На страже Заполярья. 1955 год. Май.
I 4 мая 1955 г., Jfc 104 (5256). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я К О Р А Б Л Ь ВЫШ Е Л В МОРЕ . . . В походе создаются наилучшие условия для совершенствования боевого мастерства ■Аг ☆ ☆ . ☆ f r Выполнение задачи—экзамен на зрелость Высоких показателей в учебе добились сигнальщики специалисты второго клас са старшие матросы Григорий Переско ков и Иван Федулкин. Они четко при нимают и передают семафоры, зорко не сут сигнальную вахту. НА СНИМКЕ: старшие матросы И. Фе дулкин (слева) и Г. Перескоков на сиг нальной вахте. Фото И . Ннкишова. ГЛАЗ КОМАНДИРА Корабль стремительно несется впе ред. Сильный ветер забрасывает на борт потоки воды. Палуба покрывается коркой льда. Матрос Хитев уже восемь часов бес сменно несет вахту. Он устал. Старши на 2 статьи Захаров знает об этом. И тем не менее он начал тренировку. Старшина считает, что каждая минута пребывания в норе должна полностью использоваться для боевой учебы. Необ ходимо добиться, чтобы подчиненные умели не только нести вахту, но и вы полнять любые действия, которые необ ходимы в бою. И Захаров приказывает Хитеву «ликвидировать пожар в топ ливном отсеке». Хитев широко ставит ноги, чтобы удержаться на скользкой палубе. В каждой -руке у него по огнетушителю. Из-за борта, только и жди, нахлынет волна и сметет все на своем пути. Трудно и опасно. А матрос делает свое дело. Он знает — в бою будет еще тя желен. — «Пожар» потушен, — докладыва ет Хитев. Старшина проверяет и приходит к выводу, что «огонь» еще действует. Ведь горит топливо. Выходит, что тех противопожарных средств, которые бы ли применены, недостаточно. Хитев ре шает, что следует немедленно использо вать углекислотную установку. В дан ном случае это самый лучший выход из положения. Старшина Захаров внимательно сле дил за действиями матроса, указывал на ошибки. У него правило — стро го контролировать ход боевой уче бы. Уж тогда поход не пройдет да ром. Так у нас поступает большинство старшин. Они знают, что контроль — это важное средство повышения каче ства занятий, и тренировок. Главное здесь в том, чтобы научить моряков правильно выполнять приемы, предуп реждать даже самые малейшие ошибки. Вот специалист второго класса стар шина 2 статьи Дроздов приказывает молодому матросу Ратдке устранить неисправность. Воин двигается медлен но, докладывает командиру вяло. Он считает, что поскольку вводная учеб ная, то можно и не спешить. Командир раз’ясняет, что такое мнение неверно, показывает, как нужно действовать, чтобы сэкономить вре>1Я на выполне нии нормативов. Матрос Дудин — специалист второго класса. Он способный и знающий свое дело моряк. Но сейчас вместо того, чтобы продолжать тренироваться, во ин спускается в моторное отделение по греться. Ему холодно. Так неужели из-за этого бросать пост? Ведь ясно, что малейшее притупление бдительно сти снижает боевую готовность корабля. И вот, чтобы Дудин не попирал тре бования устава, его надо контролиро вать и пресекать в самом начале по пытки нарушить дисциплину. Только при строгом контроле за каждым дейст вием подчиненных они получат от по хода большую пользу. Во всем должен чувствоваться глаз командира. Старшина 1 статьи В. МЕЛЬНИКОВ. С заходом солнца темнота быстро опу скалась над неспокойным Баренцевым мо рем. Очертания берегов скалистого Коль ского полуострова сначала расплылись, а затем совсем скрылись в густой ночной мгле. К полуночи взошла луна, и ее блики заиграли, переливаясь холодным бледным светом, на снеговых вершинах заполяр ных сопок. Скоро она скрылась за тучами, чтобы больше не появляться. Все погру зилось в непроглядную темь. Разрезая форштевнем тяжелую волну, корабль шел на выполнение ночной ар- тиллорийскон стрельбы... ...Долгий пронзительный звонок срыва ет матросов с коек, прерывает начатую партию в «козла», заставляет бросить на стол недопнсанное письмо, оставить от крытой на самом интересном месте книгу. Секунды — и корабль становится неузна ваемым: слышны топот ног, короткие, от рывистые доклады, приказания. «Корабль к бою готов», — раздается доклад стар шего помощника командира корабля. «Противник» обнаружен, предваритель но определены его элементы движения, и боевой корабль, повинуясь воле команди ра, маневрирует, занимая позицию, выгод ную для артиллерийского «боя». Приник ли к окулярам дальномерщики старший матрос Тарасов и старшина 2 статьи Сот- сков. Согласно условиям, стрельба прово дится в обстановке, максимально прибли женной к боевой, при активном противо действии «противника». Сильно кренясь, корабль лег на боевой курс, идет на сближение с «противни ком». Вот уже раздается приказание от крыть огонь. В ответ звучат точные команды управляющего огнем. Разверну лись башни, поднялись, вздрагивая, жерла орудий, застыли у штурвалов отличные наводчики старшие матросы Калачев, Чай ковский и другие. Они работают сосредоточенно, без лишних движений, экономя драгоценные секунды. С напря жением до боли в глазах всматриваются дальномерщики в слабо освещенную цель. Время, необходимое для подготовки к стрельбе, еще не вышло, а данные для первого залпа уже выработаны, и красные лампочки сигнализируют о готовности ору дий. Скупое движение номера на реву нах старшины 2 статьи Чекмасова, и друж ный залп разорвал ночную тишину, за ставив вздрогнуть корабль, блеснув для «противника» отдаленной зловещей зарни цей. Один за другим громят над морем артиллерииские залпы. Задача была выполнена успешно. Командир корабля поблагодарил артилле ристов за отличную подготовку. Много труда затратил весь экипаж, чтобы выпол нить эту сложную артиллерийскую стрель бу. Ей предшествовали кропотливая рабо та офицеров и старшин с каждым матро сом, занятия по специальности, отработ ка действии каждого номера до автоматиз ма, тренировки в масштабе боевого поста, батареи по взаимодействию боевых постов, учеба в простых и сложных условиях, борьба с упрощенчеством. Результат на пряженной, целеустремленной, методиче ски правильно построенной и проводимой боевой подготовки не замедлил сказаться. Артиллерийские стрельбы выполняются на хорошо и отлично. В этом немалая заслуга офицеров и старшин боевой части, командира корабля, комсомольской и пар тийной организаций, воспитавших таких отличных специалистов, как старший ма трос Асанин, старшина 2 статьи Нико- лайчук, старший матрос Бочко. Ночная стрельба во время корабельного учения явилась своего рода экзаменом для артиллеристов и обеспечивающих ее под разделений к служб. А экзамен, как изве стно, немыслим без методической подготов ки к нему. Особенно напряженно моряки поработа ли непосредственно перед походом. Задачу изучили все офицеры, командир корабля и управляющий огнем решили вопросы вза имодействия главного командного пункта с командным пунктом артиллерийской бое вой части. Затем задача была доведена до всего личного состава, каждому воину бы ло указано на специфику его работы при данной стрельб. Ошибки, допущенные на прошедших стрельбах, недобросовестное отношение отдельных иатросов к выпол нению своих обязанностей подверглись критике на комсомольском собрании. Боль шую работу провели агитаторы и весь комсомольский актив. Перед походом моряки тщательно под готовили и проверили материальную часть и приборы управления артиллерийским огнем. Здесь особенно постарались комен доры Гридунов и Хома. II боевая техни ка в море действовала безукоризненно. Незадолго до с’емки с якоря была вы пущена радиогазета. Перед микрофоном корабельной трансляции выступили офи церы боевой части, артиллеристы — от личники боевой и политической подготов ки. Буквально за несколько минут до вы полнения артиллерийской стрельбы с на путственным словом и пожеланием успе ха личному составу выступил командир корабля. На корабле была организована непрерывная информация личного состава о ходе выполнения задачи. Через несколько минут после стрельбы были уже об’явлены воинам ее предвари тельные результаты, отмечены отличив шиеся старшина 2 статьи Чистяков, ма трос Комаров, старший матрос Охоботов и Другие. На следующий день в воздухе стреми тельно неслись, оставляя молочный след, реактивные самолеты. Весь экипаж «бо лел» за зенитчиков, которые сдавали за дачу. II вот сухо затрещали частые зал пы зенитных орудий вперемежку с дроб ным стуком автоматов. Стрельба зенитчи ков была оценена, как отличная. Так изо дня в день совершенствуют и оттачивают свое мастерство корабельные артиллери сты. Стрельба для них является высшим этапом боевой учебы. Капитан-лейтенант Г. ЕЖКОВ. *......'^..SWA...... Всегда готовы открыть огонь Раздается знакомый для всех моряков сигнал учебно-боевой тревоги. Личный состав занял места согласно расписанию. Старшина башни один из первых доки дывает на мостик о готовности. И вот корабль уже ведет огонь. Отлич но работают наводчики ста/рпшй матрос Порхомюк и матрос Нечаев. Матросы Глу- шедский и Манстонко заряжают орудия. Сильными точными движениями они по дают снаряды и заряды. Палуба содрогается от выстрелов. Щю- ходит несколько минут. Становится из вестно. что комендоры успешно выполни ли задачу. На разборе похода командир подразделе- я-ин отметил умелые я четкие действия старшины и его подчиненных. Моряки вы держали экзамен. В походах, в напряжен ной боевой учебе они достигли больших успехов в соодшпенствовании мастерства и готовы вести огонь в самых сложных условиях. Матрос В. ВАСИН. М О Р Е У Ч И Т Старший матрос Уткин совершенствует методы обслуживания техники Североморцы стремятся в совершенстве овладеть своим оружием, научиться ис пользовать все его богатые возможности. Воины учатся этому в походах. При отработке действий на боевых постах, вы полнении различных задач в море матросы, старшины и офицеры находят иути улучшения организации и приемов применения своего грозного оружия в сложных условиях. Старший матрос Уткин внес два ценных предложения и провел их в жизнь. Эти усовершенствования просты, но они помогают воинам быстрей и качественней ра ботать на боевых постах и тем самым обеспечивают экипажу отличное выполнение задач. Дело в том, что в море торпедисту необходимо иметь под руками инструмент. А работать ему часто приходится в трудных условиях, ночью, в штормовую погоду, когда катер качает и заливает водой. На палубу невозможно что-либо положить — моментально смоет за борт. — Как же приспособиться к обстановке? — не раз размышлял Уткин и доду мался, как и что надо сделать. Он изготовил специальную кису, в которой можно хоро шо расположить и надежно хранить инструмент. В то же время его при необходи мости легко оттуда извлечь. После атаки экипажу катера надо поймать практическую торпеду. В качку это очень сложная операция. Попробуйте продеть трос в маленький рым, когда катер бросает из стороны в сторону, а торпеда то выскочит, грозя пробить борт, то вновь скроется под водой. Выход был найден. Уткин сделал шток с удавкой на конце, ко торой удобно ловить торпеду и удерживать ее у борта, пока она не будет взята на буксир. Старший матрос Уткин творчески выполняет свои обязанности, как и подобает каждому советскому воину. Этому учит его море. Ведь особенности работы матери альной части не узнаешь, пока не увидишь, как она «ведет себя» в походе. Вместе с тем здесь^воины вынуждены считаться с обстановкой, изучать ее и принорявли ваться к ней. В море выявляются недостатки в действиях матросов и старшин и мо ряки ищут пути устранения ошибок. Старший матрос Уткин твердо знает устройст во своего оружия, и это дает ему возможность осуществлять ценные рационализа торские предложения. • Старший лейтенант Ю. КЕЛЛЕРМАН. Н А В А Х Т Е З а рациональное использование каж дой доли секунды времени борется на тренировках своего расчета командир зе нитного автомата специалист второго класса старший матрос Семен Картамы- шев. Его подчиненные добились высоких успехов в боевой подготовке, в отличном состоянии содержат технику. НА СНИМКЕ: командир автомата старший матрос С. Картамышев трени рует расчет автомата. Фото И. Ннкишова. М оряки корабля о тр аба ты ваю т практические навыки Впереди, насколько хватает глаз, сту деное море. Корабль, разрезая Форштевнем волну за волной, шел все дальше и даль ше. Именинниками похода были турбини- сты. От их четкости и умелых действий по обслуживанию турбин и вспомогатель ных механизмов зависело выполнение ко раблем задач. Берег давно скрылся. Кругом — вод ный простор. В машинном отделении, крепко зажав руками никелированный штурвал маневрового клапана, вахту не сет классный специалист старший матрос Лазарев. Чуть наклонясь вперед — так легче сопротивляться качке г— турбиннст внимательно следит за показаниями мно гочисленных приборов. Старший матрос Лазарев неотрывно смо трит на стрелку машинного телеграфа. 5от она переместилась. Командир прика зал прибавить скорость. Левая рука уже на рукоятке телеграфа. Короткое движе ние. На мостике знают, что турбипист принял команду и начал выполнять. Все это делается автоматически, каждое дви жение воина предельно точно. Вот уже моряк вращает штурвал маневрового кла пана, увеличивая тем самым количество пара, поступающего на сопла турбины. Палуба под ногами начала сильно виб рировать. Всем телом моряк чувствует, как корабль набирает ход. И как только стрелка тахометра подошла к нужной цифре, воин перестал вращать штурвал, точно выдерживая заданное число оборо тов. Стрелка машинного телеграфа показы вает то одну скорость хода корабля, то другую. Командир все время меняет ход и курс корабля. Вахта на маневровых кла панах в этих условиях самая ответствен ная. Старший матрос Лазарев четко вы- днр доволен умелыми действиями манев- риста. С чувством ответственности перед Ро диной несли вахту у вспомогательных механизмов подчиненные старшины 1 ста тьи Волкова, который неотлучно находил ся в машинном отделении и умело руко водил действиями матросов. Через опреде ленные промежутки времени он прослуши вал турбину, проверял температуру масла в подшипниках, показания приборов. " Добросовестно, строго по инструкции нес вахту матрос Короткоз. Все его вни мание обращено на приборы. Он помнит, как командир подразделения, выступая по корабельной трансляции, призвал воинов бдительно нести вахту у механизмов, усилить требовательность к себе при от работке вводпых. Корабль уже много часов находится в море. На боевых постах идет напряженная учеба. У турбопожарного насоса вырвало штуцер продувания корпуса турбин. От личник боевой и политической подготовки молодой матрос комсомолец Бурдаков не растерялся. Его не испугало шипение па ра. Моряк, зная отлично инструкцию, бы стро доложил вахтенному старшине и, по лучив приказапие, вывел агрегат из дей ствия. В этот момент Бурдаков помнил об од- пом — выполнить по-комсомольски возло женные на пего обязанности. Под руко водством старшипы штуцер был заменен в короткий срок и механизм был быстро введен в действие. Приближался вечер. Солнце клонилось к закату, разбрасывая свои орапжево-золо- тистые лучи. Но на корабле учения не прекращались. Немалая ответственность в походе хс- нимаются и передаются быстро и точно. Старшие матросы Лысухин и Васильев четко докладывают обо всем. Сказывается привычка к трудным условиям. Впереди то вспыхивал, то снова угасал огонь маяка. Где-то недалеко берег. Ко рабль шел заданным курсом. Порывы вет ра становились все сильнее и сильнее. Еще на занятиях классный специалист Гармоза отрабатывал быстроту, четкость и правильность работы на прожекторе. В походе он показывал пример в несении вахты. Постановка на бочку ночью требует много умения и сноровки от воинов боц манской команды. Но быстрота н ловкость в действиях старшего матроса Чемеркина, матроса Щербатых и других позволили командиру своевременно выполнить зада чу. Поход окопчен. Матросы, усталые, но *ч- вольныю расходятся по гауГириком. Хорошо потрудились они в море. На ваяте и тре нировках воины углубили знллпгя своего дела, приобрели новые навыки . боевого использования оружия и техники. Сделан еще один шаг по пути совер шенствования боевого мастерства. II этот, даже маленький у«пех матроса, ста/ригп- ны — есть вклад в укрепление могуще ства нашего Советского флота. А для мо ряков нет более важной задачи, челе по вышенно военной мощи дорогой Отчивны. После дня напряженной работы надо хорошо отдохнуть, набраться сил. чтобы завтра вновь энергично и упорно овладе вать военными знаниями. II все на ко рабле стихает. Не спит дежурная и вах тенная служба. Она поддерживает боевую готовность корабля. Главный старшина П. ЗЕЛЕНКОВ. НА СНИМКЕ: (слева направо) старшина 2 статьи О. Морозов и матрос Е. Ку- зовкин на тренировке по борьбе за живучесть корабля. Фото И. Ннкишова. ] Л п а я по х ода В моторных отсеках жарко. Оглуши тельно ревут дизели. Палуба то уходит из-нод ног, то стремительно поднимается, чувствуются сильные удары волны. Мо торист матрос Шведов внимательно сле дит за показаниями контрольных прибо ров. Малейшее отклонение от нормы, и он, балансируя, спешит к манипуляторному крану, чтобы отрегулировать работу ме ханизмов. Качка во много ра* усложняет контроль за работой двигатслай. Порой хочется выйти наверх, вдохнуть свежего воздуха, но покинуть боевой пост нельзя. Старший матрос Артюшкин передает записку, на которой — вводная: «Пробои на на... шпангоуте у киля, отсек запол няется водоП>. Мгновенно окгагув взгля дом отсек, Шведов отыскивает поврежден ный участок борта и докладывает: «Пробоина в районе... шпангоута, отсек заполняется водой». Голос его тонет в оглушительном реве дизелей. По движе нию губ Артюшкина он читает приказа ние: «Заделать пробоину. Включить си стему осушения». Выполнить это распо ряжение в условиях штормовой погоды нелегко даже такому умелому и хорошо натренированному моряку, как Шведов. Положив аварийный щит на пробоину, моторист всей тяжестью своего тела при жимает его к днищу, а затем умело за крепляет щит с помощью распорок и клиньев. «Пробоина заделана», — докла дывает воин и тотчас принимается осушать отсек. Опасность, угрожавшая кораблю, у с т ранена, и можно сделать передышку. Но Артюшкин вновь передает листок бумаги. Очередная вводная: «Пробита масляная ма гистраль двигателя, снижается давление масла». Доложив о неисправности. Шве дов мгновенно накладывает аварийную ре зину на перебитую магистраль, затягива ет ее обжимкой. Еще одно усилие, и пов реждение устранено. Матрос смахивает с лица обильно выступившие капли пота и вновь устремляет свой взгляд на щиток с контрольными приборами, наблюдая за ра ботой двигателей. Старший матрос Артюшкин вновь что- то пишет на полоске бумаги. Значит, по ступит очередная вводная. Шведов беспо койно оглядывает отсек и думает, что же может случиться на этот раз. «Пробоина в районе... шпангоута по левому борту, ни же ватерлинии», — читает Шведов. До кладывает. «Заделать нробонну», — слы шится приказание, и воин бросается к ме сту, где, «клокоча и пенясь», врывается внутрь корабля морская вода. Гаснет освещение. К грохоту дизелей и сильной качке добавилась темень. По Шведов хорошо знает расположение меха низмов боевого поста и, мгновенно сориентировавшись, находит ручной элек трофонарь, все необходимое для работы. С начала тренировки прошли считанные минуты. За это время корабль прошел ми лю или две. Огромное напряжение приш лось выдержать матросу Шведову. И ра достно на душе у воина от сознания, что с каждой милей похода повышается его боевая выучка, мастерство, крепнет воля, вырабатываются и укрепляются мужест во, стойкость и выносливость. Задача командиров состоит в том, чтобы научить весь личный состав действовать правильно и быстро в любых условиях современного боя. Для этого необходимо рационально использовать время трениро вок на боевых постах, постепенно услож няя условия учении, доводить обстановку во время учебы до такой, какая может сложиться в настоящем бою. Старшина 2 статьи А. АЛЕКСЕЕВ. ХОД ОБЕСПЕЧЕН жит на сигнальщиках. С ильный ветер и темнота затрудняют наблюдение. Но сиг нальщики бдительны. Их вахту возглав ляет специалист первого класса. Он вни мательно следит за действиями иодчи- нолняет все приказания с мостика. Коман- ценных, помогает им. Все сигналы при- Статшжн матрос Андреев несколько часов погряд не выходил ш моторного отделения. У лее все было готово к похож, но он вооружил переносную лампу и еще раз тщательно осмотрел заведытание. Особое внимание моряк, обратил ка кре пление дюрцтов, магистралей, заглянул в самые труднодоступные места. Командир собрал личный состав на ба ке и поставил оадачи на поход. Он под черкнул, что успех будет во многом зави сеть от мотористов, которые должны обес печить кораблю заданный ход. ...Отошли от причала и взяли курс в море. Вот уже волны закатываются, на палубу, обдают воинов солеными брызгами. Но моряки бдительно ведут наблюдение, умело выполняют свои обязанности. Качка особенно ощутима в машинном отделении. Классный специалист старший матрос Андреев стойко борется с морской болезнью, зорко следит за показаниями контрольно-измерительных приборов. Он своевременно репетует сипвалы с мости ка и выполняет приказания. Андреев внимательно прислушивается к гулу ди зелей. Они работают четко, ритмично. Командир может выполнять елмьве слож ные маневры. Мотористы не подвеаут. Выдался подходящий момент для трет нировки. П Андреев тотчас дает вводную подчиненному: — Вышел из строя масляный фильтр, перейти на запасной! Матрос строго по инструкции выполня ет прием. — Пробоина в районе... шкафута! Воин без лишних движений и суеты надежно заделывает «лробаину». Видно, что Андреев нередко тренирует его в по ходах. Корабль воавратился в базу. За отлич ные действия на боевом посту, грамотное и умелое обслуживание техники в слож ных условиях старший начальник поощ рил Андреева. Матгос К. ТУМАНОВ. Не допускать упрощенчества Проходило показательное учение на те му: «Подготовка материальной части к походу и обслуживание ее в сложных ус ловиях». Матросам Зарщикову и Бараиозу приказали одеть противогазы, очки кото рых были заклеены бумагой. Зарщиков и Баранов уверенно передви гаются в моторном отсеке. Они безошибоч но находят клапаны, открывают и закры вают их. Наступает самый ответственный момент. Надо вывести напряжение и на брать обороты. Один из воинов знает, на какое расстояние передвинуть на реостате скользящий контакт, и делает это. Другой по слуху набирает обороты. Оба глубоко изучили свою специальность и хорошо на тренированы. Можно уверенно сказать — моряки справятся со своими обязанностями в бою. К этому они готовятся ежедневно, еже часно, к любому делу относятся со всей серьезностью. Зарщиков и Барапов хорошо сознают, насколько необходимы для них навыки быстро и правильно производить любые действия в темноте. Известно, что при со прикосновении с противником от взрывов и по другим причинам корабль может ли шиться освещения. В походах, на трени ровках в море матросы изучают устрой ство отсека, вникают в работу каждого узла механизма, до автоматизма шлифуют свои действия. А вот, как поведет себя в подобном слу чав матрос Гурьев, трудно сказать. На тренировке в море ему поступила вводная заделать пробоину. Свет был выключен. Гурьев не мог найти аварийный материал, несмотря на то, что он был почти под рукой. Воин беззаботно относился к свое му делу и не удосужился даже запомнить, где находятся те или иные устройства. Гурьев не сумел также отыскать, где рас положены поврежденные шпангоуты и участок борта. Формальное отношение ма троса к боевой учебе может дорого стоить всему экипажу. ___ Старшина был вынужден включить ос вещение. Теперь Гурьев выполнил ввод ную, вникая при этом в каждую деталь своего дела. Вскоре он смог работать и в темноте. Потерпев неудачу однажды, ма трос стал анализировать свои действия и сразу увидел, какую это дает большую пользу. Если Гурьев возьмет себе за пра вило никогда и ни в чем не допускать упрощенчества, он добьется успехов в совершенствовании мастерства. Такой же совет хочется дать матросу Дрягину. При заделке пробоины он до пустил всего лишь один недостаток — слабо забил клин. П, тем не менее, под напором воды вся удерживающая ее си стема развалилась бы. Об этом знал Дря- гин и видел, что клин не удержит распор ку. Но он не довел дело до конца, стре мясь поскорее доложить командиру о том, что выполнил прием. А суть-то не в том, чтобы быстро доложить, а в том, чтобы прочно и в короткий срок выполнить вводную. Формализм — наш врат, с которым на-- (до решительно бороться. '*• Старшина^ в и л * 6 . ВИЯЕХИН.. i
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz