На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.
4 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 13 ноября 1955 г., № 269 (5421). Совещание министров иностранных дел четырех держав в Женеве О б с у ж д е н и е в о п р о с а р а з о р у ж е н и и ЖЕНЕВА. 12 ноября. (ТАСС). На засе даниях 10 и 11 ноября министры ино странных дел четырех держав обсуждали второй пункт повестки дня совещания — о разоружении. По этому вопросу первым взял слово глава Советской делегации В. М. Молотов. Напомнив, что важность проблемы разору жения, как одной из наиболее назревших международных проблем, была подчеркну та Главами правительств четырех держав, Молотов процитировал Директивы Глав правительств, обязавших министров ино странных дел «обсудить, нет ли возможно сти для четырех правительств проявить дальнейшую полезную инициативу в обла сти разоружения». Этим директивам и решениям Генераль ной Ассамблеи отвечает предложение Со ветского Союза от 10 мая, в котором по ставлен вопрос о, необходимости предпри нять неотложные шаги в целях уменьше ния международной напряженности и со здания доверия между государствами, и в первую очередь прекратить «холодную войну» и пропаганду новой войны. Излагая существо советского предложе ния, Молотов указал, что Советский Союз согласился с предложениями западных держав по вопросам об ограниченных уров нях вооруженных сил для пяти великих держав, о сроках вступления в силу окон чательного запрещения атомного оружия и его из’ятия из вооружений государств, об осуществлении по стадиям мероприятий по сокращению вооружений и запрещению атомного оружия. Молотов изложил затем содержащиеся в советском предложении положения, обес печивающие должный международный кон троль за сокращением вооружения и за прещением атомного оружия. Не отрицая технических трудностей в установлении контроля за соблюдением обязательств государств при запрещении атомного оружия, Молотов подчеркнул, что именно поэтому в настоящих условиях имело бы огромное значение морально-по литическое осуждение применения атомно го оружия. Он указал, что, если бы четы ре державы обязались не применять пер выми атомного и водородного оружия, то такое обязательство было бы знаменатель ной вехой в борьбе народов за мир и под линную безопасность. Касаясь утверждений о том, что разре шение проблемы разоружения надо начи нать с решения вопроса об установлении контроля, глава Советской делегации ска зал, что на деле такие утверждения озна чают попытку подменить решение задачи прекращения гонки вооружений рассуж дениями о всяких трудностях установле ния контроля. Это только развязало бы руки тем, кто заинтересован в гонке во оружений и стремится в своих целях ис пользовать угрозу атомной войны. Переходя к предложению президента Эйзенхауэра об аэрофотос’емках -и обмене военной информацией между СССР и США, Молотов отметил, что это предложение оторвано от вопроса о прекращении гон ки вооружений и фактически не связано с этой задачей. Однако Советский Союз го тов благоприятно отнестись к указанному предложению, имея в виду, что вопрос об аэрофотос’емках, как одной из форм конт роля, будет рассмотрен в связи с установ лением контроля над выполнением соот ветствующего международного соглашения па завершающей стадии осуществления мероприятий по сокращению вооружений и запрещению атомного оружия. Глава Советской делегации подчеркнул также, что предложения премьер-минист ра Франции Фора и премьер-министра Ан глии Идена заслуживают внимательного изучения в связи с решением задач разо ружения. Нам представляется, заявил Молотов, что настоящее совещание внесло бы важный вклад в разрешение проблемы разоруже ния. если бы мы зафиксировали ту догово ренность, которая по некоторым важным вопросам по существу уже была достигну та между нами, и ясно высказались за необходимость продолжать рассмотрение вопросов, по которым мы не пришли еще к общим взглядам. В заключение глава Советской делегации внес на рассмотрение совещания новое предложение Правительства СССР (предло жение публикуется в сегодняшнем номере нашей газеты). Свое выступление глава делегации США Даллес начал с заявления о том, что яко бы в результате позиции Советского Сою за па совещании выявилась «некоторая потеря доверия». Это необоснованное ут верждение, как видно, было необходимо государственному секретарю США для то го, чтобы отступить от кааалось бы уже согласованных предложений по вопросу о сокращении вооружений и запрещении атомного оружия. И действительно Даллес посвятил свое выступление в основном предложению президента Эйзенхауэра об аэрофотос’емках и обмене военной инфор мацией. Заявив, что «успех в области ра зоружения будет зависеть от создания эф фективной инспекции и контроля», Дал лес вместе с тем подчеркнул, что США в настоящее время не собираются разору жаться. Это сн об’яснял тем, что не су ществует доверия между государствами. Затем выступил Пинз. Он заявил, что министры иностранных дел сейчас «не в состоянии» применить общий план разо ружения. Он призвал найти соглашение относительно некоторых предварительных мер, применение которых не вызвало бы затруднений. Пинэ сказал, что он имеет в виду предложение президента Эйзен хауэра, предложение об установлении кон трольных постое в ключевых пунктах, сформулированное Председателем Совета Министров СССР Н; А. Булганиным, а также предложение об обеспечении «ши рокой гласности сведений о военных рас ходах и бюджетах». Последнее предложе ние Пинэ выдавал за известное предложе ние французского премьер-министра Фора, хотя, как известно, в предложении Фора говорилось не об обмене информацией о военных бюджетах, а о сокращении их. Выступивший вслед за Пинэ Макмил лан утверждал, что согласованное предло жение по вопросу о разоружении нельзя якобы осуществить в настоящее время, поскольку не достигнуто соглашение но поводу системы международной инспек ции п контроля. Это, утверждал Макмил лан, происходит потому, что советское предложение относительно контроля «не достаточно», а также из-за затруднитель ности контроля над ядерным оружием. Макмиллан внес на рассмотрение совеща ния проект декларации четырех держав по разоружению. В этом проекте содержатся лишь поже лания о «необходимости ограничения и со кращения вооружений», однако, не содер жится ни одного практического шага, ве дущего к сокращению вооружений госу дарств и запрещению атомного оружия. Взявший первым слово на заседании 11 ноября Даллес, как и на предыдущем заседании, отстаивал предложение прези дента Эйзенхауэра в качестве первого ша га к смягчению напряженности. Даллес утверждал, что предложение Советской де легации о том, чтобы четыре державы до вступления в силу соглашения о полном запрещении атомного и водородного ору жия взяли на себя торжественное обяза тельство не применять ядерного оружия, является якобы «только- обещанпямп». Пинз, выступивший вслед за Даллесом, остановился на «несовершенстве методов контроля» над ядерным оружием. Затем выступил Макмиллан, который пытался оправдать отход трех западных держав от согласованных предложений в области сокращения вооружений и запре щения атомного оружия. Он ссылался при этом на «изменения», которые якобы про изошли «как в техническом, так и в политическом отношениях». Он упомянул также о том, что разоружение в настоя щее время невозможно, т. к. не сущест вует необходимого доверия. Глава Советской делегации Молотов подверг критике проект трех западных держав о разоружении. Он показал, что этот проект не отвечает целям прекраще ния гонки вооружений и что, больше то го, он противоречит этим целям. Проект не соответствует решениям Генеральной Ассамблеи, принятым в 194G и в 1954 гг. Следует прямо сказать, заявпл Молотов, что, судя по внесенному вчера предложе нию, правительства США, Франции и Ве ликобритании отказались от своих собст венных предложений по разоружению, ко торые были ими внесены в ООН в прош лом году. Получается так: ::ак только наметилась возможность соглашения между четырьмя державами по ряду основных вопросов ра зоружения, особенно в связи с внесением Советским правительством его предложе ния от 10 мая, три державы стали отсту пать назад, сводить на нет достигнутые успехи на пути соглашения. Переходя к анализу отдельных пунктов проекта трех западных держав, Молотов подчеркнул, что в этом проекте атомное и водородное оружие берется за одни скобки с другими видами оружия. Тем самым, сказал он, снимается проблема ядерного оружия, как оружия массового уничтоже ния, представляющего особую опасность для народов. Как указал Молотов, проект трех западных держав фактически сни мает вопрос о запрещении атомного ору жия и даже легализует его. Глава Советской делегации подчеркнул далее, что под предлогом технических трудностей западные державы предлагают приостановить дальнейшие усилия в деле достижения соглашения по вопросу и со кращении вооружений и запрещении атом ного оружия. Процитировав соответствующие высказы вания представителей западных держав, характеризующие их отход от согласован ных предложений в области разоружения, глава Советской делегации перешел затем к вопросу о контроле. Он подчеркнул, что Советский Союз стоял и стоит за строгий международный контроль над сокращением вооружений и запрещением атомного ору жия. Однако западные державы, говоря о контроле и инспекции, забывают о необхо димости сокращения вооружений и запре щения атомного оружия. Если гонка во оружений будет продолжаться, а мы зай мемся дискуссиями о деталях контроля и инспекции, сказал Молотов, не будет ли это только усыплением бдительности на родов и только содействием дальнейшему безудержному росту вооружений и накоп лению запасов атомного и водородного ору жия? Молотов подчеркнул, что Советское пра вительство считает, что и при сущест вующем положении имеется возможность достигнуть успеха в деле разоружения: во-первых, путем морально-политического осуждения атомного оружия и принятия практических шагов в направлении его полного запрещения и, во-вторых, путем создания контрольных пунктов, о которых говорится в предложении Советской деле гации. Западные же державы пытаются доказать, будто вообще невозможно в на стоящее время осуществлять мероприятия по сокращению вооружений и запрещению атомного оружия. Переходя к вопросу о доверии, о кото ром говорили министры иностранных дел трех западных держав, Молотов призвал не становиться на путь взаимных упре ков. Не лучше ли, сказал он, пойти по другому пути: постараться на деле пред принять шаги к укреплению доверия меж ду государствами и прежде всего между великими державами, без чего проблема разоружения не может получить своего разрешения. Этой цели, как подчеркнул Молотов, подчинены советские предложе ния от 10 мая. Советская делегация считает, заявил в заключение Молотов, что мы могли бы па данном совещании договориться по некото рым вопросам и, в первую очередь, по тем, по которым не так давно между нами бы ла достигнута договоренность. По тем же вопросам, по которым нам не удалось бы согласовать наши мнения, можно было бы принять согласованные рекомендации от носительно дальнейшего их рассмотрения в соответствующих органах ООН. После выступления главы Советской де легации министры продолжали обмен мне ниями по второму пункту повестки дня со вещания. Рассмотрение вопроса о разоружении бу дет продолжено на заседании 12 ноября. На заседании 11 ноября председательст вующий Молотов сообщил, что четыре ми нистра пришли к согласованному решению закончить совещание в конце третьей не дели его работы, как это было и ранее предложено. РЕШЕНИЕ СОВЕЩАНИЯ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ЧЕТЫРЕХ ДЕРЖАВ ПО ВОПРОСАМ СОКРАЩЕНИЯ ВООРУЖЕНИЙ И ЗАПРЕЩЕНИЯ АТОМНОГО ОРУЖИЯ (Предложение делегации СССР) I. В целях уменьшения напряженности в отношениях между государствами, укреп ления взаимного доверия между ними и устранения угрозы новой войны прави тельства Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Фран ции признают необходимым приложить усилия с целью скорейшего заключения международной конвенции о сокращении вооружений и запрещении атомного ору жия. В результате обмена мнениями по во просу сокращения вооружений и запреще ния атомного оружия они согласились о следующем: 1. Уровни вооруженных сил США. СССР и Китая будут установлены в газмере от 1 до 1,5 млн. человек для каждой из этих держав; для Англии и Франции — по 650 тыс. человек, причем вопрос об уровне, предусмотренном для Китая, как и другие связанные с этим вопросы, касающиеся вооруженных сил Китая, подлежат рас смотрению с участием правительства Ки тайской Народной Республики. Уровни вооруженных сил для всех ос тальных государств не будут превышать 150— 200 тыс. человек и подлежат со гласованию на соответствующей междуна родной конференции. 2. Полное запрещение атомного и водо родного оружия вступит в силу по осуще ствлении сокращения вооружений обычно го типа и вооруженных сил на 75 проц. согласованных размеров сокращений. Из’- ятие этого оружия из вооружений госу дарств и его уничтожение будет закончено в ходе сокращения вооружений на послед ние 25 проц. согласованных размеров со кращений. Все атомные материалы будут тогда применяться исключительно для мирных целей. 3. Одновременно с началом проведения мероприятий по сокращению вооружений и вооруженных сил четыре державы до вступления в силу соглашения о полном запрещении атомного и водородного ору жия берут на себя торжественное обяза тельство не применять ядерного оружия, которое считают для себя запрещенным. Исключение из этого правила может быть допущено в целях обороны против агрес сии, когда будет принято соответствующее решение Совета Безопасности. 4. В качестве одного из первоочередных мероприятий в осуществление программы сокращения вооружений и запрещения атомного оружия государства, располагаю щие атомным и водородным оружием, обя зуются прекратить испытания этих видов оружия. 5. Устанавливается эффективный меж дународный контроль за проведением в жизнь мероприятий по сокращению воору жений и запрещению атомного оружия. II. Министры иностранных дел четырех дернив признали необходимым приложить усилия к тому, чтобы достигнуть необхо димой договоренности по еще не согласо ванным вопросам вышеуказанной конвен ции, подлежащей рассмотрению в органи зации Об’единенных Наций. Руководст вуясь стремлением к уменьшению между народной напряженности, укреплению до верия между государствами и к прекраще нию гонки вооружений, министры согла сились с тем, что в этой связи необходи мо прежде всего рассмотреть тс положе ния, которые содержатся: а) в предложении СССР от 10 мая сего года по вопросам сокращения вооружений, запрещения атомного оружия и устране ния угрозы новой войны, б) в предложении Президента США от 21 июля об аэрофотос’смках и обмене военной информацией, в) в предложениях правительства Ве ликобритании по вопросу о разоружении, внесенных 21 июля и 29 августа, и г) в предложении правительства Фран ции о финансовом контроле над разору жением и об обращении образовавшихся свободных ресурсов на мирные цели. III. Одновременно правительства Советско го Союза, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Франции, преисполнен ные решимости не допустить применения атомного и водородного оружия, являюще гося оружием массового уничтожения лю дей, и освободить народы от угрозы истре бительной атомной войны, торжественно заявляют: Впредь до заключения международной конвенции о сокращении вооружений и за прещении атомного оружия Советский Со юз, Соединенные Штаты Америки, Велико британия и Франция принимают на себя обязательства не применять первыми атом ного и водородного оружия против какой- либо страны и призывают все остальные государства присоединиться к этой декла рации. Министры закончили обсуждение вопроса о разоружении ЖЕНЕВА, 12 ноября. (Спец. корр. ТАСС). Министры иностранных дел Франции, Англии, Советского Союза и США собра лись сегодня утром на свое двенадцатое заседание. Председательствовал Д. Даллес. Продолжалось обсуждение второго вопроса, повестки дня — о разоружении. Представитель Франции Р. де Маржери, заменявший на сегодняшнем заседании А. Пинэ, отбывшего временно в Париж, выступил с краткими замечаниями по об суждаемому вопросу. Затем председатель ствующий Д. Даллес предложил прервать заседание до 12 часов для того, чтобы ми нистры могли обдумать свои позиции от носительно общего заявления по вопросу о разоружении. Это предложение не встре тило возражений. После перерыва выступили Д. Даллес, В. М. Молотов, Г. Макмиллан. На этом за кончилось обсуждение вопроса о разору жении. Следующее заседание состоится днем 14 ноября. Министры продолжат обсужде ние третьего пункта повестки дня — о развитии контактов между Востоком и Западом. К СОБЫТИЯМ В БРАЗИЛИИ НЫО-ПОРК, 11 ноября. (ТАСС). По со общениям агентства Ассошиэйтед Пресс, по главе армейских частей, захвативших власть в Рио-де-Жанейро, стоит генерал Тешейра Лотт. Последний вчера ушел в отставку с поста военного министра и, за ручившись поддержкой войск, сверг вре менного президента Луза, т. к. тот отка зался принять меры против полковника Мамаде, угрожавшего военным переворо том с целью пометать вновь избранному президенту Кубичеку занять пост. Лотт заявил, что принятые им меры прпзрлны обеспечить исполнение воли из бирателей. Корреспондент агентства Юнайтед Пресс также утверждает, что последние события в бразильской столице призваны предотвратить переворот, направленный против президента Кубпчека и вице-пре зидента Гуларта, которые были избраны 3 октября и должны занять свои посты в январе будущего года. НОРВЕЖСКАЯ ПЕЧАТЬ О ПОЕЗДКЕ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ГЕРХАРДСЕНА В СССР ОСЛО, 11 ноября. (ТАСС). Визит иллюстрации этого газета указывает на Премьер-Министра Норвегии Эйнара Гер хардсена в СССР находится в центре вни мания норвежской общественности. Все газеты сегодня уделяют большое место со общениям о приезде Герхардсена в Мо скву, подчеркивая торжественность встре чи его на Внуковском аэродроме. В заголовках к сообщениям газеты под черкивают заявление норвежского^Премьер- Министра о том, что Советский Союз и Норвегия хотят жить в мире и что то, что сближает эти страны, победит то, что мо жет их разделять. Ряд газет посвящает этой поездке пе редовые статьи. Главный орган рабочей партии газета «Арбейдербладет» в передовой отмечает, что в истории отношений между народами Советского Союза и Норвегии не было враждебности. Наоборот, общение через границу двух соседних стран всегда носи ло отпечаток естественной дружбы. Для традиционную торговлю поморов с нор вежцами на Крайнем Севере и на освобож дение Советской Армией северных районов Норвегии от гитлеровских оккупантов. После войны, продолжает газета, норвеж цы восстановили Киркенес и железоруд ные разработки на Севере в полной уве ренности, что по ту сторону границы жи вет дружественный народ. Касаясь комментариев некоторых запад ных кругов к советско-норвежским отно шениям, газета пишет, что было бы нера зумно встретить новое проявление друже любия со стороны русских подозритель ностью. Если норвежского Премьер-Ми нистра приглашают в Москву, продолжает газета, то мы имеем основание полагать, что это является искренним выражением дружбы и желания того, чтобы народы обеих стран установили более тесные от ношения друг с другом. Газета подчерки вает, что таково же желание норвежского народа. СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ США И ГЕРМАНСКОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ О ПОСТАВКАХ ОРУЖИЯ БЕРЛИН, 12 ноября. (ТАСС). Агентство АДН передает из Бонна, что западногер манский бундесрат одобрил вчера в пред варительном рассмотрении соглашение между Германской Федеральной Республи кой и Соединенными Штатами о постав ках оружия из США в ГФР. В первой половине декабря текущего года это соглашение будет рассматривать ся в бундестаге. В сообщении агентства АДН указывается, что, согласно данным из Бонна, правительство Германской Феде ральной Республики намерено в течение ближайших четырех лет закупить в США оружие на 8 миллиардов марок, причем оно должно будет предоставить США в об мен на поставляемое оружие свои запасы урана, патенты и описание технологии производства всех видов оружия, а также стратегическое сырье и полуфабрикаты. ГЕРМАНСКИЙ ВОПРОС НЕЛЬЗЯ РЕШАТЬ БЕЗ САМИХ НЕМЦЕВ В ходе обсуждения министрами ино странных дел Франции, Англии, Советско го Союза и США первого пункта повест ки дня Женевского совещания — евро пейская безопасность и Германия — со вершенно отчетливо выявилось стремле ние трех западных держав поставить на первый план германский вопрос и свести этот последний к вопросу о прове дении общегерманских выборов. Что же касается вопроса о европейской безопасно сти, который, согласно Директивам Глав четырех правительств, должен стоять на первом плане, то западные дипломаты пы таются по сути дела игнорировать его. Представители трех западных держав па совещании в Женеве выступили, как известно, с совместным проектом договора, из которого видно, что вопрос о европей ской безопасности подчиняется ими вопросу о вступлении об’единенной Германии в Северо-атлантический блок и Западно европейский союз со всеми вытекающими отсюда последствиями. Английская газе та «Манчестер гардиан» писала по этому поводу: «Таким образом, западные держа вы, не моргнув глазом, утверждают, что воссоединенная Германия пойдет по их пути». Советская делегация на Женевском со вещании четырех министров последова тельно придерживается позиции, что ре шение германского вопроса неразрывно связано с созданием надежной системы европейской безопасности и что воссоеди ненная Германия должна быть чужда ми литаризму и развиваться как миролюби вое и демократическое государство. Для того, чтобы облегчить задачу воссоедине ния, необходимо всемерно способствовать сближению между Германской Демократи ческой Республикой и Германской Феде ральной Республикой, налаживанию со трудничества между ними. На совещании Глав правительств четырех держав Н. А. Булганин говорил: «Если говорить о путях, которые ведут к воссоединению Германии, то нельзя не признать, что в настоящих условиях сбли жение между обеими частями Германии, устранение имеющихся трений и напря женности и создание атмосферы сотрудни чества между ними может наилучшим об разом способствовать достижению этой цели». Между тем, представители западных держав не хотят и думать о таком сбли жении. Государственный секретарь США Даллес заявил, что Соединенные Штаты не признают Германской Демократической Республики и не желают установления контакта между ней и ГФР. Не желает этого контакта и правительство Герман ской Федеральной Республики, которое неоднократно отвергало предложения пра вительства ГДР о встречах представителей обоих государств для совместного обсуж дения путей воссоединения Германии. В своем заявлении, обращенном к Же невскому совещанию министров иностран ных дел, правительство ГДР подчеркива ло: «Коренные интересы немецкого народа требуют взаимопонимания между Герман ской Демократической Республикой и Фе деральной Республикой, чтобы шаг за ша гом создавать внутренние предпосылки для об’единения Германии». В соответ ствии с этим правительство ГДР выступи ло с предложением создать Общегерман ский Совет, который координировал бы все усилия, целью которых является со трудничество обоих германских государств в интересах восстановления единства Гер мании и укрепления европейской безопас ности. Западные представители на совещании четырех министров в Женеве отказались обсуждать предложение об учреждении та кого органа, как Общегерманский Совет, и тем самым показали, что они игнори руют подлинные интересы германского народа. В этой связи нельзя не отметить и тот факт, что министры трех западных держав категорически отвергли предложе ние Советской делегации выслушать на совещании мнение представителей ГДР и ГФР. Нет нужды доказывать, что в решении германского вопроса заинтересованы преж де всего сами немцы. Однако, как показа ла дискуссия на Женевском совещании, западные дерягавы не хотят считаться с мнением германского народа. В настоящее время не только в ГДР, но и в ГФР требования о сближении обо их государств становятся все более на стоятельными. Западногерманская печать сообщает, что с такими требованиями вы ступают многочисленные низовые проф союзные организации Федеральной Рес публики, трудящиеся различных пред приятий, некоторые западногерманские промышленники и политические деятели. На днях, например, депутат бундестага от социал-демократической партии Карл Вит- трок прямо заявил о необходимости пе реговоров с правительством ГДР. С такими настроениями нельзя не счи таться, и представители западных держав на Женевском совещании оказывают плохую услугу германскому народу, не желая прислушаться к его голосу и не де лая выводов из реальной действительности. Сейчас, когда рассмотрение первого пункта повестки дня Женевского совеща ния четырех министров временно отложе но, буржуазная пропаганда пытается на вести тень на позицию Советского Союза в Женеве и даже обвинить его в наруше нии «духа Женевы». Так, корреспондент Юнайтед Пресс сообщил из Женевы: «За пад сегодня готов возложить вину на Рос сию за уничтожение надежд на об’едине- ние Германии». Однако 'международная общественность отлично может разобрать ся в том. кто в действительности нару шает «дух Женевы» и кто мешает реше нию германской проолемы в интересах немецкого народа. В этом повинны те, кто не хочет считаться с фактом суще ствования на территории Германии двух германских государств и игнорирует мне ние немецкого народа. ЯПОНСКИЙ НАРОД БОРЕТСЯ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ СТРАНЫ По сообщениям японской печати и ра дио, в последнее время в Японии замет но усилилось движение протеста против создания на территории страны американ ских военных баз. За ликвидацию воен ных баз активно выступает не только та часть населения, у которой конфискуют ся земли для строительства новых аэродро мов, полигонов и разных других военных об’ектов, но и массовые общественные и политические организации, представляющие широкие слои японского народа. Недавно японское правительство, со действуя расширению американской воен но-воздушной базы, санкционировало при нудительную реквизицию земли в районе города Сунакава, близ Токио. Узнав об этом, жители города собрались на митинг и постановили не признавать решения о реквизиции. Они воспрепятствовали про ведению здесь топографических с’емок, твердо заявив, что будут всеми силами и средствами противодействовать попыткам отнять у них землю. Такую же позицию заняло население города Немуро. Муниципальное собрание города решило повести организованную борьбу против осуществления планов стро ительства в этом районе военно-воздушной базы США. В середине октября в Токио происходи ло совещание представителей генерально го совета профсоюзов Японии, в который входит около 35 отраслевых профсоюзов, насчитывающих в своих рядах более трех миллионов членов. Участники совещания заявили протест против расширения аме риканских военных баз в Яг/онии и при звали японских трудящихся усилить борь бу против милитаризации страны. На днях в городе Осака состоялся ми тинг, организованный социалистической партией Японии. Лидеры этой партии, в частности ее председатель Мосабуро Суд- зуки, с гневом говорили о том, что у крестьян «отнимают землю их предков в интересах иностранного государства» и что экономика и финансы Японии нахо дятся в зависимости от иностранного ка питала. Судзуки указал на необходимость обеспечения самостоятельности и незави симости японского государства, без чего, как заявил он, «наша жизнь не может быть улучшена, экономика и промышлен ность не могут быть восстановлены». Японский народ не может оставаться равнодушным перед фактом господства иностранного капитала в экономике стра ны. Как сообщал японский журнал «Эко номист», американский капитал состав ляет 70 процентов всех иностранных ка питаловложений в Японии. При этом США вкладывают капиталы прежде всего в японские промышленные предприятия, связанные с перевооружением. Журнал отмечает также, что Соединенные Штаты игнорируют принятый в Японии в мае 1950 г. закон об ограничениях иностран ных капиталовложений. Японские деловые круги выражают не довольство проводимой CUIfV политикой ограничения торговли Японии с другими странами, в частности с Китайской На родной Республикой. Пекинское радио пе редало, что недавние японо-американские переговоры в Вашингтоне, происходившие по инициативе японской стороны, которая надеялась добиться ослабления ограниче ний в торговых отношениях Японии с КНР, закончились безрезультатно: амери канская сторона отказалась пойти на ка кие-либо уступки. Между тем, стремление в Японии к расширению торговли с Китаем очень ве лико. Японская торговая делегация, посе тившая недавно Китайскую Народную Рес публику, заключила с внешне-торговыми организациями КНР ряд контрактов и вы разила убеждение, что ее поездка в Ки тай «окажет влияние на развитие китай ско-японской торговли и благоприятно от разится на установлении дружественных отношений между обеими странами». Вопреки противодействиям японской реакции, действующей в угоду американ ским монополиям, за нормализацию *япо но-китайских отношений выступают все более широкие массы японского народа, которые сознают, что установление нор мальных дипломатических и торговых от ношений с КНР полностью соответствует интересам Японии и имеет важное значе ние для укрепления мира в Азин. Япон ская общественность ждет также от свое го правительства практических мер для обеспечения успешного завершения япон ско-советских переговоров. Японский народ кровно заинтересован в мирном развитии своей страны и добросо седских отношениях с другими странами. Ярким выражением этого стремления явился состоявшийся 5 ноября в Токио массовый митинг, в котором приняли уча стие представители различных профсою зов, женских и других общественных ор ганизаций. Участники митинга приняли резолюцию в защиту 9-й статьи консти туции, запрещающей милитаризацию Япо нии, потребовали быстрейшего восстанов ления дипломатических отношений с Ки тайской Народной Республикой и Совет ским Союзом и решительно высказались против посылки японских войск за грани цу. Своей борьбой за независимость страны, против ее милитаризации, за мир и мир ное сотрудничество народов японский на род вносит ценный вклад в общее дело сохранения мира во всем мире. Д . Б О Ч А Р О В . О ' Вниманию военкоров Сегодня, 13 ноября, с 16 до 18 часов в i тация для военкоров по вопросам, связан- помещении редакции газеты «На страже ным с участием в газете. Заполярья» состоится очередная консуль-1 Ответственный редактор В . Н. Л У Ш Е Н Ь К И Н . А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И И И ЗД А Т ЕЛ ЬС Т В А : гор. Североморск, Мурманской области, ул. Полярная. 8. Телефоны: редактор — 3-76, зам. редактора — 2-48, секретарь — *-64. нач. издательства и нач. типографии — 5-83, отдел подписки . -■ . . и бухгалтерия — 2-01, отделы: информации и культуры и быта — 3-63, боевой подготовки и писем — 28. пропаганды и партийной и комсомольской жизни — 96. ГМ 900269. г Типография газеты «На страже Заполярья», ул. Полярная, 12. Заказ Л! 269.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz