На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.
2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 19 ноября 1955 г., № 273 (5425). Прибытие в Дели Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганина и Члена Президиума Верховного Совета СССР Н. С. Хрущева (Окончание). У советского и индийского народов мно го общих задач. Индия и Советский Союз прилагают большие усилия для сохране ния и упрочения мира, выступают за уре гулирование спорных международных во просов мирными средствами, путем пере говоров. что уже принесло немалые поло жительные результаты. Взаимные усилия Индии и СССР рас ширять свои дружественные отношения являются важным вкладом в дело смягче ния международной напряженности. Свое пребывание в Индии мы хотим ис пользовать для непосредственного знаком ства с индийским народом, его обычаями и традициями, с результатами его усилий по под’ему экономики и развитию нацио нальной индустрии. Мы надеемся, что наши встречи с ин дийским народом, расширение контакта с государственными деятелями Индии дадут плодотворные результаты для дела даль нейшего углубления взаимопонимания и дружбы наших стран. Разрешите выразить вам нашу искрен нюю благодарность за теилую, сердечную встречу. Да здравствует дружба народов Индпп п Советского Союза! (Бурные аплоди сменты). ☆ ☆ ☆ Вереница машин увозит гостей с аэрод рома. В первой открытой машине Н. А. Булганин, И. С. Хрущев, сопровождаемые Неру и военным секретарем президента Индийской Республики Д. Сингхом, радуш но приветствуют встречающих, которые заполняют подступы к аэродрому и стоят плотной стеной вдоль всего 2 0 -километро вого пути, ведущего к дворцу президента, где будет резиденция гостей во время их пребывания в Дели. Возгласы энтузиазма, рукоплескания, горячие приветствия, лозунги в честь крепнущей индийско-советской дружбы сопровождают Булганина, Хрущева и Неру на пути до города и на улицах столицы. Встречающие по индийскому обычаю бро сают гостям гирлянды цветов. Путь сле дования гостей украшен флагами Совет ского Союза и Индии, лозунгами на двух языках — русском и хинди: «Добро по жаловать!», «Привет Булганину и Хруще ву!», «Да здравствуют борцы за мир — Булганин и Неру!», «Русские и индийцы — братья!». Этот последний лозунг особенно ярко выражает дружественный братский дух сегодняшней встречи в Дели — встречи, проникнутой горячим стремлением к миру и дружбе народов. По сообщению делийского радио, в се годняшней встрече Булганина и Хрущева участвовал примерно один миллион жи телей Дели и прилегающих к столице районов. • Возвращение в Москву В. М. Молотова 18 ноября в Москву из Женевы возвра тился глава Советской делегации на Сове щании министров иностранных дел четы рех держав — Первый Заместитель Пред седателя Совета Министров СССР и Ми нистр Иностранных Дел СССР В. М. Молотов. Вместе с тов. Молотовым прибы ли также член делегации Маршал Совет ского Союза В. Д. Соколовский и советни ки делегации. (ТАСС). М. И. Калинин о морально-боевых качествах советских воинов Сборы пропагандистов флота Недавно в Доме офицеров закончились сборы пропагандистов частей и соедине ний флота, проведенные Политическим уп равлением. На сборах были прочитаны лекции по военно-политическим, теоретическим и международным вопросам, о внутренней политике нашего государства, а также по практике воспитательной работы с во еннослужащими Вооруженных Сил Союза ССР. Так, пропагандисты прослушали лек ции: «Марксизм-ленинизм о происхожде нии и сущности войны и армии», «Воен ные вопросы в произведениях Ленина», «Основные законы Материалистической ди алектики». «Значение решений ию л ьско го Пленума для дальнейшего укрепления военно-экономической мощи СССР», «Борьба КПСС за развитие сельского хо з я й с т в а » , «О международном положении» и другие. По теме «Победа народно-демократиче ской революции в ряде стран Европы и Азии и образование социалистического ла геря — торжество стратегии и тактики ленинизма» состоялся семинар пропаган дистов. Кроме того, пропагандисты прослушали доклад тов. Мельникова «Агитационно пропагандистская работа на флоте и ее действенность в повышении боевой подго товки и укреплении воинской дисциплины личного состава». В обсуждении этого во проса участвовали политработники. С лекцией о развитии экономики и культуры Мурманской области выступил лектор Мурманского обкома КПСС тов. Борисова. Затем для пропагандистов была организована экскурсия в Мурманск на сельскохозяйственную выставку. Присутствующие на сборах просмотрели новые документальные, научно-популяр- ные и другие киножурналы. На сборах пропагандистов выступил На чальник Политического управления флота. Он поставил задачи по дальнейшему раз вертыванию агитационно-пропагандистской работы в частях и соединениях. (Наш кооп.). Сегодня исполняется восемьдесят лет со дня рождения Михаила Ивановича Калинина — выдающегося деятеля Ком мунистической партии и Советского го сударства, верного ученика Ленина и соратника Сталина. М. И. Калинин про жил яркую, замечательную жизнь револю- ционера-болыневика и отдал все свои си лы великому делу борьбы за победу ком мунизма. Имя Калинина было и остается любимым и популярным в нашем народе. Оно дорого советским воинам, верным другом и наставником которых был М. И. Калинин. Являясь руководителем верховного ор гана Советского государства, г„ М. И. Калинин уделял постоян ное внимание Советской Армии, ; v заботился об укреплении ее мо гущества, о ее боевом совершен- ?' ствовании и оснащении. Много сил отдавал Михаил Иванович политическому просвещению и воспитанию советских воинов. Он г был в числе тех видных деятелей ■ нашей партии, которые своей неутомимой работой по воспита нию красноармейских масс спо- if - собствовали победе нашей армии I над врагами Советского государ ства. Своим простым, задушев- | - . ным, проникновенным словом он вдохновлял бойцов, учил их пе- ‘ реносить величайшие трудности и г лишения борьбы, упорно доби- & оаться победы. Связь М. И. Калинина с воина ми Советской Армии и Флота бы- ла тесной, неразрывной. И не '4 потому, что к этому его обязы- ^ вал высокий официальный пост, который он занимал в государ стве. Как не раз говорил сам М. И. Калинин, он горячо любил Советскую Армию и Военно-Мор- ской Флот. В московском Музее М. И. Калинина хранятся драгоценные реликвии, свидетельствующие об этой крепчайшей повседневной связи «всесоюзного старосты» с армией и о той горячей сыновней любви, которую питали к нему советские воины. Вот один из снимков, на нем — В. И. Ленин и М. И. Калинин среди кур сантов школы командного состава тяжелой артиллерии. На другой фотографии запе чатлены М. И. Калинин и М. В. Фрунзе на смотре войск Туркестанского фронта в 1919 году. Здесь же шинель, подаренная Калинину красноармейцами 119-го ба тальона особого назначения, боевое огне стрельное оружие, преподнесенное Михаи лу Ивановичу в день его 50-летия Рев военсоветом Республики в ознаменование его заслуг перед Советской Армией, в знак глубокого уважения и братской любви к нему всех бойцов и командиров армии и флота. Тогда же он был зачислен почет ным красноармейцем 1-н роты Казанской дивизии. Много энергии, сил, свой замечатель ный дар публициста, пропагандиста и аги татора М. И. Калинин отдавал делу строи тельства Советской Армии и воспитанию ее воинов. Будучи глубоко образованным маркси- стом-ленинцем, обладая замечательной способностью мастерски осветить теорией всякое новое явление общественной жиз ни, М. И. Калинин еще задолго до начала второй мировой войны неоднократно ука зывал на нарастающую военную угрозу для нашей Родины и требовал неустанно го повышения обороноспособности страны и укрепления Советской Армии. Во всех его устных и печатных выступлениях красной нитью проходила мысль о необ ходимости поддержания Советской Армии и Военно-Морского Флота в состоянии боевой готовности. Чтобы быть на высоте, довременных требований, воины Советской Армии и Флота должны вырабатывать и укреплять в себе высокие морально-боевые качества: отличное знание оружия и боевой техни ки, высокую дисциплинированность, муже ство, железную стойкость и выдержку, физическую выносливость, бдительность и боевую готовность. М. И. Калинин придавал огромное зна чение воспитанию у воинов качеств, кото рые дают им возможность выдержать тя желые испытания войны и одержать побе ду над врагом. Он писал в октябре 1943 года: «Современная война требует от бойца огромного морального напряжения. Но главное — она требует умения владеть оружием, умения наиболее эффективно ис пользовать его в борьбе с врагом, она тре бует беззаветной храбрости в сочетании с осмотрительностью опытного бойца и, наконец, физической выносливости, ловко сти». В речах и произведениях М. И. Кали нина содержатся ценнейшие указания, со веты о том, как надо воспитывать высо кие морально-боевые качества советских воинов. Эти указания не потеряли своего живого практического значения и по сей день. Воспитание, как неоднократно указывал Калинин, — процесс долгий, трудный, кропотливый, требующий упорной и на пряженной работы. Главное место в выра ботке и укреплении высоких морально-бое вых качеств принадлежит политическому воспитанию, высокой идейной закалке со ветских воинов. Требование всестороннего политического воспитания Михаил Ивано вич обосновывал, исходя из природы и особенностей Советской Армии как армии нового типа, где сознательное выполнение военнослужащим своего воинского долга имеет первостепенное значение. Политическое воспитание ставит своей целью вооружить воинов идеями комму низма, привить им коммунистическое ми ровоззрение, закалить их духовно, дать им возможность правильно и всесторонне понимать события, безошибочно оценивать обстановку, видеть перспективу борьбы. Только такое воспитание закаляет воина, дает ему возможность глубоко понимать его пысокое назначение в государстве, его Михаил Иванович Калинин обязанность защищать свою социалистиче скую Родину, интересы Советского госу дарства, великие завоевания своего на рода. Политическое воспитание должно быть также направлено на то, чтобы привить воину высокие патриотические чувства, любовь к своему народу, к своей Родине, глубокое понимание своего воинского дол га в защите Отечества. Советский патриотизм — это пре;кде всего любовь к своей социалистической Родине, преданность ей. Под советским патриотизмом М. II. Калинин понимал патриотизм активный. Он видел в горячей любви к социалистической Отчизне вели кую действенную и жизнеутверждающую силу, способную поднимать людей на ве ликие подвиги. «Я говорю, — указывал Калинин, — не об отвлеченной, не о пла тонической любви, а о любви напористой, активной, страстной, неукротимой, о та кой любви, которая не знает никакой по щады к врагам, которая не остановится ни перед какими жертвами во имя родины». Девизом советских воинов, учил М. И. Калинин, должно быть действие настой чивое, длительное, неукротимое. Именно так понимали в годы Великой Отечест венной войны свой патриотический долг миллионы советских людей, поднявшихся на священную борьбу с немецко-фашист скими захватчиками. Тысячи и тысячи советских воинов, бойцов партизанских отрядов, движимые чувством советского патриотизма, совершали изумительные по двиги во славу Родины, выходили победи телями в боях с гитлеровцами. М. И. Калинин считал, что задача воина в бою состоит в том, чтобы победить вра га, а если уж, действительно, понадобит ся умереть, то это надо делать так, что бы отдавать с боем свою кровь, чтобы до последнего вздоха пулемет в руках бойца разил врагов. В трудах М. И. Калинина мы находим замечательные мысли об источниках со ветского патриотизма наших воинов. Глав ное, что питает их высокими патриотиче скими чувствами — это наш социалисти ческий общественный и государственный строй, неразрывная связь армии с наро дом, любовь народа к своей армии. Вели кая нравственная и духовная сила совет ского народа накладывает свой яркий от печаток на всю армию и флот, оказывает огромное влияние на формирование мо рально-политических и боевых качеств со ветских воинов. Обращаясь к воинам Советской Армии и Флота. М. И. Калинин говорил: «Вы только вникните в сущность своего дела: вам поручено охранять и укреплять соци алистическое государство! В мире не бы ло и нет более почетного поручения, чем поручение укреплять и развивать социа листическое государство, ибо это и есть непосредственная дорога к коммунизму». С воспитанием воинской чести нераз рывно связана другая важная задача — воспитание воинов на боевых традициях. Эту мысль М. И. Калинин неоднократно развивал в своих выступлениях. Он счи тал необходимым, чтобы воины хорошо знали историю своих частей, награды своего полка, знали своих героев, чтобы воин гордился своей частью и отстаивал ее честь. В этой связи Михаил Иванович придавал очень большое значение воспи танию любви к Знамени части. В годы как гражданской, так и Отече ственной войны вручение Знамен воин ским частям часто происходило в боевой обстановке, непосредственно на передовых позициях. М. И. Калинин считал своим долгом при имеющейся возможности лич но вручить Знамя той или иной части. В мае 1920 года он посетил Первую конную армию, только что закончившую переход на Польский фронт, и от имени ВЦИК вручил Красные Знамена с прикреплен ными на них боевыми орденами 2 1 -му и 2 2 -му конным полкам и 2 -й артиллерий ской бригаде. Высокой награды эти части были удостоены за боевые заслуги в раз громе Деникина. Знамя части — символ в о и н ской чести, доблести и славы. Задача воспитания, учил М. И. Калинин, состоит в том, чтобы приучить воина с гордостью и ? • любовью смотреть на Знамя час- ти, чтобы, глядя на святыню своей части, он проникался стремлением умножить славу своей части новыми успехами в боевой и политической подготов ке, стремился к честному и об разцовому выполнению своего воинского долга. Высокое политическое созна ние советского воина, его патри отические чувства должны каж додневно проявляться в конкрет ных делах — в успешной боевой учебе, в укреплении дисципли ны. Процесс воспитания и обуче ния. М. И. Калинин всегда рас сматривал в неразрывной связи. Все политическое и военное вос питание, по мысли Михаила Ивановича, должно быть нап равлено на то, чтобы сделать воина боеспособным, знающим военное дело, умеющим владеть оружием, способным в любых ус ловиях выполнить боевую зада чу. Подчеркивая исключительно важное значение для военнослу жащих глубоких военных зна ний, М. И. Калинин писал: «Тот, кто ду мает выехать на природном уме, смекал ке, стремясь этим заменить знание, изу чение военного дела, тот в военное время на поле боя окажется банкротом». Первейшим показателем боеспособности и боевой готовности войск является со стояние в них дисциплины. М. И. Калинин говорил, что «самая строгая, железная дисциплина — это основа, святая святых армии». Указывая на необходимость вос питания высокодисциплинированных бой цов Советской Армии и Флота, он подчер кивал, что навыки высокой дисциплини рованности нужны бойцу не для дисци плины ради дисциплины, а для того, что бы выстоять в борьбе с врагом, победить его. ' Укрепление дисциплины, воспитание воинов в духе высокой дисциплинирован ности М. И. Калинин неразрывно связывал с ролью командира-единоначальника, как основного и главного лица, несущего от ветственность перед государством за со стояние вверенной ему части или подраз деления. «Приказ, распоряжение команди ра — это в любых условиях закон для бойца, закон, от которого никаких отступ лений быть не должно», — говорил М. И. Калинин. В воспитании высоких морально-боевых качеств Михаил Иванович придавал важ ное значение партийно-политической рабо те, которую он считал очень трудной и сложной сферой деятельности. Задача по литической работы состоит в том, чтобы добиться такого политико-морального со стояния Совотских Вооруженных Сил, ко торое бы соответствовало задачам обороны социалистического государства. М. И. Калинин был враг талмудизма, догматизма, шаблона во всяком деле. Осо бенно недопустимыми он считал эти поро ки в партийно-политической работе и вся кий раз подчеркивал ее живой, творческий характер. Особенно много внимания М. И. Кали нин уделял постановке политической аги тации в армии. Более всего он не любил беспредметную политическую трескотню, голую митинговщину и говорил, что аги тация должна быть конкретной, основан ной на живых фактах жизни части, под разделения. В годы войны он советовал агитаторам учить и воспитывать' людей личным примером доблести и отваги, вдохновлять страстным большевистским словом, смелой и прямой постановкой во проса. Это указание Михаила Ивановича име ет важное значение и теперь, в современ ных условиях. Личный пример коммуни стов и комсомольцев в боевой и политиче ской подготовке, достижение ими отлич ных показателей в решении задач, кото рые ставит перед войсками Министр Обо роны СССР, вдохновляют всех воинов на самоотверженное выполнение своего воин ского долга. Вся жизнь Михаила Ивановича Калини на, его многогранная партийная и госу дарственная деятельность является для всех советских людей, для воинов Совет ской Армии и Военно-Морского Флота вдохновляющим примером беспредельной преданности делу Коммунистической пар тии, образцом беззаветного служения Ро дине и народу, самоотверженной борьбы за победу коммунизма. Полковник Н. КОНОНЫХИН. Передовые старшины делятся опытом Тщательно готовиться к занятиям по специальности В связи с приходом на флот молодых матросов, серьезные задачи встали перед старшинами. Мы должны в кратчайший срок помочь новичкам изучить первоклас сную корабельную технику, правила ее эксплуатации и стать умелыми матроса ми. Известно, что от выучки моряков, от их умения в любых условиях полностью использовать вверенное оружие и меха низмы зависит высокая боеспособность корабля. Стать же первоклассным специа листом может любой матрос. Надо только полюбить технику, свою специальность, стремиться в совершенстве овладеть ею, учиться военному мастерству старательно, с усердием и настойчивостью. У нас на корабле созданы все условия для того, чтобы каждый молодой матрос мог успешно подготовиться к сдаче заче тов по знанию материальной части и не сению самостоятельной ходовой вахты. Качество подготовки молодых специа листов во многом зависит от того, как мы, старшины, командиры отделений сумеем правильно и доходчиво передать им наши знания и опыт. Практика показывает, что там, где старшины настойчиво готовятся к заня тиям по специальности с молодыми вои нами. там и результаты хорошие, моряки в короткие сроки овладевают техникой и самостоятельно несут вахту. Как же решается эта задача па нашем корабле и, в частности, в моей команде котельных машинистов? После того, как командиры отделений познакомили молодых матросов с кораб лем, мы поинтересовались, приходи лось ли им до службы иметь дело с тех никой. Можно с удовлетворением отме тить, что многие новички в основном зна комы с принципом действия различных механизмов. Затем был составлен конкрет ный план практического изучения специ альности. На его основе тщательно раз работали суточные планы занятий. Мы пришли к выводу, что по отдель ным темам нецелесообразно проводить за нятия сразу со всей командой, в которой немало классных специалистов, отлични ков боевой и политической подготовки. С разрешения офицера весь личный состав разделили на две группы. В первую вошли молодые воины. Для проведения занятий с ними выделили наиболее опытных командиров отделений, классных специа листов. Мне, как старшине команды котельных машинистов, пришлось проводить учебу с новичками. Я обратил особое внимание на обучение их регулировке механизмов после ремонта, а также на знание ими ра боты и устройства предохранительных кла панов. Чтобы занятия были доходчивей и интересней, я тщательно готовлюсь к ним, подбираю необходимую литературу, наглядные пособия, описания, Формуляры. Затем составляю конспект занятия. В хо де подготовки следует учитывать и во просы, которые могут возникнуть у ма тросов при изучении темы. После об’яснения устройства или про ведения практической регулировки меха низмов интересуюсь тем, как моряки ус воили материал. Так, например, подробно рассказав по чертежу об устройстве предохранитель ных клапанов, я опросил подчиненных. Выяснилось, что матросу Кузнецову не все ясно. Лишь после вторичного объяснения, причем не только по чертежу, но п непосредственно у •материальной части, молодой моряк уяснил устройство данных механизмов. На одном из занятий по устройству и работе котельного турбовеятилятора я по просил матроса Красин показать, как пра вильно замерять масляный клин верхнего подшипника. С помощью формуляра и схемы молодой воин толково ответил на поставленный вопрос. Таким образом, тщательная подготовка к занятиям облег чает молодым морякам изучение темы. Огромную пользу матросам приносят за нятия непосредственно на материальной части, особенно во время планово-преду предительных ремонтов и осмотров бое вых механизмов. В одном из котельных отделений был вскрыт для осмотра и за мера турбо-нефтяной насос. Молодые ма тросы заинтересовались тем, как практи чески производить замер масляных зазо ров. Прежде, чем об’яснить это, я по беседовал с ними, снова напомнил теоре тические положения по данному вопросу, которые они изучали на предыдущих за нятиях. И тут выяснилось, что теорию де ла они зпают, а вот практически приме нить свои знания не могут. Я понял, на сколько важно не упускать ни одной возможности для учебы с новичками у ра зобранных механизмов. II на этот раз, показав, как нужнэ производить замер зазоров, я потребовал, чтобы каждый ма трос повторил мои действия. Необходимые практические павыки по лучают молодые моряки, когда дублируют опытных специалистов. Здесь они под ру ководством бывалых моряков вырабаты вают навыки управления боевой техникой. Мы используем каждую возможность для того, чтобы в походе новички не теряли зря времени, получили как можно больше практических знаний. Кроме того, в плава нии их навыки совершенствуются на раз личных занятиях, тренировках, учениях. Так, в одном пз походов молодые воины вначале ознакомились с первичными ме роприятиями ио борьбе за живучесть ко рабля. Затем им давали более сложные вводные, как, например, заделка всех ви дов пробоин, тушение пожаров, постановка бугелей в уязвимых местах, переключе ние системы трубопроводов и т. д. Недавно проведенная проверка знаний боевой техники, а также умения работать на ней показали хорошие результаты. Сей час молодые матросы уже самостоятельно несут вахту на питании главных котлов, на горении и на вспомогательных меха низмах. Хорошо справляются со своими обязанностями матросы Пищевский, Коче тов, Шалдыбин, Широких и другие. Залогом всех успехов в подготовке мо лодых специалистов является тщательная подготовка к занятиям и методически пра вильное их проведение. 13 результате гра мотной эксплуатации мехапизмов на на ших боевых постах длительное время нет пи одной поломки или выхода из строя материальной части ио вине личного со става. Хорошо подготовленные специали сты, проникнутые чувством ответственно сти за порученное дело, всегда содер жат вверенные нм боевые механизмы в полной боевой готовности. Занимаясь обу чением и воспитанием молодых специали стов, мы, старшины, должны повседневно заботиться о повышении их практических навыков и боевого мастерства, о том, что бы калсдый матрос точно выполнял тре бования воинских уставов, инструкций и наставлений. Старшина 1 статьи И. ЧАПАЙДА. ПЕРВАЯ ПРОВЕРКА М астера флотской связи На флоте вошло в традицию ежегодно проводить состяза ния на лучшее подразделение связи и лучшего радиста, сиг нальщика, телеграфиста. В этом году условия состя заний для радистов были наи более сложными. Матросы и старшины долго и тщательно готовились к со стязаниям, работали с товари щами, помогали друг другу. Так, главный старшина Киду- нёв, который в течение не скольких лет держит первен ство среди сигнальщиков, в короткий срок обучил своему делу молодого матроса Силки- на. Силкин добился отличных результатов на соревнованиях и занял второе место. Состязания показали возрос шее мастерство связистов, их отличную выучку и готовность выполнить воинский долг в любых условиях. Первое место заняло подразделение капи тан-лейтенанта Крылова. В нем все старшины и ма тросы опытные специалисты. Первые личные места заняли радиотелеграфист старший ма трос Фролов, сигнальщик Ки- дунёв и телеграфист Семенов. Им присвоено почетное звание «Лучший специалист-связист флота 1955 года». Хороших успехов добились также радиотелеграфисты старший матрос Зайцев, стар шина 2 статьи Лазарев, стар ший матрос Волков, старшина 2 статьи Семенов, сигнальщи ки матрос Силкин, старшина 2 статьи Волков, телеграфи сты старшие матросы Василь ев, Маркелов и другие. Командующий флотом на градил моряков, занявших первые места, ценными подар ками и Почетными грамотами. Многие воины награждены на грудными знаками «Отличный связист». Пожелаем им новых успехов в совершенствовании своих специальных и политиче ских знаний и достижений вы соких практических навыков. Капитан-лейтенант А. Е В С Т А Ф Ь Е В . Как правило, к новичкам относятся на корабле сдержанно, с некоторой осторож ностью. К ним приглядываются, их, как говорят, изучают. Кто знает, сможет ли молодой матрос качественно выполнить то или иное задание, не спасует ли перед трудностями корабельной службы. Надо определить — твердый ли у него харак тер, как работать с ним, чтобы воспитать волевым, инициативным, грамотным в во енно-морском деле. Некоторые матросы воспринимают это как должное, а другие обижаются, что их строго контролируют. Они говорят: «Може те смело поручать нам любое ответствен ное дело. Мы уже кое-чему научились. А труда не пожалеем, чтобы оправдать ва ши надежды...». Наш корабль стоял у стенки. Сильный ветер гнал пенистые волны, с хлюпаньем разбивал их о борт. Залив шумел. Ожи дался шторм. Командир корабля приказал выставить дополнительные посты по наблюдению за концами. Старшине 1 статьи Карсекину было поручено с группой матросов завести два дополнительных швартовых. Карсекин вошел в кубрик и спросил, кто желает вы полнять эту работу. Вызвались почти все, кто был в помещении. Особенно настойчи во просили взять их с собою недавно прибывшие на корабль молодые матросы. — Возьмите нас. Вот увидите, все бу дет в порядке. Ведь тут же нет ничего сложного, — говорил матрос Левушкин. — А справитесь?.. Смотрите, как погода разыгралась! — старшина сказал это и зябко передернул плечами. — За пас можете не беспокоиться. Но Карсекин и не думал беспокоиться. Он шел в кубрик с явным намерением по ручить дело молодым матросам. Пусть при выкают к морю, к трудностям! Старшина выбрал четыре человека. Больше не нуж но было. Только мешать друг другу ста нут. — Со мной пойдут матросы Левушкин, Меркушев, Давыдов и Васин, — уже то ном приказа перечислил старшина фами лии. — Одевайтесь — и за мной. Ветер крепчал. Он дул резкими поры вами, со свистом проносился по надстрой кам корабля. Густую темноту прорезал ко леблющийся свет прожектора. Корабль и у стенки качало. Швартовые концы то ослабевали, то со скрелгетом натягивались. Создавалось впечатление, что они вот-вот лопнут. Но этого не случилось. Тросы бы ли прочные. А на крайний случай все бы ло готово к даче хода и перешвартовке. Старшина, стараясь перекричать шум волн и свист ветра, приказывает: «Двоим — на причал принимать бросательный ко нец. а остальпым следовать за мною на бак». Смотав с катушки запасной шварто вый конец, матрос Левушкин привязал к его огону бросательный и, размахнувшись, резко метнул в сторону причала. Груз не уклюже дернулся и упал в воду. Матрос, недовольный, нервно дернул бросательный, потянул его на себя. — Расчет имейте! Делайте все быстро и наверняка! — гудел над самым ухом Левушкина голос старшины. Очередной бросок достиг цели. На при чале Меркушев и Давыдов подхватили бро сательный, потянули его на себя. За бро сательным пополз из клюза трос. — Давай, матросы, давай! — подбад ривал старшина. Сапоги скользили по мокрому настилу причала. Брызги соленой воды летели в глаза. Наконец, трос заведен на при- .чальный пал. Карсекип переждал, когда основной швартовый ослабнет. Левушкин и Васин прочно закрепили дополнительный на кнехты. Старшина проверил, все ли в порядке, и приказал матросам следовать па ют. На корме дополнительный швартов был заведен и закреплен в два раза бы стрее. чем на баке. Оказывается, контроль и руководство старшины были необходи мы. — Ну вот, вы и получили первое кре щение, — улыбаясь сказал Карсекин, ког да матросы, находясь еще под впечатлени ем проделанной ими работы, вновь верну лись в теплый и светлый кубрик. — Прав да, дело не такое уж и значительное, но работу вы, можно смело сказать, выполни ли неплохо, с сознанием долга. Учтите, что из малого слагается большое. В повсе дневном будничном труде рождаются уме лые моряки. Мечты молодых матросов воплощаются в жизнь. Воинов ждут горячие дни боевых учений, морских походов, в которых онп закрепят полученные знания на практи ческой работе. Их хдут бескрайний мор ской простор, штормы, радость обретенной во и н с ко й зрелости. Мы верим в наших молодых товарищей, желаем им большого плавания, хороших достижений в боевой учебе и поможем в этом. Родина верит морякам и ждет от них новых успехов в укреплении могущества флота. Старший матрос В. БОЛДИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz