На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 17 ноября 1955 г., № 272 (5424). Совещание министров иностранных дел четырех держав в Женеве ЖЕНЕВА, 15 ноября. (Спец. корр. г 10 часов 30 минут по среднеевропейски- /Г. Макмиллан. На этом заседании ми- ТАСС). Утреннее заседание министров му времени (в 12 ч. 30 минут по москов- нистры закончили обсуждение третьего иностранных дел Франции, Англии, Совет- скому времени). пункта повестки дня — о развитии кон­ ского Союза и США началось сегодня в I На заседании председательствовал | тактов между Востоком и Западом. Обсуждение вопроса о развитии контактов между Востоком и Западом ЖЕНЕВА. 15 ноября. (Спец. корр. ТАСС). Вчерашнее заседание министров иностранных дел четырех держав было посвящено обсуждению третьего пункта повестки дня совещания — о развитии контактов между Востоком и Западом. Рассмотрение этого вопроса было нача­ то министрами 31 октября на их четвер­ том заседании, на котором они изложили свои позиции по вопросу о развитии кон­ тактов между Востоком и Западом. На этом заседании Советская делегация вне­ сла свое предложение по вопросу о раз­ витии контактов. Делегации трех запад­ ных держав также передали на рассмотре­ ние совещания свои совместные предложе­ ния. Тогда же министры поручили Коми­ тету экспертов из представителей четырех держав рассмотреть внесенные предложе­ ния и подготовить доклад по третьему пункту повестки дня. Выступивший на вчерашнем заседании первым Г. Макмиллан охарактеризовал ре­ зультат работы Комитета экспертов, как «отрицательный», поскольку, заявил Макмиллан, в ходе дискуссии в Комитете выявились «радикальные различия» меж­ ду точками зрения советского и западных представителей. Причиной этого, по мнению Макмилла­ на, является позиция Советского Союза, который, как утверждал английский представитель, якобы сводит вопрос об устранении препятствий на пути развития контактов к устранению контроля над торговлей стратегическими материалами. Затем выступил В. М. Молотов. Глава Советской делегации подчеркнул, что предложения Советского Союза по третьему пункту повестки дня сформу­ лированы в соответствии с Директивами Глав правительств четырех держав. Следуя этим Директивам, сказал Моло­ тов, мы должны обратить внимание, преж­ де всего, на постепенное устранение ба­ рьеров, которые препятствуют свободному общению и мирной торговле между наро­ дами. Между тем, в проекте трех министров этот вопрос отодвинут на последнее ме­ сто. Это сделано под предлогом рассужде­ ний о «стратегической торговле», о кото­ рой ни слова не говорится в Директивах Глав правительств. Молотов отметил далее, что в проекте Советской делегации учитываются Дирек­ тивы Глав правительств относительно осу­ ществления свободных контактов и свя­ зей, взаимно выгодных для заинтересован­ ных стран и народов. Что же касается проекта, представлен­ ного от имени трех министров, продолжал Молотов, то он не отражает и этих ука­ заний Директив. В нем, с другой стороны, имеется ряд предложений, представляю­ щих собою попытки вмешательства во внутренние дела других государств. В этом проекте не только нашли свое отра­ жение домогательства на те или иные из­ менения в законодательстве и администра­ тивных правилах отдельных государств. В нем даже содержится претензия насчет изменения курса валюты отдельных госу­ дарств. Охарактеризовав эти неоснова­ тельные претензии как вмешательство во внутренние дела тех или других госу­ дарств, Молотов заявил: мы не скрыва­ ем, что в Советском Союзе не предостав­ лялась раньше и не будет предоставлять­ ся в дальнейшем такая «свобода обмена идеями», которая заключалась бы в «сво­ бодной» поопаганде войны или в челове­ коненавистнической пропаганде атомного нападения. Это несовместимо с интереса­ ми поддержания мира. Мы не сможем со­ гласиться и с такой «свободой», которая вела бы к развязыванию подрывной дея­ тельности всяких отбросов общества, изгнанных народами из стран социализма и народной демократии, хотя на это, как известно, иногда тратятся многие миллио­ ны долларов. Это несовместимо с интере­ сами развития дружбы и сотрудничества между народами, которые дороги Совет­ скому Союзу и всем народам, стремящим­ ся к прочному миру и прогрессу. Никто из сторонников демократических принци­ пов не может согласиться и с тем, будто радиостанции, хотя бы и прикрывающиеся фальшивыми вывесками вроде вывески «свободная Европа» и т. п., действительно служат делу свободы народов. Всякий че­ стный человек признает, что такого рода радиостанции служат не делу свободы, а делу черной реакции, разжиганию враж­ ды между народами, подрыву мира и под­ готовке новой войны. Г-н Макмиллан умол­ чал здесь обо всем этом. Мы предложили бы, заявил Молотов в заключение, принять в основу проект Со­ ветской делегации по вопросу о развитии контактов между Западом и Востоком. Со­ ветская делегация считала бы также воз­ можным принять за основу тот проект предложений, который премьер-министр Франции г-н Фор внес 22 июля на Сове­ щании Глав правительств. Кроме того, мы могли бы дополнительно включить в на­ ше соглашение по этому вопросу ряд пунктов из проекта трех держав, пред­ ставленного на настоящем Совещании. Д. Даллес в своем выступлении заявил, что результаты работы по вопросу о раз­ витии контактов, проделанной на Совеща­ нии, являются разочаровывающими. Признав, что ряд предложений западных держав затрагивает внутренние вопросы отдельных стран, Даллес, тем не менее в своем дальнейшем выступлении продолжал, как и выступивший перед ним Макмиллан, делать упор именно на эту часть предло­ жений делегаций трех держав, как на са­ мые важные якобы вопросы, от которых зависит развитие контактов. В заключение Даллес выразил надежду, что переговоры, которые имели место на совещании, хотя и не привели к значи­ тельному соглашению, помогут, однако, в будущем найти пути к тому, чтобы сде­ лать мир прочным. А. Пинэ выразил удовлетворение тем, что эксперты пришли к соглашению в об­ ласти культурного обмена. Однако, по мне­ нию Пинэ, результаты работы экспертов являются «разочаровывающими», посколь­ ку, как он заявил, советский представи­ тель не дал согласия рассмотреть вопросы цензуры, более широкого доступа коррес­ пондентов к источникам информации, уст­ ранения помех радиопередачам, устранения ограничений в отношении дипломатиче­ ского представительства Франции в СССР и т. д. В заключение Пинэ внес на рассмотре­ ние совещания проект заявления четырех держав по вопросу развития контактов между Востоком и Западом. В этом проек­ те содержатся пожелания «создать усло­ вия, благоприятные для развития мирной торговли», «последовательно упразднить препятствия для свободного обмена идеями и информацией», «попытаться положить конец трудностям, которые мешают сво­ бодному передвижению людей». Однако в проекте ничего не говорится об устранении препятствий и ограничений в области торговли. Г. Макмиллан заявил, что он изучит предложения, внесенные французской де­ легацией. Затем взял слово В. М. Молотов. Он обратил внимание на то, что существует большая разница между предложениями, которые премьер-министр Франции Э. Фор Енес на Совещании Глав правительств, и предложениями правительств трех запад­ ных стран, внесенными на Совещании ми­ нистров иностранных дел. Молотов заявил, что он выскажет свое мнение о предложениях Пинэ на следую­ щем заседании. Д. Даллес сказал, что делегация США благожелательно изучит предложения, внесенные французской делегацией. Он заявил также, что, по его мнению, вопрос о развитии контактов по своей природе связан с вопросами, входящими во внут­ реннюю компетенцию государств. Министры закончили обсуждение третьего пункта повестки дня ЖЕНЕВА, 15 ноября. (Спец. корр. ТАСС). На сегодняшнем утреннем заседа­ нии министры иностранных дел четырех держав закончили обсуждение третьего пункта повестки дня — о развитии кон­ тактов между Востоком и Западом. Первым на сегодняшнем заседании вы­ ступил В. М. Молотов. Главное, что интересует Советскую де­ легацию в обсуждаемом вопросе, сказал он, заключается в достижении определенных положительных результатов в развитии контактов между Востоком и Западом как в экономической области, так и в куль­ турной области и во всех тех вопро­ сах, которые относятся к этой проблеме. , шагом вперед в обсуждении вопроса о кон- Глава Советской делегации подчеркнул, что Советское правительство предприняло ряд шагов, направленных к осуществле­ нию тех общих указаний, которые были даны Главами правительств. Молотов указал в этой связи, что внеш­ няя торговля Советского Союза за период после войны увеличилась в четыре раза против довоенного периода. Он отметил также успехи в области личных связей и контактов между людьми. Характеризуя проект, внесенный h i вчерашнем заседании французской делега­ цией, Молотов заявил, что он является тактах и может помочь согласованию мне­ ний. Вместе с тем, как указал Молотов, в проекте содержатся нецелесообразные предложения, которые по существу отно­ сятся только к компетенции соответст­ вующих государств и которые могут быть рассмотрены непосредственно заинтересо­ ванными сторонами. Молотов заявил далее, что, учитывая представленные французской делегацией предложения. Советская делегация вносит на рассмотрение Совещания видоизменен­ ный проект предложения. Этот проект гласит: 15 ноября 1955 года Проент заявления четырех держав по вопросу развития нонтантов между Бостоном и Западом (Текст внесен Советской делегацией) Руководствуясь интересами укрепления мира, создания атмосферы доверия и раз­ вития сотрудничества между народами, министры иностранных дел, в соответст­ вии с Директивами Глав правительств СССР, США. Французской Республики, Соединенного Королевства, изучили «ме­ ры, включая возможные меры в органах и учреждениях Организации Об'единенных Наций, которые могли бы (а) привести к постепенному устранению барьеров, кото­ рые препятствуют свободному общению и мирной торговле между народами, и (б) осуществлению свободных контактов и связей, взаимно выгодных для заинтересо­ ванных стран и народов». А. Исходя из директивы и отдавая себе отчет в важности проблем, изучение ко­ торых было поручено Комитету экспертов, министры иностранных дел четырех дер­ жав согласились предложить их соответ­ ствующим правительствам: — Создать условия, благоприятные для развития мирной торговли, и в этих целях принять меры, имеющие в виду устране­ ние существующих препятствий и ограни­ чений в области торговли между Востоком и Западом с тем, чтобы коммерсанты и торговые организации могли бы более ши­ роко использовать возможности, предо­ ставляемые им обменом между Востоком и Западом. — Предпринять зависящие от них ме- После двадцатиминутного перерыва вы­ ступили Д. Даллес, А. Пинэ и Г. Макмил­ лан. С ответом им выступил Молотов. ЖЕНЕВА, 16 ноября. (ТАСС). Вчера на дневном заседании, посвященном вопросу о европейской безопасности и Германии, первым с заявлением о сокращении ино­ странных войск в Германии выступил В. М. Молотов. Напомнив, что советская делегация внесла предложение о выводе из Германии в трехмесячнын срок иностран­ ных войск, за исключением ограниченных ры по содействию беспрепятственному проходу торговых судов всех стран через морские проливы и каналы международно­ го значения и по устранению существую-' щих в настоящее время ограничений в области морского сообщения с некоторы­ ми государствами. — Содействовать обмену книгами, га­ зетами, научными журналами, докумен­ тальными и другими фильмами, а также радиопередачами в соответствии с согла­ шениями, которые могут иметь двусторон­ ний или многосторонний характер. В. Министры иностранных дел четырех держав полагают, что является желатель­ ным облегчить и расширить отношения между Востоком и Западом в следующих областях: а) Культурный обмен, ь частности, в области издательского дела, а также об­ мен культурными делегациями, выставка­ ми и др., в) Научный и технический обмен; уча­ стие ученых в международных конгрессах, c) Поездки деятелей промышленности, сельского хозяйства и торговли, d) Обмен между профессиональными, научными, техническими и артистически­ ми организациями, e) Обмен кзк профессорами и студента­ ми. так и лекторами, { ) Обмен спортсменами и спортивными коллективами, После выступления В. М. Молотова со­ стоялся обмен мнениями, в ходе которого министры трех западных держак вновь подтвердили свое отрицательное отноше- Дневное заседание 15 ноября контингентов, а после его отклонения предложила 9 ноября договориться о сок­ ращении этих войск на 50 процентов с одновременным сокращением вооруженных сил четырех держав па число выведенных войск, глава Советской делегации подчерк­ нул, что такое мероприятие вытекает из директив и содействует решению вопроса о европейской безопасности и Германии, g ) Развитие туризма как в плане кол­ лективном, так и в плане индивидуаль­ ном. Четыре правительства, в целях дальней­ шего развития существующих контактов, смогут определить, в случае необходимо­ сти, способы этих обменов. Последние должны производиться ко взаимной выго­ де договаривающихся стран в самых об’- ективных и действенных условиях. С. Министры иностранных дел четырех держав считают, что имеется ряд конкрет­ ных вопросов, относящихся к развитию контактов между Востоком и Западом, ко­ торые подлежат рассмотрению непосред­ ственно между заинтересованными стра­ нами с учетом интересов и правовых норм соответствующих государств. Д. В соответствии с Директивой Глав правительств министры иностранных дел четырех держав заявляют, что было бы желательным учесть тот вклад, который могли бы внести органы и учреждения Организации Об’единенных Наций, в со­ ответствии с принципами Устава ООН, при применении мер, рассмотренных на­ стоящим Совещанием. Четыре министра высказываются за уча­ стие в международных специализирован­ ных организациях (МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ, МСЭ и др.) всех государств, желающих сотрудничать в этих организациях. ние к предложению, внесенному сегодня Советской делегацией. На этом утреннее заседание закрылось. решению вопроса о разоружении. В. М. Молотов напомнил, что советская делега­ ция предложила договориться, по согласо­ ванию с ГДР и ГФР, об ограничении чис­ ленности их воорулсенных формирований. Советская делегация, сказал В. М. Мо­ лотов, придает этому предложению важное значение особенно потому, что оно ведет к устранению подозрительности в отноше­ ниях между двумя германскими государст­ вами и, следовательно, помогает установ­ лению взаимопонимания и сотрудничества между ними. Д. Даллес заявил, что делегация США не готова рассматривать советские пред­ ложения, пока, как утверждал он. Совет­ ская делегация «будет продолжать отка­ зываться» от обсуждения вопроса о вос­ соединении Германии при помощи свобод­ ных выборов. А. Пинз заявил, что позиция француз­ ской делегации по первому пункту пове­ стки дня остается неизменной. Г. Макмиллан заявил, что, по его мне­ нию, внесенное Советской делегацией предложение не имеет отношения к работе Совещанил и противоречит духу и букве Директив Глав правительств. Затем слово по поводу советского npei- ложения о договоре между существующи­ ми в Европе группировками государств взял В. М. Молотов. Глава Советской деле­ гации указал на желательность заключе­ ния между участниками Северо-атланти­ ческого пакта и Западноевропейского сою­ за, с одной стороны, и Варшавского до­ говора, — с другой стороны, договора, по­ скольку еще не достигнута договоренность о создании системы коллективной безопас­ ности в Европе. Напомнив содержание проекта договора, предусматривающего, в частности, обязательство воздерживаться в своих отношениях друг с другом от применения силы или от угрозы ее при­ менения и решать все спорные вопросы мирным путем, В. М. Молотов отметил, что предложение заключить договор исхо­ дит из учета реальной обстановки, из идеи смягчения напряженности между Во­ стоком и Западом. Д. Даллес заявил, что США являются членом ООН, Устав которой предусматри­ вает те обязательства, о которых говорит­ ся в проекте договора. США, сказал Дал­ лес, намереваются лойя 1 ьно выполнять обязательства, вытекающие из Устава, но они не готовы вступать в какие-либо дру­ гие договоры о безопасности с Советским Союзом, которые не учитывали бы нали­ чия тесной связи между воссоединением Германии и проблемой европейской безо­ пасности. А. Пинэ также заявил, что советское предложение не учитывает связи между воссоединением Германии и обеспечением безопасности. Оно не дает также, сказал он. ничего нового по сравнению с Уста­ вом ООН. Г. Макмиллан сказал, что западные державы не могут принять договор о безо­ пасности, который был бы основан на со­ хранении разделения Германии. Он ука­ зал, что обязательство воздерживаться от использования вооруженной силы включе­ но в Устав ООН. а также и в Северо-ат- лантпческий договор. Отвечая на доводы министров трех дер­ жав, В. М. Молотов констатировал, что они отказываются от предложений, предусмат­ ривающих вывод или сокращение иност­ ранных войск в Германии и заключение договора между группировками государств в Европе. Вместе с тем, он показал нело­ гичность утверждений, будто излишне повторять в договоре обязательства, со­ держащиеся в Уставе ООН. В частности, напомнил он, Г. Макмиллан заявил, что обязательство не прибегать к силе вклю­ чено в Северо-атлантический договор; если так, то почему же излишне включить то же обязательство в предлагаемый до­ говор? Нам говорят, продолжал В. М. Молотов, что мы должны либо принять проект трех держав, внесенный 28 октября, либо ни­ чего нельзя принять для укрепления безо­ пасности в Европе. Остановившись на су­ ществе проекта договора, внесенного деле­ гациями западных держав. В. М. Молотов указал, что реальный смысл такого до­ говора заключается вовсе не в обеспече­ нии европейской безопасности, а в реми­ литаризации всей Германии и вовлечении ее в военную группировку западных дер­ жав. Поэтому этот проект не может слу­ жить базой для соглашения и уже по од­ ному этому он не соответствует Директи­ ве Глав правительств и духу Женевского совещания. После того, как В. М. Молотов закончил свое выступление, министры западных держав заявили, что у них нет больше замечаний по первому пункту повестки дня. В. М. Молотов заявил, что было бы весьма полезным подвести некоторый итог дискуссии по первому пункту повестки дня. Он внес на рассмотрение Совещания проект предложения Советской делегации по первому пункту повестки дня. Он гла­ сит: «Министры иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции конста­ тируют, что хотя в результате состоявше­ гося обмена мнениями по первому пункту повестки дня — европейская безопасность и Германия — еще не удалось достиг­ нуть необходимой степени согласия, тем не менее, выявилось совпадение позиций по ряду важных вопросов, относящихся к европейской безопасности, а именно: 1. Все участники Совещания высказа­ лись за то, чтобы в договоре о европей­ ской безопасности было бы предусмотрено, что его участники отказываются от при­ менения силы в своих отношениях друг с другом. 2. Достигнуто согласие в том, что обя­ зательства по договору о европейской бе­ зопасности должны предусматривать сов­ местные меры для того, чтобы оказать сопротивление возможной агрессии в Ев ­ ропе. 3. Достигнуто также согласие в том, чтобы государства — участники договора не оказывали помощи агрессору. 4. Признана необходимость установле­ ния между Востоком и Западом зоны, на территории которой были бы осуществле­ ны мероприятия по установлению пре­ дельных уровней вооруженных сил соот­ ветствующих государств, с установлением соответствующей инспекции. 5. Признана необходимость взаимных консультаций участников договора с целью обеспечить выполнение государст­ вами взятых на себя обязательств по до­ говору о европейской безопасности. 6 . Имеется также полное согласие с тем, чтобы обязательства по договору о безопасности в Европе не затрагивали неот’емлемого права государств на индиви­ дуальную или коллективную самооборону. Все участники Совещания, вместе с тем, отмечают, что еще не достигнута догово­ ренность по таким основным вопросам, как обеспечение европейской безопасно­ сти, на основе укрепления сотрудничества между государствами, а также решение германской проблемы и восстановление единства Германии. Все участники Совещания проявили стремление продолжать усилия, направ­ ленные на достижение такой договоренно­ сти». После того, как В. М. Молотов внес это предложение, Д. Даллес заявил, что это предложение следовало бы изучить с тем, чтобы вернуться к нему на следующем за­ седании, когда министры будут рассматри­ вать возможное коммюнике о Совещании министров иностранных дел. А. Пинэ присоединился к этому предло­ жению. Г. Макмиллан также заявил, что столь важный документ нуждается в изу­ чении. Он предложил также, чтобы ми­ нистры собрались на закрытое заседание «для того, чтобы разобраться в той рабо­ те, которую еще предстоит провести». Это предложение было принято, после чего министры собрались на заседание в узком составе. В ходе вчерашнего заседания делегация СССР внесла также на рассмотрение Со­ вещания проект заявления четырех мини­ стров иностранных дел по вопросу о разо­ ружении. Заявление четырех министров иностранных дел по вопросу о разоружении (Предложение делегации СССР) Руководствуясь стремлением содейство­ вать уменьшению международной напря­ женности, укреплению доверия между государствами, устранению угрозы войны и уменьшению бремени вооружений, ми­ нистры иностранных дел Советского Сою­ за, Соединенных Штатов Америки, Соеди­ ненного Королевства и Французской Рес­ публики попрежнему убеждены в необхо­ димости продолжать стремиться к согла­ шению по обширной программе разоруже­ ния, которая содействовала бы междуна­ родному миру и безопасности при наи­ меньшем отвлечении на нужды вооруже­ ния людских и экономических ресурсов мира. Их обсуждения показали, что имеется согласие относительно этой цели и что по некоторым важным вопросам, касающим­ ся сокращения вооружений и запрещения атомного оружия, включая необходимость установления эффективного контроля, по­ зиции четырех держав сблизились. Что касается вопросов, по которым еще не достигнуто договоренности, то минист­ ры согласились с тем, что четыре держа­ вы совместно с другими заинтересованны­ ми государствами приложат усилия к то­ му, чтобы устранить имеющиеся расхож­ дения и разработать, таким образом, им приемлемую систему разоружения, вклю­ чающую сокращение всех вооружений и вооруженных сил при эффективных гаран­ тиях. В то же время министры согласились, что изучение методов контроля над выпол­ нением государствами обязательств по ра­ зоружению, проводимое в настоящее вре­ мя в различных странах, должно иметь своей целью облегчение урегулирования проблемы разоружения. Министры согласились с тем, что в этой связи необходимо в соответствии с Директивой Глав правительств продолжить рассмотрение прежде всего тех положе­ ний, которые содержатся: а) в предложениях СССР от 10 мая и 2 1 июля сего года по вопросам сокраще­ ния вооружений, запрещения атомного оружия и устранения угрозы новой вой­ ны, б) в предложении президента США от 2 1 июля об аэрофотос’емках и обмене во­ енной информацией, в) в предложениях правительства Вели­ кобритании по вопросу о разоружении, внесенных 21 июля и 29 августа, и г) в предложении правительства Фран­ ции о финансовом контроле над разору­ жением и об обращении образовавшихся свободных ресурсов на мирные цели. Министры также констатируют, что выяснилось полное единодушие в том, что четыре державы, в соответствии с заявле­ ниями глав их правительств, будут воз­ держиваться в отношениях между ними от применения вооруженной силы и стре­ миться к тому, чтобы разногласия, кото­ рые существуют или могуг возникнуть между ними, разрешались мирным путем. Утреннее заседание 16 ноября ЖЕНЕВА, 16 ноября. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня министры иностранных дел собрались в 11 час. 30 мин. утра на свое шестнадцатое заседание для рассмот­ рения предложения советской делегации по первому пункту повестки дня — евро­ пейская безопасность и Германия, — вне­ сенного на вчерашнем дневном заседании. Председательствовал на сегодняшнем заседании В. М. Молотов. Первым по обсуждаемому вопросу вы­ ступил Д. Даллес. Вчера, сказал он, Советская делегация внесла предложение о том, чтобы мини­ стры иностранных дел четырех держав констатировали совпадение позиций по ряду важных вопросов, относящихся к европейской безопасности. Я не игнори­ рую того факта, что проявился известный параллелизм в нашем мышлении по этим вопросам, и не преуменьшаю важности этого факта. Я первый обратил внимание на это совпадение позиций, когда я анали­ зировал те общие элементы, которые име­ лись в предложениях западных держав и во втором предложении Советского Сою­ за. Однако я должен указать, что это бы­ ло сделано мною до того, как Советский Союз полностью изложил свою позицию по вопросу о воссоединении Германии. Разница в наших мнениях по вопросу о безопасности, в особенности в том, что касается Германии, НАТО и Брюссельского договора, показывает, что между нами еще существуют значительные разногла­ сия по существенным вопросам. Д. Даллес выразил опасение, что со­ ветское предложение могло бы создать неправильное впечатление, поскольку в нем недостаточно отражено мнение запад­ ных держав о том, что при наличии ргй- деления Германии не может существовать безопасности, а также мнение западных держав о ценности для их собственной безопасности и для безопасности других стран таких организаций, как НАТО и Брюссельский договор. Д. Даллес добавил к этому, что было бы затруднительным, а может быть и невозможным, в остав­ шееся у министров короткое время согла­ совать точную формулировку тех пунктов, относительно которых действительно выя­ вилось, как говорится в советском пред­ ложении, некоторое совпадение позиций. В связи с этим Д. Даллес указал, что достаточно ограничиться имеющимися протоколами заседаний. Затем с кратким заявлением выступил А. Пинэ. Он заявил, что совпадение точек зрения по вопросу о европейской безопас­ ности, о котором говорится в советском предложении, является чисто формальным и кажущимся. Только тогда, когда мы договоримся по поводу общего подхода к целям, которых следует добиваться, эти совпадения точек зрения обретут какой-то смысл и позволят нам проводить конст­ руктивную работу. Г. Макмиллан сказал, что он ничего не может добавить к заявлениям г-на Далле­ са и г-на Пинэ, с которыми английское правительство полностью согласно. В. М. Молотов заявил, что Советской делегации нет необходимости подробно ка­ саться того документа, который представ­ лен на рассмотрение Совещания. Г-н 'Даллес сказал, заявил В. М. Моло­ тов, что в этом документе отмечены как пункты сходства в позициях четырех дер­ жав, так и те важные вопросы, по кото­ рым остаются расхождения. Это совершенно правильно. Никто не возражает против того, что можно улуч­ шить проект советского предложения и сделать его более точным и более полным с точки зрения освещения всех сторон во­ проса. Имеются, конечно, и технические трудности, в том числе и недостаток вре­ мени, для того, чтобы согласовать соот­ ветствующие изменения. Однако вряд ли можно оправдать отказ от того, чтобы до­ говориться по этим вопросам, технически­ ми трудностями. Касаясь заявления А. Пинэ, В. М. Мо­ лотов сказал: Г-на Пинэ можно было понять в том смысле, что мы еще не договорились об общих целях. Но мне кажется, он забыл о Директивах Глав правительств, приня­ тых на совещании в Женеве в июле. Эти Директивы отражают общие цели, о которых договорились наши правитель­ ства, и мы исходили из того, что наше предложение соответствует этим Директи­ вам и духу Женевы. Мы, конечно, будем считаться с тем фактом, что г-н Пинэ не находит своевременным договариваться по вопросам о безопасности, хотя имеются соответствующие соглашения между^ наши­ ми четырьмя государствами на Женев­ ском совещании. Наиболее ясно, заметил В. М. Молотов, была изложена позиция г-на Макмиллана. Ввиду всего этого, сказал В. М. Моло­ тов в заключение. Советская делегация может выразить сожаление по поводу то­ го, что мы не смогли достичь соглаше­ ния по вопросам, изложенным в предло­ жении Советской делегации, и принимает к сведению заявления, которые были здесь сделаны по этому вопросу. После этого заседание закрылось. К О М М Ю Н И К Е Совещания министров иностранных дел Франции. Соединенного Королевства. С С С Р и С Ш А в Женеве (27 о к т яб р я— 16 ноября 1955 г.) В соответствии с Директивами, издан­ ными четырьмя Главами правительств после их Совещания в Женеве в июле, министры иностранных дел Французской Республики, Соединенного Королевства, Союза Советских Социалистических Рес­ публик и Соединенных Штатов Америки заседали в Женеве с 27 октября по 16 ноября 1955 года. Между ними состоя­ лось откровенное и всестороннее обсуж­ дение трех вопросов, рассмотрение кото­ рых было поручено им Директивами, а именно: 1. Европейская безопасность и Германия; 2. Разоружение; 3. Развитие контактов между Востоком и Западом.. Министры иностранных дел согласились доложить о результатах своего обсужде­ ния их соответствующим Главам прави^ тельств и рекомендовать, чтобы будущий ход обсуждения министрами иностранных дел был урегулирован через дипломати­ ческие каналы. Следующий номер нашей газеты выйдет 19 ноября с. г. Ответственный редактор В. Н. ЛУШ ЕНЬКИН . А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И И И ЗД А Т ЕЛ ЬС Т В А : гор. Североморск, Мурманской области, ул. Полярная. 8. Телефоны: редактор — 3-76. зам. редактора — 2-48. секретарь — 1-64. нач. издательства и нач. типографии — 5-83, отдел подписки и бухгалтерия — 2-01. отделы: информации и культуры и быта — 3-63. боевой подготовки и писем — 28. пропаганды и партийной и комсомольской жизни — 96. __________________________________ ГМ 900272. Типография газеты «На страже Заполяоья». ?л. Полярная. 12. Заказ «V: 272.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz