На страже Заполярья. 1955 год. Май.

22 мая 1955 г., № 120 (5272). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 В СЛОЖНОМ И ДЛИТЕЛЬНОМ ПЛАВАНИИ Моряки Н~ской подводной лодки показали высокий образец мужества, стойкости и боевого мастерства * Готовы выполнить любой приказ Северный флот — флот открытого моря. На нашем морском театре бди­ тельность и боевая готовность долж­ ны быть особенно высокими. Сама суровая природа Заполярья ставит экипажи кораблей перед необходимо­ стью проводить боевую учебу в борьбе с многочисленными трудно­ стями. Здесь, на Севере, имеются большие возможности для приобрете­ ния мастерства, мужества, стойко­ сти и выносливости. Экипажи подводных лодок Север­ ного флота в годы минувшей войны накопили богатый боевой опыт, су­ щественно обогатили тактику новы­ ми приемами торпедных ударов. Ни сильные морозы, ни штормы, ни противолодочные заграждения про­ тивника не смогли поколебать на­ ступательного духа североморцев. Действуя на морских путях сообще­ ния противника, осуществляя дерз­ кие прорывы в фиорды, в неприя­ тельские базы, наши подводники на­ стойчиво искали врага и наносили ему уничтожающие торпедные удары. П ныне вместе со всем флотом подводники, сознавая всю ответст­ венность возложенных на них задач, в обстановке, приближенной к бое­ вой, совершенствуют умение исполь­ зовать оружие и технические сред­ ства, учатся с наибольшим эффек­ том использовать замечательные бое­ вые свойства своих кораблей, ук- репляют^и развивают в себе высо­ кие морально-боевые качества. Вся пх деятельность направлена на вы­ полнение основной задачи — нано­ сить по целям сокрушительные, мет­ кие торпедные удары, стрелять без промаха, наверняка. В походе большую работу в этом отношении провели офицеры. Так, капитан-лейтенант Фокин перед каждой вахтой инструктировал ма­ тросов и старшин. Он напоминал им обязанности, подчеркивал необходи­ мость быть на посту внимательными и точно выполнять все приказания, требования инструкций и наставле­ ний. Подчиненные точно следовали ука­ заниям офицера. Бдительно нес гид- Эк з амен на з р е л о с т ь Экзаменом моим знаниям, как и знаниям и боевым качествам всех моряков нашей подводной лодки, явился длительный поход. С первых же дней похода мы ус­ тановили строгий контроль за тем­ пературным режимом подшипников, за их смазкой и охлаждением. На ходу меняли смазку, и, несмотря на то, что иногда корабль сильно ка­ чало и трудно было нести вахту, никто из нас не уходил с боевого поста. Особенно хорошо нес вахту ма­ трос Ананьев. Боевой пост он всег­ да к концу смены сдавал в образ­ цовом состоянии и безукоризненной чистоте. Мы многому научились и немало приобрели практических навыков в обслуживании и эксплуатации тех­ ники в этом сложном походе. По впереди новые большие походы. Нужно и впредь не допустить ни одной поломки или аварии, чтобы корабль всегда мог выполнить лю­ бую задачу. Мои товарищи и я будем и впредь стремиться к этому. Старшина 2 статьи В. ЗУБКОВ, награжденный знаком «Отличный подводник». роакустическую вахту старшин ма­ трос Подуто. Однажды лодка попала в район, где было несколько ры­ бачьих судов. Моряк своевременно обнаружил их и безошибочно опре­ делил данные о них. По докладам Подуто можно было отчетливо пред­ ставить обстановку и принимать правильные решения. Опытный спе­ циалист об.еспечил безопасность пла­ вания. Экипаж подводной лодки успешно может выполнить любое задание лишь в том случае, если действия личного состава будут грамотными, точными, если на корабле будет вы­ сокая воинская дисциплина л бди­ тельность, каждый матрос, старшина и офицер проникнется чувством от­ ветственности за свое дело. Именно самоотверженное выпол­ нение воинами обязанностей харак­ теризует последним поход. В штор­ мовых условиях в первом отсеке вахту нес старшина 1 статьи С-оло- макин. У него все было предусмот­ рено. Все предметы от торпед до вспомогательных • принадлежностей были прочно закреплены. Ничто не качалось и не болталось. А это — необходимое условие выполнения любой учебной задачи. Торпедисты тщательно подготови­ ли к действию свое мощное оружие — торпеды. Лодка в любую минуту была готова стрелять. Советский народ даст нашему флоту корабли с первоклассным во­ оружением. Но современная техника, которой оснащены наши лодки, спо­ собна принести победу в бою не са­ ма ио себе, а лишь тогда, когда ею управляют сильные духом, мужест­ венные и умелые воины, беззаветно преданные социалистической Родине и мастерски владеющие этой техни­ кой. В этой связи возросли тре­ бования к выучке личного соста­ ва. Вырабатываются новые приемы и методы использования оружия и технических средств. Успех в дан­ ном случае определяют четкие дей­ ствия моряков на своих боевых по­ стах. Действия по вводным или при фактическом выходе из строя от­ дельных устройств дают хорошую практику, развивают находчивость и инициативу. Продуманная учеба не­ посредственно на боевых постах у действующих механизмов приносит наибольшие результаты. В условиях длительного плавания подводной лодки, когда в целях пре- НА СНИМКЕ: мичман Н . Шашлов на Бахте. Фото И . Никишова. ---------------------- х х ------------------ На горизонтальных рулях Мы постоянно стараемся каждый выход в море исполь­ зовать для совершенствования выучки* Так, наиример, в пла­ вании трюмные старшина 2 статьи Ромашков и другие ремонтиро­ вали гидроаккумуляторы. В то время рулевые управляли горизон­ тальными и вертикальным рулями вручную. Дело это ответствен­ ное. П тем не менее я, с разрешения командира, поставил на вахту старшего матроса Сосновского. Сначала ему не удавалось удержи­ вать подводную лодку на заданной глубине, и она стала всплы­ вать. Тогд& его ненадолго подменил старшина 2 статьи Кичигин. Он привел лодку на заданную глубину, показал Сосновскому, как нужно действовать. Затем малоопытный воин вновь сам нес вахту. Его контролировал командир отделения. Постепенно моряк освоился и стал успешно справляться со своими обязанностями. Таким же образом тренировался в управлении горизонтальными рулями и молодой матрос Володин. Мичман К. ШАШЛОВ. дунреждения выхода из строя того пли другого устройства возникает необходимость перехода на дубли­ рующие средства обеспечения, обста­ новка настоятельно требует четкой организации службы, умепия обслу­ живать устройства и одновременно проводить ремонт, бороться за жи­ вучесть корабля, скрытность его маневров. Только четкая организация служ­ бы. способность рулевых-сигналыци- ков и трюмных решать задачи в тя ­ желых штормовых условиях преду­ предили в море выход пз строя на­ сосов. Правильная расстановка лю­ дей, их безошибочные действия поз­ волили в подводном положении в те­ чение четырех часов управлять ко­ раблем вручную. При этом создава­ лись дополнительные трудности. Не следует забывать, что успех использования оружия лодки зави­ сит не только от умения командира, слаженности действий личного соста­ ва центрального поста и торпедного расчета. Боевое маневрирование, готовность оружия к использованию зависят от слаженности в работе всех членов экипажа, всех узлов и устройств корабля. Все это достигается в ходе боевой учебы в море. Продолжительный поход дал хоро­ шие практические навыки всем офи­ церам и особенно молодым в управ­ лении кораблем в подводном поло­ жении. К концу плавания правильно и инициативно решали все вопросы капитан-лейтенант Фокин и другие опытные подводники. У них перени­ мают опыт молодые офицеры. Они принимали правильные решения по вводным, отрабатывали все элементы защиты подводной лодки в море. Плавание способствовало воспи­ танию у офицеров и матросов чув­ ства гордости за корабль, ответ­ ственности за порученное дело, люб­ ви к оружию, уверенности в боевой технике. Поход показал, что экипаж способен выполнить любой приказ нашей замечательной Родины. Офицер Т. ЛОЗОВСКИЙ. Смекалка и находчивость Все дальше и дальше в открытое море уходит подводная лодка. На радиовахте — отличник боевой и политической подготовки старшина 2 статьи Колганов. Немало трудностей выпало на долю подводных связистов в этом сложном и длительном походе. Око­ ло 18 часов в условиях сильной качки старшины 2 статьи Колга­ нов и Дорогушин находились на своем боевом посту, выполняя важ­ ную работу. Они показали отлич­ ное знание материальной части. Этот случай самоотверженного труда радистов не едипичеи. Од­ нажды старшина 2 статьи Дорогу­ шин доложил начальнику о выходе из строя одного из блоков. Получив указания, Дорогушин вскрыл блок и обнаружил перегоревшую деталь. В запасе подобных деталей не было. Выручили смекалка и находчи­ вость. Воин быстро сделал необхо­ димые расчеты и сам изготовил нужную деталь. Включил ее в цепь: аппаратура заработала. Д. БАРАМ, награжденный знаками «Отличный подводник» и «Отличный связист». Слышать дальше всех и лучше всех В телефонах шумопеленгатора расплескалось неумолкающ^с, сонливо вкрадчивое и глухое рокотание моря. На вахте старшпй матрос Подуто. Он внимательно вслушивается в шумы своего ко­ рабля, неустанно наблюдает за горизонтом. Кажется, ничего «по­ дозрительного» нет. Но тишина забортного мира обманчиза. Ей нельзя верить. В любую минуту может появиться слабый, еле слышимый посто­ ронний шорох винтов. Надо держать ухо остро и сразу уловить эти звуки. Еще и еще раз прослушивается весь горизонт... П вдруг где-то по правому борту в привычные шумы вплетается ритмичное ши­ пение чужого винта. Раздумывать долго нельзя. Не теряя появив­ шийся шум, Подуто еще раз быстро «ощупывает» весь горизонт и докладывает: — Слышу шум... курсовой! Вахтенный офицер принял доклад гидроакустика и смотрит в перископ в том направлении, куда указал Подуто. — Слушать внимательно, цель не вижу! — говорит он. Но цель есть. Она где-то далеко, скрытая за серой пеленой морских далей. В перископ она еще не видна. А гидроакустик слышит ее. Сейчас нужно особенно внимательно следить за пове­ дением «противника». Вскоре акустик определяет характер цели, скорость се движения. А доложив данные, воин продолжает с прежним вниманием вести наблюдение за морем. Старший матрос Подуто на корабле не так давно. Но за этот срок он добился неплохих результатов в овладении специально­ стью. Он с энтузиазмом взялся за учебу и быстро освоил мате­ риальную часть заведывания. В повседневной жизни и учебе порою бывают ошибки, недо­ статки. У Подуто тоже были недостатки. Командиру отделе­ ния приходилось указывать подчиненному на промахи, раз’­ яснять, в чем его вина. Следует заметить, что старшина 2 статьи Жук неплохо сочетает в себе требовательность командира с готов­ ностью помочь подчиненному в трудном деле. Если Подуто не по форме одет, командир отделения сделает ему замечание, отдаст приказание и обязательно проверит его исполнение. П не потому, что не доверяет подчиненному, сомневается, что его указание мо­ жет быть невыполненным, а для того, чтобы научить Подуто делать все так, как требует Устав. Как-то Жук послал Подуто почистить и осмотреть один нз блоков станции. Старший матрос справился со своим заданием и доложил об этом старшине. — Есть. Хорошо. Пойдемте посмотрим! Оказалось, что Подуто не обратил внимания на контактное соединение, где один из кабелей ослаб. В работе блока мог бы по­ теряться контакт цепи. Старшина помог гидроакустику устранить недостаток. Вместе воины изучили всю электроцепь по схеме и возможные неполадки. Таким образом Жук сумел сочетать работу с изучением техники. А Подуто впредь стал более внимательна производить осмотры заведывания. Перед походом комсомольцы Жук и Подуто проверили все узлы, их состояние и работу и, убедившись, что техника не под­ ведет, еще раз повторили свои обязанности, проштудировали бое­ вые и эксплуатационные инструкции. Плавание явилось для них испытанием выдержки и выносливости и настоящей школой бое­ вого мастерства. Шумит разгулявшееся море. П хотя корабль на перископпой глубине, его сильно качает. На поверхности бушует шторм, неи­ стовствует снежный заряд. Сердитые волны, беснуясь, плещутся седыми бурунами. Гидроакустик и под водой ощущает все это — ибо резко падает слышимость. В перископ ппчего не видно. Но боевой корабль пе может остаться без наблюдения. И акустики в это время — сам слух! В их ушах неугомонная песнь сердитой поверхности моря и немое молчание его холодной пучины. Малейшие подозрительные шорохи не остаются незамеченными, и, если Подуто не может разобрать­ ся в обстановке, на помощь ему приходит старшина 2 статьи Ж ук. Вместе слушаем, определяем характер шумов, вместе приоб­ ретаем все новые и новые практические навыки. А погом, когда есть возможность, Делимся своими впечатлениями, обсуждаем каждый интересный момент. В море у нас пе было поломок аппаратуры. Все неполадки в работе техники мы предупреждали. Строгое соблюдение эксплуа­ тационных инструкций позволило обеспечить безупречную рабо­ ту станции на длительный период непрерывного несения вахт. Окончен поход. Из-за горизонта выплывают и все более от­ четливо вырисовываются причудливые изломы горных хребтов, родного берега, уходящих белоснежными вершинами в хрусталь­ ную лазурь голубого весеннего неба. За кормой белопенная кипень отмечает большой и трудный путь корабля. Впереди лежат многие непройденные мили морского пути, упорный труд, учеба, стремление к более высокой ступени зна­ ний. Мы пройдем этот путь, несмотря ни на какие трудности. Советские гидроакустики должны слышать дальше всех и лучше всех. Старшина 1 статьи А. ТОЛОШНЫИ, i награжденный знаком «Отличныйподводник». В е д уща я сила Сравнительно за короткий срок под­ водная лодка успешно выполнила не­ сколько сложных задач боевой подготов­ ки . Это стало возможным благодаря тому, что командир, партийная и комсомольская организации правильно нацеливали лич­ ный состав на совершенствование боего­ товности корабля. С этой целью были ис­ пользованы все формы и методы воспита­ ния воинов. Личный пример и самоотверженная работа коммунистов и комсомольцев сыг­ рали решающую роль. Личному составу хорошо известны имена коммунистов Ло­ зовского, Фокина, Шаповалова, членов ВЛКСМ мичмана Тиманова, старшины 1 статьи Соломакина и других. Это — ма­ стера своего дела, скромные, честные и добросовестные воины. Недавно корабль совершил длитель­ ный морской поход, который вылился в проверку работы всех его механизмов и действий личного состава в очень слож­ ных и тяжелых условиях походно-боевой обстановки. За несколько дней до выхода было проведено открытое комсомольское собра­ ние с повесткой дня «О передовой роли комсомольцев в предстоящем походе». С докладом выступил командир корабля. Он рассказал о задачах личного состава, ко­ торые будут далеко не легким испыта­ нием для всех воинов. Необходимо было тщательно проверить к походу всю мате­ риальную часть, пополнить запасы до полных норм. Большое внимание коман­ дир уделил необходимости личной подго­ товки каждого участника похода, прави­ лам подводной дисциплины. Командир при­ звал подводников хорошо подготовиться к плаванию и успешно провести его. Доклад, вызвал оживление. Выступаю­ щие говорили о чувстве ответственности, которым должны проникнуться комсо­ мольцы, вносили конкретные предложе­ ния. Поистине боевыми были выступле­ ния комсомольцев старшины 1 статьи Со­ ломакина, старшего матроса Евтухова и ДРУГИХ. Соломакин поделился опытом работы торпедистов по подготовке к походу. Цен­ ность речи старшего матроса Евтухова состояла в том, что он внес предложение, как лучше использовать моторы. Выступления других комсомольцев бы­ ли проникнуты мыслями о бдительности, товарищеской помощи, организации куль­ турно-массовой работы на походе. Члены ВЛКСМ сурово критиковали комсомольцев, совершивших дисциплинарные проступки. В решении собрания было записано, что комсомольцы с полным сознанием долга и личной ответственности подгото­ вятся к плаванию и успешно выполнят все задачи в море. Собрание бьпо настоя­ щей школой воспитания комсомольцев. Была организована передвижная биб­ лиотека, работой которой на походе руко­ водил комсомолец Мокин. Он заранее выяснил, кто какую художественную ли­ тературу желает прочесть, и приложил все силы, чтобы удовлетворить запросы моряков. За несколько дней до выхода провели совещание коммунистов. Это мероприятие оказало большое влияние на всю последу­ ющую работу. В канун плавания командир собрал весь личный состав и еще раз напомнил об обязанностях моряков, предупредил о необходимости быть бдительными. ...Раннее утро. Низкие тучи, снежные заряды, резкий порывистый ветер. Как будто сама суровая природа Заполярья вызывает моряков иа борьбу. Широко разливаются волны моря. Под­ водный корабль глубоко зарывается но­ сом в воду. Волны с грохотом обруши­ ваются на палубу и тысячами соленых брызг окатывают стоящих на мостикг вахтенного офицера, рулевого-сагнальщи- ка. Но неукротим порыв людей, стремя­ щихся во что бы то ни стало выполнить приказ. Бдительно несут ходовую вахту офицеры Соколов, Ромаичук, рулевые- сигнальщики Сосновский, Шашлов, Кичи­ гин. От их зоркого взгляда не ускользает и малейшее изменение обстановки. Корабль прибыл в точку погружения и уходит на глубину. Начинаются тру­ довые будни подводного плавания.. Подводная лодка — корабль особого класса. Здесь, как нигде, успех плава­ ния, особенно в подводном положении, зависит от слаженности в работе всего экипажа и от каждого человека в огдель- ности. Корабль постоянно находится на ходу, воины непрерывно несут вахту на боевых постах. Партийная и комсомольская организа­ ции не прекращают своей деятельности. Центр тяжести партийно-политической работы переносится на боевые посты. Главное значение приобретает индивиду­ альная работа. Коммунист Шашлов и другие беседуют с мотористами, с ги­ дроакустиками, рулевыми, электриками, торпедистами о важности вахты. Эта ра­ бота ведется непрерывно. И в этом нема­ лая доля успеха плавания и безаварий­ ной работы техппки. Время похода в полной мере использует­ ся для повышения мастерства личного состава. Коммунист Шашлов обучал уп­ равлению горизонтальными рулями стар­ шину 2 статьи Кичпгина и старшего матроса Сосновского. Прекрасно исполь­ зовали все возможности первоклассной техники и точно со знанием дела инфор­ мировали командира обо всех изменениях гидроакустики. Они обеспечивали безава­ рийность плавания. Инициатива и находчивость — пеот’- смлемые качества советских военных мо­ ряков. Но приказанию командира ком­ мунист Шашлов и комсомолец Сосиовскяй вручную обеспечивали маневрирование под водой в течение полутора часоз. Ини­ циативу и находчивость проявили ком­ мунист Оленин и комсомолец Боженпн. Вахту у подшипников нес старшина 2 статьи Зубков. Он внимательно следил за работой механизмов, за уровнем масла и его температурой и своевременно докла­ дывал в центральный пост обо всех изменениях в работе механизмов. Вах­ та, которую нес старшина 1 статьи Соломакин, также очень ответственна. Через определенные промежутки вре­ мени Соломакин докладывал об осмот­ ре отсека, глубине погружения, работе механизмов и приборов. А работали они, благодаря бдительной вахте, словно но заказу — четко и бесперебойно. Если ко всему прибавить то, что Соломакину при­ ходилось действовать в условиях низкой в сравнении с другими отсеками темпера­ туры, то станет ясным, как благороден н велик был его труд. Мастер своего де­ ла и активный общественник, он награж­ ден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Коммунисты и комсомольцы провели беседы об экономии, о поддержании чи­ стоты в отсеках, соблюдении строгих правил подводной дисциплины, информи­ ровали о последних новостях в стране и за рубежом. В условиях длительного плавания при­ ходится выдерживать большое напряже­ ние. Но никто из экипажа не жаловакя на трудности и неудобства. Трудности сплачивали людей в единый боевой кол­ лектив, укрепляли чувство дружбы и то­ варищества. В свободные часы и в обеденный пе­ рерыв было шумно и весело в кают- компаниях: одни играли в домино, дру­ гие — в шахматы, третьи слушали кон­ церт граммзаписи, читали книги. По ини­ циативе комсомольцев был проведен шах­ матный турнир на первенство корабля. Шахматные «бои» не прекращались до конца похода. Ежедневно в определенные часы транс­ лировались последние известия, переда­ ваемые московским и мурманским радио. Ио записям этой передачи составлялся листок «Новости д н я » . Моряки постоянно были в курсе всех событий. Не обошлось, конечно, и без недостат­ ков. Постоянную борьбу с ними вел наш «Боевой листок». Активное участие в его выпуске принимали старшпна 2 статьи Колганов и старшина 1 статьи Соломакин. Листок сообщал о проделанной личным со­ ставом работе, пропагандировал достиже­ ния передовиков, остро критиковал недо­ статки. Когда в рубке был обнаружен беспоря­ док, об этом сразу появилась заметка в «Воевом листке». Надо было видеть, как старательно потом работали Батырев и Иышкин, приводя в порядок свои заведы­ вания, которые на следующий день были безукоризненно чистыми. Наступил последний день похода. Полу­ чено приказание покинуть район плава­ ния, чтобы следовать в базу в надводном положении. Продут главный балласт. Ко­ рабль полным ходом слетует в базу. Поза­ ди остались суровые будни подводного плавания, ветры и штормы и много прой­ денных миль. Велением Родины и партии, железной стойкостью наших людей ответ­ ственное задание выполнено успешно. ...Яркий солпечный весенний день. Как не похож он на тот суровый, вет­ реный день, когда корабль отправлялся в плавание! На пирсе — старшпй на­ чальник, группа офицеров. Короткий ра­ порт командира корабля о выполнении задания. Адмирал проходит по отсекам, беседует с матросами, старшинами, офи­ церами, подробно расспрашивает о здо­ ровье и самочувствии, работе материаль­ ной части. Светлеют лица моряков: их труд не пропал даром! Поход дал много ценного и поучительного. Опыт его будет использо­ ван другими моряками. Поход явился прек­ расной школой боевой выучки, испытани­ ем моральных, физических и морских ка­ честв всего экипажа корабля. До конца выполнив свою задачу, лич­ ный состав готовится сейчас к выпол­ нению очередных задач боевой подготов­ ки. Они будут успешно решены. Экипаж приложит для этого все силы, знания и богатый опыт. И. ДУДИН. Отлично обслуживает механизмы стар­ шина команды мотористов подводной лодки комсомолец специалист второго класса старшина 1 статьи Николай Б о­ рисов. НА СНИМКЕ: специалист второго класса старшина 1 статьи Н. Борисов на вахте. Фото И. Никишова. Курс и глубина — заданные Торпедная атака!.. Все замерли у при­ боров на своих постах. Это самый ответ­ ственный момент и у горизонтальщиков. Нужно точно держать лодку на заданной глубине. Притопилась немного лодка — командир не увидит цель в перископ, под­ всплыла — ее легко может обнаружить противник. Все это требует от горизонталыцпка от­ личного знания своего заведывания. Еще более важно, чтобы он «чувствовал» ко­ рабль. И мичман Шашлов, старшпна 2 статьи Кичигин, старший матрос Сос­ новский в длительном трудном походе по­ стоянно ощущали четкое биение пульса своего корабля, чувствовали каждое изме­ нение положения лодки. А разве менее значительная задача дер­ жать лодку на курсе в любую погоду, чтобы она не «рыскала» в стороны? Штур­ ман должен точно привести корабль в за­ данную точку. Вахту на вертикальном ру­ ле несут сравнительно молодые специали­ сты матросы Лаврухнн и Володин. Перед походом на занятии мичман ПТапт- лов рассказывал подчиненным, как управ­ лять горизонтальными рулями, показал эти приемы практически. Но одно дело рассказать и показать, другое — проде­ лать все самому. Много непредвиденных препятствии, случаев встречалось воинам. Не всегда дело ладилось. Но постепенно моряки все увереннее чувствовали себя на боевом посту. В походе они узнали немало нового, многому научились. К концу по­ хода рулевыми было отработано управле­ ние горизонтальными рулями. Немало времени в подготовке рулевых- еигналыциков занимает сигнальное дело. Подводники достали ключ, лампочку, провод н приготовили все необходимое для учебы. Они тренировались на занятиях во время плавания и во время стоянки в ба­ зе. Флажным семафором, как правило, приходится меньше пользоваться в походе, однако шлифовали и его. В походе моряки поддерживали мате­ риальную часть заведыванин в чистоте, все механизмы находились готовыми к не­ медленному действию. Тренировки не пре­ кращались в самые напряженные момен­ ты . Вот вахтенный офицер командует: — Вышла из строя система... Перейти 'lia управление рулями вручную. Быстро и без излишней суеты готовят­ ся рули к управлению вручную. Вскоре следуют доклады о готовности. Лодка, пе теряя глубины, строго удерживается на курсе. Офицер Д. СОКОЛОВ. Высокая выучка Перед выходом подводной лодки в море состоялось комсомольское собрание. С до­ кладом выступил командир. Он призвал воинов с честью выполнить в море по­ ставленные задачи. После доклада слово взял офицер. Он рассказал, как готовятся моряки подразделения к предстоящему по­ ходу, и выразил твердую уверенность в том, что подводники не пожалеют сил для успешного выполнения любого задания командования. Комсомольское собрание прошло на вы­ соком идейном уровне, оно мобилизовало весь личный состав на отличную работу. Когда было об’явлено о выходе корабля в море, то все подводники тщательно гото­ вили свои механизмы к действию. Особенно много и напряженно пришлось поработать мотористам, электрикам и ру­ левым. Двухсменную вахту несли торпе­ дисты. Старшина 1 статьи Борисов образ­ цово обслуживал материальную часть. Вверенные ему механизмы действовали безукоризненно. В этом походе отличился и старшина 2 статьи Жук. Несмотря на сильную качку и в подводном положении он четко выполнял свои обязанности и при появлении любого корабля своевремен­ но докладывал командиру. В этом трудном походе личный состав корабля еще раз продемонстрировал высо­ кую выучку, выносливость, умение прео­ долевать любые трудности походно-боевой обстановки, благородное стремление слу­ жить Родине так, как требует Присяга, повелевает воинский долг. • Старшина 1 статьи А. СОЛОМАКИН, специалист второго класса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz