На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.

2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 19 ноября 1955 г., № 273 (5425). Прибытие в Дели Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганина и Члена Президиума Верховного Совета СССР Н. С. Хрущева (Окончание). У советского и индийского народов мно­ го общих задач. Индия и Советский Союз прилагают большие усилия для сохране­ ния и упрочения мира, выступают за уре­ гулирование спорных международных во­ просов мирными средствами, путем пере­ говоров. что уже принесло немалые поло­ жительные результаты. Взаимные усилия Индии и СССР рас­ ширять свои дружественные отношения являются важным вкладом в дело смягче­ ния международной напряженности. Свое пребывание в Индии мы хотим ис­ пользовать для непосредственного знаком­ ства с индийским народом, его обычаями и традициями, с результатами его усилий по под’ему экономики и развитию нацио­ нальной индустрии. Мы надеемся, что наши встречи с ин­ дийским народом, расширение контакта с государственными деятелями Индии дадут плодотворные результаты для дела даль­ нейшего углубления взаимопонимания и дружбы наших стран. Разрешите выразить вам нашу искрен­ нюю благодарность за теилую, сердечную встречу. Да здравствует дружба народов Индпп п Советского Союза! (Бурные аплоди­ сменты). ☆ ☆ ☆ Вереница машин увозит гостей с аэрод­ рома. В первой открытой машине Н. А. Булганин, И. С. Хрущев, сопровождаемые Неру и военным секретарем президента Индийской Республики Д. Сингхом, радуш­ но приветствуют встречающих, которые заполняют подступы к аэродрому и стоят плотной стеной вдоль всего 2 0 -километро­ вого пути, ведущего к дворцу президента, где будет резиденция гостей во время их пребывания в Дели. Возгласы энтузиазма, рукоплескания, горячие приветствия, лозунги в честь крепнущей индийско-советской дружбы сопровождают Булганина, Хрущева и Неру на пути до города и на улицах столицы. Встречающие по индийскому обычаю бро­ сают гостям гирлянды цветов. Путь сле­ дования гостей украшен флагами Совет­ ского Союза и Индии, лозунгами на двух языках — русском и хинди: «Добро по­ жаловать!», «Привет Булганину и Хруще­ ву!», «Да здравствуют борцы за мир — Булганин и Неру!», «Русские и индийцы — братья!». Этот последний лозунг особенно ярко выражает дружественный братский дух сегодняшней встречи в Дели — встречи, проникнутой горячим стремлением к миру и дружбе народов. По сообщению делийского радио, в се­ годняшней встрече Булганина и Хрущева участвовал примерно один миллион жи­ телей Дели и прилегающих к столице районов. • Возвращение в Москву В. М. Молотова 18 ноября в Москву из Женевы возвра­ тился глава Советской делегации на Сове­ щании министров иностранных дел четы­ рех держав — Первый Заместитель Пред­ седателя Совета Министров СССР и Ми­ нистр Иностранных Дел СССР В. М. Молотов. Вместе с тов. Молотовым прибы­ ли также член делегации Маршал Совет­ ского Союза В. Д. Соколовский и советни­ ки делегации. (ТАСС). М. И. Калинин о морально-боевых качествах советских воинов Сборы пропагандистов флота Недавно в Доме офицеров закончились сборы пропагандистов частей и соедине­ ний флота, проведенные Политическим уп­ равлением. На сборах были прочитаны лекции по военно-политическим, теоретическим и международным вопросам, о внутренней политике нашего государства, а также по практике воспитательной работы с во­ еннослужащими Вооруженных Сил Союза ССР. Так, пропагандисты прослушали лек­ ции: «Марксизм-ленинизм о происхожде­ нии и сущности войны и армии», «Воен­ ные вопросы в произведениях Ленина», «Основные законы Материалистической ди­ алектики». «Значение решений ию л ьско ­ го Пленума для дальнейшего укрепления военно-экономической мощи СССР», «Борьба КПСС за развитие сельского хо­ з я й с т в а » , «О международном положении» и другие. По теме «Победа народно-демократиче­ ской революции в ряде стран Европы и Азии и образование социалистического ла­ геря — торжество стратегии и тактики ленинизма» состоялся семинар пропаган­ дистов. Кроме того, пропагандисты прослушали доклад тов. Мельникова «Агитационно­ пропагандистская работа на флоте и ее действенность в повышении боевой подго­ товки и укреплении воинской дисциплины личного состава». В обсуждении этого во­ проса участвовали политработники. С лекцией о развитии экономики и культуры Мурманской области выступил лектор Мурманского обкома КПСС тов. Борисова. Затем для пропагандистов была организована экскурсия в Мурманск на сельскохозяйственную выставку. Присутствующие на сборах просмотрели новые документальные, научно-популяр- ные и другие киножурналы. На сборах пропагандистов выступил На­ чальник Политического управления флота. Он поставил задачи по дальнейшему раз­ вертыванию агитационно-пропагандистской работы в частях и соединениях. (Наш кооп.). Сегодня исполняется восемьдесят лет со дня рождения Михаила Ивановича Калинина — выдающегося деятеля Ком­ мунистической партии и Советского го­ сударства, верного ученика Ленина и соратника Сталина. М. И. Калинин про­ жил яркую, замечательную жизнь револю- ционера-болыневика и отдал все свои си­ лы великому делу борьбы за победу ком­ мунизма. Имя Калинина было и остается любимым и популярным в нашем народе. Оно дорого советским воинам, верным другом и наставником которых был М. И. Калинин. Являясь руководителем верховного ор­ гана Советского государства, г„ М. И. Калинин уделял постоян­ ное внимание Советской Армии, ; v заботился об укреплении ее мо­ гущества, о ее боевом совершен- ?' ствовании и оснащении. Много сил отдавал Михаил Иванович политическому просвещению и воспитанию советских воинов. Он г был в числе тех видных деятелей ■ нашей партии, которые своей неутомимой работой по воспита­ нию красноармейских масс спо- if - собствовали победе нашей армии I над врагами Советского государ­ ства. Своим простым, задушев- | - . ным, проникновенным словом он вдохновлял бойцов, учил их пе- ‘ реносить величайшие трудности и г лишения борьбы, упорно доби- & оаться победы. Связь М. И. Калинина с воина­ ми Советской Армии и Флота бы- ла тесной, неразрывной. И не '4 потому, что к этому его обязы- ^ вал высокий официальный пост, который он занимал в государ­ стве. Как не раз говорил сам М. И. Калинин, он горячо любил Советскую Армию и Военно-Мор- ской Флот. В московском Музее М. И. Калинина хранятся драгоценные реликвии, свидетельствующие об этой крепчайшей повседневной связи «всесоюзного старосты» с армией и о той горячей сыновней любви, которую питали к нему советские воины. Вот один из снимков, на нем — В. И. Ленин и М. И. Калинин среди кур­ сантов школы командного состава тяжелой артиллерии. На другой фотографии запе­ чатлены М. И. Калинин и М. В. Фрунзе на смотре войск Туркестанского фронта в 1919 году. Здесь же шинель, подаренная Калинину красноармейцами 119-го ба­ тальона особого назначения, боевое огне­ стрельное оружие, преподнесенное Михаи­ лу Ивановичу в день его 50-летия Рев­ военсоветом Республики в ознаменование его заслуг перед Советской Армией, в знак глубокого уважения и братской любви к нему всех бойцов и командиров армии и флота. Тогда же он был зачислен почет­ ным красноармейцем 1-н роты Казанской дивизии. Много энергии, сил, свой замечатель­ ный дар публициста, пропагандиста и аги­ татора М. И. Калинин отдавал делу строи­ тельства Советской Армии и воспитанию ее воинов. Будучи глубоко образованным маркси- стом-ленинцем, обладая замечательной способностью мастерски осветить теорией всякое новое явление общественной жиз­ ни, М. И. Калинин еще задолго до начала второй мировой войны неоднократно ука­ зывал на нарастающую военную угрозу для нашей Родины и требовал неустанно­ го повышения обороноспособности страны и укрепления Советской Армии. Во всех его устных и печатных выступлениях красной нитью проходила мысль о необ­ ходимости поддержания Советской Армии и Военно-Морского Флота в состоянии боевой готовности. Чтобы быть на высоте, довременных требований, воины Советской Армии и Флота должны вырабатывать и укреплять в себе высокие морально-боевые качества: отличное знание оружия и боевой техни­ ки, высокую дисциплинированность, муже­ ство, железную стойкость и выдержку, физическую выносливость, бдительность и боевую готовность. М. И. Калинин придавал огромное зна­ чение воспитанию у воинов качеств, кото­ рые дают им возможность выдержать тя­ желые испытания войны и одержать побе­ ду над врагом. Он писал в октябре 1943 года: «Современная война требует от бойца огромного морального напряжения. Но главное — она требует умения владеть оружием, умения наиболее эффективно ис­ пользовать его в борьбе с врагом, она тре­ бует беззаветной храбрости в сочетании с осмотрительностью опытного бойца и, наконец, физической выносливости, ловко­ сти». В речах и произведениях М. И. Кали­ нина содержатся ценнейшие указания, со­ веты о том, как надо воспитывать высо­ кие морально-боевые качества советских воинов. Эти указания не потеряли своего живого практического значения и по сей день. Воспитание, как неоднократно указывал Калинин, — процесс долгий, трудный, кропотливый, требующий упорной и на­ пряженной работы. Главное место в выра­ ботке и укреплении высоких морально-бое­ вых качеств принадлежит политическому воспитанию, высокой идейной закалке со­ ветских воинов. Требование всестороннего политического воспитания Михаил Ивано­ вич обосновывал, исходя из природы и особенностей Советской Армии как армии нового типа, где сознательное выполнение военнослужащим своего воинского долга имеет первостепенное значение. Политическое воспитание ставит своей целью вооружить воинов идеями комму­ низма, привить им коммунистическое ми­ ровоззрение, закалить их духовно, дать им возможность правильно и всесторонне понимать события, безошибочно оценивать обстановку, видеть перспективу борьбы. Только такое воспитание закаляет воина, дает ему возможность глубоко понимать его пысокое назначение в государстве, его Михаил Иванович Калинин обязанность защищать свою социалистиче­ скую Родину, интересы Советского госу­ дарства, великие завоевания своего на­ рода. Политическое воспитание должно быть также направлено на то, чтобы привить воину высокие патриотические чувства, любовь к своему народу, к своей Родине, глубокое понимание своего воинского дол­ га в защите Отечества. Советский патриотизм — это пре;кде всего любовь к своей социалистической Родине, преданность ей. Под советским патриотизмом М. II. Калинин понимал патриотизм активный. Он видел в горячей любви к социалистической Отчизне вели­ кую действенную и жизнеутверждающую силу, способную поднимать людей на ве­ ликие подвиги. «Я говорю, — указывал Калинин, — не об отвлеченной, не о пла­ тонической любви, а о любви напористой, активной, страстной, неукротимой, о та­ кой любви, которая не знает никакой по­ щады к врагам, которая не остановится ни перед какими жертвами во имя родины». Девизом советских воинов, учил М. И. Калинин, должно быть действие настой­ чивое, длительное, неукротимое. Именно так понимали в годы Великой Отечест­ венной войны свой патриотический долг миллионы советских людей, поднявшихся на священную борьбу с немецко-фашист­ скими захватчиками. Тысячи и тысячи советских воинов, бойцов партизанских отрядов, движимые чувством советского патриотизма, совершали изумительные по­ двиги во славу Родины, выходили победи­ телями в боях с гитлеровцами. М. И. Калинин считал, что задача воина в бою состоит в том, чтобы победить вра­ га, а если уж, действительно, понадобит­ ся умереть, то это надо делать так, что­ бы отдавать с боем свою кровь, чтобы до последнего вздоха пулемет в руках бойца разил врагов. В трудах М. И. Калинина мы находим замечательные мысли об источниках со­ ветского патриотизма наших воинов. Глав­ ное, что питает их высокими патриотиче­ скими чувствами — это наш социалисти­ ческий общественный и государственный строй, неразрывная связь армии с наро­ дом, любовь народа к своей армии. Вели­ кая нравственная и духовная сила совет­ ского народа накладывает свой яркий от­ печаток на всю армию и флот, оказывает огромное влияние на формирование мо­ рально-политических и боевых качеств со­ ветских воинов. Обращаясь к воинам Советской Армии и Флота. М. И. Калинин говорил: «Вы только вникните в сущность своего дела: вам поручено охранять и укреплять соци­ алистическое государство! В мире не бы­ ло и нет более почетного поручения, чем поручение укреплять и развивать социа­ листическое государство, ибо это и есть непосредственная дорога к коммунизму». С воспитанием воинской чести нераз­ рывно связана другая важная задача — воспитание воинов на боевых традициях. Эту мысль М. И. Калинин неоднократно развивал в своих выступлениях. Он счи­ тал необходимым, чтобы воины хорошо знали историю своих частей, награды своего полка, знали своих героев, чтобы воин гордился своей частью и отстаивал ее честь. В этой связи Михаил Иванович придавал очень большое значение воспи­ танию любви к Знамени части. В годы как гражданской, так и Отече­ ственной войны вручение Знамен воин­ ским частям часто происходило в боевой обстановке, непосредственно на передовых позициях. М. И. Калинин считал своим долгом при имеющейся возможности лич­ но вручить Знамя той или иной части. В мае 1920 года он посетил Первую конную армию, только что закончившую переход на Польский фронт, и от имени ВЦИК вручил Красные Знамена с прикреплен­ ными на них боевыми орденами 2 1 -му и 2 2 -му конным полкам и 2 -й артиллерий­ ской бригаде. Высокой награды эти части были удостоены за боевые заслуги в раз­ громе Деникина. Знамя части — символ в о и н ­ ской чести, доблести и славы. Задача воспитания, учил М. И. Калинин, состоит в том, чтобы приучить воина с гордостью и ? • любовью смотреть на Знамя час- ти, чтобы, глядя на святыню своей части, он проникался стремлением умножить славу своей части новыми успехами в боевой и политической подготов­ ке, стремился к честному и об­ разцовому выполнению своего воинского долга. Высокое политическое созна­ ние советского воина, его патри­ отические чувства должны каж­ додневно проявляться в конкрет­ ных делах — в успешной боевой учебе, в укреплении дисципли­ ны. Процесс воспитания и обуче­ ния. М. И. Калинин всегда рас­ сматривал в неразрывной связи. Все политическое и военное вос­ питание, по мысли Михаила Ивановича, должно быть нап­ равлено на то, чтобы сделать воина боеспособным, знающим военное дело, умеющим владеть оружием, способным в любых ус­ ловиях выполнить боевую зада­ чу. Подчеркивая исключительно важное значение для военнослу­ жащих глубоких военных зна­ ний, М. И. Калинин писал: «Тот, кто ду­ мает выехать на природном уме, смекал­ ке, стремясь этим заменить знание, изу­ чение военного дела, тот в военное время на поле боя окажется банкротом». Первейшим показателем боеспособности и боевой готовности войск является со­ стояние в них дисциплины. М. И. Калинин говорил, что «самая строгая, железная дисциплина — это основа, святая святых армии». Указывая на необходимость вос­ питания высокодисциплинированных бой­ цов Советской Армии и Флота, он подчер­ кивал, что навыки высокой дисциплини­ рованности нужны бойцу не для дисци­ плины ради дисциплины, а для того, что­ бы выстоять в борьбе с врагом, победить его. ' Укрепление дисциплины, воспитание воинов в духе высокой дисциплинирован­ ности М. И. Калинин неразрывно связывал с ролью командира-единоначальника, как основного и главного лица, несущего от­ ветственность перед государством за со­ стояние вверенной ему части или подраз­ деления. «Приказ, распоряжение команди­ ра — это в любых условиях закон для бойца, закон, от которого никаких отступ­ лений быть не должно», — говорил М. И. Калинин. В воспитании высоких морально-боевых качеств Михаил Иванович придавал важ­ ное значение партийно-политической рабо­ те, которую он считал очень трудной и сложной сферой деятельности. Задача по­ литической работы состоит в том, чтобы добиться такого политико-морального со­ стояния Совотских Вооруженных Сил, ко­ торое бы соответствовало задачам обороны социалистического государства. М. И. Калинин был враг талмудизма, догматизма, шаблона во всяком деле. Осо­ бенно недопустимыми он считал эти поро­ ки в партийно-политической работе и вся­ кий раз подчеркивал ее живой, творческий характер. Особенно много внимания М. И. Кали­ нин уделял постановке политической аги­ тации в армии. Более всего он не любил беспредметную политическую трескотню, голую митинговщину и говорил, что аги­ тация должна быть конкретной, основан­ ной на живых фактах жизни части, под­ разделения. В годы войны он советовал агитаторам учить и воспитывать' людей личным примером доблести и отваги, вдохновлять страстным большевистским словом, смелой и прямой постановкой во­ проса. Это указание Михаила Ивановича име­ ет важное значение и теперь, в современ­ ных условиях. Личный пример коммуни­ стов и комсомольцев в боевой и политиче­ ской подготовке, достижение ими отлич­ ных показателей в решении задач, кото­ рые ставит перед войсками Министр Обо­ роны СССР, вдохновляют всех воинов на самоотверженное выполнение своего воин­ ского долга. Вся жизнь Михаила Ивановича Калини­ на, его многогранная партийная и госу­ дарственная деятельность является для всех советских людей, для воинов Совет­ ской Армии и Военно-Морского Флота вдохновляющим примером беспредельной преданности делу Коммунистической пар­ тии, образцом беззаветного служения Ро­ дине и народу, самоотверженной борьбы за победу коммунизма. Полковник Н. КОНОНЫХИН. Передовые старшины делятся опытом Тщательно готовиться к занятиям по специальности В связи с приходом на флот молодых матросов, серьезные задачи встали перед старшинами. Мы должны в кратчайший срок помочь новичкам изучить первоклас­ сную корабельную технику, правила ее эксплуатации и стать умелыми матроса­ ми. Известно, что от выучки моряков, от их умения в любых условиях полностью использовать вверенное оружие и меха­ низмы зависит высокая боеспособность корабля. Стать же первоклассным специа­ листом может любой матрос. Надо только полюбить технику, свою специальность, стремиться в совершенстве овладеть ею, учиться военному мастерству старательно, с усердием и настойчивостью. У нас на корабле созданы все условия для того, чтобы каждый молодой матрос мог успешно подготовиться к сдаче заче­ тов по знанию материальной части и не­ сению самостоятельной ходовой вахты. Качество подготовки молодых специа­ листов во многом зависит от того, как мы, старшины, командиры отделений сумеем правильно и доходчиво передать им наши знания и опыт. Практика показывает, что там, где старшины настойчиво готовятся к заня­ тиям по специальности с молодыми вои­ нами. там и результаты хорошие, моряки в короткие сроки овладевают техникой и самостоятельно несут вахту. Как же решается эта задача па нашем корабле и, в частности, в моей команде котельных машинистов? После того, как командиры отделений познакомили молодых матросов с кораб­ лем, мы поинтересовались, приходи­ лось ли им до службы иметь дело с тех­ никой. Можно с удовлетворением отме­ тить, что многие новички в основном зна­ комы с принципом действия различных механизмов. Затем был составлен конкрет­ ный план практического изучения специ­ альности. На его основе тщательно раз­ работали суточные планы занятий. Мы пришли к выводу, что по отдель­ ным темам нецелесообразно проводить за­ нятия сразу со всей командой, в которой немало классных специалистов, отлични­ ков боевой и политической подготовки. С разрешения офицера весь личный состав разделили на две группы. В первую вошли молодые воины. Для проведения занятий с ними выделили наиболее опытных командиров отделений, классных специа­ листов. Мне, как старшине команды котельных машинистов, пришлось проводить учебу с новичками. Я обратил особое внимание на обучение их регулировке механизмов после ремонта, а также на знание ими ра­ боты и устройства предохранительных кла­ панов. Чтобы занятия были доходчивей и интересней, я тщательно готовлюсь к ним, подбираю необходимую литературу, наглядные пособия, описания, Формуляры. Затем составляю конспект занятия. В хо­ де подготовки следует учитывать и во­ просы, которые могут возникнуть у ма­ тросов при изучении темы. После об’яснения устройства или про­ ведения практической регулировки меха­ низмов интересуюсь тем, как моряки ус­ воили материал. Так, например, подробно рассказав по чертежу об устройстве предохранитель­ ных клапанов, я опросил подчиненных. Выяснилось, что матросу Кузнецову не все ясно. Лишь после вторичного объяснения, причем не только по чертежу, но п непосредственно у •материальной части, молодой моряк уяснил устройство данных механизмов. На одном из занятий по устройству и работе котельного турбовеятилятора я по­ просил матроса Красин показать, как пра­ вильно замерять масляный клин верхнего подшипника. С помощью формуляра и схемы молодой воин толково ответил на поставленный вопрос. Таким образом, тщательная подготовка к занятиям облег­ чает молодым морякам изучение темы. Огромную пользу матросам приносят за­ нятия непосредственно на материальной части, особенно во время планово-преду­ предительных ремонтов и осмотров бое­ вых механизмов. В одном из котельных отделений был вскрыт для осмотра и за­ мера турбо-нефтяной насос. Молодые ма­ тросы заинтересовались тем, как практи­ чески производить замер масляных зазо­ ров. Прежде, чем об’яснить это, я по­ беседовал с ними, снова напомнил теоре­ тические положения по данному вопросу, которые они изучали на предыдущих за­ нятиях. И тут выяснилось, что теорию де­ ла они зпают, а вот практически приме­ нить свои знания не могут. Я понял, на­ сколько важно не упускать ни одной возможности для учебы с новичками у ра­ зобранных механизмов. II на этот раз, показав, как нужнэ производить замер зазоров, я потребовал, чтобы каждый ма­ трос повторил мои действия. Необходимые практические павыки по­ лучают молодые моряки, когда дублируют опытных специалистов. Здесь они под ру­ ководством бывалых моряков вырабаты­ вают навыки управления боевой техникой. Мы используем каждую возможность для того, чтобы в походе новички не теряли зря времени, получили как можно больше практических знаний. Кроме того, в плава­ нии их навыки совершенствуются на раз­ личных занятиях, тренировках, учениях. Так, в одном пз походов молодые воины вначале ознакомились с первичными ме­ роприятиями ио борьбе за живучесть ко­ рабля. Затем им давали более сложные вводные, как, например, заделка всех ви­ дов пробоин, тушение пожаров, постановка бугелей в уязвимых местах, переключе­ ние системы трубопроводов и т. д. Недавно проведенная проверка знаний боевой техники, а также умения работать на ней показали хорошие результаты. Сей­ час молодые матросы уже самостоятельно несут вахту на питании главных котлов, на горении и на вспомогательных меха­ низмах. Хорошо справляются со своими обязанностями матросы Пищевский, Коче­ тов, Шалдыбин, Широких и другие. Залогом всех успехов в подготовке мо­ лодых специалистов является тщательная подготовка к занятиям и методически пра­ вильное их проведение. 13 результате гра­ мотной эксплуатации мехапизмов на на­ ших боевых постах длительное время нет пи одной поломки или выхода из строя материальной части ио вине личного со­ става. Хорошо подготовленные специали­ сты, проникнутые чувством ответственно­ сти за порученное дело, всегда содер­ жат вверенные нм боевые механизмы в полной боевой готовности. Занимаясь обу­ чением и воспитанием молодых специали­ стов, мы, старшины, должны повседневно заботиться о повышении их практических навыков и боевого мастерства, о том, что­ бы калсдый матрос точно выполнял тре­ бования воинских уставов, инструкций и наставлений. Старшина 1 статьи И. ЧАПАЙДА. ПЕРВАЯ ПРОВЕРКА М астера флотской связи На флоте вошло в традицию ежегодно проводить состяза­ ния на лучшее подразделение связи и лучшего радиста, сиг­ нальщика, телеграфиста. В этом году условия состя­ заний для радистов были наи­ более сложными. Матросы и старшины долго и тщательно готовились к со­ стязаниям, работали с товари­ щами, помогали друг другу. Так, главный старшина Киду- нёв, который в течение не­ скольких лет держит первен­ ство среди сигнальщиков, в короткий срок обучил своему делу молодого матроса Силки- на. Силкин добился отличных результатов на соревнованиях и занял второе место. Состязания показали возрос­ шее мастерство связистов, их отличную выучку и готовность выполнить воинский долг в любых условиях. Первое место заняло подразделение капи­ тан-лейтенанта Крылова. В нем все старшины и ма­ тросы опытные специалисты. Первые личные места заняли радиотелеграфист старший ма­ трос Фролов, сигнальщик Ки- дунёв и телеграфист Семенов. Им присвоено почетное звание «Лучший специалист-связист флота 1955 года». Хороших успехов добились также радиотелеграфисты старший матрос Зайцев, стар­ шина 2 статьи Лазарев, стар­ ший матрос Волков, старшина 2 статьи Семенов, сигнальщи­ ки матрос Силкин, старшина 2 статьи Волков, телеграфи­ сты старшие матросы Василь­ ев, Маркелов и другие. Командующий флотом на­ градил моряков, занявших первые места, ценными подар­ ками и Почетными грамотами. Многие воины награждены на­ грудными знаками «Отличный связист». Пожелаем им новых успехов в совершенствовании своих специальных и политиче­ ских знаний и достижений вы­ соких практических навыков. Капитан-лейтенант А. Е В С Т А Ф Ь Е В . Как правило, к новичкам относятся на корабле сдержанно, с некоторой осторож­ ностью. К ним приглядываются, их, как говорят, изучают. Кто знает, сможет ли молодой матрос качественно выполнить то или иное задание, не спасует ли перед трудностями корабельной службы. Надо определить — твердый ли у него харак­ тер, как работать с ним, чтобы воспитать волевым, инициативным, грамотным в во­ енно-морском деле. Некоторые матросы воспринимают это как должное, а другие обижаются, что их строго контролируют. Они говорят: «Може­ те смело поручать нам любое ответствен­ ное дело. Мы уже кое-чему научились. А труда не пожалеем, чтобы оправдать ва­ ши надежды...». Наш корабль стоял у стенки. Сильный ветер гнал пенистые волны, с хлюпаньем разбивал их о борт. Залив шумел. Ожи­ дался шторм. Командир корабля приказал выставить дополнительные посты по наблюдению за концами. Старшине 1 статьи Карсекину было поручено с группой матросов завести два дополнительных швартовых. Карсекин вошел в кубрик и спросил, кто желает вы­ полнять эту работу. Вызвались почти все, кто был в помещении. Особенно настойчи­ во просили взять их с собою недавно прибывшие на корабль молодые матросы. — Возьмите нас. Вот увидите, все бу­ дет в порядке. Ведь тут же нет ничего сложного, — говорил матрос Левушкин. — А справитесь?.. Смотрите, как погода разыгралась! — старшина сказал это и зябко передернул плечами. — За пас можете не беспокоиться. Но Карсекин и не думал беспокоиться. Он шел в кубрик с явным намерением по­ ручить дело молодым матросам. Пусть при­ выкают к морю, к трудностям! Старшина выбрал четыре человека. Больше не нуж­ но было. Только мешать друг другу ста­ нут. — Со мной пойдут матросы Левушкин, Меркушев, Давыдов и Васин, — уже то­ ном приказа перечислил старшина фами­ лии. — Одевайтесь — и за мной. Ветер крепчал. Он дул резкими поры­ вами, со свистом проносился по надстрой­ кам корабля. Густую темноту прорезал ко­ леблющийся свет прожектора. Корабль и у стенки качало. Швартовые концы то ослабевали, то со скрелгетом натягивались. Создавалось впечатление, что они вот-вот лопнут. Но этого не случилось. Тросы бы­ ли прочные. А на крайний случай все бы­ ло готово к даче хода и перешвартовке. Старшина, стараясь перекричать шум волн и свист ветра, приказывает: «Двоим — на причал принимать бросательный ко­ нец. а остальпым следовать за мною на бак». Смотав с катушки запасной шварто­ вый конец, матрос Левушкин привязал к его огону бросательный и, размахнувшись, резко метнул в сторону причала. Груз не­ уклюже дернулся и упал в воду. Матрос, недовольный, нервно дернул бросательный, потянул его на себя. — Расчет имейте! Делайте все быстро и наверняка! — гудел над самым ухом Левушкина голос старшины. Очередной бросок достиг цели. На при­ чале Меркушев и Давыдов подхватили бро­ сательный, потянули его на себя. За бро­ сательным пополз из клюза трос. — Давай, матросы, давай! — подбад­ ривал старшина. Сапоги скользили по мокрому настилу причала. Брызги соленой воды летели в глаза. Наконец, трос заведен на при- .чальный пал. Карсекип переждал, когда основной швартовый ослабнет. Левушкин и Васин прочно закрепили дополнительный на кнехты. Старшина проверил, все ли в порядке, и приказал матросам следовать па ют. На корме дополнительный швартов был заведен и закреплен в два раза бы­ стрее. чем на баке. Оказывается, контроль и руководство старшины были необходи­ мы. — Ну вот, вы и получили первое кре­ щение, — улыбаясь сказал Карсекин, ког­ да матросы, находясь еще под впечатлени­ ем проделанной ими работы, вновь верну­ лись в теплый и светлый кубрик. — Прав­ да, дело не такое уж и значительное, но работу вы, можно смело сказать, выполни­ ли неплохо, с сознанием долга. Учтите, что из малого слагается большое. В повсе­ дневном будничном труде рождаются уме­ лые моряки. Мечты молодых матросов воплощаются в жизнь. Воинов ждут горячие дни боевых учений, морских походов, в которых онп закрепят полученные знания на практи­ ческой работе. Их хдут бескрайний мор­ ской простор, штормы, радость обретенной во и н с ко й зрелости. Мы верим в наших молодых товарищей, желаем им большого плавания, хороших достижений в боевой учебе и поможем в этом. Родина верит морякам и ждет от них новых успехов в укреплении могущества флота. Старший матрос В. БОЛДИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz