На страже Заполярья. 1955 год. Март.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 22 марта 1955 г.. Ns 68 (5220). Крепкая дисциплина — основа высокой боеготовности Наши уставы требуют от командиров воех степеней постоянно воспитывать под чиненных в духе ВЫСОКОЙ ВОИНСКОЙ ДИС ЦИПЛИНЫ. Мне хочется рассказать о своем опыте в этом отношении. Возьмем для примори большую прибор ку. Кодалое ь бы. тего проще — промыть, протереть, навести порядок везде, как положено. Вроде особенного умения и не надобно. Но вот на таком простом деле, как большая приборка, тоже хорошо вид но моряка, его прилежание, старатель ность. дисциплинированность. Прилежный матрос выполнит работу хорошо, чисто. Если же матрос не приучен к дисципли не, то сразу увидишь, что на приборке он действ(ует лишь бы отбыть номер. Толь ко на видных местах наведет «глянец», а в «закоулки» и не заглянет. Обязанность старшины во-время замечать, кто и как из подчиненных справляется с делом. Видишь, что матрос плохо трудится на своем участке. — укажи ему па недостат ки. заставь их устранить. И. наоборот, прилежного воина — отметь, поощри. Такая требовательность в большом и ма лом способствует поддержанию твердого уставного порядка на корабле. Во всем этом я убедился на собствен ном опыте. Во время одной из больших приборок отличился старший матрос Письменный. В тот же день на вечерней поверке я об’явил ему благодарность. После этого и другие моряки стали при лежней относиться к своим обязанностям по приборке. Поздней удостоились поощ рения матрос Букий. старшие матросы Демидов л Корнеюк. Известно, что для поддержания высо кой дисциплины нулгно, чтобы каждый воин придерживался правила: «В службе мелочей нет». Не следует никогда прохо дить мимо даже малейшего нарушения уставных правил. Как-то матрос Вахитов появился в кубрике без воротничка. — Вы нарушаете форму о'дежды, — сказал я моряку. Вахитов оглядел себя быстрым взгля дом и, оправдываясь, ответил: — Так это ж в кубрике. Я сделал ему замечание и потребовал одеть воротничок. Больше никогда ему не приходилась напоминать об этом. Строгчю соблюдение формы одежды — не простая формальность. Старая военная поговорка гласит: «Птицу по полету ви дать, а служивого по внешнему виду уз нать». В моем подчинении находится старший матрос Романюк. На него прият но посмотреть: всегда опрятно одет, под тянут. Радует глаз и его хорошая строе вая выправка. Так же аккуратен и ста рателен при выполнении любого прика зания командира старший матрос Рома нюк. Он — классный специалист, отлич ник боевой и политической подготовки. Иногда приходятся наблюдать команди ров отделений, которые очень требова тельны, если дело касается выполнения какого-либо приказания на занятиях и тренировках в море, и «либеральничают» по отношению матросов, допускающих «мелкие» погрешности, такие, как нару шение формы одежды, опоздание в строй. Это неправильно. Служебные дела нель зя разделять на главные и второстепен ные. В службе все важно. И к этому сле дует приучать матроса с первого дня пребывания на корабле, требуя одина ково добросовестного выполнения каждого полученного распоряжения и всех кора бельных правил. Как-то во время малой приборки матрос Корольков вместо того, чтобы заниматься делом, спал. Это было серьезное наруше ние корабельного распорядка. Пришлось налозкить на него взыскание. Пе остав лен был мной без воздействия, на первый взгляд не столь серьезный, проступок матроса Бавыкина. Он опоздал на физза рядку. Среди старшин, моих сослуживцев, есть командир отделения старшина 2 статьи Онищак. Требовательности у него могут поучиться многие. У Онищака в подчине нии находится матрос Каюков. Одно время это был один из недисциплинированных воинов. Он недостойно вел себя на бере гу, ва корабле нередко вступал в прере кания со старшими. Старшина 2 статьи Онищак повысил требовательность к не радивому воину, не оставлял без воздей ствия ни* малейшего его проступка. По мимо этого, старшина частенько беседовал с Какхковым, раз’яснял ему, что недис циплинированный матрос снижает боего товность подразделения и корабля в це лом и таким образом наносит ущерб ин тересам государства. Постепенно такими мерами старшина 2 статьи Онищак ока зал на матроса нужное влияние. В ха рактере моряка произошел перелом. Все реже за ним стали наблюдаться проступ ки, а потом и вовсе он перестал нару шать дисциплину. Как только это произошло, у Каюкова появились первые успехи и в учебе. На занятиях по специальности он давал от личные ответы на вопросы командира, в походах грамотно обслуживал вверенную технику. Старшина ходатайствовал перед командиром, чтобы Канжова допустили к сдаче на классность. Сейчас матрос Каю ков— специалист второго класса. Недавно его, как передового воина, приняли в ря ды комсомола. Я привел этот пример, чтобы показать наглядно полную взаимосвязь воинской дисциплины с успехами матроса в боевой и политической подготовке. Остановлюсь еще на одном вопросе — о степени взыскания. Бывают в нашей старшинской практике случаи, когда кто- либо из подчиненных совершает столь грубый проступок, что наказание его своей властью -командир отделения счита ет недостаточным. По-моему, в таких случаях следует ходатайствовать перед офицером о наложении взыскания на про винившегося матроса. Я лично именно так и поступаю. Однажды один из моих подчиненных матрос Варфоломеев, нахо дясь в отпуске, вел себя недостойно. Об этом стало известно мне. Я ходатайство вал перед командиром подразделения о наказании Варфоломеева властью офице ра. Одной из форм поощрения является снятие ранее наложенного взыскания. Я в своей практике всегда помню об этом. Выше уже говорилось о матросах Король кове и Бавыкине. После совершенных ими проступков я особенно пристально наблю дал за их поведением. Прошло время. Оба матроса стали вести себя безукоризненно. Я принял решение о снятии с матросов Королькова и Бавыкина ранее наложен ных взысканий и об’явил об этом лич ному составу. Чтобы добиться от подчиненных вы сокой организованности, старшина доллаен прежде всего сам быть образцом в дис циплине и службе. Есть на нашем корабле старшина 2 статьи Понкратьев. Пн отличный специалист, всегда посту пает по-уставному. Многим способствовал личный пример старшины тому, что в его отделении нет нарушений воинской дисциплины, все матросы являются пе редовиками в боевой и политической под готовке. В заключение — коротко о карточках взысканий и поощрений. В них отраже на вся служба воина — удачи его и промахи. Плохо, когда, об’явив воину по ощрение или наложив взыскание, не за носят их в карточку. Такая практика приводит к тому, что матрос реагирует на получение благодарности или выгово ра не так, как нужно. Что греха таить, бывает, спросишь матроса, сколько у не го поощрений, а тот. махнув рукой, отве чает: — А кто его знает, разве их все запи сывают. Конечно, такое положение недопусти мо. Необходимо аккуратно оформлять кар точки взысканий и поощрений подчинен ных. Борясь за дальнейшее укрепление во инской дисциплины, мы, старшины, тем самым будем способствовать повышению боеготовности подразделения и корабля в целом. Старшина 1 статьи И. БУРХОВИЧ. В Президиуме Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР по представлению Председателя Совета Ми нистров СССР тов. Булганина Н. А. сво им решением освободил т. Александрова Г. Ф. от обязанностей министра культуры СССР, как не обеспечившего руководства Министерством культуры. Министром культуры СССР Президиум назначил г. Михайлова Н. А., освобо див его от обязанностей посла СССР в Польской Народной Республике. Создатель первого в мире самолёта Поучительный случай Обычно, когда приходится беседовать со старшими товарищами, прошедшими тяжелую школу Великой Отечественной войны, все они с большой теплотой и лю бовью вспоминают о безотказной работе в боях нашей техники и оружия. Конечно, исход войны решают люди, но люли. хо рошо вооруженные, грамотно эксплуати рующие боевую технику, умеющие взять от нее все, что она может дать. , Трудно представить, что наш воин, ма трос или солдат, не любит своего оружия. По-моему, каждому’ ясно, что в будущих боях именно этим оружием придется унич тожать врага, который попытается на пасть на нашу Родину. Каждый воин должен не только испытывать гордость за наше отечественное оружие, но и на стойчиво овладевать им, бережно, забот ливо относиться к нему. Мне вспоминается один случай, кото рый произошел с нами в море, и который каждому из нас послужил большим уро ком. Нашему кораблю предстояло выпол нение калибровых стрельб. Личный со став хорошо подготовился к решению этой задачи. Все заранее были уверены, что материальная часть будет действовать безотказно, как это было всегда. Шли последние приготовления, чтобы в нуж ную минуту открыть огонь. Неожиданно поступило приказание отменить стрельбу и перенести ее на следующий день. На другой день подается команда о подготов ке материальной части к решению боевой задачи. Личный состав стал готовить бое вую технику к стрельбе. Не делал этого только старший матрос Мулин. Он решил не обременять себя «лишней» работой, об’ясняя это тем, что только вчера осмат ривал свое орудие и никаких недостатков не обнаружил. Таким образом, Мулин грубо нарушил требования инструкции. И вот к чему это привело. Из-за его ха латности не было проверено давление в досылателе. А оно за сутки понизилось. В -результате при очередной досылке снаря да досылатель не дошел до крайнего пе реднего положения, и рычаг досылатсля остался в промежуточном положении. При выстреле и откате казенной части ролик рычага досылателя разбил вкладыш за щелки поршня. Производить последующие выстрелы из-за этой поломки было невоз можно, так как заклинило замок. Кто знает, какие были бы последствия, если бы этот случай произошел в усло виях боевой обстановки. Мы всем нашим коллективом строго осудили этот проступок, и сейчас подоб ных случаев со старшим матросом Мули- ным не повторяется. Но, видимо, кое-кого из наших матро сов этот случай ничему не научил. Так, матрос Пусташов еще временами прояв ляет нерадивое отношение к сбережению материальной части, небрежно обращается с ней. Подавляющее большинство моряков на шего корабля любит технику и оружие, бережет материальную часть. Можно пря мо сказать, что они любят свой корабль и дорожат честью его. К таким морякам относятся матросы Семенов, Вол-ков, Сул танов, Колобков и многие другие. Но нуж но, чтобы каждый матрос старательно, как требуют уставы и инструкция, вы полнял свои обязанности, чтобы оружие я техника всегда у нас находились в немедленной готовности к бою. Старшина 1 статьи П. ШЕКЕРА . Яркие страш ны в историю науки и техники вписали русские ученые и изо бретатели. Одним из величайших дости жений нашей страны в развитии науки и техники явилось создание А. Ф. Можай ским первого в мире самолета. Будучи выдающимся исследователем-новатором, талантливым изобретателем и незауряд ным организатором, Александр Федорович Можайский в тяжелых условиях царской России сумел спроектировать и построить самолет, схема которого получила в даль нейшем широкое распространение. Одно временно с этим русский конструктор са мостоятельно создал первые авиационные двигатели, указал пути аэродинамическо го расчета самолета. Горячий патриот Родины, выдающийся деятель авиа ции, Можайский во всех сво их трудах стремился возвели чить славу Отчизны, содей ствовать прогрессу отечест венной науки. Проектирова ние и постройка им первого г мире самолета — подлинны; научный подвиг. А. Ф. Можайский родилс 21 марта 1825 года в семь- моряка. После окончания i 1841 году Петербургского мор ского кадетского корпуса оп начал службу в военно-мор ском флоте. Можайский был образованным для своего вре: мени человеком. Участвуя р плаваниях, он продолжал уг лублять свои знания в обла сти механики, начертательной геометрии, теории корабле строения, геодезии, фортифи кации, корабельной архитек туры. изучал иностранны»* языки, интересовался живо писью. Через некоторое время будущий конструктор само лета был назначен преподава телем Петербургского морского кадетского корпуса. Став пре подавателем, Можайский по лучил больше возмолсностей заниматься научно-исследовательской деятельностью. Непосредственно работать над изуче нием путей создания летательного ап парата тяжелее воздуха Можайский начал с 0 0 -х годов прошлого сто летия. Работы А. Ф. Можайского в об ласти авиации явились прямым продол жением исследований таких выдающихся русских ученых, как М. В. Ломоносов л Д. И. Менделеев М. В. Ломоносов, изучавший воздуш ную среду и ее воздействие на движу щиеся тела, двести лет назад построил действующую модель летательного аппа рата, называемого теперь вертолетом. Известный русский ученый М. А. Рыка- чев своими исследованиями много способ ствовал созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха. Он работал над проек том вертолетов, изучал аэродинамику, первым определил под'емную силу гори зонтально вращающихся воздушных вин тов. Гениальный русский химик Д. И. Мен делеев много внимания уделял проблеме развития авиации. Научно обобщив в своих трудах все. что было сделано учеными в этой области, он настойчиво подчеркивал большие возможности лета тельных аппаратов тяжелее воздуха. Творчески осваивая и развивая отече ственную науку. Можайский проделал ряд ценных исследовательских работ в К 130-летию со дня рождения А . Ф. М ожайского для взлета и посадки. Благодаря работе моторчика и вращения воздушного винта, модель совершала разбег, взлетала и дви галась с определенной скоростью. При этом крылья модели, установленные . под определенным углом к горизонту, создава ли под’емную силу, достаточную для под держания мотели в вопдухо и даже для под'ема небольшого груза. В 1876 году конструктор устроил пуб личную'деманстралию своих моделей, вы звавшую горячий отклик общественности. Так. газета «Кронштадтский постник» по В е т е р а н Уже несколько лет подряд при выносе л личному составу боевого Знамени рядом со знаменщиком можно увидеть старшего сержанта Степана Червяком. Пятнадцать лет он служит в Вооруженных Силах и двенадцать из них в нашем подразделе нии. Сознание того, что от безотказности оружия в бою зависит победа летчика, не останавливало молодого специалиста ни перед какими трудностями. — Оружие должно стрелять в любых ус ловиях. от этого зависит исход воздуш ного боя. а победа летчика — это и моя победа. — говорил Червяков. И оружие, подготовленное им. дейст вовало всегда безотказно и точно. После каждого полета комсомолец Червяков спрашивал у летчика, не было ли отка зов оружия в воздухе, но всегда полу чал один ответ: — Благодарю за отличную подготов ку самолета. А когда летчик прилетал с победой, гордостью наполнялось сердце воина: ведь это подготовленные им пулеметы я пушки метко разили врага. И еще с большим старанием и любовью воин го товил оружие, чистил его, смазывал, за ряжал новыми патронами, проверял при стрелку прицела. Однажды во время войны над аэродро мом одной короткой очередью командир авиаэскадрильи капитан Амосов сбил «Мессершмидт-109». В этом была так же заслуга Червякова, который обслужил более ста боевых вылетов и ни разу ору жие не отказывало. В первый послевоенный год Червяков пишет на имя командира рапорт с прось бой оставить его на сверхсрочную служ бу. и просьба была удовлетворена. Стар ший сержант Червяков умело обучал ма тросов и сержантов, передавал им свой опыт подготовки оружия, требовал от них точного выполнения всех инструкций, сво^времекзого проведения *»егламснтных работ. Много работал Червяков и над по вышением своих тических знаний. теоретических и поли отлично закончил пар тийную школу. Вскоре он вступает в ря ды Коммунистической партии. В подразделение прибывали лучшие мире современные советские самолеты. Быстро осваивает Червяков новую тех нику и помогает разобраться в ней сво им товарищам. Летчики по нескольку раз в день поднимались в воздух, чтобы на учиться мастерски пилотировать, умело вести воздушный боД. метко стрелять. Перед каждым летным днем к командиру эскадрильи подходил старший сержант Червяков выяснить характер полетов и стрельб. За долголетнюю, безупречную служоу коммунист Червяков получил несколько денежных премий, ему об’явлено 28 бла годарностей. Но есть благодарности, ко торые не заносятся в карточку взыска ний и поощрений. — это благодарность летчиков, выполняющих полеты на само летах, подготовленных к стрельбам Чер- вяковьп , это благодарность и уважение матросов и сержантов, которых обучил старший сержант мастерству в работе, по мог им полюбить свое дело. Когда пришел в подразделшие старший матрос Бадовский, он столкнулся с боль шими трудностями в службе. Многое бы ло непонятно, не все работы выполнялись правильно, и нулшо было иметь внима тельный и придирчивый к неполадкам глаз опытного специалиста, каким обла дает Червяков, чтобы во-время заметить ошибки подчиненного и не выпустить в воздух самолет с неисправным оружием. Прошло несколько месяцев, и старший матрос Бадовский стал умелым специали стом, отличником боевой и политической подготовки. Матрос Василевский нарушал воинскую дисциплину. Много с ним беседовал старший сержант. Он рассказывал воину случаи из своего боевого прошлого, пока зывал на конкретных примерах, к че му может привести нарушение воинской дисциплины. Методически правильный, вдумчивый подход к подчиненному дал хорошие результаты. Это сказалось и на выполнении воином своих служебных обязанностей. Теперь матрос Василевский один из лучших мастеров-оружейнпков подразделения. В обучении подчиненных старший сержант всегда придерживается принципа от простого к сложному. Сначала он учит разбирать оружие и правильно смазывать детали, указывает, на каких деталях гу стая смазка может привести к отказу оружия при бое на больших высотах. Затем ветеран учит правильно произво дить сборку оружия и готовить боеприпа сы, и только убедившись, что подчинен ный все хорошо усвоил, старший сержант разрешает готовить оружие непосредствен но к стрельбам. Много внимания уделяет коммунист Червяков обучению личного состава под разделения быстрому определению и у с т ранению неисправностей оружия. Однаж ды во время подготовки самолетов к по летам мастер по вооружению заметил, | что на самолете одна из пушек перезаря жается на какую-то долю секунды боль ше нормального времени. Неисправнхть была налицо, но найти ее матрос не смог и обратился к своему командиру. Стар ший сержант Червяков быстро обнаружил дефект. Оказалось, что один из гибких шлангов получил внутреннее вспучи вание резины и сжатый воздух проходил медленнее к механизму перезарядки пуш ки. Червяков не ограничился только уст ранением неисправности. Он собрал под чиненных и рассказал, а также показал на учебной детали причину ненормаль ной перезарядки. Коммунист старший сержант Червяков отдает все свои силы, опыт и знания обу чению личного состава, повышению бое вой готовности подразделения. Старший лейтенант М. НЕХАМКИН. области авиации. Он начал их с изучения полета птиц. Его живо интересовало строение крыльев птиц, соотношение между площадью крыла и весом у раз личных пород птиц, особенности паряще го полета. Длительные наблюдения укре пили у пытливого моряка уверенность в том. что человек, подобно птипе. сможет летать. Вслед за тем Можайский решает прак тически проверить выводы, к которым се пришел. Он строит гигантский воздуш ный змей оригинальной конструкции. На этом змее — прототипе современного пла нера будущий конструктор самолета дваж ды подымался в воздух. Полеты позволили Можайскому установить условия равнове сия летательного аппарата, определить размеры его несущей поверхности, кото рые обеспечивали бы под’ем человека. С самого начала своих трудов созда тель первого в мире самолета ощущал помощь и поддержку передовых русских ученых Д. И. Менделеева. А. М. Рыкаче- ва и других. Эта поддержка и помощь окрыляли его в борьбе с опромиыми трудностями, стоявшими на пути конст руктора. Решив отдать все свои силы соз данию летательного аппарата тяжелее воздуха. Можайский оставил службу на флоте. Можайский создал модели летательных аппаратов тяжелее воздуха и широко ис пользовал их в исследовательской работе. И здесь конструктор пошел гораздо даль ше. чем ктхЛибо из его современников. Вместо строившихся тогда за рубежом схематичных, запускавшихся с рук моде лей. он создал модели, имевшие пружин ные двигатели, волдуптные випты. колеса Можайский Александр Федорович — созда тель первого в мире самолета. поводу опытов Можайского писала: «Изо- бютатель весьма верно решил давно сто явший на очереди вопрос воздухоплава ния. Аппарат при помощи своих двига тельных снарядов не только летает, бе гает но земле, он может и плавать. Быст рота полета аппарата изумительная: он ле боится ни тяжести, ни ветра и спосо бен летать в любом направлении». Таким образом Можайский успешно ре шил коленную проблему управления поле том, чего никак не могли достичь специ алисты. работавшие над усовершенство ванием аппаратов легче воздуха, двигав шихся в соответствии с направлением ветра. На основе опытов с моделями Можай ский приступил к разработке летательно го аппарата в натуральную величину. Предложенный нм проект аппарата в 1877 году рассматривала специальная комиссия с участием Д. И. Менделеева и одобрила его. Комиссия отмечала, что конструктор в обоснование всего проекта принял положения, признаваемые ныне за наиболее верные и способные повести к благоприятным конечным результатам. Исходя из указаний комиссии, Можай ский, .на отиущетпле ему неболынио де нежные средства, произвел дополнитель ные исследования и в начале 1S78 года представил в главное инженерное управ ление описание конструкции аппарата тяжелое воздуха и смету’ расходов на его постройку. Втогая комиссия, назначенная для рас смотрения его предложения, состояла из реакционных царских чиновников, ко торые не дорожили интересами отечест венной пауки, всячески тормозили все новее и передовое. Комиссия решила от клонить предложение Можайского, оха рактеризовав его как неправильное и сде лав нелепый вывод о необходимости строить аппараты с машущими крылья ми. Однако настойчивый „и мужественный конструктор ию думал останавливаться на иолпути. На собственные средства он решил довести постройку самолета до конца. Можайский успешно спроектиро вал и построил уникальные для того вре мени авиационные (паровые) двигатели. В 1881 году конструктор получил от де партамента торговли и мануфактур при вилегию (патент) на воздухоплавательный снаряд. Этот документ гласит, что «на сие изобретение, прежде сего никому дру гому в России привилегии выдано но бы ло». К патенту был приложен чертеж са молета. Самолет Можайского имел пять основ ных частей: крыло, корпус, силовую (винтомоторную) установку, хвостовое оперенио и взлетно-посадочные приспо собления. Характерно, что назначение и взаимное расположение частей на само лете Можайского было таким же. как и па ссв 1 емениых самолетах. После получения летом 18в1 года го товых двигателей. Можайский приступил к сборке самолета на военном поле в Красном Селе, близ Петербурга. К лету 1882 г^та сбоока первого в мире самоле та была полностью з ак о н ч а т и начались его испытания в воздухе. Можайский настойчиво трудился над улучшением летательного аппарата. Мно гочисленные архивные и литературные источники содержат сведения о создании и летных испытаниях самолета Можай скою. В последние годы советскими спе циалистами была воспроизведена модель первого самолета. Ее испытали в аэткь динамической трубе. Испытания подтвер дили высокие летные качества самолета Можайского. Неутомимый изобретатель, не удовле творенный достигнутыми результатами, продолжал работы по созданию более со вершенного летательного аппарата. С этой целью он спроектировал новые паро вые двигатели, изготовление которых бы ло завершено к 1890 году. Но закончить постройку нового самолета ему уже не удалось. В том же 1890 году оборва лась жизнь А. Ф. Можайского, выдающе- гося конструктора, создавшего первый в мире самолет. Велик и славен вклад нашего народа, наших талантливых ученых и изобрета телей в дальнейшее развитие авиации. Основоположником современной аэродина мики явился Н. Е. Жуковский. Русские конструкторы еще в дорево люционные годы создали выдающиеся для своего времени образцы авиационной тех ники. Впервые в истории в нашей стране были созданы мощные многомоторные самолеты, истребители и штурмовики. Особенно большими успехами ознамено валась деятельность ученых, конструкто ров и изобретателей после победы Вели кой Октябрьской социалистической рево люции, открывшей широчайшие просторы для новаторства, для научно-технического прогресса. На основе развития тяжелой индустрии в нашей стране были созданы крупнейшие экспериментальные базы для широких исследований в области авиации и организовано производство современных типов самолетов. Наша страна стала мо гучей авиационной державой. Сила и мощь советского воздушного < 1 »лота ярко проявились в годы Великой Отечественной войны, когда военновоз- дутпные силы вместе с другими родами войск наносили сокрушительные удаты по врагу7. В годы воины талантливые со ветские конструкторы Туполев. Яковлев, Лавочкин. Микоян. Ильюшин. Климпов. Швецов создали первоклассные бозвьге машины, намного превосходившие по своим качествам самолеты воех других участвовавших в войне государств. Советские летчики покрыли себя сла вой бесстрашных бойцов и сыграли ог ромную роль в завоевании победы. В послевоенный период в развитии со ветской авиадпи бы.ти достигнуты новые успехи. Настойчивым трудом ученых и конструкторов, инженеров и рабочих ави ационной промышленности были созданы самолеты с реактивными двигателями, позволившими резко повысить скорость полетов. Сейчас в распоряжении наших летчиков имеются первоклассные реак тивные самолеты, оснащенные совершен ным оборудованием и вооружением. Личный состав советской авиации ус- понгно овладевает замечательной боевой техникой. Наши летчики первыми в мире освоили индивидуальный и групповой пилотаж на реактивных самолетах. Они продолжают неустанно совершенствовать свсе летное мастерство. Исключительно ве.тики перспективы развития авиации. Имеются широкие возможности для совершенствования аэро динамической формы самолета, у.нучтения силовых установок для достижения скоро стей. значительно превосходящих скорость звука и больших высот полета. Могут быть применены уже но турбореактив ные. а жидкостные реактивные двигате ли. Конструкторская мысль настойчиво ра ботает над созданием самолетов, могущих взлетать и садиться вертикально. Для та ких самолетов отпадает необходимость иметь значительные по размерам поса- дочиыо площадки. Серьезное влиянию на дальнейший про гресс авиации может оказать такое вы дающееся достижение науки, как откры тие атомной энергии. Подсчеты показы вают. что самолеты с атомными двигате лями смогут покрывать расстояния в че тыре раза больше, чем современные ма шины. и развивать скорость, в два-три раза превышающую скорость зд?ука. Развитие советской авиации умножает возможности ее использования не только для обеспечения безопасности нашей Ро дины, но и для мирных целей. Самолету б нашей стране все шире используются для перевозки пассажиров и грузов, про ведения многих сельскохозяйственных ра бот, охраны лесов и т . д. Наблюдая за бурным развитием авиа ции в нашей стране, советские люди с гордостью вспоминают о своем славном соотечественнике Александре Федоровиче Можайском, создавшем первый в мире са молет. Инженер-иганов П. АСТАШЕНКОВ. Первый в мире самолет конструкции А . Ф . Можайского готовится к валету со- с аедш л ьфш площадки. (Рисунок). '<.Фагокдошка -Д1АОС.,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz