На страже Заполярья. 1955 год. Март.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 15 нарта 1955 г ., № 62 (5214). В знании оружия и техники —сила воина Быть всегда готовыми с честью выполнить свой воинский долг по защите нашей любимой Родины МАС Т Е Р С Т ВО ОФИЦЕРА - — Скажите, вы занимались боксом? — этот вопрос пришел как-то сам собой пои взгляде на волевое лицо офицера. Инженер- капитан-лейтанант Юрий Гладкое потро­ гал пальцами свой слегка приплюснутый нос и, улыбаясь, сказал: — А что, следы заметны? Одно время в училище увлекался. Может быть занятие одним из наиболее мужественных видов спорта и способство­ вало воспитанию у Гладкова стань необхо­ димых офицеру качеств: упорства и на­ стойчивости гари достижении цели. Прибыв после окончания училища на корабль, он сразу обратил внимание на глубокие и все­ сторонние знания своего непосредственного начальника коммуниста Таяцъа Аб дулаха- довича Забирав*. — Он знал обязанности подчиненных до мельчайших деталей, — рассказывает Юрий Гладков. — Забиров умел запустжть любой агрегат, при надобности смог от- . лично стоять вахту на посту каждого сво­ его матроса. Он пользовался среди личного состава непререкаемым авторитетом. И, сам того не замечая, Гладков стал во многом следовать примеру Забирова. Он ча­ сами проводил у заведываний матросов, присматривался к их практическим дейст­ виям. А потом в каюте до поздней ночи сидел над сборниками условий на ремонт различных механизмов. В них давалось де­ тальное описание всех корабельных агре­ гатов. После ухода с корабля Забирова коман­ диром электро-механического подразделе­ ния назначили Юрия Сергеевича Гладкова. Теперь на самостоятельной работе ему предстояло показать, что он является до­ стойным преемником такого знающего и опытного офицера, как Таяр Абдулахадо- вич Забиров. Коммунист Юрий Гладков отлично по­ нимает всю ответственность, которая воз­ ложена на него партией. Родиной, народом за судьбу боевой готовности родного ко­ рабля. И в своей практической деятельно­ сти офицер делает все зависящее от него, чтобы в любой момент его подчиненные, как и он сам, по приказу Отчизны смогли нанести сокрушительный удар по врагу. ...Корабль вышел в море. Инженер-ка­ питан-лейтенант Гладков недолго пробыл в посту энергетики. Он направился к зазе- дываниям своих подчиненных. Матрос Даныпин нес вахту на маневро­ вых клапанах. Офицер внимательно на­ блюдал за его действиями. — Да что он делает? — недовольно нахмурился Гладков, заметив, что Дань- шин очень резко производит реверс, быст­ рей, _чем положено, набирает обороты. Инженер -капитан-лейтенант подошел к матросу и , сдерживая накипевшее против него раздражение, как можно спокойней произнес: — Вы нарушаете инструкцию. Так не­ долго вывести из строя механизм. Хоро­ ший специалист должен чувствовать ма­ шину. Смотрите, как нужно действовать. Офицер стал на место матроса и пока­ зал. как следует делать реверс. — Обороты снижайте и набирайте плавно, — говорил Гладков. — Вот так. Лишь убедившись, что матрос уяснил свою ошибку и больше ее не повторит, командир подразделения отошел от Дань- шина. Поздней, когда возвратились в базу, инженер-капитан-лейтенант Гладков соб­ рал всех старшин машинных вахт и ма­ йе вровщиков. Он рассказал им о случае с матросом Даныпиным, об'яснил. к чему может привести неграмотное обслуживание заведывания. — А произошло это потому, что кое-кто вабыл о своем долге, нарушает требования инструкций. Приказываю старшинам про­ верить знания всех матросов, несущих вахту v маневровых клапанов, повысить требовательность к подчиненным. Корабль снова в плавании. И снова об- ходит свои боевые посты командир под­ разделения. Стройный, подтянутый, он лег­ ко спускается по отвесным трапам в ко­ тельное отделение, ловко пробирается в са­ мые «закоулки» трюмных помещений. Ин- жшер-кашгтаи-лейтепаят Гладов остано­ вился возле заведывания старшего матроса Мартьппина. Тот нес вахту на турбоцирку- ляционяом насосе. Офицер сразу опреде­ л и , что моряк на уплотнение сальников дал больше пара, чем следовало. — Уменьшите подачу пара, — прика­ зал Гладков старшему матросу. Мартышки смутился. Он быстро повер­ нул клапан. Подача пара снизилась. Но старшему матросу Мартышину при­ шлось еще раз покраснеть. Офицер пока­ зал ему на тахометр. — Внимательней следите за показания­ ми приборов. Увеличьте число оборотов турбоциркуляционного насоса. Старший матрос Мартышин тотчас от­ крыл быстрозапорный клапан. Стрелка та­ хометра сразу передвинулась на несколько делений. «Ох, и силен наш командир!» — с ува­ жением подумал Мартышин. глядя вслед удалявшемуся сфидеру. Со всеми спорными вопросами, которые сами старшины не могут разрешить, мо­ ряки приходят к своему командиру под­ разделения. Однажды после ужина, когда Гладков уютно расположился в каюте на пружин­ ном диванчике я раскрыл томик рассказов Джека Лондона, в дверь кто-то постучал. — Войдите! В каюту вошел моторист матрос Дунин. Он чувствовал себя неловко, увидев, что пришел не во-время н помешал командиру отдыхать. — Может мне в другой рее зайти, то­ варищ инженер-капитан-лейтенант? — Зачем в другой. Если уж пришли, давайте рассказывайте. Офицер понимал, что Дунин не стал бы беспокоить его из-за пустяка. — Я насчет подгонки подшипника ко­ ленчатого вала, — сказал ДунтА. — Мы с командиром отделения вместе над этим би­ лись, но ничего не получается. Вопрос, взволновавший матроса, был сталь сложным, что Гладков не удивился, почему тот обратился за помощью непо­ средственно к нему. — Что ж, давайте попробуем разо­ браться. — произнес Гладков. — Думаю, что эта лучше всего сделать непосредст­ венно у апретата. Они пришли в помещение, где установ­ лен дизель-генератор. — Сперва нужно промерить шейку ва­ ла, — об’яснил офицер матросу. — Это необходимо для того, чтобы определить, можно ли поставить вкладыш. Гладков взял микрометр. — Смотрите, как нужно делать промер. Дунин внимательно следил за каждым движением командира. Сработала треще- точка микрометра. — Стоп. С промером закончили. Види­ те, вкладыш поставить можно. Теперь пов­ торите мои действия сами. — Так! Молодец! Потом офицер показал матросу, как промерять и подсчитывать зазор. Он про­ делал это с помощью щупа, напоминаю­ щего веер. сделанного из тонких металли­ ческих пластинок разной толщины, от 0.3 до 1 миллиметра. — Спасибо, товзрищ инженер-капитан- лейтенант. Остальную работу я проделаю сам. — Сможете? — Теперь смогу. Офицер не скрывал своей радости, когда узнал, что матрос Дунин отлично завер­ шил подгонку подшипника коленчатого ва­ ла. Значит, «консультация» помогла. К та­ кого рода «консультациям» к инженер-ка­ питан-лейтенанту Гладкову обращался не только Дунин. Как-то после одного из походов матрос Шумелев с разрешения командира разоб­ рал электрокомпрессор. И тут он обнару­ жил. что подшипники словно покрылись станеолевыми пластинками. Он доложил об этом старпгино 2 статьи Дурягииу. — Говорите, на подшипниках натяг бе­ лого металла? — переспросил старшина. — Интересно. Пойдемте вместе, поглядим. Внимательно рассмотрев подшипники, Дурягин понял, откуда взялся на них на­ тяг белого металла. А вот как поступить дальше, как снять его, старшина не знал. — Давайте посоветуемся с командиром подразделения, — предложил Дурягин. — Я тоже об этом подумал, — при­ знался матрос. — Он у нас такой, что наверняка что-нибудь придумает. Моряки не ошиблись в своем коман­ дире. Выслушав подчиненных и изучив характер дефекта подшипника, офицер порекомендовал: — Натяг уберите шабером. Потом про­ мерьте величину зазора и при необходи­ мости приведите его в норму с помощью пластин. — Ведь я говорил, что он придумает, — сказал Шумелев, когда командир ушел. При этом в голосе матроса звучала такая гордость, словно выход из сложного поло­ жения нашел он. Шумелев... Командир подразделения регулярно проводит со старшинами пояазательные занятия. К каждому из них он тщатель­ но готовится, пожалуй, с немепыпим ста­ ранием, чем в свое время к зачетам в училище. «Методика проведения занятий по спе­ циальности». — такова была тема одного из последних показательных занятий офи­ цера со старшинами. Он об’яснил им, как нужно составлять план-конспект, в ка­ кой последовательности излагать мате­ риал матросам, показал, как' пользовать­ ся чертежами и схемами при рассказе. Свои теоретические пололсения Гладков проиллюстрировал на конкретном приме­ ре. — Допустим, вам нужно рассказать ма­ тросам об устройстве, irpmrrome действия и обслуживании турбоциркуляционного насоса, — говорил офицер. — Послушай­ те, как это следует делать. И Гладков последовательно, шаг за ша­ гом осветил все вопросы. Офицер из опыта знал, что от методического мастер­ ства старшин во многом зависит состоя­ ние боевой подготовки личного состава. Взять, к примеру, переювого командира отделения старшину 2 статьи Ермохина. Он и требователен к подчиненным, к занятиям серьезно готовится и проводит их на высоком методическом уровне. Не­ удивительно, что боевой пост, которым командует Ермохин, является отличным. Личный состав подразделения добился известных успехов в службе. По комму­ нист Гладков далек от самоуспокоенности и зазнайства. Для него каждое достиже­ ние— это ступенька к новым, еще боль­ шим успехам, шаг на пути к дальнейшему совершенствованию воинского мастерства. Несколько месяцев назад в электро­ механическое подразделение прибыл моло­ дой офицер. Прошло немного времени, и инженер-капитан-лейтенант Гладков пред­ ложил ему: — Приготовьте и запустите аварий- нг;й дизель. У него ничего не получилось. — Я не дизелист, — оправдывался офицер. — Очень слабо представляю себе эту машину. — Вы офицер элсктро-механическогп подразделения, — гтрогл заметил Глад­ ков и, улыбаясь, добавил: — не всегда же вам быть командиром группы. Гладков об’я снил основные узлы агре­ гата, показал, как нужно готовить и За­ пускать дизель. Молодому офицеру хоте­ лось возразить 'Командиру, что в электро­ механическом подразделении столько все­ возможных механизмов, что научиться хорошо их обслуживать одному человеку т^-дно. Но промолчал, вспомнив, с ..а- ким знанием дела распоряжается инже­ нер-капитан-лейтенант на любом боевом посту. Коммунист Гладков с полным правом мог бы сказать молодому офицеру: — Нельзя научить людей тому, чего твердо не знаешь сам. И это — верно. Е . ДНЕПРОВ. В трудных у с л о в и я х Корабль идет, рассекая форштевнем вол­ ны. Вода заливает бак и надстройку. Пе­ нистый вал подымается за кормой. Нелегко нести мотористам в такую по­ году походную вахту. Шумят работающие механизмы. Жарко. При первых выходах в море матрос Его­ ров чувствовал себя плохо, укачивался и не мог справляться с обязанностями. — Не будет из меня моториста, — рас­ строенный говорил он командиру отделе­ ния. — Неправда, — отвечал старший ма­ трос Клюкин. — Не падайте духом. Когда я пришел на корабль, тоже укачивался не меньше, чем вы. А теперь, как видите, не скисаю ни в какую погоду. — От чего же все-таки зависит это? — Частично от привычки, а главное от настойчивости, от стремления преодолеть трудности. Есть хорошая поговорка «Тер­ пение и труд все перетрут». В этом походе моторист Егоров самостоя,- тельно несет вахту у механизмов. Он бы­ стро и четко (репетует и выполняет все команды, обеспечивая кораблю заданный ход. На мостик поступают точные доклады от гидроакустика старшего матроса Па- шетко. Он внимателен при работе и чут­ ко улавливает нужный тон эха. В воде много различных помех. Понходит несколь­ ко сигналов, но гидроакустик различает среди них нужный сигнал. Вдруг связь прорвалась. Гидроакустик немедленно доложил об этом на мостик. Поступило приказание устранить неполад­ ки. Хорошо зная технику, Пашетко быст­ ро открыл прибое и начал прощупывать лампы. Так и есть, одна из них оказалась холодной — перегорела. Моряк быстро за­ менил лампу. Сообщив об этом командиру, он тотчас восстанавливает контакт с це­ лью. Вечером корабль возвращался в базу. Ветер утих, море почти успокоилось. Толь­ ко мертвая зыбь еще раскачивала корабль. Начало подмораживать. Над поверхностью воды поднялся туман. Померкли огни мая­ ков, скрылись очертания прибрежных скал. А корабль приближался к узкостн. Командир приказал Пашетко измерять дистанцию до берепа. Старшин матрос справился и с этой задачей. Корабль бла­ гополучно возвратился в базу. За бди­ тельное несение вахты командир поощрил старшего матроса Пашетко и матроса Его­ рова. Матрос Ю. ГОМАН. В отличном состоянии содержат свое заведывание подчиненные старшины 2 статьи Гаврилина. З а умелое воспитание воинов Гаврилину об’явлено много благодарностей. Н А СН ИМ К Е : старший матрос Владимир Камышев и командир отделения стар­ шина 2 статьи Александр Гаврнлня (справа) готовят заведывание к походу. Ф ото И . Никишова. БДИТЕЛЬНО ПОХОДНУЮ НЕСТИ ВАХТУ Настойчивость в учёбе Матросу Колыше.ву старшина часто рас­ сказывает о роли корабельной техники в современном морском бою, о передовых во­ инах подразделения. На занятиях Колышев старательно изу­ чает устройство агрегатов и механизмов, электрические схемы, правила эксплуата­ ции материальной части и ухода за нею. Трудно было познать матросу схему включения реостата. Старшина большое внимание уделил именно этой теме, допол­ нительно занимался с воином непосредст­ венно у механизмов. Однажды реостат начал работать с пере­ боями. Матрос Колышев вызвался устра­ нить неисправность. Воин умело применял на практике теоретические знания. Он от­ соединил реостат от геноратора, снял кар­ кас и стал искать причину неисправно­ сти. При помощи прибора ему быстро уда­ лось сделать это. Вскоре Колышев доло­ жил старшине о том, что неисправность устранена. — Матрос Колышев показал твердое знание специальности, он действовал рас­ торопно и инициативно. — сказал стар­ шина на вечерней поверке. Недавно Колышев об'явлен отличником боевой и политической подготовки. На­ стойчивость в учебе дала свои результаты. Старшина 2 статьи С. АГЕЕВ . За высокое качество занятий по специальности Коммунисты кораоля по-деловому помогают командиру в обучении воинов Партийная организация Ноского кора­ бельного подразделения, помогая командо­ ванию в обучении и воспитании моряков, за последнее время стала глубже вникать в занятия по специальности. И это весь­ ма похвально. Ведь занятия по специаль­ ности — основное средство обучения мо­ ряков воинскому мастерству. Именно ззесь матросы и старшины получают по­ чти все необходимые им знания и навы­ ки по специальности, учатся выжимать из техники-все. что она может дать. Каж­ дое занятие, где бы оно ни состоялось — у причала, на рейде, в плавании — должно проводиться организованно, на высоком теоретическом уровне, с учетом требований современного боя. Коммунисты раз’ясияют своим сослу­ живцам вопросы о роли в современном бою людей, обладающих высокими мо­ рально-боевыми качествами и отлично владеющих доверенной им техникой, развивают у воинов чувство гордости за порученное дело, любовь к технике и оружию, организуя с этой целью •различ­ ные мероприятия. На одном из заседаний партийного бю­ ро коммунист Слепое внес хорошев пред­ ложение: помочь командованию в прове­ дении проверки занятий и их подготов­ ки . результаты обсудить на заседании бюро, затем разъяснить руководителям за­ нятий вред допущенных ими ошибок, ши­ роко распространить опыт передовиков. Предложение коммуниста было поддер­ жано. Проверка дала богатый материал. Среди обнаруженных недостатков можно отметить следующие. Главный старпшва Чамов. проводивший занятие с гидроаку­ стиками. не имел плана своего рассказа. Командир отделения пулеметчиков тов. Кротов плохо подготовился к выступле­ нию перед своими подчиненными. Причи­ на этого в том. что ему поздно сообщили тему занятия, и Кротов не успел прочи­ тать необходимую литературу, привести в систему собранный материал. В некото­ рых группах занятия начались с опозда­ нием. Старший матрос Войнов и матрос Трегуб нарушили установленную форму одежды. Посещаемость в одной из групп была низкой: отдельные матросы отсут­ ствовали и на занятиях в других груп­ пах. Обнаруженные недостатки были обсуж­ дены на расширенном заседании партий­ ного бюро. Сюда были приглашены мно­ гие коммунисты корабельного подразделе­ ния старшины и офицеры. Член партийного бюро Чесноков. до­ кладывая о недочетах, выявленных про­ веркой, за образец взял организацию по­ литических занятий, которые в подраз­ делении проводятся строго по уставу. На­ до, сказал активист, чтобы и занятия по специальности готовились со всей серьез­ ностью, во-время начинались я во-время заканчивалась, чтобы от них эе отрыва­ ли ни одного человека. — У вас заведено хорошее правило. — продолжал тов. Чесноков, — ни под каким предлогом не вызывать людей с политических занятий. Надо распростра­ нить это правиле х ж каждое занятие пе специальности. Партийное бюро щ— вщ> кмдаожеопе тов. Чеснокова и потребовало от комму­ нистов помочь командирам в устранении недостатков, обнаруженных при провер­ ке. Коммунисты, выполняя это требование, проделали большую работу. В первую очередь, они сами стали тщательнее го­ товиться к занятиям, провели со старши­ нами и матросами индивидуальные бесе­ ды. раз’ясняли воинам значение отлично­ го владения техникой в совр&менном бою. рассказывали, как учились боевому ма­ стерству герои Великой Отечественной войны. При вторичной проверке командование уже не обнаружило многих из выявлен­ ных ранее недостатков. Они были ликви­ дированы общими усилиями начальников и подчиненных, коммунистов и беспар­ тийных. К этому вопросу коммунисты возвра­ щались не раз. Партийная организация помогла командованию наладить один из важнейших участков боевой подготовки — занятия по специальности. Активисты теперь изучают отношение людей к занятиям по специальности по­ вседневно. в будничной трудовой обста­ новке. Сами члены и кандидаты КПСС показывают пример в этом отношении, проводят занятия строго по уставу, так что У них есть чему поучиться многим. Хочется, например, отметить коммуниста главного старшину Дерюжкит. Тщатель­ но готовясь к занятию на тему «Назна­ чение. устройство и снабжение корабель­ ного четырехвесельного яда», он, несмот­ ря в а отличное знание темы, прочитал описание яла. разработал план проведе­ ния з а н я тм , который был утвержден по­ мощником командира корабля. В плане главный старшина указал тему занятия, его цель, перечень сведений и упражне­ ний. которые необходимо было усвоить матросам, метод обучения, расчет време­ ни. Занятие началось в установленный срок, дисциплина на нем была высокой. Коммунист главный старшина Дерюж- кпн рассказал матросам, как строятся шлюпки на заводе, показал им схемы, чертежи. Вторую половину занятия он проводил непосредственно у шлюпки. Ста­ вя контрольные вопросы, он проверил знания моряков. То. в тем воины разо­ брались недостаточно, Дерюжкин повто­ рил на другом занятии. Матросы прочно усвоили материал. Де­ лая вывод, главный старшина указал, что несмотря на хорошее знание устрой­ ства шлюпки молодые матросы имеют недостаточные практические навыки в гребле, в выполнении команд. Опыт тов. Дерюжкина и других пере­ довиков распространяется среди старшин. 0 нем рассказывается на собраниях, в беседах, в стенной печати. Долг коммунистов подразделения — но ослаблять внимания к такому важному звену в боевой подготовке, как занятия по специальности. Это будет способство­ вать росту* боевого мастерства личного состава, повышению боевой готовности родного корабля. Старший лейтенант Д. БОЖКО, член партийного бюро. Поступило приказание: — Поднять пар в коглах и опробовать механизмы... Во время ремонта был вскрыт турбо­ генератор. Замерялись масляные зазоры в подшипниках и осматривалось состоя­ ние шеек ротора. Ремонт производил ма­ трос Мещеряков. Все, казалось, было сде­ лано на совесть. Старшина 2 статьи Глебов приказал Мещерякову подготовить турбогенератор к действию. Матрос осмотрел турбогенератор. Затем он долил масло в картер, повернул ротор одновременно прокачивая масляным руч ным насосом замерил посадку ротора. Прогрев механизм, матрос доложил: — Турбогенератор к запуску готов. Прошло еще несколько минут, пока вво­ дили в действие другие механизмы. Вдруг зазвонил телефон из поста энергетики, трубке послышался голос вахтенного ме­ ханика: — Запустить турбогенератор и при­ нять нагрузку! Ста/ршина Глебов отдал приказание вахтенному у генератора. Мещеряков, сле­ дуя инструкции, начал запускать меха­ низм. Он быстро открыл клапаны и по­ степенно набирал число оборотов. Теперь нужно было поднять быстрозапорный кла пая и быстро закрыть пусковой. Как ни старался это сделать Мещеряков, быстро­ запорный клапан не поднимался. «В чем же причина?»— думал моряк. Глебов уже ожидал команды о запуске турбогенератора и принятии нагрузки, но доклада не было. Тогда моряк понял, что у турбогенератора что-то не в порядке. Он быстро подошел к генератору и спросил Мещещгкова. в чем дело. Матрос рассказал старшине о случившемся. Глебов быстро нашел причину. Генера­ тор был введен в действие. Оказалось, что во время подготовки турбогенератора к действию Мещеряков неточно выполнил инструкцию, не про­ верил. все ли соединения магистралей хо­ рошо обжаты. В результате масло не мог­ ло подойти под быстрозапорный клапан, а вытекало на палубу. Эго говорит о том. что необходимо тща­ тельно готовить механизмы к действию. Здесь пе может быть мелочей, все узлы механизма неразрывно связаны мелиу со­ бой. Особенно большое значение имеет по­ ходная вахта у турбогенератора. В похъте не только требуется знание инструкции, ко и большая выносливость, бдительность вс время обслуживания. Походную вахту на турбогенераторе я несу посменно с матросом Мещеряковым. Поступила команда: «Корабль к бою и походу изготовить!». Все машинисты быстро занимают свои места. Мещеряков подготовил турбогенера­ тор к действию и запустил его. стремясь не допустить прежних промахов. Выходили в море в плохую погону. Дул сильный ветер. Уже всем было ясно, что море встретит штормом. Когда вышли из залива, корабль стало сильно качать. Поход был трудным. Мещеряков бди­ тельно нес походял/ю вахту. Он точно по инструкции обслуживал турбогенератор, обращал особое внимание на поступление масла в подшипники. Вдруг моряк заметил, что поступление масла от масляного насоса постепенно начинает уменьшаться. Мещеряков начал искать причину, но сразу не мог понять, что случилось, а . найдя ее. взял в инстру­ ментальном ящике ключ и отвертку и «убавил слив на перепускном клапане. Стрелка манометра пошла вверх и остано­ вилась у красной черты. Время вахты подходило к концу. Когда я пришел принимать вахту, ге­ нератор работал нормально. Мы доложили старшине о приеме и сдаче вахты. Но Ме­ щеряков не сказал о там. что. когда он стоял вахту, падало давление масла от масляного насоса. Нормальная работа ге­ нератора продолжалось недолго. Неся вах­ ту, я заметил, что давление масла подает. Я взял слухач я прослушал работу тур­ богенератора. Подшипники турбины и ре­ дуктора работали нормально, но когда стал прослушивать масляный насос, то сразу же понял, что он работает ненор­ мально. Я решил, что он не полностью забирает масло кз картера и подает его в систезяу. Когда я решил закрыть пол­ ностью перепускной клапан, то увидел, что он уже закрыт. 0 случившемся я до­ ложил старшине взхты. Старшина осмот­ рел работу генератора и принял решение вскрыть масляный приемный фильтр. Он попросил разрешения у вахтенного меха­ ника снять нагрузку с турбогенератора для очистки фильтра. Разобщение было получено. Мещеряко­ ва вызвали в машинное отделение для устранения неисправности. Ветер усиливался. Море бушевало. В машинном отделении было жарко, болела голова, но необходимо было как можно скорее устранить неисправность. Фильтр оказался засоренным. Сетка его была за- ^ бита противокоррозийной краской. Фильтр засорился потому, что во время качки масло в картере перемещалось го в одну’, то в другую сторону, да притом оно на­ грелось во время работы, а карте.р был окрашен противокоррозийной краской. Фильтр очистили при помощи пара и промыли в бензине. Когда он был по­ ставлен на место л турбогенератор ввели в действие, подача масла стала нормаль­ ной, генератор работал хорошо . В процессе оаботы выяснилось, что во время вахты Мещерякова действительно засорился фильтр, но матрос просто за­ был об этом доложить. Предотвратить за­ сорение фильтра было невозможно, его необходимо было вынимать, чистить. Но то. что Мещеряков не доложил старпгине, могло привести к не исправности , и тогда бы весь корабль был оставлен без света. Бдительность и быстрота действий ва вахте — большое дело. Необходимо, сме­ няясь с вахты, передавать вое замечания по работе механизмов заступающему и старшине вахты. Это обеспечит беспере­ бойную работу механизма. Когда мы возвращались в базу, качка была меньше, но после напряженного дня еще чувствовалась усталость. Радостно было сознавать, что поход прошел хо­ рошо и поставленная задача выполнена. На другой день, подводя итоги похода, командир разобрал ошибки, допущенные отдельными воинами в походе. Особое внимание он обратил на бдительность не­ сения вахты у работающих механизмов во время артиллерийских стрельб. Наибольшею внимание необходимо уде­ лять молодым матросам, прививать им на­ выки в обращении с техникой как на стоянке, так и на походе, учить их пра­ вильно эксплуатировать боевую технику. Практически помогать молодым воинам в освоении техники — задача не только офицеров и старшин, но и каждого клас­ сного специалиста. Матрос Г. МАКОВ, специалист второго класса. 1 ребовашельноешь На корабле дан сигнал начать приборку. Матрос Шкаликов медленно направился на свой об’ект. Взяв в руки ветошь, он стал но спеша протирать вентиляционную ма­ гистраль. Время шло. а Шкаликов не то­ ропился. Когда до конца приборки оста­ лось несколько минут, воин бросил ве­ тошь в коанец и пошел мыть руки. — Ну, как у вас дело? — услышал он в это время голос старшины 1 статьи Вар- сопко. — Хорошо приборку сделали?. — Конечно, — ответил Шкаликов. Старшина провел рукой по одной из магистралей и показал матросу загрязнив­ шиеся от пыли пальцы. — Зцачпт делаете приборку только для вида, в уголки заглянуть забываете. Сделав матросу строгое внушение, стар­ шина заставил его заново произвести при­ борку. а затем проверил, как выполнено приказание. Варсошсо — требовательный командир. Он строго взыскивает с нерадивых матро­ сов, по заслугам поощряет достойных. Подчиненные видят в нем пример добро­ совестного выполнения служебных обя­ занностей. стараются подралгать старши­ не. Варсопко умело передает свой богатый опыт работы па боевом посту личному со­ ставу, помогает морякам овладевать спе­ циальностью. Под его руководством ма­ тросы грамотно эксплуатируют материаль­ ную часть, многие из пих стали классны­ ми специалистами. Старшина 2 статьи М. ШИБАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz