На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.
2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 15 ноября 1955 г., N° 270 (5422). Ш У Ш ш - ш х i p d b U J J Будь в с е гда tfj бдителен! О Л О Д О Й В О И Н ! Н е давно ты в торжествен ной обстановке принял Военную присягу, дал священную кл ятву на верность Народу, Р о дине и Советскому Правительству. Сегодня, дорогой боевой товарищ, мы поговорим об одном из требова ний Военной присяги — о нашей обязанности быть всегда бдитель ными. Бдительность — это одно из в аж нейших морально-боевых качеств советского воина. Она нам необхо дима, как воздух. Ведь известно, что в некоторых капиталистических странах есть реакционные силы, ко торые стремятся не к ослаблению, а к обострению международной на пряженности, пытаются сорвать де ло мира и развязать новую войну против С С С Р и стран народной де мократии. В о т почему в приказе № 177 от 7 ноября 1955 года М и нистр Обороны Союза С С Р в инте ресах безопасности Родины требует от нас и впредь проявлять высокую бдительность, добиваться новых ус пехов в боевой и политической под готовке, неустанно повышать бое вую готовность кораблей и частей. Бы т ь бдительными мы должны всегда и везде — в карауле и на вахте у боевых механизмов, у кора бельного трапа, на корабле, в рас положении части, в увольнении и очередном краткосрочном отпуске. М ы , воины, обязаны строго хра нить государственную и военную тайну. Н ам известно немало сведе ний, которые ни в коем случае не должен знать враг. О т нас требует ся, как глаз свой, беречь служебные и личные документы, держать в глу бокой тайне сведения, которые дают представление о состоянии наших кораблей, частей и в целом Воору женных Сил — об их организации, численности, месте расположения, боеспособности, вооружении, снаря жении, уровне боевой подготовки, о материальном и финансовом обеспе чении и т. д. Обычно находкой для шпионов являю тся болтуны, люди, не умею щие держать язык за зубами. Бди тельный воин, всегда помнящий о своем долге, никогда не скажет лишнего и во-время одернет болту на. Надо, чтобы ты, молодой воин, всегда помнил об этом и следовал народной мудрости: «Чего не дол жен знать враг, того не говори и другу». В годы Великой Отечественной войны я служил на подводной лод ке, которой командовал Герой Со ветского Союза Н . А . Лунин. У нас было немало случаев, когда высо кая бдительность моряков способ ствовала успешному выполнению кораблем боевых заданий. Однажды наша лодка следовала в заданный район. В этот день фашистская авиация вела усиленную разведку. Скрытность плавания зависела от зоркости сигнальщиков тт. Ростов цева, Ашурко и Фокеева. И они с честью выполняли свои обязанности, своевременно обнаруживали враже ские самолеты и четко о них докла дывали командиру, который в н уж ный момент об’являл срочное погру жение. Лодка 18 раз уходила под воду незамеченной врагом. В этом походе мы и нанесли торпедный удар по линкору «Тирпиц». В другой раз нам было приказано найти в открытом море нашу под водную лодку, у которой иссякло топливо, и оказать ей помощь. Н а море разыгрался шторм, видимость была плохая. Н о ничто не смогло помешать опытным сигнальщикам увидеть корабль, потерпевший бед ствие. Лодка своевременно была обеспечена топливом и она бла гополучно вернулась в базу. З а бди тельность, мужество и отличную выучку , проявленные в боевых похо дах, сигнальщики нашей подводной лодки Григорий Аш урко и Николай Ростовцев были награждены орде нами Красного Знамени, а Иван Фокеев — орденом Ленина. Бдительным можно назвать лишь того воина, который с любовью и рвением несет военную службу , всегда точно соблюдает все тре бования дисциплины, порядок, ус тановленный уставами и приказами командиров. Великий Ленин учил, что малейшее беззаконие, малейшее нарушение советского порядка есть уж е дыра, которую немедленно ис пользуют враги трудящихся. Это ты, боевой товарищ, обязан хорошо запомнить и выполнять свой долг образцово, с душой, с чувством лич ной ответственности за порученное дело. И поныне я сл уж у на подводной лодке. М огу с гордостью сообщить тебе, молодой воин, что на нашем корабле подавляющее большинство матросов, недавно пришедших к нам, проявляют высокую бдитель ность как на вахте, так и в повсед невной жизни, старательно повы шают свою боевую и политическую подготовку. Во т молодой матрос Николай Баев . Вначале он был строевым, но пожелал стать мото- )истом. И он добился своего. В этом ему помогли опытные моряки старшины Заливадный и Бабашкин. Николай Баев — внимательный, ис полнительный, бдительный воин. Но, к великому огорчению, не все наши молодые воины так начали службу . Е с т ь у нас матросы, кото- эые не дорожат высоким званием советского моряка и роняют его. Нарушают дисциплину — эту осно в у боеспособности корабля — В л а димиров, Шматов , Ю . Трусов, Зар- ницкий и Голубов. Молодой моряк! Постарайся, что бы Родина наша, все советские лю ди видели в тебе бдительного, дис циплинированного, умелого воина, своего надежного защитника. Никог да не забывай, что неусыпная бди тельность, строгое соблюдение вои нами всех требований Военной при сяги — крепкая броня, делающая наши Вооруженные Силы могуще ственными, всегда боеспособными. Во т почему бдительность должна войти в твою плоть и кровь, стать твоей второй натурой. Помни, без бдительности нет высокой боевой готовности. Мичман Н . СУСЛОВ. Партийная жизнь Что показало первое с е ми н а р с к о е з аня тие Коммунист старший лейтенант А. Яруков — передозой офицер корабля Н. Он добился отличных показателей в боевой учебе своих подчиненных. Н А СНИМКЕ: старший лейтенант А. Яруков проверяет. работу расчета боево го поста у зазедывания, которое обслуживают специалист второго класса матрос В. Бычков и матрос Н. Соколов. Фото И. Никишова. М о л о д о й м е х а н и к с а .и о л е ш а Холодное зимнее утро. На стоянке са молетов кипит работа. Тягач буксирует самолет на линию запуска. Технический экипаж первым подго товил машину к вылету. Но механик матрос Нризюк чем-то обеспокоен. — Товарищ лейтенант, — обращается авиатор к технику Данковцеву. — Раз решите, я еще кое-что посмотрю? Офицер взглянул на часы, ответил: — Действуйте, время еще есть. Иризюк приступил к делу. Он вынул из ящика инструмент, снял капот мото ра. Воин знал, что на морозе из-за не нормального состояния свечей зажига ния иногда не удается запустить мотор. Поэтому молодой механик решил еще раз тщательно все осмотреть. На свечах был лед, и мотор, конечно, не запустил ся бы. Техник и механик привели ма шину в полную готовность. И вот самолет бежит по взлетной по лосе, поднимая за собой клубы снега. Призюк счастливым взглядом провожает машину. Б этот день техник-лейтенант Данковцев за отличное знание матери альной части и внимательность об’явил ему благодарность. Готовясь стать механиком, Призюк мечтал о том, как он будет самостоя тельно готовить к вылету «самолет. В части он с помощью техник-лейтенанта Данковцева в короткий срок приобрел практические навыки. Сейчас все то, что ранее казалось сложным и непонят ным, выглядит простым и ясным. Много раз при послеполетном осмот ре самолета экипаж обнаруживал течь гидросмеси и всегда ее появление на фюзеляже оставалось загадочным. По дозрение падало на ганку, закрываю щую отверстие гидротрубки от гидроак кумуляторов. Гайку затянули до преде ла. Однако и после этого подтеки гид росмеси наблюдались. Это волновало Призюкл, и он настойчиво искал при чину. Механик внимательно осмотрел материальную часть и обнаружил, что гидросмесь протекает в месте внутрен ней прокладки дренажного отверстия. Иризюк доложил об этом инженеру. На техническом разборе офицер отме тил молодого механика и поощрил его. Комсомольцу не свойственно зазна ваться. Достигнув отличных успехов в службе, Нризюк продолжает повышать боевое мастерство. Некоторое время ему пришлось выполнять обязанности тех ника, и он успешно справился с ними. Случаев задержки самолета к вылету не было. Однажды после полета командир эки- палса сказал: — Товарищ Призюк, сегодня плохо сигнализировала лампочка уборки шас си. Нужно проверить, в чем дело. — Есть!.. — четко ответил механик. Вскоре Иризюк уже докладывал коман диру экипажа о том, что неисправность устранена. За хорошую работу, знание матери альной части и личную дисциплиниро ванность матрос уже имеет 1 2 поощре ний. Недавно командир послал письмо матери матроса Нризюк, в котором бла годарит ее за воспитание сына. Призюк добросовестно выполняет во инский долг. Его самолет всегда готов к полету. Младший сержант В. БОБРОВ. Ц е л ь п о р а ж е н а ! Младший гержапт Жигадло проявляет большую заботу о выучке и воспитании своих подчиненных. Его отделение — пе редовое в подразделении. Недавно отделе нию младшего сержанта Жигадло предсто яло выполнить артиллерийскую стрельбу. Зоины усиленно готовились к ней, упор но тренировались. П вот отделение на полигоне. Тщатель но готовится материальная часть к рабо те. Воины действуют точно и быстро. Вскоре стало известно, что стрельба выполнена отлично. Личному составу командир об’явнл благодарность. Отделение младшего сержанта Жигадю добивается новых успехов в боевой и по литической подготовке. Старший матрос А. КАЧКОВ. В нашем университете марксизма- ленинизма состоялось первое семинарское занятие. Слушатели обсудили очередную тему: «Партия большевиков в период ино странной военной интервенции и граж данской войны» (1918— 1920 годы). Перед началом занятия руководитель семинара коммунист Чекерлан еще раз раз’яснил активистам, на какие вопросы плана сле дует обратить главное внимание, расска зал о порядке проведения занятия и по ставил на обсуждение первый вопрос. Ответить на него пожелало несколько че ловек. Слово предоставляется коммунисту Юрченко. Он подробно рассказал о причи нах иностранной военной интервенции про тив Советской власти, показал, почему американо-английский империализм явил ся главным организатором и вдохновите лем войны против молодой Советской рес публики. Выступление тов. Юрченко хорошо до полнили коммунисты Петров и Тектин- ский. Слушатель университета тов. Со ловьев в своем выступлении подчеркнул, что и сейчас американские империалисты являются организаторами различных военных блоков, направленных против СССР и стрдн народной демократии, а также против национально-освободитель ного движения народов колониальных и зависимых стран. Подведя итог выступлениям по первому вопросу, руководитель семинара поставил на обсуждение следующий: об организа торской работе Коммунистической партии по мобилизации народа на Отечественную войну против нашествия войск иностран ной интервенции и превращению Совет ской страны в единый военный лагерь. Хорошо ответил на этот вопрос коммунист Сыроватский. Выступление слушателя сви детельствует, что он добросовестно гото вился к занятию, вдумчиво работал над лекциями и рекомендованной литературой. Недостатком выступления тов. Сыроват- ского является излишняя поспешность в изложении материала, неудачные выраже ния. Слабее подготовился к занятию комму нист Морозов. Его ответ о решениях V III с’езда партии и их значении для победы советского народа над об’единенными си лами внутренней контрреволюции и ино странной военной интервенции был пу таным и поверхностным. Он не смог изложить политику Коммунистической партии по отношению к середняку до V III с’езда партии и после него. Больше того, тов. Морозов не смог даже назвать глаз ные вопросы, стоявшие на с’езде, раскрыть историческое значение принятых на нем решений. Лишь с помощью руко водителя семинара и слушателей тов. Мо розов уяснил историческое значение VIII с’езда партии. За четыре часа на семинаре выступили многие коммунисты. Особенно активное участие в обсуждении поставленных во просов приняли тт. Юрченко, Петров, Со ловьев и другие. Семинарское занятие показало, что слу шатели вечернего университета марксизма- ленинизма с первых дней серьезно взя лись за учебу, вдумчиво поработали над лекциями, произведениями В. И. Ленина и И. В. Сталина и в результате показали неплохие знания. Этому значительно спо собствовали и консультации, проводимые для слушателей, заблаговременная подго товка к занятию. Наряду с этим, семинар выявил и ряд существенных недостатков. Прежде всего, не все слушатели серьезно отнеслись к изучению рекомендованной литературы. Ничем иным, например, нельзя об’яснить очень слабые и поверхностные выступле ния тт. Морозова и Медведева. Отдельные слушатели вообще отмалчивались на се минарском занятии, потому что пе готови лись к нему, не работали самостоятельно. На семинаре выяснилось, что некоторые слушатели вечернего университета не уме ют выделить главного при ответе, не мо гут ясно и попятно излагать материал. Необходимо учиться излагать материал не по книге, а своими словами. Для этого следует составлять не подробный заранее подготовленный текст ответа, а лишь план выступления по тому или иному вопросу. Тогда и выступление будет творческим, конкретным и глубоким. Серьезным недостатком семинара яв ляется и то, что из семи вопросов, кото рые было намечено по плану обсудить на занятии, подробному разбору подверглись лишь четьюе. Из-за недостатка времени оказались не обсужденными такие вопросы, как «Коммунистическая партия — орга низатор и вдохновитель разгрома контрре волюционных походов Антанты», «Решения IX с’езда партии и их значение», «При чины победы советского народа и его ар мии в годы иностранной военной интер венции и гражданской войны». Все это произошло прежде всего из-за неумения многих слушателей правильно распреде лить время, выделить главное в своем от вете. Так, например, тт. Соболев, Соловьев и другие потратили не менее 25— 30 ми нут каждый на свое выступление. В ре зультате за каждый час разбирался всего один вопрос. Поэтому, наряду с привити ем навыков слушателям четко и убедитель но строить ответы, на наш взгляд, нужно на следующие семинарские занятия пла нировать не 7 — 8 узловых вопросов, а меньше. Первое семинарское запятпе в вечернем университете марксизма-ленинизма пока зало, что каждый слушатель должен добро совестно работать над литературой, вни мательно изучать и конспектировать тру ды классиков марксизма-ленинизма, тща тельно готовиться к каждому семицару и классио-групповому занятию. Долг пропа гандистов и партийных организаций по мочь активистам в самостоятельной рабо те над книгой, в достижении прочных и глубоких знании. В этом — залог успеш ной учебы коммунистов. Старший лейтенант А. НАЗАРОВ. По следам наших выступлений «КЛУБ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ПРОПАГАНДОЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ» Так называлась статья, опубликованная в Л? 237 нашей газеты. В ней говорилось, что в клубе, где служит тов. Сайков, в течение продолжительного времени не про водится никаких мероприятий, пропаган дирующих военно-технические знания. Как сообщили в редакцию, статья об суждалась на совещании Совета клуба. Чамечен конкретный план по улучшению военно-технической пропаганды. За по следнее время в клубе прочитаны лекции на темы: «История развития зенитной ар тиллерии», «Современные средства свя зи» и другие. Лекции иллюстрируются на учно-популярными фильмами. Регулярно демонстрируются киножурналы «Наука и техника». Улучшена наглядная агитация. Изготов лены стенды по артиллерии и атомному оружию. Библиотекой организована книж ная витрина «Изучай военную технику». По радиотрансляции передан ряд бесед о современной военной технике и оружии. Отецруской материалистической физиологии Сегодня исполняется пятьдесят лет со дня смерти великого русского ученого, мыслителя-материалиста, основателя науч ной физиологии и психологии в России Ивана Михайловича Сеченова. Имя Сеченова неотделимо от истории мировой науки и культуры. Все прогрес сивное человечество чтит его светлый об раз, его мужественную борьбу за передо вую науку и культуру. По словам В. И. Ленина, Сеченов смело отбросил идеалистические теории о душе и душевной деятельности, прямо взялся за изучение материального субстрата этой деятельности — нервных процессов и дал совершенно новое понимание психологии, применил особый метод научной психоло гии. Научные открытия Сеченова, его страст ная и мужественная борьба против отжив ших представлений явились идейной ба зой павловской физиологии и психологии. Вместе с тем открытия Сеченова яви лись великим вкладом в естественно-науч ные основы материалистического мировоз зрения, способствовали распространению и усвоению материализма в России. ■й И -tr Большую половину своей жизни Сече нов отдал науке — физиологии и психо логии. В период, предшествовавший науч ной деятельности Сеченова, физиология как наука в сущности еще только зарож далась. Она вырастала отчасти из биоло гии отчасти из практических задгч меди цины и непосредственно из анатомии. В то время в ней безраздельно господствовали идеализм и метафизика. Она была полна отживших, лженаучных представлений. «До тридцатых-сороковых годов, — гово рил И. П. Павлов, — в физиологии гос подствовало понятие, очень вредное и противонаучное. именно _— думали о ка кой-то особой жизненной силе». Это был так называемый витализм. На все. что бы ни случилось в животном организме непо нятного, ответ был один, что это делает «жизненная сила». Это слово в то время ( К 50-летию со дня смерти И . М . Сеченова ). об’ясняло все и изгоняло всякую нужду в строго научном об’яснении» (Соч., т. 5, стр. 255 — 256, изд. 2-е). Физиология рассматривала организм полйом отрыве от окружающей действи тельности. По словам Павлова, она не име ла дела «со всей полнотой жизненной дея тельности организма, отказываясь, отстра няя от себя в особую область знания, психологию, сложнейшие проявления этой деятельности» (Соч., т. 3, кн. 1, стр. 128). С И. М. Сеченова начинается новая эпо- xz в физиологии. Говоря о Сеченове, И. П. Павлов указывает, что он первый в Рос сии читал лекции по физиологии «не по чужой книге», то есть самостоятельно. Опираясь на достижения мировой науки, он стал заново строить материалистиче скую физиологию, образовал, по словам Павлова, «первую у нас физиологическую школу», стал ее отцом, инициатором «фи зиологической работы на большом куске земного шара». В основу новой физиологии Сеченов по ложил взгляды дарвинизма о том, что организмы и вся их деятельность возник ли естественным путем, в процессе дли тельной эволюции, под непосредственным влиянием окружающих условий. Уже в первых своих лекциях, читан ных в 1860 году, Сеченов решительно опровергает идеалистический тезис о том, что будто бы организм сам в себе заклю чает все условия своего развития. Сеченов гениально предвосхищает главную идею мичуринской биологии и павловской фи зиологии. Он указывает, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен». Сеченов твердо стоял на том, что з полное опре деление организма обязательно должна входить среда, влияюшая на него. Главным основанием идеализма в фи зиологии и психологии до Сеченова, как известно, был факт несоответствия пове дения организма тем непосредственным, конкретным раздражениям, которые попа дают на него из внешнего мира. Идеали сты всех мастей и оттенков в один голос твердили, что никакой зависимости пове дения организмов от внешних условии ие существует, что поведением организмов руководят какие-то сверх’естественные си лы. Сеченов первый из естествоиспытате лей строго научно опроверг вымыслы иде ализма. Он первый дал научный ответ на этот ключевой вопрос всей физиологии и психологии. Еще в кратких тезисах к своей доктор ской диссертации (1860) Сеченов пришел к следующему выводу: «Самый общий ха рактер нормальной деятельности головного мозга (поскольку она выражается движе нием) есть несоответствие между возбуж дением и вызываемым им действием — движением». То есть под влиянием голов ного мозга слабое возбуждение часто вы зывает очень сильное движение, напри мер, вздрагивание всем телом при неожи данном легком прикосновении, и, наоборот, очень сильное раздражение вовсе не выра жается движением как с случае, когда че ловек выносит сильную боль. Исходя из этого общего закона о нормальной дея тельности организмов, Сеченов предпринял в 1861— 62 годах целый ряд блестящих экспериментальных исследований (в том числе и электрофизиологических) над жи вотными, стремясь выяснить причину ука занного несоответствия. В результате этих исследований Сеченов совершил гениаль ное открытие, которое в сущности положи ло начало науке о мозге. Сеченов показал, чти несоответствие поведения организмов по отношению к внешним раздражителям является вполне закономерным, причинно-обусловленным, что оно вызывается не какими-то особыми сверх’естествеиными силами, а самой же рефлекторной (отражательной) деятель- I ностью мозга, происходящими в нем за держивающими, тормозящими процессами. Эти процессы есть в сущности главная функция головного мозга, они есть не что иное, как рефлексы головного мозга, воз пикающие для того, чтобы вскрыть смысл значение для организма тех или иных сложных раздражителей, поступающих из внешнего мира. Сеченов установил, что рефлексы головного мозга имеют всегда высшее приспособительное значение, помо гают организмам ориентироваться не толь ко в массе раздражителей непосредствен ных, но и опосредованных, осуществляют связь этих раздражителей не только меж ду собою, но и со всеми теми, которые имели место в прошлом, со старыми, врожденными рефлексами. Именно в этой идее о центральном тор можении " Павлов видел «гениальный взмах мысли Сеченова». Наиболее полно свою идею Сеченов из ложил в знаменитом произведении — «Ре флексы головного мозга» (1863 г.). Пер воначально это произведение имело дру гое название — «Попытка ввести физио логические основы в психические процес сы». В этом названии Сеченов ясно вы разил методологическую направленность своего произведения, именно против идеа листического миропонимания. Но царская цензура запретила это название, хотя Се ченов несколько раз пытался восстановить его. И вот почему. В основе всего буржуазного миропони мания, буржуазного права, морали и т. д. лежало идеалистическое представление о^ том. что всеми явлениями в мире, всей жизнью поавит дух, идея, воля, психиче ское. Сеченов всеми силами стремился опровергнуть это мировоззрение. Поэтому в своем произведении, которое было на писано для широких масс народа, Сече нов ставил перед собою цель доказать не столько самый общий характер нормаль ной деятельности головного мозга (это признавалось всеми) и не столько нали чие в головном мозгу центрального тормо жения, хотя это и было его главным от крытием. Он хотел донести до широких масс народа вытекавший из этого откры тия вывод, что психическое, сознание, во ля не представляют собою какого-то чуда, что они неотделимы от рефлекторной дея тельности мозга, связаны с центральным торможением. Сеченов убедительно пока зал. что психическое возникает именно в момент центрального тормоясения, которое представляет собою не что иное, как про цесс анализа и синтеза внешних раздра жителей по их смыслу и значению для жизнедеятельности организмов. Сознание, мысль, воля человека явля ются, по Сеченову, результатом задержки конечного члена рефлекса. «Этот резуль тат, — пишет Сеченов, — резюмируется умением мыслить, думать, рассуждать... Мысль есть первые две трети психическо- го рефлекса». Этим Сеченов достигал глав ной цели своих исследовании, а именно — ввести, как он неоднократно подчерки вал. психические явления в цепь рефлек торных процессов, показать их полную обусловленность внешними раздражения ми, окружающей действительностью и воз можность управления ими со стороны че ловека. Эту главную идею своей научной дея тельности Сеченов развивал во многих произведениях: «Кому и как разрабаты вать психологию» (1873), «Элементы мы сли» (1878), «Учение о не-свободе воли с практической стороны» (1881), «Впе чатления и действительность» (1890), «Предметная мысль и действительность» (1892), «0 предметном мышлении с физи ологической точки зрения» (1894) и др. В этих произведениях были заложены подлинно научные основы психологии. Огромной заслугой Сеченова является то, что он первый указал на существова ние специфического мозгового анализа и синтеза, происходящего на основе следо вых раздражений. Сеченов попытался вскрыть природу мышления не только животных, но и че ловека, полную зависимость этого мыш ления от характера внешних раздражите лей. Он показал, что у животных, а так же у детей (в дословесный период) мыш ление возникает исключительно на базе «предметных чувствований». Он назвал это мышление предметным. Вместе с тем Сеченов показал качественные особенности специфически человеческого мышления — мышления, как он его назвал, «абст рактами», «отвлечениями», происходящего исключительно на базе словесного матери ала. Сеченов начисто развеял идеалистиче скую и религиозную мистику вокруг про блемы воли. В противоположность идеали стическим и церковным учениям о «сво боде воли», о ее якобы произвольном ха рактере Сеченов развил учение о «не-сво боде воли», о ее причинной, материальной обусловленности. Сеченов первый попы тался вскрыть механизм и природу воле вых актов. Передовые люди России и во всем мире горячо поддерживали Сеченова. Он воспи тал целую плеяду русских ученых, в чи сле которых были Введенский, Ухтомский, Самойлов, Тарханов, Шатерннков и дру гие. И. И. Павлов до конца своей жизни считал себя учеником Сеченова. Оп рас сматривал свое учение как плод усилий огромного числа передовых ученых, и прежде всего Сеченова. Отвечая на при ветствия в день своей 60-летней науч ной деятельности, Павлов писал: «Да, я рад, что вместе с Иваном Михаиловичем и полком моих дорогих сотрудников мы при обрели для могучей власти физиологиче ского исследования вместо половинчатого весь нераздельно животный организм. И это — целиком наша русская неоспори мая заслуга в мировой науке, в общей че ловеческой мысли» (Соч., т. 1, стр. 13). Павлов завещал потомству глубоко изучать материалистические идеи физио логии и психологии Сеченова. «Такая крупная, яркая и ценная личность, как Иван Михайлович Сеченов, — говорил Павлов, — должна жить в памяти по томства, служа постоянным возбудителем сменяющихся поколений» (Соч., т. 6 , стр. 267). Прогрессивные идеи Сеченова служат знаменем нашей передовой пауки и куль туры. Советские ученые, воплощая в жизнь эти идеи, приумножая их, смело решают великие^ задачи, поставленные Коммунистической партией, советским на родом, отдают свои силы на благо нашей Родины. С. ПЕТРУШЕВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz