На страже Заполярья. 1955 год. Май.
2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 28 мая 1955 г., № 125 (5277). Миля похода —шаг к мастерству ПЛАВАНИЕ В МОРЕ — ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БОЕВОЙ ВЫУЧКИ В блокнот агитатору УГОЛЬ— ХЛЕБ 1, В подводном плавании ПО ГРУЗИВШИСЬ на перископную глу бину, подводная лодка движется но проложенному штурманом курсу. Над во дой, захлестываемый волной, виден круг лый глазок перископа. Внезапно видимость ухудшилась до пре дела. — Открыть гидроакустическую вахту! — отдает приказание вахтенный офицер. — Есть! — отвечают акустики. — Горизонт чист! — докладывает старшина 2 статьи Бурхач. С каждым часом корабль все дальше п дальше от родных берегов. — Слышу шум винтов справа... ди станция... кабельтовых! — докладывает вахтенный акустик матрос Лобко. Стар шина 1 статьи Чернов, проверив данные, одобрительно посмотрел на матроса. Еще совсем недавно на корабль пришли молодые акустики матросы Лобко и Лыча- гин. Их теоретические знания не полно стью соответствовали требованиям, пред’яв- ляемым к акустикам на подводных лод ках. Много труда вложил старшина 1 ста тьи Чернов для воспитания молодых ма тросов, привития им практических навы ков по обслуживанию сложной корабель ной техники. В своей работе старшина нацеливал под чиненных на детальное изучение своей специальности, на приобретение прочных знаний вверенного боевого оружия. — В современных условиях, когда под водные лодки выполняют весьма сложные- задачи, от мастерства акустика, от его- умения безошибочно определять дистан цию, скорость и направление цели зависиг успех торпедной атаки, — постоянно на поминает он своим подчиненным. Каждому занятию старшина умеет при дать определенное целенаправление. Это помогает ему яснее и глубже рассмотреть тот или иной узел схемы, разобрать при бор или агрегат. Большое значение Чернов придаст тре нировкам на боевом посту. Они проводятся систематически — и в морс, и при стоян ке в базе. Благодаря кропотливой и повседневной работе старшины матросы Лобко и Лыча- гпн за короткое время стали умелыми, опытными специалистами. Результат плодотворной работы пе за медлил сказаться. Недавно приказом коман дира все гидроакустики во главе со стар шиной 1 статьи Черповым об’явлены от личниками. В назначенное время ко рабль приходит в заданный район. Проходит длительное время. Все моряки преисполне ны решимости как можно луч ше выполнить поставленную задачу. Но вот появились пер вые признаки приближавше гося шторма. Командир, по смотрев в перископ, заме ч а е т : — Да, погода ухудшается, надо уйти на глубину. Рулевой-сигналыцик стар ший матрос Шишков, стоя на вахте у горизонтальных рулей, чувствует, что удерживать лодку на заданной глубине становится все труднее. Это значит — увеличивается вол на. В одном из отсеков у дизе ля стоит на вахте специалист первого класса старшина 1 статьи Красов. Пз централь ного поста дали команду. От репетовав ее, Красов начинает готовить левый дизель. Но вдруг поступила вводная: «Сильный шум в районе кор мовой воздуходувки». Правый дизель заметно снизил обороты на одно мгновение, но потом заработал ритмично, плавно. Раздумывать некогда. Быстро приготовив левый дизель, Кра сов остановил правый. Доло жив командиру, он начал осмотр ди зеля. На вахту заступил старшина 2 статьи Луста. На помощь к Красову пришел опытный моряк Проценко. Кра сов и Проценко — оба специалисты пер вого класса. Немного подумав, они решили вскрыть воздуходувки. Когда это было сделано, поступила вводная: «Рассыпался роликовый подшипник ведущего вала ро тора кормовой воздуходувки. Правый ди зель вышел из строя». «Повреждение» серьезное. Внутреннюю обойму подшипника не так-то просто бы ло снять без нужных приспособлений? Когда командир спросил у Красова о том, сумеют ли они справиться с «повреждени ем» без посторонней помощи, мотористы единодушно ответили, что дизель будет введен в строй. Лодка ушла на глубину, и началась упорная работа по устранению «повреж дения». Мотористам Красову, Проценко и старшине 2 статьи Луста пришлось вы держать большое напряжение. Внутренняя обойма подшипника поддавалась трудно. Ту т пришел на помощь знающий свое дело электрик Тиунов. Он нашел единст венно возможный и простой способ, чтобы подогреть подшипник. Заизолировав вал и обмотав его спиралью, он включил ток. Все ждали с нетерпением, когда же на греется вал. Вот рука начинает ощущать тепло. Через некоторое время уже нельзя было держаться за вал. Когда Тиунов снял свое приспособление, старшина 2 статьи Луста, быстро подцепив обойму, начал се вытягивать. Но она не поддавалась. «Не ужели и это пе поможет?» — промелькну ла мысль у Красова. — Подожди, пусть немного остынет, — посоветовал Тиунов. Вал быстро остывал. Тут Луста сделал еще одно усилие, и вдруг... раздался скрип. Обойма подшипника была снята. Теперь самое трудное позади. Заменить подшип ник легчо всего. Через некоторое время «повреждение» было устранено. Корабль продолжал вы полнять задачу. Пробыв до назначенного срока в районе плавания, успешно выполнив поставлен ную перед ней задачу, лодка возвратилась в базу. Командование высоко оценило за слуги экипажа подводной лодки. Отличив шиеся матросы, старшины и офицеры на граждены ценными подарками Командую щим флотом. 2. Наперекор трудностям J J E P E J ВЫХОДОМ корабля в море по года казалась тихой, необычно спо койной. Но кто же не знает, как она об манчива в Заполярье! Командир корабля собрал личный состав в одном из отсеков и рассказал о цели вы хода. — Этот поход, товарищи, — сказал командир, — очень ответственный. От каждого из вас зависит успешное выполне ние задачи. Спустя немного времени раздалась всем знакомая команда: «Корабль к бою и похо ду изготовить!». Из отсеков поступают доклады о готов ности механизмов. — Закрепить все по-штормовому! — еще раз напоминают командиры. Старшины дают последние указания о подготовке материальной части. — Ящик с инструментом нужно укре пить, ибо будет качать корабль и ящик будет «гулять» ио отсеку, — об'ясняет старшина 1 статьи Брехов старшему ма тросу Хондогою. Л через две-три минуты Хондогой доло ж и л о выполнении приказания. — По местам стоять, со швартовов сни маться. Корабль плавно отходит от причала. В открытом море раздался сигнал учеб но-боевой тревоги. Моряки разбежались по своим боевым постам. Начинают поступать вводные. В одном из отсеков руководит за делкой «пробоины» классный специалист отличник боевой и политической подготов ки старшина 1 статьи Брехов. Корабль кренится на левый борт, обстановка ус- ложняется. В электромеханическом отсеке «загорается» одпн из электрощитов, дым заполняет отсек. Здесь умело руководит ,ликвидацией пожара классный специалист отличник боевой и политической подготов ки старшина 1 статьи Каральчук. Он бы стро и четко отдает приказания. Наконец, «пожар» ликвидирован. После этого Ка ральчук дает приказание старшему матро су Козюбе ввести щит в строй. Дается вводная мотористам. В отсеке вырубается свет, нужно немедленно пу стить в ход двигатель. Опытные моряки, классные специалисты старшины 2 статьи Псдченко и Назаренко четко и быстро го товят двигатель к пуску. Дастся команда пустить двигатель. Механизм начинает ра ботать. Обслуживать его в темноте нелегко, но моряки делают это не впервые. В пов седневной учебе они отработали свои дей ствия до автоматизма. На следующий день разыгрался шторм. Резко ухудшилась ви димость, но от зоркого глаза сигнальщи ков ничто не остается незамеченным. — Слева... кабельтовых... рыболовное судно, — доложил стоявший на сигналь ной вахте старшина 1 статьи Чурилов. Это один из передовых воинов корабля. Он уме ло руководит своими подчиненными, вос питал таких моряков, как Кузмицкий, Бе лов и другие. На них он может смело по ложиться. Смелым и умелым воинам не страшна стихия. Они четко выполняют приказания ^командиров, мастерски обслуживают меха низмы. Но вот корабль поворачивает на обратный курс и через несколько часов входит в родную гавань. Этот суровый поход запомнился каждо му моряку, участвовавшему в нем. Лич ный состав получил высокую закалку, ук репил уверенность в своих силах. Старшина 1 статьи В. СТЕЦЕНКО. 3. Технику поймешь — далеко пойдешь! ^ Т А РШ И Й матрос Тарасов, командир боевого поста, взяв одну из схем и по ложив ее на стол, начал занятие: — Здесь мы видим много различных линий, условных обозначений. Кажется, ничего особенного, обычная схема. Изучить ее не так уж трудно. А вот уметь руко водствоваться этим своеобразным «путе водителем» практичес..и, быстро сообра жать и действовать при устранении раз личного рода неисправностей — это не сразу дастся. Скажем, что где-то среди многих других проводников оборвался один из них, и приемник вышел из строя. Спе циалист должен моментально оценить об становку и устранить неисправность. Здесь можно основательно и надолго заст рять, если плохо знаешь дело. Тарасов оживился. В его глазах заж глись огоньки. Так бывает с человеком, когда разговор заходит на волпующую его тему. Обычные факты: морские походы, заня тия и тренировки, выполнение учебных задач. Моряки боового поста, как и многие другие их товарищи, настойчиво овладе вают техникой, повышают свои военные и политические знания. Но по достигнутым результатам видно, что каждый день вол ны вкладывают в учебу нечто большее, чем обычные внима тельность и трудолюбие. — Технику поймешь — да леко пойдешь, — часто напо минает старший матрос Горош ков эту мудрую поговорку в своих беседах с матросами от деления. Командир поста заботливо обучает подчиненных. Любое занятие по устройству и экс плуатации аппаратуры Тара сов стремится сделать целе устремленным и интересным. Глубокое знание техники и хо рошие методические навыки позволяют ему довести до соз нания воинов, которыми он командует, все то, что надо крепко запомнить, понять. ...Окончен маневр. На левом ноке реп, трепеща на ветру, взлетел флаг. Корабль повер нул на новый курс. За кормой тянется широкий изогнутый вспененный след. В этом похо де боевой пост, командиром ко торого является Тарасов, до бился наилучших результатов. Напряженный труд не пропал даром. В приказе командира корабля пост старшего матро са Тарасова был об’явлен пе редовым. Старшийматрос М. СОЛОНЕЦ. В развитии тяжелой индустрии и всего народного хозяйства исключительно важ . ная роль принадлежит угольной промыш ленности. «Без угольной промышленно сти, — говорил В. И. Ленин, — никакая современная промышленность, никакие фабрики и заводы немыслимы. Уголь — это настоящий хлеб промышленности». Благодаря большой и всесторонней по мощи Коммунистической партии и Совет ского правительства угольная промыш ленность в нашей стране превратилась в могучую отрасль социалистического про изводства. Если в 1913 году добыча угля составляла в России всего лишь 29 мил лионов тонн, то в 1940 году она возросла почти в шесть раз и составила 166 мил лионов тонн, а в 1953 году шахты на шей страны выдали на-гора свыше 320 миллионов тонн. План 1954 года совет ские горняки выполнили на 101 процент и дали топлива на 8 процентов больше, чем в 1953 году. Директивами X IX с ’езда Коммунистической партии по пятому пя тилетнему плану предусматривается уве личить в 1951— 1955 годах добычу угля на 43 процента, а добычу углей для кок сования — не менее, чем на 50 процен тов. В дореволюционной России труд в шахтах был каторжным, уголь добывал ся вручную обушком и транспортировал ся саночниками. В результате непрерыв ного технического оснащения советской угольной промышленности десятки тысяч шахтеров освобождены от тяжелого руч ного труда. Советская шахта — это на стоящий подземный завод с огромным парком сложнейших и разнообразнейших машин, с разветвленной системой подзем ного транспорта, оборудованного автома тической системой сигнализации и бло кировки, и сложным силовым хозяй ством. Только за последние годы совет скими конструкторами в содружестве с производственниками и работниками на учно-исследовательских организаций соз дано около 200 типов новых горных ма шин и механизмов для механизации наи более тяжелых и трудоемких процессов добычи угля. По сравнению с довоенным уровнем парк основных машин по добыче угля увеличился в пять раз. Наша страна — родина угольных ком байнов, этих «машин коммунизма», как называют их шахтеры. Нигде в мире не было и нет таких замечательных машин. Производительность комбайна «Донбасс» — 60 — 100 тонн в час. Комбайн одно временно выполняет три основных тру доемких операции: зарубку, отбойку и навалку угля. Недавно на шахте № 24 треста «Гу- ковуголь» закончены испытания новой мощной горной машины — комбайна «Донбасс-2», который снабжен двигате лем в 120 киловатт. В машине усилена режущая часть, вдвое повышена мощ ность грузчика, с помощью которого под рубленный уголь наваливается на кон вейер. Производительность новой машины 140 тонн угля в час. На основе широкой механизации тру доемких и тяжелых работ и применения более совершенных форм организации производства добыча угля в нашей стране в настоящее время более чем вдвое превышает довоенный уровень, неуклонно растет производительность труда. А увеличение производительности труда всех шахтеров страны только на О О Ф И Ц Е Р Зоркин прочел вои нам лекцию на тему: «В. И . Ленин о защите социалистического Отечест ва». Офицер рассказал о том, какое большое внимание уделял Владимир Ильич этому важному во просу в своих трудах, на примерах показал, как выполняют ленинские заветы о защите социалистического Отечества советские воины. Лекция с большим интересом была прослушана личным составом. Старший матрос В. Медведев. О БДИТЕЛЬНО несут радиовахту старшие матросы Смирнов и Игнатьев. З а безупречную службу командир неоднократно поощрял воинов. Иг натьев награжден личной фотокарточ- ПРОМЫШЛЕННОСТИ один процент дает столько угля, что его хватит на производство 5 миллиардов ки ловатт-часов электроэнергии и более 6 миллионов тонн цемента. Иная картина в капиталистических странах. Производительность труда шах теров в Англии сейчас ниже, чем была 70 лет назад, во Франции — ниже, чем до войны, в Соединенных Штатах Аме рики остается почти без изменений в те чение последних 20 лет. В Советском * Союзе созданы новые крупные угольные базы. Наряду с Дон бассом, увеличивает добычу угля Кузнец кий, Карагандинский, Подмосковный и другие бассейны. За послевоенное время введены в действие сотни новых уголь ных шахт и разрезов. З а это время ос воены и осваиваются около 50 новых угольных районов и крупных месторож дений. В минувшем году только на Ук раине сданы в эксплуатацию 21 крупная и 30 небольших шахт. В последнем теку щем году пятой пятилетки в Сталинской и Ворошиловградской областях намечено пустить еще 45 новых шахт мощностью от 300 — 400 до нескольких тысяч тонн угля в сутки каждая. Окруженные заботой партии и прави тельства, согретые любовью всего народа, самоотверженно трудятся советские гор няки. Шахтеры страны горячо поддержа ли призыв угольщиков Сталинской обла сти и включились в социалистическое со ревнование за дальнейший рост произво дительности труда и досрочное выполне ние производственного плана 1955 года — завершающего года второй послевоенной пятилетки. На шахте «Абашевская-3-4» ус пешно проводятся испытания проходче ского комбайна конструкции механика шахты «Байдаевская» Якова Гуменника. Недавно тов. Гуменник па своей машине добился нового выдающегося успеха — он прошел за сутки 102 погонных метра выработки, добыв при этом 400 тонн угля. Новые трудовые победы одерживают уральские шахтеры комбината «Сверд- ловскуголь». Производительность труда в результате широкой механизации и авто матизации возросла здесь по сравнению с прошлым годом на 15 процентов. От снижения себестоимости топлива получе но 2.904 тысячи рублей сверхплановой экономии. В настоящее время уральские шахтеры ежедневно отправляют почти на шесть эшелонов угля больше, чем в прошлом году. Горняки комбината «Свердловскуголь» решили добыть в те кущем году не менее 700 тысяч тонн топлива дополнительно к плану. На шахте Лз 1-2 «Горская» комбина та «Ворошиловградуголь» недавно под считали: за двадцать пять лет своей ра боты в Донбассе горняк Ф . Бесчеревный нарубил более двух миллионов тонн уг ля. Это 125 тысяч шестнадцатитонных вагонов! Уже несколько лет Ф . Бесчерев ный работает на горном комбайне «Дон басс», даеая ежемесячно по 13 тысяч тонн угля. Советские шахтеры, воодушевленные историческими решениями январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР, добиваются дальнейшего под’ема угольной промыш ленности, которая играет огромную роль в развитии тяжелой индустрии, всего на родного хозяйства, в укреплении оборо носпособности социалистической Родины. кой, где он снят прн развернутом Зна- ' мени части. Старший матрос М. Горобченко. О НАСТОЙЧИВО изучает оружие отличник боевой и политической под готовки старший матрос Орлов. Его заведывание всегда находится в чи стоте и исправности. За успехи в уче- ! бе и службе командир поощрил ста рательного воина. Матрос И. Богданов. О ЗА ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ в ; боевой и политической подготовке ц большой группе воинов были вручены нагрудные знаки «Отличник авиации». Этой высокой награды удостоены также старшие сержанты Егоров и Зайцев. Матрос О. Василенко. Старшина 1 статьи И. АЛЬГИНОВ. Из рисунков, присланных на конкурс В ОТКРЫТОЕ МОРЕ . Рис. Д. Лукманова. о--- К О Р О Т К О Героизмрусскихморяковв Цусимском сражении Пятьдесят лет назад, 27— 28 мая 1905 года, в Корейском проливе произошло сра жение русской 2-й Тихоокеанской эскад ры с японским флотом, известное под названием Цусимского сражения. Русские моряки доблестно сражались с врагом, про являли в бою исключительное мужество и геройство. Тем не менее бой окончился разгромом русской эскадры, потерей боль шинства кораблей и значительной части личного состава. Как же могло случиться, что русский флот потерпел тогда такое поражение? В . И. Ленин в статье «Разгром», по священной цусимской катастрофе, сразу же дал точную оценку этому событию, вскрыл причины поражения русского флота. Он писал: «Перед нами пе только военное поражение, а полный военный крах самодержавия», крах всей полити ческой системы царизма. В этой же статье B . И. Ленин так характеризовал русскую эскадру, принимавшую участие в Цусим ском бою: «С бору да с сосенки собран экипаж, наскоро закончены последние приготовления военных судов к плаванию, увеличено число этих судов посредством добавления к новым и сильным броне носцам «старых сундуков». Великая арма да. — такая же громадная, такая же гро моздкая, нелепая, бессильная, чудовищная, как вся Российская империя, — двину лась в п у ть ..., вызывая общие насмешки Европы...». Русское самодержавное правительство, ввязавшись в войну с Японией, было яв но не подготовлено к большой войне с сильным противником. Внезапное нападение японского флота на русскую эскадру в Порт-Артуре и вслед за тем гибель на броненосце «Петропав ловск» талантливого флотоводца адмирала C. 0. Макарова существенно ослабили рус ский флот. Соотношение военно-морских сил на Дальнем Востоке изменилось в пользу японцев. Нужно было срочно укре пить Тихоокеанский флот посылкой кораб лей из европейской части страны. Высланная еще 15 октября 1904 года из Либавы на выручку Порт-Артура 2-я Тихоокеанская эскадра состояла из разно типных судов с неодинаковой скоростью хода и устарелой артиллерией. Только четыре броненосца типа «Суворов» в ней были новейшими. Почти все остальные корабли, входившие в состав эскадры, кроме миноносцев, были устаревшими. Эта армада без какой-либо серьезной подготовки должна была совершить очень тяжелый/переход расстоянием в 1S тысяч миль вокруг Африки при отсутствии в пу ти собственных баз. Во главе эскадры был поставлен вице- адмирал Рожественский — типичный «придворный адмирал». Свой практический стаж он прошел, плавая на парусниках. Г новой боевой техникой он не был знаком и относился к ней пренебрежительно. Не вежественный. заносчивый, грубый, Роже- ствснский любил муштру и внешнюю ми шуру. Он не пользовался авторитетом сре ди подчиненных и держал их в n oB im oB j- нии только страхом. Подстать ему были и три младших флагмана — контр-адмиралы Фелькерзал, Небогатое и Энквист. Еще во время стоянки эскадры Рожест- венского на Мадагаскаре пришло известие о сдаче Порт-Артура и гибели всех кораб лей. базировавшихся на нем. Это лишало эскадру базы для операций на Дальнем Востоке. В успех эскадры при столкнове нии ее с японским флотом мало кто верил, но царское правительство, подобно отча явшемуся игроку, приказало Рожествен- скому продолжать поход с целью прорыва во Владивосток. Соотношение сил было явно в пользу японцев. Одних только миноносцев япон цы имели 63 против 9 русских. Япон ские корабли были в основном новее русских. Их строили не только японцы, но англичане и американцы, быстро выпол нившие военные заказы Японии и продав шие ой на весьма льготных условиях ряд вполне современных кораблей. Правитель ства США и Англии стремились макси мально ослабить Россию силами прежде всего Я п о н и и . Отсюда их забота об усиле нии японского флота. На японской стороне имелось и качест венное преимущество. Их корабли были лучше бронированы, оснащены усовершен ствованной артиллерией и приборами. Ар тиллерия японских броненосцев выбрасы вала в минуту почти в три раза больше металла, чем русская. Вес взрывчатого вещества, выбрасываемого в минуту я п о н ск им и броненосцами, был в 15 раз боль ше, чем у русских. Японские снаряды на чинялись более сильным взрывчатым ве ществом — ШИМОЗОЙ. Переход русской эскадры совершался в трудной международной обстановке. Пра вительства США и Англии занимали явно прояпонскую позицию. Тогдашний прези дент США Теодор Рузвельт был готов стать на сторону Японии и, по его словам, п о й ти «так далеко, как это потребуется в се интересах». Он же цинично заявлял, что США стремятся продлить «полезное для ин тересов других держав взаимное истребле ние двух наций». Примерно такой же по литики придерживалось и английское пра вительство. Как для США, так и для Ан глин взаимное ослабление России и Япо нии было бы очень выгодно. Вице-адмирал Рожественский без всякой маскировки решил прорваться во Владиво сток кратчайшим путем через Корейский пролив. Японцы сразу же разгадали его намерения и сосредоточили все свои силы на пути русской эскадры. Японские ко рабли, более быстроходные, могли предпри нять любой выгодный им маневр, в то время как русская эскадра должна была равняться на устаревшие, тихоходные ко рабли, что сковывало возможности манев ра. 27 мая, когда русская эскадра вошла в узкий Цусимский пролив, японские ко рабли, подстерегавшие ее там, открыли огонь по флагманским кораблям «Суворов» н «Ослябя». Японские фугасные снаряды сносили надстройки, сбивали дымовые тру бы. выводили из строя орудийные расче ты , создавали очаги пожаров, Хотя война с Японией и не была попу лярна в народе, русские моряки в этом неравном бою сражались стойко и муже ственно. Они патриотически защищали честь своей родины, дрались с присущи ми русским людям храбростью и упорст вом. Но слишком велико было неравенство в технике. Один за другим выходили из строя или гибли русские корабли. Управ ление русской эскадрой было организова но плохо. Во время боя бывали периоды, когда ою вообще никто не командовал. Так, получив ранение, Рожественский в 14 ча сов 30 минут фактически уже перестал управлять эскадрой, а его заместитель контр-адмирал Небогатов только через пять часов получил сигнал о передаче ему командования. В результате дневного боя русские поте ряли четыре броненосца. В течение всей ночи корабли эскадры мужественно отби вали атаки шестидесяти японских мино носцев. К утру 28 мая эскадры как орга низованного соединения уже не существо вало. Японцы добили часть кораблей, повреж денных в ночных торпедных атаках. Че тыре броненосца сдались в плен. Сдались японцам и адмиралы Рожественский и Небогатов. Нескольким судам удалось уйти в нейтральные порты. Из всей эскадры только два крейсера и два эскадренных миноносца прорвались во Владивосток. Один броненосец, три крейсера и два ми ноносца были уничтожены своим личным составом, не пожелавшим сдаваться врагу. Русские моряки своей кровью распла чивались за политическую, экономиче скую и военную отсталость царизма. Ис тория сохранила в память будущим поко лениям незабываемые примеры мужества, героизма, отваги, проявленные простыми русскими людьми в Цусимском сражении. Русские моряки, несмотря на поражение, не уронили чести своей страны. Флагманский броненосец «Суворов» был сильно поврежден и потерял управление. После того, как адмирал Рожественский по кинул корабль, команда об’ятого пламенем корабля геройски сражалась до конца, вы зывая невольное восхищение противника. Эскадренный миноносец «Громкий» с боями прорывался во Владивосток. За ми ноносцем гнались три вражеских корабля. Двум из них русские комендоры нанесли такие повреждения, что они отстали, но третий упорно продолжал преследование. Когда в бой включился еще один враже ский миноносец и добился попадания в кормовую кочегарку «Громкого», ход рус ского корабля уменьшился. Японцы пред ложили русским морякам сдаться, но рус ские в ответ лишь усилили огонь. Еще в начале боя командир корабля капитан 2 ранга Керн приказал сигналь щику Скородумову прибить флаг корабля к мачто гвоздями, чтобы японцы пе сбили его и не подумали, что команда сдается. Скородумов выполнил приказ командира. Держа флаг в зубах, под ожесточенным ог нем противника он залез на оголенную мачту без вант и укрепил на ней морской флаг своей страны. В конце боя капитан 2 ранга Керн был убит. Комендор Капралов стрелял из кор мовой пушки до тех пор, пока не кончи лись снаряды. Видя, что миноносец уже не стреляет, японцы приблизились к нему вплотную, надеясь захватить его, но рус ские моряки открыли кингстоны и затопи ли свой корабль, предпочитая гибель по зорному плену. Также самоотверженно сражался эки паж легкого крейсера «Светлана». Болес часу моряки крейсера дрались с тремя японскими кораблями, пока пе вышли все боеприпасы. На «Светлане» было убито 8 офицеров, в том числе командир и стар ший офицер, 4 кондуктора и 153 матроса. Но русские моряки и здесь не пожелали спустить флага и сами затопили свои крейсер. Героически вел себя экипаж броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков». Ко рабль самостоятельно прорывался^ во Вла дивосток. Утром 28 мая он был обнаружен и окружен японцами. Враги подняли сиг нал: «Предлагаем вам сдаться. Ваш флаг ман сдался». Командир броненосца капи тан 1 ранга Миклухо-Маклай, родственник знаменитого ученого, когда ему доложили первую часть разобранного сигнала япон цев, сказал: «Продолжение сигнала нам знать не надо» и приказал усилить огонь по врагу. Матросы, заряжая орудия, говорили: «Умрем, но не сдадимся, будем драться по-ушаковски!». В бою корабль получил повреждения. Был израсходован весь бое запас, Миклухо-Маклай приказал заложить подрывные патроны н открыть кингстоны, а команде разрешил покинуть корабль. О д н им из последних вражеских снарядов снесло мачту, броненосец сильно накренил ся и стал погружаться в воду. Между тем, кормовая 120-миллиметровая пушка все още продолжала стрелять — около нее находились мичман Днтлов н шесть ма тросов. Командир броненосца Миклухо-Ма клай, старшин офицер Мусатов и м и н н ы й офпцер Жданов не сошли с мостика п по гибли вместе со своим кораблем. После сдачи Порт-Артура н Цусимско го разгрома положение России на Даль нем Востоке еще более ухудшилось. Рос сия потерпела поражение на море и на суше. Русское самодерлгавное правительст во спешило с миром, заключение которо го укрепляло положение царя, сильно по шатнувшееся в результате нарастания пер вой русской революции. 5 сентября 1905 года был заключен Портсмутский мнр. Это поражение царизма в войне легло черным пятном на нашу страну. «Наш народ, — говорил И. В. Сталин 2 сен тября 1945 года, — верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет раз бита...». И этот день наступил. В 1945 году Советский Союз, обратив оружие против союзника гитлеровской Германии во второй мировой войне — милитаристской Ялонии, одержал вели кую победу. После короткого по времени, но сокрушительного удара Советской Ар мии и Военно-Морского Флота в августе 1945 года японская Кпантунская армия была разгромлена, и милитаристская Япо ния капитулировала. Исконные русские земли Южный Сахалин п Курильские ост рова былп возвращены Советскому Союзу. Славная победа Советской Армии и Военно-Морского Флота над японским ми литаризмом во второй мировой войне — свидетельство несокрушимой мощп Совет ского социалистического государства, могу щества Советских Вооруженных Сил, вели чайшего героизма советских воинов, уна следовавших и приумноживших героиче ские традиции нашего народа. Генерал-майор П. МУСЬЯКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz