На страже Заполярья. 1955 год. Май.
О Б Я З А Т Е Л Ь Н Ы Й Э К З Е М П Л За нагиу^Советскую Родину! Нв СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ № 119 (5271). Суббота, 2 1 мая 1955 года. Год издания 19-й. КаЖдЫй час пребывания корабля в море, каЖ-* дая миля плавания долЖнЫ 6bimb максимально насЫщенЫ боевой учёбой, чтобЬя личнЬш состав получил наибольшую полЬзу в практическом освоении техники и оруЖия. Г а з е т а С е в е р н о г о фло т а Каждую милю похода максимально насыщать учёбой В любую погоду выходят в море бое вые корабли нашего флота. Североморцы, глубоко сознавая свой воинский долг пе ред Родиной, старательно изучают военное дело, стремятся отлично освоить перво классную боевую технику, приобрести на выки умелого использования оружия в са мой сложной обстановке современного боя. В море, в борьбе с трудностями, они со вершенствуют свои знания, приобретают высокие морально-боевые качества — му жество, стойкость, выносливость, незнание страха в борьбе с врагом. , Известно, что поход — лучшая практи ческая школа для моряка. В учебных пла ваниях воины флота закрепляют свои те оретические знания по специальности, на капливают опыт обслуживания боевых ме ханизмов, приобретают морскую закалку. Корабельные офицеры совершенствуют в походах свое тактическое мастерство, уме ние руководить боем, использовать оружие и технические средства кораблей в раз личной обстановке и с наилучпшм резуль татом. Время, когда корабль находится в море, — самое дорогое для повышения боевой выучки его экипажа. Поэтому каждым ча сом плавания надо особенно дорожить. Са ми по себе выходы в море, выполнение личным составом обязанностей на ходовых вахтах еще не обеспечивают должного повышения боевого мастерства корабельно го экипажа. Наибольшую пользу от пребы вания в море матросы, старшины и офи церы получают лишь при умелом исполь зовании каждой пройденной кораблем ми ли для боевой подготовки, для решения учебных задач, для повышения боевого ма стерства. Важнейшим условием успешного прове дения каждого похода и плодотворной уче бы личного состава является тщательная подготовка к выходу в море. Подготовка к плаванию должна обеспечивать не только правильное и быстрое изготовление моря ками боевых и технических средств к дей ствию и их образцовое обслуживание, по и четкое планирование всех учебных ме роприятий на поход. Планом должно быть определено, чем будут заниматься в море не только, например, артиллеристы, непос редственно решающие главную задачу по хода, но и личный состав других боевых частей корабля. При этом необходимо за ботиться, чтобы моряки не просто нахо дились на боевых постах, а практикова лись бы в выполнении своих обязанностей с полным напряжением сил, максимально используя каждую милю плавания для совершенствования своей боевой выучки и повышения морской и физической за калки. Помимо основного плана на поход сле дует разрабатывать запасной вариант пла на на случай изменения обстановки. Такая предусмотрительность необходима для то го, чтобы драгоценное время плавания ни при каких обстоятельствах не пропало да ром. Будет полезно также, если каждый старшина перед походом оглянется в прош лое, проанализирует, как протекали прак тические тренировки в предыдущих пла ваниях. какие возможности для оттачива ния мастерства подчиненных не были ис пользованы в полной мере. Это поможет старшинам в успешной организации тре нировок на боевых постах в море. Отличное решение учебных задач в морских походах во многом зависит от глубоко продуманной и целеустремленной партийно-политической работы. Здесь важ ное место должны занимать мероприятия по раз’яснению личному составу существа и содержания задач, которые придется ре шать в море, по мобилизации моряков на образцовое выполнение своих обязанностей. На это должна быть направлена деятель ность партийных и комсомольских органи заций, агитаторов, редколлегий стенных и радиогазет. Долг коммунистов и комсомоль цев — побеседовать со своими сослужив цами на боевых постах, заострить их вни мание на наиболее ответственных этапах похода, личным примером вдохновлять во инов на отличное решение учебных задач. Их бдительность на вахте и неутомимость в учебе, четкие действия на боевых постах и стойкость в преодолении любых трудно стей в походной оостановке всегда долж ны быть образцом, по которому должны равняться все воины корабля. Ясное пони мание моряками своего места в реше нии предстоящих задач повышает у них чувство ответственности за успешное про ведение похода, за то, чтобы время плава ния использовалось сполна. Исключительную роль в деле приобрете ния моряками необходимых навыков в ис пользовании корабельной техники и ору жия играют практические тренировки в море. В походе, в обстановке, приближен ной к боевой, обеспечен широкий простор для воспитания у воинов смелости и ре шительности. инициативы и находчиво сти, для развития организаторских ка честв командиров. На подводной лодке, где служит лейте нант Соколов, практические тренировки, учения и иные учебные мероприятия про водятся на высоком методическом уровне. На них создается сложная, характерная для современного боя обстановка, исклю чающая какие бы то ни было упрощения и послабления, нарушения требований уставов и наставлений. Исходя из того, что в современном морском бою победа бу дет достигнута в борьбе с сильным, тех нически оснащенным противником, стар шины ио требованию командира подводной лодки проводят каждую тренировку на по ходе так, чтобы все специалисты выпол няли свои обязанности с полным напря жением сил, с учетом конкретной обста новки. На лодке поощряются смелые, ини циативные решения матросов и старшин, и тем самым развивается в них способ ность к решительным, самостоятельным действиям. Ведя борьбу со всякого рода упрощениями и послаблениями, офицеры и старшины подводной лодки добиваются, чтобы сама обстановка, в которой прово дятся тренировки на боевых постах, моби лизовала волю и энергию моряков на пре одоление трудностей, чтобы их боевое на пряжение не спадало ни на одну минуту. Все это способствует как совершенствова нию специальной подготовки экипажа под водной лодки, так и развитию у моряков высоких морально-боевых качеств — ис полнительности, твердости воли, стойко сти, выносливости, настойчивости в прео долении любых трудностей. Между тем, следует сказать, что еще не на всех кораблях каждую милю похода максимально насыщают учебными меро приятиями. Порой встречаются слу чаи, когда в свежую и штормовую погоду на верхних боевых постах вообще не про водятся тренировки. Много еще допускает ся шаблона и формализма в учебе. Все это отрицательно сказывается на боевой выуч ке моряков. В самом деле, какая польза может быть от практических тренировок, если они проводятся в упрощенной обста новке, без учета требований современного боя, если воин от похода к походу выпол няет лишь одни и те же вводные и ему нет надобности утруждать себя поисками оригинального по замыслу решения. С по добными недостатками надо вести реши тельную борьбу. Командиры всех степеней обязаны создавать на занятиях, трениров ках и учениях подлинно творческую об становку, заставляющую матросов иници ативно, с максимальной затратой сил и старанием выполнять вводные в самых сложных условиях. Боевая учеба в море требует от всего личного состава корабля величайшей орга низованности, строжайшего соблюдения i ( уставного порядка. Вот почему контроль <! за соблюдением моряками требований ин струкций и наставлений, корабельных правил должен быть в плавании предме том особой заботы офицеров. В зимний период учебы личный состав кораблей нашего флота показал, что в бое вой подготовке им достигнуты известные успехи. Чтобы закрепить эти успехи и еще выше поднять боевую готовность ко раблей флота, надо еще лучше использо вать каждую милю морских походов для дальнейшего совершенствования боевой выучки моряков и повышения их морской закалки. Самолёты к полёту готовы Густые облака медленно движутся над землей. Воздух насыщен влагой. Несмотря на непогоду, на аэродроме оживление. Самолеты выводят на линию запуска. Вот механик гвардии младший сержант Потупин проверяет агрегаты. Отличник боевой и политической подготовки, мастер своего дела, он тщательно осматривает каждую деталь, каждый агрегат. Обо всех неисправностях докладывает технику и устраняет их. Радиомеханик гвардии старший сержант Абдрахманов подходит к машине. Попросив разрешения у техника, он проверяет рабо ту радио. Подходят специалисты всех служб и осматривают агрегаты. Здесь же находится и летчик. Прошло короткое время, и самолет готов к вылету. Получив задание, летчик садится в са молет. Включает нужные тумблеры. — Запуск! — поступает команда. - — Есть запуск! — четко отвечает ком сомолец Потупин. Через некоторое время летчик вырули вает машину на взлетную полосу. Са молет на миг остановился и вдруг стре мительно понесся по полосе, все больше увеличивая скорость. Вот он плавно отделился от земли и на чал набирать высоту. Прошли секунды, и самолет скрылся в густых облаках. Гвардии младший серяинт Потупин вни мательно следит за самолетом до тех пор, пока он не скрывается из глаз. Выполнив поставленную задачу, пилот возвращается на аэродром. Потупин спе шит к самолету. Он первым долгом спра шивает у летчика, как работали агрегаты в воздухе. — Отлично, как всегда, — отвечает летчик. В этот день славно потрудились вои ны-гвардейцы. После полетов офицер по радио об’явил результаты летного дня. Он поставил в пример личному составу гвар дии младшего сержанта Потупипа, гвар дии старшего сержанта Абдрахманова, гвардии матроса Дейкина и других. Гвардии младший сержант В. ШАНСКИЙ. Вечер боевого содружества Награждён ценным подарком Корабль отходит от пирса. Об’явлена учебно-боевая тревога. Старшина 2 статьи Захаров дает вводную: — Перебита система питания. Старший матрос Предько в короткое время устраняет «неисправность», и маши на вновь работает на полную мощность. таршина давал старшему матросу ряд других вводных. Воин выполнял их сноро висто, уверенно. После похода командир от метил умелые действия моряка. За добросовестную службу Родине стар ший матрос Предько имеет немало поощ рений. Недавно он награжден ценным по дарком. Старший матрос П. РАНГА. Зрительный зал матрос ского клуба заполнили ма тросы, солдаты, старшины, сер;канты и офицеры. Слово для доклада «Крепкая боевая дружба и войсковое товарищество — залог успехов в учебе и в бою» предоставляется ком мунисту офицеру Крючко ву. Он говорит о том, что боевая дружба, скреплен ная кровью в жестоких битвах за Родину, помогала советским воинам доби ваться победы над врагом, выручала их из опасности, а в мирные дни сопутст вует им в учебе и службе. ‘Докладчик приводит много численные запоминающие ся примеры спайки ма тросов и солдат, сражав шихся плечом к плечу на фронтах Великой Отечест венной войны и с досто инством пронесших честь воина страны социализма за рубежом родной совет ской земли. Тов. Крючков заканчи вает свое выступление призывом — всемерно кре пить и развивать флотскую дружбу и войсковое това рищество, отличной служ бой Родине множить слав ные боевые традиции Во оруженных Сил СССР. Под громкие аплодис менты присутствующих на трибуну поднимается ве теран Великой Отечествен ной войны — кавалер ор денов Славы 2-й и 3-й степени офицер Федотов- <\-:ий. — Впервые мне довелось испытать силу дружбы и взаимной выручки в боях с фашистскими захватчи ками под Запорожьем, — говорит он. — В то время в нашу часть прибыло по полнение, состоящее из во енных моряков, для сов местной борьбы и укрепле ния занятой нами пози ции. К нам в отделение пришел служить матрос Яков Шилов, таганрогский колхозник. Мы подружи лись. Вместе с ним защи щали его родной край, ос вобождали от фашистского рабства Советскую Украи ну, ряд европейских, ныне дружественных нам стран, штурмовали логово фа шистского зверя — Бер лин. В одной из схваток с гитлеровцами на украин ской земле, у Днестра, мы оба попали в затруднитель ное положение: со всех сторон нас окружали вра ги. Разгорелся жаркий бой. Вот из-за пригорка по казалась фигура вражеско го солдата, целившегося в спину Шилова. Я , пре дупредив друга об опасно сти, открыл по гитлеровцу огонь. Фашистский стре лок был повержен. Вскоре после этого в ру копашной схватке с фаши стами я получил ранение и потерял сознание. Очнулся на руках у матроса Шило ва, раненного осколком ми ны. Превозмогая боль, мои верный товарищ отнес ме ня в безопасное место, лег рядом со мной и продолжал разить наседавших вра гов до тех пор, пока не пришло подкрепление. Во многих боях сражались мы бок о бок с Яковом Шиловым против фаши стов. Я был солдатом, он — моряком. Вместе делили радость побед, вместе пе реживали тяжелую утрату геройски погибших бойцов, переносили трудности п лишения военного време ни. Я часто вспоминаю своего фронтового друга Шилова, спасшего мне жизнь, который ныне ьа- нят мирным созидатель ным трудом. Помню и ни когда не забуду нашу бое вую дружбу. На трибуне — отличник боевой и политической подготовки электрик стар ший магрос Юрий Бессо нов. Он говорит: — Как велико значение слова «дружба»! Оно осве щало нам путь с детства, оно не потеряло своего глубокого смысла и сей час, когда мы несем почет ную вахту по охране се верных морских рубежей нашей великой Родины. Дружба помогла нам на школьной скамье, с ней мы работали на предприятиях и в колхозах, а теперь она позволяет нам успешно ре шать поставленные зада чи, овладевать специаль ностью и военным делом, повышать боевую готов ность своих кораблей и подразделений. Один за другим высту пают воины с теплыми словами о флотской спайке и боевом содружестве на ших моряков, строителей, артиллеристов и пехотин цев, высказывают свои мнения и пожелания. На вечере дружбы вои нов выступили связисты, отличники боевой и поли тической подготовки сер жант Иван Осадчук и ма трос Николай Горбунов. Их выступления были про слушаны с интересом. После небольшого пере рыва состоялся концерт художественной самодея тельности. Л. нинонов. В Совете Министров СССР Совет Министров Союза ССР принял решение передать Правительству Герман ской Демократической Республики мате риалы из Германских архивов, находя щихся на хранении в архивных фондах СССР. Передаваемые архивные материалы имеют государственное значение и пред ставляют большую ценность для изуче ния истории Германии. Эти материалы включают в себя значительное количест во документов Министерства Иностранных Дел Германии и Пруссии, периода 1837— 1945 гг ., документы Министерств внут ренних дел, юстиции, пропаганды, рейх стага и других немецких учреждений. Бдительные воины В один из туманных вечеров молодой воин Н-ского подразделения нес службу на отдаленном посту. Видимость была плохая. Его внимание привлек столб, который воин не замечал раньше. Вдруг он ожил и стал двигаться. Воин окриком «Стой, стрелять буду», хотел остановить человека. Но неизвестный скрылся. Часовой бросился к сигнализации. Но связь была нарушена. В это время личный состав подразделения находился на Огневой позиции. С поста донесся выстрел. Офицер отдал приказание старшему матросу Ложкину и ма тросу Карасеву узнать, в чем дело. Часовой рассказал о происшедшем. Воины Ложкин и Карасев самостоятельно приняли решение — неизвестного задержать. Через короткое время он был доставлен в войсковую часть. За инициативу и смелые действия старший матрос Ложкин и матрос Карасев поощрены. Старший матрос А, КАЧКОВ. МОЩНЫЙ КОВОЧНЫЙ ПРЕСС КРАМАТОРСК, 19 мая. (ТАСС). Ново- краматорский машиностроительный завод имени Сталина изготовил ковочный пресс давлением в 2.500 тонн. Управляемый од ним рабочим, он может за минуту отштам повать десять-двенадцать тяжеловесных поковок. Многие детали, изготовленные на этом прессе, не нуждаются в дополнитель ной обработке на металлорежущих стан ках. Агрегат действует бесшумно. Новая машина предназначена для авто тракторной промышленности. Сейчас в цехах предприятия начато производство быстроходного ковочного пресса давлением в четыре тысячи тонн. Этот уникальный агрегат будет состоять из 12 механизмов. Общий вес его обору дования достигнет 400 тонн. Конструкторы завода заняты теперь про ектированием новых типов кузнечного обо рудования. В производстве находится гид равлический пресс давлением в полторы тысячи тонн. Создается также новая кон струкция механического пресса давлением в 6.300 тонн. ЛЕТНИЙ СЕЗОН В ЗДРАВНИЦАХ УРАЛА СВЕРДЛОВСК, 20 мая. (ТАСС). В здраь- ницах Урала начался летний сезон. В Свердловской, Молотовской и Тюменской областях открыто 36 профсоюзных сана ториев и домов отдыха. За год в них от дохнет около 150 тысяч *рабочих и слу жащих — на 12 тысяч человек больше прошлого года. К началу летнего сезона большинство здравниц Урала хорошо подготовлено. В Коуровском доме отдыха построен новый корпус. В домах отдыха «Руш» и «Шар- таш» расширены лодочные станции. Бла гоустраиваются территории, на них выса живается свыше 120 тысяч кустов и де коративных деревьев. Почти все уральские здравницы теперь имеют своп теплицы и парники. Расши рены посевы овощей и кормовых культур в подсобных хозяйствах. Все это позволи ло домам отдыха «Руш», «Шарташ», «Актай», «Коуровка» и другим иметь круглый год зелень и полностью обеспе чивать отдыхающих свежими овощами и молоком. в Сейчас в санаториях и домах отдыха Урала одновременно отдыхает свыше 11 тысяч человек. На дрейфующей лЬдине в Центральной Арктике Год назад, в апрелеJ 954 года, в малоизученном районе Центральной Арктики, на 7ЪЧ& северной широты и 178°25' западной долготы, на дрейфующей льдине была создана научная станция «Северный полюс-4». Путь, пройденный ею во льдах, равен 2.500 километрам (по прямой — 520 километров). Много важных и интересных ис следований выполнили за минувший год сотрудники станции. Каждый из них про явил исключительное мужество и выдержку в борьбе с суровой природой. Однажды на станции «Северный полюс-4» механик Шутяев, принимая самолет на ледяной аэродром, обнаружил, что поперек поля прошла трещина, которая бы стро стала расходиться. Едва он успел позвонить по телефону на радиостанцию и предупредить находящийся в воздухе самолет, как связь с радиостанцией от раз рыва кабеля прекратилась. В дальнейшем образовался ряд новых трещин и разво дий, и Шутяев остался один на небольшой льдине, с которой через некоторое вре мя он был снят вертолетом. Подобных случаев в жизни коллектива дрейфующих станций было много. Толь ко высокая бдительность, постоянное внимание, выдержка и взаимная выручка, му жество и храбрость полярников обеспечили благополучный исход дела. Недавно на дрейфующую в высоких широтах станцию «Северный полюс-4» прибыл новый коллектив научных работников и специалистов. Они продолжат рабо ту своих предшественников по изучению Центрального полярного бассейна. НА СНИМКАХ: 1. Механик станции «СП-4» А. И. Шутяев (справа) знакомит прибывшего ему на смену М. П. Кислицына с устройством мотобура. 2. Общий вид % & < ' й % ' ( v , i *И : ' is * * Ч ~s-' 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz