На страже Заполярья. 1955 год. Май.
* 15 мая 1955 г., № 114 (5266). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я П А Р 7 И Й Н А Я Ж_И_3_Н_Ь Теснее укреплять связь с массами Авторитет партийного бюро и секретаря зависит от их умения опираться на ши рокие массы, использовать их инициати ву, развивать активность. Каждый партий ный руководитель должен сознавать всю свою ответственность перед избравшими его коммунистами, постоянно общаться с ними, внимательно прислушиваться к их голосу. Только те руководители пользуются доверием масс, которые уважают мнение и предложения коллектива, мужественно выслушивают критику, идущую снизу, оперативно устраняют ошибки и недостат ки, на которые указывают им коммунисты и беспартийные. Бюро в состоянии опереться на опыт и мудрость коммунистов и беспартийных, работать в тесной связи и взаимодействии с ними только тогда, когда оно дейстзу- ет, как хорошо слаженный коллектив, где нет пассивных наблюдателей, а каждый решает свои задачи творчески, чувствует ответственность не только за порученный ему участок, но и за деятельность всей организации. В этом отношении заслуживает внима ния опыт работы бюро парторганизации Н-ского подразделения. Здесь все члены бюро живо участвуют в разработке пар тийных мероприятий, совместно решают вопросы деятельности своей организации. Но выработать решение — это лишь на чало дела. Нужно еще организовать вы полнение намеченных мероприятий. Чле ны бюро, о котором идет речь, так и по ступают. Они направляют свое внимание на основные, решающие участки партий ной работы. Такими участками являются, в первую очередь, идейное воспитание чле нов и кандидатов партии, борьба за пере довую роль коммунистов в учебе и служ бе, помощь командиру в решении задач боевой подготовки. Эти вопросы обсуждаются на заседани ях бюро и партийных собраниях. Запросы личного состава изучаются в повседневной жизни. На основании этого партийное бюро проводит актуальные мероприятия. Так, в помощь коммунистам, изучающим марксистско-ленинскую теорию, прочита ны лекции и доклады, проведены консуль тации, теоретические собеседования. Те оретические собеседования посвящались темам: «50 лет первой русской револю ции», «Борьба за создание социал-демок ратической рабочей партии в России», «Решения январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР». Для личного состава проведен ряд бесед о решениях январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР, о боевых традициях части. Беседуя с вои нами о боевых традициях части, член бю ро Гребнев подробно рассказал о подвигах североморских авиаторов в годы Великой Отечественной войны. К 85-летию со дня рождения В . И. Ленина в подразделении была оформлена наглядная агитация, про водились беседы. Содержательную беседу на тему: «В . И. Ленин о защите социали стического Отечества» провел коммунист Седов. Все эти мероприятия отвечали запросам коммунистов и беспартийных и были встречены с большим интересом. Секретарь партбюро, строго соблюдая принципы коллективного руководства, на каждом собрании докладывал о качест ве этих мероприятии, о выполнении при нятых решений. Он внимательно относил ся к работе членов бюро, давая тому или иному активисту поручение, подробно раз'яснял, как нужно организовать его выполнение. Секретарь регулярно прово дил заседания бюро, где анализировалась работа, проделанная активистами. Острой критике подвергались те, кто недостаточ но инициативно выполнял задания, допу скал ошибки. Работая коллективно, укрепляя связи с массами, бюро конкретно помогает коман диру в решении задач боевой подготовки. Одним из мероприятий, поднявшим актив ность коммунистов в службе, учебе и об щественной работе, явилось собрание с вопросом о примерности членов и кандида тов партии в боевой и политической под готовке. Активисты помогли докладчику в подборе материала, побеседовали с отдель ными коммунистами о важности этого мероприятия. Собрание прошло на высо ком идейном уровне, мобилизовало комму нистов на повышение их ведущей роли в боевой и политической подготовке. Выполняя принятое на собрании реше ние, члены бюро проделали большую рабо ту . Так, тов. Кочетков активно участво вал в собеседовании по обмену опытом полетов в сложных условиях, а тов. Жу ков провел с техническим составом со беседование на тему: «Мой опыт работы ио обслуживанию материальной^ части», где выступили отличники боевой и поли тической подготовки. При активном участии члена бюро тов. Жукова была оформлена наглядная агита ция на стоянке самолетов, изготовлены учебные схемы и плакаты. С летным со ставом проведены беседы на темы: «Осо бенности ориентировки при полетах в сложных метеорологических условиях За полярья», «Техника пилотирования ночыо в сложных условиях» и другие. С техни ческим составом член бюро тов. Комаров провел беседу «Отличная подготовка ма териальной части к полету — залог ус пешного выполнения задания в воздухе». В дни полетов партийное бюро организу ет широкую пропаганду отличившихся, рассказывая о них в боевых листках и беседах, посвящая им наглядную агита цию. Партийное бюро оперативно реагирует на недостатки в работе отдельных комму нистов. Так, оно своевременно указало т т . Жорову и Алиеву на недостатки в бое вой подготовке, помогло устранить их. Этих товарищей пригласили на заседание бюро, где побеседовали с ними об ответст венности за порученное дело, о партий ном долге. Таким образом, выполняя решение соб рания, члены бюро и все коммунисты усилили свое влияние на личный состав, мобилизовали воинов на достижение более высоких показателей в боевой и политиче ской подготовке. В подразделении много отличных авиаторов. И в этом немалая заслуга бюро. Большие и ответственные задачи, сто ящие перед подразделением, требуют дальнейшего улучшения всей работы пар тийной организации. Сделать это можно прп условии, если бюро будет и впредь соблюдать принципы коллективного руко водства и нормы партийной жизни, тес нее укреплять свои связи с коммунистами и со всем личным составом. Офицер А. ПОЛУШИН. О приёме членских взносов Уплата членских взносов есть элемен тарная обязанность каждого члена и кан дидата партии. По тому, как коммунист выполняет эту простую, строго организа ционную обязанность, можно судить о его дисциплинированности, о его связи с пар тией. Михаил Иванович Калинин говорил, что тот, кто думает о партии, для того внесение партийных взносов — удоволь ствие, потому что этим он как бы уста навливает материальную связь с партией, как бы к ней прикасается. Все коммунисты нашего флота, за ис ключением единиц, платят членские взно сы аккуратно, в установленные сроки, с учетом всего своего заработка. Конечно, бывает и так, что тот или иной товарищ, по не зависящим от него обстоятельствам, допускает задолженность. Но такие случаи имеют уважительные причины: болезнь, внезапный от’езд из части и т . п. Другие причины несвоевременной уплаты взносов считаются неуважительными. Многое зависит от секретарей и бюро партийных организаций. Они обязаны обеспечить своевременный прием членских взносов от каждого коммуниста. К сожа лению, еще встречаются отдельные руко водители, которые не придают серьезного значения этому вопросу. Так, в одной из партийных организаций стало обычным явлением, когда от коммунистов, выбы вающих в очередной отпуск или в командировку, членские взносы принима ются на месяц позже, чем положено. И мотивируется это тем, что, мол, отчетный месяц задолженностью не считается. Рас суждая так, секретарь совершенно забы вает Инструкцию ЦК КПСС, в которой оп ределенно сказано, что каждый член или кандидат партии ежемесячно лично вносит членские взпосы в партийную организа цию, на учете в которой он состоит. Итогом такой «забывчивости» явилось то, что коммунисты Рыгалин, Соколов, Ткаченко в 1954 году допускали задол женность в уплате членских взносов. В этой партийной организации есть и другие недостатки с уплатой и приемом членских взносов. В результате слабой раз’яснительной работы, проводимой с коммунистами, тов. Тюпко при подсчете суммы своей зарплаты не учитывал раз ницу в окладе по временно занимаемой им должности, а тов. Шугаев — про центную надбавку. Были здесь и такие недопустимые случаи, когда поручалось вносить деньги в партийную кассу дру гому коммунисту. Наличие серьезных упущений во вну трипартийной жизни не навело членов бю ро на мысль о том, что они пустили на самотек один из важных участков своей работы. Не принял должных мер, не ис правил их ошибку и политотдел. Наведение и поддержание порядка в приеме членских взносов — дело всех ком мунистов. Поэтому они должны знать, как правильно оформляется прием денежных средств в партийную кассу, с каких сумм взимаются членские взносы, каковы при этом обязанности бюро (секретаря) и т. д. Размер членских партийных взносов определен Уставом КПСС. Порядок их приема и отчетности ио ним подробно раз’ясняется в Инструкции ЦК КПСС. Членские взносы уплачиваются с общей суммы заработка, к которому относятся: основная зарплата, дополнительный за работок и различного вида постоянные надбавки к зарплате, в том числе надбав ки за особые условия работы, введенные для некоторых специальностей. При под счете зарплаты не следует округлять ее сумму в ту или другую сторону. Данные, записываемые в ведомость и в партийный документ, должны совпадать. Все графы в партдокументе и в ведомости должны заполняться чисто и аккуратно. Секре тарь обязан периодически проверять пра вильность уплаты членских взносов и ежеквартально ставить на заседании бюро об этом вопрос. Он должен проверять, своевременно ли финорган перечисляет сданные членские взносы. Комсомольские организации также долж ны постоянно заботиться об улучшении дела приема взносов от членов ВЛКСМ. Забота о четком порядке в приеме и пе речислении денежных средств от комму нистов и комсомольцев есть забота об укреплении внутрипартийной и внутри- комсомольскон дисциплины. Офицер И. СТАРОВЕРОВ. „Ты на подвиг зовёшь, комсомольский билет“ _ * Интересное собрание членов ВЛКСМ С такой повесткой дня у нас недавно состоялось собрание членов ВЛКСМ. С до кладом выступил секретарь. Останавли ваясь на примерах из жизни части, он сказал: — Наши комсомольцы добились боль ших успехов как в учебе, так и в труде. Они приложили немало усилий для вы полнения и перевыполнения производ ственного плана. У нас нет ни одного чле на ВЛКСМ, не выполняющего дневных норм. В этом известная заслуга принадле жит комсомольским активистам, которые проводили большую индивидуальную рабо ту среди молодежи. Докладчик отметил лучших производ ственников, своим честным, самоотвер женным трудом мобилизующих личный со став на успешное выполнение заданий командования, — ря нового Алексея Федо ровича, младшего сержанта Александра Архипова и других. Секретарь подверг суровой критике комсомольцев рядовых Ананьева и Матузного, которые халатно относились к своим служебным обязанно стям. После доклада развернулись прения. Со брание прошло активно. Выступающие го ворили о большой чести носить комсомоль ский билет, критически анализировали ра боту своих сослуживцев, внесли ряд дель ных предложений. Рядовой И. КОЛУН. кино Благородный поступок Вечерело. Старший матрос Балыбердин возвращался из библиотеки в подразделе ние. Вдруг его внимание привлек дет ский крик... Воин оглянулся и увидел метрах в ста от себя тонущего ребенка. Старший матрос Балыбердин быстро при бежал к пострадавшему и спас мальчика, который уже захлебывался. Помощь была оказана своевременно. Ребенка Балыбердин доставил родите лям, которые поблагодарили воина за бла городный поступок. Старший матрос В. ПЕТРОВ. Активный участник художественной самодеятельности Длительное время матрос Чибизов яв ляется участником матросской художест венной самодеятельности подразделения. Воин хорошо пляшет и обычно с успехом выступает перед товарищами с различ ными танцевальными номерами. За активное участие в работе самодея тельного коллектива командование неодно кратно поощряло матроса Чибизова. Матрос М. САМ0Р0Д0В. И даже сюда, в край снегов, в Заполярье, Навстречу метелям, морозам, ветрам Ты смело идешь, ни на что не взирая. Забрызгана солнцем и югом, весна, Пусть ветер холодный, лицо обжигая, Соленую пену сдувает с волны. Пусть воет и кружит метелица злая И кажется, что далеко до весны... Но это обман. Я сегодня впервые В разрывах свинцово-седых облаков Далекого юга тона голубые Увидел у наших крутых берегов. Офицер В. ЖУРАКОВСКИЙ. Р А С С К А З Мичман Петров крутнул белесый ус и, хитровато сощурив серые глаза, оглядел стоявших перед ним матросов. — Это что, всех писать в хоркружок? — спросил он удивленно. — Так точно, всех! — бойко ответил невысокий матрос Рябовский, отличный ар тиллерист и лучший солист крейсера. — А все ли петь умеют? Мичман очень внимательно смотрел на рослого и плечистого Семенова и на невы сокого юркого Рязанцева. Эти матросы со всем недавно прибыли на корабль, мичман знал их мало. Но однажды на полубаке ему случайно довелось услышать «Ревела буря...» в исполнении Семенова. «Вот уж верно говорится, коль не дано, так не спо ешь», — подумал тогда мичман. Сейчас он был уверен, что Семенов за писывается в хор только из-за того, чтобы почаще ходить в город — в матросский клуб на репетиции. Конечно, его можно не записывать, можно уличить, пристыдить. Но все это выходило из правил Петрова, двад цатый год служившего на флоте и знавше го, что таким путем не всего можно до биться. — Может быть, выслушаете одну исто рийку, тогда и запишетесь? — спросил мичман. На крейсере любили послушать мичмана. Все охотно согласились. Мичман выждал, пока все уселись подле волнореза и закурили, закурил сам и на чал рассказывать. ■ft ★ * Давно это было. В ту пору я учился в учебном отряде и еще ходил без ленточки, как все матросы до Присяги. Как-то вызы вает меня наш ротный старшина и спра шивает: — Петров, вы смыслите что-нибудь в са пожном деле? Я по гражданской профессии столяр. С а пожничать мне никогда не приходилось, но я всегда считал это ремесло довольно про стым. Когда я работал в станице, по со седству со мной жил дед Афоня, тот са мый, у которого нет трех пальцев на левой руке. Дед превосходно шил сапоги, и я, проходя мнмо его дома, часто видел в ок но, как он работает. Сидит, постукивает молотком. Ну, что тут хитрого? Ударить в грязь лицом перед старшиной роты, сказав, что я ничего не смыслю в таком немудром деле, мне, конечно, по мо лодости тогда не хотелось. Н о и выдать себя за сапожника-профессионала тоже бы ло рисково: вдруг заставят что-нибудь шить. Я замялся. — Как вам сказать, товарищ старшина... Ремонтировать обувку, оно, конечно, не так уж тяжело... Н о тем не менее... — Говорите прямо, товарищ Петров, — прервал меня старшина, — умеете сапож ничать или нет? Вот, скажем, порвется у вас ботинок, почините? — В рваном не буду ходить. — Не будете? Значит, почините? Ну, а если у товарища отскочит подметка и он не сможет прибить, вы прибьете? Тут бы мне в самый раз об ’ясннть, что так-то, мол, и так, сам я обуви не чинил, только видел, как чинят другие, и по этой самой причине любой товарищ не хуже моего справится с подметкой. А я по глу пости вошел в азарт и говорю: — Конечно прибью, товарищ старшина! Подметку и не прибить... — Вот мы и договорились, — говорит старшина. — А я-то беспокоюсь, что са пожника у нас нет. Хорошо, что я вас ра зыскал. Работы у нас пока нет, но как случится, буду иметь вас в виду. Прошел месяц, другой. Наступила весна. О разговоре со старшиной я давно поза был. как вдруг вызывают снова к нему. — Ну, Петров, — сказал старшина, ког да я вошел, — нашлась работа. — Какая? — Известно, ботинки чинить. — Чн-ч-чи-нить? — Да, чинить. А что вы на меня так смотрите, обрадовались что ли? — Как вам сказать... Я, понятно, не то, чтобы... Но тем не менее... — Ладно уж, вижу, что рады, — ус мехнулся старшина. — Еще больше обра дуетесь, когда увидите свою мастерскую Мастерская первоклассная. Вас, Петров, назначаю старшим. А вы, — тут он повер нулся в сторону сидевшего у окна матро са из третьего взвода Василия Макарова, — вы будете беспрекословно выполнять все его указания. Сейчас, Петров, садитесь и скажите, какой инструмент нужен, завтра из города привезу. Сел я, табуретки под собой не чувствую. Ну, думаю, влип ты, товарищ Петров, В а силии Макаров сразу определит, что ты за птица. Тут бы мне прямо и сказать, что са пожник из меня вряд ли получится. Но старшина спросил: — Говорите же, какие нужны инстру менты? — Гм... — говорю я, поглядывая на Макарова, — перво-наперво, товарищ стар шина, нужен молоток... Два молотка, мне и ему... Потом шпильки, гвозди, нитки... Потом, потом... э-э, черт... эти самые... де ревянные ноги. — Колодки, что ли? — Так точно, колодки, товарищ старши на. Записал старшина все, что я сказал, и говорит: • — Работы много, товарищ Петров. Завт ра приступайте. На следующий день он привел нас в ма ленькую комнату рядом с баней. — Вот она, ваша мастерская. Полюбуй тесь! Глянул я в один угол — мать моя, ма менька! — гора рваных ботинок. Глянул в другой — то же самое. Картина для лю- бованья очень даже не подходящая. У ме ня от волнения в ногах какая-то подозри тельная дрожь появилась, но я креплюсь и стараюсь изо всех сил выглядеть молод цом. Старшина ушел. Остались мы вдвоем. Я решил не торопиться, пусть, думаю, Васи лий первый начнет ремонт, а я незаметно понаблюдаю со стороны, поучусь немного. Чтобы не выдать своих намерений, я для вида поковырялся в куче рванья и говорю равнодушно: — Ничего нет страшного. Ботинки по биты не очень, быстро управимся. — Конечно, управимся, — живо подхва тил Василий. — Не такое шили! С этими словами он решительно взял один ботинок и потянулся за моготком. «Ого! — подумал я. — Ты-то, Васенька, как видно, зубы проел на этом ремесле! А вот я-то, я! Угораздило же меня влезть в эти сапожники! Теперь вот посматривай, учись...». Однако мой напарник тоже не спешил. Повертел ботинок туда-сюда, положил на верстак и полез за папиросами. Пришлось применить военную хитрость. — Вот что, Вася, — говорю ему, — мне нужно сбегать в магазин. А ты пока чи ни, голубчик, чини. Я нарочно задержался в магазине с тем, чтобы вернуться, когда Василий наверня ка уж начнет ремонт. Прихожу. Как бы не так! Мой Василий сидит и, наверно, третью папиросу докуривает, а ботинок по- прежнему на верстаке. — Ты что ж это расселся! — на правах старшего набросился я на Василия. — Д у маешь, за тебя кто-то будет работать! Василий почему-то растерялся, ухватил ся было за молоток, но тут же положил его на место, встал и говорит: — Я... это самое... как бы вам сказать... Э, чего уж скрывать. Я не умею сапожни чать. Понду доложить старшине. А если можно... знаете, давайте ему ничего не го ворить. Подучите немного меня. Я понят ливый. день-два — и всю эту музыку по стигну. Я не мог удержаться от смеха и захо хотал так, как может только смеяться че ловек, попавший в глупое положение и по том узнавший, что не одному ему не по везло. Василий молча смотрел на меня, и даже тени улыбки не было на его лице. Он, разумеется, не знал, почему я смеюсь. Н о через минуту и он смеялся вместе со мной... О том, как мы работали, не хочу и гово рить. Скажу одно: за два дня мы почини ли всего одну пару ботинок, причем каче ство было в полном соответствии с посло вицей: «Первый блин — комом». На третий день к нам заглянул старши на, покачал головой и... выгнал нас из ма стерской. В тот день я окончательно решил быть весьма осторожным в оценке своих воз можностей. Это решение еще больше укре пилось после той памятной встречи, кото рую нам устроили в роте. Над нами шу тили. Н ас называли «сапожниками». Нам не давали проходу. Было очень стыдно. ★ * * Мичман оглядел веселые лица матросов, достал нз кармана записную книжку и, привычно сощурив глаза, сказал: — А теперь вот запишем. Кто там пер вый? Рябовский?... Записались все, кроме Семенова и Р я занцева. Н. ГУЖЕВ. Свежий ветер бойко надувает паруса. Большой трехмачтовый фрегат стреми тельно скользит по волнам Балтийского моря. На родину, в Россию, из-за гра ницы возвращается молодой человек, бу дущий гениальный ученый-энциклопе дист Михаил Ломоносов. Окончено обучение в известном в то время Марбургском университете. Ломоно сов снова в Петербурге, откуда более чем три года назад, в 173Г> году, его, как од ного из лучших студентов университета, отправили «постигать науки» в Германию. Полный надежд и творческого вдохно вения, он вступает на родную землю. Ло моносов верит в свою силу и страстно желает скорее взяться за дело. Но в пер вые же дни своего пребывания в Петер бургской академии наук молодой талантли вый ученый сталкивается с косностью и реакционностью «благородных» чванли вых дворян, с врагами расцвета русской науки, с консервативными учеными-ино- странцами. Он сталкивается с людьми, но рою бездарными и невежественными в на уке, которые беспокоились не о просве щении народа России, не о развитии рус ской науки, а о своей личной выгоде. Но ученый-самородок не испугался пре пятствий. Он всей силою своей души стремится к тому, чтобы обогатить оте чественную науку новыми знаниями, по мочь своему народу в его просвещении, и с первых же дней приезда в Петербург скую академию повел решительную борь бу за эти благородные цели. Так начинается новый художественный кинофильм о великом русском ученом, мы- слителе-материалисте, об одном из осново положников современного естествознания и русского литературного языка Михаиле Васильевиче Ломоносове. Новый кинофильм выпущен студией «Ленфильм» в 1955 году, и его с большим удовлетворением смотрит флотский зри тель. В самом начале фильма его постанов щики указывают, что они не ставят сво ей целью показать на экране всю жизнь и богатую разностороннюю научную дея тельность Ломоносова. Зрителю сообщает ся, что он увидит лишь отдельные стра нички из этой замечательной жизни. По ступили работники кинематографии впол не правильно. Действительно, в одной ки нокартине невозможно рассказать о все сторонней и бурной деятельности гениаль ного русского ученого-мыслителя. Но и того, что показано в новом кинофильме, до статочно, чтобы еще раз увидеть и понять всю глубину и плодотворность научной деятельности учепого-матерпалпста, по борника развития отечественной науки, просветителя народных масс России. Зритель видит Ломоносова всегда за ра ботой, в беспрерывной борьбе со всем ста рым, тормозящим развитие нового, пере дового, прогрессивного. Вот молодой рус ский ученый бросает в лицо реакционным иностранным ученым, захватившим руко водство Петербургской академией наук, обвинение в консервативности, в попира нии прав истинных творцов отечественной науки и культуры — народа. Жестоко обходятся с «академическим бунтарем» высокородные вельможи и ино странцы — руководители академии. Ло моносов отстранен от преподавательской и лабораторной работы. Он взят под стражу п брошен в заключение. Но и тогда, не смотря на лишения, злобную травлю вра гов, отнявших у него самое дорогое — возможность продолжать свою исследова тельскую научную работу, Ломоносов не покоряется. Находясь в заточеппи, он вспоминает свою юность. Сын рыбака, житель далекой северной окраины России, он жадно тянулся к зна ниям, и однажды в зим нюю стужу он решает покинуть родные ме ста. Молодой Ломоносов пешком направился в Москву, чтобы учиться. Для науки он был го тов на любые лише ния... И вот теперь, когда он стал ученым, его пытаются оторвать от науки, покорить его беспокойный, светлый и пытливый ум. И вра ги уже торжествуют победу над сыном ры- бака-помора, они ду мают, если принуди ли Ломоносова изви ниться перед ними за «грубость» и сомнения в их учености, значит он побежден. Нет, это далеко не так. Ломоно сов, вновь получив возможность продол жать свою научную деятельность, с еще большей энергией про должает борьбу со ста рым, лженаучным, тор мозящим развитие рус ской науки. Его не пу гают угрозы церковни ков о наказаниях за выступления про тив религии. Он был решительным сто ронником освобождения науки от влияния религии и считал, что одним из главных тормозов в развитии науки является ее зависимость от религии. Смотря новый кинофильм о Михаиле Васильевиче Ломоносове, советский зри тель с волнением следит за его деятель ностью, радуется новым открытиям и ус пехам великого ученого, открытиям, рож дающимся в борьбе, в результате упорной, кропотливой работы, тщательных исследо вании и неутомимой энергии. Кадр за кадром мелькает на экране. Зритель видит, насколько многообразна и всеоб’емлюща деятельность ученого. Он плодотворно работает в области естество знания, горного дела и металлургии, фи лософии, истории и поэзии. Ломоносов добился создания первой в России научной химической лаборатории, где проводил свою исследовательскую рабо т у . II зритель видит, как доказательно и смело высказывает великий ученый мате риалистическое представление о строении вещества, открывает и определяет закон сохранения вещества и движения. Опровер гая реакционное учение церкви о материи, Ломоносов решительно утверждает, что ма терия вечно была, есть п будет, что при рода создана не сверх’естественнымп сила ми. Он стремился вложить в основу рас смотрения явлении природы идею законо мерного развития и движения. Большую исследовательскую работу про водит М. В . Ломоносов вместе с академи ком Г. В. Рихмаиом в области электричест ва и высказывает свои передовые воззре ния па природу электричества. В фильме «Михайло Ломоносов» показа но также, какую огромную работу прово дил великий русский ученый л области геологии, горного дела и металлл^Ьга. Его труды в этой области явились важным пособием для многих горняков и метал лургов в их практической деятельности и содействовали развитию в России горно рудного и металлургического дела. В новом кинофильме повествуется, как Ломоносов, проводя большую научно-иссле довательскую работу также и в других областях науки, культуры и искусства, очень много уделяет внимания и педаго гической работе, выращиванию своих, русских ученых. Много и долго боролся Ломоносов за то, чтобы помочь народу в его просвещении и двинуть дальше куль турное развитие России. Он явился осно вателем университета в Москве, 200-летие которого отметил недавно советский на род и все прогрессивное человечество, и добился того, чтобы принимали туда не только детей «благородных», но и всех сословий. Прогр<#спвность нового высшего учебно* го заведения в России заключалась в том, что выработанная Ломоносовым программа обучения в университете студентов была демократична, в нее не входили такие предметы, как, например, богословие. Флотский зритель, посмотрев кинокар тину «Михайло Ломоносов», еще больше узнает о своем великом соотечественнике, о патриоте, неутомимом борце за развитие в России науки и просвещение народа. Образ гениального ученого хорошо рас крыт в повом кинофильме артистом Лива новым. Жизнь М. В . Ломоносова служит при мером беззаветного служения своей Ро дине, призывает к борьбе за дальнейший прогресс отечественной науки, к борьбе со старым, реакционным. Кинофильм учит преодолевать трудности в любом деле, если видишь, что перед тобой стоит ясная, благородная цель, если знаешь, что твои усилия послужат на благо и процветание любимой Родины. В. КАЛАЧЕВ. -а ПИСЬМ О НА ФЛОТ На целинных землях После окончания срока службы на Северном флоте я пз'явнл желание ос ваивать целинные земли и вместе с группой своих земляков был направлен в Акмолинскую область. Прибыли мы на место в марте этого года, все из Курской области. В честь этого наш совхоз и был назван — «Курскии». Этот совхоз, расположенный в излучи не реки Ишим, начал свою жизнь всего несколько месяцев назад. В степи, на берегу реки, идет строи тельство. Воздвигаются жилые дома_, хозяйственные помещения. За короткий срок построены столовая, клуб, баня, магазин. С большим энтузиазмом трудятся посланцы Курской области. Бригада строителей, возглавляемая комсомоль цем Залозных, систематически перевы полняет нормы. Много сейчас работы у механизаторов. Они получают новую технику, завозят горючее, семена, сбор ные дома и т. п. Бригада комсомольца Федора Макарченко быстро собирает поступающие в разобранном виде сеял ки, плуги и другой сельскохозяйствен ный инвентарь. Совхоз заканчивает сооружение пло тины. В пруду, который вскоре запол нится водой, будет разводиться рыба. Преодолевая все тяготы, новоселы упорно н плодотворно трудятся на всех участках, готовятся к под'ему целины. В этом году совхозу предстоит поднять 24 тысячи гектаров целины. Молодежь полна решимости оправдать доверие партии и правительства. — Соберем богатый урожай, — уве ренно говорят новоселы. Нас не пугают угрозы поджигателей новой войны. Мы знаем, что на стра же мирного труда бдительно стоят на ши боевые товарищи. П мне, как быв шему североморцу, хочется передать вам, друзья, горячий привет из Ка захстана. в. ишков. шофер. Зерносовхоз «Курский», Акмолинской области. 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz