На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.
2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 ноября 1955 г., № 262 (5414). Хорошо подготовиться к экзаменам на классность Волнующие дни переживает наша Ро дина. Труженики страны стремятся оз наменовать XX с’езд Коммунистической партии новыми успехами в труде. На заводах и фабриках, на колхозных по лях и промышленных предприятиях — всюду советские люди самоотверженно трудятся на благо любимой Отчизны. Вместе со всем советским народом во- ины-североморцы готовят достойную встречу XX с'езду Коммунистической партии. В морских походах они совер шенствуют свое мастерство, повышают боевую готовность. Сейчас, когда приближаются экзаме ны на классность, моряки учатся с еще большим напряжением сил. На заняти ях и тренировках,, в море и на якоре они отрабатывают свои действия до ав томатизма, стараются заслужить почет ное звание классного специалиста. Повышать знания по специальности Наши кораблп оснащены замечательной боевой техникой. На каком бы посту ни стоял военный моряк, какие бы обязанно сти он ни выполнял, ему приходится иметь дело со сложными механизмами. Для то го, чтобы умело и полностью использовать все возможности корабельной техники, нужны знания, навыки. Вот почему необ ходимо изо дня в день повышать свои знания по специальности. Вопросу повышения классности в на шем подразделении уделяется большое внимание. Недавно, например, проходило заседание комсомольского бюро с вопросом: «Как я готовлюсь стать классным специа листом». На него были приглашены комсо мольцы, готовящиеся стать специалиста ми первого класса. После информации офи цера Кунтина комсомольцы рассказали о том, как они повышают свои знания но специальности. Классный специалист старший матрос Федоров по указанию командира под готовил и провел техническое собеседо вание на тему: «Устройство и назна чение линии вала». Федорову помог хорошо подготовиться классный специа лист, отличник боевой и политической подготовки Абраменков. Собеседование прошло на высоком техническом уровне. Классный специалист комсомолец Пот- дюк с помощью офицера Кунтина подго товил и провел техническое собеседование на тему: «Устройство и назначение глав ного паропровода». Доклад Попадюка был интересным и содержательным. Чертежи и схемы помогли воинам лучше разобрать ся в устройстве механизма. «Устройство и назначение циркуляци онного насоса» — на такую тему провел техническое собеседование тов. Сметанин. Старший матрос Рысаев рассказал матро сам об устройстве и назначении маневро вого клапана. Он об’яснил также инст рукцию по обслуживанию маневрового устройства на ходу корабля. Такие собеседования помогают глубже изучить свою специальность. В настоящее время у нас подготовлено техническое собеседование на тему: «Уст ройство системы закрытого питания, на значение главного турбо-зубчатого агре гата». В изучении механизмов большую роль играют наглядные пособия, которые изго товили машинисты-турбинисты Овсянкин, Болилый, Пронин, Сергеенко и другие. Си лами этих же воинов сделаны чертежи главных турбин. Личный состав хорошо понимает, что сейчас самой важной задачей является быстрый ввод в строй нового пополнения, обучение молодых матросов специально сти. Для этого надо настойчиво и стара тельно изучать специальность, в полной мере использовать каждое занятие, осо бенно — выходы корабля в море. И моряки стремятся с успехом решить эту задачу. Они не жалеют ни сил ни энергии на учебу. Нашим лучшим подарком XX с’езду КПСС будет успешная боевая учеба, рост специалистов высокого класса. Старшина 1 статьи П. ПАРАХНЕВИЧ. Комендоры на тренировках Сигнал. Матросы на своих местах. Стар шина 2 статьи Мусихин проницательным взглядом окидывает подчиненных. Вот сто ит матрос Скоморохов. На всех трениров ках он работал безошибочно. Не должен подвести! Рядом с ним матрос Скориков — тоже хороший комендор. Но смогут ли все слаженно работать? Что покажет пер вый залп? Эти мысли тревожили Мусихи- на. Проходят минуты томительного ожида ния. Но вот поступают данные о цели. Слышатся доклады, одна за другой посту пают команды. Башня ожила. Раздается первый залп, затем второй, третий... Без отказно действует боевая техника. Сноро висто и четко работают моряки. Задача выполнена успешно. Все снаряды легли в цель. Александр Мусихин облегченно вздыхает. К нему подходит старшина баш ни. — Неплохой результат, — говорит он, — но больше тренируйте воинов. Подго товка к сдаче на классность — нелегкая работа. Комендоры должны до мельчай ших деталей знать свою специальность. Мусихин хорошо понимал, что необхо димо больше внимания уделять практиче ским действиям на боевом посту, научить матросов точному выполнению команд. С целью лучшей подготовки расчета к сдаче на классность он часто проводит трени ровки, отрабатывает с комендорами раз личные вводные. После каждого занятия Мусихин усложняет задачи комендорам. Если на вчерашней тренировке был до стигнут хороший результат, нормативное время выполнено, то сегодня такой успех уже кажется далеко не пределом. Его на до во что бы то ни стало перекрыть. В этом и заключается классность и мастер ство артиллеристов. Одними плановыми занятиями старшина 2 статьи Мусихин не ограничивался. Он не упускал случая, чтобы потренировать расчет на боевом посту в выполнении вводных. Старшина знал, как высоки тре бования при сдаче на классность, поэтому придирчиво присматривался к действиям комендоров, указывал на конкретные ошибки каждого. Работая заряжающим, старший матрос Скориков выполнял уста новленные нормативы. Но четко действо вать ему удавалось лишь в течение ко роткого времени. Если же приходилось работать дольше, он уставал, ослаблял темп, а порой допускал и неточности. Было однажды так. Скориков трениро вался в заряжании орудия. Работал он усердно, но не так, как требует инструк ция. Вместо того, чтобы заряд положить одним концом в лоток заряжания, а затем скользящим способом дослать его в каме ру орудия, Скориков, держа заряд на весу, сразу посылал его в камеру. Тем самым он затруднял и усложнял свою работу. Старшина Мусихин, взяв снаряд в ру ки, об’яснил: — Посылая снаряд прямо в камеру, вы можете попасть во втулку замка. Вот смотрите, как надо делать. * Мусихин едва уловимым толчком, ловко и, казалось, совсем легко, дослал заряд в казенник. — Так вы и поступайте. Давайте-ка, продолжим тренировку. — Тяжело, товарищ старшина, — по жаловался старшин матрос Скориков. — Верно, нелегко. Но в бою будет трудней, — сказал старшина. — К это му мы и готовим себя сейчас. А через несколько минут на боевом по сту снова начинается учеба. Старший ма трос Скоморохов отлично справлялся с обязанностями заряжающего. Готовясь к повышению классности, он усердно ос ваивал обязанности замочного. У Скомо- рохова на первых порах дело не ладилось. Постановка орудия на «товсь» и с’емка требует большой натренированности. Это го как раз и не хватало старшему ма тросу. Когда он первый раз поставил ору дие на «товсь», а затем стал приводить рукоятку в исходное положение, резуль тат получился неважный. Взявшись за рукоятку «товсь», комендор отжал крю чок. Под действием пружины освободив шийся «флажок» больно ударил его по руке. Скоморохов не подал и виду, что ему больно. Но Мусихин заметил это. Старшину не проведешь, потому что од нажды по молодости пришлось и ему ис пытать такое же. — Что с рукой? Больно? — спросил командир орудия. — Малость задело, — отводя руку за спину, смущенно ответил комендор. Неу добно ему перед командиром — отличник боевой и политической подготовки, хоро шо знает свое дело, не первый год слу жит в башне и вот тебе — руку ушиб. А Мусихин будто не заметил растерянно сти Скоморохова, подошел ближе. — Осторожнее надо работать, — гово рит старшина и, немного помедлив, про должает: — У меня тоже такое случалось, когда я был замочным. А потом потрени ровался — стало лучше получаться. С кем не бывает? Главное — отрабатывайте точность действий. Это требование пред’- является к каждому классному специали сту. Мусихин так легко проделал весь про цесс постановки и с’емки «товсь», что Скоморохову и без слов стало понятно — практические навыки, тренировка — вот главное в работе замочного. А старшина, положив руку на рукоятку качающегося лотка, спокойно заметил: — И руку деря;ите покрепче. — Ясно, товарищ старшина, — сказал комендор. — Разрешите мне еще раз по пробовать? Мусихин не сомневался в том, что Ско морохов поймет его. Пусть даже не сразу, пусть придется еще несколько раз об’яс- нить комендору. Не в этом дело. Главное — научить правильно действовать. — Только не торопитесь, — сказал старшина. — Старайтесь первый раз сде лать медленно, но правильно. А в другой раз будете добиваться быстроты. Скоморохов стал выполнять вводную, но снова допустил неточность. Старшина остановил комендора, еще раз показал, как правильно работать у механизма. Те перь моряк делает все верно. Мусихин уверен — пройдет еще несколько трени ровок, и Скоморохов сможет с чистой ду шой сдавать на классность. Ведь не умел раньше старшин матрос Скориков пра вильно держать заряд, а теперь он дей ствует мастерски. Через некоторое время и Скоморохов станет отличным замочным. Новые походы ждут моряков. В море, в борьбе с трудностями они закаляются. На тренировках они повышают свое боевое мастерство, готовятся стать классными комендорами. Старшина 2 статьи А. САПОЖНИКОВ. Д о б ь ё м с я п о ч ё т н о г о з в а н я л Быть классным •специалистом — большая честь. Классный специалист это мастер своего дела. В любое время и в любой обстановке он обеспечит безотказную работу механизмов, в трудную минуту примет правильное решение. Многие наши матросы стремятся заслужить почетное звание классного спе циалиста. С этой целью они усердно изучают материальную часть, учатся грамотно ею управлять. Хороших результатов в учебе добились матросы Седых. Амелии и старший матрос Роппе. Эти товарищи прекрасно понимают, что только твердое зна ние инструкций, четкое их выполнение обеспечат бесперебойную работу механиз мов, принесет положительные результаты. Особенно следует отметить старательность в учебе-матроса Седых. Являясь спе циалистом второго класса, он готовится сдать на первый класс. Воины нашего подразделения^ встречают праздник Великого Октября новыми успехами в боевой и политической подготовке. Матрос И. ЩЕРБИНИН. Радиограмма принята Сквозь треск телефонов прорывается телеграфная работа. «Мой позывной», — думает вахтенный радист матрос Пешков. Левой рукой он плавно двигает ручку настройки приемни ка, а правой записывает в журнал ра диограмму. Работа корреспондента быстрая. Но ра дист принимает уверенно. Классный специалист матрос Пешков, как всегда, уверенно держит связь. Это не случайно. Воин отлично изучил тео рию радиотехники, материальную часть четко работает на ключе, всегда безоши бочно принимает радиограммы, даже в ус ловиях больших помех. А ведь до службы Пешков почти не имел представления о радиотехнике. С первых же дней обуче ния ему пришлось столкнуться с больши ми трудностями. * Особенно много времени Пешков уделял передаче на ключе. Все свободное время он проводил в радиорубке, принимал тек сты, садился на подвахту, учился быстро записывать принятые радиограммы, пра вильно оформлять записи в вахтенном журнале. Порой не удавалось быстро записать текст. — Вы больше тренируйтесь, будет по рядок, — сказал старшина радисту. — Старайтесь не отрывать карандаш от бу маги. Прислушиваясь к совету старшины, Пешков добился четкости в приеме и пе редаче текстов. Трудолюбие и настойчи вость привели моряка к успеху. При про верке знании он сдал на второй класс. Сейчас матрос Пешков много трени руется, изучает аппаратуру для того, что бы повысить классность. Радист много читает специальной литературы. Передо вой воин не только сам основательно го товится к экзаменам, но и помогает в этом молодым радистам. Матрос В. БЫЧКОВ. Больше настойчивости Моряки нашего корабля используют для подготовки на классность каждую минуту учебного времени. Они постоянно повыша ют свои знания и практические навыки. В дальнем плавании, когда корабль вы полнял боевое задание, матросы п старши ны, несмотря на штормовую погоду, гото вились к сдаче на классность. У нас ре гулярно проводились занятия по изуче нию устройства материальной части, от дельных механизмов. Много труда в обу чение моряков воинскому мастерству вкла дывают старшина 1 статьи Рисов, стар шины 2 статьи Потапов и Фатиев. Старшина 1 статьи Рисов на занятиях по специальности терпеливо раз’ясняет подчиненным устройство сложных меха низмов. Старшины 2 статьи Потапов и Фатиев проводят тренировки по отработке нормативов в заделке «пробоин», переходу от нормальной работы механизмов на ава рийную, устранению «неисправностей». В подготовке к сдаче на классность большую роль играет и самостоятельная работа. Каждый матрос и старшина в сво бодное от службы время читает техниче скую литературу. Старшему матросу Форись очень трудно давалось знание материальной части и военно-морского дела. Но он настойчиво учился. Моряк стал специалистом второго класса. Сейчас старший матрос Форись будет сдавать экзамены на первый класс. Готовясь сам. он передает свой опыт моло дым воинам. Систематически повышают свои знания старшие матросы Грее, Фролов и многие другие. К сожалению, у нас есть и такие това рищи, которые халатно относятся к сдаче на классность. Например, матросы Фирсов и Вишняков заявляют, что они уже зна ют свою специальность. А на самом деле эти матросы многое еще не изучили. Сдача на классность — серьезное и от ветственное дело. Поэтому каждому матро су надо тщательно готовиться. Только при этом условии мы добьемся высоких пока зателей. Старшина 1 статьи Ф. РАШИТ. Смотреть вперед, добиваться новых успехов С отчетно-выборного партийного собрания Личный состав подразделения малых кораблей добился значительных успехов в боевой и политической подготовке. Два го да подряд он удерживает переходящий приз, завоеванный на состязательных по исках. В подразделении выросли ряды отличников и классных специалистов, по высилась воинская дисциплина. Незадолго до отчетно-выборного партийного собра ния морские охотники снова участвовали в состязательном поиске. Матросы, стар шины и офицеры, стремясь достойно встретить всенародный щ\аздннк — 38-ю годовщину Великой Октябрьской социали стической революции и XX с’езд Коммуни стической партии, с большим политиче ским под’емом готовились к выходу в мо ре. И на этот раз моряки действовали безукоризненно. После возвращения кораблей с плава ния в подразделении состоялось отчетно- выборное партийное собрание. Докладчик и выступавшие в прениях коммунисты го ворили о том, что личный состав успеш но решил ряд практических задач по бое вой подготовке, высоких показателей до бились воины на итоговых политических занятиях. II все же основное внимание как секретарь, так и выступавшие сосре доточили на еще не решенных вопросах. На собрании многие коммунисты гово рили о той помощи, которую оказывала командиру партийная организация в бое вой и политической подготовке личного состава. Не раз упоминались фамилии коммунистов Бука и Чеснокова. Это пере довые воины, дисциплинированные, ис полнительные, отлично знающие свое де ло. Хороших показателей добились в служ бе их подчиненные, многие из которых стали классными специалистами, отлични ками боевой и политической подготовки. Однако коммунисты Бук и Чесноков да леки от того, чтобы кичиться успехами, зазнаваться. Об этом свидетельствуют их выступления на собрании. Коммунист Бук отмечал, что боевая уче ба личного состава порой проходит однобо ко. Например, корабль готовился к состя зательному поиску, и личный состав зани мался только этим вопросом, а многие другие важные задачи оставались нере шенными. Занятия по специальности и тренировки проводились зачастую фор мально, допускались послабления и упро щенчество. Так, старший матрос Лотов на тренировке действовал, как говорится, «на пальцах». Свое заведывание к работе он не подготовил, не выверил по высоте даль номер. Другой военнослужащий — Бугров явился по тревоге на свой пост без^ необ ходимых на случай фактических действий таблиц. Тем самым он заранее ставил себя в условия, когда осуществлять бое вую учебу по-настоящему, как это тре бует современный бой, было нельзя. Об элементах формализма в боевой под готовке молодых матросов говорил клас сный специалист командир отделения ру левых старшина 2 статьи коммунист Лут: — К нам на корабль прибыло новое по полнение. Естественно, что мы, старослу жащие, считаем своим долгом как можно скорее подготовить из новичков хороших специалистов, умелых, дисциплинирован ных моряков. Многое в этом отношении делается. Но порой случается, что к заня тиям с молодыми матросами относятся формально. Старшина 2 статьи Лут привел пример, который произошел с ним. Однажды за час до начала учебы ему поручили прове сти занятие по теме: «Устройство компа са». На подготовку времени пе оставалось, и пришлось излагать матросам материал, пользуясь старым багажом знаний. Конеч но, такой подход к организации боевой подготовки отрицательно сказывается на усвоении материала личным составом. Коммунист сделал замечание в адрес бюро, которое недостаточно глубоко вни кало в вопросы боевой учебы моряков, и поэтому помощь, оказываемая партийной организацией командиру в этом направле нии, не всегда была действенной. Занятия по специальности иногда срывались, от дельные матросы не присутствовали па них без уважительной причины. Но бюро зачастую проходило мимо подобных явле ний. не всегда оперативно мобилизовыва ло партийную организацию на борьбу с ними. Здесь следует заметить, что не слу чайно, видимо, и в отчетном докладе сек ретаря мало говорилось о том, как комму нисты боролись с формализмом и упрощен чеством в боевой подготовке. Не все коммунисты еще являются при мером в овладении своей специальностью.^ Член КПСС Братанов подверг справедли-щ вой критике коммуниста Кочергина. кото рый отстает в учебе, мало работает над повышением своих специальных знаний. Существенные пробелы имеются также в службе кандидата в члены КПСС Корнило ва, коммунистов Бирюкова и Зуева. Этих товарищей резко критиковали многие вы ступавшие. От них требовали изменить отношение к своим обязанностям, напря женней работать над повышением знаний но специальности. • Коммунист Летчфорд посвятил свое вы ступление подготовке гидооакустиков. Он отмечал, что партийная организация, ока зывая помощь командиру, проделала из вестную работу ио воспитанию этой категории специалистов. В подразделе нии выросли замечательные мастера свое го дела, такие, как старшины 2 ста тьи Яциняк, Ганин, Анферов. За самоот- веря:енные, отличные действия в послед нем походе командование флота награди ло передовых воинов именными часами. — Но мы мало еще заботимся о под! товке достойной замены этим специали стам, — продолжал тов. Летчфорд. — В одном из походов на место старшины 2 статьи Яциняка назначили матроса Угарова. II что же получилось? Угаров со своей задачей не справился, и его при шлось снять с вахты. Выходит, что учеба молодых специалистов проводится недо статочно продуманно. Партийная органи зация мало внимания уделяла распростра нению опыта передовых моряков, слабо популяризировала лучших старшин, масте ров воспитания и обучения подчиненных. А таких людей в подразделении немало. На корабле, где служит коммунист мичман Сидоренко, есть старший матрос Пешкоз. Он классный специалист, дисциплиниро ванный моряк. Большую действенную по мощь оказывает Пешков молодым матро сам. Благодаря ему некоторые из них до бились существенных успехов в боевой подготовке. Уже несет самостоятельную вахту недавно пришедший на корабль ма трос Матыванс. Но опыт старшего матроса Пешкова не стал достоянием экипажей других кораблей. Коммунисты по-деловому обсудили от четный доклад. Личный состав подразде ления малых кораблей имеет значитель ные достижения. Но выступавшие в пре ниях товарищи меньше всего говорили об этих успехах. Они вскрыли немало пробе лов в работе партийной организации, на метили конкретные пути устранения не достатков. В выступлениях коммунистов не чувствовалось самоуспокоенности. От этого их предостерегали слова из речи Н. С. Хрущева при вручении ордена Красного Знамени городу-герою Севастопо лю, написанные на плакате, вывешенном в помещении, где проводилось отчетно-вы борное партийное собрание: «Нужно пом нить, что самоуспокоенность и зазнайст во — это вреднейшее дело, которое иг рает только на руку нашим врагам, вра гам Советского государства». Партийное собрание в своем решенпп потребовало от всех коммунистов уделять больше внимания боевой учебе моряков. Можно не сомневаться, что новый состав бюро мобилизует партийную организацию на оказание более действенной помощи командиру в борьбе за дальнейшее повы шение специальных знаний личного со става. в воспитании у воинов высоких ка честв. необходимых для победы в совре менном морском бою. Сейчас непрерывно совершенствуется техника, которой осна щаются наши корабли, усложняются за дачи, которые приходится решать личному составу. Чтобы не отстать, нужно смот реть вперед, неустанно добиваться новых успехов. Е. ДНЕПРОВ. В Ы с о к а я ч е с ш Ь Ярким электрическим светом залит центральный пост крейсера. Слышится легкое шуршание моторчиков, щелканье контактных приспособлений. Идет трени ровка. Моряки отрабатывают действия по стрельбе. Очередная команда: — Пристрелка, очередь!.. Старший матрос Николай Бачков стоит у прибора. Кажется, все верно. Слегка повернув ручку механизма вправо, он не громко произносит: — К залпу!.. Звучит ревун. Все идет своим чередом, и Бачкову кажется, что работает он не хуже других. Окончена тренировка. Стар шина 1 статьи Виктор Отрощенко делает разбор. Он указывает старшему матросу Кувайскову, что надо четче докладывать о повороте своего корабля, графисту стар шему матросу Чемате о том, что необхо димо внимательнее следить за изменением кривой. Потом старшина команды подхо дит к Бачкову и, хмурясь, говорит: — Плохо работали. Механически вы полняли команду, не вникали в ее смысл. Зачем работали на одном прицеле? Вот и ориентируйся управляющий огнем по ва шим показаниям... Сколько говорил: глаз да глаз здесь нужен, а вы все лихо, на авось... — Поторопился малость, товарищ стар шина, — виновато говорит Бачков и отво дит взгляд в сторону. — Вижу, а только частенько с вами приключения бывают. То вы неточно устанавливаете баллистические данные, то не следите за согласованностью шкал... Словом, худо, никуда не годится. Разве можно допустить вас к стрельбе? Чего доброго, и там напутаете. Соображать нужно, что и как. Грош цена быстроте, если она проку не дает. Старшина приказывает привести боевой Старшина 1 статьи В. Отрощенко пост в исходное положение и уходит в кубрик. Бачков протирает коллектор. Он сердится на все — и на механизмы, и на хлопотливое дневальство — устал за ночь, на море, которое с утра штормит. Почему не замечает старшина, как хоро шо Бачков производит расчеты, не видит, что он назубок знает устройство меха низмов заведывания. Оплошал раза два... Так с кем такое не случается?! И начи нает Бачков вспоминать прошедшее. Скольких трудов стоило ему^ попасть на флот. Еще с детства Николай мечтал о море, о кораблях, о штормах и далеких походах. Ему нравилась любая профессия моряка — и радиста, и торпедиста, и сиг нальщика, и моториста. Но больше всего Бачкову хотелось стать комендором. Вот где можно отличиться! II Николай добился своего. А пришел на корабль — и все пошло иначе. Правда, в башне воин работал неплохо, а перевели в централь ный пост — не то. Здесь техника слож нее. Все пошло рывками. Почему? Неуже ли не может? А как полюбился ему этот уютный пост! Где надо — почистит, подкрасит, блеск наведет. Николай представляет, как сейчас стар шина «расписывает» его командиру под разделения лейтенанту Большакову. И от этого Бачков злится еще больше. Это вид но по егс хмурому лицу и часто вздраги вающим бровям. Старший матрос Кувайсков, почему-то задержавшийся в башне, понимает на строение друга, но не сочувствует ему — пусть в другой раз не ошибается! Он приступает к делу прямо, без обиняков: — Не понимаешь ты, Николай, что тех ника наша — тот же часовой механизм. Только там пружина все двигает, а в по сту — ты. А потому твердо знай дело. Недосмотришь оком, заплатишь боком, и так иногда бывает. В оружии — сила наша. Евгений почти одного роста с Николаем. П глаза у него тоже под цвет, моря, и ру ки такие же, как у Бачкова, — мускули стые, цепкие. А вот работает он у своих приборов ловчее. Глядит на него Бачков, и ему становится обидно, почему не мо жет угнаться за другом! Разочарованный, он говорит: — Тяжело на тренировках в походе... — Верно, — соглашается Кувайсков. — А ты не хнычь. На фронте, говорят, труднее бывало... Выдержки у тебя не хва тает. А в штормовом походе. без нее на шему брату, что соловью без песни. Труд но, а ты стой, смотри в оба, а иначе как же?.. Бачкову нечего возразить. Кувайсков прав. Утром старшина приходит в централь ный пост, чтобы провести занятие по спе циальности. Отрощенко высокий, широко плечий. Лоб у него покатый, нос чуточку вздернут, с россыпью веснушек. Тонкие губы поджаты. Глаза большие, светлые, пытливо смотрят из-под густых бровей. Старшина об’являет очередную тему заня тий и начинает об’яснять значение меха низмов курсовых углов, подчеркивает важность точной корректуры и вдруг об ращается к старшему матросу Бачкову: — Проделайте все на материальной части последовательно, не торопясь... Воин действует правильно. Старшина доволен. «А все-таки этот Бачков толко вый парень. Правда, с характером, но не беда — обомнется», — думает он. — У кого есть вопросы? — спраши вает Отрощенко. — Все ясно? Садитесь, Бачков. Неплохо ответили, — скупо хва лит старшина и продолжает рассказ. В словах Отрощенко чувствуется горячая любовь к своему оружию. Слушает его Бачков и думает: «Может быть, старши на не так уж придирчив, как мне кажет ся? Не зря он меня ругал?». Но прохо дит некоторое время, и Бачков убеж дается — он у командира, что бельмо на глазу. На каждом шагу его преследуют зоркие глаза старшины. Стоило, например, Бачкову сегодня показаться с нечищен ными пуговицами, старшина сразу «за сек». Подозвал, приказал привести в по рядок обмундирование. Отрощенко за свою многолетнюю служ бу вырастил много замечательных специ алистов. Велика честь воспитывать моря ков верными защитниками нашей Ро дины! Отрощенко этому благородному де лу отдаст все свои силы и знания. Опыт ный старшина добивается, чтобы его под чиненные были смелыми, мужественными воинами. А это трудная работа. Стремясь достойно ознаменовать XX с’езд Коммунистической партии, артэлек- трики трудятся вдохновенно. Много нов шеств сделали они на боевом посту. Вот последние факты. Раньше в центральном посту трудно было расслышать команду управляющего огнем, сейчас — другое дело.^Моряки под руководством старшины и лейтенанта Большакова смонтировали громкоговорящую связь. Они установили прибор, по которому командир группы уп равления контролирует положение башни. Большинство артэлектриков — знатоки своего дела, сам Отрощенко — первоклас сный специалист. II чем больше старшина радуется успе хам подчиненных, тем больше беспокоит ся он о Бачкове. А сейчас, в предпразд ничные дни, Отрощенко волнует и другое. На днях — выход в море. Артэлектрнки дали слово отлично провести поход. Комендоры будут решать ответственную огневую задачу. Сумеет ли Бачков безоши бочно работать на корректуре? А Бачков в это время хлопотливо при водит в порядок свое заведывание. Он усердно изучает технику. Вот и сей час Бачков хлопочет у механизмов. Коротко остриженные волосы стоят ер шиком. Лицо смуглое, немного погру бевшее от морского ветра, выглядит серьезно. Подходит старшина Отрощенко. Он молча наблюдает за действиями арт- электрика. Бачков невольно думает: «Опять что-нибудь заметит неподходящее и отчитает». Но каково его удивление, когда старшина говорит лишь три слова: — Будете обеспечивать стрельбы. Бачков настолько обрадован доверием старшины, что впопыхах бормочет: — Что вы... Да я.., — потом вдруг твердо говорит: — Есть!.. А утром корабль вышел в море. В цент ральном посту тот же шум моторчиков, те же щелчки механизмов. Сухо стучит реле... Все артэлектвики сосредоточены. Старшина 1 статьи Отрощенко проверяет целость предохранителей, потом подходит к Бачкову. Тот стоит у корректуры, лицо его спокойно. Корабль ложится на боевой курс. Это слышно по вздрагиванию его корпуса и чуть заметному крену на левый борт. — Начать наблюдение!.. — слышится команда управляющего огнем. Все прихо дит в движение. Идет выработка парамет ров движения цели. Бачков пока ничего не делает, ждет своей команды. II вот она поступает: — Пристрелка!.. Орудие зарядить!.. Бачков плавно вращает рукоятку кор ректуры прицела. Он гордится доверием командира, но все же волнуется. Брови артэлектрика напряженно сдвинуты. Все хорошо! Воин командует: — ...К залпу!.. Звучит ревун, и в то же мгновение ко рабль вздрагивает всем своим стальным телом. Это стреляет главный калибр. «Как упали снаряды? — тревожно думает Бачков. — Все ли сделал я правильно?». — Поражение! — слышится голос уп равляющего огнем. «Значит, все хорошо!», — Бачков про должает работать. Но странно — волне ние вдруг исчезло, и он совершенно спо коен, словно выполняет самое простое будничное дело... А залпы следуют один за другим... II только, когда все yjiix.io , с главного командного пункта сообщают — данные центральный пост выработал точно, комендоры поразили цель. Старшина Отрощенко добродушно улы бается и, видя радостное лицо Бачкова, говорит: — Ну вот, теперь я уверен — будете настоящим классным артэлектриком. Только не зазнавайтесь. Помните — пре дела боевого мастерства нет. — Ясно, товарищ старшина! — в го лосе Бачкова гордость за высокое звание защитника Родины. Лейтенант А. ЗОЛОТОТРУБОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz