На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.
23 ноября 1955 г., № 276 (5428). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 «Интересы защиты Родины тре буют от начальника не оставлять без воздействия ни одного прос тупка подчиненных, строго взыс кивать с нерадивых и поощрять достойных за проявленное усер дие, подвиги и отличия п о службе. Каждый начальник обязан ре шительно и твердо требовать соблюдения воинской дисциплины, пос тоянно воспитывать своих подчиненных в духе неуклонного выполне ния всех ее требований, развивать и поддерживать у них сознание воинской чести и воинского долга». (Из Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Союза СС Р ). «Командир отделения отвечает за обучение, воспитание, воинскую дисциплину, строевую выправку и внешний вид своих подчиненных; за правильное использование и сбережение ими оружия, технических средств, снаряжения, обмундирования и за содержание их в порядке и исправности. Командир отделения обязан: а ) обучать и воспитывать матросов своего отделения; б) прививать матросам любовь к кораблю, военно-морской служ бе, своему оружию и техническим средствам и учить сберегать их; в) вырабатывать у матросов отделения строевую выправку, фи зическую выносливость и морскую сноровку; г) повседневно изучать и знать своик подчиненных». (Из Корабельного устава Военно-Морских Сил Союза СС Р ). Ваша основная обязанность Страница старшины и сержанта Где требовательность—там дисциплина Старшина... Советские моряки видят в этом простом слове большой смысл. Обыч но, произнося его, мы невольно представ ляем себе подтянутого, требовательного и опытного наставника матросов, их бли жайшего командира, заботливого и чутко го старшего товарища. Старшина — зна чительная и весьма важная фигура на флоте. Под его влиянием, с его помощью молодой матрос, только что пришедший на корабль, в часть, становится на верный путь, ведущий к знаниям и мастерству, к примерности в учебе и дисциплине. Со старшиной локоть к локтю проходит ма трос весь срок своей службь!, у него учит ся, ему подражает и за все это прони кается к нему глубоким уважением, лю бовью, гордостью за него. За годы службы на флоте я находился в подчинении у многих командиров. Но больше всех мне запомнился мои первый командир отделения главный старшина Анатолий Тихонов. Его я не забыл и ни когда не забуду. Он был строгим, требо вательным, но одновременно справедли вым и заботливым. Главный старшина воспитал во мне привычку и любовь к службе, уставному порядку, стремление к знаниям, старательность в учебе и труде. П главное — вместе с другими командира- ми-воспитателями помог мне понять, за чем все это нужно советскому воину, глу боко осознать свой долг перед Родиной. Бывало, совершишь самую малую про винность — главный старшина Тихонов не пройдет мимо этого факта: или об стоятельно побеседует, или же накажет. Накажет справедливо, и обижаться на не го не приходилось. А если отличишься, проявишь особое усердие в выполнении порученного дела — он обязательно заме тит это, похвалит, поощрит. Строго тре буя, он в то же время душой болел о нуждах и запросах подчиненных, чтобы удовлетворить каждого воина положен ным довольствием, словом, делал все. что было в его силах. В наших глазах Тихо нов был образцом командира. У нас он пользовался непререкаемым авторитетом и уважением. Вот почему главный стар шина мне так хорошо запомнился. Требовательность — характерная черта советского командира — адмирала, офи цера, старшины, его уставная обязанность. Успехи воинов в боевой и политической подготовке, их бдительность и постоян ная готовность в любую минуту высту пить на защиту Родины зависят не толь ко от знаний, методического мастерства командира. Должный уровень и высокое качество обучения и воспитания немыс лимы без твердого уставного порядка на корабле и в части, без строгой командир ской требовательности. Дисциплинарный устав обязывает каждого начальника ре шительно и твердо требовать соблюдения воинской дисциплины, постоянно воспи тывать своих- подчиненных в духе неук лонного выполнения всех ее требований, развивать и поддерживать у них сознание воинской чести и воинского делга. Старшине поручено большое и ответ ственное дело. Со своими почетными обя занностями он сможет справиться лишь в том случае, если воспитает своих под чиненных дисциплинированными, ис полнительными воинами. Для этого, доби ваясь, чтобы все матросы з его отделении или команде с полпым напряжением всех сил совершенствовали свою специальную, политическую и физическую подготовку, он должен всемерно поддерживать твер дый внутренний порядок, строгое соблюде ние которого всем личным составом яв ляется важнейшей обязанностью каждого воина. А это достигается, прежде всего, требовательностью. Высокая требовательность — это замеча тельное качество командироз и началь ников — приучает воинов к точному со блюдению правил военной службы, уста новленных законами, уставами и Прися гой. Но там, где она непостоянна, не мо жет быть крепкой дисциплины, высоких показателей в боевой и политической подготовке. Следовательно, старшине на до не допускать послаблений в поведении и учебе матросов. Великий полководец А. В. Суворов говорил, что ничто так от рицательно не действует на подчиненных, как слабая команда. Ослабление требовательности является нарушением дисциплины и чревато пло хими последствиями. Опыт показывает, что если старшина требует рывками, от случая к случаю, то это ведет к ухудше нию дисциплины, не приучает воинов к точности, беспрекословному соблюдению ус тавов и наставлений. Нередко бывает, что матрос, привыкший к поблажкам, получив взыскание, недоумевает, не может понять, почему же его наказали. J1 ему уже трудно исправить свое поведение. Вот ведь к чему ведут ошибки старшины! Исполнитель ность же вырабатывается воспитанием в процессе длительной и упорной учебы, в ' обстановке решительной борьбы со всяко го рода отклонениями от уставных поло жений. Таким образом, требовательность должна быть твердой, разумной и пос тоянной. На нашем корабле есть немало стар шин, которых можно назвать настоящи ми командирами. К числу их относится старшина 2 статьи Василий Безуглый. Это требовательный командир. Он постоянно заботится о поддержании в своем отделе нии высокой дисциплины, организован ности и порядка. Все его подчиненные твердо знают уставы, инструкции и всег да, всюду их соблюдают. Это помогает им добиваться хороших показателей в боевой и политической подготовке. Отделение старшины 2 статьи Безуглого приказом командира корабля об’явлено отличным. В этом году наш корабль с высокими оценками выполнил учебно-боегые задачи. Мы также совершили длительный поход в исключительно тяжелых условиях пла вания и успешно справились с ответст венным заданием командования. Во всем этом немалая заслуга отделения старшины Безуглого. Моряки старательно выпол няют свои обязанности как на ходовой вахте, так и в повседневной жизни кораб ля, боевую технику содержат в отличном состоянии и обслуживают ее мастерски. Старшина 2 статьи Безуглый не толь ко требовательный, ио и заботливый командир, чуткий к своим подчиненным. Он старается делать все возможное для удовлетворения их нужд и запросов. Ма тросы его уважают, беспрекословно ему повинуются. А вот о другом старшине ничего по добного сказать нельзя. Он не требовате лен как к себе, так и к матросам. До него командиром этого отделения был старши на 1 статьи Бобыр. Тогда заведывание отделения содержалось в образцовом сос тоянии. А теперь положение изменилось. Ныиешпий же старшина халатно выпол няет свои обязанности. Нечетко он несет и дежурную службу, не требует от дневальных, чтобы они точ но соблюдали инструкции и боролись за твердый порядок среди личного состава. У старшины слабо отработан командный язык. Когда, например, он ведет строй — там нет дисциплины. Этому старшине надо серьезно подумать о своих недостатках и постараться скорее устранить их, стать в ряд наших тре бовательных, передовых командиров. Воинские уставы обязывают команди ров быть строгими, требовательными. Но хорош тот начальник, кто строг, но спра ведлив к подчиненным, не допускает гру бости и не унижает их личного достоинст ва. Высокая требовательность, чуткость и забота в отношении к воинам — важное условие укрепления дисциплины и поряд ка на корабле, в части. Командиры, в пол ной мере обладающие эгими замечатель ными качествами, всегда добиваются вы соких результатов в учебе и службе своих подчиненных. Офицер А. ГРУКАЛО. .......................... Строго по уставу После команды о проверке средств свя зи прошло некоторое время, а матрос Гу- левский хлопотливо возился у радиостан ции и не мог понять, почему она не рабо тает. «Вчера все было нормально, а сегодня не то! — с огорчением думал радист. — В чем же причина?». Младший сержант Мороков стоял рядом и внимательно наблюдал за матросом. — Может быть, лампа отказала? — спросил радист. — Подумайте хорошенько, Гулевский, — сказал командир отделения. — II не торопитесь. Непонятно — посмотрите вни мательней, разберитесь. Сразу ничего не дается. Младшпй сержант Мороков решил — пусть матрос самостоятельно обнаружит свой промах, тогда в другой раз не ошибется! Радист настойчиво искал ошибку. Вклю чал и выключал рацию, но тщет но — она бездействовала. Потом его взгляд остановился на приборе. Стрелка почти не шевелилась. «Слабое напряжение!» — догадался ра дист и об этом доложил командиру. — Верно, — согласился Мороков. — А причина тут одна — питание радио станции во-время вы не заменили. Младший сержант приказал подготовить рацию строго по инструкции. Радист в бою не обеспечит командира надежной связью, если сейчас, при отра ботке нормативов, допускает неточности, излишне суетится. Вот здесь-то как раз и важно подсказать молодому воину его ошибку, помочь советом устранить ее. Так и поступает в своей воспитатель ной работе младший сержант Мороков. На тренировках особенно трудно приходилось молодому телефонисту Котлячкову. Выпол няя ту или иную вводную, матрос допу скал неточности. Младший сержант раз’- яснял воину ошибки, а потом требовал самостоятельно их устранять. Если у ма троса не получалось что-либо сразу, Моро- ков заставлял повторить прием, пока не добивался желаемых результатов. В воспитательной работе младший сер жант Мороков использует весь свой бога тый опыт. Он стремится к тому, чтобы его подчиненные изо дня в день стара тельно повышали своп знания. Когда-то старший матрос Игнатенков слабо прини мал тексты радиограмм, допускал в них ошибки, путал некоторые буквы с цифра ми. Сейчас Игнатенков — классный спе циалист, его избрали секретарем комсо мольской организации. С теплотой воин отзывается о младшем сержанте Морокове: — Если говорить о своей слулсбе, то скажу по совести — своему командиру я многим обязан. Учил он меня, как гово рится, с песочком. Бывало, сяду прини мать текст, все вроде хорошо, но проходит некоторое время, и я тушуюсь — начинам пропускать отдельные буквы. А младший сержант не щадил. — А ну-ка, товарпщ Пгнатенков, при нимайте сначала, — говорил он. — Голова трещит, тяжело, — отвечал я командиру. А он требовал: — Приказано — значит надо выпол нять! Тогда я молча одевал наушники и за писывал текст. Такие тренировки прохо дили часто. Младший сержант неотступно следил за мной. Стоит не точно оформить запись в журнале, как он тут же сделает замечание. Сначала я в душе сердился на командира, а потом понял — хорошего он мне желает. Стал прислушиваться к его советам, присматриваться к действиям... П вот сейчас кое-чему научился. Не будь так требователен ко мне командир, я до сих пор бы отставал в учебе. II за это сердечное спасибо младшему сержанту. Любят и уважают младшего сержанта Морокова в подразделении. П ценят его, прежде всего, за высокую требователь ность и заботу. Мороков — опытный специалист, чуткий и отзывчивый коман дир. Подчиненные младшего сержанта не устанно овладегают военными знаниями, чтобы стать мастерами своего дела. Воины с любовью говорят о Морокове: — Наш командир! — и в этих словах звучит все: любовь и уважение к нему, готовность сделать все, только бы вы полнить волю своего командира. Мне, как старшине, нередко приходится советоваться по вопросам обучения и вос питания матросов. Это помогает нам пра вильно строить свою работу, во-время устранять недочеты и добиваться главного — роста политической сознательности, дисциплинированности и осевого мастер ства подчиненных. Старшина А. КУЗНЕЦОВ. Старшина 1 статьи комсомолец Кириченко — требовательный к себе и под чиненным командир. Он настойчиво прививает матросам любовь к морской службе, требует от них безупречного и точного выполнения уставов и корабельных правил. НА СНИМКЕ: старшина башни главного калибра специалист второго класса старшина 1 статьи Кириченко (справа) проводит занятия по Корабельному уставу с подчиненными. Фото И . Ннкишова. П о д е з н Ы й с о в е m Старшина 2 статьи Волнянкин подлежал увольнению в запас. Естественно, он заранее позаботился о своей замене. Командира отделения очень часто можно было видеть вместе со своим подчиненным Звонковым. Тому предстояло заменить стар шину. — Трудно мне будет командовать отделением, — делился своими опасениями Звонков. — Начнешь с подчиненных требовать, сразу пойдут разговоры: «Сам не давно матросом был, а теперь строит из себя начальство». — А вы таким словам значения не придавайте, — созетовал Волнягкин. — Да и скажу вам открозенно: сознательные, дисциплинированные матрогы так го ворить не станут. Учите подчиненных действовать строго по уставу — это главное условие успеха в службе. Много полезного для себя узнал Звонков из бесед со старшиной. Волнянкин приводил ему поучительные примеры из своей практики. — Нелегко, конечно, обучать матросов специальности, — говорил Волнянкин. — Но все-таки наибольшая трудность для старшины — это повседневная воспита тельная работа с подчиненными. Здесь ни конспектом, ни схемой и чертежом не воспользуешься. Люди в отделении разные, и к каждому свой подход нужен. Старшина 2 статьи Волнянкин советовал хорошо, по-настоящему изучать под чиненных: чем матрос занимался до службы, откуда он родом, кто его родители, к чему у воина наклонности, какие у него взаимоотношения с товарищами, любит ли читать книги. Все это следует делать, конечно, не ради праздного любопытства. Хорошо изучив своих матросов, легче воспитывать из них умелых воинов. Вот, к примеру, есть в .отделении старший матрос Клочков. Звонкову приходи лось не раз вместе с ним устранять различные незначительные неисправности тех ники. Молодой командир знает, что Клочков свое заведывание содержит всегда в чистоте. Изучив наклонности старшего матроса, любовь к специальности, старшина должен соответственно и требовать с него поступать всегда так, как положено по уставу, не зазнаваться, не кичиться успехами. Именно высокая требовательность командира отделения поможет воину двигаться вперед на пути к совершенствова нию своих знаний. — Для того, чтобы хорошо воспитывать подчиненных, быть уверенным, что лю бое твое приказание будет безукоризненно выполнено ими, — об'яснял бывалый старшина, — нужно глубоко изучить своих матросов. Тогда легче осуществлять на деле твердую командирскую требовательность. Да и эффективность занятий по спе циальности повысится. Строго следует совету старшины 2 статьи Волнянкина молодой командир отде ления. Вот и сейчас на тренировке он уверенно управляет своим расчетом. Матро сы быстро и точно выполняют все его команды и распоряжение Старшина 2 статьи Ю . Л ЕТО В . 3 A . m E 4 A . H H E — Смирно! Матрос Раздайбедин, выйти из строя! За отличное обслуживание заве- дывания об’являю благодарность!— произ носит старшина 2 статьи Семенов. — Служу Советскому Союзу! Торжественно звучат слова матроса, ра достно светятся его глаза. Это первая благодарность... А для старшины успех подчиненного — очередной успех в обу чении и воспитании людей. Он много ра ботал с матросом. Разве не заслуга коман дира отделения, что Раздайбедин показал хорошие знания при сдаче зачетов по специальности, научился служить по уста ву. Все это старшина об'ясняет так: — Требовательность, строгая проверка выполнения приказаний — вог что ле жит в основе работы с Раздайбединым и с другими воинами. ... Побудка. Старшина уже на ногах н следит, как поднимаются матросы. — Раздайбедин, нужно побыстрее оде ваться. До физзарядки вам еще надо ус петь койку заправить. — Успею, товарищ старшина. Но на физзарядку матрос опоздал. Стар шина строго и укоризненно смотрит на не го, прежде чем разрешить встать в строй. — Это опоздание должно быть послед ним! — Есть, товарищ старшина. — Делаем вольное дыхание. Семенов опять смотрит на Раздай- бедина, говорит как будто всем: — Дышите свободнее, глубже. После на пряжения мышцы должны отдохнуть. Вот так... После завтрака малая приборка. Раз дайбедин добросовестно подмел палубу в кубрике, прошвабрил ее и, решив, что больше делать нечего, садится на рундук. В это время матрос замечает около себя Специалист второго класса старший матрос Асаулюк — исполнительный, трудолюбивый моряк. Он четко и быстро выполняет все приказания, умело обслу живает боевую технику. НА СНИМКЕ: специалист второго класса старший матрос В. Асаулюк (слева) докладывает о готовности боевого поста к походу старшине 1 статьи Юрию Голо ванову. Фото И. Ннкишова. Авторитет командира старшину. Он как будто не удовлетворен действиями подчиненного. Воин встает, беспокойно осматривается и догадывает ся, что следовало бы протереть подволок и переборки. — Верха чистые, — начинает было Раздайбедин, — только вчера протирали. — А сегодня... — Семенов проводит рукой по бимсу, на пальцах остается пыль. — Нужно каждую приборку делать тщательно. — Ясно, товарищ старшина! — Команде приготовиться на под’ем флага, — звучно раздается переданная по трансляции команда дежурного. Матросы чистят пуговицы, обувь, одежду. Раздай бедин старается не опоздать в строй, и уже одевает шинель. «А у меня все гото во», — думает он. Но старшина замечает недостаток. Он заставляет снять шинель и вычистить пуговицы на погонах и на хлястике. Наконец Раздайбедин спускается в ко тельное отделение. Сегодня он провора чивает электродвигатели с пусковой ап паратурой. С приятным волнением матрос включает переключатель и хочет запу стить двигатель. Семенов отстраняет его от дозерного насоса, подсказывает: — Возьмите разрешение у старшины котельного отделения, произведите наруж ный и внутренний осмотр; потом, если коллектор грязный, почистите его, замерь те сопротивление изоляции, проверни те два-три раза вручную и только тогда вместе с матросом, заведующим механиче ской частью насоса, проворачивайте в электрическую. Вот так. — II поясняет, почему необходимо спрашивать разреше ние: — Ведь вы не знаете, может быть на сос неисправен или разобран. Тогда — авария. О смотр помео один необходим для Михаил Иванович Калинин указывал, что авторитет офицера определяется не од ним званием. Надо, чтобы командира ува жали не только как лейтенанта или капи тана, но как знатока своего дела, как разумного человека, как политического ру ководителя. Иначе говоря, он должен за воевать себе авторитет и завоевать преж- де всего знаниями и опытом. Мне кажется, эти слова относятся и к нам, старшинам, — боевым помощникам офицеров. Авторитет старшины должен быть вы соким и непререкаемым. Но сам по себе он не приходит, а добывается неуклонным повышением военно-политических знаний, практических навыков, командирских ка честв. Чем выше авторитет старшины, тем значительнее успехи матросов. Каков командир отделения, таковы и его подчи ненные. Это видно и на примере таких коман диров, как мичман Кутспов, старши ны 1 статьи Бушин и Щербатых. Эти то варищи пользуются среди матросов ува жением, вполне заслуженным авторите том. Они пред'являют к подчиненным строгую уставную требовательность, уме ло учат их мастерскому владению своим оружием и техникой, безупречному несе нию службы, подтянутости, выдержке, ис полнительности, воздействуют на них личным примером и добиваются хороших результатов. Команда торпедистов мичма на Кутепова об'явлена отличной и наг раждена грамотой. Между тем встречаются и такие стар шины, которые неправильно понимают свою роль, занимаются панибратством, слабо требуют с матросов, нередко зани маются уговариванием. Они незерно строят взаимоотношения с подчиненными, на службе обращаются к ним по имени. Все это делается с целью завоевать репутацию «хорошего» старшины. На са мом же деле их авторитет ложный, деше вый. На пашем корабле служит один такой старшина. Он, видимо, еще не осознал важности своих обязанностей, не проник ся чувством личной ответственности за обучение и воспитание матросов. Поэтому того, чтобы узнать, хорошо ли закреплен мотор, не оторвано ли заземление, нет ли лишних предметов внутри механизма. — Ясно! — Действуйте. О результатах доло жите. — И старшина идет проверять, как другие матросы выполняют обязанности по расписанию. Наступили часы работы у материаль ной части. Подчиненные старшины 2 ста тьи Семенова избирают электродвига тель машинного вентилятора. — Раздайбедин, получите ветошь и бензин, вычистите якоря. Не забудьте при вести в порядок коллектор и обязательно петушки. — Покажите вашу работу, — говорит старшина, когда матрос докладывает ему, что приказание выполнено, и начинает внимательно осматривать якорь. Семенов засунул между петушками ветошь и вы тащил на ней угольную пыль от щеток. — Как же я мог проникнуть туда? — оправдывается матрос. — Надо было спросить. Смотрите, как это делается... — Старшина берет тонкую деревянную палочку, аккуратно наматы вает на нее ветошь и, смочив в бензине, осторожно начинает чистить петушки коллектора. — Теперь продолжайте. А в следующий раз, не выполнив задания, не докладывайте. Если не знаете, как по ступать, обращайтесь ко мне.^к старшим товарищам. Больше спрашивайте, инте ресуйтесь. Через несколько дней старшина дал матросу другое приказание: — Раздайбедин, в малярке не горит свет, очевидно, где-то в патроне или вы ключателе «корпус». Найдите неисправ ность и устраните ее. При проверке Семенов опять обнаружил, что не все сделано так, как надо. Один патрон сильно подгорел и замыкал кон- его нельзя назвать подлинным помощни ком офицеров. Этот старшина старается не замечать проступков матросов, не реагирует на них, считая, что таким путем завоюет автори тет среди личного состава. Он мало помо гает подчиненным и в учебе. Например, молодой матрос Плотников служит на корабле вот уже несколько месяцев, а на штат еще не назначен. Однако старши на пред’являет к нему слабую требова тельность, не привил подчиненному любо знательности, усердия в учебе, в овладе нии специальностью. Если старшина не изменит своего отно шения к службе, если он не повысит тре бовательность к матросам в изучении спе циальности, в дисциплине, то вряд ли за воюет хорошую репутацию на корабле. Жизнь подсказывает, что и сами матро сы нетребовательного старшину в душе осуждают. Они не уважают его, считают, что в боевых условиях с таким команди ром им придется туго, так как он не смо жет организовать и мобилизовать их на образцовое выполнение заданий командо вания. II это действительно так. Победу в бою обеспечивают волевые, находчивые и решительные командиры, отлично знаю щие свое дело и должным образом обу чавшие подчиненных. Залогом неуклонного роста служебного авторитета командира является настойчи вая работа над овладением военным делом, повышением политической сознательности, совершенствованием практических навы ков. Забота старшины о своей репутации есть забота о дальнейшем укреплении дисциплины среди личного состава, о не уклонном росте боевой готовности кораб ля. части. Мы, старшины, всегда должны помнить слова М. В. Фрунзе о том, что малейшая отсталость командира и его невниматель нее отношение к вопросам развития воен ного дела быстро приведут к общей отста лости и к утрате служебного авторитета. А без такого авторитета нельзя обучать и воспитывать воинов — достойных за щитников нашей социалистической Роди ны, обладающих высокими морально-бое выми качествами. Мичман М. ХИНАЛОВ. шлось сделать подчиненному замечание. И это понятно. Молодого неопытного матро са надо всему учить — и правильно вы полнять распорядок дня, и искусно об служивать и использовать боевую тех нику. А мастерство дается не сразу. Много трудностей преодолеть надо, пока привык нешь к жестким корабельным порядкам, со всех сторон познаешь свое дело! Вечером Семенов сидит в кругу матро сов отделения, ведет непринужденный раз говор. Он вспоминает начало своей служ бы. Как-то старшина (он уже уволился в запас) приказал отремонтировать пере ключатель растопочного насоса. Семенов забыл своевременно сделать это. И тут как раз понадобилось запускать насос. А переключатель неисправен. Хорошо, что можно было подключить напрямую. П по пало же тогда электрпку от старшины! А как перелгнвать пришлось. Ведь по вине Семенова чуть не сорвался выход в море... Этот случай запомнился не только Се менову, но и мне. Действительно, хорошую взбучку пришлось ему дать. Однако горь кий урок не пропал даром для Семенова. Теперь он работает с подчиненными так же, как в свое время я с ним. Старшина 2 статьи Семенов часто де лает подчиненным замечания. В каждое из них он вкладывает свой опыт и зна ния. И вот за отличие об'явлена первая благодарность матросу Раздайбедпну. Это победа старшины, его заслуга. В воспита нии воинов он придерживается принципа: отдал приказание — проверь исполнение. Контролировать каждое действие матроса, во-время поправить его и указать недос татки — святая обязанность старшины. Без этого немыслимы высокая дисципли на и мастерство. При соблюдении этих правил успех в повышении боевой готов ности будет всегда обеспечен. тактами на ко о п ус арматуры. Вновь при-_. Старшина 1 статьи В. ПОКРОВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz