На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.

4 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 13 ноября 1955 г., № 269 (5421). Совещание министров иностранных дел четырех держав в Женеве О б с у ж д е н и е в о п р о с а р а з о р у ж е н и и ЖЕНЕВА. 12 ноября. (ТАСС). На засе­ даниях 10 и 11 ноября министры ино­ странных дел четырех держав обсуждали второй пункт повестки дня совещания — о разоружении. По этому вопросу первым взял слово глава Советской делегации В. М. Молотов. Напомнив, что важность проблемы разору­ жения, как одной из наиболее назревших международных проблем, была подчеркну­ та Главами правительств четырех держав, Молотов процитировал Директивы Глав правительств, обязавших министров ино­ странных дел «обсудить, нет ли возможно­ сти для четырех правительств проявить дальнейшую полезную инициативу в обла­ сти разоружения». Этим директивам и решениям Генераль­ ной Ассамблеи отвечает предложение Со­ ветского Союза от 10 мая, в котором по­ ставлен вопрос о, необходимости предпри­ нять неотложные шаги в целях уменьше­ ния международной напряженности и со­ здания доверия между государствами, и в первую очередь прекратить «холодную войну» и пропаганду новой войны. Излагая существо советского предложе­ ния, Молотов указал, что Советский Союз согласился с предложениями западных держав по вопросам об ограниченных уров­ нях вооруженных сил для пяти великих держав, о сроках вступления в силу окон­ чательного запрещения атомного оружия и его из’ятия из вооружений государств, об осуществлении по стадиям мероприятий по сокращению вооружений и запрещению атомного оружия. Молотов изложил затем содержащиеся в советском предложении положения, обес­ печивающие должный международный кон­ троль за сокращением вооружения и за­ прещением атомного оружия. Не отрицая технических трудностей в установлении контроля за соблюдением обязательств государств при запрещении атомного оружия, Молотов подчеркнул, что именно поэтому в настоящих условиях имело бы огромное значение морально-по­ литическое осуждение применения атомно­ го оружия. Он указал, что, если бы четы­ ре державы обязались не применять пер­ выми атомного и водородного оружия, то такое обязательство было бы знаменатель­ ной вехой в борьбе народов за мир и под­ линную безопасность. Касаясь утверждений о том, что разре­ шение проблемы разоружения надо начи­ нать с решения вопроса об установлении контроля, глава Советской делегации ска­ зал, что на деле такие утверждения озна­ чают попытку подменить решение задачи прекращения гонки вооружений рассуж­ дениями о всяких трудностях установле­ ния контроля. Это только развязало бы руки тем, кто заинтересован в гонке во­ оружений и стремится в своих целях ис­ пользовать угрозу атомной войны. Переходя к предложению президента Эйзенхауэра об аэрофотос’емках -и обмене военной информацией между СССР и США, Молотов отметил, что это предложение оторвано от вопроса о прекращении гон­ ки вооружений и фактически не связано с этой задачей. Однако Советский Союз го­ тов благоприятно отнестись к указанному предложению, имея в виду, что вопрос об аэрофотос’емках, как одной из форм конт­ роля, будет рассмотрен в связи с установ­ лением контроля над выполнением соот­ ветствующего международного соглашения па завершающей стадии осуществления мероприятий по сокращению вооружений и запрещению атомного оружия. Глава Советской делегации подчеркнул также, что предложения премьер-минист­ ра Франции Фора и премьер-министра Ан­ глии Идена заслуживают внимательного изучения в связи с решением задач разо­ ружения. Нам представляется, заявил Молотов, что настоящее совещание внесло бы важный вклад в разрешение проблемы разоруже­ ния. если бы мы зафиксировали ту догово­ ренность, которая по некоторым важным вопросам по существу уже была достигну­ та между нами, и ясно высказались за необходимость продолжать рассмотрение вопросов, по которым мы не пришли еще к общим взглядам. В заключение глава Советской делегации внес на рассмотрение совещания новое предложение Правительства СССР (предло­ жение публикуется в сегодняшнем номере нашей газеты). Свое выступление глава делегации США Даллес начал с заявления о том, что яко­ бы в результате позиции Советского Сою­ за па совещании выявилась «некоторая потеря доверия». Это необоснованное ут­ верждение, как видно, было необходимо государственному секретарю США для то­ го, чтобы отступить от кааалось бы уже согласованных предложений по вопросу о сокращении вооружений и запрещении атомного оружия. И действительно Даллес посвятил свое выступление в основном предложению президента Эйзенхауэра об аэрофотос’емках и обмене военной инфор­ мацией. Заявив, что «успех в области ра­ зоружения будет зависеть от создания эф­ фективной инспекции и контроля», Дал­ лес вместе с тем подчеркнул, что США в настоящее время не собираются разору­ жаться. Это сн об’яснял тем, что не су­ ществует доверия между государствами. Затем выступил Пинз. Он заявил, что министры иностранных дел сейчас «не в состоянии» применить общий план разо­ ружения. Он призвал найти соглашение относительно некоторых предварительных мер, применение которых не вызвало бы затруднений. Пинэ сказал, что он имеет в виду предложение президента Эйзен­ хауэра, предложение об установлении кон­ трольных постое в ключевых пунктах, сформулированное Председателем Совета Министров СССР Н; А. Булганиным, а также предложение об обеспечении «ши­ рокой гласности сведений о военных рас­ ходах и бюджетах». Последнее предложе­ ние Пинэ выдавал за известное предложе­ ние французского премьер-министра Фора, хотя, как известно, в предложении Фора говорилось не об обмене информацией о военных бюджетах, а о сокращении их. Выступивший вслед за Пинэ Макмил­ лан утверждал, что согласованное предло­ жение по вопросу о разоружении нельзя якобы осуществить в настоящее время, поскольку не достигнуто соглашение но поводу системы международной инспек­ ции п контроля. Это, утверждал Макмил­ лан, происходит потому, что советское предложение относительно контроля «не­ достаточно», а также из-за затруднитель­ ности контроля над ядерным оружием. Макмиллан внес на рассмотрение совеща­ ния проект декларации четырех держав по разоружению. В этом проекте содержатся лишь поже­ лания о «необходимости ограничения и со­ кращения вооружений», однако, не содер­ жится ни одного практического шага, ве­ дущего к сокращению вооружений госу­ дарств и запрещению атомного оружия. Взявший первым слово на заседании 11 ноября Даллес, как и на предыдущем заседании, отстаивал предложение прези­ дента Эйзенхауэра в качестве первого ша­ га к смягчению напряженности. Даллес утверждал, что предложение Советской де­ легации о том, чтобы четыре державы до вступления в силу соглашения о полном запрещении атомного и водородного ору­ жия взяли на себя торжественное обяза­ тельство не применять ядерного оружия, является якобы «только- обещанпямп». Пинз, выступивший вслед за Даллесом, остановился на «несовершенстве методов контроля» над ядерным оружием. Затем выступил Макмиллан, который пытался оправдать отход трех западных держав от согласованных предложений в области сокращения вооружений и запре­ щения атомного оружия. Он ссылался при этом на «изменения», которые якобы про­ изошли «как в техническом, так и в политическом отношениях». Он упомянул также о том, что разоружение в настоя­ щее время невозможно, т. к. не сущест­ вует необходимого доверия. Глава Советской делегации Молотов подверг критике проект трех западных держав о разоружении. Он показал, что этот проект не отвечает целям прекраще­ ния гонки вооружений и что, больше то­ го, он противоречит этим целям. Проект не соответствует решениям Генеральной Ассамблеи, принятым в 194G и в 1954 гг. Следует прямо сказать, заявпл Молотов, что, судя по внесенному вчера предложе­ нию, правительства США, Франции и Ве­ ликобритании отказались от своих собст­ венных предложений по разоружению, ко­ торые были ими внесены в ООН в прош­ лом году. Получается так: ::ак только наметилась возможность соглашения между четырьмя державами по ряду основных вопросов ра­ зоружения, особенно в связи с внесением Советским правительством его предложе­ ния от 10 мая, три державы стали отсту­ пать назад, сводить на нет достигнутые успехи на пути соглашения. Переходя к анализу отдельных пунктов проекта трех западных держав, Молотов подчеркнул, что в этом проекте атомное и водородное оружие берется за одни скобки с другими видами оружия. Тем самым, сказал он, снимается проблема ядерного оружия, как оружия массового уничтоже­ ния, представляющего особую опасность для народов. Как указал Молотов, проект трех западных держав фактически сни­ мает вопрос о запрещении атомного ору­ жия и даже легализует его. Глава Советской делегации подчеркнул далее, что под предлогом технических трудностей западные державы предлагают приостановить дальнейшие усилия в деле достижения соглашения по вопросу и со­ кращении вооружений и запрещении атом­ ного оружия. Процитировав соответствующие высказы­ вания представителей западных держав, характеризующие их отход от согласован­ ных предложений в области разоружения, глава Советской делегации перешел затем к вопросу о контроле. Он подчеркнул, что Советский Союз стоял и стоит за строгий международный контроль над сокращением вооружений и запрещением атомного ору­ жия. Однако западные державы, говоря о контроле и инспекции, забывают о необхо­ димости сокращения вооружений и запре­ щения атомного оружия. Если гонка во­ оружений будет продолжаться, а мы зай­ мемся дискуссиями о деталях контроля и инспекции, сказал Молотов, не будет ли это только усыплением бдительности на­ родов и только содействием дальнейшему безудержному росту вооружений и накоп­ лению запасов атомного и водородного ору­ жия? Молотов подчеркнул, что Советское пра­ вительство считает, что и при сущест­ вующем положении имеется возможность достигнуть успеха в деле разоружения: во-первых, путем морально-политического осуждения атомного оружия и принятия практических шагов в направлении его полного запрещения и, во-вторых, путем создания контрольных пунктов, о которых говорится в предложении Советской деле­ гации. Западные же державы пытаются доказать, будто вообще невозможно в на­ стоящее время осуществлять мероприятия по сокращению вооружений и запрещению атомного оружия. Переходя к вопросу о доверии, о кото­ ром говорили министры иностранных дел трех западных держав, Молотов призвал не становиться на путь взаимных упре­ ков. Не лучше ли, сказал он, пойти по другому пути: постараться на деле пред­ принять шаги к укреплению доверия меж­ ду государствами и прежде всего между великими державами, без чего проблема разоружения не может получить своего разрешения. Этой цели, как подчеркнул Молотов, подчинены советские предложе­ ния от 10 мая. Советская делегация считает, заявил в заключение Молотов, что мы могли бы па данном совещании договориться по некото­ рым вопросам и, в первую очередь, по тем, по которым не так давно между нами бы­ ла достигнута договоренность. По тем же вопросам, по которым нам не удалось бы согласовать наши мнения, можно было бы принять согласованные рекомендации от­ носительно дальнейшего их рассмотрения в соответствующих органах ООН. После выступления главы Советской де­ легации министры продолжали обмен мне­ ниями по второму пункту повестки дня со­ вещания. Рассмотрение вопроса о разоружении бу­ дет продолжено на заседании 12 ноября. На заседании 11 ноября председательст­ вующий Молотов сообщил, что четыре ми­ нистра пришли к согласованному решению закончить совещание в конце третьей не­ дели его работы, как это было и ранее предложено. РЕШЕНИЕ СОВЕЩАНИЯ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ЧЕТЫРЕХ ДЕРЖАВ ПО ВОПРОСАМ СОКРАЩЕНИЯ ВООРУЖЕНИЙ И ЗАПРЕЩЕНИЯ АТОМНОГО ОРУЖИЯ (Предложение делегации СССР) I. В целях уменьшения напряженности в отношениях между государствами, укреп­ ления взаимного доверия между ними и устранения угрозы новой войны прави­ тельства Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Фран­ ции признают необходимым приложить усилия с целью скорейшего заключения международной конвенции о сокращении вооружений и запрещении атомного ору­ жия. В результате обмена мнениями по во­ просу сокращения вооружений и запреще­ ния атомного оружия они согласились о следующем: 1. Уровни вооруженных сил США. СССР и Китая будут установлены в газмере от 1 до 1,5 млн. человек для каждой из этих держав; для Англии и Франции — по 650 тыс. человек, причем вопрос об уровне, предусмотренном для Китая, как и другие связанные с этим вопросы, касающиеся вооруженных сил Китая, подлежат рас­ смотрению с участием правительства Ки­ тайской Народной Республики. Уровни вооруженных сил для всех ос­ тальных государств не будут превышать 150— 200 тыс. человек и подлежат со­ гласованию на соответствующей междуна­ родной конференции. 2. Полное запрещение атомного и водо­ родного оружия вступит в силу по осуще­ ствлении сокращения вооружений обычно­ го типа и вооруженных сил на 75 проц. согласованных размеров сокращений. Из’- ятие этого оружия из вооружений госу­ дарств и его уничтожение будет закончено в ходе сокращения вооружений на послед­ ние 25 проц. согласованных размеров со­ кращений. Все атомные материалы будут тогда применяться исключительно для мирных целей. 3. Одновременно с началом проведения мероприятий по сокращению вооружений и вооруженных сил четыре державы до вступления в силу соглашения о полном запрещении атомного и водородного ору­ жия берут на себя торжественное обяза­ тельство не применять ядерного оружия, которое считают для себя запрещенным. Исключение из этого правила может быть допущено в целях обороны против агрес­ сии, когда будет принято соответствующее решение Совета Безопасности. 4. В качестве одного из первоочередных мероприятий в осуществление программы сокращения вооружений и запрещения атомного оружия государства, располагаю­ щие атомным и водородным оружием, обя­ зуются прекратить испытания этих видов оружия. 5. Устанавливается эффективный меж­ дународный контроль за проведением в жизнь мероприятий по сокращению воору­ жений и запрещению атомного оружия. II. Министры иностранных дел четырех дернив признали необходимым приложить усилия к тому, чтобы достигнуть необхо­ димой договоренности по еще не согласо­ ванным вопросам вышеуказанной конвен­ ции, подлежащей рассмотрению в органи­ зации Об’единенных Наций. Руководст­ вуясь стремлением к уменьшению между­ народной напряженности, укреплению до­ верия между государствами и к прекраще­ нию гонки вооружений, министры согла­ сились с тем, что в этой связи необходи­ мо прежде всего рассмотреть тс положе­ ния, которые содержатся: а) в предложении СССР от 10 мая сего года по вопросам сокращения вооружений, запрещения атомного оружия и устране­ ния угрозы новой войны, б) в предложении Президента США от 21 июля об аэрофотос’смках и обмене военной информацией, в) в предложениях правительства Ве­ ликобритании по вопросу о разоружении, внесенных 21 июля и 29 августа, и г) в предложении правительства Фран­ ции о финансовом контроле над разору­ жением и об обращении образовавшихся свободных ресурсов на мирные цели. III. Одновременно правительства Советско­ го Союза, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Франции, преисполнен­ ные решимости не допустить применения атомного и водородного оружия, являюще­ гося оружием массового уничтожения лю­ дей, и освободить народы от угрозы истре­ бительной атомной войны, торжественно заявляют: Впредь до заключения международной конвенции о сокращении вооружений и за­ прещении атомного оружия Советский Со­ юз, Соединенные Штаты Америки, Велико­ британия и Франция принимают на себя обязательства не применять первыми атом­ ного и водородного оружия против какой- либо страны и призывают все остальные государства присоединиться к этой декла­ рации. Министры закончили обсуждение вопроса о разоружении ЖЕНЕВА, 12 ноября. (Спец. корр. ТАСС). Министры иностранных дел Франции, Англии, Советского Союза и США собра­ лись сегодня утром на свое двенадцатое заседание. Председательствовал Д. Даллес. Продолжалось обсуждение второго вопроса, повестки дня — о разоружении. Представитель Франции Р. де Маржери, заменявший на сегодняшнем заседании А. Пинэ, отбывшего временно в Париж, выступил с краткими замечаниями по об­ суждаемому вопросу. Затем председатель­ ствующий Д. Даллес предложил прервать заседание до 12 часов для того, чтобы ми­ нистры могли обдумать свои позиции от­ носительно общего заявления по вопросу о разоружении. Это предложение не встре­ тило возражений. После перерыва выступили Д. Даллес, В. М. Молотов, Г. Макмиллан. На этом за­ кончилось обсуждение вопроса о разору­ жении. Следующее заседание состоится днем 14 ноября. Министры продолжат обсужде­ ние третьего пункта повестки дня — о развитии контактов между Востоком и Западом. К СОБЫТИЯМ В БРАЗИЛИИ НЫО-ПОРК, 11 ноября. (ТАСС). По со­ общениям агентства Ассошиэйтед Пресс, по главе армейских частей, захвативших власть в Рио-де-Жанейро, стоит генерал Тешейра Лотт. Последний вчера ушел в отставку с поста военного министра и, за­ ручившись поддержкой войск, сверг вре­ менного президента Луза, т. к. тот отка­ зался принять меры против полковника Мамаде, угрожавшего военным переворо­ том с целью пометать вновь избранному президенту Кубичеку занять пост. Лотт заявил, что принятые им меры прпзрлны обеспечить исполнение воли из­ бирателей. Корреспондент агентства Юнайтед Пресс также утверждает, что последние события в бразильской столице призваны предотвратить переворот, направленный против президента Кубпчека и вице-пре­ зидента Гуларта, которые были избраны 3 октября и должны занять свои посты в январе будущего года. НОРВЕЖСКАЯ ПЕЧАТЬ О ПОЕЗДКЕ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ГЕРХАРДСЕНА В СССР ОСЛО, 11 ноября. (ТАСС). Визит иллюстрации этого газета указывает на Премьер-Министра Норвегии Эйнара Гер­ хардсена в СССР находится в центре вни­ мания норвежской общественности. Все газеты сегодня уделяют большое место со­ общениям о приезде Герхардсена в Мо­ скву, подчеркивая торжественность встре­ чи его на Внуковском аэродроме. В заголовках к сообщениям газеты под­ черкивают заявление норвежского^Премьер- Министра о том, что Советский Союз и Норвегия хотят жить в мире и что то, что сближает эти страны, победит то, что мо­ жет их разделять. Ряд газет посвящает этой поездке пе­ редовые статьи. Главный орган рабочей партии газета «Арбейдербладет» в передовой отмечает, что в истории отношений между народами Советского Союза и Норвегии не было враждебности. Наоборот, общение через границу двух соседних стран всегда носи­ ло отпечаток естественной дружбы. Для традиционную торговлю поморов с нор­ вежцами на Крайнем Севере и на освобож­ дение Советской Армией северных районов Норвегии от гитлеровских оккупантов. После войны, продолжает газета, норвеж­ цы восстановили Киркенес и железоруд­ ные разработки на Севере в полной уве­ ренности, что по ту сторону границы жи­ вет дружественный народ. Касаясь комментариев некоторых запад­ ных кругов к советско-норвежским отно­ шениям, газета пишет, что было бы нера­ зумно встретить новое проявление друже­ любия со стороны русских подозритель­ ностью. Если норвежского Премьер-Ми­ нистра приглашают в Москву, продолжает газета, то мы имеем основание полагать, что это является искренним выражением дружбы и желания того, чтобы народы обеих стран установили более тесные от­ ношения друг с другом. Газета подчерки­ вает, что таково же желание норвежского народа. СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ США И ГЕРМАНСКОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ О ПОСТАВКАХ ОРУЖИЯ БЕРЛИН, 12 ноября. (ТАСС). Агентство АДН передает из Бонна, что западногер­ манский бундесрат одобрил вчера в пред­ варительном рассмотрении соглашение между Германской Федеральной Республи­ кой и Соединенными Штатами о постав­ ках оружия из США в ГФР. В первой половине декабря текущего года это соглашение будет рассматривать­ ся в бундестаге. В сообщении агентства АДН указывается, что, согласно данным из Бонна, правительство Германской Феде­ ральной Республики намерено в течение ближайших четырех лет закупить в США оружие на 8 миллиардов марок, причем оно должно будет предоставить США в об­ мен на поставляемое оружие свои запасы урана, патенты и описание технологии производства всех видов оружия, а также стратегическое сырье и полуфабрикаты. ГЕРМАНСКИЙ ВОПРОС НЕЛЬЗЯ РЕШАТЬ БЕЗ САМИХ НЕМЦЕВ В ходе обсуждения министрами ино­ странных дел Франции, Англии, Советско­ го Союза и США первого пункта повест­ ки дня Женевского совещания — евро­ пейская безопасность и Германия — со­ вершенно отчетливо выявилось стремле­ ние трех западных держав поставить на первый план германский вопрос и свести этот последний к вопросу о прове­ дении общегерманских выборов. Что же касается вопроса о европейской безопасно­ сти, который, согласно Директивам Глав четырех правительств, должен стоять на первом плане, то западные дипломаты пы­ таются по сути дела игнорировать его. Представители трех западных держав па совещании в Женеве выступили, как известно, с совместным проектом договора, из которого видно, что вопрос о европей­ ской безопасности подчиняется ими вопросу о вступлении об’единенной Германии в Северо-атлантический блок и Западно­ европейский союз со всеми вытекающими отсюда последствиями. Английская газе­ та «Манчестер гардиан» писала по этому поводу: «Таким образом, западные держа­ вы, не моргнув глазом, утверждают, что воссоединенная Германия пойдет по их пути». Советская делегация на Женевском со­ вещании четырех министров последова­ тельно придерживается позиции, что ре­ шение германского вопроса неразрывно связано с созданием надежной системы европейской безопасности и что воссоеди­ ненная Германия должна быть чужда ми­ литаризму и развиваться как миролюби­ вое и демократическое государство. Для того, чтобы облегчить задачу воссоедине­ ния, необходимо всемерно способствовать сближению между Германской Демократи­ ческой Республикой и Германской Феде­ ральной Республикой, налаживанию со­ трудничества между ними. На совещании Глав правительств четырех держав Н. А. Булганин говорил: «Если говорить о путях, которые ведут к воссоединению Германии, то нельзя не признать, что в настоящих условиях сбли­ жение между обеими частями Германии, устранение имеющихся трений и напря­ женности и создание атмосферы сотрудни­ чества между ними может наилучшим об­ разом способствовать достижению этой цели». Между тем, представители западных держав не хотят и думать о таком сбли­ жении. Государственный секретарь США Даллес заявил, что Соединенные Штаты не признают Германской Демократической Республики и не желают установления контакта между ней и ГФР. Не желает этого контакта и правительство Герман­ ской Федеральной Республики, которое неоднократно отвергало предложения пра­ вительства ГДР о встречах представителей обоих государств для совместного обсуж­ дения путей воссоединения Германии. В своем заявлении, обращенном к Же­ невскому совещанию министров иностран­ ных дел, правительство ГДР подчеркива­ ло: «Коренные интересы немецкого народа требуют взаимопонимания между Герман­ ской Демократической Республикой и Фе­ деральной Республикой, чтобы шаг за ша­ гом создавать внутренние предпосылки для об’единения Германии». В соответ­ ствии с этим правительство ГДР выступи­ ло с предложением создать Общегерман­ ский Совет, который координировал бы все усилия, целью которых является со­ трудничество обоих германских государств в интересах восстановления единства Гер­ мании и укрепления европейской безопас­ ности. Западные представители на совещании четырех министров в Женеве отказались обсуждать предложение об учреждении та­ кого органа, как Общегерманский Совет, и тем самым показали, что они игнори­ руют подлинные интересы германского народа. В этой связи нельзя не отметить и тот факт, что министры трех западных держав категорически отвергли предложе­ ние Советской делегации выслушать на совещании мнение представителей ГДР и ГФР. Нет нужды доказывать, что в решении германского вопроса заинтересованы преж­ де всего сами немцы. Однако, как показа­ ла дискуссия на Женевском совещании, западные дерягавы не хотят считаться с мнением германского народа. В настоящее время не только в ГДР, но и в ГФР требования о сближении обо­ их государств становятся все более на­ стоятельными. Западногерманская печать сообщает, что с такими требованиями вы­ ступают многочисленные низовые проф­ союзные организации Федеральной Рес­ публики, трудящиеся различных пред­ приятий, некоторые западногерманские промышленники и политические деятели. На днях, например, депутат бундестага от социал-демократической партии Карл Вит- трок прямо заявил о необходимости пе­ реговоров с правительством ГДР. С такими настроениями нельзя не счи­ таться, и представители западных держав на Женевском совещании оказывают плохую услугу германскому народу, не желая прислушаться к его голосу и не де­ лая выводов из реальной действительности. Сейчас, когда рассмотрение первого пункта повестки дня Женевского совеща­ ния четырех министров временно отложе­ но, буржуазная пропаганда пытается на­ вести тень на позицию Советского Союза в Женеве и даже обвинить его в наруше­ нии «духа Женевы». Так, корреспондент Юнайтед Пресс сообщил из Женевы: «За­ пад сегодня готов возложить вину на Рос­ сию за уничтожение надежд на об’едине- ние Германии». Однако 'международная общественность отлично может разобрать­ ся в том. кто в действительности нару­ шает «дух Женевы» и кто мешает реше­ нию германской проолемы в интересах немецкого народа. В этом повинны те, кто не хочет считаться с фактом суще­ ствования на территории Германии двух германских государств и игнорирует мне­ ние немецкого народа. ЯПОНСКИЙ НАРОД БОРЕТСЯ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ СТРАНЫ По сообщениям японской печати и ра­ дио, в последнее время в Японии замет­ но усилилось движение протеста против создания на территории страны американ­ ских военных баз. За ликвидацию воен­ ных баз активно выступает не только та часть населения, у которой конфискуют­ ся земли для строительства новых аэродро­ мов, полигонов и разных других военных об’ектов, но и массовые общественные и политические организации, представляющие широкие слои японского народа. Недавно японское правительство, со­ действуя расширению американской воен­ но-воздушной базы, санкционировало при­ нудительную реквизицию земли в районе города Сунакава, близ Токио. Узнав об этом, жители города собрались на митинг и постановили не признавать решения о реквизиции. Они воспрепятствовали про­ ведению здесь топографических с’емок, твердо заявив, что будут всеми силами и средствами противодействовать попыткам отнять у них землю. Такую же позицию заняло население города Немуро. Муниципальное собрание города решило повести организованную борьбу против осуществления планов стро­ ительства в этом районе военно-воздушной базы США. В середине октября в Токио происходи­ ло совещание представителей генерально­ го совета профсоюзов Японии, в который входит около 35 отраслевых профсоюзов, насчитывающих в своих рядах более трех миллионов членов. Участники совещания заявили протест против расширения аме­ риканских военных баз в Яг/онии и при­ звали японских трудящихся усилить борь­ бу против милитаризации страны. На днях в городе Осака состоялся ми­ тинг, организованный социалистической партией Японии. Лидеры этой партии, в частности ее председатель Мосабуро Суд- зуки, с гневом говорили о том, что у крестьян «отнимают землю их предков в интересах иностранного государства» и что экономика и финансы Японии нахо­ дятся в зависимости от иностранного ка­ питала. Судзуки указал на необходимость обеспечения самостоятельности и незави­ симости японского государства, без чего, как заявил он, «наша жизнь не может быть улучшена, экономика и промышлен­ ность не могут быть восстановлены». Японский народ не может оставаться равнодушным перед фактом господства иностранного капитала в экономике стра­ ны. Как сообщал японский журнал «Эко­ номист», американский капитал состав­ ляет 70 процентов всех иностранных ка­ питаловложений в Японии. При этом США вкладывают капиталы прежде всего в японские промышленные предприятия, связанные с перевооружением. Журнал отмечает также, что Соединенные Штаты игнорируют принятый в Японии в мае 1950 г. закон об ограничениях иностран­ ных капиталовложений. Японские деловые круги выражают не­ довольство проводимой CUIfV политикой ограничения торговли Японии с другими странами, в частности с Китайской На­ родной Республикой. Пекинское радио пе­ редало, что недавние японо-американские переговоры в Вашингтоне, происходившие по инициативе японской стороны, которая надеялась добиться ослабления ограниче­ ний в торговых отношениях Японии с КНР, закончились безрезультатно: амери­ канская сторона отказалась пойти на ка­ кие-либо уступки. Между тем, стремление в Японии к расширению торговли с Китаем очень ве­ лико. Японская торговая делегация, посе­ тившая недавно Китайскую Народную Рес­ публику, заключила с внешне-торговыми организациями КНР ряд контрактов и вы­ разила убеждение, что ее поездка в Ки­ тай «окажет влияние на развитие китай­ ско-японской торговли и благоприятно от­ разится на установлении дружественных отношений между обеими странами». Вопреки противодействиям японской реакции, действующей в угоду американ­ ским монополиям, за нормализацию *япо­ но-китайских отношений выступают все более широкие массы японского народа, которые сознают, что установление нор­ мальных дипломатических и торговых от­ ношений с КНР полностью соответствует интересам Японии и имеет важное значе­ ние для укрепления мира в Азин. Япон­ ская общественность ждет также от свое­ го правительства практических мер для обеспечения успешного завершения япон­ ско-советских переговоров. Японский народ кровно заинтересован в мирном развитии своей страны и добросо­ седских отношениях с другими странами. Ярким выражением этого стремления явился состоявшийся 5 ноября в Токио массовый митинг, в котором приняли уча­ стие представители различных профсою­ зов, женских и других общественных ор­ ганизаций. Участники митинга приняли резолюцию в защиту 9-й статьи консти­ туции, запрещающей милитаризацию Япо­ нии, потребовали быстрейшего восстанов­ ления дипломатических отношений с Ки­ тайской Народной Республикой и Совет­ ским Союзом и решительно высказались против посылки японских войск за грани­ цу. Своей борьбой за независимость страны, против ее милитаризации, за мир и мир­ ное сотрудничество народов японский на­ род вносит ценный вклад в общее дело сохранения мира во всем мире. Д . Б О Ч А Р О В . О ' Вниманию военкоров Сегодня, 13 ноября, с 16 до 18 часов в i тация для военкоров по вопросам, связан- помещении редакции газеты «На страже ным с участием в газете. Заполярья» состоится очередная консуль-1 Ответственный редактор В . Н. Л У Ш Е Н Ь К И Н . А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И И И ЗД А Т ЕЛ ЬС Т В А : гор. Североморск, Мурманской области, ул. Полярная. 8. Телефоны: редактор — 3-76, зам. редактора — 2-48, секретарь — *-64. нач. издательства и нач. типографии — 5-83, отдел подписки . -■ . . и бухгалтерия — 2-01, отделы: информации и культуры и быта — 3-63, боевой подготовки и писем — 28. пропаганды и партийной и комсомольской жизни — 96. ГМ 900269. г Типография газеты «На страже Заполярья», ул. Полярная, 12. Заказ Л! 269.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz