На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 25 ноября 1955 г., № 278 (5430J. Окончание речи Н. С. ХРУЩЕВА Что касается советских людей, то наше понимание — ясное и понятное для всех. Мы говорим: мир для всех народов мира! (Бурные аплодисменты). Мы говорим: не должно быть никакого вмешательства во внутренние устройства других государств и народов. (Бурные аплодисменты). В этом — главное. Мы боремся за эти принципы, которые так хорошо изложены во всем известной декларации, провозглашенной Индией и Китаем. (Аплодисменты). Я, как и все советские люди, уверен в том, что правда победит, что мир победит. (Бурные аплодисменты). Но к этому долж ны быть приложены наши старания. Надо не ослаблять упорства, не ослаблять на ших усилий в борьбе за мир во всем мире. (Аплодисменты). Господа, друзья! Мы с вами живем в счастливое время. Мы переживаем весну человечества, когда рушится колониальное рабство и нет возврата к старому. Сейчас мы ездим по городам и селам Индии, встречаемся с индийским народом. И мы видим, как горячо сияют глаза сво бодных людей, которые добились независи мости своей страны и которые сами хотят быть хозяевами своего государства, своей судьбы. По-разному люди переживают этот заме чательный момент. Что касается народов Советского Союза, то они искренне при ветствуют эти успехи. Мы радуемся тому, что добились великой исторической победы народы великого Китая, навсегда сбросив шие гнет империалистов и строящие свое великое народное государство. Мы радуем ся тому, что добились национальной неза висимости народы великой Индии. На борь бу против колониального рабства теперь поднимаются все народы Азии и Африки. А это такая океанская волна, которую ни что не остановит! (Бурные и продолжи тельные аплодисменты). Народы Советского Союза протягивают братскую руку вечной дружбы народам Индии. (Продолжительные аплодисменты). Мы всегда стояли и стоим за то, что внутренние устройства государств — дело самих народов. Мы не вмешиваемся и ни когда не будем вмешиваться в чужие дела. У нас с вами есть очень много общих ин тересов, по которым мы имеем полное взаимопонимание. На основе этого взаимо понимания, на основе взаимного уважения нам надо крепить нашу дружбу во имя мира во всем мире. В эти дни, когда мы посещаем города и села Индии, я нередко слышу замеча тельные слова, которые я полностью раз деляю. Этими словами мне и хотелось бы закончить свое сегодняшнее выступление: «Хинди руси бхай охай!». (Индийцы прус ские — братья!). ★ ★ * Заключительные слова товарища Н. С. Хрущева вызывают продолжительные, бур ные аплодисменты. Здесь полагают, что во встрече Совет ской делегации в Бомбее сегодня приняло в общей слолгности участие не менее по лутора миллионов жителей города. Пребывание Н. R. Булганина и Н. С. Хрущева в Индии БОМБЕЙ. 23 ноября. (Спец. корр. ТАСС). Вчера губернатор штата Пенджаб устроил большой прием в честь Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева и сопровож дающих их лиц. К советским гостям во время приема подходили многие деятели Пенджаба и тепло беседовали с ними. Министр штата Пенджаб по вопросам сельского хозяйства и развития С. И. Кап рон, подойдя к Н. С. Хрущеву, поблагода рил его за выступление на завтраке у губернатора. — Мы, — сказал он, — высоко ценим ваши дружеские пожелания нам относи тельно необходимости оберегать завоеван ную свободу. Мы знаем, что вы уделяете большое внимание развитию тяжелой про мышленности и советуете нам поступать так же. Мы с этим полностью согласны. Без тяжелой промышленности нельзя ук реплять независимость, нельзя упрочить мир. Советский Союз уже создал мощную тяжелую промышленность. Китай сейчас ее развивает. а если и Индия разовьет мощную тяжелую промышленность, то тогда никто уже не посмеет нарушить мир. — Никто! — подтвердил Н. С. Хрущев. Сегодня с утра Н. А. Булганин и Н. С. Хрущев покинули штат Пенджаб. На станции Амбала они пересели со специаль ного поезда на самолеты, пролетев близ южных склонов Гималаев, припыли в район Тараи, на севере штата Уттар Пра- деш. Здесь по решению правительства Пн дии. принятому в 1948 году, началось освоение под сельскохозяйственные куль туры большого массива плодородных зе мель. еще недавно покрытых джунгля ми и считавшихся «пропащим местом». В 1948 году в этом районе около 40 тысяч гектаров ранее заброшенных или нераспаханных земель были распределены между 4.200 беженцев, бывших военно служащих, безземельных рабочих. Были развернуты успешные мелиоративные ра боты. Джунгли вынуждены были отсту пить перед натиском человека. Позднее в этом районе была создана крупнейшая в Индии государственная сельскохозяйственная ферма Тарай, зани мающая ныне площадь в 6.500 гектаров. Эта ферма представляет собой не только доходное хозяйство, но и центр пропаган ды новейших передовых методов земледе лия и животноводства, особенно механизи рованной обработки земли. Ферма распо лагает 80 тракторами и 30 другими сельскохозяйственными машинами. На ее полях выращиваются пшеница, сахарный тростник, бобовые, ячмень и кукуруза. Н. А. Булганину и Н. С. Хрущеву была устроена теплая встреча на аэродроме близ города Барейли. Их встречали глав ный министр штата Уттар Прадеш Сам- пурнананд и другие официальные лица штата. Жители Барейли, собравшиеся на аэродроме, горячо приветствовали гостей. Дорога, ведущая от аэродрома к ферме, была заполпена радостно приветствующим народом. При осмотре фермы Н. А. Булганиным и Н. С. Хрущевым об’яснения давал ее директор X. С. Сандхун. По окончании осмотра Н. С. Хрущев и Н. А. Булганин вернулись на аэродром, близ Барейли, и вылетели в Бомбей. Во время поездки по Индии товарищей Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева сопро вождают представитель индийского пра вительства — министр промышленности Н. Канунго, посол СССР в Индии М. А. Меньшиков и посол Индии в СССР К. П. П1. Менон. Трибуна классного специалиста Час потеряешь — годом не наверстаешь Паршин Ил\я героя б е с см е р т н о ! Открытие памятника Герою Советского Союза М. Гаджиеву 14 ноября 1955 года в городе Махач кала на территории судомеханического завода состоялось открытие памятника известному североморскому подводнику Герою Советского Союза капитану 2 ран га Магомету Имадутдиновичу Гаджиеву. Герой-подводник поги§ смертью храбрых на боевом посту в годы Великой Отече ственной войны. Магомет Имадутдииович Гаджиев, ава рец по национальности, родился в бед ной семье, в одном из дальних аулов Да гестана. Любовь к морю пробудил в мальчике с ранних лет его двоюродный брат, каспийский военный моряк. Три надцатилетним мальчиком Магомет при нимал участие в борьбе с белогвардей цами. По путевке комсомола Гаджиев едет на учебу в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. В 1928 году, бу дучи курсантом, od совершает свое пер вое дальнее учебное плавание на исто рическом крейсере «Аврора». Незадолго до окончания училища Гаджиев был принят в ряды Коммунистической пар тии. Став офицером, он едет на Тихо океанский флот. За высокое мастерство, проявленное в длительном плавании, командир подводной лодки Гаджиев был награжден орденом Ленина. После нескольких лет учебы в Военно- морской академии Магомет Гаджиев при шел служить на Северный флот. Когда началась Великая Отечественная война, он был опытным подводником, команди ром подразделения. С первых дней боев с фашистами Гад жиев показал себя талантливым масте ром торпедного удара, сочетавшим отва гу и смелость с точным, безошибочным расчетом. Разнообразие применяемых им тактических приемов позволяло ему одерживать победу над врагом в самой трудной и тяжелой обстановке. Под руководством капитана 2 ранга Гаджиева прошли боевую школу многие молодые подводники. Он учил их сме лым торпедным атакам, искусству бить врага наверняка в условиях северного морского театра, воспитывал бесстраш ных, умелых моряков. Магомету Гаджиеву — мастеру торпед ных атак — принадлежит и честь пер вого применения артиллерийского ору жия подводной лодки в борьбе с кораб лями врага. Подводники любили своего командира — бесстрашного воина, заботливого и душевного товарища. Жизнерадостность, простота, человечность, справедливая взыскательность и непримиримость к недостаткам отличали Гаджиева. В последних числах апреля 1942 года Гаджиев вышел в очередной боевой по ход. В этом походе он одержал свою последнюю победу. Встретив вражеский конвой, советские подводники торпеди ровали крупный транспорт и потопили его. Корабли охранения стали преследо вать лодку. Советские подводники ар тиллерийским огнем уничтожили два корабля охранения. После этого связь с подводной лодкой прекратилась. Она не вернулась в базу... Родина высоко оценила боевые за слуги своего верного сына. Указом Пре зидиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года Магомету Гаджие ву было присвоено звание Героя Со ветского Союза. Меньше чем за год войны он лично уничтожил десять вра жеских транспортов и военных кораб лей. Двадцать семь фашистских кораб лей было потоплено подводными лодка ми подразделения, которым он командо вал. Память о герое-подводнике будет жить вечно. Именем Магомета Гаджиева наз ваны улицы в городах Североморске и Полярном, Махачкалинский судомехани ческий завод. Имя героя бессмертно! Всегда в боевой готовности Всегда в отлетном состоянии находится пост, где командиром старшина 2 статьи Константинов. Сложная боевая техника здесь содержится в чистоте и полной го товности. В этом немалая заслуга старшего матро са Шумакова. Он умело обслуживает тех нику, точно соблюдает инструкции и на ставления. Старшина 2 статьи Г. САВИЧ. Лля гидроакустиков море — лучший учитель. Тренируясь в походах, они при обретают практические навыки обнару жения целей и учатся классифицировать их. Вместе с тем воины не упускают возможностей, которые можно использовать Для повышения мастерства при стоянке подводной лодки в базе. Как, например, определить расстояние до цели, когда корабль стоит у причала или когда занятия проходят в кабинете? Чтобы правильно измерять дистанцию нужно обязательно проверять себя. Для этого мы используем радиолокационную станцию, перископ и зрительное наблюде ние. Сначала гидроакустик старший матрос Паршин допускал большие ошибки в оп ределении расстояний. Это происходило потому, что пеленгуемый корабль шел на большой скорости. Получалась меньшая дистанция, чем на самом деле. Пришлось подсказать подчиненному, что необходимо учитывать скорость кораблей, и практи чески показать ему, как это делается. С каждой тренировкой Паршин делал ошибок все меньше. И вот на очередном занятии я приказываю Паршину определить расстоя ние до цели. — Есть, — отвечает моряк и дает ре зультат определения. Проверяю. Оказы вается, что Паршин на данной трениров ке добился отличной точности. Этот успех дальнейшем был закреплен. Мы не забываем и о воспитании у мо ряков выносливости. Гидроакустик должен быть подготовлен к несению трудных вахт в течение длительного времени. Молодой матрос Трояновский с 'нетерпением ждал выхода в море. Ему хотелось проверить свои силы. Наконец, корабль в плавании. Усиливается порывистый ветер. Лодка переваливает с борта на Сорт. Троянов ского стала одолевать «морская болезнь». Это было заметно по поведению воипа. — Что это вы заскучали? — спросил матроса старшина. — Во время качки не обходимо чем-либо заниматься. II он дал Трояновскому задание. За де лом матросу некогда было думать о кач ке. Постепенно он привык к ней, в борь бе с трудностями закалил свою волю. Гидроакустик уже неплохо выполняет ооя— занности в слолсных походных условиях. Чтобы боевая учеба в море проходила успешно, необходимо тщательпо готовить себя и технику к каждому походу. За день до выхода в море командир боевой части указывает нам, какие необходимо отрабо тать приемы на боевых постах. При раз работке планов большая часть времени уделялась тренировкам на слух без инди катора, который облегчает пеленгование. На занятиях в кабинете матрос Новик в пеленговании на слух допускал неточно сти. Тогда были организованы дополни тельные регулярные тренировки в море. Одна из тренировок проходила в слож ных метеорологических условиях. Ко рабль шел на перископной глубине. От того, как будет поставлено гидроакусти ческое наблюдение, зависел успех выпол нения задачи. II все-таки время перехода лодки в заданный квадрат мы исполь зовали для тренировок. Матросу Новик бы ло приказано заступить на вахту. Воин старался действовать точно но инструк циям. Но не натренированный слух акусти ка плохо воспринимал отличие разнооб разных шумов друг от друга. В перископ уже видны мачты корабля, а Новик не мо жет запеленговать его. — Старший матрос Паршин, классифи цируйте цель, — поступает приказание более подготовленному специалисту. — Эсминец, справа 30, — четко док ладывает моряк. А матрос Новик внима тельно следит за действиями учится на его опыте. — Определить скорость! Проходит немного времени, и акустик докладывает скорость корабля. Поступает вводная — перейти на другой режим пе ленгования. Паршин правильно и уверен но включает и выключает приборы, дей ствует точно по инструкции. — Матрос Повик, повторите эти уп ражнения! II воин приступает к делу. Но теперь у него получается значительно лучше Комсомолец Новик старается служить так как учат его уставы, как обязывает При сяга. Сейчас он овладевает специально стью старательно и настойчиво. Он без ошибочно подсчитывает число оборотов винтов и по ним определяет скорость хо да корабля. Результаты неплохие. Для тренировок мы используем самые выгодные условия, могущие дать наиболь шую пользу.' Например, упражняться классификации целей удобно на якорной стоянке. Это подходящее время и для от работки приемов по борьбе за живучесть аппаратуры. Таких возможностей мы не упускаем. Для молодых матросов особенно важны тренировки по связи. Их необходимо про водить при стоянке корабля, потом в похо де. А начали мы с занятий в кабинете, где можно было воспользоваться помощью радистов. Наконец, мы тренируемся в море. Па вахте старший матрос Полторацкий. Он правильно установил связь, но при пере даче сигналов поспешил, и поэтому кор респондент дал запрос — повторить текст. Я показал воину, как необходимо правиль но соблюдать интервалы времени при пе редаче. Так мы тренируем свой слух, совер шенствуем навыки работы у аппаратуры. Тренировки по борьбе за живучесть боевого поста мы начинаем с выполнения самых простых вводных. Затем усложняем их. На одной из тренировок матрос Череп- нин долго не мог выяснить, почему не загорается сигнальная лампочка на прибо ре. Он неуверенно и медленно выполнял п другие вводные. Стали разбираться в причинах, и оказалось, что воин нетвердо знает отдельные теоретические вопросы. В то же время другой матрос, отлично осво ивший специальность, действовал пра вильно. Решили больше заниматься с Че- репниным по специальности. По возвращении в базу моряки собра лись на подведение итогов. (Этому меро приятию мы придаем большое значение). Здесь еще вскрылись допущенные матро сами ошибки. Выяснилось, что всем спе циалистам нужно больше тренироваться в работе на ключе. Старший матрос Наза ров недостаточно быстро бер<*Г дистанцию, и ему нужно быть более требовательным к себе. Гидроакустики нашего корабля с созна нием долга перед Советской Родиной ов ладевают мастерством. Каждая трениров ка является для нас новой ступенью в по вышении боевого мастерства. Совершенст вование планирования и качества занятий тренировок позволяет полнее использо вать время для учебы. Ошибки каждого воина стараемся исправлять сразу. Иначе недостатки в работе могут войти в при вычку. А переучивать, как известно, труд нее, чем учить. Поэтому надо с умом ис пользовать каждый час пребывания в мо ре для обучения молодых матросов. Ведь не случайно говорят: «Час потеряешь — годом не наверстаешь». Старшина 1 статьи А. РИСОНИН, специалист первого класса. Ценное мероприятие Много труда вкладывает старшина 2 статьи Н. Гатин в изучение сложной техники зенитно-артиллерийского поста. Он принимает все меры к тому, чтобы его подчиненные безукоризненно знали материальную часть. НА С Н И М К Е : старшина 2 статьи Н. Гатин проводит занятия с молодыми ма тросами. Фото Е . Ушмарова. Исполнительность— залог рехов в овладении специальностью Молодые матросы ---- В своем письме Булаев и Галанов (Обзор писем военкоров о перзых шагах старшина 2 статьи вместе начали служ- службы и учебы молодых воинов) Гсрбатенко рассказы- бу на одном из ко- ---- вает о хорошцх ре зультатах в учебе молодого матроса Смир нова. «Овладеть специальностью матросу Па днях на нашем корабле состоялась техническая конференция. Она вызвала живой интерес у личного состава. Содержательными были выступления матросов Агафонова, Голубь, Кошеварова и других. Техническая конференция помогла личному составу лучше изучить организа цию службы на корабле. Лейтенант Е. ТИХАНСКИЙ. раблей флота. Их по-товарищески тепло встретили старослужащие моряки, внима нием и заботой окружили командиры, пар тийная и комсомольская организации. Прошло некоторое время. Обозначились первые результаты службы и учебы моло дых моряков. Матрос Булаев во всем всегда строго следовал тому, что говорили ему командиры, неотступно выполнял тре бования уставов. Были, конечно, у него ошибки и упущения. Старшина указывал молодому воину на его недостатки, и тот старался больше их не допускать. Испол нительность и дисциплина способствовали т му, что матрос Булаев вскоре достиг пер вых успехов в овладении специальностью. В одном из морских походов во время очередной тренировки, несмотря на штор мовую погоду, молодой моряк действо вал уверенно, показал неплохие результа ты в овладении боевым мастерством. По-другому началась служба у матроса Галанова. На занятиях по специальности он иногда невнимателен, на тренировках допускает халатность, к советам команди ра относится небрежно. Плохая исполни тельность, неточное соблюдение уставных правил привели к тому, что матрос Гала нов до сих пор очень слабо знает свою спе циальность. Обо всем этом рассказал в своем письме в редакцию старшина 2 статьи Студикин. Вызод может быть один: твердая воин ская дисциплина и исполнительность — первооснова успешного овладения специ альностью. Без строгого соблюдения тре бований устава молодому воину успехов в у'чебе не достичь. Об этом говорят очень многие факты. Можно остановиться, например, на пись ме главного старшины Ефремова. В нем рассказывается об успехах в учебе дис циплинированных молодых матросов Куки- на и Новикова. Одновременно с этим во енкор критикует за нерадивое отношение к службе матроса Павлова. О первых успехах молодых воинов Ку лакова, Малышева, Бегуна, Астахова, Ов чинникова, Каменецкого, Малашенко, Ел- Фимова и многих других сообщают в сво их письмах военкоры старшины 2 статьи Латохин и Чеиин, старшие матросы Бука- нов и Бочаров, матросы Королев, Дюжев, Нурбатов, Терехик и Сало. И все они под черкивают, что в основе успешной учебы молодых моряков лежит их дисциплиниро ванность. Эти воины твердо следуют ус тавным правилам. Исполнительность помо гает воинам на занятиях и тренировках добиваться хороших результатов в изуче нии боевой техники и оружия, в овладе нии специальностью. Смирнову, — пишет военкор, — помогли упорство, исполнительность и дисциплини рованность». Матрос Смирнов уже имеет несколько благодарностей за примерную службу и учебу. В этом же плане написа на заметка о молодом матросе комсомоль це Чиженко. Ее автор старший матрос Ус тинов. В воспитании ответственности за пору ченное дело, в обучении молодых воинов большую роль играют старшины и сержан ты — непосредственные командиры и пер вые наставники подчипеипых. Военкор старший матрос Смирнов в сво ей заметке рассказывает об умелом и тре бовательном командире отделения мотори стов старшине 2 статьи Енине: «Машинное отделение. Идет занятие по специальности. Старшипа еще раз пока зывает матросам процесс приготовления двигателя к пуску. Открывая клапаны за- бортпой воды, он снова повторяет весь путь действий, напоминает требования ин струкции». На занятиях по специальности старпн^та 2 статьи Енин требует от матросов, чтобы они действовали без упрощенчества, стро го спрашивает с тех, кто отступает от ус тавных правил. Особое внпмапие в учебе комапдир отделения уделяет молодым ма тросам. Свою заботу старшина умело соче тает с высокой требовательностью. И все это способствует успехам г. изучении вои- пами своих специальностей. О помощи опытных моряков молодым во- ппам пишет военкор старпшна 2 статьи Венгер. В своем письме он приводит ин тересный пример о том, как бывалый ма трос Вайцехович во время морских похо дов помогает молодому воину Обыдпнику поеодолевать «морскую болезнь», учит его, как бороться с укачиванием. Советы опыт ного моряка весьма полезны. Опи, безус ловно, помогут молодому матросу воспи тать в себе высокие морские качества и, прежде всего, выносливость. Недавно по сле одного из походов матрос Обьтднник получил первую благодарность. О требовательных командирах, умелых воспитателях пишут в редакцию также во енкоры матросы Гейданс и Нлемектьев. Перед молодыми моряками стоит задача — как можно скорее и глубже изучить ус тавы. наставления и инструкции, вверен ное боевое оружие и овладеть своей спе циальностью. Залогом успехов в решении этой большой и ответственной задачи яв ляется высокая воинская дисциплина, ус тавная исполнительность. Без этого нельзя добиться высоких результатов в боевой учебе, в овладении воинским мастерством. Дублёр заступил на пост С утва погода вдруг резко изменилась: крупными хлопьями пошел снег, ветер стал резче и холоднее. Серо-зеленые вол ны шумно ударяли в борт корабля, и от этого он весь содрогался, словно орудия вели залповый огонь. В ту минуту, когда сторожевик носом зарылся в бурлящую пену и очередные брызги с шумом окати ли вахтенного сигнальщика, на мостик поднялся матрос Власенко и четко пред ставился старшине 2 статьи Кураксину: — Товарищ старшина... Но окончить доклад моряку не при шлось — корабль резко накренился на бок, и очередные брызги накрыли обоих сигнальщиков. Кураксин цепко схватился за поручни мостика, а Власенко не удер жался — упал на колени. Но он сразу поднялся и, глядя на старшину, смущен но проговорил: — Ишь ты, ловко как... Так и срезала. Кураксин хмуро посмотрел на него: — Волна-то ловкая, да вот вы на ноги слабоваты... На подвахту пришли?.. — Точно, дублером. — Власенко вытер мокрое лицо. Послышался голос коман дира: — Старшина Кураксин!.. — Есть! — Как горизонт? — Чист! — звонко ответил старшина и продолжал смотреть в бинокль. Потом он обернулся: — Ну что ж, товарищ дублер, приступайте к вахте. Матрос глянул на старшину. Корена стый, широкоскулый, он стоял, чуть рас ставив ноги, точно прирос к палубе. Лицо у Кураксина открытое и шершавое, не много загрубевшее от ветра. Над глазами нависли дужкой черные брови. Вот стар шина качнул головой влево, а потом опу стил бинокль: — Что видите? — спросил он Вла сенко. Я?.. — матрос, растерянно заморгав оку- ресницами, быстро поднес к глазам ляры. — Боду... — А еще? Власенко напряг зрение. Все его мысли направлены к одному — тщательно осмот реть горизонт. Но что это? В окулярах почти ничего не видно, только кружились падающие снежинки. Спустя минуту, ма трос сказал: — Ничего больше не вижу. — Лучше смотреть! — строго преду предил старшина. Власенко ответил «есть» и продолжал наблюдение. Ему непонятно — что же ви дит Кураксин? Власенко еще глянул в бинокль и вдруг сообразил — линзы-то под свои глаза он не отрегулировал перед вахтой! Матрос быстро устранил ошибку, но поздно — старшина звонко доложил: — Силуэт корабля! Справа, дистан ция... — а спустя секунду уточнил его тип. Власенко стало не по себе. И как это он не заметил! А Кураксин обернулся к нему: — Что же это вы?.. Вроде и зрение у вас подходящее и бинокль неплохой... Так не годится. Вы — дублер, моя правая ру ка. Вот и делайте все точно, как я. Будь те внимательней. — Понял, — сказал Власенко и поду мал: «Верно, надо смотреть зорче». А погода не улучшалась. Прошло не много времени, а матрос уже озяб от хо лода. Мороз щипал нос, кончики ушей, и работать становилось труднее. Вот старшина дал приказание набрать сигнал. Молодой матрос сделал все в стро гой последовательности, быстро поднял флаги, а затем остановил на Кураксине вопросительный взгляд: «Ну, каково, то варищ старшина?». Кураксин положил флаг. — Неплохо, — сдержанно сказал стар шина. — Но и не совсем хорошо. Вот вы положили флаг, по куда? Над ячейкой на писано «живете», а вы ткнули его в «зем лю». А вдруг потом перепутаете, что тог да? Это хуже, чем медленно поднять сиг нал. Надо с толком все делать, и ячейки наиамять знать. — Без привычки, — смущенно отве тил Власенко. На соседнем корабле, как птица, к мач те взвился флаг, за ним второй, третий... Кураксин прильнул к окулярам. — Нам семафор, записывайте! — ска зал он и начал расшифровку флагов. Когда Власенко окончил работу, стар пшна спросил: — Все зафиксировали? — Без пропусков, — Власенко стрях нул снежинки с воротника полушубка. Часть их попала за шею. Матрос поежил ся. — В прошлый поход хуже было, — за метил Кураксин. — Крупа с дождем, здо рово хлестало в лицо. Не открыть глаз. Молодой матрос не услышал последних слов сигнальщика. Он впился обеими гла зами в черный предмет, который то под прыгивал на волнах, то снова исчезал. «Неужели мина?..» — подумал матрос и громко произнес: — Мина, справа, 35... — Что? — громко переспросил Курак син. и еще громче добавил: — Отставить! Доклад неточный! — Потом обернулся к матросу. — Вы, товарищ дублер, путае те! Это же буек!.. В штормовую пого ду он легко подпрыгивает на гребне вол ны, — об’яснил старшина, — а мина, имеющая большой вес, опускается и под нимается медленно, плавно, будто испод тишка корабли подстерегает. Старшина 2 статьи Кураксин — клас сный специалист. Он может быстро на брать и разобрать любой сигнал, хорошо знает сигнальные своды, их построение. Вот Кураксин набирает сигнал. Он па- ощупь вытаскивает флаги пз ячеек. Дей ствия моряка точны. И Власенко в душе завидно — хорошо действует командир! Матрос подошел вплотную к крылу мо стика. Глянул на косматые волны и серд це его екнуло: вдали он увидел белый бу рун. Матрос хотел было опустить бинокль, как вдруг ясно различил силуэт: — Торпедный катер, справа 15, — зычно доложил он, а у самого учащенно забилось сердце — пе просмотрел! А командир, услышав доклад, тотчас принял решение. Старшина приветливо улыбнулся ма тросу. «Хватка у парня цепкая. Будет сигнальщиком!» — отметил Кураксин про себя и уже вслух: — Хорошо па первый раз. Только пос не задирайте, а то он у вас и так вздер нут. Власенко твердо сказал: — Не будет этого. Скоро корабль ошвартовался. Старши на, как всегда, проверил записи в вахтен ном журнале — все нормально, доложил командиру о приведении материальной части боевого поста в исходное положе ние, потом снял бинокль. Взгляд его за держался на дублере. А Власенко ждал, что скажет опытпый сигнальщик о его работе. Кудекспн это понял по глазам ма троса. — Ну, что ж, подведем итоги, — стар шина подошел к дублеру ближе. — Нет у вас нужной четкости, особенно при сто- порке флагов. Это раз. Второе — медли тельны и теряетесь иногда. Это — дм. И, наконец, много вам еще надо работать, особенно в походе. Корабль — это слож ный оргапизм. Тут все надо знать и все точно выполнять. Вы — молодой матрос, привыкайте. Знаете, как в песне поется: «свято помпи, моряк, ты душа корабля, он па суше твой дом и родная семья». — Читал, — улыбнулся Власенко и, наклонив голову, провел ладонью по под бородку. Он стоял весь мокрый, а ворот ник полушубка даже покрылся корочкой льда. Но матрос пе замечал этого. Щеки его пылали. Утомленный, он радовался од ному — первая вахта дублера словно от крыла перед ним новый мир. куда он по степенно входил хозяином. Власенко при ложил руку к головному убору. — Разрешите идти?.. — Да, — весело сказал старшина и тут же добавил: — Вахту отстояли хорошо! Лейтенант А. 30Л0Т0ТРУБ06. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz