На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.

4 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 1 ноября 1255 г., № 259 (5411). Совещание Министров иностранных Советского Союза Министры приступили к обсуждению первого пункта повестки дня дел Франции, Англии, и США ЖЕНЕВА, 28 октября. (Спец. корр. ТАСС). Как уже сообщалось, сегодня днем Министры иностранных дел Франции, Англии, Советского Союза и США собра­ лись на свое второе заседание. Председа­ тельствовал Г. Макмиллан. Министры приступили к обсуждении) первого пункта повестки дня — евро­ пейская безопасность и Германия. Первым выступил Министр иностран­ ных дел Англии Г. Макмиллан. Он начал со второй части рассматри­ ваемого вопроса, заявив, что, по мнению делегации Англии, необходимо провести свободные выборы в Германии как можно скорее. На берлинском совещании, сказал Г. Макмиллан, мы изложили наши сообра­ жения в документе, который теперь изве­ стен, как «план Идена». Этот план пред­ видит, что общегерманская ассамблея дол­ жна собраться после выборов как можно скорее. Первая задача ассамблеи будет состоять в выработке конституции для новой Германии. Как только эта конститу­ ция будет принята, на ее основе будет создано общегерманское правительство. Полномочия федерального правительства и «восточногерманских властей» (так Г. Макмиллан именовал в своем выступ­ лении правительство ГДР. — Ред.) будут постепенно передаваться новому прави­ тельству до тех пор, пока для Германской Федеральной Республики и Восточной Гер­ мании не окажется возможным прекра­ тить свое существование в виде отдель­ ных единиц. Г. Макмиллан напомнил далее, что согласно «плану Идена» общегерманское правительство должно быть свободно при решении вопросов своей внутренней поли­ тики и должно иметь право свободно при­ нимать или отвергать все международные обязательства бывшей Федеральной Рес­ публики и Восточлой Германии, которые оно пожелает принять или отвергнуть. Согласно этому плану, в течение переход­ ного периода между свободными выборами и подписанием мирного договора бывшие оккупационные державы должны сохра­ нить свои права, а именно: в отношении размещения войск, в отношении Берлина, в отношении проблем, касающихся Герма­ нии в целом, и в отношении заключения мирного договора. Макмиллан заявил, что он с большим удовольствием выслушал вчера слова В. М. Молотова о том, что самим немцам надлежит организовать свое воссоединение. Макмиллан сказал, что для этого суще­ ствует одна возможность, а именно: про­ ведение свободных выборов. Он заявил, что делегации Англии, Франции и США представляют в этих целях свои предло­ жения. Изложив участникам Совещания эти предложения, Г. Макмиллан заверил, что главная их цель состоит в том, чтобы создать у Советского Союза чувство безо­ пасности и дать ему возможность согла­ ситься на воссоединение Германии. Г. Макмиллан выразил уверенность, что эти предложения будут серьезно изучены Советской делегацией. Мы, с нашей сто­ роны, сказал он, готовы рассмотреть вся­ кие улучшения и поправки в структуре, которая, по нашему мнению, имеет здра­ вый смысл. Затем Макмиллан огласил текст пред­ ложений трех держав. В предложениях правительств Франции, Англии и США по первому пункту по­ вестки дня, озаглавленных «Воссоединение Германии и безопасность» (хотя первым пунктом согласованной повестки дня яв­ ляется вопрос «европейская безопасность и Германия»), говорится: «В прошлом го­ ду три правительства представили в пла­ не Идена предложения, которые предо­ ставляют германской нации средства вос­ становить свое единство в условиях ува­ жения прав народов и индивидуальной свободы. Они возобновляют эти предложе­ ния в прилагаемом докумепте. Свободные выборы, ведущие к образо­ ванию единого правительства для всей Германии, являются подлинным средством для обеспечения полного участия герман­ ского народа в разрешении германской проблемы, как этого, судя по заявлению Советского правительства, оно желает. Ес­ ли бы в ходе настоящего совещания было достигнуто принципиальное соглашение, то должно было бы оказаться возможным урегулировать без промедления вопросы, касающиеся закона о выборах и контроля за выборами. Этп выборы могли бы со­ стояться уже в 1956 году». Правительства трех западных держав указывают далее в своих предложениях, что они «не расположены входить в си­ стему европейской безопасности, которая, как предлагал Советский Союз на конфе­ ренции глав правительств, не положит ко­ нец разделу Германии». В предложениях повторяется утвержде­ ние о том, будто Атлантический блок и Западноевропейский союз являются «орга­ низациями чисто оборонительными» и что в случае, «если об’единенная Германия решит присоединиться к этим организаци­ ям, ограничения и контроль, которые эти организации содержат, обязательно уси­ лят, а не ослабят безопасность Советско­ го Союза». «Тем не менее, — говорится в предло­ жениях, — с целью ликвидации любой возможной причины советского отказа от быстрого об’единения Германии, прави­ тельства Франции, Соединенного Королев­ ства, Соединенных Штатов расположены идти далее, чтобы учесть опасения, выра­ женные Правительством Советского Сою­ за». С этой целью правительства запад­ ных держав предлагают заключение «до­ говора, содержащего специальные гаран­ тии в связи с воссоединением Германии», одновременно с заключением договора об об’единенпи Германии на основе плана Пдена. Этот договор о гарантиях оконча­ тельно «вступил бы в силу в тот момент, когда об’единенная Германия решила бы войти в организацию Северо-атлантиче- Таким образом предложения трех запад­ ных держав предусматривают обязательное вступление об’единенной Германии в во­ енные группировки западных держав независимо от того, хочет этого или не хочет германский народ. К предложениям правительств Франции, Англии и США приложены два докумен­ та: «Проект договора, содержащего специ­ альные гарантии в связи с воссоедине­ нием Германии» и «План свободного вос­ соединения Германии (план Пдена)». Проектом договора о «специальных га­ рантиях», «который должен быть заклю­ чен одновременно с соглашением о воссое­ динении Германии на основании плана Идена», предусматриваются «отказ от применения силы», принятие каждой сто­ роной обязательства «лишить всякого аг­ рессора своей военной или экономической помощи», установление «в зоне, включаю­ щей сходные по поверхности, глубине и значению территории по обеим сторонам демаркационной линии между воссоединен­ ной Германией и странами Восточной Ев ­ ропы», уровней для вооруженных сил, чтобы «создать равновесие с военной точ­ ки зрения, которое содействовало бы бе­ зопасности Европы и уменьшению бреме­ ни вооружении». Пункт проекта о «праве индивидуаль­ ной и коллективной обороны» оставляет фактически западным державам возмож­ ность сохранить свои базы на чужих тер­ риториях. «Будет предусмотрено, — гла­ сит этот пункт, — что ничто в этом до­ говоре не нанесет ущерба и не будет пре­ пятствовать праву индивидуальной или коллективной обороны, признанному Уста­ вом ООН и договорами, заключенными в соответствии с Уставом. Стороны не смо­ гут сохранять свои вооруженные силы на территории другой стороны без ее согла­ сия, и по просьбе этой стороны они вы­ ведут свои вооруженные силы в установ­ ленный срок, за исключением случая, ког­ да эти вооруженные силы будут нахо­ диться на данной территории в соответст­ вии с соглашениями о коллективной обо­ роне». В проекте далее говорится: «Каждая сторона согласится с тем, что вооруженное нападение в Европе любой стороны, ко­ торая одновременно является членом НАТО, против любой стороны, которая им не яв­ ляется, или, наоборот, поставит под угро­ зу мир и безопасность, которые являются предметом этого договора, и что все сторо­ ны будут действовать в данном случае соответствующим образом с тем, чтобы противостоять этой общей опасности». Однако в том, что касается совместных действий против агрессии, дело, согласно проекту, сводится только «к консульта­ ции между сторонами в целях выполне­ ния договора». Проект предусматривает вступление в силу положений договора «постепенно, по этапам, которые будут определены с об­ щего согласия». В проекте, названном «план свободного воссоединения Германии (план Идена)», указывается, что «воссоединение Герма­ нии и заключение путем свободных пе­ реговоров мирного договора с об’единенной Германией должно быть достигнуто сле­ дующими стадиями: I. Свободные выборы во всей Германии. II. Созыв национального собрания в ре­ зультате этих выборов. Ш. Составление (проекта) конституции и подготовка переговоров по мирному до­ говору. IV. Принятие конституции и образова­ ние общегерманского правительства, не­ сущего ответственность за переговоры г заключение мирного договора. V. Подписание и вступление в силу мирного договора. Проект предусматривает подготовку избирательного закона не самими немца­ ми, а Францией, СССР, Англией и США «при консультации с немецкими эксперта­ ми и с учетом избирательных законов, выработанных уже с этой целью бунде­ стагом Федеральной Республики и народ­ ной палатой советской зоны». Предусмат­ ривается, что этот закон «должен быть одобрен четырьмя державами». Проект предусматривает иностранный контроль над выборами. Наблюдательные комиссии, согласно проекту, «должны со­ стоять из представителей четырех держав при участии или без участия представи­ телей нейтральных стран и с участием немецких граждан с правом совещательно­ го голоса». В разделе проекта о «методе подготовки выборов» указывается, что «министры иностранных дел должны прежде всего прийти к соглашению по принципам, из­ ложенным в настоящем плане. Затем они дадут соответствующие указания рабочей группе, состоящей из глав представи­ тельств четырех держав в Германии или ответственных сотрудников этих предста­ вительств. Группа разработает способы применения этих принципов с необходи­ мыми уточнениями и представит доклад». Этот доклад должен, в частности, вклю­ чать проект общегерманского избирателе ного закона и подробные рекомендации, касающиеся наблюдения .<а выборами. В проекте говорится, что общегерманское правительство, образованное националь­ ным собранием, «должно быть свободно в решении того, принять или отвергнуть международные права и обязательства, взятые на себя Федеральной Республикой и советской зоной Германии, оно должно также быть свободно заключать такие другие международные соглашения, какие оно пожелает». Однако проект добавляет, что «реше­ ния, принятые национальным собранием, временными общегерманскимп властями и общегерманским правительством, направ­ ленные на осуществление этого плана (т. е. «плана Идена». — Ред.), не тре­ буют утверждения со стороны четырех держав. Эти решения могут быть откло­ нены лишь большинством голосов четырех ского договора и Западноевропейский со- держав». юз». I В заключение в проекте указывается. что мирный договор с Германией должен быть подписан всеми государствами, ко­ торые находились в состоянии войны с Германией, или их преемниками. Договор должен вступить в силу по его ратифика­ ции четырьмя державами и Германией. Затем с заявлением по вопросу о евро­ пейской безопасности выступил В. М. Молотов. Он внес на рассмотрение Совеща­ ния предложение делегации СССР об ос­ новных принципах общеевропейского до­ говора о коллективной безопасности в Ев­ ропе. В. М. Молотов сделал ряд замечаний по поводу внесенных Г. Макмилланом от имени трех держав предложений. Он ука­ зал, что некоторые положения представ­ ленного Г. Макмилланом на рассмотрение Совещания документа требуют дальнейше­ го обсуждения, и что Советская делегация внимательно их изучит. (Заявление В. М. Молотова и предложение делегации СССР были приведены в нашей газете за 30 октября с. г.). Выступивший затем Д. Даллес заявил, что и США являются соавтором предложе­ ний, внесенных Г. Макмилланом, и что де­ легация США присоединяется к тому, что было изложено Г. Макмилланом. Затем Д. Даллес остановился на некото­ рых замечаниях В. М. Молотова и, в ча­ стности, на том, как Молотов характери­ зовал военные группировки западных держав. Даллес заявил, что эти группи­ ровки являются «об’едпнениямп коллек­ тивной безопасности». Я признаю, сказал Даллес, что имеются разногласия между нашими правительст­ вами по этим вопросам и что вероятно нельзя будет разрешить все эти разногла­ сия в настоящий момент. Даллес повторил свои обычные доводы в оправдание политики создания военных блоков. Он признал, что военные бюдже­ ты некоторых западных стран возросли весьма резко в период между 1948 и 1954 годами и сказал, что это вызыва­ лось соображениями «коллективной обо­ роны». Г-н Молотов, продолжал Даллес, сказал с некоторым основанием, что пакты безо­ пасности сами по себе не представляют удовлетворительной безопасности. Он по­ ставил вопрос о том, как добиться безо­ пасности. Я думаю, что для того, чтобы добиться безопасности, надо покончить с некоторой несправедливостью, которая су­ ществует в мире и толкает народы на на­ силие, которое они в противном случае не применили бы. Одной из этих неспра­ ведливостей, в которой нас обвиняют, является продолжающееся разделение Германии. Это было признано опасным, вредным положением, создающим отсут­ ствие безопасности. Именно поэтому нам поручено заняться этими двумя проблема­ ми, тесно связанными друг с другом, т. е. проблемой воссоединения Германии и проблемой европейской безопасности, или, вернее, в том порядке, в каком это изложено: тесная связь между воссоедине­ нием Германии и проблемой европейской безопасности. Именно так это изложено в директивах. В директивах далее сказано, что успешное разрешение каждой из этих проблем послужит интересам укрепления мира. Иными словами, воссоединение Гер­ мании является одной из проблем, разре­ шение которой послулшт укреплению ми­ ра. Даллес заявил далее, что предложения трех держав, внесенные на Совещании, воспроизводят план Идена, изложенный на берлинском совещании, и содержат но­ вые предложения о гарантиях безопасно­ сти, связанные с воссоединением Герма­ нии. Далее Даллес сказал, что он крайне рад заявлению В. М. Молотова о том, что Со­ ветская делегация изучит предложения трех держав. Насколько я понимаю, продолжал Дал­ лес, г-н Молотов выдвинул против наших предложений по существу два основных возражения: во-первых, что эти предло­ жения требуют от Германии вхождения в НАТО и. во-вторых, что санкции, преду­ смотренные проектом договора, предусмат­ ривают лишь консультации. Даллес утверждал, что в предложениях «о специальных гарантиях» нет ничего такого, что противоречило бы предложе­ ниям «плана Идена», согласно которому общегерманское правительство будет иметь полную возможность принять или отказаться от предложения вступить в НАТО или присоединиться к брюссель­ скому или варшавскому соглашениям. Что касается санкций, предусматривае­ мых договором, то они, по словам Далле­ са, являются гораздо более далеко иду­ щими по сравнению с какими бы то ни было известными до сих пор международ­ ными соглашениями. Даллес сказал, что делегация США, ко­ нечно, тщательно изучит предложения Советской делегации. Он заявил, что по крайней мере некоторые из положений предложения трех держав совпадают с предложениями Советской делегации, но что имеется, однако, одно основное разли­ чие в подходе. Это различие заключается, по словам Даллеса, в том, что предложение трех держав касается тесно связанных между собой вопросов — о воссоединении Германии и о европейской безопасности, в то время как советское предложение, но утверждению Даллеса, не связано с вопро­ сом о воссоединении Германии. Было бы затруднительно, сказал Даллес, рассмат­ ривать советское предложение, пока деле­ гация США не ознакомится с предложе­ ниями по вопросу о воссоединении Гер­ мании, которые, насколько нам известно, представит Советский Союз. Затем выступил А. Пинэ. Он заявил, что считает предложения трех держав ра­ зумной основой для переговоров, могу­ щих привести к соглашению, которое да­ ло бы возможность германской нации вновь обрести единство. А. Пинэ заявил, что по убеждению французского прави­ тельства была бы обеспечена безопасность для всех, если бы воссоединенная Гер­ мания вступила в «западные оооронитель- ные организации». Он выразил мнение, что в своем предло­ жении делегации трех западных держав систематически пытались учесть совет­ ские пожелания. Вот почему, заявил А. Пинэ, западные державы предложили Советскому Союзу целую серию дополнительных гарантий, и французское правительство считает, что Советское правительство не может остать­ ся безразличным к ним. В июле Маршал Булганин утверждал, что Советский Союз не может передать другим обеспечение своей безопасности. Главы западных пра­ вительств с большим вниманием выслу­ шали это замечание главы Советского правительства, и по этой причине предло­ жение, внесенное теперь, не предвидит од­ носторонне представленных заверений, ко­ торые СССР мог бы считать нереальными, а содержит конкретные гарантии. А. Пинэ добавил, что, по его мнению, предложение западных держав дает воз­ можность открыть переговоры, и заявил, смотреть всякое новое предложение, ко­ торое пожелает внести В. М. Молотов. В заключение он заявил, что француз­ ская делегация изучит советское предло­ жение с должным вниманием. закрылось. Министры соберутся на сле­ дующее ааседание завтра днем. Обсуждение вопроса о европейской безопасности и Германии ЖЕНЕВА, 30 октября. (Спец. корр. ТАСС). Вчера Министры иностранных дел Франции, Англии, Советского Союза и США собрались на свое третье заседание. Пред­ седательствовал В. М. Молотов. Министры продолжали обсуждение пер­ вого вопроса повестки дня — европейская безопасность и Германия. Первым выступил Д. Даллес. Он ут­ верждал, что советское предложение о со­ здании общеевропейской системы коллек­ тивной безопасности в Европе противоре­ чит, якобы, директивам Глав правительств четырех держав, ибо это предложение, как заявил Даллес, «не связано с воссоедине­ нием Германии». Даллес заранее попытался опорочить предложения Советского Союза по вопро­ сам, касающимся Германии, которые, как сообщил 28 октября В. М. Молотов, Со­ ветская делегация внесет в свое время в связи с обсуждением первого пункта по­ вестки дня. В заключение Даллес заявил, что в ос­ нову обсуждения первого пункта повестки дня должно быть положено предложение трех западных держав. Затем взял слово А. Пинэ. Он также ут­ верждал, что предложение, внесенное Со­ ветской делегацией, не отражает дирек­ тив, данных министрам Главами прави­ тельств, и что если Советская делегация будет продолжать придерживаться такой своей позиции, то Совещание будет не в состоянии оправдать надежду народов. Пинэ признал, что советское предложе­ ние о коллективной безопасности «содер­ жит ряд полезных предложений». Однако, по его утверждению, советское предложе­ ние связано якобы... «с сохранением раз­ деления Германии». Пинэ заявил, что Франция не может со­ гласиться на ликвидацию Атлантического пакта и что гарантии безопасности, преду­ сматриваемые советским предложением, яв­ ляются «пустыми юридическими рамка­ ми». В заключение Пинэ сказал, что он пол­ ностью согласен с Даллесом и рекоменду­ ет положить в основу дискуссии по пер­ вому пункту повестки дня предложение трех западных держав. Г. Макмиллан, выступивший вслед за Пинэ, выразил свое согласие с заявления­ ми министров иностранных дел США и Франции. Его выступление было посвяще­ но оправданию целей Северо-атлантическо­ го блока (НАТО), который, как убеждал Макмиллан, «создан в целях коллективной обороны». Касаясь вопроса о том, почему же в таком случае Советский Союз не был принят в состав участников НАТО, Мак­ миллан заявил, что у Советского Союза... нет «общих целей и общей точки зрения» с западными державами. Затем взял слово В. М. Молотов. Он ответил на выступления трех ми­ нистров западных держав 28 и 29 октяб­ ря. Касаясь выступления Даллеса 29 ок­ тября, Молотов обосновал правомерность позиции, когда при обсуждении первого пункта повестки дня уделяется самостоя­ тельное внимание как вопросу о европей­ ской безопасности, так, после этого, и вопросу о Германии. Если при этом придерживаться действи­ тельного смысла директив Глав прави­ тельств, сказал Молотов, то ведь в пунк­ те первом директив о европейской безо­ пасности сказано раньше, чем о Герма­ нии. Это. мне кажется, имело свой смысл при принятии директив. После споров по этому вопросу в июле месяце тогда же договорились, чтобы на первом месте стоял вопрос о европейской безопасности, а на втором — германский вопрос. И в данном случае мы придерживаемся того порядка, какой указан в директивах... Мы предупредили, что по этому вопросу мы еще внесем свое предложение, и полагаем, что, обсуждая основной вопрос — вопрос о европейской безопасности, — мы создаем хорошую предпосылку для рассмотрения германской проблемы, являющейся част­ ным и подчиненным вопросом в отноше­ нии основного вопроса — европейской бе­ зопасности, т. е. безопасности для всех стран Европы. Глава Советской делегации заметил, что на Совещании не был поставлен вопрос о том, что обсуждение германской пробле­ мы желательно при участии самих нем­ цев, и что Советская делегация имеет в виду поставить этот вопрос тогда, когда конкретно перейдут к рассмотрению гер­ манского вопроса. Относительно замеча­ ния Пинэ, будто предложения Советского Союза о коллективной безопасности похо­ жи на те бумажные гарантии, которые уже не раз подводили Францию в прош­ лом, Молотов указал, что Пинэ не удалось доказать этого. Если смотреть прямо в лицо фактам, заявил глава Советской деле^- гации, то следует сказать, что бедой Франции, как и ряда других европейских государств, являлось в прошлом то, что ее руководители не желали, чтобы Фран­ ция об’едннила свои усилия с другими крупными державами, в том числе с Со­ ветским Союзом, чтобы совместно дать от- Прибытие в Алма-Ату Премьер-Министра Бирманского Союза У Ну АЛМА-АТА, 30 октября. (ТАСС). Сегодня в столицу Казахстана прибыли Премьер- Министр Бирмы У Ну и сопровождаю­ щие его лица. Вместе с гостями в Алма- Ату прибыли Заместитель Министра Иностранных ^Дел СССР Н. Т. Федоренко, Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Бирме А. Д. Щиборин, ответствен­ ные сотрудники МИД СССР. Для встречи Премьер-Министра У Ну, его супруги До Мья И и сопровождающих что три западные державы готовы рас-1 Премьер-Министра лиц в Алма-Атинском аэропорту, украшенном Государственными флагами Бирмы, СССР и Казахской ССР, собрались: Председатель Совета Минист­ ров Казахской ССР Д. А. Кунаев, член Президиума Верховного Совета Казахской После выступления А. Пинэ заседание | ССР Л. И. Брежнев, заместители Предсе­ дателя Президиума Верховного Совета Ка­ захской ССР А. Б. Бейсенов, К. Н. Крю­ кова, А. С. Орлов, заместители Председате­ ля ^Совета Министров Казахской ССР Р. Б. Байгалиев, М. Бейсебаев, И. Г. Слажнев, Министры Казахской ССР, депутаты Вер­ ховного Совета СССР и Казахской ССР, председатель исполкома облсовета Р. Иль- яшев, председатель исполкома горсовета Ф. А. Мамонов, многочисленные предста­ вители трудящихся, деятели культуры, искусства и науки, журналисты. Встреченные бурными аплодисментами, из самолетов выходят представители Бир­ манского Союза. У Ну знакомится с чле­ нами правительства республики. Дети преподносят прибывшим букеты цветов. Звучат мелодии Государственных гимнов Бирмы, СССР и Казахской ССР. Председатель Совета Министров Казах­ ской ССР Д. А. Кунаев произносит при­ ветственную речь. С ответным словом вы­ ступает У Ну. Он говорит: — Господин Председатель, господин мэр, друзья! Я очень счастлив прибыть сюда. Мне сказали, что здесь предпринимаются сме­ лые попытки по превращению безжизнен­ ных пустынь в плодородные земли. В Бир­ ме также проводится большая работа по под’ему производства, и мы предприни­ маем энергичные усилия для того, чтобы производить больше товаров. Премьер-Министр отметил, что он очень рад представляющейся ему возможности познакомиться с достижениями социали­ стического строительства в сельском хо­ зяйстве Казахстана. — По моему мнению, то, что мы уви­ дим здесь, — сказал У Ну, — во многом поможет нам в Бирме. 'Я привез с собой привет трудящихся Бирмы трудящимся Алма-Аты! Благодарю Вас за теплый прием! После краткого отдыха Глава прави­ тельства Бирмы нанес визит Председате­ лю Совета Министров Казахской ССР Д. А. Кунаеву и имел с ним беседу. На беседе присутствовали: Чрезвычайный и Полно­ мочный Посол Бирмы в СССР У Монг Он, Заместитель Министра Иностранных Дел СССР Н. Т. Федоренко. Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Бирме А. Д. Щиборин. пор агрессору, готовившемуся к Эти руководители предпочитали придер­ живаться политики создания группиро­ вок, кото]лая, как известно, привела ко второй мировой войне. Известно также, что именно Советский Союз призывал ев­ ропейские государства к коллективным действиям в интересах поддержания мира подобно тому, как он это делает теперь, выступая в защиту коллективной безопас­ ности. Молотов опроверг как неосновательные утверждения, будто бы Советский Союз не желает искренне и честно сотрудничать с США в вопросах обеспечения мира в Европе, в вопросах обеспечения европей­ ской безопасности. Весь смысл Женевско­ го совещания Глав правительств и смысл нашего Совещания, заявил он, мы видим в том, чтобы вместе с представителями Соединенных Штатов Америки мы представители Франции, Великобритании и Советского Союза — позаботились о достижении общего согласия и общего по­ нимания интересов защиты мира и безо­ пасности в Европе и во всем мире. И мы надеемся, что этого можно достичь, не­ смотря на имеющиеся трудности. Как отметил глава Советской делегации, трудно согласиться с утверждениями за­ падных держав о том, что военные груп­ пировки западных государств НАТО и Западноевропейский союз являются «об’е- динениями коллективной безопасности», предусмотренными Уставом ООН. Если стать на эту точку зрения, заявил Моло­ тов, то мы, очевидно, должны были бы признать, что Антанта и Тройственный союз перед первой мировой войной, а так­ же антикоминтерновский пакт перед вто­ рой мировой войной представляли собой также своего рода «об’едпнения коллек­ тивной безопасности». Положительное значение предложения трех министров, продолжал Молотов, зак­ лючается в том, что здесь сделан шаг вперед по сравнению с берлинским сове­ щанием в прошлом году. В нем уже гово­ рится о европейской безопасности, что на­ ходилось в тени в предложениях трех держав на берлинском совещании. Следо­ вательно, мы с удовлетворением можем отметить сближение позиций трех держав с позицией СССР. Однако, когда мы вглядываемся в это предложение, то создается впечатле­ ние, что упоминание о европейской безо­ пасности и в данном случае имеет боль­ ше формальный характер. Этому вопросу не придается, видимо, того значения, ко­ торое, по нашему мнению, он имеет. Указав, что для обеспечения европей­ ской безопасности недостаточно деклара­ тивных заявлений, Молотов сказал далее: Основной недостаток проекта трех ми­ нистров, именуемого «воссоединение Гер­ мании и безопасность», нам кажется, зак­ лючается в том, что в нем все подчинено одной задаче — добиться включения всей и притом ремилитаризованной Германии в Северо-атлантический блок (НАТО). В этом проекте говорится о воссоединении Германии. Но, видимо, не этот вопроо интересует авторов проекта... Создается впечатление, что вопрос об СОВЕТСКАЯ ШАХМАТИСТКА ОЛЬГА РУБЦОВА ЗАВОЕВАЛА ПРАВО НА МАТЧ С ЧЕМПИОНОМ МИРА БЫКОВОЙ Советская шахматистка Ольга Рубцова завоевала первенство на международном женском шахматном турнире в Москве. На происходящем 30 октября заключи­ тельном девятнадцатом туре она выигра­ ла партию у болгарской шахматистки А. Ивановой. У Рубцовой — 15 очков. Это лучший результат турнира. Таким об­ разом она получила право на матч с чемпионом мира Елизаветой Быковой, ко­ торый должен состояться в 1956 году. (ТАСС). 7:0 в пользу ЦДСА Встреча советских и норвежских футболистов ОСЛО, 30 октября. (ТАСС). Сегодня во втором по величине городе Норвегии — Бергене состоялась встреча футболистов спортивного общества ЦДСА с командой местного клуба «Орстад». Несмотря на то, что из-за выпавшего накануне мокрого снега грунт поля ста­ диона был тяжелым, игра прошла на вы- об’единении Германии авторов^ проекта ин- соком спортивном уровне и закончилась тересует только на тот случаи, если оо’е- диненная Германия станет членом НАТО (Северо-атлантического блока). Нам представляется, подчеркнул Моло­ тов, что путь Германии должен опреде­ лить сам германский народ, как это со­ ответствует его свободной воле, но мы дол­ жны позаботиться о том, чтобы содейст­ вовать и своевременно помочь германско­ му народу, дабы об’единенная Германия была миролюбивым и демократическим го­ сударством... Все это требует от нас, чтобы мы дого­ ворились прежде всего по основному воп­ росу — по вопросу о безопасности стран всей Европы. Тогда и германский вопрос займет свое место, не вызывая опасений за его однобокое решение. Указав, что четыре державы достигли некоторого прогресса, поскольку вопрос о европейской безопасности признается тем вопросом, который имеет первостепенное значение для народов Европы, Молотов в заключение предложил участникам Сове­ щания высказаться по вопросу: возможно ли нам всем договориться о том, чтобы мы рассматривали здесь вопрос о безопас­ ности не с точки зрения усиления той или иной группировки держав, а с точ­ ки зрения интересов безопасности всех стран Европы... После того, как глава Советской деле­ гации закончил свое выступление, Мини­ стры обменялись мнениями по вопросу о дальнейшем порядке своей работы. Было решено, что следующее заседа­ ние начнется с обсуждения третьего пун­ кта повестки дпя — о развитии контак­ тов между Востоком и Западом — с тем, чтобы создать группу экспертов по этому вопросу и затем, на том же заседании, возобновить обсуждение первого пункта повестки дня. победой советских футболистов со счетом 7:0 (четыре мяча было забито в первой половине игры и три мяча — во второй половине). Футбольная встреча собрала на стадио­ не необыкновенно большое для этого вре­ мени года число зрителей, которые тепло приветствовали победу советской коман­ ды. На стадионе присутствовали предста­ вители местных властей во главе с мэром города. Свою вторую игру в Норвегии совет­ ские футболисты проведут в Осло 3 нояб­ ря. Они встретятся с командой столичного футбольного клуба «Спартакус». Спортивный вечер В субботу в Доме офицеров был прове­ ден спортивный вечер. После доклада, сделанного мастером спорта капитаном Артемьевым, и показательных выступлений гимнастов и штангистов перед северомор­ цами выступил заслуженный мастер спор­ та, известный всему миру боксер Н. Ф. Королев. Тов. Королев рассказал о том, какое большое внимание уделяется в нашей стра­ не боксу — одному из интереснейших видов спорта. Рассказал боксер и о сво­ их встречах на ринге. После выступления тов. Королева были проведены показательные выступления се­ вероморских боксеров. Встречи судил Н. Ф. Королев. После выступлений зрителями были просмотрены киножурналы на спор­ тивные темы, в которых засняты встречи Королева с иностранными боксерами. Вечер прошел интересно и оживленно. (Наш корр.). Ответственный редактор В . Н. Л У Ш Е Н Ь К И Н . АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: гор. Североморск. Мурманской области, ул. Полярная, 8. Телефоны: редактор — 3*76. зам. редактора — 2-48, секретарь —^ 1*64. нач. издательства и нач. типографии в бухгалтерия — 2-01. отделы: информации и культуры и быта — 3-63. боевой подготовки и писем — 28. пропаганды и партийной и комсомольской жизни — 96. 5-83, отдел .подписки ГМ 900259, Типография газеты «Ва страже Заполярья», ул . Полярная. 12. Заказ Л; 259.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz