На страже Заполярья. 1955 год. Май.

11 мая 1955 г., № 110 (5262). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Приветственное письмо торжественного заседания в Праге Верховному Совету СССР Совету Министров СССР Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза Дорогие товарищи! В знаменательный день десятой годов­ щины освобождения нашей родины по­ сылаем от имени всего чехословацкого на­ рода пламенный братский привет героиче­ скому народу, славной Коммунистической партии и правительству Советского Союза, победоносная армия которого принесла на­ шей стране свободу и открыла путь в но­ вую жизнь. Вечно будет жить в памяти нашего на­ рода беспримерный героизм советских вои­ нов и партизан в борьбе против фашизма. Их борьба поддерживала активное сопро­ тивление нашего народа ненавистным ок­ купантам. Мы никогда не забудем совет­ ских героев, отдавших свою жизнь за ос­ вобождение нашей Родины. Совместно про­ литая кровь'на веки веков скрепила ве­ ликую дружбу народов Советского Союза и Чехословакии. С момента освобождения нашей родины от фашистского ига начинается новый исторический этап в жизни чешского и словацкого народов. Вековая борьба чехов и словаков за свое национальное сущест­ вование, за сохранение государственной независимости была окончательно решена победой Советского Союза над фашистским агрессором. Чехословацкий народ впервые в своей истории создал подлинно народно-демокра­ тическое вполне суверенное государство, независимое от иностранных империали­ стов. Наш народ под руководством своей родной Коммунистической партии Чехосло­ вакии перешел от победоносной нацио­ нальной и демократической резолюции к строительству основ социализма. За десять лет свободы неузнаваемо из­ менилась жизнь трудящихся Чехослова­ кии. Выросли новые заводы, электростан­ ции, плотины, железные дороги, жилые кварталы, школы и театры. Словакия, не­ когда отсталая аграрная страна, превра­ тилась в новой Чехословакии в край с высокоразвитой промышленностью. Благодаря самоотверженному героиче­ скому труду народа наша родина стала еще сильнее и прекраснее. Неустанно ра­ стет материальный и культурный уровень чехословацких трудящихся. Все эти успехи были достигнуты в ус­ ловиях .растущего п укрепляющегося единства наших народов и братского со­ трудничества рабочих, крестьян п интел­ лигенции, которых ведет и вдохновляет Коммунистическая партия Чехословакии. В этом созидательном деле нам оказывал и постоянно оказывает огромную помощь наш лучший друг и союзник — Совет­ ский Союз. Десять лет народно-демократической Че­ хословакии полностью подтвердили пра­ вильность пути, на который мы вступи­ ли, правильность и успех политики Ком­ мунистической партии и правительства Национального фронта. Нага народ во гла­ ве с рабочим классом доказал в эти годы, что он умеет лучше править и хозяйни­ чать, чем капиталисты, без них и против них и что ничто не сведет его с этого пути. Десятая годовщина освобождения нашей родины вдохновляет наших рабочих, тру­ дящихся крестьян и интеллигенцию на повышение своих созидательных усилий, па еще более решительную борьбу за мир, против империалистических поджигателей повой войны. Большие и важные задачи дальнейшего успешного строительства со­ циализма и борьбы за мир были выдвину­ ты X с’ездом Коммунистической партии Чехословакии. Вся паша страна кипит ра­ достным созидательным трудом, борясь за развитие тяжелой промышленности — этой основы роста всего народного хозяй­ ства, за крутой под’ем сельскохозяйствен­ ного производства, за повышение количе­ ства и улучшение качества товаров широ­ кого потребления и за усиление обороно­ способности страны. Чтобы выполнить эти большие задачи, надо будет приложить еще много усилий, прежде всего для резкого повышения производительности труда на всех участ­ ках. У нашего свободного народа, однако. достаточно сил, энтузиазма и революцион­ ной энергии, чтобы успешно выполнить эти задачи. И если во время фашистской оккупации Советский Союз был для нас огромной поддержкой в борьбе, то сейчас он яв­ ляется вдохновляющим примером в нашей созидательной работе. Наши трудящиеся постоянно изучают победоносный путь со­ ветского народа — строителя коммунизма. Мы бесконечно ценим всестороннюю по­ мощь Советского Союза, без которого не было бы наших созидательных успехов. Помощь, которую Советский Союз оказы­ вает и другим демократическим странам, а также растущее взаимное сотрудничест­ во стран лагеря социализма и демократии являются выражением новых, не видан­ ных никогда отношений между народами, непреложным доказательством мирного характера политики Советского Союза п народно-демократических стран. Наш трудовой народ крепко и непоко­ лебимо поддерживает мирную политику Советского Союза, цель которой — взаим­ ное понимание между народами, прогресс и лучшее будущее всего человечества. Мы не упускаем нз вида того факта, что в нашем ближайшем соседстве — в За­ падной Германии — империалисты во гла­ ве с агрессивными кругами США усилен­ но готовятся развязать новую войну про­ тив Советского Союза, стран народной де­ мократии и Германской Демократической Республики и подавить демократические силы во всем мире. Путем возрождения нацистской армии, оснащенной оружием массового уничтожения, они хотят повто­ рить агрессивный поход на Восток, кото­ рый так бесславно окончился для их предшественников. Чехословацкий народ никогда не допу­ стит, чтобы империалистические разбойни­ ки снова опустошили его родину, которую он спас своей самоотверженной борьбой бок о бок с Советской Армией и творче­ ским трудом вознес к новой, более счаст­ ливой жизни. Растущим трудовым героиз­ мом он укрепляет свою родину, сознавая, что тем самым он вносит ценнейший вклад в дело укрепления могучего лагеря социа­ лизма и демократии и воодушевляет на­ родные массы в капиталистических и ко­ лониальных странах, борющихся за мир, свободу и демократию. Непоколебимая воля чехословацкого на­ рода бороться за мир до самого конца и сорвать преступные планы империа­ листов отвечает решениям Московско­ го совещания восьми европейских стран но обеспечению мира и безопасности Европе. Поэтому трудовой народ Чехословакии полностью поддерленвает совместные мероприятия но обеспече­ нию безопасности наших стран, заклю­ чение договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и создание соединенно­ го военного командования. Обязательства, принятые чехословацким правительством от имени нашей республики на Московском совещании, будут выполняться точно и со всей решительностью. Основой нашего государственного и на­ ционального существования является че- хословацко-советская дружба. Мы будем ее постоянно развивать и укреплять в духе готвальдовского лозунга: «С Совет­ ским Союзом на вечные времена». Благодарность и любовь вам — нашим освободителям! Да здравствует героический советский народ — строитель коммунизма! Пусть живет и крепнет нерушимая дружба народов Чехословакии и Советского Союза! Слава непобедимой Советской Армии! Слава Коммунистической партии и пра­ вительству Советского Союза! Слава ведикому Советскому Союзу — знаменосцу мира, свободы и прогресса че­ ловечества! Торжественное заседание Центрального комитета Коммунистической партии Чехословакии, правительства Чехосло­ вацкой Республики и Центрального комитета Национального фронта. Прага, 8 мая 1055 года. Сделать каждое занятие по специальности новым шагом по пути к боевому мастерству j В учебе пужна требовательность Родина вручила советским морякам пер­ воклассную боевую технику, самое совер­ шенное оружие. Но для того, чтобы быть готовым в любое время и в любых усло­ виях использовать всю мощь оружия, не­ обходимо до тонкостей изучить его, в со­ вершенстве овладеть практическими прие­ мами его применения. К этому призывает нас в приказах от 1 и 9 мая Министр Обороны Союза ССР Маршал Советского Союза Г. К . Жуков. От качества занятий по специальности зависит одиночная подготовка матроса, боеготовность подразделения, корабля. Это обязывает старшин организовать боевую учебу строго по уставу, учить матросов тому , что необходимо на войне. При этом во всем должна проявляться высокая командирская требовательность. Надо всегда помнить, что без твердой дисциплины , организованности и порядка немыслимо высокое качество занятий по специальности. Очень мпого значит, что­ бы воины точно но сигналу собрались в назначенном месте, соблюдали установ­ ленную Ф орму одежды, внимательно слу­ шали руководителя. Это не второстепенные вопросы, а требования устава — закона, по которому моряки должны жить и учиться. К сожалению, в нашем подразделении есть еще недостатки в этом отношении. Их надо изжить в ближайшее время. Бы­ вают случаи, когда занятия переносятся из-за непродуманного планирования. Под­ час старшины бывают плохо подготовлены к занятия»! потому, что им поздно об’яш!- ли время проведения их и тему. От такой учебы мало пользы. Однако подобные факты редки, и боль- ппгнепю старшин добросовестно относится к своему делу. Заслуживает внимания практика обу­ чения своих подчиненных старшиной 2 статьи Деревягнным. Как-то матросы Березовский и Астафьев отвлекались во время рассказа руководителя. Командир предупредил их, но это не помогло. На еле -1 свою выучку. Так и случилось с матросом дующем занятии воины разговаривали между собой. Тогда старшина наказал на­ рушителей порядка. Во-врсмя и справедли­ во наложенное дисциплинарное взыскание имеет большое воспитательное значение для тех, кто совершил проступок, и их товарищей. Военная мудрость гласит: «С одного взыскиваешь — десятерых удержи­ ваешь от проступков». Важно, чтобы старшина добивался не только «пассивной» дисциплины. Ко­ нечно, необходимо, чтобы на занятии было тихо, все по форме одеты и т . д. Однако, если матрос не продумывает глубоко ска­ занное командиром, не вникает в смысл каждого слова, знания у него будут по­ верхностные. Матрос Семенюк служит уже не первый год. Однако дело свое он знает слабо. Здесь вина командира отделения. Он счи­ тал, что раз подчиненный спокойно сидит на занятиях, значит к учебе относится добросовестно. Если бы он почаще задании воину контрольные вопросы , положение, видимо, сложилось бы иное. Ошибку своего предшественника пе исправил и малоопытный командир отделения старший матрос Назаров. Нельзя упускать из виду и вопросы вежливости и тактичности на занятиях. Надо приучить матросов, чтобы они вста­ вали при ответах, сидели не вразвалку, были но форме одеты. Все это дисциплини­ рует личный состав. Если же старшина не требует строго соблюдать эти «мело­ чи», то подчиненные думают, что выпол­ нять их не обязательно. Никаких послаблений не делает матро­ сам старшина 2 статьи Мизюлин. А вот старшина 1 статьи Стахмпч пе всегда тре­ бователен. Порой бывает так, что он все внимание сосредоточивает на молодых ма­ тросах и не контролирует поведение и степень подготовленности к занятию ста­ рослужащих воинов. В результате некото­ рые нз них перестали совершенствовать Восгкодавовым. И виноват в этом не мень­ ше его старшина. Старшина обязан требовать, чтобы под­ чиненные постоянно совершенствовали свое мастерство. Видя, что кто-лшо из подчиненных не имеет новых достижений, оп должен заставить его больше занимать­ ся самостоятельно, помочь ему в этом. Пе­ редовые командиры опираются в своей работе на опытных специалистов Так, на- НР1ГМОР, по совету старшины старший ма­ трос Гусаров успешно передает свои зна­ ния матросу Рылову. Хорошо организованное занятие по спе­ циальности имеет большую действенность. В этом можно убедиться на примерах. Хо­ чется вспомнить один поучительный слу­ чай. Командир отделения котельных маши­ нистов об’яснил подчиненным УСТГХШСТВО и действие масляной системы турбо-неф- тяного насоса. Старшина, подробпо расска­ зал о Фильтрах, важности смазки, как предупреждать неисправности в работе ме­ ханизма. Занятие было построено методи­ чески правильно и интереспо, и воины хорошо усвоили материал. Вскоре корабль вышел в море. Матрос Волков обслуживал вспомогательные меха­ низмы (котельного отделения. Вдруг он за­ метил, что из регулятора скорости потек­ ло масло. «В чем дело, как быть?» — ду­ мал воин. И Волков сразу вспомнил, что аналогичный случай разбивался на заня­ тии. Матрос быстро определил ппитану неполадки и немедленно устранил ее. Он обеспечил бесперебойную работу техники Мы видим, какое большое значение имеют занятия по специальности. Следо­ вательно, каждый ставши на должен сде­ лать вывод, что занятия необходимо про­ водить высококачественно, во всем п р о я в ­ л я т ь уставную требовательность. Надо настойчиво у ч и т ь м о р я к о в т о м у , ч т о не­ обходимо в бою. Инженер-лейтенант А. ЗАБАБУРИН. Любознательный, старательный, испол­ нительный — так говорят на корабле о матросе Васнлнн Верещагине. Благодаря настойчивой учебе, он хорошо знает свою специальность, содержит заведывание в чистоте и образцовом порядке. НА СНИМКЕ: матрос В. Верещагин за несением вахты на горении. Фото И . Никипгова. Наглядно и доходчиво Трюмный машинист подводной лодки Неустанно овладевать специальностью, повышать свои знания и практические навыки Ленция о советских займах В матросском клубе для трудя­ щихся города и воинов-североморцев офи­ цер Кобызев прочитал лекцию на тему: «Советские займы — всенародный вклад в дело строительства коммунизма». Лектор подробно рассказал об успехах советского народа в промышленности, сельском хозяйстве, о том, как в нашей стране претворяются •в жизнь историче­ ские решения январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР. Он остановился на вопросе роста национального дохода Советского государ­ ства как основном показателе неуклон­ ного повышения благосостояния советско­ го народа. Говоря о бюджете Мурманской области, тов. Кобызев отметил, что бюджет области в 1055 году по сравнению с довоенным ,1940 годом увеличился в 2,5 раза. 84 процента всех этих средств ассигновано на социально-культурные мероприятия. — Огромный вклад в дело построения коммунизма в нашей стране, — сказал тов. Кобызев, — вносят советские люди, ежегодно подписываясь на государствен­ ные займы. Добровольно давая взаймы государству свои сбережения, трудящиеся нашей Родины и воины армии и флота способствуют росту народного хозяйства и укреплению могущества Советского госу­ дарства. Лектор подробно рассказал о том, куда идут государственные займы, о большой выгоде займодержателей, получающих еже­ годно крупные доходы от выигрышей по облигациям государственных займов. Присутствующие с большим интересом прослушали содержательную лекцию офи­ цера. (Наш корр.). К трюмному машинисту на подводной лодке иред'являются большие и серьез­ ные требования. Ему необходимо хорошо знать не только свои обязанности и заве- дыванис, но и устройство корабля, прави­ ла пользования осушительной и воздуш­ ной системами, средства борьбы за живу­ честь лодки и т. д. Боевая техника, вве­ ренная ему, требует к себе особой заботы п внимания, так как многие механизмы все время соприкасаются с забортной во­ дой и поэтому на них очень быстро появ­ ляется ржавчина. И чтобы заведывание находилось в полной исправности и рабо­ тало безотказно, трюмный машинист дол­ жен самым тщательным образом произво­ дить осмотр и проворачивание механиз­ мов, немедленно удалять замеченный им налет ржавчины и ныли, быстро устра­ нять неисправности. Только так можно обеспечивать постоянную готовность бое­ вых постов к действию, к выходу в море для выполнения поставленных перед ко­ раблем задач. Успешно справляться со своими серьез­ ными обязанностями • трюмный машинист сможет лишь при условии настойчивой, систематической учебы по специально­ сти. Он должен самым внимательным об­ разом относиться к каждому занятию, стремясь получить от учебы как можно больше знаний и практических навыков. Надо постоянно расширять свой круго­ зор, читая специальную Литературу, изу­ чая опыт обслуживания механизмов. Все это глубоко сознает старшина 2 статьи Павленко. Он специалист первого класса, подлинный мастер своего дела. Моряк знает боевую технику, любит и бе­ режет ее. Заведывание старшины всегда находится в образцовом состоянии. Во время осмотра и проворачивания механиз­ мов он исключительно внимателен. Если обнаруживает неполадки, сразу же их устраняет и докладывает об этом по команде. Старшина 2 статьи Павленко.не только о т л и ч н ы й специалист, но и умелый вос­ питатель матросов. Он стремится к тому,! чтобы его подчиненные были такими же- мастерами своего дела, каким является он сам. Например, матрос Шафпков при­ шел на подводную лодку со слабыми спе­ циальными знаниями, без практического опыта. Старшине пришлось с ним много поработать. Помимо плановых занятий, Павленко занимался с матросом вечера­ ми, раз'ясняя ему теоретические вопросы, без знания которых тот не мог успешно изучить технику боевого поста. Помощь старшины и, главное, личная старатель­ ность в учебе позволили Шафикову до­ гнать передовых матросов. Денным в практике старшины Павлен­ ко является и то, что он проводит заня­ тия но специальности непосредственно у механизмов. Это помогает трюмным маши­ нистам глубоко, как говорится, «до вин­ тика» изучить технику, приобрести тверд!,le практические навыки. Вместе с тем такие занятия являются хорошей под­ готовкой к сдаче на классность. Хорошо зная свою специальность, старшина 2 статьи Павленко и его под­ чиненные в морс действуют умело, прояв­ ляют инициативу и находчивость. Это результат того, что они учатся в услови­ ях, приближенных к боевым, не боят­ ся трудностей. И если в походе обстанов­ ка неожиданно осложняется, они не теря­ ются, а поступают так, как нужно. Од­ нажды лодка длительное время находи­ лась в море. В этом походе потребовалось выполнить в короткий срок работу. Трюм­ ные машинисты быстро приступили к делу. Они работали уверенно, с инициа­ тивой. Моментально моряки привели в по­ рядок гидроаккумуляторы. Благодаря опе­ ративным и умелым действиям трюмных машинистов, работа не отразилась на результатах похода. Подводная лодка ус­ пешно снравнлась со своей задачей. А вот еще один пример, свидетельству­ ющий о находчивости и ревностной служ­ бе подчиненных старшины Павленко. Бы­ вали иногда случаи, когда в магистра­ ли забивались клапаны помп. Матрос Шафпков нашел выход. Из листовой лату­ ни он сделал добавочные фильтры. Те­ перь иод клапаны значительно меньше по­ падает мусора, и помпы работают лучше. В заключение хочется дать совет моло­ дым матросам. Естественно, что почти все они стремятся в совершенстве овладеть корабельной техникой, стать классными специалистами. Но некоторым из них не хватает любознательности и настойчиво­ сти в учебе. Отдельные воины занимают­ ся неровно. Они придерживаются лож­ ного мнения: дескать, до зачетов на клас­ сность еще далеко, время есть — успе­ ем подготовиться. Таким матросам вряд ли удастся хорошо изучить специальность и, тем более, получить классность. Я скажу, исходя нз личного опыта: к зачетам на классность надо готовиться в течение всего года. Л, наиример, когда изучал специальность, не довольствовал­ ся лишь учебным временем, а занимался вечерами, не стеснялся обращаться с во­ просами к командиру подразделения, к опытным матросам и старшинам. Вместе с тем, и это очень валено, — в учебе соблюдал последовательность, нридержп- вался принципа: от простого к сложному. Только, постигнув одно, переходил к дру­ гому. Так я подготовился и сдал снача­ ла на специалиста второго, а потом п первого класса. Трюмные машинисты, как и весь лич­ ный состав подводной лодки, продолжают настойчиво совершенствовать свое бое­ вое мастерство, учиться тому, что необ­ ходимо на войне. Сейчас мы готовимся к новым походам, где будем выполнять учебные задачи, чтобы еще выше поднять боевую готовность подводной лодки. Старшина 1 статьи И. РЯПОЛОВ, специалист первого класса. Техническая конференция В нашем подразделении состоялась тех­ ническая конференция. Опытные радио­ метристы заранее подготовились к высту­ плениям. Матрос Нога рассказал о великом рус­ ском ученом, изобретателе радио Попове и развитии радиотехники в наши дни. С те­ мой «Электронные лампы» выступил ма­ трос Власенко. Он говорил о назначении этих ламп, об их устройстве и работе. О другой лампе рассказал матрос Никитин. Выступившим были заданы вопросы. Техническая конференция помогла воинам глубже познать и изучить работу сложной радиолокационной техники. Матрос М. МАЛАЩИЦКИЙ. Принят кандидатом в члены КПСС Недавно в жизни комсомольца сержанта Гирвича произошло большое событие: пар­ тийное собрание приняло его кандидатом в члены КПСС. Тов. Гнрвич умело мобилизует молодежь на образцовое выполнение задач боевой и политической подготовки, укрепление во­ инской дисциплины, на повышение боего­ товности подразделения. За усердие в службе он имеет около 30 поощрений от командования, в том числе личную фото­ карточку, на которой воин сфотографиро­ ван при развернутом Знамени части. Тов. Гпрвпч такд;е награжден Почетной гра­ мотой ЦК ВЛКСМ. В. ЗОРКИН. Помогли товарищу стать отличником Плохая молва шла в нашем подразделе­ нии о молодом матросе Галине. Он нару­ шал воинскую дисциплину, несерьезно относился к службе, к повышению своих политических знаний. Его поведение не раз обсуждали комсомольцы на своих со­ браниях, с ним часто беседовали товари­ щи. Но не только осуждали воины матроса Галина за нерадивое отношение к своим обязанностям, они оказывали ему и по­ стоянную помощь. Много внимания уде­ лил ему, в частности, помощник руководи­ теля группы политических занятий стар­ шина 2 статьи Старостин. Он напоминал молодому воину о том, что примерность в службе и учебе, воинская дисциплина яв­ ляются основой успеха в боевой и полити­ ческой подготовке. Старшина посоветовал матросу, как следует работать над учеб­ ником. тщательно готовиться к политиче­ ским занятиям. И вскоре были видны пер­ вые результаты товарищеской помощи. Ма­ трос Галин стал много читать, проявлять активность в службе и учебе. Систематически повышал матрос Галин свои политические знания, по примеру пе­ редовых воинов стал подтянутым, дисци­ плинированным, полюбил свою специаль­ ность. В первомайском приказе командира подразделения матрос Галин был об'явлен отличником боевой и политической подго­ товки. Матрос А. АРТАМОНОВ. Перед практическими тренировками НА СНИМКЕ: специалист первого класса старшина I статьи Виктор Краснов (слева), награжденный именными часами, дает старшине 2 статьи Николаю Коно­ валову указание по подготовке торпедных аппаратов. Фото И . Никишова. Занятия по специальности являются главным средством в изучении боевой тех­ ники. Их надо строить так, чтобы теория была неразрывно связана с практикой. Воин с хорошими теоретическими знания­ ми, но не имеющий навыков ее использо­ вания, не может умело управлять оружи­ ем и механизмами. Отсутствие опыта бу­ дет чувствоваться на каждом шагу. Командир отделения старшина 2 статьи Гармоза хорошо понимает это. Требова­ тельный командир и чуткий воспитатель,, он добивается, чтобы учеба подчиненных была наглядной, рассказ убедительным. К каждому занятию он готовится заранее, продумывает метод его, решает, где луч­ ше собрать воинов, и заботится о нагляд­ ных пособиях. В плане-конспекте время рассчитано е точностью до минуты. А один из матро­ сов, по указанию старшины, заранее по­ добрал все необходимое для занятия, при­ вел в порядок кубрик. Сигнал. Личный со­ став занимает своп места. Старшпна ос­ матривает, все ли воины по форме одеты, нет лп опоздавших. Опоздавших обычно не бывает. Гармоза нрпучил подчиненных к дисциплине. Не теряя времени, он при­ ступает к делу. — Тема сегодняшнего занятия «Изу­ чение силуэтов самолетов п кораблей», — об’являет старшпна. Командпр отделения раз’яспяет, что на­ до уметь безошибочно опознавать корабли в любое время и на большом расстоянии. Известно, что американские империалисты готовят третью мировую войну. Поэтому советские моряки должны быть всегда на­ чеку и зорко охранять рубежи Родины. Затем старшпна проверяет, как воины усвоили материал предыдущей темы. — Матрос Долгих, что это за самолет? — спрашивает Гармоза п показывает кар­ точку с изображением воздушного кораб­ ля. Сигнальщик отвечает правильно. И другие воины показалп твердые знания. «Значит, на прошлых занятиях цель до­ стигнута», — делает старшпна вывод, слу­ шая четкую речь одного пз подчиненных: — Это бомбардировщик, грузопод’ем- ность..., скорость... — Ну, а теперь проверим, как вы ус­ воили силуэты кораблей, — предупреж­ дает Гармоза. — Матрос Макаров, расска­ жите, чем отлпчается этот корабль от дру­ гих. Матрос отвечает спокойно, уверенно. — Предлагаю запомнить еще ряд си­ луэтов, — продолжает занятие старшпна, показывает рисунки и поясняет их. Так проходит час. Перерыв. Матросы хорошо усвоили тему, времени на это им хвати­ ло, неясностей нет. Следующий час личный состав отраба­ тывает на мостике сигналопроизводство. Учебой руководит старшина. — Вы будете набирать и разбирать сигналы по сводам, — приказывает он одному сигнальщику. — Есть! — А вы, товарищи, работайте па фа­ лах. — Есть! — Набрать сигнал: «Все сигналы ре­ петовать». Не прошло и минуты, как флаги взви­ лись на рее. — Первый сигнал .., второй! — коман­ дует старшина. — Сигналы к под’ему готовы, — от­ вечают матросы. — На фалах! — Есть на Фалах! — Поднять сигнал! — Есть поднять сигнал! Так проходит второй час. Видно, что моряки хорошо натренированы. Старшина хорошо помнит, когда матро­ сы Брязгпн и Лысухии впервые пришли на мостпк. Они были нерасторопны, часто терялись. А сейчас — все классные спе­ циалисты. отличники боевой и политиче­ ской подготовки. Такими их сделали си­ стематические занятия'но специальности, тренировки на боевых постах. Моряки не жалеют сил для совершенст­ вования выучки, отрабатывают навыки до автоматизма. В этом немалая заслуга стар­ шины, который проводит занятия нагляд­ но и доходчиво. С. БРАТАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz