На страже Заполярья. 1955 год. Март.
На с т р а ж е З а п о л я р ь 29 марта 1955 г.. № 74 (522G). ОФИЦЕР ПРОВЕРЯЕТ ХОД ЗАНЯТИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ Высокая выучка приобретается в напряженной учебе Раздался звонок — начало за н я т и й по специальности. Командир подразделения капитан-лейтенант Волнуя еще раз проду мал все вопросы, которые должны изу чить -рулевые, и поднялся -в штурманскую рубку. Быстро окинув взглядом матросов и (Убедившись, что все они одеты опрят но. по форме. офицер разрешил (продол жать занятие. Старшина 2 статьи Апухтин об’яснял воинам систему ограждения морских опас ностей. Говоря об окраске буев и вех. ха рактеризуя огаи. моряк показывал л з на рисунках. под которыми не было поясни тельных подписей. Потом старшина лачал опрос. Он пока зывал рулевым изображение буя или ве хи. и матросы говорили об их назначении ж месте расположения в море относитель но опасности. Штурман внимательно следил эа ходом «шятий . изредка делал свои замечания или добавления б ответам матросов. Ког да Апухтин закончил занятия, офицер за дал вопрос морякам: — Прямо по корме находится банка. Как она ограждена? Матросы задумались. Каждый из них, будучи на вахте, не раз вел корабль во йдут банки, но сейчас ли один из них не мог точно вспомнить, как она бывает ог раждена. В чем же дело? Командир пот- Т>азделения об’яснил это Апухтину позд нее. — То. что вы рассказали матросам, им необходим* згаать. — сказал офицер. — Но учтите, что на Баренцевом море эта система ограждения встречается редко. Допустить, что подчиненные не знают ограждение банки, около которой столько «раз проходили, стыдно. Вы не увязали занятие с конкретными условиями плава ния. И, вея® карту залива, штуш ан показал «расположение буев и вех и охарактеризо вал опии. — А вот этот огонь служит для обоз начения точки поворота в ночное время. На следующей неделе капитан-лейте нант пришел на занятия к штурманским электрикам. Разложив на столе принцтт- етвальшгю электрическую схему радиопе ленгатора. старшина рассказывал об устройстве и назначении блоков пеленга тора. я его кгирандаш медленно следовал по линиям цепи контура. Видно было, что старшина готовился к занятиям. Но он никак не мог довести цепь до конца, что бы замкнуть контур.. Видя затруднение старшины, штурман пришел ему на . по мощь. — Давайте попробуем разобраться в схеме зругим способом. — предложил пн присутствующим. — Откройте ваши тет ради. Рисуйте эа мной. Начинаем с ан тенны. Офицер начертил входную цепь прием ника. — Видите, так. оказывается, гораздо •проще. Нужно только взять из всей схе мы отдельный узел и (разобраться в его работе. Зная работу всех узлов в отдель ности. легко понять всю схему. Такой метод хорош и для определения неисправ ностей. Каждая деталь на виду и сразу ясно, что за чем следует проверять. Пе ленгатор сам по себе довольно сложный ирибоп. во он точен, как и все наши штурманские приборы. Необходимо отлич но знать его и правильно использовать. Так изо дня в день на занятиях по специальности, в повседневной учебе в плавании капитан-лейтенант Колтун по- мопэет старшинам методически правильно обучать подчиненных, добиваться новых успехов в освоении ими специальности. Штурман имеет большой опыт и зна ния. Тем не менее, он всегда готовится к ■каждому занятию, чтобы при необходимо сти посоветовать старшинам, как лучше ■провести занятия. При составлении плана занятий Колтун особое внимание обращает на вопросы практики обслуживания и ухода эа теми или иными приборами. Старшинам он по стоянно указывает на необходимость тес но увязывать темы занятий с практикой боевой работы. Однажды сгаршнне было поручено провести занятие ва тему: «Магнит ное поле земли». Старшина в процессе подготовки изучил вопросы общего поряд ка и упустил главное — влияние земного магнитизма на магнитную стрелку, рас чет истинного курса по имеемым величи нам компасного курса, девиации и скло нения. Штурман во-время поправил стар шину. Для болею глубокого изучения специ альности капитан-лейтенант нацеливает подчиненных на то. чтобы они совершен ствовали мастерство самостоятельно. Офицер об’ясняет морякам. что для воинов подразделения очень важно твердо знать я рмело выполнять свои овяэшности. , д€ЙСТМНП0СТЬ полйташятий, ы во~пи. Штурманешз ошибки часто приводят отельное значение зависят прежде всего к печальным последствиям. Характерен в ^ T<>r0i насколько высок их идейный этом отношении недавний случай аварии уровень, как увязываются опи с жизнью в американском Флоте. Подводная лодка | страны и задачами личного состава кооаб- «Дамабло» из-за ошибки в счислении в момент всплытия оказалась под одним из эскортных миноносцев. Боевой рубкой Высоких показателей в боевой я политической подготовке добились подчиненные специалист! первого класса старшины 2 статьи Алексея Маханькова. Они отлично знают свою специальность, бдительно нес-,т сигнальную пахту. З а умелое воспитание подчиненных и примерную службу комсомольцу Маханькову об’явлеко м::ого благодарностей. Он сфо тографирован при развернутом Военно-морском флаге, родителям моряка командир послал благодарственное письмо. Н А СН ИМ К Е : (справа налево) специалист первого класса старшина 2 статьи Алексей Махаяъко», специалист второго класса матрос Амазас Кесяа и отличник боевой и политической подготовки матрос Иван Макаров на сигнальной пахте. Ф ото И . Никишова. Л а п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х З а т е с ную связь с жи з нью щ) ля, части. У нас есть немало пропагандистов, ко- ~ s y | торые (умело проводят политические заня- лотка я м о м а л и ш е миноносца. Оба ко- [ 1обнваютея ш ВЫСШ>Ъ идейности и ■рабля получили серьезные повреждения. действенности. Заслуживает внимания в Несомненно, на этой лодке были неоЬ- этом отношении опыт руководителя груп- х о д и м ы о шту« 1 >мя 1 Н<жие приборы. Но* вя~ I дц тхю Ройтмзнд Г ! ™ Г ЛИJ T т у т е ь « Н Ценно в wflore пюпашш игга то. что ПОЛЬ^ОВЙТЬ ирг ’ он умеет увязывать изучаемую тему с Штурманское подразделению капитан- повседневной жизнью и учебой личного лейтенанта Колтуна считается одним из I состава корабдя лучших в w e n по боевой полготовм . ^ можно' подверш ть на nDIU!eDe за. содержанию техники. нятия. провезенного по теме: «Значение Недавний поход показал, что матросы высоких морально-боевых качеств личного готовы к выполнению любой задачи, ко- состава Армии и Флота в современной вой- торую поставит перез ними командир, .ще». В своем рассказе пропагандист Плавание было длительным и проходило в глубоко раз’ясянл слушателям решения тяжелых штормовых условиях. Корабль XIX с ’езда КПСС о неустанном укреплении •длительное время шел по счислению, оборонной мощи Советского государства, о Сильный нордовый ветер и образованное повышении боевой готовности наших Во- им ветровое течение сносили корабль в оружейных Сил к сокрушительному *от- сторону. Определив несколько раз место пору любому агрессору, подчеркнул слож- корабля по_ звездам, штурман нашел ве- иость современной войны, связанной с личину дрейфа и учел его. Когда корабль применением различных видов оружия. проходил в видимости берегов, было уста- _ 1 Это, - сказал пропагандист. — новлено. что расчеты были точны. обязывает нас настойчиво развивать в се- Тяжело пришлось в походе рулевым. ^ высокие морально-боевые качества, штурманским электрикам. Отстояв вахту, быть готовыми разгромить любого протнв- матросы Вагин и Рюмин становились на ника. Каждый моряк должен помнить, что запись показания штурманских приборов, д^ход войны, в конечном счете, решают Они успешно выдержали большое трудное люди, сильные духом, отлично владеющие испытание. современной боевой техникой. Изо дня в день крепнет и растет м а - Руководитель г р у п п ы глубоко оаскрыл стерство личного состава подразделения, огромное значение в достижении победы Моряки обеспечивают кораблю успешное врагом, высоких морально-боевых ка- решение всех задач. Старший лейтенант Г . БАСКО. Приобрели новыэ знания На боевом посту собрался личный со став отделения радиотелеграфистов. Оче редное занятие по специальности прово дит офицер. — Сегодня, — говорит он, — мы изу- эдм принципиальную схему приемного устройства и особенности его работы. На столе схема приемного устройства. Офицер подробно рассказывает подчинен ным. как н у ж н о устранять возможные не исправности. Затем офипео об’яснил уст ройство блоков приемника и работу каж дого из них. Рассказ он умело сочетал с показом на материальной части. Затем руководитель задает вопрос ма тросу Скрипченко. — Покажите на схеме сопротивление прибора и оаслклжите для чего оно ста вится в данной пени. • Скрипченко — старательный воин, честв советских воинов, привел ряд при меров о героизме и мужестве, боевом ма стерстве североморцев — героев Великой Отечественной войны, беспощадно гро мивших гитлеровских захватчиков на мо ре. в воздухе и на суше. В прошлом году на корабле значительно выросло число отличников боевой и по классный специалист. Он уверенно, со литической подготовки и классных опо знанием дела показывает детали прибора и об’ясняет принцип его работы. Следующим отвечает матрос Гусев. Он недавно прибыл из другого подразделения. Техника, которую обслуживал воин рань ше, отличается от той, с которой ему п р и ш л о с ь встретиться сейчас Гусев упорно учится. За к о р о т к и й с р о к воин приобрел глубокие знания. Занятие п р о ш л о успешно. Воины обо гатили свои знания, закрепили практиче ские навыки. Командир, организуя боевую учебу в соответствии с требованиями современного боя. умело готовит мастеров военного де ла. направляет их энергию на добросо вестное выполнение воинского долга, на успешное решение стоящих перед ними задач. И. КОЗЛОВ. Достойная награда Требовательным командиром показал се бя млаший сержант Артемьев. Отличник боевой и политической подготовки, он уме ло воспитывает подчиненных, с любовью передает им свои знания. Являясь членом комсомольского бюро, тов. Артемьев организует живые и инте ресные доклады, беседы и другие меро приятия Недавно, например, состоялся тематический вечер «Край, в котором ты с л у ж и ш ь » . С докладами выступили стар ший лейтенант Исупов, младший сержант Таран, матрос Новиков и младший сержант Артемьев. Они рассказали о природных богатствах Мурманской области, ее значе нии в народном хозяйстве ООСР и в обо роне Родины. За активную общественную работу н личное усердир в боевой и политической учебе младший сержант Артемьев награж ден Почетной грамотой ПК ВЛКСМ. Матрос Н. ПЕТРЕЕВ . Результаты могли быть лучше Недавно в нашем подразделении про водились стоельбы из личного оружия . Воины показали неплохие результаты. От лично выполнили задачу матрос Степанов и младший сержант Соколов. Хорошо стре ляли молодые воины Карасев и Шестаков. Однако есть v нас и такие воины, кото рые слабо владеют личным оружием. На это надо обратить им серьезное внимание. Пехотинец и авиатор, корабельный спе циалист и строитель — все должны уметь хорошо стрелять. Желательно, чтобы оанятия по огневой подготовке проводились у нас чаще. Матрос 0. ВАСИЛЕНКО. Почему не выполнена задача П ри стрельбе наводчик матрос Черенев долго л о р и цель. 0 несмотря на то. что ставший матрос Владимиров, матрос Кон драты»»* и другие воины работали у меха низмов умело и расторопно, расчет не вы полнил огневую 8 адачу. Причина такого неприятного явления в том. что Чевекев недостаточно натрени рован. Ему необходимо серьезнее относить ся к учебе, настойчиво совершенствовать практические навыки работы у орудия. Недопустимо, чтобы один человек подры вал боевую готовность расчета. Наводчику надо понять и исправить свои ошибки. И. ВОРОТЫНЦЕВ. циалистов. Корабль. плавая в сложчых условиях, успешно решал учебно-боевые задачи. Высокую боевую выучку и :ьоимер в службе показали мичман Шашлов. стар шина 1 статьп Лаврентьев, старшчиы 2 статьи Звягин, Егоров и другие. Эти мо ряки упорным трудом, ревностным служе нием Родине оказывают большую помощь командованию в обучении и воспитании матросов. Благодаря их усилиям многие молодые воины в короткое время овладели различными специальностями, назначены на штатные должности и ныне отлично обслуживают боевую технику и оружие. Все эти факты и примеры пропагандист использовал в своем рассказе. Излагая содержание темы, пропаган дист подчеркнул, что постоянная боевая готовность корабля зависит не только от оснащения его первоклассным оружием и техникой, но и в первую очередь от высо кой выучки моряков, от их умения в лю бых условиях выполнять сложные боевые задачи. В подтверждение этому он привел пример из жизни личного состава. В од ном из походов корабль попал в сильный шторм. От моряков потребовались исклю чительное самообладание, выносливость, мужество и мастерство. Классные специа листы Блаженков. Саввов, Гузеев, Рома нов. Шашлов и другие несмотря на то. что им приходилось по пояс нахо диться в ледяной воде, отлично обслужи- вали технику. Своими умелыми действия- МП они обеспечили успешное выполнение поставленной перед кораблем задачи. В ходе рассказа пропагандист подчерк нул. что еще не все матюосы корабля дей ствуют и служат так, как перетгвые лю ди. Например, матрос Шагин из-за плохс- го знания своей специальности допустил серьезные нарушения инструкции. Нера диво относится к изучению своего заведы вания и устройства корабля матрос Афа насьев. В заключение офицер призвал слушателей следовать примеру передовых воинов, множить ряды отличников и клас сных специалистов. Такой содержательный и насыщенный фактами и примерами рассказ пропаганди ста оставил глубокий след в сознании слушателей. Он помог им хорошо усвоить содержание темы, сделать правильные вы воды для своей практической деятельно сти. Не случайно поэтому беседа по теме в группе прошла активно. Непрерывный рост политической созна тельности слушателей благотворно сказы вается па их активности в боевой подго товке. Среди них много отличников, клас сных специалистов. Уважением и автори тетом пользуются на корабле старшие ма тросы Вислов, Иващенко, Калипип и дру гие передовые волны. В группе с огромным интересом моряки изучали материалы январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Сс- вета СССР. Занятия по этим решениям прошли на высоком идейном уровне прп высокой активности слушателей. Но, к сожалению, у нас еще не во всех группах и не всегда политические занятия проходят организованно и достигают сво ей целп. Плохо борется за действенность проводимых занятий пропагандист тов. Утепков. Изучение темы «Советские Во оруженные Силы в период иностранной военной интервенции и гражданской вой ны» он провел на низком уровне. До на чала занятий тов. Утепкову указывалось, что рассказ должен быть содержательным, насыщенным примерами и увязан с сов- (Ременпостыо. Но он не учел этих замеча ний. Рассказ оказался общим, нецелеуст ремленным. Это не первый случай с тов. Утепковым. Поэтому не случайно, что в сю группе есть такие матросы, которые отстают как в политической, так и в боевой подготовке. Этот пример говорит о том, что у нас на корабле имеют место серьезные недо статки в воспитании (руководителей групп политзанятий. В части, например, не практикуются совещания по обмену опы том проведения рассказа, самостоятельно го чтения, беседы. А необходимость в этом есть немалая. Систематическая работа по воспитанию руководителей групп — важнейшее усло вие усиления действенности политиче ских занятий. Капитан-лейтенант Г. ЗД0Р0ВЦЕВ. В Министерстве Иностранных Дел СССР В советской печати уже сообщалось о том. что летом этого годв предстоит посе щение Советского Союза премьер-минист ром Индии г-ном Джавахерлалом Неру по приглашению Советского правительства. На днях между Правительством Индии и Правительством Советского Союза со стоялся обмен мнениями по вопросу о времени посещения премьер-министром Индии г ном Неру Советского Союза. Было согласовано, что г-н Неру прибу дет в Советский Соню в начале июня се го года. • БдишелЬнЫй часовой Личный состав караула выстроен на инструктаж. Офицер знакомит воинов с охраняемыми объектами, указывает ва необходимость быть на посту бдитель ными, напоминает обязанности часово го. — Матрос Дубчак! — обратился к подчиненному офицер. — Расскажите. а чем заключается неприкосновенность часового. — Неприкосновенность часового за ключается в особой охране законом его прав и личного достоинства: в подчи нении его строго определенным лицам — начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводя щему; в обязанности всех лиц беспре кословно исполнять требования часово го. определяемые его службой на по сту. — четко отвечает караульный. Дубчак повседневно изучает воин ские уставы. Он всегда строго по фор ме. чисто и аккуратно одет, опрятен и ЛОДТЯ.РЯУТ. ...Тихая морозная ночь. На пост за ступил Дубчак. Он внимательно ко все му прислушивается. Раздаются чьи-то шаги. Воин напрягает слух. Нет сомне ния. к посту кто-то приближается. Ча совой окликнул: — Стой, кто идет! — Начальник караула со сменой! — последовал ответ. — Начальник караула ко мне. ос тальные на месте! Подошел начальник караула. Воин убедился, что это действительно он. и только тогда допустил к себе его спут ников. Дубчак всегда образцово несет караульную службу. За это командир поощрил воина. Старший матрос И. РОДИЧЕВ. ------- 0 ------- I C o jto m J tb О Б Е ЗУ П Р Е Ч Н О выполняет воин ский долг комсомолец Шлыков. Он на стойчиво овладевает боевым мастерст вом, активно участвует в общественной жизни подразделения. Шлыков на гражден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ . ТП В. Новосельцев. О С Т А Р А Т Е Л Ь Н О осваивает специальность телеграфиста старший матрос Иванищак. Он в короткий срок подготовился и сдал экзамены на спе циалиста второго класса. Матрос В. Сизов. О О Б Р А ЗЦ О В О выполняет своя обязанности отличник боевой и поли тической подготовки старший матрос. Гофаров З а безупречную службу он дважды награжден ценным подарком. Матрос В. Степанов. О БО Л ЬШ И Х успехов в обучении личного состава расчета добился млад ший сержант Пысин. Недавно его под чиненные образцово выполнили учеб ную задачу. Пысин награжден нагруд ным знаком отличного специалиста. Старшин матрос Ю . Лободнн. Дисциплинарная практика старшины Взыскания и поощрения, установлен ные Дисциплинарным уставом Вооружен ных Сил Союза ССР, являются важным сродством поддержания и дальнейшего ук репления дисциплины, порядка и орга низованности в армии и флоте. Дисци плинарные взыскания имеют большое воспитательное значение и для тех, кто допустил проступок, и для их товарищей по службе, ибо, как гласит солдатская мудрость. — «с одного взыскиваешь — десятерых удерживаешь от проступков». Требовательность укрепляет моральный дух воинов, развивает у них такие поло жительные качества, пак исполнитель ность, инициатива, повышает уверенность в своя силы. Требовательность способ ствует ‘мобилизации воинов на достиже ние новых, еще более высоких успехов в боевой и политической подготовке, укре плении воинской дисциплины и порядка, повышении боеспособности и боеготовно сти корабля, части. Советским командирам, в том числе са мому многочисленному их отряду — стар шинам и сержантам, предоставлены боль шие права, и одним из них является пра во взыскивать с подчиненных и отмечать их усердие. Под руководством офицеров старшины и сержанты непосредственно обучают своих подчиненных, воспитывают их в духе беззаветной преданности Ро дине. Коммунистической партии и Совет скому правительству, в духе ^ верности своему воинскому долгу. Важнейшую роль играют старшины и сержанты в укрепле нии дисциплины, в поддержании устав ного порядка ла кораблях и в подразделе ниях. Бак начальник, старшина наделен оп ределенными дисциплинарными правами, строго регламентированными требования ми Дисциплинарного устава. Старшина имеет право поощрять подчиненных за проявленное усердие, подвиги и отличия по служое. строго взыскивать с наруши телей воинской дисциплины. В Дисциплинарном устава говорится: «Интересы защиты Родины требуют от начальника не оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненных, стро го взыскивать с нерадивых и поощрять достойных за проявленное усердие, под виги и отличия по службе». Вот об этом-то всегда и даджен пом нить старшина — ближайший началь ник и воспитатель матросов. Для того, чтобы быть требовательным и вместе с тем заботливым начальником, каждый старшина должен правильно при менять власть, предоставленную ему Дис циплинарным уставом, не допускать искривлений в дисциплинарной практике. Примером правильного применения своей дисциплинарной власти может слу жить деятельность коммуниста мичмана Шашлова. Он умело воспитывает сво их подчиненных, вдумчиво и серьезно ис пользует свои дисциплинарные права. Сам являясь примером в боевой учебе и дисциплине, он всегда требует от своих подчиненных твердого выполнения устав ных требований, не оставляя без воздей ствия ни одного малейшего нарушения воинской дисциплины. Матрос Соболь халатно относился к службе, нарушал дисциплину, плохо изу чал свою специальность. Мичман Шашлов, внимательно изучив привычки и характер матроса, терпеливо воспитывал его. Ни одного нарушения со стороны матроса он не оставлял без внимания, каким бы ма лым по своей значительности это нару шение ни было. Заметив, что Соболь под всякими предлогами старается увильнуть от различного рода хозяйственных работ, мичман стал особенно внимательно при сматриваться к нему. Беседовал, но это не помогло. Тоша Шашлов об’явил ему три наряда вне очереди. Старшина команды не только об’явил матросу взыскание, но и проследил, что бы эти наряды матросом Ссболь были добросо 1 *естно отработаны. И в 1 альнен- шем все попытки увильнуть от работы пресекались старшиной. Чувствуя по стоянную требовательность со стороны своего начальнике, матрос Соболь с каж дым днем все старательнее относился к. делу, к выполнению своих служебных обязанностей. Обратив внимание на то. что старший матрос Соколов стал плохо относиться к Iизучению своей специальности, мичман Шашлов детально разобрался в причинах, которые мешали Соколову успешно изу чить специальность. Оказалось, что он просто перестал верить в свои силы, так как все его старания по службе, все его успехи в боевой подготовке и в работе нэ замечались командиром отделения. Серьезно побесатовав с Соколовым и с командирам отделения, мичман заставил Соколова увериться в свои силы, а коман диру отделения указал на его промахи в работе по воспитаиию подчиненных. Со колов с новым усердием взялся за учебу и в короткий срок достиг успехов в ов ладении специальностью, эа что и был поощрен старшиной. Это вызвало у Со колова еще большее стремление к ияуче нию бсевой техники. Мичман Шашлов никогда не делает по спешных выводов, что позволяет ему трезво оценить серьезность проступка или достигнутого успеха своего подчинен ного. Умелое применение в каждом от дельном случае взысканий и поощрений при воспитании своих подчиненных по зволило Шашлову вывести свою команду в число передовых на корабле. Большое число его подчиненных — отличники боевой и политической подготовки, спе циалисты высокого класса. Однако практика показывает, что еще не все старшины правильно пользуются своими дисциплинарными правами. Обхо дя некоторые нарушения дисциплины, они обращают внимание лишь на серьез ные проступки. В дисциплине нет мело чей. в ней все имеет важное значение. От маленького нарушения недалеко и до серьезного проступка. Вот об этом-то правиле и забывают порой отдельные старшины. Так. старшина 2 статьи Егоров неод нократно оставлял без внимания грубость матроса Фирсова со своими товарищами. Когда же Фирсов нагрубил непосредствен но ему. евсому начальнику, то Егоров егозу же использовал всю полноту своей дисшшлинарной власти. Часть старшин почти совсем не исполь зует своих дисциплинарных прав, тем с а - ( мым нарушая устав и принося большой • вред делу воспитания своих подчиненных. К примеру, старшина 2 статьи Кош- лецкий в течение года ни разу не поощ рил и не наказал никого из своих под чиненных. На первый взгляд покажется, что в его отделении все обстоит благопо лучно, а это не совсем так. Просто Кош- лецкий не осознал полностью всей важ ности возложенных на него обязанностей. Старшина ошибочно считает, что. дей ствуя таким образом, он будет в глазах своих подчиненных «хорошим, добрым старшиной». Для того, чтобы правильно использо вать дисциплинарные права, старшины должны твердо усвоить (ряд основных по ложений. которыми надо неукоснительно руководствоваться в своей практической деятельности. Дело в том. что в дисци плинарной практике очень важно придер живаться строгой системы, которая исключали бы малейшую недооценку про ступков или переоценку положительных фактов. Командир отделения не должен ску питься на поощрения, если подчиненные их заслужили, но при этом следует пом- пить. что нельзя и злоупотреблять ими, ибо поощрения, раздаваемые без меры, теряют свою значимость, воспитательная сила их утрачивается. Наказывая прови нившегося. старшина должен быть очень осторожным в выборе взыскания. Поощряя отличившегося или наказывая нерадивого, старшина обязан сделать это в присутствии всего личного состава. Это поможет создать общественное мнение во круг проступка, вызовет стремление рав няться по передовым воинам. Руководящим принципом в деятельно сти старшины должно быть правило, что каждый проступок требует соответствую щего воздействия на солдата или матроса, нарушившего дисциплину, и. наоборот, любое усердие ж отличие по службе, про явленное военнослужащим, должно быть своевременно замечено и поощрено. Умелое использование дисциплинарной практики повышает авторитет старшины с роди личного состава и является важ нейшим путем в деле укрепления дисци плины и организованности лгчного со става. в деле повышения боевой готовно сти корабля, части. Капитан-лейтенант В . ПЕРЕГУДОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz