На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.
4 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 19 ноября 1955 г., № 273 (5425). Совещание министров иностранных дел четырех держав в Женеве ЖЕНЕВА. 17 ноября. (Спец. корр. ТАСС). Вчера днем под председательством В. М. Молотова состоялось заключительное заседание Совещания министров иностран ных дел Франции, Англии, Советского Союза и США. Министры согласовали текст коммюнике о работе Совещания. Затем с заключительными заявлениями выступили Д. Даллес, А. Пинэ, Г. Макмил лан и В. М. Молотов. Остановившись на результатах обсужде ния первого пункта повестки дня — о европейской безопасности и Германии, — Д. Даллес сказал, что три западные дер жавы внёсли предложения по вопросам о европейской безопасности и воссоедине ния Германии, т. е. по двум проблемам, относительно которых главы правительств согласились, что они неразрывно связа ны между собой. Он указал, что в этих предложениях были предусмотрены особые гарантии и предохранительные меры, что бы обеспечить Советский Союз на тот случай, если Германия пожелает присое диниться к Северо-атлантическому догово ру или к Брюссельскому договору. Однако, утверждал далее Даллес, Совет ский Союз якобы не предпринял никаких попыток пойти навстречу западным дер жавам в вопросе о воссоединении Герма нии, чтобы выполнить ту часть директи вы, которая призывала к воссоединению Германии путем свободных выборов. Перейдя ко второму вопросу повестки дня — о разоружении, — Д. Даллес ска зал, что основная ответственность за ре шение этого вопроса была возложена не на Совещание министров иностранных дел, а на подкомитет комиссии ООН по разоружению. Тем не менее, сказал Д. Даллес, я считаю, что обсуждение на ми вопроса о разоружении было полезным. Советский Союз, продолжал Д. Даллес, предложил дать торжественное обещание не вести атомной войны. Мы указали, что четыре державы, представленные здесь, и большинство всех народов мира уже и без того обязались не вести какой-либо вой ны, запрещенной Уставом ООН. Поэтому, когда речь идет об атомном оружии и лю бом ином оружии, основная задача состо ит в том, чтобы найти метод надзора и контроля. Мы считаем, что точка зрения запад ных держав по этому вопросу теперь лучше понята и что представители четы рех держав и Канады в подкомитете ко миссии ООН по разоружению смогут более эффективно проводить свою работу. Реше ние глав четырех правительств о том, что работа будет проводиться через посредство этого подкомитета, остается без измене ния. v Касаясь третьего пункта повестки дня — о развитии контактов, — Д. Даллес заявил, что и по этому вопросу нельзя отметить соглашения. Но я думаю, что предпринятые усилия не окажутся на прасными. Со времени июльской конфе ренции глав правительств некоторые пре пятствия для развития связей между на ми по существу были устранены. Процесс, который теперь начался, несомненно, бу дет продолжаться. Может быть, он будет продолжаться медленно и неравномерно, но мы считаем, что его нельзя будет по вернуть вспять. Эта конференция имела свою положи тельную сторону. Мы здесь говорили от кровенно, мы обсуждали вопросы серьезно, без взаимных оскорблений. Наши пере говоры не были полностью бесплодными. Правительство и народ Соединенных Шта тов желают развивать лучшие отношения с советским народом. По возвращении своем в Соединенные Штаты, сказал в заключение Д. Даллес, я сделаю доклад президенту Эйзенхауэру. Он непосредственно следил за нашим со вещанием, и он будет расценивать его ре зультаты на фоне его обширных знаний, ненависти к войне и его приверженности делу справедливого и прочного мира. После Даллеса слово взял А. Пинэ. Указав, что главы четырех правительств на совещании в Женеве в июле этого года провозгласили сьою волю к миру и выска зали решимость искать на основе перего воров решение всех имеющихся между Востоком и Западом проблем, Пинэ под черкнул, что эта решимость и воля оста ются в силе. Затем он перешел к итогам рассмотре ния вопросов, стоявших в повестке дня совещания. По мнению Пинэ, предложение Совет ской делегации по вопросу о безопасности «не вдохновлено тем реализмом», которым руководствовались западные державы, по скольку оно сосредоточено вокруг двух ос новных тезисов, а именно: расторжение Северо-атлантического пакта и санкцио нирование разделения Германии. Далее Пинэ утверждал, что региональ ные оргапизации, обеспечивающие оборо ну Западной Европы, не только не нару шают Устава ООН, но применяют одно из основных его положений, и что эти орга низации не угрожают безопасности Во сточной Европы, а, наоборот, содействуют обеспечению безопасности для всех. Ка саясь проблемы разоружения, Пинэ сказал, что основным условием разоружения яв ляется установление международной си стемы контроля, способной гарантировать каждой стране, что другие страны будут лойяльно выполнять свои обязательства и что ее собственная безопасность не будет поставлена под угрозу. Желание добиться эффективного согла шения. приемлемого для всех, продолжал А. Пинэ, вдохновляло французскую де легацию при рассмотрении и третье го пункта нашей повестки дня. Мы желаем расширения духовных и ма териальных связей между Советским Союзом и нашей страной. Мы вы нуждены отметить, что доля согласия, до стигнутая между нами в ходе переговоров экспертов, недостаточна для того, чтобы оправдать надежды, вызванные июльским совещанием. Отрицательная позиция Со ветского Союза нас разочаровала. Однако мы полны решимости продолжать делать то, что от нас зависит, чтобы способство вать нашим закупкам в Советском Союзе и продаже ему наших товаров и таким об разом содействовать общему увеличению торговли между Востоком и Западом. Июльское совещание, сказал в заключе ние А. Пинэ, восстановило между нами четырьмя контакт, который был слишком надолго прерван. Для того, чтобы этот контакт мог быть отражен в конструктив ных решениях, без которых может воз никнуть дух разрыва между одной и дру гой стороной, необходимо создать дух вза имопонимания, которого требует наш на род. Эту задачу каждый из нас после со вещания должен будет выполнять. Министр ийостранных дел Англии Г. Макмиллан в своем заявлении, касаясь обсуждения первого пункта повестки дня, сказал: Мы в известной мере добились решения в споре о том. что должно быть обсужде но сначала: вопрос о безопасности или вопрос о воссоединении Германии. Мы об судили оба вопроса — вопрос о безопасно сти и о воссоединении Германии. В этой проблеме мы даже добились каких-то ус пехов. Я не хочу сказать, что не было серьезных расхождений между предложе ниями Советского Союза и предложениями западных держав по вопросу о безопасно сти. Но все же эти предложения находи лись в одной и той же плоскости, каса лись одних и тех же проблем. Мы гово рили об инспекции и контроле, ограниче нии вооружений и т. д. В свете всего этого я считал и считаю, что по вопросу о безопасности мы могли бы добиться больших успехов, если бы только мы смогли достичь параллельно успеха по германскому вопросу. Я пола гаю, что мы могли бы без затруднений составить договор о безопасности, который удовлетворил бы Восток и Запад, если бы свобода и единство Германии были обеспе чены. Обмен мнениями по поводу разоруже ния, продолжал Г. Макмиллан, был по лезным, но было бы неправильно заявить, что мы уже приблизились к соглашению. Мы согласны по поводу целей, но не на шли методов достижения этих целен. Мы согласны с тем, что требуется сократить вооруженные силы и все типы вооруже ний всех категорий. Мы хотим избежать возрастающих рас ходов на производство современного ору жия и хотели бы высвободить средства на более созидательные цели. Но чтобы до биться этого, необходимы две вещи: дове рие и контроль. Доверие является ключом ко всем на шим проблемам. Итак, сказал-в заключение Г. Макмил лан, если мы хотим успешно справиться с каждым пунктом нашей повестки дня — европейская безопасность и Германия, ра зоружение и контакты между Востоком и Западом, — мы должны проявить новый дух. Общих указаний и фраз недостаточ но. Женевский дух является чем-то внут ренним. Этот свет не горит ярким пламе нем, но это пламя еще не угасло пол ностью. Необходимо небольшое движение руки, чтобы пламя опять разгорелось. Затем с заявлением выступил В. М. Мо лотов. Главный вопрос, который нам предстоя ло рассмотреть, сказал он, был вопрос о европейской безопасности и, в этой связи, вопрос о Германии. И это понятно. Нет более важной проблемы современности, чем проблема укрепления мира между на родами и предотвращения опасности новой войны. Совершенно естественно, что для наро дов Европы на первом месте стоит пробле ма европейской безопасности. Германский же вопрос имеет по отношению к этой проблеме подчиненный характер. Если будет обеспечена европейская безопас ность, то тем самым будут обеспечены и безопасность для германского народа и на иболее благоприятные условия для реше ния всей германской проблемы, включая восстановление единства Германии. С этой целью нами был внесен проект основных принципов общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе. Если у. некоторых западных государств еще не созрела готовность к созданию ор ганизации коллективной безопасности для всей Европы, можно было бы начать с пакта безопасности для части Европы, включая оба существующих германских государства и те европейские страны, ко торые готовы уже теперь вступить в эту организацию. На это также имеется пря мое указание в Директивах Глав прави тельств. Нами были внесены и другие предложения с той же целью. Однако со глашение не было достигнуто. Со стороны представителей Соединен ных Штатов Америки, Франции и Велико британии было вырая^но стремление, ко торое отнюдь не соответствует решениям глав правительств. От нас добивались со гласия не только на ремилитаризацию За падной Германии, что уже проводится после парижских соглашений, но и на ре милитаризацию Восточной Германии, и на включение всей Германии в военные группировки западных держав. Все это предлагалось провести путем соответству ющих общегерманских выборов по так на зываемому «плану Идена». Такое предло жение не могло встретить поддержки со стороны всех участников совещания. Мы должны выразить сожаление, что на нашем совещании не удалось^ достичь должного отношения к германской пробле ме. Хотя о Германии представители запад ных держав много и охотно говорили, но они даже не согласились выслушать пред ставителей германского народа, отклонив наше предложение о приглашении пред ставителей Германской Демократической Заключительное заседание и Германской Федеральной Республики Республики. С другой стороны, предложения трех западных держав находились в явном про тиворечии с реально существующим поло жением в Германии и с интересами обес печения мира и безопасности в Европе. Теперь нельзя решать германский во прос, не считаясь с фактом, что сущест вуют два германских государства с раз личным общественным устройством. Не следует отрываться от реальной почвы. Совершенно очевидно, что неосуществимы попытки, направленные на то, чтобы За падная Германия поглотила Восточную Германию. Между тем, предложения трех западных держав сводились к тому, чтобы Западная Германия поглотила Восточную Германию при помощи «плана Идена». Такие расчеты не имеют под собой какого- либо основания. Мы за восстановление единства Герма нии на основе свободных общегерманских выборов. Но мы не можем помогать пла нам ремилитаризации какой-либо части Германии и, тем более, всей Германии и планам включения ее в военные группи ровки, направленные против СССР и дру гих миролюбивых государств. В. М. Молотов далее указал, что обсуж дение вопроса о европейской безопасности и Германии показало, что вопрос о евро пейской безопасности является весьма важным вопросом для всех народов Евро пы и что без решения этого вопроса нель зя решить и германский вопрос. Оно по казало, вместе с тем. что и при наличии двух германских государств европейская безопасность может быть обеспечена. Но для этого необходимо, чтобы были отбро шены планы ремилитаризации Германии, будь то парижские соглашения, или но вые, далеко идущие намерения, охваты вающие не только Западную, но и Восточ ную Германию. Обсуждение показало также, что реше ние германского вопроса должно стать, прежде всего, делом самих немцев и что без участия немцев рассмотрение вопроса о Германии вообще не может быть плодо творным. Все это показывает, что предложение Германской Демократической Республики о создании Общегерманского Совета, содер жащееся в обращении правительства ГДР к нашему совещанию, является назрев шим и вполне правильным. Создание Об щегерманского Совета из представителей парламентов обоих германских государств не нарушит интересов ни одного из ныне существующих германских государств и не должно затрагивать общественные по рядки, существующие в Германской Демо кратической Республике или в Германской Федеральной Республике. Надо, чтобы представители Германской Демократиче ской Республики и Германской Федераль ной Республики приступили, наконец, к совместному обсуждению всех вопросов, волнующих германский народ. Надо, что бы началось сближение и сотрудничество между ГДР и ГФР. Без этого нет возмож ности подготовить об’единение Германии. Касаясь итогов обсуждения вопроса о разоружении. В. М. Молотов напомнил, что министрам иностранных дел было по ручено рассмотреть работу, проделанную комиссией по разоружению, учесть мнения и предложения, выдвинутые на Совеща нии Глав правительств, и обсудить, нет ли возможности проявить дальнейшую по лезную инициативу в области разоруже ния. Однако в предложении США, Велико британии и Франции, внесенном по этому вопросу, нет ни слова о прекращении гон ки вооружений. Ничего не говорится о со кращении вооружений. В нем вообще умалчивается о необходимости запрещения атомного оружия, хотя Организация Об’е диненных Наций высказалась за это еще в 1946 году. В последнее время, сказал В. М. Моло тов, правительство США, а затем прави тельства Великобритании и Франции стали на путь пересмотра ранее занимавшихся ими позиций в вопросе о сокращении во оружения и запрещении атомного оружия. Они отказываются от рассмотрения меро приятий по разоружению. Более того, за падные державы заняли на совещании по зицию, которая находится в прямом про тиворечии с Директивами Глав прави тельств. Вопреки этим ясным директивам, здесь пытались представить дело так, будто в настоящее время невозможно осу ществление общей программы разоруже ния, и предложили ограничиться установ лением контроля и инспекции без при нятия каких-либо мер по сокращению во оружений. Позиция Советского Союза ясна и после довательна. Мы исходим из того, что глав ной задачей в области разоружения яв ляется осуществление практических мер, направленных к прекращению гонки во оружений, к освобождению народов от уг розы атомной войны. Этого можно достиг нуть лишь путем неуклонного проведения в жизнь единодушно принятых ранее ре шений Организации Об’единенных Наций о необходимости заключения международ ной конвенции, предусматривающей зна чительное сокращение всех вооружений и запрещение атомного оружия с установ лением международного контроля. Все это нашло свое выражение в пред ложениях Советского правительства от 10 мая с. г. Отметив, что западные державы отказа лись от морально-политического осуж дения применения атомного и водородного оружия, а также отклонили другие пред ложения Советской делегации, В. М. Мо лотов подчеркнул, что это обстоятельство не повлияет на решимость Советского Сою за и в дальнейшем отстаивать дело разо ружения. Советский Союз попрежнему со всей настойчивостью и последовательно стью будет добиваться прекращения гонки вооружений и устранения угрозы атомной войны. Остановившись на обсуждении вопроса о контактах между Востоком и Западом, В. М. Молотов указал, что Советская де легация не встретила поддержки со сто роны делегаций США, Англии и Франции в вопросе устранения барьеров, мешающих торговле между Востоком и Западом. Что же касается развития контактов в обла сти культуры, науки и т. д., то делега ции трех западных держав продолжали настаивать на таких предложениях, кото рые полностью относятся к компетенции соответствующих государств, являясь их внутренним делом, и которые,' естествен но, не могли быть предметом рассмотрения на этом совещании. В заключение В. М. Молотов сказал: Мы придаем большое значение резуль татам Женевского совещания Глав пра вительств, которое отразило широкое стремление народов к разрядке в между народных отношениях. После этого сове щания Советский Союз уже провел ряд новых мер, направленных на уменьшение международной напряженности и на ук репление доверия между государствами в соответствии с духом Женевы. Советский Союз и дальше пойдет по этому пути вместе с теми, кому дороги интересы мира и международного сотрудничества. Настоящее Совещание министров ино странных дел закончилось без принятия каких-либо существенных решений. Оно показало, что каждый шаг вперед в деле дальнейшего уменьшения междуна родной напряженности сопряжен с нема лыми трудностями, с преодолением пре пятствий и настроений, которые нередко тянут дело не вперед, а назад. Мы и се годня иногда наблюдали кое-что такое, от чего повеяло отнюдь не духом Жене вы. Но, действуя таким образом, можно прийти к положению, близкому к изоля ции, а не к улучшению своих позиций среди народов мира. Вместе с тем, сове щание помогло привлечь внимание широ ких кругов к самым насущным проблемам нашего времени, и это не может не ска заться положительным образом. Теперь стали яснее не только препят ствия. но и те широкие возможности, ко торые имеются для успешного решения таких проблем, как обеспечение европей ской безопасности, проблема разоружения, разрешение германского вопроса, расшире ние экономических и культурных связей между Востоком и Западом и другие. Мы убеждены в том, что данное совещание принесет пользу в развитии международ ного сотрудничества и в дальнейшем уменьшении международной напряженно сти. * * + Прежде чем закрыть совещание, В. М. Молотов в качестве председательствующе го и в качестве представителя Советского Союза выразил признательность Д. Дал лесу, А. Пинэ и Г. Макмиллану и их сотрудникам за внимание при обсуждении вопросов, стоявших в повестке дня. Оп предложил также выразить от имени всех участников совещания признательность швейцарскому правительству, женевским городским и кантональным властям, адми нистрации Европейского отделения ООН и сотрудникам об’единенного секретариата за гостеприимство и услуги. Д. Даллес, А. Пинэ и Г. Макмиллан при соединились к высказанным В. М. Молото вым выражениям благодарности и призна тельности. После этого председательствующий В. М. Молотов об’явил заседание министров ино странных дел четырех держав закрытым. Прибытие в Берлин Советской делегации на Женевском совещании министров иностранных дел четырех держав БЕРЛИН. 17 ноября. (ТАСС). Сегодня проездом из Женевы в Москву прибыла в Берлин Советская делегация на Совеща нии министров иностранных дел четырех держав, возглавляемая Первым Заместите лем Председателя Совета Министров СССР и Министром Иностранных Дел СССР В. М. Молотовым. Вместе с В. М. Молото вым прибыли члены делегации — Мар шал Советского Союза В. Д. Соколовский, Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в ГДР Г. М. Пушкин, а также совет ники делегации. На берлинском аэродроме Шенефельд Советскую делегацию встречали: председа тель президиума Народной палаты Герман ской Демократической Республики И. Дик- ман, Премьер-Министр Германской Демо кратической Республики 0. Гротеволь, первый секретарь Центрального Комитета СЕИГ и заместитель Премьер-Министра ГДР В. Ульбрихт, заместители Премьер- Министра В. Штоф, Л. Больц, Г. Рау, 0. Нушке, П. Шольц и Г. Лох, члены и кандидаты в члены политбюро ЦК СЕПГ, члены правительства и президиума На родной палаты Германской Демократиче ской Республики, представители общест венности. Советскую делегацию встречали также главнокомандующий группы советских войск в Германии Маршал Советского Сою за А. А. Гречко, временный поверенный в делах СССР в ГДР А. Л. Орлов, ответ ственные сотрудники Советского посоль ства, члены дипломатического корпуса, представители прессы. При встрече Советской делегации на аэродроме, украшенном государственными флагами СССР и ГДР, был выстроен по четный караул и были исполнены Госу дарственные гимны Советского Союза и Германской Демократической Республики. По прибытии на аэродром В. М. Моло тов выступил со следующим заявлением: ЗА Я В Л Е Н И Е В. М. М ОЛОТОВА Товарищ премьер-министр, дорогие товарищи, друзья! Советская делегация рада вновь встре титься с нашими немецкими друзьями здесь, в Берлине, в столице Германской Демократической Республики. Мы прибыли из Женевы, где происхо дило Совещание министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции, соз ванное в соответствии с решением глав правительств четырех держав. Совещание рассмотрело ряд важных международных проблем. Главной из этих проблем является обеспечение европей ской безопасности. Народы Европы знают, что нет более важной задачи, чем недопущение новой войны. Советский народ и германский на род знают, что такое война. Советский народ и германский народ должны быть вместе, должны установить хорошие и прочные отношения дружбы, чтобы не до пустить новой войны, а это можно сде лать лишь одним путем, когда будет обе спечена безопасность в Европе. У нас с вами много друзей в этом деле. Мы можем это сделать вместе с другими народами Европы. Для этого надо создать организацию коллективной безопасности в Европе, об’е- диняющую все европейские государства, независимо от различия в их государст венном и общественном устройстве. Для этого необходимо покончить с созданием военных группировок, противопоставляю щих одни европейские государства дру гим европейским государствам. Советский народ и германский народ по праву не ве рят тем. кто выступает в защиту военных группировок в Европе. Как бы ни оправ дывали создание Северо-атлантического блока и Западноевропейского союза, — все это не ведет к укреплению мира и противоречит интересам действительной европейской безопасности. Совещание в Женеве показало, что по основному вопросу у нас еще нет необхо димой договоренности с некоторыми запад ными государствами. Такое положение создает трудности в решении германской проблемы. По планам некоторых западных держав Западную Германию вовлекли в определен ные военные группировки и толкнули на путь ремилитаризации. Однако проведе ние таких планов противоречит интере сам европейской безопасности и нацио нальным интересам германского народа. Германский народ не может поддерживать осуществление подобных стремлений. По этому у Советской делегации не было ос нований соглашаться и с тем, чтобы ре шение германской проблемы привело к ре милитаризации не только Западной Гер мании, что уже осуществляется по париж ским соглашениям, но и к ремилитариза ции Восточной Германии и к вовлече нию всей Германии в определенные воен ные группировки, как это предлагалось на совещании представителями США, Анг лии и Франции. В этих условиях на Германской Демо кратической Республике, которая доказала свою предапность делу рабочего класса и всех трудящихся, лежит особая ответст венность и почетная роль в отстаивании национальных интересов всего германско го народа и интересов европейской безо пасности. Положительные результаты во всем этом, естественно, могут быть до стигнуты только на основе сплочения ми ролюбивых сил всего германского народа вместе с дальнейшим укреплением друже ственных отношений между всеми наро дами Европы. Этим целям полностью отвечает предло жение правительства ГДР о создании 06- щегерманского Совета. Общегерманский Совет, созданный из представителей ГДР и ГФР, заложит фундамент столь необхо димому сплочению миролюбивых, демо кратических сил всего германского наро да. Создание Общегерманского Совета, ра зумеется, не должно затрагивать общест венных порядков ГДР и ГФР и завоева ний трудящихся ГДР. Образование Обще германского Совета вместе с тем даст воз можность обеспечить подготовку и разре шение германского вопроса и восстанов ление единства Германии на основе дей ствительно свободных общегерманских выборов и притом в соответствии с инте ресами европейской безопасности и нацио нальными интересами германского народа. Совещание в Женеве больше, чем ког да-либо, показало, что без участия нем цев нельзя достичь плодотворных резуль татов в решении германской проблемы. Это дело является, прежде всего, делом самих немцев. Нельзя навязывать герман скому народу решение этого вопроса из вне. Необход 1 гмо. чтобы сами немцы взя ли это дело в свои руки. Необходимо, что бы в этих целях ГДР и ГФР стали на путь сближения и дружного сотрудничест ва. Этим целям в полной мере отвечают те мероприятия, которые уже были пред приняты и предпринимаются теперь Гер манской Демократической Республикой. Так будут созданы реальные внутрен ние и внешние предпосылки воссоедине ния Германии. От имени Советского правительства позвольте пожелать правительству Гер манской Демократической Республики и всему германскому народу всяческих ус пехов на этом пути. В заключение разрешите передать сер дечные приветствия и добрые пожелания всем вам. жителям Берлина, всему гер манскому народу. От'езд из Берлина в Моснву Советской делегации на Женевсном совещании БЕРЛИП, из Берлина 18 ноября. (ТАСС). Сегодня в Москву отбыла находив шаяся здесь проездом из Женевы Совет ская делегация на Женевском совещании министров иностранных дел четырех дер жав во главе с Первым Заместителем Председателя Совета Министров Союза ССР и Министром Иностранных Дел В. М. Молотовым. На берлинском аэродроме Шенефельд, украшенном государственными флагами СССР и ГДР, делегацию провожа ли: Премьер-Министр 0. Гротеволь, пер вый секретарь ЦК СЕПГ и заместитель Премьер-Министра ГДР В. Ульбрихт, заме стители Премьер-Министра В. Штоф, Г. Рау, Л. Больц, 0. Нушке, Г. Лох, чле ны политбюро ЦК СЕПГ К. Ширдеван, Ф. Эльснер, первый секретарь правления КПГ М. Рейман, председатель палаты зе мель ГДР А. Бах, члены правительства и члены президиума Народной палаты ГДР, члены президиума Национального со вета национального фронта демократиче ской Германии, представители обществен ности. Советскую делегацию провожали также Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в ГДР Г. М. Пушкин, главнокоман дующий группы советских войск в Герма нии Маршал Советского Союза А. А. Греч ко, ответственные сотрудники Советского посольства в ГДР, члены дипломатического корпуса. На аэродроме был выстроен почетный караул народной полиции и были испол нены Государственные гимны Советского Союза и Германской Демократической Рес публики. В. М. Молотов выступил на аэродроме со следующим заявлением: Товарищ Премьер-Министр, дорогие товарищи, друзья! Покидая Берлин, столицу Германской Демократической Республики, я хочу от имени Советской делегации выразить вам, товарищ Премьер-Министр, правительству республики сердечную благодарность за радушный прием и гостеприимство. Крепнущая дружба между советским и германским народами является важным фактором упрочения мира и безопасности в Европе. Позвольте еще раз пожелать трудящим ся Германской Демократической Республи ки, рабочим, крестьянам, интеллигенции и всем т м, кому дороги мир и безопасность в Европе, успехов в строительстве новой жизни, в решении стоящих перед ними национальных задач. Да здравствует дружба между совет ским и германским народами! Выступивший затем Премьер-Министр ГДР Отто Гротеволь сказал: Уважаемый товарищ Министр иност ранных дел! Дорогие товарищи и друзья! С большим интересом мы выслушали вчера и сегодня на этом месте ваши сло ва, с которыми вы обратились к нам. Мы сожалеем, что в Женеве не удалось прид ти к соглашению о заключении договора о системе европейской коллективной безо пасности. Это свидетельствует о том, что западные державы в настоящий момент не проявляют готовности отказаться от аг рессивных и односторонних военных пак тов и от включения Германии в такие пакты. Западным державам и миролюбивой об щественности должно стать ясно, что включение всей Германии в НАТО невоз можно, так как значение Германской Де мократической Республики как законного германского государства и как бастиона мира в Европе непрерывно возрастает. Это является прогрессом в национальных ин тересах немецкого народа, прогрессом по тому, что в Женеве всему миру стало яс но, что невозможно ликвидировать дости жения рабочих, крестьян и интеллиген ции Германской Демократической Респуб лики. Женевское совещание также показало, что в нынешних условиях, в условиях милитаризации Западной Германии, невоз можно достичь единства Германии путем свободных общегерманских выборов. Свободные общегерманские выборы дол жны иметь предпосылкой — если их цель привести к миролюбивой и демокра тической Германии — устранение мили таризма в Западной Германии путем отка за от всех военных договоров и отказа от членства Западной Германии в НАТО. Ми литаристская воссоединенная Германия, которая вновь вызвала бы для европей ских пародов опасность новой войны или позволила бы втянуть себя в войну, не от вечает жизненным интересам немецкого народа. Безопасность в Европе, которая заключается, прежде всего, в устранении германского милитаризма, является поэто му решающей предпосылкой для восста новления единства Германии. Предложения делегации Советского Сою за в Женеве о создании европейской си стемы безопасности находятся поэтому в полном соответствии с жизненными инте ресами немецкого народа и всех других европейских народов. Мы полностью сог ласны также с. предложением товарища Молотова о том, чтобы заслушать самих пемцев по их жизненным вопросам. Вос соединение Германии является в первую очередь и при любых обстоятельствах де лом самого немецкого народа. Поэтому мы, как и прежде, придержи ваемся нашего предложения о создании Общегерманского Совета, так как мы ви дим в нем инструмент и возмолсность по степенного сближения немцев и создания путем взаимопонимания предпосылок для воссоединения миролюбивой и демократи ческой Германии. Разрешите мне выразить глубокую бла годарность правительства и населения Германской Демократической Республики делегации правительства Союза Советских Социалистических Республик во главе с Первым Заместителем Председателя Совета Министров СССР и Министром Иностран ных Дел товарищем Молотовым за ее боль шие усилия на Женевском совещании в борьбе за мир, европейскую безопасность и восстановление единства Германии. Мы просим вас, когда вы вернетесь в свою страну, передать правительству и народам Советского Союза братский при вет всех трудящихся и миролюбивых лю дей всей Германии. Мы желаем вам и всему советскому на роду дальнейших больших успехов в борь бе за безопасность и мир, в борьбе за по строение коммунизма и желаем вам счаст ливого пути на Родину. (ТАСС). Ответственный редактор В. Н. ЛУШЕНЬКИН. А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И И И ЗД А Т ЕЛ ЬС Т В А : гор. Североморск, Мурманской области. ул. Полярная. 8. Телефоны: редактор — 3-76. зам. редактора — 2-48. секретарь — 1-61, нач. издательства и нач. типографии — 5-83. отдел подписки и бухгалтерия — 2-01. отделы: информации и культуры и быта — 3-63. боевой подготовки и писем — 28. пропаганды и партийной и комсомольской жизни — 96. ГМ 900273. Типография газеты сНа страхе Заполярья», ул. Полярная, 12. Заказ >5 273. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz