На страже Заполярья. 1955 год. Май.

2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 28 мая 1955 г., № 125 (5277). Миля похода —шаг к мастерству ПЛАВАНИЕ В МОРЕ — ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БОЕВОЙ ВЫУЧКИ В блокнот агитатору УГОЛЬ— ХЛЕБ 1, В подводном плавании ПО ГРУЗИВШИСЬ на перископную глу­ бину, подводная лодка движется но проложенному штурманом курсу. Над во­ дой, захлестываемый волной, виден круг­ лый глазок перископа. Внезапно видимость ухудшилась до пре­ дела. — Открыть гидроакустическую вахту! — отдает приказание вахтенный офицер. — Есть! — отвечают акустики. — Горизонт чист! — докладывает старшина 2 статьи Бурхач. С каждым часом корабль все дальше п дальше от родных берегов. — Слышу шум винтов справа... ди­ станция... кабельтовых! — докладывает вахтенный акустик матрос Лобко. Стар­ шина 1 статьи Чернов, проверив данные, одобрительно посмотрел на матроса. Еще совсем недавно на корабль пришли молодые акустики матросы Лобко и Лыча- гин. Их теоретические знания не полно­ стью соответствовали требованиям, пред’яв- ляемым к акустикам на подводных лод­ ках. Много труда вложил старшина 1 ста­ тьи Чернов для воспитания молодых ма­ тросов, привития им практических навы­ ков по обслуживанию сложной корабель­ ной техники. В своей работе старшина нацеливал под­ чиненных на детальное изучение своей специальности, на приобретение прочных знаний вверенного боевого оружия. — В современных условиях, когда под­ водные лодки выполняют весьма сложные- задачи, от мастерства акустика, от его- умения безошибочно определять дистан­ цию, скорость и направление цели зависиг успех торпедной атаки, — постоянно на­ поминает он своим подчиненным. Каждому занятию старшина умеет при­ дать определенное целенаправление. Это помогает ему яснее и глубже рассмотреть тот или иной узел схемы, разобрать при­ бор или агрегат. Большое значение Чернов придаст тре­ нировкам на боевом посту. Они проводятся систематически — и в морс, и при стоян­ ке в базе. Благодаря кропотливой и повседневной работе старшины матросы Лобко и Лыча- гпн за короткое время стали умелыми, опытными специалистами. Результат плодотворной работы пе за­ медлил сказаться. Недавно приказом коман­ дира все гидроакустики во главе со стар­ шиной 1 статьи Черповым об’явлены от­ личниками. В назначенное время ко­ рабль приходит в заданный район. Проходит длительное время. Все моряки преисполне­ ны решимости как можно луч­ ше выполнить поставленную задачу. Но вот появились пер­ вые признаки приближавше­ гося шторма. Командир, по­ смотрев в перископ, заме­ ч а е т : — Да, погода ухудшается, надо уйти на глубину. Рулевой-сигналыцик стар­ ший матрос Шишков, стоя на вахте у горизонтальных рулей, чувствует, что удерживать лодку на заданной глубине становится все труднее. Это значит — увеличивается вол­ на. В одном из отсеков у дизе­ ля стоит на вахте специалист первого класса старшина 1 статьи Красов. Пз централь­ ного поста дали команду. От­ репетовав ее, Красов начинает готовить левый дизель. Но вдруг поступила вводная: «Сильный шум в районе кор­ мовой воздуходувки». Правый дизель заметно снизил обороты на одно мгновение, но потом заработал ритмично, плавно. Раздумывать некогда. Быстро приготовив левый дизель, Кра­ сов остановил правый. Доло­ жив командиру, он начал осмотр ди­ зеля. На вахту заступил старшина 2 статьи Луста. На помощь к Красову пришел опытный моряк Проценко. Кра­ сов и Проценко — оба специалисты пер­ вого класса. Немного подумав, они решили вскрыть воздуходувки. Когда это было сделано, поступила вводная: «Рассыпался роликовый подшипник ведущего вала ро­ тора кормовой воздуходувки. Правый ди­ зель вышел из строя». «Повреждение» серьезное. Внутреннюю обойму подшипника не так-то просто бы­ ло снять без нужных приспособлений? Когда командир спросил у Красова о том, сумеют ли они справиться с «повреждени­ ем» без посторонней помощи, мотористы единодушно ответили, что дизель будет введен в строй. Лодка ушла на глубину, и началась упорная работа по устранению «повреж­ дения». Мотористам Красову, Проценко и старшине 2 статьи Луста пришлось вы­ держать большое напряжение. Внутренняя обойма подшипника поддавалась трудно. Ту т пришел на помощь знающий свое дело электрик Тиунов. Он нашел единст­ венно возможный и простой способ, чтобы подогреть подшипник. Заизолировав вал и обмотав его спиралью, он включил ток. Все ждали с нетерпением, когда же на­ греется вал. Вот рука начинает ощущать тепло. Через некоторое время уже нельзя было держаться за вал. Когда Тиунов снял свое приспособление, старшина 2 статьи Луста, быстро подцепив обойму, начал се вытягивать. Но она не поддавалась. «Не­ ужели и это пе поможет?» — промелькну­ ла мысль у Красова. — Подожди, пусть немного остынет, — посоветовал Тиунов. Вал быстро остывал. Тут Луста сделал еще одно усилие, и вдруг... раздался скрип. Обойма подшипника была снята. Теперь самое трудное позади. Заменить подшип­ ник легчо всего. Через некоторое время «повреждение» было устранено. Корабль продолжал вы­ полнять задачу. Пробыв до назначенного срока в районе плавания, успешно выполнив поставлен­ ную перед ней задачу, лодка возвратилась в базу. Командование высоко оценило за­ слуги экипажа подводной лодки. Отличив­ шиеся матросы, старшины и офицеры на­ граждены ценными подарками Командую­ щим флотом. 2. Наперекор трудностям J J E P E J ВЫХОДОМ корабля в море по­ года казалась тихой, необычно спо­ койной. Но кто же не знает, как она об­ манчива в Заполярье! Командир корабля собрал личный состав в одном из отсеков и рассказал о цели вы­ хода. — Этот поход, товарищи, — сказал командир, — очень ответственный. От каждого из вас зависит успешное выполне­ ние задачи. Спустя немного времени раздалась всем знакомая команда: «Корабль к бою и похо­ ду изготовить!». Из отсеков поступают доклады о готов­ ности механизмов. — Закрепить все по-штормовому! — еще раз напоминают командиры. Старшины дают последние указания о подготовке материальной части. — Ящик с инструментом нужно укре­ пить, ибо будет качать корабль и ящик будет «гулять» ио отсеку, — об'ясняет старшина 1 статьи Брехов старшему ма­ тросу Хондогою. Л через две-три минуты Хондогой доло ­ ж и л о выполнении приказания. — По местам стоять, со швартовов сни­ маться. Корабль плавно отходит от причала. В открытом море раздался сигнал учеб­ но-боевой тревоги. Моряки разбежались по своим боевым постам. Начинают поступать вводные. В одном из отсеков руководит за­ делкой «пробоины» классный специалист отличник боевой и политической подготов­ ки старшина 1 статьи Брехов. Корабль кренится на левый борт, обстановка ус- ложняется. В электромеханическом отсеке «загорается» одпн из электрощитов, дым заполняет отсек. Здесь умело руководит ,ликвидацией пожара классный специалист отличник боевой и политической подготов­ ки старшина 1 статьи Каральчук. Он бы­ стро и четко отдает приказания. Наконец, «пожар» ликвидирован. После этого Ка­ ральчук дает приказание старшему матро­ су Козюбе ввести щит в строй. Дается вводная мотористам. В отсеке вырубается свет, нужно немедленно пу­ стить в ход двигатель. Опытные моряки, классные специалисты старшины 2 статьи Псдченко и Назаренко четко и быстро го­ товят двигатель к пуску. Дастся команда пустить двигатель. Механизм начинает ра­ ботать. Обслуживать его в темноте нелегко, но моряки делают это не впервые. В пов­ седневной учебе они отработали свои дей­ ствия до автоматизма. На следующий день разыгрался шторм. Резко ухудшилась ви­ димость, но от зоркого глаза сигнальщи­ ков ничто не остается незамеченным. — Слева... кабельтовых... рыболовное судно, — доложил стоявший на сигналь­ ной вахте старшина 1 статьи Чурилов. Это один из передовых воинов корабля. Он уме­ ло руководит своими подчиненными, вос­ питал таких моряков, как Кузмицкий, Бе­ лов и другие. На них он может смело по­ ложиться. Смелым и умелым воинам не страшна стихия. Они четко выполняют приказания ^командиров, мастерски обслуживают меха­ низмы. Но вот корабль поворачивает на обратный курс и через несколько часов входит в родную гавань. Этот суровый поход запомнился каждо­ му моряку, участвовавшему в нем. Лич­ ный состав получил высокую закалку, ук­ репил уверенность в своих силах. Старшина 1 статьи В. СТЕЦЕНКО. 3. Технику поймешь — далеко пойдешь! ^ Т А РШ И Й матрос Тарасов, командир боевого поста, взяв одну из схем и по­ ложив ее на стол, начал занятие: — Здесь мы видим много различных линий, условных обозначений. Кажется, ничего особенного, обычная схема. Изучить ее не так уж трудно. А вот уметь руко­ водствоваться этим своеобразным «путе­ водителем» практичес..и, быстро сообра­ жать и действовать при устранении раз­ личного рода неисправностей — это не сразу дастся. Скажем, что где-то среди многих других проводников оборвался один из них, и приемник вышел из строя. Спе­ циалист должен моментально оценить об­ становку и устранить неисправность. Здесь можно основательно и надолго заст­ рять, если плохо знаешь дело. Тарасов оживился. В его глазах заж­ глись огоньки. Так бывает с человеком, когда разговор заходит на волпующую его тему. Обычные факты: морские походы, заня­ тия и тренировки, выполнение учебных задач. Моряки боового поста, как и многие другие их товарищи, настойчиво овладе­ вают техникой, повышают свои военные и политические знания. Но по достигнутым результатам видно, что каждый день вол­ ны вкладывают в учебу нечто большее, чем обычные внима­ тельность и трудолюбие. — Технику поймешь — да­ леко пойдешь, — часто напо­ минает старший матрос Горош­ ков эту мудрую поговорку в своих беседах с матросами от­ деления. Командир поста заботливо обучает подчиненных. Любое занятие по устройству и экс­ плуатации аппаратуры Тара­ сов стремится сделать целе­ устремленным и интересным. Глубокое знание техники и хо­ рошие методические навыки позволяют ему довести до соз­ нания воинов, которыми он командует, все то, что надо крепко запомнить, понять. ...Окончен маневр. На левом ноке реп, трепеща на ветру, взлетел флаг. Корабль повер­ нул на новый курс. За кормой тянется широкий изогнутый вспененный след. В этом похо­ де боевой пост, командиром ко­ торого является Тарасов, до­ бился наилучших результатов. Напряженный труд не пропал даром. В приказе командира корабля пост старшего матро­ са Тарасова был об’явлен пе­ редовым. Старшийматрос М. СОЛОНЕЦ. В развитии тяжелой индустрии и всего народного хозяйства исключительно важ . ная роль принадлежит угольной промыш­ ленности. «Без угольной промышленно­ сти, — говорил В. И. Ленин, — никакая современная промышленность, никакие фабрики и заводы немыслимы. Уголь — это настоящий хлеб промышленности». Благодаря большой и всесторонней по­ мощи Коммунистической партии и Совет­ ского правительства угольная промыш­ ленность в нашей стране превратилась в могучую отрасль социалистического про­ изводства. Если в 1913 году добыча угля составляла в России всего лишь 29 мил­ лионов тонн, то в 1940 году она возросла почти в шесть раз и составила 166 мил­ лионов тонн, а в 1953 году шахты на­ шей страны выдали на-гора свыше 320 миллионов тонн. План 1954 года совет­ ские горняки выполнили на 101 процент и дали топлива на 8 процентов больше, чем в 1953 году. Директивами X IX с ’езда Коммунистической партии по пятому пя­ тилетнему плану предусматривается уве­ личить в 1951— 1955 годах добычу угля на 43 процента, а добычу углей для кок­ сования — не менее, чем на 50 процен­ тов. В дореволюционной России труд в шахтах был каторжным, уголь добывал­ ся вручную обушком и транспортировал­ ся саночниками. В результате непрерыв­ ного технического оснащения советской угольной промышленности десятки тысяч шахтеров освобождены от тяжелого руч­ ного труда. Советская шахта — это на­ стоящий подземный завод с огромным парком сложнейших и разнообразнейших машин, с разветвленной системой подзем­ ного транспорта, оборудованного автома­ тической системой сигнализации и бло­ кировки, и сложным силовым хозяй­ ством. Только за последние годы совет­ скими конструкторами в содружестве с производственниками и работниками на­ учно-исследовательских организаций соз­ дано около 200 типов новых горных ма­ шин и механизмов для механизации наи­ более тяжелых и трудоемких процессов добычи угля. По сравнению с довоенным уровнем парк основных машин по добыче угля увеличился в пять раз. Наша страна — родина угольных ком­ байнов, этих «машин коммунизма», как называют их шахтеры. Нигде в мире не было и нет таких замечательных машин. Производительность комбайна «Донбасс» — 60 — 100 тонн в час. Комбайн одно­ временно выполняет три основных тру­ доемких операции: зарубку, отбойку и навалку угля. Недавно на шахте № 24 треста «Гу- ковуголь» закончены испытания новой мощной горной машины — комбайна «Донбасс-2», который снабжен двигате­ лем в 120 киловатт. В машине усилена режущая часть, вдвое повышена мощ­ ность грузчика, с помощью которого под­ рубленный уголь наваливается на кон­ вейер. Производительность новой машины 140 тонн угля в час. На основе широкой механизации тру­ доемких и тяжелых работ и применения более совершенных форм организации производства добыча угля в нашей стране в настоящее время более чем вдвое превышает довоенный уровень, неуклонно растет производительность труда. А увеличение производительности труда всех шахтеров страны только на О О Ф И Ц Е Р Зоркин прочел вои­ нам лекцию на тему: «В. И . Ленин о защите социалистического Отечест­ ва». Офицер рассказал о том, какое большое внимание уделял Владимир Ильич этому важному во­ просу в своих трудах, на примерах показал, как выполняют ленинские заветы о защите социалистического Отечества советские воины. Лекция с большим интересом была прослушана личным составом. Старший матрос В. Медведев. О БДИТЕЛЬНО несут радиовахту старшие матросы Смирнов и Игнатьев. З а безупречную службу командир неоднократно поощрял воинов. Иг­ натьев награжден личной фотокарточ- ПРОМЫШЛЕННОСТИ один процент дает столько угля, что его хватит на производство 5 миллиардов ки­ ловатт-часов электроэнергии и более 6 миллионов тонн цемента. Иная картина в капиталистических странах. Производительность труда шах­ теров в Англии сейчас ниже, чем была 70 лет назад, во Франции — ниже, чем до войны, в Соединенных Штатах Аме­ рики остается почти без изменений в те­ чение последних 20 лет. В Советском * Союзе созданы новые крупные угольные базы. Наряду с Дон­ бассом, увеличивает добычу угля Кузнец­ кий, Карагандинский, Подмосковный и другие бассейны. За послевоенное время введены в действие сотни новых уголь­ ных шахт и разрезов. З а это время ос­ воены и осваиваются около 50 новых угольных районов и крупных месторож­ дений. В минувшем году только на Ук­ раине сданы в эксплуатацию 21 крупная и 30 небольших шахт. В последнем теку­ щем году пятой пятилетки в Сталинской и Ворошиловградской областях намечено пустить еще 45 новых шахт мощностью от 300 — 400 до нескольких тысяч тонн угля в сутки каждая. Окруженные заботой партии и прави­ тельства, согретые любовью всего народа, самоотверженно трудятся советские гор­ няки. Шахтеры страны горячо поддержа­ ли призыв угольщиков Сталинской обла­ сти и включились в социалистическое со­ ревнование за дальнейший рост произво­ дительности труда и досрочное выполне­ ние производственного плана 1955 года — завершающего года второй послевоенной пятилетки. На шахте «Абашевская-3-4» ус­ пешно проводятся испытания проходче­ ского комбайна конструкции механика шахты «Байдаевская» Якова Гуменника. Недавно тов. Гуменник па своей машине добился нового выдающегося успеха — он прошел за сутки 102 погонных метра выработки, добыв при этом 400 тонн угля. Новые трудовые победы одерживают уральские шахтеры комбината «Сверд- ловскуголь». Производительность труда в результате широкой механизации и авто­ матизации возросла здесь по сравнению с прошлым годом на 15 процентов. От снижения себестоимости топлива получе­ но 2.904 тысячи рублей сверхплановой экономии. В настоящее время уральские шахтеры ежедневно отправляют почти на шесть эшелонов угля больше, чем в прошлом году. Горняки комбината «Свердловскуголь» решили добыть в те­ кущем году не менее 700 тысяч тонн топлива дополнительно к плану. На шахте Лз 1-2 «Горская» комбина­ та «Ворошиловградуголь» недавно под­ считали: за двадцать пять лет своей ра­ боты в Донбассе горняк Ф . Бесчеревный нарубил более двух миллионов тонн уг­ ля. Это 125 тысяч шестнадцатитонных вагонов! Уже несколько лет Ф . Бесчерев­ ный работает на горном комбайне «Дон­ басс», даеая ежемесячно по 13 тысяч тонн угля. Советские шахтеры, воодушевленные историческими решениями январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР, добиваются дальнейшего под’ема угольной промыш­ ленности, которая играет огромную роль в развитии тяжелой индустрии, всего на­ родного хозяйства, в укреплении оборо­ носпособности социалистической Родины. кой, где он снят прн развернутом Зна- ' мени части. Старший матрос М. Горобченко. О НАСТОЙЧИВО изучает оружие отличник боевой и политической под­ готовки старший матрос Орлов. Его заведывание всегда находится в чи­ стоте и исправности. За успехи в уче- ! бе и службе командир поощрил ста­ рательного воина. Матрос И. Богданов. О ЗА ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ в ; боевой и политической подготовке ц большой группе воинов были вручены нагрудные знаки «Отличник авиации». Этой высокой награды удостоены также старшие сержанты Егоров и Зайцев. Матрос О. Василенко. Старшина 1 статьи И. АЛЬГИНОВ. Из рисунков, присланных на конкурс В ОТКРЫТОЕ МОРЕ . Рис. Д. Лукманова. о--- К О Р О Т К О Героизмрусскихморяковв Цусимском сражении Пятьдесят лет назад, 27— 28 мая 1905 года, в Корейском проливе произошло сра­ жение русской 2-й Тихоокеанской эскад­ ры с японским флотом, известное под названием Цусимского сражения. Русские моряки доблестно сражались с врагом, про­ являли в бою исключительное мужество и геройство. Тем не менее бой окончился разгромом русской эскадры, потерей боль­ шинства кораблей и значительной части личного состава. Как же могло случиться, что русский флот потерпел тогда такое поражение? В . И. Ленин в статье «Разгром», по­ священной цусимской катастрофе, сразу же дал точную оценку этому событию, вскрыл причины поражения русского флота. Он писал: «Перед нами пе только военное поражение, а полный военный крах самодержавия», крах всей полити­ ческой системы царизма. В этой же статье B . И. Ленин так характеризовал русскую эскадру, принимавшую участие в Цусим­ ском бою: «С бору да с сосенки собран экипаж, наскоро закончены последние приготовления военных судов к плаванию, увеличено число этих судов посредством добавления к новым и сильным броне­ носцам «старых сундуков». Великая арма­ да. — такая же громадная, такая же гро­ моздкая, нелепая, бессильная, чудовищная, как вся Российская империя, — двину­ лась в п у ть ..., вызывая общие насмешки Европы...». Русское самодержавное правительство, ввязавшись в войну с Японией, было яв­ но не подготовлено к большой войне с сильным противником. Внезапное нападение японского флота на русскую эскадру в Порт-Артуре и вслед за тем гибель на броненосце «Петропав­ ловск» талантливого флотоводца адмирала C. 0. Макарова существенно ослабили рус­ ский флот. Соотношение военно-морских сил на Дальнем Востоке изменилось в пользу японцев. Нужно было срочно укре­ пить Тихоокеанский флот посылкой кораб­ лей из европейской части страны. Высланная еще 15 октября 1904 года из Либавы на выручку Порт-Артура 2-я Тихоокеанская эскадра состояла из разно­ типных судов с неодинаковой скоростью хода и устарелой артиллерией. Только четыре броненосца типа «Суворов» в ней были новейшими. Почти все остальные корабли, входившие в состав эскадры, кроме миноносцев, были устаревшими. Эта армада без какой-либо серьезной подготовки должна была совершить очень тяжелый/переход расстоянием в 1S тысяч миль вокруг Африки при отсутствии в пу­ ти собственных баз. Во главе эскадры был поставлен вице- адмирал Рожественский — типичный «придворный адмирал». Свой практический стаж он прошел, плавая на парусниках. Г новой боевой техникой он не был знаком и относился к ней пренебрежительно. Не­ вежественный. заносчивый, грубый, Роже- ствснский любил муштру и внешнюю ми­ шуру. Он не пользовался авторитетом сре­ ди подчиненных и держал их в n oB im oB j- нии только страхом. Подстать ему были и три младших флагмана — контр-адмиралы Фелькерзал, Небогатое и Энквист. Еще во время стоянки эскадры Рожест- венского на Мадагаскаре пришло известие о сдаче Порт-Артура и гибели всех кораб­ лей. базировавшихся на нем. Это лишало эскадру базы для операций на Дальнем Востоке. В успех эскадры при столкнове­ нии ее с японским флотом мало кто верил, но царское правительство, подобно отча­ явшемуся игроку, приказало Рожествен- скому продолжать поход с целью прорыва во Владивосток. Соотношение сил было явно в пользу японцев. Одних только миноносцев япон­ цы имели 63 против 9 русских. Япон­ ские корабли были в основном новее русских. Их строили не только японцы, но англичане и американцы, быстро выпол­ нившие военные заказы Японии и продав­ шие ой на весьма льготных условиях ряд вполне современных кораблей. Правитель­ ства США и Англии стремились макси­ мально ослабить Россию силами прежде всего Я п о н и и . Отсюда их забота об усиле­ нии японского флота. На японской стороне имелось и качест­ венное преимущество. Их корабли были лучше бронированы, оснащены усовершен­ ствованной артиллерией и приборами. Ар­ тиллерия японских броненосцев выбрасы­ вала в минуту почти в три раза больше металла, чем русская. Вес взрывчатого вещества, выбрасываемого в минуту я п о н ­ ск им и броненосцами, был в 15 раз боль­ ше, чем у русских. Японские снаряды на­ чинялись более сильным взрывчатым ве­ ществом — ШИМОЗОЙ. Переход русской эскадры совершался в трудной международной обстановке. Пра­ вительства США и Англии занимали явно прояпонскую позицию. Тогдашний прези­ дент США Теодор Рузвельт был готов стать на сторону Японии и, по его словам, п о й ­ ти «так далеко, как это потребуется в се интересах». Он же цинично заявлял, что США стремятся продлить «полезное для ин­ тересов других держав взаимное истребле­ ние двух наций». Примерно такой же по­ литики придерживалось и английское пра­ вительство. Как для США, так и для Ан­ глин взаимное ослабление России и Япо­ нии было бы очень выгодно. Вице-адмирал Рожественский без всякой маскировки решил прорваться во Владиво­ сток кратчайшим путем через Корейский пролив. Японцы сразу же разгадали его намерения и сосредоточили все свои силы на пути русской эскадры. Японские ко­ рабли, более быстроходные, могли предпри­ нять любой выгодный им маневр, в то время как русская эскадра должна была равняться на устаревшие, тихоходные ко­ рабли, что сковывало возможности манев­ ра. 27 мая, когда русская эскадра вошла в узкий Цусимский пролив, японские ко­ рабли, подстерегавшие ее там, открыли огонь по флагманским кораблям «Суворов» н «Ослябя». Японские фугасные снаряды сносили надстройки, сбивали дымовые тру­ бы. выводили из строя орудийные расче­ ты , создавали очаги пожаров, Хотя война с Японией и не была попу­ лярна в народе, русские моряки в этом неравном бою сражались стойко и муже­ ственно. Они патриотически защищали честь своей родины, дрались с присущи­ ми русским людям храбростью и упорст­ вом. Но слишком велико было неравенство в технике. Один за другим выходили из строя или гибли русские корабли. Управ­ ление русской эскадрой было организова­ но плохо. Во время боя бывали периоды, когда ою вообще никто не командовал. Так, получив ранение, Рожественский в 14 ча­ сов 30 минут фактически уже перестал управлять эскадрой, а его заместитель контр-адмирал Небогатов только через пять часов получил сигнал о передаче ему командования. В результате дневного боя русские поте­ ряли четыре броненосца. В течение всей ночи корабли эскадры мужественно отби­ вали атаки шестидесяти японских мино­ носцев. К утру 28 мая эскадры как орга­ низованного соединения уже не существо­ вало. Японцы добили часть кораблей, повреж­ денных в ночных торпедных атаках. Че­ тыре броненосца сдались в плен. Сдались японцам и адмиралы Рожественский и Небогатов. Нескольким судам удалось уйти в нейтральные порты. Из всей эскадры только два крейсера и два эскадренных миноносца прорвались во Владивосток. Один броненосец, три крейсера и два ми­ ноносца были уничтожены своим личным составом, не пожелавшим сдаваться врагу. Русские моряки своей кровью распла­ чивались за политическую, экономиче­ скую и военную отсталость царизма. Ис­ тория сохранила в память будущим поко­ лениям незабываемые примеры мужества, героизма, отваги, проявленные простыми русскими людьми в Цусимском сражении. Русские моряки, несмотря на поражение, не уронили чести своей страны. Флагманский броненосец «Суворов» был сильно поврежден и потерял управление. После того, как адмирал Рожественский по­ кинул корабль, команда об’ятого пламенем корабля геройски сражалась до конца, вы­ зывая невольное восхищение противника. Эскадренный миноносец «Громкий» с боями прорывался во Владивосток. За ми­ ноносцем гнались три вражеских корабля. Двум из них русские комендоры нанесли такие повреждения, что они отстали, но третий упорно продолжал преследование. Когда в бой включился еще один враже­ ский миноносец и добился попадания в кормовую кочегарку «Громкого», ход рус­ ского корабля уменьшился. Японцы пред­ ложили русским морякам сдаться, но рус­ ские в ответ лишь усилили огонь. Еще в начале боя командир корабля капитан 2 ранга Керн приказал сигналь­ щику Скородумову прибить флаг корабля к мачто гвоздями, чтобы японцы пе сбили его и не подумали, что команда сдается. Скородумов выполнил приказ командира. Держа флаг в зубах, под ожесточенным ог­ нем противника он залез на оголенную мачту без вант и укрепил на ней морской флаг своей страны. В конце боя капитан 2 ранга Керн был убит. Комендор Капралов стрелял из кор­ мовой пушки до тех пор, пока не кончи­ лись снаряды. Видя, что миноносец уже не стреляет, японцы приблизились к нему вплотную, надеясь захватить его, но рус­ ские моряки открыли кингстоны и затопи­ ли свой корабль, предпочитая гибель по­ зорному плену. Также самоотверженно сражался эки­ паж легкого крейсера «Светлана». Болес часу моряки крейсера дрались с тремя японскими кораблями, пока пе вышли все боеприпасы. На «Светлане» было убито 8 офицеров, в том числе командир и стар­ ший офицер, 4 кондуктора и 153 матроса. Но русские моряки и здесь не пожелали спустить флага и сами затопили свои крейсер. Героически вел себя экипаж броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков». Ко­ рабль самостоятельно прорывался^ во Вла­ дивосток. Утром 28 мая он был обнаружен и окружен японцами. Враги подняли сиг­ нал: «Предлагаем вам сдаться. Ваш флаг­ ман сдался». Командир броненосца капи­ тан 1 ранга Миклухо-Маклай, родственник знаменитого ученого, когда ему доложили первую часть разобранного сигнала япон­ цев, сказал: «Продолжение сигнала нам знать не надо» и приказал усилить огонь по врагу. Матросы, заряжая орудия, говорили: «Умрем, но не сдадимся, будем драться по-ушаковски!». В бою корабль получил повреждения. Был израсходован весь бое­ запас, Миклухо-Маклай приказал заложить подрывные патроны н открыть кингстоны, а команде разрешил покинуть корабль. О д н им из последних вражеских снарядов снесло мачту, броненосец сильно накренил­ ся и стал погружаться в воду. Между тем, кормовая 120-миллиметровая пушка все още продолжала стрелять — около нее находились мичман Днтлов н шесть ма­ тросов. Командир броненосца Миклухо-Ма­ клай, старшин офицер Мусатов и м и н н ы й офпцер Жданов не сошли с мостика п по­ гибли вместе со своим кораблем. После сдачи Порт-Артура н Цусимско­ го разгрома положение России на Даль­ нем Востоке еще более ухудшилось. Рос­ сия потерпела поражение на море и на суше. Русское самодерлгавное правительст­ во спешило с миром, заключение которо­ го укрепляло положение царя, сильно по­ шатнувшееся в результате нарастания пер­ вой русской революции. 5 сентября 1905 года был заключен Портсмутский мнр. Это поражение царизма в войне легло черным пятном на нашу страну. «Наш народ, — говорил И. В. Сталин 2 сен­ тября 1945 года, — верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет раз­ бита...». И этот день наступил. В 1945 году Советский Союз, обратив оружие против союзника гитлеровской Германии во второй мировой войне — милитаристской Ялонии, одержал вели­ кую победу. После короткого по времени, но сокрушительного удара Советской Ар­ мии и Военно-Морского Флота в августе 1945 года японская Кпантунская армия была разгромлена, и милитаристская Япо­ ния капитулировала. Исконные русские земли Южный Сахалин п Курильские ост­ рова былп возвращены Советскому Союзу. Славная победа Советской Армии и Военно-Морского Флота над японским ми­ литаризмом во второй мировой войне — свидетельство несокрушимой мощп Совет­ ского социалистического государства, могу­ щества Советских Вооруженных Сил, вели­ чайшего героизма советских воинов, уна­ следовавших и приумноживших героиче­ ские традиции нашего народа. Генерал-майор П. МУСЬЯКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz