На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.
20 ноября 1955 г., № 274 (5426). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 АРТИЛЛЕРИСТЫ, ТОЧНЕЙ ПРИЦЕЛ . •' > V • -" ■•: - * ■ • ■' *$ Передовые артиллеристы нашего флота. (Слева направо): командир группы управления артогнем лейтенант В. Г. Бабенко, старшины 1 статьи специалист второго класса кандидат в члены КП С С старшина башни С. А. Прилипко и старшина башни специалист первого класса Н. П. Смирнов, старшина группы управления артогнем кандидат в члены КП С С специалист второго класса Ф . С Гетманчук. ф о т о и Никишова У орудия —молодые матросы Совершенствовать боевую готовность В свой праздник — День артиллерии мы рады отметить, что благодаря за ботам Коммунистической партии и Со ветского правительства наши корабли оснащены лервоклассными отечественны ми установками и приборами управления стрельбой. Они значительно превосходят по своим тактико-техническим данным аналогичные иностранные образцы. Ма тросы, старшины и офицеры корабля Н. глубоко изучают боевое оружие, упорно учатся умело использовать его в любых условиях современного боя. Офицеры по вседневно повышают качество подготовки моряков, передают свой опыт старшинам. Командир группы лейтенант Юмашев большое внимание уделяет обучению и воспитанию командиров отделений. Для этого он использует такие формы, как ин структорско-методические занятия, заня тия по специальности, одиночные и част ные боевые учения, тренировки, самостоя тельные занятия. Каждое из этих мероприятий офицер тщательно готовит и стремится провести на высоком методическом уровне. На инст рукторско-методических занятиях, прохо дящих в виде бесед, он проверяет подго товку руководителей групп к заняти ям, об’ясняет им наиболее трудные, обычно теоретического’ характера вопросы. Вместе с тем лейтенант рассказывает о приоритете отечественной технической мысли. Обучая моряков мастерству, он развивает у них любовь к своему ору жию. На учениях и тренировках Юмашев кон тролирует работу подчиненных и сразу же поправляет тех, кто допускает недостат ки в организации одиночной подготовки или действиях на боевом посту. Для под готовки старшин к очередному занятию им отводится специальный день, они обес печиваются литературой, консультацией офицеров. Как правило, при этом у старшин воз никает немало вопросов. Да это и понят но: вопросов не бывает тогда, когда люди не вникают в суть, не интересуются под робностями. Сейчас подготовку к сдаче эк заменов на классность артиллеристы хотят использовать для того, чтобы узнать как можно больше нового в своем деле. Старшина 1 статьи Скробач подтверж дает право носить высокое звание спе циалиста первого класса. Он глубоко ос воил свое дело. Однако и ему хочется кое- что уточнить. Он спрашивает у офицера подробности обработки дальномерного гра фика и оценки работы ломера на этом ме ханизме. Командир дал моряку исчерпы вающий ответ, практически показал ему действия на графике. У старшины 1 статьи Сидорова и стар шины 2 статьи Гришкина возникли неяс ные вопросы, связанные с самостоятель ным управлением огнем. П их желание узнать больше было удовлетворено. Это показывает единое стремление артиллери стов повседневно совершенствовать боевую выучку. Богатые возможности для подготовки специалистов открываются в период ре монта материальной части. Лучших усло вий для изучения внутреннего устройства механизмов и приборов невозможно при думать. Старшины правильно использова ли время, отведенное на ремонт. Онп приобрели твердые практические на выки. Старшина 2 статьи Ганен присут ствовал при ремонте дальномера и визи ров. Здесь он видел внутреннюю армату ру оптических приборов и участвовал в их сборке. Такие возможности представ ляются очень редко, поэтому использовать их надо полнее. Лейтенант Юмашев помнит, что старши ны — прежде всего практики, эксплуа тационники. Поэтому занятия он проводит всегда непосредственно на материальной части, темы выбирает с учетом опыта и знаний воинов. Результат этой работы та ков: старшины группы — отличные мастера своего дела, классные специали сты. Хорошо подготовлены к выполнению своих обязанностей все матросы. С зенитчиками у нас нередко органи зуются занятия по изучению силуэтов иностранных самолетов. А это очень важно, особенно для старшин, которые в известных условиях могут стать управ ляющими огнем своих установок. Делает ся это так: на занятии воину показыва ют силуэт самолета, и он должен бы стро доложить его тип, национальную принадлежность, скорость и, желательно, вооружение. Практика показывает, что систематическая тренировка, несмотря на ряд трудностей, дает неплохие результа ты. Зенитчики настойчиво изучают также приемы борьбы за живучесть боевого по ста и технических средств. Сначала ар тиллеристы подробно знакомились с ти повыми неисправностями и задержками, а затем на тренировках и учениях отраба тывали приемы их устранения. Офицер периодически проверяет командиров отде лений, как они выполняют нормативы по вводным для всех номеров своего поста. Старшины в свою очередь повышают ка чество боевой учебы с матросами. Больших успехов добились старшина 1 статьи Кочеровский, старшины 2 статьи Сорокин и Клоков. Повседневно работая над собой, они приобрели богатый опыт обучения и воспитания подчиненных. Практическое выполнение своих обязан ностей в условиях, максимально прибли женных к боевым, является экзаменом на воинскую зрелость. Учиться мастерски использовать свое оружие должен каждый артиллерист. Отчизна ждет от моряков новых достижений в совершенствовании боевой готовности родного флота. Капитан-лейтенант Г. ЕЖКОВ. Еще не рассеялась предутренняя мгла, а на зенитной ба тарее уже идут занятия. Стволы пушек, как живые, дви жутся то в одном направлении, то вдруг, описывая замысловатые фигуры, устремляются в разные стороны. Чуть гудят агрегаты. Легко вращаются многотонные меха низмы. — Учебными, заряжай! — слышится команда, и почти одновременно снаряд ложится на лоток. Это младший сержант Попов проводит занятия со своим расчетом. Нелегко подго товить заряжающего, а также и все номера орудийного рас чета. Малейшее упущение на начальном этапе может впо следствии привести к плохим результатам. А в орудийном расчете должны все работать четко и слаженно. Ошибка одного номера отражается на выполнении задачи всей ба тареей. Занятия продолжаются. Стало совсем темно. Вдруг из-за сопок появляется самолет. — По штурмовику!.. Курс!.. Взрыватель! Учебными! Проходят секунды... Первый номер матрос Майков докла дывает: — Цель поймана!.. — Огонь! — дает команду младший сержант Попов... — Работаете медленно и неправильно, — об’ясняет командир матросу Майкову. — Ваша ошибка в том, что вы неточно поймали цель на грубый визир и сразу же при никли к окуляру оптического прицела. Цели там не ока залось, поэтому вам пришлось начинать все сначала. На это ушло еще некоторое время. Смотрите внимательно за мной. Командир орудия занимает место первого номера и, бы стро двигая маховиком, разворачивает пушку в сторону иду щего самолета. — Ловлю на грубый... Есть! II мгновенно прильнув к окуляру, докладывает: — Цель поймана! Удерживая самолет в перекрестии оптического прицела, младший сержант Попов сопровождает его, пока тот не скрылся за сопкой. После показа матрос Майков снова за нимает свое#место. Командир орудия контролирует точность его действий через ствол орудия при открытом затворе. Так методически правильно, используя учебные полеты авиации, проводит занятия с подчиненными младший сер жант Попов. Он тщательно готовится к занятиям и умело обучает молодых матросов. Попов борется за то, чтобы его орудийный расчет был в числе лучших. Младший сержант Попов тепло встретил новичков. Когда молодые воины впервые знакомились с материальной частью, они, осторожно вращая маховики, наблюдали за раз воротами п у ш к и , внимательно рассматривали ее механизмы. — Сколько частей... Да, сложная техника, — перегова ривались они между собою. II тут же к руководителю сы пались вопросы: «Как в воздухе взрывается снаряд?». «Как накатывается ствол?». Руководитель подробно отвечал на все интересующие их вопросы. — А практически как управлять пушкой? — спросил один воин. Руководитель построил молодых матросов на бруствере. — К орудию! — командует расчету, составленному из старослужащих, младший сержант. Матросы быстро и без суеты занимают свои места. Они четко выполняют все коман ды. Новички внимательно следят за их действиями. Орудийный расчет показывает им работу с радиолока ционной установкой. Все это вызывает восторг у новичков; а некоторым ул:е начинает казаться, что работа па механиз мах не такое уж сложное дело. Но когда они стали рядом с пушкой, незнание и неуверенность почувствовались во всех их движениях. Пушка как бы живет вместе с людьми. Она, как и че ловек. завоевывает свою славу. А у пушки, которой коман дует сейчас младший сержант Попов, и у людей, обслужи вавших ее ранее, хорошая репутация. Все артиллерийские стрельбы, которые решал этот расчет в нынешнем году, вы полнены с высокой оценкой. Отличную оценку по лучили зенитчики за недавнюю артиллерийскую стрельбу. Командир на полигоне об’явил благодарность всему расчету. Фотография передового расчета была помещена на стенде боевого пути части. Об этом матросам нового орудийного расчета рассказали старослужащие. После беседы комсомолец Доиенко сказал: — Приложим все силы, чтобы в короткий срок подгото виться к выполнению артиллерийских стрельб. Будем ста раться стать такими, как наши предшественники... ☆ * * Ноябрьские дни коротки в Заполярье. Снова надвигаются сумерки. Учебный день приходит к концу. Тьма пострпонно заволакивает небо и землю. Но молодые матросы знают, что ночь не скроет самолеты врага. Их обнаружат «зоркие гла за» радиолокаторов. Лейтенант Н. КУРБАТОВ. Е с т ь д а, н ж ъх е Б л а г о д а р н о с т ь к о м а н д и р а Близилис*. артиллерийские стрельбы. Готовясь к ним, лич ный состав трудился с еще большей энергией. Ведь пред стоял экзамен на меткость огня, на боевую зрелость. Под руководством командира зе нитчики еще более глубоко изучали материальную часть орудий, оттачивали мастерство. Наступил долгожданный день. Нужно подготовить бо евые снаряды. Достав взрыва теле, воины Афанасьев, Хорун жий и Поляков горячо взялись за дело. В умелых руках ра бота спорилась. Наконец, все готово. Начались стрельбы. У при целов, у маховичков поворот ных и под’емных механизмов, у раскрытых патронных ящи ков застыли матросы, готовые выполнить приказ своего ко мандира. — Огонь! — приказывает офицер. Мощный сигнал ревуна заг лушил его голос. B c j суеты, сноровисто и четко выполняют воины боевую задачу. Темп стрельбы нарастает. Неожи данно из рук заряжающего матроса Венгерова соскользнул снаряд. Оплошность товарища заметил младший сержант Власов. Мгновенно схватив руками гильзу, он подает сна ряд на стеллаж. Раздается залп. «Снаряды группируются нормально», — одобрительно думает офицер, смотря на бе лоснежные облачка разрывов, заметно вырисовывающиеся на чистом голубом небе. Задача выполнена успеш но. Возбужденные лица зенит чиков светятся радостью. — Неплохой подарок к на шему празднику, — говорят артиллеристы. Едва смолкли орудийные залпы, осела пороховая гарь над позицией, как возле кот лованов выстроились расчеты. Командир благодарит воинов за отличное мастерство. В ответ раздаются дружные, идущие от самого сердца сло ва: — Служим Советскому Союзу! Матрос И. ЛАВРИНОВИЧ. В О Д Н О М С Т Р О Ю Где-то рядом проходит граница наших территориальных вод. Незримая на мор ской пенной поверхности, она ощу тимо угадывается глазами сигнальщи ков и наблюдателей. Они — часовые, зорко стоящие на страже своей От чизны в далеких и суровых полярных краях. Здесь обрывистыми гранитными скалами, вплотную подступившими к не спокойному студеному морю, кончается огромная, протянувшаяся на многие ты сячи километров, советская земля — на ша великая и любимая Родина. Матрос Лякишев на боевом посту. Он слышит, чует сердцем. Kajv рядом бьется родное море. Внимательный взгляд воина будто пронизывает туманную мглу, уст ремляясь вперед. Командир от имени Роди ны доверил моряку большое и ответствен ное дело. Это хорошо понимает матрос Лякишев. Под стать Лякишеву и многие другие воины орденоносной батареи. Вот матрос Березкин. Умелый артиллерист много сил и старания отдает тому, чтобы в совер шенстве овладеть боевым мастерством. Ис полнительный моряк показывает достой ный пример образцового выполнения во инского долга. Немало хороших слов можно сказать и о матросе Кемове. Его настойчивость и упорство в учебе весьма похвальны. Большим авторитетом среди батарейцев пользуется таклсе ма трос Кацуба — секретарь комсомольской организации. Словом и делом увлекает он своих сослуживцев на отличную службу и учебу. Доброй славой среди артиллеристов пользуется также матрос Юдин. Его уме лая работа на боевом посту не раз спо собствовала меткому ведению огня. Личный состав сейчас выполняет слож ную и ответственную задачу. Артиллери сты делают все для того, чтобы образцо во справиться с этим заданием. Их к это^ му обязывает высокая награда, которой была удостоена батарея в суровые годы Великой Отечественной войны. Орден — это не только почет и слава, но и обязан ность быть всегда и во всем впереди. В комнате полнтпросветработы, куда ар тиллеристы по вечерам сходятся на от дых. висит хорошо оформленная витрина. рассказывающая о большом боевом пути, который прошла орденоносная батарея. На ее боевом счету много потопленных и поврежденных вражеских кораблей и тран спортов. В жестоких боях с врагом ба тарейцы старшего поколения не раз пока зывали свое огневое мастерство, силу со крушительных ударов. Горячая любовь к Родине, жгучая ненависть к врагу вели наших воинов в бой, помогали им одер живать победы. ...Зима 1943 года на Севере была на редкость вьюжной, морозной. На море — почти постоянно штормовая погода. Тем нота ночи, перемешанная со снежными зарядами, — самое плохое время для бе реговых артиллеристов. II вот в одну из таких ночей фашисты решили, прикры ваясь плохой видимостью, провести не сколько транспортов в один из своих при фронтовых портов. Одетые в маскхалаты артиллеристы не отлучно находились на огневой позиции. Еще и еще раз внимательно осматривает ся материальная часть, протираются от инея приборы прицела, проверяется замок. Техника действует безотказно. Вскоре наблюдатели доложили об обна ружении большого вражеского транспор та. Незамеченными фашистам не удалось пройти. Бдительность помогла советским воинам разгадать замысел противника. Загрохотали залпы. Умело и слаженно работает орудийный расчет сержанта Лаврушина. Быстро, ловко и сноровисто подает снаряды матрос Викторов, расто ропно действует матрос Котов. Темп огня высокий и выдержать его нелегко. Но со ветские моряки уже не раз показывали образец стойкости и выносливости. — Горит! Смотрите, горит! — слышат ся один за другим возгласы артиллерис тов. Сквозь ночную пелену ярким факе лом над морем поднимается высокий столб огня. Фашистский транспорт накрыт мет кими залпами батарейцев. В этом бою отличились также и под чиненные-младшего сержанта Правдивина. А сколько раз приходилось воинам ба тареи вести огонь по вражеским транс портам, одновременно выдерживая на се бе неодпократные атаки фашистских са молетов, огонь береговых батарей про тивника. Были случаи, когда на пози ции наших артиллеристов налетали вол нами сразу по нескольку десятков вра жеских самолетов. Фашисты хотели за ставить замолчать советскую батарею, что бы в это время провести свои корабли. Но тщетно! Разрывы бомб и снарядов не пугали воинов, они, презирая смерть, продолжали вести огонь по врагу. В одном из таких боев смертью героев погибли на боевом посту младший сержант Правдивин и матрос Котов. Будучи ра- пеными, онп пе ушли от орудия, а про- должалп, пока хватало сил, управлять механизмами. До последнего дыхания от важные герои выполняли свой священный воинский долг. Приказом Командующего Северным флотом младший сержант Правдивин и матрос Котов за героизм и отвагу, про явленные в боях с врагом, были навеч но зачислены в списки личного состава батареи. Давно отгремели бои. На смену ветера нам пришли новые воичы. На постах, где сражались герои, несут службу моло дые артиллеристы. Они — наследники боевой славы героев. Бессмертные дела старших товарищей вдохновляют их на новые подвиги мирных дней: на от личную учебу, на добросовестное выпол нение задач, которые стоят ныне перед советскими воинами. ...Н ад заснеженным побережьем опус тилась ранняя ноябрьская ночь. На море — шторм. На посту, зорко вглядываясь в полярную мглу, стоят часовые. В кубри ке — вечерняя поверка. Перед строем мо ряков старший сержант Голубев громким, властным голосом произносит: — Младший сержант Правдивин... — Младший сержант Правдивин пал смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины! — отвеча ет правофланговый. С волнением слушают эти слова моло дые артиллеристы. Герои и сегодня с ни ми в одном строю. В. ВАСИЛЬЕВ. Матрос Козлов представлял себе специ альность артиллериста не иначе, как в жаркой работе у орудия. Вот он приник к прицелу и усилиями своих рук заставляет грозно разворачиваться многотонную баш ню, обливаясь потом, подает тяжелые сна ряды или выполняет обязанности замочно го... Но, когда Козлов близко познакомился со своей новой специальностью, он понял, что быть у орудий и непосредственно ве сти огонь ему не придется. Его боевой пост находился под верхней палубой, где расположены точные приборы. — Умная здесь техника, сама считать может, — говорил молодому матросу стар шина команды артиллерийских электриков коммунист Гетманчук. В это время корабль готовился к вы полнению состязательного упражнения. От рабатывалась организация боевой работы. И Козлов сразу же включился в учебу. Стоял ли корабль у причала или плавал, артиллеристы тренировались. Включалась вся схема, и моряки решали упражнения по выработке данных для стрельбы. Угол горизонтального наведения определяли по очередно старший матрос Николаенко и его дублер матрос Козлов. Для них очень важно действовать размеренно, плавно. У молодого матроса это не всегда получа лось, и в этих случаях старшина говорил: — Идите к башне, а я воспроизведу вашу ошибку. Посмотрите, как будет это выглядеть. Козлов смотрел и ему становилось яс но, что от резких движений старшины, работавшего в центральном посту, башня разворачивалась скачкообразно, от плав ных — плавно. Воин возвращался в цент ральный пост и тренировался еще более старательно. Он сознавал, какое ответст венное дело поручено ему. А разве менее важны обязанности графи- ста, корректурщика, связиста? Без согла сованности в их работе не могло быть чет кой организации в управлении огнем. По этому связисты стали думать, как уско рить прохождение команд от управляюще го огнем до каждого исполнителя и док ладов обратно к нему. Старшина 1 ста тьи Марков и старший матрос Снежко тру дились долго, кропотливо и заменили двухстороннюю связь на громкоговорящую. Теперь всякое слово командира исполни тель слышит сам, а не из уст посредников, которые, кстати, могли задержать или пе репутать то или иное распоряжение. Но зато нередко в радиосеть одновременно «входило» несколько человек и трудно было разобрать, кто что приказывает или докладывает. Командир подразделения провел сэ свя зистами занятие. Он изучил с ними все команды и последовательность их подачи. Затем на тренировке воины закрепили свои знания. ’ Случалось, что связист и корректурщик работали несогласованно. Старшина 1 ста тьи Гетманчук вновь тренировал подчи ненных, но срывы время от времени пов торялись. Моряк стал анализировать при чины ошибок воинов и выяснил, в чем дело. Оказывается, хорошо знающие свои непосредственные обязанности артиллери сты не всегда понимали действия друг друга. Из-за этого могло случиться, что при стрельбе связист опоздает дать ревун, что нередко вызывает пропуски. Как поправить дело? Пытливый ум ком муниста Гетманчука кашел выход. Старшина приказал связисту Снежко изу чить обязанности корректурщика, а кор- ректурщику Стуканову — функции свя зиста. А на очередной тренировке старши на поменял их местами. Так он делал периодически. Воины хорошо отработали взаимодействие. На корабль пришел флагманский спе циалист. Он проверил выучку воинов и остался доволен. «Однако надо уметь ве сти огонь и в условиях выхода из строя отдельных механизмов и узлов, — ска зал он. — В бою возможны отдельные повреждения». Офицер приказал составить перечень всех неисправностей, которые были когда-либо в группе, и излолсить способ их устранения. Этим серьезно занялся Гетманчук с подчиненными. Воины припомнили все неполадки, до самых незначительных, и изучили приемы их исправления. Позднее Флагманский специалист провел беседу со старшинами. Во время беседы он обобщил опыт передовых моряков. Каждый из при сутствующих значительно обогатил свою память новыми знаниями. С чувством уверенности в своих силах вышли воины в море. Они смело смотрели в непроглядную серую дымку горизонта. На палубе рядом стояли сверхсрочник Гетманчук и еще никогда не участвовав ший в стрельбе матрос Козлов. Прозвучала боевая тревога. Несколько мгновений, и матросы скатились по трапу в центральный пост. А вскоре напряжен ная тишина, нарушаемая только жужжа нием моторов и пощелкиванием контактов, наполнила помещение. Цель обнаружена, артиллерийские электрики вырабатывают данные для стрельбы и передают их на орудия. В ответ доносятся залпы орудий. Моряки выполнили стрельбу отлично. Они вернулись в родную базу с очередной победой. Вечером Гетманчук и Козлов сидели в корабельной библиотеке, просматривали фотоальбом. Его подарили морякам харь ковские пионеры. Воины постоянно под- дерлгивают с ними связь. В прошлом го ду передовой артэлектрик корабля стар шина 1 статьи Лобанов и другие Посетили пионеров. Предполагается, что группа во инов поедет к своим юным друзьям на но вогоднюю елку. А в канун Великого Ок тября на корабль пришло письмо. Пионе ры писали: «Здравствуйте дорогие друзья, моряки Северного флота! Поздравляем Вас с 38-й годовщиной Великой Октябрьской социали стической революции. Желаем Вам успе хов в боевой и политической подготов ке...». Далее пионеры сообщают, что они ини циаторы сбора металлолома, что их школа заняла первое место на районной, город ской и областной олимпиаде. Школьники добились отличных результатов в выра щивании кукурузы, семена которой вы сланы на Всесоюзную сельскохозяйствен ную выставку. В плане на ближайшую четверть первым пунктом стоит сбор дру жины на тему: «Рапорт XX с’езду КПСС». Как полнокровна жизнь советских ре бят, как глубоко патриотичны их дела. Это вдохновляет моряков на новые достн- л;ения в службе. И от них зависит сча стье этих детей, молодых друзей старши ны 1 статьи Гетманчука. старших матро сов Стуканова. Николаенко и Снежко, на- гралхденных нагрудными знаками Отлич ного специалиста, матроса Козлова, доби вающегося первых воинских успехов. Сегодня, в День артиллерии, коммунист Гетманчук молгет рапортовать Родине о добросовестной службе подчиненных ему моряков. Когда командир прикажет, они уверенно ответят: «Есть данные!». Лейтенант В. БАБЕНКО. П Р Е О Д О Л Е В А Я Т Р У Д Н О С Т И Легкая дымка седого тумана окутала ог невую позицию артиллеристов. Из низины потянул колючий ветер. Погода совсем испортилась. Но занятия продолжались. Преодолевая трудности, сержант Зеленов настойчиво тренировал свой орудийный расчет, учил его воинскому мастерству. Кто-то пз расчета проговорил: — Холодно, заниматься стало тяжело. — Ничего, — ободрил сержант. — На фронте было куда тяжелей. А ведь вой на скидок не делала. Преодолевать трудно сти нужно учиться сейчас, в мирные дни. Командир орудия внимательно следил за действиями подчиненных. Вот заряжаю щий старший матрос Давлятшин. Он дей ствует неуверенно, волнуется. От этого темп «стрельбы» снижается. — Отставить! Расчет, за орудие! — приказывает Зелепов. Выстроив воинов, командир подробно разбирает допущенные ошибки. Непосред ственно на орудии Зеленоз показал Дав- лятшину, как нужно выполнять поданные команды. Так, тренируя расчет, ставя ему все новые и новые вводные задачи, об’ясняя теоретические положения, сержант Зеле нов с каждым днем добивается все боль шей четкости и слаженности воинов при боевой работе, их отличной выучки. Кропотливый труд командира принос положительные результаты. Расчет занял одно из первых мест в подразделении. По праву лучшим наводчиком орудия счи тается матрос Ильин. Грудь старшего ма троса Давлятшина, как и самого сержан- та Зеленова, украсил почетный знак «От личный артиллерист». • Эти достижения для воинов не предел. Сержант Зеленов учит подчиненных не за знаваться, решительно бороться с упро щениями. С каждым днем растет мастер ство артиллеристов — верных стражей северных рубежей любимой Отчизны. Старший матрос В. НИКУЛИН. Передовые артиллеристы нашего флота. (Слепа направо): командир отделения дальномерщиков специалист первого сса старшина 2 статьи Н. А. Виноградов, командир орудия специалист второго класса старшин матрос М. И. имович. аптэлрктпик специалист втопого кла с с а стаоший матрос В. К . Суслов и наводчик специалист ьторого клас- кла Зас , р е р р класса р са старший матрос П. Г. Бойко. Фото И. Ннкншоза.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz