На страже Заполярья. 1955 год. Май.

I 4 мая 1955 г., Jfc 104 (5256). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я К О Р А Б Л Ь ВЫШ Е Л В МОРЕ . . . В походе создаются наилучшие условия для совершенствования боевого мастерства ■Аг ☆ ☆ . ☆ f r Выполнение задачи—экзамен на зрелость Высоких показателей в учебе добились сигнальщики специалисты второго клас­ са старшие матросы Григорий Переско­ ков и Иван Федулкин. Они четко при­ нимают и передают семафоры, зорко не­ сут сигнальную вахту. НА СНИМКЕ: старшие матросы И. Фе­ дулкин (слева) и Г. Перескоков на сиг­ нальной вахте. Фото И . Ннкишова. ГЛАЗ КОМАНДИРА Корабль стремительно несется впе­ ред. Сильный ветер забрасывает на борт потоки воды. Палуба покрывается коркой льда. Матрос Хитев уже восемь часов бес­ сменно несет вахту. Он устал. Старши­ на 2 статьи Захаров знает об этом. И тем не менее он начал тренировку. Старшина считает, что каждая минута пребывания в норе должна полностью использоваться для боевой учебы. Необ­ ходимо добиться, чтобы подчиненные умели не только нести вахту, но и вы­ полнять любые действия, которые необ­ ходимы в бою. И Захаров приказывает Хитеву «ликвидировать пожар в топ­ ливном отсеке». Хитев широко ставит ноги, чтобы удержаться на скользкой палубе. В каждой -руке у него по огнетушителю. Из-за борта, только и жди, нахлынет волна и сметет все на своем пути. Трудно и опасно. А матрос делает свое дело. Он знает — в бою будет еще тя ­ желен. — «Пожар» потушен, — докладыва­ ет Хитев. Старшина проверяет и приходит к выводу, что «огонь» еще действует. Ведь горит топливо. Выходит, что тех противопожарных средств, которые бы­ ли применены, недостаточно. Хитев ре­ шает, что следует немедленно использо­ вать углекислотную установку. В дан­ ном случае это самый лучший выход из положения. Старшина Захаров внимательно сле­ дил за действиями матроса, указывал на ошибки. У него правило — стро­ го контролировать ход боевой уче­ бы. Уж тогда поход не пройдет да­ ром. Так у нас поступает большинство старшин. Они знают, что контроль — это важное средство повышения каче­ ства занятий, и тренировок. Главное здесь в том, чтобы научить моряков правильно выполнять приемы, предуп­ реждать даже самые малейшие ошибки. Вот специалист второго класса стар­ шина 2 статьи Дроздов приказывает молодому матросу Ратдке устранить неисправность. Воин двигается медлен­ но, докладывает командиру вяло. Он считает, что поскольку вводная учеб­ ная, то можно и не спешить. Командир раз’ясняет, что такое мнение неверно, показывает, как нужно действовать, чтобы сэкономить вре>1Я на выполне­ нии нормативов. Матрос Дудин — специалист второго класса. Он способный и знающий свое дело моряк. Но сейчас вместо того, чтобы продолжать тренироваться, во­ ин спускается в моторное отделение по­ греться. Ему холодно. Так неужели из-за этого бросать пост? Ведь ясно, что малейшее притупление бдительно­ сти снижает боевую готовность корабля. И вот, чтобы Дудин не попирал тре­ бования устава, его надо контролиро­ вать и пресекать в самом начале по­ пытки нарушить дисциплину. Только при строгом контроле за каждым дейст­ вием подчиненных они получат от по­ хода большую пользу. Во всем должен чувствоваться глаз командира. Старшина 1 статьи В. МЕЛЬНИКОВ. С заходом солнца темнота быстро опу­ скалась над неспокойным Баренцевым мо­ рем. Очертания берегов скалистого Коль­ ского полуострова сначала расплылись, а затем совсем скрылись в густой ночной мгле. К полуночи взошла луна, и ее блики заиграли, переливаясь холодным бледным светом, на снеговых вершинах заполяр­ ных сопок. Скоро она скрылась за тучами, чтобы больше не появляться. Все погру­ зилось в непроглядную темь. Разрезая форштевнем тяжелую волну, корабль шел на выполнение ночной ар- тиллорийскон стрельбы... ...Долгий пронзительный звонок срыва­ ет матросов с коек, прерывает начатую партию в «козла», заставляет бросить на стол недопнсанное письмо, оставить от­ крытой на самом интересном месте книгу. Секунды — и корабль становится неузна­ ваемым: слышны топот ног, короткие, от­ рывистые доклады, приказания. «Корабль к бою готов», — раздается доклад стар­ шего помощника командира корабля. «Противник» обнаружен, предваритель­ но определены его элементы движения, и боевой корабль, повинуясь воле команди­ ра, маневрирует, занимая позицию, выгод­ ную для артиллерийского «боя». Приник­ ли к окулярам дальномерщики старший матрос Тарасов и старшина 2 статьи Сот- сков. Согласно условиям, стрельба прово­ дится в обстановке, максимально прибли­ женной к боевой, при активном противо­ действии «противника». Сильно кренясь, корабль лег на боевой курс, идет на сближение с «противни­ ком». Вот уже раздается приказание от­ крыть огонь. В ответ звучат точные команды управляющего огнем. Разверну­ лись башни, поднялись, вздрагивая, жерла орудий, застыли у штурвалов отличные наводчики старшие матросы Калачев, Чай­ ковский и другие. Они работают сосредоточенно, без лишних движений, экономя драгоценные секунды. С напря­ жением до боли в глазах всматриваются дальномерщики в слабо освещенную цель. Время, необходимое для подготовки к стрельбе, еще не вышло, а данные для первого залпа уже выработаны, и красные лампочки сигнализируют о готовности ору­ дий. Скупое движение номера на реву­ нах старшины 2 статьи Чекмасова, и друж­ ный залп разорвал ночную тишину, за­ ставив вздрогнуть корабль, блеснув для «противника» отдаленной зловещей зарни­ цей. Один за другим громят над морем артиллерииские залпы. Задача была выполнена успешно. Командир корабля поблагодарил артилле­ ристов за отличную подготовку. Много труда затратил весь экипаж, чтобы выпол­ нить эту сложную артиллерийскую стрель­ бу. Ей предшествовали кропотливая рабо­ та офицеров и старшин с каждым матро­ сом, занятия по специальности, отработ­ ка действии каждого номера до автоматиз­ ма, тренировки в масштабе боевого поста, батареи по взаимодействию боевых постов, учеба в простых и сложных условиях, борьба с упрощенчеством. Результат на­ пряженной, целеустремленной, методиче­ ски правильно построенной и проводимой боевой подготовки не замедлил сказаться. Артиллерийские стрельбы выполняются на хорошо и отлично. В этом немалая заслуга офицеров и старшин боевой части, командира корабля, комсомольской и пар­ тийной организаций, воспитавших таких отличных специалистов, как старший ма­ трос Асанин, старшина 2 статьи Нико- лайчук, старший матрос Бочко. Ночная стрельба во время корабельного учения явилась своего рода экзаменом для артиллеристов и обеспечивающих ее под­ разделений к служб. А экзамен, как изве­ стно, немыслим без методической подготов­ ки к нему. Особенно напряженно моряки поработа­ ли непосредственно перед походом. Задачу изучили все офицеры, командир корабля и управляющий огнем решили вопросы вза­ имодействия главного командного пункта с командным пунктом артиллерийской бое­ вой части. Затем задача была доведена до всего личного состава, каждому воину бы­ ло указано на специфику его работы при данной стрельб. Ошибки, допущенные на прошедших стрельбах, недобросовестное отношение отдельных иатросов к выпол­ нению своих обязанностей подверглись критике на комсомольском собрании. Боль­ шую работу провели агитаторы и весь комсомольский актив. Перед походом моряки тщательно под­ готовили и проверили материальную часть и приборы управления артиллерийским огнем. Здесь особенно постарались комен­ доры Гридунов и Хома. II боевая техни­ ка в море действовала безукоризненно. Незадолго до с’емки с якоря была вы­ пущена радиогазета. Перед микрофоном корабельной трансляции выступили офи­ церы боевой части, артиллеристы — от­ личники боевой и политической подготов­ ки. Буквально за несколько минут до вы­ полнения артиллерийской стрельбы с на­ путственным словом и пожеланием успе­ ха личному составу выступил командир корабля. На корабле была организована непрерывная информация личного состава о ходе выполнения задачи. Через несколько минут после стрельбы были уже об’явлены воинам ее предвари­ тельные результаты, отмечены отличив­ шиеся старшина 2 статьи Чистяков, ма­ трос Комаров, старший матрос Охоботов и Другие. На следующий день в воздухе стреми­ тельно неслись, оставляя молочный след, реактивные самолеты. Весь экипаж «бо­ лел» за зенитчиков, которые сдавали за­ дачу. II вот сухо затрещали частые зал­ пы зенитных орудий вперемежку с дроб­ ным стуком автоматов. Стрельба зенитчи­ ков была оценена, как отличная. Так изо дня в день совершенствуют и оттачивают свое мастерство корабельные артиллери­ сты. Стрельба для них является высшим этапом боевой учебы. Капитан-лейтенант Г. ЕЖКОВ. *......'^..SWA...... Всегда готовы открыть огонь Раздается знакомый для всех моряков сигнал учебно-боевой тревоги. Личный состав занял места согласно расписанию. Старшина башни один из первых доки ­ дывает на мостик о готовности. И вот корабль уже ведет огонь. Отлич­ но работают наводчики ста/рпшй матрос Порхомюк и матрос Нечаев. Матросы Глу- шедский и Манстонко заряжают орудия. Сильными точными движениями они по­ дают снаряды и заряды. Палуба содрогается от выстрелов. Щю- ходит несколько минут. Становится из­ вестно. что комендоры успешно выполни­ ли задачу. На разборе похода командир подразделе- я-ин отметил умелые я четкие действия старшины и его подчиненных. Моряки вы­ держали экзамен. В походах, в напряжен­ ной боевой учебе они достигли больших успехов в соодшпенствовании мастерства и готовы вести огонь в самых сложных условиях. Матрос В. ВАСИН. М О Р Е У Ч И Т Старший матрос Уткин совершенствует методы обслуживания техники Североморцы стремятся в совершенстве овладеть своим оружием, научиться ис­ пользовать все его богатые возможности. Воины учатся этому в походах. При отработке действий на боевых постах, вы­ полнении различных задач в море матросы, старшины и офицеры находят иути улучшения организации и приемов применения своего грозного оружия в сложных условиях. Старший матрос Уткин внес два ценных предложения и провел их в жизнь. Эти усовершенствования просты, но они помогают воинам быстрей и качественней ра­ ботать на боевых постах и тем самым обеспечивают экипажу отличное выполнение задач. Дело в том, что в море торпедисту необходимо иметь под руками инструмент. А работать ему часто приходится в трудных условиях, ночью, в штормовую погоду, когда катер качает и заливает водой. На палубу невозможно что-либо положить — моментально смоет за борт. — Как же приспособиться к обстановке? — не раз размышлял Уткин и доду­ мался, как и что надо сделать. Он изготовил специальную кису, в которой можно хоро­ шо расположить и надежно хранить инструмент. В то же время его при необходи­ мости легко оттуда извлечь. После атаки экипажу катера надо поймать практическую торпеду. В качку это очень сложная операция. Попробуйте продеть трос в маленький рым, когда катер бросает из стороны в сторону, а торпеда то выскочит, грозя пробить борт, то вновь скроется под водой. Выход был найден. Уткин сделал шток с удавкой на конце, ко­ торой удобно ловить торпеду и удерживать ее у борта, пока она не будет взята на буксир. Старший матрос Уткин творчески выполняет свои обязанности, как и подобает каждому советскому воину. Этому учит его море. Ведь особенности работы матери­ альной части не узнаешь, пока не увидишь, как она «ведет себя» в походе. Вместе с тем здесь^воины вынуждены считаться с обстановкой, изучать ее и принорявли­ ваться к ней. В море выявляются недостатки в действиях матросов и старшин и мо­ ряки ищут пути устранения ошибок. Старший матрос Уткин твердо знает устройст­ во своего оружия, и это дает ему возможность осуществлять ценные рационализа­ торские предложения. • Старший лейтенант Ю. КЕЛЛЕРМАН. Н А В А Х Т Е З а рациональное использование каж ­ дой доли секунды времени борется на тренировках своего расчета командир зе­ нитного автомата специалист второго класса старший матрос Семен Картамы- шев. Его подчиненные добились высоких успехов в боевой подготовке, в отличном состоянии содержат технику. НА СНИМКЕ: командир автомата старший матрос С. Картамышев трени­ рует расчет автомата. Фото И. Ннкишова. М оряки корабля о тр аба ты ваю т практические навыки Впереди, насколько хватает глаз, сту­ деное море. Корабль, разрезая Форштевнем волну за волной, шел все дальше и даль­ ше. Именинниками похода были турбини- сты. От их четкости и умелых действий по обслуживанию турбин и вспомогатель­ ных механизмов зависело выполнение ко­ раблем задач. Берег давно скрылся. Кругом — вод­ ный простор. В машинном отделении, крепко зажав руками никелированный штурвал маневрового клапана, вахту не­ сет классный специалист старший матрос Лазарев. Чуть наклонясь вперед — так легче сопротивляться качке г— турбиннст внимательно следит за показаниями мно­ гочисленных приборов. Старший матрос Лазарев неотрывно смо­ трит на стрелку машинного телеграфа. 5от она переместилась. Командир прика­ зал прибавить скорость. Левая рука уже на рукоятке телеграфа. Короткое движе­ ние. На мостике знают, что турбипист принял команду и начал выполнять. Все это делается автоматически, каждое дви­ жение воина предельно точно. Вот уже моряк вращает штурвал маневрового кла­ пана, увеличивая тем самым количество пара, поступающего на сопла турбины. Палуба под ногами начала сильно виб­ рировать. Всем телом моряк чувствует, как корабль набирает ход. И как только стрелка тахометра подошла к нужной цифре, воин перестал вращать штурвал, точно выдерживая заданное число оборо­ тов. Стрелка машинного телеграфа показы­ вает то одну скорость хода корабля, то другую. Командир все время меняет ход и курс корабля. Вахта на маневровых кла­ панах в этих условиях самая ответствен­ ная. Старший матрос Лазарев четко вы- днр доволен умелыми действиями манев- риста. С чувством ответственности перед Ро­ диной несли вахту у вспомогательных механизмов подчиненные старшины 1 ста­ тьи Волкова, который неотлучно находил­ ся в машинном отделении и умело руко­ водил действиями матросов. Через опреде­ ленные промежутки времени он прослуши­ вал турбину, проверял температуру масла в подшипниках, показания приборов. " Добросовестно, строго по инструкции нес вахту матрос Короткоз. Все его вни­ мание обращено на приборы. Он помнит, как командир подразделения, выступая по корабельной трансляции, призвал воинов бдительно нести вахту у механизмов, усилить требовательность к себе при от­ работке вводпых. Корабль уже много часов находится в море. На боевых постах идет напряженная учеба. У турбопожарного насоса вырвало штуцер продувания корпуса турбин. От­ личник боевой и политической подготовки молодой матрос комсомолец Бурдаков не растерялся. Его не испугало шипение па­ ра. Моряк, зная отлично инструкцию, бы­ стро доложил вахтенному старшине и, по­ лучив приказапие, вывел агрегат из дей­ ствия. В этот момент Бурдаков помнил об од- пом — выполнить по-комсомольски возло­ женные на пего обязанности. Под руко­ водством старшипы штуцер был заменен в короткий срок и механизм был быстро введен в действие. Приближался вечер. Солнце клонилось к закату, разбрасывая свои орапжево-золо- тистые лучи. Но на корабле учения не прекращались. Немалая ответственность в походе хс- нимаются и передаются быстро и точно. Старшие матросы Лысухин и Васильев четко докладывают обо всем. Сказывается привычка к трудным условиям. Впереди то вспыхивал, то снова угасал огонь маяка. Где-то недалеко берег. Ко­ рабль шел заданным курсом. Порывы вет­ ра становились все сильнее и сильнее. Еще на занятиях классный специалист Гармоза отрабатывал быстроту, четкость и правильность работы на прожекторе. В походе он показывал пример в несении вахты. Постановка на бочку ночью требует много умения и сноровки от воинов боц­ манской команды. Но быстрота н ловкость в действиях старшего матроса Чемеркина, матроса Щербатых и других позволили командиру своевременно выполнить зада­ чу. Поход окопчен. Матросы, усталые, но *ч- вольныю расходятся по гауГириком. Хорошо потрудились они в море. На ваяте и тре­ нировках воины углубили знллпгя своего дела, приобрели новые навыки . боевого использования оружия и техники. Сделан еще один шаг по пути совер­ шенствования боевого мастерства. II этот, даже маленький у«пех матроса, ста/ригп- ны — есть вклад в укрепление могуще­ ства нашего Советского флота. А для мо­ ряков нет более важной задачи, челе по­ вышенно военной мощи дорогой Отчивны. После дня напряженной работы надо хорошо отдохнуть, набраться сил. чтобы завтра вновь энергично и упорно овладе­ вать военными знаниями. II все на ко­ рабле стихает. Не спит дежурная и вах­ тенная служба. Она поддерживает боевую готовность корабля. Главный старшина П. ЗЕЛЕНКОВ. НА СНИМКЕ: (слева направо) старшина 2 статьи О. Морозов и матрос Е. Ку- зовкин на тренировке по борьбе за живучесть корабля. Фото И. Ннкишова. ] Л п а я по х ода В моторных отсеках жарко. Оглуши­ тельно ревут дизели. Палуба то уходит из-нод ног, то стремительно поднимается, чувствуются сильные удары волны. Мо­ торист матрос Шведов внимательно сле­ дит за показаниями контрольных прибо­ ров. Малейшее отклонение от нормы, и он, балансируя, спешит к манипуляторному крану, чтобы отрегулировать работу ме­ ханизмов. Качка во много ра* усложняет контроль за работой двигатслай. Порой хочется выйти наверх, вдохнуть свежего воздуха, но покинуть боевой пост нельзя. Старший матрос Артюшкин передает записку, на которой — вводная: «Пробои­ на на... шпангоуте у киля, отсек запол­ няется водоП>. Мгновенно окгагув взгля­ дом отсек, Шведов отыскивает поврежден­ ный участок борта и докладывает: «Пробоина в районе... шпангоута, отсек заполняется водой». Голос его тонет в оглушительном реве дизелей. По движе­ нию губ Артюшкина он читает приказа­ ние: «Заделать пробоину. Включить си­ стему осушения». Выполнить это распо­ ряжение в условиях штормовой погоды нелегко даже такому умелому и хорошо натренированному моряку, как Шведов. Положив аварийный щит на пробоину, моторист всей тяжестью своего тела при­ жимает его к днищу, а затем умело за­ крепляет щит с помощью распорок и клиньев. «Пробоина заделана», — докла­ дывает воин и тотчас принимается осушать отсек. Опасность, угрожавшая кораблю, у с т ­ ранена, и можно сделать передышку. Но Артюшкин вновь передает листок бумаги. Очередная вводная: «Пробита масляная ма­ гистраль двигателя, снижается давление масла». Доложив о неисправности. Шве­ дов мгновенно накладывает аварийную ре­ зину на перебитую магистраль, затягива­ ет ее обжимкой. Еще одно усилие, и пов­ реждение устранено. Матрос смахивает с лица обильно выступившие капли пота и вновь устремляет свой взгляд на щиток с контрольными приборами, наблюдая за ра­ ботой двигателей. Старший матрос Артюшкин вновь что- то пишет на полоске бумаги. Значит, по­ ступит очередная вводная. Шведов беспо­ койно оглядывает отсек и думает, что же может случиться на этот раз. «Пробоина в районе... шпангоута по левому борту, ни­ же ватерлинии», — читает Шведов. До­ кладывает. «Заделать нробонну», — слы­ шится приказание, и воин бросается к ме­ сту, где, «клокоча и пенясь», врывается внутрь корабля морская вода. Гаснет освещение. К грохоту дизелей и сильной качке добавилась темень. По Шведов хорошо знает расположение меха­ низмов боевого поста и, мгновенно сориентировавшись, находит ручной элек­ трофонарь, все необходимое для работы. С начала тренировки прошли считанные минуты. За это время корабль прошел ми­ лю или две. Огромное напряжение приш­ лось выдержать матросу Шведову. И ра­ достно на душе у воина от сознания, что с каждой милей похода повышается его боевая выучка, мастерство, крепнет воля, вырабатываются и укрепляются мужест­ во, стойкость и выносливость. Задача командиров состоит в том, чтобы научить весь личный состав действовать правильно и быстро в любых условиях современного боя. Для этого необходимо рационально использовать время трениро­ вок на боевых постах, постепенно услож­ няя условия учении, доводить обстановку во время учебы до такой, какая может сложиться в настоящем бою. Старшина 2 статьи А. АЛЕКСЕЕВ. ХОД ОБЕСПЕЧЕН жит на сигнальщиках. С ильный ветер и темнота затрудняют наблюдение. Но сиг­ нальщики бдительны. Их вахту возглав­ ляет специалист первого класса. Он вни­ мательно следит за действиями иодчи- нолняет все приказания с мостика. Коман- ценных, помогает им. Все сигналы при- Статшжн матрос Андреев несколько часов погряд не выходил ш моторного отделения. У лее все было готово к похож, но он вооружил переносную лампу и еще раз тщательно осмотрел заведытание. Особое внимание моряк, обратил ка кре­ пление дюрцтов, магистралей, заглянул в самые труднодоступные места. Командир собрал личный состав на ба­ ке и поставил оадачи на поход. Он под­ черкнул, что успех будет во многом зави­ сеть от мотористов, которые должны обес­ печить кораблю заданный ход. ...Отошли от причала и взяли курс в море. Вот уже волны закатываются, на палубу, обдают воинов солеными брызгами. Но моряки бдительно ведут наблюдение, умело выполняют свои обязанности. Качка особенно ощутима в машинном отделении. Классный специалист старший матрос Андреев стойко борется с морской болезнью, зорко следит за показаниями контрольно-измерительных приборов. Он своевременно репетует сипвалы с мости­ ка и выполняет приказания. Андреев внимательно прислушивается к гулу ди­ зелей. Они работают четко, ритмично. Командир может выполнять елмьве слож­ ные маневры. Мотористы не подвеаут. Выдался подходящий момент для трет нировки. П Андреев тотчас дает вводную подчиненному: — Вышел из строя масляный фильтр, перейти на запасной! Матрос строго по инструкции выполня­ ет прием. — Пробоина в районе... шкафута! Воин без лишних движений и суеты надежно заделывает «лробаину». Видно, что Андреев нередко тренирует его в по­ ходах. Корабль воавратился в базу. За отлич­ ные действия на боевом посту, грамотное и умелое обслуживание техники в слож­ ных условиях старший начальник поощ­ рил Андреева. Матгос К. ТУМАНОВ. Не допускать упрощенчества Проходило показательное учение на те­ му: «Подготовка материальной части к походу и обслуживание ее в сложных ус­ ловиях». Матросам Зарщикову и Бараиозу приказали одеть противогазы, очки кото­ рых были заклеены бумагой. Зарщиков и Баранов уверенно передви­ гаются в моторном отсеке. Они безошибоч­ но находят клапаны, открывают и закры­ вают их. Наступает самый ответственный момент. Надо вывести напряжение и на­ брать обороты. Один из воинов знает, на какое расстояние передвинуть на реостате скользящий контакт, и делает это. Другой по слуху набирает обороты. Оба глубоко изучили свою специальность и хорошо на­ тренированы. Можно уверенно сказать — моряки справятся со своими обязанностями в бою. К этому они готовятся ежедневно, еже­ часно, к любому делу относятся со всей серьезностью. Зарщиков и Барапов хорошо сознают, насколько необходимы для них навыки быстро и правильно производить любые действия в темноте. Известно, что при со­ прикосновении с противником от взрывов и по другим причинам корабль может ли­ шиться освещения. В походах, на трени­ ровках в море матросы изучают устрой­ ство отсека, вникают в работу каждого узла механизма, до автоматизма шлифуют свои действия. А вот, как поведет себя в подобном слу­ чав матрос Гурьев, трудно сказать. На тренировке в море ему поступила вводная заделать пробоину. Свет был выключен. Гурьев не мог найти аварийный материал, несмотря на то, что он был почти под рукой. Воин беззаботно относился к свое­ му делу и не удосужился даже запомнить, где находятся те или иные устройства. Гурьев не сумел также отыскать, где рас­ положены поврежденные шпангоуты и участок борта. Формальное отношение ма­ троса к боевой учебе может дорого стоить всему экипажу. ___ Старшина был вынужден включить ос­ вещение. Теперь Гурьев выполнил ввод­ ную, вникая при этом в каждую деталь своего дела. Вскоре он смог работать и в темноте. Потерпев неудачу однажды, ма­ трос стал анализировать свои действия и сразу увидел, какую это дает большую пользу. Если Гурьев возьмет себе за пра­ вило никогда и ни в чем не допускать упрощенчества, он добьется успехов в совершенствовании мастерства. Такой же совет хочется дать матросу Дрягину. При заделке пробоины он до­ пустил всего лишь один недостаток — слабо забил клин. П, тем не менее, под напором воды вся удерживающая ее си­ стема развалилась бы. Об этом знал Дря- гин и видел, что клин не удержит распор­ ку. Но он не довел дело до конца, стре­ мясь поскорее доложить командиру о том, что выполнил прием. А суть-то не в том, чтобы быстро доложить, а в том, чтобы прочно и в короткий срок выполнить вводную. Формализм — наш врат, с которым на-- (до решительно бороться. '*• Старшина^ в и л * 6 . ВИЯЕХИН.. i

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz