, на­ помнить уставное требование о не­ обходимости докладывать о каждом исполненном распоряжении коман­ дира. Встречаются у матроса Рожкова из’яны и в содержании заведыва­ ния. Известно, что высокая испол­ нительность предполагает не толь­ ко четкое и своевременное выполне­ ние всех полученных приказании. Исполнительность — более широкое понятие. Одним из непременных ус­ ловии она ставит образцовое со­ держание оружия и боевой техники. Отсюда понятно, что я, как стар­ шина. воспитывая у своих подчи­ ненных исполнительность, не мог смириться с равнодушным отноше­ нием Рожкова в заведыванию. Приходилось с ним и беседовать, и наказывать его, добиваясь, чтобы он ^очно исполнял все требования во­ инской службы, все корабельные правила. Большую помощь в воспитании подчиненных исполнительными, примерными воинами оказывает нам командир подразделения. Он часто собирает старшин, анализирует их недостатки, указывает на положи­ тельный опыт, дает полезные сове­ ты. — У некоторых старшин, — го­ ворил на одной из таких бесед офицер, — встречаются две край­ ности: или они ставят себя в поло­ жение неприступных начальников, или скатываются до положения па­ нибратства. Как первое, так и вто­ рое плохо отражается на службе. Старшина 2 статьи В. Панкул. Исполнительность воспитать у под­ чиненных можно, только действуя строго по уставу. Присмотритесь к старшине Круликовскому. У него можно поучиться требовательности. Не удивительно, что все его подчи­ ненные дисциплинированные, ис­ полнительные воины. Вы обратили внимание, что матросы, ч у в с т в у я строгую, но справедливую требова­ тельность старшины, вместе с тем не чуждаются его. Командир подразделения напом­ нил, что устав обязателен не толь­ ко для матроссв, а и для всех вои­ нов: от рядового до адмирала. Нель­ зя воспитать у матроса высокую исполнительность, если сам стар­ шина допускает недисциплиниро­ ванность, неточно выполняет при­ казы офицера, нарушает корабель­ ный порядок или инструкции и наставления. Действительно, личный пример старшины очень много значит. В этом я убедился на собственном опыте. Сейчас в мое подчинение прибы.ш молодые матросы. С боль­ шим вниманием они следят за каж­ дым моим шагом. Это заставляет ме­ ня быть в себе особенно требова­ тельным. Отдает мне приказание офицер, я четко по-уставному пов-< торяю и тотчас же бегом направ­ ляюсь выполнять. И, конечно, ни­ когда не забываю доложить об ис­ полнении. Глядя на старшину, стремятся так же действовать и ма­ тросы. Но стоило бы мне в чем-ни­ будь отступить от уставных требо­ ваний, наверняка то же самое могли сделать и матросы. Они бы рассуж­ дали так примерно: «Если старши­ на так поступает, значит и нам можно, ведь он сам говорил, что устав для всех один». Да и вообще образцовая служба старшины дает ему моральное право проявлять же­ лезную требовательность и к подчи­ ненным. Приведу такой пример. Вскоре после прибытия на корабль моло­ дых матросов мы вышли в поход. Погода стояла свежая, сильно кача­ ло. Кое-кому из личного состава, особенно из новичков, было не по себе. Кружилась голова, тошнило. Я видел, как побледнел молодой ма­ трос Крымченког, дублировавший вахтенного электрика. Он все время поглядывал на меня, видимо, ста­ раясь узнать, как я себя чувствую. Зная об этом, я все распоряжения командира подразделения стремил­ ся выполнять особенно старательно и четко. Возможно, мой пример, подействовал на молодого матроса. Крымченков подтянулся и изо всех сил старался ие поддаваться качке И нужно отметить, что на всем про тяженпи плавания он ни разу не терял работоспособности, проявлял усердие в работе. Сейчас молодые матросы, как правило, дублируют на боевых по стах своих старослужащих товари­ щей. Понятно, что воспитание вы­ сокой исполнительности у новичков зависит не только от старшины но и от поведения матросов, с ко­ торыми находятся рядом в походе и в базе молодые воины. В беседах со старослужащими матросами призываю их служить образцом ис­ полнительности для новичков. Так, например, в старослужа щему матросу Торлокову дубле­ ром назначен один из недавно прибывших матросов Пахтусов. Торлоков известен в подразделении как оче^, исполнительный, знаю­ щий свое дело специалист. Его за- ведывание находится всегда в пол­ ной боевой готовности. Все обязан­ ности по слулсбе он выполняет без напоминания старшины. Я не пом­ ню. чтобы матрос Торлоков когда- либо неточно или несвоевременно выполнил мое распоряжение. Не значатся за ним также и наруше­ ния корабельных правил, не имел он замечаний и на берегу. Своему старшему товарищу ста­ рается подражать молодой матрос Пахтусов. С самого начала он доб­ росовестно изучает специальность. Приятно видеть, что Пахтусов пе­ ренял привычку матроса Торлокова любое приказание выполнять точно в срок, без суеты, спокойно. Даже внешне он старается быть таким же опрятным, подтянутым, как пе­ редовой воин Торлоков. За прилежа­ ние и исполнительность Пахтусов удостоился первого за службу по­ ощрения — благодарности. В заключение хочу сказать, что езоими успехами в воспитании подчиненных я во многом обязан командиру подразделения. Он нау­ чил меня требовательности. Я всегда помню и руководствуюсь в своей службе, учебе и работе его указа­ нием, что в уставе скидов никому не дается, что устав — закон во­ инской жизни. Старшина 2 статьи В. ПАНКУЛ. С первого дня службы без послаблений Соблюдать распорядок дня По кораблю разносится сигнал под’ема. Матросы быстро поднимаются с коек... Так начинается очередной день, насы­ щенный до краев боевой учебой, напря­ женным воинсвим трудом. И весь он, от под’ема до отбоя, строго рассчитан по ча­ сам и минутам, точно спланирован командиром. Распорядок дня предусматри­ вает четкую последовательность во всей жизни я учебе моряков. Корабельный устав подчеркивает, что всякое действие офицеров, старшин, матросов, предусмот­ ренное распорядком дня и приуроченное к определенному времени, должно произво­ диться точно в назначенное время, без предварительного доклада начальнику, если им не было отдано особого распоря­ жения. От строгого соблюдения распорядка дня зависят высокая дисциплина и испол­ нительность личного состава, организо­ ванность и боевая готовность корабля. Именно, добиваясь неукоснительного соблюдения всех пунктов распорядка дня подчиненными, можно привить им такое необходимое воинам качество, как испол­ нительность. Я всегда уделяю этому во­ просу большое внимание, не допускаю да­ же малейшего отступления от распорядка дня н уставов. В моем подчинении находится матрос Колокелов. Слое нет, специалист он от­ менный. в боевой подготовке слабины у него не найдешь. А вот, что касается по­ вседневной жизни на корабле, у него рань­ ше было не все гладко. Скажем, сыграли нод'ем. Личный состав приводит в порядок койки, торопится во-время занять место в строю, а матрос Колоколов продолжает нежиться е постели. Раз его предупреди­ ли. второй раз — •не помогает. Вижу со­ всем избаловался человек, решил, что если он специалист хороший, то ему можно простить такую «мелочь», как несвоевременный под’ем. «Нет, — думаю. — ошибаешься. Сегодня ты распорядок дня нару­ шаешь. а завтра, если тебя во-время не одер­ нуть. и приказание не исполнишь, как положе­ но. Так дело дальше не пойдет». В то же утро я нало­ жил на Колоколова взы­ скание. Да постарался, чтоб об этом узнал весь личный состав от­ деления. Урок не про­ пал даром. Колоколов сделал из него нужные выводы. С первых дней служ­ бы матросу надо дать понять, что в распорядке дня нет пунктов обязательных и не обя­ зательных, важных и второстепенных. Не проявит старшина с самого начала должной требовательности, потом будет трудней выправить положение. В этом я убедился на собственном опыте. Есть у нас матрос Шилин. В строй он не то. чтобы опаздывал, а все же прихо­ дил позже других. Но я этому значения не придал. Потом за ним стали наблю­ даться случаи несвоевременного выхода на физзарядку, на приборку. Все так склады­ валось, что за различными служебными делами я забывал серьезно поговорить с Шилиным. И вот теперь, начав с «мело­ чей». матрос стал допускать неисполни­ тельность с вопросах, уже непосредствен- Старшина 2 статьи С. Соловей. но относящихся к об­ служиванию вверенной ему техники. По распорядку дня проводился осмотр и проворачивание оружия и боевых средств. Каж­ дому воину известно, какое огромное значение для поддерлсания высо­ кой боеготовности под­ разделения и корабля в целом имеет данное ме­ роприятие. Не раз во время проворачивания обнаруживались неис­ правности, которые, ес­ ли их не устранить, могли сорвать успешное выполнение кораблем задачи в море. Поэтому моряки так серьезно от­ носятся к этому еже­ дневному, предусмотрен­ ному распорядком дня мероприятию. Но однажды я обратил вни­ мание на действия матроса Шилина. Чув­ ствовалось. что он только отбывает но­ мер. Держится руками за механизмы и ждет, когда прозвучит сигнал закончить проворачивание. Нерадивый воин грубо нарушил инструкцию. — Почему вы так поступаете? — строго спросил я Шилина. — Разве так следует проводить осмотр и проворачива­ ние? Ведь это типичный формализм... — П так видно, что техника в полной исправности, — невозмутимо ответил ма­ трос. — Только вчера осматривал. Я заставил Шилина сделать все, как. положено. Этот случай показал мне, как далеко зашел в своей неисполнительности матрос. Ведь он не только нарушил рас­ порядок дня, но совершил более грубый поступок, который мог повлиять на уро­ вень боевой готовности подразделения. Недостойное поведение Шилина стало до­ стоянием всего личного состава. Для себя я сделал вывод о необходимости повысить требовательность к подчиненным, особен­ но при выполнении корабельного распо­ рядка дня. Положительные результаты вскоре ска­ зались. Почти исчезли факты нарушения уставного порядка, повысилась исполни­ тельность воинов. Практика показывает, что тот, кто точно выполняет распорядок дня, тот, как правило, преуспевает и во­ обще в службе. Взять, к примеру, матро­ са Ивана Трус. Он одним из первых выхо­ дит на физзарядку и приборку очень стара­ тельно проводит, и в часы самостоятель­ ной учебы тоже зря времени не тратит. Приученный все делать точно и аккурат­ но в повседневной жизни, матрос и в по­ ходах любое распоряжение командира ис­ полняет всегда в еров. У него есть ряд поощрений за безупречную исполнитель­ ность, проявленную в плавании. Строго соблюдать распорядов дня я с первых дней службы приучаю молодых матросов. И нужно сказать, что таких воинов, вав Малыши и Ипатов, можно поставить в пример даже отдельным ста­ рослужащим. Исполнительности и приле­ жанию у них могут поучиться матросы Гетш и Шилин. Соблюдение распорядка дня не формаль­ ность, а непременное условие высокой боеготовности корабля, безукоризненной исполнительности воинов. Об этом я по­ стоянно помню, проводя воспитательную работу с подчиненными. Старшина 2 статьи С. СОЛОВЕЙ. Практика воспита­ тельной работы с подчи­ ненными показывает, что, как только матрос вступил на палубу ко­ рабля, — учи его жить по уставу. Конечно, лю­ ди бывают разные. Од­ ному достаточно ука­ зать, с другого следует потребовать, а третьего и наказать придется. Главное, чтобы моряк сразу приучался к ус­ тавному порядку и ис­ полнительности. Как и другие <то сверстники, матрос Ма­ зур недавно одел воен­ ную форму. Я обратил внимание на прилежа­ ние и старательность, с которыми он взялся за учебу. Все команды и распоряжения молодой воин выполняет четко, добросовестно, без напоминаний. — Из этого матроса получится отлич­ ный моряк. — говорил я товарищам — старшинам. И вдруг случилось непредвиденное. Выполняя обязанности дневального, ма­ трос Мазур допустил серьезное наруше­ ние инструкции. Я понимал, что сделал он это неумышленно. Во мне боролись два разноречивых чувства: первое, нака­ зать провинившегося воина, и второе, сделать вид, что я ничего не знаю — пусть без моего напоминания Мазур по­ чувствует свою ошибку и больше ее не повторяет. Признаться, я уже склонялся к последнему. Но тут меня поправил офи­ цер. Он сказал, что так поступать нель­ зя. С первого дня службы матросу не сле­ дует давать послаблений. Иначе у него может возникнуть неверное мнение о том, что с нсвичва спрос невелик, и не будет стараться всегда поступать по-уставному. Я последовал полезному совету коман­ дира и обстоятельно побеседовал с матро­ сом Мазуром, сделал ему строгое замеча­ ние за допущенную оплошность, поста­ рался ее проанализировать. Моего замеча­ ния и беседы с матросом оказалось вполне достаточно, чтобы он больше подобных ошибок не допусвал. Часто приходится слышать на стар­ шинских занятиях высказывания о том, что без четкой исполнительности нет воина. Это совершенно верно. Но ведь ис­ полнительность— не врожденное качество. Его следует прививать матросам с самого начала службы. А как именно? Мне думается, прежде всего, надо не давать молодым матросам никаких поблажек. Вместе с Мазуром прибыл на корабль и матрос Кравченко. В первый же вечер после ужина он плохо, наспех вымыл по­ суду и поспешил в кубрик отдыхать. Та­ кое пренебрежительное отношение к пер­ вому, несложному поручепному ему делу я не оставил без внимания. Тут же при­ казал матросу Кравченко помыть хорошо Старшина 1 статьи Е. Новиков. поздней матрос поймет, как важно в службе точно исполнять все. не только крупные, но и мелкие поручения, рас­ поряжения и приказа­ ния. В другой раз матрос Кравченко плохо произ- I вел приборку. Он не то, 4 чтобы бездельничал во € время работы, а просто 1 не совсем старательно действовал, и естествен­ но, это при проверке обнаружилось. Как и в первый раз, я не оста­ вил без внимания его отношение к приборке, сделал ему замечание и заставил исправить свой промах. Видимо, замечания старшины не очень дей­ ствовали на Кравченко. Поэтому, когда он допустил новое, более грубое нарушение дисциплины, неточно исполнил приказание, пришлось его нака­ зать. Хотелось бы. чтобы первое взыска­ ние молодого матроса было и последним. Все, конечно, зависит от него самого, от его исполнительности. Во всяком случае, никаких поблажек ему не будет и впредь. К чему приводят поблажки, можно увидеть на примере матроса Володина. Он служит на нашем корабле с прошлого года. Командир отделения прощал ему вна­ чале различные «мелкие грешки» — нарушение формы одежды, медлитель­ ность при исполнении обязанностей рас­ сыльного # другие. Прошел год. И что же мы видим теперь? Оказывается, что матрос Володин, не приученный сразу в исполнительности, стал допускать серьез­ ные проступки в службе. Получив прика­ зание приготовить загадывание к бою. по­ ходу, он исполнил его формально. Такая безответственность могла дорого обой­ тись в плавании, если бы командир во­ время не призвал нерадивого воина к по­ рядку и не заставил привести заведыва- нпе в полную боозую готовность. Иногда среди молодых матросов можно услышать разговор о том, будто нельзя за всю службу не получить ни одного за­ мечания. Они ошибаются. Пусть они при­ смотрятся к своему сослуживцу старшему матросу Самойлову. У него за годы службы замечаний по службе нет. И не потому, что он какой-то особенный чело­ век. Секрет всех его успехов — безуко­ ризненная исполнительность. Особенно четко он действует в море. За отличное, образцовое выполнение приказаний коман­ дира в походах у старшего матроса Са­ мойлова более 15 поощрений. Таких при­ меров множество. Сейчас во многие отделения на ко­ раблях и в подразделения пришли мо­ лодые матросы. Чтобы воспитать -их уме­ лыми, стойкими, бесстрашными и дисцип­ линированными моряками, нужно с са­ мого начала не давать им никаких по­ слаблений. каждый день настойчиво посуду и доложить о выполнении. Воз­ можно, он посчитал это мелочью, при- I учить жить строго по уставу, дпркой старшины, но не сомневаюсь, что I Старшина 1 статьи Е . НОВИКОВ. Полностью использовать свои права Уставы предоставляют нам, старшинам, боль­ шие права. Мы можем поощрять отличившихся и наказывать неради­ вых. Но, говоря откро­ венно, не всегда сразу старшины начинают полностью использовать свои дисциплинарные права. С молодыми старши­ нами иногда бывает ! так. Провинился матрос, причем уже не в пер­ вый раз. а старшина вместо того, чтобы по­ требовать от него хоро­ шо нести службу, мо­ жет быть, даже нака­ зать, либеральничает. Такой старшина думает: пусть офицер его нака­ зывает, а то начнут говорить, что только старшинские нашивки получил и уже начальником себя показывает, ведь сам недавно матросом был. Конечно, это совершенно неправильно и глубоко ошибочно. Старшина является командиром п должен всегда об этом пом­ нить. Подобные недостатки были на первых порах и у меня. В моем подчинении на­ ходился старший матрос Васнльов. По сроку службы он был старше меня. Од­ нажды я ему приказание отдал. Дело происходило в море. Проходит установ­ ленный мной срок, а Васильев не докла­ дывает об исполнении. Направился я в нему, вижу, что он выполнил мое прика­ зание недобросовестно. Но я не сделал ему даже замечания, посчитал неудобным. 1одобные факты повторялись несколько раз. и, в конце концов, дело кончилось тем. что Васильева лишили классности, сняли со штатной должности. Видимо, большая вина была в этом и моя. Мне следовало с ним побеседовать, больше проявлять требовательности ;К не­ му. Может быть, тогда всего этого не произошло, и Васильев стал бы таким же исполнительным воином, как большинство наших матросов. Пример с Васильевым многому меня на­ учил. Теперь я стараюсь полностью исполь­ зовать права, предоставленные мне устз- Старшина 1 статьи В. Мозговой. вом. Не оставляю без внимания как проступ­ ков матросов, так и их отличных действий. Я понял, что поощрение отличника учебы будет способствовать разви­ тию таких черт харак­ тера, как упорство, на­ стойчивость в достиже­ нии цели, исполнитель­ ность. Вообще, поощ­ рять матроса — зна­ чит поднять на щит его лучшие качества. В моем подчинении находится старший ма­ трос Стрибук. В прош­ лой своей службе он имел взыскания за гру­ бость и плохую испол­ нительность. Мне не раз приходилось с ним бесе­ довать. Я старался про­ будить в нем уверенность в свои силы, в то, что он может стать отличным моря­ ком. II вот однажды в море старший ма­ трос Стрибук проявил при несении вахты высокую исполнительность и даже муже­ ство. Перед строем я об’явпл благодар­ ность матросу Стрибуву. Первое поощре­ ние сильно подействовало на него. С то­ го времени он больше ни разу не нару­ шал воинской дисциплины, а затем стал одним из лучших, исполнительных вои­ нов отделения. Но есть и такие матросы, на которых никакая беседа не действует. Этих воинов приходится наказывать, применять все свои дисциплинарные права. Так было с матросом Болтуцким. При несении вахты на походе он грубо нарушил инструкцию, допустил неисполнительность. Я тут же наложил на него взыскание. После этого подобных случаев с ним больше не бы­ ло. Я уверен, что, умело используя свои права, старшина может воспитать у своих подчиненных высокую исполнительность — основу боевого мастерства моряков, до­ стижения новых успехов в боевой и по­ литической подготовке. Для этого надо постоянно совершенствовать дисциплинар­ ную практику, овладевать командирскими качествами. Старшина 1 статьи В. МОЗГОВОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz