На страже Заполярья. 1955 год. Ноябрь.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 ноября 1955 г., N° 261 (5413). Н а п р о с т о р а х Р о д и н ы л ю б и м о й ШШ Н а б о д Ьш и х в Ы с о ш а х Гвардии капитан Владислав Юсуповский неустанно совершенствует летное мастерство Раннее заполярное утро. Над широким летным полем, окаймленным крутыми ска лами, стоит неумолчный мощный гул авиационных турбин. Сегодня летчики- истребители совершат свой очередной по лет на больших высотах. Нм предстоит выдержать сложный воздушный бой. Гвардии капитан Владислав Юсупов ский, готовясь к вылету, тщательно про думал свои действия в воздухе, правила пилотирования на всех режимах, произ водство маневров. Все его мысли были сосредоточены на том, чтобы создать неожиданную для «противника» обстанов ку. II когда командир, проводя розыгрыш полета, ставил перед летчиками вводные задачи, Юсуповский быстро решал их. Он, хорошо натренировавший свой организм, постигший специфику воздушного боя и все особенности пилотирования истребите ля на больших высотах, настойчиво го товил и своего ведомого. Юсуповский выд винул перед ним требование, чтобы под чиненный овладел искусством короткой, напористой и точной атаки, предопреде ляющей минимальную ее длительность. — При этом главное внимание истреби телей, — говорил ведущий, — фикси руется на тактически грамотном пилоти ровании машины в высотном бою: нельзя допускать резких эволюций, особенно в момент выхода из атаки. Резкий боевой разворот, который так удобен и привычен в заключительный момент атаки на ма лых и средних высотах, в данном случае неизбежно приводит к утрате атакующим своего преимущества и сразу ставит его в крайне невыгодное положение. — Современный воздушный бой*,' продолжал гвардии капитан, — это преж де всего групповой бой. Поэтому нашаП($а- дача — всемерно овладевать им, стре миться к более совершенному, новому. ...Незаметно подошло время вылета. Краснозвездные реактивные истребители на старте. Взлет разрешен! Самолет, управляемый умелыми руками гвардии капитана Юсуповского, делает стремительный разбег и плавно отрывает ся от земли. Точное направление взлета, ровное выдерживание на определенной высоте, плавный переход в набор высо ты — все это свидетельствовало о высо ком летном мастерстве офицера. — Умеет летать и любит летать, — говорит командир, наблюдая за самолетом тов. Юсуповского. Ведущий и ведомый скрылись за аэро дромом. Они точно выдерживают место в строю. Вскоре истребители входят в об лака, продолжая набирать высоту. Прибо ры отсчитывают сотни, тысячи метров. Машины поднимаются все выше и выше. Достигнув заданной высоты, самолеты на чинают искать друг друга. Томительно тянутся короткие секунды. Ведь скоро начнется воздушный бой за облаками. Нервы летчиков напряжены до предела. Пара гвардии капитана Юсуповского должна перехватить другую пару и всту пить с ней в «бой». Получены курс и вы сота «противника». Но здесь случилось непредвиденное. Ведомый допустил ошиб ку. При развороте на цель он отстал от ведущего. Так как разворот происходил в сторону солпца, ведомый мог совсем по терять самолет ведущего. Только благода ря своевременной команде Юсуповского ведомый исправил ошибку и занял свое место в строю. — Главное, не отрывайтесь, вниматель но слушайте команды,— передал Юсупов ский по радио. — Цель должна быть здесь. Пара Юсуповского идет на северо-во сток. Вот самолеты начали набирать вы соту... «Еще немного», — подумал веду щий и чуть взял ручку на себя. Вскоре с противоположной стороны «квадрата» — района, где должен был разыграться воздушный бой, появилась другая пара истребителей, рассчитывая в нужный момент быстро набрать высоту, чтобы оказаться выше «противника», как только он будет обнаружен. . Но не тут-то было. Гвардии капитан Юсуповский обладает хорошей осмотри тельностью. Характерно отметить, что об наружить цель ему удалось по инверси онному следу и на большой дистанции. Это позволило занять тактически грамот ное исходное положение для атаки. — В атаку, — прозвучала команда гвардии капитана. Самолеты рванулись вперед. Расстояние между ними то сокращалось, то увеличи валось. Они внезапно атаковали «против ника» со стороны солнца. Пройдя неза меченным под прикрытием солнца, Юсу повский стремительно первым атаковал ве дущего. Внезапность и быстрота решили исход дела. Атака оказалась удачной. Цель была зафиксирована фотопулеме тами. Дешифрированные снимки наглядно показали, что цели поражены с первой атаки. Небезинтересно рассказать и о дру гом полете, который вскоре состоялся. Требовалось выполнить огневую задачу по об’емнон мишени, которая буксирова лась в районе действий истребителей. За дача была сложной, а успешное выполне ние ее — делом ответственным. Немалого труда стоило Юсуповскому научиться метко стрелять. На земле с помощью тренажеров он тщательно отра батывал практические навыки по веде нию прицельного огня, часто советовался с летчиками высшего класса, перенимал их богатый опыт, критически анализиро вал свои действия в воздухе. И вот сегодня гвардии капитан должен показать то, чему он учился так настой чиво и упорно. В этот раз он был необык новенно суровым и молчаливым. По всему замечалось, что офицер несколько взвол нован предстоящим полетом, хотя уверен ность в успехе не покидала его: Предстоя щая стрельба не переставала будоражить его мысль. Закончены последние приготовления. Белесая дымка ползла по сопкам. Види мость становилась все хуже. Реактивный истребитель, управляемый летчиком вто рого класса Юсуповским, взлетел и скрыл ся в облаках. По команде ведущего груп пы он занял соответствующее место в строю. Находясь сзади мишени, гвардии капитан внимательно следил за заходами сослуживцев, анализировал их действия. Подошла очередь стрельбы. Получено «добро». Перезарядив оружие в безопас ном направлении, Юсуповский занял ис ходное положение для атаки. В летной учебе, сопряженной со многими трудностями, всякое бывает. Если иногда и постигнет неудача, то нельзя теряться, а при всех условиях сохранять твердость воли, добиваться во что бы то ни стало успешного выполнения поставленной за дачи. Ожидал ли этого Юсуповский или нет, по так получилось, что первые две атаки оказались неудачными. Ввиду не достаточной скорости его самолет выноси ло под малый раккурс и на большую даль ность открытия огня. Таким образом по паданий не произошло. Непреклонная воля к победе, настойчи вость, смелость и решительность взяли свое. В эти короткие секунды гвардии ка питан учел допущенные ошибки и при очередном заходе на цель действовал бо лее тактически грамотно. Третья атака увенчалась успехом. Когда мишень при землилась на аэродроме, было установле но, что попадания Юсуповского оказались самыми меткими. Друзья-однополчане горячо поздравили летчика с достигнутым успехом. В этом трудном полете гвардии капитан показал возросшую выучку, проявил инициативу и находчивость. Владислав Юсуповский — летчик вто рого класса. Он по праву считается ма стером сложного пилотажа. Свое умение он неоднократно демонстрировал в воз душных боях, при выполнении стрельб. Каким бы сложным по своему характеру ни был полет, гвардии капитан всегда ус пешно решал поставленные перед ним за дачи. Он много раз получал благодарно сти, его часто ставили в пример другим. Встречаются такие люди, которым успе хи кружат голову. Они нет-нет, да и по думают: «Мы достигли вершин мастерст ва, и углублять знания дальше незачем». Как далек от этой мысли офицер Юсупов ский. К каждому полету он подходит творчески, вкладывает в него всю свою душу, постоянно ищет что-то новое, неуклонно двигаясь вперед по пути даль нейшего совершенствования летного ма стерства. Как опытный летчик, Юсупов ский требует этого и от своих сослужив цев. Свою напряженную летную учебу пере довой авиатор сочетает с активной пар тийно-политической работой. Недавно на отчетно-выборном партсобрании члены КПСС вновь избрали тов. Юсуповского секретарем партийной организации эска дрильи. Выступая в прениях по докладу, коммунист тов. Дедюхин положительно охарактеризовал службу летчика-истреби- теля, высоко оценил его общественную деятельность. Такого же мнения были и все остальные товарищи. Призывы ЦК КПСС к 38-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции вызвали у гвардии капитана Юсуповского новый прилив творческих сил. Верный священному воинскому дол гу, он полон стремления добиться новых успехов в своем нелегком труде, учится брать от техники все, что она может дать, по-настоящему дерзать в полетах, зорко стоять на страже воздушных рубе жей любимой Родины. Капитан-лейтенант А. РЫБАКОВ. Морская закалка приобретается в походах Жестокие волны бросают корабль, холод ный ветер пронизывает до костей. У ору дий постоянно поддерживается высокая боевая готовность. Каждый расчет имеет свой сектор наблюдения, чтобы своевре менно докладывать обо всем замеченном. При выполнении этой задачи от каждого матроса и старшины требуется исклю чительная выносливость, морская закалка и стойкость. Именно такими зарекомендо вали себя матросы Ншин и Каменецкий. А ведь матросу Пшину было вначале очень трудно. Он укачивался, но несмотря ни на что молодой воин добросовестно выполнял свои обязанности. В недавнем походе мо ряк чувствовал себя лучше, уверенней. Только в борьбе с трудностями можно закалить себя, стать стойким, выносливым моряком. Есть у нас и такие матросы, ко торые с самого начала службы проявляли слабоволие. Матрос Клименко вполне здо- ровып воин, даже увлекался футболом, я как выход в море — он теряет работо способность. В чем причину? В том, что матрос Клименко потерял чувство ответст венности за порученное дело, проявляет безволие. А командир отделения, в кото ром служит Клименко, не сумел повлиять на пего, воспитать у-подчиненного стрем ление преодолевать трудности. Служит на нашем корабле матрос Ан- нушкин. Он так же, как Клименко, не вы рабатывает в себе закалку, не воспиты вает стойкости и поэтому тяжело перено сит качку в море. Не всегда прилежно он относится к своим обязанностям и в ба зе. Нередко матрос нарушает распорядок дня, форму одежды, допускает грубость. Морская закалка и стойкость дело наживное. Главное — надо каждому мо ряку быть дисциплинированным, строго относиться к себе, настойчиво овладевать военным делом. Особенно это касается мо лодых матросов. С самого начала службы им надо упорно учиться преодолевать трудности морской службы, приобретать закалку и стойкость — основу успешного выполнения воинского.долга. А для этого нужно проявлять больше упорства и нас тойчивости. Наше море суровое, штормо вое. Сильная качка затрудняет несение вахты у сложных механизмов. Вот когда у моряка есть возможность показать свою закалку, выносливость. Систематическая учеба в морс, заня тия и тренировки — все это мы направ ляем на то, чтобы изо дня в день повы шать боеготовность родного корабля, от лично выполнять поставленные перед на ми задачи. Личный состав боевых постов учится в любых условиях. Корабль находился в море. Сильно штормило. Вахту на горении нес молодой котельный машинист матрос Шевченко. Он тяжело переносил качку. Но воин чувствовал ответственность за поручен ное дело и внимательно следил за конт рольно-измерительными приборами. Шев ченко знал, что стоит ослабить бдитель ность, и давление пара может повыситься или понизиться, а это серьезно отразится на ход корабля. Котельный машинист все время держал пар «на марке». — Как себя чувствуете? — спраши вал старшина ходовой вахты матроса. — Хорошо, — бодро отвечал тот. Котельный машинист отлично отстоял вахту в^ походе. Шевченко проявил волю и настойчивость в преодолении труднос тей. Быть закаленным и стойким — долг каждого моряка. Эти качества мы воспи тываем у личного состава в походах. Капитан-лейтенант Б. ГУДКОВ. В Д Ы П О Л Н Я Я решения июльско- Пленума Ц К КПСС , совет ские люди борются за дальнейший технический прогресс в народном хо зяйстве. С каждым годом растет и крепнет наша тяжелая индустрия, являющаяся основой основ всей со циалистической экономики. С Л Е В А : Челябинский металлурги ческий завод. Здесь сооружается еше одна доменная печь. Строители, включившись в социалистическое со ревнование в честь X X с’езда КПСС , обязались сдать домну в эксплуа тацию досрочно, к 5 декабря. На снимке — строительство доменной печи. СП РА ВА : Сталинская область. Ново-Краматорский машинострои тельный завод имени Сталина по ставляет автомобильной и трактор ной промышленности ковочные аг регаты. В механическом цехе № 1 изготовлен ковочный пресс давлени ем в 1.500 тонн. Он предназначен для горячей штамповки деталей. Ше стерню для автомобиля можно от штамповать за 20 секунд. На сним ке — начальник монтажа механиче ского цеха № 1 А. Б. Глик (спра ва) и бригадир сборки Н. А. Пра- венький осматривают пресс давлени ем в 1.500 тонн. На основе неуклонного роста на шей тяжелой индустрии успешно , развивается легкая и пищевая про- ', мышленность, увеличивается выпуск продуктов питания и товаров ши рокого потребления. На снимке в центре — один из цехов Муйнак- ского рыбоконсервного завода (Ка- ра-Калпакская А С С Р ). Этот завод непрерывно увеличивает выработку высококачественных консервов. Кол лектив предприятия досрочно выпол нил пятилетний план. Фото В. Георгиезл, И. Бондаренко и И. Душкина. Фотохроника ТАСС. Военкоры сообщают о т л и ч н и к и ПРОИЗВОДСТВА ПООЩРЕНЫ Включившись в социалистическое со ревнование в честь 38-й годовщины Ве ликой Октябрьской социалистической революции, воины нашего подразделе ния показали хорошие результаты в ра боте. Среди отличившихся сержант Пав лов, рядовые Голубов, Стравинскас, Бледнов, Еромичус и многие другие. Несмотря на то, что осенние дожди и ветры мешали работать, они успешно выполняли задания. За 9 месяцев ны нешнего года производительность труда у них составила от 110 до 138 процен тов. Какую бы работу ни поручили воинам, они справляются с нею во-вре- мя, трудятся качественно. За умелое руководство бригадами бе тонщиков сержант Павлов и рядовой Голубов поощрены Командующим Север ным флотом. За систематическое пере выполнение норм выработки фотографии рядовых Бледнова и Громичуса будут помещены на Доску почета. Несколько бойцов награждены денеж ными премиями. Старший лейтенант К. ПОГАНКИН. ХОРОШИЙ МЕТОД В части, где служит младший сер жант Макарчук, хорошо поставлена по литико-воспитательная работа. Помимо часов, отведенных для занятий, здесь зачастую проводятся лекции на различ ные темы, беседы, демонстрируются ки нофильмы, помогающие закрепить прой денный материал. Недавно тов. Пестов прочитал лек цию на международные темы. После лекции матросы посмотрели киносбор ник «Пребывание премьер-министра Индии Неру в Советском Союзе». Воспитательная работа положительно сказывается на знаниях моряков, кото рые стали гораздо лучше разбираться во многих сложных политических во просах. А. НЕСТЕРЕНКО. СЛУЧАЙ В БУХТЕ Это было недавно. Выполняя учебно боевое задание, наш корабль стоял в од ной из бухт. Наступила ночь. Ожидалась штормо вая погода. Сейнеры и боты, которых в бухте было около двадцати, поставлены на бочки и якоря. Наш корабль также закреплен по-штормовому. Вскоре ве тер усилился. Сейнеры начало окаты вать волной. В три часа ночи сила вет ра достигла 9 баллов. Бухта покрылась белыми гребнями волн. Некоторые сей неры и боты сорвало с якорей и тесни ло к стенке пирса. Пх могло разбить. Рыбаки стойко сопротивлялись морской стихии, но им было не под силу. И тог да военные моряки, руководимые тт. Филипповым и Зарубиным, проявили морскую находчивость и смелость. Рискуя свалиться в ледяную воду, матросы Проворов, Андросов, Ваганов четко выполнили приказание команди ра по оказанию помощи рыбакам. Замечательные образцы мужества и выносливости проявили в ту ночь воен ные моряки в борьбе со стихией. Матоос И. СОВКО. Требовательность—важное условие воспитания моряков В деле воспитания у воинов высоких морально-боевых качеств огромную роль играет требовательность командира к под чиненным. Требовательный командир от деления или старшина команды оказывает известное влияние на состояние дисци плины и исполнительности в подразделе нии, является надежным помощником офицера в воспитании и обучении подчи ненных. Взять, к примеру, старшину машинной группы нашего корабля Сапронова. В на чале службы у него были недостатки. Преодолеть их Сапронову помогли его личная настойчивость в учебе и высокая требовательность старшины 1 статьи Ти- вецкого. Именно под влиянием Тивецкого Сапронов стал усерднее изучать свою специальность, устройство боевых постов и всего корабля, критически относиться к недостаткам. Равняясь на своего старши ну, Сапронов научился быть принципи альным и исполнительным воином. Все приказания старшины он выполнял быст ро и точно. Большие трудности встретились у Са пронова при изучении заведывания. Стар шина Тивецкий и здесь пришел ца по мощь. Благодаря усердию и помощи стар шины, Сапронов глубоко усвоил устройст во машин, принцип их действия, научил ся грамотно эксплуатировать технику. Постепенно воин выдвинулся в ряды от личников боевой и политической подго товки, завоевал авторитет среди товари щей по службе. Но вот старшина 1 статьи Тивецкий, а вместе с пим и ряд старослужащих уво лились в запас. Коллектив машинной группы значительно обновился. На долж ность командира отделения, а затем и старшины группы был выдвинут Сапро нов. Естественно, в его службе начался новый период, связанный с возросшими* задачами и трудностями. Ведь одно дело быть самому дисциплинированным, испол нительным и требовательным к себе, но совершенно другое дело — воспитывать и обучать других, быть требовательным к подчиненным, нести ответственность за подготовку умелых воинов. И действительно, в первые же дни мо лодой командир встретился с трудностя ми. Отдельные матросы стали хуже под ниматься по побудке, опаздывать на по строение. Некоторые старослужащие оши бочно стали считать, что раз теперь стар шиной стал близкий товарищ, то можно позволять себе вольности. Молодой старшина Сапронов с первых дней повел решительную борьбу с подоб ными ненормальными явлениями. Правда, вначале у него были ошибки в дисципли нарной практике. Но здесь на помощь пришел командир группы. Он дал ряд весьма ценных советов, указал на ошиб ки старшины и посоветовал ему, как их изжить. Офицер побеседовал с ма тросами, нарушившими дисциплину. Во просу соблюдения строгого уставного по рядка серьезное внимание уделила комсо мольская организация. В результате об щими усилиями добились такого Положе ния, что в машинной группе прекрати лись нарушения порядка и дисциплины. Воины повысили свои успехи в совершен ствовании боевого мастерства и морской выучки. Опираясь на актив, на лучших специа листов машинной группы, старшина Са пронов добился примерного поведения подчиненных. Этому способствовали также высокая требовательность старшины, его личное безукоризненное поведение, уме ние в работе видеть главное и показывать пример соблюдения уставов. В работе с подчиненными по укрепле нию уставного порядка и высокой воин ской дисциплины старшина 1 статьи Са пронов широко использует метод индиви дуального^ подхода к людям. Старший матрос Егуиов, например, как- то стал опаздывать по побудке, уклонять ся от ряда работ, унизил личную дисци плинированность. Старшина несколько раз указывал моряку на недостатки, бе седовал с ним по душам, подсказывал, как исправить ошибки. Это не помогло. Тогда старшина настоял на том, чтобы Егунова отстранили от одного штата и перевели на другой. При обслуживании нового за ведывания за ним можно было лучше осу ществлять контроль. За малейшее нару шение дисциплины или порядка старши на начал строго взыскивать с Егунова. Члены комсомольского бюро провели не сколько бесед с моряком, раз’яснили Егу- нову, в чем его ошибки и к чему они мо гут привести. Высокая требовательность старшины и раз’яснительная работа комсомольских активистов благотворно повлияли на мо ряка. Егунов сделал правильные выводы, осознал свои ошибки и начал их исправ лять. Сейчас за Егуновым нарушений дис циплины не наблюдается. Или другой пример. Молодой матрос Раповка на первых порах службы на ко рабле нагрубил командиру отделения. За это он был наказан. Старшина 1 статьи Сапронов, однако, этим не ограничился. Он покритиковал поведение матроса Раповка в стенной газете. Кроме этого старшина провел несколько бесед о соблюдении уставов и исполнительности воинов. В за душевных беседах Сапронов выяснил при чины, побудившие матроса нарушить уставной, порядок, дал ему советы, как исправиться и стать хорошим специали стом. Много поработал старшина над тем, чтобы все машинисты и старшины вахт образцово выполняли свои обязанности на походе, проявляли бдительность и чет кость в работе на боевых постах, умножа ли успехи в учебе. Во всех вопросах по воспитанию под чиненных дисциплинированными и уме лыми моряками старшина 1 статьи Са пронов проявляет принципиальность и требовательность. С нарушителей дисци плины и уставного порядка он строго взыскивает, тем, кто ошибается по неопыт ности, оказывает помощь, дает полезные советы. Успехи и недостатки он часто до водит до сведения личного состава на ве черней поверке. Наряду с высокой требо вательностью старшина группы Сапронов проявляет чуткую заботу о подчиненных, добивается, чтобы они' во-время были обеспечены всем необходимым для плодо творной боевой и политической учебы. На такого старшину, как Сапронов, можно полояпггься в любом трудном деле, можно быть спокойным за порученное ему задание, за эксплуатируемую его коман дой технику, за воспитание волевых и умелых матросов. А это значит, что он на деле является первым и надежным по мощником офицера. Настойчивый1и требовательный старши на Сапронов добился высокой организо ванности и порядка в машинной группе. Многие матросы стали передовиками бое вой и политической подготовки, получили по нескольку поощрении от командира. Среди них можно отметить старших ма тросов Куприянова, Селсфонова и других. В целом группа является передовой на ко рабле. В трудных условиях частых похо дов подчиненные старшины 1 статьи Са пронова всегда обеспечивают безаварий ность плавания и бесперебойную работу машин. Они с честью выдерживают задан ный ход кораблю. Старший имженгр-лейтенант М. МАКОВСКИЙ. В борьбе за огневое мастерство зенитчиков На прошедших стрельбах выявились существенные недостатки. По совету командира комсомольцы подразделения подготовили и провели несколько темати ческих вечеров. На них лучшие заряжаю щие поделились опытом работы у меха низмов. Особенно большую пользу дали воинам тренировки на материальной час- ти. Под руководством офицера Бабахлноза демонстрировались приемы заряжания. В результате многие воины глубоко изучили технику. Матрос Войчайтис и старший матрос Тетерис стали отличными заряя;ающими. Все это положительно ска залось на практических тренировках зе нитчиков у орудий. В подразделении об’явлена боевая тре вога. Воины быстро занимают своп места. Поступают доклады о готовности батареи. Командир одобрительно отозвался о дей ствиях подчиненных. Нормативы перекры ты. На огневой позиции нет постороннего шума. Каждый занят своим делом. Навод чики проворачивают механизмы, заряжаю щие еще и еще раз тренируются в быс троте и точности дзряжання. Радиомет ристы отрабатывают поиск п сопровожде ние цели. Высоким чувством личной ответствен ности проникнуты действия каждого ма троса и сержанта. Зенитчики сделают все возможное, чтобы отлично выполнить свои задачи. Старший матрос В. РОМАНОВСКИЙ. На просторах Родины любимой хж,swfes| Ж И Л И пустовавшие десятилетиями целинные и залежные земли Казах стана, Алтая, Сибири и других районов нашей страны. Сюда пришли по зову партии советские люди и своим самоотверженным ^трудом превратили быв шие пустыни в цветущие поля. Повсюду появились новые поселки, которые с каждым днем расширяются и благоустраиваются. Партия и правительство про являют огромную заботу о новоселах целинных земель. Только в одной Казах ской ССР возникло 337 новых населенных пунктов. Быстрыми темпами возво- Дятся совхозные поселки и в других районах освоения целинных земель. НА С Н И М К Е : строительство совхозной больницы в Карабутакском зерно совхозе Актюбинской области. Здесь уже возведены десятки жилых домов, столовая, школа, магазин, овощехранилище. На переднем плане — плотник А. С. Рыбаков, ежедневно выполняющий сменные задания на 285 процентов. Фото Ф. Терещенко. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz