На страже Заполярья. 1955 год. Май.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 8 мая 1955 г., N° 108 (5260). На сигнально-наблюдательном посту Главная задача Н ачались учения. По боевой тревоге моряки сигнально-наблюдательного поста быстро заняли свои места па мостике. У каждого — определенный сектор наблюдения. Как и всегда, главная нх задача — быть бдительными, не про­ пустить незамеченными ни один корабль, ни один самолет и своевременно доложить о них по команде. На мостике напряженная тишина. По­ рой ее нарушает лишь голос вахтенного сигнальщика, передающего по телефону донесение. Матросы под руководством стар­ шины 2 статьи Дякиева выполняют свои обязанности уверенно, четко, без суеты, работают слаженно. Внимательность яв­ ляется основным условием бдительности. Пристально всматривается вдаль стар­ ший матрос Гусев. Подняв к глазам би­ нокль, моряк далеко над сопками увидел самолет. Гусев ни на минуту не ослабляет вни­ мание. Самолет быстро приближается в сторону поста, остается fiO... 5 0 ... 40 ка­ бельтовых. Вдруг от него отделилась чер­ ная точечка, над которой вырос белый куполок парашюта. «Мина»! — догадался старший матрос и ту т же выполнил необ­ ходимые действия. На таком расстоянии обнаружить мину — это хорошо! Другие же посты промор­ гали се. хотя самолет от них был лучше виден. Нет, не зря старшина считает Гу­ сева одним из лучших сигнальщиков... Вскоре брандвахтенный корабль снялся 'с бочки и вышел в район, указанный в донесении старшины 2 статьи Дякиева, и подобрал мину с парашютом. За высокую бдительность и отличную боевую выучку командир части поощрил старшего матроса Гусева внеочередным краткосрочным отпуском, а всем другим морякам поста об’явил благодарность. Проникнутые чувством личной ответст­ венности за порученное дело моряки по­ ста днем и ночыо, в любую непогоду зор­ ко несут боевую вахту. Еще не было то­ го, чтобы кто-либо из них не заметил по­ явившегося в районе поста судна, военно­ го корабля пли самолета. Правда, с матро­ сом Скворцовым однажды произошел слу­ чай, взволновавший не только командова­ ние, но и весь личный состав части. Как- то в ночное время начальник штаба со стороны залива связывался с постом. На вахте стоял матрос Скворцов. В течение нескольких минут он не обращал внима­ ния на сигналы прожектора. За ротозей­ ство и халатность матрос был строго на­ казан. Этот факт имел место давно. Его свиде­ телем на посту является лишь один стар­ шина. Но случай поучителен для всех си­ гнальщиков. В части была усилена рабо­ та по воспитанию воинов в духе неусып­ ной бдительности. Правильный вывод для себя сделал и старшина Дякиев. Как командир и член комсомольского бюро, он часто беседует с подчиненными, не оставляет без воздейст­ вия даже малейшее проявление беспечно­ сти с их стороны. Вместе с тем, Дякиев воздействует на воинов личным примером, является образцом не только в несении вахты, но и во всей службе. Быть всегда начеку! — вот правило моряков поста, которому они следуют всег­ да, при любых условиях и обстоятельст­ вах. На верном пути З тот сигнально-наблюдательпый пост является одним из передовых в части. Не так давно он полно­ стью состоял из классных специалистов, отличников боевой п политической подго­ товки. Сейчас убывших на новые места службы матросов — классных специали­ стов замепили молодые моряки. Но и те­ перь пост идет в ряду лучших, является зорким стражем водного района. Сигнальщики, у которых, можно ска­ зать, только началась служоа, находятся на верном пути. Старательно и настойчиво они овладевают боевым мастерством и по­ литическими знаниями. Матросы постоян­ но добиваются успехов в учебе. И в этом большая заслуга их командира — старши­ ны 2 статьи Дякиева, зарекомендовавшего себя умелым воспитателем подчиненных. Когда Дякиев пришел на пост старши­ ной, никто здесь, в том числе сам он, хо­ тя и был хорошо подготовлен, не имел классности. Присмотревшись к матросам, он убедился, что Гусев и Скворцов вполне смогут подготовиться к зачетам и стать высококвалифицированными си­ гнальщиками. Те сказали, что у них на это есть большое желание. II с этого дня они удвоили свои усилия в учебе. Дякие- ву больше всего пришлось поработать со Скворцовым. Специальность и материаль­ ную часть матрос знал хуже, чем Гусев. Подчас он получал и замечания по вахте. В силу специфики службы на посту, заключающейся главным образом в непре­ рывном несении сигнально-наблюдатель­ ной вахты, времени для плановых заня­ тий остается мало. Поэтому матросы дол­ жны больше налегать на самостоятельную учебу. Старшина и потребовал этого от подчиненных. Вместе с тем он всемерно помогал им. Дякиеву, как молодому командиру, на первых порах пришлось особенно трудно. Как и положено, он наравне с матросами нес (и сейчас несет) вахтенную службу. Но ведь он старшина обязан обучать и воспитывать воинов — проводить занятия по специальности и тренировки на мости­ ке, беседовать с людьми, следить за тем, чтобы материальная часть и все помеще­ ния были в полном порядке, делать все от него зависящее, чтобы пост был в по­ стоянной боевой готовности. Мало ли обя­ занностей и забот у старшины поста, да еще отдаленного от части! Вдобавок ко всему Дякиев и сам готовился стать клас­ сным специалистом. Так что работы хва­ тало. Сменившись с вахты, он пли садил­ ся за книги, или вместе с Гусевым и Скворцовым шел на мостик и проводил тренировки. Боевая вахта. Напряженная учеба. Незаметно летели дни. Но зато заметными становились успехи сигнальщиков. Все меньше и меньше оставалось пробелов в подготовке Скворцова. Росли знания Гу­ сева, все тверже становились его практи­ ческие навыки. Наконец, пришло время, когда матросы стали укладываться в нор­ мативы, еще лучше познали тонкости си­ гнального и военно-морского дела, изучили уставы, наставления и инструкции. В конце минувшего года Дякиев, Гусев и Скворцов успешно выдержали экзамен на специалиста второго класса. А потом на пост пришли молодые матросы. И у них потекли дни, насыщенные занятиями и тренировками. В короткий срок молодые матросы под­ готовились к самостоятельному несению сигнально-наблюдательной вахты. Они уже назначены на плат и умело справляются со своими обязанностями. А матрос Пестов об’явлен отличником. Старательно воины овладевают и поли­ тическими знаниями. Они регулярно по­ сещают политзанятия. В понедельник у т­ ром половина слушателей переправляет­ ся в часть на основные уроки, а вечером остальные отправляются на дополнитель­ ные. Повышение политической сознатель­ ности воинов, понимание ими политики Коммунистической партии и Советского правительства, международной обстановки является важным условием их успехов в учебе, службе и дисциплине. Недавно пост сдал сложную учебно- боевую задачу. Проверке подверглась вся его боевая организация. Моряки порадо­ вали командира части умелыми действи­ ями, хорошей теоретической подготовкой. Задача была принята с высокой оценкой. В эти дни воины поста, ни на минуту не ослабляя бдительности при песении вахты, настойчиво готовятся к решению других учебных задач. Точно по уставу К огда заходишь на мостик поста, в жплые помещения, глаз радует чи­ стота и порядок. Средства сигнало- производства аккуратно уложены на свои места. Все протерто, вычищено, надраено. Пост этот отдален от части. Казалось бы, отсутствие постоянного контроля офи­ церов могло расхолаживающе повлиять на матросов. Нет, этого здесь не заметно. Уставной порядок стал для сигнальщиков необходимой жизненной потребностью. На посту довольно продолжительное время нет случаев нарушения воинской дисциплины. На службе или в увольнении — везде моряки ведут себя достойно, культурно, как и подобает им. Свои обязанности они выполняют с душой, с инициативой. Ма­ тросы ревностно правят службу. Все это, конечно, не пришло само со­ бой. Дисциплинированность и организо­ ванность моряков поста — результат кро­ потливой воспитательной работы старши­ ны 2 статьи Дякиева. II что очень важно — матросы видят в нем пример добросовестного служения Родине, отличного знания специальности, хорошего поведения. За образцовое выпол­ нение воинского долга не так давно в торжественной обстановке в Доме офице­ ров гарнизона начальник политического отдела вручил старшине 2 статьи Дякие­ ву Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ. Кроме того, командование наградило пе­ редового воина Похвальным листом, неод­ нократно выносило ему благодарности. Та­ ким образом, матросам есть кому подра­ жать. Естественно, у них появляется стремление быть такими же, как их стар­ шина. В часы досуга В ечерами, после ужина, сигнальщи­ ки, свободные от вахты, собирают­ ся в кубрике. П эти часы у них не пропадают впустую. Моряки умеют ор­ ганизовать свой досуг, стараются провести его культурно, с пользой для себя. Старшина обычно готовится к занятиям или читает книгу, беседует с матросами или помогает кому-либо разобраться в сложном вопросе по специальности. Ма­ тросы любят художественную литературу. Но они не забывают подготовиться к итоговой беседе но изученной теме полит­ занятий. заглянуть в специальную лите­ ратуру. Регулярно сигнальщики читают и газе­ ты . Они получают «Правду», «Красную звезду», «Советский флот», «Комсомоль­ скую правду», журналы «Пропагандист и агитатор» и «Новый мир», флотскую га­ зету. Частенько старшина организует гром­ кие читки интересных газетных статен или обсуждение прочитанных книг. Матрос Пестов — художник, увлекается рисованием. А матрос Вахня к «заразился» фотоделом. Любят моряки и музыку. Когда появляется желание, они заводят свой па­ тефон и прокручивают любимые пластпн- ки. А иногда кто-либо берет в руки гита­ ру и исполняет песни или танцы. Здоровый и культурный отдых способ­ ствует общему развитию воинов поста, их успешной боевой и политической подго­ товке. * -tr * На самом краю земли, над поверхно­ стью студеных вод высится мостик сиг­ нально-наблюдательного поста. Днем п ночыо, в шторм и дождь — в любое вре­ мя и при любой погоде стоит здесь на бое­ вой вахте сигнальщик. Зорко наблюдает он за морем, воздухом и сушей. Моряк знает, что здесь его поставила часовым Родина. Она обязала его бдительно охранять на­ ши священные морские • рубежи, чтобы никакие происки врагов не застали нас врасплох. Ответственная, почетная и благополная задача! Офицер М. ХАМЕТОВ. Л ю б и с в о й к о ] » а б » . 1 г ъ “ На такую тему у нас состоялся вечер. На нем выступили командир и другие товарищи, которые рассказали об оснащен­ ности ко_рабля сложной техникой и аппаратурой, о его такти­ ко-технических данных. О воспитании любви к кораблю говорили в своих выступ­ лениях отличники боевой и политической подготовки старши­ на 2 статьи Изоткип и старший матрос Сасюнпн. Они призва­ ли моряков любить п беречь свой корабль, неустанно овладе­ вать воинским мастерством, учиться побеждать сильного и технически оснащенного противника. Матрос М. МАЛАЩИЦКИЙ. От моториста до механика %\ ^ ж Ш -л->.' ш ш Когда матрос Кузнецов впервые при­ шел в наше подразделение, он с первых дней почувствовал трудности в службе. Особенностей эксплуатации техники он не знал. На помощь молодому воину пришли командир, товарищи. Один из лучших специалистов старший сержант j Суворов заботливо передавал Кузнецову свой опыт, практически показывал, как необходимо подготовить самолет к оче­ редному вылету, а после полета сделать его осмотр. Кропотливая учеба, упорный труд принесли свои результаты. Кузнецов хорошо овладел специальностью, вырос от моториста до механика. За высокие показатели в боевой и политической подготовке он заслужил почетное звание отличника. Недавно комсомольская ор­ ганизация подразделения приняла пере­ дового воипа в члены ВЛКСМ. НА СНИМКЕ: отличник боевой и по­ литической подготовки комсомолец ма­ трос Кузнецов. Текст и фото гвардии сержанта А. ОСИСАРОВА. По-комсомольски В Ы П О Л Н Я Ю Т С В О Й долг Специальность радиста прпшлась но душе матросу Шитову. Телеграфная азбу­ ка, сложная техника, схем*м, инструкции и наставления — все интересовало воина. Ему хотелось поскорее освоить свое дело, научиться так же ловко и умело действо­ вать на боевом посту, как младший сер­ жант Ерохин и многие другие классные специалисты. На пути к мастерству встретилось мно­ го трудностей. Азбука, например, оказа­ лась очень трудной — плохо запомина­ лись и путались знаки; несмотря на все старания тайны аппаратуры открывались не сразу. Шитову даже вначале казалось, что радистом он не сможет быть, что у него не хватит сил для освоения этой сложной специальности. На помощь воину пришли старшие то­ варищи. во-время заметившие причину волнения молодого матроса. Однажды, бе­ седуя с Шитовым, младший сержант Еро­ хин сказал: — Радистом вы станете и даже непло­ хим. Но для этого необходимо настойчиво изучать специальность. Воин последовал этому совету и изо дня в день, настойчиво и старательно по­ вышал свои знания по специальности, все глубже вникал в устройство техники. Упорная работа Шитова над собой не пропала даром. Он добился значительных успехов в совершенствовании выучки. В карточке взысканий и поощрений появил­ ся ряд поощрении от командира подразделе­ ния. Матрос Шитов готовится к сдаче на классность. Он бдительно несет боевую вахту, всегда надежно поддерживает связь. В этом Шитову помогают высокая дисциплинированность, требовательность к себе. Он по-комсомольски выполняет свой долг перед Родиной. Младший сержант Н. ПАВЛОВ. НЕУСТАННО ПОВЫШАТЬ ОГНЕВУЮ ВЫУЧКУ Огневая подготов­ ка. как известно, яв­ ляется одной из веду- _ щих дисциплин бое­ вой учебы воинов Армии и Флота. Перво­ классное вооружение и техника, которыми оснащены боевые корабли и части, требо­ вания современного боя обязывают матро­ сов, старшин и офицеров изо дня в день повышать огневое мастерство, неустанно совершенствовать навыки и приемы бое­ вого использования оружия различных образцов. Оружие лишь тогда представля­ ет собой грозную для врага силу, когда находится в руках умелого воина, обла­ дающего высокими морально-боевыми ка­ чествами. закаленного физически, беспре­ дельно преданного социалистической Ро­ дине. . «Пели в современном бою, — совершен­ но правильно пишет в редакцию матрос Н. Чижик, — появляются на короткий срок и обладают большой подвижностью. Поэтому от советского воина требуется максимальная быстрота действий с оружи­ ем. Быстро п правильно принять положе­ ние для стрельбы, мгновенно зарядить оружие, точно прицелиться, упредить про­ тивника в открытии меткого огня — зна­ чит обеспечить успех в бою. Каждый стрелок должен научиться поражать цель в любом положении. А это достигается только настойчивой теоретической учебой н упорными практическими трепировкамп. Меткими стрелками сержанты Зеленин, Ильюшенко, матрос Никитин и другие стали потому, что они тщательно изучают стрелковое дело и напряжеппо треппру- готся». О достижении воинами высокого огне- [(Обзор гтисем военкоров) вого мастерства бла­ годаря неустанным тренировкам и кро- ~~ потливой учебе пи­ шут также старшина 2 статьи А. Старо­ стин, старшие матросы И. Осипов, В. Мед­ ведев, матросы Р. Мальцев, А. Киселев, ефрейтор А. Кравец и рядовой С. Коврыж- ных. В письмах военкоров в редакцию крас­ ной нптью проходит мысль о том, что се­ вероморцы со всей ответственностью изу­ чают современное оружие и технику, упорно преодолевают трудности, постоянно добиваются все новых и новых успехов в огневой подготовке, стараются с честью выполнить первомайский приказ Минист­ ра Обороны Союза ССР. «Комендоры расчета во главе со стар­ шиной 2 статьи Никишиным, — пишет матрос 3. Дорофеев, — хорошо понимают свои обязанности и свой долг перед Со­ ветской Родиной. Благодаря кропотливым тренировкам они добились слаженности и высокой боевой выучки. Об этом свиде­ тельствуют успешно проведенные ими учебные артиллерийские стрельбы. В недавнем походе учебную задачу ко­ мендорам пришлось выполнять в тяжелых условиях. Была сильная качка, холодные брызги волн обкатывали их с головы до ног. Однако умелые и закаленные в мор­ ских походах артиллеристы выполнили задачу с высокой оценкой». Из приведенного письма явствует, что только в преодолении трудностей куется настоящее воинское мастерство. Боевые навыки обращения с оружием могут быть приобретены воинами при ус­ ловии, когда организация занятий по ог­ невому делу, метод их проведения целиком соответствуют требованиям современного боя. Поэтому очень важно со всей тща­ тельностью отрабатывать приемы стрель­ бы, добиваться не только правильности их выполнения, но и быстроты, автоматизма. Интересы дела требуют также развивать . у воипов способность быстро и самостоя­ тельно готовить данные для ведения ог­ ня. Отсюда каждому воину, командиры должны привить прочные знания балли­ стики, умение применять на практике теоретические основы стрельбы. Об умелой организации командирами учебы по огневой подготовке пишут в ре­ дакцию младший сержант В. Глыбов, ма­ тросы Ф. Самошкин, А. Бредис, А. Лоба- новский и С. Бабич. «Как праздник, — рассказывает в сво­ ем письме в редакцию старший матрос В. Романовский, — встречают каждый раз зенитчики весть о проведении учеб­ ных стрельб. Воины действуют на своих боевых постах по-боевому, стараются бы­ стро н четко выполнять все команды, бо­ рются за живучесть огневой позиции, за слаженность орудийных расчетов. Зенит­ чики вырабатывают у себя все необходи­ мые На войне качества: стойкость, упор­ ство, высокое самообладание, умение ве­ сти стрельбу с большой скоростью, точно и четко». «Занятия и практическое выполнение учебных задач у нас всегда максимально приближены к боевой действительности. В этом залог успехов в подготовке хорошо обученных воинов», — пишет военкор А. Мангушев. В своей заметке старший матрос И. Цымбалюк говорит о важности проведе­ ния занятий по взаимозаменяемости в расчете. «Это обеспечит лучшую боеспо­ собность расчета, его неуязвимость в бою. Непременным условием высокой ог­ невой слаженности орудийного расчета яв­ ляется отличная выучка каждого номера в отдельности, умение в любую минуту за­ менить товарища, выбывшего из строя». В огневой подготовке, как и во всех других видах боевого обучения личного состава, огромное значение имеют высо­ кая требовательность командиров, их непримиримость к недостаткам, упрощени­ ям и послаблениям. К сожалению, встре­ чаются еще факты, когда отдельные командиры во время стрельбы стараются облегчить подчиненным выполнение слож­ ного упражнения, недостаточно требова­ тельны к себе и к своим бойцам во время тренировок. Военкоры М. Радько и В. Лебе­ дев в письмах в редакцию, в частности, отмечают, что командиры расчетов сер­ жант Артемов и младший сержант Завод­ чиков зазнались, мало проявляют заботы о повышении огневой подготовки. В резуль­ тате в один из учебных дней расчеты не смогли выполнить задачу. О пагубности появления у отдельных товарищей излишней самоуверенности в своих знаниях пишет в редакцию второй наводчик матрос В. Коптелый. Он указы­ вает, что «излишняя самоуверенность и зазнайство привели матросов расчета к ошибке. Во время стрельбы мы выпусти­ ли две трассы мимо цели. Из этого сдела­ ны соответствующие выводы, но из соб­ ственного опыта хочется сказать всем на­ водчикам, чтобы они не успокаивались на достигнутом, во время стрельбы ничем не отвлекались, а четко и точно выполня­ ли все команды, постоянно совершенство­ вали свое огневое мастерство. А зазнайство и всякое упрощение только наносят вред боевой подготовке». Неустанно повышать огневую подго­ товку, выше поднять методику проведения занятий, добиться, чтобы каждая трени­ ровка, каждое занятие проводились в^ об­ становке, максимально приближенной к боевой, действовать на занятиях с полным напряжением сил, глубже чувствовать тре­ бования современного боя — долг каждо­ го североморца. Образцовое выполнение этих задач будет лучшим ответом на при­ каз Л? 69 Министра Обороны Союза ССР от 1 Мая 1955 года. УЛУЧШАТЬ МЕТОДИКУ ИНСТРУКТИВНЫХ ДОКЛАДОВ НА СЕМИНАРАХ Успех политических занятий, их идей­ ный уровень, целеустремленность и вос­ питательное значение зависят в первую очередь от состава пропагандистов. Для оказания им помощи в подготовке к заня­ тиям огромную роль призваны играть по­ стоянно действующие семинары, которые способствуют политическому росту пропа­ гандистов, совершенствованию их методи­ ческого мастерства. Малейшая недооценка роли семинара неизбежно приводит к серь­ езным недостаткам в политической учебе личного состава. В нашей части руководителями постоян­ но действующих семинаров, как правило, являются наиболее подготовленные, опыт­ ные пропагандисты. Большинство из них настойчиво повышает свои политические знания, совершенствует методическое ма­ стерство, умело организует и проводит семинарские занятия. Примером в этом от­ ношении может служить тов. Алешин. Яв­ ляясь руководителем семинара, он тща­ тельно готовится к каждому занятию, до­ бивается того, чтобы инструктивный до­ клад был высокоидейный, тесно увязан с жизнью и учебой воинов, с задачами, ре­ шаемыми подразделением, частью. Таким был его инструктизный доклад на семина­ ре по теме: «Советское социалистическое государство». Пропагандист рекомендовал данную тему разбить на две части: на первом занятии изучить вопросы: «Что та­ кое Советское государство» и «Советская власть — самая демократическая власть в мире», а на втором — «Органы госу­ дарственного управления СССР» и «Неус­ танно крепить мощь Советского государ­ ства». Начиная инструктивный доклад, тов. Алешин ясно и четко сформулировал цель изучения данной темы, подчеркнув, на что пропагандистам следует особенно обратить внимание при подготовке к занятиям. В инструктивном докладе тов. Алешин раскрыл содержание основных вопро­ сов темы. Далее он указал примерное рас­ пределение времени и план рассказа, со­ общил, какую литературу для подготовки к занятиям использовать руководителям групп п слушателям для самостоятельного чтения. Говоря об узловых вопросах пер­ вой части темы. тов. Алешин дал ряд прак­ тических советов — как увязать изучае­ мый материал с современностью, с задачами воинов, какие контрольные вопросы сле­ дует поставить перед слушателями. Затем он четко сформулировал выводы по теме, 'посоветовал, как лучше построить рассказ, провести беседу, организовать самостоя­ тельное чтение, и изложил основные во­ просы для беседы. Инструктивный доклад способствовал повышению теоретических знаний, методического мастерства пропа­ гандистов. оказал им действенную помощь в подготовке и проведении занятий. К сожалению, не все руководители се­ минаров так умело строят инструктивные доклады. Некоторые товарищи подменяют их лекциями или ничего не дающими «на­ качками». Нельзя, например, признать удовлетво­ рительным инструктивный доклад по этой же теме, который провел тов. Дунин. Прежде всего отметим, что тов. Дунин со­ вершенно не указал руководителям на цель изучения данной темы, не сосредото­ чил их внимание на основных вопросах. Свое выступление он свел к пересказу учебного пособия, совершенно не увязав содержание данной темы с практикой ком­ мунистического строительства, задачами, решаемыми в настоящее время Советским государством ио дальнейшему развитию тяжелой промышленности, крутому под’ему сельскохозяйственного производства, повы­ шению народного благосостояния, с зада­ чами личного состава. Руководитель семинара обязан был рассказать об исторических решениях январского Пле­ нума ЦК КПСС и второй сессии Вер­ ховного Совета СССР, на конкретных при­ мерах показать, как советский народ бо­ рется за претворение их в жизнь. Таким образом, инструктивный доклад тов. Дуни­ на был оторванным от жизни, не оказал серьезной теоретической помощи пропа­ гандистам. На изучение этой темы отво­ дится 21 час. Руководитель семинара дол­ жен был помочь пропагандистам правиль­ но распределить время. Но этого тов. Ду­ нин не сделал. Он предложил такой поря­ док изучения темы, при котором последняя беседа должна проводиться после первого рассказа через полтора месяца! Ясно, что такое неправильное распределение часов, отведенных на изучение темы, не будет способствовать прочному усвоению слуша­ телями материала. Немалое значение при проведении ин­ структивных докладов имеет постановка руководителем семинара контрольных во­ просов для слушателей. Это позволяет про­ пагандисту после рассказа сосредоточить внимание слушателей на главном и спо­ собствует более глубокому изучению темы. Не следует забывать также, что своевре­ менно дать контрольные вопросы — зна­ чит оказать руководителю существенную помощь к подготовке к семинару и прове­ дению рассказа. Однако тов. Дунин пре­ небрег н этим. Инструктивный доклад включает в се­ бя также методические указания по про­ ведению рассказа, беседы, организации са­ мостоятельного чтения. Руководитель се­ минара должен был подсказать, какие на­ до использовать наглядные пособия, как распределить литературу и т . д. Очень важно, чтобы беседа носила творческий, живой характер, вызвала у слушателей желание глубоко изучить тему и сделать практические выводы по улучшению своей служебной деятельности. II это во многом зависит от того, как будут сформулиро­ ваны вопросы для беседы руководителем семинара. Некоторые пропагандисты, в том числе и тов. Дунин, считают, что это следует делать не в инструктивном докла­ де, а во время обсуждения содержания и методики очередных занятий. Слов нет, можно поступать и так, но, на наш взгляд, более целесообразно это сделать во время инструктивного доклада, что будет способ­ ствовать более тщательной подготовке про­ пагандистов к семинарам, более доходчи­ вому и последовательному изложению ос­ новных вопросов на занятиях. Правильно методически построенный ин­ структивный доклад . во многом способст­ вует творческому проведению семинара, оказывает необходимую помощь пропаган­ дистам в подготовке к занятиям. Тов. Д у - . пин несерьезно отнесся к подготовке ин­ структивного доклада, провел его на низ­ ком методическом уровне. Это результат two , что политорган сла­ бо учит методическому мастерству руково­ дителей семинаров, не инструктирует их по наиболее сложным темам, не организу­ ет обмен опытом работы. Задачи повыше­ ния качества политзанятий настоятельно требуют улучшения методики проведения инструктивных докладов Офицер Б. БУРЛАЕВ. Офицеры изучают марксистско-ленинскую теорию Изучение марксистско-ленинской тео­ рии является первейшей обязанностью офицечхжого со став . Только офицер, систе­ матически повышающий свои политиче­ ские знания, сумеет правильно проводить в жизнь политику Коммунистической пар­ тии и Советдкого правительства, успешно овладевать советской военной наукой, умело воспитывать воинов в духе безза­ ветной любви и преданности социалисти­ ческой Родине, в духе неугасимой нена­ висти к ее врагам. Овладеть основами марксизма-ленинизма должен каждый офицер. Для этого тре­ буется лишь желание и настойчивость в повышении своего идейно-теоретического уровня. Большинство офицеров Н-скон части изучает марксистско-ленинскую теорию самостоятельно. Например, т т . Конкин и Рудаков, изучающие политическую эко­ номию, умело используют время для по­ вышения знаний, изучения произведений классиков марксизма-ленинизма. Большую помощь офицерам в учебе оказывают командир, политработники, пар­ тийная организация, которые осуществля­ ют постоянный контроль за политическим самообразованием как коммунистов, так и беспартийных. На одном нз своих заседа- зтий партийное бюро заслушало и обсудигло доклад о ходе самостоятельной учебы коммунистов. В целях оказания помощи офицерам в повышении их идейного уров­ ня было решено раз в неделю проводить консультации по истории КПСС и поли­ тической экономии. Партийное бюро вы­ делило консультантами хорошо подготов­ ленных в теоретическом отношении това­ рищей. Важными формами контроля за полити­ ческим самообразованием офицеров яв­ ляются теоретические собеседования по отдельным вопросам, выступления офп- церов-коммунпстов с беседами и доклада­ ми перед личным составом. За последнее время в части были проведены, по жела­ нию коммунистов, собеседования по тези­ сам «Пятьдесят лет первой русской ре­ волюции», по докладу товарища Н. С. Хрущева на январском Пленуме ЦК КПСС, докладу товарища В . М. Молотова на вто­ рой сессии Верховного Совета СССР «О международном положении и внешней по­ литике правительства СССР» и т . д. Коммунисты проявили большой интерес к собеседованиям, прошли они актив­ но. Глубокими но содержанию были вы­ ступления т т . Грудзинского, Конкина, Бо­ рисова и других. Обсуждение теоретических вопросов было тесно увязано с жизнью части. На собеседовании по постановлению январского Пленума ЦК КПСС коммунист Осипян в своем выступлении изложил ряд конкретных мероприятий по расширению прикамбузного хозяйства, которые в на­ стоящее время претворяются в жизнь. В помощь офицерам, самостоятельно за­ нимающимся по истории КПСС, сейчас готовятся собеседования по работам В. И. Ленина «Что делать?» и «Шаг вперед, два шага назад». Конечно, вышеуказанные формы контро­ ля за марксистско-ленинской учебой офи­ церов не должны подменять основной ме­ тод самостоятельной работы над книгой, избранный офицерским составом. Однако формы контроля за изучением важнейших общеполитических вопросов не только до­ пустимы, но и необходимы. Лекции, читаемые в нашем Доме офице­ ров в помощь самостоятельно изу­ чающим марксистско-ленинскую теорию, посещают многие активисты аккуратно, организованно. Эти лекции должны быть не только высокоидейными, но и доходчи­ выми, популярными, что еще не всегда бывает. Систематическая помощь в политическом самообразовании, постоянный контроль за учебой, вовлечение офицеров-коммунистов в активную агитационно-пропагандист­ скую работу, которая проводится с лич­ ным составом в подразделении, — все это способствует тому, чтобы развивать у на­ ших военных кадров интерес к более глу­ бокому изучению марксистско-ленинской теории. Офицер А. КУЗНЕЦОВ. По следам наших выступлений «ВОЗРОДИТЬ БЫЛУЮ СЛАВУ» Так называлась корреспонденция, опуб­ ликованная в нашей газете 15 апреля. В ней говорилось о том, что в Н-ском под­ разделении перестал существовать в про­ шлом хороший коллектив матросской худо­ жественной самодеятельности. Как сообщил в редакцию заместитель командира по политчасти, факты, указан­ ные в корреспонденции, подтвердились. Статья была обсуждена с руководящим составом и на совещании актива матрос­ ской самодеятельности. Сейчас коллектив подготовил концертную программу, с кото­ рой выступил перед личным составом. Со­ здан драмкружок. k

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz