На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 ноября 1955 г., № 277 (5429). М а ю с ю С Л * Поход — лучшая щкп мастерства О Л О Д О Й М А Т Р О С ! Еще в юности читал ты чниги о смелости и му- жестве русских моря­ ков, не раз слушал рас­ сказы бывалых воинов о героических делах советских вои­ нов на фронтах Великой Отечест­ венной войны. Ты мечтал стать моряком. И вот, отдав честь Военно-морскому флагу, ступил на корабль. Теперь ты член экипажа, такой же, как и я, как и другие моряки. Цель у тебя одна — ты должен полюбить свой корабль, боевой пост, на котором твои пред­ шественники свято и нерушимо вы ­ полняли задачи командира, научить­ ся умело действовать в любой обста­ новке. Поход — л учш ая школа морской закалки. Об этом красноречиво го­ ворит опыт Великой Отечественной войны. ... Второй час эскадренный мино­ носец отражал атаки фашистских самолетов. Море штормило, верхнюю палубу заливало водой. Вокруг рва­ лись бомбы, над кораблем роем про­ носились осколки. Но сигнальщик Савельев зорко вел наблюдение с мостика. Трудно было, но моряк не думал об опасности. Савельева ра­ нило в руку. Наскоро перевязав ее, он попрежнему четко докладывал о выходах вражеских самолетов в атаку. Во т Савельев заметил, как один бомбардировщик, сбросив бом­ бы, пошел в штурмовую атаку на корабль. У Савельева кружилась го­ лова, ощущалась острая боль в ру­ ке. Н о советский моряк во-время до­ ложил о маневре врага. Эскадрен­ ный миноносец сменил курс, а в этот момент пулеметчик Сизов длинной пулеметной очередью прострочил фю зеляж самолета. О б ’ятый пламе­ нем, он камнем упал в воду. В атаку вышел другой фашист­ ский самолет. Обливая свинцом мо­ стик корабля, он пронесся почти над самой мачтой. Савельев снова был ранен, но попрежнему четко до­ кладывал о вражеских самолетах. Бесцельно израсходовав бомбы, фа­ шистские пираты улетели. Так от­ вага, стойкость и выдержка совет­ ских моряков одержали победу. « В море — дома», — эти слова великого русского флотоводца ад­ мирала М акарова говорят о многом военному моряку. И действительно, в море проверяются его волевые ка ­ чества, его знания, способности, на­ ходчивость и практические навыки в обслуживании боевой техники. Море никогда не бывает одинако­ вым. Кажды й день, каждый час оно другое, неповторимое — то гладкое, как зеркало, то вдруг штормовое, кипящее. Море не любит людей не­ брежных, невнимательных к нему. Д а ж е малейшая оплошность моря­ ка опасна для корабля. Море не страшно для сильных, волевых, сме­ лых, решительных, для тех, кто об­ ладает отличной морской выучкой, выносливостью. Во т почему, чтобы стать закаленным матросом, в похо­ де действуй умело и решительно. Смелость, помноженная на умение, — это и есть воинское мастерство. Именно так и поступает маши- нист-турбинист матрос Блинов. Не ВпервЬю на ходовой вахте так давно он пришел на корабль и сразу, с душой стал изучать свою специальность. По всем неясным вопросам матрос обращался к стар­ шине 2 статьи Квитко , который учил молодого воина мастерству. Легко было учиться на стоянке и труднее, когда корабль в море. От качки у Блинова болела голова, тошнило, но матрос крепился. Командир отделения нередко напут­ ствовал: — Ничего, Блинов, держитесь! — Есть , держаться, товарищ стар­ шина! В походе матрос Блинов не раз стоял вахту дублером. Он прислу­ шивался к ритму работы механиз­ мов, старался запомнить все до мельчайших подробностей, узнавал, какие могут быть капризы у каждо ­ го механизма и как их быстро устра­ нить. ... Корабль находился в море. Оно штормило. Стоять вахту было не­ легко. Внимательно следя за уров­ нем воды в главном холодильнике по водомерному стеклу и за показа­ ниями контрольно-измерительных приборов, матрос Блинов вдруг за ­ метил, что уровень воды в главном холодильнике стал заметно пони­ жаться . Давление конденсата пада­ ло. А в это время корабль, набирая ход, выполнял задачу. Медлить нельзя. Хорошо зная устройство своего заведывания, матрос быстро нашел причину. Последовал четкий доклад старшине ходовой вахты: — В главном холодильнике пони­ жается уровень воды — заел авто­ мат питания! Разрешите устранить повреждение? — Действуйте!.. Блинов сразу открыл клапана до­ бавочного питания, и уровень воды стал нормальным. Матрос поступил энергично и правильно. После вахты старшина построил моряков и в присутствии их матросу Блинову за умелые действия на боевом посту об ’явил благодарность. — С л уж у Советскому Союзу! — с гордостью ответил моряк. Молодой матрос! Хочется тебе по­ советовать от чистого сердца — ни­ когда не бойся трудностей морского похода, стойко преодолевай их, ибо только через трудности лежит путь к успеху. Помни — ты стоишь на боевом посту, на тебя надеются командир, весь экипаж. Тебе Роди­ на, советский народ доверили слож ­ ную боевую технику. Буд ь зорким на вахте. Никаких отступлений от инструкций! Чтобы победить сильного врага, нужно быть самому втройне сильнее его. А сила наша — в оружии, в точных действиях на боевом посту, в высокой сознательности и дисцип­ лине. С каждым днем повышай свои знания, постоянно совершенствуй навыки, закаляйся физически. Н и ­ когда не успокаивайся на достигну­ том. Кажды й выход в море исполь­ зуй для занятий и тренировок, отра­ ботки своих действий на боевом по­ сту. Старшина t статьи С. КРУЛИКОВСКИЙ, специалист первого класса. На сигнальном мостике Только прошел очередной заряд. Отрях­ нув снег с непромокаемой куртки, шапки и валенок, небольшого роста матрос Жор­ дочкин быстро очищает снег со своего «хо­ зяйства»: прожектора, флагов, конторки с документацией. Лицо у него красное от вет­ ра. На ресницах изумрудными бусинками блестят капельки растаявшего снега. Ве­ тер режет глаза, затрудняет наблюдение. Это заставляет Жордочкина еще больше усилить внимание. В море могут быть вся­ кие случайности. — Сигнальщик, «покой» до половины,— доносится приглушенный ветром голос командира. — Есть «покой» до половины, — четко репетует приказание матрос. Большие меховые перчатки теперь лежат у его ног. «Набирать сигнал в перчатках — значит потерять лишнее время, а командир, видно, решил произвести маневр до подхода заря­ да», — думает Жордочкин. Действия ма­ троса ^четкие, без суеты. Заметно, что к походу он подготовился хорошо. В этом немалая заслуга старшего матроса Хойни- ка, который передает свой богатый опыт молодому моряку. После поворота Жордочкин аккуратно укладывает флаг, закрепляет фал. Хойник доволен действиями матроса. — Передать семафор... — снова посту­ пает команда. — Есть передать семафор. Жордочкин быстро настраивает прожек­ тор. В полосе ярко мигающего света роят­ ся серебристые снежинки. — Семафор передан, — докладывает матрос, довольный тем, что его поня­ ли правильно. В рубке радиометриста Плотной темнотой окутана рубка радио­ метристов. Только от экрана радиолокатора Корабль все дальше и дальше уходил от базы. Моргкэм предстоял длительный и трудный переход. Для молодых матро­ сов это было первое плавание. Они ждали его с затаенной тревогой, заранее пытаясь ответить на вопросы: «Как же я буду чувствовать себя, если начнется шторм?», «Смогу ли я быть таким же, как мой командир отделения, старшина?» Подобные мысли присуши почти всем новичкам, не бывавшим в настоящих по­ ходах, не испытавшим еще на себе дей­ ствия морской качки. и многочисленных маховичков настройки излучается матовый фосфоресцирующий свет. В помещении поста жарко. Качка и духота сильно влияют на самочувствие внимательно всматривающегося в изобра­ жение на экране молодого матроса Ждано­ ва. Матрос знает, что командир в любую минуту может потребовать от него нуж­ ные данные, поэтому он старается забла­ говременно подготовить точный ответ. Правда, действия Жданова еще неуве­ ренны, осторожны. Прежде чем начать ре­ гулировку того или иного вспомогательно­ го агрегата радиолокатора, матрос внима­ тельно присматривается, ищет нужный маховичок. Время от времени он выгляды­ вает из рубки. Каждый новый снежный за­ ряд неприятным холодком отдается в гру­ ди. Моряк упирается лицом в_ резиновый козырек, ограждающий экран. Жданов хо­ рошо понимает, что командир сейчас ведет корабль при помощи радиолокации. Волне­ ние радиометриста понятно. Оправдает ли он доверие командира?! В это время слы­ шится свисток переговорной трубы. — Курс, дистанция соседнего корабля, — слышится приглушенный голос коман­ дира. — Есть, — слегка взволнованным голосом отвечает Жданов и точно доклады­ вает командиру нужные данные. За это короткое мгновение на лбу матроса появ­ ляется легкая испарина. — Продолжайте внимательно вести на­ блюдение, — предупреждает командир. — Есть вести внимательно наблюдение, — повторяет матрос Жданов и снова устремляет взор на экран радиолокатора. Надвигался новый снежный заряд. В машинном отделении Ветер разыгрался с новой силой. Он надрывно свистел в туго натянутых ван­ тах. Корабль то и дело окунается в боль­ шие, с пенящимися верхами волны. Лихо­ радочной дроясью вздрагивает палуба. Тя­ жело работают главные машины. После насквозь пронизывающего ветра ка верх­ ней палубе в машинном отделении уютно и тепло. Ритмичный гул работающих ма­ шин прерывается резкими звонками. Это командир передает приказания об увеличе­ нии или уменьшении оборотов двигателей. Молодые мотористы матросы Шабалин и Шемшур быстрыми и четкими движениями репетуют приказания командира. Внима­ тельный взор их направлен на стрелки те­ леграфов, на лицах суровое спокойствие. Но это только внешнее спокойствие. Волнуются они не меньше сигнальщика Жордочкина и радиометриста Жданова. У них ведь тоже это первая вахта. Конечно.* им помогают опытные специалисты стар­ ший матрос Поваляев и матрос Лапшин. Новички уже сами управляют главными машинами и с нетерпением ждут, когда услышат отзыв о своей работе от старших товарищей и командира электромеханиче­ ского подразделения. Много часов длился поход. Все меха­ низмы работали хорошо. Командир остал­ ся доволен действиями молодых матросов и поздравил их с первым походом, совершен­ ным в трудных метеорологических услови­ ях. Главный старшина Д. ГРАБЧАК. — К бою! — раздается четкая команда младшего сержанта Филипова. Проворно танкисты занимают свои места и приводят машину в готовность. В их движениях чувствуются уверенность, хоро­ шее знание дела. Особенно сноровисто действуют наводчик Корнеев и заряжаю­ щий Прохов. — Молодцы, — одобрительно кивает командир танка. Одна команда следует за другой. У мно­ гих на лицах выступил пот. Но занятия не прекращались. Младший сержант учил подчиненных искусству вождения танка, умению быстро обнаруживать и уничто­ жать цели с хода. — Отбой! Воины облегченно вздохнули. Не торо­ пясь, наводчик установил на прицеле ну­ левые деления, привел орудие в походное положение. Немедленно выполняет коман­ ду и рядовой Прохов. — Так не годится, — недовольно прого­ ворил Филипов. — В нашем деле дорога каждая доля секунды. Выиграть время — это одержать победу. Командир танка садится на место на­ водчика и показывает, как нул;но вы­ полнять поданную команду. Экипаж танка учится мастерству у своего командира. Младший сержант Фи­ липов охотно передает знания подчинен­ ным, воспитывает из них умелых, испол­ нительных воинов. Старший лейтзнант Н. РЕВЯКИН. Стойкость и выносливость Ночь выдалась штормовая. В такую по­ году необходима особая бдительность при несении вахтенной службы. Так было у связистов, которыми командует старшин матрос Журавлев. Ночью ветер достиг 12 баллов, времена­ ми шел дождь и снег. Связь, обслуживае­ мая группой подчиненных Журавлева, ра­ ботала отлично. Но вот порывом ветра оборвало проводную линию, которая была необходима командованию для рассредото­ чения плавсредств при штормовой погоде. Дежурный по связи отдал приказание выслать электрика на линию. Это ответст­ венное задание поручили матросу Карпо­ ву. Карпов вышел на линию. Темнота и ьстер мешали продвигаться в нужном на­ правлении. Но матрос имеет большой опыт работы и хорошо знает обслуживаемый им участок. Высокая дисциплинированность и практические навыки помогли ему ночыо найти и устранить повреждение. Вскоре Карпов доложил, что линия связи исправ­ лена. А. ПОДСКРЕБКИН. УМЕЛЫМИ РУКАМИ В читальном зале клуба на видных местах помещены аккуратно сделанные, художественно оформленные стенды, при­ зывы, плакаты. Вот стенд, рассказывающий о великих достижениях советского народа под муд­ рым руководством Коммунистической пар­ тии в области народного хозяйства. Вто­ рой стенд посвящен героическим подвигам советских воинов в Отечественной войне. Все это сделано умелыми руками рядо­ вого Зельскиса. Рядовой П. ВАСИЛЬЕВ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ БЕРЕЧЬ ОБМУНДИРОВАНИЕ Все воины Советской Армии и Флота с первого же дня пребывания на службе по­ лучают добротное обмундирование. Каж­ дый военнослужащий обязан бережливо относиться к своим вещам. Но, к сожале­ нию, так бывает не всегда. Матросы Фомин и Александров получи­ ли ботинки почти в один день. Александ­ ров постоянно следил за своей обувью, чистил ее, смазывал гуталином, ста­ вил на указанное командиром место, пред­ варительно высушив. А матрос Фомин чи­ стил ботинки лишь для того, чтобы ему не сделал замечание командир отделения. В результате небрежного отношения к ве­ щам ботинки у матроса Фомина намного раньше срока вышли из строя, и их потре­ бовалось отремонтировать. Такие военнослужащие, как матрос Фо­ мин, рассуждают так: «Если сапоги или брюки износятся раньше срока — это не­ большое горе, дадут другие». В руках та­ ких воинов имущество, выданное им, как правило, быстро изнашивается. Сбережение народного добра тесно связа­ но с повседневной жизнью воина, поведе­ нием его в строю и вне строя. Неряшли­ вость во внешнем виде воина и небреж­ ное отношение к своему обмундированию — первый признак недисциплинированно­ сти матроса. Долгое время матрос Гарипов считался самым недисциплинированным воином в подразделении, пререкался с командирами, не слушал советов товарищей. Трудно бы­ ло найти на его обмундировании чистое место. Он имел неопрятный вид. Товари­ щи неоднократно делали ему замечания по поводу грязного обмундирования, помято­ го форменного воротника, нечищенных са­ пог и т. д. И матрос стал больше заботить­ ся о своем обмундировании. Скоро это во­ шло у него в привычку. Постоянная забо­ та о •’внешней подтянутости и аккуратно­ сти сказалась на службе и поведении мо­ ряка. Через некоторое время Гарипов стал дисциплинированным воином, лучше на­ чал относиться к делу. Ярким примером бережливого отношения к обмундированию служит и старший ма­ трос Сютт. Предметы обмундирования он использует так, как требуют уставы и на­ ставления. Воин аккуратно и своевремен­ но чистит, чинит их, хранит там, где ука­ зано. Не было случая, чтобы командир отделения сделал Сютту замечание за не­ брежное отношение к военному имуществу. Плохо то, что .у нас еще не пропаган­ дируется бережливое отношение передовых воинов к имуществу. Это, бесспорно, при­ несло бы немалую пользу в сбережении обмундирования. Старший матрос В. РОМАНОВСКИЙ. Командир отделения старший матрос Подскребышев встретил немало труд­ ностей, чтобы достичь высоких показателен в боевой и политической подготовке. Он требователен не только к себе, но и к своим подчиненным, доходчиво передает^ им свои знания, в свободное время рассказывает, как он стал отличником боеиой и политической подготовки. Старший матрос Подскребышев терпеливо и настойчиво учит молодых моряков воинскому мастерству. НА СНИМКЕ: старший матрос Подскребышев, матросы Бариленко и Пушилин изучают приборы. Фото Е. Ушмаоова. ПОЛНОЕ ЗАТИШЬЕ Зима в Заполярье вступила в свои пра­ ва. Не за горами состязания по лыжам и конькам. Как же у нас ведется подготовка к соревнованиям? Мол;но прямо сказать, что в этом отно­ шении никакой работы почти не ведется. В нашем подразделении было всего пят­ надцать пар лыж. Но за ними не было никакого ухода, хранились они плохо и пришли в негодность. Нам еще в прошлом году обещали вы­ дать спортивный инвентарь, пополнить комплект лыж. Однако обещания остались обещаниями. Попрежнему воинам не пре­ доставляется возможности заниматься спортом. Хочется еще сказать несколько слов о катке. В прош лом году его оборудовали, и он был неплохой, но вот беда... коньков не было! Правда,’ три-четыре человека из­ редка занимались на катке, но что это за тренировки? Зимний спортивный сезон давно начал­ ся. Но в нашем подразделении этого не за­ метно. Замечательное время для физиче­ ской закалки пропадает даром. Старший матрос П. БОЧАРОВ. Укреплять единоначалие, повышать авторитет командиров Основатель и вождь первого в мире со­ циалистического государства, создатель Советских Вооруженных Сил В. И. Ленин говорил, что старый командный состав состоял преимущественно из избалован­ ных и извращенных сынков капиталистов, которые ничего не имели общего с про­ стым солдатом. Поэтому-то теперь, строя новую армию, мы должны брать команди­ ров только из народа. Тслько красные офицеры будут иметь среди солдат авто­ ритет.... Чтобы наша армия была непобедимой, Коммунистическая партия, руководствуясь указаниями великого Ленина, всегда при­ давала огромное значение принципу еди­ ноначалия, неуклонно и последовательно добивалась его внедрения в повседневную жизнь Советских Вооруженных Сил. Уже в 1924 году Центральный Комитет на­ шей партии принял решение о введении единоначалия в Советской Армии, в ко­ тором отмечалась настоятельная, жизнен­ ная необходимость перехода к единонача­ лию и рекомендовалось военным органам разработать конкретные мероприятия по проведению в жизнь этого принципа. Од­ нако введенное тогда единоначалие явля­ лось еще неполным, так как в зависимо­ сти от конкретных условий в отдельных частях еще сохранились, хотя и с ограни­ ченными правами, военные комиссары. Все последующие мероприятия Комму­ нистической партии и Советского прави­ тельства в области военного строительства были направлены на создание реальных условий для перехода к полному единона­ чалию. И такие предпосылки были созда­ ны. Р самые трудные для нашей Родины дни, осенью 1942 года, был осуществлен переход к полному единоначалию. Отныне командиры становились полновластными руководителями вверенных им кораблей и частей. На командиров возлагалась ответ­ ственность за все стороны боевой и поли­ тической подготовки войск. Командир-единоначальник — это во­ енный и политический руководитель и воспитатель своих подчиненных. Отсюда укрепление единоначалия и повышение авторитета командиров всех степеней бу­ дут прежде всего зависеть от того, на­ сколько успешно командир осуществляет свои функции руководства всеми сторона­ ми жизни и деятельности своих подчинен­ ных. Оснащение наших кораблей и частей новейшей боевой техникой и оружием по­ вышает роль и значение боевой подготов­ ки, обучения советских воинов в соответ­ ствии с возрастающими требованиями со­ временного боя. Для того, чтобы успешно решить задачу обучения личного состава, командир-единоначальник должен сам много и настойчиво учиться военному де­ лу, расширять свой военный и политиче­ ский кругозор, изучать вероятного про­ тивника и быть на высоте требований современной военной науки. Если обратимся к фактам, то увидим, что успехи в боевой и политической под­ готовке экипажей передовых кораблей и личного состава частей и подразделений достигнуты благодаря умелой работе их командиров. Такие офицеры, как тт. Ба­ бий. Карпенко и другие, не только систе­ матически совершенствуют свои военные знания, но и передают их подчиненным. Взять, например, командира корабля офи­ цера Карпенко. Он систематически, изо дня в день совершенствует свои военные и политические знания. Произведения классиков марксизма-ленинизма по вопро­ сам военной науки стали его настольны­ ми книгами, первыми помощниками^ в ре­ шении задач боевой и политической под­ готовки. Только за последнее время офи­ цер уделил много внимания и времени изучению факторов, определяющих^ успех современного боя, особенностям воины на море в условиях применения новейших средств борьбы п другим вопросам воен­ ной науки. Тов. Карпенко заботится также о совер­ шенствовании знаний подчиненных офи­ церов. Систематически выступает перед ними с лекциями и докладами, организует и проводит собеседования по вопросам во­ енной науки. В свою очередь офицеры корабля, следуя примеру командира, несут военные знания в подразделения, передают свой опыт и знания старшинам и матро­ сам. Мы наблюдали на походе, как пере­ довой офицер этого корабля Маковский не­ посредственно на боевом посту учил пока­ зом молодых матросов организации борьбы за живучесть корабля в условиях совре­ менного боя. Привитие советским воинам высоких морально-боевых качеств предполагает воспитание их в духе советского патрио­ тизма, стойкости, смелости и отваги, го­ товности к самопожертвованию и беспре­ кословному выполнению любого приказа­ ния, боевого задания командира. Только воспитанные в духе советского патриотиз­ ма и исполнительности, то есть в духе го­ товности при любых, даже исключитель­ ных, условиях выполнить приказ коман­ дира, советские воины будут способны проявить смелость и стойкость в борьбе с врагом, обеспечат выполнение приказа командира. Именно для исполнительного воина не существует никаких преград на пути к достижению цели. Высокая ис­ полнительность — вот что прежде всего характеризует морально-боевые качества советского воина. Чтобы стать полноценным воспитате­ лем, идейным руководителем, командир- единоначальник в первую очередь должен сам стоять на голову выше своих подчи­ ненных, быть политически зрелым и зака­ ленным руководителем. Это значит, что командир-единоначальник должен система­ тически повышать уровень своей марк­ систско-ленинской подготовки, помогаю­ щей ему правильно решать вопросы поли­ тического и воинского воспитания личного состава. Когда интересуешься причинами успе­ хов передовых командиров, то сразу обра­ щает на себя внимание то, что при боль­ шой загруженности они находят время послушать лекцию, доклад, принять уча­ стие в собеседовании, самостоятельно по­ работать над книгой. Воспитательная работа — это широкое поле деятельности. Она многообразна как по своему содержанию, так и ио формам и по методам. В одном случае привитие подчиненному определенных качеств тре­ бует индивидуальной работы командира. В другом случае, может быть, нужно офицеру выступить перед личным составом с лекцией, с докладом или беседой по во­ просам внутренней и внешней политики нашего государства, а также и по вопро­ сам воинского воспитания. Передовые офицеры наших кораблей много уделяют внимания воспитатель­ ной работе среди подчиненных и часто выступают с лекциями и докладами перед личным составом. Так, например, офицер Дадан выступил с лекцией на тему: «Роль морального фактора в современной вои­ не». Тов. Мачинский, являясь участником Великой Отечественной войны на Севере, часто выступает перед моряками с бе­ седами о героических подвигах севе­ роморцев. С очень интересной и злобо­ дневной беседой выступил перед личным составом тов. Карпенко. Она называлась так: «Исполнительность — основа высо­ кой боеготовности корабля». Надо сказать, что эта беседа, насыщенная многочислен­ ными примерами из Великой Отечествен­ ной войны и из жизни корабля, сыграла очень большое воспитательное значение. Огромную роль в деле укрепления еди­ ноначалия и поднятия авторитета коман­ дира призваны сыграть партийные и ком­ сомольские организации. Командир-едино­ начальник должен видеть в лице комму­ нистов и комсомольцев свою опору в деле повышения боевой готовности корабля и укрепления воинской дисциплины. По­ этому командир повседневно интересует­ ся работой партийной и комсомоль­ ской организаций, направляет их дея­ тельность ио правильному пути. Действен­ ной помощью командиру в деле укрепле­ ния единоначалия и повышения его ав­ торитета является постановка на обсуж­ дение партийных и комсомольских собра­ ний таких вопросов, как «Коммунист — образец исполнительности и дисциплини­ рованности», «Комсомольская организа­ ция — первый помощник и опора коман­ дира», «Комсомолец — образец точного выполнения уставных требований» и т. д. Значительное место в укреплении еди­ ноначалия и повышении авторитета коман­ дира отводится старшинам и сержантам, непосредственным начальникам и воспи­ тателям матросов и солдат. Через старшин и сержантов «командир проводит в жизнь свои замыслы и планы. Они первые помощники офицеров в деле совершенство­ вания боевой готовности и укрепления дисциплины на корабле. Где уделяется серьезное внимание старшинам и сержан­ там, там и вопросы боевой подготовки и дисциплины решаются более успешно. На корабле Н. регулярно ведут работу со старшинами, каждый месяц собирают их и учат практике обучения и воспита­ ния подчиненных. Так, на одном из собра­ ний старшин здесь был поставлен на обсуждение доклад: «Правильные взаимо­ отношения старшины с подчиненными и воспитательная работа по укреплению во­ инской дисциплины». В другой раз им прочли доклад «Старшина — образец тре­ бовательности к себе и подчиненным». На корабле выросли старшины — за­ мечательные мастера своей специально­ сти и умелые воспитатели. К числу их относятся старшина отделения сигнальщи­ ков командир Новоточенов. Благо­ даря настойчивой, кропотливой работе, все его подчиненные стали классными спе­ циалистами, дисциплинированными ма­ тросами. Причем, высокое мастерство, от­ личное знание специальности стали тра­ дицией этого отделения, передаются от старослужащих матросов молодому попол­ нению. Матрос Порошин недавно встал на самостоятельную вахту и сумел уже за короткий срок заслужить поощрение от командира за высокую бдительность. Задачи укрепления единоначалия и повышения авторитета командира требуют, чтобы политработники, партийные и ком­ сомольские организации всеми формами агитационно-массовой работы воспитывали любовь и уважение к начальникам, го­ товность ценой своей жизни защитить командира в бою, выполнить любой его приказ. Здесь не лишним будет отметить, что даже на передовых кораблях этому вопросу уделяется недостаточное внима­ ние. Еще редко, от случая к случаю, чи­ таются лекции о значении единоначалия, о необходимости беспрекословного повино­ вения командиру и о .-ищите его в бою. Конечно, во многом авторитет командира зависит и от него самого, от его отноше­ ния к своим служебным обязанностям и от поведения его в быту. Требовательному, насаждающему твердой рукой уставную дисциплину, но и вместе с тем чуткому^ и заботливому командиру всегда^ будет б е ­ спечен высокий авторитет, любовь и ува­ жение подчиненных. Командир должен постоянно знать нужды, запросы личного состава, беспокоиться о сохранении здо­ ровья матросов п старшин, добиваться удовлетворения их всем необходимым до­ вольствием. Наши командиры-единоначальники — это выходцы из народа. Их об’едпняет со всеми подчиненными общность классо­ вых интересов, преданность нашей социа­ листической Родине, Коммунистической партии. Между ними нет и не может быть пропасти, которая существует между командирами и солдатскими массами в буржуазных армиях. Приказ советского командира — это веление Родины, это приказ всего нашего многомиллионного народа. Долг каждого советского командира — оправдать доверие народа, Коммунистиче­ ской партии и Советского правительства, быть подлинным командпром-единоначаль- ником, полновластным руководителем и воспитателем подчиненных. Укрепление единоначалия п повышение авторитета командира — это один из важнейших, ре­ шающих путей повышения боеготовности кораблей и частей, укрепления воинской дисциплины. Офицсо Н. ПОКРОВСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz