На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.

« Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 30 ноября 1S55 г., № 282 (5434). Обучение деЖурнЬах по подводной лодке Дежурная и вахтенная служба на под­ водной лодке в некоторой степени специ­ фична. Дело в том, что во время стоянки корабля в базе личный состав живет на берегу. На нем постоянно находится лишь вахта. Дежурный по кораблю назначается из старшин электромеханического или мин- но-торпедного подразделений. В своей практической деятельности он руководст­ вуется специальными инструкциями, раз­ работанными в части. Дежурный отвечает за обеспечение живучести и непотопляе­ мости корабля, за его охрану. Он должен иметь элементарные знания по управле­ нию подводной лодкой в надводном поло­ жении в простых условиях. Обучением дежурных занимаются стар­ ший помощник и помощник командира, командир электромеханического подразде­ ления. На нашей подводной лодке обычно подготовка начинается приемом от стар­ шин зачетов по устройству и борь­ бе за живучесть подводной лодки, ин­ струкциям дежурному и вахтенным специ­ алистам, расписаниям по тревогам и сиг­ налам тревог, инструкциям по допуску лиц на подводную лодку. Старшины, сдавшие зачеты с положи­ тельными оценками, в последующее время назначаются дублерами дежурных по ко­ раблю для получения ими необходимых практических навыков в руководстве всей вахтой. К самостоятельному несению дежурной службы они допускаются при­ казом командира корабля. Но этим обучение не ограничивается. Оно ведется непрерывно, повседневно. Очень большое значение имеет подготовка суточного наряда. Мы проверяем знание своих обязанностей старшинами, выделен­ ными на дежурство, еще до вступления их на пост и осуществляем постоянный кон­ троль за несением ими службы. Постоянная забота о повышении зна­ ний старшин, несущих дежурство, воспи­ тывает в них такие качества, как само­ стоятельность в действиях, высокая тре­ бовательность, инициатива. Нельзя забы­ вать, что эти лица, наряду с вахтенными офицерами, осуществляют на корабле во­ лю командира, поддерживают на должном уровне корабельный распорядок в тече­ ние всех суток. Нередко неточное выпол­ нение дежурным своих обязанностей может привести к нежелательным последствиям. Совершенствованию дежурной службы в значительной мере способствуют специ­ альные занятия со старшинами, дежуря­ щими по кораблю. На этих занятиях мо­ ряки учатся четко нести службу, разби­ рают поучительные случаи из их практи­ ки. Контроль подготовки суточпого наряда предусматривает тщательную проверку готовности дежурных к несению службы. Надо также рассказывать заступающим на дежурство старшинам об ошибках, допу­ щенных их предшественниками за пре­ дыдущие сутки, о том, как эти ошибки сказались на соблюдении личным соста­ вом корабельного распорядка. Вместе с тем полезно отмечать правильные действия дежурных, их распорядительность и цен­ ную инициативу. Систематическая и упорная работа с дежурными по подводным лодкам прино­ сит хорошие результаты. Между тем отдельные офицеры не уделяют этому внимания. Особенно следует отметить, что они должным образом не используют для обучения дежурных время подготовки су­ точного наряда к заступлению на служ­ бу. Они не считают нужным тщательно инструктировать лиц, выделенных на де­ журство, рассуждая, что, мол, они не в первый раз будут выполнять свои обязан­ ности. Нет нужды доказывать несерьез­ ность таких рассуждений. Ведь известно, что все недостатки дежурной службы яв­ ляются прежде всего результатом формаль­ ного инструктирования людей. Нередко встречаются еще случаи, когда списки на­ ряда составляются непродуманно, о засту­ плении на дежурство об’является несвое­ временно и т. д. Очень плохо и то, что иногда старшие помощники командиров подводных лодок упускают и такое важное средство обучения дежурных, как разбо­ ры несения тем или иным старшиной службы. Интересы дальнейшего повышения бди­ тельности на кораблях требуют постоян­ ного совершенствования навыков дежур­ ных по кораблю в руководстве вахтой, раз’яснять им необходимость пунктуаль­ ного выполнения лицами суточного наря­ да требований Корабельного устава и ин­ струкций. Если они умеют организовать четкое несение службы вахтенными, то стоянка подводной лодки в базе будет на­ дежной и безопасной. Об этом свидетель­ ствуют многочисленные факты. Однажды, например, неподалеку от места стоянки подлодки возник очаг пожара. Бдитель­ ный вахтенный у трапа старший матрос Клоков заметил это и немедленно сооб­ щил о случившемся дежурному старшине 1 статьи Спелову. Последний умело и ре­ шительно руководил вахтой. Опасность была быстро ликвидирована. Сейчас, в условиях зимы, при отсут­ ствии на корабле личного состава от силь­ ного отпотевания настил в отсеках, уст­ ройства и механизмы покрываются ржав­ чиной, в трюмах набирается много воды. Некоторых дежурных по нашему кораблю это мало тревожило. Поэтому им были да­ ны на этот счет твердые указания, обра­ щено их внимание на образцовое содержа­ ние корабля и боевой техники. II как ре­ зультат, теперь на дежурстве старшины 1 статьи Мишкорудного и других товари­ щей вахтенный через каждые 4 часа про­ тирает отпотевание по всей подводной лодке. У нас выросло немало старшин, кото­ рые добросовестно, бдительно несут дежур­ ную службу. Взять, к примеру, старшину 1 статьи Уфимцева.. Он отличается требо­ вательностью, отличным знанием своих обязанностей, решительностью и наход­ чивостью. Старшина заботливо воспиты­ вает матросов вахты, умело проигрывает аварийные учения. Командование корабля, дежурные офицеры каждый раз при про­ верке его вахты отмечали хорошее состоя­ ние подводной лодки, а действия старши­ ны — правильными и четкими. Вместе с тем, необходимо отметить, что отдельные дежурные иногда допускают ошибки, халатность. Так, они после ухо­ да экипажа с корабля не всегда требуют от вахтенных наведения в отсеках полно­ го порядка. Подчас в ночное время не включается переноска, освещающая трап на корабль. Не всегда открываются люч­ ки в трюмы, последние часто не освеща­ ются. Поэтому вахтенные центрального поста затрачивают много времени на ос­ мотр корабля. Случается также, что де­ журный принимает неопечатанные рубки, доступ в которые разрешен лишь опреде­ ленным лицам. Эти недостатки нетерпимы и их, ко­ нечно, необходимо решительно устранять. Сейчас, в связи с наступлением полярной ночи, следует обращать особое внима­ ние на подготовку дежурных и вахтен­ ных, добиваться бдительного несения службы всеми лицами суточного наряда на корабле. Надо настойчиво и кропотливо прививать морякам высокую исполнитель­ ность. Всемерное совершенствование обучения дежурных по подводной лодке — одно из важнейших условий дальнейшего повыше­ ния организации слулгбы и уставного по­ рядка. поддержания и развития постоян­ ной боевой готовности корабля. Капитан-лейтенант М. БОЧАРОВ. З н а т о к с в о е г о дела Неожиданно связь с корреспондентом прервалась. Проверив подготовленность станции, ра­ дист включает напряжение. Прибор не действует. Певков осмотрел провода пита­ ния. В^е правильно. Но тока нет. Старший матрос принимает решение: быстро присоединить цепь питания, минуя предохранители. Причина ясна — предо­ хранители сгорели. Неисправность устра­ нена. Действуя умело, старший матрос Иевков своевременно обеспечил корабль связью. Классный специалист всегда поддерживает высокую боевую готовность своего заве­ дывания. Матрос И. КУРБАТОВ. Больших успехов в боевой и политической учебе добились подчиненные командира отделения сигнальщиков специалиста второго класса старшины 2 статьи Виталия Антонова. Они в любых условиях быстро и точно передают и принимают сема­ форы, бдительно наблюдают за горизонтом. Н А С Н И М К Е : на сигнальном мостике корабля. Старшина 2 статьи В. Антонов (слева) за тренировкой своих подчннен- Фото И. Никншова. ных. Эксплуатация корабельной техники зимой Наши корабли оснащены первоклассным вооружением и сложными механизмами. Их обслуживание требует от моряков глубоких знаний. На занятиях по специ­ альности, тренировках и в морских похо­ дах воины учатся грамотно управлять корабельной техникой, обеспечивать ее безотказное действие в любых условиях. Особое внимание правильной эк­ сплуатации и сбережению механизмов мы обращаем сейчас, в зимнее время. При стоянке корабля ведем непрерывный кон­ троль за температурой и влажностью воз­ духа в машинных отделениях, так как это является основной причиной ржавления турбозубчатого агрегата. Поэтому пос­ тоянно поддерживаем нормальную темпе­ ратуру и не допускаем ее снижения в помещениях до 10° С. Из трюмов уби­ раем поду, а вентиляцию турбинных от­ делений осуществляем с учетом метечро- логических условии. Например, в сырую, туманную и дождливую погоду или сне­ гопад шахты, трубы и грибки плотно закрываем. Зимой происходит сильное отпотевание корпуса и механизмов корабля. Это повы­ шает влажность воздуха и способствует коррозии турбозубчатого агрегата и вспо­ могательных механизмов. У нас был та­ кой случаи. При вскрытии лючков редук­ тора на шестеренке турбины высокого дав­ ления мы обнаружили налет ржавчины. Это произошло вследствие сильного от­ потевания и некачественной консервации редуктора маслом после похода. Виноват в этом оказался старший матрос Куряченко, который точно не выполнил требовании ин­ струкции. Главной причиной ржавления котла является наличие в нем одновременно влаги и кислорода. Особенно быстро этот процесс происходит при резком изменении температуры, а также при периодиче­ ских смачиваниях и осушениях металли­ ческих поверхностей. Для предохранения котла от ржацчины необходимо строго выдерживать режим сто эксплуатации, устранять неплотности в соединениях системы, держать трюмы котельных от­ делений сухими. На дымовую трубку, ес­ ли она не сообщена с действующим кот­ лом, надо одеть чехол. Командир котельного отделения стар­ шина 2 статьи Шахов заметил, что в ко­ тельном отделении низкая температура. Он стал искать, в чем же причина? Ока­ залось, что противопожарное отверстие неплотно закрывается и пропускает хо­ лодный воздух. Старшина немедленно ус­ транил этот пробел. Резкие колебания температуры и по­ вышенная влажность в помещениях вле­ кут за собой понижение сопротивления изоляции электрических устройств, л сле­ довательно и более частое включение их на прогрев и сушку. Электрик старшина 2 статьи Гуньковский систематически следит за состоянием электрооборудования. Он знает, что если провода будут нахо­ диться г» сырости, то понизится их изоля­ ция. А это может повлечь за собой выход из строя техники. Вот почему сам стар­ шина Гуньковский и его подчиненные не­ отступно следят за порядком на своих боевых постах. Часть механизмов и оборудования нахо­ дится на верхней палубе и больше под­ вержена действию низких температур. При эксплуатации их зимой мы прежде всего производим ряд мероприятий. При запус­ ке двигателей, например, и мотопомп за­ ливаем в зарубашечное пространство и в радиатор горячую воду. ПосЯе того, как двигатель прогреется, запускаем его. Спер­ ва он работает на малых оборотах, и толь­ ко после этого добавляем нагрузку. Морозы серьезно влияют на систему во­ дяного охлаждения не только во время не­ рабочего состояния механизма, но и при коротких его остановках. При недоста­ точной изоляции от тепловых потерь вполне возможно размораживание систе­ мы охлаждения, а при снижении темпера­ туры жидкости уменьшается и мощность двигателя. От этого увеличивается рас­ ход горючего и ускоряется износ стенок цилиндров. Поэтому мы заботливо сохра­ няем собственное тепло двигателя — оде­ ваем на радиатор (а при значительном хо­ лоде и на весь двигатель) капот. Это дает нам возможность отказаться от частого прогрева механизма и, таким "образом, ис­ ключить ненроизводптельчыи расход го­ рючего н износ деталей. Для облегчения запуска двигателей заливаем в картер подогретое масло. В современном морском бою исключи­ тельное значение имеет поддержание вы­ сокой живучести корабля. Особенно за­ труднительна борьба за живучесть зимой, когда личный состав боевых постов п ава­ рийных партий работает при низкой тем­ пературе. Малейшее промедление при ис­ пользовании водоотливных средств, мо­ топомп, водоструйных переносных эжек­ торов, насосов ведет к размораживанию последних и выходу их из строя. Как-то на тренировке личный состав аварийной партии, возглавляемый стар­ шиной 1 статьи Чурбановым, получил вводную. — Осушить помещение!.. После выполнения команды матросы не разоружили своевременно эжектор, вслед­ ствие чего оставшаяся в нем и шлангах вода замерзла. Вскоре поступила новая команда, и воинам пришлось искать дру­ гие водоотливные средства. Этого не слу­ чилось, если бы матросы действовали стпого по инструкции. По всем помещениям корабля проходит пожарная система, являющаяся важным средством борьбы за живучесть боевых постов. Часть пожарных рожков находит­ ся на верхней палубе. Чтобы избежать их размораживания, мы утепляем войлоком, а свепху обшиваем брезентом. Готовясь к зиме, мы давно произвели пе­ резарядку огнетушителей и перенесли их в теплое помещение. Бережное отношение к технике — славная традиция советских моряков. Воины нашего корабля постоянно следуют ей. Современный морской бой характерен скоротечностью и насыщенностью техни­ ческими средствами. II чтобы выйти из него победителем, надо грамотно управ­ лять механизмами, максимально исполь­ зуя их мощь. Любить технику, отлично знать ее и содержать в постоянной боевой готовнос­ ти в любое г.пемя — такова наша задача. Старший техних-лейтонзнт Е. НЕСГ0В0Р0В. А в и а ц и о н н ы й м е х а н и к На аэродроме идет напряженная рабо­ та. Техники, механики, мотористы готовят боевые машины к полету. Около одного самолета работает механик Хлыпавка. Прибыв сегодня на стоянку, он расчехлил самолет, вскрыл лючки и, подставив банку под фюзеляж, слил в нее отстой горючего. После этого механик проверил работу приборов, наличие кисло­ рода и сжатого воздуха, герметизацию ка­ бины. Все в порядке. Не имеют замечаний по работе других приборов радисты и оружейники. Самолет к вылету готов. Следует команда «Запуск разрешаю». Стоя у хвостового оперения, механик Хлы­ павка докладывает технику о том, что есть пламя. Летчик запускает турбину сначала на малые обороты, затем на средние и мак­ симальные. Заглушая все звуки, мощно работает двигатель. Проходит минута, и самолет отрывает­ ся от стартовой площадки. Восхищенно смотрит на скрывающуюся в облаках стальную птицу авиационный механик Василий Хлыпавка. Мысленно он там, в воздухе. Иначе и быть не может. Ведь частица и его труда вложена в то, что обеспечивает полет. Свято выполняя воинский долг, механик Хлыпавка за период своей службы обес­ печил много полетов. За безупречную службу, исполнитель­ ность и дисциплинированность механик Хлыпавка имеет более 20 благодарностей от командира. Младший сержант Н. ХОМЕНКО. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ КОГДА ОТКРОЕТСЯ КАТОК? Давно уже пришла зима. Любители конь­ кобежного спорта ждут не дождутся, ког­ да откроется каток Дома офицеров Север- ното флота. Наступило время для усилен­ ных тренировок, товарищеских игр по хоккею. Но катка все нет и когда он будет неизвестно. А ведь можхго было уже давно оборудо­ вать каток. Еще в начале ноября можно было подготовить лед и организовать иг­ ры хоккейных команд. Драгоценное время упущено. Поле ста­ диона лежит под глубоким покровом сне­ га. Начальник спортклуба тов. Алаев и инструктор тов. Артеиьев разводят рука­ ми, не зная, с которого конца принимать­ ся за очистку стадиона. Они, видимо, ждут у моря погоды. Рядовые В. КИСЕЛЕВ, Н. ТЕЛЯНОВ, спортсмены второго разряда. ☆ * * ОТ РЕДАНЦИИ: Как показала проверка, проведен­ ная редакцией, действительно имелась возможность залить каток еще в начале ноября. Однако руководители спортивного клуба Дома офицеров проявили нерасто­ ропность. Но не только эта причина явилась за­ держкой в открытии катка. Как известно, спортклуб не располагает необходимыми машинами для расчистки поля стадиона от снега. В этом отношении хозяйствен­ ные организации должны оказать клубу действенную помощь. Не лучше положение с открытием кат­ ков и в других гарнизонах. Читатели Мальцев, Ахметов, Манзилов сообщают, например, что до сих пор нет катка и в гарнизоне, где они служат. В самое ближайшее время спортсмены должны получить возможность для систе­ матических тренировок и проведения со­ ревнований. Д О Л Г В О ЕН НЫ Х Ш О Ф Е Р О В Дежурным автоинспектором было за­ держано несколько автомашин, водители которых нарушали правила уличного дви­ жения. Так, например, за превышение скорости была остановлена машина, ведомая Ильи­ ным, который не подумал, что нарушение правил уличного движения может при­ вести к катастрофе. Водитель Капытов, будучи в нетрезвом состоянии, вел машину с недозволенной скоростью с неработающим ножным тор­ мозом и в результате произошла поломка автомобиля. Водитель Дроздов был задержан, т. к. управлял машиной также в нетрезвом сос­ тоянии. Каждый водитель обязан пом­ нить, что в его руках находится дорогая техника и выход в рейс в нетрезвом состоянии грозит аварией. Так почему об этом забывают Ильин, Дроздов, Капытов п нм подобные? Кто им дал право нарушать дисциплину. Водителей, которые садятся в маши­ ну в нетрезвом состоянии, нарушают пра­ вила уличного движения, надо лишать шоферских прав. ... Зима в Заполярье суровая и кап­ ризная, она пред’являет особые требования к водительскому составу автомобильной службы. В этот период года надо особенно тщательно готовить машины к длитель­ ной эксплуатации. Каждый водитель дол­ жен выезжать из автопарка только па ис­ правной машине и строго соблюдать в пу­ ти правила уличного движения. Старший сержант Л. ФРИДМАН. Молодому матросу об атомном оружии и противоатомной защите !. Что такое атомное оружие Атомные бомбы, сброшенные в августе 1945 года с американских самолетов на японские города Хиросима и Нагасаки, произвели огромные разрушения и, как от­ мечала иностранная печать, уничтожили свыше 100 тысяч мирных жителей. Вар­ варская бомбардировка этих городов не вы­ зывалась военной необходимостью. Амери­ канская военщина преследовала политиче­ ские цели — создать у народов мира пред­ ставление о том, что взрыв атомных бомб над японскими городами якобы решил ис­ ход войны с Японией. Однако всем хоро­ шо известно, что Япония капитулировала только после того, как Советская Армия разгромила Квантунскую армию — основ­ ную военную силу японских милитаристов. В марте 1954 года американские импе­ риалисты с целью испытания новых об­ разцов атомного оружия взорвали на Мар­ шальских островах водородную бомбу, в результате чего пострадали японские ры­ баки. находившиеся в момент взрыва в от­ крытом море. С помощью атомного и другого оружия массового уничтожения реакционные кру­ ги США хотят запугать миролюбивые на­ роды. В атомном и водородном оружии американские монополисты видят средство агрессии против Советского Союза и стран народной демократии, завоевания мирового господства. Советский народ занят мирным созида­ тельным трудом. Величайшее достижение современной науки — атомную энергию он поставил себе на службу. Более года в нашей стране работает первая в мире электрическая станция на атомной энер­ гии полезной мощностью 5 тысяч кило­ ватт. Впервые турбины работают не за счет сжигания угля или других видов то­ плива. а за счет атомной энергии — рас­ щепления ядра атома урана и дают элект­ рический ток для промышленности и сельского хозяйства. В СССР ведутся ра­ боты по сооружению промышленных элект­ ростанций на атомной энергии мощностью 50— 100 тысяч киловатт. Атомная энергия в виде энергии радио­ активных излучений все шире использует­ ся у нас для мирных целей. Врачи, на­ пример, успешно применяют радиоактив­ ный иод для лечения болезней щитовид­ ной железы, радиоактивный фосфор — при лечении кожных заболеваний и забо­ леваний крови, лучами радиокобальта ле­ чат раковые опухоли и т. д. Химики с помощью радиоактивных элементов произ­ водят всевозможные анализы, определяют расположение атомов в молекулах и т. п. Биологи используют радиоактивные эле­ менты для изучения процессов, происхо­ дящих в живых организмах. Инженеры лучами радиоактивных элементов просве­ чивают металлические отливки с целью обнаружения в них скрытых трещин и раковин. Радиоактивные атомы — незаме­ нимые помощники исследователей в любой отрасли науки и техники. Проводя мирную политику. Советское правительство внимательно следит за аг­ рессивными происками реакционных кру­ гов США, Англии и Франции, принимает решительные меры к дальнейшему укреп­ лению моши Вооруженных Сил. До тех пор, пока США не откажутся от примене­ ния атомного оружия. Советский Союз вы­ нужден иметь это оружие, чтобы в случае неожиданности не оказаться безоружным. Еще в 1947 году Советское правительство заявило, что секрета атомной бомбы боль­ ше не существует. После этого в нашей стране произведено в целях испытания не­ сколько атомных взрывов. В 1953 году в СССР в испытательных целях была взор­ вана водородная бомба. В производстве во­ дородного оружия наши специалисты в на­ стоящее время добились такого успеха, что в положении отсталых оказался не Со­ ветский Союз, а Соединенные Штаты Аме­ рики. В последнее время в соответствии с пла­ ном научно-исследовательских и экспери­ ментальных работ в области атомной энер­ гии в нашей стране было проведено испы­ тание новых типов атомного и термоядер­ ного (водородного) оружия. Эти испытания полностью оправдали соответствующие на­ учно-исследовательские расчеты. Они по­ казали также важные новые достижения советских ученых и инженеров. Последний опытный взрыв водородной бомбы, о кото­ ром сообщалось на днях в печати, был са­ мым мощным из всех взрывов, проведен­ ных до сих пор. Это был взрыв невероят­ ной силы. Нашим ученым и инженерам удалось при сравнительно небольшом ко­ личестве используемых ядерных материа­ лов получить взрыв, сила которого равна взрыву нескольких миллионов тонн обыч­ ной взрывчатки. Что же представляет собой атомное ору­ жие? Оружие, действие которого основано на использовании атомной, а точнее внутри­ ядерной энергии, называют атомным ору­ жием. Различают два вида атомного ору­ жия: атомное оружие взрывного действия и боевые радиоактивные вещества. Атомное оружие взрывного действия основано на использовании атомной энер­ гии, мгновенно выделяющейся в результа­ те реакции взрывного характера. Это ору­ жие предназначается для разрушения раз^ личных об’ектов, повреждения боевой техники и поражения людей. В настоящее время атомное оружие взрывного действия известно в виде атом­ ных бомб, артиллерийских снарядов, тор­ пед, ракет и самолетов-снарядов. Боевыми радиоактивными веществами называют специально приготовленные для боевого использования вещества, содержа­ щие радиоактивные атомы. Боевыми ра­ диоактивными веществами могут снаря­ жаться авиационные бомбы, ракеты, ар­ тиллерийские снаряды и мины. Атомное оружие — сильное и опасное оружие. Атомная бомба при взрыве выде­ ляет в тысячи раз больше энергии, чем обычная крупная авиационная бомба. Си­ ла взрыва водородной бомбы во много раз превосходит силу взрыва атомной^бомбы. Как известно, поражение людей и бое­ вой техники при взрыве обычных авиа­ ционных бомб и разрыве артиллерийских снарядов производится ударной волной и разлетающимися в стороны осколками. Взрыв же атомной бомбы сопровождается почти одновременным действием ударной волны, светового излучения, проникающей радиации. Кроме того, местность, а также находящиеся на ней незащищенные люди, военная техника и вооружение окажутся на некоторое время заражены радиоактив­ ными веществами, образовавшимися в ре­ зультате атомного взрыва. Ударная волна является главным пора­ жающим фактором атомного взрыва. Она способна разрушать промышленные и жи­ лые здания, инженерные сооружения, пов­ реждать боевую технику и имущество, по­ ражать людей, наносить им контузии, пе­ реломы. ушибы и другие травмы. Удар­ ная волна оказывает на людей также и косвенное воздействие, вызывая ранения обломками разрушенных зданий и соору- лсений. Поражающее действие ударной вол­ ны при взрыве атомной бомбы в воздухе зависит от высоты взрыва и расстояния до об’екта. Действие светового излучения на людей выражается в появлении ожогов, степень которых зависит от мощности атомной бомбы, характера атомного взрыва, удале­ ния и положения тела относительно места взрыва атомной бомбы, цвета и качества одежды. Под действием светового излуче­ ния загораются легко воспламеняющиеся материалы. Проникающая радиация и радиоактив­ ные вещества могут вызвать лучевую бо­ лезнь различной степени тяжести. Несмотря на то, что атомное оружие по своим поражающим свойствам намного превосходит обычные виды оружия, от него есть надежные способы защиты. Но защита от атомного оружия — более сложное дело, чем защита от обычных средств поражения, и требует принятия ряда специальных мер. Противоатомная защита — это комплекс мероприятий, позволяющих свести к ми­ нимальным результатам воздействие пора- жающих факторов атомного взрыва, сохра­ нить боеспособность личного состава и тем самым обеспечить успешное выполнение боевых задач в условиях применения атом­ ного оружия. Чтобы лучше понять действие атомного оружия и умело использовать средства за­ щиты от него, необходимо коротко ознако­ миться с основными положениями атом­ ной физики. Инженер-подполковник А. СЕДОВ, кандидат технических наук. Инженер А. БУЯНОВ. НЕТ ЗАБОТЫ О ДОСУГЕ М О РЯК О В Комната политпросветработы в нашей части плохо оборудована, в ней мало сто­ лов и стульев. Здесь не проводится куль­ турно-массовая работа, не устраиваются шахматно-шашечные турниры и читатель­ ские конференции. Поэтому комната по- литпросветработы не пользуется популяр­ ностью у матросов. Неинтересно, скучно проходит наше свободное время, а партийная и комсо­ мольская организации плохо помогают командиру в организации культурного до­ суга моряков. А это сделать нужно и как можно скорее. Матрос И. АВДЕЕВ. к 'о р о т / ч Ъ О БО Е В О Й ПОСТ старшины 2 ста­ тьи Яковлева — передовой в подраз­ делении. Подчиненные старшины Гор­ бик и Останин — отличники учебы. Этого воины достигли благодаря точ­ ному выполнению требовании уставов. Матрос А. Лопанов. О НА Д О С К Е «Лучшие люди на­ шего корабля> среди других можно увидеть портрет старшины 1 статьи Пешкуна. Более 20 поощрении на сче­ ту у передового воина. Их Пешкун заслужил в упорном труде. Воспиты­ вая подчиненных, старшина много внимания уделяет политическому ро­ сту моряков. Отлично успевают на за­ нятиях матросы Родченко, Меркулов и другие. Старший матрос Н. Костюченков. О С Т А РА Т ЕЛ ЬН О овладевает во­ инским мастерством матрос Лооритс. Благодаря напряженному труду он стал отличником боевой и политиче­ ской подготовки, квалифицированным мастером своего дела. Матрос В. Головин. О Б Е З У П Р Е Ч Н О выполняет во­ инский долг матрос Бичев. Он стара­ тельно овладевает специальными и политическими знаниями, воспитывает в себе высокую дисциплинированность и исполнительность. Старшина 1 статьи И. Талдыкин. О Т Р Е М Я С П ЕЦ И А Л ЬН О С Т ЯМ И овладел воин Морозов в течение года. В настоящее время он старательно готовится к сдаче экзаменов на клас­ сность. Матрос М. Самородов. О П И Т А Т ЕЛ ЬН УЮ и вкусную пи­ щу готовит матрос Пнсменный.' Пере­ довой кок имеет много поощрении от командира за примерное выполнение своего служебного долга. Матрос Э. Генданс.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz