На страже Заполярья. 1955 год. Май.

/ Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 21 мая 1955 г., №119 (5271). ложек « ТРУДНЫЙ ЭКЗАМЕН Д О Т УЖ Е несколько часов корабль бороздит неспокойное Баренцево море. Перед эсминцем стоит трудная и от­ ветственная задача — обнаружить «про­ тивника» на дальней дистанции. Ночь. Непроглядная тьма. Трудности в работе моряков значительно усугубил шторм. Волны с бешеной силой обрушивались на корабль. Эсминец дрожал, казалось, сто­ нало железо, но рассеивалась водяная пыль, и все оставалось на своих местах. Высоко поднявшись, огромная волна зах­ лестнула ходовой мостик, обдав моряков, несущих здесь вахту, ледяным душем. Но никто не дрогнул перед разбушевав­ шейся стихией. Корабль, оставляя за со­ бой огромный клокочущий белый бурун, стремительно идет вперед по заданному курсу. Рулевые, радиометристы, машини­ сты, радисты, сигнальщики — весь эки­ паж самоотверженно работает на своих по­ стах. Командир приказал установить пеленг и дистанцию до появившегося на горизон­ те корабля. Над исполнением этого при­ казания трудились и дальномерщики, и вахтенный офицер, бравший пеленг, и радиометристы. Когда командир сравнил доклады дальномерного поста и вахтенно­ го офицера с данными, выработанными радиометристами, то не без удовлетворе­ ния отметил точность в работе воинов. Это было сделано не случайно. Ведь сейчас, в период поиска «противника», все надеж­ ды возлагались именно на радиометристов. В небольшой по размеру, полуосвещен­ ной рубке сосредоточенно работают стар­ шина 2 статьи Лизогуб, старший матрос Горбенко и матрос Таратутин. Пм довере­ на совершеннейшая и точнейшая аппара­ тура. В этих трудных ночных условиях радиометристы не только производят поиск «противника», но и обеспечивают безопасность плавания. Они знают, что ночыо, когда зрительное наблюдение ог­ раничено, от них требуется удесятерен­ ная бдительность. Радиометрист должен быть осведомлен о том, какие цели окру­ жают корабль. В дальнейшем это поможет вести наблюдение в заданном секторе, не спутать имеющиеся цели с той, которую ищешь. Ведя наблюдение, старшина Ли­ зогуб и его подчиненные следят за ранее обнаруженными целями, за их перемещением. О каждой вновь обнару­ женной старшина немедленно докладыва­ ет на командный пункт, а затем уточняет, что она собой представляет. Моряки за­ метно устали, некоторых клонит ко сну. Но не об этом онн сейчас думают. Все их внимание сосредоточено на том, чтобы найти «противника». Вот. склонившись над аппаратом. Лизо­ губ внимательно всматривается в поя­ вившуюся на экране светлую полоску. — Обнаружена новая надводная цель, — докладывает радиометрист. — Пе­ ленг... дистанция... ■ — Следить за целью, — следует при­ казание. ч '• Шторм не стихал. Море попрежнему бушевало. Быстро и хорошо работают машинисты-турбинисты, котельные и трюмные машинисты. Четко, без промед­ ления выполняют приказания рулевые п сигнальщики. Моряки несут вахту на своих постах так, как надо нести ее в бою. Сменившись с вахты, заметно уста­ лые, матросы спешат перекурить и немного отдохнуть. Но это не всегда мож­ но осуществить. Вот звучит сигнал тре­ воги. Моряки занимают своп места по боевому расписанию. Командир корабля не может допустить, чтобы штормовой поход не был использован для учебы экипажа в обстановке, максимально приб­ лиженной к боевой. То и дело слышны вводные, над решением которых работа­ ют матросы многих специальностей. На машинном телеграфе рукоятки ус­ тановлены против надписи «Самый пол­ ный». Обливаясь потом, несут вахту в недрах корабля машинисты-турбинисты. Это — матрос Макарчук, обеспечивающий работу масляных насосов, матрос Бородич — конденсатного насоса. Здесь же нахо­ дится старшина вахты старший матрос Лещук. Напряженность в действиях ма­ шинистов особенно возрастает, когда ко­ рабль идет большим ходом. Котельное отделение. Вертикальный трап ведет в узкую шахту. Назойливо шумит уплотненный турбовентиляторами воздух. В котельном работают все фор­ сунки. Вахту у горения несет старший матрос Васипов. Пристально смотрит он в топку, где полыхает соломенно-желтое пламя. Все его внимание сосредоточено на том, чтобы обеспечить бездымное пла­ вание. И Васипов, и старший матрос Ки­ сель, и матрос Панкрупган — знатоки своего дела. Не впервые приходится рабо­ тать пм в сложных штормовых усло­ виях. Каждый поход является для них эк­ заменом на умение образцово обслуживать технику. И каждый раз они этот трудный экзамен держат отлично. ...Вахта радиометристами попрежнему несется зорко. Внимательность — успех поиска. Об этом всегда помнят старшина 2 статьи Лизогуб и его подчиненные. Ведя наблюдение, Лизогуб медлен­ но вращает антенну, по нескольку раз возвращается к появляющимся на экране точкам. К этому времени значительно уси­ лились радиолокационные помехи, соз­ даваемые «противником». Работать стало труднее. Склонившись над экранами разверток станции. радиометристы тщательно «просматривают» море. Вот на экране показалась еле заметная светлая точка. Она становилась все резче и резче. Ста ни поступать отраженные целью сигналы. Ко­ рабль «противника» был обнаружен на большой дистанции. — Дать целеуказание, — поступило приказание. Быстро передаются выработанные дан­ ные о дистанции и пеленге цели на дру­ гой боевой пост... Гидроакустик старшина 2 статьи Ант- реев также проявил высокую бдитель­ ность и точность в работе, обнаружив «вражеский» корабль. Командир корабля заслуженно похвалил радиометристов и гидроакустика за об­ разцовое несение ходовой вахты. В этом штормовом походе они с честыо выдержа­ ли экзамен на зрелость. КОГДА ПОСТУПАЮТ ВВОДНЫЕ ЭСКАДРЕННЫЙ миноносец — в от­ крытом море. Ему предстоит выдер­ жать бой с «противником». По сигналу тревоги моряки разбегаются по боевым постам, и тотчас же усиливается актив­ ность деятельности экипажа. Каждый ма­ трос и старшина ощущает напряженность «боя», стремится четко выполнять своп обязанности. Корабль совершает стремительные ма­ невры. Он беспрестанно кренится то на один, то на другой борт. В это время на зенитный автомат внезапно поступает вводная: «По торпедному катеру». Гори­ зонтальный наводчик матрос НеЦветаев быстро разворачивает автомат в указан­ ном направлении. Качка затруЯняет дей­ ствия наводчика, но он укладывается в норматив. В противоположной стороне появляется «вражеский» самолет. Вновь поступает вводная. Прильнув к окулярам ловит воздушную цель вертикальный на­ водчик старший матрос Савчиков. Когда на горизонте появилась крупна:! цель, тотчас орудия главного калибра грозно повернулись в сторону «противни­ ка». Чтобы лечь на курс, корабль дела­ ет сложный маневр. Нелегко t данном случае метко навести орудие. Но на тренированные наводчики действуют бы­ стро и расчетливо. В это же время матросы аварийной партии под руководством опытного мичма на совершенствовали навыки борьбы за жп вучесть жилых и служебных помещений Псг.ользуя различные аварийные средст­ ва. воины настойчиво боролись с водой пожаром. Им приходилось действовать в темноте, в затопленных помещениях. • Поступает вводная: «Затапливает куб­ рик». Четко выполняют приказание старшина 2 статьи Мартынюк, старшие матросы Дроздов, Логинов и другие. Они предпринимают все меры к тому, чтобы как можно быстрее осушить помещение. Следует очередная вводная: «Затапли­ вает котельное отделение». Для того, чтобы создать действительную обстанов­ ку , отсек заполняется водой. Вот уже глубина достигла 3,5 метра. Но прежде чем откачать воду, надо определить ме­ сто «повреждения». В воду спускается во­ долаз старший матрос Шалин. Не прохо­ дит и нескольких минут, как Шалин об­ наруживает «повреждение» и быстро его устраняет. С помощью мотопомпы откачи­ вается вода... Решая эту вводную, матросы аварийной партии действовали, как в настоящем бою: без упрощенчества и послаблений. ПОВЫШАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОРУЧЕННОЕ ДЕЛО Н А Р Я Д У с положительными моментами при решении вводных задач имели место и существенные недостатки. Они состояли главным образом в том, что у не­ которых воинов еще не привилось чувство ответственности за рациональное исполь­ зование драгоценного учебного времени в походе. Вот, например, об’является учеб­ но-боевая тревога. На первый взгляд ка­ жется, что все идет нормально. Воины, как правило, быстро занимают свои ме­ ста и приступают к практическим тре­ нировкам. Но это длится недолго. Вскоре темп в работе спадает и начинается пу­ стое времяпровождение. Такую картину можно было наблюдать в расчетах зенит­ ных автоматов, где командирами ^стар­ шина 2 статьи Комбаров и старший ма­ трос Овсянников. Встречались недостатки и другого ро­ да. В частности, на тренировках неред­ ко случалось так, что давались одни и те же вводные, и матросы выполняли од­ нообразные приемы, не требующие ни напряжения, ни смекалки в работе. А это не только не способствует дальнейшему по­ вышению мастерства воинов, но и вно­ сит в боевую учебу элементы упрощенче­ ства и послаблений. Когда расчету старшины 2 ста­ тьи Комбарова была дана одна из ввод­ ных, то матросы, за исключением того, что повернули автомат в нужное направ­ ление, никаких приемов больше не про­ изводили. Такое положение об’ясняется, тем, что еще нет творческого подхода к организации тренировок, вводные заранее не разрабатываются. В этом походе большая ответственность возлагалась на сигнальщиков. Им при­ шлось много поработать над обеспечением корабля связью и наблюдением, преодо­ леть немало трудностей в несении вах­ ты . Но действия сигнальщиков могли быть более расторопными и отточенными, если бы старшина 2 статьи Петренчук не опекал своих подчиненных, требова­ тельнее относился к ним. Если у кого- либо из матросов не ладилось дело, про­ исходила задержка в работе на боевом посту, то он спешил на помощь им. Так, например, матрос Буров давно служит на корабле. Но он несерьезно относится к выполнению своих обязанностей. В част­ ности, в этом походе Буровым были допу­ щены оплошности. Поэтому требовалось вмешательство старшины вахты. Матрос Волков своевременно обнаруживал цели, но докладывал об этом медленно и невнят­ но. Старшина 2 статьи Петренчук зареко­ мендовал себя на корабле опытным спе­ циалистом, добросовестно выполняющим служебные обязанности. Он рсегда образ­ цово несет ходовую вахту, ооеспечпвлст четкую связь и наблюдение. По старши­ не надо усилить требовательность к под­ чиненным, вырабатывать у них самостоя­ тельность, точность и быстроту в дейст­ виях на боевом посту. Этот поход, проведенный в сложных штормовых условиях, показаi возросшую боевую выучку, стойкость и выносли­ вость моряков, их стремление неустанно повышать бдительность и боеготовность. Вместе с тем выход в море позволил еще выше поднять мастерство матросов п старшин в управлении оружием и техни­ ческими средствами. Капитан-лейтенант А. РЫБАКОВ. Военкоры сообщ ают Матросская смекалка Недавно на тренировке моряки отраба­ тывали навыки обслуживания механиз­ мов в темноте. Свет погас. Аварийное ос­ вещение неисправно. Командир отделения отдает приказание старшему матросу Гаврищуку приготовить двигатель к пу­ ску. Опытный воин уверенно передвигается в машинном отсеке. Вот он открыл кинг­ стон, проверил наличие масла в картере, воды и топлива в расходных бачках. Все это Гаврищук сделал в точном соответст­ вии с требованиями инструкции и после этого доложил: — Двигатель к пуску готов. — Запустить двигатель! Слышно, как мотор равномерно набира­ ет обороты. Гаврищук перевыполняет нор­ мативы. Моряк продемонстрировал воз­ росшее боевое мастерство. Умение и рационализация — нераздель­ ны. Твердое знание техники позволяет аврищуку продлить срок работы механиз­ мов, повысить возможности их боевого использования. Раньше для того, чтобы команде устроить душ, приходилось эк­ сплуатировать паровой доел , двигатель и насос. Механизмы обслуживали не­ сколько человек. Гаврищук предложил подвести воду в магистраль прямо от котла и с разрешения командира сделал это. Воды расходуется не больше, чем при работе двигателя, а на душевую сетку она всегда поступает равномерно и бес­ перебойно. Теперь работает только паро­ вой котел. Обслуживает его один ко­ тельный машинист. Ценная рационализа­ ция комсомольца Гаврищука намного уве­ личит срок работы механизмов двигателей и насосов. Приказом командира корабля фамилия старшего матроса Гаврищука занесена ка Доску отличников боевой и Политической подготовки. И. БОГДАНОВ. О с а м о м г л а в н о м Где-то на глубине, под во­ дой, идет напряженная рабо­ та. Опытный водолаз матрос Марханов соединяет скобой концы стропок. Ему помога­ ет матрос Морозов. Задача трудная. Плохая видимость усложняет обстановку. Марханов помнит, как од­ нажды его товарищи потеря­ ли двое суток на этом деле. Поэтому он знает, с каким нетерпением и волнением ожидают наверху его доклзд по телефону. Не на шутку обеспокоен и Марханов. Но он работает спокойно, экономит силы, старается не делать лишних движений, ибо каж­ дое нерассчитанное действие вызывает одышку. Не раз спускался матрос под воду в такие ответствен­ ные моменты, и всегда он ус­ пешно выполнял задания. Не случайно сегодня командир поручил сложную операцию именно ему. Поправить направляющий шкентель или шланг, по­ добрать шланг, — говорит Марханов, и наверху все это точно выполняется. Старший лейтенант Швец ни на мину­ ту не отходит от поста уп­ равления. Он время от време­ ни дает подчиненным советы и строго следит за работой личного состава, обеспечи­ вающего спуск. И вот после длительного упорного труда скоба соеди­ нена, задание выполнено. Это — добрая половина успеха. Правда, дела еще очень мно­ го. Но первый шаг тружени­ ка морских глубин радует весь экипаж. Вечером, на поверке, перед строем моряков корабля командир об’явил матросу Марханову благодарность. Воскресенье. Мы сидим с Мархановым в кубрике. Отве­ чая на вопросы, он расска­ зывает: — Прежде, чем идти под воду, надо обязательно тща­ тельно проверить снаряже­ ние. Еще раз убедись, что все у тебя в полной исправности, и потом строго выполняй указания. Каждое приказа­ ние уясни твердо. Десять раз переспросп, но убедись, что понял все правильно. А на грунте, прежде чем присту­ пить к работе, нужно осмот­ реться. Прикинь, не придавит ли чем-нибудь шланг, как лучше действовать. Во время работы ни на минуту не за­ бывай, что ты под водой. На­ чинает отпотевать иллюмина­ тор, значит нужно провенти- лироваться. Чувствуешь одышку — мало кислорода. Надо стараться за счет тех­ ники облегчать свой труд. Вот в последний раз для того, чтобы соединить скэбу, нужно было подтянуть стро­ пы. Нам, двум водолазам, это было не под силу. Тогда я взял шкентель, подвязал его к стропу и говорю по связи: «Подобрать шкентель!». Нам с корабля лебедкой подтяну­ ли его. Мы тем моментом сое­ динили скобу. Рассказывать — как-будто нет ничего слож­ ного, но на глубине все дает­ ся очень трудно. Притом, видимость плохая — весна. — А что весна? — спра­ шиваем водолаза. — А как же! Зимою и ле­ том вода много светлее. Вес­ ной — мутная. — Что же главное в водо­ лазном деле? — спрашиваем мы. Подумав немного, Марха­ нов отвечает: — Коллектив — товарищи и начальники научили всему. Особенно многим я обязан старшему лейтенанту Швецу, нашему самому опытному во­ долазу. Он помог мне разоб­ раться в ошибках, стать дис­ циплинированным. А дисцип­ лина на военной службе, как теперь я понял это,— точное выполнение всех приказаний, любовь к своей специально­ сти. уважение к товарищам, начальникам и постоянное стремление к знаниям. Кто бы ты ни был: водолаз, мо­ торист, радист, комендор — должен жить по уставу. Вот это и есть, пожалуй, главное. Матрос X. ТУЛЯКАЕВ. Стойкие и выносливые моряки Боевые действия в современных условиях требуют от моря­ ков отличной боевой и политической подготовки, умелого вла­ дения техникой, большой физической выносливости. Служебный долг каждого советского воина — точно и быстро выполнять обязанности, настойчиво совершенствовать мастерство и повы­ шать политическую сознательность. Честно выполняет требования Военной присяги и уставов старшина 2 статьи Мельников, награжденный нагрудным зна­ ком «Отличный минер». Однажды экипажу корабля предстояло выполнить задание в сложных метеорологических условиях. Большая ответственность ложилась на Мельникова и его подчиненных. Его расчет дейст­ вовал быстро и четко и перекрыл нормативы. При снятии поста с необорудованного побережья, несмотря на низкую температуру воздуха, Мельников погрузился ио по­ яс в ледяную воду, перенес аппаратуру в шлюпку и благопо­ лучно доставил ее на корабль. Умелые и решительные дейст­ вия старшины обеспечили' успех выполнения задания. Старшина 1 статьи В. ОСИПОВ. Чёткая организация— залог успеха Командир подразделения созвал старшин и об’явил им, что предстоит в короткие сроки провести планово-предупредитель­ ный осмотр и ремонт механизмов. Офицер познакомил подчиненных с планом работ. Старшина правильно распределил под­ чиненных по об’ектам. Разбирать турбо- нефтяной насос он приказал специалисту второго класса старшему матросу Чупра- кову. Помогать ему стал матрос Комисса­ ров. Моряки тщательно подготовили рабо­ чее место, подобрали инструмент. Чупраков и Комиссаров вскрыли насос. Обнаружилось, что наружные т р о н ы вкладышей подшипников, установочные кольца и внутренняя сторона корпуса под­ шипника имеют налет ржавчины. — Почему могло так случиться? — спросил Комиссаров старшего товарища. — А потому, — ответил ему Чупраков, — что вы регулярно не спускали отстой масла. Когда начинали прокачивать под­ шипники, вместе с маслом в них попадала вода. И вот результат... После разборки механизмов на боевой пост пришел командир подразделения Офицер осмотрел материальную часть и приказал: «Удалить коррозию и промыть детали бензином». Когда это было сдела­ но, командир разрешил собирать механиз­ мы. В это время отличник боевой и полити­ ческой подготовки старший матрос Рубин с молодым матросом Зуевым разобрал тур­ бовентилятор. На белом металле скользя­ щего подшипника неразномерный легкий натпр. Рубин заметил это. Моряк высчи­ тал масляный зазор и сверил своп дан­ ные с формуляром механизма. Оказалось, все в порядке. Попутно старший матрос раз’яснил Зуеву устройство техники, пре­ дупредил, что может произойти от ошибок в сборке. Старшина 2 статьи Д. КОНОВАЛОВ. Высоких показателей в боевой и политической учебе добился расчет автомата специалиста первого класса старшины 1 статьи Сергея Баранова. Воины настойчи­ во совершенствуют боевую выучку, борются за каждую секунду времени, что осо­ бенно необходимо в современном бою. НА СНИМКЕ: специалист первого класса старшина 1 статьи С. Баранов за тренировкой расчета. Фото И. Никишова. Боевой пост в постоянной готовности НАГРАДА ЗА ОТЛИЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ПОСТУ Поход был трудным. Корабль сильно ка­ чало. Но классный специалист старшина 2 статьи Босманов точно и быстро выпол­ нял все приказания командира. Несколько раз подводная лодка пыталась прорваться, и всякий раз гидроакустик обнаруживал ее. При атаке старшина своезремеипз докладывал данные о цели и обеспечивал правильность расчетов командира. Задача была выполнена успешно. За отличные действия в походе Босма­ нов награжден денежной премией. Старший матрос И. СПИДЧУК. Штурманский электрик матрос Горяйнов готовил к походу свое заведывание — электрические лаги. Он подолгу осматри­ вал каждый механизм. Казалось, что все обстоит благополучно, материальная часть готова к действию. Матрос так и доложил командиру старшине 1 статьи Разумову. Зная, что Горяйнов — молодой специа­ лист, лишь недавно допущенный к несе­ нию самостоятельной вахты, старшина особенно тщательно проверял его работу. Но ему не стоило больших усилий, чтобы сразу же определить дефект: при включе­ нии электрической схемы не работал мо­ торчик времени. — Вы проверяли схему под питанием? — спросил Разумов матроса. Горяйнов смутился и ответил, что за­ был об этом. Старшина приказал ему устранить дефект самому. Как ни пытался матрос сделать это, ему так и не удалось выяснить причину неисправности. — Внимательно смотрите и запоминайте то, что я буду делать, — сказал старшина и приступил к работе. Он быстро снял и разобрал моторчик. Свои действия Разумов об’яснил матросу. Заедание ротора было устранено в корот­ кое время. — Теперь попробуйте вы. — Вот так нужно делать всегда, — сказал старшина, когда Горяйнов четко выполнил нужные действия. Этот случай старшина 1 статьи Николай Разумов разобрал с подчиненными на под­ ведении итогов занятий по специальности. — Горяйнов доложил, что его заведыва­ ние готово к походу, хотя на самом деле это было не так, — говорил старшина. — Это произошло потому, что он слабо знает свое заведывание, допустил нарушение требований инструкции. Разумов напомнил морякам о воинском долге и выразил твердую уверенность, что матрос Горяйнов сделает из этого случая правильные выводы. И старшина не ошибся. Горяйнов стал усердно изучать механизмы, приборы, пра­ вила обслуживания их. Нередко в свобод­ ное время его можно было видеть с описа­ ниями и чертежами на боевом посту у ма­ териальной части. С удовлетворением стар­ шина замечал, что Горяйнов искренне стремится исправить свои ошибки, хочет стать мастером своего дела. Разумов постоянно помогал подчинен­ ному. Он рассказывал ему особенности и работу того или иного прибора, механизма, какие могут произойти дефекты и как уст­ ранить их. И всякий раз старшина напо­ минал матросу о высоких требованиях к штурманскому электрику, прививал ему любовь к специальности, учил его не только знать технику, но и гордиться ею. — Вы обслуживаете сложные приборы, которые по меткому флотскому выражению требуют к себе отношения на «вы», — нередко говорил Разумов. Этими словами он подчеркивал о той ответственности, которая возложена на мо­ ряка. Действительно, в заведывании штур­ манских электриков находятся сложные и тонкие приборы и механизмы, которые требуют не только отличного знания их, но и умелого обращения с ними. Грамотно обслуживать приборы может тот моряк, ко­ торый повседневно повышает специальные знания, отрабатывает практические навы­ ки, не пасует перед трудностями, а нас­ тойчиво преодолевает их. Разумов повсе­ дневно воспитывал у матроса чувство высокой ответственности за порученное дело, верность Присяге. С каждым днем матрос Горяйнов все увереннее чувствовал себя на боевом по­ сту. Но командир не ослаблял вни­ мания к учебе подчиненного и помогал всесторонне разбирать вопросы, бдительно и четко нести ходовую вахту. В штормовых походах, когда вахту при­ ходилось нести в усложненных условиях, где требовались выдержка, стойкость, преодоление трудностей походно-боевой жизни, командир стремился особенно воз­ действовать на Горяйнова личным приме­ ром. Матрос всегда видел командира спо­ койным, уверенным в своих действиях, и подражал ему. В наиболее трудные момен­ ты Разумов действовал личным примером. Сначала покажет сам, как делать, а потом потребует от подчиненных. Этим же мето­ дом он воспитывал и матроса Горяйнова. Под руководством старшины 1 статьи Разумова матрос Горяйнов научился обес­ печивать бесперебойную работу механиз­ мов. Он был об’явтен отличником боевой и политической подготовки. А когда стали готовиться к сдаче экзаменов на клас­ сность, то его фамилия была в числе пер­ вых в списке кандидатов. Сейчас матрос Горяйнов — специалист второго класса. Командир доверяет ему нести самые ответственные ходовые вахты, и с этими почетными обязанностями он успешно справляется. Умело воспитывая и обучая подчинен­ ных, старшина 1 статьи Разумов ни на минуту не забывает о повышении своих специальных и политических знаний. Он знает, чтобы растить хороших специалис­ тов, для этого надо не только знать инди­ видуальные качества подчиненных, но и необходимо изучить свою специальность так, чтобы во всякое время и на любой вопрос дать исчерпывающий ответ. Разу­ мов настойчиво продолжает повышать те­ оретические знания и практические навы­ ки. Он — специалист первого класса. Однажды в ночном походе, находясь в центральном штурманском посту, Разумов уловил почти незаметное изменение в шуме работающих приборов. Прислушав­ шись, он подошел к датчику скорости. Подчиненный, наблюдавший за прибором, уверял, что все нормально и никаких из­ менений нет. Но старшина внимательно проверил работу ряда приборов, связанных между собой, и обнаружил в одном из дат­ чиков незначительный дефект и приказал устранить его. ... Недавно корабль находился в море. Поход был трудным. Он требовал от моряков немалого напряжения мо­ ральных и физических сил. Под­ чиненные старшины 1 сатьи Разумова чет­ ко выполняли свои обязанности. Штурман­ ские электрики в походе еще раз показали высокую боевую выучку, стремление слу­ жить Родине так, как требуют интересы социалистического государства, умение держать боевой пост в постоянной готов­ ности. Успехи, которых достигли подчиненные старшины Разумова, немалые. Но он не довольствуется ими и не кичится, а с прежним упорством продолжает растить отличников и классных специалистов, учит подчиненных тому, что требуется в современном бою. Старший лейтенант Ш. БИНЕЕВ. Электрик старший матрос Евгений Сту- канов много и настойчиво тренируется, го­ товясь к предстоящим шлюпочным сорев­ нованиям. В свободное от работ и служ­ бы время его часто можно видеть на по­ лубаке корабля, где он упражняется в поднятии гирь (каждая гиря — 32 кило­ грамма). НА СНИМКЕ: старший матрос Е. Сту- канов на тренировке с гирями. Фото И . Никишова. Передовому радисту— нагрудный знак Как известно, радио является сейчас основным средством связи. Поэтому вы­ полнение боевых и учебных задач во многом зависит от действий радиста, от того, насколько быстро и безошибочно он может принимать и передавать депеши. Ра­ ботать иногда приходится в условиях слабой слышимости и сильных помех. Надо уметь обеспечивать командира связью и в этих трудных условиях. Старший матрос Иващев — отличный специалист. Дисциплинированный и исполнительный, он бережно и правильно использует боевую технику. Воин ведет передачу четко, ясно и с большой скоростью. Как бы ни была сложна обстановка, Иващев принимает радиограммы без искажений и никогда не запрашивает, чтобы радиограмму повторили. Воин твердо знает правила радиообмена и не допускает нарушений дисциплины на боевом посту. За хорошее обеспеченпе командира связью он неоднократно поощрялся. Недавно старший матрос награжден нагрудным знаком «Отличный связист». Радисты нашего подразделения берут пример с передового воина. Матрос А. ЗЫКИН. —---О---- — К О Р О Т К О — о АГИТАТОР младший сержант Пастарс часто проводит с воинами бе­ седы, раз’ясняет пм требования При­ сяги и уставов. Беседы, в которых много ярких и убедительных приме­ ров из опыта Великой Отечественной войны и будничной учебы и службы, личный состав слушает с большим вниманием. Матрос К. Утегенов. О ДОБ РОСОВЕСТНО выполняет свои обязанности шофер Мельник. Он умело обслуживает технику, своевре­ менно доставляет груз, его машина не знает простоев. З а хорошие пока­ затели в учебе и службе ему присвое­ но воинское звание «старший матрос». Матрос В. Раев. О ЗЕНИТНУЮ стрельбу успешно выполнили воины одного нз расчетов. При этом особенно хорошо работали наводчики старший матрос Соломкин и матрос Коптелый. Командир похва­ лил воинов за образцовые действия. Старший матрос П. Мирошниченко. г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz