На страже Заполярья. 1955 год. Март.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 22 марта 1955 г.. Ns 68 (5220). Крепкая дисциплина — основа высокой боеготовности Наши уставы требуют от командиров воех степеней постоянно воспитывать под­ чиненных в духе ВЫСОКОЙ ВОИНСКОЙ ДИС­ ЦИПЛИНЫ. Мне хочется рассказать о своем опыте в этом отношении. Возьмем для примори большую прибор­ ку. Кодалое ь бы. тего проще — промыть, протереть, навести порядок везде, как положено. Вроде особенного умения и не надобно. Но вот на таком простом деле, как большая приборка, тоже хорошо вид­ но моряка, его прилежание, старатель­ ность. дисциплинированность. Прилежный матрос выполнит работу хорошо, чисто. Если же матрос не приучен к дисципли­ не, то сразу увидишь, что на приборке он действ(ует лишь бы отбыть номер. Толь­ ко на видных местах наведет «глянец», а в «закоулки» и не заглянет. Обязанность старшины во-время замечать, кто и как из подчиненных справляется с делом. Видишь, что матрос плохо трудится на своем участке. — укажи ему па недостат­ ки. заставь их устранить. И. наоборот, прилежного воина — отметь, поощри. Такая требовательность в большом и ма­ лом способствует поддержанию твердого уставного порядка на корабле. Во всем этом я убедился на собствен­ ном опыте. Во время одной из больших приборок отличился старший матрос Письменный. В тот же день на вечерней поверке я об’явил ему благодарность. После этого и другие моряки стали при­ лежней относиться к своим обязанностям по приборке. Поздней удостоились поощ­ рения матрос Букий. старшие матросы Демидов л Корнеюк. Известно, что для поддержания высо­ кой дисциплины нулгно, чтобы каждый воин придерживался правила: «В службе мелочей нет». Не следует никогда прохо­ дить мимо даже малейшего нарушения уставных правил. Как-то матрос Вахитов появился в кубрике без воротничка. — Вы нарушаете форму о'дежды, — сказал я моряку. Вахитов оглядел себя быстрым взгля­ дом и, оправдываясь, ответил: — Так это ж в кубрике. Я сделал ему замечание и потребовал одеть воротничок. Больше никогда ему не приходилась напоминать об этом. Строгчю соблюдение формы одежды — не простая формальность. Старая военная поговорка гласит: «Птицу по полету ви­ дать, а служивого по внешнему виду уз­ нать». В моем подчинении находится старший матрос Романюк. На него прият­ но посмотреть: всегда опрятно одет, под­ тянут. Радует глаз и его хорошая строе­ вая выправка. Так же аккуратен и ста­ рателен при выполнении любого прика­ зания командира старший матрос Рома­ нюк. Он — классный специалист, отлич­ ник боевой и политической подготовки. Иногда приходятся наблюдать команди­ ров отделений, которые очень требова­ тельны, если дело касается выполнения какого-либо приказания на занятиях и тренировках в море, и «либеральничают» по отношению матросов, допускающих «мелкие» погрешности, такие, как нару­ шение формы одежды, опоздание в строй. Это неправильно. Служебные дела нель­ зя разделять на главные и второстепен­ ные. В службе все важно. И к этому сле­ дует приучать матроса с первого дня пребывания на корабле, требуя одина­ ково добросовестного выполнения каждого полученного распоряжения и всех кора­ бельных правил. Как-то во время малой приборки матрос Корольков вместо того, чтобы заниматься делом, спал. Это было серьезное наруше­ ние корабельного распорядка. Пришлось налозкить на него взыскание. Пе остав­ лен был мной без воздействия, на первый взгляд не столь серьезный, проступок матроса Бавыкина. Он опоздал на физза­ рядку. Среди старшин, моих сослуживцев, есть командир отделения старшина 2 статьи Онищак. Требовательности у него могут поучиться многие. У Онищака в подчине­ нии находится матрос Каюков. Одно время это был один из недисциплинированных воинов. Он недостойно вел себя на бере­ гу, ва корабле нередко вступал в прере­ кания со старшими. Старшина 2 статьи Онищак повысил требовательность к не­ радивому воину, не оставлял без воздей­ ствия ни* малейшего его проступка. По­ мимо этого, старшина частенько беседовал с Какхковым, раз’яснял ему, что недис­ циплинированный матрос снижает боего­ товность подразделения и корабля в це­ лом и таким образом наносит ущерб ин­ тересам государства. Постепенно такими мерами старшина 2 статьи Онищак ока­ зал на матроса нужное влияние. В ха­ рактере моряка произошел перелом. Все реже за ним стали наблюдаться проступ­ ки, а потом и вовсе он перестал нару­ шать дисциплину. Как только это произошло, у Каюкова появились первые успехи и в учебе. На занятиях по специальности он давал от­ личные ответы на вопросы командира, в походах грамотно обслуживал вверенную технику. Старшина ходатайствовал перед командиром, чтобы Канжова допустили к сдаче на классность. Сейчас матрос Каю­ ков— специалист второго класса. Недавно его, как передового воина, приняли в ря­ ды комсомола. Я привел этот пример, чтобы показать наглядно полную взаимосвязь воинской дисциплины с успехами матроса в боевой и политической подготовке. Остановлюсь еще на одном вопросе — о степени взыскания. Бывают в нашей старшинской практике случаи, когда кто- либо из подчиненных совершает столь грубый проступок, что наказание его своей властью -командир отделения счита­ ет недостаточным. По-моему, в таких случаях следует ходатайствовать перед офицером о наложении взыскания на про­ винившегося матроса. Я лично именно так и поступаю. Однажды один из моих подчиненных матрос Варфоломеев, нахо­ дясь в отпуске, вел себя недостойно. Об этом стало известно мне. Я ходатайство­ вал перед командиром подразделения о наказании Варфоломеева властью офице­ ра. Одной из форм поощрения является снятие ранее наложенного взыскания. Я в своей практике всегда помню об этом. Выше уже говорилось о матросах Король­ кове и Бавыкине. После совершенных ими проступков я особенно пристально наблю­ дал за их поведением. Прошло время. Оба матроса стали вести себя безукоризненно. Я принял решение о снятии с матросов Королькова и Бавыкина ранее наложен­ ных взысканий и об’явил об этом лич­ ному составу. Чтобы добиться от подчиненных вы­ сокой организованности, старшина доллаен прежде всего сам быть образцом в дис­ циплине и службе. Есть на нашем корабле старшина 2 статьи Понкратьев. Пн отличный специалист, всегда посту­ пает по-уставному. Многим способствовал личный пример старшины тому, что в его отделении нет нарушений воинской дисциплины, все матросы являются пе­ редовиками в боевой и политической под­ готовке. В заключение — коротко о карточках взысканий и поощрений. В них отраже­ на вся служба воина — удачи его и промахи. Плохо, когда, об’явив воину по­ ощрение или наложив взыскание, не за­ носят их в карточку. Такая практика приводит к тому, что матрос реагирует на получение благодарности или выгово­ ра не так, как нужно. Что греха таить, бывает, спросишь матроса, сколько у не­ го поощрений, а тот. махнув рукой, отве­ чает: — А кто его знает, разве их все запи­ сывают. Конечно, такое положение недопусти­ мо. Необходимо аккуратно оформлять кар­ точки взысканий и поощрений подчинен­ ных. Борясь за дальнейшее укрепление во­ инской дисциплины, мы, старшины, тем самым будем способствовать повышению боеготовности подразделения и корабля в целом. Старшина 1 статьи И. БУРХОВИЧ. В Президиуме Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР по представлению Председателя Совета Ми­ нистров СССР тов. Булганина Н. А. сво­ им решением освободил т. Александрова Г. Ф. от обязанностей министра культуры СССР, как не обеспечившего руководства Министерством культуры. Министром культуры СССР Президиум назначил г. Михайлова Н. А., освобо­ див его от обязанностей посла СССР в Польской Народной Республике. Создатель первого в мире самолёта Поучительный случай Обычно, когда приходится беседовать со старшими товарищами, прошедшими тяжелую школу Великой Отечественной войны, все они с большой теплотой и лю­ бовью вспоминают о безотказной работе в боях нашей техники и оружия. Конечно, исход войны решают люди, но люли. хо­ рошо вооруженные, грамотно эксплуати­ рующие боевую технику, умеющие взять от нее все, что она может дать. , Трудно представить, что наш воин, ма­ трос или солдат, не любит своего оружия. По-моему, каждому’ ясно, что в будущих боях именно этим оружием придется унич­ тожать врага, который попытается на­ пасть на нашу Родину. Каждый воин должен не только испытывать гордость за наше отечественное оружие, но и на­ стойчиво овладевать им, бережно, забот­ ливо относиться к нему. Мне вспоминается один случай, кото­ рый произошел с нами в море, и который каждому из нас послужил большим уро­ ком. Нашему кораблю предстояло выпол­ нение калибровых стрельб. Личный со­ став хорошо подготовился к решению этой задачи. Все заранее были уверены, что материальная часть будет действовать безотказно, как это было всегда. Шли последние приготовления, чтобы в нуж­ ную минуту открыть огонь. Неожиданно поступило приказание отменить стрельбу и перенести ее на следующий день. На другой день подается команда о подготов­ ке материальной части к решению боевой задачи. Личный состав стал готовить бое­ вую технику к стрельбе. Не делал этого только старший матрос Мулин. Он решил не обременять себя «лишней» работой, об’ясняя это тем, что только вчера осмат­ ривал свое орудие и никаких недостатков не обнаружил. Таким образом, Мулин грубо нарушил требования инструкции. И вот к чему это привело. Из-за его ха­ латности не было проверено давление в досылателе. А оно за сутки понизилось. В -результате при очередной досылке снаря­ да досылатель не дошел до крайнего пе­ реднего положения, и рычаг досылатсля остался в промежуточном положении. При выстреле и откате казенной части ролик рычага досылателя разбил вкладыш за­ щелки поршня. Производить последующие выстрелы из-за этой поломки было невоз­ можно, так как заклинило замок. Кто знает, какие были бы последствия, если бы этот случай произошел в усло­ виях боевой обстановки. Мы всем нашим коллективом строго осудили этот проступок, и сейчас подоб­ ных случаев со старшим матросом Мули- ным не повторяется. Но, видимо, кое-кого из наших матро­ сов этот случай ничему не научил. Так, матрос Пусташов еще временами прояв­ ляет нерадивое отношение к сбережению материальной части, небрежно обращается с ней. Подавляющее большинство моряков на­ шего корабля любит технику и оружие, бережет материальную часть. Можно пря­ мо сказать, что они любят свой корабль и дорожат честью его. К таким морякам относятся матросы Семенов, Вол-ков, Сул­ танов, Колобков и многие другие. Но нуж­ но, чтобы каждый матрос старательно, как требуют уставы и инструкция, вы­ полнял свои обязанности, чтобы оружие я техника всегда у нас находились в немедленной готовности к бою. Старшина 1 статьи П. ШЕКЕРА . Яркие страш ны в историю науки и техники вписали русские ученые и изо­ бретатели. Одним из величайших дости­ жений нашей страны в развитии науки и техники явилось создание А. Ф. Можай­ ским первого в мире самолета. Будучи выдающимся исследователем-новатором, талантливым изобретателем и незауряд­ ным организатором, Александр Федорович Можайский в тяжелых условиях царской России сумел спроектировать и построить самолет, схема которого получила в даль­ нейшем широкое распространение. Одно­ временно с этим русский конструктор са­ мостоятельно создал первые авиационные двигатели, указал пути аэродинамическо­ го расчета самолета. Горячий патриот Родины, выдающийся деятель авиа­ ции, Можайский во всех сво­ их трудах стремился возвели­ чить славу Отчизны, содей­ ствовать прогрессу отечест­ венной науки. Проектирова ние и постройка им первого г мире самолета — подлинны; научный подвиг. А. Ф. Можайский родилс 21 марта 1825 года в семь- моряка. После окончания i 1841 году Петербургского мор­ ского кадетского корпуса оп начал службу в военно-мор­ ском флоте. Можайский был образованным для своего вре: мени человеком. Участвуя р плаваниях, он продолжал уг­ лублять свои знания в обла­ сти механики, начертательной геометрии, теории корабле­ строения, геодезии, фортифи­ кации, корабельной архитек­ туры. изучал иностранны»* языки, интересовался живо­ писью. Через некоторое время будущий конструктор само­ лета был назначен преподава­ телем Петербургского морского кадетского корпуса. Став пре­ подавателем, Можайский по­ лучил больше возмолсностей заниматься научно-исследовательской деятельностью. Непосредственно работать над изуче­ нием путей создания летательного ап ­ парата тяжелее воздуха Можайский начал с 0 0 -х годов прошлого сто­ летия. Работы А. Ф. Можайского в об­ ласти авиации явились прямым продол­ жением исследований таких выдающихся русских ученых, как М. В. Ломоносов л Д. И. Менделеев М. В. Ломоносов, изучавший воздуш­ ную среду и ее воздействие на движу­ щиеся тела, двести лет назад построил действующую модель летательного аппа­ рата, называемого теперь вертолетом. Известный русский ученый М. А. Рыка- чев своими исследованиями много способ­ ствовал созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха. Он работал над проек­ том вертолетов, изучал аэродинамику, первым определил под'емную силу гори­ зонтально вращающихся воздушных вин­ тов. Гениальный русский химик Д. И. Мен­ делеев много внимания уделял проблеме развития авиации. Научно обобщив в своих трудах все. что было сделано учеными в этой области, он настойчиво подчеркивал большие возможности лета­ тельных аппаратов тяжелее воздуха. Творчески осваивая и развивая отече­ ственную науку. Можайский проделал ряд ценных исследовательских работ в К 130-летию со дня рождения А . Ф. М ожайского для взлета и посадки. Благодаря работе моторчика и вращения воздушного винта, модель совершала разбег, взлетала и дви­ галась с определенной скоростью. При этом крылья модели, установленные . под определенным углом к горизонту, создава­ ли под’емную силу, достаточную для под­ держания мотели в вопдухо и даже для под'ема небольшого груза. В 1876 году конструктор устроил пуб­ личную'деманстралию своих моделей, вы­ звавшую горячий отклик общественности. Так. газета «Кронштадтский постник» по В е т е р а н Уже несколько лет подряд при выносе л личному составу боевого Знамени рядом со знаменщиком можно увидеть старшего сержанта Степана Червяком. Пятнадцать лет он служит в Вооруженных Силах и двенадцать из них в нашем подразделе­ нии. Сознание того, что от безотказности оружия в бою зависит победа летчика, не останавливало молодого специалиста ни перед какими трудностями. — Оружие должно стрелять в любых ус­ ловиях. от этого зависит исход воздуш­ ного боя. а победа летчика — это и моя победа. — говорил Червяков. И оружие, подготовленное им. дейст­ вовало всегда безотказно и точно. После каждого полета комсомолец Червяков спрашивал у летчика, не было ли отка­ зов оружия в воздухе, но всегда полу­ чал один ответ: — Благодарю за отличную подготов­ ку самолета. А когда летчик прилетал с победой, гордостью наполнялось сердце воина: ведь это подготовленные им пулеметы я пушки метко разили врага. И еще с большим старанием и любовью воин го­ товил оружие, чистил его, смазывал, за­ ряжал новыми патронами, проверял при­ стрелку прицела. Однажды во время войны над аэродро­ мом одной короткой очередью командир авиаэскадрильи капитан Амосов сбил «Мессершмидт-109». В этом была так­ же заслуга Червякова, который обслужил более ста боевых вылетов и ни разу ору­ жие не отказывало. В первый послевоенный год Червяков пишет на имя командира рапорт с прось­ бой оставить его на сверхсрочную служ­ бу. и просьба была удовлетворена. Стар­ ший сержант Червяков умело обучал ма­ тросов и сержантов, передавал им свой опыт подготовки оружия, требовал от них точного выполнения всех инструкций, сво^времекзого проведения *»егламснтных работ. Много работал Червяков и над по­ вышением своих тических знаний. теоретических и поли­ отлично закончил пар­ тийную школу. Вскоре он вступает в ря­ ды Коммунистической партии. В подразделение прибывали лучшие мире современные советские самолеты. Быстро осваивает Червяков новую тех­ нику и помогает разобраться в ней сво­ им товарищам. Летчики по нескольку раз в день поднимались в воздух, чтобы на­ учиться мастерски пилотировать, умело вести воздушный боД. метко стрелять. Перед каждым летным днем к командиру эскадрильи подходил старший сержант Червяков выяснить характер полетов и стрельб. За долголетнюю, безупречную служоу коммунист Червяков получил несколько денежных премий, ему об’явлено 28 бла­ годарностей. Но есть благодарности, ко­ торые не заносятся в карточку взыска­ ний и поощрений. — это благодарность летчиков, выполняющих полеты на само­ летах, подготовленных к стрельбам Чер- вяковьп , это благодарность и уважение матросов и сержантов, которых обучил старший сержант мастерству в работе, по­ мог им полюбить свое дело. Когда пришел в подразделшие старший матрос Бадовский, он столкнулся с боль­ шими трудностями в службе. Многое бы­ ло непонятно, не все работы выполнялись правильно, и нулшо было иметь внима­ тельный и придирчивый к неполадкам глаз опытного специалиста, каким обла­ дает Червяков, чтобы во-время заметить ошибки подчиненного и не выпустить в воздух самолет с неисправным оружием. Прошло несколько месяцев, и старший матрос Бадовский стал умелым специали­ стом, отличником боевой и политической подготовки. Матрос Василевский нарушал воинскую дисциплину. Много с ним беседовал старший сержант. Он рассказывал воину случаи из своего боевого прошлого, пока­ зывал на конкретных примерах, к че­ му может привести нарушение воинской дисциплины. Методически правильный, вдумчивый подход к подчиненному дал хорошие результаты. Это сказалось и на выполнении воином своих служебных обязанностей. Теперь матрос Василевский один из лучших мастеров-оружейнпков подразделения. В обучении подчиненных старший сержант всегда придерживается принципа от простого к сложному. Сначала он учит разбирать оружие и правильно смазывать детали, указывает, на каких деталях гу­ стая смазка может привести к отказу оружия при бое на больших высотах. Затем ветеран учит правильно произво­ дить сборку оружия и готовить боеприпа­ сы, и только убедившись, что подчинен­ ный все хорошо усвоил, старший сержант разрешает готовить оружие непосредствен­ но к стрельбам. Много внимания уделяет коммунист Червяков обучению личного состава под­ разделения быстрому определению и у с т ранению неисправностей оружия. Однаж­ ды во время подготовки самолетов к по­ летам мастер по вооружению заметил, | что на самолете одна из пушек перезаря­ жается на какую-то долю секунды боль­ ше нормального времени. Неисправнхть была налицо, но найти ее матрос не смог и обратился к своему командиру. Стар­ ший сержант Червяков быстро обнаружил дефект. Оказалось, что один из гибких шлангов получил внутреннее вспучи­ вание резины и сжатый воздух проходил медленнее к механизму перезарядки пуш­ ки. Червяков не ограничился только уст­ ранением неисправности. Он собрал под­ чиненных и рассказал, а также показал на учебной детали причину ненормаль­ ной перезарядки. Коммунист старший сержант Червяков отдает все свои силы, опыт и знания обу­ чению личного состава, повышению бое­ вой готовности подразделения. Старший лейтенант М. НЕХАМКИН. области авиации. Он начал их с изучения полета птиц. Его живо интересовало строение крыльев птиц, соотношение между площадью крыла и весом у раз­ личных пород птиц, особенности паряще­ го полета. Длительные наблюдения укре­ пили у пытливого моряка уверенность в том. что человек, подобно птипе. сможет летать. Вслед за тем Можайский решает прак­ тически проверить выводы, к которым се пришел. Он строит гигантский воздуш­ ный змей оригинальной конструкции. На этом змее — прототипе современного пла­ нера будущий конструктор самолета дваж­ ды подымался в воздух. Полеты позволили Можайскому установить условия равнове­ сия летательного аппарата, определить размеры его несущей поверхности, кото­ рые обеспечивали бы под’ем человека. С самого начала своих трудов созда­ тель первого в мире самолета ощущал помощь и поддержку передовых русских ученых Д. И. Менделеева. А. М. Рыкаче- ва и других. Эта поддержка и помощь окрыляли его в борьбе с опромиыми трудностями, стоявшими на пути конст­ руктора. Решив отдать все свои силы соз­ данию летательного аппарата тяжелее воздуха. Можайский оставил службу на флоте. Можайский создал модели летательных аппаратов тяжелее воздуха и широко ис­ пользовал их в исследовательской работе. И здесь конструктор пошел гораздо даль­ ше. чем ктхЛибо из его современников. Вместо строившихся тогда за рубежом схематичных, запускавшихся с рук моде­ лей. он создал модели, имевшие пружин­ ные двигатели, волдуптные випты. колеса Можайский Александр Федорович — созда­ тель первого в мире самолета. поводу опытов Можайского писала: «Изо- бютатель весьма верно решил давно сто­ явший на очереди вопрос воздухоплава­ ния. Аппарат при помощи своих двига­ тельных снарядов не только летает, бе­ гает но земле, он может и плавать. Быст­ рота полета аппарата изумительная: он ле боится ни тяжести, ни ветра и спосо­ бен летать в любом направлении». Таким образом Можайский успешно ре­ шил коленную проблему управления поле­ том, чего никак не могли достичь специ­ алисты. работавшие над усовершенство­ ванием аппаратов легче воздуха, двигав­ шихся в соответствии с направлением ветра. На основе опытов с моделями Можай­ ский приступил к разработке летательно­ го аппарата в натуральную величину. Предложенный нм проект аппарата в 1877 году рассматривала специальная комиссия с участием Д. И. Менделеева и одобрила его. Комиссия отмечала, что конструктор в обоснование всего проекта принял положения, признаваемые ныне за наиболее верные и способные повести к благоприятным конечным результатам. Исходя из указаний комиссии, Можай­ ский, .на отиущетпле ему неболынио де­ нежные средства, произвел дополнитель­ ные исследования и в начале 1S78 года представил в главное инженерное управ­ ление описание конструкции аппарата тяжелое воздуха и смету’ расходов на его постройку. Втогая комиссия, назначенная для рас­ смотрения его предложения, состояла из реакционных царских чиновников, ко­ торые не дорожили интересами отечест­ венной пауки, всячески тормозили все новее и передовое. Комиссия решила от­ клонить предложение Можайского, оха­ рактеризовав его как неправильное и сде­ лав нелепый вывод о необходимости строить аппараты с машущими крылья­ ми. Однако настойчивый „и мужественный конструктор ию думал останавливаться на иолпути. На собственные средства он решил довести постройку самолета до конца. Можайский успешно спроектиро­ вал и построил уникальные для того вре­ мени авиационные (паровые) двигатели. В 1881 году конструктор получил от де­ партамента торговли и мануфактур при­ вилегию (патент) на воздухоплавательный снаряд. Этот документ гласит, что «на сие изобретение, прежде сего никому дру­ гому в России привилегии выдано но бы­ ло». К патенту был приложен чертеж са­ молета. Самолет Можайского имел пять основ­ ных частей: крыло, корпус, силовую (винтомоторную) установку, хвостовое оперенио и взлетно-посадочные приспо­ собления. Характерно, что назначение и взаимное расположение частей на само­ лете Можайского было таким же. как и па ссв 1 емениых самолетах. После получения летом 18в1 года го­ товых двигателей. Можайский приступил к сборке самолета на военном поле в Красном Селе, близ Петербурга. К лету 1882 г^та сбоока первого в мире самоле­ та была полностью з ак о н ч а т и начались его испытания в воздухе. Можайский настойчиво трудился над улучшением летательного аппарата. Мно­ гочисленные архивные и литературные источники содержат сведения о создании и летных испытаниях самолета Можай­ скою. В последние годы советскими спе­ циалистами была воспроизведена модель первого самолета. Ее испытали в аэткь динамической трубе. Испытания подтвер­ дили высокие летные качества самолета Можайского. Неутомимый изобретатель, не удовле­ творенный достигнутыми результатами, продолжал работы по созданию более со­ вершенного летательного аппарата. С этой целью он спроектировал новые паро­ вые двигатели, изготовление которых бы­ ло завершено к 1890 году. Но закончить постройку нового самолета ему уже не удалось. В том же 1890 году оборва­ лась жизнь А. Ф. Можайского, выдающе- гося конструктора, создавшего первый в мире самолет. Велик и славен вклад нашего народа, наших талантливых ученых и изобрета­ телей в дальнейшее развитие авиации. Основоположником современной аэродина­ мики явился Н. Е. Жуковский. Русские конструкторы еще в дорево­ люционные годы создали выдающиеся для своего времени образцы авиационной тех­ ники. Впервые в истории в нашей стране были созданы мощные многомоторные самолеты, истребители и штурмовики. Особенно большими успехами ознамено­ валась деятельность ученых, конструкто­ ров и изобретателей после победы Вели­ кой Октябрьской социалистической рево­ люции, открывшей широчайшие просторы для новаторства, для научно-технического прогресса. На основе развития тяжелой индустрии в нашей стране были созданы крупнейшие экспериментальные базы для широких исследований в области авиации и организовано производство современных типов самолетов. Наша страна стала мо­ гучей авиационной державой. Сила и мощь советского воздушного < 1 »лота ярко проявились в годы Великой Отечественной войны, когда военновоз- дутпные силы вместе с другими родами войск наносили сокрушительные удаты по врагу7. В годы воины талантливые со­ ветские конструкторы Туполев. Яковлев, Лавочкин. Микоян. Ильюшин. Климпов. Швецов создали первоклассные бозвьге машины, намного превосходившие по своим качествам самолеты воех других участвовавших в войне государств. Советские летчики покрыли себя сла­ вой бесстрашных бойцов и сыграли ог­ ромную роль в завоевании победы. В послевоенный период в развитии со­ ветской авиадпи бы.ти достигнуты новые успехи. Настойчивым трудом ученых и конструкторов, инженеров и рабочих ави­ ационной промышленности были созданы самолеты с реактивными двигателями, позволившими резко повысить скорость полетов. Сейчас в распоряжении наших летчиков имеются первоклассные реак­ тивные самолеты, оснащенные совершен­ ным оборудованием и вооружением. Личный состав советской авиации ус- понгно овладевает замечательной боевой техникой. Наши летчики первыми в мире освоили индивидуальный и групповой пилотаж на реактивных самолетах. Они продолжают неустанно совершенствовать свсе летное мастерство. Исключительно ве.тики перспективы развития авиации. Имеются широкие возможности для совершенствования аэро­ динамической формы самолета, у.нучтения силовых установок для достижения скоро­ стей. значительно превосходящих скорость звука и больших высот полета. Могут быть применены уже но турбореактив­ ные. а жидкостные реактивные двигате­ ли. Конструкторская мысль настойчиво ра­ ботает над созданием самолетов, могущих взлетать и садиться вертикально. Для та ­ ких самолетов отпадает необходимость иметь значительные по размерам поса- дочиыо площадки. Серьезное влиянию на дальнейший про­ гресс авиации может оказать такое вы­ дающееся достижение науки, как откры­ тие атомной энергии. Подсчеты показы­ вают. что самолеты с атомными двигате­ лями смогут покрывать расстояния в че­ тыре раза больше, чем современные ма­ шины. и развивать скорость, в два-три раза превышающую скорость зд?ука. Развитие советской авиации умножает возможности ее использования не только для обеспечения безопасности нашей Ро­ дины, но и для мирных целей. Самолету б нашей стране все шире используются для перевозки пассажиров и грузов, про­ ведения многих сельскохозяйственных ра­ бот, охраны лесов и т . д. Наблюдая за бурным развитием авиа­ ции в нашей стране, советские люди с гордостью вспоминают о своем славном соотечественнике Александре Федоровиче Можайском, создавшем первый в мире са­ молет. Инженер-иганов П. АСТАШЕНКОВ. Первый в мире самолет конструкции А . Ф . Можайского готовится к валету со- с аедш л ьфш площадки. (Рисунок). '<.Фагокдошка -Д1АОС.,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz