На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.
4 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 1 ноября 1955 г., № 259 (5411). СТАТЬ ОТЛИЧНИКОМ УЧЕБЫ ДОЛГ КАЖДОГО ВОИНА С О В Е Щ А Н И Е О Т Л И Ч Н И К О В Б О Е В О Й И П О Л И Т И Ч Е С К О Й П О Д Г О Т О В К И тггЖ-гззвЕБЗ: Классные специалисты и отличники боевой и по литической подготовки — это передовые воины, достойные наследники боевой славы флота. Рост числа классных специалистов — важнейшее условие повышения боевой готовности кораблей и частей. Недавно на корабле Н . состоялось совещание отличников боевой и политической подготовки и классных специалистов. Н а этом совещании высту пили матросы и старшины и рассказали о том, как они добились звания классных специалистов. Н иж е мы печатаем выступления матросов и стар шин. Всегда стремиться вперёд, добиваться новых успехов (И з выступления докладчика) Выполняя требования Министра Оборо ны Союза ССР, советские воины добились значительных успехов в боевой и полити ческой подготовке, в повышение боевой го товности кораблей и частей, ho не при нято у советских людей успокаиваться на достигнутом. Самоуспокоенность и зазнай ство — это вреднейшее дело. Сейчас, ког да боевая техника, военное дело далеко шагнули вперед, от личного состава тре буются величайшая бдительность, боевая готовность, умение полностью использо вать все возможности замечательной военной техники, которую Родина вручила своим защитникам. Вся боевая учеба в наших подразделениях должна быть под чинена главному: учиться побеждать сильного, технически оснащенного про тивника, уметь преодолевать любые труд ности на пути к победе. На нашем корабле есть немало матро сов и старшин, которые добросовестным изучением военного дела, безукоризнен ным выполнением своих служебных обя занностей показывают образцы честного служения Родине, способствуют повыше нию боевой готовности своих подразделе ний. Кто они, эти люди? Вот, например, комсомолец главный старшина Фидлин. За время службы он хорошо изучил вверенную ему боевую тех нику, умело эксплуатирует ее и содер жит в постоянной боевой готовности. На протяжении всей службы воин является отличником, стал специалистом первого класса, В результате умелого ухода, сбе режения и эксплуатации техники комсомо лец главный старшина Фидлин добился продления сверхгарантийного срока работы машины, не допустил ни одной поломки и аварии. За успехи в боевой и политиче ской подготовке он имеет пятнадцать по ощрений. Следует отметить также старшину 2 статьи Горуина. Командуя расчетом, он за короткое время обучил матросов сла женности действий на боевой технике. Его подчиненные на артстрельбах показывают высокие результаты. Недавно расчет от лично выполнил практическую задачу в ночных условиях. Отличники боевой и политической под готовки лвляются активными помощниками командиров в обучении и воспитании лич ного состава. Заслуживает внимания рабо та классного специалиста комсомольца Игнатова. Свои знания и богатейший опыт он передает молодым матросам. Однако не все наши воины так выпол няют свой долг. Есть среди них и такие, которые довольствуются только личными успехами, мало интересуются учебой мо лодых моряков, которые нуждаются в се рьезной помощи. Некоторые моряки за знаются, становятся нарушителями воин ской дисциплины. Приближаются экзамены на классность — важный этап в боевой учебе моряков флота. Многие матросы и старшины пред станут скоро перед комиссиями, чтобы продемонстрировать свое боевое мастер ство, глубокое знание техники и оружия, умение использовать ее в любых условиях современного боя. Серьезные испытания предстоит выдержать и тем воинам, кото рые получили это звание в прошлые го ды. Они должны подтвердить свою клас сность. Наша важнейшая задача — все сторонне подготовиться к экзаменам на классность, еще выше поднять боевую го товность родного корабля. Мы должны всегда придерживаться пра вила: то, что вчера хорошо знали, умели, сегодня уже недостаточно. Сегодня на до сделать больше, чем вчера. Отлични ки и классные специалисты — верные помощники командиров в борьбе за высо кие показатели в учебе и труде. В совершенстве владеть боевой техникой (И з выступления старшины 2 статьи Ш Е Р Ш Н Е В А ) С первых дней службы я твердо решил стать отличником боевой и политической подготовки, хорошо овладеть техникой и оружием. Я понимал, что без этого в на ше время невозможно стать умелым за щитником своей Родины, своего народа. В первые дни в учебе встретилось не мало трудностей, но они меня не пугали. — Терпенье и труд все перетрут, — говорил я сам себе и упорно, изо дня в день занимался, изучал техническую ли тературу, инструкции, наставления. Не стеснялся обращаться за помощью к то варищам, комсомольцам, командирам. Они всегда помогали мне разобраться в любом вопросе. На всю жизнь останется в памяти тот день, когда мне доверили боевую техни ку. Добившись неплохих результатов в изу чении боевой техники, я не забывал и о помощи своим товарищам. Сейчас помо гаю старшему матросу Старикову. Большую помощь в изучении боевой техники и оружия оказывают нам пар тийная группа и комсомольская органи зация подразделения. Они организуют и проводят технические собеседования, те матические вечера, вечера вопросов и ответов. Под руководством Коммунистической партии советский народ уверенно идет к сияющим вершинам коммунизма. Интере сы защиты Родины требуют, чтобы со ветские воины в совершенстве владели сложной боевой техникой. На решение этой задачи и должны быть отданы вся наша энергия, все наши способности. Дисциплина помогает в службе (И з выступления старшего матроса ГО Р Б У Н О В А ) Управление сложной боевой техникой требует от нас, воинов, помимо специаль ных занятий и навыков, высокой дисцип лины. Организованность и дисциплиниро ванность воина являются залогом его ус пехов в учебе и бою. Я — молодой матрос, но я сразу по нял, как важно знать требования уставов, быть дисциплинированным. Па занятиях я внимательно слушаю командиров, стараюсь запомнить все, чему они учат. Но бывает так, что в каком- нибудь вопросе разобраться трудно. II вот тут очень важно заставить себя преодо леть трудности, разобраться во всем, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Я вспоминаю первые дни своей учебы. Когда мы начали изучать работу на аппа ратуре, то в приеме на слух я с искаже нием принимал знаки «С», «X», «Б». Бы ли минуты, когда хотелось все бросить, переменить профессию. Но в то же время мне становилось и стыдно. — Как же так бросить? — спрашивал я самого себя. — Неужели я такой без вольный человек, что не могу заставить себя преодолеть эту трудность? А где же дисциплина? — и я садился за учебу. Немало помог мне старшина 1 статьи Рудь. Он составлял для меня специаль ные телеграммы, где преобладали «труд ные» знаки, передавал их, а я принимал. Вскоре я не стал делать искажении при приеме. Вопросам укрепления воинской дисцип лины большое внимание уделяет наша комсомольская организация. Мы пропаган дируем уставы и Военную присягу, про водим беседы и другие мероприятия. Личным примером учить подчинённых (И з выступления старшины 2 статьи Ч У П Р И К О В А ) В выращивании высококвалифицирован ных воинов большую роль играют коман диры отделений. Они в первую очередь должны быть сами передовиками учебы, иметь богатый опыт и уметь передавать его своим подчиненным. Тут важную роль сыграет принцип обучения: «Действуй, как я». В прошлом году расчет, которым я командую, стал отличным. Путь к этому был нелегок. Много упорной и кропотли вой работы потребовалось, но воины не считались ни с временем, ни с трудно стями. Да и разве можно с этим считать ся, если речь идет о воинской выучке, о том, чтобы стать мастером меткого залпа. Сейчас в нашем расчете служат моло дые матросы. Я стремлюсь к тому, чтобы передать им свои опыт, свои знания. На занятиях больше тренирую матросов, учу практическим показом. Не без гордости я могу доложить вам, товарищи, что сейчас все матросы наше го расчета могут заменить друг друга. Молодой артиллерист — наводчик орудия матрос Дуб за короткое время освоил слож ную технику, приобрел прочные навыки в работе на механизмах наводки и с успе хом справляется со своими обязанностя ми. За добросовестное и честное отноше ние к службе, к выполнению воинского долга этот матрос имеет уже несколько благодарностей. Умелыми наводчиками за рекомендовали себя и другие матросы. В этом году мой расчет несколько раз производил стрельбы и, несмотря на труд ные условия, задачи выполнял отлично. Хочется заверить вас, товарищи, что, ес ли потребуется, мы будем так же метко разить врага, как поражаем сейчас учеб ные цели. Записал старший матрос В. ГУРЕЕВ. С высокими показателями в боевой и политической учебе приходит к 38-й го довщине Октября старший матрос Нико лай Муравский. Он отлично знает свою специальность, обеспечивает корабль на дежной радиосвязью. Примерная служба комсомольца Муравского отмечена рядом благодарностей. НА СНИМКЕ: специалист второго класса старший матрос Николай Мурав ский за приемом радиограммы. Фото И . Ннкншова. Настойчивость Стрелка прибора быстро пошла вправо. В телефонах послышался шум и треск. Радист младший сержант Сайков перевел ручку диапазона в нужное положение и плавно начал настраиваться на заданную частоту. Звуки сигналов стали слышны отчетливей, и, наконец, в эфире послы шались свои позывные. Приборы покалы вали исправную работу материальной час ти, но младший сержант Сайков продол жал внимательно следить за положением ручек и регуляторов радиостанции. Нелегко нести вахту при сильных поме хах в эфире. Частота корреспондента пос тоянно «уходит», и Санкову нужно все время вращать ручку настройки. От рабо ты радиста во многом зависит успех выполнения задания всем личным соста вом. Это отлично знает младший сержант п несет вахту строго по инструкции. Впервые в радиоцентр Сайков вошел, когда его старшие товарищи выполняли сложное боевое задание на учениях. Q любопытством следил молодой воин за четкой и сноровистой iviooToii радистов. Особенно заинтересовала матроса вахта в трассе. Трудно было представить, как удается держать связь сразу с нескольки ми самолетами. Вскоре старшина группы радистов назначил Гайкова на подвахту. Трудностей встретилось много, но товари щи охотно помогали ему в освоении спе циальности. Санков порой путал данные, «сбивался» с заданной частоты. Однако всегда в трудную минуту рядом был клас сный специалист старшина Медецкий. Прошло время. Сайков стал отличником учебы. Он принимал активное участие в общественно!" жизни и комсомольской ра боте. Товарищи избрали его секретарем комсомольской организации. Санкову бы ло присвоено звание «младший сержант», командир назначил его старшиной вахты радистов. На одном из последних учений экипа жу радистов поставили сложную задачу. Пришлось работать в трудных условиях. Сильные грозовые разряды усложняли об становку. Но младший сержант Санков и его подчиненные успешно справились со своими обязанностями, заслужив высокую оценку командования. Рядовой Л. ЛИВШИЦ. Активно помогать офицерам в теоретической учёбе Коммунистическая партия учит, что ос новным методом изучения марксистско-ле нинской теории является самостоятельная работа над книгой. Многие офицеры на шей части настойчиво повышают свои политические знания. Однако у одних это идет успешно, у других не совсем хорош-). Что же мешает отдельным офицерам в самостоятельной учебе? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к фактам прошлого учебного года. Взять, например, подразделение, где активистом является тов. Мумин. Здесь только в конце февраля текущего года начали более настойчиво заниматься вопросами марксистско-ленл. 1 - ской учебы. Практически до этого време ни некоторые офицеры систематически не работали над повышением своего идейного уровня. Партийные руководители также повседневно не интересовались, как ком мунисты повышают свои теоретические знания. Поэтому влиять на тех, кто не серьезно относится к овладению револю ционной теорией, они не могли. Не лучше обстояло дело и в подразделе нии, где служит коммунист Рыхтиков. Здесь долгое время не было проведено ни одного собеседования. Такое отношение к этому важному участку идеологической работы, безусловно, не могло способство вать повышению идейной закалки офи церов. Можно привести и другие причины, ме шающие самостоятельной учебе офицеров. Известно, что если сам офицер не стре мится повышать свои знания, то ника кие лекции, никакая помощь со сторочы не даст желаемых результатов. Нам из вестен случай, когда некоторые товарищи, имеющие высокую общеобразовательную подготовку, в течение ряда лет изучают один и тот же предмет. Вот уже несколь ко лет изучает самостоятельно историю партии без привлечения первоисточников тов. Подгорный. Опыт позволяет ему взять на себя более сложную работу, и это яви лось бы стимулом для его идейного роста. Но тов. Подгорный не заботится об этом. Формально он как будто работает над со бой. На самом деле это ширма, которой он прикрывает свою беззаботность в повыше нии идейно-политического уровня. Более благополучно обстоит дело с са мостоятельной учебой в партийной орга низации, где секретарем тов. Бычков. Многие офицеры здесь изучают политиче скую экономию и историю КПСС. Но ини циативе партийной организации был про читан ряд лекций по политической эко номии и истории КПСС, проведено более десяти собеседований, много групповых и индивидуальных консультаций. В этом подразделении выделен специальный ве чер для самостоятельной подготовки, обо рудовано помещение, назначены консуль танты и установлены часы их работы. Товарищи, выделенные для руководства теоретическим собеседованием, тщательно готовятся, заранее разрабатывают плач их проведения и т. д. Однако и тут име лись недостатки. Основной из них — это слабая активность отдельных товарищей, низкая посещаемость проводимых меро приятии. Так. например, тов. Маркин был всего лишь на одном собеседовании. Как недостаток можно отметить и слабую под готовку к ним отдельных товарищей. Тов. Хабеев, например, однажды, идя на собеседование, не подготовился как сле дует, и, когда после выступления ему за дали вопросы, то он показал низкие зна ния. Хуже того, некоторые офицеры, вы ступая на семинаре, слишком прикованы к конспекту, порой дословно читают пере писанные материалы из брошюр или га зет. Такое отношение к изучению револю ционной теории крайне недопустимо и вредно. Готовясь к выступлению, надо творчески подходить к изложению того или иного вопроса. Неплохо организована марксистско-ле нинская учеба и в подразделении, где ак тивистом является коммунист тов. Рез ников. Здесь обращают серьезное вни мание на оказание кодифицирован ной помощи офицерам в их учебе, ре гулярно проводят теоретические собесе дования. В этом подразделении видны результаты высокой идейно-теоретической подготовки офицеров. Многие из них при нимают активное участие в агитационно- пропагандистской работе, регулярно выс тупают с лекциями, докладами. Для са мостоятельно изучающих теорию читаются квалифицированные лекции по политиче ской экономии, истории КПСС, филосо фии. Серьезное внимание здесь уделяется пропаганде марксистско-ленинского уче ния о войне и армии, военной науке и воинского воспитания. За последнее вре мя для офицеров прочитано около десяти лекций но вопросам советской военной науки. Командиры, политорган и партийные организации части принимают действенные меры к устранению имеющихся недостат ков в теоретической учебе офицеров, до биваются того, чтобы этот важный учас ток идеологической работы был постоян но в центре нашего внимания. Офицер К. ПОПОВ. По следам наших выступлений «НЕТ ИНИЦИАТИВЫ» Так называлась корреспонденция, опуб ликованная в Л* 179 нашей газеты. Во енкор указывал, что в подразделении, где он служит, была хорошая художественная самодеятельность. Однако в начале года коллектив распался. Как сообщили в редакцию из полнтор- «В ДОМЕ НАПРОТИВ» гана, факты подтвердились. Сейчас, с прибытием нового пополнения, при клубе создан и работает коллектив художествен ной самодеятельности. Готовится концерт, посвященный 38-й годовщине Великой Октябрьской социалистической револю ции. Под заголовком «В доме напротив» в Л5 191 нашей газеты был опубликован фельетон А. Бонеля. В результате дополнительной проверки фактов выяснилось, что правила общежи тия не выполнялись как со стороны Яро вой, так и со стороны Ямницких. В их квартире имели место скандалы, в кото рых повинны обе стороны, а не только Яровая. Автор фельетона А. Бонель обсто ятельно в деле не разобрался и необосно ванно обелил Ямницких. В данное время Яровые и Ямницкие расселены, кухня освобождена. Тов. Бонель из редакции уволен. К О Р °0 Г К О О ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННО вы полнил задание по вводу в строй те лефонной линии личный состав отде ления, которым командует младший сержант Воронов. Матросы трудились не покладая рук. Старший матрос Ю. Цветков. О НА УЧЕНИИ умело обслужива- ! ли материальную часть подчиненные младшего сержанта Грачева. За до бросовестную работу командир части об ’явнл им благодарность. В. Чуйкин. Б и б л и о г р а ф и я Героический подвиг балтийских моряков Советский народ вместе со своими до блестными сынами — воинами Армии и Флота с огромным патриотическим под’е- мом идет навстречу 38-й годовщине Ок тябрьской социалистической революции. Этот великий праздник советские люди знаменуют новыми достижениями в стро ительстве коммунизма, и этими успехами они обязаны своей родной Коммунистиче ской партии — создателю первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян. О том, как была завоевана эта всемирно-историческая победа, об актив ном участии в этой героической борьбе военных моряков рассказывается в книге А. В. Богданова «Моряки-балтийцы в 1917 г.», выпущенной Военным издатель ством Министерства Обороны Союза ССР в текущем году*). * * * Великий вождь и учитель Владимир Пльич Ленин, разрабатывая план воору женного восстания в октябре 1917 года, указывал, что для осуществления этого плана надо комбинировать три главные си лы: рабочих, войсковые части и флот. Военные моряки в исторические дни Ок тября были выдвинуты В. И. Лениным на решающие участки борьбы не случайно. Они были подготовлены для этого годами революционной работы большевиков во флоте, мужественной борьбой матросов броненосца «Князь Потемкин-Тавриче- скнй», поднявших знамя революции в 1905 году, революционными выступлени ями матросов в Кронштадте, Свеаборге, на крейсерах «Очаков», «Память Азова» и на других кораблях и военно-морских ба зах в годы первой русской революции. Они были подготовлены для этого в годы первой мировой войны неутомимой рабо той большевиков, которые разоблачали подлинных виновников страданий народа — буржуазию и царизм и разъясняли, что *) А. В. Богданов. «Моряки-балтийцы в 1917 г.». Военное издательство Министерст ва Обороны Союза ССР . Москва 1955 г. Стр. 2-12. Цена 4 руб. 80 коп. единственным выходом из империалисти ческой бойни для рабоче-крестьянских масс является социалистическая револю ция. В книге автор приводит данные о соци альном составе призывников военно-мор ского флота России накануне первой миро вой войны, в частности, по первому Бал тийскому флотскому экипажу (Кронштадт), где среди призванных в Балтийский флот в 1916 году около 50 процентов было ра бочих, и отмечает, что территориальная близость Балтийского флота к крупнейше му в стране политическому и промышлен ному центру — Петрограду, неослабное внимание и помощь в работе военных ор ганизаций большевистской партии со сто роны Центрального Комитета, постоянное общение матросов с рабочими судострои тельных и других заводов, а также рево люционные традиции, накопленные флотом за годы первой русской революции, обу словили активную роль матросов Балтий ского флота в буржуазно-демократической и особенно в Великой Октябрьской социа листической революции. В первой главе книги рассказывается о деятельности большевистских организаций Балтийского флота в период новой ориен тировки партии (март— апрель 1917 г.), об участии моряков в свержении самодер жавия, о том, как большевики мобилизо вывали матросские массы вокруг Апрель ских тезисов В. И. Ленина, вели борьбу за массы во время первого кризиса Времен ного правительства. Одними из первых во флоте в феврале 1917 г. выступили революционные матро сы крейсер? «Аврора». Возглавляемые большевиками, они захватили оружие, аре стовали контрреволюционных офицеров крейсера и примкнули к восставшим ра бочим и революционным солдатам Петро градского гарнизона. В Кронштадте руко водимые бывшим матросом большевиком М. Мартыновым прекратили работу рабо чие Морского завода, выдвинувшие свои революционные требования. Вечером 28 февраля на улицы Кронштадта вышли с оружием в руках руководимые большеви ками матросы учебно-минного отряда во главе с матросом-болыневиком Н. А. По жаровым. 4 (17) марта 1917 года на пер вом открытом собрании большевиков г. Кронштадта был избран Кронштадтский комитет РСДРП(б), в состав которого во шли матросы Т. Ульянцев, И. Сладков, С. Пелихов, солдат-большевик С. Гредюш- ко и др. Автор книги дает развернутую картину восстания матросов, солдат и рабочих в основных базах, а также на кораблях и в частях Балтийского флота, называет име на многих отважных балтийских моряков, снискавших вечную славу и горячую лю бовь советских людей. Знаменитые Апрельские тезисы В. И. Ленина дали большевистской партии и ра бочему классу страны гениальный план борьбы за переход от буржуазно-демокра- тической революции к революции социа листической. Большевики Балтийского флота, руководствуясь указаниями В. И. Ленина, разоблачали классовую сущность империалистической войны и внешнюю по литику буржуазного Временного прави тельства, вели энергичную работу по ре волюционному воспитанию матросских масс, поднимали их на борьбу за переход власти в руки Советов рабочих и кресть янских депутатов, за перерастание буржу азно-демократической революции в рево люцию социалистическую. Во второй главе книги показана роль большевиков Балтийского флота в период революционной мобилизации масс (май— август 1917 г.). 25 мая (7 июня) в Гельсингфорсе со стоялся первый с’езд моряков Балтийского флота, который наглядно показал рост недоверия матросов к империалистическому Временному правительству, явился убеди тельной демонстрацией все усиливающего ся влияния большевиков на матросские массы. Революция в стране шла на под’ем. Де монстрация 18 июня 1917 г. явилась по литическим смотром сил. Она прошла под большевистскими лозунгами и в основных базах флота, рабочие, солдаты и матросы наглядно показали, что они все теснее и теснее сплачивались вокруг большевиков за переход власти к Советам. За два дня до демонстрации в Петро граде открылась 1-я Всероссийская конфе ренция Фронтовых и тыловых военных ор ганизаций большевистской партии, работа которой проходила под руководством В. И. Ленина. Конференция подытожила бога тейший опыт работы военных организации большевистской партии и наметила пути ее дальнейшего усиления в целях подго товки перехода власти в руки пролетариа та. Материалы конференции давали яркую картину того, как значительно окрепли большевистские партийные организации на кораблях Балтийского флота к середи- не июня 1917 года. Авторитет и влияние большевистской партии неизмеримо возросли особенно по сле июльских событий, когда целые груп пы наиболее сознательных рабочих, сол дат и матросов переходили к большевикам. Большевистские организации Балтий ского флота вели энергичную подготовку к VI с’езду партии, взявшей] курс на во оруженное восстание, план которого был гениально разработан В. И. Лениным. С’езд уделил большое внимание работе партий ных организации Балтийского флота. В докладе на с’езде было подчеркнуто, что линейные корабли, крейсера и другие ко рабли, команды которых шли за больше виками, представляли собой грозную бое вую силу. В этой лее главе рассказывается об уча стии матросских масс Балтийского флота в разгроме контрреволюционного мятежа Кор нилова. Этот разгром был осуществлен под руководством большевистской партии и имел колоссальное значение для дальней шего развития революции. В третьей главе книги показано непо средственное участие большевиков Бал тийского флота в период организации штурма (сентябрь— октябрь 1917 г.). Огромную роль в подготовке Балтийско го флота к вооруженному восстанию имел 2-й с’езд моряков Балтийского флота, со званный 25 сентября в Гельсингфорсе. В частности, чрезвычайно важное значение для подготовки Флота к восстанию имело решение 2-го с’езда моряков Балтийского флота о введении института комиссаров во всех частях и штабах флота, об установ лении полного контроля над деятельностью классово-враждебного в своей массе офи церства. Во время работы 2-го с’сзда моряков Балтийского флота произошло Моонзунд- ское сражение. Империалисты Германии в сговоре с внутренней и внешней контрре волюцией направили крупные морские си лы в район островов Моонзуидского архи пелага с целыо выхода на ближние под ступы к Петрограду. Всего со стороны немцев участвовало свыше 300 боевых и вспомогательных кораблей, т. е. более % основных военно-морских сил Германии. Таких средств борьбы не имели балтийцы, но они не дрогнули. Русские военные мо ряки проявляли доблесть и отвагу, совер шали легендарные подвиги, отстаивая дело революции. Германский флот понес огром ные потери, коварный замысел контррево люции был сорван. Балтийский флот, руководимый боль шевистской партиен, был одной из важ нейших сил революционной армии социа листической революции. Автор книги в хронологическом порядке рассказывает о боевых делах моряков. На рассвете 25 октября боевые корабли Балтийского флота подошли к Петрограду. К вечеру они вошли в Неву. Боевые ко рабли и отряды матросов немедленно полу чили боевые задания от Военно-револю ционного комитета и сыграли серьезную роль в обеспечении победы Октябрьской социалистической революции. Вечером и ночыо 24 октября красно гвардейцы, революционные солдаты и ма тросы заняли важнейшие об’екты города: Таврический дворец, почтамт, Николаев ский и Балтийский вокзалы, электростан ции. К утру 25 октября восставшие овла дели всеми решающими пунктами города. Днем 25 октября красногвардейцы, сол даты Литовского и Кексгольмского полков и матросы Гвардейского экипажа заняли Мариинский дворец. Отряд матросов, руко водимый И. Д. Сладковым, занял Военный порт с радиостанцией и Адмиралтейство, где находился Морской штаб. Офицеры штаба были арестованы. В 21 час 45 мин. 25 октября крейсер «Аврора» произвел свой исторический вы стрел ио Зимнему дворцу и возвестил на чало новой эры — эры Великой социали стической революции. К двум часам ночи революционные отряды ворвались во дво рец. Буржуазное Временное правительство было арестовано. Вечером 25 октября (7 ноября) в Смоль ном открылся 2-й Всероссийский с’езд Со ветов рабочих и солдатских депутатов. К этому времени власть фактически находи лась в руках Петроградского Совета. В воззвании «Рабочим, солдатам и кре стьянам!», опубликованном 26 октября, заявлялось, что, «опираясь на волю гро мадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабо чих и гарнизона, с’езд берет власть в свои руки». Ленинский план вооруженного восста ния в Петрограде был осуществлен герои ческими усилиями рабочего класса, рево люционными солдатами гарнизона и моря ками Балтийского флота. А затем октябрь ское вооруженное восстание победило по всей стране. Это была всемирно-историче ская победа, вдохновителем и организато ром которой является Коммунистическая партия. В. И. Ленин на 1-м Всероссийском с’ез де военных моряков призвал их всемерно укреплять союз рабочего класса с кресть янством. «Пусть флот, — говорил он, — посвя тит все свои силы тому, чтобы этот союз остался основой государственной жизни; если этот союз будет крепок, ничто не сломит дело перехода к социализму». Военные моряки претворяют в жизнь завет великого вождя, великого учителя. Приумножая революционные традиции ге- роев-моряков Октября, они отстояли завое вания революции в годы Отечественной войны против фашистских захватчиков, они зорко и бдительно оберегают эти за воевания теперь, когда наша страна уве ренно идет по пути к коммунизму, и гото вы всегда нанести сокрушительный удар тому, кто осмелится посягнуть на Совет скую Родину. Книга А. В. Богданова «Моряки-балтий- цы в 1917 г.» — серьезное подспорье для пропагандиста, ее с удовлетворением проч тет каждый советский моряк. Подвиги ге роев Октября вдохновляют воинов на н*- вые успехи в боевой и политической под готовке. Б. ПРОХОРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz