На страже Заполярья. 1955 год. Май.
13 мая 195S Г., № 112 (5264). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Окончание заявления Н. А. БУЛГАНИНА Варшавское совещание европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе Московском совещании и в последующих консультациях между ними. Правитель ство Советского Союза выражает пожела ние, чтобы в будущем появилась возмож ность достигнуть и такого обеспечения безопасности Европы, в котором принима ли бы участие все европейские государ ства, а также и США. Московское совещание содействовало дальнейшему сплочению сил нашего де мократического лагеря и вызвало сочув ственные отклики со стороны всех дру зей мира. Народы стран — участниц со вещания со своей стороны единодушно одобрили его работу. Совещание еще раз подтвердило тесную и сердечную дружбу, существующую между нашими странами, и привело к расширению сферы сотруд ничества между ними, которое распро страняется теперь также и на область вопросов, связанных с организацией сов местной обороны. В Декларации, единодушно принятой п <1 Московском совещании, правительст ва Советского Союза, Польши, Чехослова кии, Германской Демократической Рес публики, Венгрии, Румынии, Болгарии и Албании заявили, что создавшееся поло жение ставит в порядок дня задачу об’- единения усилий представленных на со вещании государств с целыо обеспече ния своей безопасности. Они заявили тогда, что необходимо предпринять безот лагательные меры к тому, чтобы агрес сивным силам военного блока западных держав противопоставить об’единенную мощь миролюбивых государств в интере сах обеспечения своей безопасности. Происходившие после Московского со вещания консультации между его участ никами выявили полное единство взгля дов относительно необходимости заклю чения договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между восемью госу дарствами — участниками Московского совещания, а также относительно прин ципов такого договора. Известно, что между нашими странами сложились новые, не имеющие прецеден тов в истории, отношения, основанные на общности целей и интересов, на принци пах равноправия, уважения государствен ного суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Наши государства иск ренне стремятся помочь друг другу и до биться общего под’ема. В отношениях между нашими странами нашли воплоще ние благородные принципы социалисти ческого интернационализма, великие идеи братской дружбы свободных и равноправ ных народов. Почти все наши государства связаны между собой двусторонними договорами о дружбе и взаимной помощи, которые иг рали и продолжают играть важную роль в деле обеспечения мира и безопасности в Европе. Однако в новой обстановке этого уже недостаточно. Мы все согласились с тем, что угроза безопасности наших государств, возросшая вследствие агрессивных меро приятий западных держав, требует об’- единения усилий и принятия новых мер для укрепления обороноспособности на ших миролюбивых стран. Этим целям и должен служить договор о дружбе, сотруд ничестве и взаимной помощи, для заклю чения которого мы здесь собрались. В договоре должны быть определены обязательства по совместной обороне в случае вооруженного нападения на кого- либо из его участников. Если такое напа дение произойдет, то каждое государство — участник договора, в порядке осу ществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций, должно оказать го сударству или государствам, подвергшимся нападению, немедленную помощь индиви дуально и по соглашению с другими уча стниками договора всеми средствами, ка кие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. В этом случае государства — участни ки договора должны немедленно консуль тироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания, междуна родного мира и безопасности. В соответствии с Декларацией, приня той на Московском совещании, договор дол жен предусматривать создание об’едннен- ного командования вооруженными силами, которые будут выделены по соглашению между участниками договора в ведение этого командования. Пмеется также в ви ду, что участники договора будут при нимать другие согласованные меры, необ ходимые для укрепления их обороноспо собности, с тем, чтобы гарантировать не прикосновенность их границ и территории и обеспечить защиту от возможной агрес сии. Согласно проекту договора, его участ ники будут консультироваться между со бой по всем важным международным во просам, затрагивающим их общие интере сы. Разумеется, что сотрудничество между странами — участницами договора будет охватывать не только вопросы совместной обороны, но и вопросы дальнейшего раз вития и укрепления экономических и культурных связей. Блоки, создаваемые империалистически ми государствами, строятся на принципе господства и подчинения. Такова природа блоков, которые служат интересам их ор ганизаторов — крупных империалистиче ских держав. Правящие круги этих дер жав втягивают малые страны в создавае мые ими агрессивные военные группиров ки. чтобы получить людские резервы, обес печить создание новых плацдармов и воен ных баз. Вместе с тем они используют аг рессивные блоки для политического и эко номического подчинения своих партнеров по этим союзам. Всем известно, что со вре мени создания Северо-атлантического сою за экономической и политической незави симости участвующих в нем стран нане сен значительный ущерб. Соединенные Штаты Америки, играющие в этом агрес сивном блоке главную роль, все больше подчиняют себе других его участников. Предлагаемый нашему рассмотрению проект договора основан на совершенно ипых принципах. Нашим государствам, народам и нашему общественному строю чужд принцип господства одного государ ства над другим, одного народа над дру гим народом. Проект нашего договора ис ходит из принципов уважения государ ственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела, что является основой внешней политики всех представленных здесь государств. Известно, что заключаемые империали стическими государствами агрессивные договоры исключают возможность свобод ного присоединения к ним других госу дарств. А иначе и не может быть, так как агрессивные договоры для того и заклю чаются, чтобы их использовать против других государств. Примером такого до говора может служить Северо-атлантнче- ский пакт. Вы помните, что когда в марте 1054 года Советское правительство предложило рассмотреть совместно с заинтересованными странами вопрос об участии Советского Союза в Северо-атлантическом договоре, то правительства США, Англии и Франции отклонили это предложение. Тем самым они перед лицом мирового общественного мнения засвидетельствовали, что Северо атлантический союз является агрессивным блоком, направленным против Советского Союза. Проект договора о дружбе, сотрудниче стве и взаимной помощи, предлагаемый к заключению между нашими восемью госу дарствами, не будет закрытым. К нему могут присоединиться все другие государ ства, независимо от их общественного и государственного строя. . Эта особенность договора восьми государств свидетель ствует о его оборонительном характере, равно как и об оборонительном характере организации, которая будет создана на его основе. В процессе предварительных консуль таций мы все единодушно пришли к вы воду, что заключение такого договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помо щи не означает отказа участников догово ра от дальнейших попыток создания об щеевропейской системы коллективной безо пасности. Это нашло отражение в проекте договора, где говорится, что его участни ки будут и впредь неуклонно стремиться к созданию общеевропейской системы кол лективной безопасности и к заключению с этой целью общеевропейского договора о коллективной безопасности. Проект нашего договора исходит из то го, что в случае создания общеевропейской системы коллективной безопасности до говор восьми прекратит свое действие с момента вступления в силу общеевропей ского договора. Представленный нашему совещанию проект договора полностью соответствует целям и принципам Устава Организации Об’единенных Наций. Советский Союз и, я надеюсь, все другие участники сове щания приложат все усилия к тому, что бы на основе строгого соблюдения Уста ва ООН создаваемая нами организация стала эффективным средством обеспече ния международного мира и безопасно сти. В проекте договора указывается, что договаривающиеся стороны заявляют о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех меж дународных действиях, имеющих целью обеспечение международного мира и безо пасности, п будут полностью отдавать своп силы осуществлению этих целей. Представленные здесь государства бы ли и остаются последовательными сторон никами решительного всеобщего сокраще ния . вооружений и запрещения атомного оружия. Это наше общее стремление на шло отражение в проекте договора, где говорится, что его участники будут до биваться принятия по согласованию с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов оружия массового уничто жения. и •&1г Товарищи! Империалистическому лаге рю, конечно, больше бы нравилось, если бы мы сидели сложа руки, ничего не предпринимали, а -они проводили бы свою политику «с позиции силы», вооружались и диктовали всем свою волю. Но ведь политика «с позиции силы» — это палка о двух концах. Если одна сто рона наращивает свои силы, то и другая вынуждена делать это. В итоге происхо дит то, что на политическом языке име нуется гонкой вооружений и что таит в себе серьезную угрозу развязывания вой ны. Мы не являемся сторонниками полити ки «с позиции силы». Мы не стремимся к войне, не хотим гонки вооружений, мы за самые радикальные меры по разору жению. Ресурсы, которые нам сейчас приходится тратить на военные цели, мы предпочли бы расходовать на мирные нужды, на повышение материального бла госостояния наших народов.^ Но когда против нас создают военные блоки, окру жают наши страны военными базами и грозят атомной войной, мы не можем оставаться в бездействии. »В этих усло виях мы обязаны принимать ответные меры и одна из таких мер — наше со вещание и те решения, которые нам пред стоит на нем принять. Московская Декларация, а также про веденные между участниками настоящего совещапия предварительные консульта ции показали, что в ответ па возрожде ние германского милитаризма и на созда ние империалистическими государствами новых веенных блоков представленные здесь государства полны решимости спло тить свои силы, еще больше укрепить свою дружбу и сотрудничество. Заключением договора о дружбе, со трудничестве и взаимной помощи между восемью государствами закладывается незыблемый фундамент об’единенных дей ствий миролюбивых государств с целью отпора готовящейся агрессии, с целью обеспечения мира и безопасности в Евро пе. Правительство Советского Союза твердо убеждено, что решения настоящего сове щания создадут надежную основу для обеспечения безопасности всех государств лагеря мира, демократии и социализма. Вместе с тем наше совещание явится важным шагом в разрешении задач укреп ления мира и безопасности как в Европе, так и во всем мире. ВАРШАВА, 11 мая. (Спец. корр. ТАСС). На утреннем заседании совещания после главы делегации СССР Н. А. Булганина выступил глава делегации Чехословакии В . Широкий. Чехословацкая делегация, заявил Вильям Широкий, полностью согласна с подробным анализом международного положения, сде ланным Председателем Совета Министров Советского Союза Н. А. Булганиным, и приветствует предложения Советского правительства по вопросам сокращения во оружении, запрещения атомного оружия и устранения угрозы новой войны. Эта но вая инициатива Правительства Советского Союза указывает всем народам путь к зна чительному улучшению всего международ ного положения, к ослаблению междуна родной напряженности, к решению важ нейших вопросов, касающихся интересов всех стран мира. Чехословацкое правительство отдает все свои силы на поддержку мирных усилий Советского Союза, на принятие и осущест вление советских предложений. - Напомнив о том, что на Московском со вещании участники его пришли к единоду шному заключению, что ратификация парижских соглашении, предусматриваю щих восстановление милитаризма в Запад ной Германии и включение ремилитаризо ванной Западной Германии в агрессивные блоки, будет актом, направленным против сохранения мира и на подготовку новой войны в Европе, и что государства — участники Московского совещания заявили о своей готовности в таком случае при нять меры, необходимые для обеспечения своей безопасности и в интересах сохра нения мира в Европе, Вильям Широкий сказал: С восстановлением милитаризма в За падной Германии и включением Западной Германии в агрессивные западные блоки в Европе появляется новый важный фактор общего усиления напряженности, фактор угрозы безопасности и свободе народов. Короткий срок, отделяющий нас от ок тября прошлого года, когда были подписа ны парижские соглашения, был вполне до статочным для того, чтобы полностью под твердить нашим народам, что парижские соглашения направлены против мира, бе зопасности н независимости нашей страны и остальных миролюбивых стран. Правительство Чехословацкой Респуб лики, сказал далее Широкий, продолжая непоколебимо проводить политику ослабле ния международной напряженности, поли тику решения международных вопросов путем переговоров, считает, что в резуль тате ратификации парижских соглашений не только правильно, но и крайне необхо димо принять меры, которые предусматри вались Московским совещанием, принять все необходимые и настоятельные меры для охраны интересов наших народов, для охраны своей безопасности, для сохране ния мира в Европе и во всем мире. Наш общий ответ — твердый и опреде ленный. 2 декабря 1954 года мы подпи сали в Москве Декларацию, выражающую нашу единодушную точку зрения относи тельно парижских соглашений, а уже се годня, всего через несколько дней после де понирования ратификационных грамот па рижских соглашений, мы собираемся при нять необходимые меры. Мы собрались для того, чтобы обсудить заключение договора о дружбе, сотрудни честве и взаимной помощи и об организа ции об’единенного командования наших восьми государств. Правительство Чехословацкой Республи ки при предварительных консультациях выразило свою уверенность в том, что эти мероприятия будут правильным и эффек тивным ответом миролюбивых европейских стран на угрозу их национальной безопас ности. вытекающую из парижских согла шений. Глава Чехословацкой делегации отметил далее, что договор о дружбе, сотрудничест ве и взаимной помощи, который сейчас об суждается на совещании, полностью отве чает интересам и нуждам чехословацкого народа. Наш договор, сказал он, является выра- жением новой, еще более тесной сплочен ности миролюбивых европейских стран, его значение тем более велико, что наши усилия иохтержнвает 600-миллпонная азиатская держава — Китайская Народная Республика, представители которой прини мают участие в наших переговорах в ка честве наблюдателей. Однако мы не созда ем замкнутый изолированный блок, проти востоящий замкнутым агрессивным блокам Запада. Наш договор — не только прочная основа безопасности наших стран, их вза имная гарантия против 'агрессии, основа их сотрудничества в мирном строительст ве и в борьбе за мир, но и прочная и на дежная основа стремлений к обеспечению мира и безопасности всех европейских стран, основа дальнейшего стремления к обеспечению коллективной безопасности во всей Европе, к разрешению спорных вопро сов путем переговоров, к запрещению ору жия массового уничтожения, к всеобщему сокращению вооружений, к мирным и дру жеским отношениям между всеми государ ствами. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи создает прочную основу для самого тесного сотрудничества восьми европейских стран, против которых преж де всего направлены интриги и военные приготовления врагов мира. Страны демо кратического лагеря во главе с Советским Союзом показали себя в послевоенном раз витии как самые последовательные и са мые надежные борцы за мир и дружбу между народами в Европе. Договор узаконивает крайне необходи мые мероприятия в отношении .координа ции нашей дальнейшей общей борьбы за сохранение мира и безопасности в Европе. )н будет эффективным и мощным орудием в дальнейшей общей борьбе наших стран против подготовки новой войны в Европе, против любых интриг возрожденного гер манского милитаризма, против любых пла нов и маневров агрессивных блоков на Западе. В связи с серьезным усилением военной подготовки вооруженных сил западных блоков огромное значение имеет координа ция наших оборонных действий, органи зация об’единенного командования наших восьми стран. С точки зрения Чехословацкого прави тельства вполне правильное мероприятие — совместное обязательство оказать в случае вооруженного нападения против любой из наших стран немедленную и всестороннюю помощь — является проч ной гарантией того, что против любого агрессора выступит наша огромная общая сила. Об’единенное командование даст гаран тию того, что при дальнейшем формирова нии вооруженных сил наших стран еще более эффективно будет использоваться опыт Великой Отечественной войны. Оно обеспечит такое обучение наших вооружен ных частей, что в случае нападения они смогут одержать победу и над врагом, вла деющим совершенной техникой. Пусть ни кто не сомневается в том, что наши пароды будут всегда иметь в своем распоряжении все необходимые силы и средства для то го, чтобы в самом зародыше сорвать лю бые попытки агрессии. Указав, что договор о дружбе, сотруд ничестве и взаимной помощи является для Чехословацкой Республики дальнейшим утверждением и укреплением ее союзниче ских отношений с теми дружественными странами, с которыми у нее до сих пор такого договора не было, Вильям Широ кий сказал: Поэтому позвольте мне от имени Чехо словацкого правительства и всего чехо словацкого народа сердечно приветствовать нашего нового союзника'— Германскую Демократическую Республику. С Герман ской Демократической Республикой на шу страну связывают в течение ряда лет узы тесной дружбы, которые непрерывно укрепляются и расширяются. Эти наши братские отношения приобретают теперь выразительную форму договора. Договор о дружбе, сотрудничестве и вза имной помощи, продолжал Широкий, име ет далеко идущее историческое значение для дальнейшего развития в Европе и во всем мире. Он является падежной основой для на шей общей борьбы за победу дела мира, за создание общеевропейской системы кол лективной безопасности, за мирное реше ние международных вопросов, за мирное сосуществование и сотрудничество между странами, независимо от различия общест венных систем. Мы были и в дальнейшем будем против разделения Европы на про тивостоящие блоки. Мы твердо убеждены, и события, имевшие место до сегодняшне го дня, подтвердили это, что только путь коллективной безопасности является пра вильным и приемлемым для всех европей ских народов. Поэтому наши страны тор жественно подтверждают свое стремление к созданию системы коллективной безо пасности, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя. Цель и смысл нашего договора за ключается не в том, чтобы создать замк нутый блок государств, направленный против другой группы государств. Договор открыт для присоединения всех государств, которые готовы об’единиться с нами в усилии, направленном к обеспечению мира и безопасности народов. Наши страны на основании этого договора будут и впредь неустанно стремиться к об’единению мир ных стремлений всех европейских стран. Цель и смысл нашего договора заключает ся и будет заключаться в надежном обес печении мира в Европе посредством обще европейской системы коллективной безо пасности. Когда эта цель будет достигну та, наш договор утратит свой основной смысл и утратит свою силу. Доказательст вом и примером того, что открытые евро пейские проблемы можно решить и как их можно решить, является вопрос Ав стрии. Именно здесь было доказано, что к разрешению таких вопросов нельзя прийти путем противостоящих блоков и тем более на основе политики «с позиции силы». По литикой с позиции силы можно достигнуть только одного результата: обострить на пряженность, усилить опасность новой войны, и, однако, никогда не разрешить ту или иную международную проблему. Соглашение, которое было достигнуто меж ду Советской и Австрийской правительст венными делегациями в Москве, расцепи- вается во всем мире как пример успешно го решения спорных вопросов на основе переговоров при доброй воле обеих сторон. Если на этих днях с положительными ре зультатами закончатся переговоры послов четырех держав и австрийских представи телей в Вене и если обоснованы надежды, что мы находимся накануне иодписшия Государственного договора, то это не ре зультат политики с позиции силы — как заявляют некоторые ее защитники — но прежде всего результат огромного мирного усилия Советского Союза, свидетельство положительных результатов, к которым ведет его непоколебимая воля сохранить мир и разрешить международные вопросы. В связи с решением австрийского во проса и в Западной Германии справедливо раздаются голоса за то, что и при реше нии германского вопроса нужно было бы исходить не из интересов агрессивных блоков и политики с позиции силы, а из жизненных интересов немецкого народа и интересов мира в Европе. Нет сомнения в том, что при этих условиях, если не будет возможным восстановление герман ского милитаризма, и сейчас открыта реальная возможность покончить с ненор мальным положением в Германии и до стичь восстановления германского нацио нального етинства. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который является мощ ным орудием против агрессии в Европе, одновременно является эффективным ору дием решения международных вопросов в духе мира п соглашения, в соответствии с интересами народов. Поэтому он являет ся не только воплощением интересов на ших народов, но и интересов народов всех европейских стран. Наш договор во всех своих положениях базируется на основ ных и общепризнанных принципах мир ных отношений между народами, на прин ципе взаимного уважения суверенного ра венства государств, невмешательства во внутренние дела другого государства, на обязанности всех государств совместно стремиться к сохранению мира и безопас ности, на неот’емлемом праве всех госу дарств на индивидуальную и коллектив ную самооборону. Договор находится в полном соответст вии с целями и принципами Устава ООН. И наши страны обязуются в своих между народных отношениях воздерживаться от угрозы силой или ее применения и раз решать своп международные споры мир ными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность. Они всегда будут го товы участвовать в духе искреннего со трудничества во всех международных дей ствиях, имеющих целью обеспечение меж дународного мира и безопасности, н будут полностью отдавать свои силы достиже нию этих целей. Они будут по соглаше нию с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, стре миться принять эффективные меры к всеобщему сокращению вооружений и к запрещению атомного и водородного ору жия, как и других видов оружия массо вого уничтожения. К этому обязывает нас договор, к этому обязывает нас воля на шего парода. В заключение В . Широкий сказал: Че хословацкое правительство от имени все го чехословацкого народа заявляет, что оно полностью высказывается за договор восьми государств о дружбе, сотрудниче стве и взаимной помощи и примет все его положения и вытекающие из него обязательства, будет всегда неуклонно соблюдать этот договор. Затем с. заявлением выступил глава де легации Польской Народной Республики Председатель Совета министров 10. Цп- рапкевич. Он напомнил, что государства — участники Московского совещания, отдавая себе полностью отчет в том, ка кими последствиями чревата ратифика ция парижских соглашений для дела мира и безопасности Европы, приняли ясную Декларацию, констатирующую необходи мость принятия совместных мер в области организации вооруженных сил и их коман дования, а также других мер, необходи мых для укрепления обороноспособно сти перед лицом новой ситуации. Сегодня, заявил Циранкевич, священ ной обязанностью правительств, пред ставленных на Варшавском совещании, правительств, ответственных перед свои ми пародами за сохранение мира, неза висимости и неприкосновенности границ, является принятие и осуществление тех мер, о которых мы возвестили на Москов ском совещании. Остановившись на итогах десятилетия, прошедшего после капитуляции герман ского милитаризма, перед победоносными силами Советского Союза, перед миролю бивыми, свободолюбивыми народами, гла ва Польской делегации указал, что этот десятилетний период внешней политики Полыни был периодом непрекращающихся усилий в направлении сотрудничества со всеми странами Европы, независимо от их общественного и политического строя. Однако в своей борьбе за мир в Европе, сказал он, мы постоянно наталкивались на стену вражды и неприязни со стороны представителей западных держав, в пер вую очередь, правящих кругов Соединен ных Штатов. Эти* круги проявляли неиз менно враждебное отношение к жизнен ным интересам польского народа. Подчеркнув, что политика западных дер жав была враждебна не только но отноше нию к Польше, но и по отношению ко всем народам Европы, Циранкевич далее заявил: Наиболее ярким проявлением так назы ваемой политики «с позиции силы», по литики, направленной к войне, являются в настоящее время парижские соглашения. Так расценивает положение не только польский народ, по и народы Западной Ев ропы. Об этом лучше всего свидетельству ет то. к каким сложным маневрам и от чаянным шагам вынуждены были прибег нуть правительства Франции и других стран, чтобы под давлением Соединенных Штатов навязать своим народам пагубные парижские соглашения. Не только французский парод, но и дру гие народы Западной Европы видят опас ность возрожденного германского милита ризма. Ее видит также немецкий народ, ее видит особенпо молодежь в Западной Германии. Все громче и чаще раздаются голоса, свидетельствующие о том, что боль шинство населения Западной Германии не хочет возрождения гитлеровского вермахта. В самом деле, продолжал Циранкевич, к чему ведут парижские соглашения? Возрождаются милитаристские силы, со здается неогитлеровский вермахт, который на первых порах будет насчитывать, кро ме отрядов внутренней безопасности и по лиции, свыше 500 тыс. человек. Эти си лы будут вооружены современным оружи ем, в том числе оружием массового унич тожения. Давая народам обманчивые гарантии, на деле открывают широкие возможности для развертывания военной промышленно сти в Западной Германии. Численность во оруженных сил может быть сравнительно быстро увеличена. В иллюзорном характе ре такого рода гарантий народы Европы неоднократно убеждались уже в прошлом. Запутанная система постановлений париж ских соглашений рассчитана на произволь ное толкование теми, кто рассматривает этот документ, как инструмент политики агрессии. Приведя высказывания будущих руко водителей вермахта о том, чего они ожида ют от создания новой военной группиров ки, Циранкевич сказал, что обманывают ся, несомненно, те, кто считает, что силы возрожденного германского милитаризма устремятся исключительно на Восток, что за счет народов Восточной Европы они обе спечат свою безопасность. За подобного ро да иллюзии народы Западной Европы уже раз расплатились своей независимостью. II лишь решительное поражение, нанесен ное гитлеризму Советской Армией, дало народам Евоопы возможность восстановить свою независимость. Обрисовав опасность, вытекающую пз парижских соглашений, Циранкевич далее заявил: Польское правительство ставит перед народом вопрос ясно и четко: в результа те ратификации парижских соглашений угроза возрождения германского милита ризма становится совершепно реальной. Германский милитаризм представляет го бою серьезную угрозу для польского наро да. Германские реваншисты мечтают о за хвате и колонизации наших земель, пм чудится путь Гитлера от Мозеля до Клай педы, от Судетов до Урала... Чего требуют от нас наши националь ные интересы перед лицом такой опасно сти? Можем ли мы стоять, сложа руки, и ждать, пока восстановленная военная ма хина ревизионистской Германии двинется на нас, на наши страны? Никакое честное правительство, продол- жал он, не может бездействовать при та ком положении. Забота о безопасности на рода, о его будущем, о его завоеваниях и мирном труде, забота о мире в Европе дик туют Польскому правительству необходи мость изыскания эффективных методов безопасности, дабы никогда больше не пов торились мрачные годы оккупации, дабы никогда больше не было Освенцима, Май- данска и других лагерей смерти. Мы не хотим, чтобы наша независи мость зависела от лишенных реального со держания гарантий, как это имело место вследствие предательской прогитлеровской политики санации в 1939 году. Циранкевич заявил, что в свете опыта истории Полыни ясно, что она может и должна искать помощи среди друзей. Там, продолжал он, эта помощь реальна и конкретна. Единственным искренним нашим другом среди четырех великих дер жав был с самого начала и неизменно остается Советский Союз. Братство и са моотверженность советского воина верну ли нам свободу и спасли нас от гибели. Помощи Советского Союза во всех областях жизни Полыни в тяжкие дни послевоенно го периода была для нас огромной под держкой в деле восстановления страны. Нет такой области жизни нашего народа, в которой эта помощь не была бы замет на. Наряду с Советско-Польским договором, сказал он далее, мы заключили в период десятилетия оборонительные союзы с дру гими странами Восточной и Центральной Европы, среди которых особую роль играет наш союз с граничащей с нами братской Чехословацкой Республикой. Союзы между странами демократии и социализма создали от Балтики через всю Европу стену про тив германского империализма. Мы хотели дополнить эту стеку. Об этом говорил И. В . Сталин, когда мы подписывали в Москве 21 апреля 1945 года Иольско-Со- ветский договор. Сталин сказал: «Теперь можно с уве ренностью сказать, что немецкая агрес сия осаждена с Востока. Несомненно, что если этот барьер с Востока будет допол нен барьером с Запада, то есть союзом наших стран с нашими союзниками на Западе, то можно смело сказать, что не мецкая агрессия будет обуздана и ей нелегко будет разгуляться!». Отмстив, что барьер против германско го милитаризма не был дополнен с Запада, вследствие того, что в течение послевоен ных лет США сделали все, что могли, чтобы создать базу для возрождения гер манского империализма, обеспечить гер манскому империализму доминирующую роль среди европейских государств и направить его против барьера, воздвигну того на Востоке, против СССР, Польши и европейских стран народной демократии, Циранкевич далее сказал: Мы упорно и последовательно боролись за принцип неприменения силы, как ме тода разрешения спорных международ ных вопросов. Мы отказались от силы, как способа разрешения спорных между народных вопросов. Мы запечатлели это в Уставе Об’единенных Наций и в наших основных законах — наших конститу циях. Наши государства никогда не пред примут агрессивной войны, но пусть никто не обманывает себя надеждой, что угрозой силы заставит нас подчиниться его решениям. Мы не позволим никому безнаказанно покушаться на наши л;нз- ненные права. Поэтому для того, чтобы претворить нашу волю в действие, для того, чтобы реально противостоять грозя щей опасности. Правительство Польской Народной Республики заявляет о своей готовности принять участие в договоре о безопасности, сотрудничестве и взаимной помощи, который является предметом об суждения на настоящем совещании. Это договор, который будет охранять наши суверенные права п реально их гаран тировать. Подписывая этот договор, Поль ское государство является суверенно рав ным партнером в международных отноше ниях. Договор гарантирует взаимную за щиту суверенитета всех его участников. Это договор, который, несомненно, впер вые в истории Польши, связывая ее мно госторонними обязательствами с другими государствами, способствует тому, что ин тересы Польши становятся их собствен ными интересами, а интересы каждого из участников договора — интересами Поль ши. Циранкевич отметил, что самой суще ственной особенностью проектируемого до говора является прежде всего то, что он не направлен против какого-либо другого государства, а открыт для всех, кто захо чет об’единить свои усилия с нашими усилиями в деле защиты мира. В отли чие от Северо-атлантического пакта, За падноевропейского союза или пакта для Юго-Восточной Азии он не преследует цель захвата стратегических позиций и выгодных баз нападения, он не служит целям политики диктата по отношению к кому бы то ни было. В отличие от этих пактов он не имеет целью окружить или захватить врасплох какое-либо другое го сударство Западной Европы, ибо это до говор, об’единяющий в братском союзе государства, которые одинаково ненави дят войну и ценят мир, договор, направ ленный против угрозы агрессии, откуда бы она ни исходила. Этот договор, продолжал он, вносит в наши отношения нечто принципиально новое, многократно увеличивая таким (Окончание см. на 4-й стр.). *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz