На страже Заполярья. 1955 год. Март.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 18 марта 1955 г ., N: 65 (5217* О ГОН Ь Б Ы Л М ЕТКИМ Стреляю т корабельные зенитчики Офицер артиллерийского подразделения вызвал к себе в каюту старшину 2 статьи Анатолия Придачкго. —- Вы назначены командиром отделе­ ния. Вам доверяется обучение и воспи­ тание людей, — сказал командир. Трудно было понять состояние воина, когда он вышел из каюты. На лице его можно было увидеть и радость и озабо­ ченность. Рад был Придачий тому, что ему доверяют учить воинскому мастерству артиллеристов, воспитывать (У них необ­ ходимые качества — мужество, отвагу, стойкость, выносливость и беззаветную преданность любимой Родине. Анатолий Приданий хорошо знал свою специальность, имел неплохие практиче­ ские навыки в обслуживании техника. Но работать с подчиненными, готовить их такими, каках требует современный мор­ ской бой, для этого у него не было доста­ точного опыта. Далеко за полночь, но не мог Прида­ ний уснуть в этот вечер. Мысли о том, что завтра ему придется командовать ору­ дийным расчетом, заставляли волна ду­ мать о многом. Главное, что его волнова­ ло, — с чего начать? «В первую очередь, — говорил сам себе старшина, — я должен в совершен­ стве овладеть своим боевым оружием, уметь работать за любого номера расчета. Этому же необходимо научить и подчи­ ненных, чтобы они умели действовать на боевом посту так, как требует современ­ ный бой». Так начал службу командира старши­ на 2 статьи Приданий. Будучи неприми­ римым к недостаткам, требовательным к себе и подчиненным, старшина не допус­ кает даже малейшего упрощенчества в боевой учебе, настоятельно требует от воинов расчета точного и строгого выпол­ нения всех требований инструкций. На корабле проходят очередные трени­ ровки. На платформе автомата в шлеме связиста с микрофоном в руках стоит Анатолий Придачий. — По самолету, правый борт!.. — командует он. Наводчики старший матрос Черевичник и матрос Беляков быстро разворачивают орудие. — Цель поймана! — докладывают они почти одновременно. — Добро! — говорит Придачий. — Продолжать наводку по «противнику»! Стрельба по воздушной цели продол­ жается. — Заменить стреляющее приспособле­ ние! — неожиданно следует вводная. Сначала матрос Бурименко работал пра­ вильно, потом стал делать много лишних движений и на этом терял драгоценное время. В конечном счете он не смог во­ время выполнить вводную. — Нет, так дело не пойдет, — сказал старшина подчиненному и тут же пока­ зал ему, как нужно действовать. — Повторить! — приказал командир. Теперь матрос работал увереннее и лучше. — Запомните, товарищи, — сказал старшина, — каждое лишнее движение отнимает у нас драгоценное время. А в современном бою, когда воздушные цели обладают большой скоростью и маневрен­ ностью, каждая секунда дорога, -и осо­ бенно для нас, зенитчиков. Был и такой случай, когда матрос Бу­ рименко при сборке механизма подачи ие поставил шплинт на палец, удержи­ вающий рейку механизма подачи. В бою подобный случай мог послужить причи­ ной выхода орудия из строя. Стар­ шина понял, что Бурименко сла­ бо знает свою специальность. Командир решил заниматься с воином дополнитель­ но в свободное время. Высокая требова­ тельность командира и упорный труд позволили матросу Бурименко устранить отставание. В настоящее время воины отделения старшины 2 статьи Придачего добились неплохих результатов.. Однажды на тренировке, когда расчет действовал особенно слаженно, старшина хотел поблагодарить своих подчиненных, но сдержался. «Посмотрим, что покажет наш труд в море, при выполнении огневых задач», — подумал он. Ранним мартовским утром корабль вы­ шел в море. Вот уже скрылись очерта­ ния родной базы. Лишь вдали вид­ нелся отвесный берег. Этот неболь­ шой клочок родной земли всегда был для советских моряков дорогим и близким. Проходя мимо него, каждый мо­ ряк невольно вспоминает героические де­ ла старших братьев и отцов. А это вдох­ новляет воинов флота на дальнейшее совершенствование боевого мастерства, успешное решение практических задач. Еще несколько миль осталось позади. Сигнал учебно-боевой -тревоги. Первым по трапу поднимается к орудию Анатолий Придачий. За ним наводчики его расче­ та. Дружно кипит работа на боевом по­ сту . Вот уже снят обледеневший чехол. Поступают доклады о готовности меха­ низмов к действию. Орудия подняли свои стволы в положение наготове. Связь ра­ ботает отлично. Старшина Придачий до­ ложил: — Боевой пост... к бою готов! Последовала команда о начале трени­ ровок. Порывы сильного морозного ветра жгут лицо и руки. Но моряки не обра­ щают внимания на это, четко и сноро­ висто выполняют все действия по навод­ ке, заряжанию и т. д. В момент «стрельбы» неожиданно для расчета следует вводная. — Выбыл из строя вертикальный на­ водчик! Матрос Бурименко быстро занимает ме­ сто наводчика, и расчет уверенно про­ должает «стрельбу». Командир отделения остался доволен действиями личного состава. На следующий день похода, -когда ра­ диолокационная станция обнаружила «противника», следовавшего курсом на корабль, была сыграна боевая тревога. — Приготовиться к отражению «про­ тивника»! — последовал приказ. Вот уже цель видна простым глазом. — По самолету, правый борт!.. — следует приказ командира орудия. Воины действуют умело, быстро. — СГгонь! Прошли доли секунды. Гремят выстре­ лы. Одна эа другой трассы коротких оче­ редей ложились кучно и точно у цели. Задача выполнена успешно. Товарищи тепло поздравили Анатолия Придачего и его боевой расчет с новым успехом. Корабельные зенитчики в напряженных учебных буднях продолжают совершен­ ствовать свое боевое мастерство. Старшина 1 статьи П. ВОЛКОВ. Командир передового отделения _. Заслуженным авторитетом в нашем подразделении пользуется командир отделе­ ния старший сержант Колесников. Бережливый уход за техникой, умение правильно ее эксплуатировать — ха­ рактерная черта командира отделения. Колесников воспитал немало отличников бое­ вой и политической подготовки, таких, как матросы Лапковский, Смирнов и другие. Комсомолец Колесников один из лучших ^специалистов подразделения. Высокого мастерства он добился в результате настойчивого изучения своей специальности и строгого выполнения требований Военной присяги и уставов. Личная дисциплини­ рованность является основой его высокой боевой выучки. За успехи в службе старший сержант Колесников имеет ряд благодарностей, его фотография помещена на Доске отличников. Воин награжден знаком «Отличный связист», его отделение об’явлено передовым. Старший матрос М. Г0Р0ВЧЕНК0. ЗА ВЫСОКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ В УЧЁБЕ! Помощники руководителей групп политзанятий делятся опытом своей работы Индивидуальная работа со слушателями Образцово выполняет свои обязанности комсомолец старший матрос Федор А ку­ линичев. Его примерная служба отмечена рядом благодарностей и двумя внеочеред­ ными краткосрочными отпусками. НА СНИМ К Е : старший матрос Федор Акулиничев готовится метать бросатель­ ный конец при швартовке корабля. Фото И. Никишова. У него е с т ь чему поучитЬся Наступила ночь, но аа аародроме ки­ пит работа. Техники и механики, не­ смотря на снегопад, готовят материаль­ ную часть к полетам. У одного из самолетов работают стар­ ший сержллт сверхсрочной службы Кар- начев и его подчиненные. Офяпев прика­ зал им быстро подготовить машину к букотировке мишетги конуса. Нужно проделать вял нелегких работ. Авиаторы успешно справляются со свои­ ми обязанностями. Стаюший сержант Кар- начев докладывает начальнику группы, что у него все в порядке. — Хорошо. Быстро справились, но на­ до еще быстрее. — говорит офицер. И Карначев работает еще расторопней и учит этому подчиненных. Однажды заболел механик. Подменить его было некому. Но дело не стало. Кар­ начев (пин справился с делом. Неда­ ром он считается опытным вооружением. Есть чему поучиться авиаторам v стар­ шего сержанта Ко/рначева. Матрос 0 . ВАСИЛЕНКО. Службу начали по-разному Хорошо начал службу в нашем подраз­ делении матрос Белят®. Вое пшикаэания командита он выполняет добросовестно, быстро, точно и в срок. Матрос Беляев принимает также активное участие в жизни подразделения. Совсем по-другому начал свою службу матрос Экс. С первых дней он стал на­ рушать воинскую дисциплину. Были слу­ чаи. когда его приходилось удалять с за­ нятий за недисциплинированность. Почти на каждом комсомольском собрании упо­ минается фамилия нерадивого матроса, но oai до сих пор на справедливые замеча­ ния товарищей не реагирует. Мне хочется, чтобы матрос Экс понял свои ошибки и как можно скорое (устранил их. Старшина 2 статьи А. СТАРОСТИН. ------- О------- Работая помощником руководителя j руппы, я накопил определенный опыт. По всей своей деятельности стремлюсь держать в поле зрения всех слушателей, постоянно помогаю воинам, отстающим в учебе. Как правило, после семинара руководи- Ь'ль знакомит меня с темой очередного .;аяятия. указывает, на к аш е основные вопросы нужно о б в и т ь внимание. Затем я готовлюсь самостоятельно. В корабель­ ной библиотеке подбираю рекомендован­ ную литературу, необходимые справочные пособия. Здесь же беру для слушателей и наглядные пособия. Когда мы изучали тему: «Постоян­ но совершенствовать свои военные и политические знания, отлично владеть оружием и боевой техникой», я прочел всю рекомендованную литературу. Во время рассказа внимательно слушал ру­ ководителя. В часы самостоятельного чте­ ния интересовался, как воины усвоили материал. При изучении темы у слуша­ телей возникало много вопросов, яа кото­ рые помощник руководителя группы дол­ жен был дать ответ. К примеру, во время самостоятельной подготовки ко мню обратился матрос Чу- раков и попросил рассказать о том. ка­ ким пуаем можно достичь высокого зва­ ния классного специалиста. Будучи сам специалистом первого класса, я подробно и обстоятельно рассказал слушателю, как надо изучать вверенную ему технику, подчеркнул, что для того, чтобы стать массным специалистом каждый воин дол­ жен быть политически грамотным, дис­ циплинированным. Для большей убеди­ тельности привел в пример образцовую службу матроса Уварова, который, благо­ даря упорству и настойчивости в учебе, в совершенстве освоил профессию маши- ниста-турбинисто и теперь является от­ личным специалистом. Тщательно готовились в занятиям по этой теме не только матрос Чураков, но и другие слушатели. Беседа прошла инте­ ресно и оживленно. Оказывая постоянную помощь слуша­ телям, я добиваюсь того, чтобы у них не было ни одного невыясненного вопроса. Так, однажды матрос Осипов заинтересо­ вался вопросом: какие цели ставят импе­ риалисты США. Англии и Франции, до­ биваясь ратификации парижских соглаше­ ний. Я раз’яснил моряку, что ратифика­ ция парижских соглашении ведет к воз­ рождению германского милитаризма, к газвязыванию новой мировой войны, за­ тем рассказал воину о миролюбивой внешней политике СССР и стран народной демократии. Много пришлось поработать с мацюсом Листопадом. Воин несерьезно относил­ ся в политическим занятиям. Во вре­ мя рассказе руководителя, а также в ча­ сы самостоятельного чтения он нередко занимался посторонними делами. Побесе­ довав с моряком, я раз’яснил ему значе­ ние политической учебы, постоянно по­ могал в подготовке к занятиям, рассказал, что высокая политическая сознательность поможет воину лучше освоить технику. Теперь у матроса Листопада есть некото­ рые сдвиги б учебе. Я поставил перед со­ бой задачу: вывести этого слушателя в число передовых. Чтобы моряки лучше могли разобрать­ ся в материале, стараюсь в часы само­ стоятельной учебы слушателей шире ис­ пользовать наглядные пособия. Так, при изучении темы: «Быть стойким, вынос­ ливым и мужественным воином» я при­ нес из библиотеки альбом по воинскому воспитанию, где много замечательных иллюстраций о мужестве, отваге и героиз ме. проявленных советскими воинами в годы Великой Отечественной войны. ^ Во время беседы с отдельными слуша­ телями привел несколько примеров о том. как образцово несли вахту во время похода, который проходил в сложных ме­ теорологических условиях, матросы Ува­ ров, Прокофьев. Осипов и другие. Все это позволило морякам лучше подготовиться к занятиям. Их выступления во время бе­ седы были содержательными. С большим интересом изучали воины решения январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР. По поручению руководителя я проводил читку и раз’яснение этих исторических документов среди воинов, добиваясь глу­ бокого усвоения каждого вопроса. Несколько слов о самостоятельной ра- боте помощника руководителя группы. Чтобы правильно и глубоко ответить слу­ шателю на тот или иной вопрос, нам не­ обходимо постоянно учиться. Для этой цели я систематически работаю вал повы­ шением своих политических знаний. Са­ мостоятельная учеба помогает мне лучше подготовиться к очередному занятию, глубже разобраться в теоретических во­ просах. событиях настоящего дня. Мне большую помощь оказызают пар­ тийная организация, руководитель груп­ пы. Они направляют мою деятельность на оказание постоянной иядивидуолгатой по­ мощи слушателям. Старшина 2 статьи Т . ФИЛАТОВ, помощник руководителя группы. Используя наглядные пособия Лучший воин корабля Действенность любого политического за­ нятия во многом зависит от постоянной и плодотворной работы помощника руково­ дителя группы. Он должен быть передо­ вым воином, систематически повышать идеино-теоретический уровень, совершен­ ствовать свои пропагандистские навыки. Таким является классный специалист старшина 2 статьи Беликов. Отделение, которым он командует, передовое. Второй год исполняет обязанности по­ моишика руководителя комсомолец Бели­ ков. За это время он накопил немалый опыт. Воин добросовестно готовится к каж­ дому занятию, обеспечивает моряков необ­ ходимой литературой, вместе с активом помогает офицеру в изготовлении нагляд­ ных пособий. Много времени уделяет тов. Беликов индивидуальной работе со слу- шателями. рассказывая им об успехах со­ ветского народа, о политике нашей пар­ тии и правительства, о задачах, которые ставит перед моряками командир. В целях оказания помощи слушателям в подготовке к политическим занятиям комсомолец Беликов часто проводит с ни­ ми беседы. Тов. Беликов много времени уделяет ра­ боте с отстающими. В группе слабо за­ нимались матросы Козлов и Винокуров. Тов. Беликов стал помогать этим това­ рищам. Он учил их, как надо готовиться к беседе по теме, раз'яснял отдельные наиболее сложные вопросы. Кроме этого, тов. Беликов интересовался, как слуша­ тели читают политическую и художест­ венную литературу, газеты и журналы, советовал, что прочитать к той или иной теме политических занятий. Такая пред­ метная и конкретная работа со слушате­ лями помогла воинам добиться высоких показателей в политической учебе. Сей­ час тт. Козлов и Винокуров имеют хоро­ шие и отличные оценки. В дни самостоятельного чтения, а так ­ же в свободное время по вечерам помощ­ ника руководителя группы часто можно видеть беседующим с моряками по мате­ риалам. изучаемым на политзанятиях. Большую помощь тов. Беликову оказы­ вает руководитель группы старший лей­ тенант Токмаков. Он передает ему свой опыт, учит искусству пропагандистской работы. Офицер И. БЕРЕЗИН. I C o f J o r n / t b О ВЫСОКОЙ производительности труда добилась бригада ефрейтора Яро- щука. Зд есь воины выполняют зада­ ния на 135— 147 процентов. Этот ус­ пех достигнут благодаря рационально­ му использованию рабочего времени, умелой расстановке сил. Рядовой П . Сизое. О ОПЫ ТНЫМ водителем заре­ комендовал себя матрос Крумынш. Он бережно эксплуатирует вверенную ему автомашину, показывает пример в уче­ бе и службе. Матрос А . Х левной. Наглядные пособия помогают слушате­ лям более глубоко усваивать темы поли­ тических занятий. Что это так. я убедил­ ся на собственном опыте. Когда на политзанятии мы изучали те­ му: «Значение высоких морально-боевых качеств личного состава Армии и Флота в современной войне», по совету руково­ дителя группы я подобрал необходимые листы из альбома, рассказывающие о вы­ соких морально-боевых качествах, кото­ рые проявили в годы войны советские воины. Были также подобраны газетные вырезки на эту тему. На занятиях слу­ шатели широко пользовались наглядными пособиями. Всю это дало возможность им хорошо подготовиться к беседе, которая прошла живо и интересно. При изучении темы: «Уставы Совет­ ских Вооруженных Сил об инициативе и находчивости солдат, матросов, сержантов и старшин в выполнении приказов коман­ диров и начальников» я принес на по­ литзанятия уставы, а также брошюры с портретами Героев Советского Союза. В брошюрах хорошо рассказывается, как точное знание и выполнение уставов, инициатива и находчивость помогали советским воинам побеждать врага. При изучении истории КПСС мы ис­ пользуем в качестве наглядных пособий альбом по истории партии, географиче­ скую кафту. Большинство слушателей нашей груп­ пы старательно и глубоко изучает мате­ риал. К примеру, слушатель Блохин. Это — классный специалист-торпедист. Го­ товясь к беседе по теме: «Коммунисти­ ческая партия в период иностранной во­ енной интервенции и гражданской вой­ ны». он внимательно перечитал рекомен­ дованную литературу, просмотрел необхо­ димые наглядные пособия. И поэтому его выступление было глубоким и содержа­ тельным. Тщательный подбор наглядных посо­ бий. правильное использование их дают возможность сделать каждое занятие до­ ходчивым и убедительным. Старшина 1 статьи В . ФЕР0П0НТ0В, помощник руководителя группы. Старательный помощвик Хорошо справляется с выполнением своих обязанностей помощник руководи­ теля политических занятий, отличник бое­ вой и политической подготовки младший сержант Бертулис. Младший сержант'Бертулис держит по­ стоянную и самую тесную связь с комсо­ мольской организацией. Он своевременно и смело критикует упущения в учебе слушателей, помогая этим устранять недо­ статки. Ни один воин, пропустивший за­ нятие или встретивший затруднение в ходе изучения материала, не остается без внимания помощника. Так, однажды тт. Благородный и Маклаков пропустили занятия. Вечером того же дня Бертулис помог им: рассказал о содержании темы, раз’яснил непонятные для них вопросы. Помощник руководителя группы доби­ вается того, чтобы все слушатели были примерными воинами, образцово выполня­ ли свои служебные обязанности. Повсед­ невно находясь среди воинов, он раз’ясня- ет им вопросы текущей политики, часто проводит беседы о международном положе­ нии, о задачах воинов подразделения. Сам тов. Бертулис. как командир пере­ дового отделения, эа отличные показатели в службе и умелое воспитание подчинен­ ных напражден денежной премией и удо­ стоен внеочередного краткосрочного отпу­ ска. А. ДМИТРИЕВ. Воину о противоатомной защите Противоатомная защита корабля (Окончание. Начало см. в номере за 17 марта). 3 . ЗАЩИТА ОТ ПРОНИКАЮЩЕЙ РАДИАЦИИ Проникающая радиация представляет собой мощный поток невидимых радиоак­ тивных излучений, состоящих из гамма- лучей и нейтронов. Несмотря на то, что проникающая радиация при атомном взры­ ве действует 10— 15 секунд, она обла­ дает огромной интенсивностью. Гамма-лу­ чи и нейтроны могут проникать через различные материалы, ослабляясь при этом в зависимости ст их толщины в качества. Броня толщиной в 4 сантиметра и слой воды 23 сантиметра осла5ляют в два раза действие проникающей радиа­ ции. На корпус корабля, его вооружение л технические средства проникающая радиа­ ция вредного воздействия не оказывает. Однако под воздействием значительных доз радиации засвечиваются Фотопленка и Фотобумага, темнеют стекла дальномеров, биноклей, прицелов и других оптических приборов. Проникающая радиация вредно влияет да организм незащищенного человека. От воздействия приникающей радиации чело­ век может заболеть лучевой болезпыо, степень которой зависит от полученной дозы радиации. Доза радиации в 100 — 2 0 0 гентгенов может вызвать лепкое за­ болевание. Большинство личного состава з а ко­ рабле размещается в закрытых помещени­ ях — в артиллерийских башнях я боевых руоадх, имеющих хорошую броневую за- 1 Уигу. к в надстройках, которые значи­ тельно ослабляют воздействие проникаю­ щей радиации. Еще в лучшем положении будет личный состав, находящийся машинных, котельных и других помеще­ ниях, расположенных ниже ватерллии*! (в подводной части корабля). В этом случае проникающая радиация значительно ос­ лабится не только обшивкой корабля, но и толщами забортной воды. Укрытие личного состава боевых постов на верхней палубе за артиллерийскими башнями, надстройками и корабельными конструкциями в момент взрыва обеспечи­ вает защиту от воздействия проникающей радиации. * При подводном атомном взрыве действия проникающей радиации из зоны взрыва не наблюдается вследствие ее полного пог­ лощения толщей воды. Однако из радио­ активного облака и базисной волны будут излучаться гамма-лучи большой интен­ сивности. 4 . ЗАЩИТА ОТ РАДИОАКТИВНОГО ЗАРАЖЕНИЯ Помимо воздействия ударной волны, све­ тового излучения и проникающей радиа­ ции, корабль может подвергнуться радио­ активному заражению. При воздушном атомном взрыве радио­ активное заражение корабля незначитель­ но, так как основная масса радиол ктизпых' частиц увлекается вверх с потоками воз­ духа и рассеивается на огромном про­ странстве моря. Сильное радиоактивное заражение на­ блюдается при подводном атомном взрыве. £то об’ясняется тем, что большая часть радиоактивных частиц остается в воде в районе взрыва, а также в базисной волне, представляющей собой плотное кольцевое облако распыленной я зараженной радио­ активными веществами воды. Базисная волна одновременно расши­ ряется во все стщюны и поднимается вверх. Корабли, накрытые базисной ват­ ной. полвергаются сильному радиоактив­ ному заражению. В дальнейшем базисная волна превращается в плотные тучи, из которых через некоторое время выпадает радиоактивный дождь. Он также произво­ дит дополнительное заражение кораблей и личного состава. Базисная волна наиболее опасна в первые минуты, после чего эта опасность значительно уменьшается. Радиоактивный дождь представляет серьезную опасность для личного состава открытых боевых постов. Герметизация корабля обеспечивает надежную защиту личного состава от базисной волны и ра­ диоактивного дождя. При подводном атомном взрыве, как мы уже отмечали, имеет место сильное зара­ жение воды в районе взрыва. При испы­ таниях в Бикини, например, диаметр за­ раженного участка через четыре часа по­ сле васыва достиг 7,5 километра, а через трое с половиной суток — 14 километ­ ров. В первые часы после взрыва радио­ активность в зараженном районе была столь высокой, что корабли не могли дли­ тельное время входить в этот район. Следовательно, помимо заражения ра­ диоактивными веществами, находящимися в базисной волне, и радиоактивным дож­ дем. корабль в районе атомного взрыва может подвергнуться заражению радиоак­ тивными веществами, содержащимися в забортной воде. Зараженная забортная во­ да может попасть внутрь корабля через забортные отверстия трубопроводов, тре­ щины и пробоины в обпгивке корпуса, а также путем забрызгивания палубы. Защита от радиоактивных веществ и ликвидация радиоактивного заражения являются важными мероприятиями в си­ стеме противоатомной защиты корабля. Боевой технике и воогружению радиоак­ тивные вещества вреда не причиняют. При соприкосновении с з<ираженной ра­ диоактивными веществами техникой неза­ щищенные люди могут подвергнуться по­ ражению. Брезентовые чехлы хорошо предохраня­ ют от заражения радиоактивными вещест­ вами вооружение и технические средства, установленные ва верхней палубе и над­ стройках. В тех случаях, когда невозмож­ но полностью ук/рыть вооружение и тех­ нику брезентом, в первую очередь закры­ вают те части, с которыми матросам при­ ходится соприкасаться гари выполнении боевой задачи. С целью своевременного обнаружения радиоактивного заражения на корабле ве­ дется радиационная разведка. Для защиты личного состава от радио­ активного заражения используются про­ тивохимическая защитная одежда и про­ тивогазы. Индивидуальные средства про­ тивохимической защиты (противогаз, на­ кидка, халат, чулки, перчатки) предохра­ няют кожу, слизистые оболочки глаз, но­ са и рта. а также орланы дыхания от поражения радиоактивными веществами. При отсутствии индивидуальных средств противохимической защиты рекомендуется но прикасаться, если этого не требует боевая обстановка, к зараженным частям вооружения и боевой техники, не садить­ ся и не ложиться без надобности на па­ лубу. не пить, не курить, не принимать пищу. В случав отсутствия противогаза необходимо закрыть смоченным незара- женной водой полотенцем или носовым платком нос и рот и дышать через мо­ крую ткань. Степень поражения радиоактивными веществами зависит от времени, в тече­ ние к о то ро го эти вещества воздействуют на человека. Вот почему личный состав должен принять все меры для быстрей­ ш е е удаления радиоактивных веществ. С этой целью производится дезактивация корабля. Дезактивация корабля заключается в механическом удалении радиоактивных веществ с корабельных поверхностей. Уда­ ление может быть полным или частич­ ным. до допустимых норм уровня радиа­ ции. Первоочередной и весьма эффективной мерой дезактивации является окатывание наружных поверхностей корабля заборт­ ной водой после его выхода (вывода) из загаженного района. Для этой цели могут быть использованы как обычные сред­ ства (пожарные шланги), так и специ­ ально созданные системы быстрого обмы­ ва поверхностей корабля водой. Система быстрого обмыва корабля — это специально проложенный по наруж­ ному контуру корабля и надстроек тру­ бопровод с распылителями. С помощью мощных насосов чистая забортная вода подается в трубопровод и под большим давлением выбрасывается вверх через со­ пла и отверстия. При обратном падении вода смывпет радиоактивные вещества с поверхности корабля. Во время испытания водородной бомбы в м<урте 1954 года из-за допущенных ошибок легкий американский крейсер «Вустер» был накрыт облаком радиоак­ тивной пыли. Своевременное включение системы быстрого обмыва позволило зна­ чительно уменьшить степень заражения корабля и поражения личного состава. Дезактивация корабля подразделяется на частичную и полную. В первую очег редь должна производиться частичная дезактивация тех частей вооружения и техники, с которыми постоянно соприка­ сается личный состав при выполнении боевых задач. Частичная дезактивация организуется на боевых постах в переры­ вах боя. Полная дезактивация осущест­ вляется после окончания морского боя или выполнения боевой задачи. Исполь­ зование забортной воды гари проведении полной дезактивации допускается только при отсутствии радиоактивного зараже­ ния в ней. При проведении дезактивации следует особое вшгмание обращать на удаление ра­ диоактивных веществ из пазов, щелей и углов корабельных помещений и кон­ струкций. I Дезактивация зимой, в условиях низ­ ких температур, сопряжена с рядом труд­ ностей. Обледенение надстроек, вооруже­ ния. отдельных конструкций и поручней затрудняет дезактивационные работы и увеличивает время их проведения. Последним этаном ликвидации атомно­ го нападения является санитарная обра­ ботка личного состава, которая также мо­ жет быть частичной и полной. Частичная санитарная обработка проводится на бое­ вых постах и заключается в удаления радиоактивного заражения с открытых участков тела. Полную сшитавную обра­ ботку проходят только те военнослужа­ щие, которые получили заражение выше допустимых норм. Полную санзтарную обработку лучше производить я а пунктах санитарной обработки кораблей (в кора­ бельных банях, душах). Полная санитатъ ная обработка предусматривает мытье всего тела мылом и мочалкой. В летнее в].емя при благоприятной п^го-де купание личного состава в незараженной воде спо­ собствует удалению радиоактивных ве­ ществ. Необходимо помнить, что плыть следует против волны с тем, чтобы зара­ женная вода оставалась сзади. Нельзя до­ пускать. чтобы матросы плыли друг за другом, так как это может привести к тому, что зараженная воза попадет на плывущих сзади товарищей. Боевые действия в условиях примене­ ния атомного оружия на море сопряже­ ны с огромными трудностями. Но они не страшны умелому и смелому воину. Долг личного состава Военно-Морского Флота — воспитывать в себе высокие морально­ боевые качества, закалять себя фитогпе­ ски, настойчиво учиться боевым дей­ ствиям в условиях применения атомного оружия. Капитан 2 ранга Л . АБ0ЛИШИН. (

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz