На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.
4 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 1 ноября 1255 г., № 259 (5411). Совещание Министров иностранных Советского Союза Министры приступили к обсуждению первого пункта повестки дня дел Франции, Англии, и США ЖЕНЕВА, 28 октября. (Спец. корр. ТАСС). Как уже сообщалось, сегодня днем Министры иностранных дел Франции, Англии, Советского Союза и США собра лись на свое второе заседание. Председа тельствовал Г. Макмиллан. Министры приступили к обсуждении) первого пункта повестки дня — евро пейская безопасность и Германия. Первым выступил Министр иностран ных дел Англии Г. Макмиллан. Он начал со второй части рассматри ваемого вопроса, заявив, что, по мнению делегации Англии, необходимо провести свободные выборы в Германии как можно скорее. На берлинском совещании, сказал Г. Макмиллан, мы изложили наши сообра жения в документе, который теперь изве стен, как «план Идена». Этот план пред видит, что общегерманская ассамблея дол жна собраться после выборов как можно скорее. Первая задача ассамблеи будет состоять в выработке конституции для новой Германии. Как только эта конститу ция будет принята, на ее основе будет создано общегерманское правительство. Полномочия федерального правительства и «восточногерманских властей» (так Г. Макмиллан именовал в своем выступ лении правительство ГДР. — Ред.) будут постепенно передаваться новому прави тельству до тех пор, пока для Германской Федеральной Республики и Восточной Гер мании не окажется возможным прекра тить свое существование в виде отдель ных единиц. Г. Макмиллан напомнил далее, что согласно «плану Идена» общегерманское правительство должно быть свободно при решении вопросов своей внутренней поли тики и должно иметь право свободно при нимать или отвергать все международные обязательства бывшей Федеральной Рес публики и Восточлой Германии, которые оно пожелает принять или отвергнуть. Согласно этому плану, в течение переход ного периода между свободными выборами и подписанием мирного договора бывшие оккупационные державы должны сохра нить свои права, а именно: в отношении размещения войск, в отношении Берлина, в отношении проблем, касающихся Герма нии в целом, и в отношении заключения мирного договора. Макмиллан заявил, что он с большим удовольствием выслушал вчера слова В. М. Молотова о том, что самим немцам надлежит организовать свое воссоединение. Макмиллан сказал, что для этого суще ствует одна возможность, а именно: про ведение свободных выборов. Он заявил, что делегации Англии, Франции и США представляют в этих целях свои предло жения. Изложив участникам Совещания эти предложения, Г. Макмиллан заверил, что главная их цель состоит в том, чтобы создать у Советского Союза чувство безо пасности и дать ему возможность согла ситься на воссоединение Германии. Г. Макмиллан выразил уверенность, что эти предложения будут серьезно изучены Советской делегацией. Мы, с нашей сто роны, сказал он, готовы рассмотреть вся кие улучшения и поправки в структуре, которая, по нашему мнению, имеет здра вый смысл. Затем Макмиллан огласил текст пред ложений трех держав. В предложениях правительств Франции, Англии и США по первому пункту по вестки дня, озаглавленных «Воссоединение Германии и безопасность» (хотя первым пунктом согласованной повестки дня яв ляется вопрос «европейская безопасность и Германия»), говорится: «В прошлом го ду три правительства представили в пла не Идена предложения, которые предо ставляют германской нации средства вос становить свое единство в условиях ува жения прав народов и индивидуальной свободы. Они возобновляют эти предложе ния в прилагаемом докумепте. Свободные выборы, ведущие к образо ванию единого правительства для всей Германии, являются подлинным средством для обеспечения полного участия герман ского народа в разрешении германской проблемы, как этого, судя по заявлению Советского правительства, оно желает. Ес ли бы в ходе настоящего совещания было достигнуто принципиальное соглашение, то должно было бы оказаться возможным урегулировать без промедления вопросы, касающиеся закона о выборах и контроля за выборами. Этп выборы могли бы со стояться уже в 1956 году». Правительства трех западных держав указывают далее в своих предложениях, что они «не расположены входить в си стему европейской безопасности, которая, как предлагал Советский Союз на конфе ренции глав правительств, не положит ко нец разделу Германии». В предложениях повторяется утвержде ние о том, будто Атлантический блок и Западноевропейский союз являются «орга низациями чисто оборонительными» и что в случае, «если об’единенная Германия решит присоединиться к этим организаци ям, ограничения и контроль, которые эти организации содержат, обязательно уси лят, а не ослабят безопасность Советско го Союза». «Тем не менее, — говорится в предло жениях, — с целью ликвидации любой возможной причины советского отказа от быстрого об’единения Германии, прави тельства Франции, Соединенного Королев ства, Соединенных Штатов расположены идти далее, чтобы учесть опасения, выра женные Правительством Советского Сою за». С этой целью правительства запад ных держав предлагают заключение «до говора, содержащего специальные гаран тии в связи с воссоединением Германии», одновременно с заключением договора об об’единенпи Германии на основе плана Пдена. Этот договор о гарантиях оконча тельно «вступил бы в силу в тот момент, когда об’единенная Германия решила бы войти в организацию Северо-атлантиче- Таким образом предложения трех запад ных держав предусматривают обязательное вступление об’единенной Германии в во енные группировки западных держав независимо от того, хочет этого или не хочет германский народ. К предложениям правительств Франции, Англии и США приложены два докумен та: «Проект договора, содержащего специ альные гарантии в связи с воссоедине нием Германии» и «План свободного вос соединения Германии (план Пдена)». Проектом договора о «специальных га рантиях», «который должен быть заклю чен одновременно с соглашением о воссое динении Германии на основании плана Идена», предусматриваются «отказ от применения силы», принятие каждой сто роной обязательства «лишить всякого аг рессора своей военной или экономической помощи», установление «в зоне, включаю щей сходные по поверхности, глубине и значению территории по обеим сторонам демаркационной линии между воссоединен ной Германией и странами Восточной Ев ропы», уровней для вооруженных сил, чтобы «создать равновесие с военной точ ки зрения, которое содействовало бы бе зопасности Европы и уменьшению бреме ни вооружении». Пункт проекта о «праве индивидуаль ной и коллективной обороны» оставляет фактически западным державам возмож ность сохранить свои базы на чужих тер риториях. «Будет предусмотрено, — гла сит этот пункт, — что ничто в этом до говоре не нанесет ущерба и не будет пре пятствовать праву индивидуальной или коллективной обороны, признанному Уста вом ООН и договорами, заключенными в соответствии с Уставом. Стороны не смо гут сохранять свои вооруженные силы на территории другой стороны без ее согла сия, и по просьбе этой стороны они вы ведут свои вооруженные силы в установ ленный срок, за исключением случая, ког да эти вооруженные силы будут нахо диться на данной территории в соответст вии с соглашениями о коллективной обо роне». В проекте далее говорится: «Каждая сторона согласится с тем, что вооруженное нападение в Европе любой стороны, ко торая одновременно является членом НАТО, против любой стороны, которая им не яв ляется, или, наоборот, поставит под угро зу мир и безопасность, которые являются предметом этого договора, и что все сторо ны будут действовать в данном случае соответствующим образом с тем, чтобы противостоять этой общей опасности». Однако в том, что касается совместных действий против агрессии, дело, согласно проекту, сводится только «к консульта ции между сторонами в целях выполне ния договора». Проект предусматривает вступление в силу положений договора «постепенно, по этапам, которые будут определены с об щего согласия». В проекте, названном «план свободного воссоединения Германии (план Идена)», указывается, что «воссоединение Герма нии и заключение путем свободных пе реговоров мирного договора с об’единенной Германией должно быть достигнуто сле дующими стадиями: I. Свободные выборы во всей Германии. II. Созыв национального собрания в ре зультате этих выборов. Ш. Составление (проекта) конституции и подготовка переговоров по мирному до говору. IV. Принятие конституции и образова ние общегерманского правительства, не сущего ответственность за переговоры г заключение мирного договора. V. Подписание и вступление в силу мирного договора. Проект предусматривает подготовку избирательного закона не самими немца ми, а Францией, СССР, Англией и США «при консультации с немецкими эксперта ми и с учетом избирательных законов, выработанных уже с этой целью бунде стагом Федеральной Республики и народ ной палатой советской зоны». Предусмат ривается, что этот закон «должен быть одобрен четырьмя державами». Проект предусматривает иностранный контроль над выборами. Наблюдательные комиссии, согласно проекту, «должны со стоять из представителей четырех держав при участии или без участия представи телей нейтральных стран и с участием немецких граждан с правом совещательно го голоса». В разделе проекта о «методе подготовки выборов» указывается, что «министры иностранных дел должны прежде всего прийти к соглашению по принципам, из ложенным в настоящем плане. Затем они дадут соответствующие указания рабочей группе, состоящей из глав представи тельств четырех держав в Германии или ответственных сотрудников этих предста вительств. Группа разработает способы применения этих принципов с необходи мыми уточнениями и представит доклад». Этот доклад должен, в частности, вклю чать проект общегерманского избирателе ного закона и подробные рекомендации, касающиеся наблюдения .<а выборами. В проекте говорится, что общегерманское правительство, образованное националь ным собранием, «должно быть свободно в решении того, принять или отвергнуть международные права и обязательства, взятые на себя Федеральной Республикой и советской зоной Германии, оно должно также быть свободно заключать такие другие международные соглашения, какие оно пожелает». Однако проект добавляет, что «реше ния, принятые национальным собранием, временными общегерманскимп властями и общегерманским правительством, направ ленные на осуществление этого плана (т. е. «плана Идена». — Ред.), не тре буют утверждения со стороны четырех держав. Эти решения могут быть откло нены лишь большинством голосов четырех ского договора и Западноевропейский со- держав». юз». I В заключение в проекте указывается. что мирный договор с Германией должен быть подписан всеми государствами, ко торые находились в состоянии войны с Германией, или их преемниками. Договор должен вступить в силу по его ратифика ции четырьмя державами и Германией. Затем с заявлением по вопросу о евро пейской безопасности выступил В. М. Молотов. Он внес на рассмотрение Совеща ния предложение делегации СССР об ос новных принципах общеевропейского до говора о коллективной безопасности в Ев ропе. В. М. Молотов сделал ряд замечаний по поводу внесенных Г. Макмилланом от имени трех держав предложений. Он ука зал, что некоторые положения представ ленного Г. Макмилланом на рассмотрение Совещания документа требуют дальнейше го обсуждения, и что Советская делегация внимательно их изучит. (Заявление В. М. Молотова и предложение делегации СССР были приведены в нашей газете за 30 октября с. г.). Выступивший затем Д. Даллес заявил, что и США являются соавтором предложе ний, внесенных Г. Макмилланом, и что де легация США присоединяется к тому, что было изложено Г. Макмилланом. Затем Д. Даллес остановился на некото рых замечаниях В. М. Молотова и, в ча стности, на том, как Молотов характери зовал военные группировки западных держав. Даллес заявил, что эти группи ровки являются «об’едпнениямп коллек тивной безопасности». Я признаю, сказал Даллес, что имеются разногласия между нашими правительст вами по этим вопросам и что вероятно нельзя будет разрешить все эти разногла сия в настоящий момент. Даллес повторил свои обычные доводы в оправдание политики создания военных блоков. Он признал, что военные бюдже ты некоторых западных стран возросли весьма резко в период между 1948 и 1954 годами и сказал, что это вызыва лось соображениями «коллективной обо роны». Г-н Молотов, продолжал Даллес, сказал с некоторым основанием, что пакты безо пасности сами по себе не представляют удовлетворительной безопасности. Он по ставил вопрос о том, как добиться безо пасности. Я думаю, что для того, чтобы добиться безопасности, надо покончить с некоторой несправедливостью, которая су ществует в мире и толкает народы на на силие, которое они в противном случае не применили бы. Одной из этих неспра ведливостей, в которой нас обвиняют, является продолжающееся разделение Германии. Это было признано опасным, вредным положением, создающим отсут ствие безопасности. Именно поэтому нам поручено заняться этими двумя проблема ми, тесно связанными друг с другом, т. е. проблемой воссоединения Германии и проблемой европейской безопасности, или, вернее, в том порядке, в каком это изложено: тесная связь между воссоедине нием Германии и проблемой европейской безопасности. Именно так это изложено в директивах. В директивах далее сказано, что успешное разрешение каждой из этих проблем послужит интересам укрепления мира. Иными словами, воссоединение Гер мании является одной из проблем, разре шение которой послулшт укреплению ми ра. Даллес заявил далее, что предложения трех держав, внесенные на Совещании, воспроизводят план Идена, изложенный на берлинском совещании, и содержат но вые предложения о гарантиях безопасно сти, связанные с воссоединением Герма нии. Далее Даллес сказал, что он крайне рад заявлению В. М. Молотова о том, что Со ветская делегация изучит предложения трех держав. Насколько я понимаю, продолжал Дал лес, г-н Молотов выдвинул против наших предложений по существу два основных возражения: во-первых, что эти предло жения требуют от Германии вхождения в НАТО и. во-вторых, что санкции, преду смотренные проектом договора, предусмат ривают лишь консультации. Даллес утверждал, что в предложениях «о специальных гарантиях» нет ничего такого, что противоречило бы предложе ниям «плана Идена», согласно которому общегерманское правительство будет иметь полную возможность принять или отказаться от предложения вступить в НАТО или присоединиться к брюссель скому или варшавскому соглашениям. Что касается санкций, предусматривае мых договором, то они, по словам Далле са, являются гораздо более далеко иду щими по сравнению с какими бы то ни было известными до сих пор международ ными соглашениями. Даллес сказал, что делегация США, ко нечно, тщательно изучит предложения Советской делегации. Он заявил, что по крайней мере некоторые из положений предложения трех держав совпадают с предложениями Советской делегации, но что имеется, однако, одно основное разли чие в подходе. Это различие заключается, по словам Даллеса, в том, что предложение трех держав касается тесно связанных между собой вопросов — о воссоединении Германии и о европейской безопасности, в то время как советское предложение, но утверждению Даллеса, не связано с вопро сом о воссоединении Германии. Было бы затруднительно, сказал Даллес, рассмат ривать советское предложение, пока деле гация США не ознакомится с предложе ниями по вопросу о воссоединении Гер мании, которые, насколько нам известно, представит Советский Союз. Затем выступил А. Пинэ. Он заявил, что считает предложения трех держав ра зумной основой для переговоров, могу щих привести к соглашению, которое да ло бы возможность германской нации вновь обрести единство. А. Пинэ заявил, что по убеждению французского прави тельства была бы обеспечена безопасность для всех, если бы воссоединенная Гер мания вступила в «западные оооронитель- ные организации». Он выразил мнение, что в своем предло жении делегации трех западных держав систематически пытались учесть совет ские пожелания. Вот почему, заявил А. Пинэ, западные державы предложили Советскому Союзу целую серию дополнительных гарантий, и французское правительство считает, что Советское правительство не может остать ся безразличным к ним. В июле Маршал Булганин утверждал, что Советский Союз не может передать другим обеспечение своей безопасности. Главы западных пра вительств с большим вниманием выслу шали это замечание главы Советского правительства, и по этой причине предло жение, внесенное теперь, не предвидит од носторонне представленных заверений, ко торые СССР мог бы считать нереальными, а содержит конкретные гарантии. А. Пинэ добавил, что, по его мнению, предложение западных держав дает воз можность открыть переговоры, и заявил, смотреть всякое новое предложение, ко торое пожелает внести В. М. Молотов. В заключение он заявил, что француз ская делегация изучит советское предло жение с должным вниманием. закрылось. Министры соберутся на сле дующее ааседание завтра днем. Обсуждение вопроса о европейской безопасности и Германии ЖЕНЕВА, 30 октября. (Спец. корр. ТАСС). Вчера Министры иностранных дел Франции, Англии, Советского Союза и США собрались на свое третье заседание. Пред седательствовал В. М. Молотов. Министры продолжали обсуждение пер вого вопроса повестки дня — европейская безопасность и Германия. Первым выступил Д. Даллес. Он ут верждал, что советское предложение о со здании общеевропейской системы коллек тивной безопасности в Европе противоре чит, якобы, директивам Глав правительств четырех держав, ибо это предложение, как заявил Даллес, «не связано с воссоедине нием Германии». Даллес заранее попытался опорочить предложения Советского Союза по вопро сам, касающимся Германии, которые, как сообщил 28 октября В. М. Молотов, Со ветская делегация внесет в свое время в связи с обсуждением первого пункта по вестки дня. В заключение Даллес заявил, что в ос нову обсуждения первого пункта повестки дня должно быть положено предложение трех западных держав. Затем взял слово А. Пинэ. Он также ут верждал, что предложение, внесенное Со ветской делегацией, не отражает дирек тив, данных министрам Главами прави тельств, и что если Советская делегация будет продолжать придерживаться такой своей позиции, то Совещание будет не в состоянии оправдать надежду народов. Пинэ признал, что советское предложе ние о коллективной безопасности «содер жит ряд полезных предложений». Однако, по его утверждению, советское предложе ние связано якобы... «с сохранением раз деления Германии». Пинэ заявил, что Франция не может со гласиться на ликвидацию Атлантического пакта и что гарантии безопасности, преду сматриваемые советским предложением, яв ляются «пустыми юридическими рамка ми». В заключение Пинэ сказал, что он пол ностью согласен с Даллесом и рекоменду ет положить в основу дискуссии по пер вому пункту повестки дня предложение трех западных держав. Г. Макмиллан, выступивший вслед за Пинэ, выразил свое согласие с заявления ми министров иностранных дел США и Франции. Его выступление было посвяще но оправданию целей Северо-атлантическо го блока (НАТО), который, как убеждал Макмиллан, «создан в целях коллективной обороны». Касаясь вопроса о том, почему же в таком случае Советский Союз не был принят в состав участников НАТО, Мак миллан заявил, что у Советского Союза... нет «общих целей и общей точки зрения» с западными державами. Затем взял слово В. М. Молотов. Он ответил на выступления трех ми нистров западных держав 28 и 29 октяб ря. Касаясь выступления Даллеса 29 ок тября, Молотов обосновал правомерность позиции, когда при обсуждении первого пункта повестки дня уделяется самостоя тельное внимание как вопросу о европей ской безопасности, так, после этого, и вопросу о Германии. Если при этом придерживаться действи тельного смысла директив Глав прави тельств, сказал Молотов, то ведь в пунк те первом директив о европейской безо пасности сказано раньше, чем о Герма нии. Это. мне кажется, имело свой смысл при принятии директив. После споров по этому вопросу в июле месяце тогда же договорились, чтобы на первом месте стоял вопрос о европейской безопасности, а на втором — германский вопрос. И в данном случае мы придерживаемся того порядка, какой указан в директивах... Мы предупредили, что по этому вопросу мы еще внесем свое предложение, и полагаем, что, обсуждая основной вопрос — вопрос о европейской безопасности, — мы создаем хорошую предпосылку для рассмотрения германской проблемы, являющейся част ным и подчиненным вопросом в отноше нии основного вопроса — европейской бе зопасности, т. е. безопасности для всех стран Европы. Глава Советской делегации заметил, что на Совещании не был поставлен вопрос о том, что обсуждение германской пробле мы желательно при участии самих нем цев, и что Советская делегация имеет в виду поставить этот вопрос тогда, когда конкретно перейдут к рассмотрению гер манского вопроса. Относительно замеча ния Пинэ, будто предложения Советского Союза о коллективной безопасности похо жи на те бумажные гарантии, которые уже не раз подводили Францию в прош лом, Молотов указал, что Пинэ не удалось доказать этого. Если смотреть прямо в лицо фактам, заявил глава Советской деле^- гации, то следует сказать, что бедой Франции, как и ряда других европейских государств, являлось в прошлом то, что ее руководители не желали, чтобы Фран ция об’едннила свои усилия с другими крупными державами, в том числе с Со ветским Союзом, чтобы совместно дать от- Прибытие в Алма-Ату Премьер-Министра Бирманского Союза У Ну АЛМА-АТА, 30 октября. (ТАСС). Сегодня в столицу Казахстана прибыли Премьер- Министр Бирмы У Ну и сопровождаю щие его лица. Вместе с гостями в Алма- Ату прибыли Заместитель Министра Иностранных ^Дел СССР Н. Т. Федоренко, Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Бирме А. Д. Щиборин, ответствен ные сотрудники МИД СССР. Для встречи Премьер-Министра У Ну, его супруги До Мья И и сопровождающих что три западные державы готовы рас-1 Премьер-Министра лиц в Алма-Атинском аэропорту, украшенном Государственными флагами Бирмы, СССР и Казахской ССР, собрались: Председатель Совета Минист ров Казахской ССР Д. А. Кунаев, член Президиума Верховного Совета Казахской После выступления А. Пинэ заседание | ССР Л. И. Брежнев, заместители Предсе дателя Президиума Верховного Совета Ка захской ССР А. Б. Бейсенов, К. Н. Крю кова, А. С. Орлов, заместители Председате ля ^Совета Министров Казахской ССР Р. Б. Байгалиев, М. Бейсебаев, И. Г. Слажнев, Министры Казахской ССР, депутаты Вер ховного Совета СССР и Казахской ССР, председатель исполкома облсовета Р. Иль- яшев, председатель исполкома горсовета Ф. А. Мамонов, многочисленные предста вители трудящихся, деятели культуры, искусства и науки, журналисты. Встреченные бурными аплодисментами, из самолетов выходят представители Бир манского Союза. У Ну знакомится с чле нами правительства республики. Дети преподносят прибывшим букеты цветов. Звучат мелодии Государственных гимнов Бирмы, СССР и Казахской ССР. Председатель Совета Министров Казах ской ССР Д. А. Кунаев произносит при ветственную речь. С ответным словом вы ступает У Ну. Он говорит: — Господин Председатель, господин мэр, друзья! Я очень счастлив прибыть сюда. Мне сказали, что здесь предпринимаются сме лые попытки по превращению безжизнен ных пустынь в плодородные земли. В Бир ме также проводится большая работа по под’ему производства, и мы предприни маем энергичные усилия для того, чтобы производить больше товаров. Премьер-Министр отметил, что он очень рад представляющейся ему возможности познакомиться с достижениями социали стического строительства в сельском хо зяйстве Казахстана. — По моему мнению, то, что мы уви дим здесь, — сказал У Ну, — во многом поможет нам в Бирме. 'Я привез с собой привет трудящихся Бирмы трудящимся Алма-Аты! Благодарю Вас за теплый прием! После краткого отдыха Глава прави тельства Бирмы нанес визит Председате лю Совета Министров Казахской ССР Д. А. Кунаеву и имел с ним беседу. На беседе присутствовали: Чрезвычайный и Полно мочный Посол Бирмы в СССР У Монг Он, Заместитель Министра Иностранных Дел СССР Н. Т. Федоренко. Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Бирме А. Д. Щиборин. пор агрессору, готовившемуся к Эти руководители предпочитали придер живаться политики создания группиро вок, кото]лая, как известно, привела ко второй мировой войне. Известно также, что именно Советский Союз призывал ев ропейские государства к коллективным действиям в интересах поддержания мира подобно тому, как он это делает теперь, выступая в защиту коллективной безопас ности. Молотов опроверг как неосновательные утверждения, будто бы Советский Союз не желает искренне и честно сотрудничать с США в вопросах обеспечения мира в Европе, в вопросах обеспечения европей ской безопасности. Весь смысл Женевско го совещания Глав правительств и смысл нашего Совещания, заявил он, мы видим в том, чтобы вместе с представителями Соединенных Штатов Америки мы представители Франции, Великобритании и Советского Союза — позаботились о достижении общего согласия и общего по нимания интересов защиты мира и безо пасности в Европе и во всем мире. И мы надеемся, что этого можно достичь, не смотря на имеющиеся трудности. Как отметил глава Советской делегации, трудно согласиться с утверждениями за падных держав о том, что военные груп пировки западных государств НАТО и Западноевропейский союз являются «об’е- динениями коллективной безопасности», предусмотренными Уставом ООН. Если стать на эту точку зрения, заявил Моло тов, то мы, очевидно, должны были бы признать, что Антанта и Тройственный союз перед первой мировой войной, а так же антикоминтерновский пакт перед вто рой мировой войной представляли собой также своего рода «об’едпнения коллек тивной безопасности». Положительное значение предложения трех министров, продолжал Молотов, зак лючается в том, что здесь сделан шаг вперед по сравнению с берлинским сове щанием в прошлом году. В нем уже гово рится о европейской безопасности, что на ходилось в тени в предложениях трех держав на берлинском совещании. Следо вательно, мы с удовлетворением можем отметить сближение позиций трех держав с позицией СССР. Однако, когда мы вглядываемся в это предложение, то создается впечатле ние, что упоминание о европейской безо пасности и в данном случае имеет боль ше формальный характер. Этому вопросу не придается, видимо, того значения, ко торое, по нашему мнению, он имеет. Указав, что для обеспечения европей ской безопасности недостаточно деклара тивных заявлений, Молотов сказал далее: Основной недостаток проекта трех ми нистров, именуемого «воссоединение Гер мании и безопасность», нам кажется, зак лючается в том, что в нем все подчинено одной задаче — добиться включения всей и притом ремилитаризованной Германии в Северо-атлантический блок (НАТО). В этом проекте говорится о воссоединении Германии. Но, видимо, не этот вопроо интересует авторов проекта... Создается впечатление, что вопрос об СОВЕТСКАЯ ШАХМАТИСТКА ОЛЬГА РУБЦОВА ЗАВОЕВАЛА ПРАВО НА МАТЧ С ЧЕМПИОНОМ МИРА БЫКОВОЙ Советская шахматистка Ольга Рубцова завоевала первенство на международном женском шахматном турнире в Москве. На происходящем 30 октября заключи тельном девятнадцатом туре она выигра ла партию у болгарской шахматистки А. Ивановой. У Рубцовой — 15 очков. Это лучший результат турнира. Таким об разом она получила право на матч с чемпионом мира Елизаветой Быковой, ко торый должен состояться в 1956 году. (ТАСС). 7:0 в пользу ЦДСА Встреча советских и норвежских футболистов ОСЛО, 30 октября. (ТАСС). Сегодня во втором по величине городе Норвегии — Бергене состоялась встреча футболистов спортивного общества ЦДСА с командой местного клуба «Орстад». Несмотря на то, что из-за выпавшего накануне мокрого снега грунт поля ста диона был тяжелым, игра прошла на вы- об’единении Германии авторов^ проекта ин- соком спортивном уровне и закончилась тересует только на тот случаи, если оо’е- диненная Германия станет членом НАТО (Северо-атлантического блока). Нам представляется, подчеркнул Моло тов, что путь Германии должен опреде лить сам германский народ, как это со ответствует его свободной воле, но мы дол жны позаботиться о том, чтобы содейст вовать и своевременно помочь германско му народу, дабы об’единенная Германия была миролюбивым и демократическим го сударством... Все это требует от нас, чтобы мы дого ворились прежде всего по основному воп росу — по вопросу о безопасности стран всей Европы. Тогда и германский вопрос займет свое место, не вызывая опасений за его однобокое решение. Указав, что четыре державы достигли некоторого прогресса, поскольку вопрос о европейской безопасности признается тем вопросом, который имеет первостепенное значение для народов Европы, Молотов в заключение предложил участникам Сове щания высказаться по вопросу: возможно ли нам всем договориться о том, чтобы мы рассматривали здесь вопрос о безопас ности не с точки зрения усиления той или иной группировки держав, а с точ ки зрения интересов безопасности всех стран Европы... После того, как глава Советской деле гации закончил свое выступление, Мини стры обменялись мнениями по вопросу о дальнейшем порядке своей работы. Было решено, что следующее заседа ние начнется с обсуждения третьего пун кта повестки дпя — о развитии контак тов между Востоком и Западом — с тем, чтобы создать группу экспертов по этому вопросу и затем, на том же заседании, возобновить обсуждение первого пункта повестки дня. победой советских футболистов со счетом 7:0 (четыре мяча было забито в первой половине игры и три мяча — во второй половине). Футбольная встреча собрала на стадио не необыкновенно большое для этого вре мени года число зрителей, которые тепло приветствовали победу советской коман ды. На стадионе присутствовали предста вители местных властей во главе с мэром города. Свою вторую игру в Норвегии совет ские футболисты проведут в Осло 3 нояб ря. Они встретятся с командой столичного футбольного клуба «Спартакус». Спортивный вечер В субботу в Доме офицеров был прове ден спортивный вечер. После доклада, сделанного мастером спорта капитаном Артемьевым, и показательных выступлений гимнастов и штангистов перед северомор цами выступил заслуженный мастер спор та, известный всему миру боксер Н. Ф. Королев. Тов. Королев рассказал о том, какое большое внимание уделяется в нашей стра не боксу — одному из интереснейших видов спорта. Рассказал боксер и о сво их встречах на ринге. После выступления тов. Королева были проведены показательные выступления се вероморских боксеров. Встречи судил Н. Ф. Королев. После выступлений зрителями были просмотрены киножурналы на спор тивные темы, в которых засняты встречи Королева с иностранными боксерами. Вечер прошел интересно и оживленно. (Наш корр.). Ответственный редактор В . Н. Л У Ш Е Н Ь К И Н . АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: гор. Североморск. Мурманской области, ул. Полярная, 8. Телефоны: редактор — 3*76. зам. редактора — 2-48, секретарь —^ 1*64. нач. издательства и нач. типографии в бухгалтерия — 2-01. отделы: информации и культуры и быта — 3-63. боевой подготовки и писем — 28. пропаганды и партийной и комсомольской жизни — 96. 5-83, отдел .подписки ГМ 900259, Типография газеты «Ва страже Заполярья», ул . Полярная. 12. Заказ Л; 259.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz