На страже Заполярья. 1955 год. Март.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 18 марта 1955 г ., N: 65 (5217* О ГОН Ь Б Ы Л М ЕТКИМ Стреляю т корабельные зенитчики Офицер артиллерийского подразделения вызвал к себе в каюту старшину 2 статьи Анатолия Придачкго. —- Вы назначены командиром отделе ния. Вам доверяется обучение и воспи тание людей, — сказал командир. Трудно было понять состояние воина, когда он вышел из каюты. На лице его можно было увидеть и радость и озабо ченность. Рад был Придачий тому, что ему доверяют учить воинскому мастерству артиллеристов, воспитывать (У них необ ходимые качества — мужество, отвагу, стойкость, выносливость и беззаветную преданность любимой Родине. Анатолий Приданий хорошо знал свою специальность, имел неплохие практиче ские навыки в обслуживании техника. Но работать с подчиненными, готовить их такими, каках требует современный мор ской бой, для этого у него не было доста точного опыта. Далеко за полночь, но не мог Прида ний уснуть в этот вечер. Мысли о том, что завтра ему придется командовать ору дийным расчетом, заставляли волна ду мать о многом. Главное, что его волнова ло, — с чего начать? «В первую очередь, — говорил сам себе старшина, — я должен в совершен стве овладеть своим боевым оружием, уметь работать за любого номера расчета. Этому же необходимо научить и подчи ненных, чтобы они умели действовать на боевом посту так, как требует современ ный бой». Так начал службу командира старши на 2 статьи Приданий. Будучи неприми римым к недостаткам, требовательным к себе и подчиненным, старшина не допус кает даже малейшего упрощенчества в боевой учебе, настоятельно требует от воинов расчета точного и строгого выпол нения всех требований инструкций. На корабле проходят очередные трени ровки. На платформе автомата в шлеме связиста с микрофоном в руках стоит Анатолий Придачий. — По самолету, правый борт!.. — командует он. Наводчики старший матрос Черевичник и матрос Беляков быстро разворачивают орудие. — Цель поймана! — докладывают они почти одновременно. — Добро! — говорит Придачий. — Продолжать наводку по «противнику»! Стрельба по воздушной цели продол жается. — Заменить стреляющее приспособле ние! — неожиданно следует вводная. Сначала матрос Бурименко работал пра вильно, потом стал делать много лишних движений и на этом терял драгоценное время. В конечном счете он не смог во время выполнить вводную. — Нет, так дело не пойдет, — сказал старшина подчиненному и тут же пока зал ему, как нужно действовать. — Повторить! — приказал командир. Теперь матрос работал увереннее и лучше. — Запомните, товарищи, — сказал старшина, — каждое лишнее движение отнимает у нас драгоценное время. А в современном бою, когда воздушные цели обладают большой скоростью и маневрен ностью, каждая секунда дорога, -и осо бенно для нас, зенитчиков. Был и такой случай, когда матрос Бу рименко при сборке механизма подачи ие поставил шплинт на палец, удержи вающий рейку механизма подачи. В бою подобный случай мог послужить причи ной выхода орудия из строя. Стар шина понял, что Бурименко сла бо знает свою специальность. Командир решил заниматься с воином дополнитель но в свободное время. Высокая требова тельность командира и упорный труд позволили матросу Бурименко устранить отставание. В настоящее время воины отделения старшины 2 статьи Придачего добились неплохих результатов.. Однажды на тренировке, когда расчет действовал особенно слаженно, старшина хотел поблагодарить своих подчиненных, но сдержался. «Посмотрим, что покажет наш труд в море, при выполнении огневых задач», — подумал он. Ранним мартовским утром корабль вы шел в море. Вот уже скрылись очерта ния родной базы. Лишь вдали вид нелся отвесный берег. Этот неболь шой клочок родной земли всегда был для советских моряков дорогим и близким. Проходя мимо него, каждый мо ряк невольно вспоминает героические де ла старших братьев и отцов. А это вдох новляет воинов флота на дальнейшее совершенствование боевого мастерства, успешное решение практических задач. Еще несколько миль осталось позади. Сигнал учебно-боевой -тревоги. Первым по трапу поднимается к орудию Анатолий Придачий. За ним наводчики его расче та. Дружно кипит работа на боевом по сту . Вот уже снят обледеневший чехол. Поступают доклады о готовности меха низмов к действию. Орудия подняли свои стволы в положение наготове. Связь ра ботает отлично. Старшина Придачий до ложил: — Боевой пост... к бою готов! Последовала команда о начале трени ровок. Порывы сильного морозного ветра жгут лицо и руки. Но моряки не обра щают внимания на это, четко и сноро висто выполняют все действия по навод ке, заряжанию и т. д. В момент «стрельбы» неожиданно для расчета следует вводная. — Выбыл из строя вертикальный на водчик! Матрос Бурименко быстро занимает ме сто наводчика, и расчет уверенно про должает «стрельбу». Командир отделения остался доволен действиями личного состава. На следующий день похода, -когда ра диолокационная станция обнаружила «противника», следовавшего курсом на корабль, была сыграна боевая тревога. — Приготовиться к отражению «про тивника»! — последовал приказ. Вот уже цель видна простым глазом. — По самолету, правый борт!.. — следует приказ командира орудия. Воины действуют умело, быстро. — СГгонь! Прошли доли секунды. Гремят выстре лы. Одна эа другой трассы коротких оче редей ложились кучно и точно у цели. Задача выполнена успешно. Товарищи тепло поздравили Анатолия Придачего и его боевой расчет с новым успехом. Корабельные зенитчики в напряженных учебных буднях продолжают совершен ствовать свое боевое мастерство. Старшина 1 статьи П. ВОЛКОВ. Командир передового отделения _. Заслуженным авторитетом в нашем подразделении пользуется командир отделе ния старший сержант Колесников. Бережливый уход за техникой, умение правильно ее эксплуатировать — ха рактерная черта командира отделения. Колесников воспитал немало отличников бое вой и политической подготовки, таких, как матросы Лапковский, Смирнов и другие. Комсомолец Колесников один из лучших ^специалистов подразделения. Высокого мастерства он добился в результате настойчивого изучения своей специальности и строгого выполнения требований Военной присяги и уставов. Личная дисциплини рованность является основой его высокой боевой выучки. За успехи в службе старший сержант Колесников имеет ряд благодарностей, его фотография помещена на Доске отличников. Воин награжден знаком «Отличный связист», его отделение об’явлено передовым. Старший матрос М. Г0Р0ВЧЕНК0. ЗА ВЫСОКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ В УЧЁБЕ! Помощники руководителей групп политзанятий делятся опытом своей работы Индивидуальная работа со слушателями Образцово выполняет свои обязанности комсомолец старший матрос Федор А ку линичев. Его примерная служба отмечена рядом благодарностей и двумя внеочеред ными краткосрочными отпусками. НА СНИМ К Е : старший матрос Федор Акулиничев готовится метать бросатель ный конец при швартовке корабля. Фото И. Никишова. У него е с т ь чему поучитЬся Наступила ночь, но аа аародроме ки пит работа. Техники и механики, не смотря на снегопад, готовят материаль ную часть к полетам. У одного из самолетов работают стар ший сержллт сверхсрочной службы Кар- начев и его подчиненные. Офяпев прика зал им быстро подготовить машину к букотировке мишетги конуса. Нужно проделать вял нелегких работ. Авиаторы успешно справляются со свои ми обязанностями. Стаюший сержант Кар- начев докладывает начальнику группы, что у него все в порядке. — Хорошо. Быстро справились, но на до еще быстрее. — говорит офицер. И Карначев работает еще расторопней и учит этому подчиненных. Однажды заболел механик. Подменить его было некому. Но дело не стало. Кар начев (пин справился с делом. Неда ром он считается опытным вооружением. Есть чему поучиться авиаторам v стар шего сержанта Ко/рначева. Матрос 0 . ВАСИЛЕНКО. Службу начали по-разному Хорошо начал службу в нашем подраз делении матрос Белят®. Вое пшикаэания командита он выполняет добросовестно, быстро, точно и в срок. Матрос Беляев принимает также активное участие в жизни подразделения. Совсем по-другому начал свою службу матрос Экс. С первых дней он стал на рушать воинскую дисциплину. Были слу чаи. когда его приходилось удалять с за нятий за недисциплинированность. Почти на каждом комсомольском собрании упо минается фамилия нерадивого матроса, но oai до сих пор на справедливые замеча ния товарищей не реагирует. Мне хочется, чтобы матрос Экс понял свои ошибки и как можно скорое (устранил их. Старшина 2 статьи А. СТАРОСТИН. ------- О------- Работая помощником руководителя j руппы, я накопил определенный опыт. По всей своей деятельности стремлюсь держать в поле зрения всех слушателей, постоянно помогаю воинам, отстающим в учебе. Как правило, после семинара руководи- Ь'ль знакомит меня с темой очередного .;аяятия. указывает, на к аш е основные вопросы нужно о б в и т ь внимание. Затем я готовлюсь самостоятельно. В корабель ной библиотеке подбираю рекомендован ную литературу, необходимые справочные пособия. Здесь же беру для слушателей и наглядные пособия. Когда мы изучали тему: «Постоян но совершенствовать свои военные и политические знания, отлично владеть оружием и боевой техникой», я прочел всю рекомендованную литературу. Во время рассказа внимательно слушал ру ководителя. В часы самостоятельного чте ния интересовался, как воины усвоили материал. При изучении темы у слуша телей возникало много вопросов, яа кото рые помощник руководителя группы дол жен был дать ответ. К примеру, во время самостоятельной подготовки ко мню обратился матрос Чу- раков и попросил рассказать о том. ка ким пуаем можно достичь высокого зва ния классного специалиста. Будучи сам специалистом первого класса, я подробно и обстоятельно рассказал слушателю, как надо изучать вверенную ему технику, подчеркнул, что для того, чтобы стать массным специалистом каждый воин дол жен быть политически грамотным, дис циплинированным. Для большей убеди тельности привел в пример образцовую службу матроса Уварова, который, благо даря упорству и настойчивости в учебе, в совершенстве освоил профессию маши- ниста-турбинисто и теперь является от личным специалистом. Тщательно готовились в занятиям по этой теме не только матрос Чураков, но и другие слушатели. Беседа прошла инте ресно и оживленно. Оказывая постоянную помощь слуша телям, я добиваюсь того, чтобы у них не было ни одного невыясненного вопроса. Так, однажды матрос Осипов заинтересо вался вопросом: какие цели ставят импе риалисты США. Англии и Франции, до биваясь ратификации парижских соглаше ний. Я раз’яснил моряку, что ратифика ция парижских соглашении ведет к воз рождению германского милитаризма, к газвязыванию новой мировой войны, за тем рассказал воину о миролюбивой внешней политике СССР и стран народной демократии. Много пришлось поработать с мацюсом Листопадом. Воин несерьезно относил ся в политическим занятиям. Во вре мя рассказе руководителя, а также в ча сы самостоятельного чтения он нередко занимался посторонними делами. Побесе довав с моряком, я раз’яснил ему значе ние политической учебы, постоянно по могал в подготовке к занятиям, рассказал, что высокая политическая сознательность поможет воину лучше освоить технику. Теперь у матроса Листопада есть некото рые сдвиги б учебе. Я поставил перед со бой задачу: вывести этого слушателя в число передовых. Чтобы моряки лучше могли разобрать ся в материале, стараюсь в часы само стоятельной учебы слушателей шире ис пользовать наглядные пособия. Так, при изучении темы: «Быть стойким, вынос ливым и мужественным воином» я при нес из библиотеки альбом по воинскому воспитанию, где много замечательных иллюстраций о мужестве, отваге и героиз ме. проявленных советскими воинами в годы Великой Отечественной войны. ^ Во время беседы с отдельными слуша телями привел несколько примеров о том. как образцово несли вахту во время похода, который проходил в сложных ме теорологических условиях, матросы Ува ров, Прокофьев. Осипов и другие. Все это позволило морякам лучше подготовиться к занятиям. Их выступления во время бе седы были содержательными. С большим интересом изучали воины решения январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР. По поручению руководителя я проводил читку и раз’яснение этих исторических документов среди воинов, добиваясь глу бокого усвоения каждого вопроса. Несколько слов о самостоятельной ра- боте помощника руководителя группы. Чтобы правильно и глубоко ответить слу шателю на тот или иной вопрос, нам не обходимо постоянно учиться. Для этой цели я систематически работаю вал повы шением своих политических знаний. Са мостоятельная учеба помогает мне лучше подготовиться к очередному занятию, глубже разобраться в теоретических во просах. событиях настоящего дня. Мне большую помощь оказызают пар тийная организация, руководитель груп пы. Они направляют мою деятельность на оказание постоянной иядивидуолгатой по мощи слушателям. Старшина 2 статьи Т . ФИЛАТОВ, помощник руководителя группы. Используя наглядные пособия Лучший воин корабля Действенность любого политического за нятия во многом зависит от постоянной и плодотворной работы помощника руково дителя группы. Он должен быть передо вым воином, систематически повышать идеино-теоретический уровень, совершен ствовать свои пропагандистские навыки. Таким является классный специалист старшина 2 статьи Беликов. Отделение, которым он командует, передовое. Второй год исполняет обязанности по моишика руководителя комсомолец Бели ков. За это время он накопил немалый опыт. Воин добросовестно готовится к каж дому занятию, обеспечивает моряков необ ходимой литературой, вместе с активом помогает офицеру в изготовлении нагляд ных пособий. Много времени уделяет тов. Беликов индивидуальной работе со слу- шателями. рассказывая им об успехах со ветского народа, о политике нашей пар тии и правительства, о задачах, которые ставит перед моряками командир. В целях оказания помощи слушателям в подготовке к политическим занятиям комсомолец Беликов часто проводит с ни ми беседы. Тов. Беликов много времени уделяет ра боте с отстающими. В группе слабо за нимались матросы Козлов и Винокуров. Тов. Беликов стал помогать этим това рищам. Он учил их, как надо готовиться к беседе по теме, раз'яснял отдельные наиболее сложные вопросы. Кроме этого, тов. Беликов интересовался, как слуша тели читают политическую и художест венную литературу, газеты и журналы, советовал, что прочитать к той или иной теме политических занятий. Такая пред метная и конкретная работа со слушате лями помогла воинам добиться высоких показателей в политической учебе. Сей час тт. Козлов и Винокуров имеют хоро шие и отличные оценки. В дни самостоятельного чтения, а так же в свободное время по вечерам помощ ника руководителя группы часто можно видеть беседующим с моряками по мате риалам. изучаемым на политзанятиях. Большую помощь тов. Беликову оказы вает руководитель группы старший лей тенант Токмаков. Он передает ему свой опыт, учит искусству пропагандистской работы. Офицер И. БЕРЕЗИН. I C o f J o r n / t b О ВЫСОКОЙ производительности труда добилась бригада ефрейтора Яро- щука. Зд есь воины выполняют зада ния на 135— 147 процентов. Этот ус пех достигнут благодаря рационально му использованию рабочего времени, умелой расстановке сил. Рядовой П . Сизое. О ОПЫ ТНЫМ водителем заре комендовал себя матрос Крумынш. Он бережно эксплуатирует вверенную ему автомашину, показывает пример в уче бе и службе. Матрос А . Х левной. Наглядные пособия помогают слушате лям более глубоко усваивать темы поли тических занятий. Что это так. я убедил ся на собственном опыте. Когда на политзанятии мы изучали те му: «Значение высоких морально-боевых качеств личного состава Армии и Флота в современной войне», по совету руково дителя группы я подобрал необходимые листы из альбома, рассказывающие о вы соких морально-боевых качествах, кото рые проявили в годы войны советские воины. Были также подобраны газетные вырезки на эту тему. На занятиях слу шатели широко пользовались наглядными пособиями. Всю это дало возможность им хорошо подготовиться к беседе, которая прошла живо и интересно. При изучении темы: «Уставы Совет ских Вооруженных Сил об инициативе и находчивости солдат, матросов, сержантов и старшин в выполнении приказов коман диров и начальников» я принес на по литзанятия уставы, а также брошюры с портретами Героев Советского Союза. В брошюрах хорошо рассказывается, как точное знание и выполнение уставов, инициатива и находчивость помогали советским воинам побеждать врага. При изучении истории КПСС мы ис пользуем в качестве наглядных пособий альбом по истории партии, географиче скую кафту. Большинство слушателей нашей груп пы старательно и глубоко изучает мате риал. К примеру, слушатель Блохин. Это — классный специалист-торпедист. Го товясь к беседе по теме: «Коммунисти ческая партия в период иностранной во енной интервенции и гражданской вой ны». он внимательно перечитал рекомен дованную литературу, просмотрел необхо димые наглядные пособия. И поэтому его выступление было глубоким и содержа тельным. Тщательный подбор наглядных посо бий. правильное использование их дают возможность сделать каждое занятие до ходчивым и убедительным. Старшина 1 статьи В . ФЕР0П0НТ0В, помощник руководителя группы. Старательный помощвик Хорошо справляется с выполнением своих обязанностей помощник руководи теля политических занятий, отличник бое вой и политической подготовки младший сержант Бертулис. Младший сержант'Бертулис держит по стоянную и самую тесную связь с комсо мольской организацией. Он своевременно и смело критикует упущения в учебе слушателей, помогая этим устранять недо статки. Ни один воин, пропустивший за нятие или встретивший затруднение в ходе изучения материала, не остается без внимания помощника. Так, однажды тт. Благородный и Маклаков пропустили занятия. Вечером того же дня Бертулис помог им: рассказал о содержании темы, раз’яснил непонятные для них вопросы. Помощник руководителя группы доби вается того, чтобы все слушатели были примерными воинами, образцово выполня ли свои служебные обязанности. Повсед невно находясь среди воинов, он раз’ясня- ет им вопросы текущей политики, часто проводит беседы о международном положе нии, о задачах воинов подразделения. Сам тов. Бертулис. как командир пере дового отделения, эа отличные показатели в службе и умелое воспитание подчинен ных напражден денежной премией и удо стоен внеочередного краткосрочного отпу ска. А. ДМИТРИЕВ. Воину о противоатомной защите Противоатомная защита корабля (Окончание. Начало см. в номере за 17 марта). 3 . ЗАЩИТА ОТ ПРОНИКАЮЩЕЙ РАДИАЦИИ Проникающая радиация представляет собой мощный поток невидимых радиоак тивных излучений, состоящих из гамма- лучей и нейтронов. Несмотря на то, что проникающая радиация при атомном взры ве действует 10— 15 секунд, она обла дает огромной интенсивностью. Гамма-лу чи и нейтроны могут проникать через различные материалы, ослабляясь при этом в зависимости ст их толщины в качества. Броня толщиной в 4 сантиметра и слой воды 23 сантиметра осла5ляют в два раза действие проникающей радиа ции. На корпус корабля, его вооружение л технические средства проникающая радиа ция вредного воздействия не оказывает. Однако под воздействием значительных доз радиации засвечиваются Фотопленка и Фотобумага, темнеют стекла дальномеров, биноклей, прицелов и других оптических приборов. Проникающая радиация вредно влияет да организм незащищенного человека. От воздействия приникающей радиации чело век может заболеть лучевой болезпыо, степень которой зависит от полученной дозы радиации. Доза радиации в 100 — 2 0 0 гентгенов может вызвать лепкое за болевание. Большинство личного состава з а ко рабле размещается в закрытых помещени ях — в артиллерийских башнях я боевых руоадх, имеющих хорошую броневую за- 1 Уигу. к в надстройках, которые значи тельно ослабляют воздействие проникаю щей радиации. Еще в лучшем положении будет личный состав, находящийся машинных, котельных и других помеще ниях, расположенных ниже ватерллии*! (в подводной части корабля). В этом случае проникающая радиация значительно ос лабится не только обшивкой корабля, но и толщами забортной воды. Укрытие личного состава боевых постов на верхней палубе за артиллерийскими башнями, надстройками и корабельными конструкциями в момент взрыва обеспечи вает защиту от воздействия проникающей радиации. * При подводном атомном взрыве действия проникающей радиации из зоны взрыва не наблюдается вследствие ее полного пог лощения толщей воды. Однако из радио активного облака и базисной волны будут излучаться гамма-лучи большой интен сивности. 4 . ЗАЩИТА ОТ РАДИОАКТИВНОГО ЗАРАЖЕНИЯ Помимо воздействия ударной волны, све тового излучения и проникающей радиа ции, корабль может подвергнуться радио активному заражению. При воздушном атомном взрыве радио активное заражение корабля незначитель но, так как основная масса радиол ктизпых' частиц увлекается вверх с потоками воз духа и рассеивается на огромном про странстве моря. Сильное радиоактивное заражение на блюдается при подводном атомном взрыве. £то об’ясняется тем, что большая часть радиоактивных частиц остается в воде в районе взрыва, а также в базисной волне, представляющей собой плотное кольцевое облако распыленной я зараженной радио активными веществами воды. Базисная волна одновременно расши ряется во все стщюны и поднимается вверх. Корабли, накрытые базисной ват ной. полвергаются сильному радиоактив ному заражению. В дальнейшем базисная волна превращается в плотные тучи, из которых через некоторое время выпадает радиоактивный дождь. Он также произво дит дополнительное заражение кораблей и личного состава. Базисная волна наиболее опасна в первые минуты, после чего эта опасность значительно уменьшается. Радиоактивный дождь представляет серьезную опасность для личного состава открытых боевых постов. Герметизация корабля обеспечивает надежную защиту личного состава от базисной волны и ра диоактивного дождя. При подводном атомном взрыве, как мы уже отмечали, имеет место сильное зара жение воды в районе взрыва. При испы таниях в Бикини, например, диаметр за раженного участка через четыре часа по сле васыва достиг 7,5 километра, а через трое с половиной суток — 14 километ ров. В первые часы после взрыва радио активность в зараженном районе была столь высокой, что корабли не могли дли тельное время входить в этот район. Следовательно, помимо заражения ра диоактивными веществами, находящимися в базисной волне, и радиоактивным дож дем. корабль в районе атомного взрыва может подвергнуться заражению радиоак тивными веществами, содержащимися в забортной воде. Зараженная забортная во да может попасть внутрь корабля через забортные отверстия трубопроводов, тре щины и пробоины в обпгивке корпуса, а также путем забрызгивания палубы. Защита от радиоактивных веществ и ликвидация радиоактивного заражения являются важными мероприятиями в си стеме противоатомной защиты корабля. Боевой технике и воогружению радиоак тивные вещества вреда не причиняют. При соприкосновении с з<ираженной ра диоактивными веществами техникой неза щищенные люди могут подвергнуться по ражению. Брезентовые чехлы хорошо предохраня ют от заражения радиоактивными вещест вами вооружение и технические средства, установленные ва верхней палубе и над стройках. В тех случаях, когда невозмож но полностью ук/рыть вооружение и тех нику брезентом, в первую очередь закры вают те части, с которыми матросам при ходится соприкасаться гари выполнении боевой задачи. С целью своевременного обнаружения радиоактивного заражения на корабле ве дется радиационная разведка. Для защиты личного состава от радио активного заражения используются про тивохимическая защитная одежда и про тивогазы. Индивидуальные средства про тивохимической защиты (противогаз, на кидка, халат, чулки, перчатки) предохра няют кожу, слизистые оболочки глаз, но са и рта. а также орланы дыхания от поражения радиоактивными веществами. При отсутствии индивидуальных средств противохимической защиты рекомендуется но прикасаться, если этого не требует боевая обстановка, к зараженным частям вооружения и боевой техники, не садить ся и не ложиться без надобности на па лубу. не пить, не курить, не принимать пищу. В случав отсутствия противогаза необходимо закрыть смоченным незара- женной водой полотенцем или носовым платком нос и рот и дышать через мо крую ткань. Степень поражения радиоактивными веществами зависит от времени, в тече ние к о то ро го эти вещества воздействуют на человека. Вот почему личный состав должен принять все меры для быстрей ш е е удаления радиоактивных веществ. С этой целью производится дезактивация корабля. Дезактивация корабля заключается в механическом удалении радиоактивных веществ с корабельных поверхностей. Уда ление может быть полным или частич ным. до допустимых норм уровня радиа ции. Первоочередной и весьма эффективной мерой дезактивации является окатывание наружных поверхностей корабля заборт ной водой после его выхода (вывода) из загаженного района. Для этой цели могут быть использованы как обычные сред ства (пожарные шланги), так и специ ально созданные системы быстрого обмы ва поверхностей корабля водой. Система быстрого обмыва корабля — это специально проложенный по наруж ному контуру корабля и надстроек тру бопровод с распылителями. С помощью мощных насосов чистая забортная вода подается в трубопровод и под большим давлением выбрасывается вверх через со пла и отверстия. При обратном падении вода смывпет радиоактивные вещества с поверхности корабля. Во время испытания водородной бомбы в м<урте 1954 года из-за допущенных ошибок легкий американский крейсер «Вустер» был накрыт облаком радиоак тивной пыли. Своевременное включение системы быстрого обмыва позволило зна чительно уменьшить степень заражения корабля и поражения личного состава. Дезактивация корабля подразделяется на частичную и полную. В первую очег редь должна производиться частичная дезактивация тех частей вооружения и техники, с которыми постоянно соприка сается личный состав при выполнении боевых задач. Частичная дезактивация организуется на боевых постах в переры вах боя. Полная дезактивация осущест вляется после окончания морского боя или выполнения боевой задачи. Исполь зование забортной воды гари проведении полной дезактивации допускается только при отсутствии радиоактивного зараже ния в ней. При проведении дезактивации следует особое вшгмание обращать на удаление ра диоактивных веществ из пазов, щелей и углов корабельных помещений и кон струкций. I Дезактивация зимой, в условиях низ ких температур, сопряжена с рядом труд ностей. Обледенение надстроек, вооруже ния. отдельных конструкций и поручней затрудняет дезактивационные работы и увеличивает время их проведения. Последним этаном ликвидации атомно го нападения является санитарная обра ботка личного состава, которая также мо жет быть частичной и полной. Частичная санитарная обработка проводится на бое вых постах и заключается в удаления радиоактивного заражения с открытых участков тела. Полную сшитавную обра ботку проходят только те военнослужа щие, которые получили заражение выше допустимых норм. Полную санзтарную обработку лучше производить я а пунктах санитарной обработки кораблей (в кора бельных банях, душах). Полная санитатъ ная обработка предусматривает мытье всего тела мылом и мочалкой. В летнее в].емя при благоприятной п^го-де купание личного состава в незараженной воде спо собствует удалению радиоактивных ве ществ. Необходимо помнить, что плыть следует против волны с тем, чтобы зара женная вода оставалась сзади. Нельзя до пускать. чтобы матросы плыли друг за другом, так как это может привести к тому, что зараженная воза попадет на плывущих сзади товарищей. Боевые действия в условиях примене ния атомного оружия на море сопряже ны с огромными трудностями. Но они не страшны умелому и смелому воину. Долг личного состава Военно-Морского Флота — воспитывать в себе высокие морально боевые качества, закалять себя фитогпе ски, настойчиво учиться боевым дей ствиям в условиях применения атомного оружия. Капитан 2 ранга Л . АБ0ЛИШИН. (
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz