На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.

» .ф я & в е . R М К 4 * 5 7 f * •-6 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 17 ноября 1955 г.. № 272 (5424). Такихтемповнезналаинезнаетниоднастрана в мире! ☆ ☆ ☆ Рост экономики Советского Союза (по сравнению с экономикой царской России): 1 9 1 3 , 1955, ° А ч у г у н 4 . 2 с т а л ь 4 , 2 у г о л ь 2 9 Н ЕФ Т Ь 9 U U lH .t n . UtUM.tn. м и я . т * ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ ~иин /п. млн т. т 9 и ы н . т 'ш u i ~ t H т . Тысячи тонн металла сверх плана В вечернем небе над городом Запорожьем загораются крас­ ные зарницы. Это непрерывным потоком идет металл н а заводе «Запорожсталь» — одном из крупнейших металлургических гигантов страны. У одного из мартенов трудовую вахту в честь XX с’езда КПСС несет сталевар Григорий Пометун — мастер скоростных плавок. Бурлит в печи нагретый до 1.750 градусов металл. Несколько месяцев нааад Пометун взял обязательство выпла­ вить в своей печи до конца года 5 тысяч тонн стали сверх плана. К 38-й годовщине Великого Октября знатный мастер уже выдал готовой продукции около шести с половиной тысяч тонн. А так работает не один Григорий Пометун. В славной семье советских металлургов с каждым днем все больше и больше вырастает славных мастеров, изо дня в день повышающих производительность труда. По почину стзлеваров Якименко, Мартынова и Небылицина скоростным методом овладели тысячи рабочих сталелитейной промышленности. Средний с’ем стали с одного квадратного метра пода мартеновских печей в среднем по стране возрос по сравнению с 1940 годом почти в полтора раза. На заводе «Азовсталь» решили подсчитать, что может дать повышение производительности труда мартеновцев на один про­ цент. Выяснилось, что сталевары завода смогли бы при этом за месяц выпустить металла столько, сколько нужно его для производства 80 мощных гусеничных тракторов и плугов к ним. 64 комбайнов и 144 самоходных сенокосилок. Вот что значит повысить производительность труда только на один процент по одному цеху! В металлургической промышленности, как и во всем народ- .ном хозяйстве, широко применяются новейшие достижения нау­ ки и техники. Только одно применение кислорода в качестве ускорителя ряда термореактивных процессов позволяет на 30— 40 процентов повысить производительность доменных пе­ чей, ускорить мартеновскую плавку и другие плавильные про­ цессы. За последнее время в металлургическую промышленность все шире стали внедряться радиоактивные изотопы. На заводе «Запорожсталь» для измерения толщины ленты в процессе прокатки тонкого стального листа используется бесконтактный изотопный микрометр, точно определяющий толщину листа. Как это делается? Небольшой источник, помещенный над движущейся сталь­ ной лентой в специальном приспособлении, посылает вниз на­ правленный пучок радиоактивного излучения определенной мощности, которая измеряется установленным под лентой счет­ ным устройством. Металл сильно поглощает радиоактивные лу­ чи. Даже весьма незначительное изменение толщины прокаты­ ваемой стальной ленты изменяет мощность излучения, попа­ дающего в приемное устройство, и это фиксируется регистри­ рующей частью прибора. Внедрение бесконтактных изотопных микрометров позволило увеличить точность измерений, уменьшило опасность повреж­ дения приборов во время работы стана. Это все способствует увеличению производительности труда. В нашей стране с каждым годом вырастают новые метал­ лургические предприятия. Недавно первьф чугун дала черепо­ вецкая домна, которая работает на кольской руде и воркутин- ском угле. Главным потребителем ее металла является промыш­ ленность Ленинграда. На Череповецком заводе в производство чугуна внедрено много нового, чего нет на других металлургических предприя­ тиях. Здесь прежде всего бросается в глаза отсутствие же­ лезнодорожной эстакады, обычно пересекающей заводскую тер­ риторию. На эту эстакаду подаются составы с сырьем, и под открытым небом происходит разгрузка руды, кокса, известняка. Сотни людей заняты на складах сырья. Ничего подобного нет на Череповецком заводе. Вагон, похожий на огромный удли­ ненный ковш, подается на специальное устройство — вагони- опрокидыватель. Нажим кнопки — и вагон переверпут вверх колесами. Доставленное сырье высыпается в бункеры, а оттуда поступает на транспортерные ленты, установленные в подзем­ ных. а затем наземных галереях. Так, без прикосновения че­ ловеческих рук движущаяся лента длиной в семь километров доставляет тысячи тонн материалов в склады сырья, на агло­ мерационную фабрику и к доменной печи, где скипы поднимут их наверх для механической загрузки печи. Веками металлурги мечтали о том. чтобы надежно регули­ ровать доменный процесс. Достигнуть этого можно лишь путем загрузки домны усредненными, однообразно подготовленными сырыми материалами. Только при этом условии обеспечивается ровный ход печи. Череповецкий завод запроектирован для ра­ боты на подготовленной шихте. В этом его главная особен­ ность. Кольскую руду, мелкую, перед загрузкой в домны спе­ кают, превращают в куски одинакового состава. В дальнейшем намечается соединить доменный и агломерационный цехи в один, поставить автоматы и добиться еще более высокой произ­ водительности труда. Коммунистическая партия и Советское правительство про­ являют неустанную заботу о развитии металлургической про­ мышленности. Без металла нельзя двигать вперед народное хо­ зяйство. Огромное значение имеет развитие металлургии и для укрепления обороноспособности нашей страны. Без металла нет пушек и танков, кораблей и самолетов. Больше металла стране — под таким девизом трудятся ныне металлурги нашей Родины. День ото дня растет производ­ ство чугуна и стали. — Дадим стране 14.200 тонн стали и 11.200 тонн готово­ го проката дополнительно к плану 1955 года! — так сказали металлурги московского завода «Серп и Молот», вступая в со­ циалистическое соревнование в честь XX с’езда Коммунистиче­ ской партии. Эти цифры можно видеть в цехах у мартенов, прокатных станов, волочильных агрегатов, на досках показа­ телей. Их знают все на заводе. Мыслями о том, как лучше и быстрее справиться со столь ответственным обязательством, живет весь коллектив. Изо дня в день растут темпы труда, ус­ коряется время плавок. Высокие результаты в эти дни показывает знатный стале­ вар завода Иван Васильевич Ерошкин. Он— мастер скоростных плавок. Только за одну смену он дает дополнительно к зада­ нию более 10 тонн высококачественного металла. Передовой ста­ левар не один в цехе. Мастерами скоростного сталеварения яв­ ляются также тт. Рябов, Овчинников. Гребешков, Забегаев и многие другие. Тысячи тонн сверхпланового металла дали стра­ не в этом году сталевары одного только завода «Серп и Молот». В з абой пр и шл и маши ны У А. С. Серафимовича есть рассказ под названием «Семи- шкура». В нем писатель пока­ зывает страшную подневоль­ ную жизнь шахтеров во вре­ мена царизма. Их не считали за людей, относились к ним, как к рабочему скоту. Рабо­ тали шахтеры в невыносимо трудных условиях по 12— 16 часов в сутки, ютились в сы­ рых казаомах, сменяя друг друга на голых нарах... Каким далеким сейчас ка­ жется это шахтерское прош­ лое. Неузнаваемо изменились и жизнь и труд рабочих уголь­ ной промышленности. Совре­ менная советская шахта — это настоящий подземный га- вод. В забой пришли маши­ ны, засиял яркий электриче­ ский свет. Вокруг шахт выро­ сли благоустроенные поселки и города. Только за последнее пятилетие горняки Донбасса получили свыше двух миллио­ нов квадратных метров нового благоустроенного жилья, око­ ло тысячи различных зданий культурно-бытового назначе­ ния. К услугам донецких ша­ хтеров сейчас 150 клубов и дворцов культуры. 300 библи­ отек, 250 стадионов и <Ьут- больных полей, ных площадок. 800 спортив- Советские шахтеры трудят­ ся на одном из самых решаю­ щих участков борьбы за ком­ мунизм. «Без угольной про­ мышленности, — говорил В. И. Ленин, — никакая современ­ ная промышленность, никакие фабрики и заводы немыслимы. Уголь — это настоящий хлеб промышленности...». В топлив­ ном балансе страны уголь за­ нимает 77 процентов — это ясно и убедительно говорит о том, какую огромную роль он играет в нашем народном хо­ зяйстве. Благодаря неустанной забо­ те Коммунистической партии и героическим усилиям совет­ ских людей добыча угля в на­ шей стране растет невиданно высокими темпами. Когда-то у нас была одна угольная база — Донбасс. Теперь их не­ сколько. Сотни мощных шахт и разрезов действуют в Куз­ бассе и Караганде, в Кизелеи Челябинске, на Печоре и в Подмосковье, на Дальнем Во­ стоке и в Киргизии. Только за нынешний год добыча угля возрастет на 40 миллионов тонн больше, чем в прошлом году. Высоко поднялась в нашей стране механизация угледобы­ чи. Об этом говорят такие цифры. В 1940 году на шах­ тах было всего 24 комбайна. В 1954 году их насчитывалось уже 1 . 600 . Породопогрузочных машин тогда имелось 36, сей­ час их — более 3 тысяч. А ко­ личество электровозов за это время возросло в шесть раз. В этом году в угольной про­ мышленности страны будет пройдено почти 1.500 километ­ ров основных горизонтальных горных выработок с механизи­ рованной погрузкой угля и по­ роды. Это в два с лишним ра­ за больше того, что пройдено механизированным путем в 1950 году. Недавно конструктор Я. Гу­ менник построил особый про­ ходческий комбайн, который работает по принципу скалы­ вания вместо старого принци­ па резания породы. Этот ком­ байн проходит за сутки более ста погонных метров выработ­ ки. Такой скорости не достига­ ла никакая другая горнодобы­ вающая машина. Сейчас шахтеры, как н все советские люди, достойно не­ сут трудовую вахту в честь XX с’езда Коммунистиче.лой партии Советского Союза. Гор­ няки предприятий «Фрунзе- уголь», Ворошиловградской об­ ласти, взяли, например, обяза­ тельство добыть сверх годово­ го плана 25 тысяч тонн то­ плива. Свое слово они с честью выполняют. Добрая слава идет о трудо­ вых успехах машиниста угольного комбайна Анатолия Кулика из Сталинской обла­ сти, машинистов врубовых ма­ шин Комалдынова н Лазарева из Подмосковья, проходчиков Пугачева н Маликина из Во­ рошиловграда. Они показыва­ ют образцы героического тру­ да во славу своей любимой Родины. Хорошо трудятся на одной из шахт Донбасса демобилизо­ ванные воины Николай Коро­ бов, Павел Лавренов и Васи­ лий Бородулин. Советские шахтеры с честью выполняют возложенные на них задачи. 1 А ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ— В ПРОИЗВОДСТВО Недавно коломенские станкостроители изготовили карусельный станок для то­ карной обработки деталей диаметром 13 метров и высотой до 5 метров. На этом же заводе заканчивается сооружение станка, на котором можно будет обрабатывать из­ делия диаметром до 24 метров. Вес стан­ ка составит около 1.700 тонн. Эти слож­ ные машины созданы благодаря тесному сотрудничеству ученых с работниками производства. Еще значительно недавно токари обра­ батывали детали со скоростями 2 0 — 1 0 метров в минуту. Сейчас средний уровень скоростей на наших машиностроительных заводах повысился до 250— 350 метрэв в минуту. Новаторы-скоростники Бу­ шуев на автозаводе имени Сталина, Бы­ ков на Московском станкостроительном заводе, работая на новых отечественных станках, достигли скоростей резания свы­ ше 3.000 метров в минуту. Сейчас выпущены новые модели шли­ фовальных станков, рассчитанных на ра­ боту со скоростями 3.000 метров в мину­ ту. Созданы онытные образцы этих стан­ ков, где скорость шлифования достигает 5.400 метров в минуту. Новые машины, выпускаемые в насто­ ящее время нашей промышленностью, от­ личаются высокой степенью автоматиза­ ции. Если в 1940 году у нас производи­ лось только 54 типа автоматизированных станков, то в 1954 году их выпущено бы­ ло 250 типов. Партия и правительство исключитель­ ное внимание уделяют вопросам комплекс­ ной механизации и автоматизации произ­ водственных процессов. Комплексная ав­ томатизация не только обеспечивает зна­ чительное повышение производительности труда и снижение стоимости продукции, но и коренным образом изменяет характер труда. Рабочий освобождается от необхо­ димости непосредственно участвовать в производственном процессе и затрачивать при этом значительную мускульную энер­ гию. Роль рабочего в автоматизированном производстве заключается в наблюдении и управлении сложной системой машин. Коллектив Кировского завода в Ленин­ граде создал двенадцать новых конструк­ ций усовершенствованных машин и меха­ низмов. Внедрено свыше тысячи рациона­ лизаторских предлоя;ений, которые дадут 12,3 миллиона рублей годовой экономии. На Магнитогорском металлургическом ком­ бинате имени Сталина в нынешнем году внедрено около 1 . 2 0 0 предложений изо­ бретателей и рационализаторов. При этом сэкономлено 7.7 миллиона рублей. Наука все шире и глубже проникает в производство. Новая техника на железнодорожном транспорте 2 ноября 1955 года со станции Рыбное Московско-Рязанской дороги отправился в путь железнодорожный состав весом в 3.400 тонн. Поезд точно по графику при­ был в столицу. В настоящее время такие тяжеловесные составы прочно вошли в практику работы железных дорог. За последние годы на железнодорожном транспорте произошли значительные тех­ нические усовершенствования. В пятой пятилетке был разработан и построен но­ вый паровоз типа 1— 5— 1. Паровоз име­ ет поддерживающую ось, что значительно улучшает его эксплуатационные качества. Он оборудован пневматическим увеличи­ телем сцепного веса. Мощность нового па­ ровоза доведена до 2.450 лошадиных сил. Одним из важнейших средств повыше­ ния провозной и пропускной способности железных дорог является их электрифика­ ция. Нашей промышленностью освоены но­ вые теплоэлектровозы, которые выгодно отличаются от паровозов экономичностью и высокими тяговыми характеристиками. Их коэффициент полезного действия достигает 30 процентов. Много нового и в строительстве грузо­ вых вагонов. Создан универсальный цель­ нометаллический вагон с раздвижной кры­ шей. В нем можно перевозить самые раз­ нообразные грузы, как требующие, так и не требующие укрытия. Применение таких вагонов устраняет бесполезный порожний пробег, так как их легко можно приспосо­ бить для перевозки различных грузов. Крыша универсального вагона закрывает­ ся автоматически при помощи сжатого воздуха. Сконструированы и построены новые вагоны для перевозки скоропортящихся продуктов. С прошлого года на наших же­ лезных дорогах регулярно курсируют по­ езда-экспрессы, состоящие целиком из ва­ гонов-ледников. Один из вагонов этого со­ става представляет собой дизель-электро- станцию, питающую энергией холодильные установки. Новыми открытиями богата также и строительная техника. Путеукладчик но­ вой конструкции укладывает звенья длиной в 25 метров, до 1.200 метров пу­ ти в час. Создан новый электробалластер, подымающий рельсы вместе со шпалами мощными электромагнитами и засыпаю­ щий балласт под шпалы. Немало новшеств наблюдается и в усо­ вершенствовании пассажирских паровозов и вагонов. Для пассажиров создается все больше удобств при следовании их по же­ лезным дорогам. А пассажиров только за одни сутки в летние месяцы наши поезда перевозят более 7 миллионов человек. Год от года растет грузооборот железно­ дорожного транспорта СССР. В 1955 году он на 60 процентов превысит грузооборот 1950 года. Новая техника позволит со­ ветским железнодорожникам добиться еше больших успехов в работе. На Волге, у Жигулей... За два дня перед великим праздником советского народа — 38-й годовщиной Октября на Куйбышевгидрострое произош­ ло, на первый взгляд, небольшое, но зна­ менательное событие. Бригада монтажни­ ков Павла Черняева опустила в кратер турбины рабочее колесо первого гидроаг­ регата. Важнейшая деталь системы была собрана бригадой опытных монтажников Александра Бугаева раньше установленно­ го срока. С места сборки до кратера тур­ бины рабочее колесо, весящее около 420- тонн, было доставлено под’емным краном, которым управлял машинист Александр Ильин. Монтажники готовятся досрочно смонтировать два первых агрегата с тем, чтобы в конце нынешнего года Куйбы­ шевская ГЭС дала первый промышленный ток столице нашей Родине — Москве. Несколькими днями раньше на стройке этой мощной гидроэлектростанции было за­ вершено перекрытие русла Волги. Навсег­ да изменен вековечный путь могучей рус­ ской реки. И это все сделал наш великий советский народ — строитель коммуниз­ ма. Электрификация страны является важ­ нейшим звеном ленинского плана построе­ ния коммунизма. В. И. Ленин говорил: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Под электрификацией В. И. Ленин понимал со­ здание материальной базы коммунизма, развитие крупной и, прежде всего, тяже­ лой индустрии на основе передовой техни­ ки и высокой производительности труда. Коммунистическая партия, великий со­ ветский народ успешно претворяют в жизнь ленинский план. За годы Советской власти в нашей стране построено и введе­ но в действие свыше 300 электростанций большой и средней мощности. Одна только Куйбышевская гидроэлект­ ростанция будет производить 11,4 милли­ арда килоЕатт-часов электроэнергии, что в 6 раз больше, чем производилось ее во всей дореволюционной России в 1913 го- ДУ. Что из себя представляет это грандиоз­ ное сооружение? Гидроэлектростанция будет состоять из здания собственно станции длиной 700 метров с двадцатью агрегатами, водослив­ ной бетонной плотины длиной 1 . 2 0 0 мет­ ров, земляной .плотины и судоходных со­ оружений. Общая длина напорного фронта гидроузла составит около пяти с полови­ ной километров. Куйбышевская плотина поднимет уровень воды в Волге более чем на 30 метров, в результате чего обра­ зуется гигантское водохранилище. Его дли­ на будет равна 580 километрам по Волге и 300 километрам но Каме. Наибольшая ширина — 40 километров. Об’ем воды до­ стигнет 52 миллиардов кубических мет­ ров. Таких водохранилищ еще не было в нашей стране. Па строительстве Куйбышевского гидро­ узла предстоит выполнить 156 миллионов кубических метров земляных работ, уло­ жить около 8 миллионов кубических мет­ ров бетона и железобетона, смонтировать 82 тысячи тонн металлоконструкций и большое количество различных механиз­ мов. Сейчас на стройке широким фронтом идут все работы. В настоящее время идет сооружение грандиозных гидростанций не только на Волге, а также на Каме, Днепре, Ангаре, Оби, Иртыше и других реках. Успешно строится Сталинградская, начинается строительство Чебоксарской гидроэлектро­ станции, заканчивается проектирование Саратовской, изучаются возможности со­ здания гидроэлектростанций между Ста­ линградом и Астраханью. Вступила в строй действующих Парвская гидроэлектростан­ ция. На год раньше намеченного срока да­ ла промышленный ток Каховская ГЭС. На Иртыше уже пущена Усть-Каменогорская гидроэлектростанция, строится Бухтар- минская ГЭС. В будущем году будет вве­ дена в строй первая гидроэлектростанция на Ангаре, в районе Иркутска. Мощность строящихся сейчас гидро­ электростанций почти втрое превысит мощность всех наших гидроэлектростан­ ций, действовавших к началу 1954 года. Такого размаха гидроэлектростроитель­ ства не знала и не знает ни одна страна в мире. Это по плечу только нашей могу­ чей социалистической Родине. Впереди еще более гигантские работы. Нужно поднять сказочные богатства Си­ бири. Надо построить гигантские каскады гидроэлектростанций на крупнейших си­ бирских реках. Далее предстоят небыва­ лые работы — строительство системы сверхмагистральных путей сообщения, сое­ диняющих 14 морей и три океана — Ат­ лантический, Северный Ледовитый и Ти^ хий. В эту основную систему сообщений вольется свыше 1 0 0 тысяч километров же­ лезнодорожных, речных и морских путей и грандиозная сеть всякого рода под’езд- ных путей. Все эти преобразования будет венчать единая энергетическая система, обеспечивающая ежегодно стране 1 2 . 0 0 0 — 15.000 миллиардов киловатт-часов и про­ изводство электроэнергии на душу населе­ ния в 40— 50 тысяч киловатт-часов. Таково будущее нашей прекрасной Ро­ дины. Уралмаш в шестой пятилетке Кто не знает в нашей стране Уралма- ша! Это — ведущее машиностроительное предприятие нашей страны. Продукция с маркой «УЗТМ» — Уральского завода тя­ желого машиностроения — проникла во все уголки нашей великой Советской стра­ ны. Уралмаш недаром называют заводом заводов. Что даст Уралмаш стране в шестой пя­ тилетке? В новой пятилетке завод даст продук­ ции примерно на 30 процентов больше, чем за текущее пятилетие. Только один этот прирост будет больше выпуска всей продукции, которая выпускалась заводом в первые годы его существования. Руководствуясь решениями июльского Пленума ЦК КПСС, коллектив завода на­ метил сконцентрировать свое внимание на выпуске прокатного, кузнечно-прессо­ вого, доменного, дробильного оборудова­ ния, экскаваторов и нефтебуровых уста­ новок. Заводу предстоит спроектировать и из­ готовить ряд крупных горизонтальных прессов различных профилей. Новые меха­ низмы позволят сэкономить стране тыся­ чи тонн дорогостоящего металла и увели­ чить выпуск изделий в 8 — 9 раз. Первый такой пресс Уралмаш должен выпустить в первой половине будущего года. Эти прессы будут отличаться от ранее выпущенных полной механизацией и ав­ томатизацией технологических процессов, применением специальных устройств, по­ вышающих точность штамиовкн. Преду­ смотрена механизация подачи заготовок и выдача готовых изделий. Только одно это позволит увеличить производительность каждого пресса на 20— 30 процентов и в два раза сократить количество обслужи­ вающих его рабочих. Предстоит изготовить типовой блуминг «1150» и рельсобалочный стан. Вес но­ вого блуминга уменьшается на 250 тонн, а рельсобалочного стана — на 500 тонн. Все операции на них будут механизирова­ ны. По приблизительным подсчетам, про­ катные станы, которые будут изготовле­ ны Уралмашлаводом за пятилетие позво­ лят увеличить производство проката в стране на 1 миллион 2 0 0 тысяч тонн в год. В шестой пятилетке завод совместно с нефтяниками создаст новые мощные неф­ тебуровые установки с тем, чтобы прев­ зойти достижения зарубежной техники в проходке скважин. Будут выпущены но­ вые карьерные экскаваторы с ковшом ем­ костью в шесть-восемь кубометров. Про­ изводительность этих машин будет в два раза выше, чем у существующих. На 45— 50 процентов намечено угс.” ::- чить за пятилетие применение автомати­ ческой и полуавтоматической сварки под слоем флюса и механизированной газовой резки. Много важных мероприятий преду­ смотрено по развитию энергетики и транс­ порта. Так будет работать один из ведущих заводов советского машиностроения. Г» направлении дальнейшего увеличения вы­ пуска продукции и повышения уровня технической оснащенности будут разви­ ваться и другие наши предприятия ма­ шиностроительной индустрии. Машиностроение, как известно, называ­ ют сердцевиной промышленности. Вот по­ чему наша партия и правительство повсе­ дневно заботятся о том, чтобы еще боль­ шими темпами росло советское машино­ строение. План пятой пятилетки наша ма­ шиностроительная промышленность вы­ полнила на 8 месяцев раньше установлен­ ного срока. Общий выпуск продукции этой отрасли народного хозяйства увели­ чился в 1955 году по сравнению с 1950 годом более чем в два раза, а по срав­ нению с довоенным уровнем более чем в четыре с половиной раза. Наше мощное машиностроение дает возможность непрерывно оснащать новой техникой все отрасли промышленности и сельское хозяйство и двигать их вперед. Г'"' “ч Ш Ц *-- -ХХ-8Ц Челябинская область. На Магнитогорском калибровочном заводе создан новый цех. выпускающий Со.тгы и гайки для предприятий сельскохозяйственного машино­ строения. Они изготовляются методом холодной высадки автоматами отечествен­ ного производства, составляющими механизнрова!шую поточную линию. НА С Н И М К Е : один нз пролетов нозого цеха. Фото В . Георгиева. (Фотохроника ТАСС ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz