На страже Заполярья. 1955 год. Май.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 7 мая 1955 г., № 107 (5259). Радио—основнойвид связи в современном бою Непрерывно повышать мастерство радистов Обеспечение четкой , бесперебойной и скры тной связью — первейшая задача каж до го радиста Русский военно-морской флот является колыбелью отечественной радиотехниче­ ской мысли. В июле 1899 года А. С. По­ пов успешно провел опыты по практиче­ скому применению радиосвязи для кор­ ректировки стрельбы береговой артилле­ рии. После успешного использования радио­ связи при снятии с мели броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» всем стало ясно, какое большое значение имеет радио­ связь. Тогда командование флота приняло решение установить радиостанции на бое­ вых кораблях. В 1900 году были установ­ лены три радиостанции на кораблях Черноморского флота и две— на кораблях Балтики. В следующем, 1901 году еще 14 кораблей были вооружены радиостан­ циями. 1900 год следует считать первым годом планового оснащения русского флота средствами радиосвязи. К сентябрю 1904 года на судах флота было установлено 75 радиостанций, из них 50 были изготовлены Кронштадтской мастерской. Однако к началу русско-япон- ской войны корабли не были еще пол­ ностью вооружены радиостанциями. Пос­ пешность, с которой -производилась уста­ новка аппаратуры, недостаток специали­ стов (подготовка радиотелеграфистов нача­ лась в минной школе только в конце 1904 г .) , отсутствие каких-либо правил, определяющих порядок радиосношений, а также неумение командиров пользоваться средствами радиосвязи — все это приво­ дило к тому, что связь работала плохо. Русско-японская война ускорила совер­ шенствование техники радиосвязи. . В 1910 >г. была организована мастерская ра­ диотелеграфного дела военно-морского ве­ домства, которая ремонтировала судовые станции и изготовляла новые. В 1915 г. мастерская стала заводом и явилась базой для вооружения флота средствами радио­ связи. В результате гражданской войны и ино­ странной военной интервенции уровень развития производства средств радиосвязи в нашей стране, как и всей промышлен­ ности, значительно понизился. Но творче­ ская работа ученых не прекращалась. После победы Великой Октябрьской социалистической революции Коммунисти­ ческая партия уделила большое внимание развитию связи вообще, а особенно радио­ связи. В . И. Ленин в 1918 году дал указание организовать Нижегородскую ра­ диолабораторию. Она стала первым науч­ ным центром советской радиотехники и базой дальнейшего развития радиосвязи в нашей стране. Уже в 1923— 1924 гг. во­ енно-морской флот начал получать лампо­ вые радиостанции. За годы Советской власти наши наука и техника достигли колоссальных успехов. В настоящее время корабли получают тех­ нику связи, далеко превосходящую по своим качествпм лучшие иностранные образцы. В годы Великой Отечественной войны радиосвязь широко применялась во всех родах войск. Это поставило радиопро­ мышленность перед необходимостью резко увеличить выпуск радиостанций всех мощностей. В ходе войны советские уче­ ные и конструкторы создали новые образ­ цы радиостанций. Радиосвязь стала основным средством управления войсками. Об этом можно су­ дить по цифровым данным. Если в конце 1904 г. в каждой действующей русской армии было 6 радиостанций, а к началу первой мировой воины вед. германская ар­ мия имела 40 радиостанций, а итальянская 25 радиостанций, то в последний период второй мировой войны на активных участ­ ках некоторых фронтов количество радио­ станций доходило до 350— 100 на один квадратный километр. История военного искусства показывает, что с появлением и развитием разнообраз­ ных средств войны непрерывно изме­ няются и усложняются формы боя. Давно прошли времена, когда исход войны реша­ ло одно сражение, происходившее на ограниченном пространстве, или один бой морских сил. Современная война охваты­ вает все большее пространство, в ней участвует огромное количество войск, тех­ нические средства борьбы становятся раз­ нообразней и сложней. Все это усложняет организацию управления боем. Широкое и массированное применение танков, артил­ лерии, авиации, моторизованной пехоты увеличило подвижность войск, их ударную мощь и резко повысило темп ооевых дей­ ствий, вызывая непрерывное изменение обстановки. Операции стали скоротечными и зачастую перерастают одна в другую. Во второй мировой войне действия мор­ ских сил развертывались на больших про­ сторах и проводились самыми разно­ образными средствами: надводными кораб­ лями, подводными лодками, торпедными катерами, авиацией, обладающими самыми разнообразными тактическими данными. Отсюда ясно, что командующий флотом, командир соединения не может ограни­ читься только общим руководством, дачеГ; одной директивы, направляющей действия своих соединений и частей на всю опера­ цию. Он вынужден г, ходе боя непрерывно получать информацию о действиях подчи­ ненных, своевременно направлять им на выполнение главной задачи. Управление силами в современном бою невозможно без надежной и непрерывно действующей связи. Потеря связи — по­ теря управления, а это неизбежно ведет к поражению. Наступление Советской Армии под Ста­ линградом наглядно показывает, какое большое значение имеет связь в управле­ нии войсками. Пленные гитлеровские офи­ церы рассказывали, что огонь нашей артиллерии уничтожил всю проводную связь, а также большое количество радио­ станций. Ввиду этого враг плохо пред­ ставлял обстановку. Лишенные управле­ ния фашистские войска действовали несо­ гласованно. Особенно велика роль радиосвязи в Военно-Морских Силах. Здесь она является основным средством связи, наиболее полно обеспечивающим управление силами флота. Современный бой, особенно при взаимо­ действии разнородных соединений флота, а также при взаимодействии их с частями Советской Армии, требует совершенного и гибкого боевого управления. Этого можно достигнуть только при наличии надежной и гибкой связи и, в первую очередь, радио­ связи, при умении личного состава пользо­ ваться этими средствами. Поэтому обучать моряков необходимо в условиях, приближенных к боевой дей­ ствительности, отрабатывать четкость в работе радистов всех кораблей, связи­ стов военно-морских баз, подразделений и частей флота, береговой обороны и других во всех видах их деятель­ ности. Тогда в боевой обстановке можно будет непрерывно обеспечивать коман­ дование надежной связью, добиться непре­ рывности управления в самой сложной обстановке. Недавно в походе наши связисты показали возросшее мастерство. Они успеш­ но справлялись со своей задачей при на­ личии радиопомех. Корабль вел поиск «противника». Не­ обходимо было определить место цели, ее курс и передать эти сведения по назначе­ нию. Связь осуществлял лучший радист корабля старший матрос Козловцев. Были специально созданы помехи. Сильная кач­ ка затрудняла работу моряка. Но опытный оператор-радист умело отстраивался от помех и все радиограммы принял без ис­ кажений и своевременно доложил о них командиру. В результате операция была проведена успешно. Возросшую выучку показали подчинен­ ные лейтенанта Коровкина. Они полностью обеспечили связь командира с многочис­ ленными корреспондентами. При этом встречались трудности. От сотрясения кор­ пуса корабля в результате ударов волн вышла из строя станция. Радист свое­ временно доложил об этом командиру под­ разделения, который перенес вахту на резервную радиостанцию. В скором време­ ни предстояла работа с другими корреспон­ дентами. Специалисты Буров и Ермаков быстро отыскали повреждение и устрани­ ли его. К нужному моменту станция свя­ залась с корреспондентом. Хорошими показателями в боевой и политической подготовке встретили День радио подчиненные старшины 1 статьи Бурова и других. Они содержат технику в образцовом порядке и умело используют ее в самых сложных условиях. Наша задача — неустанно продолжать совершенствовать выучку, повышать бое­ вую готовность флота. Необходимо еще глуб­ же и более настойчиво изучать технику радиосвязи, уметь вести прием в условиях радиопомех, полностью освоить методы за­ щиты от них. Офицер Г. КАЗАКОВ. Передовые радиотелеграфисты нашего флота Старшина 1 статьи Буланов в состяза­ ниях на лучшего радиотелеграфиста флота в 1954 году занял первое место. Он много обучил и воспитал молодых радистов. Сам старшина имеет отличные операторские ка­ чества ведения радиообмена в условиях активных помех. За безупречную службу, высокие знания своей специальности и дисциплинирован­ ность старшина награжден двумя знаками «Отличный связист», имеет 32 поощрения. НА СНИМКЕ: старшина 1 статьи Е. Буланов. Старшина 2 статьи Лазарев в состяза­ ниях на лучшего радиотелеграфиста флота занял второе место. Отлично зная специ­ альность, старшина 2 статьи Лазарев уме­ ло обучает и воспитывает подчиненных. Передовой воин награжден двумя зна­ ками «Отличный связист», имеет 24 поощ­ рения. НА СНИМКЕ: старшина 2 статьи Б. Лазарев. Старшина 2 статьи Мицкевич — радио­ телеграфист второго класса, отличник боевой и политической подготовки. По приему на слух и передаче на ключе от­ лично выполняет нормативы специалиста первого класса. Являясь командиром отде­ ления, умело воспитывает подчиненных. Тов. Мицкевич награжден знаком «От­ личный связист, имеет 14 поощрений. НА СНИМКЕ: Н. Мицкевич. -старшина статьи Фото И. Ннкишова. С Т Р Е М Л Е Н И Е В П Е Р Ё Д «Сорвал руку». Эту неприятность, зна­ комую многим радистам, не раз испыты­ вал и старший матрос Михаил Левченко. Происходила она обычно всегда потому, что на тренировках при передаче на клю­ че были перерывы, и рука, ранее уверенно и четко выстукивающая текст учебной ра­ диограммы с заданной скоростью, вдруг отказывала, начинала прыгать, делалась непослушной. Приходилось отрабатывать четкость снова, начинать с малой ско­ рости передачи. Говоря об этом специфическом для ради­ стов термине, Михаил Левченко подчерки­ вает — в подобных случаях надо регу­ лярно тренироваться в передаче на ключе, пусть но 10— 15 минут, но ежедневно. Присутствовавший в радиорубке матрос Чихачев добавляет: — Пожалуй, одних тренировок ма­ ловато. Не меньше нам, радистам, необ­ ходимы выдержка и спокойствие на вах­ те. Этого как раз в одно время и не хватало матросу Чихачеву. Вместе со своими товарищами радист Чихачев готовился к сдаче на классность. Сначала шло все нормально: радист вдум­ чиво читал учебник по радиотехнике, изучал материальную часть, тренировал­ ся в передаче и приеме радиограмм. Во время сдачи зачетов не без волнения сел матрос за ключ. Но когда стал передавать текст, волнение еще более усилилось. Вме­ сто того количества знаков, которые раньше уверенно передавал Чихачев, на этот раз он не смог передать даже и две­ надцати. Об этом случае сейчас и вспомнили во­ ины. Оба пришли к одному выводу — ра­ дисту надо больше тренироваться практи­ чески. Только при этом условии приходит умение при наличии различных помех обеспечивать командира скрытной и бесперебойной связью. На корабле, где служат старший матрос Левченко и матрос Чихачев, как и везде, широко отмечается День радио. В кубри­ ках с матросами н старшинами агитаторы проводят беседы, подготовлен специаль­ ный выпуск радиогазеты. С интересной беседой о Дне радио выступил, например, перед воинами специалист высокого клас­ са старшина 1 статьи Пятнпцын. Моряки корабля гордятся своими ради­ стами, которые самоотверженно выполня­ ют воинский долг, помогают экипажу ус­ пешно решать поставленные задачи. II пе­ редовым среди них является классный специалист старший матрос Михаил Лев­ ченко. Бывший рядовой колхозник с Полтав­ щины крепко полюбил ранее незнакомую ему специальность радиста. Свыше двад­ цати поощрений, записанных в карточке взысканий н поощрений, — убедительное свидетельство настойчивости воина в пов­ седневном ратном труде, в совершенствова­ нии боевого мастерства, в выполнении приказов командования. После ремонта, произведенного в ма­ стерской, стал с перебоями работать пе­ редатчик. Первым делом Левченко замерил цепи агрегата. До включения передатчика пробник давал нормальные показания. Ког­ да же радист запустил мотор передатчика, одно из сопротивлений вскоре сильно пе­ регрелось. Не считаясь с личным отдыхом, Левченко упорно отыскивал причину непо­ ладки. Настойчивость взяла свое, и через два дня напряженных поисков старший матрос докладывал командиру подразделе­ ния, что передатчик работает нормально. Не считаясь с личным временем! Много упорства, настойчивости скрывается за этой несколько сухой и лаконичной Фра­ зой. Ведь сколько раз приходилось после ужина одевать наушники и в многочислен­ ном хаосе звуков, доносившихся из эфи­ ра, улавливать, правильно отличать так столько похожие друг на друга знаки «5» и «X», «Ш» и «О» н другие. Очередное поощрение, об’явленное командиром подразделения в честь Дня радио комсомольцу старшему матросу Ми­ хаилу Левченко, — знак новых успехов воина в совершенствовании мастерства ра­ диста. Вместе с Левченко в этот день удо­ стоен поощрения командира и матрос Чи­ хачев. Радист Чихачев сделал правильные вы­ воды после первой неудачи при сдаче за­ четов на классность. Он не опустил руки. А, наоборот, с помощью товарищей, под руководством старшины еще настойчивее борется за получение почетного звания классного специалиста. II нет сомнения, что матрос добьется поставленной цели. Порукой этому — упорство, постоянное стремление вперед, к новым высотам во­ инского мастерства. В. ДРОЗДОВ. В сложных условиях обеспечивают чёткуюсвязь Волны заливали корабль. Надстрой­ ки, антенны, орудия покрылись слоем льда. Вода попала в один из приборов, находящихся на верхней палубе. Замк­ нулась электрическая цепь. Станция прекратила работу, командир лишился связи в самый ответственный момент, когда корабль выполнял учебно-боевую задачу. Медлить было нельзя. Следовало как можно скорее найти и устранить неис­ правность. Только об этом и думал сей­ час радист Александров. Получив раз­ решение командира, он взял инстру­ мент и принялся за дело. Прошло неко­ торое время, и Александров, весь мок­ рый, поднялся на мостик. Он доложил, что неисправность устранена. В этом походе матрос Александров показал выносливость и умение обслу­ живать сложную боевую технику в трудных условиях. Много часов подряд он бессменно нес вахту, поддерживая связь с корреспондентами. Александров всегда содержит тех­ нику в чистоте и порядке. Он хорошо знает правила радиообмена и строго соблюдает их. Умелый специалист де­ лится опытом работы на боевом посту с молодыми матросами. Моряк честно выполняет свой долг перед любимой Родиной. Матрос К. ТУМАНОВ. Н А П О Д В А Х Т Е Воины-радисты настойчиво повышают свои знания по специальности Матрос Барцев сравни­ тельно быстро освоил при­ ем на слух и передачу на ключе. Наступил желан­ ный день — воина назна­ чили подвахтенным. Как ни старался он в первый день доказать прочность своих знаний, это не удавалось ему. Каждая принятая им ра­ диограмма была с ошибка­ ми и пропусками. Позыв­ ные радиостанций воин не успевал записывать. II тогда Барцев понял: знать телеграфную азбуку — одно дело, а уметь при­ нимать ее на боевой вахте' — другое, более сложное. На вахте Барцев чув­ ствовал большую ответст­ венность за свое дело и постоянно находился в напряжении. Он по не­ скольку раз повторял про себя каждый знак, стре­ мясь не сделать ошибки, а это приводило к тому, что отставал в приеме, на­ чинал торопиться, делал пропуски... В это же время клас­ сные специалисты Щебе- ченков и Селпфанов рабо­ тали хладнокровно. Это видел Барцев и постепенно спокойствие товарищей пе­ редавалось ему. Работа пошла несколько лучше. Чтобы скорее приучить матросов к самостоятель­ ности, надо не пропускать возможности показывать им, что они могут хоро­ шо нести вахту и не до­ пускать при этом ошибок. Это укрепляет у воинов уверенность в себе. Старший матрос Щебе- ченков нередко сажает на свое место подвахтенного радиста, а сам прослуши­ вает его работу на запас­ ном приемнике. В резуль­ тате подвахтенный лучше и быстрее овладевает зна­ ниями и практическими навыками. Молодые воины иногда жалуются, что они не ус­ певают принимать кодопые фразы и позывные радио­ станций, которые переда­ ются с повышенной скоро­ стью. Младший сержант Тарасов советует твердо заучить все применяемые у нас кодопые Фразы и воспринимать их на слух, как один целый сигнал, а не по отдельным знакам. — Вы не стремитесь записывать сразу первый услышанный знак, а вни­ мательно прослушайте, прочтите все, а тогда за­ писывайте, — говорит сн. — Времени для этого по­ требуется мало. Приучить подвахтенно­ го* радиста аккуратно за­ полнять вахтенный жур­ нал, . не пользоваться ре­ зинкой, а четко надписы­ вать исправления над ошибкой, содержать свое место всегда в чистоте и порядке — тоже не мало­ важное дело. II па это Шебеченков н Селифанов обращают серьезное внима­ ние. «Подвахтенный» период учебы — это тяжелый и самый ответственный мо­ мент. Как молодые матро­ сы, так п классные спе­ циалисты должны прида­ вать ему большое значе­ ние. Опытным специали­ стам следует делать все для того, чтобы помочь товарищам научиться не­ сти боевую вахту в лю­ бых условиях, отлично справляться со своими за­ дачами. Младший сержант Н. ПАВЛОВ. Аппаратура — в отличном состоянии Всегда в отличном состоянии содержат радиоаппаратуру подчиненные техник- лейтенанта Василия Чихонадских. НА СНИМКЕ : (слева направо) технрк-лейтенант по радио В. Чихонадских контролирует настройку радиоаппаратуры самолета матросами Р. Зайдиновым и П. Кончиком. Фото И . Ннкишова, На аэродром размашистым шагом идет старший сержант. Это радист отличник боевой п политической подготовки Белоу­ сов. Он раньше всех прибыл к самолету, чтобы привести в по­ рядок технику. У воина много забот, его обязанности сложны п ответственны. Ведь в современной авиации радио играет очень большую роль. Белоусов — опытный специалист. Он умело передает свои знания и навыки подчиненным Земчику и Васильеву. Birr и сегодня, проверяя и осматривая материальную часть, он обме­ няет воинам устройство аппаратуры. За делом незаметно проходит время. Дежурный по стоянке об’являот перерыв. Авиаторы аккуратно складывают инстру­ мент на стеллажи и только тогда идут в курилку. Здесь раз­ горается сцор. Старший сержант Червяков недоволен тем, что из-за вооруженцев произошла некоторая задержка. Нет тягача для перебукенровки самолета в безопасное место. А без этого нельзя выполнять последующие работы. В разговор вступает старший матрос Югас. Он предлагает, отправляясь на аэро­ дром, всякий раз брать с собою воздушную тележку. Тогда дело'пойдет быстрее. Амелин не согласен с товарищем. Но Югас прав, п воин вынужден подумать над тем, что сказал сослужи­ вец. Так совместными усилиями авиаторы находят пути устра­ нении недостатков. После отдыха труд у них организован лучше. Рабочий день подходит к концу. Старшины пришли за лич­ ным составом. Покидает свой пост и радист Белоусов. Он привел заведыванпе в образцовый порядок. У него аппарату­ ра всегда в боевой готовности. Матрос 0. ВАСИЛЕНКО. В борьбе за секунды В радиорубке тишина. Только из не плотно прилегающих к ушам телефо­ нов слышится шум эфира. — Передать сигнал..! — дежурный по связи называет сигнал и корреспон­ дента. Николай Иващев быстро и безоши­ бочно отыскивает позывной, одновре­ менно включает накал передатчика. Записав аккуратно данные в вахтенный журнал, он включает высокое напряже­ ние, четко и без искажений передает сигнал. Прошло немногим больше ми­ нуты, а он уже доложил: | — Сигнал передан. Квитанция полу­ чена! — Отлично! — похвалил дежурный воина, значительно перекрывшего нор­ матив. Долгое пребывание в эфире — ре­ зультат плохой передачи или нетвердо­ го знания правил радиообмена. Пва- щев всегда помнит об этом и старается сокращать время работы. Для этого он изо дня в день тренируется в пере­ даче на ключе. Немалых успехов воин добился и в приеме телеграфных сиг­ налов. На какой бы радиовахте ни находил­ ся Иващев, он считает, что выполняет боевую задачу, и поэтому строго соблю­ дает дисциплину на боевом посту. Командир неоднократно ставил Пваще- ва в пример всем воппам подразделе­ ния. За успехи в боевой п политической подготовке Пващев неоднократно поощ­ рялся. Ему присвоено звание «старший матрос». Недавно моряк награжден нагрудным знаком «Отличный свя­ зист». Наши радисты стремятся быть такими же умелыми и дисциплиниро­ ванными, как Изащев. Старший матрос А. МУРАВЬЕВ. Всегда начену На вахте старший матрос Панфилов. Раздается звонок. Оперативный дежур­ ный приказывает «дать выход». — Есть, дать выход! — отвечает Панфилов. Действия воина четки и уверенны. Видно, что он — мастер своего дела. II это действительно так. Старшина радиовахты специалист первого класса Панфилов старательно передает свой опыт и знания подчинен­ ным. Командир -сообщил об успехах воина в боевой и политической подго­ товке его родителям. Недавно прпшел ответ. Отец и мать Панфилова благода­ рят командира за воспитание сыпа и выражают уверенность, что вопньг всегда с честью сумеют выполнить свой долг. Они пишут: «Агрессоры хотят развязать третью мировую войну, пугают нас атомными и водородными бомбами. Но мы верим, что наши сыновья сумеют охладить горячие головы зарвавшихся империа­ листических авантюристов;'. Советские люди правы. Мы всегда в боевой готовности. Матрос А. ШЕСТАНОВ. Не останавливаться на достигнутом Матрос Соловьев любит специальность радиотелеграфиста и усердно изучает тех­ нику. На тренировках в передаче на клю­ че он тщательно отрабатывает движение кисти руки. Без этого нельзя научиться правильно передавать сигналы. Первое время воин торопился, буквы «срывались», передавались радиограммы неточно. Старшие товарищи указали Соловьеву на недостатки, и он стал настойчиво ис­ коренять их. Постепенно он добился боль­ ших успехов, стал специалистом первого класса. Теперь в работе моряка чув­ ствуется уверенность. Каждый знак он передает отчетливо. Соловьев без задер­ жек обменивается радиограммами с кор­ респондентами. Недавно за успехи в освоении специ­ альности и примерную дисциплину воин награжден нагрудным знаком «Отличный связист». Получая награду из рук стар­ шего начальника, Соловьев обещал учить­ ся еще лучше, образцово нести вахту. Матрос Е. МОИСЕЕВ. Настойчиво повышает мастерство сво­ их подчиненных старшина 1 статьи Ва­ силий Клочков. Моряки его отделения бдительно несут радиовахту, содержат боевую технику в отличном состоянии. НА СНИМКЕ: специалист второго клас­ са старшина 1 статьи В. Клочков сни­ мает нормативы у матроса А. Федорова по передаче на ключе. Фото И. Ннкишова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz