На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 ноября 1955 г., № 277 (5429). М а ю с ю С Л * Поход — лучшая щкп мастерства О Л О Д О Й М А Т Р О С ! Еще в юности читал ты чниги о смелости и му- жестве русских моря ков, не раз слушал рас сказы бывалых воинов о героических делах советских вои нов на фронтах Великой Отечест венной войны. Ты мечтал стать моряком. И вот, отдав честь Военно-морскому флагу, ступил на корабль. Теперь ты член экипажа, такой же, как и я, как и другие моряки. Цель у тебя одна — ты должен полюбить свой корабль, боевой пост, на котором твои пред шественники свято и нерушимо вы полняли задачи командира, научить ся умело действовать в любой обста новке. Поход — л учш ая школа морской закалки. Об этом красноречиво го ворит опыт Великой Отечественной войны. ... Второй час эскадренный мино носец отражал атаки фашистских самолетов. Море штормило, верхнюю палубу заливало водой. Вокруг рва лись бомбы, над кораблем роем про носились осколки. Но сигнальщик Савельев зорко вел наблюдение с мостика. Трудно было, но моряк не думал об опасности. Савельева ра нило в руку. Наскоро перевязав ее, он попрежнему четко докладывал о выходах вражеских самолетов в атаку. Во т Савельев заметил, как один бомбардировщик, сбросив бом бы, пошел в штурмовую атаку на корабль. У Савельева кружилась го лова, ощущалась острая боль в ру ке. Н о советский моряк во-время до ложил о маневре врага. Эскадрен ный миноносец сменил курс, а в этот момент пулеметчик Сизов длинной пулеметной очередью прострочил фю зеляж самолета. О б ’ятый пламе нем, он камнем упал в воду. В атаку вышел другой фашист ский самолет. Обливая свинцом мо стик корабля, он пронесся почти над самой мачтой. Савельев снова был ранен, но попрежнему четко до кладывал о вражеских самолетах. Бесцельно израсходовав бомбы, фа шистские пираты улетели. Так от вага, стойкость и выдержка совет ских моряков одержали победу. « В море — дома», — эти слова великого русского флотоводца ад мирала М акарова говорят о многом военному моряку. И действительно, в море проверяются его волевые ка чества, его знания, способности, на ходчивость и практические навыки в обслуживании боевой техники. Море никогда не бывает одинако вым. Кажды й день, каждый час оно другое, неповторимое — то гладкое, как зеркало, то вдруг штормовое, кипящее. Море не любит людей не брежных, невнимательных к нему. Д а ж е малейшая оплошность моря ка опасна для корабля. Море не страшно для сильных, волевых, сме лых, решительных, для тех, кто об ладает отличной морской выучкой, выносливостью. Во т почему, чтобы стать закаленным матросом, в похо де действуй умело и решительно. Смелость, помноженная на умение, — это и есть воинское мастерство. Именно так и поступает маши- нист-турбинист матрос Блинов. Не ВпервЬю на ходовой вахте так давно он пришел на корабль и сразу, с душой стал изучать свою специальность. По всем неясным вопросам матрос обращался к стар шине 2 статьи Квитко , который учил молодого воина мастерству. Легко было учиться на стоянке и труднее, когда корабль в море. От качки у Блинова болела голова, тошнило, но матрос крепился. Командир отделения нередко напут ствовал: — Ничего, Блинов, держитесь! — Есть , держаться, товарищ стар шина! В походе матрос Блинов не раз стоял вахту дублером. Он прислу шивался к ритму работы механиз мов, старался запомнить все до мельчайших подробностей, узнавал, какие могут быть капризы у каждо го механизма и как их быстро устра нить. ... Корабль находился в море. Оно штормило. Стоять вахту было не легко. Внимательно следя за уров нем воды в главном холодильнике по водомерному стеклу и за показа ниями контрольно-измерительных приборов, матрос Блинов вдруг за метил, что уровень воды в главном холодильнике стал заметно пони жаться . Давление конденсата пада ло. А в это время корабль, набирая ход, выполнял задачу. Медлить нельзя. Хорошо зная устройство своего заведывания, матрос быстро нашел причину. Последовал четкий доклад старшине ходовой вахты: — В главном холодильнике пони жается уровень воды — заел авто мат питания! Разрешите устранить повреждение? — Действуйте!.. Блинов сразу открыл клапана до бавочного питания, и уровень воды стал нормальным. Матрос поступил энергично и правильно. После вахты старшина построил моряков и в присутствии их матросу Блинову за умелые действия на боевом посту об ’явил благодарность. — С л уж у Советскому Союзу! — с гордостью ответил моряк. Молодой матрос! Хочется тебе по советовать от чистого сердца — ни когда не бойся трудностей морского похода, стойко преодолевай их, ибо только через трудности лежит путь к успеху. Помни — ты стоишь на боевом посту, на тебя надеются командир, весь экипаж. Тебе Роди на, советский народ доверили слож ную боевую технику. Буд ь зорким на вахте. Никаких отступлений от инструкций! Чтобы победить сильного врага, нужно быть самому втройне сильнее его. А сила наша — в оружии, в точных действиях на боевом посту, в высокой сознательности и дисцип лине. С каждым днем повышай свои знания, постоянно совершенствуй навыки, закаляйся физически. Н и когда не успокаивайся на достигну том. Кажды й выход в море исполь зуй для занятий и тренировок, отра ботки своих действий на боевом по сту. Старшина t статьи С. КРУЛИКОВСКИЙ, специалист первого класса. На сигнальном мостике Только прошел очередной заряд. Отрях нув снег с непромокаемой куртки, шапки и валенок, небольшого роста матрос Жор дочкин быстро очищает снег со своего «хо зяйства»: прожектора, флагов, конторки с документацией. Лицо у него красное от вет ра. На ресницах изумрудными бусинками блестят капельки растаявшего снега. Ве тер режет глаза, затрудняет наблюдение. Это заставляет Жордочкина еще больше усилить внимание. В море могут быть вся кие случайности. — Сигнальщик, «покой» до половины,— доносится приглушенный ветром голос командира. — Есть «покой» до половины, — четко репетует приказание матрос. Большие меховые перчатки теперь лежат у его ног. «Набирать сигнал в перчатках — значит потерять лишнее время, а командир, видно, решил произвести маневр до подхода заря да», — думает Жордочкин. Действия ма троса ^четкие, без суеты. Заметно, что к походу он подготовился хорошо. В этом немалая заслуга старшего матроса Хойни- ка, который передает свой богатый опыт молодому моряку. После поворота Жордочкин аккуратно укладывает флаг, закрепляет фал. Хойник доволен действиями матроса. — Передать семафор... — снова посту пает команда. — Есть передать семафор. Жордочкин быстро настраивает прожек тор. В полосе ярко мигающего света роят ся серебристые снежинки. — Семафор передан, — докладывает матрос, довольный тем, что его поня ли правильно. В рубке радиометриста Плотной темнотой окутана рубка радио метристов. Только от экрана радиолокатора Корабль все дальше и дальше уходил от базы. Моргкэм предстоял длительный и трудный переход. Для молодых матро сов это было первое плавание. Они ждали его с затаенной тревогой, заранее пытаясь ответить на вопросы: «Как же я буду чувствовать себя, если начнется шторм?», «Смогу ли я быть таким же, как мой командир отделения, старшина?» Подобные мысли присуши почти всем новичкам, не бывавшим в настоящих по ходах, не испытавшим еще на себе дей ствия морской качки. и многочисленных маховичков настройки излучается матовый фосфоресцирующий свет. В помещении поста жарко. Качка и духота сильно влияют на самочувствие внимательно всматривающегося в изобра жение на экране молодого матроса Ждано ва. Матрос знает, что командир в любую минуту может потребовать от него нуж ные данные, поэтому он старается забла говременно подготовить точный ответ. Правда, действия Жданова еще неуве ренны, осторожны. Прежде чем начать ре гулировку того или иного вспомогательно го агрегата радиолокатора, матрос внима тельно присматривается, ищет нужный маховичок. Время от времени он выгляды вает из рубки. Каждый новый снежный за ряд неприятным холодком отдается в гру ди. Моряк упирается лицом в_ резиновый козырек, ограждающий экран. Жданов хо рошо понимает, что командир сейчас ведет корабль при помощи радиолокации. Волне ние радиометриста понятно. Оправдает ли он доверие командира?! В это время слы шится свисток переговорной трубы. — Курс, дистанция соседнего корабля, — слышится приглушенный голос коман дира. — Есть, — слегка взволнованным голосом отвечает Жданов и точно доклады вает командиру нужные данные. За это короткое мгновение на лбу матроса появ ляется легкая испарина. — Продолжайте внимательно вести на блюдение, — предупреждает командир. — Есть вести внимательно наблюдение, — повторяет матрос Жданов и снова устремляет взор на экран радиолокатора. Надвигался новый снежный заряд. В машинном отделении Ветер разыгрался с новой силой. Он надрывно свистел в туго натянутых ван тах. Корабль то и дело окунается в боль шие, с пенящимися верхами волны. Лихо радочной дроясью вздрагивает палуба. Тя жело работают главные машины. После насквозь пронизывающего ветра ка верх ней палубе в машинном отделении уютно и тепло. Ритмичный гул работающих ма шин прерывается резкими звонками. Это командир передает приказания об увеличе нии или уменьшении оборотов двигателей. Молодые мотористы матросы Шабалин и Шемшур быстрыми и четкими движениями репетуют приказания командира. Внима тельный взор их направлен на стрелки те леграфов, на лицах суровое спокойствие. Но это только внешнее спокойствие. Волнуются они не меньше сигнальщика Жордочкина и радиометриста Жданова. У них ведь тоже это первая вахта. Конечно.* им помогают опытные специалисты стар ший матрос Поваляев и матрос Лапшин. Новички уже сами управляют главными машинами и с нетерпением ждут, когда услышат отзыв о своей работе от старших товарищей и командира электромеханиче ского подразделения. Много часов длился поход. Все меха низмы работали хорошо. Командир остал ся доволен действиями молодых матросов и поздравил их с первым походом, совершен ным в трудных метеорологических услови ях. Главный старшина Д. ГРАБЧАК. — К бою! — раздается четкая команда младшего сержанта Филипова. Проворно танкисты занимают свои места и приводят машину в готовность. В их движениях чувствуются уверенность, хоро шее знание дела. Особенно сноровисто действуют наводчик Корнеев и заряжаю щий Прохов. — Молодцы, — одобрительно кивает командир танка. Одна команда следует за другой. У мно гих на лицах выступил пот. Но занятия не прекращались. Младший сержант учил подчиненных искусству вождения танка, умению быстро обнаруживать и уничто жать цели с хода. — Отбой! Воины облегченно вздохнули. Не торо пясь, наводчик установил на прицеле ну левые деления, привел орудие в походное положение. Немедленно выполняет коман ду и рядовой Прохов. — Так не годится, — недовольно прого ворил Филипов. — В нашем деле дорога каждая доля секунды. Выиграть время — это одержать победу. Командир танка садится на место на водчика и показывает, как нул;но вы полнять поданную команду. Экипаж танка учится мастерству у своего командира. Младший сержант Фи липов охотно передает знания подчинен ным, воспитывает из них умелых, испол нительных воинов. Старший лейтзнант Н. РЕВЯКИН. Стойкость и выносливость Ночь выдалась штормовая. В такую по году необходима особая бдительность при несении вахтенной службы. Так было у связистов, которыми командует старшин матрос Журавлев. Ночью ветер достиг 12 баллов, времена ми шел дождь и снег. Связь, обслуживае мая группой подчиненных Журавлева, ра ботала отлично. Но вот порывом ветра оборвало проводную линию, которая была необходима командованию для рассредото чения плавсредств при штормовой погоде. Дежурный по связи отдал приказание выслать электрика на линию. Это ответст венное задание поручили матросу Карпо ву. Карпов вышел на линию. Темнота и ьстер мешали продвигаться в нужном на правлении. Но матрос имеет большой опыт работы и хорошо знает обслуживаемый им участок. Высокая дисциплинированность и практические навыки помогли ему ночыо найти и устранить повреждение. Вскоре Карпов доложил, что линия связи исправ лена. А. ПОДСКРЕБКИН. УМЕЛЫМИ РУКАМИ В читальном зале клуба на видных местах помещены аккуратно сделанные, художественно оформленные стенды, при зывы, плакаты. Вот стенд, рассказывающий о великих достижениях советского народа под муд рым руководством Коммунистической пар тии в области народного хозяйства. Вто рой стенд посвящен героическим подвигам советских воинов в Отечественной войне. Все это сделано умелыми руками рядо вого Зельскиса. Рядовой П. ВАСИЛЬЕВ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ БЕРЕЧЬ ОБМУНДИРОВАНИЕ Все воины Советской Армии и Флота с первого же дня пребывания на службе по лучают добротное обмундирование. Каж дый военнослужащий обязан бережливо относиться к своим вещам. Но, к сожале нию, так бывает не всегда. Матросы Фомин и Александров получи ли ботинки почти в один день. Александ ров постоянно следил за своей обувью, чистил ее, смазывал гуталином, ста вил на указанное командиром место, пред варительно высушив. А матрос Фомин чи стил ботинки лишь для того, чтобы ему не сделал замечание командир отделения. В результате небрежного отношения к ве щам ботинки у матроса Фомина намного раньше срока вышли из строя, и их потре бовалось отремонтировать. Такие военнослужащие, как матрос Фо мин, рассуждают так: «Если сапоги или брюки износятся раньше срока — это не большое горе, дадут другие». В руках та ких воинов имущество, выданное им, как правило, быстро изнашивается. Сбережение народного добра тесно связа но с повседневной жизнью воина, поведе нием его в строю и вне строя. Неряшли вость во внешнем виде воина и небреж ное отношение к своему обмундированию — первый признак недисциплинированно сти матроса. Долгое время матрос Гарипов считался самым недисциплинированным воином в подразделении, пререкался с командирами, не слушал советов товарищей. Трудно бы ло найти на его обмундировании чистое место. Он имел неопрятный вид. Товари щи неоднократно делали ему замечания по поводу грязного обмундирования, помято го форменного воротника, нечищенных са пог и т. д. И матрос стал больше заботить ся о своем обмундировании. Скоро это во шло у него в привычку. Постоянная забо та о •’внешней подтянутости и аккуратно сти сказалась на службе и поведении мо ряка. Через некоторое время Гарипов стал дисциплинированным воином, лучше на чал относиться к делу. Ярким примером бережливого отношения к обмундированию служит и старший ма трос Сютт. Предметы обмундирования он использует так, как требуют уставы и на ставления. Воин аккуратно и своевремен но чистит, чинит их, хранит там, где ука зано. Не было случая, чтобы командир отделения сделал Сютту замечание за не брежное отношение к военному имуществу. Плохо то, что .у нас еще не пропаган дируется бережливое отношение передовых воинов к имуществу. Это, бесспорно, при несло бы немалую пользу в сбережении обмундирования. Старший матрос В. РОМАНОВСКИЙ. Командир отделения старший матрос Подскребышев встретил немало труд ностей, чтобы достичь высоких показателен в боевой и политической подготовке. Он требователен не только к себе, но и к своим подчиненным, доходчиво передает^ им свои знания, в свободное время рассказывает, как он стал отличником боеиой и политической подготовки. Старший матрос Подскребышев терпеливо и настойчиво учит молодых моряков воинскому мастерству. НА СНИМКЕ: старший матрос Подскребышев, матросы Бариленко и Пушилин изучают приборы. Фото Е. Ушмаоова. ПОЛНОЕ ЗАТИШЬЕ Зима в Заполярье вступила в свои пра ва. Не за горами состязания по лыжам и конькам. Как же у нас ведется подготовка к соревнованиям? Мол;но прямо сказать, что в этом отно шении никакой работы почти не ведется. В нашем подразделении было всего пят надцать пар лыж. Но за ними не было никакого ухода, хранились они плохо и пришли в негодность. Нам еще в прошлом году обещали вы дать спортивный инвентарь, пополнить комплект лыж. Однако обещания остались обещаниями. Попрежнему воинам не пре доставляется возможности заниматься спортом. Хочется еще сказать несколько слов о катке. В прош лом году его оборудовали, и он был неплохой, но вот беда... коньков не было! Правда,’ три-четыре человека из редка занимались на катке, но что это за тренировки? Зимний спортивный сезон давно начал ся. Но в нашем подразделении этого не за метно. Замечательное время для физиче ской закалки пропадает даром. Старший матрос П. БОЧАРОВ. Укреплять единоначалие, повышать авторитет командиров Основатель и вождь первого в мире со циалистического государства, создатель Советских Вооруженных Сил В. И. Ленин говорил, что старый командный состав состоял преимущественно из избалован ных и извращенных сынков капиталистов, которые ничего не имели общего с про стым солдатом. Поэтому-то теперь, строя новую армию, мы должны брать команди ров только из народа. Тслько красные офицеры будут иметь среди солдат авто ритет.... Чтобы наша армия была непобедимой, Коммунистическая партия, руководствуясь указаниями великого Ленина, всегда при давала огромное значение принципу еди ноначалия, неуклонно и последовательно добивалась его внедрения в повседневную жизнь Советских Вооруженных Сил. Уже в 1924 году Центральный Комитет на шей партии принял решение о введении единоначалия в Советской Армии, в ко тором отмечалась настоятельная, жизнен ная необходимость перехода к единонача лию и рекомендовалось военным органам разработать конкретные мероприятия по проведению в жизнь этого принципа. Од нако введенное тогда единоначалие явля лось еще неполным, так как в зависимо сти от конкретных условий в отдельных частях еще сохранились, хотя и с ограни ченными правами, военные комиссары. Все последующие мероприятия Комму нистической партии и Советского прави тельства в области военного строительства были направлены на создание реальных условий для перехода к полному единона чалию. И такие предпосылки были созда ны. Р самые трудные для нашей Родины дни, осенью 1942 года, был осуществлен переход к полному единоначалию. Отныне командиры становились полновластными руководителями вверенных им кораблей и частей. На командиров возлагалась ответ ственность за все стороны боевой и поли тической подготовки войск. Командир-единоначальник — это во енный и политический руководитель и воспитатель своих подчиненных. Отсюда укрепление единоначалия и повышение авторитета командиров всех степеней бу дут прежде всего зависеть от того, на сколько успешно командир осуществляет свои функции руководства всеми сторона ми жизни и деятельности своих подчинен ных. Оснащение наших кораблей и частей новейшей боевой техникой и оружием по вышает роль и значение боевой подготов ки, обучения советских воинов в соответ ствии с возрастающими требованиями со временного боя. Для того, чтобы успешно решить задачу обучения личного состава, командир-единоначальник должен сам много и настойчиво учиться военному де лу, расширять свой военный и политиче ский кругозор, изучать вероятного про тивника и быть на высоте требований современной военной науки. Если обратимся к фактам, то увидим, что успехи в боевой и политической под готовке экипажей передовых кораблей и личного состава частей и подразделений достигнуты благодаря умелой работе их командиров. Такие офицеры, как тт. Ба бий. Карпенко и другие, не только систе матически совершенствуют свои военные знания, но и передают их подчиненным. Взять, например, командира корабля офи цера Карпенко. Он систематически, изо дня в день совершенствует свои военные и политические знания. Произведения классиков марксизма-ленинизма по вопро сам военной науки стали его настольны ми книгами, первыми помощниками^ в ре шении задач боевой и политической под готовки. Только за последнее время офи цер уделил много внимания и времени изучению факторов, определяющих^ успех современного боя, особенностям воины на море в условиях применения новейших средств борьбы п другим вопросам воен ной науки. Тов. Карпенко заботится также о совер шенствовании знаний подчиненных офи церов. Систематически выступает перед ними с лекциями и докладами, организует и проводит собеседования по вопросам во енной науки. В свою очередь офицеры корабля, следуя примеру командира, несут военные знания в подразделения, передают свой опыт и знания старшинам и матро сам. Мы наблюдали на походе, как пере довой офицер этого корабля Маковский не посредственно на боевом посту учил пока зом молодых матросов организации борьбы за живучесть корабля в условиях совре менного боя. Привитие советским воинам высоких морально-боевых качеств предполагает воспитание их в духе советского патрио тизма, стойкости, смелости и отваги, го товности к самопожертвованию и беспре кословному выполнению любого приказа ния, боевого задания командира. Только воспитанные в духе советского патриотиз ма и исполнительности, то есть в духе го товности при любых, даже исключитель ных, условиях выполнить приказ коман дира, советские воины будут способны проявить смелость и стойкость в борьбе с врагом, обеспечат выполнение приказа командира. Именно для исполнительного воина не существует никаких преград на пути к достижению цели. Высокая ис полнительность — вот что прежде всего характеризует морально-боевые качества советского воина. Чтобы стать полноценным воспитате лем, идейным руководителем, командир- единоначальник в первую очередь должен сам стоять на голову выше своих подчи ненных, быть политически зрелым и зака ленным руководителем. Это значит, что командир-единоначальник должен система тически повышать уровень своей марк систско-ленинской подготовки, помогаю щей ему правильно решать вопросы поли тического и воинского воспитания личного состава. Когда интересуешься причинами успе хов передовых командиров, то сразу обра щает на себя внимание то, что при боль шой загруженности они находят время послушать лекцию, доклад, принять уча стие в собеседовании, самостоятельно по работать над книгой. Воспитательная работа — это широкое поле деятельности. Она многообразна как по своему содержанию, так и ио формам и по методам. В одном случае привитие подчиненному определенных качеств тре бует индивидуальной работы командира. В другом случае, может быть, нужно офицеру выступить перед личным составом с лекцией, с докладом или беседой по во просам внутренней и внешней политики нашего государства, а также и по вопро сам воинского воспитания. Передовые офицеры наших кораблей много уделяют внимания воспитатель ной работе среди подчиненных и часто выступают с лекциями и докладами перед личным составом. Так, например, офицер Дадан выступил с лекцией на тему: «Роль морального фактора в современной вои не». Тов. Мачинский, являясь участником Великой Отечественной войны на Севере, часто выступает перед моряками с бе седами о героических подвигах севе роморцев. С очень интересной и злобо дневной беседой выступил перед личным составом тов. Карпенко. Она называлась так: «Исполнительность — основа высо кой боеготовности корабля». Надо сказать, что эта беседа, насыщенная многочислен ными примерами из Великой Отечествен ной войны и из жизни корабля, сыграла очень большое воспитательное значение. Огромную роль в деле укрепления еди ноначалия и поднятия авторитета коман дира призваны сыграть партийные и ком сомольские организации. Командир-едино начальник должен видеть в лице комму нистов и комсомольцев свою опору в деле повышения боевой готовности корабля и укрепления воинской дисциплины. По этому командир повседневно интересует ся работой партийной и комсомоль ской организаций, направляет их дея тельность ио правильному пути. Действен ной помощью командиру в деле укрепле ния единоначалия и повышения его ав торитета является постановка на обсуж дение партийных и комсомольских собра ний таких вопросов, как «Коммунист — образец исполнительности и дисциплини рованности», «Комсомольская организа ция — первый помощник и опора коман дира», «Комсомолец — образец точного выполнения уставных требований» и т. д. Значительное место в укреплении еди ноначалия и повышении авторитета коман дира отводится старшинам и сержантам, непосредственным начальникам и воспи тателям матросов и солдат. Через старшин и сержантов «командир проводит в жизнь свои замыслы и планы. Они первые помощники офицеров в деле совершенство вания боевой готовности и укрепления дисциплины на корабле. Где уделяется серьезное внимание старшинам и сержан там, там и вопросы боевой подготовки и дисциплины решаются более успешно. На корабле Н. регулярно ведут работу со старшинами, каждый месяц собирают их и учат практике обучения и воспита ния подчиненных. Так, на одном из собра ний старшин здесь был поставлен на обсуждение доклад: «Правильные взаимо отношения старшины с подчиненными и воспитательная работа по укреплению во инской дисциплины». В другой раз им прочли доклад «Старшина — образец тре бовательности к себе и подчиненным». На корабле выросли старшины — за мечательные мастера своей специально сти и умелые воспитатели. К числу их относятся старшина отделения сигнальщи ков командир Новоточенов. Благо даря настойчивой, кропотливой работе, все его подчиненные стали классными спе циалистами, дисциплинированными ма тросами. Причем, высокое мастерство, от личное знание специальности стали тра дицией этого отделения, передаются от старослужащих матросов молодому попол нению. Матрос Порошин недавно встал на самостоятельную вахту и сумел уже за короткий срок заслужить поощрение от командира за высокую бдительность. Задачи укрепления единоначалия и повышения авторитета командира требуют, чтобы политработники, партийные и ком сомольские организации всеми формами агитационно-массовой работы воспитывали любовь и уважение к начальникам, го товность ценой своей жизни защитить командира в бою, выполнить любой его приказ. Здесь не лишним будет отметить, что даже на передовых кораблях этому вопросу уделяется недостаточное внима ние. Еще редко, от случая к случаю, чи таются лекции о значении единоначалия, о необходимости беспрекословного повино вения командиру и о .-ищите его в бою. Конечно, во многом авторитет командира зависит и от него самого, от его отноше ния к своим служебным обязанностям и от поведения его в быту. Требовательному, насаждающему твердой рукой уставную дисциплину, но и вместе с тем чуткому^ и заботливому командиру всегда^ будет б е спечен высокий авторитет, любовь и ува жение подчиненных. Командир должен постоянно знать нужды, запросы личного состава, беспокоиться о сохранении здо ровья матросов п старшин, добиваться удовлетворения их всем необходимым до вольствием. Наши командиры-единоначальники — это выходцы из народа. Их об’едпняет со всеми подчиненными общность классо вых интересов, преданность нашей социа листической Родине, Коммунистической партии. Между ними нет и не может быть пропасти, которая существует между командирами и солдатскими массами в буржуазных армиях. Приказ советского командира — это веление Родины, это приказ всего нашего многомиллионного народа. Долг каждого советского командира — оправдать доверие народа, Коммунистиче ской партии и Советского правительства, быть подлинным командпром-единоначаль- ником, полновластным руководителем и воспитателем подчиненных. Укрепление единоначалия п повышение авторитета командира — это один из важнейших, ре шающих путей повышения боеготовности кораблей и частей, укрепления воинской дисциплины. Офицсо Н. ПОКРОВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz