На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.

2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 ноября 1955 г., № 262 (5414). Хорошо подготовиться к экзаменам на классность Волнующие дни переживает наша Ро­ дина. Труженики страны стремятся оз­ наменовать XX с’езд Коммунистической партии новыми успехами в труде. На заводах и фабриках, на колхозных по­ лях и промышленных предприятиях — всюду советские люди самоотверженно трудятся на благо любимой Отчизны. Вместе со всем советским народом во- ины-североморцы готовят достойную встречу XX с'езду Коммунистической партии. В морских походах они совер­ шенствуют свое мастерство, повышают боевую готовность. Сейчас, когда приближаются экзаме­ ны на классность, моряки учатся с еще большим напряжением сил. На заняти­ ях и тренировках,, в море и на якоре они отрабатывают свои действия до ав­ томатизма, стараются заслужить почет­ ное звание классного специалиста. Повышать знания по специальности Наши кораблп оснащены замечательной боевой техникой. На каком бы посту ни стоял военный моряк, какие бы обязанно­ сти он ни выполнял, ему приходится иметь дело со сложными механизмами. Для то­ го, чтобы умело и полностью использовать все возможности корабельной техники, нужны знания, навыки. Вот почему необ­ ходимо изо дня в день повышать свои знания по специальности. Вопросу повышения классности в на­ шем подразделении уделяется большое внимание. Недавно, например, проходило заседание комсомольского бюро с вопросом: «Как я готовлюсь стать классным специа­ листом». На него были приглашены комсо­ мольцы, готовящиеся стать специалиста­ ми первого класса. После информации офи­ цера Кунтина комсомольцы рассказали о том, как они повышают свои знания но специальности. Классный специалист старший матрос Федоров по указанию командира под­ готовил и провел техническое собеседо­ вание на тему: «Устройство и назна­ чение линии вала». Федорову помог хорошо подготовиться классный специа­ лист, отличник боевой и политической подготовки Абраменков. Собеседование прошло на высоком техническом уровне. Классный специалист комсомолец Пот- дюк с помощью офицера Кунтина подго­ товил и провел техническое собеседование на тему: «Устройство и назначение глав­ ного паропровода». Доклад Попадюка был интересным и содержательным. Чертежи и схемы помогли воинам лучше разобрать­ ся в устройстве механизма. «Устройство и назначение циркуляци­ онного насоса» — на такую тему провел техническое собеседование тов. Сметанин. Старший матрос Рысаев рассказал матро­ сам об устройстве и назначении маневро­ вого клапана. Он об’яснил также инст­ рукцию по обслуживанию маневрового устройства на ходу корабля. Такие собеседования помогают глубже изучить свою специальность. В настоящее время у нас подготовлено техническое собеседование на тему: «Уст­ ройство системы закрытого питания, на­ значение главного турбо-зубчатого агре­ гата». В изучении механизмов большую роль играют наглядные пособия, которые изго­ товили машинисты-турбинисты Овсянкин, Болилый, Пронин, Сергеенко и другие. Си­ лами этих же воинов сделаны чертежи главных турбин. Личный состав хорошо понимает, что сейчас самой важной задачей является быстрый ввод в строй нового пополнения, обучение молодых матросов специально­ сти. Для этого надо настойчиво и стара­ тельно изучать специальность, в полной мере использовать каждое занятие, осо­ бенно — выходы корабля в море. И моряки стремятся с успехом решить эту задачу. Они не жалеют ни сил ни энергии на учебу. Нашим лучшим подарком XX с’езду КПСС будет успешная боевая учеба, рост специалистов высокого класса. Старшина 1 статьи П. ПАРАХНЕВИЧ. Комендоры на тренировках Сигнал. Матросы на своих местах. Стар­ шина 2 статьи Мусихин проницательным взглядом окидывает подчиненных. Вот сто­ ит матрос Скоморохов. На всех трениров­ ках он работал безошибочно. Не должен подвести! Рядом с ним матрос Скориков — тоже хороший комендор. Но смогут ли все слаженно работать? Что покажет пер­ вый залп? Эти мысли тревожили Мусихи- на. Проходят минуты томительного ожида­ ния. Но вот поступают данные о цели. Слышатся доклады, одна за другой посту­ пают команды. Башня ожила. Раздается первый залп, затем второй, третий... Без­ отказно действует боевая техника. Сноро­ висто и четко работают моряки. Задача выполнена успешно. Все снаряды легли в цель. Александр Мусихин облегченно вздыхает. К нему подходит старшина баш­ ни. — Неплохой результат, — говорит он, — но больше тренируйте воинов. Подго­ товка к сдаче на классность — нелегкая работа. Комендоры должны до мельчай­ ших деталей знать свою специальность. Мусихин хорошо понимал, что необхо­ димо больше внимания уделять практиче­ ским действиям на боевом посту, научить матросов точному выполнению команд. С целью лучшей подготовки расчета к сдаче на классность он часто проводит трени­ ровки, отрабатывает с комендорами раз­ личные вводные. После каждого занятия Мусихин усложняет задачи комендорам. Если на вчерашней тренировке был до­ стигнут хороший результат, нормативное время выполнено, то сегодня такой успех уже кажется далеко не пределом. Его на­ до во что бы то ни стало перекрыть. В этом и заключается классность и мастер­ ство артиллеристов. Одними плановыми занятиями старшина 2 статьи Мусихин не ограничивался. Он не упускал случая, чтобы потренировать расчет на боевом посту в выполнении вводных. Старшина знал, как высоки тре­ бования при сдаче на классность, поэтому придирчиво присматривался к действиям комендоров, указывал на конкретные ошибки каждого. Работая заряжающим, старший матрос Скориков выполнял уста­ новленные нормативы. Но четко действо­ вать ему удавалось лишь в течение ко­ роткого времени. Если же приходилось работать дольше, он уставал, ослаблял темп, а порой допускал и неточности. Было однажды так. Скориков трениро­ вался в заряжании орудия. Работал он усердно, но не так, как требует инструк­ ция. Вместо того, чтобы заряд положить одним концом в лоток заряжания, а затем скользящим способом дослать его в каме­ ру орудия, Скориков, держа заряд на весу, сразу посылал его в камеру. Тем самым он затруднял и усложнял свою работу. Старшина Мусихин, взяв снаряд в ру­ ки, об’яснил: — Посылая снаряд прямо в камеру, вы можете попасть во втулку замка. Вот смотрите, как надо делать. * Мусихин едва уловимым толчком, ловко и, казалось, совсем легко, дослал заряд в казенник. — Так вы и поступайте. Давайте-ка, продолжим тренировку. — Тяжело, товарищ старшина, — по­ жаловался старшин матрос Скориков. — Верно, нелегко. Но в бою будет трудней, — сказал старшина. — К это­ му мы и готовим себя сейчас. А через несколько минут на боевом по­ сту снова начинается учеба. Старший ма­ трос Скоморохов отлично справлялся с обязанностями заряжающего. Готовясь к повышению классности, он усердно ос­ ваивал обязанности замочного. У Скомо- рохова на первых порах дело не ладилось. Постановка орудия на «товсь» и с’емка требует большой натренированности. Это­ го как раз и не хватало старшему ма­ тросу. Когда он первый раз поставил ору­ дие на «товсь», а затем стал приводить рукоятку в исходное положение, резуль­ тат получился неважный. Взявшись за рукоятку «товсь», комендор отжал крю­ чок. Под действием пружины освободив­ шийся «флажок» больно ударил его по руке. Скоморохов не подал и виду, что ему больно. Но Мусихин заметил это. Старшину не проведешь, потому что од­ нажды по молодости пришлось и ему ис­ пытать такое же. — Что с рукой? Больно? — спросил командир орудия. — Малость задело, — отводя руку за спину, смущенно ответил комендор. Неу­ добно ему перед командиром — отличник боевой и политической подготовки, хоро­ шо знает свое дело, не первый год слу­ жит в башне и вот тебе — руку ушиб. А Мусихин будто не заметил растерянно­ сти Скоморохова, подошел ближе. — Осторожнее надо работать, — гово­ рит старшина и, немного помедлив, про­ должает: — У меня тоже такое случалось, когда я был замочным. А потом потрени­ ровался — стало лучше получаться. С кем не бывает? Главное — отрабатывайте точность действий. Это требование пред’- является к каждому классному специали­ сту. Мусихин так легко проделал весь про­ цесс постановки и с’емки «товсь», что Скоморохову и без слов стало понятно — практические навыки, тренировка — вот главное в работе замочного. А старшина, положив руку на рукоятку качающегося лотка, спокойно заметил: — И руку деря;ите покрепче. — Ясно, товарищ старшина, — сказал комендор. — Разрешите мне еще раз по­ пробовать? Мусихин не сомневался в том, что Ско­ морохов поймет его. Пусть даже не сразу, пусть придется еще несколько раз об’яс- нить комендору. Не в этом дело. Главное — научить правильно действовать. — Только не торопитесь, — сказал старшина. — Старайтесь первый раз сде­ лать медленно, но правильно. А в другой раз будете добиваться быстроты. Скоморохов стал выполнять вводную, но снова допустил неточность. Старшина остановил комендора, еще раз показал, как правильно работать у механизма. Те­ перь моряк делает все верно. Мусихин уверен — пройдет еще несколько трени­ ровок, и Скоморохов сможет с чистой ду­ шой сдавать на классность. Ведь не умел раньше старшин матрос Скориков пра­ вильно держать заряд, а теперь он дей­ ствует мастерски. Через некоторое время и Скоморохов станет отличным замочным. Новые походы ждут моряков. В море, в борьбе с трудностями они закаляются. На тренировках они повышают свое боевое мастерство, готовятся стать классными комендорами. Старшина 2 статьи А. САПОЖНИКОВ. Д о б ь ё м с я п о ч ё т н о г о з в а н я л Быть классным •специалистом — большая честь. Классный специалист это мастер своего дела. В любое время и в любой обстановке он обеспечит безотказную работу механизмов, в трудную минуту примет правильное решение. Многие наши матросы стремятся заслужить почетное звание классного спе­ циалиста. С этой целью они усердно изучают материальную часть, учатся грамотно ею управлять. Хороших результатов в учебе добились матросы Седых. Амелии и старший матрос Роппе. Эти товарищи прекрасно понимают, что только твердое зна­ ние инструкций, четкое их выполнение обеспечат бесперебойную работу механиз­ мов, принесет положительные результаты. Особенно следует отметить старательность в учебе-матроса Седых. Являясь спе­ циалистом второго класса, он готовится сдать на первый класс. Воины нашего подразделения^ встречают праздник Великого Октября новыми успехами в боевой и политической подготовке. Матрос И. ЩЕРБИНИН. Радиограмма принята Сквозь треск телефонов прорывается телеграфная работа. «Мой позывной», — думает вахтенный радист матрос Пешков. Левой рукой он плавно двигает ручку настройки приемни­ ка, а правой записывает в журнал ра­ диограмму. Работа корреспондента быстрая. Но ра­ дист принимает уверенно. Классный специалист матрос Пешков, как всегда, уверенно держит связь. Это не случайно. Воин отлично изучил тео­ рию радиотехники, материальную часть четко работает на ключе, всегда безоши­ бочно принимает радиограммы, даже в ус­ ловиях больших помех. А ведь до службы Пешков почти не имел представления о радиотехнике. С первых же дней обуче­ ния ему пришлось столкнуться с больши­ ми трудностями. * Особенно много времени Пешков уделял передаче на ключе. Все свободное время он проводил в радиорубке, принимал тек­ сты, садился на подвахту, учился быстро записывать принятые радиограммы, пра­ вильно оформлять записи в вахтенном журнале. Порой не удавалось быстро записать текст. — Вы больше тренируйтесь, будет по­ рядок, — сказал старшина радисту. — Старайтесь не отрывать карандаш от бу­ маги. Прислушиваясь к совету старшины, Пешков добился четкости в приеме и пе­ редаче текстов. Трудолюбие и настойчи­ вость привели моряка к успеху. При про­ верке знании он сдал на второй класс. Сейчас матрос Пешков много трени­ руется, изучает аппаратуру для того, что­ бы повысить классность. Радист много читает специальной литературы. Передо­ вой воин не только сам основательно го­ товится к экзаменам, но и помогает в этом молодым радистам. Матрос В. БЫЧКОВ. Больше настойчивости Моряки нашего корабля используют для подготовки на классность каждую минуту учебного времени. Они постоянно повыша­ ют свои знания и практические навыки. В дальнем плавании, когда корабль вы­ полнял боевое задание, матросы п старши­ ны, несмотря на штормовую погоду, гото­ вились к сдаче на классность. У нас ре­ гулярно проводились занятия по изуче­ нию устройства материальной части, от­ дельных механизмов. Много труда в обу­ чение моряков воинскому мастерству вкла­ дывают старшина 1 статьи Рисов, стар­ шины 2 статьи Потапов и Фатиев. Старшина 1 статьи Рисов на занятиях по специальности терпеливо раз’ясняет подчиненным устройство сложных меха­ низмов. Старшины 2 статьи Потапов и Фатиев проводят тренировки по отработке нормативов в заделке «пробоин», переходу от нормальной работы механизмов на ава­ рийную, устранению «неисправностей». В подготовке к сдаче на классность большую роль играет и самостоятельная работа. Каждый матрос и старшина в сво­ бодное от службы время читает техниче­ скую литературу. Старшему матросу Форись очень трудно давалось знание материальной части и военно-морского дела. Но он настойчиво учился. Моряк стал специалистом второго класса. Сейчас старший матрос Форись будет сдавать экзамены на первый класс. Готовясь сам. он передает свой опыт моло­ дым воинам. Систематически повышают свои знания старшие матросы Грее, Фролов и многие другие. К сожалению, у нас есть и такие това­ рищи, которые халатно относятся к сдаче на классность. Например, матросы Фирсов и Вишняков заявляют, что они уже зна­ ют свою специальность. А на самом деле эти матросы многое еще не изучили. Сдача на классность — серьезное и от­ ветственное дело. Поэтому каждому матро­ су надо тщательно готовиться. Только при этом условии мы добьемся высоких пока­ зателей. Старшина 1 статьи Ф. РАШИТ. Смотреть вперед, добиваться новых успехов С отчетно-выборного партийного собрания Личный состав подразделения малых кораблей добился значительных успехов в боевой и политической подготовке. Два го­ да подряд он удерживает переходящий приз, завоеванный на состязательных по­ исках. В подразделении выросли ряды отличников и классных специалистов, по­ высилась воинская дисциплина. Незадолго до отчетно-выборного партийного собра­ ния морские охотники снова участвовали в состязательном поиске. Матросы, стар­ шины и офицеры, стремясь достойно встретить всенародный щ\аздннк — 38-ю годовщину Великой Октябрьской социали­ стической революции и XX с’езд Коммуни­ стической партии, с большим политиче­ ским под’емом готовились к выходу в мо­ ре. И на этот раз моряки действовали безукоризненно. После возвращения кораблей с плава­ ния в подразделении состоялось отчетно- выборное партийное собрание. Докладчик и выступавшие в прениях коммунисты го­ ворили о том, что личный состав успеш­ но решил ряд практических задач по бое­ вой подготовке, высоких показателей до­ бились воины на итоговых политических занятиях. II все же основное внимание как секретарь, так и выступавшие сосре­ доточили на еще не решенных вопросах. На собрании многие коммунисты гово­ рили о той помощи, которую оказывала командиру партийная организация в бое­ вой и политической подготовке личного состава. Не раз упоминались фамилии коммунистов Бука и Чеснокова. Это пере­ довые воины, дисциплинированные, ис­ полнительные, отлично знающие свое де­ ло. Хороших показателей добились в служ­ бе их подчиненные, многие из которых стали классными специалистами, отлични­ ками боевой и политической подготовки. Однако коммунисты Бук и Чесноков да­ леки от того, чтобы кичиться успехами, зазнаваться. Об этом свидетельствуют их выступления на собрании. Коммунист Бук отмечал, что боевая уче­ ба личного состава порой проходит однобо­ ко. Например, корабль готовился к состя­ зательному поиску, и личный состав зани­ мался только этим вопросом, а многие другие важные задачи оставались нере­ шенными. Занятия по специальности и тренировки проводились зачастую фор­ мально, допускались послабления и упро­ щенчество. Так, старший матрос Лотов на тренировке действовал, как говорится, «на пальцах». Свое заведывание к работе он не подготовил, не выверил по высоте даль­ номер. Другой военнослужащий — Бугров явился по тревоге на свой пост без^ необ­ ходимых на случай фактических действий таблиц. Тем самым он заранее ставил себя в условия, когда осуществлять бое­ вую учебу по-настоящему, как это тре­ бует современный бой, было нельзя. Об элементах формализма в боевой под­ готовке молодых матросов говорил клас­ сный специалист командир отделения ру­ левых старшина 2 статьи коммунист Лут: — К нам на корабль прибыло новое по­ полнение. Естественно, что мы, старослу­ жащие, считаем своим долгом как можно скорее подготовить из новичков хороших специалистов, умелых, дисциплинирован­ ных моряков. Многое в этом отношении делается. Но порой случается, что к заня­ тиям с молодыми матросами относятся формально. Старшина 2 статьи Лут привел пример, который произошел с ним. Однажды за час до начала учебы ему поручили прове­ сти занятие по теме: «Устройство компа­ са». На подготовку времени пе оставалось, и пришлось излагать матросам материал, пользуясь старым багажом знаний. Конеч­ но, такой подход к организации боевой подготовки отрицательно сказывается на усвоении материала личным составом. Коммунист сделал замечание в адрес бюро, которое недостаточно глубоко вни­ кало в вопросы боевой учебы моряков, и поэтому помощь, оказываемая партийной организацией командиру в этом направле­ нии, не всегда была действенной. Занятия по специальности иногда срывались, от­ дельные матросы не присутствовали па них без уважительной причины. Но бюро зачастую проходило мимо подобных явле­ ний. не всегда оперативно мобилизовыва­ ло партийную организацию на борьбу с ними. Здесь следует заметить, что не слу­ чайно, видимо, и в отчетном докладе сек­ ретаря мало говорилось о том, как комму­ нисты боролись с формализмом и упрощен­ чеством в боевой подготовке. Не все коммунисты еще являются при­ мером в овладении своей специальностью.^ Член КПСС Братанов подверг справедли-щ вой критике коммуниста Кочергина. кото­ рый отстает в учебе, мало работает над повышением своих специальных знаний. Существенные пробелы имеются также в службе кандидата в члены КПСС Корнило­ ва, коммунистов Бирюкова и Зуева. Этих товарищей резко критиковали многие вы­ ступавшие. От них требовали изменить отношение к своим обязанностям, напря­ женней работать над повышением знаний но специальности. • Коммунист Летчфорд посвятил свое вы­ ступление подготовке гидооакустиков. Он отмечал, что партийная организация, ока­ зывая помощь командиру, проделала из­ вестную работу ио воспитанию этой категории специалистов. В подразделе­ нии выросли замечательные мастера свое­ го дела, такие, как старшины 2 ста­ тьи Яциняк, Ганин, Анферов. За самоот- веря:енные, отличные действия в послед­ нем походе командование флота награди­ ло передовых воинов именными часами. — Но мы мало еще заботимся о под! товке достойной замены этим специали стам, — продолжал тов. Летчфорд. — В одном из походов на место старшины 2 статьи Яциняка назначили матроса Угарова. II что же получилось? Угаров со своей задачей не справился, и его при­ шлось снять с вахты. Выходит, что учеба молодых специалистов проводится недо­ статочно продуманно. Партийная органи­ зация мало внимания уделяла распростра­ нению опыта передовых моряков, слабо популяризировала лучших старшин, масте­ ров воспитания и обучения подчиненных. А таких людей в подразделении немало. На корабле, где служит коммунист мичман Сидоренко, есть старший матрос Пешкоз. Он классный специалист, дисциплиниро­ ванный моряк. Большую действенную по­ мощь оказывает Пешков молодым матро­ сам. Благодаря ему некоторые из них до­ бились существенных успехов в боевой подготовке. Уже несет самостоятельную вахту недавно пришедший на корабль ма­ трос Матыванс. Но опыт старшего матроса Пешкова не стал достоянием экипажей других кораблей. Коммунисты по-деловому обсудили от­ четный доклад. Личный состав подразде­ ления малых кораблей имеет значитель­ ные достижения. Но выступавшие в пре­ ниях товарищи меньше всего говорили об этих успехах. Они вскрыли немало пробе­ лов в работе партийной организации, на­ метили конкретные пути устранения не­ достатков. В выступлениях коммунистов не чувствовалось самоуспокоенности. От этого их предостерегали слова из речи Н. С. Хрущева при вручении ордена Красного Знамени городу-герою Севастопо­ лю, написанные на плакате, вывешенном в помещении, где проводилось отчетно-вы­ борное партийное собрание: «Нужно пом­ нить, что самоуспокоенность и зазнайст­ во — это вреднейшее дело, которое иг­ рает только на руку нашим врагам, вра­ гам Советского государства». Партийное собрание в своем решенпп потребовало от всех коммунистов уделять больше внимания боевой учебе моряков. Можно не сомневаться, что новый состав бюро мобилизует партийную организацию на оказание более действенной помощи командиру в борьбе за дальнейшее повы­ шение специальных знаний личного со­ става. в воспитании у воинов высоких ка­ честв. необходимых для победы в совре­ менном морском бою. Сейчас непрерывно совершенствуется техника, которой осна­ щаются наши корабли, усложняются за­ дачи, которые приходится решать личному составу. Чтобы не отстать, нужно смот­ реть вперед, неустанно добиваться новых успехов. Е. ДНЕПРОВ. В Ы с о к а я ч е с ш Ь Ярким электрическим светом залит центральный пост крейсера. Слышится легкое шуршание моторчиков, щелканье контактных приспособлений. Идет трени­ ровка. Моряки отрабатывают действия по стрельбе. Очередная команда: — Пристрелка, очередь!.. Старший матрос Николай Бачков стоит у прибора. Кажется, все верно. Слегка повернув ручку механизма вправо, он не­ громко произносит: — К залпу!.. Звучит ревун. Все идет своим чередом, и Бачкову кажется, что работает он не хуже других. Окончена тренировка. Стар­ шина 1 статьи Виктор Отрощенко делает разбор. Он указывает старшему матросу Кувайскову, что надо четче докладывать о повороте своего корабля, графисту стар­ шему матросу Чемате о том, что необхо­ димо внимательнее следить за изменением кривой. Потом старшина команды подхо­ дит к Бачкову и, хмурясь, говорит: — Плохо работали. Механически вы­ полняли команду, не вникали в ее смысл. Зачем работали на одном прицеле? Вот и ориентируйся управляющий огнем по ва­ шим показаниям... Сколько говорил: глаз да глаз здесь нужен, а вы все лихо, на авось... — Поторопился малость, товарищ стар­ шина, — виновато говорит Бачков и отво­ дит взгляд в сторону. — Вижу, а только частенько с вами приключения бывают. То вы неточно устанавливаете баллистические данные, то не следите за согласованностью шкал... Словом, худо, никуда не годится. Разве можно допустить вас к стрельбе? Чего доброго, и там напутаете. Соображать нужно, что и как. Грош цена быстроте, если она проку не дает. Старшина приказывает привести боевой Старшина 1 статьи В. Отрощенко пост в исходное положение и уходит в кубрик. Бачков протирает коллектор. Он сердится на все — и на механизмы, и на хлопотливое дневальство — устал за ночь, на море, которое с утра штормит. Почему не замечает старшина, как хоро­ шо Бачков производит расчеты, не видит, что он назубок знает устройство меха­ низмов заведывания. Оплошал раза два... Так с кем такое не случается?! И начи­ нает Бачков вспоминать прошедшее. Скольких трудов стоило ему^ попасть на флот. Еще с детства Николай мечтал о море, о кораблях, о штормах и далеких походах. Ему нравилась любая профессия моряка — и радиста, и торпедиста, и сиг­ нальщика, и моториста. Но больше всего Бачкову хотелось стать комендором. Вот где можно отличиться! II Николай добился своего. А пришел на корабль — и все пошло иначе. Правда, в башне воин работал неплохо, а перевели в централь­ ный пост — не то. Здесь техника слож­ нее. Все пошло рывками. Почему? Неуже­ ли не может? А как полюбился ему этот уютный пост! Где надо — почистит, подкрасит, блеск наведет. Николай представляет, как сейчас стар­ шина «расписывает» его командиру под­ разделения лейтенанту Большакову. И от этого Бачков злится еще больше. Это вид­ но по егс хмурому лицу и часто вздраги­ вающим бровям. Старший матрос Кувайсков, почему-то задержавшийся в башне, понимает на­ строение друга, но не сочувствует ему — пусть в другой раз не ошибается! Он приступает к делу прямо, без обиняков: — Не понимаешь ты, Николай, что тех­ ника наша — тот же часовой механизм. Только там пружина все двигает, а в по­ сту — ты. А потому твердо знай дело. Недосмотришь оком, заплатишь боком, и так иногда бывает. В оружии — сила наша. Евгений почти одного роста с Николаем. П глаза у него тоже под цвет, моря, и ру­ ки такие же, как у Бачкова, — мускули­ стые, цепкие. А вот работает он у своих приборов ловчее. Глядит на него Бачков, и ему становится обидно, почему не мо­ жет угнаться за другом! Разочарованный, он говорит: — Тяжело на тренировках в походе... — Верно, — соглашается Кувайсков. — А ты не хнычь. На фронте, говорят, труднее бывало... Выдержки у тебя не хва­ тает. А в штормовом походе. без нее на­ шему брату, что соловью без песни. Труд­ но, а ты стой, смотри в оба, а иначе как же?.. Бачкову нечего возразить. Кувайсков прав. Утром старшина приходит в централь­ ный пост, чтобы провести занятие по спе­ циальности. Отрощенко высокий, широко­ плечий. Лоб у него покатый, нос чуточку вздернут, с россыпью веснушек. Тонкие губы поджаты. Глаза большие, светлые, пытливо смотрят из-под густых бровей. Старшина об’являет очередную тему заня­ тий и начинает об’яснять значение меха­ низмов курсовых углов, подчеркивает важность точной корректуры и вдруг об­ ращается к старшему матросу Бачкову: — Проделайте все на материальной части последовательно, не торопясь... Воин действует правильно. Старшина доволен. «А все-таки этот Бачков толко­ вый парень. Правда, с характером, но не беда — обомнется», — думает он. — У кого есть вопросы? — спраши­ вает Отрощенко. — Все ясно? Садитесь, Бачков. Неплохо ответили, — скупо хва­ лит старшина и продолжает рассказ. В словах Отрощенко чувствуется горячая любовь к своему оружию. Слушает его Бачков и думает: «Может быть, старши­ на не так уж придирчив, как мне кажет­ ся? Не зря он меня ругал?». Но прохо­ дит некоторое время, и Бачков убеж­ дается — он у командира, что бельмо на глазу. На каждом шагу его преследуют зоркие глаза старшины. Стоило, например, Бачкову сегодня показаться с нечищен­ ными пуговицами, старшина сразу «за­ сек». Подозвал, приказал привести в по­ рядок обмундирование. Отрощенко за свою многолетнюю служ­ бу вырастил много замечательных специ­ алистов. Велика честь воспитывать моря­ ков верными защитниками нашей Ро­ дины! Отрощенко этому благородному де­ лу отдаст все свои силы и знания. Опыт­ ный старшина добивается, чтобы его под­ чиненные были смелыми, мужественными воинами. А это трудная работа. Стремясь достойно ознаменовать XX с’езд Коммунистической партии, артэлек- трики трудятся вдохновенно. Много нов­ шеств сделали они на боевом посту. Вот последние факты. Раньше в центральном посту трудно было расслышать команду управляющего огнем, сейчас — другое дело.^Моряки под руководством старшины и лейтенанта Большакова смонтировали громкоговорящую связь. Они установили прибор, по которому командир группы уп­ равления контролирует положение башни. Большинство артэлектриков — знатоки своего дела, сам Отрощенко — первоклас­ сный специалист. II чем больше старшина радуется успе­ хам подчиненных, тем больше беспокоит­ ся он о Бачкове. А сейчас, в предпразд­ ничные дни, Отрощенко волнует и другое. На днях — выход в море. Артэлектрнки дали слово отлично провести поход. Комендоры будут решать ответственную огневую задачу. Сумеет ли Бачков безоши­ бочно работать на корректуре? А Бачков в это время хлопотливо при­ водит в порядок свое заведывание. Он усердно изучает технику. Вот и сей­ час Бачков хлопочет у механизмов. Коротко остриженные волосы стоят ер­ шиком. Лицо смуглое, немного погру­ бевшее от морского ветра, выглядит серьезно. Подходит старшина Отрощенко. Он молча наблюдает за действиями арт- электрика. Бачков невольно думает: «Опять что-нибудь заметит неподходящее и отчитает». Но каково его удивление, когда старшина говорит лишь три слова: — Будете обеспечивать стрельбы. Бачков настолько обрадован доверием старшины, что впопыхах бормочет: — Что вы... Да я.., — потом вдруг твердо говорит: — Есть!.. А утром корабль вышел в море. В цент­ ральном посту тот же шум моторчиков, те же щелчки механизмов. Сухо стучит реле... Все артэлектвики сосредоточены. Старшина 1 статьи Отрощенко проверяет целость предохранителей, потом подходит к Бачкову. Тот стоит у корректуры, лицо его спокойно. Корабль ложится на боевой курс. Это слышно по вздрагиванию его корпуса и чуть заметному крену на левый борт. — Начать наблюдение!.. — слышится команда управляющего огнем. Все прихо­ дит в движение. Идет выработка парамет­ ров движения цели. Бачков пока ничего не делает, ждет своей команды. II вот она поступает: — Пристрелка!.. Орудие зарядить!.. Бачков плавно вращает рукоятку кор­ ректуры прицела. Он гордится доверием командира, но все же волнуется. Брови артэлектрика напряженно сдвинуты. Все хорошо! Воин командует: — ...К залпу!.. Звучит ревун, и в то же мгновение ко­ рабль вздрагивает всем своим стальным телом. Это стреляет главный калибр. «Как упали снаряды? — тревожно думает Бачков. — Все ли сделал я правильно?». — Поражение! — слышится голос уп­ равляющего огнем. «Значит, все хорошо!», — Бачков про­ должает работать. Но странно — волне­ ние вдруг исчезло, и он совершенно спо­ коен, словно выполняет самое простое будничное дело... А залпы следуют один за другим... II только, когда все yjiix.io , с главного командного пункта сообщают — данные центральный пост выработал точно, комендоры поразили цель. Старшина Отрощенко добродушно улы­ бается и, видя радостное лицо Бачкова, говорит: — Ну вот, теперь я уверен — будете настоящим классным артэлектриком. Только не зазнавайтесь. Помните — пре­ дела боевого мастерства нет. — Ясно, товарищ старшина! — в го­ лосе Бачкова гордость за высокое звание защитника Родины. Лейтенант А. ЗОЛОТОТРУБОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz