На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.
л & *• На с т р а ж е З а п о л я р ь я 11 ноября 1955 P * J 6 2*7 (5419). Совершенствовать мастерство ионных полетов К авиации пред’являются все более вы- . учатся с полным напряжением сил тому, летчики успешно справились с поставлои- сокие требования. Это и понятно. Растут что требуется в современном ^воздушном ными перед ними задачами. Авиаторы по- скорости, на вооружении находится совре- бою. Летчик гвардии капитан Ковалев по- казали возросшее мастерство, менная техника, которая позволяет выпол- стоянно совершенствует свое мастерство. Важным условием безопасности ночных нять задания в сложных метеорологиче- Он изучил принцип работы и условия полетов является разведка погоды. Необ ских условиях днем и ночью. От того, на- эксплуатации каждого агрегата и в целом ходило точно определять характер и со- сколько глубоко будет она освоена авиа- I всей машины. стояние атмосферы, возможные ее измене- торами, зависит успех решения поставлен- Офицер Ковалев не видит мелочей в ния на период полетов. Погода в Заполя- ных перед ними задач. I своей учебе. Все для него важно, и как I p^g q^cTo и резко меняется. Поэтому лет- Летчикам-североморцам приходится ле- работает радиооборудование, без которого чик должен это учитывать в полете и тать в любое время суток. При этом осо- нельзя успешно осуществить самолетовож- своевременно принимать правильные и бенное внимание надо обратить на пило- дение и точно выйти на цель, и как дей- грамотные решения тирование по приборам. В Заполярье на- ствуют пилотажные приборы и приборы т поступает один из передовых лет- ступает долгая полярная ночь. В этих ус- контроля работы двигателя. Вся подготов- “ т °* и" “ ноч ? ю на вы- ловиях летчик обязан знать напамять рас- ка летчика строится в строгой последом- П01неннед"ддадн; я Стоя’1а орошая погод” положение агрегатов в исходном и рабо- тельности и направлена к тому, чтобы, вы- н ’ зала ' ' т я’ ‘ J L Д_ ' чем положении, уметь быстро и безоши- летев на задание, метко поразить цель. И сплошная обтачность Четчик бочно ориентироваться в кабине самолета, летчик Ковалев достиг в этом отношении пастерпся Точно шиотируя самолет Опыт Великой Отечественной войны неплохих результатов. Особенно трудным I « Растерялся. 1очно пилотируя самолет убедительно показал, что успешное реше- был у офицера недавний полет... ние задач ночь, может быть достигнуто 1 ^ ™ п и т Па Г ВИЕЛоВа л Г ,У I 5™ Т ф , У р 7 Т " о Г ^ к о при условии хорошей подготовленности и гвардии капитана Ковалева - нанести из авиационную Технику, постоянно грамотного использования авиационной Ймбардировочны,. удар по кораблям «про- повышает к й ночной техники. Сейчас необходимо учитывать и тивника» в море ночью. поют о А ипрп игптыует лля отоаботки то, что современная радиолокационнаяЧерез некоторое время самолет поднял- * ,х лснстпий по кпупииам накапливает техника позволяет противнику обнаружи- ся в воздух. По маршруту и в районе П1)актическиг. 0’ПЬ1Т Иначе нельзя’ Посто- вать самолеты на больших расстояниях, движения цели сплошная облачность. Тем- янная босвая учеба> творчсск’иГ1 подход к полетам, умение находить в каждом вы лете новое, еще им не освоенное, — все это позволило гвардии старшему лейте нанту в тонкостях овладеть техникой пи лотирования в ночных условиях. Для успешного решения задач ночью Следовательно, успех боя решают секун- нота, снежные заряды, ооледенение само- ды. И тот летчик выиграет его, который лета в облаках— все это затрудняло нане- в совершенстве владеет мастерством пило- сение точного удара по кораблям, требо- тирования. Вот один из примеров из ми- вало . высокой техники пилотирования, нувшей войны. умения применить свое оружие с макси- Командованием была поставлена задача мальной точностью. — разгромить вражеский конвой, шедший Слаженно и четко работал экипаж, ночью. Для нанесения удара выделили Штурман офицер Юсупов, умело исполь- иадо прочно знать расположение и прави- три группы. Их возглавили Герой Совет- зуя приборы, быстро определял местона- ла эксплуатации светотехнического обору- ского Союза майор Гуляев, Герои Совет- хождение «противника» и состав его сил. дования самолета. Если, например, летчик ского Союза майор Синицын и старший Затем устанавливал данные для произвол- неправильно отрегулировал освещение ка- лейтенант Суровов. На группу майора Гу- ства бомбометания. Последовала команда: бины, то в полете он может хорошо видеть ляева была возложена задача — удар про- — Держать заданный курс!.. расположение аппаратуры и агрегатов, но извести новым методом бомбометания. Две Офицер Ковалев внимательно следил за в т0 же пРемя за бортом каоины не заме- другие группы своим воздействием на ко- приборами. Приближался самьш ответствен- тит наземных ориентиров и, следователь- рабли охранения обеспечивали свободу ный момент — бомбометание... Прошли H0> не сможет решить главного про- действий самолетов майора Гуляева. секунды, и цель поражена. Самолет, вы- СМ0ТРа воздушной оостаиовки. А в оою Конвой врага удалось обнаружить за полнив маневр, возвратился на аэродром. это имеет решающее значение, тридцать километров. Он состоял из трех Но вдруг Ковалев слышит сигнал рукоро- Регулировать же освещение кабины транспортов и тринадцати кораблей охра- дителя полетов: дело нелегкое. Эти навыки надо постоян- нения. Удар наносили из двух направле- — Над аэродромом низкая облачность и но отрабатывать на земле, в процессе про- ний — группы Гуляева и Синицына — с снежные заряды. Видимость малая. Будь- ведения тренажей в затемненной кабине севера, группа Суровова — с юга. Каж- те осторожны!.. или ночью, непосредственно на самолете, дая из них имела свои конкретные зада- «Только бы не ошибиться!» — думал Некоторые летчики недооценивают этого чи. летчик. Еще вираж, и Ковалев по радио- важного факта и тренировкам уделяют ма- Над целью штурмовики появились од- компасу вышел на аэродром и произвел ло внимания, ссылаясь на то, что это, де- новременно с разных направлений, что маневр для захода на посадку. Войдя в об- скать, легкая работа. Такое мнение в кор- дезорганизовало оборону фашистов. Наб- лака, летчик заметил, что самолет покры- не ошибочно.' Летчик, который системати- людая за атакой обеспечивающих групп, вается льдом. Медлить нельзя. Ковалев чески тренируется, постоянно учится, ведущий майор Гуляев правильно опреде- умело пилотировал по приборам, безоши- быстрее и лучше овладеет полетами по лил момент выхода в атаку своих самоле- бочно зашел на посадку и в исключитель- чью. тов. Еще пикировала на корабли охране- но трудных условиях, в темноте, успешно Бывает и так. Перед полетом на земле ния группа Синицына, как Гуляев пошел приземлился. Ночной полет выполнен от- летчик отрегулирует освещение, а в про- в атаку. Для своей пары он выбрал кон- I лично... цессе полета условия вдруг изменились, цевой большой транспорт, а ведущему дру- При полетах в ночных условиях важное с этпх случаях необходимо вновь произ гой пары приказал бить по головному значение имеет своевременное и точное вести регулировку освещения. А чтобы транспорту. Поливая огнем корабли охра- определение метеорологических условий. быстро это сделать, надо хорошо знать нения и выбранные для атаки транспорты, Это позволяет обеспечить не только ус- расположсние арматуры и порядок рабо- самолеты Гуляева близко подошли к своим пешное выполнение задания, но и безо- ты так как ночью в воздухе регулиров- целям и сбросили бомбы. пасность полетов. Летчик, хорошо знаю- к у ’производить Г0ра3д0 сложнее, чем на Одновременный и четко организован- щий характер облачности и условия поле- землс; здссь основное внимание должно ный удар советских самолетов привел фа- тов в ней, ночью никогда не ошибется. gbITb удслено пилотированию самолета, шистов в замешательство, и они не су- Эти качества постоянно прививает авиа- ’ мели полностью использовать мощь зенит- торам командир. Особое внимание Авиаторы подразделения тщательно го- ного огня конвоя. В результате этого сме- он уделяет подготовке летчиков к полету товятся к полетам в условиях полярной лого удара было потоплено два транспор- в сложных условиях северной полярной ночи. С этой целью много уделяется впи та, два сторожевых корабля, два морских ночи. С этой целью командир проводит с мания подготовке летного и технического охотника и один транспорт сильно пов- летным составом систематические занятия состава. На занятиях изучаются осооен- режден. Все наши самолеты без потерь и тренировки. В процессе полетов офицер ности ночных полетов, климатические ус- возвратились на свой аэродром. организует наблюдение за погодой, собира- ловия районов. Вся раоота направлена к Полеты ночью даже в самую благопри- ет о ней данные у экипажей, обобщает их и тому, чтооы предстоящие полеты ночью ятную погоду во все.; ;лучаях ведутся по информирует руководителя полетов. При- явились школой дальнейшего совершенст- приборам. Это требование в своей боевой чем, офицер исключительно требователен вования летного мастерства. В этом смысл подготовке и учитывают наши авиаторы, к летчикам. Ничто не ускользает от его всей учеоы, в этом задача. И чем успеш- Перенимая все ценное, что необходимо лет- опытного глаза. II не случайно на недав- нее ее решим, тем иоеспосоинее оудет под- чику для выработки высоких морально- них полетах, которые происходили ночью в разделение. боевых качеств, авиаторы изо дня в день•сложных метеорологических условиях, I Офицер И. КЛЫГИН. Задача , вы п о л н ен а у сп еш н о Больше внимания л строевой подготовке Быстро осваивает свою специальность молодой матрос Виталий Мышкин. Ком сомолец Мышкин трудолюбивый, стара тельный воин. Он допущен к самостоя тельному несению вахты, содержит свое заведывание в хорошем состоянии. НА С Н И М К Е : матрос Мышкин за осмотром турбины генератора. Фото И. Никишова. Умелые действия рулевого на походе Корабль покидает базу, взяв курс в открытое море. Дует резкий ветер. Море неспокойно. Несмотря на это, рулевой спе циалист первого класса Иванов уверенно удерживает корабль на заданном курсе. Все команды он выполняет четко и быст ро. Командир уверен, что корабль не собьется с намеченного пути. Вдруг вышел из строя электроруль. «Перейти на запасное ручное управление рулем», — приказал командир. Прошло немного времени, и Пванов вы полнил задание. Корабль ложится на прежний курс. Ветер крепчал. Шторм усиливался. В это время возникла еще одна опасность. Нужно пройти узкость. Благодаря умелым и решительным действиям рулевого, ко рабль был благополучно проведен. Уста лый, но довольный отходит от руля стар шина 2 статьи IIсанов. За отличные действия в трудном похо де командир корабля об’явил старшине Иванову благодарность. Матрос Б. ЮЖАНИН. Недавно у нас провели марш-бросок. Сборы проходили быстро. Первыми собрались подчиненные отделения сержанта Уткина. Когда все было готово, вышли в путь. Строго по-уставному действовали в походе левые боко вые дозорные ефрейтор Янович и рядовой Прокушев. Про бираясь по кустарнику, они заметили и затем задержали «неизвестного». Об этом условным сигналом было сообщено подразделению. Вскоре головной дозор доложил, что впереди обнаружен «противник». Взвилась ракета, и подразделение спешно раз вернулось в цепь. Короткими перебежками, применяясь к местности, бойцы сближались с «неприятелем». — Приготовиться к атаке! — четко скомандовал офицер. Все замерли, ждали следующую команду. Но вот проре зала воздух другая ракета, и одновременно прозвучали слова: — В атаку, вперед! С криком «ура» бойцы обрушились на «врага». Задача была выполнена успешно. Сержант А. КОЗЛОВ. f c o p t s m / Z o О НЕДАВНО молодые матросы допущены к самостоятельному обслу живанию заведываннй. Старшина подразделения остался доволен рабо той воинов. Матросам Алехину, Позд някову и другим за примерную служ бу об ’явлена благодарность. Матрос М. Сиднин. О ПЕРЕД нашим подразделением была поставлена задача — тщатель но подготовиться к зиме. .Много приш лось потрудиться шоферам по пере воду автомашин на зимнюю эксплуа тацию. В подразделение недавно прибыли новички. Их встретили дружески. Так как молодым водителям бывает трудно работать в зимних условиях, им помогают опытные шоферы Прохо ров, Пеиьковский, Заваруха и другие. В. Петрик. О Д РУЖ НО поработали воины при разгрузке баржи с дровами. Вме сто 20 часов, положенных по норме, разгрузка произведена за 4 часа. О со бенно усердно трудились старший ма трос Быков, матрос Язовских и дру гие. А. А\еерович. На флот прибыло молодое пополнение. Ведется большая работа по обучению и воспитанию матросов. Задача командиров наряду с другими вопросами воинской службы обратить внимание на строевую выучку новичков. Строй — святое место для военнослу жащего. Где слаженный строй, там крепки дисциплина и уставной порядок. Об этом всегда должны помнить в частях и под разделениях. Так, офицер Годон постоян но^контролирует, как командиры отделе ний организуют занятия. Кое-кто начал проводить строевую подготовку с обу чения матросов строевой стойке и строе вому шагу в составе отделения. При такой организации внимание руководителя рас средоточено и все недостатки, которые допускает тот или иной воин, заметить невозможно. Офицер указал, что надо изме нить порядок учебы. В первоначальный период следует сосредоточиться на подго товке каждого матроса в отдельности. Он созвал совещание, на котором присутст вующие делились мнениями. Это позволи ло правильно, в строгом соответствии требованиями устава и программы обучать молодое пополнение, устранить допущен ные ошибки. Строевое обучение следует начинать после тщательной подготовки к занятию. Необходимо иметь план-конспект, состав ленный вдумчиво и применительно к об становке. Желательно, чтобы на занятия воины шли с песней и командиры следи ли за выправкой каждого подчиненного. Приучая воинов к строю, нельзя упускать такие детали, как правильное положение головы, положение кистей и взмах рук. Это — требования Строевого устава. Как бы ни был командир подготовлен к занятиям, как бы хорошо ни знал он устав — основные положения следует за читывать подчиненным. Это помогает при вить им любовь к строевой выправке, луч ше осознать значение строевой подготовки в борьбе за дальнейшее повышение бое готовности кораблей и частей, укрепление воинской дисциплины. Все занятия необходимо начппать с команды «Становись». При этом лучше построить воинов квадратом вокруг себя. При этом нужно не упустить неправиль ные движения кого-либо из подчиненных, поправить их. При выполнении команды «Равняйсь» надо обращать внимание матросов на рез кость и четкость поворота головы и пра вильность ее постановки. По команде «Шагом марш» необходимо следить, что бы с первым шагом воины «не кивали» головой. Первые три шага должны быть полными, нога поднята высоко и постав лена на землю всей ступней. Руководитель приказал «Шагом марш по кругу». После этого, во время движе ния воинов, нужно подмечать малейшие неправильные движения, сразу же делать замечания на ходу и требовать немедленно устранять недостатки. Для этого обучае мых стоит отвести на расстояние четы- рех-пяти шагов друг от друга. При такой последовательности и стро гом контроле за правильностью выполне ния матросами приемов командир непре менно добивается наилучших успехов в строевом обучении подчиненных. Команды, которые выполняются в два- три раза и более приема, сначала необхо димо отрабатывать по разделениям. Затем следует разбивать взвод на группы по два-три человека и следить за самопод готовкой подчиненных, проверяя по оче реди каждую группу в отдельности, ука зывать на недостатки и помогать устра нять их. Большое внимание надо уделять пра вильности отдания чести на месте и в движении. Рекомендуется делать это так же, как и при обучении действиям по команде «Становись». В кругу, состав ленном военнослужащими, находится командир и приказывает для отдания че сти на месте: «Делай раз!» (отдать честь), «Делай два!» (опустить руку). Руководи тель занятия проходит по кругу и делает замечания каждому матросу в отдельно сти. Эти же команды можно подавать и для отдания чести в движении. Такими методами обучают подчинен ных офицеры Пашкин, Куропятников, младшие сержанты Прохаренко, Дыдышко, Антонов и Ефимов. Они имеют немалые достижения в строевой подготовке моло дых воинов. При обучении строевым приемам с ору жием необходимо отрабатывать такие приемы, как «на плечо», «к ноге» и дру гие, обязательно по разделениям, стараясь добиться четкости их выполнения. Взвод (отделение) следует выстраивать в одну (две) шеренги с интервалом в полшага и фиксировать каждое положение, чтобы указывать воинам ошибки. Когда будут изучены два-три Приема, необходимо разбить взвод (отделение) на группы, дать время для самоподготовки и по не обходимости направлять ход ее. По окончании занятии надо обязатель но подвести итог, — указать на общие недоработки взвода (отделения) и на не достатки неуспевающих воинов: вызвать из строя одиого-двух лучших матросов и продемонстрировать перед строем их вы правку. После этого нужно обязательно дать задание на самоподготовку. Необходи мо стараться привить обучаемым любовь к строю, помочь им понять его красоту и значение в воинской службе. Кое-кто еще недостаточно уделяет вни мания одиночной строевой подготовке мо лодого пополнения. Так, сержанты Егоров и Квятковскии приходят на занятия не подготовленные. Вся их работа сводится к тому, что они «водят» ио плацу своп отделения и дают им различные команды, не об’ясинв предварительно, как следует выполнять их. Приказания отдаются вяло и монотонно. Сержанты не делают подчи ненным замечаний. После таких занятий у воинов остается безразличие к строю, а то и хуже — нелюбовь к нему. С- этим надо покончить немедленно и вести строе вое обучение на высоком методическом уровне. Политработники могут и должны ока зать большую и действенную помощь командирам. На политических информа циях и в беседах надо об'яснять значение строя, рассказывать его историю, какую роль сыграла строевая выучка бойцов для победы в Великой Отечественной войне. Прямая обязанность всех всинов быть требовательными к себе и подчиненным по части строевой выправки и отдания чести. Необходимо использовать все фор мы воспитания молодых воинов в духе беззаветной преданности Коммунистиче ской партии и Советскому правительст ву, прививать воинам любовь к своему оружию, к строю. Офицер Л. ПИЛИПЕННО. О тп л и ч н ы и р а с ч е т Стрельба предстояла сложная. Тщатель но готовились к ней артиллеристы. П вот наступила долгожданная команда: — К бою! Комендоры быстро разбегаются по бое вым постам. Воины действуют точно и безошибочно. Гремит выстрел. Снаряд па дает рядом с целью. Командир вводит поп равку. Снова выстрел, и цель поражена...- С отличной оценкой решена огневая за дача. Артиллеристы показали высокое боевое мастерство и умение работать в сложной обстановке. Приказом командира расчет младшего сержанта Туркина об’явлен отличным. Старший матрос Е. КУЗЬМИН. Бактериологическое оруЖие и защита от него 1. ЧТО Т А КО Е Б А К Т Е Р И О Л О Г И Ч Е С К О Е О Р У Ж И Е Нередко люди подвергаются различным инфекционным заболеваниям, возникаю щим в результате проникновения в орга низм болезнетворных микробов. В обыч ных условиях источниками распростране ния болезнетворных микробов бывают больные люди пли животные. От них мик робы могут передаваться здоровым через воздух (при чихании и кашле), пищевые продукты и воду, с помощью клещей, различных насекомых (мух, вшей, кома ров. блох). Микробы представляют собой мельчай шие живые организмы Они настолько ма лы. что их нельзя увидеть невооруженным глазом. Микроорганизм состоит из отдель ной клетки, способной осуществлять все жизненные функции, включая рост и раз множение. В зависимости от строения и свойств микробы подразделяются на бактерии, ви русы, риккетсии, грибки и простейшие. Бактерии — это живые, преимущественно одноклеточные, организмы. Их величина измеряется тысячными долями миллимет ра. В одной капле воды вмещаются сотни миллионов бактерий. К числу самых ма леньких по размеру микроорганизмов при надлежат вирусы, большинство которых можно разглядеть только с помощью элек тронного микроскопа. Микроорганизмы широко распростране ны в природе. Многие микроорганизмы не только не вызывают заболеваний, но и приносят огромную пользу человеку, жи вотным и растениям. Пенициллин, стреп томицин и некоторые другие лекарствен ные средства, с успехом применяемые для лечения серьезных болезней, являются продуктами жизнедеятельности микробов. Многие болезнетворные микробы поги бают ОТ воздействия СОЛКЗ-Чт»* £УЧС п , д€-* зинфицирующнх и дегазирующих раство ров. а также при кипячении. Однако неко торые виды микробов (например, бактерии сибирской язвы) могут поеввашаться в споры, обладающие значительно большей устойчивостью и не погибающие даже при длительном кипячении. К низким температурам микробы не чувствительны и даже легко переносят замораживание, почти не теряя при этом своих болезнетворных свойств. В силу биологических особенностей од ни болезнетворные микробы в состоянии вызвать заболевание только у человека, другие — только у животных, а третьи— и у животных, и у человека. Так, холерой и брюшным тифом болеют только люди. В то же время человек не восприимчив к ря ду заболеваний животных (чума рогатого скота, чума свиней). Однако такими забо леваниями, как сибирская язва, сап, бру целлез и другими, болеют как люди, так и некоторые животные. Из истории известно, что во время войн часто возникали эпидемии, то есть массо вые инфекционные заболевания среди войск и гражданского населения. Потери от заболеваний иногда превышали потери, понесенные войсками непосредственно в боях. Например, армия Наполеона, вторг шаяся в Россию, потеряла от сыпного ти фа и дизентерии около трети своего соста ва. В период Крымской войны 1854— 56 годов умерших от заразных болезнен в британской армии было в 38,_ во француз ской армии в 37, а в русской армии в 22 раза больше, чем убитых в боях и^умер ших от ран. Во время первой мировой вои ны в Европе возникла эпидемия гриппа. Только в американской армии, находив шейся на европейском континенте, в 1917 году было зарегистрировано более 40 ты сяч случаев заболеваний гриппом. Огромные бедствия народам приносят массовые распространения болезнен сель скохозяйственных животных, так называе мые эпизоотии. В 1858 году в шести шта тах США в результате эпизоотии погибло от 30 до 80 процентов поголовья свиней. В 1846 году картофельные поля Ирландии оказались пораженными грибком карто фельной гнили, в результате чего был уничтожен весь урожай этой культуры. В стране возник голод, от которого умерли десятки тысяч людей. Возникновение различных эпидемий, эпизоотий и инфекционных заболеваний сельскохозяйственных растений давно при влекало внимание военных специалистов. Появилась идея искусственного распрост ранения возбудителей инфекционных забо леваний с целью преднамеренного пораже ния людей, нанесения экономического ущерба и дезорганизации тыла противни ка. В ряде капиталистических стран нача лось искусственное выращивание болезне творных микробов и использование их в военных целях в качестве бактериологи ческого оружия. Под бактериологическим оружием при нято понимать болезнетворные микробы, а также выделяемые некоторыми микроор ганизмами яды (токсины), предназначен ные для преднамеренного поражения лю дей, животных, растений и запасов про довольствия. Более широким является по нятие «биологическое оружие». К биоло гическому оружию относят не только бо лезнетворные микробы и токсины, но и переносчиков инфекционных заболеваний (насекомых, клещей, вредителей сельско хозяйственных культур), применяемых с целью поражения живой силы и уничто жения сельскохозяйственных растений и животных, запасов продовольствия. Ведение войны с помощью бактериоло гического оружия осуждено всем прогрес сивным человечеством. Еще в 1907 году участники 4-й Гаагской конференции при няли решение не прибегать во время вой ны к бактериологическому оружию. В 1925 году был подписан так называемый Женевский протокол, запрещающий в слу чае возникновения военных действий при менение удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Этот документ подписали прави тельства 49 государств, в том числе пра вительство Советского Союза. Харак терно. что правительства США. Японии и других стран, подписавшие Женевский протокол, не ратифицировали его. Несмотря на то, что многие страны да ли торжественное обещание не прибегать к применению бактериологического оружия, оно неоднократно использовалось импери алистическими государствами. В первую мировую войну Германия при менила бактериологическое оружие дивер сионными методами против США и Фран ции. Немцы заражали скот, предназначен ный к отправке из Америки в Европу. Кроме того, умышленно заражались лоша ди во французской армии. Как показал судебный процесс над во енными преступниками в Нюрнберге в 1946 году и в Хабаровске в 1949 году, германские и японские империалисты го товились в широких масштабах применить бактериологическое оружие против СССР. Накануне второй мировой войны и во вре мя войны японские милитаристы в боль ших количествах выращивали смертонос ные бактерии чумы, холеры, тифа, сибир ской язвы и других инфекционных забо леваний, производили бактериологические снаряды, бомбы и контейнеры для распро странения болезнетворных микробов и зараженных насекомых-переносчиков. В германской и японской армиях проходили обучение специальные команды, предназ начавшиеся для диверсионных актов в ты лу противника (заражения водоемов, пи щевых продуктов, людей, скота и посе вов). Японцы использовали бактериологиче ское оружие против Монгольской Народной Республики и Советского Союза в районе Халхин-Гола в 1939 году, а в 1940 — 1942 годах против Китая. В наши дни бактериологическую войну открыто воспевают некоторые представи тели военных кругов США — сторонники продолжения «холодной войны» и полити ки «с позиции силы». Так, недавно на чальник химического корпуса американ ской армии генерал Кризи выступил со статьей, в которой утверждал, что бакте риологическое оружие «выгоднее», чем атомное или водородное. «Выгода» эта, ио мнению генерала Кризи, состоит в том, что пактерпологпческое оружие «по своему характеру направлено по существу против людей», что оно не уничтожает здания и машины, а действует непосредственно «против самого человека или дротав efe- -лпгг произойти главным оо 1 \азом при вды- продовольствия, то есть против животных или сельскохозяйственных культур». В ряде капиталистических государств ведется усиленная подготовка к бактерио логической войне. Как сообщало мини стерство обороны США, на предстоящих маневрах в штате Луизиана будут приме нены различные виды управляемых сна рядов, а также «будет инсценирована хи мическая и бактериологическая война». Бактериологическое оружие обладает рядом характерных особенностей. Первой и основной особенностью бак териологического оружия является его спо собность вызывать заболевания и гибель человека при попадании в его организм болезнетворных микробов даже в ничтож но малых дозах. Второй особенностью бактериологическо го оружия является стойкость и длитель ность его действия. Эти свойства бактери ологического оружия обусловливаются сле дующими причинами: способностью неко торых заболеваний передаваться от боль ного человека к здоровому, стойкостью не которых видов микробов к воздействию неблагоприятных факторов внешней сре ды (высокой температуры, действия хи мических веществ). Болезнетворные микробы могут переда ваться с помощью насекомых. В этих слу чаях возможность заражения человека от насекомых, в организме которых находятся болезнетворные микробы, будет существо вать до тех пор, пока не будут уничтоже ны зараженные насекомые-переносчики. Третья особенность бактериологического оружия состоит в том, что между момен том заражения человека (проникновения микробов в организм) и появлением пер вых признаков заболевания (высокая тем пература, головные боли, лихорадка) про ходит некоторый период времени, так на зываемый инкубационный период. Он мо жет продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Необходимо отметить такую особенность бактериологического оружия, как труд ность и длительность индикации, то есть обнаружения болезнетворных микробов и токекяов во внешней среде. При применении противником бактерио логического оружия заражение людей бо- лезнетвоБнымп микробами и токсинами мо- , ханни зараженного воздуха, а также при употреблении зараженных продуктов и воды, укусах зараженными насекомыми, попадании микробов и токспнов на по врежденную кожу и слизистые оболочки глаз и носа, ранении зараженными оскол ками, в результате соприкосновения с за раженными предметами п при непосредст венном общении с заболевшими людьми и животными. Бактериологическое нападение против ник может осуществить с помощью само летов, беспилотных средств (ракет, снаря дов, управляемых бомб и торпед), артилле рии, а также различными диверсионными методами. По взглядам иностранных военных спе циалистов, авиационные бомбы, артилле рийские снаряды и мины могут заполнять ся токсинами или болезнетворными мик робами, находящимися в высушенном со стоянии пли в смеси с различными жид кими веществами, благоприятствующими их жизнедеятельности. При взрыве ука занных боеприпасов образуется бактери альное или токсинное облако, которое под действием ветра может перемещаться. Бактериологическое облако, двигаясь в приземном слое воздуха (на высоте нес кольких метров), способно заражать неза щищенных людей, вооружение, боевую технику и местность. Авиационные бомбы могут применяться также для распространения насекомых-пе реносчиков. С помощью выливных авиа ционных приборов могут распыляться бак терии и рассеиваться насекомые. Для распространения бактерий и токси нов артиллерия может использовать те же боеприпасы, которые применяются для снаряжения боевых отравляющих ве ществ. Диверсионные группы могут забрасы ваться в тыл противника с целью зараже ния водоемов, продуктов питания, паст бищ скота. it it it Мы рассказали коротко о бактериологи ческом оружии, его особенностях и спосо бах применения. В последующей статье будут рассмотрены средства и способы за щиты от бактериологического оружия. (Окончание следует). \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz