На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 ноября 1955 г., № 260 (5412). Совещание Министров иностранных дел четырех держав в Женеве З а с е д а н и е 3 1 о к т я б р я ЖЕНЕВА, 1 ноября. (Спец. корр. ТАСС). Вчерашнее четвертое заседание Совещания министров иностранных дез Франции, Англии, Советского Союза США началось, как было условлено, с об­ суждения третьего пункта повестки дня — о развитии контактов между Востоком и Западом, — имея в виду создать груп­ пу экспертов по этому вопросу. Первым выступил А. Пинэ. Он высказался за развитие культурных и торговых отношений между Востоком и Западом. Пинэ заявил, что если об’ем торговли между Францией и СССР сократился, то это произошло не по вине Франции, а явилось, по его словам, результатом тор­ говой политики стран Восточной Европы. Что касается осуществляемых западными странами ограничений торговли путем за­ прета вывоза в СССР так называемых стратегических товаров, то по утвержде­ нию А. Пинэ, сектор, в котором приме­ няются эти ограничения, слишком узок, чтобы можно было рассчитывать, ликви­ дировав их, прийти к значительному уве­ личению торговли. А. Пинэ высказался за расширение сот­ рудничества между Францией и СССР и предложил некоторые мероприятия в об­ ласти обмена информацией, резервировав за собой право внести позже более опре­ деленные предложения. Г. Макмиллан также подчеркнул, что правительство Англии придает большое значение устранению барьеров, которые препятствуют свободному общению и мир­ ной торговле между народами. Макмиллан отметил, что в области рас­ ширения контактов между Англией и СССР имел место прогресс, однако недо­ статочный, что, по утверждению Макмил­ лана, об’ясняется якобы позицией Совет­ ского Союза. Министр иностранных дел Англии ска­ зал, что английская делегация внесет позднее конкретные предложения по во­ просу о культурном обмене. Касаясь развития торгового обмена, Г. Макмиллан, подобно Пинэ, утверждал, что существующие на Западе ограничения торговли с СССР так называемыми страте­ гическими товарами не играют большой роли. Он заявил, что в недостаточном раз­ витии англо-советских торговых отноше­ ний якобы повинна внешнеторговая поли­ тика Советского Союза. В заключение Г. Макмиллан сказал, что английская делегация готова сочувствен­ но рассмотреть любые предложения, могу­ щие привести к увеличению мировой тор­ говли. Затем с заявлением по обсуждаемому вопросу выступил В. М. Молото*. Он напомнил, что главы правительств четырех держав поручили министрам ино­ странных дел, при посредстве экспертов, изучить меры, включая меры в органах и учреждениях Организации Об’единенных Наций, которые могли бы: Во-первых, привести к постепенному устранению барьеров, свободному общению и между народами, и во-вторых, привести свободных контактов и выгодных для заинтересованных стран народов. Молотов процитировал затем постанов­ ление Верховного Совета СССР по докладу Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганина от 5 августа 1955 г., в котором говорится, что «установление бо­ лее широких политических, экономиче­ ских и культурных связей между страна­ ми, независимо от их общественного и политического строя, на основе уваже­ ния суверенных прав, невмешательства в их внутренние дела, отвечает интересам народов и поведет к укреплению мира, дружбы и сотрудничества между ними». Как указал Молотов, Советская делега­ ция считает целесообразным создание Ко­ митета экспертов по вопросам развития контактов между Востоком и Западом. Выразив удовлетворение в связи с тем, что Пинэ и Макмиллан высказались за необходимость развития контактов между странами Востока и Запада, глава Совет­ ской делегации высказал критические за­ мечания по поводу приведенного Пинэ и Макмилланом об’яснения причин наруше­ ния нормальных экономических отноше­ ний между этими странами. По нашему мнению, сказал Молотов, развитие контактов между Востоком и Западом будет успешным только тогда, когда оно будет базироваться на развитии экономических отношений между государ­ ствами, что немыслимо без нормального развития торговли между ними... Однако на путях нормального развития торговли между странами существует не­ мало препятствий, искусственно создан­ ных барьеров. Всем известно о дискрими­ национных мерах, практикуемых рядом стран по отношению к СССР и некоторым другим государствам. К таким мерам от­ носится, например, запрет на экспорт многих товаров, нарушение обычных вза­ имоотношений в области кредита, препят­ ствие свободному мореплаванию торговых судов и др... В связи с этим Советская делегация считает, что Комитету экспертов следова­ ло бы р первую очередь рассмотреть во­ прос о ликвидации существующих дис­ криминационных мер, тормозящих разви­ тие экономических взаимоотношений меж­ ду государствами Это соответствовало бы тому, что сказано в первой части Дирек­ тив Глав правительств о развитии контак­ тов. Немало еще предстоит сделать в разви­ тии контактов в вопросах культуры, нау­ ки и техники, продолжал Молотов. Полез­ ными будут меры по обмену опытом в промышленности, сельском хозяйстве, расширение обмена делегациями общест­ препятствующих мирной торговле к осуществлению связей, взаимно и венных и культурных деятелей, развитие туризма. Это будет соответствовать второй части Директив Глав правительств о раз­ витии контактов. Глава Советской делегации подчеркнул, что Советский Союз все делает для того, чтобы способствовать развитию контактов между СССР и другими государствами. Он указал в качестве примера на посещение Советского Союза парламентскими делега­ циями Англии, Индии, Швеции, Сирин, Финляндии, Югославии, Японии, Франции, Бельгии, Люксембурга. Он отметил также, что за последнее время у Советского Союза имеет место оживление в области культурных связей со многими странами, в том числе с Ан­ глией, Францией, США. Советский Союз, заявил Молотов в за­ ключение, был и является сторонником широкого развития контактов между Во­ стоком и Западом и готов сделать все от него зависящее для того, чтобы достигнуть в этом отношении положительных резуль­ татов и, тем самым, способствовать даль­ нейшему ослаблению международной на­ пряженности. В заключение своего выступления В. М. Молотов представил разработанное Совет­ ской делегацией предложение «О разви­ тии контактов между Востоком и Запа­ дом» (приводится в сегодняшнем номере нашей газеты. — Ред.). С изложением позиции делегации США по третьему пункту повестки дня высту­ пил Д. Даллес. — Соединенные Штаты, — сказал он, — с надеждой, хотя и с осторожностью, подходят к вопросу о мерах по устране­ нию преград к установлению свободного общения между государствами и развитию международной торговли. Он утверждал, что нарушение контактов между США и Советским Союзом явилось результатом проводимых Советским Союзом мероприя­ тий. Даллес подразделил вопрос о контактах на три части: во-первых, свободный обмен информацией и мыслями, во-вторых, сво­ бодный обмен людьми и свобода в области путешествий, в-третьих, развитие торговли между Востоком и Западом. Он внес неко­ торые предложения, способствующие, по его мнению, развитию контактов. Так же, как Пинэ и Макмиллан, государственный сек­ ретарь США утверждал, что причиной низкого уровня торгового оборота между Востоком и Западом является не дискри­ минационные меры в области торговли, проводимые западными странами, а, как он выразился, недостаток интереса со сто­ роны Советского Союза. Даллес добавил, что перед от’ездом в Женеву он принял меры к постепенному упрощению некоторых процедур, касаю­ щихся экспорта в страны «советского блока». Затем А. Пинэ внес от имени делегации Франции, Англии и США меморандум, со­ держащий предложения этих трех делега­ ций по вопросу о развитии контактов между Востоком и Западом. При этом он отметил, что, по его мнению, этот доку­ мент включает целый ряд пунктов, кото­ рые сближаются с предложениями Совет­ ской делегации. Предложения трех западных держаз, озаглавленные «Развитие контактов меж­ ду Востоком и Западом», содержат 17 пун­ ктов, в которых изложены мероприятия по обмену информацией, книгами и периоди­ ческими изданиями, кинокартинами, вы­ ставками, радиопередачами, а также по об­ мену делегациями, туристами, студента­ ми и т. д. О развитии экономических отношений, являющихся базой для развития контак­ тов. в 17 пунктах не упоминается. О международной торговле в предложениях западных держав говорится в самом кон­ це, в общей форме, причем повторяется утверждение, будто нормальному торгово­ му обмену препятствуют страны Восточ­ ной Европы. После того, как был создан Комитет экспертов, который должен представить министрам доклад о проделанной ими ра­ боте к 10 ноября, министры, как и было условлено, вновь перешли к обсуждению первого пункта повестки дня — европей­ ская безопасность и Германия. В. М. Молотов внес предложение при­ гласить для участия в рассмотрении гер­ манского вопроса представителей Герман­ ской Демократической Республики и Гер­ манской Федеральной Республики. Было время, сказал он, когда четыре великие державы принимали решения, ка­ сающиеся Германии, без участия немцев. Это можно было понять в первые годы после войны. Другое дело сейчас, когда на территории Германии образовалось два суверенных германских государства. В этих условиях было бы ненормальным, чтобы решения по германскому вопросу принимались без участия их представите­ лей. Д. Даллес, А. Пинэ и Г. Макмиллан высказались против предложения Совет­ ской делегации. Министры трех западных держав заявили, что они возражают про­ тив приглашения представителей Гермач- ской Демократической Республики, по­ скольку правительство ГДР не признано правительствами западных держав. Без всяких доказательств они утверждали, что правительство ГДР не представляет насе­ ление ГДР. В. М. Молотов отметил необоснованность этих утверждений. Одно дело, заявил он, когда то или иное. государство не хочет признать другое государство, а другое де­ ло — реальное положение в государстве, о котором идет речь. Все дело в том, что та часть германского народа, которая на­ селяет ГДР, признает, уважает и ^поддер­ живает правительство Германской Демо­ кратической Республики. Молотов указал, что Советская делега­ ция^ знакома с положением дел в Герман­ ской Демократической Республике и мо­ жет заверить, что там были проведены действительно свободные выборы, на ко­ торых была выражена полная и дружная поддержка нынешнему правительству Гер­ манской Демократической Республики. Представители США, Франции и Вели­ кобритании, продолжал Молотов, видимо, намерены отказать германскому народу в том, чтобы его голос был услышан на этом Совещании. Что касается Советской делегации, то она считает это неприемле­ мым и предлагает пригласить на наше Совещание как представителей Германской Демократической Республики, так и пред­ ставителей Германской Федеральной Рес­ публики. Однако представители трех западных держав отклонили это предложение и зая­ вили, что следует, по их мнению, пригла­ сить только представителей ГФР. В. М. Молотов заявил, что Советский Союз стоит за равноправное участие пред­ ставителен обеих германских государств в Совещании и против дискриминации в данном случае. Тот факт, сказал он, что Совещание не приняло положительного решения по вопросу о приглашении пред­ ставителен ГДР и ГФР, не может не ска­ заться отрицательно на обсуждении гер­ манского вопроса. Затем В. М. Молотов выступил с заяв­ лением по вопросу о европейской безопас­ ности. Констатировав, что между участниками Совещания нет еще необходимого согласия по проблеме обеспечения безопасности в Европе, Молотов указал, что, по мнению Советской делегации, возможности для до­ стижения положительных результатов по этому вопросу не исчерпаны. Советская делегация, заявил Молотов, предлагает обсудить вопрос о возможности заключения договора о безопасности в Ев­ ропе с участием вначале более узкого кру­ га заинтересованных государств... Мы предлагаем, чтобы его участниками были четыре державы — СССР. США. Франция, Великобритания, а также и все другие участники как Западноевропейского сою­ за, так и Варшавского договора, в том чис­ ле Германская Федеральная Республика и Германская Демократическая Республика. Советское Правительство согласно так­ же, чтобы участниками договора были и другие европейские государства, которые пожелают к нему присоединиться, папрн- мер, Югославия, Дания. Охарактеризовав обязательства, которые могли бы принять на себя государства — участники договора о безопасности в Ев ­ ропе, глава Советской делегации продол­ жал: Внося это предложение, Советское Пра­ вительство, как это само собой разумеет­ ся, исходит из того, что в последующем существующие договоры и соглашения (Северо-атлантический блок, Западноевро­ пейский союз, Варшавский договор) долж­ ны потерять силу и созданные на их ос­ нове военные группировки должны быть ликвидированы. Однако в настоящее время в связи с данным предложением относи­ тельно договора о безопасности в Европе оно не выдвигает предложения о конкрет­ ном сроке действия этого договора и о его замене общеевропейским договором. Как указал Молотов, Советское Прави­ тельство исходит также из того, что за­ ключение договора не должно затрагивать обязательств государств — его участни­ ков, принятых ими по существующим до­ говорам и соглашениям, а также права государств на индивидуальную и коллек­ тивную самооборону, предусмотренного статьей 51 Устава ООН, в случае воору­ женного нападения. Рассматривая вопрос о европейской бе­ зопасности, продолжал Молотов, мы не мо­ жем не думать о безопасности таких го­ сударств, как Польша, Чехословакия, Югославия, Греция и другие европейские государства, народы которых в результате гитлеровского вторжения пережили столь­ ко бедствий. Молотов подчеркнул, что в предложен­ ном западными державами проекте догово­ ра о «специальных гарантиях в связи с воссоединением Германии» ничего не го­ ворится о том, предусматривается ли этим договором безопасность, например, погра­ ничных с Германией государств. Глава Советской делегации предложил ^а рассмотрение Совещания проект догово­ ра о безопасности в Европе. (Текст этого предложения приводится в сегодняшнем номере нашей газеты). Молотов остановился затем на предло­ жении трех министров о создании в Евро­ пе особой зоны ограничения и инспекции вооружений. В проекте трех министров, сказал Молотов, говорится о зоне «по обеим сто­ ронам демаркационной линии между вос­ соединенной Германией и странами Восточ­ ной Европы». Такое предложение не соот­ ветствует Директивам Глав правительств о зоне «между Востоком и Западом» и не соответствует всем известному реальному положению дел. Молотов предложил дого­ вориться о следующем: 1. Зона ограничения и инспекции во­ оружении в Европе должна включать тер­ риторию Германской Федеральной Респуб­ лики. Германской Демократической Рес­ публики, соседних с ними государств или некоторых из них. 2. В соглашении по вопросу о зоне дол­ жны быть предусмотрены предельные уровни войск США, СССР, Великобрита­ нии и Франции, расположенных на терри­ тории других государств в этой зоне. Во­ прос о таких уровнях подлежит дополни­ тельному рассмотрению. 3. Обязательства, касающиеся ограни­ чения вооружений и контроля над ними, принимаемые государствами по соответст­ вующему соглашению, подлежат согласо­ ванию с этими государствами, которые свободны в принятии решений по этому вопросу в соответствии с их суверенными правами. 4. За выполнением обязательств по ог­ раничению вооружений на территориях, входящих в зону, устанавливается совме­ стная инспекция над вооруженными сила­ ми и вооружениями государств — участ­ ников соглашений. Достижение между нами договоренности по этому вопросу, а в последующем дого­ воренности и с другими заинтересованны­ ми государствами, подчеркнул Молотов, имело бы важное значение для упрочения мира и способствовало бы уменьшению напряженности в Европе. Вместе с тем, достижение такой договоренности облег­ чило бы возможность решения проблемы разоружения, поскольку на примере опре­ деленного района Европы была бы пока­ зана возможность применения тех меро­ приятий в области разоружения, которые в последующем могли бы быть осущест­ влены в более широких масштабах. Г. Макмиллан заявил, что представите­ ли трех западных держав весьма тщатель­ но изучат заявление В. М. Молотова и вне­ сенные им предложения, которые он на­ звал очень интересными. Он указал так- я;е, что хотел бы получить предложение Советской делегации по вопросу об об'е- диненип Германии. Д. Даллес присоединился к этому заме­ чанию Г. Макмиллана. В. М. Молотов сказал, что, как пола­ гает Советская делегация, на следующзм заседании министры могли бы обменяться мнениями о внесенных сегодня делегаци­ ей СССР предложениях, а затем Советская делегация имеет в виду высказаться так­ же непосредственно по германскому во­ просу. На этом заседание закрылось. О р а з в и т и и к о н В о с т о к о м и а к т о в м е ж д у З а п а д о м (Предложение делегации СССР) В Директиве Глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции по во­ просу о развитии контактов между Восто­ ком и Западом указано на необходимость изучить «меры, включая возможные ме­ ры в органах и учреждениях Организации Об’единенных Наций, которые могли бы (а) привести к постепенному устранению барьеров, которые препятствуют свобод­ ному общению и мирной торговле между народами, и (б) осуществлению свободных контактов и связей, взаимно выгодных для заинтересованных стран и народов». В соответствии с этим министры иност­ ранных дел четырех держав, руководимые желанием содействовать укреплению мир­ ного сотрудничества между государства­ ми, согласились о следующем: 1. Признается необходимым предпри­ нять меры по содействию развитию меж­ дународной торговли, имея в виду устра­ нение существующих препятствий и огра­ ничений в области международной тор­ говли между Востоком и Западом и при­ менение принципа наибольшего благо­ приятствования в вопросах торговли и мо­ реплавания. 2. Четыре державы предпримут завися­ щие от них меры по содействию беспре­ пятственному проходу торговых судов всех стран через морские проливы и ка­ налы международного значения и по уст­ ранению существующих в настоящее вре­ мя ограничений в области морского сооб­ щения с некоторыми государствами. 3. Будут приняты меры к расширению международных научно-технических свя­ зей и, в частности, в области мирного ис­ пользования атомной энергии (техника, сельское хозяйство, медицина и т. д.) пу­ тем созыва совещаний с участием соот­ ветствующих специалистов и др. Соответ­ ствующие шаги будут предприняты пред­ ставителями четырех держав в междуна­ родных организациях, занимающихся во­ просами международного сотрудничества в области науки и техники. В качестве ближайшего мероприятия считать желательным созыв в 1956 году Международной конференции по вопросу о применении атомной энергии в области здравоохранения. 4. Четыре державы высказываются за участие в международных специализиро­ ванных организациях (МОТ. ЮНЕСКО, ВОЗ, МСЭ и др.) всех государств, желаю­ щих сотрудничать в этих организациях. 5. Будут поощряться также следующие меры, включая возможные меры в орга­ нах и учреждениях Организации Об’сди- ненных Наций, которые могли бы содей­ ствовать укреплению контактов между промыш- культур- Востоком и Западом в области ленности, сельского хозяйства, ных связей и развития туризма: а) Взаимный обмен делегациями и вза­ имные поездки деятелей промышленности, сельского хозяйства и торговли с целью обмена опытом и ознакомления с достиже­ ниями соответствующих стран в этих об­ ластях; б) Расширение культурных связей меж­ ду странами с целью развития более ши­ рокого общения между собой деятелей науки и культуры и обмена культурными ценностями, имея в виду желательность заключения между странами соответству­ ющих соглашений по культурному сот­ рудничеству; в) Расширение взаимного обмена печат­ ными изданиями (книги, журналы, газеты и др.) между научно-исследовательскими институтами, библиотеками, научными и культурными ассоциациями, обществен­ ными организациями и частными лицами; г) Меры к более широкому развитию международного туризма, а также спор­ тивных связей между странами; д) Меры к устранению существующих искусственных препятствий в области им­ миграционных и иных правил, затруд­ няющих расширение указанных выше контактов между государствами. Проект договора о безопасности в Европе (Предложение делегации СССР) Воодушевленные стремлением^ к укре­ плению мира и признавая необходимость всемерно содействовать уменьшению меж­ дународной напряженности и установле­ нию доверия в отношениях между госу­ дарствами, руководствуясь миролюбивыми целями и принципами Организации Об’единенных Наций, правительства согласились заклю­ чить настоящий договор. Государства — участники договора торжественно заявляют о принятии ими на себя следующих обязательств: СТАТЬЯ 1 Договаривающиеся стороны обязуются не применять вооруженную силу друг против друга, а также воздерживаться в отношениях друг с другом от угрозы си­ лой и разрешать все споры, которые мо­ гут возникнуть между ними, мирными средствами. СТАТЬЯ 2 В случае, если одно или несколько го­ сударств — участников договора под­ вергнется вооруженному нападению в Ев­ ропе со стороны какого-либо государства или группы государств, то другие госу­ дарства — участники договора немедлен­ но окажут государству или государствам, подвергшимся такому нападению, любую помощь, вплоть до военной, которая будет признана необходимой в целях восстанов­ ления и поддержания международного ми­ ра и безопасности в Европе. СТАТЬЯ 3 Государства — участники договора обязуются не оказывать под каким бы то ни было предлогом прямо или косвенно помощи нападающему государству в Ев­ ропе. СТАТЬЯ 4 Государства — участники договора бу­ дут консультироваться между собой вся­ кий раз, когда по мнению любого из них возникнет угроза вооруженного нападения в Европе на одно или несколько госу­ дарств — участников договора, в целях принятия эффективных мер для устране­ ния подобной угрозы. Они будут немед­ ленно проводить необходимые консульта­ ции всякий раз, когда потребуется приня­ тие согласованных мер для восстановле­ ния мира в случае нападения на какое- либо государство — участника договора. СТАТЬЯ 5 Договаривающиеся государства образу­ ют по взаимному соглашению специаль­ ный орган (или органы) с целью проведе­ ния указанных выше консультаций, а также для принятия других мер по обеспе­ чению безопасности, которые могут ока­ заться необходимыми в связи с осущест­ влением государствами обязательств по настоящему договору. СТАТЬЯ 6 Государства — участники договора со­ глашаются о том, что обязательства по настоящему договору не затрагивают обя­ зательств, принятых ими по существую­ щим договорам и соглашениям. СТАТЬЯ 7 Принятие па себя государствами обя­ зательств по настоящему договору не должно наносить ущерба праву государств — участников договора на индивидуаль­ ную или коллективную самооборону, в случае вооруженного нападения, преду­ смотренному статьей 51 Устава ООН. СТАТЬЯ 8 Договор носит временный характер и будет действовать до тех пор, пока не бу­ дет заменен другим, более широким до­ говором о европейской безопасности, за­ меняющим собою существующие договоры и соглашения. Пребывание делегации Верховного Совета СССР в Болгарии СОФИЯ, 31 октября. (ТАСС). Сегодня делегация Верховного Совета СССР нане­ сла визит председателю Президиума На­ родного собрания Г. Дамянову и председа­ телю Бюро Народного собрания Ф. Козов- скому. Затем членов делегации принял Предсе­ датель Совета Министров Вылко Червен- ков. Беседа, в которой участвовали заме­ стители Председателя Совета Министров А. Югов, Г. Трайков, Г. Чанков, И. Ми­ хайлов и члены правительства, прошла в сердечной обстановке. Сегодня же делегация Верховного Сове­ та СССР посетила Мавзолей Георгия Ди­ митрова, где возложила венок. Венок был возложен такяге к подножию монумента в честь Советской Армии-освободительницы. Во второй половине дня Советская пар­ ламентская делегация посетила Софий­ ский городской народный совет, где была принята его председателем Д. Поповым. Премьер-Министр Бирманского Союза У Ну в Казахстане АЛМА-АТА, 1 ноября. (ТАСС). Вчера в первой половине дня Премьер-Министр Бирмы У Ну и его спутники знакомились с учебными заведениями Алма-Аты. Во второй половине дня представители Бирмы совершили поездку в колхоз имени Мичурина. Колхозники по старинному обычаю встретили гостей хлебом-солью. Председатель колхоза Л. С. Манько рас­ сказал Премьер-Министру и его спутни­ кам об экономике сельхозартели. Гости интересовались способами обработки зем­ ли, продуктивностью ж и во т н о во д с т ел , ма­ териальными условиями жизни колхозни­ ков. Гости посетили также Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникаль­ ных фильмов, где им были продемонстри­ рованы документальные кинокартины о Советском Казахстане. Вечером 31 октября Председатель Сове­ та Министров Казахской ССР Д. А. Ку­ наев дал обед в честь Премьер-Министра Бирманского Союза У Ну. О ПОДГТИСАНЙИ ДОГОВОРА О ДРУЖБЕ МЕЖДУ СОЮЗОМ ССР И ЙЕМЕНОМ В результате имевших место перегово­ ров между представителями Правительств СССР и Йемена 31 октября 1955 года в Каире был возобновлен Договор о дружбе между Союзом Советских Социалистиче­ ских Республик и Йеменом. По поручению Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических ’еспублик Договор подписал Чрезвычай­ ный и Полномочный Посол СССР в Егип­ те Д. С. Солод. По поручению Его Величества короля Темена Имама Ахмеда Договор подписал осударственный Министр и Чрезвычай­ ный Посланник и Полномочный Министр !емена в Египте Ас-Сайед Абдель Рахман Абдель Самад Абу Талеб. Во время подписания Договора присут­ ствовали: со стороны Йемена — Государственный Министр и Заместитель Министра иност­ ранных дел Эль-Кади Мохаммед Абдалла Эль-Амари, Государственный Министр Эль- {ади Мохаммед Абдалла Эль-Шамн и сот­ рудники Миссии Йемена в Египте. Со стороны Советского Союза — совет­ ник Посольства СССР в Египте П. И. Ге­ расимов, торговый советник при Посоль­ стве СССР в Египте С. С. Никитин и дру­ гие сотрудники Посольства СССР в Египте. П Л А Н культурно-массовых мероприятий в Североморском матросском клубе в предпраздничные и праздничные дни 5 Н О Я Б Р Я 20.00 — концерт артистов эстрады Новгородской государственной филармо­ нии. Короткометражные кинофильмы. Массовые танцы, игры. 6 Н О Я Б Р Я 10.00 — для матросов и старшин — цветной художественный кинофильм «Солдат Иван Бровкин». 14.00 — сеанс одновременной игры в шахматы на 15 досках (проводит перворазрядник рядо­ вой Тамме). 15.00 — большой концерт Государственного ансамбля песни и пляски донских казаков (состав 70 чел.). Массовые танцы, игры. 20.00 — вечер отдыха матросов, старшин и молодежи города. Концерт коллектива матросской художественной самодеятельности клуба. Новые киножурналы «Новости дня», «Наука и техника». Массовые танцы, иг­ ры, лотерея. 7 Н О Я Б Р Я 14.00 — сеанс одновременной игры в шахматы на 15 досках (проводит пер­ воразрядник рядовой Ландман). 15.00 — для личного состава кораблей — боль­ шой концерт Государственного ансамбля песни и пляски донских казаков. Массо­ вые танцы, игры, лотерея. 20.00 — вечер отдыха матросов, старшин и молодежи города. Концерт артистов эстрады Нов­ городской государственной филармонии. Новый художественный кинофильм «Но­ воселье». Массовые танцы, игры, лотерея, викторина. Играет духовой оркестр. 8 Н О Я Б Р Я 10.00 — для личного состава кораблей — концерт коллектива матросской худо­ жественной самодеятельности. Массовые танцы, игры. 14.00 — сеанс одновремен­ ной игры в шахматы на 15 досках (про-' водит перворазрядник рядовой Рычков). 15.00 — день отдыха матросов, старшин и молодежи города. Концерт ансамбля песни и пляски Северного флота. Новые киножурналы «Новости дня». Массовые танцы, игры, лотерея. 20.00 — спектакль драматического театра Северного флота. Г. Квнтко-Основьяненко. «Шельменко денщик». Танцы до начала спектакля и в антрактах. Заявки на культпоходы на все плат­ ные мероприятия принимаются 4 ноября до 12.00. Предварительная продажа би­ летов на все мероприятия производится с 3 ноября с 12.00 до 16.00 и с 19.00 до 21.00. Ответственный редактор В . Н. Л У Ш Е Н Ь К И Н . ГМ 900260. к ПРРГ* P F ГТАкттыы ы u t t t a t c Ш -Г то д . ___ г а„оппилпгк Мупмянгкой об части, ул. Полярная, 8. Телефоны: редактор — 3-76, зам. редактора — 2-48, секретарь — 1-64, нач. издательства и А Д Р Е С Р Е Д А К Ц Ш ^ И ^ З Д А Т Е Л Ь С Т В А : т ГОР я “ Г к у л ь т у р ы и быта - 3-63. боевой подготовки и писем - 28, пропаганды и партийной и комсомольской жизни - 96. Типография газеты «На страже Заполярья», ул. Полярная, 12. нач. типографии — 5-S3, отдел подписки Заказ X: 260.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz