На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.

4 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 1 ноября 1955 г., № 259 (5411). СТАТЬ ОТЛИЧНИКОМ УЧЕБЫ ДОЛГ КАЖДОГО ВОИНА С О В Е Щ А Н И Е О Т Л И Ч Н И К О В Б О Е В О Й И П О Л И Т И Ч Е С К О Й П О Д Г О Т О В К И тггЖ-гззвЕБЗ: Классные специалисты и отличники боевой и по­ литической подготовки — это передовые воины, достойные наследники боевой славы флота. Рост числа классных специалистов — важнейшее условие повышения боевой готовности кораблей и частей. Недавно на корабле Н . состоялось совещание отличников боевой и политической подготовки и классных специалистов. Н а этом совещании высту­ пили матросы и старшины и рассказали о том, как они добились звания классных специалистов. Н иж е мы печатаем выступления матросов и стар­ шин. Всегда стремиться вперёд, добиваться новых успехов (И з выступления докладчика) Выполняя требования Министра Оборо­ ны Союза ССР, советские воины добились значительных успехов в боевой и полити­ ческой подготовке, в повышение боевой го­ товности кораблей и частей, ho не при­ нято у советских людей успокаиваться на достигнутом. Самоуспокоенность и зазнай­ ство — это вреднейшее дело. Сейчас, ког­ да боевая техника, военное дело далеко шагнули вперед, от личного состава тре­ буются величайшая бдительность, боевая готовность, умение полностью использо­ вать все возможности замечательной военной техники, которую Родина вручила своим защитникам. Вся боевая учеба в наших подразделениях должна быть под­ чинена главному: учиться побеждать сильного, технически оснащенного про­ тивника, уметь преодолевать любые труд­ ности на пути к победе. На нашем корабле есть немало матро­ сов и старшин, которые добросовестным изучением военного дела, безукоризнен­ ным выполнением своих служебных обя­ занностей показывают образцы честного служения Родине, способствуют повыше­ нию боевой готовности своих подразделе­ ний. Кто они, эти люди? Вот, например, комсомолец главный старшина Фидлин. За время службы он хорошо изучил вверенную ему боевую тех­ нику, умело эксплуатирует ее и содер­ жит в постоянной боевой готовности. На протяжении всей службы воин является отличником, стал специалистом первого класса, В результате умелого ухода, сбе­ режения и эксплуатации техники комсомо­ лец главный старшина Фидлин добился продления сверхгарантийного срока работы машины, не допустил ни одной поломки и аварии. За успехи в боевой и политиче­ ской подготовке он имеет пятнадцать по­ ощрений. Следует отметить также старшину 2 статьи Горуина. Командуя расчетом, он за короткое время обучил матросов сла­ женности действий на боевой технике. Его подчиненные на артстрельбах показывают высокие результаты. Недавно расчет от­ лично выполнил практическую задачу в ночных условиях. Отличники боевой и политической под­ готовки лвляются активными помощниками командиров в обучении и воспитании лич­ ного состава. Заслуживает внимания рабо­ та классного специалиста комсомольца Игнатова. Свои знания и богатейший опыт он передает молодым матросам. Однако не все наши воины так выпол­ няют свой долг. Есть среди них и такие, которые довольствуются только личными успехами, мало интересуются учебой мо­ лодых моряков, которые нуждаются в се­ рьезной помощи. Некоторые моряки за­ знаются, становятся нарушителями воин­ ской дисциплины. Приближаются экзамены на классность — важный этап в боевой учебе моряков флота. Многие матросы и старшины пред­ станут скоро перед комиссиями, чтобы продемонстрировать свое боевое мастер­ ство, глубокое знание техники и оружия, умение использовать ее в любых условиях современного боя. Серьезные испытания предстоит выдержать и тем воинам, кото­ рые получили это звание в прошлые го­ ды. Они должны подтвердить свою клас­ сность. Наша важнейшая задача — все­ сторонне подготовиться к экзаменам на классность, еще выше поднять боевую го­ товность родного корабля. Мы должны всегда придерживаться пра­ вила: то, что вчера хорошо знали, умели, сегодня уже недостаточно. Сегодня на­ до сделать больше, чем вчера. Отлични­ ки и классные специалисты — верные помощники командиров в борьбе за высо­ кие показатели в учебе и труде. В совершенстве владеть боевой техникой (И з выступления старшины 2 статьи Ш Е Р Ш Н Е В А ) С первых дней службы я твердо решил стать отличником боевой и политической подготовки, хорошо овладеть техникой и оружием. Я понимал, что без этого в на­ ше время невозможно стать умелым за­ щитником своей Родины, своего народа. В первые дни в учебе встретилось не­ мало трудностей, но они меня не пугали. — Терпенье и труд все перетрут, — говорил я сам себе и упорно, изо дня в день занимался, изучал техническую ли­ тературу, инструкции, наставления. Не стеснялся обращаться за помощью к то­ варищам, комсомольцам, командирам. Они всегда помогали мне разобраться в любом вопросе. На всю жизнь останется в памяти тот день, когда мне доверили боевую техни­ ку. Добившись неплохих результатов в изу­ чении боевой техники, я не забывал и о помощи своим товарищам. Сейчас помо­ гаю старшему матросу Старикову. Большую помощь в изучении боевой техники и оружия оказывают нам пар­ тийная группа и комсомольская органи­ зация подразделения. Они организуют и проводят технические собеседования, те­ матические вечера, вечера вопросов и ответов. Под руководством Коммунистической партии советский народ уверенно идет к сияющим вершинам коммунизма. Интере­ сы защиты Родины требуют, чтобы со­ ветские воины в совершенстве владели сложной боевой техникой. На решение этой задачи и должны быть отданы вся наша энергия, все наши способности. Дисциплина помогает в службе (И з выступления старшего матроса ГО Р Б У Н О В А ) Управление сложной боевой техникой требует от нас, воинов, помимо специаль­ ных занятий и навыков, высокой дисцип­ лины. Организованность и дисциплиниро­ ванность воина являются залогом его ус­ пехов в учебе и бою. Я — молодой матрос, но я сразу по­ нял, как важно знать требования уставов, быть дисциплинированным. Па занятиях я внимательно слушаю командиров, стараюсь запомнить все, чему они учат. Но бывает так, что в каком- нибудь вопросе разобраться трудно. II вот тут очень важно заставить себя преодо­ леть трудности, разобраться во всем, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Я вспоминаю первые дни своей учебы. Когда мы начали изучать работу на аппа­ ратуре, то в приеме на слух я с искаже­ нием принимал знаки «С», «X», «Б». Бы­ ли минуты, когда хотелось все бросить, переменить профессию. Но в то же время мне становилось и стыдно. — Как же так бросить? — спрашивал я самого себя. — Неужели я такой без­ вольный человек, что не могу заставить себя преодолеть эту трудность? А где же дисциплина? — и я садился за учебу. Немало помог мне старшина 1 статьи Рудь. Он составлял для меня специаль­ ные телеграммы, где преобладали «труд­ ные» знаки, передавал их, а я принимал. Вскоре я не стал делать искажении при приеме. Вопросам укрепления воинской дисцип­ лины большое внимание уделяет наша комсомольская организация. Мы пропаган­ дируем уставы и Военную присягу, про­ водим беседы и другие мероприятия. Личным примером учить подчинённых (И з выступления старшины 2 статьи Ч У П Р И К О В А ) В выращивании высококвалифицирован­ ных воинов большую роль играют коман­ диры отделений. Они в первую очередь должны быть сами передовиками учебы, иметь богатый опыт и уметь передавать его своим подчиненным. Тут важную роль сыграет принцип обучения: «Действуй, как я». В прошлом году расчет, которым я командую, стал отличным. Путь к этому был нелегок. Много упорной и кропотли­ вой работы потребовалось, но воины не считались ни с временем, ни с трудно­ стями. Да и разве можно с этим считать­ ся, если речь идет о воинской выучке, о том, чтобы стать мастером меткого залпа. Сейчас в нашем расчете служат моло­ дые матросы. Я стремлюсь к тому, чтобы передать им свои опыт, свои знания. На занятиях больше тренирую матросов, учу практическим показом. Не без гордости я могу доложить вам, товарищи, что сейчас все матросы наше­ го расчета могут заменить друг друга. Молодой артиллерист — наводчик орудия матрос Дуб за короткое время освоил слож­ ную технику, приобрел прочные навыки в работе на механизмах наводки и с успе­ хом справляется со своими обязанностя­ ми. За добросовестное и честное отноше­ ние к службе, к выполнению воинского долга этот матрос имеет уже несколько благодарностей. Умелыми наводчиками за­ рекомендовали себя и другие матросы. В этом году мой расчет несколько раз производил стрельбы и, несмотря на труд­ ные условия, задачи выполнял отлично. Хочется заверить вас, товарищи, что, ес­ ли потребуется, мы будем так же метко разить врага, как поражаем сейчас учеб­ ные цели. Записал старший матрос В. ГУРЕЕВ. С высокими показателями в боевой и политической учебе приходит к 38-й го­ довщине Октября старший матрос Нико­ лай Муравский. Он отлично знает свою специальность, обеспечивает корабль на­ дежной радиосвязью. Примерная служба комсомольца Муравского отмечена рядом благодарностей. НА СНИМКЕ: специалист второго класса старший матрос Николай Мурав­ ский за приемом радиограммы. Фото И . Ннкншова. Настойчивость Стрелка прибора быстро пошла вправо. В телефонах послышался шум и треск. Радист младший сержант Сайков перевел ручку диапазона в нужное положение и плавно начал настраиваться на заданную частоту. Звуки сигналов стали слышны отчетливей, и, наконец, в эфире послы­ шались свои позывные. Приборы покалы­ вали исправную работу материальной час­ ти, но младший сержант Сайков продол­ жал внимательно следить за положением ручек и регуляторов радиостанции. Нелегко нести вахту при сильных поме­ хах в эфире. Частота корреспондента пос­ тоянно «уходит», и Санкову нужно все время вращать ручку настройки. От рабо­ ты радиста во многом зависит успех выполнения задания всем личным соста­ вом. Это отлично знает младший сержант п несет вахту строго по инструкции. Впервые в радиоцентр Сайков вошел, когда его старшие товарищи выполняли сложное боевое задание на учениях. Q любопытством следил молодой воин за четкой и сноровистой iviooToii радистов. Особенно заинтересовала матроса вахта в трассе. Трудно было представить, как удается держать связь сразу с нескольки­ ми самолетами. Вскоре старшина группы радистов назначил Гайкова на подвахту. Трудностей встретилось много, но товари­ щи охотно помогали ему в освоении спе­ циальности. Санков порой путал данные, «сбивался» с заданной частоты. Однако всегда в трудную минуту рядом был клас­ сный специалист старшина Медецкий. Прошло время. Сайков стал отличником учебы. Он принимал активное участие в общественно!" жизни и комсомольской ра­ боте. Товарищи избрали его секретарем комсомольской организации. Санкову бы­ ло присвоено звание «младший сержант», командир назначил его старшиной вахты радистов. На одном из последних учений экипа­ жу радистов поставили сложную задачу. Пришлось работать в трудных условиях. Сильные грозовые разряды усложняли об­ становку. Но младший сержант Санков и его подчиненные успешно справились со своими обязанностями, заслужив высокую оценку командования. Рядовой Л. ЛИВШИЦ. Активно помогать офицерам в теоретической учёбе Коммунистическая партия учит, что ос­ новным методом изучения марксистско-ле­ нинской теории является самостоятельная работа над книгой. Многие офицеры на­ шей части настойчиво повышают свои политические знания. Однако у одних это идет успешно, у других не совсем хорош-). Что же мешает отдельным офицерам в самостоятельной учебе? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к фактам прошлого учебного года. Взять, например, подразделение, где активистом является тов. Мумин. Здесь только в конце февраля текущего года начали более настойчиво заниматься вопросами марксистско-ленл. 1 - ской учебы. Практически до этого време­ ни некоторые офицеры систематически не работали над повышением своего идейного уровня. Партийные руководители также повседневно не интересовались, как ком­ мунисты повышают свои теоретические знания. Поэтому влиять на тех, кто не­ серьезно относится к овладению револю­ ционной теорией, они не могли. Не лучше обстояло дело и в подразделе­ нии, где служит коммунист Рыхтиков. Здесь долгое время не было проведено ни одного собеседования. Такое отношение к этому важному участку идеологической работы, безусловно, не могло способство­ вать повышению идейной закалки офи­ церов. Можно привести и другие причины, ме­ шающие самостоятельной учебе офицеров. Известно, что если сам офицер не стре­ мится повышать свои знания, то ника­ кие лекции, никакая помощь со сторочы не даст желаемых результатов. Нам из­ вестен случай, когда некоторые товарищи, имеющие высокую общеобразовательную подготовку, в течение ряда лет изучают один и тот же предмет. Вот уже несколь­ ко лет изучает самостоятельно историю партии без привлечения первоисточников тов. Подгорный. Опыт позволяет ему взять на себя более сложную работу, и это яви­ лось бы стимулом для его идейного роста. Но тов. Подгорный не заботится об этом. Формально он как будто работает над со­ бой. На самом деле это ширма, которой он прикрывает свою беззаботность в повыше­ нии идейно-политического уровня. Более благополучно обстоит дело с са­ мостоятельной учебой в партийной орга­ низации, где секретарем тов. Бычков. Многие офицеры здесь изучают политиче­ скую экономию и историю КПСС. Но ини­ циативе партийной организации был про­ читан ряд лекций по политической эко­ номии и истории КПСС, проведено более десяти собеседований, много групповых и индивидуальных консультаций. В этом подразделении выделен специальный ве­ чер для самостоятельной подготовки, обо­ рудовано помещение, назначены консуль­ танты и установлены часы их работы. Товарищи, выделенные для руководства теоретическим собеседованием, тщательно готовятся, заранее разрабатывают плач их проведения и т. д. Однако и тут име­ лись недостатки. Основной из них — это слабая активность отдельных товарищей, низкая посещаемость проводимых меро­ приятии. Так. например, тов. Маркин был всего лишь на одном собеседовании. Как недостаток можно отметить и слабую под­ готовку к ним отдельных товарищей. Тов. Хабеев, например, однажды, идя на собеседование, не подготовился как сле­ дует, и, когда после выступления ему за­ дали вопросы, то он показал низкие зна­ ния. Хуже того, некоторые офицеры, вы­ ступая на семинаре, слишком прикованы к конспекту, порой дословно читают пере­ писанные материалы из брошюр или га­ зет. Такое отношение к изучению револю­ ционной теории крайне недопустимо и вредно. Готовясь к выступлению, надо творчески подходить к изложению того или иного вопроса. Неплохо организована марксистско-ле­ нинская учеба и в подразделении, где ак­ тивистом является коммунист тов. Рез­ ников. Здесь обращают серьезное вни­ мание на оказание кодифицирован­ ной помощи офицерам в их учебе, ре­ гулярно проводят теоретические собесе­ дования. В этом подразделении видны результаты высокой идейно-теоретической подготовки офицеров. Многие из них при­ нимают активное участие в агитационно- пропагандистской работе, регулярно выс­ тупают с лекциями, докладами. Для са­ мостоятельно изучающих теорию читаются квалифицированные лекции по политиче­ ской экономии, истории КПСС, филосо­ фии. Серьезное внимание здесь уделяется пропаганде марксистско-ленинского уче­ ния о войне и армии, военной науке и воинского воспитания. За последнее вре­ мя для офицеров прочитано около десяти лекций но вопросам советской военной науки. Командиры, политорган и партийные организации части принимают действенные меры к устранению имеющихся недостат­ ков в теоретической учебе офицеров, до­ биваются того, чтобы этот важный учас­ ток идеологической работы был постоян­ но в центре нашего внимания. Офицер К. ПОПОВ. По следам наших выступлений «НЕТ ИНИЦИАТИВЫ» Так называлась корреспонденция, опуб­ ликованная в Л* 179 нашей газеты. Во­ енкор указывал, что в подразделении, где он служит, была хорошая художественная самодеятельность. Однако в начале года коллектив распался. Как сообщили в редакцию из полнтор- «В ДОМЕ НАПРОТИВ» гана, факты подтвердились. Сейчас, с прибытием нового пополнения, при клубе создан и работает коллектив художествен­ ной самодеятельности. Готовится концерт, посвященный 38-й годовщине Великой Октябрьской социалистической револю­ ции. Под заголовком «В доме напротив» в Л5 191 нашей газеты был опубликован фельетон А. Бонеля. В результате дополнительной проверки фактов выяснилось, что правила общежи­ тия не выполнялись как со стороны Яро­ вой, так и со стороны Ямницких. В их квартире имели место скандалы, в кото­ рых повинны обе стороны, а не только Яровая. Автор фельетона А. Бонель обсто­ ятельно в деле не разобрался и необосно­ ванно обелил Ямницких. В данное время Яровые и Ямницкие расселены, кухня освобождена. Тов. Бонель из редакции уволен. К О Р °0 Г К О О ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННО вы­ полнил задание по вводу в строй те­ лефонной линии личный состав отде­ ления, которым командует младший сержант Воронов. Матросы трудились не покладая рук. Старший матрос Ю. Цветков. О НА УЧЕНИИ умело обслужива- ! ли материальную часть подчиненные младшего сержанта Грачева. За до­ бросовестную работу командир части об ’явнл им благодарность. В. Чуйкин. Б и б л и о г р а ф и я Героический подвиг балтийских моряков Советский народ вместе со своими до­ блестными сынами — воинами Армии и Флота с огромным патриотическим под’е- мом идет навстречу 38-й годовщине Ок­ тябрьской социалистической революции. Этот великий праздник советские люди знаменуют новыми достижениями в стро­ ительстве коммунизма, и этими успехами они обязаны своей родной Коммунистиче­ ской партии — создателю первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян. О том, как была завоевана эта всемирно-историческая победа, об актив­ ном участии в этой героической борьбе военных моряков рассказывается в книге А. В. Богданова «Моряки-балтийцы в 1917 г.», выпущенной Военным издатель­ ством Министерства Обороны Союза ССР в текущем году*). * * * Великий вождь и учитель Владимир Пльич Ленин, разрабатывая план воору­ женного восстания в октябре 1917 года, указывал, что для осуществления этого плана надо комбинировать три главные си­ лы: рабочих, войсковые части и флот. Военные моряки в исторические дни Ок­ тября были выдвинуты В. И. Лениным на решающие участки борьбы не случайно. Они были подготовлены для этого годами революционной работы большевиков во флоте, мужественной борьбой матросов броненосца «Князь Потемкин-Тавриче- скнй», поднявших знамя революции в 1905 году, революционными выступлени­ ями матросов в Кронштадте, Свеаборге, на крейсерах «Очаков», «Память Азова» и на других кораблях и военно-морских ба­ зах в годы первой русской революции. Они были подготовлены для этого в годы первой мировой войны неутомимой рабо­ той большевиков, которые разоблачали подлинных виновников страданий народа — буржуазию и царизм и разъясняли, что *) А. В. Богданов. «Моряки-балтийцы в 1917 г.». Военное издательство Министерст­ ва Обороны Союза ССР . Москва 1955 г. Стр. 2-12. Цена 4 руб. 80 коп. единственным выходом из империалисти­ ческой бойни для рабоче-крестьянских масс является социалистическая револю­ ция. В книге автор приводит данные о соци­ альном составе призывников военно-мор­ ского флота России накануне первой миро­ вой войны, в частности, по первому Бал­ тийскому флотскому экипажу (Кронштадт), где среди призванных в Балтийский флот в 1916 году около 50 процентов было ра­ бочих, и отмечает, что территориальная близость Балтийского флота к крупнейше­ му в стране политическому и промышлен­ ному центру — Петрограду, неослабное внимание и помощь в работе военных ор­ ганизаций большевистской партии со сто­ роны Центрального Комитета, постоянное общение матросов с рабочими судострои­ тельных и других заводов, а также рево­ люционные традиции, накопленные флотом за годы первой русской революции, обу­ словили активную роль матросов Балтий­ ского флота в буржуазно-демократической и особенно в Великой Октябрьской социа­ листической революции. В первой главе книги рассказывается о деятельности большевистских организаций Балтийского флота в период новой ориен­ тировки партии (март— апрель 1917 г.), об участии моряков в свержении самодер­ жавия, о том, как большевики мобилизо­ вывали матросские массы вокруг Апрель­ ских тезисов В. И. Ленина, вели борьбу за массы во время первого кризиса Времен­ ного правительства. Одними из первых во флоте в феврале 1917 г. выступили революционные матро­ сы крейсер? «Аврора». Возглавляемые большевиками, они захватили оружие, аре­ стовали контрреволюционных офицеров крейсера и примкнули к восставшим ра­ бочим и революционным солдатам Петро­ градского гарнизона. В Кронштадте руко­ водимые бывшим матросом большевиком М. Мартыновым прекратили работу рабо­ чие Морского завода, выдвинувшие свои революционные требования. Вечером 28 февраля на улицы Кронштадта вышли с оружием в руках руководимые большеви­ ками матросы учебно-минного отряда во главе с матросом-болыневиком Н. А. По­ жаровым. 4 (17) марта 1917 года на пер­ вом открытом собрании большевиков г. Кронштадта был избран Кронштадтский комитет РСДРП(б), в состав которого во­ шли матросы Т. Ульянцев, И. Сладков, С. Пелихов, солдат-большевик С. Гредюш- ко и др. Автор книги дает развернутую картину восстания матросов, солдат и рабочих в основных базах, а также на кораблях и в частях Балтийского флота, называет име­ на многих отважных балтийских моряков, снискавших вечную славу и горячую лю­ бовь советских людей. Знаменитые Апрельские тезисы В. И. Ленина дали большевистской партии и ра­ бочему классу страны гениальный план борьбы за переход от буржуазно-демокра- тической революции к революции социа­ листической. Большевики Балтийского флота, руководствуясь указаниями В. И. Ленина, разоблачали классовую сущность империалистической войны и внешнюю по­ литику буржуазного Временного прави­ тельства, вели энергичную работу по ре­ волюционному воспитанию матросских масс, поднимали их на борьбу за переход власти в руки Советов рабочих и кресть­ янских депутатов, за перерастание буржу­ азно-демократической революции в рево­ люцию социалистическую. Во второй главе книги показана роль большевиков Балтийского флота в период революционной мобилизации масс (май— август 1917 г.). 25 мая (7 июня) в Гельсингфорсе со­ стоялся первый с’езд моряков Балтийского флота, который наглядно показал рост недоверия матросов к империалистическому Временному правительству, явился убеди­ тельной демонстрацией все усиливающего­ ся влияния большевиков на матросские массы. Революция в стране шла на под’ем. Де­ монстрация 18 июня 1917 г. явилась по­ литическим смотром сил. Она прошла под большевистскими лозунгами и в основных базах флота, рабочие, солдаты и матросы наглядно показали, что они все теснее и теснее сплачивались вокруг большевиков за переход власти к Советам. За два дня до демонстрации в Петро­ граде открылась 1-я Всероссийская конфе­ ренция Фронтовых и тыловых военных ор­ ганизаций большевистской партии, работа которой проходила под руководством В. И. Ленина. Конференция подытожила бога­ тейший опыт работы военных организации большевистской партии и наметила пути ее дальнейшего усиления в целях подго­ товки перехода власти в руки пролетариа­ та. Материалы конференции давали яркую картину того, как значительно окрепли большевистские партийные организации на кораблях Балтийского флота к середи- не июня 1917 года. Авторитет и влияние большевистской партии неизмеримо возросли особенно по­ сле июльских событий, когда целые груп­ пы наиболее сознательных рабочих, сол­ дат и матросов переходили к большевикам. Большевистские организации Балтий­ ского флота вели энергичную подготовку к VI с’езду партии, взявшей] курс на во­ оруженное восстание, план которого был гениально разработан В. И. Лениным. С’езд уделил большое внимание работе партий­ ных организации Балтийского флота. В докладе на с’езде было подчеркнуто, что линейные корабли, крейсера и другие ко­ рабли, команды которых шли за больше­ виками, представляли собой грозную бое­ вую силу. В этой лее главе рассказывается об уча­ стии матросских масс Балтийского флота в разгроме контрреволюционного мятежа Кор­ нилова. Этот разгром был осуществлен под руководством большевистской партии и имел колоссальное значение для дальней­ шего развития революции. В третьей главе книги показано непо­ средственное участие большевиков Бал­ тийского флота в период организации штурма (сентябрь— октябрь 1917 г.). Огромную роль в подготовке Балтийско­ го флота к вооруженному восстанию имел 2-й с’езд моряков Балтийского флота, со­ званный 25 сентября в Гельсингфорсе. В частности, чрезвычайно важное значение для подготовки Флота к восстанию имело решение 2-го с’езда моряков Балтийского флота о введении института комиссаров во всех частях и штабах флота, об установ­ лении полного контроля над деятельностью классово-враждебного в своей массе офи­ церства. Во время работы 2-го с’сзда моряков Балтийского флота произошло Моонзунд- ское сражение. Империалисты Германии в сговоре с внутренней и внешней контрре­ волюцией направили крупные морские си­ лы в район островов Моонзуидского архи­ пелага с целыо выхода на ближние под­ ступы к Петрограду. Всего со стороны немцев участвовало свыше 300 боевых и вспомогательных кораблей, т. е. более % основных военно-морских сил Германии. Таких средств борьбы не имели балтийцы, но они не дрогнули. Русские военные мо­ ряки проявляли доблесть и отвагу, совер­ шали легендарные подвиги, отстаивая дело революции. Германский флот понес огром­ ные потери, коварный замысел контррево­ люции был сорван. Балтийский флот, руководимый боль­ шевистской партиен, был одной из важ­ нейших сил революционной армии социа­ листической революции. Автор книги в хронологическом порядке рассказывает о боевых делах моряков. На рассвете 25 октября боевые корабли Балтийского флота подошли к Петрограду. К вечеру они вошли в Неву. Боевые ко­ рабли и отряды матросов немедленно полу­ чили боевые задания от Военно-револю­ ционного комитета и сыграли серьезную роль в обеспечении победы Октябрьской социалистической революции. Вечером и ночыо 24 октября красно­ гвардейцы, революционные солдаты и ма­ тросы заняли важнейшие об’екты города: Таврический дворец, почтамт, Николаев­ ский и Балтийский вокзалы, электростан­ ции. К утру 25 октября восставшие овла­ дели всеми решающими пунктами города. Днем 25 октября красногвардейцы, сол­ даты Литовского и Кексгольмского полков и матросы Гвардейского экипажа заняли Мариинский дворец. Отряд матросов, руко­ водимый И. Д. Сладковым, занял Военный порт с радиостанцией и Адмиралтейство, где находился Морской штаб. Офицеры штаба были арестованы. В 21 час 45 мин. 25 октября крейсер «Аврора» произвел свой исторический вы­ стрел ио Зимнему дворцу и возвестил на­ чало новой эры — эры Великой социали­ стической революции. К двум часам ночи революционные отряды ворвались во дво­ рец. Буржуазное Временное правительство было арестовано. Вечером 25 октября (7 ноября) в Смоль­ ном открылся 2-й Всероссийский с’езд Со­ ветов рабочих и солдатских депутатов. К этому времени власть фактически находи­ лась в руках Петроградского Совета. В воззвании «Рабочим, солдатам и кре­ стьянам!», опубликованном 26 октября, заявлялось, что, «опираясь на волю гро­ мадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабо­ чих и гарнизона, с’езд берет власть в свои руки». Ленинский план вооруженного восста­ ния в Петрограде был осуществлен герои­ ческими усилиями рабочего класса, рево­ люционными солдатами гарнизона и моря­ ками Балтийского флота. А затем октябрь­ ское вооруженное восстание победило по всей стране. Это была всемирно-историче­ ская победа, вдохновителем и организато­ ром которой является Коммунистическая партия. В. И. Ленин на 1-м Всероссийском с’ез­ де военных моряков призвал их всемерно укреплять союз рабочего класса с кресть­ янством. «Пусть флот, — говорил он, — посвя­ тит все свои силы тому, чтобы этот союз остался основой государственной жизни; если этот союз будет крепок, ничто не сломит дело перехода к социализму». Военные моряки претворяют в жизнь завет великого вождя, великого учителя. Приумножая революционные традиции ге- роев-моряков Октября, они отстояли завое­ вания революции в годы Отечественной войны против фашистских захватчиков, они зорко и бдительно оберегают эти за­ воевания теперь, когда наша страна уве­ ренно идет по пути к коммунизму, и гото­ вы всегда нанести сокрушительный удар тому, кто осмелится посягнуть на Совет­ скую Родину. Книга А. В. Богданова «Моряки-балтий- цы в 1917 г.» — серьезное подспорье для пропагандиста, ее с удовлетворением проч­ тет каждый советский моряк. Подвиги ге­ роев Октября вдохновляют воинов на н*- вые успехи в боевой и политической под­ готовке. Б. ПРОХОРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz