На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.
» .ф я & в е . R М К 4 * 5 7 f * •-6 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 17 ноября 1955 г.. № 272 (5424). Такихтемповнезналаинезнаетниоднастрана в мире! ☆ ☆ ☆ Рост экономики Советского Союза (по сравнению с экономикой царской России): 1 9 1 3 , 1955, ° А ч у г у н 4 . 2 с т а л ь 4 , 2 у г о л ь 2 9 Н ЕФ Т Ь 9 U U lH .t n . UtUM.tn. м и я . т * ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ ~иин /п. млн т. т 9 и ы н . т 'ш u i ~ t H т . Тысячи тонн металла сверх плана В вечернем небе над городом Запорожьем загораются крас ные зарницы. Это непрерывным потоком идет металл н а заводе «Запорожсталь» — одном из крупнейших металлургических гигантов страны. У одного из мартенов трудовую вахту в честь XX с’езда КПСС несет сталевар Григорий Пометун — мастер скоростных плавок. Бурлит в печи нагретый до 1.750 градусов металл. Несколько месяцев нааад Пометун взял обязательство выпла вить в своей печи до конца года 5 тысяч тонн стали сверх плана. К 38-й годовщине Великого Октября знатный мастер уже выдал готовой продукции около шести с половиной тысяч тонн. А так работает не один Григорий Пометун. В славной семье советских металлургов с каждым днем все больше и больше вырастает славных мастеров, изо дня в день повышающих производительность труда. По почину стзлеваров Якименко, Мартынова и Небылицина скоростным методом овладели тысячи рабочих сталелитейной промышленности. Средний с’ем стали с одного квадратного метра пода мартеновских печей в среднем по стране возрос по сравнению с 1940 годом почти в полтора раза. На заводе «Азовсталь» решили подсчитать, что может дать повышение производительности труда мартеновцев на один про цент. Выяснилось, что сталевары завода смогли бы при этом за месяц выпустить металла столько, сколько нужно его для производства 80 мощных гусеничных тракторов и плугов к ним. 64 комбайнов и 144 самоходных сенокосилок. Вот что значит повысить производительность труда только на один процент по одному цеху! В металлургической промышленности, как и во всем народ- .ном хозяйстве, широко применяются новейшие достижения нау ки и техники. Только одно применение кислорода в качестве ускорителя ряда термореактивных процессов позволяет на 30— 40 процентов повысить производительность доменных пе чей, ускорить мартеновскую плавку и другие плавильные про цессы. За последнее время в металлургическую промышленность все шире стали внедряться радиоактивные изотопы. На заводе «Запорожсталь» для измерения толщины ленты в процессе прокатки тонкого стального листа используется бесконтактный изотопный микрометр, точно определяющий толщину листа. Как это делается? Небольшой источник, помещенный над движущейся сталь ной лентой в специальном приспособлении, посылает вниз на правленный пучок радиоактивного излучения определенной мощности, которая измеряется установленным под лентой счет ным устройством. Металл сильно поглощает радиоактивные лу чи. Даже весьма незначительное изменение толщины прокаты ваемой стальной ленты изменяет мощность излучения, попа дающего в приемное устройство, и это фиксируется регистри рующей частью прибора. Внедрение бесконтактных изотопных микрометров позволило увеличить точность измерений, уменьшило опасность повреж дения приборов во время работы стана. Это все способствует увеличению производительности труда. В нашей стране с каждым годом вырастают новые метал лургические предприятия. Недавно первьф чугун дала черепо вецкая домна, которая работает на кольской руде и воркутин- ском угле. Главным потребителем ее металла является промыш ленность Ленинграда. На Череповецком заводе в производство чугуна внедрено много нового, чего нет на других металлургических предприя тиях. Здесь прежде всего бросается в глаза отсутствие же лезнодорожной эстакады, обычно пересекающей заводскую тер риторию. На эту эстакаду подаются составы с сырьем, и под открытым небом происходит разгрузка руды, кокса, известняка. Сотни людей заняты на складах сырья. Ничего подобного нет на Череповецком заводе. Вагон, похожий на огромный удли ненный ковш, подается на специальное устройство — вагони- опрокидыватель. Нажим кнопки — и вагон переверпут вверх колесами. Доставленное сырье высыпается в бункеры, а оттуда поступает на транспортерные ленты, установленные в подзем ных. а затем наземных галереях. Так, без прикосновения че ловеческих рук движущаяся лента длиной в семь километров доставляет тысячи тонн материалов в склады сырья, на агло мерационную фабрику и к доменной печи, где скипы поднимут их наверх для механической загрузки печи. Веками металлурги мечтали о том. чтобы надежно регули ровать доменный процесс. Достигнуть этого можно лишь путем загрузки домны усредненными, однообразно подготовленными сырыми материалами. Только при этом условии обеспечивается ровный ход печи. Череповецкий завод запроектирован для ра боты на подготовленной шихте. В этом его главная особен ность. Кольскую руду, мелкую, перед загрузкой в домны спе кают, превращают в куски одинакового состава. В дальнейшем намечается соединить доменный и агломерационный цехи в один, поставить автоматы и добиться еще более высокой произ водительности труда. Коммунистическая партия и Советское правительство про являют неустанную заботу о развитии металлургической про мышленности. Без металла нельзя двигать вперед народное хо зяйство. Огромное значение имеет развитие металлургии и для укрепления обороноспособности нашей страны. Без металла нет пушек и танков, кораблей и самолетов. Больше металла стране — под таким девизом трудятся ныне металлурги нашей Родины. День ото дня растет производ ство чугуна и стали. — Дадим стране 14.200 тонн стали и 11.200 тонн готово го проката дополнительно к плану 1955 года! — так сказали металлурги московского завода «Серп и Молот», вступая в со циалистическое соревнование в честь XX с’езда Коммунистиче ской партии. Эти цифры можно видеть в цехах у мартенов, прокатных станов, волочильных агрегатов, на досках показа телей. Их знают все на заводе. Мыслями о том, как лучше и быстрее справиться со столь ответственным обязательством, живет весь коллектив. Изо дня в день растут темпы труда, ус коряется время плавок. Высокие результаты в эти дни показывает знатный стале вар завода Иван Васильевич Ерошкин. Он— мастер скоростных плавок. Только за одну смену он дает дополнительно к зада нию более 10 тонн высококачественного металла. Передовой ста левар не один в цехе. Мастерами скоростного сталеварения яв ляются также тт. Рябов, Овчинников. Гребешков, Забегаев и многие другие. Тысячи тонн сверхпланового металла дали стра не в этом году сталевары одного только завода «Серп и Молот». В з абой пр и шл и маши ны У А. С. Серафимовича есть рассказ под названием «Семи- шкура». В нем писатель пока зывает страшную подневоль ную жизнь шахтеров во вре мена царизма. Их не считали за людей, относились к ним, как к рабочему скоту. Рабо тали шахтеры в невыносимо трудных условиях по 12— 16 часов в сутки, ютились в сы рых казаомах, сменяя друг друга на голых нарах... Каким далеким сейчас ка жется это шахтерское прош лое. Неузнаваемо изменились и жизнь и труд рабочих уголь ной промышленности. Совре менная советская шахта — это настоящий подземный га- вод. В забой пришли маши ны, засиял яркий электриче ский свет. Вокруг шахт выро сли благоустроенные поселки и города. Только за последнее пятилетие горняки Донбасса получили свыше двух миллио нов квадратных метров нового благоустроенного жилья, око ло тысячи различных зданий культурно-бытового назначе ния. К услугам донецких ша хтеров сейчас 150 клубов и дворцов культуры. 300 библи отек, 250 стадионов и <Ьут- больных полей, ных площадок. 800 спортив- Советские шахтеры трудят ся на одном из самых решаю щих участков борьбы за ком мунизм. «Без угольной про мышленности, — говорил В. И. Ленин, — никакая современ ная промышленность, никакие фабрики и заводы немыслимы. Уголь — это настоящий хлеб промышленности...». В топлив ном балансе страны уголь за нимает 77 процентов — это ясно и убедительно говорит о том, какую огромную роль он играет в нашем народном хо зяйстве. Благодаря неустанной забо те Коммунистической партии и героическим усилиям совет ских людей добыча угля в на шей стране растет невиданно высокими темпами. Когда-то у нас была одна угольная база — Донбасс. Теперь их не сколько. Сотни мощных шахт и разрезов действуют в Куз бассе и Караганде, в Кизелеи Челябинске, на Печоре и в Подмосковье, на Дальнем Во стоке и в Киргизии. Только за нынешний год добыча угля возрастет на 40 миллионов тонн больше, чем в прошлом году. Высоко поднялась в нашей стране механизация угледобы чи. Об этом говорят такие цифры. В 1940 году на шах тах было всего 24 комбайна. В 1954 году их насчитывалось уже 1 . 600 . Породопогрузочных машин тогда имелось 36, сей час их — более 3 тысяч. А ко личество электровозов за это время возросло в шесть раз. В этом году в угольной про мышленности страны будет пройдено почти 1.500 километ ров основных горизонтальных горных выработок с механизи рованной погрузкой угля и по роды. Это в два с лишним ра за больше того, что пройдено механизированным путем в 1950 году. Недавно конструктор Я. Гу менник построил особый про ходческий комбайн, который работает по принципу скалы вания вместо старого принци па резания породы. Этот ком байн проходит за сутки более ста погонных метров выработ ки. Такой скорости не достига ла никакая другая горнодобы вающая машина. Сейчас шахтеры, как н все советские люди, достойно не сут трудовую вахту в честь XX с’езда Коммунистиче.лой партии Советского Союза. Гор няки предприятий «Фрунзе- уголь», Ворошиловградской об ласти, взяли, например, обяза тельство добыть сверх годово го плана 25 тысяч тонн то плива. Свое слово они с честью выполняют. Добрая слава идет о трудо вых успехах машиниста угольного комбайна Анатолия Кулика из Сталинской обла сти, машинистов врубовых ма шин Комалдынова н Лазарева из Подмосковья, проходчиков Пугачева н Маликина из Во рошиловграда. Они показыва ют образцы героического тру да во славу своей любимой Родины. Хорошо трудятся на одной из шахт Донбасса демобилизо ванные воины Николай Коро бов, Павел Лавренов и Васи лий Бородулин. Советские шахтеры с честью выполняют возложенные на них задачи. 1 А ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ— В ПРОИЗВОДСТВО Недавно коломенские станкостроители изготовили карусельный станок для то карной обработки деталей диаметром 13 метров и высотой до 5 метров. На этом же заводе заканчивается сооружение станка, на котором можно будет обрабатывать из делия диаметром до 24 метров. Вес стан ка составит около 1.700 тонн. Эти слож ные машины созданы благодаря тесному сотрудничеству ученых с работниками производства. Еще значительно недавно токари обра батывали детали со скоростями 2 0 — 1 0 метров в минуту. Сейчас средний уровень скоростей на наших машиностроительных заводах повысился до 250— 350 метрэв в минуту. Новаторы-скоростники Бу шуев на автозаводе имени Сталина, Бы ков на Московском станкостроительном заводе, работая на новых отечественных станках, достигли скоростей резания свы ше 3.000 метров в минуту. Сейчас выпущены новые модели шли фовальных станков, рассчитанных на ра боту со скоростями 3.000 метров в мину ту. Созданы онытные образцы этих стан ков, где скорость шлифования достигает 5.400 метров в минуту. Новые машины, выпускаемые в насто ящее время нашей промышленностью, от личаются высокой степенью автоматиза ции. Если в 1940 году у нас производи лось только 54 типа автоматизированных станков, то в 1954 году их выпущено бы ло 250 типов. Партия и правительство исключитель ное внимание уделяют вопросам комплекс ной механизации и автоматизации произ водственных процессов. Комплексная ав томатизация не только обеспечивает зна чительное повышение производительности труда и снижение стоимости продукции, но и коренным образом изменяет характер труда. Рабочий освобождается от необхо димости непосредственно участвовать в производственном процессе и затрачивать при этом значительную мускульную энер гию. Роль рабочего в автоматизированном производстве заключается в наблюдении и управлении сложной системой машин. Коллектив Кировского завода в Ленин граде создал двенадцать новых конструк ций усовершенствованных машин и меха низмов. Внедрено свыше тысячи рациона лизаторских предлоя;ений, которые дадут 12,3 миллиона рублей годовой экономии. На Магнитогорском металлургическом ком бинате имени Сталина в нынешнем году внедрено около 1 . 2 0 0 предложений изо бретателей и рационализаторов. При этом сэкономлено 7.7 миллиона рублей. Наука все шире и глубже проникает в производство. Новая техника на железнодорожном транспорте 2 ноября 1955 года со станции Рыбное Московско-Рязанской дороги отправился в путь железнодорожный состав весом в 3.400 тонн. Поезд точно по графику при был в столицу. В настоящее время такие тяжеловесные составы прочно вошли в практику работы железных дорог. За последние годы на железнодорожном транспорте произошли значительные тех нические усовершенствования. В пятой пятилетке был разработан и построен но вый паровоз типа 1— 5— 1. Паровоз име ет поддерживающую ось, что значительно улучшает его эксплуатационные качества. Он оборудован пневматическим увеличи телем сцепного веса. Мощность нового па ровоза доведена до 2.450 лошадиных сил. Одним из важнейших средств повыше ния провозной и пропускной способности железных дорог является их электрифика ция. Нашей промышленностью освоены но вые теплоэлектровозы, которые выгодно отличаются от паровозов экономичностью и высокими тяговыми характеристиками. Их коэффициент полезного действия достигает 30 процентов. Много нового и в строительстве грузо вых вагонов. Создан универсальный цель нометаллический вагон с раздвижной кры шей. В нем можно перевозить самые раз нообразные грузы, как требующие, так и не требующие укрытия. Применение таких вагонов устраняет бесполезный порожний пробег, так как их легко можно приспосо бить для перевозки различных грузов. Крыша универсального вагона закрывает ся автоматически при помощи сжатого воздуха. Сконструированы и построены новые вагоны для перевозки скоропортящихся продуктов. С прошлого года на наших же лезных дорогах регулярно курсируют по езда-экспрессы, состоящие целиком из ва гонов-ледников. Один из вагонов этого со става представляет собой дизель-электро- станцию, питающую энергией холодильные установки. Новыми открытиями богата также и строительная техника. Путеукладчик но вой конструкции укладывает звенья длиной в 25 метров, до 1.200 метров пу ти в час. Создан новый электробалластер, подымающий рельсы вместе со шпалами мощными электромагнитами и засыпаю щий балласт под шпалы. Немало новшеств наблюдается и в усо вершенствовании пассажирских паровозов и вагонов. Для пассажиров создается все больше удобств при следовании их по же лезным дорогам. А пассажиров только за одни сутки в летние месяцы наши поезда перевозят более 7 миллионов человек. Год от года растет грузооборот железно дорожного транспорта СССР. В 1955 году он на 60 процентов превысит грузооборот 1950 года. Новая техника позволит со ветским железнодорожникам добиться еше больших успехов в работе. На Волге, у Жигулей... За два дня перед великим праздником советского народа — 38-й годовщиной Октября на Куйбышевгидрострое произош ло, на первый взгляд, небольшое, но зна менательное событие. Бригада монтажни ков Павла Черняева опустила в кратер турбины рабочее колесо первого гидроаг регата. Важнейшая деталь системы была собрана бригадой опытных монтажников Александра Бугаева раньше установленно го срока. С места сборки до кратера тур бины рабочее колесо, весящее около 420- тонн, было доставлено под’емным краном, которым управлял машинист Александр Ильин. Монтажники готовятся досрочно смонтировать два первых агрегата с тем, чтобы в конце нынешнего года Куйбы шевская ГЭС дала первый промышленный ток столице нашей Родине — Москве. Несколькими днями раньше на стройке этой мощной гидроэлектростанции было за вершено перекрытие русла Волги. Навсег да изменен вековечный путь могучей рус ской реки. И это все сделал наш великий советский народ — строитель коммуниз ма. Электрификация страны является важ нейшим звеном ленинского плана построе ния коммунизма. В. И. Ленин говорил: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Под электрификацией В. И. Ленин понимал со здание материальной базы коммунизма, развитие крупной и, прежде всего, тяже лой индустрии на основе передовой техни ки и высокой производительности труда. Коммунистическая партия, великий со ветский народ успешно претворяют в жизнь ленинский план. За годы Советской власти в нашей стране построено и введе но в действие свыше 300 электростанций большой и средней мощности. Одна только Куйбышевская гидроэлект ростанция будет производить 11,4 милли арда килоЕатт-часов электроэнергии, что в 6 раз больше, чем производилось ее во всей дореволюционной России в 1913 го- ДУ. Что из себя представляет это грандиоз ное сооружение? Гидроэлектростанция будет состоять из здания собственно станции длиной 700 метров с двадцатью агрегатами, водослив ной бетонной плотины длиной 1 . 2 0 0 мет ров, земляной .плотины и судоходных со оружений. Общая длина напорного фронта гидроузла составит около пяти с полови ной километров. Куйбышевская плотина поднимет уровень воды в Волге более чем на 30 метров, в результате чего обра зуется гигантское водохранилище. Его дли на будет равна 580 километрам по Волге и 300 километрам но Каме. Наибольшая ширина — 40 километров. Об’ем воды до стигнет 52 миллиардов кубических мет ров. Таких водохранилищ еще не было в нашей стране. Па строительстве Куйбышевского гидро узла предстоит выполнить 156 миллионов кубических метров земляных работ, уло жить около 8 миллионов кубических мет ров бетона и железобетона, смонтировать 82 тысячи тонн металлоконструкций и большое количество различных механиз мов. Сейчас на стройке широким фронтом идут все работы. В настоящее время идет сооружение грандиозных гидростанций не только на Волге, а также на Каме, Днепре, Ангаре, Оби, Иртыше и других реках. Успешно строится Сталинградская, начинается строительство Чебоксарской гидроэлектро станции, заканчивается проектирование Саратовской, изучаются возможности со здания гидроэлектростанций между Ста линградом и Астраханью. Вступила в строй действующих Парвская гидроэлектростан ция. На год раньше намеченного срока да ла промышленный ток Каховская ГЭС. На Иртыше уже пущена Усть-Каменогорская гидроэлектростанция, строится Бухтар- минская ГЭС. В будущем году будет вве дена в строй первая гидроэлектростанция на Ангаре, в районе Иркутска. Мощность строящихся сейчас гидро электростанций почти втрое превысит мощность всех наших гидроэлектростан ций, действовавших к началу 1954 года. Такого размаха гидроэлектростроитель ства не знала и не знает ни одна страна в мире. Это по плечу только нашей могу чей социалистической Родине. Впереди еще более гигантские работы. Нужно поднять сказочные богатства Си бири. Надо построить гигантские каскады гидроэлектростанций на крупнейших си бирских реках. Далее предстоят небыва лые работы — строительство системы сверхмагистральных путей сообщения, сое диняющих 14 морей и три океана — Ат лантический, Северный Ледовитый и Ти^ хий. В эту основную систему сообщений вольется свыше 1 0 0 тысяч километров же лезнодорожных, речных и морских путей и грандиозная сеть всякого рода под’езд- ных путей. Все эти преобразования будет венчать единая энергетическая система, обеспечивающая ежегодно стране 1 2 . 0 0 0 — 15.000 миллиардов киловатт-часов и про изводство электроэнергии на душу населе ния в 40— 50 тысяч киловатт-часов. Таково будущее нашей прекрасной Ро дины. Уралмаш в шестой пятилетке Кто не знает в нашей стране Уралма- ша! Это — ведущее машиностроительное предприятие нашей страны. Продукция с маркой «УЗТМ» — Уральского завода тя желого машиностроения — проникла во все уголки нашей великой Советской стра ны. Уралмаш недаром называют заводом заводов. Что даст Уралмаш стране в шестой пя тилетке? В новой пятилетке завод даст продук ции примерно на 30 процентов больше, чем за текущее пятилетие. Только один этот прирост будет больше выпуска всей продукции, которая выпускалась заводом в первые годы его существования. Руководствуясь решениями июльского Пленума ЦК КПСС, коллектив завода на метил сконцентрировать свое внимание на выпуске прокатного, кузнечно-прессо вого, доменного, дробильного оборудова ния, экскаваторов и нефтебуровых уста новок. Заводу предстоит спроектировать и из готовить ряд крупных горизонтальных прессов различных профилей. Новые меха низмы позволят сэкономить стране тыся чи тонн дорогостоящего металла и увели чить выпуск изделий в 8 — 9 раз. Первый такой пресс Уралмаш должен выпустить в первой половине будущего года. Эти прессы будут отличаться от ранее выпущенных полной механизацией и ав томатизацией технологических процессов, применением специальных устройств, по вышающих точность штамиовкн. Преду смотрена механизация подачи заготовок и выдача готовых изделий. Только одно это позволит увеличить производительность каждого пресса на 20— 30 процентов и в два раза сократить количество обслужи вающих его рабочих. Предстоит изготовить типовой блуминг «1150» и рельсобалочный стан. Вес но вого блуминга уменьшается на 250 тонн, а рельсобалочного стана — на 500 тонн. Все операции на них будут механизирова ны. По приблизительным подсчетам, про катные станы, которые будут изготовле ны Уралмашлаводом за пятилетие позво лят увеличить производство проката в стране на 1 миллион 2 0 0 тысяч тонн в год. В шестой пятилетке завод совместно с нефтяниками создаст новые мощные неф тебуровые установки с тем, чтобы прев зойти достижения зарубежной техники в проходке скважин. Будут выпущены но вые карьерные экскаваторы с ковшом ем костью в шесть-восемь кубометров. Про изводительность этих машин будет в два раза выше, чем у существующих. На 45— 50 процентов намечено угс.” ::- чить за пятилетие применение автомати ческой и полуавтоматической сварки под слоем флюса и механизированной газовой резки. Много важных мероприятий преду смотрено по развитию энергетики и транс порта. Так будет работать один из ведущих заводов советского машиностроения. Г» направлении дальнейшего увеличения вы пуска продукции и повышения уровня технической оснащенности будут разви ваться и другие наши предприятия ма шиностроительной индустрии. Машиностроение, как известно, называ ют сердцевиной промышленности. Вот по чему наша партия и правительство повсе дневно заботятся о том, чтобы еще боль шими темпами росло советское машино строение. План пятой пятилетки наша ма шиностроительная промышленность вы полнила на 8 месяцев раньше установлен ного срока. Общий выпуск продукции этой отрасли народного хозяйства увели чился в 1955 году по сравнению с 1950 годом более чем в два раза, а по срав нению с довоенным уровнем более чем в четыре с половиной раза. Наше мощное машиностроение дает возможность непрерывно оснащать новой техникой все отрасли промышленности и сельское хозяйство и двигать их вперед. Г'"' “ч Ш Ц *-- -ХХ-8Ц Челябинская область. На Магнитогорском калибровочном заводе создан новый цех. выпускающий Со.тгы и гайки для предприятий сельскохозяйственного машино строения. Они изготовляются методом холодной высадки автоматами отечествен ного производства, составляющими механизнрова!шую поточную линию. НА С Н И М К Е : один нз пролетов нозого цеха. Фото В . Георгиева. (Фотохроника ТАСС ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz