На страже Заполярья. 1955 год. Май.
11 мая 1955 г., № 110 (5262). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Приветственное письмо торжественного заседания в Праге Верховному Совету СССР Совету Министров СССР Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза Дорогие товарищи! В знаменательный день десятой годов щины освобождения нашей родины по сылаем от имени всего чехословацкого на рода пламенный братский привет героиче скому народу, славной Коммунистической партии и правительству Советского Союза, победоносная армия которого принесла на шей стране свободу и открыла путь в но вую жизнь. Вечно будет жить в памяти нашего на рода беспримерный героизм советских вои нов и партизан в борьбе против фашизма. Их борьба поддерживала активное сопро тивление нашего народа ненавистным ок купантам. Мы никогда не забудем совет ских героев, отдавших свою жизнь за ос вобождение нашей Родины. Совместно про литая кровь'на веки веков скрепила ве ликую дружбу народов Советского Союза и Чехословакии. С момента освобождения нашей родины от фашистского ига начинается новый исторический этап в жизни чешского и словацкого народов. Вековая борьба чехов и словаков за свое национальное сущест вование, за сохранение государственной независимости была окончательно решена победой Советского Союза над фашистским агрессором. Чехословацкий народ впервые в своей истории создал подлинно народно-демокра тическое вполне суверенное государство, независимое от иностранных империали стов. Наш народ под руководством своей родной Коммунистической партии Чехосло вакии перешел от победоносной нацио нальной и демократической резолюции к строительству основ социализма. За десять лет свободы неузнаваемо из менилась жизнь трудящихся Чехослова кии. Выросли новые заводы, электростан ции, плотины, железные дороги, жилые кварталы, школы и театры. Словакия, не когда отсталая аграрная страна, превра тилась в новой Чехословакии в край с высокоразвитой промышленностью. Благодаря самоотверженному героиче скому труду народа наша родина стала еще сильнее и прекраснее. Неустанно ра стет материальный и культурный уровень чехословацких трудящихся. Все эти успехи были достигнуты в ус ловиях .растущего п укрепляющегося единства наших народов и братского со трудничества рабочих, крестьян п интел лигенции, которых ведет и вдохновляет Коммунистическая партия Чехословакии. В этом созидательном деле нам оказывал и постоянно оказывает огромную помощь наш лучший друг и союзник — Совет ский Союз. Десять лет народно-демократической Че хословакии полностью подтвердили пра вильность пути, на который мы вступи ли, правильность и успех политики Ком мунистической партии и правительства Национального фронта. Нага народ во гла ве с рабочим классом доказал в эти годы, что он умеет лучше править и хозяйни чать, чем капиталисты, без них и против них и что ничто не сведет его с этого пути. Десятая годовщина освобождения нашей родины вдохновляет наших рабочих, тру дящихся крестьян и интеллигенцию на повышение своих созидательных усилий, па еще более решительную борьбу за мир, против империалистических поджигателей повой войны. Большие и важные задачи дальнейшего успешного строительства со циализма и борьбы за мир были выдвину ты X с’ездом Коммунистической партии Чехословакии. Вся паша страна кипит ра достным созидательным трудом, борясь за развитие тяжелой промышленности — этой основы роста всего народного хозяй ства, за крутой под’ем сельскохозяйствен ного производства, за повышение количе ства и улучшение качества товаров широ кого потребления и за усиление обороно способности страны. Чтобы выполнить эти большие задачи, надо будет приложить еще много усилий, прежде всего для резкого повышения производительности труда на всех участ ках. У нашего свободного народа, однако. достаточно сил, энтузиазма и революцион ной энергии, чтобы успешно выполнить эти задачи. И если во время фашистской оккупации Советский Союз был для нас огромной поддержкой в борьбе, то сейчас он яв ляется вдохновляющим примером в нашей созидательной работе. Наши трудящиеся постоянно изучают победоносный путь со ветского народа — строителя коммунизма. Мы бесконечно ценим всестороннюю по мощь Советского Союза, без которого не было бы наших созидательных успехов. Помощь, которую Советский Союз оказы вает и другим демократическим странам, а также растущее взаимное сотрудничест во стран лагеря социализма и демократии являются выражением новых, не видан ных никогда отношений между народами, непреложным доказательством мирного характера политики Советского Союза п народно-демократических стран. Наш трудовой народ крепко и непоко лебимо поддерживает мирную политику Советского Союза, цель которой — взаим ное понимание между народами, прогресс и лучшее будущее всего человечества. Мы не упускаем нз вида того факта, что в нашем ближайшем соседстве — в За падной Германии — империалисты во гла ве с агрессивными кругами США усилен но готовятся развязать новую войну про тив Советского Союза, стран народной де мократии и Германской Демократической Республики и подавить демократические силы во всем мире. Путем возрождения нацистской армии, оснащенной оружием массового уничтожения, они хотят повто рить агрессивный поход на Восток, кото рый так бесславно окончился для их предшественников. Чехословацкий народ никогда не допу стит, чтобы империалистические разбойни ки снова опустошили его родину, которую он спас своей самоотверженной борьбой бок о бок с Советской Армией и творче ским трудом вознес к новой, более счаст ливой жизни. Растущим трудовым героиз мом он укрепляет свою родину, сознавая, что тем самым он вносит ценнейший вклад в дело укрепления могучего лагеря социа лизма и демократии и воодушевляет на родные массы в капиталистических и ко лониальных странах, борющихся за мир, свободу и демократию. Непоколебимая воля чехословацкого на рода бороться за мир до самого конца и сорвать преступные планы империа листов отвечает решениям Московско го совещания восьми европейских стран но обеспечению мира и безопасности Европе. Поэтому трудовой народ Чехословакии полностью поддерленвает совместные мероприятия но обеспече нию безопасности наших стран, заклю чение договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и создание соединенно го военного командования. Обязательства, принятые чехословацким правительством от имени нашей республики на Московском совещании, будут выполняться точно и со всей решительностью. Основой нашего государственного и на ционального существования является че- хословацко-советская дружба. Мы будем ее постоянно развивать и укреплять в духе готвальдовского лозунга: «С Совет ским Союзом на вечные времена». Благодарность и любовь вам — нашим освободителям! Да здравствует героический советский народ — строитель коммунизма! Пусть живет и крепнет нерушимая дружба народов Чехословакии и Советского Союза! Слава непобедимой Советской Армии! Слава Коммунистической партии и пра вительству Советского Союза! Слава ведикому Советскому Союзу — знаменосцу мира, свободы и прогресса че ловечества! Торжественное заседание Центрального комитета Коммунистической партии Чехословакии, правительства Чехосло вацкой Республики и Центрального комитета Национального фронта. Прага, 8 мая 1055 года. Сделать каждое занятие по специальности новым шагом по пути к боевому мастерству j В учебе пужна требовательность Родина вручила советским морякам пер воклассную боевую технику, самое совер шенное оружие. Но для того, чтобы быть готовым в любое время и в любых усло виях использовать всю мощь оружия, не обходимо до тонкостей изучить его, в со вершенстве овладеть практическими прие мами его применения. К этому призывает нас в приказах от 1 и 9 мая Министр Обороны Союза ССР Маршал Советского Союза Г. К . Жуков. От качества занятий по специальности зависит одиночная подготовка матроса, боеготовность подразделения, корабля. Это обязывает старшин организовать боевую учебу строго по уставу, учить матросов тому , что необходимо на войне. При этом во всем должна проявляться высокая командирская требовательность. Надо всегда помнить, что без твердой дисциплины , организованности и порядка немыслимо высокое качество занятий по специальности. Очень мпого значит, что бы воины точно но сигналу собрались в назначенном месте, соблюдали установ ленную Ф орму одежды, внимательно слу шали руководителя. Это не второстепенные вопросы, а требования устава — закона, по которому моряки должны жить и учиться. К сожалению, в нашем подразделении есть еще недостатки в этом отношении. Их надо изжить в ближайшее время. Бы вают случаи, когда занятия переносятся из-за непродуманного планирования. Под час старшины бывают плохо подготовлены к занятия»! потому, что им поздно об’яш!- ли время проведения их и тему. От такой учебы мало пользы. Однако подобные факты редки, и боль- ппгнепю старшин добросовестно относится к своему делу. Заслуживает внимания практика обу чения своих подчиненных старшиной 2 статьи Деревягнным. Как-то матросы Березовский и Астафьев отвлекались во время рассказа руководителя. Командир предупредил их, но это не помогло. На еле -1 свою выучку. Так и случилось с матросом дующем занятии воины разговаривали между собой. Тогда старшина наказал на рушителей порядка. Во-врсмя и справедли во наложенное дисциплинарное взыскание имеет большое воспитательное значение для тех, кто совершил проступок, и их товарищей. Военная мудрость гласит: «С одного взыскиваешь — десятерых удержи ваешь от проступков». Важно, чтобы старшина добивался не только «пассивной» дисциплины. Ко нечно, необходимо, чтобы на занятии было тихо, все по форме одеты и т . д. Однако, если матрос не продумывает глубоко ска занное командиром, не вникает в смысл каждого слова, знания у него будут по верхностные. Матрос Семенюк служит уже не первый год. Однако дело свое он знает слабо. Здесь вина командира отделения. Он счи тал, что раз подчиненный спокойно сидит на занятиях, значит к учебе относится добросовестно. Если бы он почаще задании воину контрольные вопросы , положение, видимо, сложилось бы иное. Ошибку своего предшественника пе исправил и малоопытный командир отделения старший матрос Назаров. Нельзя упускать из виду и вопросы вежливости и тактичности на занятиях. Надо приучить матросов, чтобы они вста вали при ответах, сидели не вразвалку, были но форме одеты. Все это дисциплини рует личный состав. Если же старшина не требует строго соблюдать эти «мело чи», то подчиненные думают, что выпол нять их не обязательно. Никаких послаблений не делает матро сам старшина 2 статьи Мизюлин. А вот старшина 1 статьи Стахмпч пе всегда тре бователен. Порой бывает так, что он все внимание сосредоточивает на молодых ма тросах и не контролирует поведение и степень подготовленности к занятию ста рослужащих воинов. В результате некото рые нз них перестали совершенствовать Восгкодавовым. И виноват в этом не мень ше его старшина. Старшина обязан требовать, чтобы под чиненные постоянно совершенствовали свое мастерство. Видя, что кто-лшо из подчиненных не имеет новых достижений, оп должен заставить его больше занимать ся самостоятельно, помочь ему в этом. Пе редовые командиры опираются в своей работе на опытных специалистов Так, на- НР1ГМОР, по совету старшины старший ма трос Гусаров успешно передает свои зна ния матросу Рылову. Хорошо организованное занятие по спе циальности имеет большую действенность. В этом можно убедиться на примерах. Хо чется вспомнить один поучительный слу чай. Командир отделения котельных маши нистов об’яснил подчиненным УСТГХШСТВО и действие масляной системы турбо-неф- тяного насоса. Старшина, подробпо расска зал о Фильтрах, важности смазки, как предупреждать неисправности в работе ме ханизма. Занятие было построено методи чески правильно и интереспо, и воины хорошо усвоили материал. Вскоре корабль вышел в море. Матрос Волков обслуживал вспомогательные меха низмы (котельного отделения. Вдруг он за метил, что из регулятора скорости потек ло масло. «В чем дело, как быть?» — ду мал воин. И Волков сразу вспомнил, что аналогичный случай разбивался на заня тии. Матрос быстро определил ппитану неполадки и немедленно устранил ее. Он обеспечил бесперебойную работу техники Мы видим, какое большое значение имеют занятия по специальности. Следо вательно, каждый ставши на должен сде лать вывод, что занятия необходимо про водить высококачественно, во всем п р о я в л я т ь уставную требовательность. Надо настойчиво у ч и т ь м о р я к о в т о м у , ч т о не обходимо в бою. Инженер-лейтенант А. ЗАБАБУРИН. Любознательный, старательный, испол нительный — так говорят на корабле о матросе Васнлнн Верещагине. Благодаря настойчивой учебе, он хорошо знает свою специальность, содержит заведывание в чистоте и образцовом порядке. НА СНИМКЕ: матрос В. Верещагин за несением вахты на горении. Фото И . Никипгова. Наглядно и доходчиво Трюмный машинист подводной лодки Неустанно овладевать специальностью, повышать свои знания и практические навыки Ленция о советских займах В матросском клубе для трудя щихся города и воинов-североморцев офи цер Кобызев прочитал лекцию на тему: «Советские займы — всенародный вклад в дело строительства коммунизма». Лектор подробно рассказал об успехах советского народа в промышленности, сельском хозяйстве, о том, как в нашей стране претворяются •в жизнь историче ские решения январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР. Он остановился на вопросе роста национального дохода Советского государ ства как основном показателе неуклон ного повышения благосостояния советско го народа. Говоря о бюджете Мурманской области, тов. Кобызев отметил, что бюджет области в 1055 году по сравнению с довоенным ,1940 годом увеличился в 2,5 раза. 84 процента всех этих средств ассигновано на социально-культурные мероприятия. — Огромный вклад в дело построения коммунизма в нашей стране, — сказал тов. Кобызев, — вносят советские люди, ежегодно подписываясь на государствен ные займы. Добровольно давая взаймы государству свои сбережения, трудящиеся нашей Родины и воины армии и флота способствуют росту народного хозяйства и укреплению могущества Советского госу дарства. Лектор подробно рассказал о том, куда идут государственные займы, о большой выгоде займодержателей, получающих еже годно крупные доходы от выигрышей по облигациям государственных займов. Присутствующие с большим интересом прослушали содержательную лекцию офи цера. (Наш корр.). К трюмному машинисту на подводной лодке иред'являются большие и серьез ные требования. Ему необходимо хорошо знать не только свои обязанности и заве- дыванис, но и устройство корабля, прави ла пользования осушительной и воздуш ной системами, средства борьбы за живу честь лодки и т. д. Боевая техника, вве ренная ему, требует к себе особой заботы п внимания, так как многие механизмы все время соприкасаются с забортной во дой и поэтому на них очень быстро появ ляется ржавчина. И чтобы заведывание находилось в полной исправности и рабо тало безотказно, трюмный машинист дол жен самым тщательным образом произво дить осмотр и проворачивание механиз мов, немедленно удалять замеченный им налет ржавчины и ныли, быстро устра нять неисправности. Только так можно обеспечивать постоянную готовность бое вых постов к действию, к выходу в море для выполнения поставленных перед ко раблем задач. Успешно справляться со своими серьез ными обязанностями • трюмный машинист сможет лишь при условии настойчивой, систематической учебы по специально сти. Он должен самым внимательным об разом относиться к каждому занятию, стремясь получить от учебы как можно больше знаний и практических навыков. Надо постоянно расширять свой круго зор, читая специальную Литературу, изу чая опыт обслуживания механизмов. Все это глубоко сознает старшина 2 статьи Павленко. Он специалист первого класса, подлинный мастер своего дела. Моряк знает боевую технику, любит и бе режет ее. Заведывание старшины всегда находится в образцовом состоянии. Во время осмотра и проворачивания механиз мов он исключительно внимателен. Если обнаруживает неполадки, сразу же их устраняет и докладывает об этом по команде. Старшина 2 статьи Павленко.не только о т л и ч н ы й специалист, но и умелый вос питатель матросов. Он стремится к тому,! чтобы его подчиненные были такими же- мастерами своего дела, каким является он сам. Например, матрос Шафпков при шел на подводную лодку со слабыми спе циальными знаниями, без практического опыта. Старшине пришлось с ним много поработать. Помимо плановых занятий, Павленко занимался с матросом вечера ми, раз'ясняя ему теоретические вопросы, без знания которых тот не мог успешно изучить технику боевого поста. Помощь старшины и, главное, личная старатель ность в учебе позволили Шафикову до гнать передовых матросов. Денным в практике старшины Павлен ко является и то, что он проводит заня тия но специальности непосредственно у механизмов. Это помогает трюмным маши нистам глубоко, как говорится, «до вин тика» изучить технику, приобрести тверд!,le практические навыки. Вместе с тем такие занятия являются хорошей под готовкой к сдаче на классность. Хорошо зная свою специальность, старшина 2 статьи Павленко и его под чиненные в морс действуют умело, прояв ляют инициативу и находчивость. Это результат того, что они учатся в услови ях, приближенных к боевым, не боят ся трудностей. И если в походе обстанов ка неожиданно осложняется, они не теря ются, а поступают так, как нужно. Од нажды лодка длительное время находи лась в море. В этом походе потребовалось выполнить в короткий срок работу. Трюм ные машинисты быстро приступили к делу. Они работали уверенно, с инициа тивой. Моментально моряки привели в по рядок гидроаккумуляторы. Благодаря опе ративным и умелым действиям трюмных машинистов, работа не отразилась на результатах похода. Подводная лодка ус пешно снравнлась со своей задачей. А вот еще один пример, свидетельству ющий о находчивости и ревностной служ бе подчиненных старшины Павленко. Бы вали иногда случаи, когда в магистра ли забивались клапаны помп. Матрос Шафпков нашел выход. Из листовой лату ни он сделал добавочные фильтры. Те перь иод клапаны значительно меньше по падает мусора, и помпы работают лучше. В заключение хочется дать совет моло дым матросам. Естественно, что почти все они стремятся в совершенстве овладеть корабельной техникой, стать классными специалистами. Но некоторым из них не хватает любознательности и настойчиво сти в учебе. Отдельные воины занимают ся неровно. Они придерживаются лож ного мнения: дескать, до зачетов на клас сность еще далеко, время есть — успе ем подготовиться. Таким матросам вряд ли удастся хорошо изучить специальность и, тем более, получить классность. Я скажу, исходя нз личного опыта: к зачетам на классность надо готовиться в течение всего года. Л, наиример, когда изучал специальность, не довольствовал ся лишь учебным временем, а занимался вечерами, не стеснялся обращаться с во просами к командиру подразделения, к опытным матросам и старшинам. Вместе с тем, и это очень валено, — в учебе соблюдал последовательность, нридержп- вался принципа: от простого к сложному. Только, постигнув одно, переходил к дру гому. Так я подготовился и сдал снача ла на специалиста второго, а потом п первого класса. Трюмные машинисты, как и весь лич ный состав подводной лодки, продолжают настойчиво совершенствовать свое бое вое мастерство, учиться тому, что необ ходимо на войне. Сейчас мы готовимся к новым походам, где будем выполнять учебные задачи, чтобы еще выше поднять боевую готовность подводной лодки. Старшина 1 статьи И. РЯПОЛОВ, специалист первого класса. Техническая конференция В нашем подразделении состоялась тех ническая конференция. Опытные радио метристы заранее подготовились к высту плениям. Матрос Нога рассказал о великом рус ском ученом, изобретателе радио Попове и развитии радиотехники в наши дни. С те мой «Электронные лампы» выступил ма трос Власенко. Он говорил о назначении этих ламп, об их устройстве и работе. О другой лампе рассказал матрос Никитин. Выступившим были заданы вопросы. Техническая конференция помогла воинам глубже познать и изучить работу сложной радиолокационной техники. Матрос М. МАЛАЩИЦКИЙ. Принят кандидатом в члены КПСС Недавно в жизни комсомольца сержанта Гирвича произошло большое событие: пар тийное собрание приняло его кандидатом в члены КПСС. Тов. Гнрвич умело мобилизует молодежь на образцовое выполнение задач боевой и политической подготовки, укрепление во инской дисциплины, на повышение боего товности подразделения. За усердие в службе он имеет около 30 поощрений от командования, в том числе личную фото карточку, на которой воин сфотографиро ван при развернутом Знамени части. Тов. Гпрвпч такд;е награжден Почетной гра мотой ЦК ВЛКСМ. В. ЗОРКИН. Помогли товарищу стать отличником Плохая молва шла в нашем подразделе нии о молодом матросе Галине. Он нару шал воинскую дисциплину, несерьезно относился к службе, к повышению своих политических знаний. Его поведение не раз обсуждали комсомольцы на своих со браниях, с ним часто беседовали товари щи. Но не только осуждали воины матроса Галина за нерадивое отношение к своим обязанностям, они оказывали ему и по стоянную помощь. Много внимания уде лил ему, в частности, помощник руководи теля группы политических занятий стар шина 2 статьи Старостин. Он напоминал молодому воину о том, что примерность в службе и учебе, воинская дисциплина яв ляются основой успеха в боевой и полити ческой подготовке. Старшина посоветовал матросу, как следует работать над учеб ником. тщательно готовиться к политиче ским занятиям. И вскоре были видны пер вые результаты товарищеской помощи. Ма трос Галин стал много читать, проявлять активность в службе и учебе. Систематически повышал матрос Галин свои политические знания, по примеру пе редовых воинов стал подтянутым, дисци плинированным, полюбил свою специаль ность. В первомайском приказе командира подразделения матрос Галин был об'явлен отличником боевой и политической подго товки. Матрос А. АРТАМОНОВ. Перед практическими тренировками НА СНИМКЕ: специалист первого класса старшина I статьи Виктор Краснов (слева), награжденный именными часами, дает старшине 2 статьи Николаю Коно валову указание по подготовке торпедных аппаратов. Фото И . Никишова. Занятия по специальности являются главным средством в изучении боевой тех ники. Их надо строить так, чтобы теория была неразрывно связана с практикой. Воин с хорошими теоретическими знания ми, но не имеющий навыков ее использо вания, не может умело управлять оружи ем и механизмами. Отсутствие опыта бу дет чувствоваться на каждом шагу. Командир отделения старшина 2 статьи Гармоза хорошо понимает это. Требова тельный командир и чуткий воспитатель,, он добивается, чтобы учеба подчиненных была наглядной, рассказ убедительным. К каждому занятию он готовится заранее, продумывает метод его, решает, где луч ше собрать воинов, и заботится о нагляд ных пособиях. В плане-конспекте время рассчитано е точностью до минуты. А один из матро сов, по указанию старшины, заранее по добрал все необходимое для занятия, при вел в порядок кубрик. Сигнал. Личный со став занимает своп места. Старшпна ос матривает, все ли воины по форме одеты, нет лп опоздавших. Опоздавших обычно не бывает. Гармоза нрпучил подчиненных к дисциплине. Не теряя времени, он при ступает к делу. — Тема сегодняшнего занятия «Изу чение силуэтов самолетов п кораблей», — об’являет старшпна. Командпр отделения раз’яспяет, что на до уметь безошибочно опознавать корабли в любое время и на большом расстоянии. Известно, что американские империалисты готовят третью мировую войну. Поэтому советские моряки должны быть всегда на чеку и зорко охранять рубежи Родины. Затем старшпна проверяет, как воины усвоили материал предыдущей темы. — Матрос Долгих, что это за самолет? — спрашивает Гармоза п показывает кар точку с изображением воздушного кораб ля. Сигнальщик отвечает правильно. И другие воины показалп твердые знания. «Значит, на прошлых занятиях цель до стигнута», — делает старшпна вывод, слу шая четкую речь одного пз подчиненных: — Это бомбардировщик, грузопод’ем- ность..., скорость... — Ну, а теперь проверим, как вы ус воили силуэты кораблей, — предупреж дает Гармоза. — Матрос Макаров, расска жите, чем отлпчается этот корабль от дру гих. Матрос отвечает спокойно, уверенно. — Предлагаю запомнить еще ряд си луэтов, — продолжает занятие старшпна, показывает рисунки и поясняет их. Так проходит час. Перерыв. Матросы хорошо усвоили тему, времени на это им хвати ло, неясностей нет. Следующий час личный состав отраба тывает на мостике сигналопроизводство. Учебой руководит старшина. — Вы будете набирать и разбирать сигналы по сводам, — приказывает он одному сигнальщику. — Есть! — А вы, товарищи, работайте па фа лах. — Есть! — Набрать сигнал: «Все сигналы ре петовать». Не прошло и минуты, как флаги взви лись на рее. — Первый сигнал .., второй! — коман дует старшина. — Сигналы к под’ему готовы, — от вечают матросы. — На фалах! — Есть на Фалах! — Поднять сигнал! — Есть поднять сигнал! Так проходит второй час. Видно, что моряки хорошо натренированы. Старшина хорошо помнит, когда матро сы Брязгпн и Лысухии впервые пришли на мостпк. Они были нерасторопны, часто терялись. А сейчас — все классные спе циалисты. отличники боевой и политиче ской подготовки. Такими их сделали си стематические занятия'но специальности, тренировки на боевых постах. Моряки не жалеют сил для совершенст вования выучки, отрабатывают навыки до автоматизма. В этом немалая заслуга стар шины, который проводит занятия нагляд но и доходчиво. С. БРАТАНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz