На страже Заполярья. 1955 год. Май.

2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 25 мая 1955 г., № 122 (Э274). Радиосвязь действует безотказно Всегда обеспечивают надежной радиосвязью самолеты, находящие­ ся в воздухе, подчиненные сержан­ та Николая Юдицкого. Об ’ект, ко­ торым заведует Юдицкий, находит­ ся в постоянной боевой готовности и образцовом состоянии. За высо­ кие показатели в боевой и полити­ ческой подготовке его пост об’яв- лен отличным. За умелое обучение подчиненных и безупречную службу сержант Н. Юдицкий награжден нагрудным знаком «Отличник авиации». НА СНИМКЕ: (справа налево) сержант Н. Юдицкий проводит з а ­ нятие по специальности со старшим матросом Г. Самохиным и матро­ сом С. Макарчуком. Фото И . Никишова. На перехват воздушного „противника” В боевой обстановке основная задача истребителя — уничтожить воздушного противника до подхода его к охраняемому об’екту. При этом каждому советскому летчику-истребителю нужно ясно пред­ ставлять, что дело придется иметь с про­ тивником, хорошо оснащенным техникой и вооружением. Полеты на перехват вызывают необхо­ димость вести ежедневную систематиче­ скую тренировку на точность глазомера, опознавания различных типов самолетов, в быстром занятии выгодного для атаки исходного положения, а также в безоши­ бочном прицеливании и поражении воз­ душного противника первой очередью. В пашем подразделении ведется боль­ шая работа в этом направлении. Многие летчики отлично справились с выполне­ нием ночных полетов. А они требуют от авиаторов высоких морально-боевых ка­ честв, большой силы воли, хорошей техни­ ки пилотирования, умения быстро ориен­ тироваться в воздухе. Накопленный у нас опыт подсказывает, что очень важно своевременно обнаружить самолет-цель. Это зависит от слаженности в работе личного состава пункта наведе­ ния и летчика. Все команды на самолет надо передавать внятно и давать точные данные о «противнике», а летчику сле­ дует повторять их и строго выполнять. Распоряжения на самолет должны посту­ пать до вывода истребителя в исходное положение для атаки и доклада летчика, что он видит цель. При приближении истребителя к само­ лету «противника» особое значение при­ обретают быстрота штурманского расчета и правильная передача команды с пункта наведения. Но иногда в этом бывают недо­ статки. Не так давно мне пришлось выполнять перехват воздушного «противника» на большой высоте над морем. После взлета последовала команда с пункта наведения: — Вага курс... Высота... Идти с мак­ симальным набором! Доложил о выполнении команды и на заданном курсе стал набирать высоту. Со­ общаю, что высота заданная. Через неко­ торое время поступает команда: «Раззлрот влево на столько-то градусов». Не успел я выполнить эту команду, как получил следующую немедленно вывести машину из разворота, а затем: «Правый разворот на ...градусов!». Начал. И новая команда: «Отставить — левый разворот». После выполнения левого разворо­ та услышал в наушниках шлемофона: «В вашем районе цель!». Быстро осмотрев­ шись, я увидел самолеты «противника» впереди ниже, но уже на большом рассто­ янии. Пришлось тратить время на то, что­ бы догнать пх. Удар не был внезапным, как это должно быть. Некоторым офицерам пункта наведения необходимо помнить, что на большой вы­ соте в определенных условиях радиус раз­ ворота может значительно увеличиваться. Поэтому запаздывать с подачей команд нельзя. Истребитель может проскочить цель, так как у него скорость большая. Неправильная подача команд излишне «дергает» летчика. Самолет противника за это время уйдет далеко. Придется на виду у стрелков догонять его. В боевой обста­ новке это, конечно, снизит эффективность первой атаки. Маневрирующего «противника» лучше перехватывать несколькими истребителя­ ми с различных направлений и на раз­ ных высотах. Успех в этом случае зависит от быстрой и четкой работы пункта наве­ дения и хорошей радиодиецпплины в воз­ духе. Истребитель может удалиться па расстояние, недосягаемое для средств об­ наружения. Разумеется, при этом нельзя полагаться на точность данных радиоло­ кационной станции для выхода на свой аэродром. Нужно уделять больше внимания автономному методу выхода и пользовать­ ся самолетными радиоприборами. Особен­ но это важно в боевой обстановке, когда противник будет применять различные радиопомехи, стараясь затруднить работу средств наведения. На случай, если откажет радиокомпас, каждый летчик обязан вести счисление пути по курсу, скорости и времени и в любой момент знать свое место. В про­ стых метеоусловиях счисление пути сле­ дует вести по карте, а в сложных — мыс­ ленной прокладкой. Для этого необходимо твердо знать район полетов. Осуществляя перехват маневрирующего по высоте и скорости воздушного «против­ ника», офицер Соколов далеко ушел от своего аэродрома. После атаки летчик за­ просил у пункта наведения курс на свой аэродром. Но станция обнаружения не ви­ дела самолет Соколова — он был слишком далеко. Видимость была плохая, и лилот не видел землю. Распоряжения со старто­ вого командного пункта Соколов не слы­ шал, не слышали и его. По распоряжению руководителя полетов в воздух поднялся самолет для ретрансляции. Выясни­ лось, что истребитель идет па аэродром на пониженной высоте. В этом и была его ошибка. Сократилась дальность устойчи­ вой работы радиосредств. Но Соколов от­ лично знает район полетов. Он мысленно вел прокладку и точно вышел на аэро^р.ш. Отсюда вытекает вывод: если маши­ на выходит из зоны работы радиолокаци­ онных станций, летчик ни в коем случае не должен терять высоту. Это ускорит ему, по мере приближения, выход на аэрод­ ром. Летчику-истребителю нужно больше пользоваться в комплексе всеми наземны­ ми и самолетными радиосредствами. Комп­ лексный контроль пути следует дополнять счислением и, наконец, запрашивать ра­ диопеленг. Все это обеспечит надежный выход на свой аэродром. Особое значение счисление пути приоб­ ретает при полете на перехват за облака­ ми, или когда по условиям воздушной об­ становки необходимо пробить облака вниз и выполнить задание под облаками. Глав­ ное здесь — выдержать рассчитанный штурманом наведения режим полета: курс, скорость, высоту. Обязательным условием является устойчивая двухсторонняя радио­ связь и строгая радиодисциплина. Задача истребителя не только в том, чтобы перехватить воздушного «против­ ника». Цель нужно атаковать с дистан­ ции, обеспечивающей эффективность огня, и зафиксировать это на ленте фотопу­ лемета. После полета результаты фото­ стрельбы дешифрируются и ошибки авиа­ тора анализируются. С перехваченным самолетом противника нужно умело вести воздушный бой. Каче­ ство его складывается из маневрирования истребителя и фотострельбы. Нельзя упу­ скать возможность вести огонь по уязви­ мым местам с малых дистанций, обеспе­ чивающих полное уничтожение против­ ника. При ведении воздушного боя с реактив­ ным бомбардировщиком, который имеет большую скорость, истребителю нужно помнить ( скоротечности современного воздушного боя. Эффективность такого боя будет зависеть от внезапности первой ата­ ки и открытия огня по уязвимым местам бомбардировщика с малых дистанций. Летчику-истребителю никогда не надо забывать, что боевая обстановка не про­ щает погрешностей мирной учебы. Но, к сожалению, это еще не все пони­ мают. Один из летчиков не совсем уяснил, что вероятность поражения противника больше с ближней дистанции, чем с даль­ ней. Однажды, вылетев на перехват воз­ душного «противника», авиатор был вы­ веден пунктом наведения в район прохож­ дения «вражеского» самолета. После не­ скольких эволюций, проделанных по коман­ де с пункта наведения, летчик передал по радио: «Цель вижу. Атакую!». Цель была на приличном удалении от истребителей. Но командой «Атакую!» летчик как бы подхлестнул себя и открыл стрельбу из фо­ топулемета на очень большом расстоянии. Подчас бывает, что летчик старается как можно быстрее атаковать цель и со­ всем забывает о том, что прицелом падо ' пользоваться правильно. А иногда в спеш­ ке он неправильно занимает исходное по­ ложение для атаки. В результате стрельба ведется не под тем ракурсом. Такой пере­ хват воздушного «противника» нужных результатов нс дает. Хорошую тренировку в определении дистанции даст такой способ. Самолеты устанавливаются на аэродроме на опреде­ ленном расстоянии от макетов бомбарди­ ровщиков. а авиаторы визируют их из ка­ бины через прицел. Самолет моя:но пере­ мещать но аэродрому п смотреть на макет под различными ракурсами. Летчик, об ошибках которого подробно говорилось выше, после неудачного полета глубоко прочувствовал свою ошибку. На следующий день на предварительной подго­ товке он шагами промерял расстояние от макета до самолета. Об этом ему нужно было подумать еще раньше. Наступает напряженная летняя работа. Впереди ответственные учебные задачи. Много поедстонт потрудиться авиаторам, чтобы овладеть таким сложным видом по­ летов. как перехват воздушного «против­ ника». Не останавливаться на достигну­ том, настойчиво овладевать высотами лет­ ного искусства, учиться мастерству у пе­ редовых летчиков — таковы наши обя­ занности. Капитан В. ДОРОЖИНСКИЙ. Главное — практика С тарш и н а 1 ста тьи Колейков за примерную с л уж б у и умелое обучение подчиненных на граж ден часами Подводная лодка находилась в длитель­ ном походе. Экипаж корабля отрабатывал сложную учебно-боевую задачу. Выполне­ ние ее требовало продолжительного пребы­ вания под водой. Горизонтальными рулями управлял ком­ мунист старшина 1 статьи Колейков. Ис­ ключительно ответственная и напряжен­ ная вахта. Тем более, что шторм, бушевав­ ший на поверхности моря, ощущался и под водой. Даже и на глубине корабль сильно раскачивало. Потоки воды как будто стремились выбросить его на по­ верхность. Только большая физическая выносливость, умение и твердые навыки позволили Колейкову в течение многих часов подряд точно удерживать лодку на заданной глубине. Как ни занят был моряк, он в то же время изыскивал все возможности, чтобы учить мастерству подчиненных. Под его руководством хорошо несли вахту подвод­ ники Субочев и Куранин. Надо сказать, что Колейков всегда уде­ ляет много внимания обучению и воспи­ танию подчиненных. К каждому занятию он тщательно готовит конспект, советует­ ся с офицером. Накануне дня учебы стар­ шина подготавливает рабочее место и на­ глядные пособия. *- Старшина правильно считает, что глав­ ное в боевой учебе — практическое ос­ воение каждым матросом своего дела. II в те дни, когда подводная лодка находится в базе, занятия с рулевыми-сигналыцика- ми по приему и передаче тренировочных ^мафоров проводятся регулярно. Особенно напряженно моряки трудятся в походах. Труднее всего молодым рулсвым-сиг- налыцикам удается овладеть мастерством управления рулем в штормовую погоду. Корабль бросает из стороны в сторону. Но как бы ни были круты волны и крепок ветер, необходимо точно удерживать ко­ рабль на курсе. Нелегко также передавать и принимать флажные и световые семафо­ ры. Всему этому и старается обучить мо­ ряков Колейков. В одном из походов рулевым-сигналь- щнкам была поставлена вводная — неис­ правны горизонтальные рули. Колейков быстро нашел причину неисправности и вместе с матросами стал устранять ее. Настойчиво и мужествеино работали моря­ ки. Наконец, вводная была успешно вы­ полнена. Большинство подчиненных Колейкова— классные специалисты, отличники боевой и политической подготовки. Успешно ов­ ладевают специальностью молодые воины матросы Шаруда и Часовских. Кандидат в члены КПСС Колейков при­ нимает активное участие в работе пар­ тийной организации и общественной жиз­ ни корабля. Комсомольцы корабля оказали ему большое доверие, избрав членом бюро комсомольской организации. За высокие успехи в боевой учебе мо­ ряк имеет много поощрений. Он награжден нагрудным знаком «Отличный подводник» и фотокарточкой, на которой снят при развернутом Знамени части. На днях за высокие успехи в боевой и политической подготовке Командующий Северным фло­ том наградил Колейкова часами. Старший лейтенант Н. СТЕПАНИЩЕВ. В Президиуме Верховного Совета СССР fc o p tm i/fo О ЗАНЯТИЯ по специальности ме­ тодически правильно проводит стар­ шина 2 статьи Клемнн. Он воспитал немало мастеров своего дела. Матрос А. Чибисов. О ДОБ РОСОВЕСТНО выполняет обязанности дневального по стартово­ му помещению матрос Туровский. Ко­ гда он несет службу, в кубрике тепло и чисто. Здесь в перерывах между полетами и работами авиаторы могут хорошо отдохнуть. Матрос А. Киселев. О БЕ ЗУП Р Е ЧН О выполняет свой воинский долг младший сержант Ве- денецкий. Его заведыванне всегда на­ ходится в образцовом порядке. З а ус­ пехи в учебе и службе ему вручен нагрудный знак «Отличный связист». Матрос Ю. Никаноров. В целях усиления государственного контроля за работой министерств и ве­ домств и улучшения их работы в области труда и заработной платы Президиум Вер­ ховного Совета СССР Указом от 24 мая с. г. образовал Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам гру­ да и заработной платы. Председателем Государственного комите­ та Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы Президиум Вер­ ховного Совета СССР назначил Первого Заместителя Председателя Совета Минист­ ров СССР тов. Кагановича Лазаря Моисе­ евича. Настойчиво овладевать боевой техникой, содержать е в постояной готовности к действию Чтобы быть в по­ стоянной боевой го­ товности, нужно на­ стойчиво, кропотли- “ во изучать свое оружие, освоить его устройство и правила использования в лю­ бых. самых сложных условиях нашего мор­ ского театра. На кораблях и в частях нашего фло­ та имеется немало отличных специалистов, мастеров военного дела, в совершенстве владеющих своим оружием. Их ряды по­ стоянно растут за счет-дисциплинирован­ ных, трудолюбивых .воинов, отдающих мно­ го сил и энергии для своего воинского со­ вершенствования. Таким является, напри­ мер, матрос Кузнецов, как об этом пишет военкор В. Тначук. Кузнецов хорошо по­ нял. что качества отличного специалисту вырабатываются в процессе повседневной напряженной учебы, на практических за­ нятиях, в море, в походах. II чем труд­ нее плавание, тем больше навыков и опы­ та умелого использования вверенного ору­ жия приобретает матрос. Вот почему каж­ дый выход в море, — сообщают в редак­ цию военкоры А. Лузянин, Егоренно, Д. Крутсних, — матросы Галимов, Воло­ дин, Борков и другие используют для еще лучшего овладения боевой техникой, для совершенствования воинского мастерства. Большую роль в приобретении необхо­ димых навыков высококвалифицирован­ ных специалистов, в воспитании в себе высоких морально-боевых качеств, необхо­ димых для победы над сильным, опытным и коварным врагом, играют исполнитель­ ность и дисциплинированность. «Эти ка­ чества. — пишет в редакцию матрос Н. Лебедев, — помогли старшине 2 статьи Агееву стать специалистом первого класса, умелым воспитателем своих подчиненных. Й недаром на состязаниях его расчет за­ нял первое место». На тему о значении дисциплины в борь­ бе за новые успехи в боевой и политиче­ ской подготовке рассказывают и другие товарищи. «Однажды, — пишет военкор А. Кузь­ мин, — вышла из строя линия связи. По­ лучив приказание, сержант Чуприн быст­ ро вышел на линию. Им руководило чув­ ство воинского долга во что бы то ни ста­ ло выполнить приказ. И он это сделал четко. В короткий срок связь была вос­ становлена». Подстать сержанту Чуприну являются и матрос Полянский, старшие матросы Зыков, Гурнаков, младший сер­ жант Наужус, — как об этом пишут во­ енкоры Н. Серенко, В. Гонышев, К. Ни­ кифоров, М. Бардаков. Высокая дисциплинированность помога­ ет воинам преодолевать любые трудности п выходить победителями в самых сложных условиях. Так и поступают передовые во­ ины флота. Военкоры В. Антипов, В. Кон­ нов сообщают, что в результате неуклон­ ного выполнения Военной присяги и уста­ вов бойцы Богданов, Семенов в совер­ шенстве овладели своим оружием и от­ лично выполняют служебные обязанности. Пунктуально выполняет инструкции и на­ ставления и авиатор Барабанов. «Опытный специалист, — пишет В. Прохорихин, — не упускает ни одной мелочи прп подго­ товке самолета к полету. Свой богатый опыт он передает своим сослуживцам». Долг советского воина состоит не толь­ ко в том, чтобы в совершенстве знать тех­ нику и оружие, но и постоянно заботить­ ся о ее содержании. О том, как передовые воины кораблей и частей любовно ухажи- (О Б ЗО Р ПИСЕМ ВОЕНКОРОВ ) вают за техникой и содержат ее в посто­ янной готовности к — * немедленному дейст­ вию, пишут военкоры Н. Коревин, Н. Ав­ деев, Г. Битметс, М. Фришт, И. Воротын- цев, В. Ткачук. «Старшина 1 статьи Басков, — пишет военкор А. Старостин, — не только сам с любовью ухаживает за техникой, но и воспитывает любовь к технике у своих подчиненных. Поэтому имущество связи, боевая техника находятся в образцовом состоянии». Активными борцами за глубокое и все­ стороннее овладение техникой, за содер­ жание ее в образцовом порядке высту­ пают комсомольцы. «Строго но инструкци­ ям и наставлениям, — пишет М. Патра- ков, — эксплуатирует технику комсомо­ лец Зябкин. За отличное содержание боевой техники Зябкин имеет 16 поощре­ ний». Военкоры Редозубов, П. Мороз сообщают в редакцию, что благодаря умелым дейст­ виям комсомольцев старшего матроса Ива­ нова и рядового Медведева была выполнена ответственная задача, стоящая перед под­ разделениями. «В нашем подразделении, — пишет матрос В. Зисман, — один из расчетов является полностью комсомоль­ ским. Комсомольцы высоко держат честь своего подразделения. Но знанию боевой техники, ио ее содержанию и по выполне­ нию учебных задач расчет по праву счи­ тается лучшим в подразделении. Недавно комсомольцы расчета Черных, Ланцов, Ху- денков п другие были поощрепы». Устав ВЛКСМ обязывает комсомольцев быть впереди, безупречно выполнять своп обязанности, жить и учиться строго по уставу. Так и поступают комсомольцы Труфанов, Третьяков. Филаткин и многие другие. Сообщая об этом в своих письмах, военкоры В. Орлов и А. Герасимов указы­ вают, что такие комсомольцы показывают пример своим сослуживцам, как нужно глубоко и настойчиво изучать свою флот­ скую специальность, отлично овладевать боевой техникой и оружием. Большая роль в ернвитин любви к тех­ нике, в воспитании у матросов чувства от­ ветственности за вверенное им оружие при­ надлежит старшинам и сержантам. «Стар­ шина 1 статьи Рябенко, — пишет воен­ кор А. Калинов, — упорной и настойчи­ вой работой завоевал звание специалиста первого класса. Занятия по специальности оп ироводнт р строгом соответствии с тре­ бованиями современного боя, не терпит ка­ ких-либо упрощений». Заботливо п требо­ вательно воспитывает подчиненных стар­ шина 1 статьи Сочнеев. Много времени и энергии, сообщает военкор Р. Рахимзянов, он отдает тому, чтобы его подчиненные в совершенстве знали сложную технику, по- хозяйски ухаживали за ней, преодолевали любые трудности, стоящие на пути к ов­ ладению своей специальностью. Приказом Лг G9 Министра Обороны СССР определены задачи советских вои­ нов. Чтобы выполнить их с честыо, мо­ ряки флота должны с еще большим упор­ ством и настойчивостью овладевать боевой техникой, знать в совершенстве свою специальность, держать оружие в по­ стоянной боевой готовности для отпора любому агрессору, если он посмеет нару­ шить мирный труд и покой нашего, совет­ ского народа, государственные интересы нашей любимой Родины. Лейтенант Дымов — командир подразделения Прибежал рассыльный и сообщил: — Товарищ лейтенант, вы заступаете дублером дежурного по кораблю. Матрос ушел, а Дымов все еще держал палец на том месте, где он читал корабель­ ную организацию, и непонимающе смотрел на дверь. Позавчера, когда он представлялся, командир тепло беседовал с ним и обещал создать молодому офицеру все условия для подготовки к самостоятельному управле­ нию. А получается как-то иначе. Сегодня на дежурство, завтра работа, потом еще что-нибудь. Когда же заниматься? Прошло двое* суток, и Дымов почувствовал, что время неумолимо движется вперед, и поче- му-то решил, что его первоначальные пла­ ны учебы рушатся. — Вот на дежурство уже назначен, — сообщил лейтенант вошедшему в каюту командиру артиллерийского подразделения. Вопрекп ожиданиям Дымова, капитан- лейтенант, в котором он уже при первом знакомстве увидел отзывчивого человека, нисколько нЪ удивился и не высказал слов сочувствия. Напротив, он, потирая руки, заявил: — Значит, вместе будем службу нести?! Хорошо. В таком случае советую позабо­ титься, чтобы все на вас блестело. Про­ штудируйте командные слова. А то как бы не попасть в неудобное положение. Дымов слушал старшого товарища, но глубоко вникнуть в то, что тот говорил, не мог. Капитан-лейтенант увидел беспокой­ ный блеск в его глазах и понимающе улыбнулся. — Признаюсь, меня дежурство многому научило. Не представлял совершенно, как начну работать с людьми. Постепенно и контролировать, и требовать привык. Или вот вам, например, корабль изучить надо. Проверишь вахту несколько раз в сутки, готовность котлов, насосов, да всякой дру­ гой техники и столько в голову возьмешь, даже самому потом трудно поверить, что удалось запомнить массу цифр, терминов. Служба — это настоящая школа, а не зу­ брежка по книжке. (Артиллерист знал, что в теоретическом отношении Дымов подготовлен неплохо и нужна ему, прежде всего, практика). Теперь Дымов уверился, если начальни­ ки решили — значит так надо. Но слу­ чайно, должно быть, попал он дублером к опытному офицеру. И на разводе суточного наряда лейтенант незаметно для окружа­ ющих, но с трепетным вниманием следил за своим учителем, как он мысленно уже называл корабельного артиллериста. Мо­ лодцеватый вид капитан-лейтенанта за­ ставлял моряков подтянуться, ободриться, его властные команды направляли дейст­ вия матросов и старшин. Перед ними был командир, сильный своими знаниями и властный. Дежурный полностью возложил на Ды­ мова контроль за выполнением распорядка дня. С определенной методичностью тре­ звонят колокола громкого боя, и мелодично переливаются звуки боцманских дудок. Мо­ лодой лейтенант удовлетворенно отмечает, что кипучая и бурная корабельная жизнь в то же время четко размеренна. В ней каждый человек на своем месте, выполня­ ет свои обязанности. Это и есть повседнев­ ная организация корабля, которую пред­ стоит изучить Дымову. Сейчас она у не­ го перед глазами, как на ладони. Офицер зримо ощущает взаимоотношения воинов, связь между боевыми постами. Лейтенанту достаточно было поочередно выслушать доклады вахтенных постов, и он уж твердо пом h i . л расположение боевых постов, знал все находящиеся на них ме­ ханизмы. Но ему следовало еще вникнуть в детали технического порядка, чтобы по­ нять степень боевой готовности тех или иных средств. II так незаметно для себя Дымов каждую минуту учился, по крупи­ цам, но непрерывно и настойчиво приоб­ ретал знания. На другой день после дежурства Дымов зашел в радиорубку к старшине 1 статьи Аршинову. Моряк с одним из подчиненных осматривал и ремонтировал приемник. Офицер высказал пожелание подробно оз­ накомиться с тактико-техническими дан­ ными аппаратуры, принципами ее дейст­ вия и частично с устройством. Аршинов распорядился, чтобы матрос самостоятель­ но продолжал работу, а сам стал увлечен­ но рассказывать. Он старался понятней и побольше сообщить Дымову знаний, кото­ рые радист накопил за несколько лет. — Кто это? — спросил Аршинова ма­ трос, когда офицер вышел. Старшина ответил. Действительно, поистине всеоб’ емлю- щие и глубокие знания предстояло при­ обрести Дымову. Он должен в очень корот­ кий срок детально изучить устройство ко­ рабля, его вооружение, боевые свойства. Каким бы простым делом ни занимался офицер, он прислушивался к советам стар­ ших. перенимал их опыт и в то же время не стеснялся многому учиться у матросов и старшин. И это нс только не роняло его в глазах моряков, а, напротив, поднимало авторитет. Сейчас, довольный рассказом Аршинова, Дымов сразу отправился к ма­ шинистам. И старшина 1 статьи Верда охотно об’­ яснял офицеру все, что его интересовало. — А вот это насос, — с гордостью го­ ворил он лейтенанту, по-хозяйски ласково похлопывая холодно поблескивающий ко­ жух механизма. — За несколько часов насос может осушить целое озеро. Старшина назвал производительность насоса и вопросительно посмотрел на Ды­ мова. Конечно, слова Верды произвели на офицера сильное впечатление. Любовь мо­ ряков к технике и оружию, вера в них передавалась через каждое слово. Дымов испытывал все большее влечение к зна­ ниям и чувствовал, как все тверже ста­ новятся они. Он все больше узнавал ко­ рабль, его экипаж, службу. Поход состоялся через неделю после то­ го дня, когда лейтенант прибыл на ко­ рабль. Обязанностей на время плавания — никаких. Командир только посоветовал присматриваться к работе опытного штур­ мана, по мере необходимости помогать ему и изучать район. Дымов хотел бы сам за­ няться делом, которое он хорошо изучил в училище и с практикой которого озна­ комился на стажировке. Ему совсем не нравилось быть в роли наблюдателя. Од­ нако начальники считали, что работы ему для начала хватит вполне. Штурман время от времени предлагал молодому офицеру проверить место кораб­ ля в море. И лейтенант брал пеленги на маяки и огни, прокладывал их на карте, наносил обсервацию. Отложенные Дымовым в сторону карандаши и измеритель стре­ мительно катались но столу. Он ловил их, чтобы не свалились, и тогда неудерживае- мая ничем параллельная линейка, лязгая створками, как живая, ползла но карте. Волнение моря достигло пяти баллов. Как бы хорошо спуститься сейчас в каюту и полежать немножко! — А к штурманской культуре надо привыкать с первых дней, — мимоходом замечал штурман и его голос напоминал Дымову, что он нс гость па корабле, а член экипажа и должен, как и все, учиться воинскому мастерству, готовить себя са­ мостоятельно выполнять задачи. — Уверены, что определились правиль­ но? — опять спрашивал штурман. — У меня получилось то же место, что и у вас. — Одним словом, мы сейчас проходим над этой отличительной глубиной... Вклю­ чите-ка эхолот! Прибор показывает, что глубина неко­ торое время не меняется, а затем резко увеличивается. Теперь уже нет сомнения: место корабля определено точно. Может быть, это счастливая случайность. Однако она укрепляет у Дымова веру в своп си­ лы, учит работать вдумчиво, правильно пользоваться приборами. — Все-таки попробуйте, — предлага­ ет офицер. Лейтенант напряженно думает и на­ ходит совершенно правильный и очень простой выход. Он берет пеленгп на не­ сколько известных ему пунктов побережья и на этот незнакомый мыс. Стоит воспро­ извести все это на карте, и картина про­ ясняется. Дымов зарисовывает очертания линии берега в заблаговременно изготовленный альбом. Появляется на мостике штурман и мельком заглядывает в альбом. — Вы чертите, а надо рисовать, — го­ ворит он. — Поскольку видите вершины и Формы прибрежных скал — и их запе- чатлите на бумаге. Ведь ио ним будете познавать место. Только так и можно достигнуть цели. После совета штурмана лейтенанту все предельно ясно. Спускаясь вновь в штурманскую рубку, молодой офицер невольно задерживается около рулевого старшего матроса Жовлера. Это — умелый моряк, примерный воин, любящий свою специальность. Хочется присмотреться, насколько вник он в по­ ход, понять суть его обязанностей. В те­ чение нескольких минут Жовнер зел ко­ рабль по заданному курсу. Но вот поворот. Офицер беспокойно смотрит на Жовнера. По тот не волнуется и уверенно перекла­ дывает руль. Дымов прикидывает: «диа­ метр циркуляции на этом скорости хода», значит надо переложить руль на... граду­ сов, чтобы описать нужную дугу и выйти на заданный курс. Значит, действия ру­ левого основаны на знании маневренных элементов корабля и точном расчете. Корабль уже выполнил свою задачу и возвратился в базу. При входе в узкость штурман приказывает Дымову определить курс. Лейтенант осматривается, берет не­ сколько пеленгов и даст курс. — Рановато начинаете пользоваться лоцманским методом. — сказал штурман. — Рассчитайте по всем правилам. К тому же, прижиматься близко к берегу нет не­ обходимости. Уроки прошлого заставили Дымова в следующем походе действовать очень акку­ ратно и уверенно. Тогда штурман более ответственную задачу возложил на него. Несомненно, он контролировал Дымова, од­ нако в его дело не вмешивался. А лейте­ нант работал правильно, с сознанием дол­ га. Он точно вышел на исходную позицию для артиллерийского огня. Прошел известный срок. За это время Дымов заметно вырос, стал самостоятель­ но управлять подразделением. II главную роль в этом сыграли дежурная служба, практическое выполнение нспосрсдствеч- ных обязанностей, настойчивая самостоя­ тельная учеба под руководством опытных командиров. Старший лейтенант Г. АНАНЬИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz