На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.
» На с т р а ж е З а п о л я р ь я 13 ноября 1255 г., 2оЗ (5421). ЗдесЬ роЖдаласЬ слава боевая С л у ч а й в м о р е Беседа офицера о героических подвигах североморцев Корабль выполнял учебно-боевую задачу в тех районах Баренцева моря, где в годы Великой Отечественной войны североморцы громили не мецко-фашистских захватчиков. Редакция корабельной радиогазеты организо вала на походе передачу. С беседой: с Приумно жать боевую славу моряков Северного флота» выступил по радио старший помощник команди ра корабля, участник боев в Заполярье. Ниже публикуется запись этой беседы. В боях за Родину в годы Великой Оте чественной войны воины-североморцы но крыли себя неувядаемой славой. Они не щадили своих сил, а если надо, и самой жизни, чтобы с честью выполнять прика зы командиров, добиваться победы над врагом, проявляли беспримерное мужество высокое воинское мастерству, стойкость исполнительность и находчивость^ Недалеко от районз, где мы сейчзс вы полняем прзктическую зздзчу, подводной лодкой под командованием Героя Совет ского Союза Лунина был торпедирован но вейший тогдз немецкий линкор «Тирпиц» В этих районах п пд подходзх к фиордам двзжды Герои Советского Союзз Борис Са фонов, Алексзндр Шабалин и другие от важные советские летчики и кзтерники топили врзжеские транспорты и конвои ровзвшие их корзбли, уничтожэли живую силу и боевую технику противникэ. В водзх Баренцева моря, неподалеку от места, где сейчас проходят наш корабль вел неравный артиллерийский бон с тре мя фашистскими эсминцами сторожевой корабль «Туман». В историю нзшего Северного флотз на- всегдз войдут героические подвиги севе роморскпх летчиков, моряков эскздренных миноносцев, подводных лодок, торпедных кзтеров, сторожевых корзблей, трзлыци ков, больших и мзлых охотников, з тзкже вспомогзтельных судов. Двз советских сторожевых корабля сов местно с морскими охотниками метким ог нем поддерживали нзстуиление нзших ча- стей в рзйоне Ззпздной Лицы. О том, кз- кие были тогдз нзпряженные бои, говорит уже то, что корзбли в течение дня триж ды пополняли боеззнзс. На раскалепных стволах орудий горела краскз. Нз корзбли, громившие своим огнем врзгз, фзшисты направляли десятки само летов-бомбардировщиков. Но это фашистам не помогло. Сторожевики и морские охот ники уничтожили в этот день свыше пяти сот вражеских солдзт и офицеров, много автомашин и другой техники. От попада ния снарядз взорвзлся склзд боеприпзсов, который фзшисты укрыли среди множест ва скал. Североморцы проявили в бою образцы отваги, стойкости и мастерствз. Пример всем покззывзли коммунисты. Коммунист мзтрос Рзгозин, несмотря нз то, что был рзнен в обе ноги, вел огонь по врзжеским сзмолетзм до тех пор, покз не свзлился нз пзлубу. Когдз моряк пришел в себя, он ззменил убитого телефонистз и, лежз, нзпрягзя все своп силы, обеспечивал связь командного пункта с боевыми поста ми. За мужество, стойкость и отвагу ма трос Рагозин был нагрзжден орденом Крзсной Звезды. Еще в мирные дни зртиллеристы, маши нисты, моряки других специальностей под руководством своих командиров отрабзты- взли нз боевых постзх вззимозаменяе- мость. Как это пригодилось в сражениях с фашистзми! В бою был выведен из строя весь рас- чет сорокзпятимиллиметровой пушки, кро ме мзтроса Суворовз. Остзвшись один, он сзм и ззряжзл, и изводил, и стрелял. Орудие продолжзло вести огонь до концз. В этом же бою высокое мзстерство про явили рулевые сторожевого корзбля во глзве со стзршиной 1 статьи Богзтыре- вым. Точно и быстро выполняя приказа ния командирз, они умело обеспечивзли маневрировзние, блзгодаря чему ни одна вражескзя бомбз не попзлз нз корабль. — Плавзние нзше, — продолжзл офи цер, — сейчзс проходит в штормовую по году. В этих условиях от кзждого члена экипзжз требуются стойкость и выносли вость, умение преодолевзть трудности по ходно-боевой обстзновки. Надо нзпрягзть все свои силы и волю, чтобы отлично вы полнить воинские обяззнности. — В связи с этим, — скзззл офицер, — я хочу привести тзкой пример. Однзж- ды большой охотник, нз котором я тогдз служил, попзл в жестокий десятибзльный шторм. В течение нескольких суток иро- должзлзсь борьбз советских моряков с бу шующей стихиен. Экипзж корзбля покз- ззл небывзлую стойкость и волю к побе де. Особенно ззпомнился рулевой старший матрос Зеленков. Его укачивало, но он т двенадцзть чзсов в сутки стоял зз' пггурвзлом и не просил ззмены. Время военное, в строю у нзс остзвзлось только двз ру левых. Зеленков, чтобы не упасть, не отойти от штур- валз, привязывался рем нем к пиллерсу, но вахту продолжал нести. О высоком мастерст ве североморцев гово рит и такой факт. В течение 1944 года один из тральщиков прошел несколько де сятков тысяч миль, при этом оружие и боевая техника действовали бесперебойно. Это стзло возможным блзгодзря тому, что мзтросы, стзршины и офицеры корзбля отлично знзли свои специзльности, умело обслуживали материзльную чзсть, ззботли- во сберегзли ее. В военной обстзновке планы предупредительных ремонтов часто нзрушзлись из-зз чрезмерного боевого нз- пряжения. Корзбль приходил в бззу лишь зз тем, чтобы пополнить запасы и полу чить новое боевое задание. Поэтому пре дупредительный ремонт личный состав проводил при первом же удобном случае, используя любую кратковременную стоян ку. А стоять приходилось на необорудован ных рейдах, а иногда в открытом море или у кромки льда в ожидании карзвзнз трзнспортов. В походе, кзк нигде, необходимз высо- кзя бдительность. Один из тральщиков производил поиск фзшистской подводной лодки, которзя перед этим зтзковзла наш конвои. Район поиска был огромным. Не большой корабль в течение пяти суток-бо роздил водные просторы, непрерывно не- слзсь гидрозкустическзя вахта, визуаль ное наблюдение за морем и воздухом. Бди тельность и непрерывность наблюдения дали отличный результат. Подводная лодка была обнаружена. Гидроакустик старшинз 2 стзтьи Измалков доложил, что он вошел в контакт с лодкой, указал пеленг. Почти одновременно с этим наблюдатели доложи ли: — Торпеда, справз 40! Командир корабля тотчас приказал пе реложить руль. Тральщик успел укло ниться от вражеской торпеды и сам атз- ковал подлодку, забросал ее глубинными бомбзми. Через некоторое время нз по верхность всплыли комбинезоны, пробка, , различные деревянные вещи. Появилось большое масляное пятно. Впоследствии, обследовав это место, водолазы обнаружи ли потопленную большую океанскую под водную лодку. Так бдительность и высокое мастерство экипзжз трзлыцикз дзли возможность се вероморцам обнаружить и уничтожить ко варного и хитрого врагз, сохрзнив при этом боеспособность своего корзбля. Хочется привести ещё один пример, покззывзющий смелость и отвзгу наших моряков, глубокое понимание каждым из них своего воинского долга. Во время переходз у нзшего траль щика погнулись винты. С большими уси лиями кораблю удалось выбраться в безопасный район. Но для того, чтобы ус пешно выполнить боевое задзние, необхо димо было выпрзвить винты, причем сво ими силами, в открытом море, так кзк от бззы нзходились очень далеко. Произвести эту операцию зызвались старшина 2 статьи Беляков, старший ма трос Григорьян и еще несколько моряков. Это были артиллеристы и сигнальщики, которые по своей инициативе сумели ов ладеть также специальностью легководо- лазз. В течение многих чзсов, спускаясь попарно в ледяную воду, герои-моряки с помощью самых несложных инструментов выправили кромки гребных винтов. Траль щик мог снова продолжзть поиск подвод ных лодок. Высокие морзльно-боевые кзчествз, необходимые для победы в современном бою, каждый военный моряк должен вос- питывзть в себе сейчзс, в мирное время, от, кто стремится быть достойным защит ником Родины, обязан неустанно изучать военное дело, быть дисциплинированным и исполнительным воином. Прославленные герои Великой Отечественной воины пото му и били врзгз без промахз, нзвернякз, что умело сочетзли воинское мзстерство с диециплинировзнностью и бесстрашием в бою, горячо любили свою Родину, глубоко верили в победу над врзгом. Служить под Военно-морским флзгом, который проелзвили в боях с врзгзми нз шего Отечествз тысячи и тысячи героев, — большая честь для мзтросов и стзр- шин. Быть достойным этой чести, отлич ной службой приумножзть боевую елзву родного флотз — почетный долг кзждого мзтросз, стзршины и офицерз. Беседу записал старший лейтенант Ш. БИНЕЕВ. Сумерки медленно оку тывали бухту, когда был получен приказ — кораб лю срочно выйти в море на постановку мин. В тече ние короткого времени все было приведено в боевую готовность. Корабль поки дал базу, а над заливом опустилась ночная темнота. На мостике, кроме коман дира и его помощника, на ходились комендор стар ший матрос Рубаник и тор педист матрос Раджабов. В темноте ничего не было видно, только частые и сильные удары волн да со леные брызги, попадавшие на лицо, свидетельствовали о неспокойном состоянии мо ря. — Погодка, что надо, — сказал своему другу Рад- жабову старший матрос Р у баник, — настоящая, мор ская. d В ответ торпедист утвер дительно кивнул головой, а сам подумал: «Нелегко бу дет выполнять задание, волны по палубе гуляют». До исходной точки оста валось еще большое рас стояние. когда Рубаник ус лышал металлический скре жет, который исходил отку да-то с кормы, едва разли чаемый среди шума разбу шевавшейся морской сти хии. «Как бы не сорвало ми ны», — подумал он и доло жил об этом командиру. Матросу Раджабову бы ло приказано пробраться на корму и проверить кре пление мин. — Есть, — ответил мо ряк и приступил к выпол нению приказания. Едва он ступил на палу- Матрос Р А Д Ж А Б О В . бу, держась одной рукой за антенну, как почувст вовал сильный удар вол ны. Палубу захлестывало водой, ь результате на ней образовался слой льда, и пройти на корму было опасно. Выбирая удобные моменты, когда корабль был на вершине волны, на сквозь промокший Раджа бов- пробрался к пушке и ухватился за нее. Силуэты якорных мин были сейчас ему видны. Металлический скрежет исходил от какой-то од ной из них. Видимо, когда корабль бросало с волны на волну, от этих сильных ударов ослабли цепи, кото рыми была укреплена ми на. Недолго раздумывая, матрос Раджабов подтянул талрепы у всех мин. Ме таллический скрежет пре кратился. Вернувшись на мостик, он доложил командиру о выполнении приказания, но сказал, что оставлять мины без присмотра нельзя, и попросил разрешения вер нуться на корму. Получив «добро», он вто рично вернулся на корму и встал за пушкой. Промок шая одежда начинала ле денеть, коченели ноги и ру ки. Но мужественный ма трос продолжал нести бое вую вахту. Он не ушел со своего поста и тогда, когда мичман Пономаренко хотел его подменить. Корабль уверенно шел вперед, преодолевая ярост ное сопротивление разбу шевавшейся стихии. Все были на своих постах, и никто не жаловался на трудности. И в это время находящийся на корме Рад жабов услышал треск. У одной мины лопнули кор мовые цепи, являющиеся основой всего крепления. Раджабов хотел немедлен но доложить командиру, но его взгляд в темноте уло вил движение силуэта ми ны к обрезу кормы. Ри скуя быть смытым за борт, Раджабов бросился к ото рвавшейся мине, схватил ее за рым и сделал попытку подтянуть к себе. Но удер жать огромный вес якор ной мины было трудно. Она скользила по ледяной па лубе. увлекая за собой от важного моряка. Раджабов чувствовал, что ему одному не удер жать такой груз, к тому же накаты волн и обледе нелая палуба не давали ему возможности твердо стоять на ногах. Тогда он стал звать на помощь. На мостике услышали крик Раджабова, но никто не мог понять, в чем дело. Взгляд командира остано вился на Рубанике. Без слов все было ясно. Стар ший матрос Рубаник бро сился на крики Раджабова. Он стремительно добрался до кормы и в темноте уви дел поединок человека и моря. Мина и вцепившийся в нее Раджабов были уже на краю кормы. Нельзя было терять ни секунды. Под руку попался штерт. Рубаник завел его конец за мину, пропустил через от верстие якоря и вместе с Раджабовым стал удержи вать мину. Стоять было невозможно. Тогда они сели на палубу, прислонились к пушке и уперлись ногами о кап. Ле дяные волны с головой на крывали моряков, с беше ной силой прокатывались по корме и ударяли в ми ну, но сбросить ее за борт не могли. Она была недви жима, ее крепко держали моряки Раджабов и Руба ник. Через некоторое время на помощь морякам пришли товарищи, и общими уси лиями мина была надежно закреплена. Моряки Раджабов и Р у баник за проявленное му жество, исполнительность и морскую закалку были по ощрены. Автомобилисты выходят в рейс За безаварийную работу автотранспорта Старший матрос РУ БА Н И К . (Наш норр.). -О- Заслуженная награда Недавно перед строем личного составз в торжественной оостзно екс зз обрзз- цовое выполнение задания была вруче на высокая правительственная наградз орден «Красная Звезда» стзршему сер- жзнту Босому Алексею Антнповичу. От делением, которое он возглавлял, было обезврежено свыше 50 мин разных типов, подорвано свыше 150 тысяч снарядов, оставшихся со времен Великой Отечест венной войны. После вручения прзвительственной нз- грзды старшин сержант Босый выступил с краткой речью. — Работа, которую нам предстояло выполнить, была сложна и ответственнз, — сказал Босый. — Одно неосторожное движение, и человек мог погибнуть, ибо нам предстояло иметь дело с давно устз- прежде задания, новленными минами. Поэтому, чем приступить к выполнению ензчалз мы детально изучили приборы по разминированию и многие типы мин ино странных армий. — Задание приходилось выполнять в крайне неблагоприятных условиях. Низ кое набухшее небо, туманы, частые дож ди, гололедица, длительные переходы, ко торые приходилось проделывать по 60— 70 километров с места на место. Несмот ря на это, воины с честью выполнили за дзние. В нзетоящее время старший сержант Босый работает старшиной подразделения. Несколько дней тому назад он подал ра порт с просьбой оставить его на сверх срочную службу еще сроком на 10 лет. Старший лейтенант К. B0P0HEHK0B. Утро. Еще тихо вокруг, а нз террито рии гаража уже рокочут моторы. Из вых лопных труб грузовиков клубится сизый дым. Пахнет отработанными газами. Во дители прогревают двигатели, заканчи вают последние приготовления к выходу на линию. Шоферы Кожанов и Гулевский на этот раз проверяют свои «ЗПС-150» особенно тщательно: им предстоит длительный рейс. Нужно все предусмотреть, внима тельно проверить электрооборудование, тормоза и осветительную систему. Вот уже машины запрзвлены горючим, есть и ззпзс его, не ззбыты цепи противосколь жения, лопаты, тросы буксирные. Опыт напоминает: в пути все это может приго диться. Через несколько минут машины поки дают места ночной стоянки. Остались по зади крайние дома поселка. Управлять грузовиками нелегко: дорога, проложенная через холмы и оврзги, иокрытз скользкой коркой льдз. Здесь нужнз особенная осто рожность. Пока нзходились в пути, кончился ко роткий зимний день. Стемнело. Пошел мокрый снег. Стзло холодно. При вос- поминзнии о теплом помещении возни кало желание отдохнуть. Но водители от гоняли эти мысли. Задание надо выпол нить во что бы то ни стало. Со временем скольжение колес усилилось. Останавли ваться л посыпать дорогу песком шоферам приходилось все чаще, однако машины, хотя и медленно, продвигались вперед ки лометр за километром. Утром следующего дня под’ехали к пе ревалу, который опасен для переездов, и поэтому кто-то метко назвзл его «Чертов перевал». Кожанов и Гулевский останови ли машины у крутого под’ема. Осмотре лись. Трудно, но проехать это место на до. Осторожно, как всегда, Кожанов повел машину вперед. Но первая попытка пре одолеть перевал закончилась неудачен: не успел грузовик подняться до половины горы, как забуксовал и остзновился. Спуститься нзззд пришлось нз малом газу задним ходом. Безуспешны были первые попытки в’ехать на холм и шофера Гулевского. Но водители не сдавались. Еще и еще раз пробовали они, разогнав грузовики, взо браться на вершину. В ход пускались ло паты, на дорогу снова летели песок и ще- бепка. Казалось, не хватит сил, но воля и упорство победили. Обз облегченно вздох нули только нз вершине перевала. Немало волнения вызвал спуск с него. Опять помогла практика: вниз спуска лись на малой скорости с легким тормо жением. Лишь к 12 чзезм дня водители добрз- лись до намеченного пункта. После раз грузки и погрузки, осмотра и заправки машин и небольшого отдыха отправились в обратный рейс... Когда впереди показались огни родного поселка, счетчики машин показывали, что пройдено много километров. Обслужив машины в гараже. Кожанов и Гулевский ушли на отдых. Только сей час они почувствовзли большую устз- лость. Но от сознания того, что задзние выполнено, нз душе стало легко. За последнее время передовые водители находились в длительном рейсе шесть раз. Несмотря на то, что ездить приходится по трудным дорогам, водители Кожанов и Гулевский значительно перевыполняют план грузоперевозок, экономят бензин. За 9 месяцев, например, Гулевский сберег i 200 литров горючего, его машина прошла 1 без смены покрышек нз 7 тысяч кило метров больше, чем предусмотрено по нор мам. Таких же успехов в труде добивается и водитель Колганов. По-хозяйски эксплуатируют автомаши ны шоферы Маслов, Лыгин, Колчин, J co b , Симоненко и многие другие. Они и во время гололедицы успешно справляются с заданиями, выполняя план грузоперевозок на 130— 150 процентов. Хорошо использовать автотранспорт, добиваться высоких покагателеи в труде водительскому составу помогают работни ки гаража. Они стремятся создать все ус ловия для безаварийной эксплуатации ма- шин. Еще до того, как земно покрыл снег, здесь были проведены занятия с водите лями. Изучали особенности вождения ав томобилей в зимних условиях Заполярья. На эту же тему от шоферов приняты за четы. Ремонтникам много пришлось потру диться над тем, чтобы подготовить маши ны к зимней эксплуатации: перевести их на зимнюю смазку, промыть, повысить плотность электролита аккумуляторов, тщательно проверить работу двигателей. Эта трудоемкая работз в основном ззкон- ченз. Старательно поработалз в это время бригада слесарей Астаховз. Недавно нз все мзшины гзрзжз выдзны утеплительные капоты, для многих из них получены цепи противоскольжения, ведра, лопаты. Прошлой зимой бывали случзи неис правности моторов из-за халатности води телей, забывавших спустить воду из радиа тора после рейса. Чтобы че допустить по добных ошибок, повышен контроль аа состоянием машин после работ. Заведена специальная книга, куда заносятся дан ные о состоянии автомобилей. Сделаны специальные бирки, установить которые обязан каждый водитель после обслужи вания грузовика. Немало хлопот в зимнее время достав ляет шоферам запуск моторов, особенпо тех, которые работают на дизельном топ ливе. У работников базы возникла хоро шая идея: применить пароподогрев двига телей. Построено специальное помещение, где установлены локомобиль, резервуар для пара и паропровод. По шлангзм пзр будет подзвзться к мзшинзм. Это ускорит подогрез моторов, сохранит затрзту уси лий из их запуск. В гараже осуществлено мероприятие, направленное на удлинение сроков годно сти камер п покрышек. Своими силами построен вулканизационный цех для ре монта резины разных размеров. Оборудо вана таклсе водомзелогрейкз. Улучшены условия работы и авторе монтникам. Здесь утеплены боксы, отре монтирована пароотопительная система в гараже, сделан навес над бывшей откры той эстакздой. В нзетоящее время строится кузня. Она необходима для ремонта автотрзн- снорта. Хорошо организовали работу по подго товке гаража к зимнему сезону техник Чугуев, главный механик Робертс, на чальник гаража Мельницкий. Благодаря дружным стараниям работни ков гаража, водителей и в настоящее время, несмотря на сложные условия эксплуатации автомобилей, коэффициент использования парка выше планового, как и прежде, перевыполняется план гру зоперевозок. В. КУКОВАЛЬСКИЙ. Повышать артиллерийскую культуру моряков Оказывзется,I, первый патронный матрос ва артиллерийского подразделения. Саковнин подавзл снаряды к орудию, или иной степени в стрельбе уч. Заведываиие в боевой готовности Высоких показателей в боевой учебе добился специалист второго класса матрос Николаи Некрасов. Он отлично знает и грамотно эксплуатирует заведываиие, со держит его в отличном состоянии. НА С Н И М К Е : специалист второго класса матрос Николай Некрасо в за ос мотром и проворачиванием механизмов. Фото И. Н н киш о ва . Корабли Военно-Морского Флота нашей Родины оснащены самыми современными видами вооружения, далеко превосходя щими по своим качествам артиллерию Флотов капиталистических стран. Артил лерийское оружие является мощным удар ным средством борьбы на море и на суше. Оно обладает способностью наносить тяже лые повреждения даже хорошо защищен ному противнику с больших расстояний. Нежнейшие и весьма чувствительные приборы служат для направления снаря дов с меткостью, достаточной для попада ния в точечную цель. Безусловно, обслуживание такого слож ного комплекса механизмов с соблюдением всех мер безопасности* требует от лично го состава безукоризненной четкости и дисциплины в работе, отличного знания оружия, высокой артиллерийской культу ры. Что л:е следует понимать под опреде лением высокой артиллерийской культуры? Это достигнутый уровень развития артил лерийского оружия и степень освоения его личным составом. Значит для моряков-артиллеристов она заключзется в первую очередь в умении использовзть до концз вверенное оружие, в изыекзнии новых, более совершенных приемов его применения. Таких образом артиллерийскзя культурз нз корабле определяется всей подготовкой личного со- стзвз, организацией и выполнением стрельб, точным соблюдением Корабельно го уставз и специальных инструкций. Высший принцип артиллерийской куль туры есть четкая оргзниззция службы нз корабле. В артиллерии нет мелочей. Са мая, нз первый взгляд, незнзчительная оплошность или упущение в работе даже одного матроса сказывается на выполне нии задачи всем кораблем и норой может привести к тяжелым последствиям. По этому мы должны непримиримо относить ся ко всяким упущениям и нарушениям дисциплины в работе каждого, кто имеет какое-либо отношение к оружию, памя туя, что только слаженные действия все го личного состава приносят успех. Прак тика показывает, что низкая организация службы, нечеткая исполнительность неиз бежно приводят к неудаче и на артилле рийских стрельбах. Недавно по пине радиометристов Рсха- чева, Иванникова и Манзлик личному со- стзву не разрешили выполнять задачу. В чем дело? Почему эти воины оказались ви новниками неудачи? Главная причина — в низкой артиллерийской культуре от дельных специалистов корабля вообще и данных воинов в частности. Матросам Иванникову и Майзлику еще за два дня до выхода корабля на стрельбу было из вестно о том, что материальная часть их заведывания работает неустойчиво. Одна ко утратившие ответственность за пору ченное дело воины не вскрыли до конца истинных причин неисправности, понадея лись, что «авось как-нибудь сойдет». Не допустимая халатность нерадивых воинов не ззмедлилз скззаться при работе меха низма в море. Матросы Иванников и Майзлик, помимо всего, неточно выполня ли требования своих боевых инструкций. Да и вообще вся организация службы на их боевом посту была поставлена плохо. Приняв целеуказание и видя, что станция периодически цель теряет, матро сы не доложили о случившемся управляю щему огнем. Указзнные факты свидетельствуют о том, что эти воины утратили чувство лич ной ответственности за порученное дело, забыли священные слова Военной присяги. Упущения в подготовке специалистов, низ кая артиллерийскзя культура некоторых моряков отрицательно сказзлись нз вы полнении стрельбы. В годы Великой Отечественной войны нзши комендоры проявляли не только об разцы героизма и отваги, но и отличное знание специальности, высокую артилле рийскую культуру. Они стремились до предела использовзть возможности вве ренной им боевой техники, износить вра гу сокрушительные удзры. Нзстойчпво до бивались воины-североморцы повышения скорострельности орудий, меткости попа дания. В одном из боевых походов комендоры старшины 1 статьи Митрофановз выпусти ли по противнику серию ензрядов прежде, чем тот успел открыть огонь по нзшему корзблю. — Молодцы! — похвзлил комзндир ар тиллеристов. — Я специально засек вре мя. Норматив вы перекрыли на каждый выстрел почти на целую секунду. Вы пра вильно поняли свою задачу в борьбе зз первый залп. — Можно бы еще быстрее стрелять, — произнес заряжающий м зт ро с Сахориден- ко. предвзрительно не переворачивая их. Эго движение вынужден был проделывать сам заряжающий перед тем, как дослать сна ряд в канал ствола. Одно это незначитель ное движение задерживало работу заря жающего у орудия, и скорострельность снизилась. Комендоры учли данную ошиб ку, исправили ее, и в следующем бою их орудие вело огонь еще более высоким тем пом, чем прежде. Приведенный пример показывает, как заботились фронтовики о повышении своей артиллерийской культуры, об улуч шении эффективности стрельбы, о том, чтобы полностью использовать возможно сти боевой техники. Там. где уровень артиллерийской куль туры отвечает современным требованиям, стрельбы, как правило, выполняются с высокой оценкой. Передовые командиры артиллерийских подразделений, такие, как капитан-лейтенанты Попович, Селихов- кнн, Канторович и другие, их личный состав показывают образцы воинского умения и подлинной культуры в работе и неизбежно добиваются отличных результа тов. Моменту, когда прозвучит залп, пред шествует длительная и упорная подготов ка. В этот период моряки тщательно ос ваивают технику на занятиях, тренироч- кзх и учениях. Именно так поступают во всех наших артиллерийских подразделе ниях. С организации учебы и начинается путь к мастерству. Например, капитан- лейтенант Попович занятия по специаль ности со своими подчиненными проводит непосредственно у боевых механизмов с ис пользованием чертежей и схем. Лишь убе дившись в том, что данная тема хорошо усвоена всеми моряками, он переходит к изучению следующей. Теоретические за нятия в этом подразделении сочетаются с практическими тренировками. Они прово дятся в обстановке, максимально прибли женной к той, в какой придется действо вать комендорам фактически. Офицер и старшины прививают воинам любовь к технике, своей специальности. Артилле ристы ревностно следят за опытом эксплуатзции оружия на других кораблях, пытливо изучают его и перенимают все лучшее, передовое. Такзя целеустремлен ная учебно-воспитательная работз позво лила личному составу добиться выполне ния всех огневых задзч с высокой оцен кой. Корзбль поражал цель с первого зал па, тем самым демонстрируя высокую ар тиллерийскую культуру моряков. Известно, что выполнение огневой за дачи зависит не только от личного соета- В тон гаствует почти весь экипаж. Поэтому высокая ор ганизация, четкий порядок и безукориз ненное выполнение боевых инструкций всеми моряками есть также одно из непременных проявлений зртиллерийской культуры. Нельзя ждать успешного вы полнения огневых задач, если не отрабо тана четкая организация корабельной службы. На корабле Н. была заниженз оценкз при стрельбе но такой, казалось бы, про стой причине. После сигнала тревоги и доклада о полном изготовлении материаль ной части на боевой пост артиллеристов пришел один из членов экипажа, не имею щий к этому заведыванию прямого отно шения. В результате грубого нарушения им корабельных правил артиллерийская задзчз не была тогдз решенз с должным успехом. Разве подобный факт праздного «разгуливания» по боевой тревоге военно служащего мог бы иметь место, если бы моряки твердо знали и выполняли свои обязанности по боевой тревоге. Низкая организация службы отдельных постов явилась также одной нз причин от мены стрельбы, о которой шла речь в на чале данной статьи. Как уже отмечалось, матросы Иванников и Майзлик плохо под готовили свое заведываиие к походу и за канчивали эту работу в море. Такое отно шение к делу не могло не сказзться на качестве приготовления материальной час ти к действию. Кроме того, в море посты информации не обеспечивали командиру полной обстановки и не сумели своевре менно найти и классифицировать нуж ную цель. На мостик поступало обилие докладов, большей частью посторонних, второстепенных, что загромождало связь. Штурманский пост определения баллисти ческих значений ветра и плотности воз духа оказался недостаточно готовым дать своевременно данные артиллеристам. Вс*1 эти упущения не дали возможности в основном хорошо подготовленному лично му составу артиллерийского подразделе ния успешно выполнить задачу. В наших уставах, правилах и инструк циях сосредоточен передовой опыт орга низации стрельб и повседневной службы на кораблях. Строго выполнять все поло жения этих документов — одно из ос новных требований артиллерийской куль туры. Задзчз поддержзния постоянной бое вой готовности кораблей и частей годного флота, каждого орудия еще выше поднять артиллерийскую культуру воинов-северо- морцев. Офицер Н. БОРАВЕНКОВ, Флагманский аотиллеоист йлота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz