На страже Заполярья. 1955 год. Май.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 7 мая 1955 г., № 107 (5259). Радио—основнойвид связи в современном бою Непрерывно повышать мастерство радистов Обеспечение четкой , бесперебойной и скры тной связью — первейшая задача каж до го радиста Русский военно-морской флот является колыбелью отечественной радиотехниче ской мысли. В июле 1899 года А. С. По пов успешно провел опыты по практиче скому применению радиосвязи для кор ректировки стрельбы береговой артилле рии. После успешного использования радио связи при снятии с мели броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» всем стало ясно, какое большое значение имеет радио связь. Тогда командование флота приняло решение установить радиостанции на бое вых кораблях. В 1900 году были установ лены три радиостанции на кораблях Черноморского флота и две— на кораблях Балтики. В следующем, 1901 году еще 14 кораблей были вооружены радиостан циями. 1900 год следует считать первым годом планового оснащения русского флота средствами радиосвязи. К сентябрю 1904 года на судах флота было установлено 75 радиостанций, из них 50 были изготовлены Кронштадтской мастерской. Однако к началу русско-япон- ской войны корабли не были еще пол ностью вооружены радиостанциями. Пос пешность, с которой -производилась уста новка аппаратуры, недостаток специали стов (подготовка радиотелеграфистов нача лась в минной школе только в конце 1904 г .) , отсутствие каких-либо правил, определяющих порядок радиосношений, а также неумение командиров пользоваться средствами радиосвязи — все это приво дило к тому, что связь работала плохо. Русско-японская война ускорила совер шенствование техники радиосвязи. . В 1910 >г. была организована мастерская ра диотелеграфного дела военно-морского ве домства, которая ремонтировала судовые станции и изготовляла новые. В 1915 г. мастерская стала заводом и явилась базой для вооружения флота средствами радио связи. В результате гражданской войны и ино странной военной интервенции уровень развития производства средств радиосвязи в нашей стране, как и всей промышлен ности, значительно понизился. Но творче ская работа ученых не прекращалась. После победы Великой Октябрьской социалистической революции Коммунисти ческая партия уделила большое внимание развитию связи вообще, а особенно радио связи. В . И. Ленин в 1918 году дал указание организовать Нижегородскую ра диолабораторию. Она стала первым науч ным центром советской радиотехники и базой дальнейшего развития радиосвязи в нашей стране. Уже в 1923— 1924 гг. во енно-морской флот начал получать лампо вые радиостанции. За годы Советской власти наши наука и техника достигли колоссальных успехов. В настоящее время корабли получают тех нику связи, далеко превосходящую по своим качествпм лучшие иностранные образцы. В годы Великой Отечественной войны радиосвязь широко применялась во всех родах войск. Это поставило радиопро мышленность перед необходимостью резко увеличить выпуск радиостанций всех мощностей. В ходе войны советские уче ные и конструкторы создали новые образ цы радиостанций. Радиосвязь стала основным средством управления войсками. Об этом можно су дить по цифровым данным. Если в конце 1904 г. в каждой действующей русской армии было 6 радиостанций, а к началу первой мировой воины вед. германская ар мия имела 40 радиостанций, а итальянская 25 радиостанций, то в последний период второй мировой войны на активных участ ках некоторых фронтов количество радио станций доходило до 350— 100 на один квадратный километр. История военного искусства показывает, что с появлением и развитием разнообраз ных средств войны непрерывно изме няются и усложняются формы боя. Давно прошли времена, когда исход войны реша ло одно сражение, происходившее на ограниченном пространстве, или один бой морских сил. Современная война охваты вает все большее пространство, в ней участвует огромное количество войск, тех нические средства борьбы становятся раз нообразней и сложней. Все это усложняет организацию управления боем. Широкое и массированное применение танков, артил лерии, авиации, моторизованной пехоты увеличило подвижность войск, их ударную мощь и резко повысило темп ооевых дей ствий, вызывая непрерывное изменение обстановки. Операции стали скоротечными и зачастую перерастают одна в другую. Во второй мировой войне действия мор ских сил развертывались на больших про сторах и проводились самыми разно образными средствами: надводными кораб лями, подводными лодками, торпедными катерами, авиацией, обладающими самыми разнообразными тактическими данными. Отсюда ясно, что командующий флотом, командир соединения не может ограни читься только общим руководством, дачеГ; одной директивы, направляющей действия своих соединений и частей на всю опера цию. Он вынужден г, ходе боя непрерывно получать информацию о действиях подчи ненных, своевременно направлять им на выполнение главной задачи. Управление силами в современном бою невозможно без надежной и непрерывно действующей связи. Потеря связи — по теря управления, а это неизбежно ведет к поражению. Наступление Советской Армии под Ста линградом наглядно показывает, какое большое значение имеет связь в управле нии войсками. Пленные гитлеровские офи церы рассказывали, что огонь нашей артиллерии уничтожил всю проводную связь, а также большое количество радио станций. Ввиду этого враг плохо пред ставлял обстановку. Лишенные управле ния фашистские войска действовали несо гласованно. Особенно велика роль радиосвязи в Военно-Морских Силах. Здесь она является основным средством связи, наиболее полно обеспечивающим управление силами флота. Современный бой, особенно при взаимо действии разнородных соединений флота, а также при взаимодействии их с частями Советской Армии, требует совершенного и гибкого боевого управления. Этого можно достигнуть только при наличии надежной и гибкой связи и, в первую очередь, радио связи, при умении личного состава пользо ваться этими средствами. Поэтому обучать моряков необходимо в условиях, приближенных к боевой дей ствительности, отрабатывать четкость в работе радистов всех кораблей, связи стов военно-морских баз, подразделений и частей флота, береговой обороны и других во всех видах их деятель ности. Тогда в боевой обстановке можно будет непрерывно обеспечивать коман дование надежной связью, добиться непре рывности управления в самой сложной обстановке. Недавно в походе наши связисты показали возросшее мастерство. Они успеш но справлялись со своей задачей при на личии радиопомех. Корабль вел поиск «противника». Не обходимо было определить место цели, ее курс и передать эти сведения по назначе нию. Связь осуществлял лучший радист корабля старший матрос Козловцев. Были специально созданы помехи. Сильная кач ка затрудняла работу моряка. Но опытный оператор-радист умело отстраивался от помех и все радиограммы принял без ис кажений и своевременно доложил о них командиру. В результате операция была проведена успешно. Возросшую выучку показали подчинен ные лейтенанта Коровкина. Они полностью обеспечили связь командира с многочис ленными корреспондентами. При этом встречались трудности. От сотрясения кор пуса корабля в результате ударов волн вышла из строя станция. Радист свое временно доложил об этом командиру под разделения, который перенес вахту на резервную радиостанцию. В скором време ни предстояла работа с другими корреспон дентами. Специалисты Буров и Ермаков быстро отыскали повреждение и устрани ли его. К нужному моменту станция свя залась с корреспондентом. Хорошими показателями в боевой и политической подготовке встретили День радио подчиненные старшины 1 статьи Бурова и других. Они содержат технику в образцовом порядке и умело используют ее в самых сложных условиях. Наша задача — неустанно продолжать совершенствовать выучку, повышать бое вую готовность флота. Необходимо еще глуб же и более настойчиво изучать технику радиосвязи, уметь вести прием в условиях радиопомех, полностью освоить методы за щиты от них. Офицер Г. КАЗАКОВ. Передовые радиотелеграфисты нашего флота Старшина 1 статьи Буланов в состяза ниях на лучшего радиотелеграфиста флота в 1954 году занял первое место. Он много обучил и воспитал молодых радистов. Сам старшина имеет отличные операторские ка чества ведения радиообмена в условиях активных помех. За безупречную службу, высокие знания своей специальности и дисциплинирован ность старшина награжден двумя знаками «Отличный связист», имеет 32 поощрения. НА СНИМКЕ: старшина 1 статьи Е. Буланов. Старшина 2 статьи Лазарев в состяза ниях на лучшего радиотелеграфиста флота занял второе место. Отлично зная специ альность, старшина 2 статьи Лазарев уме ло обучает и воспитывает подчиненных. Передовой воин награжден двумя зна ками «Отличный связист», имеет 24 поощ рения. НА СНИМКЕ: старшина 2 статьи Б. Лазарев. Старшина 2 статьи Мицкевич — радио телеграфист второго класса, отличник боевой и политической подготовки. По приему на слух и передаче на ключе от лично выполняет нормативы специалиста первого класса. Являясь командиром отде ления, умело воспитывает подчиненных. Тов. Мицкевич награжден знаком «От личный связист, имеет 14 поощрений. НА СНИМКЕ: Н. Мицкевич. -старшина статьи Фото И. Ннкишова. С Т Р Е М Л Е Н И Е В П Е Р Ё Д «Сорвал руку». Эту неприятность, зна комую многим радистам, не раз испыты вал и старший матрос Михаил Левченко. Происходила она обычно всегда потому, что на тренировках при передаче на клю че были перерывы, и рука, ранее уверенно и четко выстукивающая текст учебной ра диограммы с заданной скоростью, вдруг отказывала, начинала прыгать, делалась непослушной. Приходилось отрабатывать четкость снова, начинать с малой ско рости передачи. Говоря об этом специфическом для ради стов термине, Михаил Левченко подчерки вает — в подобных случаях надо регу лярно тренироваться в передаче на ключе, пусть но 10— 15 минут, но ежедневно. Присутствовавший в радиорубке матрос Чихачев добавляет: — Пожалуй, одних тренировок ма ловато. Не меньше нам, радистам, необ ходимы выдержка и спокойствие на вах те. Этого как раз в одно время и не хватало матросу Чихачеву. Вместе со своими товарищами радист Чихачев готовился к сдаче на классность. Сначала шло все нормально: радист вдум чиво читал учебник по радиотехнике, изучал материальную часть, тренировал ся в передаче и приеме радиограмм. Во время сдачи зачетов не без волнения сел матрос за ключ. Но когда стал передавать текст, волнение еще более усилилось. Вме сто того количества знаков, которые раньше уверенно передавал Чихачев, на этот раз он не смог передать даже и две надцати. Об этом случае сейчас и вспомнили во ины. Оба пришли к одному выводу — ра дисту надо больше тренироваться практи чески. Только при этом условии приходит умение при наличии различных помех обеспечивать командира скрытной и бесперебойной связью. На корабле, где служат старший матрос Левченко и матрос Чихачев, как и везде, широко отмечается День радио. В кубри ках с матросами н старшинами агитаторы проводят беседы, подготовлен специаль ный выпуск радиогазеты. С интересной беседой о Дне радио выступил, например, перед воинами специалист высокого клас са старшина 1 статьи Пятнпцын. Моряки корабля гордятся своими ради стами, которые самоотверженно выполня ют воинский долг, помогают экипажу ус пешно решать поставленные задачи. II пе редовым среди них является классный специалист старший матрос Михаил Лев ченко. Бывший рядовой колхозник с Полтав щины крепко полюбил ранее незнакомую ему специальность радиста. Свыше двад цати поощрений, записанных в карточке взысканий н поощрений, — убедительное свидетельство настойчивости воина в пов седневном ратном труде, в совершенствова нии боевого мастерства, в выполнении приказов командования. После ремонта, произведенного в ма стерской, стал с перебоями работать пе редатчик. Первым делом Левченко замерил цепи агрегата. До включения передатчика пробник давал нормальные показания. Ког да же радист запустил мотор передатчика, одно из сопротивлений вскоре сильно пе регрелось. Не считаясь с личным отдыхом, Левченко упорно отыскивал причину непо ладки. Настойчивость взяла свое, и через два дня напряженных поисков старший матрос докладывал командиру подразделе ния, что передатчик работает нормально. Не считаясь с личным временем! Много упорства, настойчивости скрывается за этой несколько сухой и лаконичной Фра зой. Ведь сколько раз приходилось после ужина одевать наушники и в многочислен ном хаосе звуков, доносившихся из эфи ра, улавливать, правильно отличать так столько похожие друг на друга знаки «5» и «X», «Ш» и «О» н другие. Очередное поощрение, об’явленное командиром подразделения в честь Дня радио комсомольцу старшему матросу Ми хаилу Левченко, — знак новых успехов воина в совершенствовании мастерства ра диста. Вместе с Левченко в этот день удо стоен поощрения командира и матрос Чи хачев. Радист Чихачев сделал правильные вы воды после первой неудачи при сдаче за четов на классность. Он не опустил руки. А, наоборот, с помощью товарищей, под руководством старшины еще настойчивее борется за получение почетного звания классного специалиста. II нет сомнения, что матрос добьется поставленной цели. Порукой этому — упорство, постоянное стремление вперед, к новым высотам во инского мастерства. В. ДРОЗДОВ. В сложных условиях обеспечивают чёткуюсвязь Волны заливали корабль. Надстрой ки, антенны, орудия покрылись слоем льда. Вода попала в один из приборов, находящихся на верхней палубе. Замк нулась электрическая цепь. Станция прекратила работу, командир лишился связи в самый ответственный момент, когда корабль выполнял учебно-боевую задачу. Медлить было нельзя. Следовало как можно скорее найти и устранить неис правность. Только об этом и думал сей час радист Александров. Получив раз решение командира, он взял инстру мент и принялся за дело. Прошло неко торое время, и Александров, весь мок рый, поднялся на мостик. Он доложил, что неисправность устранена. В этом походе матрос Александров показал выносливость и умение обслу живать сложную боевую технику в трудных условиях. Много часов подряд он бессменно нес вахту, поддерживая связь с корреспондентами. Александров всегда содержит тех нику в чистоте и порядке. Он хорошо знает правила радиообмена и строго соблюдает их. Умелый специалист де лится опытом работы на боевом посту с молодыми матросами. Моряк честно выполняет свой долг перед любимой Родиной. Матрос К. ТУМАНОВ. Н А П О Д В А Х Т Е Воины-радисты настойчиво повышают свои знания по специальности Матрос Барцев сравни тельно быстро освоил при ем на слух и передачу на ключе. Наступил желан ный день — воина назна чили подвахтенным. Как ни старался он в первый день доказать прочность своих знаний, это не удавалось ему. Каждая принятая им ра диограмма была с ошибка ми и пропусками. Позыв ные радиостанций воин не успевал записывать. II тогда Барцев понял: знать телеграфную азбуку — одно дело, а уметь при нимать ее на боевой вахте' — другое, более сложное. На вахте Барцев чув ствовал большую ответст венность за свое дело и постоянно находился в напряжении. Он по не скольку раз повторял про себя каждый знак, стре мясь не сделать ошибки, а это приводило к тому, что отставал в приеме, на чинал торопиться, делал пропуски... В это же время клас сные специалисты Щебе- ченков и Селпфанов рабо тали хладнокровно. Это видел Барцев и постепенно спокойствие товарищей пе редавалось ему. Работа пошла несколько лучше. Чтобы скорее приучить матросов к самостоятель ности, надо не пропускать возможности показывать им, что они могут хоро шо нести вахту и не до пускать при этом ошибок. Это укрепляет у воинов уверенность в себе. Старший матрос Щебе- ченков нередко сажает на свое место подвахтенного радиста, а сам прослуши вает его работу на запас ном приемнике. В резуль тате подвахтенный лучше и быстрее овладевает зна ниями и практическими навыками. Молодые воины иногда жалуются, что они не ус певают принимать кодопые фразы и позывные радио станций, которые переда ются с повышенной скоро стью. Младший сержант Тарасов советует твердо заучить все применяемые у нас кодопые Фразы и воспринимать их на слух, как один целый сигнал, а не по отдельным знакам. — Вы не стремитесь записывать сразу первый услышанный знак, а вни мательно прослушайте, прочтите все, а тогда за писывайте, — говорит сн. — Времени для этого по требуется мало. Приучить подвахтенно го* радиста аккуратно за полнять вахтенный жур нал, . не пользоваться ре зинкой, а четко надписы вать исправления над ошибкой, содержать свое место всегда в чистоте и порядке — тоже не мало важное дело. II па это Шебеченков н Селифанов обращают серьезное внима ние. «Подвахтенный» период учебы — это тяжелый и самый ответственный мо мент. Как молодые матро сы, так п классные спе циалисты должны прида вать ему большое значе ние. Опытным специали стам следует делать все для того, чтобы помочь товарищам научиться не сти боевую вахту в лю бых условиях, отлично справляться со своими за дачами. Младший сержант Н. ПАВЛОВ. Аппаратура — в отличном состоянии Всегда в отличном состоянии содержат радиоаппаратуру подчиненные техник- лейтенанта Василия Чихонадских. НА СНИМКЕ : (слева направо) технрк-лейтенант по радио В. Чихонадских контролирует настройку радиоаппаратуры самолета матросами Р. Зайдиновым и П. Кончиком. Фото И . Ннкишова, На аэродром размашистым шагом идет старший сержант. Это радист отличник боевой п политической подготовки Белоу сов. Он раньше всех прибыл к самолету, чтобы привести в по рядок технику. У воина много забот, его обязанности сложны п ответственны. Ведь в современной авиации радио играет очень большую роль. Белоусов — опытный специалист. Он умело передает свои знания и навыки подчиненным Земчику и Васильеву. Birr и сегодня, проверяя и осматривая материальную часть, он обме няет воинам устройство аппаратуры. За делом незаметно проходит время. Дежурный по стоянке об’являот перерыв. Авиаторы аккуратно складывают инстру мент на стеллажи и только тогда идут в курилку. Здесь раз горается сцор. Старший сержант Червяков недоволен тем, что из-за вооруженцев произошла некоторая задержка. Нет тягача для перебукенровки самолета в безопасное место. А без этого нельзя выполнять последующие работы. В разговор вступает старший матрос Югас. Он предлагает, отправляясь на аэро дром, всякий раз брать с собою воздушную тележку. Тогда дело'пойдет быстрее. Амелин не согласен с товарищем. Но Югас прав, п воин вынужден подумать над тем, что сказал сослужи вец. Так совместными усилиями авиаторы находят пути устра нении недостатков. После отдыха труд у них организован лучше. Рабочий день подходит к концу. Старшины пришли за лич ным составом. Покидает свой пост и радист Белоусов. Он привел заведыванпе в образцовый порядок. У него аппарату ра всегда в боевой готовности. Матрос 0. ВАСИЛЕНКО. В борьбе за секунды В радиорубке тишина. Только из не плотно прилегающих к ушам телефо нов слышится шум эфира. — Передать сигнал..! — дежурный по связи называет сигнал и корреспон дента. Николай Иващев быстро и безоши бочно отыскивает позывной, одновре менно включает накал передатчика. Записав аккуратно данные в вахтенный журнал, он включает высокое напряже ние, четко и без искажений передает сигнал. Прошло немногим больше ми нуты, а он уже доложил: | — Сигнал передан. Квитанция полу чена! — Отлично! — похвалил дежурный воина, значительно перекрывшего нор матив. Долгое пребывание в эфире — ре зультат плохой передачи или нетвердо го знания правил радиообмена. Пва- щев всегда помнит об этом и старается сокращать время работы. Для этого он изо дня в день тренируется в пере даче на ключе. Немалых успехов воин добился и в приеме телеграфных сиг налов. На какой бы радиовахте ни находил ся Иващев, он считает, что выполняет боевую задачу, и поэтому строго соблю дает дисциплину на боевом посту. Командир неоднократно ставил Пваще- ва в пример всем воппам подразделе ния. За успехи в боевой п политической подготовке Пващев неоднократно поощ рялся. Ему присвоено звание «старший матрос». Недавно моряк награжден нагрудным знаком «Отличный свя зист». Наши радисты стремятся быть такими же умелыми и дисциплиниро ванными, как Изащев. Старший матрос А. МУРАВЬЕВ. Всегда начену На вахте старший матрос Панфилов. Раздается звонок. Оперативный дежур ный приказывает «дать выход». — Есть, дать выход! — отвечает Панфилов. Действия воина четки и уверенны. Видно, что он — мастер своего дела. II это действительно так. Старшина радиовахты специалист первого класса Панфилов старательно передает свой опыт и знания подчинен ным. Командир -сообщил об успехах воина в боевой и политической подго товке его родителям. Недавно прпшел ответ. Отец и мать Панфилова благода рят командира за воспитание сыпа и выражают уверенность, что вопньг всегда с честью сумеют выполнить свой долг. Они пишут: «Агрессоры хотят развязать третью мировую войну, пугают нас атомными и водородными бомбами. Но мы верим, что наши сыновья сумеют охладить горячие головы зарвавшихся империа листических авантюристов;'. Советские люди правы. Мы всегда в боевой готовности. Матрос А. ШЕСТАНОВ. Не останавливаться на достигнутом Матрос Соловьев любит специальность радиотелеграфиста и усердно изучает тех нику. На тренировках в передаче на клю че он тщательно отрабатывает движение кисти руки. Без этого нельзя научиться правильно передавать сигналы. Первое время воин торопился, буквы «срывались», передавались радиограммы неточно. Старшие товарищи указали Соловьеву на недостатки, и он стал настойчиво ис коренять их. Постепенно он добился боль ших успехов, стал специалистом первого класса. Теперь в работе моряка чув ствуется уверенность. Каждый знак он передает отчетливо. Соловьев без задер жек обменивается радиограммами с кор респондентами. Недавно за успехи в освоении специ альности и примерную дисциплину воин награжден нагрудным знаком «Отличный связист». Получая награду из рук стар шего начальника, Соловьев обещал учить ся еще лучше, образцово нести вахту. Матрос Е. МОИСЕЕВ. Настойчиво повышает мастерство сво их подчиненных старшина 1 статьи Ва силий Клочков. Моряки его отделения бдительно несут радиовахту, содержат боевую технику в отличном состоянии. НА СНИМКЕ: специалист второго клас са старшина 1 статьи В. Клочков сни мает нормативы у матроса А. Федорова по передаче на ключе. Фото И. Ннкишова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz