На страже Заполярья. 1955 год. Май.
f. На с т р а ж е З а п о л я р ь я 19 мая 1955 г., N°. 117 (5269). БОЕВУЮ ВЫУЧКУ - НА УРОВЕНЬ СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ По команде „Воздух!" ...День выдался дождливый. Все небо затянуло мутной серой пеленой. Рваные облака нижнего яруса с частыми дож девыми зарядами цеплялись за верши ны оопок. Старший лейтенант Миро- ненко находился на аэродроме. Авиа торы занимались своим делом. П вдруг команда: «Всздух!». Мироиенко запустил двигатель. На много раньше положенного времени он вырулил на взлетную полосу. Через некоторое время его машина скрылась в серой толще облаков. Высота большая. Пункт наведения дает команды. Приходится часто ме нять курс. Дымка за облаками ухуд шает видимость до 500— 600 метров. Новая команда с пункта наведения ука зывает. что «самолет-цель» впереди. Летчик усиливает осмотрительность. Вспоминается недавний случай, ког да ошибка в расчете наведения чуть не привела к срыву задания. Выручило то, что была хорошая видимость. Сей час все было иначе. Чуть набрав чысо- ту , Мироненко повел машину по само му обрезу дымки, иногда попадая в ее мутную завесу. По расчету времени цель должна быть рядом. Нервы напряжены. В ка бине кажется слишком жарко. Вдруг чуть слева вынырнул бомбардировщик. Летчик немедленно принимает правиль ное решение. Первая атака, ее внезап ность, стремительность маневра всег да сопутствуют победе. Летчик выполнил контрольную стрель бу из фотопулемета, вышел из «боя» и доложил на пункт наведения. В это время обстановка усложнилась. Радио станция на запросы не отвечала. Но приборы и вся аппаратура работали исправно. Можно было заключить, что самолет находится далеко от аэродрома, за радиусом действия наземпых <’тап- ций. Нужно было взять примерный курс на аэродром и подойти ближе. Од нако определить курс на аэродром, на ходясь за облаками, даже примерно, было очень трудно — слишком часто изменялись курсы, время лежания на них было различным. И только умение, натренированность летчика помогли ему найти правильный выход из создав шегося положения. Отмечая мысленно на карте свой путь, старший лейтенант Мироненко легко определил место самолета и по гирокомпасу взял курс на аэродром. Минут через 5— 7 полета стрелка радиокомпаса стала более чувствитель ной. Она качалась почти на одном кур се. а вскоре твердо стала на курс. Раз ница предполагаемого летчиком направ ления на аэродром с показаниями при бора была невелика. Да вот и подтвер ждение того, что машина идет верно— послышались запросы наземной радио станции. Самолет на аэродроме. Командир улыбнулся летчику и крепко пожал ему руку, одобряя действия подчиненного. Офицеры, не скрывая своей радости, тоже поздравляли своего товарища, справившегося с трудной задачей. Много поощрений имеет за службу старший лейтенант Мироненко. Совсем недавно он награжден Почетной гра мотой ПК ВЛКСМ. Передовой летчик, мастер огня и маневра — таким заре комендовал себя Мироненко. На днях партийная организация приняла его в свои ряды. Коммунист Мироненко безу пречно выполняет воинский долг перед Советской Родиной. Старший лейтенант В. РОМАНОВ. Всегда сохранять высокую боеготовность Быстрое развитие военного дела, совер шенствование боевой техники и оружия требуют высокой выучки личного состава, отличного знания сложнейших механизмов и умения управлять ими, выполнять не только свои обязанности, но и обязан ности товарища на боевом посту. От этого зависит успех корабля в бою, победа над сильным и коварным противником. Опыт Великой Отечественной воины бо гат фактами и примерами, показывающи ми, как советские воины, в совершенстве владевшие боевой техникой и оружиел, успешно заменяли выбывших из строя то варищей. мужественно и стойко сражались с фашистскими захватчиками. Вот один из таких примеров. Однажды два советских катера-охотника за подводными лодками одержали победу над 12 вражескими кате рами. В этом бою наши моряки потопили два корабля фашистов и один повредили. Эта победа далась нелегко. Ее обеспе чили мужество и стойкость, высокое бое вое мастерство, умение каждого матроса, старшины и офицера заменить товарища на боевом посту. В разгар боя тяжелые ранения получп- ли командир катера Каплунов и его по мощник Лобановский. Рулевой Пвченко был убит. Офпцер Лобановский, несмотря на тяжелое ранение, стал к штурвалу и управлял катером. Но силы оставили его. Падая, он невзначай зацепил рукоятку машинного телеграфа и перевел стрелку на «стоп». Моторпсты, не зная, что проис ходит на мостике, точно выполнили при казание. Катер замер на месте. В этот мо мент командир кормового орудия старший матрос Цимбаленко, поручив управ ление расчетом одному из комендоров, бросился в боевую рубку, скомандовал мо тористам «полный вперед», стал к штур валу и. искусно маневрируя, повел катер на врага. На другом катере был тяжело ранен ру левой Якушев. Он потерял сознание. К штурвалу стал наводчик Ленцов. Враже ские пули в двух местах пробили правую руку Ленцова,- но последний продолжал Моряки отрабатывают взаимозаменяемость на боевом посту нести боевую вахту, точно выполняя приказания командира. Старшины и матросы в этом бою брали пример выдержки и отваги у офицеров Чернышева, Каплунова, Титякова, Лоба- новского, которые не покидали своп бое вые посты, хотя были тяжело ранены. Так действовали во время Великой Оте чественной войны все советские моряки. Свято храня боевые традиции советских военных моряков и используя боевой опыт Великой Отечественной войны, старшины, матросы и офицеры корабля Н ., до бились значительных успехов в боевой подготовке. Корабль успешно сдает все задачи. Личный состав продолжает совер шенствовать свое боевое мастерство, псе силы и умение прилагает к тому, чтобы еще более повысить боеспособность ко рабля. Матросы, старшины и офицеры, по ини циативе комсомольской организации, овла дели двумя-тремя специальностями и с успехом заменяют друг друга на боевых постах. Командир корабля и весь офицер ский состав успешно организуют обучение личного состава с учетом взаимозаменяе мости на боевых постах. Это дает поло жительные результаты. Например, личный состав электромеханического подразделения успешно выполняет работу по обслужива нию двигателей и несет ходовую вахту. Старшие матросы электрик Шмелев и трюмный машинист Доипч овладели спе циальностью моториста. Старший матрос минер Григорьев изучил специальность мо ториста и гадиста. В артиллерийском под разделении все матросы и старшины при выполнении стрельб с успехом заменяют друг друга на своих боевых постах. Хороших успехов по овладению специ альностями товарищей по оружию доби лись матросы и старшины другого кораб ля. Так, во время последнего вы хода в море отличное знание бое вой техники. умение ее обслужи вать показали минеры во главе с коман диром отделения старшиной 2 статьи Па нюшкиным. Они в тяжелых условиях штормовой погоды в течение многих ча сов выполняли свои обязанности на бое вом посту. Отделение решило все задачи с оценкой «хорошо» и «отлично». На этом корабле многие матросы и старшины овладели двумя-тремя специ альностями. Старший матрос Сандул — трюмный, овладел специальностью мотори ста и допускается к самостоятельному не сению вахты. Во время последнего выхода корабля и морс разыгрался шторм. Стар ший матрос Сандул заменил моториста и успешно обслуживал сложные механизмы. Комендор матрос Шехов также овладел двумя специальностями. Успешно отработали взаимозаменяемость на боевых постах артиллеристы корабля. Почти все они могут выполнять обязанно сти товарищей. Например, старший ма трос Каныгин — заряжающий. Он с ус пехом может заменить командира орудия. Систематическая отработка взаимозаме няемости способствует повышению боевой готовности корабля л дает возможность личному составу более глубоко познать технику и оружие, приобрести твердые навыки использования их в бою. На корабле растет число отличников и классных специалистов. Матросы, стар шины и офицеры корабля продолжают кропотливо п настойчиво совершенство вать свое боевое мастерство с тем, чтобы быть готовыми в любую минуту достойно встретить врага и одержать над ним побе ду. Долг каждого моряка — неустанно ов ладевать сложной боевой техникой, отра батывать свои действия по обслуживанию техники и оружия до автоматизма, изучать специальности своих товарищей по ору жию. уметь заменить товарища на боевом посту. Капитан-лейтенант К. СМИРНОВ. ЗОРКИЙ, НАМЁТАННЫЙ ГЛАЗ Корабль выходит из бухты, и стар ший матрос Терентьев, находясь на сиг нальной вахте, особое внимание уделяет ближнему наблюдению за водной по верхностью. Здесь, как всегда, множест во топляков и других плавающих пред метов — ящиков, бочек, большое коли чество навигационных знаков. За всем надо зорко следить, обо всем замечен ном своевременно докладывать коман диру. Расширились берега залива, и впе реди открылись необ’ятные просторы моря. Теперь Терентьев внимательно просматривает горизонт. Вдали чуть обозначился неясный силуэт корабля. Воин докладывает о нем, затем всмат ривается еще пристальней и опреде ляет тип судна. Корабль оказался ры боловным траулером. Прояснилось. Ослепительно светит солнце. Это затрудняет наблюдение за воздухом. Терентьев одевает на окуля ры бинокля светофильтры и все чаще поглядывает на небо. Из рассказов стар ших товарищей и участников войны он знает, что самолеты противника обычно стараются выходить в атаку со сторо ны солнца и с кормы, т . е с курсовых углов, в которых, по их мнению, ос лаблено наблюдение. Но трудно обмануть бдительность сиг нальщика! Только показался самолет в воздухе еле заметной точкой, как слы шится доклад: — Самолет, правый борт.., угол ме ста ... Затем Терентьев старается опреде лить тип самолета. Это вскоре удается ему. Корабль продолжает выполнять учеб но-боевые задачи. К обеду небо затяну лось тучами, пошел снег. Холодный, режущий глаза нордовый ветер, плохая видимость и качка усложняют действия моряков. Матросов и старшин, стоящих на сигнальном мостике, обдаст солеными брызгами. Однако старший матрос Те рентьев попрежнему зорко наблюдает за обстановкой на море. На самом гори зонте сквозь толщу снежного заряда он увидел вспышку прожектора. Это знак вызова. Моряк включает прожек тор и отвечает. Кажется, еле видимые однообразные вспышки белого света ни чем не отличаются друг от друга. Но Терентьев различает в них точки и ти ре и принимает семафор без искажений. Вахтенный офпцер приказывает пе редать ответ на светограмму. Старший матрос вновь становится за прожектор. Он проявил находчивость и справился со своей задачей. Командир отделения похвалил подчиненного. По трансляции передан сигнал: «На чать учения на боевых постах». Коман дир решил использовать штормовую по году для тренировок. В сложных усло виях воины учатся тому, что необходи мо на войне, закаляют свою волю. Сиг нальщики работают в противогазах, устраняют неисправности, ограбатыза- ют действия по борьбе за живучесть поста и взаимозаменяемость. — Пожар на сигнальном мостике, правый борт.., — докладывает один из воинов. И вот уже моряки вооружи лись огнетушителями, пожарными шлангами и напористо борются с огнем. — Нет питания па прожекторах ле вого борта. Молодые матросы Телицын и Рябов вооружают другие средства зрительной связи — светосигнальные фонари, ко торые питаются от аккумуляторов. Отбой. Тренировки окончены. Стар шина сделал краткий разбор трениров ки и выводы. Он отметил отличивших ся старшего матроса Терентьева и дру гих. За честную службу Родине командир корабля послал на днях благодарствен ное письмо родным специалиста второ го класса Терентьева. Матрос В. ТАСКАЕВ. Двадцатью благодарностями и фотографированием при развернутом Военно- морском флаге отмечена безупречная служба классного специалиста старшего ма троса Николая Власкина. НА СНИМКЕ: специалист первого класса старший матрос Н. Власкин прове ряет работу своего заведывания. Фото И . Ннкишова В тесной связи с жизнью Моряки-катерники готовились к выхо ду в море. Заместитель командира по по литической части собрал агитаторов и рассказал о тех задачах, которые предсто ит решать воинам в море. После беседы политработника я еще раз продумал, как построить свою агита ционную работу, чтобы она была тесно увязана с задачами, которые надлежало решать личному составу в походе. Пришлось сделать главный упор на комендоров, так как они должны были выполнять артиллерийскую стрельбу. На боевом посту, побеседовав с комендорами, поинтересовался, как молодой матрос Пав ликов подготовил свое заведывание. Перед походом побеседовал с молодым ма тросом Дрягиным, который недавно пришел к нам на корабль, напомнил ему о том, что в походе необходимо особенно внима тельно нести ходовую вахту. Затем непо средственно у материальной части мы про вели несколько тренировок. В морс личный состав торпедного кате ра образцово действовал на боевых постах. Пример другим воинам показывали комсо мольцы. Хорошо справлялись со своими обязанностями молодые матросы Павликов и Дрягпн. Практическая задача кораблем была решена успешно. После похода командир сделал разбор действий личного состава, отметил слаженность экипажа. Напряженная боевая учеба моряков-ка- терников обязывает агитатора повседневно работать с личным составом, своевременно доводить до него решения партии и пра вительства, события международной и внутренней жизни, задачи, которые пред стоит решать морякам. Поэтому прихо дится внимательно следить за газетами, постоянно проводить с воинами читки на иболее важных материалов. Большой ин терес у моряков вызвало постановление январского Пленума ЦК КПСС. Раз’ясняя морякам смысл и значение этого важного документа, я стараюсь на конкретных при мерах рассказать им, как советский народ борется за претворение в жизнь мудрых решений Коммунистической партии. Наша партия уделяет большое внимание дальнейшему развитию тяжелой промыш ленности, которая является основой всего народного хозяйства, несокрушимой оборо носпособности социалистической Родины, под’ема благосостояния советского народа. Агитатор должен рассказывать морякам о том, как развивается наша тяжелая про мышленность. как она способствует укре плению боевой мощи Советской Армии и Военно-Морского Флота. Недавно я провел с моряками беседу: «Тяжелая индустрия — основа экономического и военного могуще ства нашей Родины». Недавно на нашем торпедном катере сре ди *пряков завязалась задушевная беседа о том, какие изменения произошли за по следнее время в их родных местах. Моло дой матрос Дрягин поделился с товарища ми, как растет и благоустраивается его родной город Омск. Недавно он получил письмо от родных, в котором сообщается, что в городе открылось троллейбусное дви жение. В беседу вступил старший матрос Ремизов, который рассказал товарищам, что в письме родители сообщают о всту^ плении в строй новых шахт. Этот разговор между воинами я решил использовать для беседы. Рассказывая о своем родном городе Рязани, где за по следнее время также произошли большие изменения, я подчеркнул, что Коммуни стическая партия постоянно заботится о развитии тяжелой промышленности. Большое место в моих беседах с мо ряками занимает пропаганда требова ний Военной присяги и уставов, боевых традиций части, беседы о героических под вигах катерников в годы Великой Отече ственной войны, об опыте отличников боевой и политической подготовки. Недавно перед очередным походом я ре шил рассказать сослуживцам о ветеране нашей части — Герое Советского Союза офицере Алексееве. Затем рассказал, как боевые тра диции прошлого множат в дни мирной уче бы наши передовые воины классные спе циалисты старший матрос Андреев, стар шина 2 статьи Милехпн п другие това рищи, которые отлично знают свое дело, воспитывают в себе такие качества, как стойкость, выпослпвость. Глубоко раз’яснять морякам важнейшие документы нашей партии и правительства, тесно увязывать свою работу с задачами, которые решает в данный момент личный состав, — почетная и важная задача, воз ложенная на агитатора. П я стремлюсь выполнить ее. Матрос В. ЗАРЩИКОВ, агитатор. По следам наших выступлений «СЛЕДСТВИЕ СПЕШКИ» Под таким заголовком в нашей газете 12 апреля была опубликована заметка, в которой автор указал на отсутствие в Доме офицеров г. Полярного работы по организации художественного твор чества среди семей военнослужащих. Как сообщили в редакцию, сейчлс при нимаются меры по созданию при Доме офицеров кружка художественной вы шивки. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Углубление общего кризиса после второй мировой Империализм является по определению В И. Ленина высшей и последней стади ей развития капитализма. Он доводит все противоречия капитализма до крайних пределов, за которыми начинается победо носная социалистическая революция. В на чале XX века в ходе обострения всех про тиворечий империализма складывались предпосылки общего кризиса капитализма, который начался в период первой мировой войны и особенно развернулся в результа те отпадения нашей страны от капитали стической системы. В отличие от циклических кризисов относительно перепроизводства, которые все сильнее потрясают основы капитали стической экономики, общий кризис капи тализма охватывает все стороны капита лизма, как экономику, так и политику. Для эпохи общего кризиса капитализма характерно то, что наряду с капиталисти ческой системой хозяйства, которая сла беет и разлагается, существует социали стическая система хозяйства, которая раз вивается и преуспевает. Социалистическая система хозяйства, как указывал П. В. Стзлин, самым фактом своего существова ния демонстрирует гнилость капитализма, расшатывает его основы. Разложение ми ровой экономической системы капитализ ма, с одной стороны, и растущая экономи ческая мощь отпавших от капитализма стран во главе с СССР, с другой стороны, лежат в основе развития и углубления общего кризиса капитализма. Общий кризис капитализма характери зуется кризисом колониальной системы им периализма, резким обострением проблемы рынка для капиталистических стран, что приводит к хронической недогрузке пред приятий. к постоянной массовой безрабо тице. Пол влиянием этих факторов эконо мические кризисы приобретают особенно резкие формы, происходят существенные изменения в самом капиталистическом цикле. Основные положения об общем кризисе капитализма разработаны В . Лениным и являются прямым продолжением его уче ния об империализме. Опираясь на труды В. И. Ленина и обобщая новые факты международной жизни, И. В. Сталин раз вил дальше ленинское учение об общем кризисе капитализма, являющееся острым теоретическим оружием рабочего класса в его борьбе за уничтожение капиталисти ческого строя и торжество социализма. Раскол мира на два противоположных лагеря В своем развитии общий кризис мпровой капиталистической системы прошел два этапа. Первый этап общего кризиса капи тализма охватывает период до второй мп ровой войны. Он был связан с обострени ем противоречий капитализма накануне первой мировой войны, ослаблением капи талистических стран в годы войны и победой Великой Октябрьской социалисти ческой революции, приведшей к отпаде нию нашей страны от капиталистической системы. В годы второй мировой войны, и осо бенно в результате отпадения от мировой капиталистической системы народно-демо кратических стран Европы и Азпп, раз вернулся второй этап общего кризиса ка питализма. Это находит свое выражение прежде всего в том, что наряду с мировым капи талистическим лагерем образовался миро вой лагерь социализма и демократии во главе с Советским Союзом. Если до второй мировой войны Советский Союз был един ственным социалистическим государством в кольце капиталистического окружения, то теперь навсегда покончено с его между народной изоляцией. Целый ряд стран Ев ропы и Азии решительно порвал с капита лизмом и, опираясь на братскую, беско рыстную помошь Советского Союза, встал на путь строительства социализма. Огромную роль в укреплении социали стического лагеря и ослаблепии мирового капитализма сыграли победа народной ре волюции в Китае, образование Китайской капитализма войны Народной Республики н вступление вели кого китайского народа на путь социали стического строительства. Успешно строят социализм народы Албании, Болгарин, Венгрпн, Полыни, Румынии, Чехослова кии. Новая, св*бодная жизнь началась в Северной Корее и Вьетнаме. Выдающимся успехом лагеря мпра и демократии лвп- лось образование Германской Демократиче ской Республики, которая представляет со бою оплот демократических сил.немецко го народа в борьбе за создание единой, де мократической и миролюбивой Германии. Таким образом, произошло коренное из менение в соотношении сил между обще ственными системами в пользу социализ ма. Образование двух лагерей на междун-Ы родной арене имело своим наиболее важ ным экономическим последствием распад единого мирового рынка. В работе «Эко номические проблемы социализма в СССР» П. В. Сталин указывал: «Экономическим результатом существования двух противо положных лагерей явилось то, что единый всеохватывающий мировой рынок распал ся, в результате чего мы имеем теперь два параллельных мировых рынка, тоже противостоящих друг другу». Следовательно, сложившиеся после вто рой мировой войны два политических ла геря имеют под собой п соответствующую им экономическую основу. Серьезное ослабление позиций мирового капитализма и растущая мощь социали стического лагеря оказывают глубокое влияние на все стороны политической и экономической жизни капиталистических стран. Раскол мпра на два лагеря и борьба между ними являются на современном этапе определяющим моментом истории че ловечества. Углубление кризиса колониальной системы В результате второй мировой войны произошло ослабление сил колониальных держав. Вместе с тем война ускорила раз витие сооственного капитализма и про мышленности в колониях и зависимых странах. Это привело к росту пролетариа та, который все более активно выступает во главе широких трудящихся масс против империалистического гнета. Развитие ка питализма в колониях и зависимых стра нах имело своим результатом усиление ак тивности этих стран на внешнем рынке. Это привело к обострению противоречий между колониями и метрополиями, что значительно ослабляет позиции империали стов в колониях. Стремление капиталистических стран взвалить на колонии тяготы, вызванные войной и милитаризацией экономики в по слевоенный период, приводит к росту не довольства угнетенных народов, к усиле нию национально-освободительного движе ния. Быстрому росту национального само сознания народов колониальных и зависи мых стран в огромной степени содейство вали разгром фашистской Германии и ми литаристской Японии, а также возросший международный авторитет Советского Со юза. В этих условиях произошел прорыв це пи империализма в ряде стран Азии. Фак том всемирно-исторического значения я р и л о с ь образование народного Китая. Победа великого китайского народа сыграла ко лоссальную роль в дальнейшем усилении национально-освободительной борьбы в ко лониях и зависимых странах Востока, в происходящем развале колониальной <и- стемы империализма. Сбросили с себя цепи империалистического рабства свободолюби вые народы Северной Кореи и Вьетнама. Углубление кризиса колониальной си стемы империализма характеризуется да лее тем, что ряд таких крупнейших ко лониальных стран в Азии, как Индия, Бирма, Индонезия, добился национальной независимости. Начавшийся распад колониальной систе мы империализма означает резкое суже ние сферы колониальной эксплуатации. В погоне за наибольшей прибылью в условиях суживающегося мирового рапи- талистического рынка и милитаризации экономики монополии встали на путь : сн- лсиия колониального гнета. Вторжение в колонии европейских стран американско го капитала еще более увеличивает экс плуатацию колониальных народов. Эконо мика колониальных и зависимых стран находится в состоянии глубокого упадка. Империалистические державы стремятся не допустить в колониях и зависимых стра нах развития тяжелой промышленности, являющейся основой технико-эконтаиче- ской независимости. Обрекая население колоний на нищету и бесправие, монопо листический капитал ухудшает условия сбыта промышленной продукции на миро вом капиталистическом рынке. Все это чрезвычайно тяжело отражается на эко номике капиталистических стран, еще больше обостряет противоречия мпровой капиталистической системы. Ослабление позиций мирового капита лизма и успехи национально-освободитель ного движения в странах Азии сильно по дорвали авторитет империалистических го сударств в колониях и зависимых стра нах. Для угнетенных народов становится все более ясным, что империалистические державы не в состоянии подавить мощное национально-освободительное движение и предотвратить развал своей колониальной системы. Трудящиеся колониальных и за висимых стран иод руководством коммуни стических партий об’единяют усилия в борьбе со своим злейшим врагом —- моно полистическим капиталом. Революционное движение в колониальных и зависимых страпах расшатывает тылы капитализма, превращая их из резервов империализма в резервы пролетарской революции. Важнейшим свидетельством дальнейшего роста национально-освободительного дви жения в колониальных и зависимых стра нах явилась Бандунгская конференция стран Азии и Африки, которая решительно осудила империалистическую политику ко лониализма, показала непреклонное реше ние народов стать на путь свободного и независимого развития. Милитаризация капиталистической экономики Раздувая в интересах монополий «воен ный психоз», капиталистические государ ства тратят огромные средства на гонку вооружений. В президентском послании о бюджете США на 1955/56 финансовый год предусматривается израсходовать на военные цели в 3,4 раза больше, чем в 11)40/50 году. В новом финансовом го™ только прямые военные расходы США со ставят 65 процентов бюджета. Экономиче ски истощенная Франция ежегодно тратит около половины своих бюджетных ассиг нований на осуществление программы во оружения. Милитаризация хозяйства и безудержная гонка вооружений ведут к неслыханному росту прибылей монополий. Даже по пре уменьшенным официальным данным, при были американских монополий в 1953 го ду в 13 раз превышали соответствующий показатель довоенно/о 1938 года. За во семь послевоенных лет они составили 2S0 миллиардов долларов. Прибыли ста круп нейших французских трестов выросли с 1947 по 1953 год в 7,5 раза. Однако однобокое военное развитие эко номики означает, что все большая часть готовой продукции п сырья поглощается непроизводительным военным потребле нием или омертвляется в виде огромных стратегических запасов; расширение во енного производства осуществляется за счет дальнейшего снижения заработной платы рабочих, разорения крестьянства, усиления налогового бремени, ограбления народов колониальных и зависимых стран. Это неизбежно ведет к уменьшению поку пательной способности населения, к резко му сокращению гражданского производ ства. Углубляя диспропорцию между произ водственными возможностями и сокращаю щимся платежеспособным спросом населе ния, милитаризация экономики капитали стических стран неизбежно усиливает действие тех факторов, которые в сово купности своей составляют основу эконо мических кризисов. Например, в США за десять послевоенных лет трижды наблюда лось попятное движение экономики. В 1954 году в этой стране разразился оче редной промышленный кризис. За один только прошлый год выплавка стали со кратилась на 21,1 миллиона тонн, про изводство станков упало на 26 процен тов, тракторов — на 36 процентов и т. д. Падение общего индекса производства США в 1954 году составило 6,7 процента. На чало кризиса ознаменовалось массовым банкротством. За восемь месяцев прошлого года в США обанкротилось 7.546 фирм. В условиях резкого сужения рынка ка питализм не может полностью использо вать свои производственные возможности. Для послевоенной экономики капитали стических стран характерна хроническая и все увеличивающаяся недогрузка произ водственного аппарата. Углубление общего кризиса капитализма ярко проявляется в деградации сельского хозяйства в капиталистических странах. Здесь за последние годы все чаще и сизь*- V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz