На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.

л & *• На с т р а ж е З а п о л я р ь я 11 ноября 1955 P * J 6 2*7 (5419). Совершенствовать мастерство ионных полетов К авиации пред’являются все более вы- . учатся с полным напряжением сил тому, летчики успешно справились с поставлои- сокие требования. Это и понятно. Растут что требуется в современном ^воздушном ными перед ними задачами. Авиаторы по- скорости, на вооружении находится совре- бою. Летчик гвардии капитан Ковалев по- казали возросшее мастерство, менная техника, которая позволяет выпол- стоянно совершенствует свое мастерство. Важным условием безопасности ночных нять задания в сложных метеорологиче- Он изучил принцип работы и условия полетов является разведка погоды. Необ­ ских условиях днем и ночью. От того, на- эксплуатации каждого агрегата и в целом ходило точно определять характер и со- сколько глубоко будет она освоена авиа- I всей машины. стояние атмосферы, возможные ее измене- торами, зависит успех решения поставлен- Офицер Ковалев не видит мелочей в ния на период полетов. Погода в Заполя- ных перед ними задач. I своей учебе. Все для него важно, и как I p^g q^cTo и резко меняется. Поэтому лет- Летчикам-североморцам приходится ле- работает радиооборудование, без которого чик должен это учитывать в полете и тать в любое время суток. При этом осо- нельзя успешно осуществить самолетовож- своевременно принимать правильные и бенное внимание надо обратить на пило- дение и точно выйти на цель, и как дей- грамотные решения тирование по приборам. В Заполярье на- ствуют пилотажные приборы и приборы т поступает один из передовых лет- ступает долгая полярная ночь. В этих ус- контроля работы двигателя. Вся подготов- “ т °* и" “ ноч ? ю на вы- ловиях летчик обязан знать напамять рас- ка летчика строится в строгой последом- П01неннед"ддадн; я Стоя’1а орошая погод” положение агрегатов в исходном и рабо- тельности и направлена к тому, чтобы, вы- н ’ зала ' ' т я’ ‘ J L Д_ ' чем положении, уметь быстро и безоши- летев на задание, метко поразить цель. И сплошная обтачность Четчик бочно ориентироваться в кабине самолета, летчик Ковалев достиг в этом отношении пастерпся Точно шиотируя самолет Опыт Великой Отечественной войны неплохих результатов. Особенно трудным I « Растерялся. 1очно пилотируя самолет убедительно показал, что успешное реше- был у офицера недавний полет... ние задач ночь, может быть достигнуто 1 ^ ™ п и т Па Г ВИЕЛоВа л Г ,У I 5™ Т ф , У р 7 Т " о Г ^ к о при условии хорошей подготовленности и гвардии капитана Ковалева - нанести из авиационную Технику, постоянно грамотного использования авиационной Ймбардировочны,. удар по кораблям «про- повышает к й ночной техники. Сейчас необходимо учитывать и тивника» в море ночью. поют о А ипрп игптыует лля отоаботки то, что современная радиолокационнаяЧерез некоторое время самолет поднял- * ,х лснстпий по кпупииам накапливает техника позволяет противнику обнаружи- ся в воздух. По маршруту и в районе П1)актическиг. 0’ПЬ1Т Иначе нельзя’ Посто- вать самолеты на больших расстояниях, движения цели сплошная облачность. Тем- янная босвая учеба> творчсск’иГ1 подход к полетам, умение находить в каждом вы­ лете новое, еще им не освоенное, — все это позволило гвардии старшему лейте­ нанту в тонкостях овладеть техникой пи­ лотирования в ночных условиях. Для успешного решения задач ночью Следовательно, успех боя решают секун- нота, снежные заряды, ооледенение само- ды. И тот летчик выиграет его, который лета в облаках— все это затрудняло нане- в совершенстве владеет мастерством пило- сение точного удара по кораблям, требо- тирования. Вот один из примеров из ми- вало . высокой техники пилотирования, нувшей войны. умения применить свое оружие с макси- Командованием была поставлена задача мальной точностью. — разгромить вражеский конвой, шедший Слаженно и четко работал экипаж, ночью. Для нанесения удара выделили Штурман офицер Юсупов, умело исполь- иадо прочно знать расположение и прави- три группы. Их возглавили Герой Совет- зуя приборы, быстро определял местона- ла эксплуатации светотехнического обору- ского Союза майор Гуляев, Герои Совет- хождение «противника» и состав его сил. дования самолета. Если, например, летчик ского Союза майор Синицын и старший Затем устанавливал данные для произвол- неправильно отрегулировал освещение ка- лейтенант Суровов. На группу майора Гу- ства бомбометания. Последовала команда: бины, то в полете он может хорошо видеть ляева была возложена задача — удар про- — Держать заданный курс!.. расположение аппаратуры и агрегатов, но извести новым методом бомбометания. Две Офицер Ковалев внимательно следил за в т0 же пРемя за бортом каоины не заме- другие группы своим воздействием на ко- приборами. Приближался самьш ответствен- тит наземных ориентиров и, следователь- рабли охранения обеспечивали свободу ный момент — бомбометание... Прошли H0> не сможет решить главного про- действий самолетов майора Гуляева. секунды, и цель поражена. Самолет, вы- СМ0ТРа воздушной оостаиовки. А в оою Конвой врага удалось обнаружить за полнив маневр, возвратился на аэродром. это имеет решающее значение, тридцать километров. Он состоял из трех Но вдруг Ковалев слышит сигнал рукоро- Регулировать же освещение кабины транспортов и тринадцати кораблей охра- дителя полетов: дело нелегкое. Эти навыки надо постоян- нения. Удар наносили из двух направле- — Над аэродромом низкая облачность и но отрабатывать на земле, в процессе про- ний — группы Гуляева и Синицына — с снежные заряды. Видимость малая. Будь- ведения тренажей в затемненной кабине севера, группа Суровова — с юга. Каж- те осторожны!.. или ночью, непосредственно на самолете, дая из них имела свои конкретные зада- «Только бы не ошибиться!» — думал Некоторые летчики недооценивают этого чи. летчик. Еще вираж, и Ковалев по радио- важного факта и тренировкам уделяют ма- Над целью штурмовики появились од- компасу вышел на аэродром и произвел ло внимания, ссылаясь на то, что это, де- новременно с разных направлений, что маневр для захода на посадку. Войдя в об- скать, легкая работа. Такое мнение в кор- дезорганизовало оборону фашистов. Наб- лака, летчик заметил, что самолет покры- не ошибочно.' Летчик, который системати- людая за атакой обеспечивающих групп, вается льдом. Медлить нельзя. Ковалев чески тренируется, постоянно учится, ведущий майор Гуляев правильно опреде- умело пилотировал по приборам, безоши- быстрее и лучше овладеет полетами по­ лил момент выхода в атаку своих самоле- бочно зашел на посадку и в исключитель- чью. тов. Еще пикировала на корабли охране- но трудных условиях, в темноте, успешно Бывает и так. Перед полетом на земле ния группа Синицына, как Гуляев пошел приземлился. Ночной полет выполнен от- летчик отрегулирует освещение, а в про- в атаку. Для своей пары он выбрал кон- I лично... цессе полета условия вдруг изменились, цевой большой транспорт, а ведущему дру- При полетах в ночных условиях важное с этпх случаях необходимо вновь произ­ гой пары приказал бить по головному значение имеет своевременное и точное вести регулировку освещения. А чтобы транспорту. Поливая огнем корабли охра- определение метеорологических условий. быстро это сделать, надо хорошо знать нения и выбранные для атаки транспорты, Это позволяет обеспечить не только ус- расположсние арматуры и порядок рабо- самолеты Гуляева близко подошли к своим пешное выполнение задания, но и безо- ты так как ночью в воздухе регулиров- целям и сбросили бомбы. пасность полетов. Летчик, хорошо знаю- к у ’производить Г0ра3д0 сложнее, чем на Одновременный и четко организован- щий характер облачности и условия поле- землс; здссь основное внимание должно ный удар советских самолетов привел фа- тов в ней, ночью никогда не ошибется. gbITb удслено пилотированию самолета, шистов в замешательство, и они не су- Эти качества постоянно прививает авиа- ’ мели полностью использовать мощь зенит- торам командир. Особое внимание Авиаторы подразделения тщательно го- ного огня конвоя. В результате этого сме- он уделяет подготовке летчиков к полету товятся к полетам в условиях полярной лого удара было потоплено два транспор- в сложных условиях северной полярной ночи. С этой целью много уделяется впи­ та, два сторожевых корабля, два морских ночи. С этой целью командир проводит с мания подготовке летного и технического охотника и один транспорт сильно пов- летным составом систематические занятия состава. На занятиях изучаются осооен- режден. Все наши самолеты без потерь и тренировки. В процессе полетов офицер ности ночных полетов, климатические ус- возвратились на свой аэродром. организует наблюдение за погодой, собира- ловия районов. Вся раоота направлена к Полеты ночью даже в самую благопри- ет о ней данные у экипажей, обобщает их и тому, чтооы предстоящие полеты ночью ятную погоду во все.; ;лучаях ведутся по информирует руководителя полетов. При- явились школой дальнейшего совершенст- приборам. Это требование в своей боевой чем, офицер исключительно требователен вования летного мастерства. В этом смысл подготовке и учитывают наши авиаторы, к летчикам. Ничто не ускользает от его всей учеоы, в этом задача. И чем успеш- Перенимая все ценное, что необходимо лет- опытного глаза. II не случайно на недав- нее ее решим, тем иоеспосоинее оудет под- чику для выработки высоких морально- них полетах, которые происходили ночью в разделение. боевых качеств, авиаторы изо дня в день•сложных метеорологических условиях, I Офицер И. КЛЫГИН. Задача , вы п о л н ен а у сп еш н о Больше внимания л строевой подготовке Быстро осваивает свою специальность молодой матрос Виталий Мышкин. Ком ­ сомолец Мышкин трудолюбивый, стара­ тельный воин. Он допущен к самостоя­ тельному несению вахты, содержит свое заведывание в хорошем состоянии. НА С Н И М К Е : матрос Мышкин за осмотром турбины генератора. Фото И. Никишова. Умелые действия рулевого на походе Корабль покидает базу, взяв курс в открытое море. Дует резкий ветер. Море неспокойно. Несмотря на это, рулевой спе­ циалист первого класса Иванов уверенно удерживает корабль на заданном курсе. Все команды он выполняет четко и быст­ ро. Командир уверен, что корабль не собьется с намеченного пути. Вдруг вышел из строя электроруль. «Перейти на запасное ручное управление рулем», — приказал командир. Прошло немного времени, и Пванов вы­ полнил задание. Корабль ложится на прежний курс. Ветер крепчал. Шторм усиливался. В это время возникла еще одна опасность. Нужно пройти узкость. Благодаря умелым и решительным действиям рулевого, ко­ рабль был благополучно проведен. Уста­ лый, но довольный отходит от руля стар­ шина 2 статьи IIсанов. За отличные действия в трудном похо­ де командир корабля об’явил старшине Иванову благодарность. Матрос Б. ЮЖАНИН. Недавно у нас провели марш-бросок. Сборы проходили быстро. Первыми собрались подчиненные отделения сержанта Уткина. Когда все было готово, вышли в путь. Строго по-уставному действовали в походе левые боко­ вые дозорные ефрейтор Янович и рядовой Прокушев. Про­ бираясь по кустарнику, они заметили и затем задержали «неизвестного». Об этом условным сигналом было сообщено подразделению. Вскоре головной дозор доложил, что впереди обнаружен «противник». Взвилась ракета, и подразделение спешно раз­ вернулось в цепь. Короткими перебежками, применяясь к местности, бойцы сближались с «неприятелем». — Приготовиться к атаке! — четко скомандовал офицер. Все замерли, ждали следующую команду. Но вот проре­ зала воздух другая ракета, и одновременно прозвучали слова: — В атаку, вперед! С криком «ура» бойцы обрушились на «врага». Задача была выполнена успешно. Сержант А. КОЗЛОВ. f c o p t s m / Z o О НЕДАВНО молодые матросы допущены к самостоятельному обслу­ живанию заведываннй. Старшина подразделения остался доволен рабо­ той воинов. Матросам Алехину, Позд­ някову и другим за примерную служ­ бу об ’явлена благодарность. Матрос М. Сиднин. О ПЕРЕД нашим подразделением была поставлена задача — тщатель­ но подготовиться к зиме. .Много приш­ лось потрудиться шоферам по пере­ воду автомашин на зимнюю эксплуа­ тацию. В подразделение недавно прибыли новички. Их встретили дружески. Так как молодым водителям бывает трудно работать в зимних условиях, им помогают опытные шоферы Прохо­ ров, Пеиьковский, Заваруха и другие. В. Петрик. О Д РУЖ НО поработали воины при разгрузке баржи с дровами. Вме­ сто 20 часов, положенных по норме, разгрузка произведена за 4 часа. О со ­ бенно усердно трудились старший ма­ трос Быков, матрос Язовских и дру­ гие. А. А\еерович. На флот прибыло молодое пополнение. Ведется большая работа по обучению и воспитанию матросов. Задача командиров наряду с другими вопросами воинской службы обратить внимание на строевую выучку новичков. Строй — святое место для военнослу­ жащего. Где слаженный строй, там крепки дисциплина и уставной порядок. Об этом всегда должны помнить в частях и под­ разделениях. Так, офицер Годон постоян­ но^контролирует, как командиры отделе­ ний организуют занятия. Кое-кто начал проводить строевую подготовку с обу­ чения матросов строевой стойке и строе­ вому шагу в составе отделения. При такой организации внимание руководителя рас­ средоточено и все недостатки, которые допускает тот или иной воин, заметить невозможно. Офицер указал, что надо изме­ нить порядок учебы. В первоначальный период следует сосредоточиться на подго­ товке каждого матроса в отдельности. Он созвал совещание, на котором присутст­ вующие делились мнениями. Это позволи­ ло правильно, в строгом соответствии требованиями устава и программы обучать молодое пополнение, устранить допущен­ ные ошибки. Строевое обучение следует начинать после тщательной подготовки к занятию. Необходимо иметь план-конспект, состав­ ленный вдумчиво и применительно к об­ становке. Желательно, чтобы на занятия воины шли с песней и командиры следи­ ли за выправкой каждого подчиненного. Приучая воинов к строю, нельзя упускать такие детали, как правильное положение головы, положение кистей и взмах рук. Это — требования Строевого устава. Как бы ни был командир подготовлен к занятиям, как бы хорошо ни знал он устав — основные положения следует за­ читывать подчиненным. Это помогает при­ вить им любовь к строевой выправке, луч­ ше осознать значение строевой подготовки в борьбе за дальнейшее повышение бое­ готовности кораблей и частей, укрепление воинской дисциплины. Все занятия необходимо начппать с команды «Становись». При этом лучше построить воинов квадратом вокруг себя. При этом нужно не упустить неправиль­ ные движения кого-либо из подчиненных, поправить их. При выполнении команды «Равняйсь» надо обращать внимание матросов на рез­ кость и четкость поворота головы и пра­ вильность ее постановки. По команде «Шагом марш» необходимо следить, что­ бы с первым шагом воины «не кивали» головой. Первые три шага должны быть полными, нога поднята высоко и постав­ лена на землю всей ступней. Руководитель приказал «Шагом марш по кругу». После этого, во время движе­ ния воинов, нужно подмечать малейшие неправильные движения, сразу же делать замечания на ходу и требовать немедленно устранять недостатки. Для этого обучае­ мых стоит отвести на расстояние четы- рех-пяти шагов друг от друга. При такой последовательности и стро­ гом контроле за правильностью выполне­ ния матросами приемов командир непре­ менно добивается наилучших успехов в строевом обучении подчиненных. Команды, которые выполняются в два- три раза и более приема, сначала необхо­ димо отрабатывать по разделениям. Затем следует разбивать взвод на группы по два-три человека и следить за самопод­ готовкой подчиненных, проверяя по оче­ реди каждую группу в отдельности, ука­ зывать на недостатки и помогать устра­ нять их. Большое внимание надо уделять пра­ вильности отдания чести на месте и в движении. Рекомендуется делать это так же, как и при обучении действиям по команде «Становись». В кругу, состав­ ленном военнослужащими, находится командир и приказывает для отдания че­ сти на месте: «Делай раз!» (отдать честь), «Делай два!» (опустить руку). Руководи­ тель занятия проходит по кругу и делает замечания каждому матросу в отдельно­ сти. Эти же команды можно подавать и для отдания чести в движении. Такими методами обучают подчинен­ ных офицеры Пашкин, Куропятников, младшие сержанты Прохаренко, Дыдышко, Антонов и Ефимов. Они имеют немалые достижения в строевой подготовке моло­ дых воинов. При обучении строевым приемам с ору­ жием необходимо отрабатывать такие приемы, как «на плечо», «к ноге» и дру­ гие, обязательно по разделениям, стараясь добиться четкости их выполнения. Взвод (отделение) следует выстраивать в одну (две) шеренги с интервалом в полшага и фиксировать каждое положение, чтобы указывать воинам ошибки. Когда будут изучены два-три Приема, необходимо разбить взвод (отделение) на группы, дать время для самоподготовки и по не­ обходимости направлять ход ее. По окончании занятии надо обязатель­ но подвести итог, — указать на общие недоработки взвода (отделения) и на не­ достатки неуспевающих воинов: вызвать из строя одиого-двух лучших матросов и продемонстрировать перед строем их вы­ правку. После этого нужно обязательно дать задание на самоподготовку. Необходи­ мо стараться привить обучаемым любовь к строю, помочь им понять его красоту и значение в воинской службе. Кое-кто еще недостаточно уделяет вни­ мания одиночной строевой подготовке мо­ лодого пополнения. Так, сержанты Егоров и Квятковскии приходят на занятия не­ подготовленные. Вся их работа сводится к тому, что они «водят» ио плацу своп отделения и дают им различные команды, не об’ясинв предварительно, как следует выполнять их. Приказания отдаются вяло и монотонно. Сержанты не делают подчи­ ненным замечаний. После таких занятий у воинов остается безразличие к строю, а то и хуже — нелюбовь к нему. С- этим надо покончить немедленно и вести строе­ вое обучение на высоком методическом уровне. Политработники могут и должны ока­ зать большую и действенную помощь командирам. На политических информа­ циях и в беседах надо об'яснять значение строя, рассказывать его историю, какую роль сыграла строевая выучка бойцов для победы в Великой Отечественной войне. Прямая обязанность всех всинов быть требовательными к себе и подчиненным по части строевой выправки и отдания чести. Необходимо использовать все фор­ мы воспитания молодых воинов в духе беззаветной преданности Коммунистиче­ ской партии и Советскому правительст­ ву, прививать воинам любовь к своему оружию, к строю. Офицер Л. ПИЛИПЕННО. О тп л и ч н ы и р а с ч е т Стрельба предстояла сложная. Тщатель­ но готовились к ней артиллеристы. П вот наступила долгожданная команда: — К бою! Комендоры быстро разбегаются по бое­ вым постам. Воины действуют точно и безошибочно. Гремит выстрел. Снаряд па­ дает рядом с целью. Командир вводит поп­ равку. Снова выстрел, и цель поражена...- С отличной оценкой решена огневая за­ дача. Артиллеристы показали высокое боевое мастерство и умение работать в сложной обстановке. Приказом командира расчет младшего сержанта Туркина об’явлен отличным. Старший матрос Е. КУЗЬМИН. Бактериологическое оруЖие и защита от него 1. ЧТО Т А КО Е Б А К Т Е Р И О Л О Г И Ч Е С К О Е О Р У Ж И Е Нередко люди подвергаются различным инфекционным заболеваниям, возникаю­ щим в результате проникновения в орга­ низм болезнетворных микробов. В обыч­ ных условиях источниками распростране­ ния болезнетворных микробов бывают больные люди пли животные. От них мик­ робы могут передаваться здоровым через воздух (при чихании и кашле), пищевые продукты и воду, с помощью клещей, различных насекомых (мух, вшей, кома­ ров. блох). Микробы представляют собой мельчай­ шие живые организмы Они настолько ма­ лы. что их нельзя увидеть невооруженным глазом. Микроорганизм состоит из отдель­ ной клетки, способной осуществлять все жизненные функции, включая рост и раз­ множение. В зависимости от строения и свойств микробы подразделяются на бактерии, ви­ русы, риккетсии, грибки и простейшие. Бактерии — это живые, преимущественно одноклеточные, организмы. Их величина измеряется тысячными долями миллимет­ ра. В одной капле воды вмещаются сотни миллионов бактерий. К числу самых ма­ леньких по размеру микроорганизмов при­ надлежат вирусы, большинство которых можно разглядеть только с помощью элек­ тронного микроскопа. Микроорганизмы широко распростране­ ны в природе. Многие микроорганизмы не только не вызывают заболеваний, но и приносят огромную пользу человеку, жи­ вотным и растениям. Пенициллин, стреп­ томицин и некоторые другие лекарствен­ ные средства, с успехом применяемые для лечения серьезных болезней, являются продуктами жизнедеятельности микробов. Многие болезнетворные микробы поги­ бают ОТ воздействия СОЛКЗ-Чт»* £УЧС п , д€-* зинфицирующнх и дегазирующих раство­ ров. а также при кипячении. Однако неко­ торые виды микробов (например, бактерии сибирской язвы) могут поеввашаться в споры, обладающие значительно большей устойчивостью и не погибающие даже при длительном кипячении. К низким температурам микробы не чувствительны и даже легко переносят замораживание, почти не теряя при этом своих болезнетворных свойств. В силу биологических особенностей од­ ни болезнетворные микробы в состоянии вызвать заболевание только у человека, другие — только у животных, а третьи— и у животных, и у человека. Так, холерой и брюшным тифом болеют только люди. В то же время человек не восприимчив к ря­ ду заболеваний животных (чума рогатого скота, чума свиней). Однако такими забо­ леваниями, как сибирская язва, сап, бру­ целлез и другими, болеют как люди, так и некоторые животные. Из истории известно, что во время войн часто возникали эпидемии, то есть массо­ вые инфекционные заболевания среди войск и гражданского населения. Потери от заболеваний иногда превышали потери, понесенные войсками непосредственно в боях. Например, армия Наполеона, вторг­ шаяся в Россию, потеряла от сыпного ти­ фа и дизентерии около трети своего соста­ ва. В период Крымской войны 1854— 56 годов умерших от заразных болезнен в британской армии было в 38,_ во француз­ ской армии в 37, а в русской армии в 22 раза больше, чем убитых в боях и^умер­ ших от ран. Во время первой мировой вои­ ны в Европе возникла эпидемия гриппа. Только в американской армии, находив­ шейся на европейском континенте, в 1917 году было зарегистрировано более 40 ты­ сяч случаев заболеваний гриппом. Огромные бедствия народам приносят массовые распространения болезнен сель­ скохозяйственных животных, так называе­ мые эпизоотии. В 1858 году в шести шта­ тах США в результате эпизоотии погибло от 30 до 80 процентов поголовья свиней. В 1846 году картофельные поля Ирландии оказались пораженными грибком карто­ фельной гнили, в результате чего был уничтожен весь урожай этой культуры. В стране возник голод, от которого умерли десятки тысяч людей. Возникновение различных эпидемий, эпизоотий и инфекционных заболеваний сельскохозяйственных растений давно при­ влекало внимание военных специалистов. Появилась идея искусственного распрост­ ранения возбудителей инфекционных забо­ леваний с целью преднамеренного пораже­ ния людей, нанесения экономического ущерба и дезорганизации тыла противни­ ка. В ряде капиталистических стран нача­ лось искусственное выращивание болезне­ творных микробов и использование их в военных целях в качестве бактериологи­ ческого оружия. Под бактериологическим оружием при­ нято понимать болезнетворные микробы, а также выделяемые некоторыми микроор­ ганизмами яды (токсины), предназначен­ ные для преднамеренного поражения лю­ дей, животных, растений и запасов про­ довольствия. Более широким является по­ нятие «биологическое оружие». К биоло­ гическому оружию относят не только бо­ лезнетворные микробы и токсины, но и переносчиков инфекционных заболеваний (насекомых, клещей, вредителей сельско­ хозяйственных культур), применяемых с целью поражения живой силы и уничто­ жения сельскохозяйственных растений и животных, запасов продовольствия. Ведение войны с помощью бактериоло­ гического оружия осуждено всем прогрес­ сивным человечеством. Еще в 1907 году участники 4-й Гаагской конференции при­ няли решение не прибегать во время вой­ ны к бактериологическому оружию. В 1925 году был подписан так называемый Женевский протокол, запрещающий в слу­ чае возникновения военных действий при­ менение удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Этот документ подписали прави­ тельства 49 государств, в том числе пра­ вительство Советского Союза. Харак­ терно. что правительства США. Японии и других стран, подписавшие Женевский протокол, не ратифицировали его. Несмотря на то, что многие страны да­ ли торжественное обещание не прибегать к применению бактериологического оружия, оно неоднократно использовалось импери­ алистическими государствами. В первую мировую войну Германия при­ менила бактериологическое оружие дивер­ сионными методами против США и Фран­ ции. Немцы заражали скот, предназначен­ ный к отправке из Америки в Европу. Кроме того, умышленно заражались лоша­ ди во французской армии. Как показал судебный процесс над во­ енными преступниками в Нюрнберге в 1946 году и в Хабаровске в 1949 году, германские и японские империалисты го­ товились в широких масштабах применить бактериологическое оружие против СССР. Накануне второй мировой войны и во вре­ мя войны японские милитаристы в боль­ ших количествах выращивали смертонос­ ные бактерии чумы, холеры, тифа, сибир­ ской язвы и других инфекционных забо­ леваний, производили бактериологические снаряды, бомбы и контейнеры для распро­ странения болезнетворных микробов и зараженных насекомых-переносчиков. В германской и японской армиях проходили обучение специальные команды, предназ­ начавшиеся для диверсионных актов в ты­ лу противника (заражения водоемов, пи­ щевых продуктов, людей, скота и посе­ вов). Японцы использовали бактериологиче­ ское оружие против Монгольской Народной Республики и Советского Союза в районе Халхин-Гола в 1939 году, а в 1940 — 1942 годах против Китая. В наши дни бактериологическую войну открыто воспевают некоторые представи­ тели военных кругов США — сторонники продолжения «холодной войны» и полити­ ки «с позиции силы». Так, недавно на­ чальник химического корпуса американ­ ской армии генерал Кризи выступил со статьей, в которой утверждал, что бакте­ риологическое оружие «выгоднее», чем атомное или водородное. «Выгода» эта, ио мнению генерала Кризи, состоит в том, что пактерпологпческое оружие «по своему характеру направлено по существу против людей», что оно не уничтожает здания и машины, а действует непосредственно «против самого человека или дротав efe- -лпгг произойти главным оо 1 \азом при вды- продовольствия, то есть против животных или сельскохозяйственных культур». В ряде капиталистических государств ведется усиленная подготовка к бактерио­ логической войне. Как сообщало мини­ стерство обороны США, на предстоящих маневрах в штате Луизиана будут приме­ нены различные виды управляемых сна­ рядов, а также «будет инсценирована хи­ мическая и бактериологическая война». Бактериологическое оружие обладает рядом характерных особенностей. Первой и основной особенностью бак­ териологического оружия является его спо­ собность вызывать заболевания и гибель человека при попадании в его организм болезнетворных микробов даже в ничтож­ но малых дозах. Второй особенностью бактериологическо­ го оружия является стойкость и длитель­ ность его действия. Эти свойства бактери­ ологического оружия обусловливаются сле­ дующими причинами: способностью неко­ торых заболеваний передаваться от боль­ ного человека к здоровому, стойкостью не­ которых видов микробов к воздействию неблагоприятных факторов внешней сре­ ды (высокой температуры, действия хи­ мических веществ). Болезнетворные микробы могут переда­ ваться с помощью насекомых. В этих слу­ чаях возможность заражения человека от насекомых, в организме которых находятся болезнетворные микробы, будет существо­ вать до тех пор, пока не будут уничтоже­ ны зараженные насекомые-переносчики. Третья особенность бактериологического оружия состоит в том, что между момен­ том заражения человека (проникновения микробов в организм) и появлением пер­ вых признаков заболевания (высокая тем­ пература, головные боли, лихорадка) про­ ходит некоторый период времени, так на­ зываемый инкубационный период. Он мо­ жет продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Необходимо отметить такую особенность бактериологического оружия, как труд­ ность и длительность индикации, то есть обнаружения болезнетворных микробов и токекяов во внешней среде. При применении противником бактерио­ логического оружия заражение людей бо- лезнетвоБнымп микробами и токсинами мо- , ханни зараженного воздуха, а также при употреблении зараженных продуктов и воды, укусах зараженными насекомыми, попадании микробов и токспнов на по­ врежденную кожу и слизистые оболочки глаз и носа, ранении зараженными оскол­ ками, в результате соприкосновения с за­ раженными предметами п при непосредст­ венном общении с заболевшими людьми и животными. Бактериологическое нападение против­ ник может осуществить с помощью само­ летов, беспилотных средств (ракет, снаря­ дов, управляемых бомб и торпед), артилле­ рии, а также различными диверсионными методами. По взглядам иностранных военных спе­ циалистов, авиационные бомбы, артилле­ рийские снаряды и мины могут заполнять­ ся токсинами или болезнетворными мик­ робами, находящимися в высушенном со­ стоянии пли в смеси с различными жид­ кими веществами, благоприятствующими их жизнедеятельности. При взрыве ука­ занных боеприпасов образуется бактери­ альное или токсинное облако, которое под действием ветра может перемещаться. Бактериологическое облако, двигаясь в приземном слое воздуха (на высоте нес­ кольких метров), способно заражать неза­ щищенных людей, вооружение, боевую технику и местность. Авиационные бомбы могут применяться также для распространения насекомых-пе­ реносчиков. С помощью выливных авиа­ ционных приборов могут распыляться бак­ терии и рассеиваться насекомые. Для распространения бактерий и токси­ нов артиллерия может использовать те же боеприпасы, которые применяются для снаряжения боевых отравляющих ве­ ществ. Диверсионные группы могут забрасы­ ваться в тыл противника с целью зараже­ ния водоемов, продуктов питания, паст­ бищ скота. it it it Мы рассказали коротко о бактериологи­ ческом оружии, его особенностях и спосо­ бах применения. В последующей статье будут рассмотрены средства и способы за­ щиты от бактериологического оружия. (Окончание следует). \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz