На страже Заполярья. 1955 год. Май.

* 15 мая 1955 г., № 114 (5266). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я П А Р 7 И Й Н А Я Ж_И_3_Н_Ь Теснее укреплять связь с массами Авторитет партийного бюро и секретаря зависит от их умения опираться на ши­ рокие массы, использовать их инициати­ ву, развивать активность. Каждый партий­ ный руководитель должен сознавать всю свою ответственность перед избравшими его коммунистами, постоянно общаться с ними, внимательно прислушиваться к их голосу. Только те руководители пользуются доверием масс, которые уважают мнение и предложения коллектива, мужественно выслушивают критику, идущую снизу, оперативно устраняют ошибки и недостат­ ки, на которые указывают им коммунисты и беспартийные. Бюро в состоянии опереться на опыт и мудрость коммунистов и беспартийных, работать в тесной связи и взаимодействии с ними только тогда, когда оно дейстзу- ет, как хорошо слаженный коллектив, где нет пассивных наблюдателей, а каждый решает свои задачи творчески, чувствует ответственность не только за порученный ему участок, но и за деятельность всей организации. В этом отношении заслуживает внима­ ния опыт работы бюро парторганизации Н-ского подразделения. Здесь все члены бюро живо участвуют в разработке пар­ тийных мероприятий, совместно решают вопросы деятельности своей организации. Но выработать решение — это лишь на­ чало дела. Нужно еще организовать вы­ полнение намеченных мероприятий. Чле­ ны бюро, о котором идет речь, так и по­ ступают. Они направляют свое внимание на основные, решающие участки партий­ ной работы. Такими участками являются, в первую очередь, идейное воспитание чле­ нов и кандидатов партии, борьба за пере­ довую роль коммунистов в учебе и служ­ бе, помощь командиру в решении задач боевой подготовки. Эти вопросы обсуждаются на заседани­ ях бюро и партийных собраниях. Запросы личного состава изучаются в повседневной жизни. На основании этого партийное бюро проводит актуальные мероприятия. Так, в помощь коммунистам, изучающим марксистско-ленинскую теорию, прочита­ ны лекции и доклады, проведены консуль­ тации, теоретические собеседования. Те­ оретические собеседования посвящались темам: «50 лет первой русской револю­ ции», «Борьба за создание социал-демок­ ратической рабочей партии в России», «Решения январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР». Для личного состава проведен ряд бесед о решениях январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР, о боевых традициях части. Беседуя с вои­ нами о боевых традициях части, член бю­ ро Гребнев подробно рассказал о подвигах североморских авиаторов в годы Великой Отечественной войны. К 85-летию со дня рождения В . И. Ленина в подразделении была оформлена наглядная агитация, про­ водились беседы. Содержательную беседу на тему: «В . И. Ленин о защите социали­ стического Отечества» провел коммунист Седов. Все эти мероприятия отвечали запросам коммунистов и беспартийных и были встречены с большим интересом. Секретарь партбюро, строго соблюдая принципы коллективного руководства, на каждом собрании докладывал о качест­ ве этих мероприятии, о выполнении при­ нятых решений. Он внимательно относил­ ся к работе членов бюро, давая тому или иному активисту поручение, подробно раз'яснял, как нужно организовать его выполнение. Секретарь регулярно прово­ дил заседания бюро, где анализировалась работа, проделанная активистами. Острой критике подвергались те, кто недостаточ­ но инициативно выполнял задания, допу­ скал ошибки. Работая коллективно, укрепляя связи с массами, бюро конкретно помогает коман­ диру в решении задач боевой подготовки. Одним из мероприятий, поднявшим актив­ ность коммунистов в службе, учебе и об­ щественной работе, явилось собрание с вопросом о примерности членов и кандида­ тов партии в боевой и политической под­ готовке. Активисты помогли докладчику в подборе материала, побеседовали с отдель­ ными коммунистами о важности этого мероприятия. Собрание прошло на высо­ ком идейном уровне, мобилизовало комму­ нистов на повышение их ведущей роли в боевой и политической подготовке. Выполняя принятое на собрании реше­ ние, члены бюро проделали большую рабо­ ту . Так, тов. Кочетков активно участво­ вал в собеседовании по обмену опытом полетов в сложных условиях, а тов. Жу­ ков провел с техническим составом со­ беседование на тему: «Мой опыт работы ио обслуживанию материальной^ части», где выступили отличники боевой и поли­ тической подготовки. При активном участии члена бюро тов. Жукова была оформлена наглядная агита­ ция на стоянке самолетов, изготовлены учебные схемы и плакаты. С летным со­ ставом проведены беседы на темы: «Осо­ бенности ориентировки при полетах в сложных метеорологических условиях За­ полярья», «Техника пилотирования ночыо в сложных условиях» и другие. С техни­ ческим составом член бюро тов. Комаров провел беседу «Отличная подготовка ма­ териальной части к полету — залог ус­ пешного выполнения задания в воздухе». В дни полетов партийное бюро организу­ ет широкую пропаганду отличившихся, рассказывая о них в боевых листках и беседах, посвящая им наглядную агита­ цию. Партийное бюро оперативно реагирует на недостатки в работе отдельных комму­ нистов. Так, оно своевременно указало т т . Жорову и Алиеву на недостатки в бое­ вой подготовке, помогло устранить их. Этих товарищей пригласили на заседание бюро, где побеседовали с ними об ответст­ венности за порученное дело, о партий­ ном долге. Таким образом, выполняя решение соб­ рания, члены бюро и все коммунисты усилили свое влияние на личный состав, мобилизовали воинов на достижение более высоких показателей в боевой и политиче­ ской подготовке. В подразделении много отличных авиаторов. И в этом немалая заслуга бюро. Большие и ответственные задачи, сто­ ящие перед подразделением, требуют дальнейшего улучшения всей работы пар­ тийной организации. Сделать это можно прп условии, если бюро будет и впредь соблюдать принципы коллективного руко­ водства и нормы партийной жизни, тес­ нее укреплять свои связи с коммунистами и со всем личным составом. Офицер А. ПОЛУШИН. О приёме членских взносов Уплата членских взносов есть элемен­ тарная обязанность каждого члена и кан­ дидата партии. По тому, как коммунист выполняет эту простую, строго организа­ ционную обязанность, можно судить о его дисциплинированности, о его связи с пар­ тией. Михаил Иванович Калинин говорил, что тот, кто думает о партии, для того внесение партийных взносов — удоволь­ ствие, потому что этим он как бы уста­ навливает материальную связь с партией, как бы к ней прикасается. Все коммунисты нашего флота, за ис­ ключением единиц, платят членские взно­ сы аккуратно, в установленные сроки, с учетом всего своего заработка. Конечно, бывает и так, что тот или иной товарищ, по не зависящим от него обстоятельствам, допускает задолженность. Но такие случаи имеют уважительные причины: болезнь, внезапный от’езд из части и т . п. Другие причины несвоевременной уплаты взносов считаются неуважительными. Многое зависит от секретарей и бюро партийных организаций. Они обязаны обеспечить своевременный прием членских взносов от каждого коммуниста. К сожа­ лению, еще встречаются отдельные руко­ водители, которые не придают серьезного значения этому вопросу. Так, в одной из партийных организаций стало обычным явлением, когда от коммунистов, выбы­ вающих в очередной отпуск или в командировку, членские взносы принима­ ются на месяц позже, чем положено. И мотивируется это тем, что, мол, отчетный месяц задолженностью не считается. Рас­ суждая так, секретарь совершенно забы­ вает Инструкцию ЦК КПСС, в которой оп­ ределенно сказано, что каждый член или кандидат партии ежемесячно лично вносит членские взпосы в партийную организа­ цию, на учете в которой он состоит. Итогом такой «забывчивости» явилось то, что коммунисты Рыгалин, Соколов, Ткаченко в 1954 году допускали задол­ женность в уплате членских взносов. В этой партийной организации есть и другие недостатки с уплатой и приемом членских взносов. В результате слабой раз’яснительной работы, проводимой с коммунистами, тов. Тюпко при подсчете суммы своей зарплаты не учитывал раз­ ницу в окладе по временно занимаемой им должности, а тов. Шугаев — про­ центную надбавку. Были здесь и такие недопустимые случаи, когда поручалось вносить деньги в партийную кассу дру­ гому коммунисту. Наличие серьезных упущений во вну­ трипартийной жизни не навело членов бю­ ро на мысль о том, что они пустили на самотек один из важных участков своей работы. Не принял должных мер, не ис­ правил их ошибку и политотдел. Наведение и поддержание порядка в приеме членских взносов — дело всех ком­ мунистов. Поэтому они должны знать, как правильно оформляется прием денежных средств в партийную кассу, с каких сумм взимаются членские взносы, каковы при этом обязанности бюро (секретаря) и т. д. Размер членских партийных взносов определен Уставом КПСС. Порядок их приема и отчетности ио ним подробно раз’ясняется в Инструкции ЦК КПСС. Членские взносы уплачиваются с общей суммы заработка, к которому относятся: основная зарплата, дополнительный за­ работок и различного вида постоянные надбавки к зарплате, в том числе надбав­ ки за особые условия работы, введенные для некоторых специальностей. При под­ счете зарплаты не следует округлять ее сумму в ту или другую сторону. Данные, записываемые в ведомость и в партийный документ, должны совпадать. Все графы в партдокументе и в ведомости должны заполняться чисто и аккуратно. Секре­ тарь обязан периодически проверять пра­ вильность уплаты членских взносов и ежеквартально ставить на заседании бюро об этом вопрос. Он должен проверять, своевременно ли финорган перечисляет сданные членские взносы. Комсомольские организации также долж­ ны постоянно заботиться об улучшении дела приема взносов от членов ВЛКСМ. Забота о четком порядке в приеме и пе­ речислении денежных средств от комму­ нистов и комсомольцев есть забота об укреплении внутрипартийной и внутри- комсомольскон дисциплины. Офицер И. СТАРОВЕРОВ. „Ты на подвиг зовёшь, комсомольский билет“ _ * Интересное собрание членов ВЛКСМ С такой повесткой дня у нас недавно состоялось собрание членов ВЛКСМ. С до­ кладом выступил секретарь. Останавли­ ваясь на примерах из жизни части, он сказал: — Наши комсомольцы добились боль­ ших успехов как в учебе, так и в труде. Они приложили немало усилий для вы­ полнения и перевыполнения производ­ ственного плана. У нас нет ни одного чле­ на ВЛКСМ, не выполняющего дневных норм. В этом известная заслуга принадле­ жит комсомольским активистам, которые проводили большую индивидуальную рабо­ ту среди молодежи. Докладчик отметил лучших производ­ ственников, своим честным, самоотвер­ женным трудом мобилизующих личный со­ став на успешное выполнение заданий командования, — ря нового Алексея Федо­ ровича, младшего сержанта Александра Архипова и других. Секретарь подверг суровой критике комсомольцев рядовых Ананьева и Матузного, которые халатно относились к своим служебным обязанно­ стям. После доклада развернулись прения. Со­ брание прошло активно. Выступающие го­ ворили о большой чести носить комсомоль­ ский билет, критически анализировали ра­ боту своих сослуживцев, внесли ряд дель­ ных предложений. Рядовой И. КОЛУН. кино Благородный поступок Вечерело. Старший матрос Балыбердин возвращался из библиотеки в подразделе­ ние. Вдруг его внимание привлек дет­ ский крик... Воин оглянулся и увидел метрах в ста от себя тонущего ребенка. Старший матрос Балыбердин быстро при­ бежал к пострадавшему и спас мальчика, который уже захлебывался. Помощь была оказана своевременно. Ребенка Балыбердин доставил родите­ лям, которые поблагодарили воина за бла­ городный поступок. Старший матрос В. ПЕТРОВ. Активный участник художественной самодеятельности Длительное время матрос Чибизов яв­ ляется участником матросской художест­ венной самодеятельности подразделения. Воин хорошо пляшет и обычно с успехом выступает перед товарищами с различ­ ными танцевальными номерами. За активное участие в работе самодея­ тельного коллектива командование неодно­ кратно поощряло матроса Чибизова. Матрос М. САМ0Р0Д0В. И даже сюда, в край снегов, в Заполярье, Навстречу метелям, морозам, ветрам Ты смело идешь, ни на что не взирая. Забрызгана солнцем и югом, весна, Пусть ветер холодный, лицо обжигая, Соленую пену сдувает с волны. Пусть воет и кружит метелица злая И кажется, что далеко до весны... Но это обман. Я сегодня впервые В разрывах свинцово-седых облаков Далекого юга тона голубые Увидел у наших крутых берегов. Офицер В. ЖУРАКОВСКИЙ. Р А С С К А З Мичман Петров крутнул белесый ус и, хитровато сощурив серые глаза, оглядел стоявших перед ним матросов. — Это что, всех писать в хоркружок? — спросил он удивленно. — Так точно, всех! — бойко ответил невысокий матрос Рябовский, отличный ар­ тиллерист и лучший солист крейсера. — А все ли петь умеют? Мичман очень внимательно смотрел на рослого и плечистого Семенова и на невы­ сокого юркого Рязанцева. Эти матросы со ­ всем недавно прибыли на корабль, мичман знал их мало. Но однажды на полубаке ему случайно довелось услышать «Ревела буря...» в исполнении Семенова. «Вот уж верно говорится, коль не дано, так не спо­ ешь», — подумал тогда мичман. Сейчас он был уверен, что Семенов за­ писывается в хор только из-за того, чтобы почаще ходить в город — в матросский клуб на репетиции. Конечно, его можно не записывать, можно уличить, пристыдить. Но все это выходило из правил Петрова, двад­ цатый год служившего на флоте и знавше­ го, что таким путем не всего можно до­ биться. — Может быть, выслушаете одну исто­ рийку, тогда и запишетесь? — спросил мичман. На крейсере любили послушать мичмана. Все охотно согласились. Мичман выждал, пока все уселись подле волнореза и закурили, закурил сам и на­ чал рассказывать. ■ft ★ * Давно это было. В ту пору я учился в учебном отряде и еще ходил без ленточки, как все матросы до Присяги. Как-то вызы­ вает меня наш ротный старшина и спра­ шивает: — Петров, вы смыслите что-нибудь в са ­ пожном деле? Я по гражданской профессии столяр. С а ­ пожничать мне никогда не приходилось, но я всегда считал это ремесло довольно про­ стым. Когда я работал в станице, по со­ седству со мной жил дед Афоня, тот са ­ мый, у которого нет трех пальцев на левой руке. Дед превосходно шил сапоги, и я, проходя мнмо его дома, часто видел в ок­ но, как он работает. Сидит, постукивает молотком. Ну, что тут хитрого? Ударить в грязь лицом перед старшиной роты, сказав, что я ничего не смыслю в таком немудром деле, мне, конечно, по мо­ лодости тогда не хотелось. Н о и выдать себя за сапожника-профессионала тоже бы­ ло рисково: вдруг заставят что-нибудь шить. Я замялся. — Как вам сказать, товарищ старшина... Ремонтировать обувку, оно, конечно, не так уж тяжело... Н о тем не менее... — Говорите прямо, товарищ Петров, — прервал меня старшина, — умеете сапож ­ ничать или нет? Вот, скажем, порвется у вас ботинок, почините? — В рваном не буду ходить. — Не будете? Значит, почините? Ну, а если у товарища отскочит подметка и он не сможет прибить, вы прибьете? Тут бы мне в самый раз об ’ясннть, что так-то, мол, и так, сам я обуви не чинил, только видел, как чинят другие, и по этой самой причине любой товарищ не хуже моего справится с подметкой. А я по глу­ пости вошел в азарт и говорю: — Конечно прибью, товарищ старшина! Подметку и не прибить... — Вот мы и договорились, — говорит старшина. — А я-то беспокоюсь, что са­ пожника у нас нет. Хорошо, что я вас ра ­ зыскал. Работы у нас пока нет, но как случится, буду иметь вас в виду. Прошел месяц, другой. Наступила весна. О разговоре со старшиной я давно поза­ был. как вдруг вызывают снова к нему. — Ну, Петров, — сказал старшина, ког­ да я вошел, — нашлась работа. — Какая? — Известно, ботинки чинить. — Чн-ч-чи-нить? — Да, чинить. А что вы на меня так смотрите, обрадовались что ли? — Как вам сказать... Я, понятно, не то, чтобы... Но тем не менее... — Ладно уж, вижу, что рады, — ус­ мехнулся старшина. — Еще больше обра­ дуетесь, когда увидите свою мастерскую Мастерская первоклассная. Вас, Петров, назначаю старшим. А вы, — тут он повер­ нулся в сторону сидевшего у окна матро­ са из третьего взвода Василия Макарова, — вы будете беспрекословно выполнять все его указания. Сейчас, Петров, садитесь и скажите, какой инструмент нужен, завтра из города привезу. Сел я, табуретки под собой не чувствую. Ну, думаю, влип ты, товарищ Петров, В а­ силии Макаров сразу определит, что ты за птица. Тут бы мне прямо и сказать, что са­ пожник из меня вряд ли получится. Но старшина спросил: — Говорите же, какие нужны инстру­ менты? — Гм... — говорю я, поглядывая на Макарова, — перво-наперво, товарищ стар­ шина, нужен молоток... Два молотка, мне и ему... Потом шпильки, гвозди, нитки... Потом, потом... э-э, черт... эти самые... де­ ревянные ноги. — Колодки, что ли? — Так точно, колодки, товарищ старши­ на. Записал старшина все, что я сказал, и говорит: • — Работы много, товарищ Петров. Завт­ ра приступайте. На следующий день он привел нас в ма­ ленькую комнату рядом с баней. — Вот она, ваша мастерская. Полюбуй­ тесь! Глянул я в один угол — мать моя, ма­ менька! — гора рваных ботинок. Глянул в другой — то же самое. Картина для лю- бованья очень даже не подходящая. У ме­ ня от волнения в ногах какая-то подозри­ тельная дрожь появилась, но я креплюсь и стараюсь изо всех сил выглядеть молод­ цом. Старшина ушел. Остались мы вдвоем. Я решил не торопиться, пусть, думаю, Васи­ лий первый начнет ремонт, а я незаметно понаблюдаю со стороны, поучусь немного. Чтобы не выдать своих намерений, я для вида поковырялся в куче рванья и говорю равнодушно: — Ничего нет страшного. Ботинки по­ биты не очень, быстро управимся. — Конечно, управимся, — живо подхва­ тил Василий. — Не такое шили! С этими словами он решительно взял один ботинок и потянулся за моготком. «Ого! — подумал я. — Ты-то, Васенька, как видно, зубы проел на этом ремесле! А вот я-то, я! Угораздило же меня влезть в эти сапожники! Теперь вот посматривай, учись...». Однако мой напарник тоже не спешил. Повертел ботинок туда-сюда, положил на верстак и полез за папиросами. Пришлось применить военную хитрость. — Вот что, Вася, — говорю ему, — мне нужно сбегать в магазин. А ты пока чи­ ни, голубчик, чини. Я нарочно задержался в магазине с тем, чтобы вернуться, когда Василий наверня­ ка уж начнет ремонт. Прихожу. Как бы не так! Мой Василий сидит и, наверно, третью папиросу докуривает, а ботинок по- прежнему на верстаке. — Ты что ж это расселся! — на правах старшего набросился я на Василия. — Д у ­ маешь, за тебя кто-то будет работать! Василий почему-то растерялся, ухватил­ ся было за молоток, но тут же положил его на место, встал и говорит: — Я... это самое... как бы вам сказать... Э, чего уж скрывать. Я не умею сапожни­ чать. Понду доложить старшине. А если можно... знаете, давайте ему ничего не го­ ворить. Подучите немного меня. Я понят­ ливый. день-два — и всю эту музыку по­ стигну. Я не мог удержаться от смеха и захо­ хотал так, как может только смеяться че­ ловек, попавший в глупое положение и по­ том узнавший, что не одному ему не по­ везло. Василий молча смотрел на меня, и даже тени улыбки не было на его лице. Он, разумеется, не знал, почему я смеюсь. Н о через минуту и он смеялся вместе со мной... О том, как мы работали, не хочу и гово­ рить. Скажу одно: за два дня мы почини­ ли всего одну пару ботинок, причем каче­ ство было в полном соответствии с посло­ вицей: «Первый блин — комом». На третий день к нам заглянул старши­ на, покачал головой и... выгнал нас из ма­ стерской. В тот день я окончательно решил быть весьма осторожным в оценке своих воз­ можностей. Это решение еще больше укре­ пилось после той памятной встречи, кото­ рую нам устроили в роте. Над нами шу­ тили. Н ас называли «сапожниками». Нам не давали проходу. Было очень стыдно. ★ * * Мичман оглядел веселые лица матросов, достал нз кармана записную книжку и, привычно сощурив глаза, сказал: — А теперь вот запишем. Кто там пер­ вый? Рябовский?... Записались все, кроме Семенова и Р я ­ занцева. Н. ГУЖЕВ. Свежий ветер бойко надувает паруса. Большой трехмачтовый фрегат стреми­ тельно скользит по волнам Балтийского моря. На родину, в Россию, из-за гра­ ницы возвращается молодой человек, бу­ дущий гениальный ученый-энциклопе­ дист Михаил Ломоносов. Окончено обучение в известном в то время Марбургском университете. Ломоно­ сов снова в Петербурге, откуда более чем три года назад, в 173Г> году, его, как од­ ного из лучших студентов университета, отправили «постигать науки» в Германию. Полный надежд и творческого вдохно­ вения, он вступает на родную землю. Ло­ моносов верит в свою силу и страстно желает скорее взяться за дело. Но в пер­ вые же дни своего пребывания в Петер­ бургской академии наук молодой талантли­ вый ученый сталкивается с косностью и реакционностью «благородных» чванли­ вых дворян, с врагами расцвета русской науки, с консервативными учеными-ино- странцами. Он сталкивается с людьми, но­ рою бездарными и невежественными в на­ уке, которые беспокоились не о просве­ щении народа России, не о развитии рус­ ской науки, а о своей личной выгоде. Но ученый-самородок не испугался пре­ пятствий. Он всей силою своей души стремится к тому, чтобы обогатить оте­ чественную науку новыми знаниями, по­ мочь своему народу в его просвещении, и с первых же дней приезда в Петербург­ скую академию повел решительную борь­ бу за эти благородные цели. Так начинается новый художественный кинофильм о великом русском ученом, мы- слителе-материалисте, об одном из осново­ положников современного естествознания и русского литературного языка Михаиле Васильевиче Ломоносове. Новый кинофильм выпущен студией «Ленфильм» в 1955 году, и его с большим удовлетворением смотрит флотский зри­ тель. В самом начале фильма его постанов­ щики указывают, что они не ставят сво­ ей целью показать на экране всю жизнь и богатую разностороннюю научную дея­ тельность Ломоносова. Зрителю сообщает­ ся, что он увидит лишь отдельные стра­ нички из этой замечательной жизни. По­ ступили работники кинематографии впол­ не правильно. Действительно, в одной ки­ нокартине невозможно рассказать о все­ сторонней и бурной деятельности гениаль­ ного русского ученого-мыслителя. Но и того, что показано в новом кинофильме, до­ статочно, чтобы еще раз увидеть и понять всю глубину и плодотворность научной деятельности учепого-матерпалпста, по­ борника развития отечественной науки, просветителя народных масс России. Зритель видит Ломоносова всегда за ра­ ботой, в беспрерывной борьбе со всем ста­ рым, тормозящим развитие нового, пере­ дового, прогрессивного. Вот молодой рус­ ский ученый бросает в лицо реакционным иностранным ученым, захватившим руко­ водство Петербургской академией наук, обвинение в консервативности, в попира­ нии прав истинных творцов отечественной науки и культуры — народа. Жестоко обходятся с «академическим бунтарем» высокородные вельможи и ино­ странцы — руководители академии. Ло­ моносов отстранен от преподавательской и лабораторной работы. Он взят под стражу п брошен в заключение. Но и тогда, не­ смотря на лишения, злобную травлю вра­ гов, отнявших у него самое дорогое — возможность продолжать свою исследова­ тельскую научную работу, Ломоносов не покоряется. Находясь в заточеппи, он вспоминает свою юность. Сын рыбака, житель далекой северной окраины России, он жадно тянулся к зна­ ниям, и однажды в зим­ нюю стужу он решает покинуть родные ме­ ста. Молодой Ломоносов пешком направился в Москву, чтобы учиться. Для науки он был го­ тов на любые лише­ ния... И вот теперь, когда он стал ученым, его пытаются оторвать от науки, покорить его беспокойный, светлый и пытливый ум. И вра­ ги уже торжествуют победу над сыном ры- бака-помора, они ду­ мают, если принуди­ ли Ломоносова изви­ ниться перед ними за «грубость» и сомнения в их учености, значит он побежден. Нет, это далеко не так. Ломоно­ сов, вновь получив возможность продол­ жать свою научную деятельность, с еще большей энергией про­ должает борьбу со ста­ рым, лженаучным, тор­ мозящим развитие рус­ ской науки. Его не пу­ гают угрозы церковни­ ков о наказаниях за выступления про­ тив религии. Он был решительным сто­ ронником освобождения науки от влияния религии и считал, что одним из главных тормозов в развитии науки является ее зависимость от религии. Смотря новый кинофильм о Михаиле Васильевиче Ломоносове, советский зри­ тель с волнением следит за его деятель­ ностью, радуется новым открытиям и ус­ пехам великого ученого, открытиям, рож­ дающимся в борьбе, в результате упорной, кропотливой работы, тщательных исследо­ вании и неутомимой энергии. Кадр за кадром мелькает на экране. Зритель видит, насколько многообразна и всеоб’емлюща деятельность ученого. Он плодотворно работает в области естество­ знания, горного дела и металлургии, фи­ лософии, истории и поэзии. Ломоносов добился создания первой в России научной химической лаборатории, где проводил свою исследовательскую рабо­ т у . II зритель видит, как доказательно и смело высказывает великий ученый мате­ риалистическое представление о строении вещества, открывает и определяет закон сохранения вещества и движения. Опровер­ гая реакционное учение церкви о материи, Ломоносов решительно утверждает, что ма­ терия вечно была, есть п будет, что при­ рода создана не сверх’естественнымп сила­ ми. Он стремился вложить в основу рас­ смотрения явлении природы идею законо­ мерного развития и движения. Большую исследовательскую работу про­ водит М. В . Ломоносов вместе с академи­ ком Г. В. Рихмаиом в области электричест­ ва и высказывает свои передовые воззре­ ния па природу электричества. В фильме «Михайло Ломоносов» показа­ но также, какую огромную работу прово­ дил великий русский ученый л области геологии, горного дела и металлл^Ьга. Его труды в этой области явились важным пособием для многих горняков и метал­ лургов в их практической деятельности и содействовали развитию в России горно­ рудного и металлургического дела. В новом кинофильме повествуется, как Ломоносов, проводя большую научно-иссле­ довательскую работу также и в других областях науки, культуры и искусства, очень много уделяет внимания и педаго­ гической работе, выращиванию своих, русских ученых. Много и долго боролся Ломоносов за то, чтобы помочь народу в его просвещении и двинуть дальше куль­ турное развитие России. Он явился осно­ вателем университета в Москве, 200-летие которого отметил недавно советский на­ род и все прогрессивное человечество, и добился того, чтобы принимали туда не только детей «благородных», но и всех сословий. Прогр<#спвность нового высшего учебно* го заведения в России заключалась в том, что выработанная Ломоносовым программа обучения в университете студентов была демократична, в нее не входили такие предметы, как, например, богословие. Флотский зритель, посмотрев кинокар­ тину «Михайло Ломоносов», еще больше узнает о своем великом соотечественнике, о патриоте, неутомимом борце за развитие в России науки и просвещение народа. Образ гениального ученого хорошо рас­ крыт в повом кинофильме артистом Лива­ новым. Жизнь М. В . Ломоносова служит при­ мером беззаветного служения своей Ро­ дине, призывает к борьбе за дальнейший прогресс отечественной науки, к борьбе со старым, реакционным. Кинофильм учит преодолевать трудности в любом деле, если видишь, что перед тобой стоит ясная, благородная цель, если знаешь, что твои усилия послужат на благо и процветание любимой Родины. В. КАЛАЧЕВ. -а ПИСЬМ О НА ФЛОТ На целинных землях После окончания срока службы на Северном флоте я пз'явнл желание ос­ ваивать целинные земли и вместе с группой своих земляков был направлен в Акмолинскую область. Прибыли мы на место в марте этого года, все из Курской области. В честь этого наш совхоз и был назван — «Курскии». Этот совхоз, расположенный в излучи­ не реки Ишим, начал свою жизнь всего несколько месяцев назад. В степи, на берегу реки, идет строи­ тельство. Воздвигаются жилые дома_, хозяйственные помещения. За короткий срок построены столовая, клуб, баня, магазин. С большим энтузиазмом трудятся посланцы Курской области. Бригада строителей, возглавляемая комсомоль­ цем Залозных, систематически перевы­ полняет нормы. Много сейчас работы у механизаторов. Они получают новую технику, завозят горючее, семена, сбор­ ные дома и т. п. Бригада комсомольца Федора Макарченко быстро собирает поступающие в разобранном виде сеял­ ки, плуги и другой сельскохозяйствен­ ный инвентарь. Совхоз заканчивает сооружение пло­ тины. В пруду, который вскоре запол­ нится водой, будет разводиться рыба. Преодолевая все тяготы, новоселы упорно н плодотворно трудятся на всех участках, готовятся к под'ему целины. В этом году совхозу предстоит поднять 24 тысячи гектаров целины. Молодежь полна решимости оправдать доверие партии и правительства. — Соберем богатый урожай, — уве­ ренно говорят новоселы. Нас не пугают угрозы поджигателей новой войны. Мы знаем, что на стра­ же мирного труда бдительно стоят на­ ши боевые товарищи. П мне, как быв­ шему североморцу, хочется передать вам, друзья, горячий привет из Ка­ захстана. в. ишков. шофер. Зерносовхоз «Курский», Акмолинской области. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz