На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.

23 ноября 1955 г., № 276 (5428). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 «Интересы защиты Родины тре­ буют от начальника не оставлять без воздействия ни одного прос­ тупка подчиненных, строго взыс­ кивать с нерадивых и поощрять достойных за проявленное усер­ дие, подвиги и отличия п о службе. Каждый начальник обязан ре­ шительно и твердо требовать соблюдения воинской дисциплины, пос­ тоянно воспитывать своих подчиненных в духе неуклонного выполне­ ния всех ее требований, развивать и поддерживать у них сознание воинской чести и воинского долга». (Из Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Союза СС Р ). «Командир отделения отвечает за обучение, воспитание, воинскую дисциплину, строевую выправку и внешний вид своих подчиненных; за правильное использование и сбережение ими оружия, технических средств, снаряжения, обмундирования и за содержание их в порядке и исправности. Командир отделения обязан: а ) обучать и воспитывать матросов своего отделения; б) прививать матросам любовь к кораблю, военно-морской служ­ бе, своему оружию и техническим средствам и учить сберегать их; в) вырабатывать у матросов отделения строевую выправку, фи­ зическую выносливость и морскую сноровку; г) повседневно изучать и знать своик подчиненных». (Из Корабельного устава Военно-Морских Сил Союза СС Р ). Ваша основная обязанность Страница старшины и сержанта Где требовательность—там дисциплина Старшина... Советские моряки видят в этом простом слове большой смысл. Обыч­ но, произнося его, мы невольно представ­ ляем себе подтянутого, требовательного и опытного наставника матросов, их бли­ жайшего командира, заботливого и чутко­ го старшего товарища. Старшина — зна­ чительная и весьма важная фигура на флоте. Под его влиянием, с его помощью молодой матрос, только что пришедший на корабль, в часть, становится на верный путь, ведущий к знаниям и мастерству, к примерности в учебе и дисциплине. Со старшиной локоть к локтю проходит ма­ трос весь срок своей службь!, у него учит­ ся, ему подражает и за все это прони­ кается к нему глубоким уважением, лю­ бовью, гордостью за него. За годы службы на флоте я находился в подчинении у многих командиров. Но больше всех мне запомнился мои первый командир отделения главный старшина Анатолий Тихонов. Его я не забыл и ни­ когда не забуду. Он был строгим, требо­ вательным, но одновременно справедли­ вым и заботливым. Главный старшина воспитал во мне привычку и любовь к службе, уставному порядку, стремление к знаниям, старательность в учебе и труде. П главное — вместе с другими командира- ми-воспитателями помог мне понять, за­ чем все это нужно советскому воину, глу­ боко осознать свой долг перед Родиной. Бывало, совершишь самую малую про­ винность — главный старшина Тихонов не пройдет мимо этого факта: или об­ стоятельно побеседует, или же накажет. Накажет справедливо, и обижаться на не­ го не приходилось. А если отличишься, проявишь особое усердие в выполнении порученного дела — он обязательно заме­ тит это, похвалит, поощрит. Строго тре­ буя, он в то же время душой болел о нуждах и запросах подчиненных, чтобы удовлетворить каждого воина положен­ ным довольствием, словом, делал все. что было в его силах. В наших глазах Тихо­ нов был образцом командира. У нас он пользовался непререкаемым авторитетом и уважением. Вот почему главный стар­ шина мне так хорошо запомнился. Требовательность — характерная черта советского командира — адмирала, офи­ цера, старшины, его уставная обязанность. Успехи воинов в боевой и политической подготовке, их бдительность и постоян­ ная готовность в любую минуту высту­ пить на защиту Родины зависят не толь­ ко от знаний, методического мастерства командира. Должный уровень и высокое качество обучения и воспитания немыс­ лимы без твердого уставного порядка на корабле и в части, без строгой командир­ ской требовательности. Дисциплинарный устав обязывает каждого начальника ре­ шительно и твердо требовать соблюдения воинской дисциплины, постоянно воспи­ тывать своих- подчиненных в духе неук­ лонного выполнения всех ее требований, развивать и поддерживать у них сознание воинской чести и воинского делга. Старшине поручено большое и ответ­ ственное дело. Со своими почетными обя­ занностями он сможет справиться лишь в том случае, если воспитает своих под­ чиненных дисциплинированными, ис­ полнительными воинами. Для этого, доби­ ваясь, чтобы все матросы з его отделении или команде с полпым напряжением всех сил совершенствовали свою специальную, политическую и физическую подготовку, он должен всемерно поддерживать твер­ дый внутренний порядок, строгое соблюде­ ние которого всем личным составом яв­ ляется важнейшей обязанностью каждого воина. А это достигается, прежде всего, требовательностью. Высокая требовательность — это замеча­ тельное качество командироз и началь­ ников — приучает воинов к точному со­ блюдению правил военной службы, уста­ новленных законами, уставами и Прися­ гой. Но там, где она непостоянна, не мо­ жет быть крепкой дисциплины, высоких показателей в боевой и политической подготовке. Следовательно, старшине на­ до не допускать послаблений в поведении и учебе матросов. Великий полководец А. В. Суворов говорил, что ничто так от­ рицательно не действует на подчиненных, как слабая команда. Ослабление требовательности является нарушением дисциплины и чревато пло­ хими последствиями. Опыт показывает, что если старшина требует рывками, от случая к случаю, то это ведет к ухудше­ нию дисциплины, не приучает воинов к точности, беспрекословному соблюдению ус­ тавов и наставлений. Нередко бывает, что матрос, привыкший к поблажкам, получив взыскание, недоумевает, не может понять, почему же его наказали. J1 ему уже трудно исправить свое поведение. Вот ведь к чему ведут ошибки старшины! Исполнитель­ ность же вырабатывается воспитанием в процессе длительной и упорной учебы, в ' обстановке решительной борьбы со всяко­ го рода отклонениями от уставных поло­ жений. Таким образом, требовательность должна быть твердой, разумной и пос­ тоянной. На нашем корабле есть немало стар­ шин, которых можно назвать настоящи­ ми командирами. К числу их относится старшина 2 статьи Василий Безуглый. Это требовательный командир. Он постоянно заботится о поддержании в своем отделе­ нии высокой дисциплины, организован­ ности и порядка. Все его подчиненные твердо знают уставы, инструкции и всег­ да, всюду их соблюдают. Это помогает им добиваться хороших показателей в боевой и политической подготовке. Отделение старшины 2 статьи Безуглого приказом командира корабля об’явлено отличным. В этом году наш корабль с высокими оценками выполнил учебно-боегые задачи. Мы также совершили длительный поход в исключительно тяжелых условиях пла­ вания и успешно справились с ответст­ венным заданием командования. Во всем этом немалая заслуга отделения старшины Безуглого. Моряки старательно выпол­ няют свои обязанности как на ходовой вахте, так и в повседневной жизни кораб­ ля, боевую технику содержат в отличном состоянии и обслуживают ее мастерски. Старшина 2 статьи Безуглый не толь­ ко требовательный, ио и заботливый командир, чуткий к своим подчиненным. Он старается делать все возможное для удовлетворения их нужд и запросов. Ма­ тросы его уважают, беспрекословно ему повинуются. А вот о другом старшине ничего по­ добного сказать нельзя. Он не требовате­ лен как к себе, так и к матросам. До него командиром этого отделения был старши­ на 1 статьи Бобыр. Тогда заведывание отделения содержалось в образцовом сос­ тоянии. А теперь положение изменилось. Ныиешпий же старшина халатно выпол­ няет свои обязанности. Нечетко он несет и дежурную службу, не требует от дневальных, чтобы они точ­ но соблюдали инструкции и боролись за твердый порядок среди личного состава. У старшины слабо отработан командный язык. Когда, например, он ведет строй — там нет дисциплины. Этому старшине надо серьезно подумать о своих недостатках и постараться скорее устранить их, стать в ряд наших тре­ бовательных, передовых командиров. Воинские уставы обязывают команди­ ров быть строгими, требовательными. Но хорош тот начальник, кто строг, но спра­ ведлив к подчиненным, не допускает гру­ бости и не унижает их личного достоинст­ ва. Высокая требовательность, чуткость и забота в отношении к воинам — важное условие укрепления дисциплины и поряд­ ка на корабле, в части. Командиры, в пол­ ной мере обладающие эгими замечатель­ ными качествами, всегда добиваются вы­ соких результатов в учебе и службе своих подчиненных. Офицер А. ГРУКАЛО. .......................... Строго по уставу После команды о проверке средств свя­ зи прошло некоторое время, а матрос Гу- левский хлопотливо возился у радиостан­ ции и не мог понять, почему она не рабо­ тает. «Вчера все было нормально, а сегодня не то! — с огорчением думал радист. — В чем же причина?». Младший сержант Мороков стоял рядом и внимательно наблюдал за матросом. — Может быть, лампа отказала? — спросил радист. — Подумайте хорошенько, Гулевский, — сказал командир отделения. — II не торопитесь. Непонятно — посмотрите вни­ мательней, разберитесь. Сразу ничего не дается. Младшпй сержант Мороков решил — пусть матрос самостоятельно обнаружит свой промах, тогда в другой раз не ошибется! Радист настойчиво искал ошибку. Вклю­ чал и выключал рацию, но тщет­ но — она бездействовала. Потом его взгляд остановился на приборе. Стрелка почти не шевелилась. «Слабое напряжение!» — догадался ра­ дист и об этом доложил командиру. — Верно, — согласился Мороков. — А причина тут одна — питание радио­ станции во-время вы не заменили. Младший сержант приказал подготовить рацию строго по инструкции. Радист в бою не обеспечит командира надежной связью, если сейчас, при отра­ ботке нормативов, допускает неточности, излишне суетится. Вот здесь-то как раз и важно подсказать молодому воину его ошибку, помочь советом устранить ее. Так и поступает в своей воспитатель­ ной работе младший сержант Мороков. На тренировках особенно трудно приходилось молодому телефонисту Котлячкову. Выпол­ няя ту или иную вводную, матрос допу­ скал неточности. Младший сержант раз’- яснял воину ошибки, а потом требовал самостоятельно их устранять. Если у ма­ троса не получалось что-либо сразу, Моро- ков заставлял повторить прием, пока не добивался желаемых результатов. В воспитательной работе младший сер­ жант Мороков использует весь свой бога­ тый опыт. Он стремится к тому, чтобы его подчиненные изо дня в день стара­ тельно повышали своп знания. Когда-то старший матрос Игнатенков слабо прини­ мал тексты радиограмм, допускал в них ошибки, путал некоторые буквы с цифра­ ми. Сейчас Игнатенков — классный спе­ циалист, его избрали секретарем комсо­ мольской организации. С теплотой воин отзывается о младшем сержанте Морокове: — Если говорить о своей слулсбе, то скажу по совести — своему командиру я многим обязан. Учил он меня, как гово­ рится, с песочком. Бывало, сяду прини­ мать текст, все вроде хорошо, но проходит некоторое время, и я тушуюсь — начинам пропускать отдельные буквы. А младший сержант не щадил. — А ну-ка, товарпщ Пгнатенков, при­ нимайте сначала, — говорил он. — Голова трещит, тяжело, — отвечал я командиру. А он требовал: — Приказано — значит надо выпол­ нять! Тогда я молча одевал наушники и за­ писывал текст. Такие тренировки прохо­ дили часто. Младший сержант неотступно следил за мной. Стоит не точно оформить запись в журнале, как он тут же сделает замечание. Сначала я в душе сердился на командира, а потом понял — хорошего он мне желает. Стал прислушиваться к его советам, присматриваться к действиям... П вот сейчас кое-чему научился. Не будь так требователен ко мне командир, я до сих пор бы отставал в учебе. II за это сердечное спасибо младшему сержанту. Любят и уважают младшего сержанта Морокова в подразделении. П ценят его, прежде всего, за высокую требователь­ ность и заботу. Мороков — опытный специалист, чуткий и отзывчивый коман­ дир. Подчиненные младшего сержанта не­ устанно овладегают военными знаниями, чтобы стать мастерами своего дела. Воины с любовью говорят о Морокове: — Наш командир! — и в этих словах звучит все: любовь и уважение к нему, готовность сделать все, только бы вы­ полнить волю своего командира. Мне, как старшине, нередко приходится советоваться по вопросам обучения и вос­ питания матросов. Это помогает нам пра­ вильно строить свою работу, во-время устранять недочеты и добиваться главного — роста политической сознательности, дисциплинированности и осевого мастер­ ства подчиненных. Старшина А. КУЗНЕЦОВ. Старшина 1 статьи комсомолец Кириченко — требовательный к себе и под­ чиненным командир. Он настойчиво прививает матросам любовь к морской службе, требует от них безупречного и точного выполнения уставов и корабельных правил. НА СНИМКЕ: старшина башни главного калибра специалист второго класса старшина 1 статьи Кириченко (справа) проводит занятия по Корабельному уставу с подчиненными. Фото И . Ннкишова. П о д е з н Ы й с о в е m Старшина 2 статьи Волнянкин подлежал увольнению в запас. Естественно, он заранее позаботился о своей замене. Командира отделения очень часто можно было видеть вместе со своим подчиненным Звонковым. Тому предстояло заменить стар­ шину. — Трудно мне будет командовать отделением, — делился своими опасениями Звонков. — Начнешь с подчиненных требовать, сразу пойдут разговоры: «Сам не­ давно матросом был, а теперь строит из себя начальство». — А вы таким словам значения не придавайте, — созетовал Волнягкин. — Да и скажу вам открозенно: сознательные, дисциплинированные матрогы так го­ ворить не станут. Учите подчиненных действовать строго по уставу — это главное условие успеха в службе. Много полезного для себя узнал Звонков из бесед со старшиной. Волнянкин приводил ему поучительные примеры из своей практики. — Нелегко, конечно, обучать матросов специальности, — говорил Волнянкин. — Но все-таки наибольшая трудность для старшины — это повседневная воспита­ тельная работа с подчиненными. Здесь ни конспектом, ни схемой и чертежом не воспользуешься. Люди в отделении разные, и к каждому свой подход нужен. Старшина 2 статьи Волнянкин советовал хорошо, по-настоящему изучать под­ чиненных: чем матрос занимался до службы, откуда он родом, кто его родители, к чему у воина наклонности, какие у него взаимоотношения с товарищами, любит ли читать книги. Все это следует делать, конечно, не ради праздного любопытства. Хорошо изучив своих матросов, легче воспитывать из них умелых воинов. Вот, к примеру, есть в .отделении старший матрос Клочков. Звонкову приходи­ лось не раз вместе с ним устранять различные незначительные неисправности тех­ ники. Молодой командир знает, что Клочков свое заведывание содержит всегда в чистоте. Изучив наклонности старшего матроса, любовь к специальности, старшина должен соответственно и требовать с него поступать всегда так, как положено по уставу, не зазнаваться, не кичиться успехами. Именно высокая требовательность командира отделения поможет воину двигаться вперед на пути к совершенствова­ нию своих знаний. — Для того, чтобы хорошо воспитывать подчиненных, быть уверенным, что лю­ бое твое приказание будет безукоризненно выполнено ими, — об'яснял бывалый старшина, — нужно глубоко изучить своих матросов. Тогда легче осуществлять на деле твердую командирскую требовательность. Да и эффективность занятий по спе­ циальности повысится. Строго следует совету старшины 2 статьи Волнянкина молодой командир отде­ ления. Вот и сейчас на тренировке он уверенно управляет своим расчетом. Матро­ сы быстро и точно выполняют все его команды и распоряжение Старшина 2 статьи Ю . Л ЕТО В . 3 A . m E 4 A . H H E — Смирно! Матрос Раздайбедин, выйти из строя! За отличное обслуживание заве- дывания об’являю благодарность!— произ­ носит старшина 2 статьи Семенов. — Служу Советскому Союзу! Торжественно звучат слова матроса, ра­ достно светятся его глаза. Это первая благодарность... А для старшины успех подчиненного — очередной успех в обу­ чении и воспитании людей. Он много ра­ ботал с матросом. Разве не заслуга коман­ дира отделения, что Раздайбедин показал хорошие знания при сдаче зачетов по специальности, научился служить по уста­ ву. Все это старшина об'ясняет так: — Требовательность, строгая проверка выполнения приказаний — вог что ле­ жит в основе работы с Раздайбединым и с другими воинами. ... Побудка. Старшина уже на ногах н следит, как поднимаются матросы. — Раздайбедин, нужно побыстрее оде­ ваться. До физзарядки вам еще надо ус­ петь койку заправить. — Успею, товарищ старшина. Но на физзарядку матрос опоздал. Стар­ шина строго и укоризненно смотрит на не­ го, прежде чем разрешить встать в строй. — Это опоздание должно быть послед­ ним! — Есть, товарищ старшина. — Делаем вольное дыхание. Семенов опять смотрит на Раздай- бедина, говорит как будто всем: — Дышите свободнее, глубже. После на­ пряжения мышцы должны отдохнуть. Вот так... После завтрака малая приборка. Раз­ дайбедин добросовестно подмел палубу в кубрике, прошвабрил ее и, решив, что больше делать нечего, садится на рундук. В это время матрос замечает около себя Специалист второго класса старший матрос Асаулюк — исполнительный, трудолюбивый моряк. Он четко и быстро выполняет все приказания, умело обслу­ живает боевую технику. НА СНИМКЕ: специалист второго класса старший матрос В. Асаулюк (слева) докладывает о готовности боевого поста к походу старшине 1 статьи Юрию Голо­ ванову. Фото И. Ннкишова. Авторитет командира старшину. Он как будто не удовлетворен действиями подчиненного. Воин встает, беспокойно осматривается и догадывает­ ся, что следовало бы протереть подволок и переборки. — Верха чистые, — начинает было Раздайбедин, — только вчера протирали. — А сегодня... — Семенов проводит рукой по бимсу, на пальцах остается пыль. — Нужно каждую приборку делать тщательно. — Ясно, товарищ старшина! — Команде приготовиться на под’ем флага, — звучно раздается переданная по трансляции команда дежурного. Матросы чистят пуговицы, обувь, одежду. Раздай­ бедин старается не опоздать в строй, и уже одевает шинель. «А у меня все гото­ во», — думает он. Но старшина замечает недостаток. Он заставляет снять шинель и вычистить пуговицы на погонах и на хлястике. Наконец Раздайбедин спускается в ко­ тельное отделение. Сегодня он провора­ чивает электродвигатели с пусковой ап­ паратурой. С приятным волнением матрос включает переключатель и хочет запу­ стить двигатель. Семенов отстраняет его от дозерного насоса, подсказывает: — Возьмите разрешение у старшины котельного отделения, произведите наруж­ ный и внутренний осмотр; потом, если коллектор грязный, почистите его, замерь­ те сопротивление изоляции, проверни­ те два-три раза вручную и только тогда вместе с матросом, заведующим механиче­ ской частью насоса, проворачивайте в электрическую. Вот так. — II поясняет, почему необходимо спрашивать разреше­ ние: — Ведь вы не знаете, может быть на­ сос неисправен или разобран. Тогда — авария. О смотр помео один необходим для Михаил Иванович Калинин указывал, что авторитет офицера определяется не од­ ним званием. Надо, чтобы командира ува­ жали не только как лейтенанта или капи­ тана, но как знатока своего дела, как разумного человека, как политического ру­ ководителя. Иначе говоря, он должен за­ воевать себе авторитет и завоевать преж- де всего знаниями и опытом. Мне кажется, эти слова относятся и к нам, старшинам, — боевым помощникам офицеров. Авторитет старшины должен быть вы­ соким и непререкаемым. Но сам по себе он не приходит, а добывается неуклонным повышением военно-политических знаний, практических навыков, командирских ка­ честв. Чем выше авторитет старшины, тем значительнее успехи матросов. Каков командир отделения, таковы и его подчи­ ненные. Это видно и на примере таких коман­ диров, как мичман Кутспов, старши­ ны 1 статьи Бушин и Щербатых. Эти то­ варищи пользуются среди матросов ува­ жением, вполне заслуженным авторите­ том. Они пред'являют к подчиненным строгую уставную требовательность, уме­ ло учат их мастерскому владению своим оружием и техникой, безупречному несе­ нию службы, подтянутости, выдержке, ис­ полнительности, воздействуют на них личным примером и добиваются хороших результатов. Команда торпедистов мичма­ на Кутепова об'явлена отличной и наг­ раждена грамотой. Между тем встречаются и такие стар­ шины, которые неправильно понимают свою роль, занимаются панибратством, слабо требуют с матросов, нередко зани­ маются уговариванием. Они незерно строят взаимоотношения с подчиненными, на службе обращаются к ним по имени. Все это делается с целью завоевать репутацию «хорошего» старшины. На са­ мом же деле их авторитет ложный, деше­ вый. На пашем корабле служит один такой старшина. Он, видимо, еще не осознал важности своих обязанностей, не проник­ ся чувством личной ответственности за обучение и воспитание матросов. Поэтому того, чтобы узнать, хорошо ли закреплен мотор, не оторвано ли заземление, нет ли лишних предметов внутри механизма. — Ясно! — Действуйте. О результатах доло­ жите. — И старшина идет проверять, как другие матросы выполняют обязанности по расписанию. Наступили часы работы у материаль­ ной части. Подчиненные старшины 2 ста­ тьи Семенова избирают электродвига­ тель машинного вентилятора. — Раздайбедин, получите ветошь и бензин, вычистите якоря. Не забудьте при­ вести в порядок коллектор и обязательно петушки. — Покажите вашу работу, — говорит старшина, когда матрос докладывает ему, что приказание выполнено, и начинает внимательно осматривать якорь. Семенов засунул между петушками ветошь и вы­ тащил на ней угольную пыль от щеток. — Как же я мог проникнуть туда? — оправдывается матрос. — Надо было спросить. Смотрите, как это делается... — Старшина берет тонкую деревянную палочку, аккуратно наматы­ вает на нее ветошь и, смочив в бензине, осторожно начинает чистить петушки коллектора. — Теперь продолжайте. А в следующий раз, не выполнив задания, не докладывайте. Если не знаете, как по­ ступать, обращайтесь ко мне.^к старшим товарищам. Больше спрашивайте, инте­ ресуйтесь. Через несколько дней старшина дал матросу другое приказание: — Раздайбедин, в малярке не горит свет, очевидно, где-то в патроне или вы­ ключателе «корпус». Найдите неисправ­ ность и устраните ее. При проверке Семенов опять обнаружил, что не все сделано так, как надо. Один патрон сильно подгорел и замыкал кон- его нельзя назвать подлинным помощни­ ком офицеров. Этот старшина старается не замечать проступков матросов, не реагирует на них, считая, что таким путем завоюет автори­ тет среди личного состава. Он мало помо­ гает подчиненным и в учебе. Например, молодой матрос Плотников служит на корабле вот уже несколько месяцев, а на штат еще не назначен. Однако старши­ на пред’являет к нему слабую требова­ тельность, не привил подчиненному любо­ знательности, усердия в учебе, в овладе­ нии специальностью. Если старшина не изменит своего отно­ шения к службе, если он не повысит тре­ бовательность к матросам в изучении спе­ циальности, в дисциплине, то вряд ли за­ воюет хорошую репутацию на корабле. Жизнь подсказывает, что и сами матро­ сы нетребовательного старшину в душе осуждают. Они не уважают его, считают, что в боевых условиях с таким команди­ ром им придется туго, так как он не смо­ жет организовать и мобилизовать их на образцовое выполнение заданий командо­ вания. II это действительно так. Победу в бою обеспечивают волевые, находчивые и решительные командиры, отлично знаю­ щие свое дело и должным образом обу­ чавшие подчиненных. Залогом неуклонного роста служебного авторитета командира является настойчи­ вая работа над овладением военным делом, повышением политической сознательности, совершенствованием практических навы­ ков. Забота старшины о своей репутации есть забота о дальнейшем укреплении дисциплины среди личного состава, о не­ уклонном росте боевой готовности кораб­ ля. части. Мы, старшины, всегда должны помнить слова М. В. Фрунзе о том, что малейшая отсталость командира и его невниматель­ нее отношение к вопросам развития воен­ ного дела быстро приведут к общей отста­ лости и к утрате служебного авторитета. А без такого авторитета нельзя обучать и воспитывать воинов — достойных за­ щитников нашей социалистической Роди­ ны, обладающих высокими морально-бое­ выми качествами. Мичман М. ХИНАЛОВ. шлось сделать подчиненному замечание. И это понятно. Молодого неопытного матро­ са надо всему учить — и правильно вы­ полнять распорядок дня, и искусно об­ служивать и использовать боевую тех­ нику. А мастерство дается не сразу. Много трудностей преодолеть надо, пока привык­ нешь к жестким корабельным порядкам, со всех сторон познаешь свое дело! Вечером Семенов сидит в кругу матро­ сов отделения, ведет непринужденный раз­ говор. Он вспоминает начало своей служ­ бы. Как-то старшина (он уже уволился в запас) приказал отремонтировать пере­ ключатель растопочного насоса. Семенов забыл своевременно сделать это. И тут как раз понадобилось запускать насос. А переключатель неисправен. Хорошо, что можно было подключить напрямую. П по­ пало же тогда электрпку от старшины! А как перелгнвать пришлось. Ведь по вине Семенова чуть не сорвался выход в море... Этот случай запомнился не только Се­ менову, но и мне. Действительно, хорошую взбучку пришлось ему дать. Однако горь­ кий урок не пропал даром для Семенова. Теперь он работает с подчиненными так же, как в свое время я с ним. Старшина 2 статьи Семенов часто де­ лает подчиненным замечания. В каждое из них он вкладывает свой опыт и зна­ ния. И вот за отличие об'явлена первая благодарность матросу Раздайбедпну. Это победа старшины, его заслуга. В воспита­ нии воинов он придерживается принципа: отдал приказание — проверь исполнение. Контролировать каждое действие матроса, во-время поправить его и указать недос­ татки — святая обязанность старшины. Без этого немыслимы высокая дисципли­ на и мастерство. При соблюдении этих правил успех в повышении боевой готов­ ности будет всегда обеспечен. тактами на ко о п ус арматуры. Вновь при-_. Старшина 1 статьи В. ПОКРОВСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz