На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.

' F Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 27 ноября 1955 г., № 280 (5432). В борьбе за живучесть родного корабля Молодые матросы овладевают практическими навыками Командир носовой аварийной партии старшина 2 статьи Бородин еще раз вни­ мательно просматривает план сегодняшней тренировки. «Все ли я учел? Как будут работать матросы?». Вчера командир электромеханического подразделения офи­ цер Сухов на подведении итогов отметил, что моряки настойчиво учатся, однако не­ редко упрощение выполняют сигналы и команды. — Борьба за живучесть, — говорил душку». Старшина придирчиво осматри­ вает заделку пробоины. — Сейчас лучше, — говорит он, — но ошибки все-таки есть! — Он подходит ближе к брусу, нагибается и щупает его. — Клинья забиты слабовато! По ним надо бить одновременно, иначе никакого проку не будет. И снова старшина приказывает повто­ рить прием. А в это время матрос Стахурлов ставит офицер, — этс борьба за жизнь корабля, боевые сростки. Недавно пришел он в за его боеготовность. Каждый молодой ма- дружную матросскую семью. Но с первого трос обязан знать и уметь пользоваться дня в задушевной беседе с командиром всеми аварийными средствами... сказал: «Знать и уметь...», -мысленно повто- — Изучу свои обязанности! ряет старшина Бородин. Он открывает тет- jj маТр0С учится старательно. По одно радь. Там значатся короткие записи: «Ста- дело прочитать на чертеже устройство хурлов нетвердо знает расположение меха- тпго илн Ш10Г0 механизма, усвоить прин- иизмов поста...», «Мухин нерастороп- д1Ш действия его, и совсем другое — са- ный». мому выполнять работу. И здесь Стахурлоц Старшина вносит кое-какие поправки в встретился с трудностями. Вот и сейчас свои план, уточняет отдельные команды и он из;щщне суетится, мешкает. Старшина хочет проверить состояние аварийного смотрит на часы. По взглядам, которые он имущества, но в этот момент звучит сиг- бросает на матроса, чувствуется, что ему нал боевой тревоги. Проходят считанные хочется сказать что-то, но он молча ждет секунды, и отсек оживает — в сооре вся д0Клада> аварийная партия. Здесь матросы многих — Готово! — матрос вытирает влаж- специальностей. Вот невысокий, широко- дыд 10^ ' . S - “ и ' ч т м за лшвучесть родного корабля. Старшина, приняв доклады, дает первую вводную: — Пробоина от снаряда!.. Правый борт, шпангоут... Мухину и Мячину — заде­ лать! Матросы берут необходимый материал и слабый контакт. Провода нагреются, и мо­ жет случиться пожар. — Болт ослаб, — поясняет матрос. — Подтяните! — Не получится — резьба сорвана. — Не то, Стахурлов, смотрите лучше, приступают к работе. Мухин учел замеча- старшина берет задним и показывает ние, сделанное на прошлой тренировке матросу, что он не той стороной поставил старшиной, и сейчас действует растороп- сросток. Бородин устраняет эту ошибку, а нее. Он берет жесткую «подушку» и плот- матрос говорит: но накладывает ее на пробоину. Как буд- — Теперь пе^ошибусь, это точно! то все нормально, но молодой матрос бес- Одну за^ другой дает вводные старшина покоится: «Так ли поступаю? Как будут 2 статьи Бородин. Он контролирует каждое держать клинья?». Не отстает от Мухина движение моряка. Научиться по-настоя- л матрос Мячин. Он суетится, словно что- щему бороться за живучесть боевого по- то ищет. ста- эт0 значит отлично знать его распо- Старшина 2 статьи Бородин неотступ- ложение, устройство механизмов, уметь но следит за подчиненными. «Сегодня грамотно пользоваться аварийным инстру- лучше действует, — отмечает старшина, ментом. Часто на тренировке бывает так. наблюдая за движениями Мухина. — Ио Старшина дает вводную. Матросы пра- все-таки еще не то! Упускае'т главное — вильно ее выполняют, но стоит усложнить прочность крепления...». ,,х работу, и они теряются. С этой целыо Еще несколько секунд, и моряки докла- старшина Бородин приучает подчиненных дывают старшине: действовать в темноте наощупь. Ведь в — Пробоина заделана! бою может случиться так, что корабль . — Заделана? — переспрашивает Боро- лишится освещения. В темных помещени- дин> — Проверим. ях воинам придется выполнять свои обя- Легким толчком ладони старшина уда- занности. Поэтому и сейчас старшина Бо- ряет подпору, она сдвигается с места и... родин выключает в отсеке свет и подает падает. ЭДатросы смущенно переглядыва- вводную: ются, а старшина Бородин хмуро сдвигает — Лопнула магистраль! Кундетову и ^рови. Рассадникову поставить бугель! — Плохо! Кто же так делает? А слу- Оба моряка работают в темноте. Трудно, .чись это в настоящем бою, что тогда? Во- но они не ошибаются. Проходит немного да затопит отсек... — старшина глядит времени, и слышится зычный голос Рас- на Мухина. — У вас особенно нескладно садникова: получается, то вы медлите, то вдруг из- — Вода не поступает! лишне торопитесь и снова ошибаетесь. Вот смотрите, как надо работать. Бородин приказывает матросу Зыкову и старшему матросу Слесарчуку проделать — В отсеке пожар! — снова дает ввод­ ную старшина. Теперь тушит пожар вся аварийная ----- Передовой----- с т р е л о к - р а д и с т Над аэродромом опускаются густые сумерки. Усиливается ветер. Он ярост­ но гонит с севера хмурые облака. Экипаж торпедоносца занимает свои места в самолете. В кабине стрелка-ра­ диста — гвардии матрос Михаил Рас­ путин. Ночные полеты требуют от авиаторов большого напряжения сил, глубоких знаний. Нелегкие задачи выполняет во время полета Распутин. Своевременное обнару­ жение в воздухе «противника», ведение меткого огня ио нему, бесперебойное и скрытное обеспечение экипажа связью с землей и другими экипажами — все это его основные обязанности. Стрелок-радист Распутин пользуется среди своих однополчан заслуженным авторитетом. Второй год служит он в части И. Совсем небольшой срок, а какие изменения, сколько знаний приоб­ рел молодой авиационный специалист. Благодаря добросовестному отношению к изучению радиоаппаратуры, стрелкового вооружения своего самолета и специаль­ ного оборудования кабины, он приобрел прочные практические навыки. Не раз командир подразделения ставил в при­ мер службу и добросовестное отношение воина к выполнению своего долга перед Родиной. Уже в самом начале своей летной деятельности, имея богатый опыт тренировок на земле, Михаил Распутин с первого полета стал выполнять задания по связи на «хорошо» и «от­ лично». Четкость в работе, отличное знание арматуры своей кабины позволя­ ют радисту в короткий промежуток вре­ мени установить радиосвязь, передать необходимые сведения по радио, быстро ориентироваться в создавшейся обста­ новке при любых условиях полета днем или ночью. Однажды экипаж выполнял задания в сложной метеорологической обстановке на большой высоте. Неожиданно на са­ молете вышла из строя командная связь. Командир оказался без управления с земли. По внутренней связи последова­ ла команда: «Радисту установить связь с землей на волне дальней связи!». Не прошло и двух минут, как от радиста последовал четкий доклад: «Связь с зем­ лей установлена!». Благодаря быстрым и умелым действиям стрелка-радиста экипаж был в состоянии выполнить за­ дание. И так он действует всегда. Еще морозный воздух аэродрома не рассеял мощный гул реактивных двига­ телей торпедоносца, а уже послышался доклад: «Связь установлена, радист к полету готов!». Но бывали случаи, когда радость до­ стигнутых успехов омрачалась горечью неудач. Некоторое время гвардии матрос Распутин не мог постичь навыков при­ целивания и ведения огня по воздуш­ ной мишени. Настойчиво доискивался он причин низкого выполнения учебных стрельб. II поиски не пропали даром, кропотливый труд увенчался успехом. Помогли в этом деле и советы опытных специалистов и частые беседы с коман­ диром экипажа о правилах выполнения воздушных стрельб. А причина была простой. Она заключалась в том, что во­ ин млло времени затрачивал на слеже­ ние за целью с помощью прицела и де­ лал слишком длинные очереди при веде­ нии огня. После устранения этих оши­ бок мастерство авиатора возросло. Характерными чертами в службе стрелка-радиста Распутина являются его дисциплинированность и исполни­ тельность. Он не пренебрегает мелочами в учебе и службе. Для него все важно: как работает радиооборудование, как действует стрелковая установка, как устроено кислородное оборудование. Вся его подготовка перед полетом сводится к тому, чтобы в воздухе метко поразить цель, выполнить поставленную задачу на «отлично». В подразделение прибыло молодое по­ полнение. Имея большой опыт летной службы, стрелок-радист Распутин сло­ вом и личным примером помогает мо­ лодым товарищам в освоении авиацион­ ной специальности. Текст гвардии старшего лейтенанта Н. КУЗНЕЦОВА. Фото лейтенанта Е. УШМАРОВА. На страже уставного порядка с-щршему | партия. Старательно трудятся молодые все сначала. Оба моря а д у матросы. Стахурлов уже не чувствует шибочно и быстро. устали. Свои обязанности он выполняет — Отлично! — говорит старшина, уда- лучше и четче, чем раньше. Моряка не рив брус. смущает ни холодная вода, которая колю- — У нас так сразу не получится, — I че жжет лицо и руки, ни темнота, при промолвил матрос Кундетов. j которой надо так же быстро работать — Верно — Бородин качает головой, аварийным инструментом. У воина одно — Но и без усердия тут не обойтись, стремление — не отстать от сослужив- Быстрота, конечно, хорошее и нужное де- Нев--- А спустя некоторое время старши- ло, но ее ладо сочетать с уменьем. А ина- «а Бородин подводит итог тренировки. Он ,че как :ке? У нас, у аварийщиков, все подрооно разоирает ошиоки матросов, со- должно быть точно, прочно, на месте, ветует, как впредь их не допускать, а в Лодкладываете вы, например, брус — конце напутствует: следите, чтобы он стал на свое место и — Борьба за живучесть — это серьез- не двигался. Ведь в пробоину вода бьет ное и кровное дело каждого члена экнпа- всегда с большим напором. жа. Наша задача — систематически доби- — Ну-ка, повторим еще разок... ваться четкости и точности в действиях „ „ „ на посту. В этом — залог высокой бое- Матросы снова орудуют аварийным ин- I - готовности а6ля струментом. Мухин даже вгпотел, но про­ должает настойчиво ставить жесткую «по- I Лейтенант А. 30Л0Т0ТРУБ0В. В назначенное время в помещении вы­ страивается суточный наряд. Заступаю­ щий дежурным по подразделению стар­ шина 2 статьи Шануров проверяет у вои­ нов обязанности и форму одежды. Он де­ лает замечания старшему матросу Котяе- ву и приказывает ему немедленно устра­ нить допущенные промахи. У дежурного много забот: нужно прове­ рить наличие имущества, его сохран­ ность, узнать, чем занимается личный со­ став. Надо быть в курсе всех событий. Строго следит за порядком в подразде­ лении старшина 2 статьи Шапуров. Он добивается того, чтобы воины выполняли точно и в срок все приказания команди­ ра, распоряжения старших начальников. Проверяя службу дневальных, старшина требует от них строгого соблюдения распо­ рядка дня. Проходя по кубрику, дежур­ ный замечает, что матрос Шарко не по форме одет. Он тут же подзывает его и приказывает устранить недостатки. Старшина 2 статьи Шапуров — отлич­ ник боевой и политической подготовки. За безупречную службу он имеет много поощрений. Свой опыт и знания старшина передает молодым матросам. Старший лейтенант П. ТУРКИН. Годовщина под'ема флага На днях экипаж корабля Н. праздновал очередную годовщину под’ема Военно-мор­ ского флага. На построении командир от­ метил достигнутые успехи в боевой и по­ литической подготовке, призвал личный состав неустанно повышать свое воинское мастерство, крепить дисциплину и устав­ ной порядок. В честь юбилея передовикам учебы и службы об’явлены поощрения. В этот день были организованы куль­ турно-массовые мероприятия — шахмат­ но-шашечный турнир, культпоход в город. На корабле демонстрировались интересные кинофильмы. Матрос П. ВОРОНКИН. Сообще ние Т А С С О последних испытаниях термоядерного оружия в Советском Союзе В последнее время, в соответствии с планом научно-исследовательских и экс­ периментальных работ в области атомной энергии, в Советском Союзе были прове­ дены испытания новых типов атомного и термоядерного (водородного) оружия. Ис­ пытания полностью оправдали соответст­ вующие научно-технические расчеты, по­ казав важные новые достижения советских ученых и инженеров. Последний взрыв во­ дородной бомбы был самым мощным из всех взрывов, проведенных до сих пор. В целях предотвращения радиоактивных воз­ действии взрыв был произведен на боль­ шой высоте. При этом проводились широ­ кие исследования по вопросам защиты людей. В связи с тем, что в некоторых запад­ ных странах поднята шумиха по поводу упомянутых испытаний в СССР, ТАСС уполномочен заявить следующее. Советское Правительство стояло и стоит за запрещение атомного и водородного оружия с установлением действенного международного контроля. Такое решение позволило бы направить использование атомной энергии исключительно на мир­ ные цели. Предложения насчет безуслов­ ного запрещения атомного и водородного оружия делались Советским Союзом как в Организации Об’единенных Наций, так и на недавнем Совещании Министров Иност­ ранных Дел четырех держав в Женеве, но не были приняты. Советский Союз внес также предложение о морально-политиче­ ском осуждении атомного и водородного оружия. Западные державы отказались принять и это предложение. Проводя указанные испытания в инте­ ресах обеспечения своей безопасности. Со­ ветский Союз попрежнему будет добивать­ ся в Организации Об’единенных Наций соглашения о запрещении атомного и водо­ родного оружия и о сокращении всех дру­ гих видов вооружений, о дальнейшем уменьшении международной напряженно­ сти и установлении доверия между госу­ дарствами, о поддержании и укреплении всеобщего мира. Чтонамдалисоревнованияпобоксу Рассказ участника соревнований на первенство Военно-Морского Флота Недавно в гор. Таллине проходили соревнования по боксу на первенство Воен­ но-Морского Флота. Подго­ товка к ним велась забла­ говременно. Под руковод­ ством заслуженного масте­ ра спорта Королева тринад­ цать боксеров Северного флота усиленно тренирова­ лись. Чтобы отработать правильный ритм дыхания, были организованы крос­ сы на 15 и 20 км. Вечерами в спортивном клубе Дома офицеров уча­ стники сборной команды отрабатывали технику ве­ дения ближнего боя на сна­ рядах. Опытный тренер Ни­ колай Федорович Королев внимательно присматривал­ ся к действиям своих уче­ ников. Малейшие промахи тотчас подмечались и уст­ ранялись. У рядового Па- уч, например, была слабая координация ног. Тренер назначил ему усиленные занятия на скакалке. На автоматической груше до­ бивался точности удара боксер Шорохов. Лично мне пришлось потрудиться над техникой постановки и раз­ ворота корпуса. Накануне выезда состоя­ лись товарищеские встречи участников команды. Во время одной из таких встреч между боксерами Смотраковым и Смеловым обнаружилось, что Смот- раков неумело использует отходы, слабо владеет при­ емами защиты. Недостатки были во-время подсказаны. В соревнованиях в Тал­ лине приняло участие бо­ лее ста боксеров разтнч- ных весовых категорий. В среднем весе честь Север­ ного флота защищал на пин­ ге младший сержант Ани­ симов. Его противником был известный и неодно­ кратный чемпион Воору- женных Сил СССР курсант Спирин. Имея высокую тех­ ническую подготовку, боль- Н 1 ую волю к победе, Ани­ симов явился единственным серьезным противником Спирина. Высокое мастерство бок­ сера показал старший лей- тенант Мхитарьянц. Про­ тивник значительно превос­ ходил его по своей силе Однако на втором раунде Мхитарьянц сумел добить­ ся победы. Выявились на соревнова­ ниях и отдельные недоче­ ты в подготовке наших спортсменов. В этом отно­ шении характерной была встреча матроса Штарейка со своим противником. Не­ смотря на большой опыт, высокую технику ведения боя, Штарейка потерпел по­ ражение. Почему же это произошло? Вся беда в том, что матрос Штарейка пре­ небрег тактикой боя, не имел достаточной воли к победе. Менее подготовлен­ ный противник, значитель­ но слабее его сравнитель­ но легко одержал победу. Он отлично использовал мо­ менты опережения в нане­ сении удара, действовал быстро, решительно, пра­ вильно распределил силы на все три раунда. Имеются и другие недо­ статки, которые тормозят совершенствование мастер­ ства молодых боксеров. За­ метно снизили свои резуль­ таты на соревнованиях спортсмены Портнов и Смотраков. Топчется на ме­ сте и молодой боксер рядо­ вой Иванов. Один из глав­ ных их недостатков малое разнообразие техни­ ческих приемов. Например, матрос Штарейка продол­ жает пользоваться только очень узким кругом «из­ любленных» приемов и ма­ ло работает над всесторон­ ним совершенствованием техники ведения боя на ближней и дальней дистан­ циях. Следует заметить, что у отдельных боксеров было мало выдержки в бою. Участвуя в соревнованиях на первенство Военно- Морского Флота, Штарейка отлично провел первые два раунда с очень сильным противником и занимал пре­ имущественное положение. Однако первый же удач­ ный удар противника ли­ шил его уверенности, вы­ вел из колеи. Не уделялось со стороны отдельных участников со­ ревнования внимания во­ просам правильного так­ тического построения боя. А следовало бы обратить ка это внимание. Нельзя начинать активный бой, не зная тактики своего со­ перника. Именно учет этих обстоятельств принес побе­ ду старшему лейтенанту Мхитарьянцу. Первые же минуты боя боксер исполь­ зовал для выяснения того, какими приемами пользует­ ся его противник. Он уста­ новил, свойственен ли тому, например, атакующий стиль и каковы его излюбленные комбинации ударов. Обра­ тил внимание, как против­ ник занимает защитное по­ ложение после атак. Потратив почти половину первого раунда для развед­ ки, пользуясь действитель­ ными и ложными атаками с дальней дистанции и вы­ зовами на атаку, он изучил, куда противник направля­ ет контратаки, в голову или туловище, во встреч­ ной или ответной форме, из каких ударов состоят его контратаки. Получив на все эти вопросы отве­ ты, Мхитарьянц перешел сам в решительную атаку. Все встречи на ринге бок- сеп провел успешно. В результате соревнова­ ний спортсмены старшин лейтенант Мхитарьянц и младший сержант Бохулен- ков заняли вторые места. Третьи места принадлежат также боксерам нашего фло­ та — старшему матпосу Портнову, матросу Яхла- кову, рядовым Смотракову и Пауч. Мы завоевали два приза и пять грамот. Эта спортивная встоеча па первенство Военно-Мор­ ского Флота обогатила нага опыт участия в больших соревнованиях. Сейчас уча­ стники соревнований пере­ дают свой опыт и знания молодым спортсменам, про­ водят тренировки. Они зна­ ют, что впереди предстоят новые вртречи на рингах страны. А для этого нужно систематически трениро­ ваться, оттачивать спор­ тивное мастерство. Мпэпший сзпжант В. БОХУЛЕНКОВ, перворазряднин. Фридрих Энгельс Фридрих Энгельс Сто тридцать пять лет назад, 28 ноября 1820 года, родился Фридрих Энгельс — гениальный мыслитель, верный друг и со­ ратник Карла Маркса. Маркс и Энгельс в великом содружест­ ве совершили революционный переворот в иауке об обществе — в философии, в по­ литической экономии, в истории социали­ стической мысли, раскрыли всемирно-ис­ торическую роль пролетариата, как мо­ гильщика капитализма и творца нового общества — передового, социалистического. Открыв об’ективные законы обществен- ! ного развития, Карл Маркс и Фридрих • Энгельс научно доказали неизбежность i гибели капитализма и победы нового со­ циалистического строя путем пролетар­ ской революции и установления дикта­ туры пролетариата. Эта диктатура может быть завоевана и упрочена лишь под ру­ ководством авангарда рабочего класса — его Коммунистической партии, за созда­ ние которой Маркс и Энгельс вели неус­ танную борьбу. Фридрих Энгельс был великим корифе­ ем науки. Вместе с Марксом он критиче­ ски переработал все ценное, что было соз­ дано передовой человеческой мыслью. Гениальные труды, созданные. Энгельсом, охватывают важнейшие области человече­ ского знания: диалектический и истори­ ческий материализм, естествознание, по­ литическую экономию, теорию социализ­ ма, всеобщую историю, военное искусство. Еще в 1845 году, когда Энгельсу было 25 лет. он создал одно из лучших произ­ ведений мировой социалистической лите­ ратуры — книгу «Положение рабочего класса в Англии». Это произведение и по­ ныне сохранило свое большое значение. «Энгельс первый сказал, — писал Ленин, — что пролетариат не только страдающий класс; что именно то позор­ ное экономическое положение, в котором находится пролетариат, неудержимо тол­ кает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение. А борющий­ ся пролетариат сам поможет себе. Поли­ тическое движение рабочего класса неиз­ бежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода вне социализма. С другой стороны, социализм будет только тогда силой, когда он станет целыо поли­ тической борьбы рабочего класса». С первых же лет знакомства Энгельса с Марксом у них обнаружилось полное единомыслие по теоретическим вопросам. Они написали первые совместные фило­ софские работы «Святое семейство, или критика критической критики» и «Немецкая идеология». В этих трудах проявился могучий гений основоположников марксизма. В начале 1846 года появилась статья Энгельса «Фрагмент Фурье о торговле», в которой Энгельс подвергает резкой критике немец­ кую социалистическую и комму­ нистическую литературу. Эта статья была первым публичным выступлением пролетарского ком­ мунизма, марксизма против «ис­ тинного социализма». В ней в качестве главной задачи коммунистов Энгельс выдвигал требование «революционизиро­ вать Германию, привести в дви­ жение пролетариат, заставив массы думать и действовать». В другой статье, написанной несколько позже («Праздник на­ родов в Лондоне»), Энгельс вы­ ступил, как представитель «са­ мой крайней, пролетарской пар­ тии», провозглашая необходи­ мость совместной международной борьбы «пролетариев всех на­ ций» за «коммунистическую де­ мократию», победа которой долж­ на привести к победе комму­ низма. Обе статьи явились первым актом той разносторонней организационно-пропа­ гандистской деятельности, которую Маркс и Энгельс развернули. Вместе с Марксом Энгельс явился созда­ телем бессмертного творения — «Мани­ феста Коммунистической партии», в ко­ тором они дали цельное систематическое изложение научного коммунизма. В сокровищницу марксизма вошли ге­ ниальные произведения Энгельса «Анти- Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Они и теперь являются важ­ нейшим идейным достоянием междуна­ родного рабочего движения. Появившиеся в начале 1844 года «Кри­ тические очерки по политической эконо­ мии» Энгельса произвели сильное впе­ чатление на Маркса, усилив его интерес к занятиям политической экономией. Во время работы Маркса над «Капиталом» Фридрих Энгельс был постоянным его со­ ветчиком, а после смерти Маркса Энгельс подготовил к печати незаконченный труд своего друга — II и III тома «Капитала». Энгельс, как и Маркс, был не только гениальным мыслителем, но и вождем борющегося пролетариата. «... Маркс и Энгельс, — подчеркивает товарищ Сталин, — являются не просто родоначальниками какой-либо философской «школы» — они живые вожди живого пролетарского движения, которое растет п крепнет с каждым днем». Маркс и Энгельс вместе вели борьбу за создание первой пролетарской партии, были организаторами и руководителями «Союза коммунистов». В первом парагра­ фе устакч Союза Энгельс сформулировал сущность революционного коммунизма. «Целью Союза является: свержение бур­ жуазии, господство пролетариата, уничто­ жение старого, основанного на антагониз­ ме классов, буржуазного общества и осно­ вание нового общества без классов и без частной собственности». Вместе с Марксом Энгельс основал I Интернационал — международную ком­ мунистическую организацию. Обобщая опыт революционных битв пролетариата, Маркс и Энгельс неустанно развивали главную идею своего великого учения — идею диктатуры пролетариата. Фридрих Энгельс беспощадно боролся с буржуазными и мелкобуржуазными тече­ ниями внутри рабочего класса, разоблачал социал-демократических филистеров, про­ поведующих лживую теорию мирного врас­ тания капитализма в социализм и испы­ тывающих смертельный страх перед дик­ татурой пролетариата. Энгельс, как и Маркс, учил социалистов привлекать и другие трудовые слои насе­ ления на сторону пролетариата. Он ука­ зывал, что пролетариат сможет победить лишь при условии сплочения вокруг него всех трудящихся. Вместе с Марксом Энгельс воспитывал рабочий класс в духе пролетарского ин­ тернационализма, горячо поддерживал на­ ционально-освободительную борьбу угне­ тенных народов — ирландского, китай­ ского, индусского и других, призывал ра­ бочий класс активно помогать националь­ но-освободительным движениям. Непримиримый враг царизма, Энгельс с огромной симпатией относился к русско­ му народу. Он с горячим сочувствием сле­ дил за борьбой русского народа против царизма и крепостничества. В начале 80-х годов прошлого века Маркс и Энгельс счи- .та.ти Россию передовым отрядом револю­ ционного движения в Европе. Заложив основы своего учения, Маркс н Энгельс на протяжении почти полувека развивали и совершенствовали его, обога­ щая новыми идеями и выводами на осно­ ве обобщения революционной практики, творчества и инициативы масс. После смерти Маркса и Энгельса нача­ лась новая историческая эпоха — эпоха империализма и пролетарских революций. Перед, рабочим классом встали новые слож­ ные вопросы, на которые основополож­ ники марксизма, естественно, тогда не могли дать исчерпывающего ответа. Надо было двигать вперед марксизм, развивая его применительно к новой эпохе, к новым условиям классовой борьбы пролетариата, отстоять от различного рода оппортуни­ стических нападок, попыток ревизовать великое учение Маркса и Энгельса. В этих новых _ исторических условиях великий корифей революционной науки, основа­ тель и вождь Коммунистической партии Советского Союза В. И. Ленин отстоял и защитил марксизм от атак врагов и, обоб­ щив опыт российского и международного рабочего движения, поднял великое учение марксизма на новую, более высшую сту­ пень. На основе положений Маркса и Энгель­ са Ленин создал стройное учение о дик­ татуре пролетариата, открыл Республику Советов, как лучшую государственную форму пролетарской диктатуры, создал учение о марксистской партии нового ти­ па, показал закономерности переходного периода от капитализма к социализму, разработал основные проблемы строитель­ ства социализма и коммунизма. Он обо­ сновал великое значение союза рабочего класса и крестьянства, как решающего условия для свержения власти помещиков и капиталистов и построения коммунисти­ ческого общества. Обогащая накопленный опыт социали­ стического строительства в СССР и опыт современного международного освободи­ тельного движения, соратник и продолжа­ тель дела великого Ленина И. В. Сталин творчески развил марксистско-ленинское учение применительно к новым историче­ ским условиям. Великое творческое учение— марксизм- ленинизм^. — воплотилось в Великой Ок­ тябрьской социалистической революции, в построении социализма и успешном стро­ ительстве коммунизма в нашей стране. Под великим знаменем марксизма-лени­ низма идут по пути строительства со­ циализма страны народной демократии, живет и борется международное рабочее движение, все шире развивается нацио­ нально-освободительная борьба народов колониальных и зависимых стран. Коммунистическая партия Советского Союза побеждала и побеждает своей вер­ ностью марксистско-ленинскому’ учению, ибо история нашей партии — это марк­ сизм-ленинизм в действии. Имена Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина вдохновляют сотни миллионов людей всех гтран мира на борьбу за мир, [•демократию и социализм.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz