На страже Заполярья. 1955 год. Май.

f. На с т р а ж е З а п о л я р ь я 19 мая 1955 г., N°. 117 (5269). БОЕВУЮ ВЫУЧКУ - НА УРОВЕНЬ СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ По команде „Воздух!" ...День выдался дождливый. Все небо затянуло мутной серой пеленой. Рваные облака нижнего яруса с частыми дож­ девыми зарядами цеплялись за верши­ ны оопок. Старший лейтенант Миро- ненко находился на аэродроме. Авиа­ торы занимались своим делом. П вдруг команда: «Всздух!». Мироиенко запустил двигатель. На­ много раньше положенного времени он вырулил на взлетную полосу. Через некоторое время его машина скрылась в серой толще облаков. Высота большая. Пункт наведения дает команды. Приходится часто ме­ нять курс. Дымка за облаками ухуд­ шает видимость до 500— 600 метров. Новая команда с пункта наведения ука­ зывает. что «самолет-цель» впереди. Летчик усиливает осмотрительность. Вспоминается недавний случай, ког­ да ошибка в расчете наведения чуть не привела к срыву задания. Выручило то, что была хорошая видимость. Сей­ час все было иначе. Чуть набрав чысо- ту , Мироненко повел машину по само­ му обрезу дымки, иногда попадая в ее мутную завесу. По расчету времени цель должна быть рядом. Нервы напряжены. В ка­ бине кажется слишком жарко. Вдруг чуть слева вынырнул бомбардировщик. Летчик немедленно принимает правиль­ ное решение. Первая атака, ее внезап­ ность, стремительность маневра всег­ да сопутствуют победе. Летчик выполнил контрольную стрель­ бу из фотопулемета, вышел из «боя» и доложил на пункт наведения. В это время обстановка усложнилась. Радио­ станция на запросы не отвечала. Но приборы и вся аппаратура работали исправно. Можно было заключить, что самолет находится далеко от аэродрома, за радиусом действия наземпых <’тап- ций. Нужно было взять примерный курс на аэродром и подойти ближе. Од­ нако определить курс на аэродром, на­ ходясь за облаками, даже примерно, было очень трудно — слишком часто изменялись курсы, время лежания на них было различным. И только умение, натренированность летчика помогли ему найти правильный выход из создав­ шегося положения. Отмечая мысленно на карте свой путь, старший лейтенант Мироненко легко определил место самолета и по гирокомпасу взял курс на аэродром. Минут через 5— 7 полета стрелка радиокомпаса стала более чувствитель­ ной. Она качалась почти на одном кур­ се. а вскоре твердо стала на курс. Раз­ ница предполагаемого летчиком направ­ ления на аэродром с показаниями при­ бора была невелика. Да вот и подтвер­ ждение того, что машина идет верно— послышались запросы наземной радио­ станции. Самолет на аэродроме. Командир улыбнулся летчику и крепко пожал ему руку, одобряя действия подчиненного. Офицеры, не скрывая своей радости, тоже поздравляли своего товарища, справившегося с трудной задачей. Много поощрений имеет за службу старший лейтенант Мироненко. Совсем недавно он награжден Почетной гра­ мотой ПК ВЛКСМ. Передовой летчик, мастер огня и маневра — таким заре­ комендовал себя Мироненко. На днях партийная организация приняла его в свои ряды. Коммунист Мироненко безу­ пречно выполняет воинский долг перед Советской Родиной. Старший лейтенант В. РОМАНОВ. Всегда сохранять высокую боеготовность Быстрое развитие военного дела, совер­ шенствование боевой техники и оружия требуют высокой выучки личного состава, отличного знания сложнейших механизмов и умения управлять ими, выполнять не только свои обязанности, но и обязан­ ности товарища на боевом посту. От этого зависит успех корабля в бою, победа над сильным и коварным противником. Опыт Великой Отечественной воины бо­ гат фактами и примерами, показывающи­ ми, как советские воины, в совершенстве владевшие боевой техникой и оружиел, успешно заменяли выбывших из строя то­ варищей. мужественно и стойко сражались с фашистскими захватчиками. Вот один из таких примеров. Однажды два советских катера-охотника за подводными лодками одержали победу над 12 вражескими кате­ рами. В этом бою наши моряки потопили два корабля фашистов и один повредили. Эта победа далась нелегко. Ее обеспе­ чили мужество и стойкость, высокое бое­ вое мастерство, умение каждого матроса, старшины и офицера заменить товарища на боевом посту. В разгар боя тяжелые ранения получп- ли командир катера Каплунов и его по­ мощник Лобановский. Рулевой Пвченко был убит. Офпцер Лобановский, несмотря на тяжелое ранение, стал к штурвалу и управлял катером. Но силы оставили его. Падая, он невзначай зацепил рукоятку машинного телеграфа и перевел стрелку на «стоп». Моторпсты, не зная, что проис­ ходит на мостике, точно выполнили при­ казание. Катер замер на месте. В этот мо­ мент командир кормового орудия старший матрос Цимбаленко, поручив управ­ ление расчетом одному из комендоров, бросился в боевую рубку, скомандовал мо­ тористам «полный вперед», стал к штур­ валу и. искусно маневрируя, повел катер на врага. На другом катере был тяжело ранен ру­ левой Якушев. Он потерял сознание. К штурвалу стал наводчик Ленцов. Враже­ ские пули в двух местах пробили правую руку Ленцова,- но последний продолжал Моряки отрабатывают взаимозаменяемость на боевом посту нести боевую вахту, точно выполняя приказания командира. Старшины и матросы в этом бою брали пример выдержки и отваги у офицеров Чернышева, Каплунова, Титякова, Лоба- новского, которые не покидали своп бое­ вые посты, хотя были тяжело ранены. Так действовали во время Великой Оте­ чественной войны все советские моряки. Свято храня боевые традиции советских военных моряков и используя боевой опыт Великой Отечественной войны, старшины, матросы и офицеры корабля Н ., до­ бились значительных успехов в боевой подготовке. Корабль успешно сдает все задачи. Личный состав продолжает совер­ шенствовать свое боевое мастерство, псе силы и умение прилагает к тому, чтобы еще более повысить боеспособность ко­ рабля. Матросы, старшины и офицеры, по ини­ циативе комсомольской организации, овла­ дели двумя-тремя специальностями и с успехом заменяют друг друга на боевых постах. Командир корабля и весь офицер­ ский состав успешно организуют обучение личного состава с учетом взаимозаменяе­ мости на боевых постах. Это дает поло­ жительные результаты. Например, личный состав электромеханического подразделения успешно выполняет работу по обслужива­ нию двигателей и несет ходовую вахту. Старшие матросы электрик Шмелев и трюмный машинист Доипч овладели спе­ циальностью моториста. Старший матрос минер Григорьев изучил специальность мо­ ториста и гадиста. В артиллерийском под­ разделении все матросы и старшины при выполнении стрельб с успехом заменяют друг друга на своих боевых постах. Хороших успехов по овладению специ­ альностями товарищей по оружию доби­ лись матросы и старшины другого кораб­ ля. Так, во время последнего вы­ хода в море отличное знание бое­ вой техники. умение ее обслужи­ вать показали минеры во главе с коман­ диром отделения старшиной 2 статьи Па­ нюшкиным. Они в тяжелых условиях штормовой погоды в течение многих ча­ сов выполняли свои обязанности на бое­ вом посту. Отделение решило все задачи с оценкой «хорошо» и «отлично». На этом корабле многие матросы и старшины овладели двумя-тремя специ­ альностями. Старший матрос Сандул — трюмный, овладел специальностью мотори­ ста и допускается к самостоятельному не­ сению вахты. Во время последнего выхода корабля и морс разыгрался шторм. Стар­ ший матрос Сандул заменил моториста и успешно обслуживал сложные механизмы. Комендор матрос Шехов также овладел двумя специальностями. Успешно отработали взаимозаменяемость на боевых постах артиллеристы корабля. Почти все они могут выполнять обязанно­ сти товарищей. Например, старший ма­ трос Каныгин — заряжающий. Он с ус­ пехом может заменить командира орудия. Систематическая отработка взаимозаме­ няемости способствует повышению боевой готовности корабля л дает возможность личному составу более глубоко познать технику и оружие, приобрести твердые навыки использования их в бою. На корабле растет число отличников и классных специалистов. Матросы, стар­ шины и офицеры корабля продолжают кропотливо п настойчиво совершенство­ вать свое боевое мастерство с тем, чтобы быть готовыми в любую минуту достойно встретить врага и одержать над ним побе­ ду. Долг каждого моряка — неустанно ов­ ладевать сложной боевой техникой, отра­ батывать свои действия по обслуживанию техники и оружия до автоматизма, изучать специальности своих товарищей по ору­ жию. уметь заменить товарища на боевом посту. Капитан-лейтенант К. СМИРНОВ. ЗОРКИЙ, НАМЁТАННЫЙ ГЛАЗ Корабль выходит из бухты, и стар­ ший матрос Терентьев, находясь на сиг­ нальной вахте, особое внимание уделяет ближнему наблюдению за водной по­ верхностью. Здесь, как всегда, множест­ во топляков и других плавающих пред­ метов — ящиков, бочек, большое коли­ чество навигационных знаков. За всем надо зорко следить, обо всем замечен­ ном своевременно докладывать коман­ диру. Расширились берега залива, и впе­ реди открылись необ’ятные просторы моря. Теперь Терентьев внимательно просматривает горизонт. Вдали чуть обозначился неясный силуэт корабля. Воин докладывает о нем, затем всмат­ ривается еще пристальней и опреде­ ляет тип судна. Корабль оказался ры­ боловным траулером. Прояснилось. Ослепительно светит солнце. Это затрудняет наблюдение за воздухом. Терентьев одевает на окуля­ ры бинокля светофильтры и все чаще поглядывает на небо. Из рассказов стар­ ших товарищей и участников войны он знает, что самолеты противника обычно стараются выходить в атаку со сторо­ ны солнца и с кормы, т . е с курсовых углов, в которых, по их мнению, ос­ лаблено наблюдение. Но трудно обмануть бдительность сиг­ нальщика! Только показался самолет в воздухе еле заметной точкой, как слы­ шится доклад: — Самолет, правый борт.., угол ме­ ста ... Затем Терентьев старается опреде­ лить тип самолета. Это вскоре удается ему. Корабль продолжает выполнять учеб­ но-боевые задачи. К обеду небо затяну­ лось тучами, пошел снег. Холодный, режущий глаза нордовый ветер, плохая видимость и качка усложняют действия моряков. Матросов и старшин, стоящих на сигнальном мостике, обдаст солеными брызгами. Однако старший матрос Те­ рентьев попрежнему зорко наблюдает за обстановкой на море. На самом гори­ зонте сквозь толщу снежного заряда он увидел вспышку прожектора. Это знак вызова. Моряк включает прожек­ тор и отвечает. Кажется, еле видимые однообразные вспышки белого света ни­ чем не отличаются друг от друга. Но Терентьев различает в них точки и ти­ ре и принимает семафор без искажений. Вахтенный офпцер приказывает пе­ редать ответ на светограмму. Старший матрос вновь становится за прожектор. Он проявил находчивость и справился со своей задачей. Командир отделения похвалил подчиненного. По трансляции передан сигнал: «На­ чать учения на боевых постах». Коман­ дир решил использовать штормовую по­ году для тренировок. В сложных усло­ виях воины учатся тому, что необходи­ мо на войне, закаляют свою волю. Сиг­ нальщики работают в противогазах, устраняют неисправности, ограбатыза- ют действия по борьбе за живучесть поста и взаимозаменяемость. — Пожар на сигнальном мостике, правый борт.., — докладывает один из воинов. И вот уже моряки вооружи­ лись огнетушителями, пожарными шлангами и напористо борются с огнем. — Нет питания па прожекторах ле­ вого борта. Молодые матросы Телицын и Рябов вооружают другие средства зрительной связи — светосигнальные фонари, ко­ торые питаются от аккумуляторов. Отбой. Тренировки окончены. Стар­ шина сделал краткий разбор трениров­ ки и выводы. Он отметил отличивших­ ся старшего матроса Терентьева и дру­ гих. За честную службу Родине командир корабля послал на днях благодарствен­ ное письмо родным специалиста второ­ го класса Терентьева. Матрос В. ТАСКАЕВ. Двадцатью благодарностями и фотографированием при развернутом Военно- морском флаге отмечена безупречная служба классного специалиста старшего ма­ троса Николая Власкина. НА СНИМКЕ: специалист первого класса старший матрос Н. Власкин прове­ ряет работу своего заведывания. Фото И . Ннкишова В тесной связи с жизнью Моряки-катерники готовились к выхо­ ду в море. Заместитель командира по по­ литической части собрал агитаторов и рассказал о тех задачах, которые предсто­ ит решать воинам в море. После беседы политработника я еще раз продумал, как построить свою агита­ ционную работу, чтобы она была тесно увязана с задачами, которые надлежало решать личному составу в походе. Пришлось сделать главный упор на комендоров, так как они должны были выполнять артиллерийскую стрельбу. На боевом посту, побеседовав с комендорами, поинтересовался, как молодой матрос Пав­ ликов подготовил свое заведывание. Перед походом побеседовал с молодым ма­ тросом Дрягиным, который недавно пришел к нам на корабль, напомнил ему о том, что в походе необходимо особенно внима­ тельно нести ходовую вахту. Затем непо­ средственно у материальной части мы про­ вели несколько тренировок. В морс личный состав торпедного кате­ ра образцово действовал на боевых постах. Пример другим воинам показывали комсо­ мольцы. Хорошо справлялись со своими обязанностями молодые матросы Павликов и Дрягпн. Практическая задача кораблем была решена успешно. После похода командир сделал разбор действий личного состава, отметил слаженность экипажа. Напряженная боевая учеба моряков-ка- терников обязывает агитатора повседневно работать с личным составом, своевременно доводить до него решения партии и пра­ вительства, события международной и внутренней жизни, задачи, которые пред­ стоит решать морякам. Поэтому прихо­ дится внимательно следить за газетами, постоянно проводить с воинами читки на­ иболее важных материалов. Большой ин­ терес у моряков вызвало постановление январского Пленума ЦК КПСС. Раз’ясняя морякам смысл и значение этого важного документа, я стараюсь на конкретных при­ мерах рассказать им, как советский народ борется за претворение в жизнь мудрых решений Коммунистической партии. Наша партия уделяет большое внимание дальнейшему развитию тяжелой промыш­ ленности, которая является основой всего народного хозяйства, несокрушимой оборо­ носпособности социалистической Родины, под’ема благосостояния советского народа. Агитатор должен рассказывать морякам о том, как развивается наша тяжелая про­ мышленность. как она способствует укре­ плению боевой мощи Советской Армии и Военно-Морского Флота. Недавно я провел с моряками беседу: «Тяжелая индустрия — основа экономического и военного могуще­ ства нашей Родины». Недавно на нашем торпедном катере сре­ ди *пряков завязалась задушевная беседа о том, какие изменения произошли за по­ следнее время в их родных местах. Моло­ дой матрос Дрягин поделился с товарища­ ми, как растет и благоустраивается его родной город Омск. Недавно он получил письмо от родных, в котором сообщается, что в городе открылось троллейбусное дви­ жение. В беседу вступил старший матрос Ремизов, который рассказал товарищам, что в письме родители сообщают о всту^ плении в строй новых шахт. Этот разговор между воинами я решил использовать для беседы. Рассказывая о своем родном городе Рязани, где за по­ следнее время также произошли большие изменения, я подчеркнул, что Коммуни­ стическая партия постоянно заботится о развитии тяжелой промышленности. Большое место в моих беседах с мо­ ряками занимает пропаганда требова­ ний Военной присяги и уставов, боевых традиций части, беседы о героических под­ вигах катерников в годы Великой Отече­ ственной войны, об опыте отличников боевой и политической подготовки. Недавно перед очередным походом я ре­ шил рассказать сослуживцам о ветеране нашей части — Герое Советского Союза офицере Алексееве. Затем рассказал, как боевые тра­ диции прошлого множат в дни мирной уче­ бы наши передовые воины классные спе­ циалисты старший матрос Андреев, стар­ шина 2 статьи Милехпн п другие това­ рищи, которые отлично знают свое дело, воспитывают в себе такие качества, как стойкость, выпослпвость. Глубоко раз’яснять морякам важнейшие документы нашей партии и правительства, тесно увязывать свою работу с задачами, которые решает в данный момент личный состав, — почетная и важная задача, воз­ ложенная на агитатора. П я стремлюсь выполнить ее. Матрос В. ЗАРЩИКОВ, агитатор. По следам наших выступлений «СЛЕДСТВИЕ СПЕШКИ» Под таким заголовком в нашей газете 12 апреля была опубликована заметка, в которой автор указал на отсутствие в Доме офицеров г. Полярного работы по организации художественного твор­ чества среди семей военнослужащих. Как сообщили в редакцию, сейчлс при­ нимаются меры по созданию при Доме офицеров кружка художественной вы­ шивки. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Углубление общего кризиса после второй мировой Империализм является по определению В И. Ленина высшей и последней стади­ ей развития капитализма. Он доводит все противоречия капитализма до крайних пределов, за которыми начинается победо­ носная социалистическая революция. В на­ чале XX века в ходе обострения всех про­ тиворечий империализма складывались предпосылки общего кризиса капитализма, который начался в период первой мировой войны и особенно развернулся в результа­ те отпадения нашей страны от капитали­ стической системы. В отличие от циклических кризисов относительно перепроизводства, которые все сильнее потрясают основы капитали­ стической экономики, общий кризис капи­ тализма охватывает все стороны капита­ лизма, как экономику, так и политику. Для эпохи общего кризиса капитализма характерно то, что наряду с капиталисти­ ческой системой хозяйства, которая сла­ беет и разлагается, существует социали­ стическая система хозяйства, которая раз­ вивается и преуспевает. Социалистическая система хозяйства, как указывал П. В. Стзлин, самым фактом своего существова­ ния демонстрирует гнилость капитализма, расшатывает его основы. Разложение ми­ ровой экономической системы капитализ­ ма, с одной стороны, и растущая экономи­ ческая мощь отпавших от капитализма стран во главе с СССР, с другой стороны, лежат в основе развития и углубления общего кризиса капитализма. Общий кризис капитализма характери­ зуется кризисом колониальной системы им­ периализма, резким обострением проблемы рынка для капиталистических стран, что приводит к хронической недогрузке пред­ приятий. к постоянной массовой безрабо­ тице. Пол влиянием этих факторов эконо­ мические кризисы приобретают особенно резкие формы, происходят существенные изменения в самом капиталистическом цикле. Основные положения об общем кризисе капитализма разработаны В . Лениным и являются прямым продолжением его уче­ ния об империализме. Опираясь на труды В. И. Ленина и обобщая новые факты международной жизни, И. В. Сталин раз­ вил дальше ленинское учение об общем кризисе капитализма, являющееся острым теоретическим оружием рабочего класса в его борьбе за уничтожение капиталисти­ ческого строя и торжество социализма. Раскол мира на два противоположных лагеря В своем развитии общий кризис мпровой капиталистической системы прошел два этапа. Первый этап общего кризиса капи­ тализма охватывает период до второй мп­ ровой войны. Он был связан с обострени­ ем противоречий капитализма накануне первой мировой войны, ослаблением капи­ талистических стран в годы войны и победой Великой Октябрьской социалисти­ ческой революции, приведшей к отпаде­ нию нашей страны от капиталистической системы. В годы второй мировой войны, и осо­ бенно в результате отпадения от мировой капиталистической системы народно-демо­ кратических стран Европы и Азпп, раз­ вернулся второй этап общего кризиса ка­ питализма. Это находит свое выражение прежде всего в том, что наряду с мировым капи­ талистическим лагерем образовался миро­ вой лагерь социализма и демократии во главе с Советским Союзом. Если до второй мировой войны Советский Союз был един­ ственным социалистическим государством в кольце капиталистического окружения, то теперь навсегда покончено с его между­ народной изоляцией. Целый ряд стран Ев­ ропы и Азии решительно порвал с капита­ лизмом и, опираясь на братскую, беско­ рыстную помошь Советского Союза, встал на путь строительства социализма. Огромную роль в укреплении социали­ стического лагеря и ослаблепии мирового капитализма сыграли победа народной ре­ волюции в Китае, образование Китайской капитализма войны Народной Республики н вступление вели­ кого китайского народа на путь социали­ стического строительства. Успешно строят социализм народы Албании, Болгарин, Венгрпн, Полыни, Румынии, Чехослова­ кии. Новая, св*бодная жизнь началась в Северной Корее и Вьетнаме. Выдающимся успехом лагеря мпра и демократии лвп- лось образование Германской Демократиче­ ской Республики, которая представляет со­ бою оплот демократических сил.немецко­ го народа в борьбе за создание единой, де­ мократической и миролюбивой Германии. Таким образом, произошло коренное из­ менение в соотношении сил между обще­ ственными системами в пользу социализ­ ма. Образование двух лагерей на междун-Ы родной арене имело своим наиболее важ­ ным экономическим последствием распад единого мирового рынка. В работе «Эко­ номические проблемы социализма в СССР» П. В. Сталин указывал: «Экономическим результатом существования двух противо­ положных лагерей явилось то, что единый всеохватывающий мировой рынок распал­ ся, в результате чего мы имеем теперь два параллельных мировых рынка, тоже противостоящих друг другу». Следовательно, сложившиеся после вто­ рой мировой войны два политических ла­ геря имеют под собой п соответствующую им экономическую основу. Серьезное ослабление позиций мирового капитализма и растущая мощь социали­ стического лагеря оказывают глубокое влияние на все стороны политической и экономической жизни капиталистических стран. Раскол мпра на два лагеря и борьба между ними являются на современном этапе определяющим моментом истории че­ ловечества. Углубление кризиса колониальной системы В результате второй мировой войны произошло ослабление сил колониальных держав. Вместе с тем война ускорила раз­ витие сооственного капитализма и про­ мышленности в колониях и зависимых странах. Это привело к росту пролетариа­ та, который все более активно выступает во главе широких трудящихся масс против империалистического гнета. Развитие ка­ питализма в колониях и зависимых стра­ нах имело своим результатом усиление ак­ тивности этих стран на внешнем рынке. Это привело к обострению противоречий между колониями и метрополиями, что значительно ослабляет позиции империали­ стов в колониях. Стремление капиталистических стран взвалить на колонии тяготы, вызванные войной и милитаризацией экономики в по­ слевоенный период, приводит к росту не­ довольства угнетенных народов, к усиле­ нию национально-освободительного движе­ ния. Быстрому росту национального само­ сознания народов колониальных и зависи­ мых стран в огромной степени содейство­ вали разгром фашистской Германии и ми­ литаристской Японии, а также возросший международный авторитет Советского Со­ юза. В этих условиях произошел прорыв це­ пи империализма в ряде стран Азии. Фак­ том всемирно-исторического значения я р и ­ л о с ь образование народного Китая. Победа великого китайского народа сыграла ко­ лоссальную роль в дальнейшем усилении национально-освободительной борьбы в ко­ лониях и зависимых странах Востока, в происходящем развале колониальной <и- стемы империализма. Сбросили с себя цепи империалистического рабства свободолюби­ вые народы Северной Кореи и Вьетнама. Углубление кризиса колониальной си­ стемы империализма характеризуется да­ лее тем, что ряд таких крупнейших ко­ лониальных стран в Азии, как Индия, Бирма, Индонезия, добился национальной независимости. Начавшийся распад колониальной систе­ мы империализма означает резкое суже­ ние сферы колониальной эксплуатации. В погоне за наибольшей прибылью в условиях суживающегося мирового рапи- талистического рынка и милитаризации экономики монополии встали на путь : сн- лсиия колониального гнета. Вторжение в колонии европейских стран американско­ го капитала еще более увеличивает экс­ плуатацию колониальных народов. Эконо­ мика колониальных и зависимых стран находится в состоянии глубокого упадка. Империалистические державы стремятся не допустить в колониях и зависимых стра­ нах развития тяжелой промышленности, являющейся основой технико-эконтаиче- ской независимости. Обрекая население колоний на нищету и бесправие, монопо­ листический капитал ухудшает условия сбыта промышленной продукции на миро­ вом капиталистическом рынке. Все это чрезвычайно тяжело отражается на эко­ номике капиталистических стран, еще больше обостряет противоречия мпровой капиталистической системы. Ослабление позиций мирового капита­ лизма и успехи национально-освободитель­ ного движения в странах Азии сильно по­ дорвали авторитет империалистических го­ сударств в колониях и зависимых стра­ нах. Для угнетенных народов становится все более ясным, что империалистические державы не в состоянии подавить мощное национально-освободительное движение и предотвратить развал своей колониальной системы. Трудящиеся колониальных и за­ висимых стран иод руководством коммуни­ стических партий об’единяют усилия в борьбе со своим злейшим врагом —- моно­ полистическим капиталом. Революционное движение в колониальных и зависимых страпах расшатывает тылы капитализма, превращая их из резервов империализма в резервы пролетарской революции. Важнейшим свидетельством дальнейшего роста национально-освободительного дви­ жения в колониальных и зависимых стра­ нах явилась Бандунгская конференция стран Азии и Африки, которая решительно осудила империалистическую политику ко­ лониализма, показала непреклонное реше­ ние народов стать на путь свободного и независимого развития. Милитаризация капиталистической экономики Раздувая в интересах монополий «воен­ ный психоз», капиталистические государ­ ства тратят огромные средства на гонку вооружений. В президентском послании о бюджете США на 1955/56 финансовый год предусматривается израсходовать на военные цели в 3,4 раза больше, чем в 11)40/50 году. В новом финансовом го™ только прямые военные расходы США со­ ставят 65 процентов бюджета. Экономиче­ ски истощенная Франция ежегодно тратит около половины своих бюджетных ассиг­ нований на осуществление программы во­ оружения. Милитаризация хозяйства и безудержная гонка вооружений ведут к неслыханному росту прибылей монополий. Даже по пре­ уменьшенным официальным данным, при­ были американских монополий в 1953 го­ ду в 13 раз превышали соответствующий показатель довоенно/о 1938 года. За во­ семь послевоенных лет они составили 2S0 миллиардов долларов. Прибыли ста круп­ нейших французских трестов выросли с 1947 по 1953 год в 7,5 раза. Однако однобокое военное развитие эко­ номики означает, что все большая часть готовой продукции п сырья поглощается непроизводительным военным потребле­ нием или омертвляется в виде огромных стратегических запасов; расширение во­ енного производства осуществляется за счет дальнейшего снижения заработной платы рабочих, разорения крестьянства, усиления налогового бремени, ограбления народов колониальных и зависимых стран. Это неизбежно ведет к уменьшению поку­ пательной способности населения, к резко­ му сокращению гражданского производ­ ства. Углубляя диспропорцию между произ­ водственными возможностями и сокращаю­ щимся платежеспособным спросом населе­ ния, милитаризация экономики капитали­ стических стран неизбежно усиливает действие тех факторов, которые в сово­ купности своей составляют основу эконо­ мических кризисов. Например, в США за десять послевоенных лет трижды наблюда­ лось попятное движение экономики. В 1954 году в этой стране разразился оче­ редной промышленный кризис. За один только прошлый год выплавка стали со­ кратилась на 21,1 миллиона тонн, про­ изводство станков упало на 26 процен­ тов, тракторов — на 36 процентов и т. д. Падение общего индекса производства США в 1954 году составило 6,7 процента. На­ чало кризиса ознаменовалось массовым банкротством. За восемь месяцев прошлого года в США обанкротилось 7.546 фирм. В условиях резкого сужения рынка ка­ питализм не может полностью использо­ вать свои производственные возможности. Для послевоенной экономики капитали­ стических стран характерна хроническая и все увеличивающаяся недогрузка произ­ водственного аппарата. Углубление общего кризиса капитализма ярко проявляется в деградации сельского хозяйства в капиталистических странах. Здесь за последние годы все чаще и сизь*- V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz