На страже Заполярья. 1955 год. Май.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 18 мая 1955 г., N°. 116 (5268). Командир отделения старшина 2 статьи Федор Онипко старательно передает подчиненным свои знания и опыт в обслуживании боевой техники. Он настойчиво учит их то му, что необходимо в современном бою. НА СНИМКЕ : командир отделения торпедистов специа лист второго класса старшина 2 статьи Ф. Онипко (слева) проводит с подчиненными занятие по специальности. Фото И . Никишова. ПОХОДНЫЕ БУДНИ Над морем плывут рваные облака. Моросит мелкий дождь. Дует западный ветер. Огром ные волны то и дело обруши ваются на корабль. Налетел заряд. Условия наблюдения сиг нальщиков резко усложнились. Напрягая зрение, всматрива ются они в даль. У руля, сто ит специалист второго класса Волков. Он быстро выполняет приказания командира. Ко рабль идет заданным курсом. Отлично несли вахту мото ристы старший матрос Сугло- бов, матрос Ахмедзянов и другие. В машинном отделении душно. Но моряки, закален ные в многочисленных похо дах, уверенно управляют ме ханизмами, обеспечивая задан ный ход кораблю. Под утро ветер усилился. Море еще больше стало пе ниться. Волны все чаще ста ли захлестывать мостик, гу лять по верхней палубе. — Товарищ командир, — донесся тревожный голос, — на баке па правому борту согнуло три стойки, сломало и смыло контролер!.. Пробоину вызвались заде лать старшина 2 статьи Лаврнков и матрос Калинни ков. Пробраться на бак было нелегко. Могло смыть волной за борт. Обвязавшись конца ми, взяв нужный инструмент, моряки стали пробираться на бак. На минуту волной отбро сило трудившихся у пробо ины воинов. Вскоре мужест венные моряки, промокшие до нитки, снова принялись за ра боту. И вот, наконец, пробои на заделана. При подходе в базу на юте выстроились моряки. Коман дир поблагодарил их за образ цовую службу. — Служим Советскому Союзу! — дружно, в один голос ответили отважные воины. Матрос Ю. ГОМАН. Дана в в о д н а я Учить старшин и сержантов мастерству воспитания подчинённых Старшины и сержанты — активные помощники офицеров в обучении и вос питании подчиненных. В подразделениях и частях, где они умело выполняют свои обязанности, выше боевая готовность, тверже уставной порядок и железная воинская дисциплина. Старшины и сержанты должны обла дать методическими навыками, проявлять самостоятельность и творческую инициа тиву в решении любых задач. С ними нужно постоянно вести кропотливую ра боту. помогать им расширять военные знания и навыки по обучению и воспи танию подчиненных. Старший лейтенант Моторин много внимания уделяет работе с сержантами. Офицер регулярно проводит с ними ин структорско-методические занятия и со вещания, оказывает им систематически помощь. На инструкторско-методических заня тиях Моторин отрабатывает с сержантами навыки в использовании современной тех ники и оружия, учит мастерству воспита ния подчиненных. Например, на занятии по приемам и правилам стрельбы командир обращает внимание на то, чтобы сержанты воспи тывали у матросов любовь к своему ору жию, веру в его силу и превосходство над оружием армий капиталистических стран. — Скоро у вас будут занятия о пра вилах стрельбы по движущимся целям, — предупреждает офпцер подчиненных. — Не забудьте обратить внимание ма тросов на то, что здесь важно выбрагь момент открытия огня. Цель подошла к местному предмету, до которого точно оп ределено расстояние и выбран прицел, точка наводки или цель на какой-то ко роткий миг остановилась, и его нужно ис пользовать, чтобы поразить цель. Поэтому у. подчиненных оружие должно быть всегда в боевой готовности, исправное и чистое. Командир на ярких примерах показал сержантам силу советского оружия, при вел факты умелого использования его в боях. Офицер привел тактико-техниче ские данные пулеметов, стоящих на во оружении капиталистических армий, и предложил младшему сержанту Бабенко рассказать о боевых свойствах нашего пулемета. П всем стало ясно, что наше оружие — лучшее в мире. — Будете проводить занятия или бесе довать с матросами, — напомнил офицер, — используйте эти цифры. Позднее, проверяя ход учебы подчинен ных, старший лейтенант убедился, что сержанты учли его советы. На занятиях с сержантами по такти ческой подготовке Моторин учит коман диров отделений методически правильно проводить занятия. — В поле во время тактической подго товки, — говорит старший лейтенант Моторин, — нужпо не только показывать подчиненным, как правильно действовать, но и воспитывать у них мужество, стой кость, выносливость. Необходимо созда вать обстановку, которая способствовала бы выработке у личного состава высоких морально-боевых качеств. Например, на занятии по теме: «Стрел ковое отделение в наступательном бою» сержант должен сделать так, чтобы «про тивник» превосходил вас по своим силам, а его огневые точки располагались в та ких местах, что уничтожить их можно только, проявив находчивость и инициа тиву. напрягая все моральные и физи ческие силы. Сержанты правильно поняли офицера. Один из лучших командиров отдалений младший сержант Ечин на каждом заня тии в поле вырабатывает у подчиненных качества, необходимые советскому воину. Недавно на учении матросы его отделе ния проявили высокую выучку, стрем ление достигнуть победы в любых усло виях. Здесь с особой силой сказалась воспитательная работа младшего сержан та. Офицер Моторин умело проводит сове щания сержантов. На одном из них он разобрал вопрос о практическом вы полнении своих обязанностей командира ми отделений, указал, что прежде все го следует обратить внимание на изуче ние личного состава. Надо знать биогра фии воинов, их положительные и отри цательные стороны в службе и в быту. Необходимо помнить, кто в отделении лучше всех стреляет, быстрее всех бегает, дальше всех видит, метко и далеко броса ет гранаты и т . д. Все это познается в индивидуальных беседах с подчиненными, из рассказов то варищей, наблюдений за матросами на за нятиях. Зачастую неопытные сержанты инди видуальные беседы проводят только с те мп, кто совершил какой-нибудь просту пок. Несомненно, следует разобраться, почему подчиненный нарушил дисцип лину, выяснить, как ои намерен вести себя в дальнейшем. Но нельзя забывать и о других матросах. Недостаточно фик сировать факты, необходимо предуп реждать нарушения. Командир должен уметь поговорить так, чтобы беседа оста вила след, нацелила воина на безупреч ную службу. А получается не всегда так. Матрос недобросовестно выполнил требование ус тава. Сержант вызывает его и начинает беседовать в таком стиле: — Вы знаете, что нарушили дисцип лину? — Знаю. — Почему допускаете это? — Как-то случайно все получилось. — Признаете вину? — Да, признаю. — А впредь будете нарушать порядок? — Нет, больше не буду. Ясно, что от такого разговора проку ма ло. Командир должен подготовиться к бе седе, вспомнить все, что знает о матросе, его положительные качества и недостат ки, семейное положение. Рекомендуется продумать, на какую тему стоит погово рить, если необходимо, взять с собой литературу и уставы, наглядно подкре пить свои требования и доводы, напом нить уставные положения или обязанно сти. Очень хорошо, если удастся подобрать поучительные примеры из жизни подраз деления. Необходимо проанализировать допущен ные матросом недостатки и посовеговать, что нужно сделать для устранения их. Вместе с тем полезно указать на положи тельные стороны и качества подчиненно го. Например, матрос хорошо стреляет. Но он не всегда по-хозяйски ухаживает за оружием. Такому воину необходимо раз’- яснить, что из-за этого в бою он может не выполнить боевую задачу. Нередко после такой беседы командиры забывают о матросе, рассчитывая, что те перь он будет служить безукоризненно. К сожалению, это бывает не всегда так. Разговор даст свои результаты, если сер жант еще более усилит контроль за служ бой подчиненного. Офицер Моторин глубоко вникает в работу сержантов. Он часто присутству ет на их беседах с матросами, а потом делает свои замечания и поправляет командиров отделений. Старший лейтенант знал, что млад ший сержант Бондарев беседовал с моло дым матросом Ивановым. Он посоветовал новичку настойчиво учиться, стать от личником боевой и политической подго товки. Но, что нужно для этого, командир -отделения не сказал. Вскоре Иванов •столкнулся с рядом препятствий. Оказа лось, не так-то просто стать отличником. Офицер пригласил к себе Бондарева и спросил: «Ну как, можно рассчитывать, что Иванов будет отлично служить?». Младший сержант ничего не мог отве тить. Матрос после беседы служил по- прежнему, не выделяясь среди других. Моторин напомнил Бондареву о беседе и указал, что она страдала недостатка ми. Во-первых, командир не дал подчи ненному практических советов, по су ществу только пожелал ему стать отлич ником. Во-вторых, после беседы не уси лил контроль за учебой Иванова, не зани мался с ним индивидуально. Напомнил командир и о том, что в отделении слу жит старший матрос Прощенко, который также мог бы помочь Иванову личным примером и участием, и что надо посо ветовать Иванову присматриваться к старшему товарищу, а тому — переда вать новичку свой опыт. Бондарев понял свою ошибку. Теперь он успешно работает над тем, чтобы ис править промах. Нередко Моторин сам беседует с матро сами, при этом приглашает командира отделения. Как-то сержант Кулик доло жил офицеру, что матрос Новиченко уже не один раз нарушил воинскую дисцип лину. Он неоднократно беседовал с под чиненным, наказал его. Но ппчто не по могает. Офицер внимательно выслушал сер жанта и решил разобраться, в чем при чина того, что Новиченко нарушает устав ной порядок. Т у т же состоялась беседа. На нее Моторин пригласил командира отделе ния и помощника командира взвода. Старший лейтенант подробно ознако мился с жизнью Новиченко до прихода на флот. Оказалось, что он и прежде не являл примера в поведении. Командир напомнил об этом матросу. Затем он рас сказал воину о великой чести служить в Советских Вооруженных Силах, привел много примеров о славных делах старших товарищей, совершивших немало героиче ских поступков. В пример Новиченко командир поста вил и службу таких же, как он, моло дых матросов Смышляева и Новикова. Офпцер указал на недопустимость в дальнейшем халатно относиться к своему делу, дал практические советы, как ис править положение. А когда матрос ушел, офицер велел сержанту усилить контроль за воином и посоветовал, как лучше воз действовать на него. В частности, он предложил провести ряд мероприятий, для участия в которых привлечь старших то варищей, чтобы они тоже занялись воспи танием этого и других молодых воинов. — У вас есть комсомольцы, отличники боевой и политической подготовки. Сде лайте их своей опорой в работе. Запомни те, что одному вам управиться будет трудно, — сказал офпцер. В результате повседневной работы с сержантами в подразделении повысились организованность и дисциплина, уровень боевой и политической подготовки. На по следних стрельбах подчиненные офицера Моторина получили отличную оценку. Однако используются еще не все фор мы обучения и воспитания командиров отделений. Упущен такой действенный ме тод работы с сержантами, как обмен опытом, пропаганда передовых мето дов. А условия для этого есть. В подразделении немало командиров отделе ний, которые имеют большие навыки вос питания матросов и могли бы поделиться с молодыми сержантами. Очень редко встретишь, чтобы на со вещании сержантов, в радиогазете или стенной печати пропагандировалась прак тика передовых командиров. Этих людей только упоминают. Необходимо также регулярно проводить обмен опытом между офицерами. Коммунистическая партия учит нас постоянно заботиться о росте кадров, повышать их деловые и политические качества. Партийная и комсомольская организации подразделения не должны оставаться в стороне от этой важной ра боты. Старший лейтенант П. АЛБЫЧЕВ. По кораблю звучит сигнал о начале тре нировок на боевых постах. Один за другим в машинное отделение спускаются моряки. Старшина отдает приказание принять вах ту . Вскоре следуют короткие доклады о го товности механизмов к бою. На вахту у конденсатного насоса засту пил отличник боевой и политической под готовки, специалист первого класса стар ший матрос Серенко. Бдительно следит мо ряк за приборами, за температурой под-, шипников насоса. «Нужно *ыть особенно бдительным, ибо поход проходит в штормовых условиях и часто меняются хода», — думает воин. Поступает вводная: «От сильного взры ва вблизи корабля сбросил конденсатный насос». ■Серенко быстро выполняет вводную. Ре зервный насос стоит у него наготове, про гретым, воин четко и уверенно запускает его. Проходит всего несколько секунд, и короткий доклад о выполнении вводной. Не сразу пришло к старшему матросу Серенко боевое мастерство, умение в лю бой момент бороться за живучесть заведы- вания. Были на первых порах и неудачи, но важно, что моряк не пал дурм , прило жил все усилия для овладения мастерст вом. Упорным и настойчивым трудом доби вался он знаний. Большую помощь в этом деле оказал ему коммунист Мироненко и другие опытные специалисты подразделе ния. Настойчивые тренировки на боевом посту, непосредственно у механизмов поз волили моряку приобрести необходимые практические навыки. Корабль идет все дальше и дальше. Тре нировки продолжаются. Слипаются глаза, хочется спать, но моряки настойчиво учат ся, используя каждый час пребывания ко рабля в море для повышения боевого мас терства. «Пал вакуум в главном холодильнике, найти причину и устранить», — посту пает вводная. Ее умело решает матрос Епишев. «От попадания снаряда затапливает по мещение воздушных баллонов», — дает вводную старшина. Воины моментально разбегаются по мес там. Быстро ставится щит, вооружается подпора, и вот дружные удары кувалд загоняют под брус клинья, укрепляя его. Старшина смотрит на часы. Норматив пере крыт. Особенно хорошо действовали стар шина 2 статьи Чирков, матросы Пилепен- ко и Толстиков. Все вводные, которые поступали на по сты, они решали быстро и умело. Поход показал возросшее боевое мастер ство личного состава. Матрос А. ПОПОВ. Боевая учёба радиометристов Классный специалист старшина 2 статьи Лавриненко коман дует отделением радиометристов. Свой богатый опыт он усердно передает подчиненным. ...Корабль находился в море. Видимость плохая. У действующей аппаратуры вахту несет молодой матрос Нарбу- тов. Вот на экране промелькнула черточка-цель. Матрос быст ро докладывает об этом командиру. Идут тренировки на боевых постах. Поступает вводная. Ма трос Нарбутов быстро находит и устраняет неисправность. Его движения уверенны, четки. «Нет развертки. Ваши дейст вия?», — раздается новая вводная. Матрос припоминает схему и вскоре находит неисправность. Вскоре он докладывает тов. Лавриненко: — ^Неисправность устранена, аппаратура работает... Действиями подчиненного старшина остался доволен. Клас сный специалист Лавриненко тщательно готовится к занятиям, внимательно продумывает материал, повторяет схемы. С непо нятными вопросами он часто обращается к офицерам. За достигнутые успехи в службе старшина 2 статьи Лав риненко об’явлен отличником боевой и политической подготов ки. Он имеет много поощрений от командования и награжден ценным подарком. Матрос К. ТУМАНОВ. Состязания армейских и флотских связистов На днях состоялось дружеское состяза ние армейских и флотских радистов и те леграфистов. Соревнования вызвали боль шой интерес у личного состава. В итоге напряженной борьбы первое ме сто у телеграфистов заняла команда флот ских связистов в составе старшин 1 ста тьи Приходько и Медведева, старшины 2 статьи Семенова, старших матросов Че- кулаева, Васильева, Сапега, Пэнте. Лич ное первенство завоевал ефрейтор Зелен цов. .V радистов в парном обмене первое ме сто заняли армейцы рядовые Елисеев и Мателайнен. По приему на слух высокое мастерство продемонстрировал один из лучших флотских радистов старшина 2 статьи Лазарев. Ему было единодушно присуждено первое место по этому виду состязаний. Команды и участники, показавшие луч шие результаты, были награждены грамо тами. Проведенные по разнообразной програм ме состязания явились замечательной тиго- лой передачи передового опыта. Встреча воинов-связистов прошла в дружеской об становке и с большой пользой для се участников. А. ВИКТОРОВ. =— В блокнот агитатору РОСТ П РОИ ЗВОД СТ ВА ЭЛ Е К Т РО ЭН Е Р ГИ И Широко известна ленинская формула: «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Ленин рассматривал электрификацию как сино ним новейшей техники, как важнейший рычаг индустриализации и машинизации СССР . Именно на такой основе и разви вается народное хозяйство Советского Союза. Каждая новая пятилетка несет с собой колоссальное увеличение электри ческих мощностей. По пятому пятилетнему плану общая мощность электростанций возрастет при мерно вдвое, а гидроэлектростанций — даже втрое. У нас строятся крупнейшие в мире — Куйбышевская, Сталинград ская, Горьковская, Камская, Ангарская, Новосибирская, Каховская, Мингечаур- ская ГЭС. Идут полным ходом работы по созданию таких больших гидроэлектро станций, как Чебоксарская, Боткинская, Бухтарминская, Нарвская, Каунасская. Кроме них в СССР сооружается много других электростанций, в том числе ряд мощных теплоэлектроцентралей. Работает первая в мире электростанция на атом ной энергии. О том, как уже далеко вперед шаг нуло производство электрической энер гии, говорят следую щие факты. В 1954 году на электростан циях Советского Со юза выработано свы ше 145 миллиардов киловатт-часов элек троэнергии, что в три раза превышает вы работку электроэнер гии в 1940 году и более чем в семьде сят раз — производ ство электроэнергии в России в 1913 го ду. Только в прош лом году введено мощностей на элект ростанциях в два с половиной раза боль ше, чем было введе но за первые 10 лет по плану ГОЭЛРО . В настоящее время в стране сооружается более 40 гидроэлект ростанций, общая мощность которых в три раза превысит мощность всех гид ростанций на 1 ян варя 1954 года. Вступило в реша ющий период строи тельство Куйбышев ской гидроэлектро станции на Волге. В этом году будут введены в дейст-_____________ вие первые турбины. Гидроцентраль даст промышленный ток. Трудно переоценить значение Куйбышев ской ГЭС для народного хозяйства, осо бенно районов Центра и Поволжья. Ком плексный характер сооружений позволит значительно улучшить судоходство на Волге, создать необходимые условия для орошения и обводнения засушливых рай онов Поволжья, для электрификации же. лезнодорожного транспорта. Непосредст венным результатом пуска Куйбышев ской ГЭС в эксплуатацию будет эконо мия более пяти миллионов тонн угля в год. Созданы все условия, обеспечивающие пуск первых двух агрегатов Каховской ГЭС в 1955 году, т. е. на год раньше первоначально установленного срока. Д о срочный пуск Каховской гидроэлектро станции имеет большое государственное значение. Достаточно сказать, что ввод Каховской ГЭС в эксплуатацию на год раньше срока обеспечит стране дополни тельно в 1955— 1956 гг. почти полмилли- арда киловатт-часов электроэнергии. Это даст экономический эффект для народно го хозяйства в размере около двух мил лиардов рублей. Вблизи города Дубоссары, Молдавской ССР, строится первая на Днестре гидро электростанция. Она уже дает дешевую энергию заводам и фабрикам многих рай онов республики. Большими водными энергетическими ресурсами располагают реки Сибири и, в частности, Ангара. Она превосходит по г ' ъ Ы ' В Таджикистане, близ Ленинаба да, на реке Сыр-Дарье строится крупнейшая в Средней Азии Кай раккумская гидроэлектростанция. НА СНИМКЕ: в котловане Кай раккумской ГЭС. Укладка бетона в опоры бетоновозной эстакады. Фото Б. Зайцева. (Фотохроника ТАСС). запасам водной энергии Волгу, Каму, Дон и Днепр, вместе взятые. Строящая ся на Ангаре гидростанция по количест ву вырабатываемой энергии более чем вдвое превзойдет известную гидроэлект ростанцию на Днепре. Недавно завершено строительство Усть- Каменогорской гидроэлектростанции. Это — одна из первых крупных побед в ос воении энергетических запасов сибирских рек. На Волге сооружается гигантская фаб рика электричества — Сталинградская ГЭС. Установленная мощность ее — 1 миллион 700 тыс. киловатт. Эго боль ше мощности всех тридцати электростан ций, запроектированных в свое время по плану ГО ЭЛ РО на 10— 15 лет. Сталин градская ГЭС будет вырабатывать еже годно около 10 миллиардов киловатт-ча- сов электрической энергии. Для того, чтобы представить, какая мощь содержится в энергии Сталинград ской ГЭС, укажем, что одного киловатт- часа электроэнергии достаточно для того, чтобы добыть и доставить на-гора 75 ки- ______________лограммов угля, или изготовить 2 пары обуви, или соткать 10 метров хлопчатобу мажной ткани, или выпечь 88 килограм мов булочных изде лий. Для производ ства одной легковой автомашины тре буется 1.500 кило ватт-часов электро энергии, мощного трактора 5.000 кило ватт-часов. паровоза серии «ФД » — око ло 60.000 киловатт- часов. В сельском хо зяйстве электроэнер гия может выпол нять огромную ра боту, облегчить труд колхозников и под нять его производи тельность. Чтобы вспахать один гектар земли электротрак тором, нужно затра тить 40—45 кило ватт-часов, на элект ромолотьбу тонны зерна — 8 киловатт- часов, триеровку тон ны зерна — 0,5 ки ловатт-часа, на сто гометание — 1 кило- ватт-час на тон ну, на резку силоса — 1—2 киловатт-ча са на тонну, на электродойку — на одну голову скота в ______________ год 54 киловатт- часа, на стрижку 15 голов овец — I киловатт-час и т. д. Из этих цифр видно, какую огромную рабо ту будут производить 10 миллиардов ки ловатт-часов электроэнергии, ежегодно вырабатываемой Сталинградской ГЭС. В своем последнем труде, написанном в марте 1923 года и обращенном к пар тии и народу, Владимир Ильич подчер кивал исключительное значение развития нашей крупной индустрии, электрифика ции страны: «В этом и только в этом будет наша надежда. Только тогда мы в состоянии будем пересесть, выражаясь фигурально, с одной лошади на другую, именно, с лошади крестьянской, мужицкой, обнища лой, с лошади экономий, рассчитанных на разоренную крестьянскую страну, — на лошадь, которую ищет и не может не искать для себя пролетариат, на лошадь крупной машинной индустрии, электри фикации, Волховстроя и т. д... Вот о каких высоких задачах мечтаю! я...». Эту великую ленинскую мечту, выра-1 жавшую коренные интересы народа и его', горячие устремления в светлое будущее.и Коммунистическая партия претворила в жизнь. В своем творческом труде работники электрической промышленности не хотят довольствоваться тем, что у нас есть ог ромные успехи.по сравнению с прошлым, а исходят из новых задач, которые вы двигаются в ходе коммунистического строительства и сформулированы в реше ниях партии и правительства. В У М Е Л Ы Х Р У К А Х К борту корабля подошел буксир с емкостью, заполнен ной маслом. Погода стояла хо лодная. С моря дул сильный порывистый ветер. Старшина 1 статьи Кондратьев, выйдя на палубу, осмотрелся. Пред стояло принимать масло в рас ходные и запасные масляные систерны. Температура возду ха низкая, масло густое, и его придется носить ведрами. Это очень трудное дело. Оно от нимет немало времени. — Если вооружить ручную помпу, — рассуждал старши на, — то все равно понадо бится много рабочих рук. Как же быть?... А если подогреть масло прямо в емкости? Тогда вязкость будет меньше и мас ло можно будет легко и быст ро перекачать. Но где найти змеевики, что бы нагреть масло? Кондрать ев вспомнил, что в машинном отделении есть трубки. Найде но все, что нужно для реше ния задачи. Старшина тотчас же приступил к делу. Он сам изготовил змеевики из трубок и подвел к ним пар. Моряк взял трубки и свил в спира ли. Затем спирали соединил в одну общую. Один конец спи рали росчеканнл и надел на него гайку, на другой — за прессовал выточенную на то карном станке втулку с резь бой. Вскоре паровой рожок уже был соединен с емкостью. Кондратьев решил исполь зовать технику до конца. Чтобы не применять ручной труд, он приказал поставить Д о конца использовать возможность техники на верхнюю палубу электро- масляныи насос. Присоединив к нему приемный и нагрева тельные шланги, старшина подвел питание, и масло по текло из емкости прямо в си стерны. Труд был полностью механизирован. Потребовался всего один человек, чтобы на блюдать за работой техники. Теперь воины всегда поль зуются этим методом. Старшина 1 статьп Конд ратьев в совершенстве овла дел мастерством. До службы он работал токарем, и его счи тали в бригаде находчивым и смекалистым. Любовь к тех нике и любознательность еще более развились у Кондратье ва, когда он столкнулся с сложным и совершенным обо рудованием военного корабля. В эксплуатации материаль- пой части прочные знания и умение решают все. II стар шина упорно осваивает спе циальность, ищет новые при емы н методы ее обслужива ния. Воина часто можно ви деть у токарного станка. Всег да он что-то мастерит, приду мывает, решает. Однажды после очередного выхода в море, закрывая па ровой клапан, матрос сорвал резьбу. Необходимо было сроч но заменить втулку клапана. Корабль готовился к походу. Кондратьев приказал снять клапан. Из кронштейна выну ли втулку, по которой ходит шток. Но вот беда, в токарной мастерской нет резцов для тор цевидной резьбы. А время не ждет! Кондратьев решил сам сделать резец. Он взял сталь ную болванку и проточил ее на два миллиметра меньше диаметра внутреннего отвер стия втулки клапана. Затем моряк взял осколок сверла и на паждаке выпилил резец. После этого просверлил в сто ченной части оправки отзер- стие и в него поместил резец. Чтобы последний не вывалил ся, сделал отверстие в опоав- ке против резца и зажал его винтом. II вот Кондратьев пододви нул электролампу поближе (от напряжения у него уже порядком устали глаза), вклю чил самоход, и бронзовая стружка, сверкая витками, полилась из-под резца. Сроч ная работа была выполнена качественно. Установив втул ку в кронштейн клапана и поставив его на свое место, старшина облегченно вздох нул. Находчивость... Она пришла не сразу. Много потрудился воин, не один день провел он в мучительных размышлени ях о том, как лучше обслу живать технику, поступить в том пли ином случае. Сейчас неисправность не оказалась для него неожиданностью. Кондратьев подготовил себя к любым случайностям. Как-то в походе водопод- готовщпк, беря анализ кон денсата, обнаружил, что он на чинает засаливаться. Мопяк доложил об этом Кондратьеву. Неполадка могла привести к засолению котлов. Тогда вся установка вышла бы пз дей ствия. Командир застопорил ход и приказал устранить неис правность. Кондратьев с под чиненными, нолучпв разреше ние офицеэа, вскрыл лкикп главного конденсатора и сра зу обнаружил неполадку. По вкусу воды он определил, что из одной из трубок вытекает пресная вода. Ее заглушили, и механизмы стали работать хо рошо. Старшина при этом про явил высокое мастерство. Ко раблю была обеспечена возмож ность успешно выполнить учебную задачу. Кондратьев — классный специалист, отличник боевой и политической подготовки. За безупречную службу он неод нократно поощрялся. Любозна тельный и инициативный мо ряк изо дня в день ищет но вые методы и приемы боевого использования техники. Он умело обучает мастерству под чиненных. Старшина честно выполняет воинский долг перед Советской Родиной. Пы тливым и старательным дол жен быть каждый моряк. Г. МАКОВ, специалист, второго класса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz