На страже Заполярья. 1955 год. Март.

На с т р а ж е З а п о л я р ь 29 марта 1955 г.. № 74 (522G). ОФИЦЕР ПРОВЕРЯЕТ ХОД ЗАНЯТИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ Высокая выучка приобретается в напряженной учебе Раздался звонок — начало за н я т и й по специальности. Командир подразделения капитан-лейтенант Волнуя еще раз проду­ мал все вопросы, которые должны изу­ чить -рулевые, и поднялся -в штурманскую рубку. Быстро окинув взглядом матросов и (Убедившись, что все они одеты опрят­ но. по форме. офицер разрешил (продол­ жать занятие. Старшина 2 статьи Апухтин об’яснял воинам систему ограждения морских опас­ ностей. Говоря об окраске буев и вех. ха­ рактеризуя огаи. моряк показывал л з на рисунках. под которыми не было поясни­ тельных подписей. Потом старшина лачал опрос. Он пока­ зывал рулевым изображение буя или ве­ хи. и матросы говорили об их назначении ж месте расположения в море относитель­ но опасности. Штурман внимательно следил эа ходом «шятий . изредка делал свои замечания или добавления б ответам матросов. Ког­ да Апухтин закончил занятия, офицер за­ дал вопрос морякам: — Прямо по корме находится банка. Как она ограждена? Матросы задумались. Каждый из них, будучи на вахте, не раз вел корабль во­ йдут банки, но сейчас ли один из них не мог точно вспомнить, как она бывает ог­ раждена. В чем же дело? Командир пот- Т>азделения об’яснил это Апухтину позд­ нее. — То. что вы рассказали матросам, им необходим* згаать. — сказал офицер. — Но учтите, что на Баренцевом море эта система ограждения встречается редко. Допустить, что подчиненные не знают ограждение банки, около которой столько «раз проходили, стыдно. Вы не увязали занятие с конкретными условиями плава­ ния. И, вея® карту залива, штуш ан показал «расположение буев и вех и охарактеризо­ вал опии. — А вот этот огонь служит для обоз­ начения точки поворота в ночное время. На следующей неделе капитан-лейте­ нант пришел на занятия к штурманским электрикам. Разложив на столе принцтт- етвальшгю электрическую схему радиопе­ ленгатора. старшина рассказывал об устройстве и назначении блоков пеленга­ тора. я его кгирандаш медленно следовал по линиям цепи контура. Видно было, что старшина готовился к занятиям. Но он никак не мог довести цепь до конца, что­ бы замкнуть контур.. Видя затруднение старшины, штурман пришел ему на . по­ мощь. — Давайте попробуем разобраться в схеме зругим способом. — предложил пн присутствующим. — Откройте ваши тет­ ради. Рисуйте эа мной. Начинаем с ан­ тенны. Офицер начертил входную цепь прием­ ника. — Видите, так. оказывается, гораздо •проще. Нужно только взять из всей схе­ мы отдельный узел и (разобраться в его работе. Зная работу всех узлов в отдель­ ности. легко понять всю схему. Такой метод хорош и для определения неисправ­ ностей. Каждая деталь на виду и сразу ясно, что за чем следует проверять. Пе­ ленгатор сам по себе довольно сложный ирибоп. во он точен, как и все наши штурманские приборы. Необходимо отлич­ но знать его и правильно использовать. Так изо дня в день на занятиях по специальности, в повседневной учебе в плавании капитан-лейтенант Колтун по- мопэет старшинам методически правильно обучать подчиненных, добиваться новых успехов в освоении ими специальности. Штурман имеет большой опыт и зна­ ния. Тем не менее, он всегда готовится к ■каждому занятию, чтобы при необходимо­ сти посоветовать старшинам, как лучше ■провести занятия. При составлении плана занятий Колтун особое внимание обращает на вопросы практики обслуживания и ухода эа теми или иными приборами. Старшинам он по­ стоянно указывает на необходимость тес­ но увязывать темы занятий с практикой боевой работы. Однажды сгаршнне было поручено провести занятие ва тему: «Магнит­ ное поле земли». Старшина в процессе подготовки изучил вопросы общего поряд­ ка и упустил главное — влияние земного магнитизма на магнитную стрелку, рас­ чет истинного курса по имеемым величи­ нам компасного курса, девиации и скло­ нения. Штурман во-время поправил стар­ шину. Для болею глубокого изучения специ­ альности капитан-лейтенант нацеливает подчиненных на то. чтобы они совершен­ ствовали мастерство самостоятельно. Офицер об’ясняет морякам. что для воинов подразделения очень важно твердо знать я рмело выполнять свои овяэшности. , д€ЙСТМНП0СТЬ полйташятий, ы во~пи. Штурманешз ошибки часто приводят отельное значение зависят прежде всего к печальным последствиям. Характерен в ^ T<>r0i насколько высок их идейный этом отношении недавний случай аварии уровень, как увязываются опи с жизнью в американском Флоте. Подводная лодка | страны и задачами личного состава кооаб- «Дамабло» из-за ошибки в счислении в момент всплытия оказалась под одним из эскортных миноносцев. Боевой рубкой Высоких показателей в боевой я политической подготовке добились подчиненные специалист! первого класса старшины 2 статьи Алексея Маханькова. Они отлично знают свою специальность, бдительно нес-,т сигнальную пахту. З а умелое воспитание подчиненных и примерную службу комсомольцу Маханькову об’явлеко м::ого благодарностей. Он сфо­ тографирован при развернутом Военно-морском флаге, родителям моряка командир послал благодарственное письмо. Н А СН ИМ К Е : (справа налево) специалист первого класса старшина 2 статьи Алексей Махаяъко», специалист второго класса матрос Амазас Кесяа и отличник боевой и политической подготовки матрос Иван Макаров на сигнальной пахте. Ф ото И . Никишова. Л а п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х З а т е с ную связь с жи з нью щ) ля, части. У нас есть немало пропагандистов, ко- ~ s y | торые (умело проводят политические заня- лотка я м о м а л и ш е миноносца. Оба ко- [ 1обнваютея ш ВЫСШ>Ъ идейности и ■рабля получили серьезные повреждения. действенности. Заслуживает внимания в Несомненно, на этой лодке были неоЬ- этом отношении опыт руководителя груп- х о д и м ы о шту« 1 >мя 1 Н<жие приборы. Но* вя~ I дц тхю Ройтмзнд Г ! ™ Г ЛИJ T т у т е ь « Н Ценно в wflore пюпашш игга то. что ПОЛЬ^ОВЙТЬ ирг ’ он умеет увязывать изучаемую тему с Штурманское подразделению капитан- повседневной жизнью и учебой личного лейтенанта Колтуна считается одним из I состава корабдя лучших в w e n по боевой полготовм . ^ можно' подверш ть на nDIU!eDe за. содержанию техники. нятия. провезенного по теме: «Значение Недавний поход показал, что матросы высоких морально-боевых качеств личного готовы к выполнению любой задачи, ко- состава Армии и Флота в современной вой- торую поставит перез ними командир, .ще». В своем рассказе пропагандист Плавание было длительным и проходило в глубоко раз’ясянл слушателям решения тяжелых штормовых условиях. Корабль XIX с ’езда КПСС о неустанном укреплении •длительное время шел по счислению, оборонной мощи Советского государства, о Сильный нордовый ветер и образованное повышении боевой готовности наших Во- им ветровое течение сносили корабль в оружейных Сил к сокрушительному *от- сторону. Определив несколько раз место пору любому агрессору, подчеркнул слож- корабля по_ звездам, штурман нашел ве- иость современной войны, связанной с личину дрейфа и учел его. Когда корабль применением различных видов оружия. проходил в видимости берегов, было уста- _ 1 Это, - сказал пропагандист. — новлено. что расчеты были точны. обязывает нас настойчиво развивать в се- Тяжело пришлось в походе рулевым. ^ высокие морально-боевые качества, штурманским электрикам. Отстояв вахту, быть готовыми разгромить любого протнв- матросы Вагин и Рюмин становились на ника. Каждый моряк должен помнить, что запись показания штурманских приборов, д^ход войны, в конечном счете, решают Они успешно выдержали большое трудное люди, сильные духом, отлично владеющие испытание. современной боевой техникой. Изо дня в день крепнет и растет м а - Руководитель г р у п п ы глубоко оаскрыл стерство личного состава подразделения, огромное значение в достижении победы Моряки обеспечивают кораблю успешное врагом, высоких морально-боевых ка- решение всех задач. Старший лейтенант Г . БАСКО. Приобрели новыэ знания На боевом посту собрался личный со­ став отделения радиотелеграфистов. Оче­ редное занятие по специальности прово­ дит офицер. — Сегодня, — говорит он, — мы изу- эдм принципиальную схему приемного устройства и особенности его работы. На столе схема приемного устройства. Офицер подробно рассказывает подчинен­ ным. как н у ж н о устранять возможные не­ исправности. Затем офипео об’яснил уст­ ройство блоков приемника и работу каж­ дого из них. Рассказ он умело сочетал с показом на материальной части. Затем руководитель задает вопрос ма­ тросу Скрипченко. — Покажите на схеме сопротивление прибора и оаслклжите для чего оно ста­ вится в данной пени. • Скрипченко — старательный воин, честв советских воинов, привел ряд при­ меров о героизме и мужестве, боевом ма­ стерстве североморцев — героев Великой Отечественной войны, беспощадно гро­ мивших гитлеровских захватчиков на мо­ ре. в воздухе и на суше. В прошлом году на корабле значительно выросло число отличников боевой и по­ классный специалист. Он уверенно, со литической подготовки и классных опо­ знанием дела показывает детали прибора и об’ясняет принцип его работы. Следующим отвечает матрос Гусев. Он недавно прибыл из другого подразделения. Техника, которую обслуживал воин рань­ ше, отличается от той, с которой ему п р и ­ ш л о с ь встретиться сейчас Гусев упорно учится. За к о р о т к и й с р о к воин приобрел глубокие знания. Занятие п р о ш л о успешно. Воины обо­ гатили свои знания, закрепили практиче­ ские навыки. Командир, организуя боевую учебу в соответствии с требованиями современного боя. умело готовит мастеров военного де­ ла. направляет их энергию на добросо­ вестное выполнение воинского долга, на успешное решение стоящих перед ними задач. И. КОЗЛОВ. Достойная награда Требовательным командиром показал се­ бя млаший сержант Артемьев. Отличник боевой и политической подготовки, он уме­ ло воспитывает подчиненных, с любовью передает им свои знания. Являясь членом комсомольского бюро, тов. Артемьев организует живые и инте­ ресные доклады, беседы и другие меро­ приятия Недавно, например, состоялся тематический вечер «Край, в котором ты с л у ж и ш ь » . С докладами выступили стар­ ший лейтенант Исупов, младший сержант Таран, матрос Новиков и младший сержант Артемьев. Они рассказали о природных богатствах Мурманской области, ее значе­ нии в народном хозяйстве ООСР и в обо­ роне Родины. За активную общественную работу н личное усердир в боевой и политической учебе младший сержант Артемьев награж­ ден Почетной грамотой ПК ВЛКСМ. Матрос Н. ПЕТРЕЕВ . Результаты могли быть лучше Недавно в нашем подразделении про­ водились стоельбы из личного оружия . Воины показали неплохие результаты. От­ лично выполнили задачу матрос Степанов и младший сержант Соколов. Хорошо стре­ ляли молодые воины Карасев и Шестаков. Однако есть v нас и такие воины, кото­ рые слабо владеют личным оружием. На это надо обратить им серьезное внимание. Пехотинец и авиатор, корабельный спе­ циалист и строитель — все должны уметь хорошо стрелять. Желательно, чтобы оанятия по огневой подготовке проводились у нас чаще. Матрос 0. ВАСИЛЕНКО. Почему не выполнена задача П ри стрельбе наводчик матрос Черенев долго л о р и цель. 0 несмотря на то. что ставший матрос Владимиров, матрос Кон­ драты»»* и другие воины работали у меха­ низмов умело и расторопно, расчет не вы­ полнил огневую 8 адачу. Причина такого неприятного явления в том. что Чевекев недостаточно натрени­ рован. Ему необходимо серьезнее относить­ ся к учебе, настойчиво совершенствовать практические навыки работы у орудия. Недопустимо, чтобы один человек подры­ вал боевую готовность расчета. Наводчику надо понять и исправить свои ошибки. И. ВОРОТЫНЦЕВ. циалистов. Корабль. плавая в сложчых условиях, успешно решал учебно-боевые задачи. Высокую боевую выучку и :ьоимер в службе показали мичман Шашлов. стар­ шина 1 статьп Лаврентьев, старшчиы 2 статьи Звягин, Егоров и другие. Эти мо­ ряки упорным трудом, ревностным служе­ нием Родине оказывают большую помощь командованию в обучении и воспитании матросов. Благодаря их усилиям многие молодые воины в короткое время овладели различными специальностями, назначены на штатные должности и ныне отлично обслуживают боевую технику и оружие. Все эти факты и примеры пропагандист использовал в своем рассказе. Излагая содержание темы, пропаган­ дист подчеркнул, что постоянная боевая готовность корабля зависит не только от оснащения его первоклассным оружием и техникой, но и в первую очередь от высо­ кой выучки моряков, от их умения в лю­ бых условиях выполнять сложные боевые задачи. В подтверждение этому он привел пример из жизни личного состава. В од­ ном из походов корабль попал в сильный шторм. От моряков потребовались исклю­ чительное самообладание, выносливость, мужество и мастерство. Классные специа­ листы Блаженков. Саввов, Гузеев, Рома­ нов. Шашлов и другие несмотря на то. что им приходилось по пояс нахо­ диться в ледяной воде, отлично обслужи- вали технику. Своими умелыми действия- МП они обеспечили успешное выполнение поставленной перед кораблем задачи. В ходе рассказа пропагандист подчерк­ нул. что еще не все матюосы корабля дей­ ствуют и служат так, как перетгвые лю­ ди. Например, матрос Шагин из-за плохс- го знания своей специальности допустил серьезные нарушения инструкции. Нера­ диво относится к изучению своего заведы­ вания и устройства корабля матрос Афа­ насьев. В заключение офицер призвал слушателей следовать примеру передовых воинов, множить ряды отличников и клас­ сных специалистов. Такой содержательный и насыщенный фактами и примерами рассказ пропаганди­ ста оставил глубокий след в сознании слушателей. Он помог им хорошо усвоить содержание темы, сделать правильные вы ­ воды для своей практической деятельно­ сти. Не случайно поэтому беседа по теме в группе прошла активно. Непрерывный рост политической созна­ тельности слушателей благотворно сказы­ вается па их активности в боевой подго­ товке. Среди них много отличников, клас­ сных специалистов. Уважением и автори­ тетом пользуются на корабле старшие ма­ тросы Вислов, Иващенко, Калипип и дру­ гие передовые волны. В группе с огромным интересом моряки изучали материалы январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Сс- вета СССР. Занятия по этим решениям прошли на высоком идейном уровне прп высокой активности слушателей. Но, к сожалению, у нас еще не во всех группах и не всегда политические занятия проходят организованно и достигают сво­ ей целп. Плохо борется за действенность проводимых занятий пропагандист тов. Утепков. Изучение темы «Советские Во­ оруженные Силы в период иностранной военной интервенции и гражданской вой­ ны» он провел на низком уровне. До на­ чала занятий тов. Утепкову указывалось, что рассказ должен быть содержательным, насыщенным примерами и увязан с сов- (Ременпостыо. Но он не учел этих замеча­ ний. Рассказ оказался общим, нецелеуст­ ремленным. Это не первый случай с тов. Утепковым. Поэтому не случайно, что в сю группе есть такие матросы, которые отстают как в политической, так и в боевой подготовке. Этот пример говорит о том, что у нас на корабле имеют место серьезные недо­ статки в воспитании (руководителей групп политзанятий. В части, например, не практикуются совещания по обмену опы­ том проведения рассказа, самостоятельно­ го чтения, беседы. А необходимость в этом есть немалая. Систематическая работа по воспитанию руководителей групп — важнейшее усло­ вие усиления действенности политиче­ ских занятий. Капитан-лейтенант Г. ЗД0Р0ВЦЕВ. В Министерстве Иностранных Дел СССР В советской печати уже сообщалось о том. что летом этого годв предстоит посе­ щение Советского Союза премьер-минист­ ром Индии г-ном Джавахерлалом Неру по приглашению Советского правительства. На днях между Правительством Индии и Правительством Советского Союза со­ стоялся обмен мнениями по вопросу о времени посещения премьер-министром Индии г ном Неру Советского Союза. Было согласовано, что г-н Неру прибу­ дет в Советский Соню в начале июня се­ го года. • БдишелЬнЫй часовой Личный состав караула выстроен на инструктаж. Офицер знакомит воинов с охраняемыми объектами, указывает ва необходимость быть на посту бдитель­ ными, напоминает обязанности часово­ го. — Матрос Дубчак! — обратился к подчиненному офицер. — Расскажите. а чем заключается неприкосновенность часового. — Неприкосновенность часового за­ ключается в особой охране законом его прав и личного достоинства: в подчи­ нении его строго определенным лицам — начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводя­ щему; в обязанности всех лиц беспре­ кословно исполнять требования часово­ го. определяемые его службой на по­ сту. — четко отвечает караульный. Дубчак повседневно изучает воин­ ские уставы. Он всегда строго по фор­ ме. чисто и аккуратно одет, опрятен и ЛОДТЯ.РЯУТ. ...Тихая морозная ночь. На пост за­ ступил Дубчак. Он внимательно ко все­ му прислушивается. Раздаются чьи-то шаги. Воин напрягает слух. Нет сомне­ ния. к посту кто-то приближается. Ча­ совой окликнул: — Стой, кто идет! — Начальник караула со сменой! — последовал ответ. — Начальник караула ко мне. ос­ тальные на месте! Подошел начальник караула. Воин убедился, что это действительно он. и только тогда допустил к себе его спут­ ников. Дубчак всегда образцово несет караульную службу. За это командир поощрил воина. Старший матрос И. РОДИЧЕВ. ------- 0 ------- I C o jto m J tb О Б Е ЗУ П Р Е Ч Н О выполняет воин­ ский долг комсомолец Шлыков. Он на­ стойчиво овладевает боевым мастерст­ вом, активно участвует в общественной жизни подразделения. Шлыков на­ гражден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ . ТП В. Новосельцев. О С Т А Р А Т Е Л Ь Н О осваивает специальность телеграфиста старший матрос Иванищак. Он в короткий срок подготовился и сдал экзамены на спе­ циалиста второго класса. Матрос В. Сизов. О О Б Р А ЗЦ О В О выполняет своя обязанности отличник боевой и поли­ тической подготовки старший матрос. Гофаров З а безупречную службу он дважды награжден ценным подарком. Матрос В. Степанов. О БО Л ЬШ И Х успехов в обучении личного состава расчета добился млад­ ший сержант Пысин. Недавно его под­ чиненные образцово выполнили учеб­ ную задачу. Пысин награжден нагруд­ ным знаком отличного специалиста. Старшин матрос Ю . Лободнн. Дисциплинарная практика старшины Взыскания и поощрения, установлен­ ные Дисциплинарным уставом Вооружен­ ных Сил Союза ССР, являются важным сродством поддержания и дальнейшего ук­ репления дисциплины, порядка и орга­ низованности в армии и флоте. Дисци­ плинарные взыскания имеют большое воспитательное значение и для тех, кто допустил проступок, и для их товарищей по службе, ибо, как гласит солдатская мудрость. — «с одного взыскиваешь — десятерых удерживаешь от проступков». Требовательность укрепляет моральный дух воинов, развивает у них такие поло­ жительные качества, пак исполнитель­ ность, инициатива, повышает уверенность в своя силы. Требовательность способ­ ствует ‘мобилизации воинов на достиже­ ние новых, еще более высоких успехов в боевой и политической подготовке, укре­ плении воинской дисциплины и порядка, повышении боеспособности и боеготовно­ сти корабля, части. Советским командирам, в том числе са­ мому многочисленному их отряду — стар­ шинам и сержантам, предоставлены боль­ шие права, и одним из них является пра­ во взыскивать с подчиненных и отмечать их усердие. Под руководством офицеров старшины и сержанты непосредственно обучают своих подчиненных, воспитывают их в духе беззаветной преданности Ро­ дине. Коммунистической партии и Совет­ скому правительству, в духе ^ верности своему воинскому долгу. Важнейшую роль играют старшины и сержанты в укрепле­ нии дисциплины, в поддержании устав­ ного порядка ла кораблях и в подразделе­ ниях. Бак начальник, старшина наделен оп­ ределенными дисциплинарными правами, строго регламентированными требования­ ми Дисциплинарного устава. Старшина имеет право поощрять подчиненных за проявленное усердие, подвиги и отличия по служое. строго взыскивать с наруши­ телей воинской дисциплины. В Дисциплинарном устава говорится: «Интересы защиты Родины требуют от начальника не оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненных, стро­ го взыскивать с нерадивых и поощрять достойных за проявленное усердие, под­ виги и отличия по службе». Вот об этом-то всегда и даджен пом­ нить старшина — ближайший началь­ ник и воспитатель матросов. Для того, чтобы быть требовательным и вместе с тем заботливым начальником, каждый старшина должен правильно при­ менять власть, предоставленную ему Дис­ циплинарным уставом, не допускать искривлений в дисциплинарной практике. Примером правильного применения своей дисциплинарной власти может слу­ жить деятельность коммуниста мичмана Шашлова. Он умело воспитывает сво­ их подчиненных, вдумчиво и серьезно ис­ пользует свои дисциплинарные права. Сам являясь примером в боевой учебе и дисциплине, он всегда требует от своих подчиненных твердого выполнения устав­ ных требований, не оставляя без воздей­ ствия ни одного малейшего нарушения воинской дисциплины. Матрос Соболь халатно относился к службе, нарушал дисциплину, плохо изу­ чал свою специальность. Мичман Шашлов, внимательно изучив привычки и характер матроса, терпеливо воспитывал его. Ни одного нарушения со стороны матроса он не оставлял без внимания, каким бы ма­ лым по своей значительности это нару­ шение ни было. Заметив, что Соболь под всякими предлогами старается увильнуть от различного рода хозяйственных работ, мичман стал особенно внимательно при­ сматриваться к нему. Беседовал, но это не помогло. Тоша Шашлов об’явил ему три наряда вне очереди. Старшина команды не только об’явил матросу взыскание, но и проследил, что­ бы эти наряды матросом Ссболь были добросо 1 *естно отработаны. И в 1 альнен- шем все попытки увильнуть от работы пресекались старшиной. Чувствуя по­ стоянную требовательность со стороны своего начальнике, матрос Соболь с каж­ дым днем все старательнее относился к. делу, к выполнению своих служебных обязанностей. Обратив внимание на то. что старший матрос Соколов стал плохо относиться к Iизучению своей специальности, мичман Шашлов детально разобрался в причинах, которые мешали Соколову успешно изу­ чить специальность. Оказалось, что он просто перестал верить в свои силы, так как все его старания по службе, все его успехи в боевой подготовке и в работе нэ замечались командиром отделения. Серьезно побесатовав с Соколовым и с командирам отделения, мичман заставил Соколова увериться в свои силы, а коман­ диру отделения указал на его промахи в работе по воспитаиию подчиненных. Со­ колов с новым усердием взялся за учебу и в короткий срок достиг успехов в ов­ ладении специальностью, эа что и был поощрен старшиной. Это вызвало у Со­ колова еще большее стремление к ияуче нию бсевой техники. Мичман Шашлов никогда не делает по­ спешных выводов, что позволяет ему трезво оценить серьезность проступка или достигнутого успеха своего подчинен­ ного. Умелое применение в каждом от­ дельном случае взысканий и поощрений при воспитании своих подчиненных по­ зволило Шашлову вывести свою команду в число передовых на корабле. Большое число его подчиненных — отличники боевой и политической подготовки, спе­ циалисты высокого класса. Однако практика показывает, что еще не все старшины правильно пользуются своими дисциплинарными правами. Обхо­ дя некоторые нарушения дисциплины, они обращают внимание лишь на серьез­ ные проступки. В дисциплине нет мело­ чей. в ней все имеет важное значение. От маленького нарушения недалеко и до серьезного проступка. Вот об этом-то правиле и забывают порой отдельные старшины. Так. старшина 2 статьи Егоров неод­ нократно оставлял без внимания грубость матроса Фирсова со своими товарищами. Когда же Фирсов нагрубил непосредствен­ но ему. евсому начальнику, то Егоров егозу же использовал всю полноту своей дисшшлинарной власти. Часть старшин почти совсем не исполь­ зует своих дисциплинарных прав, тем с а - ( мым нарушая устав и принося большой • вред делу воспитания своих подчиненных. К примеру, старшина 2 статьи Кош- лецкий в течение года ни разу не поощ­ рил и не наказал никого из своих под­ чиненных. На первый взгляд покажется, что в его отделении все обстоит благопо­ лучно, а это не совсем так. Просто Кош- лецкий не осознал полностью всей важ­ ности возложенных на него обязанностей. Старшина ошибочно считает, что. дей­ ствуя таким образом, он будет в глазах своих подчиненных «хорошим, добрым старшиной». Для того, чтобы правильно использо­ вать дисциплинарные права, старшины должны твердо усвоить (ряд основных по­ ложений. которыми надо неукоснительно руководствоваться в своей практической деятельности. Дело в том. что в дисци­ плинарной практике очень важно придер­ живаться строгой системы, которая исключали бы малейшую недооценку про­ ступков или переоценку положительных фактов. Командир отделения не должен ску­ питься на поощрения, если подчиненные их заслужили, но при этом следует пом- пить. что нельзя и злоупотреблять ими, ибо поощрения, раздаваемые без меры, теряют свою значимость, воспитательная сила их утрачивается. Наказывая прови­ нившегося. старшина должен быть очень осторожным в выборе взыскания. Поощряя отличившегося или наказывая нерадивого, старшина обязан сделать это в присутствии всего личного состава. Это поможет создать общественное мнение во­ круг проступка, вызовет стремление рав­ няться по передовым воинам. Руководящим принципом в деятельно­ сти старшины должно быть правило, что каждый проступок требует соответствую­ щего воздействия на солдата или матроса, нарушившего дисциплину, и. наоборот, любое усердие ж отличие по службе, про­ явленное военнослужащим, должно быть своевременно замечено и поощрено. Умелое использование дисциплинарной практики повышает авторитет старшины с роди личного состава и является важ­ нейшим путем в деле укрепления дисци­ плины и организованности лгчного со­ става. в деле повышения боевой готовно­ сти корабля, части. Капитан-лейтенант В . ПЕРЕГУДОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz