На страже Заполярья. 1955 год. Март.

, 2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 17 марта 1955 г ., № 64 (521G). Трибуна классного специалиста Правильно обслуживать аккумуляторы Рад корабельных потребителей элекггро- анергвн нежелательно питать от генера­ торов вследствие наличия в сети пульса­ ций. Например, в телефонных схемах она вызывает мешающий нормальным пере­ говорам фон. Для некоторых «устройств (многих видов сигнализации, аварийного освещения и др.) генераторы являются не вполне надежными источниками. Дело в том, что по различным причинам возмож­ ны случаи перерыва в подаче питания, что недопустимо в условиях боевой ко­ рабельной жизни. Поэтому аккумуляторы являются незаменимыми источниками пи­ тания стаете ров и пеней зажигания в двигателях заутреннего сгорания и. та ­ ким образом, находят широкое примене­ ние в технической оснащенности совре­ менных боевых кораблей. Обслуживание аккумуляторных батарей не представляет большой сложности. Меж­ ду тем, нередко наблюдаются случаи, ког­ да специалисты упускают одну или дру­ гую «мелочь», не придают ей значения и со временем дорого расплачиваются за это. Известно, например, что, если залить аккумулятор загрязненным электролитом, то при зарядке он будет сильно кипеть, пениться и обильно выпрыскиваться на­ ружу. В спокойном состоянии твердые ча­ стицы осядут на дно элементов и могут замкнуть между собой пластины. А это приводит к саморазряду. Однажды, наблюдая за работой старше­ го матроса Сомова, я заметил, что он не фильтровал воду. — А зачем? — удивленно спросил мо­ ряк. — Вода чистая. — А почему вы знаете? — Воду только что получили. — Налейте-ка в стеклянную банку и посмотрите на свет. Сомов поспешно исполнил приказание, надеясь, что его утверждение правильно. Но он увидел в банке посторонние части­ цы. Спрашиваю: «Нужно такую воду фильтровать»? — Конечно, — смущенно отвечает старший матрос. — Е сожалению, я не до­ гадался проверить воду раньше. Нужное количество электролита было уже приготовлено, и моряк стал разливать его в банки аккумулятора. — Вы опять нарушаете инструкцию, — строго заметил я. Сомов удивленно посмотрел на меня. — Вы не дали мутному электролиту от­ стояться, — пояснил я. — Это же мелочь, товарищ старшина, — обиженно отозвался старший матрос. — Разве электролит станет чище от того, что постоит полчаса? — Вот смотрите, какой осадок образо­ вался на дне сосуда, — сказал я воину спустя три часа после нашего разговора. — А вы говорили «мелочь»... Из-за такой «.мелочи» вам пришлось бы очень скоро вновь менять электролит. Так постоянно приходится обращать внимание подчиненных я а то, чтобы при эксплуатации аккумуляторов они добро­ совестно выполняли каждый пункт инст ­ р у к ц и и . Как-тс, зайдя в зарядную, я увидел, что бутыль с концентрированной щелочью от­ крыта. Стеклянная пробка лежала тут же. Вызвал Сомова, спросил, в чем дело. Ока­ зывается, он... забыл. Спрашиваю: — А знаете, что может случиться? ; — По-моему, ничего. — Тогда читайте вот здесь! — указы­ ваю место в эксплуатационной инструк­ ции. — Вслух читайте! Выясняем, что при приготовлении и хранении электролит следует предохра­ нять от доступа воздуха, чтобы умень­ шить поглощение углекислоты (из возду­ ха). Иначе уменьшается емкость аккуму­ лятора и сокращается срок его службы. Готовый электролит должен храниться в бутылях, плотно закрытых стеклянными пробками. Зарядка аккумуляторов — очень ответ­ ственный момент. Необходимо контролиро­ вать весь процесс зарядки от начала до конца. Главное здесь— следить за постоян­ ством величины зарядного тока, временем зарядки и температурой электролита. Электрик, в заведьгоании которого нахо­ дятся аккумуляторы, должен твердо пом­ нить, что систематический недозаряд ще­ лочных аккумуляторов выводит их' из строя раньше времени. Кислотные батареи очень чувствительны к перезарядке. Повышение же температуры электроли­ та во время зарядки или же при хранении у щелочных аккумуляторов снижает Сез- возвратно их емкость на 50 процентов. Ни в коем случае нельзя допускать повыше­ ния температуры выше минимальной. Ес­ ли выяснилось, что температура электро­ лита повышается во время зарядки, следу­ ет дать возможность аккумулятору остыть. Обращаться с батареями необход-гмо осторожно. При работе с ними надо вся­ чески избегать ударов, сильных вибраций и т. д. Если не соблюдать эти услозия, то аккумуляторные батареи, особенно кислот­ ные, будут окончательно загублены. Од­ но неаккуратное движение ключом или от­ верткой вызовет замыкание, и кислотная батарея может быть полностью приведена в негодность. Инструмент должен быть по возможности изолированным. Несоблюдение правильного режима раз­ ряда аккумуляторов выводит их из строя, или, в лучшем случае, вызывает снижение емкости. При плохом уходе, частых корот­ ких замыканиях, недоброкачественном электролите пластинки аккумуляторов мо­ гут подвергнуться весьма отрицательному явлению— сульфатации, т. е. покрываться плохо проводящим электрический ток сло­ ем сернокислого свинца. Емкость в тавчх случаях резко снижается. Некоторые специалисты в таких слу­ чаях считают, ч*о батарея окончательно вышла из строя и ее нужно заменить. По­ жалуй, с таким заключением торопиться не надо. Сульфатация пластин опасна для аккумуляторов, но от нее можно избавить­ ся. Батарею следует разрядить током 10- ти часового режима, после чего вылить электролит и залить аккумулятор дистил­ лированной водой, а затем заряжать его до тех пор, пока плотность электролита и напряжение батареи не будут неизменны­ ми в течение 5 — 6 часов. По окончании заряда плотность электролита доводят до нормы путем добавления электролита с удельным весом 1 ,4 и разряжают батарею током 10-ти часового режима. Если при этом батарея не отдаст 80 процентов поми­ нальной емкости, то весь цикл повторяют. Этим способом можно успешно бороться с сульфатацией. Специалистам не следует пренебрегать элементарными правилами предосторожно­ сти. Так, рекомендуется при работе с электролитом (щелочью, серной кислотой) пользоваться резиновыми рукавицами, ре­ зиновыми фартуками и защитными очка­ ми. Этим предупреждаются ожоги лица, рук, ног, порча обмундирования. В конце зарядки обычно обильно выделяется водо­ род. П ри смешении его с кислородом воз­ духа образуется взрывоопасная смесь. В это время нельзя входить или находиться в помещении с открытым опнем. Перечисленными примерами и советами отнюдь не исчерпываются все многочис­ ленные вопросы, связанные с эксплуата­ цией аккумуляторов и техникой безопас­ ности. Однако ими пренебрегать не следу­ ет. Надо предупреждать преждевременный выход из строя важных и ответственных источников питания и использовать их на полную мощность. Старшина 2 статьи А. СМИРНОВ. Политинформация на корабле яШШШШ 4 ■£* Много и настойчиво работает н а д со­ вершенствованием своих знаний и умело п е р е д а е т и х матросам старшина 2 статьи моторист Петр Байда. Все его под­ чиненные грамотно эксплуатируют боевую технику и являются классными специа­ листами. Комсомольцы подразделения оказали старшине 2 статьи Байда большое дове­ рие, избрав его секретарем комсомоль­ ской организации. Честная и безупреч­ ная служба передового моряка-комсомоль- ц а отмечена многими благодарностями. Он сфотографирован у развернутого Военно- морского флага. Н А СН ИМ К Е : специалист второго класса старшина 2 статьи П е т р Б а й д а на боевом посту. Фото И. Никишова. Стреляют молодые воины С утра в пашем подразделении велись приготовления к учебным стрельбам. Млад­ ший сержант Шалаев, рядовые Денисенко и Дмитрук готовили мишени, а остальной личный состав производил осмотр оружия. Командир, проверив знание солдатами условий стрельбы, выводит воинов на стрелыэище. Здесь уже на опрепленном расстоянии расставлены мишени. На огневой рубеж выходят отделения младших сержантов Лаженцова и Мельни­ ка. По сигналу командира солдаты заря­ жают оружие и докладывают о готовности. Команда «Огонь!». Все чаще и чаще раз­ даются выстрелы. Вот ведут огонь оядозые Фурманец, Струшляк, Рева, Сергиенко и другие. По всему видно, что солдаты хоро­ шо знают свое оружие и приемы стрельбы. Воины направились к мишеням. Подходя к ним, солдаты заметно волнуются. Ведь первый раз стреляли они из оружия бое­ выми патронами да еще в плохую погоду. Подойдя близко к мптеням, солдаты убеж­ даются, что оружие не подвело и трени­ ровки дали положительные результаты. Задача выполнена успешно. Затем на огневой рубеж выходит вторая смена, которая также успешно отстреля­ лась в сложных условиях погоды. За отличную стрельбу командир об’явчл благодарность Лаженпову, Мельнику, Дми- труку, Шляховому и другим. Младший сержант В. РОГОВ. Напряжённая учёба По сигналу воины быстпо прибыли на свои боевые посты. Доклады о готовности следуют один за другим. Это прожектори­ сты и операторы начали учебные трени­ ровки. Старший матрос ПЬалабпн. матросы Евдокимов. Зорькин. Бутусов и другие проворно и умело действуют у механиз­ мов. четко докладывают об обнаруженной пели. Проходит немного времени, и командир поставил перед подчиненными новую, бо­ лее сложную задачу. С нею матросы так ­ же справились успешно. Сержант А. КРУТИНОВ. За последнее всемя матросы и старши­ ны корабля Н. прослушали политинфор­ мации на темы: «Любить свой шрабль, Оеречь его. как зеницу ока». «Лите­ ратура советского народа». «Наше род­ ное студоное море». «Сообщение Цент­ рального Статистического Управления при Совете Министров СССР об ито­ гах выполнения Государственного пл«а- ма развития народного хозяйства СССР * 1954 году». «0 прекращении со­ стояния войны между Советским Со­ юзом и Германией». «Боевая программа нсд’ема сельского хозяйства». «Вторая сессия Верховного Совета СССР» и многие Iругне. Тематика политинформаций разно­ образна и охватывает основные вопросы внутреннего и международного положения ! Советского Союза, вопросы воинского и пиитического воспитания. Она злободнев­ на, оперативна, отвечает запросам лично­ го состава. Как правило, тематика политинформа­ ций рекомендуется на предстоящую неде­ лю заместителем командира корабля по политической части. Она всесторонне учитывает происходящие события в стра­ не и за рубежом, тесно увязывается с за­ дачами, которые решает корабль на дан­ ном этапе. Перед тем. как рекомендовать темы, политработник тщательно знакомит­ ся с задачами боевой и политической под­ готовки, побывает в кубрике, где узнает, какие вопросы интересуют моряков, что бы им хотелось послушать. Учиты­ ваются также в о п р о с ы , зал-атааемые на предыдущих политинформациях, политза­ нятиях. во время грунтовых и и.-пивиду- альпых бесед. Если составление (рекомендованной те­ матики — дело творческое, то еще боль­ ше это относится к подготовке.' Обычно политинформацию проводят политработни­ ки и другие наиболее подготовленные офицеры. Проведение политинформации — дело сложное. Необходимо за стоого ограниченное время изложить существо темы, оставить время для ответов на воз­ никшие у матросов и старшин вопросы. Это хорошо, например, понимает тов. Лу­ кин. Он к каждой теме готовится тща­ тельно. глубоко продумывая все мысли, цифры, примеры. Вот как, например, готовился тов. Лу­ кин к политинформации по теме: «Госу­ дарственный бюджет СССР на 1955 год — ою дж е т уверенной поступи советского народа по пути к коммунизму». Первым делом он подобрал необходимый материал: доклад П. С. Хрущева «Об увеличении производства продуктов животноводства» и постановление Пленума ЦК КПСС по этому Еопрооу. доклад А. Г. Зверева «0 Государственном бюджете СССР на 1955 год», выступления депутатов Верховного Совета СССР, Закон о Государственном бюджете СССР на 1955 год. материа­ лы из газет и журналов, показываю­ щие бюджеты капиталистических госу­ дарств. Вся 'эта литература была изу­ чена тов. Лукиным ранее в порядке повседневного повышения своего теоре­ тического уровня. Но перед полити­ ческой информацией он еще раз просмот­ рел эти материалы, подобрал наиболее характерные цифры, примеры. Когда су­ щество темы было ясно, офицер составил план-конспект. Точно в предусмотренное корабельным распорядком время офицер прибыл в кубрик. Здесь были приготовлены гео­ графическая карта СССР, наглядные по­ собия. Был в сборе и личный состав. Приняв доклад дежурного по подразделе­ нию, тон. Лукин об’явил тему н начал излагать ее содержание: — Под руководством Коммунистической партии наш народ рецюет большие зада­ чи по дальнейшему развитию заводного хозяйства, повышению материального ж культурного уровня советского талона, укреплению экономического могущества и обороноспособности социалистического Отечества. Бак и вое советские люди, мы с вами еще раз видим отеческую заботу партии и правительства о благе человека, о могуществе и процветании нашей Ро­ дины. Тов. Лукин рассказывает слушателям об историческом постановлении январско­ го Пленума ЦК КПСС. Он особо подчер­ кивает. что партия и правительство глав­ ное внимание и впредь будут уделять газвитию тяжелой индустрии к ак основы всего народного хозяйства, несокрушимой обороноспособности вашей Роняйы. даль­ нейшего роста благосостояния советского народа. Офииэр приводит цифры бюдже­ та, подтверждающие это положение. — Грандиозные задачи, — продолжает тов. Лукин. — требуют прочности совет­ ских финансов, основой которых являют­ ся всемерное развитие промышленного ж сельскохозяйственного производства, неу­ клонный рост товарооборота и националь­ ного дохода. Офицер называет сумму до­ ходов и расходов на 1955 год. отмечает рост их по сравнению с 1954 годом. На конкретных цифрах раскрывает офицер источники дохода Государственно­ го бюджета СССР, коренное отличие их от источников дохода в капиталистиче­ ских странах. — Основной источник дохода нашего Государственного бюджета. — говорит то®. Лукин, — это поступления от со- пиалистических предприятий и хозяйст­ венных организаций и только ©сего лишь 8 ,2 процента в виде налога с населения. Другое дело в бюджетах капиталистиче­ ских стран. Так. например, в Соединен­ ных Штатах Америки налог с населения составляет более половины дохода бюдже­ та. Агрессивная политика американского империализма ложится тяжелым бременем на трудящихся США. жизненный уровень которых постоянно снижается. — Выражением миролюбивой политики Советского Союза, показателем дальней­ шего развития народного хозяйства яв­ ляется расходная часть бюджета. — го­ ворит далее офицер. — Большая часть бюджета идет на развитие промышленно­ сти. особенно ее сердцевины — тяжелой промышленности, обеспечивающей могу­ щество и независимость нашей Репины, развитие на ее основе других отраслей народного хозяйства. Значительные сред­ ства выделяются на дальнейшее развитие сельского хозяйства и легкой промышлен­ ности. Обеспечивая мирное строительство, наш народ бдительно следит за происками агрессоров. Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют по­ стоянную заботу о повышении боевой мощи наших Вооруженных Сил. Преду­ смотренные расходы на оборону в сумме 1 1 2 ,1 млрд. рублей будут способствовать дальнейшему укреплению обороноспособ­ ности Советского государства. Наш долг — еше более настойчиво совершенство­ вать боевую выучку, повышать боевую готовность. На цифрах и фактах тов. Лукин пока­ зал распределение бюджета у нас и рас­ крыл антинародную политику в распреде­ лении бюджета в капиталистических странах, особенно в Соединенных Штатах Америки. Так. он указал, что на военные цели в США идет три четверти расходной части бюджета, в то время как на обра­ зование лишь 0,3 процента. И это при условии, что в стране имеется 1 0 милли­ онов человек неграмотных. В заключение политинформации офицер призвал матросов и старшин отлично вы­ полнять стоящие перед ними задачи. Вместе с тем. он подверг критике служ­ бу матроса Монахова, допустившего нару­ шение воинской дисциплины. Затем тов. Лукин ответил на вопросы матросов и старшин. Тов. Лукин имеет немалый опыт в 'Про­ ведении политинформаций. Однако умение пришло не сразу. Менее чем год назад по­ литинформации. проводимые им на кораб­ ле. не вызывали живого интереса у ма­ тросов и старшин. Причиной была привя­ занность к (конспекту, который был к тому же громоздким. При помощи старших това­ рищей тов. Лукин изжил эти недостат­ ки, стал строить рассказ проще, ярче я убедительнее, стал поддерживать постоян­ ную связь со слушателями. На наш взгляд,, в рассказе следует об­ ратить внимание на следующее. Излагать материал нужно энергично, уверенно, страстно. Выступление пропагандиста волнует слушателя теша, когда со­ держание материала он сам глубоко прочувствовал, рассказывает о нем с вол­ нением. Немалую роль играют тон и темп ■рассказа. Вялый, тихий рассказ усыпляет слушателя, ослабляет его внимание к во­ просу. Изложение должно быть спокой­ ным, с голосовым выделением главного, с •интонациями, отражающими .красоту и звучность русского языка. Практика показывает, что нужно ши­ роко использовать наглядные пособия. В этом отношении заслуживает внимания опыт тов. Чевокива. К каждой теме он подбирает плакаты, диаграммы, схемы, и политинформации, проводимые им. лич­ ный состав слушает с большим интере­ сом. Очень важно определить цель политин­ формации. Недавно тов. Овчинников про­ водил в подразделении политинформацию о второй сессии Верховного Совета СССР. Офицер, рассказывая сб основных реше­ ниях сессии, обязан был тесно увязать излагаемый материал с конкретными за­ дачами матросов и старшин и на основ» этого еще выше поднять у моряков стрем­ ление образцово решать задачи бсевой и политической подготовки. Говоря о даль­ нейшем развитии тяжелой индустрии, тов. Овчинников не отметил, какое значе­ ние это имеет для дальнейшего укрепле­ ния оборонного могущества СССР. Более того, подчеркнув важность широ­ кого внедрения во все отрасли народного хозяйства передовой техники, он не ска­ зал о роли матросов и старшин в сбере­ жении корабельных механизмов и боевого оружия. А в этом была необходимость, так как отдельные воины плохо содержат свои заведьгвания. В результате хорошая, актуальная политинформация была пода­ на в отрыве от жизни подразделения. Политинформация на корабле — важ­ ная Форма политического и воинского воспитания военнослужащих. Она позво­ ляет оперативно доводить до матросов и старшин вопросы внутренней и междуна­ родной жизни страны, способствует даль­ нейшему повышению уровня боевой и по­ литической подготовки, воспитанию вы­ соких морально-боевых качеств военных моряков. Капитан-лейтенант А. ПОТЕМКИН. Д о р о ж и т ь ч е с т ь ю о т л и ч н и к а В нашем подразделении много отлични­ ков боевой и политической подготовки. Этого почетного звания был удостоен в свое время и матрос Галкин. Хорошо тру­ дился матрос на материальной части. Ча­ сто техник и инженер отмечали его ста­ рание. Но что случилось с воином за послед­ нее время? Он свал грубить, зазнался. С Галкиным беседовал офицер, товарищи. Однако пока ничто не помогает. Воин до­ стиг некоторых успехов и считает, что ему должны прощать недостатки. Нет. матрос Галкин, отличники так не посту­ пают. Вам необходимо по-серьезному за­ думаться над своим поведением и испра­ вить допущенные вами ошибки. Надо до^ рожить честью отличника боевой и поли­ тической подготовки. Матрос 0 . ВАСИЛЕНКО. Л Воину о противоатомной защите Противоатомная защита корабля Военный корабль представляет собой сложное сооружение. В бою корабль, на­ нося удары по противнику, можзт сам подвергнуться ударам, которым он должеп противостоять. Поддержание постоянной боеспособности и боевой готовности кораб­ ля значительно усложняется при ведении боевых действий в условиях применения атомного оружия и требует отличной вы­ учки всего личного состава. Атомное оружие обладает чрезвычайно большой разрушительной силой. Так, ки­ лограмм урана содержит в 2 0 миллиопов раз больше энергии, чем килограмм такого взрывчатого вещества, как тротил. Еще большая энергия заключена в водородном оружии. Энергия, содержащаяся в кило­ грамме тяжелого водорода, в несколько раз превышает энергию, содержащуюся в килограмме урана. При взрыве обычных снарядов или бомб поражение происходит в результате воз­ действия воздушной ударной волны и ос­ колков. Совершенно иная картина наблю­ дается при взрыве атомной бомбы. Атом­ ное оружие обладает рядом поражающих факторов, действующих на боевую техни­ ку , вооружение и личный состав почта одновременно. -с Хотя атомное оружие по своему поража­ ющему действию значительно превосходит обычные виды оружия, чо и от него есть простые и вместе с тем надежные средст­ ва и способы защиты. Воины, обладающие вы сокими морально-боевыми качествами, в совершенстве владеющие своим оружием, хорошо обученные действиям в условиях применения атомного оружия, с успехом смогут выполнить поставленные перед ни­ ми задачи, добиться победы над против­ ником. Под противоатомной защитой корабля подразумевают комплекс мероприятий, про­ ведение которых позволяет свести к мини­ мальным результатам воздействие поража­ ющих факторов атомного взрыва, сохра­ нить боеспособность корабля и личного состава и тем самым обеспечить успешное выполнение боевой задачи в условиях применения атомного оружия. Мероприятия по противоатомной защите корабля должны осуществляться не толь­ ко во время боя, но и в период нахожде­ ния корабля в открытом море и при сто­ янке в базе. Противоатомную защиту ор­ ганизует командир. Каждый матрос должен принять все меры для защиты себя, сво­ его оружия и техники от воздействия атомного оружия. При организации проти­ воатомной защиты корабля необходимо учитывать комбинированное воздействие поражающих факторов. Прежде чем говорить о конкретных ме­ роприятиях противоатомной защиты, необ­ ходимо хотя бы очень коротко остановить­ ся на характеристике атомного взрыва. На MOge атомная бомба может быть взор­ вана в воздухе (на высоте нескольких сот метров от поверхности воды), на поверх­ ности воды и под водой. В соответствии с этим различают воздушный, надводный и подводный взрывы. • Общая картина атомного взрыва зави­ сит от вида взрыва и среды, в которой произведен взрыв. Внешними признаками воздушного атом­ ного взрыва являются ослепительно яркая вспышка, ’грибовидное облако и резкий звук. Возникшая в момент взрыва осле­ пительная вспышка на расстоянии не­ скольких десятков километров от места взрыва ярко освещает весь район.. Ее можно наблюдать на удалении более 1 0 0 километров. Вслед за вспышкой в районе взрыва в течение нескольких секунд на­ блюдается яркий огненный шар, являю­ щийся источником интенсивного светового излучения. Воздушный взрыв сопровож­ дается сильным звуком, напоминающим грозовой разряд. Звук слышен на расстоя­ нии нескольких десятков километров. Пос­ ле окончания свечения огненного шара образуется грибовидное радиоактивное об­ лако, которое очень быстро поднимается вверх до Ю и более километров. Под дей­ ствием ветра облако относится в сторон"/, а затем рассеивается. При воздушном атомном взрыве корабль и личный состав могут быть подвергнуты воздействию воздушной ударной волны, светового излучения, проникающей радиа­ ции и радиоактивного заражения. При взрыве атомной бомбы над поверх­ ностью моря (надводный взрыв), как и при взрыве над сушей, наблюдается осле­ пительно яркая вспышка. Вслед за ней появляется огиепное полушарие. Раскален­ ные газообразные продукты взрыва, рас­ ширяясь, нагревают и сжимают окружаю­ щий воздух, в результате чего создается ударная волна большой силы. После ис­ чезновения огненного полушария на его месте образуется клубящееся облако, со­ стоящее из паров воды и радиоактизных газов. Быстро увеличиваясь в размерах, оно в течение нескольких минут подни­ мается вверх на высоту до 10— 15 кило­ метров. Со временем это облако теряет фор­ му и постепенно рассеивается. Атомный взрыв сопровождается раскатистым грохо­ том. При надводном атомном взрыве дей­ ствуют те же поражающие факторы, что и при воздушном взрыве. Однако действие светового излучения и проникающей ра­ диации в силу небольшой высоты взрыва будет меньшим, чем при воздушном взры­ ве, так как около половины энергии этих излучений поглотит водная среда. Степень радиоактивного заражения веды в районе взрыва будет большей, чем при воздуш­ ном атомном взрыве. Несмотря на то, что часть энергии при надфдном взрыве идет на образование ударной волны в воде, максимальное дав­ ление на фронте (передней границе) воздушной ударной волны над ровной по­ верхностью моря будет даже большим, чем при наземном взрыве. Об’ясняется это тем, что рельеф и растительность ослабляют действие ударной волны. Прд взрыве атомной бомбы в воде в зо­ не взрыва образуется газовый пузырь, со­ стоящий из продуктов деления вещества заряда, части вещества заряда, не всту­ пившей в реакцию, продуктов испарения оболочки, паров воды и продуктов разло­ жения воды. В зоне взрыва очень быстро возрастает давление и достигает несколь­ ких миллионов атмосфер, а также резко поднимается температура. Газовый пу­ зырь устремляется к поверхности воды, а затем прорывается наружу. Внешними признаками подводного атом­ ного взрыва являются огромный полый столб воды, достигающий высоты около 2 .0 0 0 метров, базисная волна (своеобраз­ ное облако, состоящее из тумана и частиц воды) и огромные поверхностные волны. При подводном атомном взрыве корабль и личный состав могут подвергаться воз­ действию подводной ударной волны, воздушной ударной волны, образующейся при прорыве газового пузыря через тол­ щу воды, поверхностных волн, базисной волны и радиоактивного заражения. Та­ кие поражающие факторы, как световое излучение и проникающая радиация, практического значения не имеют, так как они поглощаются водой. Воздушная и подводная ударные волны, а также поверхностные волны могут зна­ чительно повредить и даже вывести из строя корабли. Радиоактивные вещества могут заразить поверхности корабля и на­ ходящийся вне укрытий незащищенный личный состав. Противоатомная защита корабля должна организовываться с учетом особенности действий всех поражающих факторов как воздушного, так и надводного и подводного атомных взрывов. Поэтому целесообразнее рассмотреть мероприятия по противоатом­ ной защите корабля раздельно от каждого поражающего фактора атомного взрыва. При этом необходимо постоянно иметь в виду, что поражающие факторы атомного взрыва действуют почти одновременно. 1. ЗАЩИТА ОТ УДАРНОЙ ВОЛНЫ Ударная волна — основной поражаю­ щий Фактор атомного взрыва. Она может вызвать повреждения корабля, вооружения и технических средств, вывести из строя личный состав. Поражающее действие ударной волны (воздушной и подводной) зависит от расстояния, на котором нахо­ дится корабль от эпицентра взрыва, ка­ либра атомной бомбы и высоты (глубины) взрыва. При взрыве обычных артиллерийских снарядов, авиационных бомб, мин и тор­ пед ударная волна действует не на весь борт или палубу корабля, а только иа ту часть, возле которой произошел взрыв. Ударная волна атомного взрыва воздей­ ствует более продолжительное время, чем ударная волна при взрыве обычных взрыв­ чатых веществ. Другая особенность атом­ ного взрыва состоит в том, что ударная волна воздействует одновременно па весь корабль. А так как отдельные части ко­ рабля прочнее, а другие обладают мень­ шим запасом прочности, то степень разру­ шений узлов корабля будет различной. Наиболее серьезному повреждению во вре­ мя воздушного атомного взрыва подверга­ ются легкие надстройки, мачты, радпо- я радиолокационные антенны и другое обо­ рудование. Например, при испытании аме­ риканцами атомной бомбы в Бикини япон­ ский линейный корабль «Нагато», нахо­ дившийся на расстоянии около километра от эпицентра взрыва, получил сильные повреждения надстроек и мачт, в го вре­ мя как наружная обшивка корпуса почти не пострадала. Воздушная ударная волна воздушного и надводного атомных взрывов способна про­ никать через различные отверстия (тру­ бы, двери, горловины) во внутрензие по­ мещения корабля и вызывать повреждения находящегося том оборудования и травмы личного состава. Подводная ударная волна распростра­ няется в воде и разрушает подводную часть корабля. Под воздействием подводной ударной волны происходит образование пробоин и трещин в подводной части кор­ пуса корабля, через которые может посту­ пать вода внутрь корабля. В результате сильных сотрясений корпуса могут вый­ ти из строя котлы, машины и другое обо­ рудование. Каким ям путем можно защититься от ударной волны, уменьшить ее разруши­ тельную силу? Во многих вышедших за последнее вре­ мя за рубежом трудах проводится мысль о необходимости изменения конструкция ко­ рабля, сокращения числа надстроек, лю­ ков, дверей, горловин на верхней палубе, усиления прочности отдельных конструк­ тивных деталей, установки специальных отражателей и быстродействующих клапа­ нов на вентиляционных каналах и дымо­ ходах, создания систем и устройств, обес­ печивающих быстрое задрайвание отвер­ стий на верхней палубе, придания обте­ каемой формы надстройкам и т. д. Все эти мероприятия, no мнению зарубежных уче­ ных и специалистов, должны сыграть ог­ ромную роль в снижении результатов воздействия ударной волны. При строи­ тельстве кораблей большое внимание уделяется созданию водонепроницаемых переборок, обеспечивающих непотопляе­ мость кораблей. Находясь в море, корабли имеют воз­ можность маневрировать ва больших про­ странствах и тем самым уменьшать эффек­ тивность воздействия на них атомного взрыва. Важное значение приобретает так­ же рассредоточение кораблей в пунктах базирования и увеличение расстояний между кораблями в походном порядке. Это исключит возможность поражения одной атомной бомбой нескольких кораблей. Большое значение имеют мероприятия по герметизации надводной части корабля путем задраивания дверей, люков, горло­ вин, иллюминаторов и других отверстий. При нахождения в море в зависимости ст обстановки всегда должно быть задраено максимальное число отверстий с тем, что­ бы яви непосредственной угрозе атомного нападения меньше тратить времени на полную герметизацию корабля. Герметиза­ ция корабля предотвратит попадание воз­ душной ударной волны внутрь корабля, сохранит личный состав от поражения, а мапгииы. оборудование и другие техниче­ ские средства — от повреждения. Поэто­ му все задраивающие устройства необхо­ димо всегда содержать в полной исправ­ ности. Поражение личного состава воздушной ударной волной при атомном взрыве имеет в основном такой же характер, как и при воздействии воздушной ударной волны при взрыво обычных снарядов и авиационных бомб (ранения, переломы, ушибы, кон­ тузии, разрывы барабанпых перепонок, сбрасывание с палубы за борт и т. д.). От ударной волны есть простой способ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz