На страже Заполярья. 1955 год. Май.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 18 мая 1955 г., N°. 116 (5268). Командир отделения старшина 2 статьи Федор Онипко старательно передает подчиненным свои знания и опыт в обслуживании боевой техники. Он настойчиво учит их то­ му, что необходимо в современном бою. НА СНИМКЕ : командир отделения торпедистов специа­ лист второго класса старшина 2 статьи Ф. Онипко (слева) проводит с подчиненными занятие по специальности. Фото И . Никишова. ПОХОДНЫЕ БУДНИ Над морем плывут рваные облака. Моросит мелкий дождь. Дует западный ветер. Огром­ ные волны то и дело обруши­ ваются на корабль. Налетел заряд. Условия наблюдения сиг­ нальщиков резко усложнились. Напрягая зрение, всматрива­ ются они в даль. У руля, сто­ ит специалист второго класса Волков. Он быстро выполняет приказания командира. Ко­ рабль идет заданным курсом. Отлично несли вахту мото­ ристы старший матрос Сугло- бов, матрос Ахмедзянов и другие. В машинном отделении душно. Но моряки, закален­ ные в многочисленных похо­ дах, уверенно управляют ме­ ханизмами, обеспечивая задан­ ный ход кораблю. Под утро ветер усилился. Море еще больше стало пе­ ниться. Волны все чаще ста­ ли захлестывать мостик, гу ­ лять по верхней палубе. — Товарищ командир, — донесся тревожный голос, — на баке па правому борту согнуло три стойки, сломало и смыло контролер!.. Пробоину вызвались заде­ лать старшина 2 статьи Лаврнков и матрос Калинни­ ков. Пробраться на бак было нелегко. Могло смыть волной за борт. Обвязавшись конца­ ми, взяв нужный инструмент, моряки стали пробираться на бак. На минуту волной отбро­ сило трудившихся у пробо­ ины воинов. Вскоре мужест­ венные моряки, промокшие до нитки, снова принялись за ра­ боту. И вот, наконец, пробои­ на заделана. При подходе в базу на юте выстроились моряки. Коман­ дир поблагодарил их за образ­ цовую службу. — Служим Советскому Союзу! — дружно, в один голос ответили отважные воины. Матрос Ю. ГОМАН. Дана в в о д н а я Учить старшин и сержантов мастерству воспитания подчинённых Старшины и сержанты — активные помощники офицеров в обучении и вос­ питании подчиненных. В подразделениях и частях, где они умело выполняют свои обязанности, выше боевая готовность, тверже уставной порядок и железная воинская дисциплина. Старшины и сержанты должны обла­ дать методическими навыками, проявлять самостоятельность и творческую инициа­ тиву в решении любых задач. С ними нужно постоянно вести кропотливую ра­ боту. помогать им расширять военные знания и навыки по обучению и воспи­ танию подчиненных. Старший лейтенант Моторин много внимания уделяет работе с сержантами. Офицер регулярно проводит с ними ин­ структорско-методические занятия и со­ вещания, оказывает им систематически помощь. На инструкторско-методических заня­ тиях Моторин отрабатывает с сержантами навыки в использовании современной тех­ ники и оружия, учит мастерству воспита­ ния подчиненных. Например, на занятии по приемам и правилам стрельбы командир обращает внимание на то, чтобы сержанты воспи­ тывали у матросов любовь к своему ору­ жию, веру в его силу и превосходство над оружием армий капиталистических стран. — Скоро у вас будут занятия о пра­ вилах стрельбы по движущимся целям, — предупреждает офпцер подчиненных. — Не забудьте обратить внимание ма­ тросов на то, что здесь важно выбрагь момент открытия огня. Цель подошла к местному предмету, до которого точно оп­ ределено расстояние и выбран прицел, точка наводки или цель на какой-то ко­ роткий миг остановилась, и его нужно ис­ пользовать, чтобы поразить цель. Поэтому у. подчиненных оружие должно быть всегда в боевой готовности, исправное и чистое. Командир на ярких примерах показал сержантам силу советского оружия, при­ вел факты умелого использования его в боях. Офицер привел тактико-техниче­ ские данные пулеметов, стоящих на во­ оружении капиталистических армий, и предложил младшему сержанту Бабенко рассказать о боевых свойствах нашего пулемета. П всем стало ясно, что наше оружие — лучшее в мире. — Будете проводить занятия или бесе­ довать с матросами, — напомнил офицер, — используйте эти цифры. Позднее, проверяя ход учебы подчинен­ ных, старший лейтенант убедился, что сержанты учли его советы. На занятиях с сержантами по такти­ ческой подготовке Моторин учит коман­ диров отделений методически правильно проводить занятия. — В поле во время тактической подго­ товки, — говорит старший лейтенант Моторин, — нужпо не только показывать подчиненным, как правильно действовать, но и воспитывать у них мужество, стой­ кость, выносливость. Необходимо созда­ вать обстановку, которая способствовала бы выработке у личного состава высоких морально-боевых качеств. Например, на занятии по теме: «Стрел­ ковое отделение в наступательном бою» сержант должен сделать так, чтобы «про­ тивник» превосходил вас по своим силам, а его огневые точки располагались в та­ ких местах, что уничтожить их можно только, проявив находчивость и инициа­ тиву. напрягая все моральные и физи­ ческие силы. Сержанты правильно поняли офицера. Один из лучших командиров отдалений младший сержант Ечин на каждом заня­ тии в поле вырабатывает у подчиненных качества, необходимые советскому воину. Недавно на учении матросы его отделе­ ния проявили высокую выучку, стрем­ ление достигнуть победы в любых усло­ виях. Здесь с особой силой сказалась воспитательная работа младшего сержан­ та. Офицер Моторин умело проводит сове­ щания сержантов. На одном из них он разобрал вопрос о практическом вы­ полнении своих обязанностей командира­ ми отделений, указал, что прежде все­ го следует обратить внимание на изуче­ ние личного состава. Надо знать биогра­ фии воинов, их положительные и отри­ цательные стороны в службе и в быту. Необходимо помнить, кто в отделении лучше всех стреляет, быстрее всех бегает, дальше всех видит, метко и далеко броса­ ет гранаты и т . д. Все это познается в индивидуальных беседах с подчиненными, из рассказов то­ варищей, наблюдений за матросами на за­ нятиях. Зачастую неопытные сержанты инди­ видуальные беседы проводят только с те­ мп, кто совершил какой-нибудь просту­ пок. Несомненно, следует разобраться, почему подчиненный нарушил дисцип­ лину, выяснить, как ои намерен вести себя в дальнейшем. Но нельзя забывать и о других матросах. Недостаточно фик­ сировать факты, необходимо предуп­ реждать нарушения. Командир должен уметь поговорить так, чтобы беседа оста­ вила след, нацелила воина на безупреч­ ную службу. А получается не всегда так. Матрос недобросовестно выполнил требование ус­ тава. Сержант вызывает его и начинает беседовать в таком стиле: — Вы знаете, что нарушили дисцип­ лину? — Знаю. — Почему допускаете это? — Как-то случайно все получилось. — Признаете вину? — Да, признаю. — А впредь будете нарушать порядок? — Нет, больше не буду. Ясно, что от такого разговора проку ма­ ло. Командир должен подготовиться к бе­ седе, вспомнить все, что знает о матросе, его положительные качества и недостат­ ки, семейное положение. Рекомендуется продумать, на какую тему стоит погово­ рить, если необходимо, взять с собой литературу и уставы, наглядно подкре­ пить свои требования и доводы, напом­ нить уставные положения или обязанно­ сти. Очень хорошо, если удастся подобрать поучительные примеры из жизни подраз­ деления. Необходимо проанализировать допущен­ ные матросом недостатки и посовеговать, что нужно сделать для устранения их. Вместе с тем полезно указать на положи­ тельные стороны и качества подчиненно­ го. Например, матрос хорошо стреляет. Но он не всегда по-хозяйски ухаживает за оружием. Такому воину необходимо раз’- яснить, что из-за этого в бою он может не выполнить боевую задачу. Нередко после такой беседы командиры забывают о матросе, рассчитывая, что те­ перь он будет служить безукоризненно. К сожалению, это бывает не всегда так. Разговор даст свои результаты, если сер­ жант еще более усилит контроль за служ­ бой подчиненного. Офицер Моторин глубоко вникает в работу сержантов. Он часто присутству­ ет на их беседах с матросами, а потом делает свои замечания и поправляет командиров отделений. Старший лейтенант знал, что млад­ ший сержант Бондарев беседовал с моло­ дым матросом Ивановым. Он посоветовал новичку настойчиво учиться, стать от­ личником боевой и политической подго­ товки. Но, что нужно для этого, командир -отделения не сказал. Вскоре Иванов •столкнулся с рядом препятствий. Оказа­ лось, не так-то просто стать отличником. Офицер пригласил к себе Бондарева и спросил: «Ну как, можно рассчитывать, что Иванов будет отлично служить?». Младший сержант ничего не мог отве­ тить. Матрос после беседы служил по- прежнему, не выделяясь среди других. Моторин напомнил Бондареву о беседе и указал, что она страдала недостатка­ ми. Во-первых, командир не дал подчи­ ненному практических советов, по су­ ществу только пожелал ему стать отлич­ ником. Во-вторых, после беседы не уси­ лил контроль за учебой Иванова, не зани­ мался с ним индивидуально. Напомнил командир и о том, что в отделении слу­ жит старший матрос Прощенко, который также мог бы помочь Иванову личным примером и участием, и что надо посо­ ветовать Иванову присматриваться к старшему товарищу, а тому — переда­ вать новичку свой опыт. Бондарев понял свою ошибку. Теперь он успешно работает над тем, чтобы ис­ править промах. Нередко Моторин сам беседует с матро­ сами, при этом приглашает командира отделения. Как-то сержант Кулик доло­ жил офицеру, что матрос Новиченко уже не один раз нарушил воинскую дисцип­ лину. Он неоднократно беседовал с под­ чиненным, наказал его. Но ппчто не по­ могает. Офицер внимательно выслушал сер­ жанта и решил разобраться, в чем при­ чина того, что Новиченко нарушает устав­ ной порядок. Т у т же состоялась беседа. На нее Моторин пригласил командира отделе­ ния и помощника командира взвода. Старший лейтенант подробно ознако­ мился с жизнью Новиченко до прихода на флот. Оказалось, что он и прежде не являл примера в поведении. Командир напомнил об этом матросу. Затем он рас­ сказал воину о великой чести служить в Советских Вооруженных Силах, привел много примеров о славных делах старших товарищей, совершивших немало героиче­ ских поступков. В пример Новиченко командир поста­ вил и службу таких же, как он, моло­ дых матросов Смышляева и Новикова. Офпцер указал на недопустимость в дальнейшем халатно относиться к своему делу, дал практические советы, как ис­ править положение. А когда матрос ушел, офицер велел сержанту усилить контроль за воином и посоветовал, как лучше воз­ действовать на него. В частности, он предложил провести ряд мероприятий, для участия в которых привлечь старших то­ варищей, чтобы они тоже занялись воспи­ танием этого и других молодых воинов. — У вас есть комсомольцы, отличники боевой и политической подготовки. Сде­ лайте их своей опорой в работе. Запомни­ те, что одному вам управиться будет трудно, — сказал офпцер. В результате повседневной работы с сержантами в подразделении повысились организованность и дисциплина, уровень боевой и политической подготовки. На по­ следних стрельбах подчиненные офицера Моторина получили отличную оценку. Однако используются еще не все фор­ мы обучения и воспитания командиров отделений. Упущен такой действенный ме­ тод работы с сержантами, как обмен опытом, пропаганда передовых мето­ дов. А условия для этого есть. В подразделении немало командиров отделе­ ний, которые имеют большие навыки вос­ питания матросов и могли бы поделиться с молодыми сержантами. Очень редко встретишь, чтобы на со­ вещании сержантов, в радиогазете или стенной печати пропагандировалась прак­ тика передовых командиров. Этих людей только упоминают. Необходимо также регулярно проводить обмен опытом между офицерами. Коммунистическая партия учит нас постоянно заботиться о росте кадров, повышать их деловые и политические качества. Партийная и комсомольская организации подразделения не должны оставаться в стороне от этой важной ра­ боты. Старший лейтенант П. АЛБЫЧЕВ. По кораблю звучит сигнал о начале тре­ нировок на боевых постах. Один за другим в машинное отделение спускаются моряки. Старшина отдает приказание принять вах­ ту . Вскоре следуют короткие доклады о го­ товности механизмов к бою. На вахту у конденсатного насоса засту­ пил отличник боевой и политической под­ готовки, специалист первого класса стар­ ший матрос Серенко. Бдительно следит мо­ ряк за приборами, за температурой под-, шипников насоса. «Нужно *ыть особенно бдительным, ибо поход проходит в штормовых условиях и часто меняются хода», — думает воин. Поступает вводная: «От сильного взры­ ва вблизи корабля сбросил конденсатный насос». ■Серенко быстро выполняет вводную. Ре­ зервный насос стоит у него наготове, про­ гретым, воин четко и уверенно запускает его. Проходит всего несколько секунд, и короткий доклад о выполнении вводной. Не сразу пришло к старшему матросу Серенко боевое мастерство, умение в лю­ бой момент бороться за живучесть заведы- вания. Были на первых порах и неудачи, но важно, что моряк не пал дурм , прило­ жил все усилия для овладения мастерст­ вом. Упорным и настойчивым трудом доби­ вался он знаний. Большую помощь в этом деле оказал ему коммунист Мироненко и другие опытные специалисты подразделе­ ния. Настойчивые тренировки на боевом посту, непосредственно у механизмов поз­ волили моряку приобрести необходимые практические навыки. Корабль идет все дальше и дальше. Тре­ нировки продолжаются. Слипаются глаза, хочется спать, но моряки настойчиво учат­ ся, используя каждый час пребывания ко­ рабля в море для повышения боевого мас­ терства. «Пал вакуум в главном холодильнике, найти причину и устранить», — посту­ пает вводная. Ее умело решает матрос Епишев. «От попадания снаряда затапливает по­ мещение воздушных баллонов», — дает вводную старшина. Воины моментально разбегаются по мес­ там. Быстро ставится щит, вооружается подпора, и вот дружные удары кувалд загоняют под брус клинья, укрепляя его. Старшина смотрит на часы. Норматив пере­ крыт. Особенно хорошо действовали стар­ шина 2 статьи Чирков, матросы Пилепен- ко и Толстиков. Все вводные, которые поступали на по­ сты, они решали быстро и умело. Поход показал возросшее боевое мастер­ ство личного состава. Матрос А. ПОПОВ. Боевая учёба радиометристов Классный специалист старшина 2 статьи Лавриненко коман­ дует отделением радиометристов. Свой богатый опыт он усердно передает подчиненным. ...Корабль находился в море. Видимость плохая. У действующей аппаратуры вахту несет молодой матрос Нарбу- тов. Вот на экране промелькнула черточка-цель. Матрос быст­ ро докладывает об этом командиру. Идут тренировки на боевых постах. Поступает вводная. Ма­ трос Нарбутов быстро находит и устраняет неисправность. Его движения уверенны, четки. «Нет развертки. Ваши дейст­ вия?», — раздается новая вводная. Матрос припоминает схему и вскоре находит неисправность. Вскоре он докладывает тов. Лавриненко: — ^Неисправность устранена, аппаратура работает... Действиями подчиненного старшина остался доволен. Клас­ сный специалист Лавриненко тщательно готовится к занятиям, внимательно продумывает материал, повторяет схемы. С непо­ нятными вопросами он часто обращается к офицерам. За достигнутые успехи в службе старшина 2 статьи Лав­ риненко об’явлен отличником боевой и политической подготов­ ки. Он имеет много поощрений от командования и награжден ценным подарком. Матрос К. ТУМАНОВ. Состязания армейских и флотских связистов На днях состоялось дружеское состяза­ ние армейских и флотских радистов и те­ леграфистов. Соревнования вызвали боль­ шой интерес у личного состава. В итоге напряженной борьбы первое ме­ сто у телеграфистов заняла команда флот­ ских связистов в составе старшин 1 ста­ тьи Приходько и Медведева, старшины 2 статьи Семенова, старших матросов Че- кулаева, Васильева, Сапега, Пэнте. Лич­ ное первенство завоевал ефрейтор Зелен­ цов. .V радистов в парном обмене первое ме­ сто заняли армейцы рядовые Елисеев и Мателайнен. По приему на слух высокое мастерство продемонстрировал один из лучших флотских радистов старшина 2 статьи Лазарев. Ему было единодушно присуждено первое место по этому виду состязаний. Команды и участники, показавшие луч­ шие результаты, были награждены грамо­ тами. Проведенные по разнообразной програм­ ме состязания явились замечательной тиго- лой передачи передового опыта. Встреча воинов-связистов прошла в дружеской об­ становке и с большой пользой для се участников. А. ВИКТОРОВ. =— В блокнот агитатору РОСТ П РОИ ЗВОД СТ ВА ЭЛ Е К Т РО ЭН Е Р ГИ И Широко известна ленинская формула: «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Ленин рассматривал электрификацию как сино­ ним новейшей техники, как важнейший рычаг индустриализации и машинизации СССР . Именно на такой основе и разви­ вается народное хозяйство Советского Союза. Каждая новая пятилетка несет с собой колоссальное увеличение электри­ ческих мощностей. По пятому пятилетнему плану общая мощность электростанций возрастет при­ мерно вдвое, а гидроэлектростанций — даже втрое. У нас строятся крупнейшие в мире — Куйбышевская, Сталинград­ ская, Горьковская, Камская, Ангарская, Новосибирская, Каховская, Мингечаур- ская ГЭС. Идут полным ходом работы по созданию таких больших гидроэлектро­ станций, как Чебоксарская, Боткинская, Бухтарминская, Нарвская, Каунасская. Кроме них в СССР сооружается много других электростанций, в том числе ряд мощных теплоэлектроцентралей. Работает первая в мире электростанция на атом­ ной энергии. О том, как уже далеко вперед шаг­ нуло производство электрической энер­ гии, говорят следую­ щие факты. В 1954 году на электростан­ циях Советского Со­ юза выработано свы­ ше 145 миллиардов киловатт-часов элек­ троэнергии, что в три раза превышает вы­ работку электроэнер­ гии в 1940 году и более чем в семьде­ сят раз — производ­ ство электроэнергии в России в 1913 го­ ду. Только в прош­ лом году введено мощностей на элект­ ростанциях в два с половиной раза боль­ ше, чем было введе­ но за первые 10 лет по плану ГОЭЛРО . В настоящее время в стране сооружается более 40 гидроэлект­ ростанций, общая мощность которых в три раза превысит мощность всех гид­ ростанций на 1 ян­ варя 1954 года. Вступило в реша­ ющий период строи­ тельство Куйбышев­ ской гидроэлектро­ станции на Волге. В этом году будут введены в дейст-_____________ вие первые турбины. Гидроцентраль даст промышленный ток. Трудно переоценить значение Куйбышев­ ской ГЭС для народного хозяйства, осо­ бенно районов Центра и Поволжья. Ком­ плексный характер сооружений позволит значительно улучшить судоходство на Волге, создать необходимые условия для орошения и обводнения засушливых рай­ онов Поволжья, для электрификации же. лезнодорожного транспорта. Непосредст­ венным результатом пуска Куйбышев­ ской ГЭС в эксплуатацию будет эконо­ мия более пяти миллионов тонн угля в год. Созданы все условия, обеспечивающие пуск первых двух агрегатов Каховской ГЭС в 1955 году, т. е. на год раньше первоначально установленного срока. Д о­ срочный пуск Каховской гидроэлектро­ станции имеет большое государственное значение. Достаточно сказать, что ввод Каховской ГЭС в эксплуатацию на год раньше срока обеспечит стране дополни­ тельно в 1955— 1956 гг. почти полмилли- арда киловатт-часов электроэнергии. Это даст экономический эффект для народно­ го хозяйства в размере около двух мил­ лиардов рублей. Вблизи города Дубоссары, Молдавской ССР, строится первая на Днестре гидро­ электростанция. Она уже дает дешевую энергию заводам и фабрикам многих рай­ онов республики. Большими водными энергетическими ресурсами располагают реки Сибири и, в частности, Ангара. Она превосходит по г ' ъ Ы ' В Таджикистане, близ Ленинаба­ да, на реке Сыр-Дарье строится крупнейшая в Средней Азии Кай­ раккумская гидроэлектростанция. НА СНИМКЕ: в котловане Кай­ раккумской ГЭС. Укладка бетона в опоры бетоновозной эстакады. Фото Б. Зайцева. (Фотохроника ТАСС). запасам водной энергии Волгу, Каму, Дон и Днепр, вместе взятые. Строящая­ ся на Ангаре гидростанция по количест­ ву вырабатываемой энергии более чем вдвое превзойдет известную гидроэлект­ ростанцию на Днепре. Недавно завершено строительство Усть- Каменогорской гидроэлектростанции. Это — одна из первых крупных побед в ос­ воении энергетических запасов сибирских рек. На Волге сооружается гигантская фаб­ рика электричества — Сталинградская ГЭС. Установленная мощность ее — 1 миллион 700 тыс. киловатт. Эго боль­ ше мощности всех тридцати электростан­ ций, запроектированных в свое время по плану ГО ЭЛ РО на 10— 15 лет. Сталин­ градская ГЭС будет вырабатывать еже­ годно около 10 миллиардов киловатт-ча- сов электрической энергии. Для того, чтобы представить, какая мощь содержится в энергии Сталинград­ ской ГЭС, укажем, что одного киловатт- часа электроэнергии достаточно для того, чтобы добыть и доставить на-гора 75 ки- ______________лограммов угля, или изготовить 2 пары обуви, или соткать 10 метров хлопчатобу­ мажной ткани, или выпечь 88 килограм­ мов булочных изде­ лий. Для производ­ ства одной легковой автомашины тре­ буется 1.500 кило­ ватт-часов электро­ энергии, мощного трактора 5.000 кило­ ватт-часов. паровоза серии «ФД » — око­ ло 60.000 киловатт- часов. В сельском хо­ зяйстве электроэнер­ гия может выпол­ нять огромную ра ­ боту, облегчить труд колхозников и под­ нять его производи­ тельность. Чтобы вспахать один гектар земли электротрак­ тором, нужно затра­ тить 40—45 кило­ ватт-часов, на элект­ ромолотьбу тонны зерна — 8 киловатт- часов, триеровку тон­ ны зерна — 0,5 ки­ ловатт-часа, на сто­ гометание — 1 кило- ватт-час на тон­ ну, на резку силоса — 1—2 киловатт-ча­ са на тонну, на электродойку — на одну голову скота в ______________ год 54 киловатт- часа, на стрижку 15 голов овец — I киловатт-час и т. д. Из этих цифр видно, какую огромную рабо­ ту будут производить 10 миллиардов ки­ ловатт-часов электроэнергии, ежегодно вырабатываемой Сталинградской ГЭС. В своем последнем труде, написанном в марте 1923 года и обращенном к пар­ тии и народу, Владимир Ильич подчер­ кивал исключительное значение развития нашей крупной индустрии, электрифика­ ции страны: «В этом и только в этом будет наша надежда. Только тогда мы в состоянии будем пересесть, выражаясь фигурально, с одной лошади на другую, именно, с лошади крестьянской, мужицкой, обнища­ лой, с лошади экономий, рассчитанных на разоренную крестьянскую страну, — на лошадь, которую ищет и не может не искать для себя пролетариат, на лошадь крупной машинной индустрии, электри­ фикации, Волховстроя и т. д... Вот о каких высоких задачах мечтаю! я...». Эту великую ленинскую мечту, выра-1 жавшую коренные интересы народа и его', горячие устремления в светлое будущее.и Коммунистическая партия претворила в жизнь. В своем творческом труде работники электрической промышленности не хотят довольствоваться тем, что у нас есть ог­ ромные успехи.по сравнению с прошлым, а исходят из новых задач, которые вы­ двигаются в ходе коммунистического строительства и сформулированы в реше­ ниях партии и правительства. В У М Е Л Ы Х Р У К А Х К борту корабля подошел буксир с емкостью, заполнен­ ной маслом. Погода стояла хо­ лодная. С моря дул сильный порывистый ветер. Старшина 1 статьи Кондратьев, выйдя на палубу, осмотрелся. Пред­ стояло принимать масло в рас­ ходные и запасные масляные систерны. Температура возду­ ха низкая, масло густое, и его придется носить ведрами. Это очень трудное дело. Оно от­ нимет немало времени. — Если вооружить ручную помпу, — рассуждал старши­ на, — то все равно понадо­ бится много рабочих рук. Как же быть?... А если подогреть масло прямо в емкости? Тогда вязкость будет меньше и мас­ ло можно будет легко и быст­ ро перекачать. Но где найти змеевики, что­ бы нагреть масло? Кондрать­ ев вспомнил, что в машинном отделении есть трубки. Найде­ но все, что нужно для реше­ ния задачи. Старшина тотчас же приступил к делу. Он сам изготовил змеевики из трубок и подвел к ним пар. Моряк взял трубки и свил в спира­ ли. Затем спирали соединил в одну общую. Один конец спи­ рали росчеканнл и надел на него гайку, на другой — за­ прессовал выточенную на то­ карном станке втулку с резь­ бой. Вскоре паровой рожок уже был соединен с емкостью. Кондратьев решил исполь­ зовать технику до конца. Чтобы не применять ручной труд, он приказал поставить Д о конца использовать возможность техники на верхнюю палубу электро- масляныи насос. Присоединив к нему приемный и нагрева­ тельные шланги, старшина подвел питание, и масло по­ текло из емкости прямо в си­ стерны. Труд был полностью механизирован. Потребовался всего один человек, чтобы на­ блюдать за работой техники. Теперь воины всегда поль­ зуются этим методом. Старшина 1 статьп Конд­ ратьев в совершенстве овла­ дел мастерством. До службы он работал токарем, и его счи­ тали в бригаде находчивым и смекалистым. Любовь к тех­ нике и любознательность еще более развились у Кондратье­ ва, когда он столкнулся с сложным и совершенным обо­ рудованием военного корабля. В эксплуатации материаль- пой части прочные знания и умение решают все. II стар­ шина упорно осваивает спе­ циальность, ищет новые при­ емы н методы ее обслужива­ ния. Воина часто можно ви­ деть у токарного станка. Всег­ да он что-то мастерит, приду­ мывает, решает. Однажды после очередного выхода в море, закрывая па­ ровой клапан, матрос сорвал резьбу. Необходимо было сроч­ но заменить втулку клапана. Корабль готовился к походу. Кондратьев приказал снять клапан. Из кронштейна выну­ ли втулку, по которой ходит шток. Но вот беда, в токарной мастерской нет резцов для тор­ цевидной резьбы. А время не ждет! Кондратьев решил сам сделать резец. Он взял сталь­ ную болванку и проточил ее на два миллиметра меньше диаметра внутреннего отвер­ стия втулки клапана. Затем моряк взял осколок сверла и на паждаке выпилил резец. После этого просверлил в сто­ ченной части оправки отзер- стие и в него поместил резец. Чтобы последний не вывалил­ ся, сделал отверстие в опоав- ке против резца и зажал его винтом. II вот Кондратьев пододви­ нул электролампу поближе (от напряжения у него уже порядком устали глаза), вклю­ чил самоход, и бронзовая стружка, сверкая витками, полилась из-под резца. Сроч­ ная работа была выполнена качественно. Установив втул­ ку в кронштейн клапана и поставив его на свое место, старшина облегченно вздох­ нул. Находчивость... Она пришла не сразу. Много потрудился воин, не один день провел он в мучительных размышлени­ ях о том, как лучше обслу­ живать технику, поступить в том пли ином случае. Сейчас неисправность не оказалась для него неожиданностью. Кондратьев подготовил себя к любым случайностям. Как-то в походе водопод- готовщпк, беря анализ кон­ денсата, обнаружил, что он на­ чинает засаливаться. Мопяк доложил об этом Кондратьеву. Неполадка могла привести к засолению котлов. Тогда вся установка вышла бы пз дей­ ствия. Командир застопорил ход и приказал устранить неис­ правность. Кондратьев с под­ чиненными, нолучпв разреше­ ние офицеэа, вскрыл лкикп главного конденсатора и сра­ зу обнаружил неполадку. По вкусу воды он определил, что из одной из трубок вытекает пресная вода. Ее заглушили, и механизмы стали работать хо­ рошо. Старшина при этом про­ явил высокое мастерство. Ко­ раблю была обеспечена возмож­ ность успешно выполнить учебную задачу. Кондратьев — классный специалист, отличник боевой и политической подготовки. За безупречную службу он неод­ нократно поощрялся. Любозна­ тельный и инициативный мо­ ряк изо дня в день ищет но­ вые методы и приемы боевого использования техники. Он умело обучает мастерству под­ чиненных. Старшина честно выполняет воинский долг перед Советской Родиной. Пы­ тливым и старательным дол­ жен быть каждый моряк. Г. МАКОВ, специалист, второго класса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz