На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.

» На с т р а ж е З а п о л я р ь я 13 ноября 1255 г., 2оЗ (5421). ЗдесЬ роЖдаласЬ слава боевая С л у ч а й в м о р е Беседа офицера о героических подвигах североморцев Корабль выполнял учебно-боевую задачу в тех районах Баренцева моря, где в годы Великой Отечественной войны североморцы громили не­ мецко-фашистских захватчиков. Редакция корабельной радиогазеты организо­ вала на походе передачу. С беседой: с Приумно­ жать боевую славу моряков Северного флота» выступил по радио старший помощник команди­ ра корабля, участник боев в Заполярье. Ниже публикуется запись этой беседы. В боях за Родину в годы Великой Оте чественной войны воины-североморцы но крыли себя неувядаемой славой. Они не щадили своих сил, а если надо, и самой жизни, чтобы с честью выполнять прика зы командиров, добиваться победы над врагом, проявляли беспримерное мужество высокое воинское мастерству, стойкость исполнительность и находчивость^ Недалеко от районз, где мы сейчзс вы полняем прзктическую зздзчу, подводной лодкой под командованием Героя Совет ского Союза Лунина был торпедирован но вейший тогдз немецкий линкор «Тирпиц» В этих районах п пд подходзх к фиордам двзжды Герои Советского Союзз Борис Са­ фонов, Алексзндр Шабалин и другие от­ важные советские летчики и кзтерники топили врзжеские транспорты и конвои ровзвшие их корзбли, уничтожэли живую силу и боевую технику противникэ. В водзх Баренцева моря, неподалеку от места, где сейчас проходят наш корабль вел неравный артиллерийский бон с тре мя фашистскими эсминцами сторожевой корабль «Туман». В историю нзшего Северного флотз на- всегдз войдут героические подвиги севе роморскпх летчиков, моряков эскздренных миноносцев, подводных лодок, торпедных кзтеров, сторожевых корзблей, трзлыци ков, больших и мзлых охотников, з тзкже вспомогзтельных судов. Двз советских сторожевых корабля сов­ местно с морскими охотниками метким ог­ нем поддерживали нзстуиление нзших ча- стей в рзйоне Ззпздной Лицы. О том, кз- кие были тогдз нзпряженные бои, говорит уже то, что корзбли в течение дня триж­ ды пополняли боеззнзс. На раскалепных стволах орудий горела краскз. Нз корзбли, громившие своим огнем врзгз, фзшисты направляли десятки само­ летов-бомбардировщиков. Но это фашистам не помогло. Сторожевики и морские охот­ ники уничтожили в этот день свыше пяти­ сот вражеских солдзт и офицеров, много автомашин и другой техники. От попада­ ния снарядз взорвзлся склзд боеприпзсов, который фзшисты укрыли среди множест­ ва скал. Североморцы проявили в бою образцы отваги, стойкости и мастерствз. Пример всем покззывзли коммунисты. Коммунист мзтрос Рзгозин, несмотря нз то, что был рзнен в обе ноги, вел огонь по врзжеским сзмолетзм до тех пор, покз не свзлился нз пзлубу. Когдз моряк пришел в себя, он ззменил убитого телефонистз и, лежз, нзпрягзя все своп силы, обеспечивал связь командного пункта с боевыми поста­ ми. За мужество, стойкость и отвагу ма­ трос Рагозин был нагрзжден орденом Крзсной Звезды. Еще в мирные дни зртиллеристы, маши­ нисты, моряки других специальностей под руководством своих командиров отрабзты- взли нз боевых постзх вззимозаменяе- мость. Как это пригодилось в сражениях с фашистзми! В бою был выведен из строя весь рас- чет сорокзпятимиллиметровой пушки, кро­ ме мзтроса Суворовз. Остзвшись один, он сзм и ззряжзл, и изводил, и стрелял. Орудие продолжзло вести огонь до концз. В этом же бою высокое мзстерство про­ явили рулевые сторожевого корзбля во глзве со стзршиной 1 статьи Богзтыре- вым. Точно и быстро выполняя приказа­ ния командирз, они умело обеспечивзли маневрировзние, блзгодаря чему ни одна вражескзя бомбз не попзлз нз корабль. — Плавзние нзше, — продолжзл офи­ цер, — сейчзс проходит в штормовую по­ году. В этих условиях от кзждого члена экипзжз требуются стойкость и выносли­ вость, умение преодолевзть трудности по­ ходно-боевой обстзновки. Надо нзпрягзть все свои силы и волю, чтобы отлично вы­ полнить воинские обяззнности. — В связи с этим, — скзззл офицер, — я хочу привести тзкой пример. Однзж- ды большой охотник, нз котором я тогдз служил, попзл в жестокий десятибзльный шторм. В течение нескольких суток иро- должзлзсь борьбз советских моряков с бу­ шующей стихиен. Экипзж корзбля покз- ззл небывзлую стойкость и волю к побе­ де. Особенно ззпомнился рулевой старший матрос Зеленков. Его укачивало, но он т двенадцзть чзсов в сутки стоял зз' пггурвзлом и не просил ззмены. Время военное, в строю у нзс остзвзлось только двз ру­ левых. Зеленков, чтобы не упасть, не отойти от штур- валз, привязывался рем­ нем к пиллерсу, но вахту продолжал нести. О высоком мастерст­ ве североморцев гово­ рит и такой факт. В течение 1944 года один из тральщиков прошел несколько де­ сятков тысяч миль, при этом оружие и боевая техника действовали бесперебойно. Это стзло возможным блзгодзря тому, что мзтросы, стзршины и офицеры корзбля отлично знзли свои специзльности, умело обслуживали материзльную чзсть, ззботли- во сберегзли ее. В военной обстзновке планы предупредительных ремонтов часто нзрушзлись из-зз чрезмерного боевого нз- пряжения. Корзбль приходил в бззу лишь зз тем, чтобы пополнить запасы и полу­ чить новое боевое задание. Поэтому пре­ дупредительный ремонт личный состав проводил при первом же удобном случае, используя любую кратковременную стоян­ ку. А стоять приходилось на необорудован­ ных рейдах, а иногда в открытом море или у кромки льда в ожидании карзвзнз трзнспортов. В походе, кзк нигде, необходимз высо- кзя бдительность. Один из тральщиков производил поиск фзшистской подводной лодки, которзя перед этим зтзковзла наш конвои. Район поиска был огромным. Не­ большой корабль в течение пяти суток-бо­ роздил водные просторы, непрерывно не- слзсь гидрозкустическзя вахта, визуаль­ ное наблюдение за морем и воздухом. Бди­ тельность и непрерывность наблюдения дали отличный результат. Подводная лодка была обнаружена. Гидроакустик старшинз 2 стзтьи Измалков доложил, что он вошел в контакт с лодкой, указал пеленг. Почти одновременно с этим наблюдатели доложи­ ли: — Торпеда, справз 40! Командир корабля тотчас приказал пе­ реложить руль. Тральщик успел укло­ ниться от вражеской торпеды и сам атз- ковал подлодку, забросал ее глубинными бомбзми. Через некоторое время нз по­ верхность всплыли комбинезоны, пробка, , различные деревянные вещи. Появилось большое масляное пятно. Впоследствии, обследовав это место, водолазы обнаружи­ ли потопленную большую океанскую под­ водную лодку. Так бдительность и высокое мастерство экипзжз трзлыцикз дзли возможность се­ вероморцам обнаружить и уничтожить ко­ варного и хитрого врагз, сохрзнив при этом боеспособность своего корзбля. Хочется привести ещё один пример, покззывзющий смелость и отвзгу наших моряков, глубокое понимание каждым из них своего воинского долга. Во время переходз у нзшего траль­ щика погнулись винты. С большими уси­ лиями кораблю удалось выбраться в безопасный район. Но для того, чтобы ус­ пешно выполнить боевое задзние, необхо­ димо было выпрзвить винты, причем сво­ ими силами, в открытом море, так кзк от бззы нзходились очень далеко. Произвести эту операцию зызвались старшина 2 статьи Беляков, старший ма­ трос Григорьян и еще несколько моряков. Это были артиллеристы и сигнальщики, которые по своей инициативе сумели ов­ ладеть также специальностью легководо- лазз. В течение многих чзсов, спускаясь попарно в ледяную воду, герои-моряки с помощью самых несложных инструментов выправили кромки гребных винтов. Траль­ щик мог снова продолжзть поиск подвод­ ных лодок. Высокие морзльно-боевые кзчествз, необходимые для победы в современном бою, каждый военный моряк должен вос- питывзть в себе сейчзс, в мирное время, от, кто стремится быть достойным защит­ ником Родины, обязан неустанно изучать военное дело, быть дисциплинированным и исполнительным воином. Прославленные герои Великой Отечественной воины пото­ му и били врзгз без промахз, нзвернякз, что умело сочетзли воинское мзстерство с диециплинировзнностью и бесстрашием в бою, горячо любили свою Родину, глубоко верили в победу над врзгом. Служить под Военно-морским флзгом, который проелзвили в боях с врзгзми нз­ шего Отечествз тысячи и тысячи героев, — большая честь для мзтросов и стзр- шин. Быть достойным этой чести, отлич­ ной службой приумножзть боевую елзву родного флотз — почетный долг кзждого мзтросз, стзршины и офицерз. Беседу записал старший лейтенант Ш. БИНЕЕВ. Сумерки медленно оку­ тывали бухту, когда был получен приказ — кораб­ лю срочно выйти в море на постановку мин. В тече­ ние короткого времени все было приведено в боевую готовность. Корабль поки­ дал базу, а над заливом опустилась ночная темнота. На мостике, кроме коман­ дира и его помощника, на­ ходились комендор стар­ ший матрос Рубаник и тор­ педист матрос Раджабов. В темноте ничего не было видно, только частые и сильные удары волн да со­ леные брызги, попадавшие на лицо, свидетельствовали о неспокойном состоянии мо­ ря. — Погодка, что надо, — сказал своему другу Рад- жабову старший матрос Р у ­ баник, — настоящая, мор­ ская. d В ответ торпедист утвер­ дительно кивнул головой, а сам подумал: «Нелегко бу­ дет выполнять задание, волны по палубе гуляют». До исходной точки оста­ валось еще большое рас­ стояние. когда Рубаник ус­ лышал металлический скре­ жет, который исходил отку­ да-то с кормы, едва разли­ чаемый среди шума разбу­ шевавшейся морской сти­ хии. «Как бы не сорвало ми­ ны», — подумал он и доло­ жил об этом командиру. Матросу Раджабову бы­ ло приказано пробраться на корму и проверить кре­ пление мин. — Есть, — ответил мо­ ряк и приступил к выпол­ нению приказания. Едва он ступил на палу- Матрос Р А Д Ж А Б О В . бу, держась одной рукой за антенну, как почувст­ вовал сильный удар вол­ ны. Палубу захлестывало водой, ь результате на ней образовался слой льда, и пройти на корму было опасно. Выбирая удобные моменты, когда корабль был на вершине волны, на­ сквозь промокший Раджа­ бов- пробрался к пушке и ухватился за нее. Силуэты якорных мин были сейчас ему видны. Металлический скрежет исходил от какой-то од­ ной из них. Видимо, когда корабль бросало с волны на волну, от этих сильных ударов ослабли цепи, кото­ рыми была укреплена ми­ на. Недолго раздумывая, матрос Раджабов подтянул талрепы у всех мин. Ме­ таллический скрежет пре­ кратился. Вернувшись на мостик, он доложил командиру о выполнении приказания, но сказал, что оставлять мины без присмотра нельзя, и попросил разрешения вер­ нуться на корму. Получив «добро», он вто­ рично вернулся на корму и встал за пушкой. Промок­ шая одежда начинала ле­ денеть, коченели ноги и ру­ ки. Но мужественный ма­ трос продолжал нести бое­ вую вахту. Он не ушел со своего поста и тогда, когда мичман Пономаренко хотел его подменить. Корабль уверенно шел вперед, преодолевая ярост­ ное сопротивление разбу­ шевавшейся стихии. Все были на своих постах, и никто не жаловался на трудности. И в это время находящийся на корме Рад­ жабов услышал треск. У одной мины лопнули кор­ мовые цепи, являющиеся основой всего крепления. Раджабов хотел немедлен­ но доложить командиру, но его взгляд в темноте уло­ вил движение силуэта ми­ ны к обрезу кормы. Ри­ скуя быть смытым за борт, Раджабов бросился к ото­ рвавшейся мине, схватил ее за рым и сделал попытку подтянуть к себе. Но удер­ жать огромный вес якор­ ной мины было трудно. Она скользила по ледяной па­ лубе. увлекая за собой от­ важного моряка. Раджабов чувствовал, что ему одному не удер­ жать такой груз, к тому же накаты волн и обледе­ нелая палуба не давали ему возможности твердо стоять на ногах. Тогда он стал звать на помощь. На мостике услышали крик Раджабова, но никто не мог понять, в чем дело. Взгляд командира остано­ вился на Рубанике. Без слов все было ясно. Стар­ ший матрос Рубаник бро­ сился на крики Раджабова. Он стремительно добрался до кормы и в темноте уви­ дел поединок человека и моря. Мина и вцепившийся в нее Раджабов были уже на краю кормы. Нельзя было терять ни секунды. Под руку попался штерт. Рубаник завел его конец за мину, пропустил через от­ верстие якоря и вместе с Раджабовым стал удержи­ вать мину. Стоять было невозможно. Тогда они сели на палубу, прислонились к пушке и уперлись ногами о кап. Ле ­ дяные волны с головой на­ крывали моряков, с беше­ ной силой прокатывались по корме и ударяли в ми­ ну, но сбросить ее за борт не могли. Она была недви­ жима, ее крепко держали моряки Раджабов и Руба­ ник. Через некоторое время на помощь морякам пришли товарищи, и общими уси­ лиями мина была надежно закреплена. Моряки Раджабов и Р у ­ баник за проявленное му­ жество, исполнительность и морскую закалку были по­ ощрены. Автомобилисты выходят в рейс За безаварийную работу автотранспорта Старший матрос РУ БА Н И К . (Наш норр.). -О- Заслуженная награда Недавно перед строем личного составз в торжественной оостзно екс зз обрзз- цовое выполнение задания была вруче­ на высокая правительственная наградз орден «Красная Звезда» стзршему сер- жзнту Босому Алексею Антнповичу. От­ делением, которое он возглавлял, было обезврежено свыше 50 мин разных типов, подорвано свыше 150 тысяч снарядов, оставшихся со времен Великой Отечест­ венной войны. После вручения прзвительственной нз- грзды старшин сержант Босый выступил с краткой речью. — Работа, которую нам предстояло выполнить, была сложна и ответственнз, — сказал Босый. — Одно неосторожное движение, и человек мог погибнуть, ибо нам предстояло иметь дело с давно устз- прежде задания, новленными минами. Поэтому, чем приступить к выполнению ензчалз мы детально изучили приборы по разминированию и многие типы мин ино­ странных армий. — Задание приходилось выполнять в крайне неблагоприятных условиях. Низ­ кое набухшее небо, туманы, частые дож­ ди, гололедица, длительные переходы, ко­ торые приходилось проделывать по 60— 70 километров с места на место. Несмот­ ря на это, воины с честью выполнили за­ дзние. В нзетоящее время старший сержант Босый работает старшиной подразделения. Несколько дней тому назад он подал ра­ порт с просьбой оставить его на сверх­ срочную службу еще сроком на 10 лет. Старший лейтенант К. B0P0HEHK0B. Утро. Еще тихо вокруг, а нз террито­ рии гаража уже рокочут моторы. Из вых­ лопных труб грузовиков клубится сизый дым. Пахнет отработанными газами. Во­ дители прогревают двигатели, заканчи­ вают последние приготовления к выходу на линию. Шоферы Кожанов и Гулевский на этот раз проверяют свои «ЗПС-150» особенно тщательно: им предстоит длительный рейс. Нужно все предусмотреть, внима­ тельно проверить электрооборудование, тормоза и осветительную систему. Вот уже машины запрзвлены горючим, есть и ззпзс его, не ззбыты цепи противосколь­ жения, лопаты, тросы буксирные. Опыт напоминает: в пути все это может приго­ диться. Через несколько минут машины поки­ дают места ночной стоянки. Остались по­ зади крайние дома поселка. Управлять грузовиками нелегко: дорога, проложенная через холмы и оврзги, иокрытз скользкой коркой льдз. Здесь нужнз особенная осто­ рожность. Пока нзходились в пути, кончился ко­ роткий зимний день. Стемнело. Пошел мокрый снег. Стзло холодно. При вос- поминзнии о теплом помещении возни­ кало желание отдохнуть. Но водители от­ гоняли эти мысли. Задание надо выпол­ нить во что бы то ни стало. Со временем скольжение колес усилилось. Останавли­ ваться л посыпать дорогу песком шоферам приходилось все чаще, однако машины, хотя и медленно, продвигались вперед ки­ лометр за километром. Утром следующего дня под’ехали к пе­ ревалу, который опасен для переездов, и поэтому кто-то метко назвзл его «Чертов перевал». Кожанов и Гулевский останови­ ли машины у крутого под’ема. Осмотре­ лись. Трудно, но проехать это место на­ до. Осторожно, как всегда, Кожанов повел машину вперед. Но первая попытка пре­ одолеть перевал закончилась неудачен: не успел грузовик подняться до половины горы, как забуксовал и остзновился. Спуститься нзззд пришлось нз малом газу задним ходом. Безуспешны были первые попытки в’ехать на холм и шофера Гулевского. Но водители не сдавались. Еще и еще раз пробовали они, разогнав грузовики, взо­ браться на вершину. В ход пускались ло­ паты, на дорогу снова летели песок и ще- бепка. Казалось, не хватит сил, но воля и упорство победили. Обз облегченно вздох­ нули только нз вершине перевала. Немало волнения вызвал спуск с него. Опять помогла практика: вниз спуска­ лись на малой скорости с легким тормо­ жением. Лишь к 12 чзезм дня водители добрз- лись до намеченного пункта. После раз­ грузки и погрузки, осмотра и заправки машин и небольшого отдыха отправились в обратный рейс... Когда впереди показались огни родного поселка, счетчики машин показывали, что пройдено много километров. Обслужив машины в гараже. Кожанов и Гулевский ушли на отдых. Только сей­ час они почувствовзли большую устз- лость. Но от сознания того, что задзние выполнено, нз душе стало легко. За последнее время передовые водители находились в длительном рейсе шесть раз. Несмотря на то, что ездить приходится по трудным дорогам, водители Кожанов и Гулевский значительно перевыполняют план грузоперевозок, экономят бензин. За 9 месяцев, например, Гулевский сберег i 200 литров горючего, его машина прошла 1 без смены покрышек нз 7 тысяч кило­ метров больше, чем предусмотрено по нор­ мам. Таких же успехов в труде добивается и водитель Колганов. По-хозяйски эксплуатируют автомаши­ ны шоферы Маслов, Лыгин, Колчин, J co b , Симоненко и многие другие. Они и во время гололедицы успешно справляются с заданиями, выполняя план грузоперевозок на 130— 150 процентов. Хорошо использовать автотранспорт, добиваться высоких покагателеи в труде водительскому составу помогают работни­ ки гаража. Они стремятся создать все ус­ ловия для безаварийной эксплуатации ма- шин. Еще до того, как земно покрыл снег, здесь были проведены занятия с водите­ лями. Изучали особенности вождения ав­ томобилей в зимних условиях Заполярья. На эту же тему от шоферов приняты за­ четы. Ремонтникам много пришлось потру­ диться над тем, чтобы подготовить маши­ ны к зимней эксплуатации: перевести их на зимнюю смазку, промыть, повысить плотность электролита аккумуляторов, тщательно проверить работу двигателей. Эта трудоемкая работз в основном ззкон- ченз. Старательно поработалз в это время бригада слесарей Астаховз. Недавно нз все мзшины гзрзжз выдзны утеплительные капоты, для многих из них получены цепи противоскольжения, ведра, лопаты. Прошлой зимой бывали случзи неис­ правности моторов из-за халатности води­ телей, забывавших спустить воду из радиа­ тора после рейса. Чтобы че допустить по­ добных ошибок, повышен контроль аа состоянием машин после работ. Заведена специальная книга, куда заносятся дан­ ные о состоянии автомобилей. Сделаны специальные бирки, установить которые обязан каждый водитель после обслужи­ вания грузовика. Немало хлопот в зимнее время достав­ ляет шоферам запуск моторов, особенпо тех, которые работают на дизельном топ­ ливе. У работников базы возникла хоро­ шая идея: применить пароподогрев двига­ телей. Построено специальное помещение, где установлены локомобиль, резервуар для пара и паропровод. По шлангзм пзр будет подзвзться к мзшинзм. Это ускорит подогрез моторов, сохранит затрзту уси­ лий из их запуск. В гараже осуществлено мероприятие, направленное на удлинение сроков годно­ сти камер п покрышек. Своими силами построен вулканизационный цех для ре­ монта резины разных размеров. Оборудо­ вана таклсе водомзелогрейкз. Улучшены условия работы и авторе­ монтникам. Здесь утеплены боксы, отре­ монтирована пароотопительная система в гараже, сделан навес над бывшей откры­ той эстакздой. В нзетоящее время строится кузня. Она необходима для ремонта автотрзн- снорта. Хорошо организовали работу по подго­ товке гаража к зимнему сезону техник Чугуев, главный механик Робертс, на­ чальник гаража Мельницкий. Благодаря дружным стараниям работни­ ков гаража, водителей и в настоящее время, несмотря на сложные условия эксплуатации автомобилей, коэффициент использования парка выше планового, как и прежде, перевыполняется план гру­ зоперевозок. В. КУКОВАЛЬСКИЙ. Повышать артиллерийскую культуру моряков Оказывзется,I, первый патронный матрос ва артиллерийского подразделения. Саковнин подавзл снаряды к орудию, или иной степени в стрельбе уч. Заведываиие в боевой готовности Высоких показателей в боевой учебе добился специалист второго класса матрос Николаи Некрасов. Он отлично знает и грамотно эксплуатирует заведываиие, со­ держит его в отличном состоянии. НА С Н И М К Е : специалист второго класса матрос Николай Некрасо в за ос­ мотром и проворачиванием механизмов. Фото И. Н н киш о ва . Корабли Военно-Морского Флота нашей Родины оснащены самыми современными видами вооружения, далеко превосходя­ щими по своим качествам артиллерию Флотов капиталистических стран. Артил­ лерийское оружие является мощным удар­ ным средством борьбы на море и на суше. Оно обладает способностью наносить тяже­ лые повреждения даже хорошо защищен­ ному противнику с больших расстояний. Нежнейшие и весьма чувствительные приборы служат для направления снаря­ дов с меткостью, достаточной для попада­ ния в точечную цель. Безусловно, обслуживание такого слож­ ного комплекса механизмов с соблюдением всех мер безопасности* требует от лично­ го состава безукоризненной четкости и дисциплины в работе, отличного знания оружия, высокой артиллерийской культу­ ры. Что л:е следует понимать под опреде­ лением высокой артиллерийской культуры? Это достигнутый уровень развития артил­ лерийского оружия и степень освоения его личным составом. Значит для моряков-артиллеристов она заключзется в первую очередь в умении использовзть до концз вверенное оружие, в изыекзнии новых, более совершенных приемов его применения. Таких образом артиллерийскзя культурз нз корабле определяется всей подготовкой личного со- стзвз, организацией и выполнением стрельб, точным соблюдением Корабельно­ го уставз и специальных инструкций. Высший принцип артиллерийской куль­ туры есть четкая оргзниззция службы нз корабле. В артиллерии нет мелочей. Са­ мая, нз первый взгляд, незнзчительная оплошность или упущение в работе даже одного матроса сказывается на выполне­ нии задачи всем кораблем и норой может привести к тяжелым последствиям. По­ этому мы должны непримиримо относить­ ся ко всяким упущениям и нарушениям дисциплины в работе каждого, кто имеет какое-либо отношение к оружию, памя­ туя, что только слаженные действия все­ го личного состава приносят успех. Прак­ тика показывает, что низкая организация службы, нечеткая исполнительность неиз­ бежно приводят к неудаче и на артилле­ рийских стрельбах. Недавно по пине радиометристов Рсха- чева, Иванникова и Манзлик личному со- стзву не разрешили выполнять задачу. В чем дело? Почему эти воины оказались ви­ новниками неудачи? Главная причина — в низкой артиллерийской культуре от­ дельных специалистов корабля вообще и данных воинов в частности. Матросам Иванникову и Майзлику еще за два дня до выхода корабля на стрельбу было из­ вестно о том, что материальная часть их заведывания работает неустойчиво. Одна­ ко утратившие ответственность за пору­ ченное дело воины не вскрыли до конца истинных причин неисправности, понадея­ лись, что «авось как-нибудь сойдет». Не­ допустимая халатность нерадивых воинов не ззмедлилз скззаться при работе меха­ низма в море. Матросы Иванников и Майзлик, помимо всего, неточно выполня­ ли требования своих боевых инструкций. Да и вообще вся организация службы на их боевом посту была поставлена плохо. Приняв целеуказание и видя, что станция периодически цель теряет, матро­ сы не доложили о случившемся управляю­ щему огнем. Указзнные факты свидетельствуют о том, что эти воины утратили чувство лич­ ной ответственности за порученное дело, забыли священные слова Военной присяги. Упущения в подготовке специалистов, низ­ кая артиллерийскзя культура некоторых моряков отрицательно сказзлись нз вы­ полнении стрельбы. В годы Великой Отечественной войны нзши комендоры проявляли не только об­ разцы героизма и отваги, но и отличное знание специальности, высокую артилле­ рийскую культуру. Они стремились до предела использовзть возможности вве­ ренной им боевой техники, износить вра­ гу сокрушительные удзры. Нзстойчпво до­ бивались воины-североморцы повышения скорострельности орудий, меткости попа­ дания. В одном из боевых походов комендоры старшины 1 статьи Митрофановз выпусти­ ли по противнику серию ензрядов прежде, чем тот успел открыть огонь по нзшему корзблю. — Молодцы! — похвзлил комзндир ар­ тиллеристов. — Я специально засек вре­ мя. Норматив вы перекрыли на каждый выстрел почти на целую секунду. Вы пра­ вильно поняли свою задачу в борьбе зз первый залп. — Можно бы еще быстрее стрелять, — произнес заряжающий м зт ро с Сахориден- ко. предвзрительно не переворачивая их. Эго движение вынужден был проделывать сам заряжающий перед тем, как дослать сна­ ряд в канал ствола. Одно это незначитель­ ное движение задерживало работу заря­ жающего у орудия, и скорострельность снизилась. Комендоры учли данную ошиб­ ку, исправили ее, и в следующем бою их орудие вело огонь еще более высоким тем­ пом, чем прежде. Приведенный пример показывает, как заботились фронтовики о повышении своей артиллерийской культуры, об улуч­ шении эффективности стрельбы, о том, чтобы полностью использовать возможно­ сти боевой техники. Там. где уровень артиллерийской куль­ туры отвечает современным требованиям, стрельбы, как правило, выполняются с высокой оценкой. Передовые командиры артиллерийских подразделений, такие, как капитан-лейтенанты Попович, Селихов- кнн, Канторович и другие, их личный состав показывают образцы воинского умения и подлинной культуры в работе и неизбежно добиваются отличных результа­ тов. Моменту, когда прозвучит залп, пред­ шествует длительная и упорная подготов­ ка. В этот период моряки тщательно ос­ ваивают технику на занятиях, тренироч- кзх и учениях. Именно так поступают во всех наших артиллерийских подразделе­ ниях. С организации учебы и начинается путь к мастерству. Например, капитан- лейтенант Попович занятия по специаль­ ности со своими подчиненными проводит непосредственно у боевых механизмов с ис­ пользованием чертежей и схем. Лишь убе­ дившись в том, что данная тема хорошо усвоена всеми моряками, он переходит к изучению следующей. Теоретические за­ нятия в этом подразделении сочетаются с практическими тренировками. Они прово­ дятся в обстановке, максимально прибли­ женной к той, в какой придется действо­ вать комендорам фактически. Офицер и старшины прививают воинам любовь к технике, своей специальности. Артилле­ ристы ревностно следят за опытом эксплуатзции оружия на других кораблях, пытливо изучают его и перенимают все лучшее, передовое. Такзя целеустремлен­ ная учебно-воспитательная работз позво­ лила личному составу добиться выполне­ ния всех огневых задзч с высокой оцен­ кой. Корзбль поражал цель с первого зал­ па, тем самым демонстрируя высокую ар­ тиллерийскую культуру моряков. Известно, что выполнение огневой за­ дачи зависит не только от личного соета- В тон гаствует почти весь экипаж. Поэтому высокая ор­ ганизация, четкий порядок и безукориз­ ненное выполнение боевых инструкций всеми моряками есть также одно из непременных проявлений зртиллерийской культуры. Нельзя ждать успешного вы­ полнения огневых задач, если не отрабо­ тана четкая организация корабельной службы. На корабле Н. была заниженз оценкз при стрельбе но такой, казалось бы, про­ стой причине. После сигнала тревоги и доклада о полном изготовлении материаль­ ной части на боевой пост артиллеристов пришел один из членов экипажа, не имею­ щий к этому заведыванию прямого отно­ шения. В результате грубого нарушения им корабельных правил артиллерийская задзчз не была тогдз решенз с должным успехом. Разве подобный факт праздного «разгуливания» по боевой тревоге военно­ служащего мог бы иметь место, если бы моряки твердо знали и выполняли свои обязанности по боевой тревоге. Низкая организация службы отдельных постов явилась также одной нз причин от­ мены стрельбы, о которой шла речь в на­ чале данной статьи. Как уже отмечалось, матросы Иванников и Майзлик плохо под­ готовили свое заведываиие к походу и за­ канчивали эту работу в море. Такое отно­ шение к делу не могло не сказзться на качестве приготовления материальной час­ ти к действию. Кроме того, в море посты информации не обеспечивали командиру полной обстановки и не сумели своевре­ менно найти и классифицировать нуж­ ную цель. На мостик поступало обилие докладов, большей частью посторонних, второстепенных, что загромождало связь. Штурманский пост определения баллисти­ ческих значений ветра и плотности воз­ духа оказался недостаточно готовым дать своевременно данные артиллеристам. Вс*1 эти упущения не дали возможности в основном хорошо подготовленному лично­ му составу артиллерийского подразделе­ ния успешно выполнить задачу. В наших уставах, правилах и инструк­ циях сосредоточен передовой опыт орга­ низации стрельб и повседневной службы на кораблях. Строго выполнять все поло­ жения этих документов — одно из ос­ новных требований артиллерийской куль­ туры. Задзчз поддержзния постоянной бое­ вой готовности кораблей и частей годного флота, каждого орудия еще выше поднять артиллерийскую культуру воинов-северо- морцев. Офицер Н. БОРАВЕНКОВ, Флагманский аотиллеоист йлота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz