На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 25 ноября 1955 г., № 278 (5430J. Окончание речи Н. С. ХРУЩЕВА Что касается советских людей, то наше понимание — ясное и понятное для всех. Мы говорим: мир для всех народов мира! (Бурные аплодисменты). Мы говорим: не должно быть никакого вмешательства во внутренние устройства других государств и народов. (Бурные аплодисменты). В этом — главное. Мы боремся за эти принципы, которые так хорошо изложены во всем известной декларации, провозглашенной Индией и Китаем. (Аплодисменты). Я, как и все советские люди, уверен в том, что правда победит, что мир победит. (Бурные аплодисменты). Но к этому долж­ ны быть приложены наши старания. Надо не ослаблять упорства, не ослаблять на­ ших усилий в борьбе за мир во всем мире. (Аплодисменты). Господа, друзья! Мы с вами живем в счастливое время. Мы переживаем весну человечества, когда рушится колониальное рабство и нет возврата к старому. Сейчас мы ездим по городам и селам Индии, встречаемся с индийским народом. И мы видим, как горячо сияют глаза сво­ бодных людей, которые добились независи­ мости своей страны и которые сами хотят быть хозяевами своего государства, своей судьбы. По-разному люди переживают этот заме­ чательный момент. Что касается народов Советского Союза, то они искренне при­ ветствуют эти успехи. Мы радуемся тому, что добились великой исторической победы народы великого Китая, навсегда сбросив­ шие гнет империалистов и строящие свое великое народное государство. Мы радуем­ ся тому, что добились национальной неза­ висимости народы великой Индии. На борь­ бу против колониального рабства теперь поднимаются все народы Азии и Африки. А это такая океанская волна, которую ни­ что не остановит! (Бурные и продолжи­ тельные аплодисменты). Народы Советского Союза протягивают братскую руку вечной дружбы народам Индии. (Продолжительные аплодисменты). Мы всегда стояли и стоим за то, что внутренние устройства государств — дело самих народов. Мы не вмешиваемся и ни­ когда не будем вмешиваться в чужие дела. У нас с вами есть очень много общих ин­ тересов, по которым мы имеем полное взаимопонимание. На основе этого взаимо­ понимания, на основе взаимного уважения нам надо крепить нашу дружбу во имя мира во всем мире. В эти дни, когда мы посещаем города и села Индии, я нередко слышу замеча­ тельные слова, которые я полностью раз­ деляю. Этими словами мне и хотелось бы закончить свое сегодняшнее выступление: «Хинди руси бхай охай!». (Индийцы прус­ ские — братья!). ★ ★ * Заключительные слова товарища Н. С. Хрущева вызывают продолжительные, бур­ ные аплодисменты. Здесь полагают, что во встрече Совет­ ской делегации в Бомбее сегодня приняло в общей слолгности участие не менее по­ лутора миллионов жителей города. Пребывание Н. R. Булганина и Н. С. Хрущева в Индии БОМБЕЙ. 23 ноября. (Спец. корр. ТАСС). Вчера губернатор штата Пенджаб устроил большой прием в честь Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева и сопровож­ дающих их лиц. К советским гостям во время приема подходили многие деятели Пенджаба и тепло беседовали с ними. Министр штата Пенджаб по вопросам сельского хозяйства и развития С. И. Кап­ рон, подойдя к Н. С. Хрущеву, поблагода­ рил его за выступление на завтраке у губернатора. — Мы, — сказал он, — высоко ценим ваши дружеские пожелания нам относи­ тельно необходимости оберегать завоеван­ ную свободу. Мы знаем, что вы уделяете большое внимание развитию тяжелой про­ мышленности и советуете нам поступать так же. Мы с этим полностью согласны. Без тяжелой промышленности нельзя ук­ реплять независимость, нельзя упрочить мир. Советский Союз уже создал мощную тяжелую промышленность. Китай сейчас ее развивает. а если и Индия разовьет мощную тяжелую промышленность, то тогда никто уже не посмеет нарушить мир. — Никто! — подтвердил Н. С. Хрущев. Сегодня с утра Н. А. Булганин и Н. С. Хрущев покинули штат Пенджаб. На станции Амбала они пересели со специаль­ ного поезда на самолеты, пролетев близ южных склонов Гималаев, припыли в район Тараи, на севере штата Уттар Пра- деш. Здесь по решению правительства Пн­ дии. принятому в 1948 году, началось освоение под сельскохозяйственные куль­ туры большого массива плодородных зе­ мель. еще недавно покрытых джунгля­ ми и считавшихся «пропащим местом». В 1948 году в этом районе около 40 тысяч гектаров ранее заброшенных или нераспаханных земель были распределены между 4.200 беженцев, бывших военно­ служащих, безземельных рабочих. Были развернуты успешные мелиоративные ра­ боты. Джунгли вынуждены были отсту­ пить перед натиском человека. Позднее в этом районе была создана крупнейшая в Индии государственная сельскохозяйственная ферма Тарай, зани­ мающая ныне площадь в 6.500 гектаров. Эта ферма представляет собой не только доходное хозяйство, но и центр пропаган­ ды новейших передовых методов земледе­ лия и животноводства, особенно механизи­ рованной обработки земли. Ферма распо­ лагает 80 тракторами и 30 другими сельскохозяйственными машинами. На ее полях выращиваются пшеница, сахарный тростник, бобовые, ячмень и кукуруза. Н. А. Булганину и Н. С. Хрущеву была устроена теплая встреча на аэродроме близ города Барейли. Их встречали глав­ ный министр штата Уттар Прадеш Сам- пурнананд и другие официальные лица штата. Жители Барейли, собравшиеся на аэродроме, горячо приветствовали гостей. Дорога, ведущая от аэродрома к ферме, была заполпена радостно приветствующим народом. При осмотре фермы Н. А. Булганиным и Н. С. Хрущевым об’яснения давал ее директор X. С. Сандхун. По окончании осмотра Н. С. Хрущев и Н. А. Булганин вернулись на аэродром, близ Барейли, и вылетели в Бомбей. Во время поездки по Индии товарищей Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева сопро­ вождают представитель индийского пра­ вительства — министр промышленности Н. Канунго, посол СССР в Индии М. А. Меньшиков и посол Индии в СССР К. П. П1. Менон. Трибуна классного специалиста Час потеряешь — годом не наверстаешь Паршин Ил\я героя б е с см е р т н о ! Открытие памятника Герою Советского Союза М. Гаджиеву 14 ноября 1955 года в городе Махач­ кала на территории судомеханического завода состоялось открытие памятника известному североморскому подводнику Герою Советского Союза капитану 2 ран­ га Магомету Имадутдиновичу Гаджиеву. Герой-подводник поги§ смертью храбрых на боевом посту в годы Великой Отече­ ственной войны. Магомет Имадутдииович Гаджиев, ава­ рец по национальности, родился в бед­ ной семье, в одном из дальних аулов Да­ гестана. Любовь к морю пробудил в мальчике с ранних лет его двоюродный брат, каспийский военный моряк. Три­ надцатилетним мальчиком Магомет при­ нимал участие в борьбе с белогвардей­ цами. По путевке комсомола Гаджиев едет на учебу в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. В 1928 году, бу­ дучи курсантом, od совершает свое пер­ вое дальнее учебное плавание на исто­ рическом крейсере «Аврора». Незадолго до окончания училища Гаджиев был принят в ряды Коммунистической пар­ тии. Став офицером, он едет на Тихо­ океанский флот. За высокое мастерство, проявленное в длительном плавании, командир подводной лодки Гаджиев был награжден орденом Ленина. После нескольких лет учебы в Военно- морской академии Магомет Гаджиев при­ шел служить на Северный флот. Когда началась Великая Отечественная война, он был опытным подводником, команди­ ром подразделения. С первых дней боев с фашистами Гад­ жиев показал себя талантливым масте­ ром торпедного удара, сочетавшим отва­ гу и смелость с точным, безошибочным расчетом. Разнообразие применяемых им тактических приемов позволяло ему одерживать победу над врагом в самой трудной и тяжелой обстановке. Под руководством капитана 2 ранга Гаджиева прошли боевую школу многие молодые подводники. Он учил их сме­ лым торпедным атакам, искусству бить врага наверняка в условиях северного морского театра, воспитывал бесстраш­ ных, умелых моряков. Магомету Гаджиеву — мастеру торпед­ ных атак — принадлежит и честь пер­ вого применения артиллерийского ору­ жия подводной лодки в борьбе с кораб­ лями врага. Подводники любили своего командира — бесстрашного воина, заботливого и душевного товарища. Жизнерадостность, простота, человечность, справедливая взыскательность и непримиримость к недостаткам отличали Гаджиева. В последних числах апреля 1942 года Гаджиев вышел в очередной боевой по­ ход. В этом походе он одержал свою последнюю победу. Встретив вражеский конвой, советские подводники торпеди­ ровали крупный транспорт и потопили его. Корабли охранения стали преследо­ вать лодку. Советские подводники ар­ тиллерийским огнем уничтожили два корабля охранения. После этого связь с подводной лодкой прекратилась. Она не вернулась в базу... Родина высоко оценила боевые за­ слуги своего верного сына. Указом Пре­ зидиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года Магомету Гаджие­ ву было присвоено звание Героя Со­ ветского Союза. Меньше чем за год войны он лично уничтожил десять вра­ жеских транспортов и военных кораб­ лей. Двадцать семь фашистских кораб­ лей было потоплено подводными лодка­ ми подразделения, которым он командо­ вал. Память о герое-подводнике будет жить вечно. Именем Магомета Гаджиева наз­ ваны улицы в городах Североморске и Полярном, Махачкалинский судомехани­ ческий завод. Имя героя бессмертно! Всегда в боевой готовности Всегда в отлетном состоянии находится пост, где командиром старшина 2 статьи Константинов. Сложная боевая техника здесь содержится в чистоте и полной го­ товности. В этом немалая заслуга старшего матро­ са Шумакова. Он умело обслуживает тех­ нику, точно соблюдает инструкции и на­ ставления. Старшина 2 статьи Г. САВИЧ. Лля гидроакустиков море — лучший учитель. Тренируясь в походах, они при­ обретают практические навыки обнару­ жения целей и учатся классифицировать их. Вместе с тем воины не упускают возможностей, которые можно использовать Для повышения мастерства при стоянке подводной лодки в базе. Как, например, определить расстояние до цели, когда корабль стоит у причала или когда занятия проходят в кабинете? Чтобы правильно измерять дистанцию нужно обязательно проверять себя. Для этого мы используем радиолокационную станцию, перископ и зрительное наблюде­ ние. Сначала гидроакустик старший матрос Паршин допускал большие ошибки в оп­ ределении расстояний. Это происходило потому, что пеленгуемый корабль шел на большой скорости. Получалась меньшая дистанция, чем на самом деле. Пришлось подсказать подчиненному, что необходимо учитывать скорость кораблей, и практи­ чески показать ему, как это делается. С каждой тренировкой Паршин делал ошибок все меньше. И вот на очередном занятии я приказываю Паршину определить расстоя­ ние до цели. — Есть, — отвечает моряк и дает ре­ зультат определения. Проверяю. Оказы­ вается, что Паршин на данной трениров­ ке добился отличной точности. Этот успех дальнейшем был закреплен. Мы не забываем и о воспитании у мо­ ряков выносливости. Гидроакустик должен быть подготовлен к несению трудных вахт в течение длительного времени. Молодой матрос Трояновский с 'нетерпением ждал выхода в море. Ему хотелось проверить свои силы. Наконец, корабль в плавании. Усиливается порывистый ветер. Лодка переваливает с борта на Сорт. Троянов­ ского стала одолевать «морская болезнь». Это было заметно по поведению воипа. — Что это вы заскучали? — спросил матроса старшина. — Во время качки не­ обходимо чем-либо заниматься. II он дал Трояновскому задание. За де­ лом матросу некогда было думать о кач­ ке. Постепенно он привык к ней, в борь­ бе с трудностями закалил свою волю. Гидроакустик уже неплохо выполняет ооя— занности в слолсных походных условиях. Чтобы боевая учеба в море проходила успешно, необходимо тщательпо готовить себя и технику к каждому походу. За день до выхода в море командир боевой части указывает нам, какие необходимо отрабо­ тать приемы на боевых постах. При раз­ работке планов большая часть времени уделялась тренировкам на слух без инди­ катора, который облегчает пеленгование. На занятиях в кабинете матрос Новик в пеленговании на слух допускал неточно­ сти. Тогда были организованы дополни­ тельные регулярные тренировки в море. Одна из тренировок проходила в слож­ ных метеорологических условиях. Ко­ рабль шел на перископной глубине. От того, как будет поставлено гидроакусти­ ческое наблюдение, зависел успех выпол­ нения задачи. II все-таки время перехода лодки в заданный квадрат мы исполь­ зовали для тренировок. Матросу Новик бы­ ло приказано заступить на вахту. Воин старался действовать точно но инструк­ циям. Но не натренированный слух акусти­ ка плохо воспринимал отличие разнооб­ разных шумов друг от друга. В перископ уже видны мачты корабля, а Новик не мо­ жет запеленговать его. — Старший матрос Паршин, классифи­ цируйте цель, — поступает приказание более подготовленному специалисту. — Эсминец, справа 30, — четко док­ ладывает моряк. А матрос Новик внима­ тельно следит за действиями учится на его опыте. — Определить скорость! Проходит немного времени, и акустик докладывает скорость корабля. Поступает вводная — перейти на другой режим пе­ ленгования. Паршин правильно и уверен­ но включает и выключает приборы, дей­ ствует точно по инструкции. — Матрос Повик, повторите эти уп­ ражнения! II воин приступает к делу. Но теперь у него получается значительно лучше Комсомолец Новик старается служить так как учат его уставы, как обязывает При­ сяга. Сейчас он овладевает специально­ стью старательно и настойчиво. Он без­ ошибочно подсчитывает число оборотов винтов и по ним определяет скорость хо­ да корабля. Результаты неплохие. Для тренировок мы используем самые выгодные условия, могущие дать наиболь­ шую пользу.' Например, упражняться классификации целей удобно на якорной стоянке. Это подходящее время и для от­ работки приемов по борьбе за живучесть аппаратуры. Таких возможностей мы не упускаем. Для молодых матросов особенно важны тренировки по связи. Их необходимо про­ водить при стоянке корабля, потом в похо­ де. А начали мы с занятий в кабинете, где можно было воспользоваться помощью радистов. Наконец, мы тренируемся в море. Па вахте старший матрос Полторацкий. Он правильно установил связь, но при пере­ даче сигналов поспешил, и поэтому кор­ респондент дал запрос — повторить текст. Я показал воину, как необходимо правиль­ но соблюдать интервалы времени при пе­ редаче. Так мы тренируем свой слух, совер­ шенствуем навыки работы у аппаратуры. Тренировки по борьбе за живучесть боевого поста мы начинаем с выполнения самых простых вводных. Затем усложняем их. На одной из тренировок матрос Череп- нин долго не мог выяснить, почему не загорается сигнальная лампочка на прибо­ ре. Он неуверенно и медленно выполнял п другие вводные. Стали разбираться в причинах, и оказалось, что воин нетвердо знает отдельные теоретические вопросы. В то же время другой матрос, отлично осво­ ивший специальность, действовал пра­ вильно. Решили больше заниматься с Че- репниным по специальности. По возвращении в базу моряки собра­ лись на подведение итогов. (Этому меро­ приятию мы придаем большое значение). Здесь еще вскрылись допущенные матро­ сами ошибки. Выяснилось, что всем спе­ циалистам нужно больше тренироваться в работе на ключе. Старший матрос Наза­ ров недостаточно быстро бер<*Г дистанцию, и ему нужно быть более требовательным к себе. Гидроакустики нашего корабля с созна­ нием долга перед Советской Родиной ов­ ладевают мастерством. Каждая трениров­ ка является для нас новой ступенью в по­ вышении боевого мастерства. Совершенст­ вование планирования и качества занятий тренировок позволяет полнее использо­ вать время для учебы. Ошибки каждого воина стараемся исправлять сразу. Иначе недостатки в работе могут войти в при­ вычку. А переучивать, как известно, труд­ нее, чем учить. Поэтому надо с умом ис­ пользовать каждый час пребывания в мо­ ре для обучения молодых матросов. Ведь не случайно говорят: «Час потеряешь — годом не наверстаешь». Старшина 1 статьи А. РИСОНИН, специалист первого класса. Ценное мероприятие Много труда вкладывает старшина 2 статьи Н. Гатин в изучение сложной техники зенитно-артиллерийского поста. Он принимает все меры к тому, чтобы его подчиненные безукоризненно знали материальную часть. НА С Н И М К Е : старшина 2 статьи Н. Гатин проводит занятия с молодыми ма­ тросами. Фото Е . Ушмарова. Исполнительность— залог рехов в овладении специальностью Молодые матросы ---- В своем письме Булаев и Галанов (Обзор писем военкоров о перзых шагах старшина 2 статьи вместе начали служ- службы и учебы молодых воинов) Гсрбатенко рассказы- бу на одном из ко- ---- вает о хорошцх ре­ зультатах в учебе молодого матроса Смир­ нова. «Овладеть специальностью матросу Па днях на нашем корабле состоялась техническая конференция. Она вызвала живой интерес у личного состава. Содержательными были выступления матросов Агафонова, Голубь, Кошеварова и других. Техническая конференция помогла личному составу лучше изучить организа­ цию службы на корабле. Лейтенант Е. ТИХАНСКИЙ. раблей флота. Их по-товарищески тепло встретили старослужащие моряки, внима­ нием и заботой окружили командиры, пар­ тийная и комсомольская организации. Прошло некоторое время. Обозначились первые результаты службы и учебы моло­ дых моряков. Матрос Булаев во всем всегда строго следовал тому, что говорили ему командиры, неотступно выполнял тре­ бования уставов. Были, конечно, у него ошибки и упущения. Старшина указывал молодому воину на его недостатки, и тот старался больше их не допускать. Испол­ нительность и дисциплина способствовали т му, что матрос Булаев вскоре достиг пер­ вых успехов в овладении специальностью. В одном из морских походов во время очередной тренировки, несмотря на штор­ мовую погоду, молодой моряк действо­ вал уверенно, показал неплохие результа­ ты в овладении боевым мастерством. По-другому началась служба у матроса Галанова. На занятиях по специальности он иногда невнимателен, на тренировках допускает халатность, к советам команди­ ра относится небрежно. Плохая исполни­ тельность, неточное соблюдение уставных правил привели к тому, что матрос Гала­ нов до сих пор очень слабо знает свою спе­ циальность. Обо всем этом рассказал в своем письме в редакцию старшина 2 статьи Студикин. Вызод может быть один: твердая воин­ ская дисциплина и исполнительность — первооснова успешного овладения специ­ альностью. Без строгого соблюдения тре­ бований устава молодому воину успехов в у'чебе не достичь. Об этом говорят очень многие факты. Можно остановиться, например, на пись­ ме главного старшины Ефремова. В нем рассказывается об успехах в учебе дис­ циплинированных молодых матросов Куки- на и Новикова. Одновременно с этим во­ енкор критикует за нерадивое отношение к службе матроса Павлова. О первых успехах молодых воинов Ку­ лакова, Малышева, Бегуна, Астахова, Ов­ чинникова, Каменецкого, Малашенко, Ел- Фимова и многих других сообщают в сво­ их письмах военкоры старшины 2 статьи Латохин и Чеиин, старшие матросы Бука- нов и Бочаров, матросы Королев, Дюжев, Нурбатов, Терехик и Сало. И все они под­ черкивают, что в основе успешной учебы молодых моряков лежит их дисциплиниро­ ванность. Эти воины твердо следуют ус­ тавным правилам. Исполнительность помо­ гает воинам на занятиях и тренировках добиваться хороших результатов в изуче­ нии боевой техники и оружия, в овладе­ нии специальностью. Смирнову, — пишет военкор, — помогли упорство, исполнительность и дисциплини­ рованность». Матрос Смирнов уже имеет несколько благодарностей за примерную службу и учебу. В этом же плане написа­ на заметка о молодом матросе комсомоль­ це Чиженко. Ее автор старший матрос Ус­ тинов. В воспитании ответственности за пору­ ченное дело, в обучении молодых воинов большую роль играют старшины и сержан­ ты — непосредственные командиры и пер­ вые наставники подчипеипых. Военкор старший матрос Смирнов в сво­ ей заметке рассказывает об умелом и тре­ бовательном командире отделения мотори­ стов старшине 2 статьи Енине: «Машинное отделение. Идет занятие по специальности. Старшипа еще раз пока­ зывает матросам процесс приготовления двигателя к пуску. Открывая клапаны за- бортпой воды, он снова повторяет весь путь действий, напоминает требования ин­ струкции». На занятиях по специальности старпн^та 2 статьи Енин требует от матросов, чтобы они действовали без упрощенчества, стро­ го спрашивает с тех, кто отступает от ус­ тавных правил. Особое внпмапие в учебе комапдир отделения уделяет молодым ма­ тросам. Свою заботу старшина умело соче­ тает с высокой требовательностью. И все это способствует успехам г. изучении вои- пами своих специальностей. О помощи опытных моряков молодым во- ппам пишет военкор старпшна 2 статьи Венгер. В своем письме он приводит ин­ тересный пример о том, как бывалый ма­ трос Вайцехович во время морских похо­ дов помогает молодому воину Обыдпнику поеодолевать «морскую болезнь», учит его, как бороться с укачиванием. Советы опыт­ ного моряка весьма полезны. Опи, безус­ ловно, помогут молодому матросу воспи­ тать в себе высокие морские качества и, прежде всего, выносливость. Недавно по­ сле одного из походов матрос Обьтднник получил первую благодарность. О требовательных командирах, умелых воспитателях пишут в редакцию также во­ енкоры матросы Гейданс и Нлемектьев. Перед молодыми моряками стоит задача — как можно скорее и глубже изучить ус­ тавы. наставления и инструкции, вверен­ ное боевое оружие и овладеть своей спе­ циальностью. Залогом успехов в решении этой большой и ответственной задачи яв­ ляется высокая воинская дисциплина, ус­ тавная исполнительность. Без этого нельзя добиться высоких результатов в боевой учебе, в овладении воинским мастерством. Дублёр заступил на пост С утва погода вдруг резко изменилась: крупными хлопьями пошел снег, ветер стал резче и холоднее. Серо-зеленые вол­ ны шумно ударяли в борт корабля, и от этого он весь содрогался, словно орудия вели залповый огонь. В ту минуту, когда сторожевик носом зарылся в бурлящую пену и очередные брызги с шумом окати­ ли вахтенного сигнальщика, на мостик поднялся матрос Власенко и четко пред­ ставился старшине 2 статьи Кураксину: — Товарищ старшина... Но окончить доклад моряку не при­ шлось — корабль резко накренился на бок, и очередные брызги накрыли обоих сигнальщиков. Кураксин цепко схватился за поручни мостика, а Власенко не удер­ жался — упал на колени. Но он сразу поднялся и, глядя на старшину, смущен­ но проговорил: — Ишь ты, ловко как... Так и срезала. Кураксин хмуро посмотрел на него: — Волна-то ловкая, да вот вы на ноги слабоваты... На подвахту пришли?.. — Точно, дублером. — Власенко вытер мокрое лицо. Послышался голос коман­ дира: — Старшина Кураксин!.. — Есть! — Как горизонт? — Чист! — звонко ответил старшина и продолжал смотреть в бинокль. Потом он обернулся: — Ну что ж, товарищ дублер, приступайте к вахте. Матрос глянул на старшину. Корена­ стый, широкоскулый, он стоял, чуть рас­ ставив ноги, точно прирос к палубе. Лицо у Кураксина открытое и шершавое, не­ много загрубевшее от ветра. Над глазами нависли дужкой черные брови. Вот стар­ шина качнул головой влево, а потом опу­ стил бинокль: — Что видите? — спросил он Вла­ сенко. Я?.. — матрос, растерянно заморгав оку- ресницами, быстро поднес к глазам ляры. — Боду... — А еще? Власенко напряг зрение. Все его мысли направлены к одному — тщательно осмот­ реть горизонт. Но что это? В окулярах почти ничего не видно, только кружились падающие снежинки. Спустя минуту, ма­ трос сказал: — Ничего больше не вижу. — Лучше смотреть! — строго преду­ предил старшина. Власенко ответил «есть» и продолжал наблюдение. Ему непонятно — что же ви­ дит Кураксин? Власенко еще глянул в бинокль и вдруг сообразил — линзы-то под свои глаза он не отрегулировал перед вахтой! Матрос быстро устранил ошибку, но поздно — старшина звонко доложил: — Силуэт корабля! Справа, дистан­ ция... — а спустя секунду уточнил его тип. Власенко стало не по себе. И как это он не заметил! А Кураксин обернулся к нему: — Что же это вы?.. Вроде и зрение у вас подходящее и бинокль неплохой... Так не годится. Вы — дублер, моя правая ру­ ка. Вот и делайте все точно, как я. Будь­ те внимательней. — Понял, — сказал Власенко и поду­ мал: «Верно, надо смотреть зорче». А погода не улучшалась. Прошло не­ много времени, а матрос уже озяб от хо­ лода. Мороз щипал нос, кончики ушей, и работать становилось труднее. Вот старшина дал приказание набрать сигнал. Молодой матрос сделал все в стро­ гой последовательности, быстро поднял флаги, а затем остановил на Кураксине вопросительный взгляд: «Ну, каково, то­ варищ старшина?». Кураксин положил флаг. — Неплохо, — сдержанно сказал стар­ шина. — Но и не совсем хорошо. Вот вы положили флаг, по куда? Над ячейкой на­ писано «живете», а вы ткнули его в «зем­ лю». А вдруг потом перепутаете, что тог­ да? Это хуже, чем медленно поднять сиг­ нал. Надо с толком все делать, и ячейки наиамять знать. — Без привычки, — смущенно отве­ тил Власенко. На соседнем корабле, как птица, к мач­ те взвился флаг, за ним второй, третий... Кураксин прильнул к окулярам. — Нам семафор, записывайте! — ска­ зал он и начал расшифровку флагов. Когда Власенко окончил работу, стар­ пшна спросил: — Все зафиксировали? — Без пропусков, — Власенко стрях­ нул снежинки с воротника полушубка. Часть их попала за шею. Матрос поежил­ ся. — В прошлый поход хуже было, — за­ метил Кураксин. — Крупа с дождем, здо­ рово хлестало в лицо. Не открыть глаз. Молодой матрос не услышал последних слов сигнальщика. Он впился обеими гла­ зами в черный предмет, который то под­ прыгивал на волнах, то снова исчезал. «Неужели мина?..» — подумал матрос и громко произнес: — Мина, справа, 35... — Что? — громко переспросил Курак­ син. и еще громче добавил: — Отставить! Доклад неточный! — Потом обернулся к матросу. — Вы, товарищ дублер, путае­ те! Это же буек!.. В штормовую пого­ ду он легко подпрыгивает на гребне вол­ ны, — об’яснил старшина, — а мина, имеющая большой вес, опускается и под­ нимается медленно, плавно, будто испод­ тишка корабли подстерегает. Старшина 2 статьи Кураксин — клас­ сный специалист. Он может быстро на­ брать и разобрать любой сигнал, хорошо знает сигнальные своды, их построение. Вот Кураксин набирает сигнал. Он па- ощупь вытаскивает флаги пз ячеек. Дей­ ствия моряка точны. И Власенко в душе завидно — хорошо действует командир! Матрос подошел вплотную к крылу мо­ стика. Глянул на косматые волны и серд­ це его екнуло: вдали он увидел белый бу­ рун. Матрос хотел было опустить бинокль, как вдруг ясно различил силуэт: — Торпедный катер, справа 15, — зычно доложил он, а у самого учащенно забилось сердце — пе просмотрел! А командир, услышав доклад, тотчас принял решение. Старшина приветливо улыбнулся ма­ тросу. «Хватка у парня цепкая. Будет сигнальщиком!» — отметил Кураксин про себя и уже вслух: — Хорошо па первый раз. Только пос не задирайте, а то он у вас и так вздер­ нут. Власенко твердо сказал: — Не будет этого. Скоро корабль ошвартовался. Старши­ на, как всегда, проверил записи в вахтен­ ном журнале — все нормально, доложил командиру о приведении материальной части боевого поста в исходное положе­ ние, потом снял бинокль. Взгляд его за­ держался на дублере. А Власенко ждал, что скажет опытпый сигнальщик о его работе. Кудекспн это понял по глазам ма­ троса. — Ну, что ж, подведем итоги, — стар­ шина подошел к дублеру ближе. — Нет у вас нужной четкости, особенно при сто- порке флагов. Это раз. Второе — медли­ тельны и теряетесь иногда. Это — дм. И, наконец, много вам еще надо работать, особенно в походе. Корабль — это слож­ ный оргапизм. Тут все надо знать и все точно выполнять. Вы — молодой матрос, привыкайте. Знаете, как в песне поется: «свято помпи, моряк, ты душа корабля, он па суше твой дом и родная семья». — Читал, — улыбнулся Власенко и, наклонив голову, провел ладонью по под­ бородку. Он стоял весь мокрый, а ворот­ ник полушубка даже покрылся корочкой льда. Но матрос пе замечал этого. Щеки его пылали. Утомленный, он радовался од­ ному — первая вахта дублера словно от­ крыла перед ним новый мир. куда он по­ степенно входил хозяином. Власенко при­ ложил руку к головному убору. — Разрешите идти?.. — Да, — весело сказал старшина и тут же добавил: — Вахту отстояли хорошо! Лейтенант А. 30Л0Т0ТРУБ06. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz