На страже Заполярья. 1955 год. Март.
Й Г - % На с т р а ж е З а п о л я р ь я ТЭ марта TS55 г ., ЯГ5 ББ TOZIB}. Отличное знание специальности решает успех дела У м ел о п р о в о д и т ь з а н я т и я с м а т р о с ам и В современных условиях одним из важнейших качеств воина является от- личное знание своей специальности, уме лое и грамотное обслуживание боевой техники в любой обстановке, в любое вре мя. Основным видом изучения специаль ности для матросов и старшин являются занятия по специальности. Там. где они четко организованы, где уделяется долж ное внимание всесторонней подготовке руководителей занятий, там личный со стою хорошо знает вверенную технику, по-хозяйски ее бережет и грамотно обслу живает. Зависимость хороших знаний матери альной части личным составом от пра вильной организации занятий по специ альности можно проследить на следую щем примере. В одном из отсеков подводной лодки вокруг стола распололпдлись электрики, в другом отсеке у дизелей — мотористы. Здесь, непосредственно у механизмов, проводятся занятия по специальности. Вот одно из занятий. Его проводит командир отделения электриков комсомо лец старший матрос Шлепин. У него со ставлен план, в котором перечислены ос новные вопросы темы, проставлено ори ентировочное время на каждый вопрос. План утвержден командиром. Старший матрос Шлепин начал заня тие с рассказа об устройстве механиз ма. Он подробно раз’ясяил, из каких частей состоит агрегат, каково их наз начение и 1 заимодействне с другими де талями. Дав слушателям общее представ ление о механизме, руководитель подвел их к агрегату. Теперь матросы видели каждую часть преобразователя и точно уяснили, где расположена та или иная деталь, какой она имеет вид, для чего служит. Закончив об’яснение и показ устройст ва механизма, командир отделения опро сил подчиненных, все ли им понятно, нет ли неясных вопросов. Убедившись, что его поняли правильно, руководитель про должал занятие. Следующий вопрос был наиболее труд ный из всей темы. Он включал изу чение пути така от источника до потребителя. Так -как на закрытых при борах показать это невозможно, (а вскры вать их нельзя), старший матрос Шлепин для наглядности использовал схему пре образователя. Водя карандашом по схеме, он не спеша об’яснял. как проходит электрический ток от двигателя до рео стата. Последовательно был показан весь путь электротока. Командир отделения хорошо знал, что среди слушателей есть сравнительно мо лодые матросы, которые не так давно служат на лодке. Хотя они и сдали за ч е ты '" н а штатных специалиста®, но де тальных знаний техники и практическо го опыта ее обслуживания у них пока нет. Поэтому Шлепин решил повторить об’яснение второго вопроса еще раз. Предоставив возможность слушателям спросить и выяснить то, что они не по няли, командир отделения предложил ма тросу Смирнову самостоятельно расска зать о пути тока. Смирнов было начат, но вскоре сбился. Шлепин еще раз об’- яснил этот вопрос. После командира воин увереннее показал путь тока по схеме. Затем был задан вопрос матросу Яку нину. Он ответил правильно. Так коман дир отделения проверил всех присут ствующих и убедился из ответов слу шателей. что схема ими «усвоена твер до и можно переходить к следующему разделу. Третий вопрос заключался в изучении правильного пуска и остановки преобра зователя. Эта часть занятий проходила непосредственно у агрегата. Свой рас сказ командир сопровождал показом. Был пущен агрегат. Потом руководитель заня тий об’яснил, что При остановке механиз ма следует действовать в обратном поряд ке, и показал это практически. По указанию Шлепина и под его на блюдением все подчиненные сами пусти ли и остановили агрегат. Действия моря ков были правильны и говорили о том, что они поняли все. что им рассказывал командир. Последняя часть занятия была посвя щена разбору характерных неисправно стей механизма. Руководитель занятия подробно рассказал несколько случаев выхода из строя агрегата, которые ха рактерны для этой системы. Он об’яснил также, как следует устранять эти непо ладки. Свой рассказ командир закончил напоминанием требования устава о том, что каждый матрос обязан принимать все ме ры, чтобы обслуживаемый им механизм всегда действовал бесперебойно. Занятие у электриков прошло качест венно и на высоком уровне. Старшему матросу Шлепину тема была известна заблаговременно, поэтому он хорошо под готовился к занятию. Качество подготовки старшего матроса Шлепина проверил его начальник. На за нятии у электриков присутствовал коман дир подразделения. Подготовка к занятиям по спе циальности и их проведение здесь обеспечиваются всеми формами политиче ской работы. Конкретную помощь коман диру лодки оказывает комсомольская ор ганизация. На одном из собраний здесь обсуждался вопрос о задачах комсомоль цев в повышении качества занятий по специальности. Члены ВЛКСМ по-делово му обсудили этот важный вопрос. Они вскрыли серьезные ошибки и упущения со стороны отдельных товарищей. После собрания прошло немного време ни, а дело значительно двинулось вперед. Занятия по специальности стати прохо дить лучше. По решению собрания ком сомольцы — классные специалисты и отличники боевой и политической подго товки выступили перед молодыми ма тросами и рассказали о своем опыте изу чения боевой техники. Поделились прак тическим опытом с воинами главный стар шина Бутенко, старшина 2 статьи Губий, старший матрос Шлепин. Результаты хорошо проводимых заня тий по специальности не заставили себя долго ждать. Матросы и старшины лод ки умеют грамотно обслуживать свои боевые посты. В трудных условиях пла вания они (уверенно действуют на боевом пооту. Но не следует обольщаться достигну тыми успехами. Впереди много трудных и сложных дел. Еще много надо работать, чтобы добиться отличного овладения спе циальностью каждым воином корабля. В . АФАНАСЬЕВ. Воспитание воинов в духе войскового товарищества и дружбы (И з опы т а р у к о в о д и т е л я п о л и т з а н я т и й ) Точно по инструкциям и наставлениям эксплуатируют боевую технику подчинен ные старшины 2 статьи Болотова. Старшина неустанна совершенствует мастерство мо ряков, учит их тому, что требуется в современном бою. Н А СНИМ К Е : командир отделения машинистов-турбинистов старшина 2 статьи Коастантян Болотов производит запись в вахтенном журнале о показаниях приборов и работе механизмов машинного отделения корабля. Ф ото И. Никишова. В РАДИОКЛЯССЕ Доброй славой пользуется в пашем пол- разделении младший сержант Косарев. За годы службы во флоте он в совершенстве овладел специальностью радиотелеграфи ста и добился звания специалиста перво го класса. К нам прибыли молодые матросы Парамонов и Петрикей. Одного из них — матроса Парамонова — младший сер жант Косарев взялся за короткий срок подготовить к самостоятельному несению вахты, а матроса Петрикея. следуя при меру Косарева. — взялся подготовить ма трос Казаков, специалист второго класса. Начались дни упорных занятий. — Ну. вот. — шутливо произнес млад ший сержант, — сейчас я проверю ваш «музыкальный» слух. Даю букву «аз». Она произносится так: тп-та, т. е. точка, тире, но вы не старайтесь запомнить количество точек и тире, а принимайте иа слух звучание этой буквы. Приготови лись! В радиоклассе стало тихо. Но вот млад ший сержант нажал на ключ, и в гипише отчетливо прозвучал первый сигнал. — «Аз», — произнес Парамонов и за писал принятый сигнал в бланк. — Правильно! Следующая — «буки» произносится: та-ти-ти-ти. — Опять прозвучал сигнал, и матрос назвал: «буки». — Ну, теперь изучим еще одну букзу. а потом вы будете принимать текст, сосг>- ящий из этих букв, — сказал Косарев. Когда занятия по приему на слух окон чились, перешли к передаче па ключе. Младший сержант показал новичку, как правильно сидеть, как держать головку ключа. — Когда вы принимали, то слышали, что типе звучит длиннее, точка — коро че, — продолжал опытный «радист. — Для того, чтобы вы правильпо смогли дать эти сигналы, нужно научиться работать кистью руки, а не пальцами. Без этого условия передача теряет четкость, ско рость п. в конечном результате, ведет к «срыву руки» — самому опасному, что может случиться с радистом. Уже через несколько недель сказались плоды повседневных напряженных заня тии: молодой матрос стал отлично прини мать тексты со скоростью, немного недо стающей до нормативов, а также хорошо работать на ключе. — Неплохой радист должен получиться из вас. — говорит младший сержант свор - му подчиненному. — Так и держпте. това рищ Паримонов. только но успокаивай тесь первыми результатами. — впереди еще много учебы. Старший матрос А. ВОРОБЬЕВ. У ель п о р а ж е н а Цель в воздухе. Оператор сержант Во ронине, вращая маховиком, внимательно наблюдает за экраном. Вот появился им пульс. Сер;кант мгновенно проделал необ ходимые действия, не выпуская цель ни на секунду из поля зрения. — По местам! — звучит команда офи цера. , •Четко выполняют свои обязан но•'ти зе нитчики. — Заряжай! Матрос Горячкин положил снаряд на ло ток. Работает он быстро. Движения его точны, уверенны. Ревун. Гремят залпы. В небе появляются разрывы снарядов. Пель поражена. Матрос Ф. САМОШКИН. На ученьи действовать, как в бою Мичман Шатоха — участник Великой Отечественной войны. Недавно он рас сказал нам про один поучительный эпизод. — Было это так. — начал мпчман. — Корабль, на котором я служил старшиной группы мотористов, в бою получил повреждение. От взрыва в машинном отделении погас свет. В темноте с правого борта до нас донеслось клокотанье воды. Вскоре вы яснилось, что в борту пробоипа. Свет исправить в короткий срок не удалось. Думать некогда. Вода угрожала затопить двигатели, которые обеспечивали ко раблю ход. Но личный состав не растерялся. Каждый моряк действовал уверенно и четко. Поступление воды было остановлено. Заканчивая свой рассказ, мичман говорил: «Этот пример наглядно подтверждает, что плавание — лучшая школа подготовки к бою. Поэтому надо использовать каж дую минуту пребывания в море для учебы и не допускать таких упрощений. какие позволяют себе старший матрос Павлов, матросы Иванов и Смирнов». И всем вспомнился недавний поход. Проходили тренировки. Температура упа ла до 24 градусов. На верхней палубе все покрылось коркой льда. В это время с мо стика поступила вводная: — Заделать пробоину в районе... шпангоута! Работать пришлось в трудных условиях. Обледеневший аварийный материал за крепить в районе повреждения было трудно. И тогда старший матрос Павлов, матросы Смирнов и Иванов отступили па два шпангоута в сторону и там поставили подпоры без больших затруднений. Офицер проверил действия воинов и сделал замечание. Ма тросы ответили, что к указанному месту пробраться невозможно, метаюг койки и рундуки. Офицер об’яснил подчиненным их ошибки. Вводную пришлось выполнять ещг раз. Тогда все поняли, как важно учиться работать в сложных условиях. Матрос Н. НУЛЕШОВ. Благородное чувство войсковой дружбы и товарищества стало замечательной тра дицией советских воинов. Эти качест ва надо вгемерно развивать всеми фор мами и методами воспитания личного 1 состава. Большая роль в этом принадле жит нам. оуководителям политических занятий. В учебном плане политических занятий текущего года предусмотрен ряд тем, не- Ш'средсгвенно связанных с воспитанием дружбы и товарищества советских вои- ков. Задача пропагандистов состоит в тем. чтобы интересно строить занятия, доходчиво и понятно доводить материал до сознания каждого матроса, старшины и сержанта. Вопросы воинского воспитания, про паганда боевых традиций у нас стати предметом постоянной заботы командира, партийной и комсомольской организаций подразделения, руководителей политзаня тий. На одном из семинаров нам обстоя тельно рассказали о том. как надо лучше пропагандировать боевые традиции, вос питывать в матросах и сержантах чув ство дружбы и товарищества. как исполь зовать на политических занятиях бога тейший фактический материал из боевой истории подвазделения. В ходе политических занятий по темам: «Вооруженные Силы Союза ССР». «Воен ная присяга и уставы — нерушимый за кон жизни воинов» и др. я старался под черкивать значение войсковой дружбы и товарищества в деле укрепления наших Вооруженных Сил. завоевания победы над врагами Советской Родины. С этой целью я. помимо учебника, использовал брошю ру генерал-майора П. И. Мусьякова «Вой сковая дружба и товарищество», книгу И. П. Пономарева «Герои «Варяга», га зетные и журнальные статьи, подобрал наиболее интересные Факты из боевой деятельности авиаторов Северного флота в годы Великой Отечественной войны, а также примеры из повседневной буднич ной жизни воинов своего подразделения. Тщательная и серьезная подготовка, внимательный подбор фактов принесли хорошие результаты, помогли матросам еше глубже понять смысл и значение боевых традиций, боевой дружбы н вой скового товарищества, а все это не могло не оказать благотворного влияния на дальнейшее укрепление боеготовности на- прг-го подразделения. В начале рассказа я привел примеры, показывающие великую дружбу народов нашей страны, боевую дружбу и герои ческие подвиги советских воинов в годы гражданской и Великой Отечественной войн. В частности, рассказал о бессмерт ном подвиге р я д о в о го Александра Матро сова. который ценою своей жизни дал возможность боевым товарищам выпол нить задание командования. Более под робно рассказал о подвигах дважды Героя Советского Союза гвардии подполковника Бориса Феоктистовича Сафонова. С интересом воины слушали рассказ о боевой деятельности других североморских летчиков, самоотверженно защищавших Советское Заполярье от фашистских зах ватчиков. В частности, я напомнил о под виге младшего лейтенанта Рассодкина. В неравном бою с превосходящими силами врага его самолет был подбит, и это вы нудило летчика выброситься с парашю том. Другие летчики — сослуживцы Рас падкина — сообщили по оатио о случив шемся. продолжая следить за своим това рищем до его приземления... Этим я. ко нечно, не ограничился, а рассказал вои нам о дальнейшей судьбе отважного лет чика. о том. как ныне служит Горой Со ветского Союза Рассадкин. как он воспи тывает на своем большом практическом опыте молодое поколение авиаторов в ду хе крепкой боевой дружбы и войскового товарищества. Эти и другие примеры, которые приво дились в рассказе, явились хорошей ил люстрацией горячей любви авиаторов к своей Родине, к Коммунистической пар тии и Советскому правительству, к това рищам по оружию. Чтобы увязать изучаемую тему с жиз нью личного состава подразделения, с его непосредственными задачами, я подробно рассказал о безупречной службе отлични ка боевой и политической подготовки старшего сержанта Червякова. прошедше го замечательный боевой путь вместе с нашим подразделением. Свою службу он начат рядовым бойцом еще в годы оже сточенных боев с врагами на фронте Ве ликой Отечественной войны. Ветеран подготовил и воспитал многих специали стов. являющихся теперь передовыми людьми подразделения — замечательными специалистами, отличниками боевой и политической подготовки. В дни ожесто ченных схваток с врагом тов. Червяков познал цену и великую несокрушимую силу дружбы, товарищества и сейчас, в период мирной учебы, словом и делом по могает своим товарищам по оружию овла девать сложной боевой техникой, выжи мать из нее все. что она может дать. Рассказ вызвал живейший интерес со стороны слушателей, стремление воинов еще сильнее дорожить доброй славой бое вых товарищей, своего подразделения, словом и делом, каждым своим шагом ут верждать честь и достоинство воина Со ветских Вооруженных Сил. Настоящая боевая дружба и войсковое товарищество помогают службе — вот та мысль, которая красной нитью проходила во всех выступлениях слушателей на ито говом занятии. Воины критиковали тех слушателей, которые из-за ложного пони мания смысла дружбы и товарищества иногда потворствуют неправильным дей ствиям товарищей и тем самым унижают честь и достоинство советского воина. Единодушно осуждая нарушения дисци плины и проступки отдельных воинов, слушатели подчеркивали, что «дружба», основанная на неправильных взаимоотно шениях, не имеет ничего общего с на стоящим войсковым товариществом, что войсковое товарищество и дружба явля ются не только выражением идейного родства, но и законом, от соблюдения ко торого во многом зависит успел и в мир ной учебе и в бою. Оживленное обсуждение вопросов друж бы и товарищества завершилось моим итоговым выступлением, в котором я епге раз показал, что войсковое товарищество благотворно влияет на всю жизнь и по вседневную службу наших воинов. Поли тическое занятие помогло авиаторам еще глубже понять уставные требования о необходимости постоянно укреплять бое вую дружбу и войсковое товарищество — эти важнейшие традиции Советской Ар мии и Военно-Морского Флота. Капитан Г . ПРИТЧИН. руководитель г р у п п ы политзанятий. Почётная награда Большую и разностороннюю работу по коммунистическому воспитанию молодежи ведут члены ВЛКСМ комсомольской орга низации, где секретарем сержант Дрокпн. Многие комсомольцы являются передовика ми боевой и политической подготовки и практически помогают командиру в под готовке специалистов высокого класса. Хорошим вожаком и умелым организато ром молодежи зарекомендовал себя сер жант Д рокпн . За высокие показатели в учебе и службе, примерную дисциплину и активную комсомольскую работу он наг ражден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Сослуживцы тепло поздравили передового комсомольпа с получением высокой награ ды. Старший матрос Е . ТИМОФЕЕВ. В ы д а ю щ и й с я р у с с к и й ф л о т о в о д е ц (К столетию со дня героической гибели В . И. И стомина) Великий русский революционер-демо крат В. Г. Белинский писал: «Дух нарэда. как и дух честного человека, высказывает ся вполне только в критические минуты, по которым одним можно безошибочно су дить не только о его силе, но и о молодо сти и свежести его сил». В. И. Истомин был именно таким воена чальником, который в самые опасные м и н у т ы действовал хладнокровно, обдуманно. Никогда не проявлял суетливости: он был человеком беспримерной отваги. Эти его качества с особенной силой проявились в страдные дни героической обороны Сева стополя. «Много видал я людей* храбрых в разных кампапиях. но такая фантасти ческая храбрость, как в Истомине, есть явление редкое и достойное подражания». — писал один из участников обороны. Истомин был отважным, высокообразо ванным офицером русского Флота, любив шим морр и в деталях знавшим военно- морское дело. Он был неутомим в работе, заботливым и изыскательным. Влздимир Иванович р о д и л с я в 1809 г. в Псковской губернии. 11 марта 1823 г. он п о с т у п и л в Морской к о р п у с , который окончил в 1827 г. в звании гардемарина. Вскоре Истомина назначили на у х о д и вш и й в Средиземное море в составе эскадры линейный корабль «Азов», которым командовал капитан 1 ранга М. П. Лаза рев. Нз этом же корабле находились лей тенант Нахимов ч мичман Корнилов. В жарком Наваринском бою. который произо шел 20 октября 1827 г., русская эскадра нанесла вешающее поражение tv реп ко- египетскому Ф лоту . Гардемарины Влади мир Истомин и Дмитрий ШишмареЕ вы полняли особые поручения командира ко рабля. Свои обязанности они исполняли <с необыкновенным усердием и деятельно стью. а особенно Истомин, расторопностью коего не могу довольно нахвалиться»,— писал Лазарев. За отличие в бою Истомин был произведен в мичманы. После Навари- нд русская эскадра более двух лет вела крейсерские действия на турецких путях сообщения в Средиземном море, успешно блокировала Дарданеллы. Свои обязанности Истомин исполнял безукоризненно, знал и любил морское дело. До 1834 года Истомин служил на Бал тийском флоте, принимая участие в мор с к и х походах, обогащая свои знания и опыт. В 1835 г. по представлению М. П. Лазарева, который командовал тогда Черноморским флотом, Истомин был пере веден на Черное море. В течение ряда лет он служил на различных кораблях и в различных должностях, участвовал во мно гих боевых походах. В одном т своих представлений о повы шении капитан-лейтенанта Истомина в чине, адмирал Лазарев писал, что он обла дает глубокими познаниями и «способен образовать экипаж и корабль в лучшем военном деле». 15 октября 1847 г. за бое вые отличия Истомина произведи в капи таны 2 ранга, а через два года он п о л у ч и л гвание капитана 1 ранга. К этому времени он имел уже большой опыт коман дования различными боевыми судами. Ко рабли под его командованием были ве всех отношениях образцовыми, с дружны ми и спаянными экипажами. В 1850 г. Истомина назначили командиром 120-лу- шечного новейшего линейного корабля «Па риж». занявшего вскоре первое место сре ди лучших кораблей Черноморского флота. Много внимания Владимир Иванович уде лял артиллерийской и морской подготов ке экипажа. Его система воспитания и обучения основывалась на уважении че- | лг>веческих достоинств военных моряков. ! Настойчиво и упорно он развивал физиче ские и моральные силы матросов, млад ших командиров и офицеров, воспитывал у них верность воинскому долгу, любовь • к морской службе, отличное знание дела, j смелость и решительность в бою. Трудо- i любивых. способных Истомин поощрял, с j нерадивых строго взыскивал. I Труды Истомина по обучению и воспи танию экипажа дали замечательные ре зультаты. Так, в Синопском сражении, ко торое произошло 30 ноября 1853 г.. «Па риж» под командой Истомина был голов ным в левой колонне эскадры Нахимова. Линейный корабль под огнем противника встал на якорь и открыл огонь всей мо щью своей артиллерии. После этого Исто мин посредством шпринга повернул ко рабль бортом к стоящему вблизи турецко му 64-пушечному фрегату «Низамие». Об’ятый пламенем «Низамие» прекратил огонь. 0 действиях «Парижа» адмирал Нахимов писал: «Нельзя было налюбовать ся прекрасными и хладнокровно рассчи танными действиями корабля «Париж». Я приказал из’явить ему свою благодарность во время самого сражения, но не на чем было поднять сигнал: все фалы были пере биты». За отличия п ри Оинопе Истомин был произведен в контр-адмиралы. Синопская победа поводила тревогу у англо-французов. Флоты которых находи лись в Мраморном море. Апглийское и французское правительства стали усилен но готовиться к вторжению в Черное море с целью захвата русских земель. Подготовив шестидесятитысячнтю ар мию вторжения, англо-французское коман дование было уверено в том, что оно в ко роткий с ро к сокрушит русские войска на Крымском полуострове. Войска интервен тов. высадившиеся в начале сентября в Евпатории, двинулись к Севастополю, что бы захватить его с хода. Но планы врага были сорваны. В конце сентября 1854 г. контр-адми ралу Истомину было поручено руководст во строительством оборонительных соору жений на Корабельной стороне. Вскоре здесь были созданы мощные укрепления. Пстомин показал себя талантливым орга низатором и замечательным военачальни ком. В октябре Истомин возглавил оборону Матахова Кургана, ставшего ключевой по зицией Корабельной стороны. 17 октября англо-французы решили комбинированным ударом Флота с моря и штурмом сухопутных войск овладеть горо дом. Но тщетны были надежды интервен тов. Исключительную стойкость в этот день показали войска под командованием Истомина. Вражеская артиллерия вывела из строя башню яа Малаховом Кургане. В результате создалось тяжелое положение. Однако севастопольцы сорвали план врага захватить их родной город . В этом была большая заслуга войск, возглавляемых Истоминым. Англо-французы после неу дачной попытки овладеть Севастополем, перешли к осаде, спешно возводили укре пления, вели штуцерный огонь и подвер гали город бомбардировке, сосредоточивая главные усилия против Малахова Кургана, защитники которого под руководством Истомина создавали новые оборонитель ные укрепления. В продолжение семи месяцев, до самой своей героической гибели, Истомин нахо дился на самом важном и трудном боевом участке. Он был там, где возникала наи большая опасность. Истомин быстро оце нивал обстановку, во-время отдавал распо ряжения, руководил артиллерийским ог- пем. Находил он время и для задушевной беседы с матросами о их нуждах. Матро сы любили своего командира, верили ему и гордились им. Матросы, солдаты и офи церы старались следовать примеру своего командира. Контр-адмирал Истомин не только знал своих матросов, но безгранич но вперял им и был уверен, что они не подведут его. Неприятель много раз пытался овладеть .Малаховым Курганом. Атаки врага матро сы и солдаты отбивали метким сосредото ченным огнем и штыковым ударом. Исто мин гордился и восхищался своими подчи ненными. «Не могу надивиться, — писал он своему брату после одной ожесточен ной бомбардировки, — на наших матросов, солдат, а также офицеров. Такого самоот вержения. такой геройской стойкости гпусть ищут в других нациях со свечой». Деятельность Истомина по созданию обо ронительных сооружений была высоко оценена начальником гарнизона. «Осмат ривая после нескольких дней третье и чет вертое отделения, — писал он в приказе от 12 января 1855 г., — я был поважен неожиданными переменами, найденными мною в дальнейшем усовершенствовании Г«абот. Успех, достигнутый в столь непро должительное время, попечением о своих отделениях контр-адмиралов Панфилова л Истомина,— -разителен. Только неусыпным трудом всех начальников частей и приле жанию рабочих — при благоразумном рас пределении — обязан Севастополь совер шенно уместными, правильно и тщательно отделанными укреплениями, какие ныне воздвигнуты в обоих отделениях». Дарование Истомина, кок военачаль ника, проявилось в том, что он верно оце нивал боевые возможности новых сил — пароходо-фрегатов и организовал их взаи модействие с войсками. Когда положение на сухопутном фронте осложнялось, он об ращался с просьбой к кадитану 2 ранга Г. И. Бутакову — командиру отряда па- роходо-Фрегатов. Паровые корабли по ука занию Истомина, обрушивали удары по позициям противника. В январе 1855 г. Истомин писал Бутакову: «Прошу опять вашего огневого содействия. Французы на чали строить редут недалеко от той пяти пушечной, оставленной неприятелем, бата реи. которая так часто отведывала вашего чугуна и у коменданта которой вы беспре станно портили обеденный суп: попробуй те дальность ваших сокрушительных бомб на этот на редут». Согласованные действия между Малахо вым Курганом и пароходо-фрегатами «Вла димир» и «Херсонес» обеспечивались хо рошей организацией взаимной информации Когда Истомину удавалось установить, что противник готовится к обстрелу рей да, он сразу же предупреждал об этом командиров пароходов. В свою очередь Бу таков и другие офицеры сообщали данные о расположении вражеских батарей, уста навливаемых по полету снарядов. 17 марта 1855 г., после ожесточенной бомбардировки Камчатского люнета, три неприятельских колонны с рассыпной це пью впереди бросились через интервалы передовых ложементов и обхватили их с тыла. Возникла серьезная угроза для рус ских. находившихся в этих укреплениях. Но никто не дрогнул Был открыт дружный ружейный огонь. Однако враг не унимал ся. Приведя своп колонны в порядок, он вновь открыл огонь по позициям русских. Но как только неприятельские войска вы пили из своих траншей и пр 1 гготовплись к атаке, специально выделенный батальон якутского полка под командой полковника Бялого внезапно атаковал противника. Тактика русских была смелой, наступа тельной. Истомин высоко оценил подвиг солдат и их отважных командиров, отра зивших вражеское нападение. «Только при мерной неустрашимостью воинских чинов, — писал он, — можно было столь реши тельно отразить нападение многочислен ного неприятеля». Сам Пстомин йыл кон тужен и тяжело ранен, но не покинул боевого поста. 19 марта 1855 г. во время жарких боев эа Камчатский люнет Пстомин был убит. Для севастопольцев смерть Истомина была тяжелой утратой. «Оборона Севастополя потеряла в нем одного из главных своих деятелей, воодушевленного постоянно бла городной энергией и геройской решимо стью... Твердость характера в самых тя желых обстоятельствах, святое исполнение долга и неусыпная заботливость о подчи ненных снискали ему общее уважение».— так характеризовал своего верного друга и соратника П. С. Нахимов. Верный сын великого русского народа, талантливый воспитатель эоснныт моря ков и выдающийся флотоводеп В. И. Истомин до последнего дыхяния мпкьданио служил сяюрй Родино. в. дивин, кандидат исторических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz